Альбомы фотографий в разные годы — богослов

Библиотека Конгресса США опубликовала в архиве онлайн фотографии Сергея Прокудина-Горского. В свободном доступе находятся более 2600 работ пионера цветной фотографии, сделанные в период с 1905 по 1915 год в разных местах Российской империи, от Сибири до Крыма, а также в Европе.

Ученый, химик и изобретатель Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 – 1944) прославился обширной коллекцией цветных фотографий. Он использовал метод трехцветной фотографии своего учителя Адольфа Мите. После создал собственный сенсибилизатор, делавший бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. Это изобретение вывело цветную фотографию на новый уровень.

Всего он сделал более 4000 фотографий в разных точках мира. Часть этого наследия погибла в годы революции. Сохранившуюся коллекцию в 1948 году Библиотека Конгресса США приобрела у сыновей фотографа.

В нее входили стеклянные негативы, отпечатки в сепии и 12 альбомов с фотографиями и примечаниями Прокудина-Горского. Благодаря современным технологиям на основе негативов были созданы цветные изображения.

Позже материалы оцифровали, систематизировали и выложили в Сеть.

Альбомы фотографий в разные годы - БогословМестечко Топорня, 1909.

Архив насчитывает 2607 фотографий. Большинство из них сделаны во время работы над документальным проектом по поручению царя Николая II, который длился с 1909 по 1915 год.

Тогда Прокудин-Горский совершил грандиозное путешествие по Российской империи, фотографируя жизнь городов и деревень, строительство железных дорог, промышленность, сельское хозяйство, исторические памятники, природу и бытовые сцены.

Он побывал на территории современной Украины, Белоруссии, Грузии, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана. Часть фотографий Сергей Михайлович сделал во время поездок в Европу.

В архиве снимки разделены на 12 серий, каждая из которых соответствует определенной локации или теме. Например, в отдельную серию вошли фотографии из мест Наполеоновской кампании 1812 года. На снимках из этой подборки изображена природа, храмы и современная автору жизнь от Можайска до Малоярославца. Серия была приурочена к празднованию столетия победы в Отечественной войне 1812 года.

Большой интерес представляют фотографии из поездки по Кавказу и побережью Черного моря в 1905 – 1915 годах. География подборки охватывает юг России, современную Грузию, Азербайджан и Турцию. На фото изображена архитектура, пейзажи, местное население, национальные памятники культуры.

237 фотографий образовали серию, посвященную Центральной Азии. Прокудин-Горский совершил несколько путешествий по территории современного Казахстана и Узбекистана.

В 1907 году он отправился в Самарканд, чтобы снять солнечное затмение. Попутно Прокудин-Горский фотографировал мечети и местную архитектуру. Вскоре случилось землетрясение, погубившее многие памятники.

Поэтому цветные снимки зданий Самарканда особенно ценны. Также фотограф посетил Бухару и Ташкент.

Альбомы фотографий в разные годы - БогословС. М. Прокудин-Горский. По реке Королисцкали (Каролисцкали), Грузия.

Фотографии в онлайн-архиве можно сортировать по месту, выбрав в огромном списке интересующую область, например, Белоруссию, Грузию, Сибирь, Кавказ, Италию, Финляндию, Уральский регион, Карелию, Кострому, Дагестан. С коллекцией работ Сергея Прокудина-Горского можно ознакомиться на сайте Библиотеки Конгресса США.

  • Альбомы фотографий в разные годы - БогословНа реке Оредеж, Ленинградская область.
  • Альбомы фотографий в разные годы - БогословДеревня Горки, сельское поселение Бородинское, Московская область.
  • Альбомы фотографий в разные годы - БогословЦерковь Иоанна Богослова на Ишне, Ярославская область.
  • Альбомы фотографий в разные годы - БогословВид на монастырь Нило-Столобенская пустынь, на озере Селигер.
  • Альбомы фотографий в разные годы - БогословЦерковь Иоанна Предтечи в Толчкове, памятник ярославской архитектуры.
  • Альбомы фотографий в разные годы - БогословУкраина, близ города Путивль.
  • Альбомы фотографий в разные годы - БогословУкраина.

Альбомы фотографий в разные годы - БогословПинкус Карлинский, 84 года. 66 лет служит смотрителем на Черниговском шлюзе.

Канал императора Петра Великого.

Пожарная команда в г. Вытегре.

На дрезине рядом с Петрозаводском на Мурманской железной дороге. 

Деревня Палтога, Вологодская область.

С. М. Прокудин-Горский с двумя мужчинами, Карелия.

  1. Рыбачий поселок, Карелия.
  2. Аул Гуниб, Дагестан.
  3. Железнодорожная станция в посёлке Фарап (современный Туркменистан).
  4. Текинец на верблюде. 
  5. Текинская могила Двух Братьев в Мерве.
  6. Мечеть и мавзолей Юсуфа Хамадани, древний город Мерв.
  7. Мавзолей султана Санджара в Мерве.
  8. Близ Байрамали.
  9. Женщина в национальном костюме.
  10. Семья близ Байрамали.
  11. Доставка хлопка, Мургабское имение.
  12. Печи для приготовления плова, Байрамали.

В Мургабском имении. Мервский уезд Закаспийской области.

  • Бухарский эмир, Узбекистан.
  • Асфандияр-хан, правитель Хивинского ханства, Узбекистан.
  • Плотник, Самарканд, Узбекистан.
  • Пекарня в Бухаре, Узбекистан.
  •  Тюрьма в Бухаре, Узбекистан.
  • Медресе в Бухаре, Узбекистан.
  • Муллы у мечети в Батуми, Грузия.
  • Грузинки в праздничных нарядах в парке города Боржоми, Грузия.
  • Вид на Войсковой собор Святого Александра Невского, Батуми, Грузия.

Чайная фабрика в посёлке Чаква (ныне Чакви), Грузия. Мастер китаец Лау-Джень-Джау.

  1. Грузинка.
  2. Старинный дом в скале на левом берегу Куры, Грузия.
  3. Дворец великого князя Михаила Николаевича в Боржоми, Грузия.
  4. Новая гостиница в Гаграх.
  5. Побережье, Гагры.
  6. Новая гостиница, Гагры.
  7. В Алупке, Крым.
  8. «Ласточкино гнездо», Крым.
  9. На острове Капри, Италия.
  10. Монастырь Сан Франческо, Фьезоле, Италия.
  11. На острове Капри, Италия.
  12. Лугано, Швейцария.
  13. Лугано, Швейцария.
  14. Сирень.

Как позировали для фотографий в конце XIX – начале XX века?

Фотографии, которые находятся в домашних альбомах и семейных архивах, хранят богатейшую информацию, которой можно и нужно пользоваться при составлении родословной.

На примерах групповых и одиночных фотографий специалист в области дореволюционной фотографии Людмила Старилова рассказывает, как было принято позировать для фото в конце ХIX – начале ХХ века и какую информацию можно узнать о своих предках, внимательно вглядываясь в старые снимки, сделанные в фотоателье.

Поход в фотоателье

Альбомы фотографий в разные годы - БогословНеизвестная семья. Неизвестный автор, 1850-еИз коллекции Артема Классена

До конца ХIX века поход к фотографу в основном могли себе позволить люди обеспеченные. Поэтому в крестьянских семьях мало снимков 1850-1880 годов. Крестьян фотографировали и в это время, но съемка носила специфический этнографический характер — такие фотокарточки хранятся в музеях и архивах, а не в семьях. Рост конкуренции между фотографами привел к удешевлению стоимости снимков, и уже в конце 1880-х годов появляется больше снимков людей из среднего класса и зажиточного крестьянства.

Фотографироваться ходили нечасто — для этого нужен был особый повод. Одевались для съемки в лучшую одежду — и это позволяет нам сегодня оценить доход человека, изображенного на фото.

Определенным маркером является и местоположение ателье.

Например, в середине ХIХ – начале ХХ века самые дорогие и престижные ателье располагались в Санкт-Петербурге на Невском проспекте до Казанского собора и в районе Большой Морской улицы.

Фотоателье часто располагалось на верхних этажах домов или в отдельно выстроенном помещении. Несколько таких бывших мастерских с большими окнами и застекленной крышей сохранились до наших дней на Невском и Литейном проспекте и в других частях  Санкт-Петербурга.

В средней зажиточной семье в Российской империи конца XIX – начала XX века за жизнь одного поколения собиралось в среднем 5–10 студийных фотографий. Если же  в доме имелся фотоаппарат — например, фирмы Кодак, поступивший в широкую продажу с 1890-х годов, — то к этому числу добавлялось еще некоторое количество любительских снимков.

Примите фотогеничную позу

Первоначально общий вид ателье фотографа во многом был похож на мастерскую художника-живописца. Студийная фотография подражала живописи не только в устройстве ателье, но и в организации кадра, расстановке объектов съемки.

Существовало несколько фотогеничных поз, которые по сути повторяли позы парадного портрета: портрет в профиль означал спокойный характер; поворот в три четверти — грациозность и изящество, фронтальное изображение — достоинство и твердость. 

Русские купцы предпочитали сниматься в позе «сдержанного достоинства» — в рост или сидя, с заложенной за лацкан рукой.

Альбомы фотографий в разные годы - БогословДва купца, Ю. Вейденбаум , Санкт-Петербург, 1911-1917Из коллекции Людмилы Стариловой

В зависимости от желания клиента съемки делались сидя, стоя, по плечи, по пояс, в полный рост, анфас, в профиль или в три четверти.

Студийную съемку раннего периода (конец 1840-х – начало 1870-х годов) отличает статичность позы портретируемого и минимальное количество декора в интерьере. Композиционные возможности тоже были ограничены. Поэтому предметы обстановки и портретируемый обычно находятся в одной плоскости.

Если на фотографии из вашего семейного архива нет фона (задника), а есть драпировки, балясины, стул или кресло, дамы одеты в кринолин, а у мужчины в обувь с длинными носками, то можно предположить, что это фотография 1850-1860-х годов.

Наденьте подходящую одежду

В эпоху ранней студийной фотографии предписывалось одеваться для съемок определенным образом. В 1860-е предпочтение отдавалось платьям темных цветов из муара, шелка или бархата. Пестрые и блестящие парчовые ткани бликовали и поэтому были непригодны для фотографирования.

  • Альбомы фотографий в разные годы - БогословПортрет неизвестной в темном шелковом платье и кружевной накидке. «Русская фотография в Москве», 1860-е. Из коллекции Артема Классена
  • Альбомы фотографий в разные годы - БогословПортрет неизвестной в темном платье, Тулинов, Москва, 1860-е. Из коллекции Артема Классена

Используйте ретушь

Стремление фотографов потрафить вкусам клиентов привело к использованию ретуши.

Стеклянный негатив, с которого печатались контактным образом снимки с середины XIX до середины ХХ века (с конца XIX века начинают использовать также пленочные негативы), практически всегда ретушировался, так с портрета могли «удалить» родинки или пигментные пятна, «исправить» овал лица. Нередко встречаются отпечатки, на которых нарисованы украшения, раскрашены платья или дорисованы зрачки.

Альбомы фотографий в разные годы - БогословДве девушки. Неизвестный автор, 1883Из коллекции Людмилы Стариловой

Снимок сильно выгорел, поэтому стали отчетливо видны нарисованные тушью зрачки девушек. На многих отпечатках, сохранивших первоначальный цвет, подобная ретушь не бросается в глаза.

Возьмите в руки какой-нибудь предмет, если нервничаете

Люди, которые редко снимались в студии — небогатые крестьяне, мещане с невысоким заработком — и у которых не было постоянного опыта позирования или «насмотренности» изящных поз на парадных портретах в музеях, перед аппаратом держали себя скованно, плохо владели руками, не зная, как их расположить. Фотографы нередко были вынуждены давать таким оробевшим посетителям книги, альбомы, искусственные цветы и другие предметы, чтобы они заняли ими руки.

Альбомы фотографий в разные годы - БогословСемья крестьян или мещан. Неизвестный автор, 1910-еИз коллекции Людмилы Стариловой

Читайте также:  Предательство иуды - богослов

В руках  у сидящей женщины альбом, выданный ей, чтобы занять руки, которые она не знала как расположить. В руках  у девушек — искусственные цветы.

Вот как описывает свою работу с клиентами в начале ХХ века владелец ателье «Паола» знаменитый фотограф Николай Свищов: «Перед съемкой надлежало узнать, как хочет сфотографироваться заказчик: обговорить с ним костюм, позу, поворот головы, выбрать соответствующую декорацию и аксессуары. Затем следовало внимательно изучить лицо и фигуру модели и приступить к режиссированию композиции на съемочной площадке. Учитывались любые детали — вплоть до расположения складок на одежде».

Используйте тантамарески

Альбомы фотографий в разные годы - БогословТантамареска. Молодые харьковчане, сидящие в лодке. Овчинников М., Харьков, 1900Их коллекции Людмилы Стариловой

В конце ХIХ – начале ХХ века в фотографическую моду вошли тантамарески — стенды для фотосъемки с отверстиями. В студиях появляются изображения театральных лож, лодок, позднее автомобилей и самолетов, нарисованные красками на фанере или на холсте. Их могли использовать одновременно с фоном. Тантамарески были в ходу и у курортных фотографов, снимавших на пленэре.

Не улыбайтесь!

Альбомы фотографий в разные годы - БогословМать с ребенком, Клох и Дуткевич (Kloch&Dutkiewicz), Варшава, конец 1877-хИз коллекции Людмилы Стариловой

Для студийных фотографий XIX – начала ХХ века характерны многие условности и ограничения. Например, на студийных фотографиях, снятых раньше 1920-х годов, мало улыбающихся людей. Положение обязывало быть серьезным на парадном портрете. Улыбались в основном актеры в комедийных образах да младенцы, которых еще не приучили быть «маленькими взрослыми».

Альбомы фотографий в разные годы - БогословЕлена Евлампиевна Резвякова с сыном Николаем. Неизвестный автор, 1923Из коллекции Людмилы Стариловой

Характерна для 1920-х годов и одежда молодой женщины, и нескрываемая улыбка, несвойственная большинству дореволюционных портретов матерей.

Добавьте в кадр атрибуты вашей профессии

Альбомы фотографий в разные годы - БогословВладимир Ленин в рабочем кабинете в Кремле, П. Оцуп, 1918МАММ/МДФ, russianphoto.ru

Интересно, что заказная фотографическая съемка в интерьере квартир или рабочих кабинетов может «выдать» профессию портретируемого. Так, музыканта или композитора фотографировали около его инструмента или с партитурой в руках, художника и скульптора около их работ, интеллигенцию около стола с бумагами или у книжных полок — вспомните знаменитые портреты В.И. Ленина, выполненные Петром Оцупом.

Скрипач Владислав Курнакович – учитель детей Николая II& Рейссерт и Флиге, Санкт-Петербург, 1913Из коллекции Артема Классена

Сделайте большой групповой снимок с родственниками или коллегами

В семьях со средним доходом — мещан, священников, купцов, дворян — групповые снимки больших форматов считались обязательными. Такие снимки размещали в рамах на стенах гостиных или в будуарах. Отсюда и название формата: «будуар-портрет» или «панель».

На таких снимках могли быть изображены многочисленные собравшиеся специально для фотографирования родственники с детьми, а нередко и с домашними животными.

Формат «панель» использовали также при съемке сослуживцев или выпускников гимназий и высших учебных заведений.

Чиновник и его родственники (?). Неизвестный автор, Санкт-Петербург, 1912Из коллекции Людмилы Стариловой

По расположению людей в этой группе нельзя с точностью сказать, родственники перед нами или сослуживцы, хотя совершенно четко видно, что главным действующим лицом съемки является мужчина в центре — надворный советник Министерства внутренних дел.

С такими групповыми фотографиями работать сложнее всего. Если на ней нет подписи, то отличить группу сослуживцев от родственников, собравшихся по поводу юбилея или иного события, бывает затруднительно.

В групповых студийных портретах нужно отыскать центр композиции, то есть персонажа, относительно которого строится весь кадр, и попытаться понять, в честь чего были собраны все эти люди. Подсказками бывают позы собравшихся, обручальные кольца и сходства или несходства лиц и так далее.

Почти утраченное искусство девичьего альбома — блогосфера прошлых лет

?

aleks070565 (aleks070565) wrote, 2019-10-19 13:55:00 aleks070565 aleks070565 2019-10-19 13:55:00 Categories:

  • Искусство
  • Общество
  • Литература
  • История
  • Cancel

Альбомы фотографий в разные годы - Богослов

Это искусство уже почти утрачено, давайте вспомним, как это было:

Пишите, милые подруги,Пишите, милые друзья,Пишите все, что вы хотите,Все будет мило для меня.

Эти строки наверняка покажутся знакомыми и юным девушкам, и взрослым дамам.

Последние давно уже вышли из детского возраста, но хорошо помнят, как старательно переписывали подобные стишки в свои тетради, а потом, тайком от мальчишек и учителей, давали на переменах почитать подружкам.

Тетради, куда записывали такие стихи, а также песни, пожелания, наставления и многое другое, назывались альбомами, и представляли они собой явление гораздо более сложное, чем может показаться на первый взгляд.

Все хорошо помнят строки «Евгения Онегина»: «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни альбом, / Что все подружки измарали / С конца, с начала и кругом». Альбомы, похожие на те, что составляли когда-то уездные барышни, живут уже более двухсот лет и до сих пор нисколько не теряют своей популярности.

Альбомы фотографий в разные годы - Богослов

Традиция рукописных альбомов пришла в Россию в середине XVIII века из Западной Европы, главным образом из Германии и Франции.

В Европе дружеские альбомы стали известны уже в средние века; в XVI—XVII веках они были популярны у странствующих студентов. В Германии альбомы называли «штамбухами» (Stammbuch), в Англии «кипсеками» (keepsake).

Слово «альбом», латинское по происхождению, в русский обиход вошло из французского языка, где оно означает «памятная книга».

Альбомы фотографий в разные годы - Богослов

Наибольшее влияние на формирование русской альбомной традиции оказали немецкие рукописные альбомы, первые образцы которых привезли в Россию выходцы из Германии во второй половине XVIII столетия.

Тогдашний альбом имел очень торжественный и солидный вид: большого размера (in folio), с переплетом из обтянутых кожей деревянных досок, украшенным тиснением, с крупными бронзовыми застежками. Такие альбомы были лицом семьи — на первой странице рядом с именем владельца было принято изображать семейный герб или девиз.

В альбомы записывали стихи популярных авторов, собственные сочинения, а также торжественные посвящения и цитаты из известных произведений.

Альбомы фотографий в разные годы - Богослов

Первоначально в Европе, да и в России вплоть до конца XVIII века, составлением альбомов занимались преимущественно мужчины.

Впоследствии традиция ведения альбомов окончательно закрепилась за женщинами (по наблюдениям В. Э. Вацуро, первые женские альбомы в дошедших до нас русских собраниях относятся к 1790-м годам).

Альбом очень скоро стал непременным спутником юных барышень и важным элементом домашней, семейной культуры.

Альбомы фотографий в разные годы - Богослов

В начале XIX века в моду вошли небольшие, изящно украшенные альбомы, легко помещавшиеся в дамской сумочке. Эпоха сентиментализма значительно повлияла как на содержание альбома, так и на его оформление.

В альбомных рисунках первой трети позапрошлого столетия чаще всего можно было обнаружить символические образы, характерные для элегической поэзии: амуры, цветы, пылающие сердца, пейзажи, освещенные луной, руины, урны, надгробия, могильные холмы. Между листами альбома вкладывали засушенные цветы, пряди волос.

Произведения, записываемые в альбомы, были по большей части стихотворными: элегии, мадригалы, романсы — как известных поэтов, так и анонимных авторов, но нередко встречались и афоризмы, прозаические отрывки, вырезки из журналов. Как отмечал Ю. М.

Лотман, «аккумулируя наиболее популярные произведения печатной литературы, альбом одновременно отражал большую роль семейной, родовой и кружковой традиций как организующих культуру факторов».

Альбомы фотографий в разные годы - Богослов

В этот период оформились строгие законы заполнения альбома. Первую страницу оставляли незаполненной, так как существовало мнение, что с открывшим ее может случиться несчастье.

В начале альбома писали родители и старшие, дальше — подруги и знакомые; последний лист отводился для самых нежных записей — считалось, что там пишут те, кто больше всех любит владелицу альбома.

Внизу последнего листка можно было прочесть такие строки:

Кто любит тебя больше меня,

То пусть напишет ниже меня.

На последнем я листочке

  • Напишу четыре строчки
  • В знак дружества моего,
  • Ах, не вырвите его!

Пик расцвета альбомной традиции пришелся на 1820—1830-е годы, когда альбом из способа внутрисемейного творчества превратился в модный факт светской культуры.

Домашний, камерный альбом 1810-х годов сменил парадный тип альбома в изысканно украшенном бархатном или атласном переплете, который должен был демонстрировать утонченный художественный вкус владельца.

Альбомы превращались в настоящие коллекции автографов известных литераторов и набросков популярных живописцев. П. Л.

Яковлев, публицист, современник Пушкина, оставивший замечательные воспоминания о культурном быте своего времени, писал в 1828 году в книге «Записки москвича»: «Переплетчики истощили все свое искусство на украшение этих книжек… Теперь редко найдете в них выписки из печатного или дурные рисунки цветов и домиков. В нынешних альбомах хотят иметь рисунки лучших артистов, почерк известных литераторов».

Альбомы фотографий в разные годы - Богослов

Владение искусством писать стихотворные экспромты и набрасывать рисунки стало одним из необходимых навыков светского человека.

В помощь тем, кто не обладал поэтическим даром, в журналах печатались образцы альбомных стихотворений для разных адресатов.

Эти тексты переписывали из альбома в альбом, изменяя лишь имя (таким же способом сочинил поздравительный куплет Татьяне пушкинский мосье Трике).

Со временем расширялось и видовое разнообразие альбомов. Они различались в зависимости от содержания (альбомы с рисунками («картинные книги»), с автографами, с различными художественными текстами), по функциональной направленности (дружеский интимный альбом, светский (парадный) альбом, салонные, кружковые, пансионерские альбомы).

Важным фактором был и культурный уровень среды, в которой составлялся альбом, а также происхождение и социальная принадлежность его владельца. На внутреннее расслоение альбомной традиции указывал еще Пушкин, противопоставляя альбом уездной барышни «великолепным альбомам» столичных дам.

Большая распространенность альбомов, сделавшая их «важным фактом «массовой культуры» (Ю. М. Лотман), способствовала тому, что наряду с элитарным типом альбома, характерным для великосветской среды, в провинции и более низких социальных группах существовал иной, усредненный, массовый альбом.

Читайте также:  Дни обязательного посещения церкви в великий пост 2020 - богослов

Первый тип был ориентирован на уникальность репертуара и оформления, в нем преобладали оригинальные сочинения профессиональных авторов (что позволяло исследователям определять его как «литературный»); второй отличался стереотипностью содержания и формы, цитатничеством и дилетантством. Как отмечал В. Э.

Вацуро, в массовых альбомах «складывался своего рода «альбомный фольклор» — переходящие от альбома к альбому стихотворные мадригалы, утерявшие авторскую принадлежность и видоизменяемые в меру версификаторских способностей пишущего».

Массовые альбомы первой трети XIX века можно рассматривать как начало фольклорной традиции рукописного альбома — ведь в них уже проявлялось творчество, которое отличалось качествами, характерными для фольклора: коллективностью, безымянностью, традиционностью, вариативностью, формульностью.

С конца 1840-х началось медленное угасание элитарной альбомной традиции — салонная культура, выступавшая на протяжении нескольких десятилетий ее хранительницей, постепенно изживала себя. Альбом перестал восприниматься как обязательный элемент домашнего культурного обихода и угодил в разряд «преданий старины».

Кратковременное возрождение литературные альбомы пережили на рубеже XIX—XX веков, когда под влиянием модных в тот период увлечений ретроспекцией и поэтизацией прошлого стала возобновляться традиция литературных кружков и салонов. Однако составление альбомов в этот период оставалось увлечением исключительно узкого круга творческого бомонда и не получило широкого распространения.

Эволюция элитарного и массового типов альбома проходила в разных направлениях. Во второй половине XIX века сфера бытования альбомов переместилась из семейного дворянского круга в ученическую среду, прежде всего — женских гимназий и пансионов. Под влиянием сословного смешения, царившего в большинстве учебных заведений, массовый альбом постепенно входил и в культурный обиход более низких социальных слоев. Альбомный репертуар подвергся значительной переработке. По ходу переписки и самозаписи тексты упрощались, видоизменялись, смешивались друг с другом; первоначальные символика и изобразительные средства заменялись более доступными и соответствующими городской фольклорной традиции.

В 1920—1930-е годы массовый альбом окончательно утвердился как специфическая форма письменного фольклора. «Все элементы альбомной культуры пребывали в это время в хаотическом брожении.

Но именно это состояние брожения, трансформации жанрового канона и позволило альбому ассимилировать новые интересы и ценности, приспособиться к меняющемуся социальному фону».

Причем происходило это приспособление в условиях, когда в подобных рукописных сборниках усматривали «разлагающее влияние гнилой мелкобуржуазной и мещанской стихии» и призывали вытеснить «мещанскую лирику из быта рабочей молодежи».

Альбом объединил в себе дореволюционную, «мещанскую» культуру и культуру нового времени. Альбом очень быстро становится популярен повсеместно не только в городах — на это указывают многочисленные данные фольклорных экспедиций конца 1950—1960-х годов.

Контакт города и деревни, народной и литературной традиций, различных культурных пластов в пределах альбома порождал очень своеобразные формы.

Значительное место в девичьем альбоме заняли популярные песенные жанры городского фольклора — жестокий романс и новая баллада, такие, как, например, «На Муромской дорожке…

», «По диким степям Забайкалья…», «На Варшавском на главном вокзале…», «Серая юбка», потеснившие в XX веке позиции классического романса. Проникали в девичьи альбомы и тюремные, воровские песни. Вместе с тем альбомные стихи и романсы испытали сильное воздействие крестьянского фольклора, прежде всего частушки.

Помимо фольклорных традиций, альбом отразил и культурные реалии советской действительности.

В альбомах школьниц 1930—1950-х годов можно было часто обнаружить стихи о Ленине, Кирове, тексты патриотических песен, элементы призывов («Учись не ленись, лентяям не место в СССР»), пионерского девиза (например, стихотворная запись могла оканчиваться такой финальной формулой: «Еще пишу четыре слова, / Как пионерка — будь готова»).

В годы Великой Отечественной войны в альбомах появилось множество песен военной тематики: от фольклорных новых баллад (о Зое Космодемьянской, о страданиях военнопленных, об убийстве фашистами мальчика, о трех товарищах, замученных фашистами, и др.) до популярных массовых песен.

Вплоть до 1960-х годов содержание альбомов оставалось весьма политизированным. Затем стало проявляться особое внимание к личным, прежде всего любовным, отношениям.

Большинство жанров, сформировавших альбомный обиход в этот период, сохранили свое значение до сих пор: альбомные стихи, песни, афоризмы, гадания, рукописные любовные рассказы. По сравнению с первой половиной XX века альбомный репертуар значительно расширился.

Изменилось и внешнее оформление альбома: значительно больше стало вырезок из цветных журналов, открыток, ярких рисунков фломастером, а в последнее десятилетие — еще и фотографий популярных певцов и актеров, наклеек и т.п.

Если в альбомах 1950-х годов можно встретить, например, изображение девочки с флажком «СССР» в руке (такими раньше в изобилии украшали стены детских учреждений), то сейчас преобладают современные символы (пацифика, эмблемы музыкальных групп и спортивных команд).

С 1970-х годов альбом не испытал принципиальных изменений ни в своем внешнем виде, ни в жанровом составе — какие бы то ни было новации в альбоме вообще закрепляются крайне медленно. Девичий альбом отличается устойчивостью репертуара, структуры, принципов оформления.

Одни и те же жанры можно обнаружить в альбомах мам и дочек, москвичек и киевлянок.

Жанровый стержень альбома, сформированный еще в начале XIX века альбомными стихами, романсами, афоризмами, остается неизменным, несмотря на то что альбом постоянно пополняется новыми жанрами (например, анкетами, письменными гаданиями, тестами, гороскопами).

Рукописный альбом на сегодняшний день является основной формой письменного фольклора школьниц 9—14 лет. Став старше и окончив школу, девочки перестают вести альбомы.

Одна из причин этого заключается в самих условиях бытования альбомной традиции: наличии замкнутой социокультурной среды, имеющей место, например, в школе, пионерском лагере, больнице — основных каналах распространения альбома, — а также в условиях армии и тюрьмы (где тоже существуют свои разновидности альбома: солдатский (дембельский) и тюремный). Вокруг альбома формируется особое коммуникативное поле, в условиях которого облегчается контакт девушки со сверстницами и в некоторой степени со сверстниками — при условии их положительного отношения к альбому. При помощи обращений к читателям альбома, призывов написать что-нибудь на память, наставлений, рисунков между составительницей альбома и его читателями создается пространство для диалога.

Альбом является воплощением характерных черт девичьей субкультуры, «коллективного самосознания» девушек.

На первый план в нем выходят приоритеты традиционности — типично фольклорной ценности: хорош не тот альбом, в котором есть что-то новое и необычное, а тот, который отражает наиболее распространенные культурные веяния и содержит самые популярные в данном коллективе тексты.

Юные составительницы альбомов стремятся перещеголять друг друга не в разнообразии материалов (они, как правило, в условиях одной коммуникативной среды — например класса — практически одни и те же), а в оформлении, в красочности рисунков, наклеек и т. п. Альбом дает девушке возможность почувствовать свою причастность к единой культурной системе — девичьей субкультуре.

Вместе с тем альбом оставляет девушке возможность выразить не только общие модные увлечения, но и личные эстетические пристрастия, этические и нравственные представления. Альбом становится способом творческой и эмоциональной самореализации, ведь на его страницах появляются только те тексты, которые соответствуют личным вкусам девушки: ее любимые стихи, песни.

Составление альбомов является для девочек-подростков не просто механическим переписыванием из тетрадей подружек, а своего рода творчеством, только происходит оно преимущественно путем отбора и оформления уже готовых материалов.

Девичий альбом так же, как и другие формы письменной народной культуры (песенники, рукописные сборники), выполняет и архивирующую функцию, сохраняет фольклорные тексты.

Благодаря альбому консервируются и не теряют своего значения произведения, которые на первый взгляд кажутся устаревшими, потерявшими свою актуальность.

Именно альбому мы во многом обязаны сохранению в подростковой, по крайней мере девичьей, среде значимости рукописного текста, уважительного отношения к нему.

При всей своей «детскости» альбом учит добру, порядочности, воспитывает в юных девушках чувство собственного достоинства, предостерегает их от возможных ошибок, делится с ними культурным и социальным опытом. Чудом сохранив свое наивное, светлое лицо в водовороте телевизионной, рекламной и прочей массовой продукции, девичий альбом остается хранителем прежней культуры, связующим звеном между поколениями.

    Фотокнига или фотоальбом что выбрать, в чём отличие

    Альбомы фотографий в разные годы - Богослов

    В жизни каждого из нас есть яркие моменты, воспоминания о которых хочется сохранить не только в своей памяти, но и на фотоснимках. Как же найти для них достойное место? Лучшим решением будет распечатать фотографии и поместить их в фотоальбом, или сделать фотокнигу. Такие варианты хранения фотографий удобны и красивы, в любой момент вы будете иметь доступ ко всем вашим фотографиям и дорогим воспоминаниям. Этот формат идеально подходит для просмотра фотоснимков в окружении друзей и семьи. Но в чем же разница между фотокнигой и фотоальбомом? Продукты кажутся похожими, но есть некоторые основные различия между ними.

    Альбомы фотографий в разные годы - Богослов

    Выбор правильного формата — первый шаг в создании идеального места для хранения фотографий. Чтобы помочь узнать, какой продукт идеально подходит для вас, фотокнига или фотоальбом, мы попытаемся сравнить эти форматы между собой.

    Что такое фотоальбом

    Альбомы фотографий в разные годы - Богослов

    Традиционные фотоальбомы обычно имеют ограниченный объем страниц, на которые можно в любой момент добавлять отдельно напечатанные фотографии. Снимки просто вкладывают в специальную пленку или приклеивают на страницу альбома. Такой формат является альтернативой коробкам с сотнями распечатанных фотографий, спрятанных в шкаф подальше от дневного света. Порой можно часами решать, какие фотографии вы хотите поместить в свои альбомы, выбирая каждый семейный снимок по отдельности. Это трудоемкий процесс, который, тем не менее, можно превратить в увлекательное занятие в кругу семьи и друзей. В настоящее время пользуются популярностью фотоальбомы, оформленные в технике скрапбукинг, когда размещаемые в них фотографии дополняются надписями и различными декоративными элементами.

    Читайте также:  Святая троица (пятидесятница) история праздника - богослов

    Что такое фотокнига

    Альбомы фотографий в разные годы - Богослов

    Изображение с сайта: marao.ge

    При создании фотокниги необходимо подобрать сразу все фотографии, которые будут в нее включены. Делается это до момента изготовления фотокниги, на этапе разработки макета с помощью специального программного обеспечения, включающего готовые шаблоны, способные значительно облегчить этот процесс. Это реальная экономия времени.

    Поводов для печати фотокниги множество. Например, вы хотите сохранить воспоминания о свадебном торжестве, оглянуться назад на свой ежегодный семейный отдых или запечатлеть первые шаги ребенка — возможности для творчества безграничны.

    Программы для создания фотокниг позволяют менять столько параметров, сколько захотите, чтобы получить в результате уникальный продукт. Сделайте фотокнигу ваших личных праздников или добавьте подписи к своим любимым моментам на снимках.

    Вы даже можете написать свою собственную семейную историю с фотоиллюстрациями, чтобы рассказать ее своему малышу. Что такое фотокнига? и Советы по созданию фотокниги.

    Альбомы фотографий в разные годы - Богослов

    Печатайте фотографии в нашей лучшей фотокниге с плотными листами. Глянцевая поверхность, точная цветопередача и разворот на 180 градусов, подарят вам невероятные эмоции!

    Посмотреть

    Разница между фотокнигой и фотоальбомом

    Выбор Фотографий Выбирать фотографии и добавлять их в альбом можно постепенно. Меняйте фотографии местами, добавляйте новые, убирайте неудачные, по ходу дела создавая фотоальбом. Нужно выбрать сразу все фотографии, которые вы хотите видеть на страницах фотокниги и загрузить их в онлайн-редактор или использовать специальную программу. Добавить новые фото в уже готовую книгу будет нельзя.
    Сколько фотографий я могу разместить? Формат альбома предполагает ограниченное количество свободного места. Например, 30 страниц = 30 фотографий. Можно включить в фотокнигу столько фотографий, сколько вам нравится. Есть возможность разместить любое количество фотографий разного формата на одном развороте. Технология изготовления фотокниг позволяет выбирать и количество страниц.
    Тип бумаги Качество фотографий зависит от типа бумаги, используемой в процессе их печати, а сам альбом не будет иметь значения. Как правило, это будет стандартная фотобумага, используемая фотопринтерами. Выберите нужный тип бумаги, и ваши фотографии будут напечатаны непосредственно на страницах фотокниги. Можно подобрать матовую или глянцевую поверхность, есть возможность заказать усиленную картоном бумагу, которую используют для продления срока службы фотокниги.
    Варианты обложек Большинство обложек фотоальбомов имеют стандартное оформление, которое нельзя кардинально изменить и уникализировать. Вы можете полностью создать обложку своей фотокниги, начиная от выбора материала, из которого она изготовлена, заканчивая созданием своего дизайна. Фотообложка позволяет разместить на ней любое ваше изображение, будь то фотография, графический рисунок или надпись.
    Можно мне несколько штук? Если вы хотите сделать несколько копий в подарок, придется купить столько же альбомов и заполнить их фотографиями по отдельности. Вы можете создать столько одинаковых фотокниг, сколько захотите, просто выбрав количество экземпляров для печати. Поделитесь ими с родственниками и друзьями.
    Могу ли я заменить фотографии? Да, конструкция фотоальбома позволяет заменять и перемещать фотографии в любой момент, когда это потребуется. Нет, не тогда, когда ваша книга уже напечатана. Если вы хотите изменить набор или последовательность фотографий, вам придется редактировать и заново заказывать другую фотокнигу.
    Сколько места занимает? Это может зависеть от количества фотографий, которые вы размещаете в альбоме. Постоянное добавление фотографий может привести к тому, что альбом станет больше и займет больше места. Это зависит от размера выбранной вами фотокниги. Какой формат и количество разворотов вы изначально распечатаете, так и будет, без возможности добавлять новые фотографии, что могло бы привести к изменению габаритов книги. Фотокниги будут занимать столько же места, сколько и книги аналогичного размера.
    Как долго прослужит? Часто фотографии в альбоме отклеиваются, иногда выпадают, на них могут появиться заломы. Поэтому важно не переполнять фотоальбом для того, чтобы сохранить снимки на долгие годы. Фотографии печатаются прямо на листах книги с помощью современного полиграфического оборудования, которое гарантирует сохранение яркости красок на многие десятилетия.

    Фотокнига против фотоальбома: что выбрать?

    Теперь, зная разницу между фотокнигой и альбомом, вы можете решить, какой вариант подходит именно вам. Если вы любите добавлять новые фотографии, постепенно создавая свою историю, вносить изменения время от времени в расположение или оформление снимков, рассмотрите фотоальбом.

    Если же вы предпочитаете современное, профессионально выглядящее оформление страниц с вашими фотографиями, мы рекомендуем остановить выбор на фотокниге. Тем более, технология ее изготовления позволяет задать любые параметры по своему вкусу — от вариантов обложки, типа бумаги до оформления самих фотографий.

    С обычным фотоальбомом многое из этого не доступно.

    Начните создавать свою фотокнигу!

    Фотоальбом: как сделать правильный выбор?

    Первая улыбка, беззаботные школьные и студенческие годы, самые романтичные моменты вашей истории любви. Фотографии расскажут о многом и позволят навсегда сохранить в памяти самые значимые события вашей жизни. И пусть на дворе XXI век, и воспоминания принято хранить на жестких дисках, фотоальбомы всегда найдут место в вашем доме. Главное — сделать правильный выбор.

    Первое, на что мы всегда обращаем внимание — внешний вид и цена. Оригинальность и строгая классика, солидность и неожиданные дизайнерские решения. То же можно сказать и о ценах. Фотоальбом может стоить несколько сотен рублей, а может — несколько тысяч или стать бесценным, ели его подарили ваши друзья на вашу годовщину свадьбы или рождение первенца.

    Фотоальбомы: чем они отличаются?

    Сегодня в продаже можно увидеть альбомы с картонными и пергаментными листами, с магнитными и пластиковыми страницами. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, узнать о которых лучше заранее.

    Самые популярные и доступные по цене — альбомы с пластиковыми или картонными листами и кармашками из пленки ПВХ. Они рассчитаны на фотографии разных форматов: 9×13 см, 10×15 см, 13×18 см или 15×20 см. Различаются данные модели и количеством фотографий, которые можно в них разместить.

    Это могут быть маленькие альбомчики на 24 или 36 фотографий, а могут быть и очень объемные модели, рассчитанные на 200и даже 400 снимков. Подобные альбомы хотя и удобны, но для длительного хранения фотографий не предназначены.

    Дело в том, что пленка ПВХ уже через несколько лет эксплуатации начинает выделять химические вещества, приводящие к появлению пятен и порче фотоснимков.

    Не менее удобны и доступны в ценовом отношении альбомы с магнитными страницами. Они позволяют размещать на одном листе фотографии разных форматов и бесконечное количество раз менять расположение снимков. Но, к сожалению, клеящие полоски на страницах со временем могут привести к появлению желтых полос на фотографиях.

    Лучшими фотоальбомами по-прежнему считаются классические модели с картонными страницами и листами кальки между ними. Фотографии в современных альбомах крепятся с помощью картонных уголков с двусторонним клеевым слоем.

    Он спасает альбом и уголки снимков от пожелтения, что так часто случалось при использовании клея.

    Еще одним преимуществом классических альбомов можно назвать возможность размещения на листе фотографий разных, в том числе и нестандартных форматов.

    Лучшие производители фотоальбомов

    Безусловный лидер среди производителей фото аксессуаров и фотоальбомов — компания Henzo, работающая в данном рыночном сегменте более 40 лет.

    Секрет успеха компании — собственное уникальное оборудование, позволяющее выпускать продукцию высочайшего качества.

    Альбомы Henzo — это разнообразие стилевых решений и огромный выбор классических моделей с листами из пергамента, кармашками или магнитными страницами.

    Испанская фирма Hofmann выпускает классические альбомы. В ее ассортименте выделяются два основных направления: детские фотоальбомы с красочной картонной обложкой и презентабельные кожаные модели.

    Оптимальное сочетание цены и качества демонстрируют фотоальбомы Pioneer. Большое внимание компания уделяет расширению ассортимента, выпуская каждый сезон новые коллекции.

    Любителям стильных и оригинальных решений обязательно придутся по душе фотоальбомы Millenium. Обложки, имитирующие мех или змеиную кожу, украшенные аппликацией или выполненные из гофрированного картона, изготавливаются вручную и выглядят ярко и необычно. Компания выпускает классические и детские фотоальбомы, которые станут отличным подарком, как для детей, так и для взрослых.

    Эксклюзивные фотоальбомы

    Несмотря на многообразие выбора фотоальбомов на прилавках магазинов. Все большую популярность набирают эксклюзивные модели фотоальбомов сделанных вручную, на заказ под конкретное событие или дату. Например, фотоальбомы для молодоженов, для молодых родителей о рождении ребенка, о путешествии и многие другие варианты.

    Альбомы фотографий в разные годы - Богослов

    Главная задача при воплощении такого фотоальбома, что бы он был пронизан какой-то идеей, сюжетом и оформлен в одном стилевом решении. Однако это не так уж просто как может показаться, ведь для реализации потребуется не только подбор фотографий, но и украшений и других материалов для того чтобы добиться стилевого единства.

    Наиболее популярные стили для оформления фотоальбомов:

    • европейский – минимум украшений, фотографии необычных форм
    • шебби-шик – потертый шик, фотоальбомы словно пожившие с потертостями, украшают кружевом, лентами и др.
    • американский – перенасыщен декоративными элементам

    Для создания фотоальбома используют специальные заготовки, выполненные из картона 1,5 мм в различных тематиках, которые впоследствии декорируют в различных техниках:

    • декупаж – фотоальбом с фотографиями дополняют различными рисунками, картинками, орнаментами
    • дистрессинг — фотоальбом с фотографиями искусственно состаривают
    • штампинг — фотоальбом с фотографиями дополняют различными штампами и аппликаторами и др.
    • кроппинг — работают только с фотографиями
    • журналинг – фотографии дополняют интересными фактами и описаниями.

    Помимо фотографий в фотоальбомы добавляют открытки, газетные вырезки, билеты с первого свидания, гербарии, первое УЗИ малыша или бирочку из роддома, все это зависит от тематики создаваемого шедевра, который в дальнейшее порадует не одно поколение.

    30.11.2017

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *