1 неделя по пятидесятнице — богослов

Следующее воскресенье после праздника Святой Троицы называется Первая неделя по Пятидесятнице. Она носит название «неделя всех святых». Что это означает?

Годичный круг

После Светлого Христова воскресения недели носят названия в честь евангельских событий, имеющих отношение к Пасхе и Христу. Всего шесть недель, которые заканчиваются праздником Пятидесятницы. После этого счет недель начинается заново. Первая неделя после Пятидесятницы, вторая и т.д.

Так в течение года вплоть до следующего Великого поста. После дня рождения Церкви начинается круглогодичный отсчет. Но только две первые недели после Пятидесятницы носят название. Первая называется «неделей всех святых», а вторая – «неделей всех русских святых». Почему так заведено?

Почему вспоминаются все святые

1 неделя по Пятидесятнице - Богослов

Сошествие Святого Духа дало возможность ученикам Христа, которые до того времени боязливо прятались в запертых домах, стать смелыми и самоотреченно отправиться на проповедь о Любимом Учителе. Это им стоило жизни, они знали о таком конце, но сошедшая Благодать укрепила их на предстоящие подвиги.

Также Благодать открыла им ум для того, чтобы понять смысл крестной смерти Христа, Его ужасных мук. В этом и есть предназначение всех христиан – безбоязненно идти на страдания ради обещанных благ вслед за Христом.

После своего дня рождения Церковь вспоминает именно тех, кто послужил Ей, став примером для всех остальных христиан. Святые – это такие же люди, как и мы, но сумевшие побороть страх и саможаление и посвятить свою жизнь служению Христу и людям.

Какие святые поминаются в этот день

В первое воскресение вслед за Пятидесятницей вспоминаются абсолютно все святые, которые были на земле после пришествия Христа.

Среди них самые известные и почитаемые по всему миру:

  • Святитель Николай;
  • Святитель Спиридон Тримифунский;
  • Святой Пантелеимон-целитель;
  • Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София;
  • Святой Иоанн Креститель;
  • Преподобная Мария Египетская;
  • Святой Георгий Победоносец.

Иконы этих наиболее почитаемых и любимых святых есть в каждом доме. Люди чтут их и молятся им о здравии и избавлении от бед.

Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодняшний воскресный день, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами чествуем всех святых, от века угодивших Богу.

Эту память премудро устрояет Церковь Христова, чтобы после недели Пятидесятницы, дня сошествия Святаго Духа, полноты явления третьего лица святой Троицы и явления Бога-Троицы человечеству в основание Церкви, показывает нам плоды деятельности Церкви Христовой. Святость является необходимой нормой жизни в Церкви.

Она является естественным продолжением человека, верующего во Христа. Тот кто приблизился ко Христу, отозвался на Его божественную любовь, не может не стремиться жить также, как это заповедал Христос и так как Он явил это в Своей земной жизни.

1 неделя по Пятидесятнице - Богослов

Святая Церковь являет нам сонм святых, как удостоверение того, что Бог реально действует в Своей Церкви, что падшая природа человека, обезображенная грехом, изуродованная страстями, утратившая свою первоначальную целостность, может быть восстановлена, восставлена, преображена в Теле Христовом – Церкви. И собственно именно это наше приращение Телу Христову, телу церковному и является тайной спасения человеческой души, насколько человек проникает в церковной жизни во Христа, насколько он живет со Христом и во Христе. Это и есть святость. И не случайно сегодняшнее Евангелие нам открывает эти пути к святости. Евангелист Матфей приводит слова Христа Спасителя: «Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным, а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Небесным».

Казалось бы, мало кто из нас сподобляется такого прямого исповедания, когда на пределе человеческих возможностей, на грани между жизнью и смертью требуется от нас исповедания Христа своим Господом, мужества остаться верным Ему до конца, быть непоколебимым в этой уверенности, что Господь посылает нам не только утешения и радости, но и попускает нам страдания и скорби.

Но эти страдания и скорби очищают душу человека и увенчивают ее небесным венцом, если человек это принимает ради Христа и со Христом. Но тем не менее, этот страх человеческий перед лицом смерти он совершенно понятен, потому что и Сам Христос в Гефсиманском саду страшился смерти.

Но наша задача повергнуть эту смерть пред стопами Христа Спасителя, когда смерть физическая является для нас уже не мраком и ужасом, но дверью в новую жизнь с Богом, тем переходом, когда человек переходит от жизни временной к жизни вечной. Хотя здесь мы уже должны начать жить в вечности.

Если мы так не живем, но наивно предполагать, что наша жизнь христианская она как-то по-настоящему состоялась. Христианин живет пред очами Божьими, пред очами вечного бессмертного всемогущего Бога.

Но исповедание не только это возможно для нас, не только это исповедание перед лицом страданий и смерти.

Но от нас требуется это исповедание повседневно, когда человек каждый день своей жизнью являет миру, что он христианин не словами какими-то красивыми или высокими речами и поучениями, не каким-то показным благочестием, но подлинной добродетелью своего сердца, которое проистекая из боголюбивой души, являет дела нашего Творца: милосердия, кротости, долготерпения, удивительного не осуждения ближнего, богоподобного смирения. Все это исповедует, что Христос есть истинный Бог, и Он есть истинный Бог наш. Именно в этом исповедании мы должны трудиться каждодневно. Именно этого исповедания ожидает от нас Христос Бог. Потому что тот, кто не совершает это на всякий день искренне и всецело, не сможет пойти со Христом до конца и в дни страшных гонений, испытаний и даже лютой смерти. Это бывает невозможно, поэтому путь святости – это верность Богу, чтобы быть верным Ему и до конца и всегда. Ведь так легко оказаться неверным в каких-то мелочах. И, тем не менее, любую мелочь видит Господь наш. Он Сердцеведец, Он Всеведец, Который знает тайные и сокровенные мысли сердечные всякого человека. И в этой вере насколько ответственны становимся мы, насколько возрастает эта ответственность каждого из нас перед лицом нашего Творца и Создателя.

И далее говорит Господь: тот, кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот недостоин Меня». Казалось бы, Господь повелевает любить своих детей и почитать своих родителей.

Как же это возможно не любить их? Но Господь говорит лишь о том, что когда встает выбор между нашими родителями и Богом, между нашими детьми и Им, Спасителем мира, и мы выбираем не Его, а их, мы недостойны Его, потому что мы не научились любить Его всецело той любовью, которой Он заповедал в первой заповеди еще через Моисея: «Возлюби Бога твоего всем сердцем своим, всем помышлением твоим, всем разумением твоим, всей крепостью твоею». Именно такая любовь приводит человека к Богу, и тем самым к святости. Невозможно любить ближних, не любя Бога. Именно возлюбив Бога, мы учимся любить настоящей любовью, той любовью не лицемерной, не притворной, не слабенькой, но любовью мудрой, любовью терпеливой, любовью иногда взыскательной и строгой, для того чтобы явить дела нашего Небесного Отца.

Господь говорит: тот, кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот недостоин Меня (Мф. 10, 38). Этот крест он составляется из очень многого. Это не только какие-то страшные страдания, но и повседневная верность Христу это тоже крест.

Крест болезней, крест каких-то взаимоотношений с ближними, крест соседей или родственников, которые бывают с дурным характером или с очень плохим воспитанием. Болезнь детей, быть может, или сложный характер начальника. Все это составляет многий и многий крест.

Но прежде всего, крест это труд быть во внимательном сердце с Богом, это способность хранить свой ум от греховных помыслов, это та теснота и та горечь, которая бывает самым тяжелым крестом в нашем следовании за Христом.

И без принятия этого креста, без желания и решимости быть с Богом и претерпевать все, что необходимо, для того чтобы быть со Христом, мы недостойны Христа, мы не способны будем никак соединиться и даже приблизиться к Нему.

Именно этому научает нас сегодняшнее Евангелие, потому что апостол Петр говорит: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» Казалось бы, по-человечески, что оставил Петр, что оставили апостолы? Казалось бы, так немного: рыбацкие сети, простые лодки. Но они оставили не только это, но оставили свою семью, своих близких, своих родных.

И даже эти рыбацкие сети и лодки – это было все, что они имели. Они готовы были отказаться от этого ради Христа. Ведь Господь смотрит не на количество оставленного человеком, но на то, насколько это было ему дорого, насколько он был привязан к этому, насколько это составляло суть его жизни, полноту ее, и насколько он готов этим пожертвовать ради Христа.

И если всмотреться в жизнь каждого из нас, мы тоже не так много имеем, как нам кажется. Но эта готовность оставить это, если не оставить физически, но по крайней мере не привязываться к этому, чтобы мы владели своими дарованиями, своим, имуществом, мы распоряжались им ради Христа. Чтобы мы так поступали с этим, а не чтобы оно владело нами.

Чтобы отношения с ближними не диктовали нам что-то противное заповеди Христовой.

Именно к этому призывает нас Христос. Об этом говорит апостол Петр, что мы оставили все. И Господь уверяет его, говорит, что вы пакибытии сядете на двенадцати престолах судить двенадцать коленам Израилевым. И всякий, кто оставит ради Меня отца, мать, детей, сестер, братьев, тот примет и дом и землю, и приимет это сторицею, и в будущем веке жизнь вечную (Мф.

19, 29). Без этого обетования невозможно какое-то отречение наше в этой земной жизни. Но это обетование непреложно. Христос дает нам так много, но мы так мало готовы от Него принять. Так тесно порой наше сердце, что оно не вмещает этой щедрости, этой полноты божественных даров.

Господь и Он дает мало, но мы так мало Его любим, и так мало готовы от Него принять. И в этом Евангелии урок нам от Господа, чтобы мы могли это осознать и хотя бы в малой степени исправиться. Ведь Господь говорит: и будут последние первыми, и первые последними.

Не по внешности судит Господь, но по состоянию сердца и души человека, по тому, что творится в его внутреннем составе, какие мысли у него. Не те первые, которые порой первенствуют в должностях, в зарплатах, в имуществах.

Читайте также:  Литургия преждеосвященных даров в дни великого поста - богослов

Но прежде всего те, которые последними признают себя пред Богом, те, как мы слышали в Апостоле, которых недостоин был весь мир, те, кто скитался в горах, пропастях, пещерах земных. Те, кого мир не познал в своем безумии, но те, кто свой ум исказил ради премудрости Божьей. Именно они становятся первыми на суде Божьем.

Дай Бог, чтобы и мы обрели это безумие ради Христа, эту мудрость Христову, которая да соделает и нас в малой степени осознающими себя последними в этом мире. Да явиться нам в числе последователей Христовых, тех, коих мы празднуем – всех святых, от века угодивших Богу. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)

26 июня 2016 г.

Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых, Проповеди. Книга 4 (2005 г.) — протоиерей Димитрий Смирнов

    Поздравляю всех с днем ангела, потому что сегодня день всех святых и мы все именинники. Сегодня Церковь прославляет всех святых угодников Божиих – и христиан, которые жили до нас, и тех людей, которые были водимы Духом Святым даже до пришествия Христа на землю.

У каждого народа, независимо от его веры, есть такое понятие: святой. Святым называют обычно человека, который в лучшую сторону отличается от всех окружающих, хотя выразить, в чем именно святость заключается, люди, как правило, затрудняются.

Но в учении Православной Церкви этот вопрос разрешается просто: святой – это тот, кто причастен к Святому Духу.

Ни один человек, рождаясь от грешных родителей и проводя жизнь свою греховно, сам по себе святым быть не может, потому что природа человеческая пала из-за греха. Человек никак не может быть генератором Божественной благодати. Источник благодати есть только Бог.

И если человек стремится к Богу, если стремление его искреннее, глубокое, настоящее, тогда Господь, видя это, выходит такому человеку навстречу и происходит соединение духа человеческого и Духа Божия.

Вот это соединение и называется святостью или вечной жизнью, потому что все, что непричастно к Богу, в чем нет Божьей искры, то тленно, а то, что к Богу причастно, – нетленно. Бог вечен, и, когда человеческий дух соединяется с Духом Божиим, он получает вечную жизнь.

Для чего люди обычно крестятся? Современный человек по непонятной причине, чаще всего потому, что есть такой обычай. Но на самом деле Господь всем народам повелел креститься во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Через крещение начинается приобщение к вечной жизни.

Поэтому если человек крестился, но приобщения к вечной жизни не произошло, то это крещение было как напрасный дар. Поэтому с момента крещения человек должен постоянно трудиться над тем, чтобы благодать Божия входила в его жизнь, в его состав, чтобы он приобщался к жизни святой. Однако очень часто, к сожалению, этого не происходит.

Гитлер тоже был крещеный, и, как видим, плоды его жизни были совсем не так хороши, как, может быть, хотелось его маме и папе.

То, что мы крещены, – только залог, а реализуем ли мы этот залог, неизвестно. Это как с деньгами – сами по себе они ничто, и являются какой-то ценностью, только когда мы на них что-то купим. А если деньги просто лежат, то это мертвый груз, они никому не нужны. Их назначение лишь в том, чтобы обращать их в товар.

Так же и если мы крещены, но это никак в нашей жизни не выражается, в этом крещении нет абсолютно никакого смысла. Вот сегодня мы будем крестить десятки детей, но толку в этом ровно ноль, даже есть убыток – денежный, потому что за крещение приходится платить.

А толку никакого, поскольку эти дети никак к Церкви не приобщаются, не приобщаются к благодатной жизни. Кое-кто из них, единицы, потом проявляют к этому интерес и действительно начинают жить духовной жизнью, начинают заниматься спасением души.

Но лучше бы креститься в тот момент, когда ты этим заинтересовался, нежели свое крещение отдавать на попрание дьяволу и много лет бродить неизвестно где.

Господь основал Церковь только с одной целью: не для того, чтобы мы покойников поминали; не для того, чтобы отпевали и еще какие-то требы совершали. Единственная цель у Бога – приведение всех нас к Себе, а это происходит благодатью Божией, через соединение с благодатью нашего духа.

И в сегодняшнем Евангелии рассказывается, каким образом можно достичь этого соединения, каким образом можно достичь святости. Но Евангелие писалось давно, когда святых еще не было, поэтому нам сейчас гораздо легче.

Мы можем изучить жизнь любого святого, посмотреть, что он делал, что говорил, и начать подражать ему в своей жизни, чтобы достичь того же общения с Богом. В Евангелии и житиях святых нам показан путь, которым можно достичь святости.

И если мы в результате нашей жизни хотим достичь того, чего достигли святые угодники Божии, если мы хотим, чтобы наше хождение в храм, наше причащение, изучение Священного Писания, вообще наша жизнь имела хоть какой-то плод, то мы должны идти именно этим путем.

А если мы стремимся еще к чему-то помимо святости, тогда наша жизнь будет бесплодной, потому что не приведет нас к вечной жизни. Можно стать самым прославленным в мире писателем и погубить свою душу. Можно быть самым лучшим кондитером и погубить свою душу. Можно нарожать пятнадцать человек детей и погубить душу.

Можно все человечество спасти от рака, от СПИДа и погубить свою душу. Да, спасешь, изобретешь вакцину, масса людей продлят свою жизнь на некоторое время – а ты все равно будешь в геенне огненной, если не соединишься с Духом Святым, если будешь чужд Ему, если тебе духовная жизнь будет совершенно неведомой, потому что она лежит вне сферы твоих интересов.

Господь нам говорит, с чего начинается святость: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». «Исповедать» – значит из себя поведать о том, что я есть христианин.

Но понятно, что если мы химическим карандашом на лбу или на майке напишем: «Я православный христианин» – и будем ходить по улице, то ничего, кроме смеха, у людей это не вызовет. Потому что слов все слышали достаточно, надо показать дела. Мы должны, живя в этом мире, жить по-христиански.

Несмотря на то что все блудят, все воруют, все ругаются, все завидуют, все ненавидят, никто не молится, мы должны поступать наоборот. Исповедание – это не значит, что мы должны каждого уговаривать, чтобы он крестился, стал бы православным христианином, курить бы бросил. Пусть делает все, что угодно, но мы своей жизнью должны являть жизнь иную.

Если же мы смешиваемся с толпой, если мы живем так, как все, то мы не христиане. Наша жизнь должна быть принципиально иной, принципиально. Мы должны даже и одеваться иначе, чем одевается современный человек. Все должно быть у нас обязательно иное, жизнь инаковая. Так и иночество возникло – в противовес мирскому обычаю. Именно это значит исповедание себя перед людьми.

А тогда и Господь исповедает нас перед Отцом Своим Небесным. Он скажет: эти люди – вот этот, вот этот, вот этот – жили не по стихиям этого мира, а так, как Я их научил. То есть Господь будет Сам за нас ходатайствовать.

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Какие странные слова. Мать, отец, дитя – это те, кого мы любим бесконечно, даже часто излишне, а Господь требует, чтобы мы Его любили больше.

И если мы это пожелание Спасителя не исполняем, то мы не достигнем богоугодной жизни. А как его исполнить? Если человек любит Бога – значит, он захочет свое дитя посвятить Богу. Это естественно, потому что все самое дорогое человек должен посвящать Богу.

Поэтому воспитание детей должно заключаться в том, чтобы дитя, данное от Бога, мы посвятили Богу – ведь не мы же сами производим на свет дитя, мы даже не знаем, кто будет, мальчик или девочка, живой или нет, здоровый или больной, это Господь нам дает в дар.

И если общение наше с детьми не направлено на воспитание их в православной вере, в молитве, в заповедях Божиих и в благодати, то значит, мы не любим Бога, значит, мы привязаны к земному, к телесному проявлению наших детей больше, чем к духовному.

И это очень заметно: если у ребеночка насморк, в семье паника; если ребенок год не причащался, родители спокойны; для некоторых это вообще не представляет беды: крестили, причастили разок после крещения и этим ограничились.

«Спокойной ночи, малыши» по телевизору смотрят ежедневно, а «Отче наш» никто из детей не знает. Следовательно, какое отношение к детям? Лишь бы ребенок не мешал, лишь бы он был чем-нибудь занят, лишь бы он был сыт, лишь бы его тело было здорово. А о душе дитяти никто не беспокоится, как, собственно, и о своей душе.

И такая любовь к ребенку на самом деле не любовь, это есть ненависть, потому что, когда ребенок вырастает, страсти в нем уже кипят, он становится часто неуправляемым бандитом. Вот тогда мама в храм придет: ему пятнадцать лет, и я не знаю, что с ним делать. Делать уже правда непонятно что.

Читайте также:  Апостол и евангелист матфей — жизнеописание, кончина - богослов

Можно, конечно, крюк в стену замуровать, на цепь его посадить – цепь нужно длинную, чтобы по квартире ходил, – и поставить условие: если ты сделаешь, что от тебя требуется, тогда я буду тебя кормить. Таким образом можно его заставить что-то делать, но любви, молитвы, изучения Священного Писания, праведной жизни через побои, колотушки уже не достигнешь.

Поэтому нужно душу класть для того, чтобы воспитать детей христианами в нашей враждебной Богу обстановке, с которой ребенок сталкивается и на улице, и в детском саду, и в школе, и везде – все только его сворачивает на воровство, на мат, на блуд и на всякие страшные вещи. И родители должны сейчас в десять раз больше тратить усилий на воспитание, чем сто лет назад.

Вот если человек это делает, это и есть любовь к Богу, а если этого по какой-то причине не наблюдается, значит, речи ни о какой святости, ни о какой вечной жизни идти уже не может.

«Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Каждый современный человек вместо того, чтобы принять тот крест, какой ему дал Господь, все время находится в нытье, он всем недоволен: это у него болит, это у него плохо, тут у него все разваливается, здесь у него не получается.

От чего мы страдаем? Мы страдаем от греха всего человечества, даже от того греха, который совершается где-то в Китае или в Африке, потому что все человечество – это единый род.

А еще мы страдаем от того, что унаследовали грехи, которые нам передали родители: если наши папа с мамой, дедушка с бабушкой грешили, то это отражается и на нас – точно так же, как, если рубить корень, это отражается и на яблоках.

Но и сами мы в эту жизнь сколько принесли зла! Вот иногда жалуются: «У меня там болит, здесь болит». Спрашиваешь: «А ты аборты делала?» – «Да, делала три аборта». И хочешь быть здоровой? Ну не смешно ли это? Человек, убивший троих детей, еще хочет себе счастливую жизнь и чтобы ничего не болело.

Ну если бы ты лет тридцать отсидела за это на Колыме, тогда еще понятно, можно было бы требовать, чтобы Господь жизнь продлил, а то ведь нет, живет в тепле, никто ее каждый день не лупцует, и еще ропщет.

https://www.youtube.com/watch?v=4HYiQxNZTNY

Так если уж человек опомнился, остановился в своем бесконечном падении где-то у подножия горы, встань на коленочки, возопий к Богу: Господи, наказывай меня как угодно, только прости! Вот мы как должны жить, вот с таким сознанием, а мы все время требуем себе какого-то облегчения. Но мы ведь сами это зло, которое окружает нас, из бездны вызвали.

Мы страдаем от детей? Но это же мы их не воспитали, мы их не уберегли от мира, это мы собственным грехом превратили их жизнь в эту жуткую кашу, а теперь надо пожинать плоды. Так же и с собственным здоровьем, так же и со всем. Та жизнь, которую мы имеем в данную секунду, – это то, что мы заслужили и что сами себе создали.

Какой ты дом построил, в таком и живешь. Поэтому нам нужно обязательно перед Богом смириться. Тот крест, который Господь нам дал, надо нести безропотно, причем не куда попало, а вслед за Христом. Какую дорогу Господь нам указал, только той дорогой и надо идти, хотя это и трудно, неся крест.

Но Господь первым крест пронес именно для того, чтобы нам этот путь указать.

И вот, когда Господь все это Своим ученикам рассказал, апостол Петр, который был самый старший, самый горячий, ревностный и часто от имени всех апостолов говорил, обратился к Нему: мы оставили все и последовали за Тобой, что будет нам? Действительно, они оставили все. Петр оставил и дом, и жену, и сети – работу свою. Не беспокоился, прервется ли у него трудовой стаж, будет ли у него пенсия, – ни о чем не заботился. Ему сказал Господь: следуй за Мной, – и он все бросил и пошел.

«Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцать престолов судить двенадцать колен Израилевых.

И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми».

Почему Он это присовокупил? Потому что все, что Он перечислил, считается у людей благом: хорошая семья, имения, богатство, должность и так далее, все, в чем человек преуспевает – как говорят, умеет жить.

Но человек, который жить умеет, обычно оказывается там, в той жизни, самым последним, и не потому, что он обязательно плохой. Нет, просто богатому человеку очень трудно войти в Царствие Небесное. Богатство есть дополнительная сложность, а люди обычно ему завидуют, то есть завидуют тем трудностям, которые мешают войти в жизнь вечную.

Все человечество делится на две части: одни хотят преуспеть в этой жизни, а другие – в жизни духовной. И надо нам этот выбор сделать, в чем же мы хотим преуспеть, потому что и там, и там преуспеть невозможно. Нельзя усидеть на двух стульях, нельзя служить сразу двум господам. Об этом и в Писании сказано.

Поэтому если мы выбрали путь духовной жизни, путь святости, по которому прошли и Сам Господь, и Матерь Божия, и все апостолы, все святые угодники, то мы должны стараться все силы нашей души тратить на духовное, а плотское – постольку поскольку. Главное – душа.

Так же и в воспитании детей: главное – душа ребенка, а не то, в чем он ходит, босичком или в валеночках, это уже неважно.

Конечно, очень хорошо, когда есть возможность ребеночка на свежий воздух вывезти, молочка ему дать, но главное все-таки другое: с кем он общается, чем он занят, что он говорит, что думает, о чем мечтает, чем заняты его голова и сердце. Вот что важно.

И если мы будем жизнь таким образом Богу посвящать, тогда наша жизнь принесет плоды, между прочим, и в материальном плане. Вот преподобный Сергий оставил все, ушел в лес. И в результате вырос один из самых замечательных в мире монастырей, который стал самым прекрасным местом на Руси.

Множество людей туда стеклось, и дело, начатое преподобным Сергием, до сих пор приносит плоды и духовные, и материальные. Поэтому если человек о материальном не думает, оно приумножается гораздо больше.

Сейчас все озабочены, как устроить нашу жизнь, чтобы все были сыты, и у всех было одежды много, и в магазинах всего полно, и чтобы трудом всех занять. Но ничего не получится никогда до тех пор, пока наш народ не вернется к Богу. Все рухнет, без Бога не до порога.

«Вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». Бесполезно переставлять мишку сюда, а обезьянку туда, это ничего не изменит, потому что все начинается с души человека.

Если каждый русский человек вернется к своему Богу, начнет Ему молиться, начнет каяться, начнет изменять свою жизнь, тогда жизнь изменится тут же сама. Так уже некогда было при князе Владимире, а когда настало отступление, опять все пошло насмарку. Потом преподобный Сергий опять всех собрал, и опять начало все процветать. Потому опять отступили от Бога – и опять все насмарку.

Это же совершенно очевидно. Для того и Ветхий Завет написан, чтобы мы читали историю Израиля и видели: как Израиль отступал от Бога – так Бог его наказывал; как Израиль возвращался к Богу – так и восстанавливали и Иерусалим, и храм. Вот и мы, если будем прежде всего стремиться к святости, тогда и материальное наше благополучие тоже будет увеличиваться, наша жизнь принесет и такой плод.

Аминь.

Крестовоздвиженский храм, 25 июня 1989 года

Канон в Неделю Всех Святых (1-ую по Пятидесятнице)

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

  • Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
  • Царю́ Небе́сный, / Уте́шителю, Ду́ше и́стины, / И́же везде́ сый / и вся исполня́яй, / Сокро́вище благи́х / и жи́зни Пода́телю, / прииди́ и всели́ся в ны, / и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, / и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
  • Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды) Слава, и ныне:

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Го́споди, поми́луй, (12 раз).

Тропарь, глас 8:

С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне, / погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное, / да нас свободи́ши страсте́й, / Животе́ и Воскресе́ние на́ше, Го́споди, сла́ва Тебе́! [Дважды.]

  1. Слава, святым тропарь, глас 4:
  2. И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х, / я́ко багряни́цею и ви́ссом, / кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися, / те́ми вопие́т Ти, Христе́ Бо́же, / лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́, / мир жи́тельству Твоему́ да́руй, / и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
  3. И ныне, Богородичен:
  4. Е́же от ве́ка утае́ное / и А́нгелом несве́домое та́инство, / Тобо́ю, Богоро́дице, су́щим на земли́ яви́ся Бог, / в несли́тном соедине́нии воплоща́емь, / и Крест во́лею нас ра́ди восприи́м, / и́мже воскреси́в первозда́ннаго, / спасе́ от сме́рти ду́ши на́ша.
Читайте также:  12 июля отмечается православный праздник апостолов петра и павла - богослов

Величание

Велича́ем вас / апо́столи, му́ченицы, проро́цы, и вси святи́и, / и чтем святу́ю па́мять ва́шу, / вы бо мо́лите о нас / Христа́ Бо́га на́шего.

Канон всем святым. Глас 8

Песнь 1

  • Ирмос: Колесницегони́теля фарао́ня
    погрузи́ / чудотворя́й иногда́ / Моисе́йский жезл, крестообра́зно
    порази́в, / и раздели́в
    мо́ре, / Изра́иля же
    беглеца́, пешехо́дца спасе́, / песнь Бо́гови воспева́юща.
  • Припев: Вси святии, молите Бога о нас.
  • Твои́х святы́х воспева́я чи́ны, / Твои́м све́том души́ мое́й моли́твами сих озари́тися молю́ся, / Ты бо еси́ свет непристу́пный, неве́дения мрак отгоня́, / Твои́ми светлостьми́, Сло́ве Бо́жий Светода́вче Христе́.
  • Я́ко возвы́сился еси́ на Дре́ве, / привле́кл еси́ к Твоему́ позна́нию / язы́ков все насле́дие, Влады́ко, / и све́том уясни́л еси́ Святы́я Тро́ицы, / апо́столы святы́ми Твои́ми, / и́миже мглу пре́лести отгна́л еси́.
  • Законоположе́нием Твои́м, Христе́, / увещава́еми Твои́ апо́столи, / я́же на земли́ вся благоче́стно отри́нуша, / и све́том благода́ти освети́ша всю вселе́нную сла́внии, / ева́нгельски Тя пропове́дающе.
  • Слава: Ра́дующеся му́ченицы, крест Твой взе́мше, / и честну́ю страсть неукло́нно подража́юще, / мучи́тельскаго не убоя́шася преще́ния, до́блии, / ни огня́, ни меча́, ни ран, / но ниже́ гла́да, ниже́ сме́рти.
  • И ныне, Богородичен: Наме́рение му́жеское де́вы, Всечи́стая, восприе́мше я́ве, / му́ченическая бо страда́ния неукло́нно подража́юще, / и псало́мски в след Тебе́, Сы́ну Твоему́, Де́во, / боже́ственне сра́дующеся, Всецарю́ приведо́шася.

Песнь 3

  1. Ирмос: Утвержде́й в нача́ле Небеса́ ра́зумом, / и зе́млю на вода́х
    основа́вый, / на ка́мени
    мя, Христе́, за́поведей
    Твои́х утверди́, / я́ко
    несть свят, па́че Тебе́ / Еди́не Человеколю́бче.

  2. Свяще́нством свяще́нным свяще́нницы и па́стырие обле́кшеся, / и то му́дрственно окорми́вше Христу́, / досто́йно украси́ша учи́тельства сло́во, / свы́ше вои́стинну обогати́вшеся.

  3. Украси́вшеся удобре́ньми пе́рваго добротворе́ния, / и яви́вшеся я́ко непреле́стная свети́ла, / онебеси́сте Це́рковь Христо́ву, святи́и, / оты́нуду и́наго ту разли́чно украси́вше.

  4. Слава: Зако́ну повину́ющеся Твоему́ блаже́нных собо́ри, / многообра́зными доброде́тельми просвети́вшеся, / насле́доваша оби́тели небе́сныя, Влады́ко, ра́дующеся, / и́ную бо и́ный, вси ты́я досто́йно испо́лниша.
  5. И ныне, Богородичен: От чре́ва де́вственна, / И́же от Бо́га Бо́га Сло́ва родила́ еси́ нам, Богома́ти, / Его́же де́вы чи́стыя боголе́пно возлюби́ша, / и в след Тебе́ вся Сему́ я́ве после́доваша.

Седален, глас 8

Пра́отец, оте́ц, патриа́рх, / апо́стол, му́ченик, проро́к, / святи́телей и преподо́бных Твои́х, / по́стников и пра́ведных же, / и вся́каго и́мене пи́саннаго в кни́зе жи́зни, / святу́ю па́мять соверша́юще, Христе́ Бо́же, / всех подвиза́ем на моли́тву, моля́щеся: / умири́ мир Твой те́ми, я́ко Человеколю́бец, да вси вопие́м Ти: / Бо́же, прославля́емый в сове́те святы́х Твои́х, / Ты еси́ вои́стинну просла́вивый досто́йно па́мять их.

Слава: И ныне, Богородичен: Небе́сную дверь и киво́т, пресвяту́ю го́ру, / све́тлый о́блак воспои́м, неопали́мую купину́, слове́сный рай, / Е́вы воззва́ние, вселе́нныя всея́ вели́кое сокро́вище, / я́ко спасе́ние в Ней соде́лася ми́рови, / и оставле́ние дре́вних согреше́ний. / Сего́ ра́ди вопие́м Ей: / моли́ся Сы́ну Твоему́, прегреше́ний оставле́ние дарова́ти, / благоче́стно покланя́ющимся всесвято́му Рождеству́ Твоему́.

Песнь 4

Ирмос: Ты моя́ кре́пость
Го́споди, / Ты моя́ и си́ла, / Ты мой Бог,
Ты мое́ ра́дование, / не
оста́вль не́дра О́тча, / и на́шу нищету́ посети́в. / Тем с проро́ком
Авваку́мом зову́ Ти: / си́ле Твое́й сла́ва,
Человеколю́бче.

Совоку́плься собо́р святы́х Твои́х любо́вию, / и Тебе́ наслажда́яйся, / и́стинно же и чи́сто в ра́дости, / лик неразруша́емый а́нгелом слику́ет, / о Тебе́, Всеви́дче, Бо́зе всех и Го́споде.

Ю́ношески сла́внии священному́ченицы, / му́ченическим венце́м увязо́стеся, богоде́тельным пома́занием, / е́же пе́рвее свяще́нства укра́шени пребога́тии. / Те́мже сугу́бы венцы́ досто́йно прие́мше, / со Христо́м ве́чно ра́дуетеся.

  • Плотско́е мудрова́ние все ду́ху, богоно́снии, вои́стинну повину́сте, / по́стнически сего́ стремле́ния неудержи́мая посто́м увяди́вше, / и ны́не безстра́стия све́том просвети́вшеся, / мзды трудо́в прия́сте.
  • Слава: Я́ко Христа́, му́ченицы, Первому́ченика, му́ки зело́ претерпе́сте, / терпели́во же и до́блественне, / я́ко в чужди́х страда́льчествующе телесе́х, сла́внии, / и ны́не Ца́рствия насле́дницы показа́вшеся, / ве́рным исцеле́ния источа́ете.
  • И ныне, Богородичен: Неве́ста Бо́жия была́ еси́, Богороди́тельнице, / Сего́ бо Сло́во преве́чное, теле́сне родила́ еси́ нам, / в Не́мже и жены́ свя́то пожи́вше, / и страда́льчествы всеразли́чными Тобо́ю украси́вшеся, / прама́тернее паде́ние испра́виша.

Песнь 5

  1. Ирмос: Вску́ю мя отри́нул еси́ / от лица́ Твоего́, Све́те Незаходи́мый, / и покры́ла мя есть
    чужда́я тьма, окая́ннаго; / но обрати́ мя, / и к
    све́ту за́поведей Твои́х / пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

  2. Предзре́ти, я́коже проро́цы боже́ственнии, / хотя́щая бы́ти сподо́бистеся, / и возжеле́сте благоро́дию души́ / очи́ститися житие́м чи́стым, о богоно́снии, / просвеща́еми си́лою Духо́вною.

  3. Лик святы́х ны́не све́тится Боже́ственными дарова́ньми, / и́же пре́жде зако́на вси патриа́рси, проро́цы, / апо́столи и му́ченик собо́ри, / и по́стников, и учи́телей, / и пра́ведных со священному́ченики.

  4. Слава: Светя́щееся зря́ще Твои́х святы́х днесь собра́ние, / Твое́ю, Спа́се, све́тлостию, и свеща́ми неугаса́емыми благода́ти, / Твое́ Боже́ственное бога́тство благи́х и изоби́лие / воспева́ем непреста́нно, Человеколю́бче.
  5. И ныне, Богородичен: Преди́вное Твое́ Рождество́ возлюби́вше жены́ пречестны́я, / кра́сная жития́ нивочто́же вмени́ша, Всечи́стая, / Его́ еди́ни рачи́тельно жела́юще све́тлости и Боже́ственнаго осия́ния.

Песнь 6

  • Ирмос: Очи́сти мя, Спа́се, / мно́га бо
    беззако́ния моя́, / и из глубины́ зол возведи́,
    молю́ся, / к Тебе́ бо
    возопи́х, / и услы́ши
    мя, / Бо́же спасе́ния моего́.
  • Я́ко честны́й, избра́нный, положе́нный ка́мень краеуго́льный, / святи́и в Сио́не обре́тше Тя, Влады́ко, основа́ние непоколеби́мое, / избра́нное ка́мение себе́ назда́ша.
  • Пронзе́нным Твои́м ре́бром, / ка́пли кро́ве иска́паша, с водо́ю богоде́тельно, / мiр обнови́ша, / и боже́ственный собо́р святы́х всех Благоде́телю призда́ша.
  • Слава: Пое́м всеблагоче́стно / му́ченик о́блак боже́ственный, благода́тию просвеще́нный, / и возсия́вший светле́е багряни́цею кро́ве, / и червлени́цею их тве́рдаго страда́ния.
  • И ныне, Богородичен: Ма́терь всеи́стинную Бо́жию Тя вси зна́ем, / Е́юже естество́ же́нское изба́вльшееся, Всенепоро́чная, о Христе́ предпострада́, / доброде́тели же вся́кия благоче́стно бысть испо́лнено.

Кондак, глас 8:

Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри, / вселе́нная прино́сит Ти, Го́споди, богоно́сныя му́ченики, / тех моли́твами в ми́ре глубо́це / Це́рковь Твою́, жи́тельство Твое́, / Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Икос: И́же по всей земли́ му́чившиися и на небеса́ пресели́вшиися, / и́же стра́сти Христо́вы подража́вшии и стра́сти на́ша отъе́млющии, / зде днесь собира́ются, перворожде́нных показу́юще Це́рковь, / я́ко го́рния о́браз содержа́щу и Христу́ вопию́щу: / Бог мой еси́ Ты, Богоро́дицею соблюди́ мя, Многоми́лостиве.

Песнь 7

Ирмос: Бо́жия снизхожде́ния / огнь устыде́ся в Вавило́не иногда́. / Сего́
ра́ди о́троцы в
пещи́ ра́дованною ного́ю, / я́ко во цве́тнице
лику́юще поя́ху: / благослове́н еси́, Бо́же
оте́ц на́ших.

  1. Святы́х чи́нове, / во святы́х почива́ющаго немо́лчно пою́ще, / сла́дости боже́ственныя ны́не наслажда́ются, / и ра́дующеся, лику́ют пою́ще: / благослове́н Бог оте́ц на́ших.
  2. Боже́ственными сия́ньми трисо́лнечнаго светопроли́тия, / че́стне святы́х собо́ри осия́вшеся, / Еди́ницу тричи́сленную богосло́вят, / Отца́ безнача́льна, и Сы́на благоче́стно, и Ду́ха Свята́го.
  3. Неизрече́нною сла́вою Твое́ю, / егда́ яви́шися, Бо́же, посреде́ бого́в, / досто́йная подая́, и да́ры раздая́, и венцы́ дая́, / тогда́, Спа́се, сподо́би пе́ти Тебе́: / благослове́н Бог оте́ц на́ших.
  4. Слава: Ра́дующеся пои́м святы́х всех собо́р, отвсю́ду собра́вшихся, / и ро́ды вку́пе и досто́инства, и жи́тельства, и с ни́ми пое́м: / благослове́н Бог оте́ц на́ших.
  5. И ныне, Богородичен: Мари́ю Пречи́стую и Пресвяту́ю Богороди́тельницу, / отрокови́цы вся, лик боже́ственный ку́пно соста́вивше, / велегла́сно ра́дующеся возопи́йте: / ра́дуйся, ра́дости исто́чник нам источа́ющая.

Песнь 8

  • Ирмос: Седмери́цею пещь
    халде́йский мучи́тель /
    Богочести́вым неи́стовно
    разжже́, / си́лою же
    лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, / Творцу́ и Изба́вителю
    вопия́ше: / о́троцы, благослови́те, / свяще́нницы,
    воспо́йте, / лю́дие, превозноси́те во вся ве́ки.
  • Ра́дуйтеся му́ченицы, проро́цы, апо́столи, / священному́ченик честны́й собо́ре, / пра́ведных, преподо́бных же и учи́телей боже́ственный ли́че, / с мироно́сицами жена́ми сладкопою́ще: / о́троцы благослови́те, свяще́нницы воспо́йте, / лю́дие превозноси́те во вся ве́ки.
  • Я́же па́че ума́ све́тлостию, / насыща́еми святи́и боже́ственнаго весе́лия, / и ра́дости исполня́еми, / бо́зи быва́ете, к Бо́гу приближе́нием, / богоде́тельным све́тлостем обща́ющеся, / и сла́вы неизрече́нныя просвети́вшеся луча́ми, / Христа́ превозноси́те во вся ве́ки.
  • Благослови́м Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Го́спода.
  • Яви́вшеся святи́и, я́ко зве́зды многосве́тлыя, / церко́вное не́бо уясня́ете разли́чными дарова́ньми и разли́чными добро́тами, / в пра́вде, целому́дрии, му́жестве, ра́зуме, / Влады́ку свяще́нницы воспо́йте, / лю́дие превозноси́те во вся ве́ки.
  • И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.
  • С весе́лием вся жены́ богому́дрыя, сконча́вшияся, / пою́т Ду́хом Де́ву Пречи́стую, / и́стинную Ма́терь Бо́жию, / от кля́твы прама́тере Е́вы нас изба́вившую, / благогове́йно предстоя́ще, / Тоя́ воспо́йте Плод во ве́ки.

Песнь 9

Ирмос: Ужасе́ся о сем Не́бо, / и земли́
удиви́шася концы́, / я́ко
Бог яви́ся челове́ком
пло́тски, / и чре́во
Твое́ бысть простра́ннейшее
Небе́с. / Тем Тя, Богоро́дицу, / А́нгелов и
челове́к чинонача́лия велича́ют.

  1. Наде́ждею и любо́вию вооруже́нно, / и ве́рно огражде́нно счине́ние избра́нных, / вся мучи́телей преще́ния, му́ки, и ра́ны ра́дующеся претерпе́ша, / благосла́вно от Христа́ обогати́вшеся, / победотворя́щаго в страда́ниих и́стины, первому́ченики.
  2. Приста́нище спасе́ния, / Крести́теля, апо́столы, проро́ки / и му́ченики с по́стники, / боже́ственныя учи́тели и свяще́нники, / патриа́рхов же собра́ние, и священному́ченики благосла́вныя, / жены́ боголюби́выя, преподо́бныя и пра́ведныя / ны́не досто́йно восхва́лим.
  3. Слава: Огне́м искуси́вшеся искуше́ний, / и сластьми́ не прельсти́вшеся, ра́дуетеся чи́сте, / престо́лу Влады́чню светови́дному предстоя́ще, / сла́внии собо́ри святы́х на небесе́х, / разреши́вшимся зерца́лом, / се́ни же мимоше́дшей и́стинными явле́ньми.
  4. И ныне, Богородичен: Яви́лася еси́ разстоя́щимся совокупи́тельная, / Тобо́ю бо а́нгелом единосе́льницы на небесе́х челове́цы бы́ша вои́стинну, / и свиде́тельствуют чи́нове всех святы́х, / ны́не с ни́ми пою́ще Твое́ Рождество́, Де́во Богоро́дице, в ве́чных пе́снех.

Светилен всем святым

Крести́теля и Предте́чу, / апо́столы, проро́ки, му́ченики, / священнонача́льники же, по́стники / и преподо́бныя, священному́ченики, / ку́пно боголюби́выя жены́ и пра́ведныя вся, и а́нгелов чи́ны, / до́лжно пе́сньми увязе́м моля́щеся, / сла́ву сих получи́ти от Христа́ Спа́са.

Молитва всем святым

О преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Сла́ва, и ны́не:

Господи, помилуй (трижды).

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых от века Богу благоугодивших помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *