Крестное знамение и поклоны в храме николая чудотворца тюльган — богослов

Крестное знамение и поклоны в храме Николая Чудотворца Тюльган - Богослов

  • Первый Вселенский Собор, своим 20-м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90-м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарий Каппадокийский, в своём 91-м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».
  • О поклонах при всяком богослужении*
  • Следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:
  • — при начальном возгласе каждой службы — 3 поясных поклона;
  • — на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся…»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», — 3 поклона;
  • исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов; б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;
  • — на «Отче наш…» (в начале) — поклон;
  • — в конце «Достойно есть…» (или Задостойника) – поклон;
  • — при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;
  • — на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;
  • — на каждом иерейском возгласе — по поклону.
  • О поклонах во время всенощного бдения
  • В начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);
  • — в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» – 3 крестных знамения (без поклонов!);
  • — во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) – по земному поклону;
  • — на «Слава Тебе Господи…» перед чтением Евангелия и после чтения – по поклону;
  • — перед целованием святого Евангелия или святой иконы – 2 поклона;
  • — после целования – 1 поклон;
  • — на каноне, при всех припевах всех девяти песен – по поклону;
  • — на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» – по поклону;
  • — на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием — поклон;
  • — после великого славословия на Трисвятом – 3 поклона.
  • О поклонах во время Божественной Литургии
  • За всеми ектениями на всех прошениях — по поклону; исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;
  •   – на всех иерейских возгласах — по поклону;
  • — после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;
  • — на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона;
  • — на «Господи, спаси благочестивыя» – поклон;
  • — на возглас диакона «И во веки веков» — поклон без крестного знамения;
  • — на Трисвятом – 3 поклона;
  • — на «Слава Тебе, Господи…» перед чтением Евангелия и после него – по поклону;
  • — при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» — поклон без крестного знамения;
  • — по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» – 3 поклона;
  • — в начале Символа веры – крестное знамение без поклона;
  • — в конце Символа веры, на «…чаю воскресения мертвых…» – поклон;
  • — на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника — поясной поклон;
  • — на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися…» – земной поклон;
  • — при Господних словах: «Приимите, ядите…» и «Пийте от нея вси…» — по глубокому поясному поклону;

— по освящении Св. Даров (т. е. перед пением «Достойно есть» или Задостойника) – земной поклон;

  1. — после «Достойно есть» или Задостойника – поклон;
  2. — на «Отче наш», в начале — земной поклон;
  3. — на «Отче наш» в конце (при словах «…избави нас от лукаваго») — поклон;
  4. — на возгласе «Святая святым» — 3 поклона или земной поклон;
  5. — при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим…» — земной поклон;
  6. — после чтения молитвы ко Причастию «Верую, Господи, и исповедую…», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, — земной поклон, а непричащающиеся – поясной;
  7. — при втором явлении Святых Даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно…»все непричащавшиеся – земной поклон, а причащавшиеся – поясной;
  8. — при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.
  9. Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:
  10. При возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», когда священник благословляет народ, – преклонить голову, без крестного знамения;
  11. — при отпусте без Креста – преклонить голову, без крестного знамения;
  12. — при чтении Евангелия – стоять с преклоненной головой;
  13. — при каждении – отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;
  14. — при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните» – преклонить голову;
  15. — при отпусте с Крестом – поклон с крестным знамением;
  16. — при осенении молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;
  17. — при осенении молящихся свечами или рукою – поклон без крестного знамения.

Текст приводится по изданию: Патриарший Православный календарь.
Наставления святых отцов о молитве. 2008. Автор-составитель Е.Ю. Голов.
Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 5-9 февраля.

***

* Правила о земных поклонах не относятся к воскресным дням.
Подробнее: О недопустимости земных поклонов в дни воскресные.

Источник

ЧТО ТАКОЕ МЕТАНИЯ?

Метание — это земной поклон, но без касания головой подручника. «Метание» происходит от греческого «metanoia», что означает «покаяние», «раскаяние», перемену образа мыслей.

Протопоп Аввакум, поучая свою духовную дочь боярыню Морозову, пишет:«Поклоны, егда метание на колену твориши, тогда главу свою впрямь держи; егда же великий (поклон) прилучится, тогда главою до земли». Этот же поклон называется «поклон излегка».

Крестное знамение и поклоны в храме Николая Чудотворца Тюльган - Богослов

КОГДА ДЕЛАЮТСЯ МЕТАНИЯ?

Большинство земных поклонов в церковной службе — метания, «малые земные поклоны».

Великие земные поклоны (с касанием головой подручника) совершаются на «Изрядно», после «Достойно» и задостойников (песнопение, которое поется в составе евхаристического канона вместо Богородичной песни «Достойно есть». Отсюда он получил свое название: за [т.

е. «вместо»] + достойник [т.е.

«достойно есть»]; он также прославляет Божию Матерь, но уже в свете конкретного праздника), после семипоклонного начала (восьмой поклон без крестного знамения) и в ряде других случаев, например, перед чтением молитвы преподобного Ефрема Сирина после «Честнейшую» — великий поклон, три поклона с молитвой прп. Ефрема также великие, затем 12 метаний, после них — чтение молитвы преп. Ефрема и снова великий земной поклон.

Великие земные поклоны совершаются на «Изрядно», после «Достойно» и задостойников, после семипоклонного начала (восьмой поклон без крестного знамения) и в ряде других случаев.

По материалам журнала «Духовные ответы»

Крестное знамение и поклоны в храме Николая Чудотворца Тюльган - Богослов

Андрей Сегеда: Для чего православному христианину поклоны?

Когда мы кланяемся – мы демонстрируем уважение

Очень непросто психологически было поклониться незнакомцу для человека эпохи главенства холодного оружия. Когда мы кланяемся, то на какой-то момент становимся беззащитны и оставляем совершенно неприкрытой шею. То же происходит и с человеком, вставшим на колени. Поэтому поклон и коленопреклонение с древних времён были двумя формами явного выражения доверия, почтения и уважения.

Лёгким наклоном головы люди приветствовали друг друга при встрече на улице. Своим родителям и благодетелям, которым были обязаны, они кланялись в пояс. А перед чем-то священным, особо почитаемым ими, например, перед Святой Чашей, ракой с мощами святого или чудотворной иконой, они совершали земной поклон или преклоняли колени.

У церковного поклона, помимо демонстрации почтения Богу, есть и ещё две важные функции. Во-первых, совершение поклонов во время молитвы помогает нам несколько занять тело, помочь устать ему и, тем самым, отвлечь разум от мыслей о постороннем, помочь ему сконцентрироваться на обращении к Богу.

Во-вторых, философия молитвы предполагает, что славить Господа должно всё существо человека. Не только его душа, но и тело.

Тело во время молитвы тоже молится посредством совершения некоторых обрядовых действий, таких как наложение на себя крестного знамения, совершение поясных или земных поклонов, коленопреклонение и т.п.

 “Если тело не потрудилось в молитве, то молитва останется бесплодной”, – отмечали подвижники первых веков христианства.

Кроме того, поклон пробуждает в человеке дух покаяния, смирения, душевного сокрушения, укорения себя и покорности воле Божией. «Надо нудить себя и против воли делать усердные поклоны; это нужно против гордости нашей, гнездящейся в глубине сердца. Гордость не любит кланяться», – писал праведный Иоанн Кронштадтский.

Богу не нужны рабы?

“Богу не нужны рабы!” – эту фразу я несколько раз слышал от одного своего “продвинутого” знакомого. И действительно, Господь в Евангелии указывает на сложный путь эволюции, которое предстоит пройти сознанию человека от состояния раба, через состояние наёмника, к состоянию сыновства – вспомните притчу о блудном сыне. Но этот эволюционный путь требует времени длиною в жизнь.

Действительно, Богу не нужно наше восторженное поклонение. Но что же делать, если при виде всей красоты и стройности замысла созданного Богом мира душу охватывает благоговение и трепет? Как выразить Творцу, давшему нам бытие и бесчисленные иные блага, нашу благодарность? Никакая форма демонстрации почтения не может стать в этом случае чрезмерной.

Кроме того, мы часто кланяемся людям, которые могут быть нам чем-то полезны. Мы стремимся расположить их к себе вежливым обхождением и угодить подарками.

Читайте также:  О любви к богу и ближнему - богослов

И когда нам указывают на это мы, подобно неправедному домоправителю из ещё одной притчи, восклицаем: “Ты что, ничего в жизни не понимаешь? Он может быть очень полезен!” Так неужели мы будем настолько горды и безумны, чтобы считать, что поклон перед Богом, перед Его образом в храме может быть каким-либо образом унизителен для нас?

Как ни странно, в поклоне мы выражаем именно свою свободу. Мы доказываем самим себе, что свободны от гордости и можем увидеть величие Того, кто действительно безмерно выше и лучше нас. Увидеть и не позавидовать, но оценить, восхититься и признать это знаком величайшего почтения.

Именно поэтому на каждой литургии верующих прямо призывают творить молитву с поклонами: «Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем к Самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему».

Немного из истории поклонов

Обычай совершать земные поклоны появился ещё во времена Ветхого Завета. Так молился мудрый царь Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), пророк Даниил в плену вавилонском (см.: Дан.

6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошел в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14).

Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом.

В этот период часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего…”, вместе с которой совершаются великие постовые поклоны. Это троекратные земные поклоны, сопровождаемые крестным знамением, творимые во время молитвы, за которыми следуют ещё 12 малых поклонов.

Коленопреклонение или совершение земного (великого) поклона и восстание с колен имеют и своё богословско-символическое толкование. По мысли святителя Василия Великого, оно знаменует собой духовное падение человека через грех и его духовное восстание его по человеколюбию Господа.

В дореволюционной России поясной (малый) поклон был не только формой молитвы в храме, но и общепринятой формой вежливости. “В пояс” кланялись родителям, обществу, а низшие слои общества – особам духовного звания, дворянам или царю.

 В знак особой приязни правая рука кланяющегося могла быть прижата к левой стороне груди. Это называлось «сердечным» поклоном.

Дворяне приветствовали друг друга лёгким наклоном головы, но высшее духовенство, государя или родителей также могли приветствовать, поклонившись в пояс.

В церковном обиходе земные или поясные поклоны могут являться формой епитимьи, накладываемой священником на раскаивающегося грешника для осознания им глубины своего проступка перед Богом. Они также совершаются не сами по себе, как некие физические упражнения, а с молитвой.

Когда кланяться – неправильно?

Самочинные и несвоевременные поклоны в храме показывают нашу неопытность в церковной жизни, а иногда и мешают молящимся возле нас людям. Поэтому, поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным Уставом.

  • Первый Вселенский собор запрещает земные поклоны в некоторые особо торжественные церковные праздники: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно Святому Собору да стояще приносят молитвы Богу» (20 правило).
  • Вторит ему и Шестой Вселенский собор в своём 90-м правиле: “От богоносных отец наших канонически предано не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова”.
  • Таким образом, согласно Церковному уставу не принято преклонять колен и совершать земные поклоны в день, когда собираешься причащаться Святых Тайн, в дни Двунадесятых и великих праздников, в воскресные дни, а также в периоды от Рождества Христова до Крещения и от Воскресения Христова (Пасхи) до Дня Святой Троицы (Пятидесятницы).
  • Также, православному христианину, как крещёному члену Церкви не следует совершать поклона на возгласе “Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните” во время литургии, так как здесь имеются в виду люди, ещё не прошедшие через Таинство Крещения.
  • Источник
  • Просмотров (192)

Крестное знамение и поклоны — когда нужно их совершать?

Для того, чтобы понимать когда делать крестное знамение и поклоны, необходимо понаблюдать за диаконом и священником во время службы. Если повторять за ними крестное знамение и поклоны, когда они крестятся и кланяются, можно поднять свою культуру поведения в храме на должный уровень.

Когда нужно совершать крестное знамение и поклоны?

Крестное знамение накладывать на себя надо неторопливо, благоговейно, чинно. Сначала троеперстие правой руку возложить на лоб, потом на живот, далее на правое плечо и затем на левое. И только, когда правая рука опуститься вниз, следует делать поясной поклон. Теперь подробнее поговорим о поклонах и крестном знамении.

Варианты телодвижений

Осенить себя крестным знаменем и совершить одно из движений телом, перечисленных ниже.

  1. Преклонить голову кратковременно.
  2. Преклонить голову длительно.
  3. Поясной поклон (поясничный). Нужно стараться наклониться так, чтобы можно было пальцами дотронуться до пола.
  4. Земной поклон: встать на колени, коснуться головой пола и встать.
  5. Стояние на коленях.
  6. Просто осенить себя крестным знаменем без преклонений головы или поклонов.

Крестное знамение без поклонов делается:

  1. Когда будет читаться Шестопсалмия хор поет «Слава в Вышнях Богу…

    » три раза просто перекреститься, и в середине шестопсалмие, когда чтец произносит «Аллилуиа…» тоже нужно три раза просто перекрестится.

  2. Когда священник произносит отпуст «Христос, истинный Бог наш…»
  3. Когда начинается чтение Священного Писания: Евангелия, Апостола, паремий.

Преклонение головы

Крестное знамение и поклоны в храме Николая Чудотворца Тюльган - БогословПреклонение головы во время молебна о болящих

Наклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением. Голова преклоняется (может сопровождаться легким наклоном корпуса) при словах священника: Мир всем!Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием…Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святого духа буди со всеми вами.

  • При благословении священником прихожан рукой. Если он благословляет Крестом, нужно перекреститься и после этого поклониться в поясе.
  • При благословении свечами архиереем или священником.
  • При каждении храма, когда священник или диакон каждят в вашу сторону, следует преклонить голову. Исключение в Пасхальную Святую ночь, когда священник держит в одной руке кадило, а в другой Крест и громко возглает: Христос Воскресе! В таких случаях сначала накладывается крестное знамение, а затем делается поясной поклон.
  • Длительное преклонение головы

    1. Когда диакон возглашает:Главы ваша Господеви преклоните. Главы наша Господеви преклоним. При этих словах голова преклоняется до тех пор, пока читается молитва.
    2. На литургии при совершении Великого входа, когда духовенство выходит и останавливается на амвоне.

    Крестное знамение и поклоны поясные

    Перед поясным поклоном всегда крестятся. Наложив на себя крестное знамение, склоняются в поклоне:

    1. Когда входят в храм и выходят из него — три раза
    2. Также во время прошений ектений, произносимых диаконом, когда хор поёт Господи, помилуй. Подай, Господи. Тебе, Господи.
    3. Когда хор поет или чтец произносит придите, поклонимся… припадите, поклонимся…
    4. И когда священник своим возгласом, воздающего славу Святой Троице, завершает ектении.
    5. Когда хор поет или чтец произносит: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…
    6. И, наконец, когда во время литургии произносится Святый Боже, Святый Крепкий, Святы Безсмертный помилуй нас!
    7. Когда заканчивается песня Честнейшую Херувим …,  на словах … сущую Богородицу Тя величаем.
    8. Также когда начинается и заканчивается чтение Евангелия, при пении хором слов Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
    9. Когда священник благословляет Крестом, Чашей, Святым Евангелием, Иконой.
    10. Ещё когда начинается пение молитвы Отче наш…
    11. Когда проходят мимо царских врат внутри храма.
    12. Во время чтения акафистов — на каждом кондаке и икосе.
    13. Когда читается канон на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
    14. Во время прикладывания к святыням, дважды осеняют себя крестным знамением и каждый раз делают поясной поклон.

    Крестное знамение и поклоны земные

    Крестное знамение и поклоны в храме Николая Чудотворца Тюльган - БогословЗемные поклоны прихожанки в храме

    Крестится и вставать на колени нужно:

    1. Когда в пост переступаешь порог храма и выходишь из него — три раза.
    2. Ещё когда идет пост на утрени после каждого припева к песне Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем..»
    3. Когда служится литургия в будние дни: в начале пения «Достойно и праведно есть…»; по окончания пения «Тебе поем…»; после «Достойно есть…» или задостойника; при возгласе « И сподоби нас, Владыко…» перед пением молитвы «Отче наш»; при возгласе священника «Святая святым».
    4. Когда произносятся слова «Со страхом Божиим приступите…» при выносе Святых Даров на причастии и во второй раз, когда звучат слова «Всегда, и ныне и присно…»
    5. Когда идет Великий Пост на великом повечерии на каждом стихе пения «Пресвятая Владычице…», «Богородице Дево радуйся…» и других пений в честь Божией Матери на великопостной Вечерне три раза становятся на колени.
    6. Когда идёт Великий Пост и читаются молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…»
    7. Когда идет Великий Пост при пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагается трижды вставать на колени.
    Читайте также:  Об исцелении слуги сотника, и о воскресении христом сына вдовы - богослов

    Не встают на колени:

    В воскресение, на службах от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Троицы (Пятидесятнице), в праздник Преображения.

    Видео: Азбука Православия. Поклон в храме. Иван Дяченко

    О крестном знамении и поклонах

    Крестное знамение — видимое свидетельство нашей веры, поэтому совершать его нужно тщательно и с благоговением.
    Чтобы узнать, Православный перед вами человек или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Вспомните евангельское: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16,10).

    Сила Крестного Знамения необычайно велика. В Житиях Святых встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после осенения Крестом. Поэтому те, кто крестится небрежно, суетливо и невнимательно, попросту радуют бесов.

    Как правильно осенять себя Крестным Знамением?

    Крестное знамение и поклоны в храме Николая Чудотворца Тюльган - Богослов

    1) Нужно сложить три пальца правой руки (большой, указательный и средний) вместе, что символизирует три лица Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Соединив эти пальцы вместе, мы свидетельствуем о единстве Святой Нераздельной Троицы.

    2) Два других пальца (мизинец и безымянный) – плотно пригибаем к ладони, символизируя тем самым два естества Господа Иисуса Христа: Божественное и человеческое.

    3) Вначале сложенные пальцы ставятся на лоб, для освящения ума; затем на живот (но не ниже) – для освящения внутренних способностей (воли, ума и чувств); после этого – на правое, а затем на левое плечо – для освящения наших телесных сил, потому что плечо символизирует деятельность («подставить плечо» — оказать помощь).

    4) Только после опускания руки, совершаем поясной поклон, чтобы не «сломать Крест». Это распространенная ошибка – поклон одновременно с Крестным Знамением. Делать этого не следует.
    Поклон после Крестного Знамения совершается потому, что мы только что изобразили на себе (осенили себя) Голгофский Крест, и поклоняемся ему.

    Крестное знамение и поклоны в храме Николая Чудотворца Тюльган - Богослов

    Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Осенять себя крестным знамением следует в начале молитвы, во время молитвы и после ее окончания. Мы крестимся, вставая с постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в Храм, прикладываясь к иконам и святым мощам; перед едой крестимся сами и осеняем Крестным Знамением пищу.

    Крестимся, начиная новое дело и заканчивая его. Креститься надо и во всех важных случаях жизни: в опасности, в горе, в радости. Матери, отправляя своих детей из дома, дают свое материнское благословение, осеняя ребенка Крестным Знамением и предавая свое дитя Божьему покрову.

    Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

    Православному крещеному человеку крест следует носить всегда!

    С первых веков христианства всякий верующий носит на груди Крест, исполняя слова Спасителя: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой , и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

    Смысл ношения на себе креста раскрывается в словах апостола Павла: «Я сораспялся Христу» (Гал.2:19). Освященный нательный крест — это символ веры и знак принадлежности к Церкви Христовой. Крест ограждает от искушений и зла.

    Тот, кто не желает носить крест, сам отвергает помощь Божию.
    Нательный крест может быть любым: из обычного металла, из серебра, золота, из дерева. Также, не является принципиальным на цепочке крестик или на веревочке – лишь бы крепко держался. Главное, чтобы Вы его носили.

    Желательно, чтобы Крест был освящен в Церкви. На обороте православных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани».

    Нельзя носить на одной цепочке нательный крест и знаки зодиака (или какие-либо амулеты, обереги и т.д.) – потому что, нательный крест — знак принадлежности к Церкви Христовой, а знаки зодиака, обереги, амулеты — свидетельства о приверженности различным суевериям (носить их вообще не следует) — все это от лукавого.

    Носить православный крестик необходимо на теле, под одеждой, не выставляя его напоказ. Право носить Крест поверх одежды до XVIII века имели только Епископы, позже — Священники. Всякий, кто дерзает уподобляться им, совершает грех самосвятства.

    Как отличить православный крест от католического?
    Православная Церковь исповедует, что Христос был распят не тремя, а четырьмя гвоздями. Поэтому на православном кресте Спаситель изображен распятым четырьмя гвоздями, а на католическом — тремя (обе ноги — одним гвоздем).

    Крест – это величайшая Христианская Святыня, видимое свидетельство нашего искупления. Если вы нашли на улице крест – его обязательно нужно поднять, святыня не должна попираться ногами. Его можно отнести в любую Церковь, можно освятить и носить самому (если у вас нет своего крестика) или отдать тому человеку, кто будет его носить.

    Нательный крест лучше никогда и нигде не снимать!

    Устав о поклонах и крестном знамении, Православный молитвослов на дни Великого поста — сост. Т. Никитина

    за богослужением для мирян и неслужащего духовенства

    Устав Православной Церкви предписывает определённые правила выражения молитвенного состояния христианина за общественным богослужением и в частной молитве. Таким выражением христианской молитвы служат совершение крестного знамения, различные поклоны, лобызание святыни и т. п.

    При индивидуальной (совершаемой наедине) молитве христианин свободен употреблять тот или иной внешний знак, побуждаемый к тому личным религиозным чувством и состоянием души в данный момент.

    Но поведение молящегося за общественным богослужением строго определяется церковным Уставом, который служит не только законом совершения службы и внешнего поведения в храме, но и правилом воспитания внутренней духовной дисциплины христианина.

    1. В начале и при окончании чтения Св. Писания – Евангелия, Апостола, паремий.

    2. В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».

    3. При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую…» «И во Единого Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…»

    4. На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…», при поминовении празднуемых святых.

    5. Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящего Креста», на проше́нии литии́ «Спаси Боже…» и отпусте.

    1. При входе в храм и при выходе из него 3 раза.

    2. При каждом прошении ектеньи́.

    3. При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».

    4. На Литургии при возгласах: «Ста́нем до́бре, ста́нем со стра́хом…», «Побе́дную песнь пою́ще…», «Приими́те, яди́те…», «Пи́йте от нея́ вси…», «Твоя́ от Твои́х…»

    5. При окончании Символа веры на словах: «и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь».

    6. При чтении и пении слов «Прииди́те поклони́мся…», «Святы́й Бо́же…», «Аллилу́иа».

    7. По окончании пения стихи́ры, тропаря́ или псалма́.

    8. При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении «Спаси, Боже…»

    9. На каноне от 1 до 9 песней при каждом первом взывании ко Господу, Божией Матери или святым.

    10. При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую…» и по «…величаем».

    11. При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом.

    12. При окончании отпуста.

    13. При возгласах: «Го́споду помо́лимся» или «Ко свято́му … помо́лимся», предваряющих какое-либо особое моление, в частности, молитву на молебнах.

    14. При прихождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить неспешно крестное знамение и поклон.

    всегда, кроме дней особых, указанных в разделе X:

    1. При входе и выходе из алтаря триады.

    2. На Литургии при возгласе «Благодари́м Го́спода», при окончании песни «Тебе́ пое́м…», после возгласа «И сподо́би нас, Влады́ко…»

    3. При первом и втором явлении Святы́х Даро́в.

    4. Кроме того, Устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».

    многие поясные поклоны заменяются земными:

    1. При входе и выходе из храма.

    2. На славах при чтении кафизмы – три поклона.

    3. На каждом припеве Песни Богородицы.

    4. На «Досто́йно…»

    5. На великом повечерии при возглашениях «Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице…» и других.

    6. На вечерне и часах при пении тропаря.

    7. На Изобразительных при пении «Помяни́ нас, Влады́ко…» – три поклона.

    8. На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных, 12 поясных с молитвой «Бо́же, очи́сти мя гре́шного» и 1 земной.

    положено совершить крестное знамение с поклоном дважды,

    легко приложиться устами (есть также обычай прикасаться к святыне после лобыза́ния93 чело́м94), после чего совершается ещё одно крестное знамение с поклоном.

    во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время пения; во время ектеньи при пении «Го́споди, поми́луй» тому клиросу, который поёт.

    предписывается уставом во время чтения Св. Евангелия за богослужением и на Великом входе.

    Читайте также:  О прощении долгов - богослов

    1. При словах «Мир всем».

    2. При словах « Благослове́ние Госпо́дне на вас…»

    3. При словах «Благода́ть Го́спода на́шего … бу́ди со все́ми ва́ми».

    4. При словах « И да бу́дут ми́лости Вели́кого Бо́га … со все́ми ва́ми».

    5. При словах диакона «и во ве́ки веко́в» (после «Я́ко свят еси́…»)

    6. При словах священника «вас и всех правосла́вных христиа́н да помяне́т Госпо́дь Бог во Ца́рствии Свое́м…» кланяемся и отвечаем: «Свяще́нство (или протоиере́йство, иеромона́шество, священноархимандри́тство) твое́ да помя́нет…»

    установлено Великим постом при возгласах «Свет Христо́в…» и при перенесении Святых Даров во время пения «Ны́не си́лы небе́сные».

    установлено только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «прекло́нше коле́на… помо́лимся», а также Великим постом при пении «Да испра́вится…»

    (но допускается совершение их как выражение благоговения к святыне или молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве) в дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения, от утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы, в двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту), а также в дни Причащения Святых Таин. Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподо́би, Го́споди» на вечерне в самый день праздника.

    Церковный обычай не возбраняет мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах. Также допускается при тех же условиях коленопреклонение в особо молитвенные моменты богослужения, как например: Песнь Богородицы, Великое славословие, Херувимская песнь, «Тебе́ пое́м..» и молитвы на молебнах.

    При выражении своего молитвенного настроения каждый должен всегда помнить наставление св. апостола Павла о поведении молящихся в церкви: «Вся же благообразно и по чину да бывают» (1Кор. 14:40), а также слова Св. Евангелия (Мф. 6:5) и пример фарисея молящегося (Лк. 18:11).

    * * *

    Правила о поклонах и крестном знамении

    Креститься без поклонов:

    1. В середине шестопсалмия на «аллилуиа» три раза. 2. В начале «Верую». 3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш». 4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

    Креститься с поясным поклоном:

    1. При входе в храм и при выходе из него — три раза. 2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи». 3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице. 4.

    При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих». 5. При словах «Честнейшую Херувим». 6. При каждом словe «поклонимся», «поклонение», «припадем». 7.

    Во время слов «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза. 8. На каноне на 1-й и 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.
    9.

    После каждой стихиры (причем, крестится тот клирос, который оканчивает петь).10. На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по 3 поклона, после двух остальных — по одному.

    Креститься с земным поклоном:

    1. В пост при входе в храм и при выходе из него — 3 раза. 2. В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем». 3. В начале пения «Достойно и праведно есть». 4. После «Тебе поем». 5. После «Достойно есть» или Задостойника. 6. При возгласе: «И сподоби нас, Владыко». 7.

    При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно». 8. В Великий пост, на Великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона. 9.

    В пост, при молитве «Господи и Владыко живота моего».

    10.В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего 3земных поклона.

    Поясной поклон без крестного знамения

    1. При словах священника «Мир всем»
    2. «Благословение Господне на вас»,
    3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»,
    4. «И да будут милости Великаго Бога» и
    5. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).


    • Креститься не положено
    • Не допускается земных поклонов:

    1. Во время псалмов.
    2. Вообще во время пения.
    3. Во время ектений тому клиросу, который поет ектенийные припевы
    4. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не про последних словах.

    Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

    Азы Православия. О поклонах и крестном знамении / Православие.Ru

    Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

    О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

    В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

    Креститься без поклонов следует:

  • В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  • В начале пения или чтения «Верую».
  • На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».
  • В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.
  • Креститься с поясным поклоном следует:

  • При входе в храм и при выходе из него — три раза.
  • При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
  • При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
  • При возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
  • При словах «Честнейшую Херувим…».
  • При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
  • Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.
  • Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
  • При окончании пения или чтения каждой стихиры.
  • На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.
  • Креститься с земным поклоном следует:

  • В пост при входе в храм и при выходе из него — три раза.
  • В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
  • На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…».
  • По окончании пения «Тебе поем…».
  • После «Достойно есть…» или задостойника.
  • При возгласе «Святая святым».
  • При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш».
  • При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно…».
  • В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся…» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
  • В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…».
  • В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.
  • Поясной поклон без крестного знамения кладется:

  • При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».
  • При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
  • Не допускаются земные поклоны:

  • В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
  • При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.
  • Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *