Храм бессребреников и чудотворцев космы и дамиана с.ивановка — богослов

Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - БогословВпервые упоминание о селе Городище встречается в документе 1693 г. «Поступная запись старооскольца Е.И. Дягилева об отдаче своего поместья в с. Городище за долги старооскольцу М.И. Севрюкову». Название Городище село получило от деревянной крепости – городища, сторожи, которая существовала для охраны южных окраин русского государства. Такие городища-сторожи устраивались в верховьях рек Потудани и Котла (до наших дней они дошли в виде небольших курганов). Населенный пункт на левом берегу реки Котел основан крестьянами-однодворцами, переселившимися из центральных уездов государства российского. Располагалось поселение у «россоши», то есть у слияния двух рукавов реки Котел, где еще с начала XVII века оскольские жители разных населенных пунктов владели участками для сенных покосов «…от Сухой плоты до городища…». Однако этот термин местные жители употребляли в отношении ориентира – большого дуба, на котором располагалось орлиное гнездо «орлово городище». В историко-археологическом сборнике «Воронежская старина» указывается, что уже в XVIII веке, в 1763 г. в селе было две церкви: «старая» — Космо-Дамиановская и «вновь заложенная» — Спасская. В 1780 году вновь освятили Космо-Дамиановскую деревянную церковь, поставленную на новом месте вместо «старой, обветшавшей». Спустя пять лет в 1803 году перекрыли крышу на трапезной части храма, над куполом же была «сделана малая кровельная поправка». В 1813 году исправлены «церковные ветхости». Известно, что при Космо-Дамиановской церкви в 1773 году было два священника: Василий Иоакимов и Матвей Васильев. С 1778 года упоминается священник Стефан Алексеевич Михайловский (†1809 г.). С 1796 года — священник Николай Стефанович Михайловский (†1816 г.), заменивший своего престарелого отца. Впоследствии на его место определен сын Феодор Николаевич Михайловский (†1850 г.). В 1763 году вместо сгоревшей «от громового запаления» в 1762 году была заложена новая Спасская деревянная церковь. К 1818 году она настолько обветшала, что епархиальное начальство нашло нужным ее «запечатать». В следующем 1819 году позволено было начать починку ветхой церкви. В это время, вероятно, у прихожан и появилась мысль построить вместо двух деревянных одну каменную в честь Нерукотворного образа Спасителя с приделом во имя свв. безсребреников Космы и Дамиана, так как об окончании упомянутой починки ветхого храма никаких сведений в консисторском архиве не имеется. Но, известно, что в 1822 году разрешение на строительство каменной церкви было получено. История сохранила имена ряда священников, служивших при Спасской деревянной церкви. В 1787 году в документах упоминается священник Иосиф Никифоров, с 1796 года священник Феодор Иосифов, сын Иосифа Никифорова (†1817 г.). В 1818 году последнему преемствовал его сын Николай Федорович Иосифов. С 1833 года упоминается священник Иоанн Васильевский. После смерти отца Иоанна священническое место было закреплено за его семьей. Требы и богослужения исполнял «вхожий» священник Иоанн Герасимов, который за неисполнение некоторых условий перед семьей покойного священника Иоанна Васильевского был удален с занимаемого им места в 1837 году. Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - БогословНовая каменная церковь, возведенная «обширнейшим и благолепнейшим зданием», была освящена в 1837 году. Храм имел крестообразную форму. Алтарь от храма отделялся трехъярусным иконостасом. Стены в церкви были украшены живописью. Поначалу колокольня построена в два яруса. В 1838 году были достроены еще два яруса. В результате получилась высокая четырехъярусная колокольня. Ветхие деревянные церкви разобрали, материал от них был использован: от Спасской – на сооружение иконостаса, от Космо-Дамиановской – на построение ограды вокруг нового храма. Причты обеих церквей были соединены, причем одно диаконское место было закрыто. Придел во имя свв. безсребреников Космы и Дамиана был отделан в 1851 году. В 1893 году был обновлен главный иконостас и подняты солея и престол. Открытая в 1893 году церковно-приходская школа размещалась в сторожке. В селе имелась и земская школа. Земли в ведение церкви было отведено 66 десятин. Причт пользовался процентами от вклада госпожи Черемисовой в 200 рублей. В документах упоминается о том, что при храме с 1840 года настоятельствовал священник Петр Иванович Васильевский (участвовавший в соединении храмов вместе с упомянутым выше отцом Феодором Михайловским в 1837 году). В 1849 году определен священником студент семинарии Алексей Львович Куфаев. С 1856 года упоминается священник Михаил Лихницкий. С 1858 года – священник Ксенофонт Куфаев. В начале ХХ века причт состоял из двух священников – Михаила Петровича Скрябина (с 1863 г.) и Георгия Андреевича Потапова (с 1887 г.), диакона и двух псаломщиков.

Богоборческий период

Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов

Иван Владимиров. Реквизиция церковного имущества. 1922 г.

В богоборческий период начала ХХ века Спасская церковь пережила все ужасы первых пятилеток советской власти: изъятие церковных ценностей, закрытие храма, снятие колоколов. 4 июня 1937 года сотрудниками Шаталовского РО НКВД был арестован священник Георгий Коршиков, служивший в селе с 1932 года.

8 июня ему было уже объявлено об окончании следствия. По отработанной схеме были собраны и подшиты к спешно заведенному делу нужные для подтверждения вины свидетельские показания. Обвиняли отца Георгия по ст. 58 УК.

В справке на «подлежащего аресту гражданина Коршикова» указывалось, что он, «личность антисоветски настроенная», «используя чувства верующих, при исполнении религиозных треб ведет антисоветскую агитацию». Эту стандартную формулировку вымышленной вины можно прочесть во многих делах священнослужителей, осужденных в период репрессий.

Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - БогословСпециальная коллегия воронежского областного суда приговорила его к лишению свободы в исправительно-трудовых лагерях НКВД сроком на восемь лет, вдобавок взыскав с осужденного еще и «судебные по делу издержки в сумме 252 рублей». Отец Георгий пытался дважды обжаловать приговор в 1937 и 1940 гг., но воронежская прокуратура подтвердила справедливость приговора. Восемь лет оказались слишком большим сроком для батюшки. Ему хватило и пяти. Отец Георгий умер в отдельном лагерном пункте № 14 Каргопольлага 23 марта 1942 года, оставшись «в долгу» у государства еще на три года лагерей и 252 рубля. 5 января 1994 года Белгородская прокуратура списала ему этот «долг», признав священника Георгия Коршикова жертвой политических репрессий и полностью реабилитировав. В 1939 году новая советская власть приняла решение разрушить здание храма. Уполномоченные из Воронежа, описав все церковное имущество, собрали особо ценное. Старожилы вспоминали, что по заданию местных властей шахтеры-подрывники сделали подкоп под основанием здания, заложили туда деревянные опоры. В тот момент, когда опоры прогорели, храм рухнул. Местные жители принялись разбирать кирпич, который пошел на строительство школы. Школу достроить не успели, началась Великая Отечественная война.

Возрождение церковной жизни

Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - БогословС 1997 года в селе началось возрождение церковной жизни: в помещении бывшего магазина была обустроена молитвенная комната, в центре села в этом же году архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном (Поповым) был освящен закладной камень на месте будущего храма в честь святых безсребреников Космы и Дамиана. Камень этот – фрагмент разрушенной прежде святыни. Его сохранил местный житель Иван Егорович Болвинов. В сентябре 1998 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн назначил иерея Василия Демченко настоятелем Космо-Дамиановского храма. Будучи еще студентом Запорожского медицинского института (по своему первому призванию отец Василий — хирург), он часто молился врачам Косме и Дамиану. И вот теперь он служил в храме во имя святых безсребреников в качестве священника. Из воспоминаний иерея Василия Демченко: Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - БогословХрам Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов— Всю дорогу к селу я пытался найти среди сельских домов купола и крест. Но их нигде не было видно. Не было их и на том одноэтажном зданьице, что отдали под церковь. Обшарпанные стены, в окнах и дверях дыры. Зимой снег на полу не таял. Прихожане переобувались в валенки, которые горкой лежали в углу. В течение следующих лет отец Василий отремонтировал помещение, где расположился маленький храм, утеплил, возвел над зданием купол с крестом. Но батюшка всегда верил, что в селе будет построен настоящий большой храм. Проект нового здания храма был разработан еще в 1997 году, однако к строительству приступили только 21 апреля 2006 года. Храм на свои средства возводила старооскольская строительная компания «Зодиак» (генеральный директор Павел Евгеньевич Шишкин). В короткий срок – всего за шесть месяцев — в центре села вырос целый комплекс: храм, воскресная школа, дом причта, надкладезная сень. Размеры храма (длина – 34 метра, ширина – 15,5 метров) позволяют вместить до 500 человек. Особую красоту и изящность здание приобрело за счет фигурной кладки и арочных сводов. 19 сентября 2006 года благочинный II Старооскольского округа протоиерей Алексий Бабанин в сослужении духовенства благочиния освятил десять колоколов. Строящийся храм получил полный набор для малинового звона. Самый большой колокол весит 1200 кг, остальные колокола – от 850 до 4 кг. Колокола были отлиты в цехах экскаваторного завода в Воронеже трудами индивидуального предпринимателя Александра Ивановича Балясникова.

Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов

К концу сентября 2006 года храм был построен, завершались внутренние и внешние отделочные работы. Купола доставили из Волгодонска. Наконец наступил долгожданный праздничный день. Освящение храма состоялось 12 ноября 2006 года – в канун праздника свв. безсребреников Космы и Дамиана.

Освятил храм архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн в сослужении духовенства Старого Оскола и района. Во время освящения и Божественной литургии слезы радости катились по щекам отца Василия Демченко: – Девять лет мы ждали этого дня. Девять лет люди со всех сел ходили к нам, со слезами молились, находили покой и утешение, и молитвенный дух их все усиливался.

С проектом храма пришлось ездить в Москву, а подписывать его (проект) в счетной палате. Нужны были материальные средства. Все чиновники только говорили: строительство храма – хорошее дело… Господь управил так, что эта святыня и золотые кресты воссияли, и я думаю, что так должно быть. Поклон всем вам, потому что церковь – это общее дело.

По окончании чина освящения в храме была совершена Божественная литургия, после которой состоялся акт передачи храма епархии.

Владыка Иоанн в соответствии с Указом Святейшего Патриарха Алексия II за усердные труды на благо Церкви наградил иерея Василия Демченко наперсным крестом. Национальный комитет общественных наград вручил настоятелю нового храма орден Александра Невского.

На празднике присутствовали губернатор области Евгений Степанович Савченко, президент всероссийского фонда «Возрождение православных святынь» Сергей Владимирович Шалимов, глава Старооскольского самоуправления Николай Петрович Шевченко.

30 августа 2011 года священник Василий Иванович Демченко почислен за штат Белгородской и Старооскольской епархии. До января 2020 года настоятелем Космо-Дамиановского храма был иерей Игорь Бойко.

Указом митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна от 1 января 2020 года новым настоятелем храма назначен протоиерей Евгений Колесников.

  • Протоиерей Евгений Колесников
  • настоятель храма

О храме

Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов

В 1820 году, после разорения французскими войсками, храм был обновлен и вновь освящен. В 1888 году был пристроен зимний придел во имя святого благоверного князя Александра Невского.

Читайте также:  Можно ли заразиться короновирусом в храме и во время причащения? - богослов

После революции решением Мособлсовета в 1940 году храм был закрыт. В разоренном и перестроенном храме последовательно размещались клуб, типография и ремонтные мастерские.

Новая жизнь храма началась в январе 1992 года, когда была зарегистрирована православная община. В 1993 году здание было передано Церкви, в 1994 году была отслужена первая Божественная литургия. В 2000 году была построена колокольня, а к 2005 году храм был полностью расписан.

11 октября 2015 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском и Божественную литургию в новоосвященном храме.

На Приходе с 1996 г. действует Воскресная школа. Более 10 лет назад создано и по сей день осуществляет служение Православное сестричество во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана. Сестры милосердия окормляют Пансионат № 1 для Ветеранов труда; Военный клинический госпиталь №3 им. А. А. Вишневского; Дом ребенка в Мытищах и другие лечебные заведения.

В настоящее время к Приходу относятся следующие приписные храмы:

  • Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Пансионате для Ветеранов труда № 1;
  • Святителя Луки архиепископа Крымского в Пансионате для Ветеранов труда № 1;
  • Святого Георгия Победоносца в Военном клиническом госпитале №3 им. А. А. Вишневского;
  • Святого равноапостольного князя Владимира на Химкинском кладбище.

Беседы о вере

  • По четвергам после молебна о болящих (кроме первого четверга месяца) проходят беседы о вере со священником Георгием Михайловым в домике сестричества.
  • Начало в 19:30.
  • Приносите с собой что-нибудь к чаю!

Клуб рукоделия

Каждый второй и четвертый вторник месяца в 19:30 проходят занятия по вязанию крючком для всех желающих.

Место проведения: воскресная школа (2 этаж) при храме святых бессребреников Космы и Дамиана (ул. Правобережная, д.6).

Бесплатная консультация юриста

  1. Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов
  2. При храме святых Космы и Дамиана можно получить бесплатную юридическую помощь (консультацию по правовым вопросам).
  3. Подробная информация.

Архиерейское богослужение в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском

Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов

14 июля 2021 года в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском состоялось архиерейское богослужение по случаю престольного праздника.

Далее…

Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

Далее…

Великая пятница

Страстной неделей, называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти и погребении.

Далее…

Вход Господень в Иерусалим, Вербное Воскресенье

В воскресенье 25 апреля 2021 года в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском состоялась праздничная Божественная Литургия при большом стечении молящихся. Накануне, во время Всенощного бдения, настоятель протоиерей Сергий Куликов совершил чин освящения вайи (верб), которые по традиции в воспоминание евангельских событий все верующие приносят на праздник.

Далее…

Архиерейское богослужение

Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов

11 апреля 2021 года, в неделю 4-ю Великого поста, посвященную памяти преподобного Иоанна Лествичника, епископ Наро-Фоминский Парамон, управляющий Северным викариатством, совершил литургию Василия Великого в храме святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском.

Далее…

Церковь космы и дамиана в ярославле

Т.А. РУТМАН

Церковь Космы и Дамиана находилась на Плац-Парадной площади напротив Кирилло-Афанасиевского монастыря. Не сохранилась.

4 фото Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов

Смотреть фотогалерею 4 фото

Церковь Космы и Дамиана. Вид с северо-запада

из

  • Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов
  • Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов
  • Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов
  • Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов

В ранней истории Космодамианского храма есть не­сколько загадок. Церковь с таким наименованием указана в Перечневой описи города 1630 года (ей принадлежала лавка в рукавичном ряду) и переписных книгах XVII века, но подробные ярославские церковные описания XVIII — на­чала XIX столетия свидетельствуют, что престола с таким посвящением в приходе не существовало.

Архиепископ Самуил Миславский указывал, описывая Космодамианский приход в 1781 году: «Церковь каменная, настоящая холодная во именование образа Пресвятой Богородицы Казанской, с приделом теплым в трапезе, по левую сторону, во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого». А свое название, уточнял владыка, приход получил «по отправляемому торжеству св. чудотворцам Косме и Дамиану».

Содержатся противоречия и в дате построения ка­менной церкви на месте прежней, деревянной. В описании ярославских храмов архиепископа Самуила значится: «когда построена каменным строением и кем освящена, известия в часто бываемые пожары утратились». А. П.

Кры­лов, ссылаясь на храмозданную летопись, сохранившуюся к середине XIX века на западной стене холодного храма, называл 1686 год. Составитель же «Кратких сведений» в 1908 году, опираясь на надпись у престола, утверждал, что храм был освящен 5 апреля 1671 года.

Космодамианская церковь в конце XVIII века пред­стает более чем скромной по внутреннему и внешнему убранству: «Внутри стенным писанием не расписана, а только выбелена, пол в церкви и приделе кирпичный, покрыта дранью, а пять глав черепицей. Колокольня над папертию при церкви вышиной 18 сажень, в ней колоколов шесть: первый в 30, второй 10, третий 8, четвертый 4, пятый 1 пуд и шестой в 30 фунтов».

В первой половине XIX века храм был значительно перестроен: его трапезную часть расширили, устроив в ней теплую церковь; шатровую колокольню снесли, соорудив взамен невысокую одноярусную над трапезой. Если судить по классическому портику, оформившему вход в храм, эти поновительные работы произошли скорее всего при архиепископе Аврааме (Шумилине).

В описании А. П.

Крылова церковь предстает в I860 году в следующем виде: «Храм этот состоит из двух отделений: в восточной половине его престол в честь Казанской Божией Матери; это холодная церковь; в западной половине два престола: на правой стороне — бессребреников Космы и Дамиана; на левой — трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого — это в теплой церкви. Холодная церковь с тёплою соединяется посред­ством арки, в которой устроены стеклянные двери».

В середине XIX века зимняя церковь была расписана, но живопись, по заключению И. А. Тихомирова и И. Ф. Барщевского, «никакого — ни археологического, ни художест­венного — значения не имеет».

Главной святыней храма являлась икона Космы и Да­миана, в которую был «вложен ковчег со св[ятыми] мощами их, этот образ почитается чудотворным, очень старинный, украшен серебряной позолоченной ризой, большого разме­ра; стоит он у правого столба в холодном храме, а на зиму переносится в зимний храм». Возможно, икона была хра­мовой и в древности деревянная Космодамианская церковь имела престол во имя святых бессребреников.

В церкви хранились и другие достопримечательности: серебряный крест с частью Древа Креста Господня и 58 частицами мощей святых, он «небольшой и врезан в образ к изображениям тех святых, мощи которых находятся в кресте», а также напрестольный крест с частицами мощей 13 святых.

Среди богослужебных книг в ризнице церкви находилась «Служба благоверным князьям Василию и Кон­стантину, Ярославским чудотворцам», напечатанная без года и места издания, но, как заметил А. П. Крылов, «печатной службы сим святым нет и в кафедральном соборе».

В приходе Космодамианской церкви в 1б4б году за­писан священником Карп Трофимов, там же проживали его сын, иконописец Федор Карпов, и внук — знаменитый ярославский мастер Федор Федоров.

В Переписной книге 1717 года среди проживающих «на козьмодемьянском монастыре» значатся: «Во дворе посацкой человек Федор Федоров сын, пишет иконы, штидесят трех… Родился он, Федор, в Ярославле, там же и отец ево, Федор Карпов был ярославец же, посацкой человек.

А помянутой двор был деда ево, Федора, церкви Козьмы и Демьяна попа Карпа Трофимова».

К Космодамианскому приходу с 1903 года была при­писана церковь Святой Троицы при глазной лечебнице.

Летний храм прихода был разобран в 1930 году, зим­ний — в 1982, в 1984 — на его месте построен магазин. В 2010 годы здание переделано под гостиницу с рестораном.

Храм Святых бессребреников Космы и Дамиана (с.Курасовка)

Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов
Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов
Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов

В летописи села можно найти следующие сведения:

«Село Курасовка в 1719 году было однодворческим и помещичьим. Во время ревизии 1723 года в нем насчитывалось 42 двора. Из них один – поповский и два – дьяковых.

В селе была церковь во имя Козьмы и Демьяна. При церкви служил поп Яков, сын его Иван, дьячок Иван Семенов, сын Щербаков. Село имело второе название Козьмодемьяновское. На самом возвышенном его месте (ныне  гаражи рыбхоза) красовалось деревянное здание церкви, обнесенное ажурной оградой.

Есть упоминание о том, что храм был построен в 1864 году, но летопись села повествует об открытии в этом году церковно-приходской школы: «В селе Курасовка была открыта церковно-приходская (смешанная) школа в 1863 году.

Учили детей грамоте две учительницы – Л. А. Титова и Л. Яськевич и законоучитель священник Е. П. Чехов». Есть сведенья, что в 1913 году в церковно-приходской школе учились 52 мальчика и 4 девочки.

Еще семи мальчикам было отказано «по тесноте помещения».

КАК СВЯТИТЕЛЬ ИОАСАФ НАКАЗАЛ КУРАСОВСКИХ СВЯЩЕННИКОВ

О том, что храм в с. Курасовка был основан в ХVIII веке, указывает и следующий факт. В книге «Православие и культура в Белгородском крае» есть один документ, подписанный 22 декабря 1750 года самим епископом Белгородским Иоасафом.

Касался он священников Космо-Дамиановского храма Якова и Димитрия, которые были уличены в том, что не отправляли службы в день тезоименитства Ее императорского величества и в день восшествия на престол Всероссийский Елисаветы Петровны 24-25 ноября 1747 года.

По доносу очевидца Василия Стебакова было проведено расследование.

В результате за ложные показания священник Яков, который оправдывался тем, что 4 дня находился по болезни в беспамятстве, а на самом деле молол в это время зерно вместе с доносчиком, был наказан в консистории плетьми, а за тем отправлен в ссылку на полгода в Обоянский Знаменский монастырь.

Отца Димитрия спасли прихожане Спасского, подтвердившие, что он в эти дни отправлял службы у них, так как в селе не было своего настоятеля. 

В 1932 году храм закрыли, а в 1941 году его разобрали по бревнышкам. Часть из них пошла на пристройку к школе 2-х классных комнат, а остальные решили пустить на постройку клуба. Помешала война. В 1943 году эти бревна военные использовали на постройку блиндажей. После войны бревна от блиндажей пошли на восстановление домов, пострадавших от бомбежек.

С 1950 по 1954 годы в селе совершались богослужения в приспособленном помещении. (Об этом свидетельствуют протоколы судебного разбирательства, хранящиеся в архиве г. Курска).

14 октября 1996 года было освящено место под строительство храма, а 22 ноября 1998 года епископ (ныне архиепископ) Белгородский и Старооскольский Иоанн совершил освящение первого вновь отстроенного на Ивнянской земле храма в честь святых чудотворцев и бессребрянников Космы и Дамиана.

Энтузиастами этой стройки стали местные власти и бывший председатель АО «Заря» В. Я. Родионов, который начал и довел строительство до завершения. И по сей день Владимир Яковлевич, возглавляя теперь уже областной департамент АПК, продолжает заботу о благолепии своего родного храма.

Адрес:309116, РФ, Белгородская область, Ивнянский район, с.Курасовка,ул. Мавринка 1

Телефон: (47243) 4-12-90

Настоятель: иерей Сергий Григорьевич Черевко

Во имя Космы и Дамиана: три храма — три судьбы

Косма и Дамиан — братья, целители, бессребреники и чудотворцы. Так велик был их духовный подвиг, что навсегда остался в памяти человечества. Десятки сотен храмов построены в их честь на Руси и до сих пор люди верят в их помощь при врачевании, как тела, так и души.

Храм со счастливой судьбой
Не скажешь, что село Летово затерялось где-то в глубинке Рязанской земли. Располагается оно вблизи районного города Рыбное, не так далеко от автомобильной и железнодорожной трасс, идущих в сторону Москвы.

Читайте также:  Храм покрова пресвятой богородицы село ташла - богослов

Сколько исторических событий, связанных с разными катаклизмами в нашей стране, бурей пронеслись по этим дорогам.

Сколько бед выпало с начала прошлого века на судьбы простых крестьянских поселений, а церковь в Летово, как будто оберегаемая Свыше, простояла нетронутой до наших дней.

До наших дней дошла каменная церковь с колокольней, возведенная в самом начале 20 столетия ярославским мещанином Игнатием Веревкиным. Ей посчастливилось оставаться открытой до 1937 года. Так она простояла семь лет. А 23 марта 1944 года в Рязанский облисполком пришло заявление от группы верующих об открытии церкви в селе.

Заявление было отклонено, но прихожане не отступились. Верующие просили пересмотреть это решение несколько раз. Они обратились в Совнарком РСФСР.

И летом того же года пришло постановление «Обязать Рязанский облисполком разрешить группе верующих села Летово Рыбновского района открыть церковь в здании, отремонтированном на средства верующих в селе Летово».

Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богословtemples.ru

С 1945 года храм в Летово стал действующим. В нем начинали свой путь два будущих архиерея. С 1952 года в храме служил псаломщиком Петр Лобанков – в последствии епископ Воронежский и Липецкий Платон. А с 1957 года — протоиерей Иоанн Смирнов, который несколько лет был настоятелем храма.

Овдовев, он был пострижен в монашество и в 1976 году решением Священного Синода определен быть епископом Орловским и Брянским. Перед своей кончиной владыка завещал похоронить себя у алтаря храма в Летово. Около двух лет вторым священником в церкви был известный старец Иоанн (Крестьянкин), которому после ссылки запрещали служить в Москве.

В Летово старожилы еще долго вспоминали, как детьми бегали в храм на исповедь к мудрому и доброму батюшке.

Каждый, кто побывал в Летово, надолго оставляет в своем сердце воспоминание об этом храме, где под сводами — особый молитвенный дух, который не выветрили ни годы гонений, ни годы безверья.

Храм в селе, которого уже нет
Село Долматово Пронского уезда было известно до первой половины 18 века как Городец.

Такой топоним встречается и сейчас во многих российских областях и означает «небольшой укрепленный город». Первоначально это была вотчина бояр Вердеревских.

Со второй половины 18 века Долматово числиться за дворянами Лихаревыми, а спустя какое-то время за генерал-майором, героем Отечественной войны 1812 года Ильей Степановичем Сорочинским.

После смерти генерала в 1852 году поместье выставили на аукцион. Новым владельцем стал известный историк титулярный советник Александр Семенович Клеванов. Но при этих, в свое время, не бедных владельцах села Космодемьянская церковь описывается Иоанном Добролюбовым в плачевном состоянии: «Существующая ныне в с.

Долматове деревянная церковь построена в 1730 году… находившаяся вокруг церкви крытая галерея сломана… владельцем села г. Клемановым…». Правда, при нем же была возведена колокольня, но как пишет далее историк: «Самый большой колокол, пожертвованный в 1879 году вдовою-солдаткой Евдокией Филипповной; но и тот ныне разбит.

Ограда вокруг церкви развалилась».

Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов

Точной даты постройки новой каменной церкви в Долматово не сохранилось, предположительно это событие произошло в самом начале 20 века и уже при новых хозяевах — помещиках Языковых.

Мощное здание, выполненное в модном тогда архитектурном стиле эклектика, до сих пор поражает чистотой форм и мощью фасада. В наши дни ни помещичьих усадеб, ни домов крестьян давно уже нет на месте бывшего села. Не числиться оно в списках населенных пунктов Рязанской области уже с 1997 года.

И только храм, стоящий на возвышении, напоминает случайным путникам, что когда-то здесь жили люди и кипела бурная жизнь.

Новый храм в честь разрушенного

Космодемьянская церковь в селе Серкино упоминается в окладных книгах еще во второй половине 17 века. Спустя столетие храм был разобран и на его месте в 1764 году был построен новый.

Так же, как и его предшественник, он был деревянным и спустя 67 лет сгорел. Последующей церкви повезло больше.

Несмотря на то, что она была закрыта после революционных событий 1917 года, само здание простояло вплоть до 40-х годов 20 века.

В народе осталось много легенд о церкви. Как вспоминали старожилы, именно в это время из-под почти разрушенного основания храма забил источник, и люди приходили к нему за целебной водой. Но со временем с лица земли исчезли и церковь, и само село.

Приемником его стал поселок Пионерский. Еще в 1938 году бывшую помещичью усадьбу, которая находилась неподалеку от Серкино, использовали для машинно-тракторной станции.

Вновь созданную МТС назвали «Пионерской», и со временем название осталось за населенным пунктом.

Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богословtemples.ru

Но жители поселка о своем селе не забывали и еще долгие годы ходили к могилкам родных, похороненных на старом кладбище у бывшей церкви. А с 2013 года началось строительство новой церкви, и через три года она была освящена во имя святых Космы и Дамиана, как и прежняя, стоявшая издревле на этой земле.

Как бы ни складывалась судьба храмов, каждый из них оставил свой след в истории нашего края. Они несут свою службу там, где теплится жизнь, продолжают хранить места, которые давно оставили люди, и даже разрушенные передают свои имена новым последователям, чтобы духовная связь времен не прервалась.

Елена Александрина

Космы и Дамиана бессребр. (Христа Спасителя, исцелившего расслабленного) на Маросейке — Благочиние

Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов

  Существующий ныне на Маросейке Космодамианский храм построен в 1793 году, но на этом же месте церковь была и ранее, так что следует различать собственно две церкви: старую и настоящую.

Когда именно и кем была построена старая Космодамианская церковь, точных сведений не имеется. Достоверно только, что церковь эта существовала еще в начале 17-го века. Так, о ней упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1625 год и в «Книге царского жалованья московским церквам».

Из тех же свидетельств можно видеть, что старая церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная – с главным престолом во имя Свя-тителя Николая и придельным во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.

Но в документах и среди верующего народа ее чаще называли Космодамианской, что говорило об особом почитании этих святых.

В конце 17-го столетия над старою Космодамианской церковью была сделана надстройка второго верхнего яруса княжною Евдокией Андреевной Куракиной, владения которой располагались на месте современного здания на Маросейке д.

12, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, почему Космодамианская церковь иногда называлась еще Казанскою. Сначала эта церковь была только ружною (состоящей на руге, т. е.

содержании) княгини Куракиной, и особые от космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства Куракиной, но в 1771–1772 гг. она поступила в заведование космодамианского причта и соединилась с приходскою церковью.

Следует заметить, что в это время, т. е. в конце 18 века, Космодамианский храм пришел в полную ветхость, и прихожане пришли к мысли не о ремонте церкви, но о сооружении нового храма и, притом, с некоторым изменением в устройстве.

В июле 1790 года они вошли к Митрополиту Московскому Платону с ходатайством – ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя Святителя Николая и святых бессребреников Космы и Дамиана.

Замечательно, что наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. Это и есть тот самый храм, который существует ныне.

На предмет построения этого храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования, но во главе жертвователей и душою святого дела был подполковник Михаил Родионович Хлебников: на его имя была выдана и храмозданная грамота в январе 1791 года.

Его дом сохранился до наших дней – сегодня здесь располагается посольство Республики Беларусь (Маросейка, 17).

В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкою вчерне, а совсем благоукрашен был только придел во имя св. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новом храме.

Через 2 года, а именно, 21 октября 1795 года, освящен был другой придел во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, а главный – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представляющий и поныне единственный в Москве храм с таким наименованием, – освящен был 4 октября 1803 года, так что новый Космодамианский храм, собственно говоря, строился в течение 12 лет.

Новый храм, построенный по плану известного архитектора М. Ф. Казакова, представляет собой замечательно искусное сочетание отдельных частей и линий. Оригинально в этом храме устройство приделов: они помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь её.

Храм Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с.Ивановка - Богослов

К сожалению в истории храма нет достоверного ответа на вопрос о причинах столь исключительного посвящения и наименования главного престола.

Существует догадка, что на это могло повлиять явление в конце 18-го века чудотворной иконы Спаса – Исцелителя расслабленного в селе Ведерницы, Дмитровского уезда, и привлекшее к себе в то время множество народа обилием исцелением от различных недугов.

В этом селе в 1773 – 1780 годах на средства прихожан был построен храм с одноименным престолом (он сохранился до наших дней, правда в запустении). Это событие не могло не найти отклика среди москвичей.

В самой летописи Космодамианской церкви также записано несколько случаев благодатных исцелений, полученных больными от храмовой иконы Спасителя, Исцелителя расслабленного.

Эта икона являлась особо чтимою святынею уже с самого построения и освящения этого храма, привлекая к себе благочестивых поклонников из разных мест столицы. Особенно это было заметно в храмовый, единственный во всей Москве, праздник, совершаемый в третье воскресенье по Пасхе.

С давнего времени установлено совершать пред этою иконою молебствие каждую субботу, по окончании всенощного бдения.

В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений. Многие же другие московские церкви после разорения французами так и не смогли восстановится и были либо разобраны, либо приписаны к другим церквям.

Так случилось и со стоявшим в Петроверигском переулке храме в честь Апостола Петра и его честных вериг.

Впервые упоминаемый в летописи 1625 года, она знаменита тем, что перестройка ее из деревянной в каменную была произведена боярином Ильей Милославским в 1669 году в память бракосочетания его дочери Марии Ильиничны с государем Алексеем Михайловичем (это был его первый брак), пришедшего 16 января 1652 года в день престольного праздника храма. После разграбления французами, уничтожения пожаром зданий вокруг церкви и, фактически, лишения возможности прихожанами содержать Петроверигскую церковь, ее сделали приписной к храму Космы и Дамиана. А в 1844 году в связи с ветхостью ее разобрали, использовав освободившийся материал в ином церковном строительстве. На месте церковного алтаря поставили памятный столб, ко-торый в 1923 году снесли. Ныне на этом месте располагается закругленная часть дома № 6 по Петроверигскому переулку.

Читайте также:  Предательство иуды - богослов

До 1857 года Космодамианская церковь разделена была на 2 половины: зимнюю и летнюю.

Не отличаясь по своей конструкции поместительностью, храм этот в зимнее время становился особенно тесным, так как холодный храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, запирался на зимнее время, теплый же состоял лишь из трапезной и двух приделов. В 1857 году настоящая холодная церковь сделана теплою, для чего в подвале под церковью была устроена духовая печь.

В 1893 году Космодамианский храм обновлен внутри и снаружи. Это великолепное обновление Космодамианского храма тем более приятно, что совпало со столетним юбилеем со времени построения и освящения Николаевского придела, отпразднованным с великою торжественностью 18 декабря 1893 года с совершением крестного хода вокруг церкви при громадном стечении богомольцев.

В конце 19-го века в приход Космодамианской церкви входило тридцать домов. Среди прихожан храма много замечательных имен. В 1832 году дом № 4 по Петроверигскому переулку приобрел известный купец-чаеторговец П. К. Боткин.

Эта купеческая семья сыграла выдающуюся роль в истории русской культуры. Его сын Петр Петрович Боткин в течение долгого времени был старостой храма Космы и Дамиана.

Сын Петра Петровича – Сергей Петрович Боткин (1832-1889) – выдающийся медик-клиницист и общественный деятель. Ученик Н.И. Пирогова, учитель И.П. Павлова, профессор Медико-хирургической академии, лейб-медик (личный медик при Императоре).

Сын же его – Евгений Сергеевич Боткин – тоже лейб-медик состоял при последнем императоре Николае II и, сохранив до конца верность монарху, вместе с ним принял мученическую смерть в 1918 году.

Прихожанином Космодамианского храма был поэт и дипломат Федор Иванович Тютчев. Он проживал в доме № 11 по Армянскому переулку (на углу Сверчкова переулка) построенном, кстати, тоже М. Казаковым. Бывая в Москве, храм часто посещал Ф. М. Достоевский.

В начале тридцатых годов храм разделил судьбу многих русских святынь. Приход был разогнан, иконы и украшения храма конфискованы и пропали бесследно. Один из последних настоятелей храма, протоиерей Владимир Рождественский, окончил свою жизнь в лагерях. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но Господь не допустил этого.

В 1933 году Моссовет распорядился “передать здание Управлению рабоче-крестьянской милиции г. Москвы для использования по специальному назначению”. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, клуб автомототуристов, архив, художественные классы. Была сломана ограда церкви и перед ней возведен деревянный павильон с пивной.

В 60-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте в 1972 году выстроено огромное ад-министративное здание, храм был передан ему под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация – восстановлено внешнее убранство храма, возведена ограда, по типу уничтоженной. Тогда же был сделан наружный ремонт церкви, водружены золоченые кресты.

Однако интерьер храма был изуродован: построено этажное перекрытие и множество перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания храма Русской Православной Церкви. В храме начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану.

14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая литургия. На Пасху (14 апреля) 1996 года богослужение было возобновлено и в центральном алтаре во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного.

Ныне приходская постепенно возрождается: при храме действует Воскресная школа для детей и взрослых. Храм осуществляет издательскую деятельность, издавая книги, начиная от детских и заканчивая святоотеческой литературой. Имеющаяся книжная лавка, одна из крупнейших в Москве.

В планах прихода создание православной библиотеки со свободным доступом и оказание помощи в организации приходских библиотек другим храмам.

Настоятель храма — протоиерей Феодор Бородин.

Богослужения: По воскресеньям: исповедь, молебен избранным святым — 8:00; часы — 8:30; Литургия — 9:00; По средам:  8:00 — Исповедь, утреня, часы, Литургия. в 17:00 Вечерня. в 17:30 водосвятный молебен о болящих с чтением акафиста святым Косме и Дамиану

  • Храмовой день празднуется в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном (переходящее празднование в зависимости от празднования дня Пасхи) по престолу центрального алтаря, освященного в честь Господа, Исцелителя расслабленного.
  • День престольного праздника: святителя и чудотворца Николая 19 декабря
    святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских 14 ноября

     

Бородин Ф. протоиерей
Буерин В. протоиерей

Косьма и Дамиан: Исцеление водой и верой

Религия » Религии России » Православие

В предгорьях Крыма, в живописном ущелье, стоит каменная часовня, а возле нее — источник Савлух-Су, что означает Исцеляющий. Вода в нем прохладная, чистая и вкусная. Рассказывают, что она и в самом деле целебная. И часовню, и источник связывают с именами святых бессребреников Косьмы и Дамиана, которые, по преданию, некогда обитали в тех краях.

Предание гласит, что в царствование римского императора Диоклетиана жили в Асии два брата-лекаря, Косьма и Дамиан (в русской православной традиции — Козьма и Демьян). Братья вели строгий, целомудренный образ жизни, а также обладали даром исцеления болезней.

Так как денег за лечение больных они не брали, их стали называть «бессребрениками». Они не просто лечили людей, но и творили настоящие чудеса.

Так, якобы Косьма и Дамиан ампутировали одному из пациентов пораженную язвой ногу и вместо нее пришили… ногу недавно умершего мавра! Этот сюжет позднее нашел отражение во многих произведениях средневекового искусства.

Воспитанные родителями в христианской традиции, Косьма и Дамиан стали обращать в христианство и других людей. Так как на христиан тогда были гонения, то по приказу префекта Киликии Лисия братьев-лекарей взяли под арест и подвергли пыткам с целью добиться их отречения от веры.

Однако пытки не нанесли им никакого вреда, и в конце концов, Косьму и Дамиана вместе с тремя младшими братьями казнили, отрубив им головы. Но есть и другая версия — что братьев сослали в Тавриду, где они занялись врачебной практикой и быстро завоевали популярность среди местного населения.

Один человек, местный лекарь, позавидовал им черной завистью за то, что отбивали у него хлеб, и как-то, подкараулив братьев в горах, убил их. Сделав свое грязное дело, убийца зарыл тела жертв рядом с источником.

Семьдесят апостолов Иисуса Христа

Прошло немного времени, и сюда явился один из местных жителей. Этот злодей задумал избавиться от своей жены. Он привел ее к ущелью, сильно избил и бросил умирать. От побоев женщина потеряла зрение, но не скончалась.

Она попыталась ползти по земле, но, наверное, в конце концов, погибла бы от голода, если бы перед ней вдруг не предстали двое незнакомцев, представившиеся врачевателями Косьмой и Дамианом. Они велели несчастной умыться из источника, и к ней возвратилось зрение. Вернувшись домой, она поведала свою историю односельчанам.

Чтобы проверить ее слова, те принесли к источнику мертвого барана и бросили его в воду. На глазах очевидцев мертвое животное ожило!

В другой раз сюда пришел пастух, страдавший проказой. Он прилег у источника отдохнуть, и во сне к нему явились Косьма и Дамиан с нимбами над головой. Братья приказали больному погрузиться в воду.

Тот мгновенно пробудился и окунулся в источник. Выйдя из воды, прокаженный опять уснул и опять увидел во сне святых братьев.

Те сообщили, что он теперь будет совершенно здоров, но должен ежегодно первого июля омывать тело в источнике и советовать другим страждущим делать то же.

Версия о пребывании святых Косьмы и Дамиана в Крыму достаточно распространена среди местного населения.

Впрочем, имеются сведения о том, что братья практиковали сначала в порту Эгея залива Искендерун (сейчас там расположен современный турецкий город Айас, а затем перебрались в римскую провинцию Сирия. Эгейский порт был расположен достаточно близко к Тавриде.

Возможно, поэтому и возникла легенда. Храмы же в честь святых врачевателей Косьмы и Дамиана впоследствии стали строиться по всему миру. Память их празднуется Православной Церковью 14 ноября по новому стилю.

Ученый-историк Кондараки в своем «Универсальном описании Крыма» полагает, что еще в эпоху раннего христианства у источника стоял храм во имя Косьмы и Дамиана, однако по каким-то причинам он был впоследствии разрушен. Несмотря на это, к источнику продолжали стекаться паломники. Ежегодно первого июля здесь проходили храмовые праздники.

В 50-х годах XIX века один симферопольский купец, искупавшись в источнике, вылечился от недуга и построил на этом месте сруб, куда поместил образа Святых Косьмы и Дамиана. В 1895 году по распоряжению архиепископа Таврического Иннокентия тут была заложена обитель.

Она просуществовала до 1923 года, когда монастырь был закрыт, и в его здании разместилось управление Крымского заповедника. Во время Великой Отечественной войны неподалеку, на горе Черная, располагался партизанский штаб. Опасаясь диверсий, фашисты взорвали бывший монастырь.

Но паломничества к Савлух-Су продолжаются и по сей день. Сегодня там находится санаторий.

Что сказал бы нам Серафим Саровский?

В Москве также есть храм святых Косьмы и Дамиана. Он находится в начале Столешникова переулка, недалеко от памятника Юрию Долгорукому. Это один из древнейших храмов столицы. Его полное именование — храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана в Шубине.

По одной из исторических версий, в этих местах в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы, который скрепил своей подписью духовную грамоту Великого князя Московского Дмитрия Донского.

К тому-то времени и относится первое упоминание храма: «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй придел Космы и Дамиана».

Самым древним названием храма было «Космы и Дамиана на Ржищах», что возвращает нас аж ко временам основания Москвы, когда на этом месте находились ржаные нивы. Это наименование сохранялось до конца ХVIII века, чередуясь с официальным «в Шубине».

Но в документах ХVIII столетия можно встретить и другое название храма — «Космы и Дамиана, что за Гагариным двором», так как позади церкви, на Тверской улице, с ХVII века стояли палаты князей Гагариных.

Еще одним названием, ходившем в ХVIII столетии, было «Космы и Дамиана за золотой решеткой».

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Куратор: Ольга Гуманова

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *