Лампада горящая неугасимая и гасимая в храме николая чудотворца — богослов

«Я не художник и не писатель… Я умею только видеть, слышать и копить в памяти слышанное и виденное»,— так сказал о себе автор «Неугасимой лампады» Борис Николаевич Ширяев.

Писатель он или нет, но созданное им произведение читают более полувека, и интерес не ослабевает: были эмигрантские издания, а с 1991 года, когда публикация этой книги стала возможной в России, вышло по меньшей мере восемь различных отечественных, причем многие — с допечаткой тиража.

Лампада горящая неугасимая и гасимая в храме Николая Чудотворца - Богослов

Не побоюсь сказать: «Неугасимая лампада» — одна из самых значительных книг в русской литературе ХХ века. И дело не только и не столько в ее несомненных литературных достоинствах (Ширяев умел создавать яркие, запоминающиеся образы: кто из читавших забудет «утешительного попа» отца Никодима или баронессу, фрейлину трех императриц!). Главное здесь — сам материал. Ширяев описывает Соловецкий концлагерь начала-середины 1920‑х годов, процесс становления лагерной системы — «открытой могильной ямы, в которую упоенный победою всероссийский Шигалев сбрасывал огулом действительных и возможных врагов грядущего коммунистического рабства». Как капля воды отражает океан, так Соловки того времени отражали происходившее в стране, «все основные черты тогдашней жизни Советского Союза, население которого, болезненно отрываясь от старого уклада, еще только приспособлялось к новым уродливым формам».

Но причудливость эпохи проявлялась в том, что на Соловецкой каторге было возможно многое, уже невозможное на материке: в здешней библиотеке выдавались книги, запрещенные в то время в СССР (в этот список неслучайно вошел пророческий роман Достоевского «Бесы»), в самодеятельном театре шли такие спектакли, за постановку которых в Москве или Ленинграде можно было запросто угодить на те же Соловки… Сам театр, как и издававшийся заключенными журнал «Соловецкие острова»,— тоже нечто невозможное в более позднее время. (Не следует, однако, думать, что Соловки тех лет были подобием дома отдыха: каторжное население лагеря в означенный период колебалось от 15 до 25 тысяч, и за зиму от цинги, истощения, туберкулеза умирало обычно тысяч 7–8. Но с началом навигации ежегодно приходили пополнения, и к зиме норма предыдущего года неуклонно росла).

Лагерь создавался в стенах древнего, чтимого всей Россией монастыря, что символично. Символично и то обстоятельство, что пароход, на котором привезли на Соловки Ширяева и других зэков, назывался именем видного чекиста «Глеб Бокий», но из-под нового названия проглядывало прежнее — «Святой Савватий». Характерны эти большевистские дьявольские подмены. Не созидать, а уродовать, искажать, понижать уровень — и при этом чваниться изуродованным краденым как своим достижением.

Основную массу соловецких каторжан того периода составляли заподозренные в контрреволюционных настроениях — «каэры», а понятие это молодая советская юстиция трактовала широко до безграничности. Наиболее определенными группами «каэров», отмечает Ширяев, были офицерство и духовенство.

Но, кроме них, в «каэры» зачисляли кого угодно: камергеров Двора и тамбовских мужиков, юнцов, осмелившихся танцевать запрещенный фокстрот, выпускников Царскосельского лицея, фрейлин, отставных генералов и их денщиков, профессоров, финансистов… Кроме «каэров», на Соловки отправляли воров и проституток.

Вереницей проходят перед нами «каэры» — представители России, которой мы никогда не увидим. Общее впечатление — какой-то невероятной одаренности, духовной глубины.

Вспоминаются слова Бунина, уже пережившего вместе со страной «окаянные дни»: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали,— всю эту мощь, сложность, богатство…».

На прежнюю, умирающую страну напирала Совдепия, но сердце России еще билось, что запечатлено Ширяевым в емкой метафоре: «На Соловках первых лет их существования это биение было слышнее, потому что сюда стекали последние капли крови из рассеченных революцией жил России».

Лампада горящая неугасимая и гасимая в храме Николая Чудотворца - Богослов

Но книга о крови, смерти, страданиях не оставляет гнетущего, мрачного впечатления: не случайно неугасимая лампада становится сквозным образом. Неугасимая лампада горит в затворе последнего соловецкого схимника. Неугасимая лампада человеческого духа светит во тьме, охватившей Родину. Она в подвигах явленых святых — таких, как Иларион Троицкий, архиепископ Верейский, запечатленный в главе «Сказы камней»: «Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого владыки Илариона, не могли противостоять и сами тюремщики: в разговоре с ним они никогда не позволяли себе непристойных шуток, столь распространенных на Соловках». Именно владыке Илариону удалось добиться, чтобы духовенство, многочисленных епископов и священников, собрали вместе, в одну роту, и дали им некоторое послабление режима: например, разрешение не брить бороды. На чем зиждился авторитет этого человека, становится особенно понятно, когда читаешь, как владыка с тремя монахами добровольно выходит в бушующее море, почти на верную смерть, чтобы спасти тонущих. Утопающие — заключенные и чекисты; в числе последних военком Соловецкого особого полка изверг Сухов. Неугасимая лампада светит в подвиге святых неявленых — таких, как баронесса, положившая жизнь за други своя в тифозном бараке, или «утешительный поп», который за неуклонное следование священническому долгу окончил дни в штрафном изоляторе на страшной Секирной горе. Гибнут мученической смертью многие герои книги, но «когда в елей Неугасимой Лампады каплет кровь, ее пламя вздымается ввысь, блистая и сияя всеми переливами небесной радуги — знака обета Вечной Жизни… Подвиг торжествует над страхом. Вечная жизнь Духа побеждает временную плоть. Безмерное высится над мерным, смертию смерть поправ»…

Свою книгу автор посвятил памяти художника Михаила Васильевича Нестерова, сказавшего Ширяеву в день объявления приговора: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко».

Лампада

В православных храмах окна проектируются маленькими, и они располагаются высоко. Это делается неслучайно. В церкви, даже в солнечный день, царит полумрак — символ жизни людей, погрузившихся в пучину грехов и невежества. Внешний свет допускается внутрь Дома Божьего только как невещественный образ.

Именно поэтому, его там много быть не должно. А Божественный свет Веры, Свет Христов — символ откровения, носителя знаний и разума — отождествляют зажжённые лампада или свечи. Их зажигают как в церквях, так и дома.

Лампада горящая неугасимая и гасимая в храме Николая Чудотворца - БогословЛампадка на подсвечнике перед иконой Иоанна Крестителя в храме Николая Чудотворца

Лампада — это образ света истины, который человеку открывается в Царстве Божием. Именно поэтому этот вид светильников возжигается перед святынями.

Лампада представляет собой небольшой стеклянный круглый сосудец, наполненный благоуханным елейным маслом, исцеляющим не только душу, но и тело православного человека.

Во времена первых христиан лампадками освещали пещеры, в которых последователи Христа прятались от гонений, свершая тайные богослужения.

Лампада — что обозначает?

Церковный Устав объясняет назначение и символику каждого светильника в храмах. Лампады — это символ света святых Угодников, который светит христианам в полумраке церкви. Обычно перед иконами ставят подсвечники, у которых в центре расположена лампада, её огонёк — это символ молитвы.

Лампада обязательно используется при венчании, крещении, погребении и других обрядах, совершаемых в церкви, на кладбище, дома. Горящая лампада перед иконами выражает образу Святых отцов искреннюю благодарность за их труды, подвижническую жизнь, изложение Божественных откровений в доступной и понятной форме.

В храме в честь святителя Николая Чудотворца лампада у храмовой иконы горит круглосуточно все 365 дней в году.

Устройство

Стеклянный сосудец с елейным маслом — это изменённая свеча. Многоразовое применение достигается добавлением горючего материала. На напольном и настольном исполнении могут использоваться сменные стаканчики разных цветов:

  • зелёные или жёлтые — для повседневных служб;
  • красные — для праздничных Пасхальных богослужений;
  • фиолетовые, синие или бесцветные — для служб во время Великого Поста.

Масляная лампада оснащена фитилём в виде тонкого жгута, который вставляется в отверстие металлической пластинки. Один конец фитилька опущен в масло, другой выступает над пластинкой на 3-5 мм.

Кроме стекла, лампады изготовляются из бронзы, стали, фарфора и других материалов.

Виды лампад В зависимость от места нахождения, размера и применения этот тип церковной утвари делится на следующие виды:

Подвесная или церковная лампада вешается непосредственно перед иконами в храмах и церквях. В нашем храме используются 7 подвесных лампад:

  • самые большие висят около образов Иисуса Христа и Богородицы в иконостасе алтаря;
  • чуть поменьше лампада висит перед иконой Спасителя во весь рост над свечным столиком;
  • одна подвешенная лампада постоянно горит перед храмовой иконой Николая Чудотворца.
  • ещё три лампадки подвешены перед иконами Пресвятой Богородицы.

Напольные подсвечники в центре которых ставят лампадку. В нашем храме расставлено около аналоя, икон особо почитаемых святых — 12 подсвечников с лампадками. Итого на каждой службе только в храме, не считая алтаря, зажигают 18 лампад, плюс одна лампада неугасимая.

Существуют настенные и настольные лампады, но в нашем храме они не применяются. В церковной лавке можно приобрести лампадку для крестного хода и для домашнего использования. Лампады перед началом богослужения возжигают прихожане, которые получили благословение от настоятеля храма.

Зажжение фитилька производится от церковной свечи, которая поджигается от неугасимой лампады перед иконой святителя Николая Чудотворца.

Лампада — роль в православии

Даже вид горящих лампад и свечей заставляют православного человека задуматься о Жизни и Смерти, печали и радости, грехах и покаянии. Многое скажут лампады душе, чувствам, уму христианина. Лучшая жертва Богу от человека — чистое сердце. Нужно стремиться с чистым сердцем ставить свечу перед иконой, зажигать лампаду дома, чтобы угодить Богу и Его Святым Угодникам.

Видео: почему в православных храмах используются лампады и свечи? Прот. Андрей Ткачев

Лампада — это выражение молитвы | Православиум

Рубрика: Церковный этикет

В Православной Церкви все используемые в богослужении предметы имеют свое не только практическое значение, но и символическое, таинственное. Это относится и к церковным светильникам. Например, свеча и лампада это безмолвное выражение молитвы верующих.

«Пламя горящей лампады, стремящееся вверх, — символ нашей молитвы, нашего горения к Богу» (протоиерей Сергий Николаев).

Лампада горящая неугасимая и гасимая в храме Николая Чудотворца - БогословЛампада перед Распятием в храме

Даже неверующие люди прекрасно знают, что такое свеча: фитиль в восковой оболочке. Используются свечи как в быту, так и в религиозных обрядах. Для верующих свечи это не только средство освещения храма или домашних помещений. Это посильная жертва, приношение Богу. Православные возжигают свечи перед иконами в знак своей веры и надежды на помощь Господа. 

Читайте также:  12 июля отмечается православный праздник апостолов петра и павла - богослов

А вот что такое лампада, знают не все. Как она выглядит и для чего нужна?

Слово «лампада» — греческое, означает оно «светильник». Изначально это была чаша с растительным маслом и фитилем. В Православной Церкви лампады возжигают перед образами Господа, Богоматери и святых. 

До появления электричества лампады зажигались в храмах также на стационарных больших светильниках, подвешенных к потолку, называемых поликандилами или паникадилами. Сейчас для освещения используются электрические лампочки. А для ритуальных целей (возжигание перед иконами) остаются традиционные масляные лампады.

Виды лампад

Существуют несколько видов лампад.

Подвесные лампадки, с помощью цепочки прикрепленные к настенным кронштейнам, помещают перед образами святых. Также лампады располагаются на подставках, размещаемых на столе или полу. За престолом алтаря православного храма всегда стоит светильник с семью лампадами — Семисвечник. При совершении крестного хода используется фонарь-лампада.

Существует также домашняя лампада, используемая верующими для келейной, личной молитвы. Она может иметь форму небольшой чаши на ножке, которую ставят на полочку перед образами. Существуют также и подвесные домашние лампады.

Известно также такое понятие, как «неугасимая лампадка». Что это?

Так называют лампаду, в которой поддерживается непрерывное горение. Обычно ее ставят перед особо чтимой святыней. Например, чудотворной иконой, мощами святых.

В настоящее время свечи и лампады в церковной практике больше не используют как источники света в помещениях, где собраны молящиеся. Огонь лампад имеет только символическое, духовное значение. Он призван напоминать каждому человеку об Истинном Свете, Господе Иисусе Христе, просвещающим, согревающим и врачующим души людей.

Традиция воздвигать лампады и свечи

Появление традиции возжигать свечи и лампады в православных храмах восходит к ветхозаветным временам.

Согласно Священному Писанию, Господь повелел через пророка Моисея поставить в Скинии (переносном ветхозаветном храме) светильник с семью лампадами (Книга Исход 25:31-37).

Первосвященник ежедневно возжигал этот светильник, огонь которого горел постоянно в знак Божьего водительства израильского народа. Огонь светильника напоминал о присутствии Божиим. Царь и пророк Давид промыслительно называл Создателя светильником своей жизни:

«Ты, Господи, светильник мой» (Вторая Книга Царств, 22:29) и «Слово Твое – светильник ноге моей» (Псалтырь, 118:105).

Евреи использовали ритуальные светильники также и дома, возжигая их по субботам и праздничным дням. Вероятно, и при совершении первой Евхаристии Господом Иисусом Христом перед Крестной смертью, в горнице могли гореть такие светильники. Согласно Священному Писанию, Евхаристия совершалась во время ветхозаветного праздника Пасхи.

Апостолы и первые христиане переняли традицию возжигать светильники. Этому способствовали также и гонения на христиан, из-за которых безопаснее было собираться на молитву ночью. Огонь светильников освещал горницы, где совершались проповеди, общие моления и богослужения (Деяния апостолов, 20:8). Но горящим светильникам уже тогда придавался и духовный смысл.

«Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме» (раннехристианский богослов Тертуллиан, 2-3 век).

Традиция  возжигания свечей и лампад сохранилась в Церкви и после окончания эпохи гонений.

Символизм свечей и лампады в Православии

Закон Божий, данный в ветхозаветное время израильскому народу, способствовал ведению богоугодной жизни. Поэтому перед книгой пророка Моисея всегда горел неугасимый светильник. Для христиан Евангелие содержит в себе Закон Божий.

В первые века Иерусалимской Церковью сложилась традиция: нести перед Евангелием, выносимым из алтаря во время богослужения, зажженную свечу. Это символически указывало, что свет Евангельского учения должен просветить каждого человека.

Со временем эта традиция перешла и  закрепилась в литургическую жизнь других Поместных Церквей.

Николай Сербский о лампадах

О символизме лампад и свечей святитель Николай Сербский (1881-1956) дал такое пояснение:

«Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: Я свет миру. Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы сынами света.

В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела.

В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения – всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.

В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.

В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.

В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь» (святитель Николай Сербский).

Роль лампады в молитве

Невозможно представить себе православный храм без свечей и лампад. Их огонь помогает молящимся сосредоточиться и направить свое внимание на «общение» с Творцом.

«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного — Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. — Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).

Пламя лампады или свечи — это не средство для медитации. Не стоит считать, что концентрация внимания на огне лампады может перенести в нирвану и прочее состояние человека. Это абсолютно иная духовная практика, никак не связанная с Православием.

Лампадка дома

В Русском Православии сложилась благочестивая традиция иметь дома неугасимую лампаду, горящую днём и ночью. Однако в современном мире не все православные имеют подобную возможность. Горящая лампадка перед иконами, оставленная дома без присмотра, опасна с точки зрения возникновения пожара. Поэтому многие священники настоятельно рекомендуют гасить огонь перед выходом из дома. 

Также постоянно горящая лампада может послужить поводом к конфликтным ситуациям в семье, где не все члены семьи верующие. Поэтому для сохранения мира в семье нужно стараться не подавать повода к ссорам.

«Допустим, кому-то из близких не нравится наша домашняя молитва. Здесь нужно понять: такую реакцию вызывает что-то конкретное или само по себе то, что мы молимся. Если мы можем чего-то не делать и ситуация разрешится, естественно этому последовать.

Можно молиться шепотом, если мы кому-то мешаем смотреть телевизор, можно не возжигать свечи и лампады, если наших близких тревожит проблема пожарной безопасности.

Здесь нужно соблюсти полноценный мир, и это наш христианский долг» (игумен Нектарий Морозов).

Как зажечь лампадку? По традиции зажигают лампаду не спичками, а с помощью горящей церковной свечи. Существует специальная молитва, которая читается при возжигании лампадки.

Для лампад используется чистое растительное масло: оливковое, подсолнечное. Сейчас в храме также продается специальное лампадное (вазелиновое) масло. Оно дольше горит и не коптит.

Для христиан неприемлемо использование огня от лампадки в бытовых нуждах. Например, для приготовления пищи. 

«Горящая лампада, уход за ней, покупка лампадного масла, свечей для ее возжжения  – наша посильная жертва Христу (своеобразная тактильная молитва Богу) и посильная финансовая жертва Церкви (лампадное масло, свечи, фитильки, сама лампадка). Любую посильную для человека жертву примет Бог, если она совершена с благоговением любящим сердцем» (иерей Андрей Чиженко).

Молитва, читаемая при зажжении лампады

Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь.

Для чего перед иконами зажигают лампады

Лампада горящая неугасимая и гасимая в храме Николая Чудотворца - Богослов

Лампады, которые ставят перед иконами, являют собой символ огня веры во Христа, который способен разогнать тьму зла и неверия.

Возжигать светильники Бог повелел пророку Моисею: И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых (Исх 27:20,21).

Мы продолжаем эту традицию, означающую горение духа, которое должно быть свойственно каждому верующему человеку.

Читайте также:  Преподобный серафим вырицкий житие святого, пророчества - богослов

Лампада (греч. «светильник») — это наполненный маслом светильник, зажигаемый перед иконами, на престоле и семисвечнике.

Первые лампады использовались христианами для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали важной деталью праздничного убранства христианского храма.

В домах Православных Христиан перед иконами принято вешать или ставить на подставке лампадки. Если в доме нет лампады, то дом этот как бы духовно слеп и темен. Дома может быть как одна лампада, так и больше.

Есть благочестивая традиция зажигать в домах негасимые лампады, которые горят и ночью, и тогда, когда хозяев нет дома. Чаще всего Христианин зажигает лампадку, когда приходит домой, и не гасит ее до тех пор, пока не уходит из дома. В случае если нет лампад, зажигают церковные свечи во время молитвы.

Современные подвижники говорят, что зажженная лампадка очищает воздух от всякой скверны и тогда в доме царит благодать.

О важности зажигания лампады сказано в житии Праведной Марфы — Святая праведная Марфа, мать святого Симеона Дивногорца, умирая, завещала, дабы тело ее было погребено на том месте, на котором хоронят странников и нищих.

Но преподобный сын ее Симеон, имея откровение от Бога о преставлении своей матери и послав некоторых из своих учеников, перенес тело ее к себе на Дивную гору, дабы похоронить его при своем столпе. После погребения преподобной братия установили обычай возжигать над ее гробницею лампаду, дабы она, ради почтения святой, горела день и ночь.

Спустя некоторое время братия перестали по нерадению возжигать лампаду. Между тем, замечая сие, преподобный Симеон молчал, не приказывая ничего относительно лампады, дабы не подумали о нем ученики его, что он безмерно почитает свою мать после смерти. В то время тяжко заболел эконом обители, так что находился почти при смерти.

В полночь больному явилась святая Марфа, говоря: «По какой причине не возжигаете вы моего светильника? Знайте, что я не нуждаюсь в возжжении мне свечей, будучи сподоблена от Бога моего небесного вечного света; но, тем не менее, когда вы возжигаете при моем гробе светильник, то сие делаете для собственного спасения, ибо вы тогда возбуждаете меня к ходатайству за вас пред Господом». При сих словах святая держала в правой руке как бы пресветлый бисер — частицу животворящего Тела Христова; прикоснувшись этой частицей к больному, она сказала: «Будь жив и здоров от сего». Произнесши сие, она стала невидима. Больной же немедленно встал здоровым и отправился к гробнице святой; припавши к ней, орошал землю слезами, с одной стороны, испрашивая прощения за свое нерадение, а с другой, благодаря за исцеление. После сего он устроил так, чтобы перед гробницею святой горел неугасимый светильник.

Святитель Николай Сербский по поводу того, зачем мы возжигаем лампады, писал следующее:

Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы «сынами света» (Ин. 12:36).

В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» (Мф. 5:16).

В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения – всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.

В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.

В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.

В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь.

Как правильно зажигать лампаду

Лампадки бывают разных цветов — красная, синяя, зеленая, желтая. Есть традиция в посты зажигать более темные по цвету лампадки (синюю), а в дни праздников и на всем протяжении праздника Пасхи — красную, а на праздник Троицы и Вербного Воскресенья — зеленую. Желтая или золотая — это повседневный цвет, и ставится в обычные дни.

Висящую лампаду прикрепляют к потолку или к киоту икон. Есть благочестивая традиция в случае болезни или неблагополучных обстоятельств крестообразно помазывать маслом от лампады детей и близких. Так поступал Преподобный Серафим Саровский, помазывая маслом от лампадки всех приходивших к нему.

Для возжигания лампад используется церковная свеча (т.к. она освящена). Лампадное масло (изначально использовалось оливковое), так же как и фитилек, можно купить в церковной лавке или в Православном магазине. Можно сделать фитилек самому из бинта или другой тряпицы: узкую полоску тонкой материи туго скручивают в жгут и протягивают через поплавок лампадки.

  • Не нужно, чтобы лампадный огонек горел очень сильно и коптил, достаточно, чтобы он был размером с одну-две спичечные головки.
  • Детей нужно обязательно приучать зажигать лампаду.
  • Ни в коем случае нельзя использовать огонь от лампады в бытовых целях — это неблагоговейно по отношению к святыне.

Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

http://hram-troicy.prihod.ru

http://dishupravoslaviem.ru

О неугасимых лампадах

Неугасимая лампада

Что такое неугасимая лампада

Лампада

– это особого рода светильник, наполняемый лампадным маслом и возжигаемый перед церковными святынями (Распятием, свв. образами, мощами свв. угодников Божиих и др.). Неугасимая лампада – лампада, которая непрестанно теплится в храмах перед особо чтимыми святынями. Исторически традиция возжигать неугасимые светильники в стенах храма относится ещё к ветхозаветным временам. Это связано с повелением, данным Создателем прор. Моисею об устроении Ему неугасимого светильника внутри скинии собрания (Исх. 27:20).     В духовном плане неугасимая лампада являет собой символ постоянной молитвы, возносимой верующими ко Господу. Православные верующие могут иметь такие лампады также и в своих жилищах, поддерживая в них горение как в дневное, так и в ночное время (и даже в то время, когда сами они находятся вне дома). В домах у верующих может теплиться даже не одна, а несколько неугасимых лампад. Однако в наше время верующие чаще возжигают лампаду, приходя домой, а уходя – гасят её во избежание создания пожароопасных ситуаций.      Не должно использовать пламя от горящих лампад с бытовыми целями – к святыням следует относиться с должным благоговением. Также не следует возжигать лампады при помощи спичек, лучше для этой цели использовать церковные свечи. «Он от спички лампаду зажигает…» – так в прежние времена говорилось о неблагоговейных иноках – насельниках монашеских обителей.

     Также необходимо следить, чтобы пламя в лампаде было небольшим (размером примерно с 1-2 спичечных головки) и не коптило. Для этого фитиль не должен слишком высоко заходить за край лампадного поплавка. Когда фитиль в лампаде прогорит – вы можете приобрести его в

любой лавке церковных товаров, либо изготовить самостоятельно. Для этой цели подойдёт как медицинский бинт, так и простая тонкая тряпица.

От бинта или ткани отрезается узенькая полоска, скручивается в тугой жгутик и протягивается сквозь поплавок лампады, при этом над отверстием в поплавке оставляется кончик фитиля размером не более 2,5 – 3мм.     Лампады бывают зелёного, синего и красного цветов.

Традиционно во время постов возжигают лампады тёмных цветов (синего или зелёного), а в праздничные дни принято использовать лампады красного цвета. Настольные лампады поставляются перед свв. образами на специальной подставке-подлампаднике. Подвесные лампады прикрепляются к потолку, стене, либо иконостасу.

     Существует благочестивый обычай в случаях, когда кто-то из домочадцев заболел или находится в неблагоприятных обстоятельствах, наносить им на лоб крестообразное помазание лампадным маслом – по примеру преп. Серафима Саровского, который имел обычай помазывать маслом от своей лампады всех, кто приходил к нему за помощью.

Современными подвижниками считается, что горящая лампада очищает пространство вокруг от всякой нечистоты, отгоняет злых духов и низводит на жилище, где она горит, особую благодать от Господа.

 Несколько слов о лампадном масле

     Масло, которым наполнялись лампады, первоначально было оливковым, ныне же лампадное масло изготовляется, как правило, из вазелинового масла (с добавлением растительного или без него). Готовое масло в наше время вы можете приобрести в любой церковной лавке либо в магазине православных товаров. Винтернет-магазине Братства сщмч. Ермогена вы можете приобрести превосходное лампадное масло нашего собственного производства

, изготовленное из медицинского вазелинового масла высокого качества.Во время, когда возжигается лампада, следует обязательно произнести особую молитву: 

«Возжги, Господи, угасший светильник души моей светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

Читайте также:  Святая троица (пятидесятница) история праздника - богослов

https://ermogen.ru/stati/e/neugasimaya-lampada/

Лампада перед иконой: что означает этот православный обычай

От Старого Завета к Новому

В новозаветной церкви этот обычай сохранился. Православный автор Квинт Тертуллиан во II веке писал о том, что во время службы христиан светильники употребляются не для того, чтобы разгонять тьму, так как службу проходят в светлое время суток, у христиан светильник символизирует «Христа – Свет несотворенный», без которого люди пребывали во тьме и блуждали..

Впрочем, первохристане по ночам лампады тоже зажигали, например, в «Деяниях апостолов» есть строки о том, что в горнице, где собрались верующие христиане было много лампад. Светильники зажигали в том случае, если собирались по ночам для проповедей и совместных трапез – «преломлений хлебов».

На Русь этот обычай пришел из Византии вместе с принятием православия и иконопочитанием.

Известный сербский святой Николай традицию зажигания лампад объяснял следующим образом: он считал, что лампады символизируют неугасимый свет веры в Господа Иисуса Христа, который и Сам говорил «Я – свет миру».

Свет, идущий от церковной лампадки, укоряет людей в грехах и указывает им путь спасения.

Возжигаемые светильники служат небольшой жертвой Господу и устрашают бесов, обитающих в мире, которые могут напасть на молящегося христианина, отвлекая его.

Кроме этого, в современной православной церкви лампады символизируют чудо схождения Благодатного Огня накануне Пасхи в храме Гроба Господня.

Возжигание – целое искусство

В благочестивом обычае православных христиан зажигать светильники перед ликами святых по приходу домой и гасить их только тогда, когда выходишь из дома.

Возжигание светильников – целое искусство. Масло для лампадки необходимо особое, «деревянное» (оливковое), особой очистки – чтобы фитилек ровно горел, не гас, обычно его покупают в церковной лавке, там же приобретают и фитильки.

Зажигают лампаду со специальной молитвой, но при этом ни в коем случае нельзя пользоваться спичкой или зажигалкой. Сначала следует зажечь специальную церковную свечу, а уже потом от нее зажигают лампаду. Фитилек прикручивают таким образом, чтобы он не гас и не коптил, а масла хватало на долгое время.

В православных храмах красные лампадки используют во время праздников, зеленые – в будние дни, а фиолетовые – во время Великого Поста. Лампады бывают разных видов: подвесные, настольные, настенные, большие и маленькие, для домашней молитвы и для крестных ходов. Если дома у православного христианина нет лампады, то во время молитвы её можно заменить освещенной церковной свечой.

Икона Свеча Неугасимая: история и в чем помогает образ Богородицы, молитва

Почитание Пресвятой Богородицы ведет свое начало с древних времен. Многие верующие ежедневно обращаются к Божьей Матери, прося о заступничестве перед Господом.

Святой лик представлен на многочисленных иконах, прославленных в разных уголках земли. Одной из самых необычных икон считается образ, называемый «Свеча Неугасимая».

И если о самой иконе слышали многие, то о происхождении святого образа знает не каждый.

История появления

История этой удивительной иконы тесно связана с Алексеевским монастырем, основанным в Угличе в 1371 году святителем Алексием Московским. Первым строителем монастыря стал монах Андриан, благодаря которому первоначально был возведен храм Успения Божией Матери. Поэтому и обитель называлась Успенской. Именоваться Алексеевским монастырь начал с середины XV века.

Начало XVII века стало для обители очень тяжелым. Монастырь атаковали польско-литовские интервенты. Несмотря на героизм братии и населения, обитель была захвачена врагами и разорена. После освобождения русских земель, в 1628 году Успенская церковь была вновь отстроена.

Именно здесь впервые появилась икона «Свеча Неугасимая», называемая также «Вратарницей Угличской». С происхождением святого образа связано много тайн и загадок.

По одной из версий, эта икона была написана на святой горе Афон, именно поэтому ее называли Афонской. Один из угличских жителей – бывший мещанин Иван Иванович Беляев, принявший монашеский сан с именем Иосиф, более 40 лет проживал на Афоне.

Позже архимандрит Иосиф прибыл на Санкт-Петербургское подворье Андреевского скита, где стал настоятелем.

В 1891 году архимандрит посетил родные места, подарив Угличу икону Пресвятой Богородицы «Утешение». Предполагается, что с собой у него был и образ «Игумении Святой Горы», записанной «Вратарницей Угличской».

Но, согласно данным епархиальных источников – архивных документов и печатных изданий, где зафиксирована история Алексеевской обители – эта версия не подтверждается, так как они упоминают лишь об Афонской иконе, а наименование «Вратарница» нигде не значится.

Вероятнее всего, образ Богородицы на иконе «Игумении» послужил основой для написания «Свечи Неугасимой», немного отличающейся от афонской святыни.

Согласно другой версии, игумен Алексеевского монастыря Евангел, служивший настоятелем с 1864 по 1872 год, увидел однажды явление Пречистой Девы Марии в образе Вратарницы, витающей над обителью. Настоятель описал чудесное явление Богородицы братии, по его описанию был написан святой образ. Но позже о святыне забыли, и около 30 лет икона пребывала в забвении.

В 1895 году один из петербургских купцов тяжело заболел, и никто из врачей не мог помочь ему. Однажды во сне ему явилась Божия Матерь, обещавшая даровать исцеление. Но для этого купцу нужно было съездить в Углич и помолиться перед иконой Богородицы, хранившейся в Алексеевской обители.

Ни одного похожего на описание купца образа среди икон храма не оказалось, поэтому настоятель велел пересмотреть кладовые монастыря. Там и нашелся образ Царицы Небесной, который с большими почестями поместили в Успенском храме 23 июня 1894 года.

После молебна перед найденным образом купцу было даровано долгожданное исцеление. Желая отблагодарить Богородицу, купец отделал икону серебряным вызолоченным окладом.

Когда именно иконе было дано название «Свеча Неугасимая Огня Невещественного» – не известно. Но с тех пор после молитв перед «Вратарницей» стало происходить множество чудес.

После революции Алексеевский монастырь постигла участь большинства православных храмов. Обитель закрыли и разрушили. Но благочестивые прихожане сумели сберечь святыню. Долгое время чудотворный образ хранился среди икон храма царевича Димитрия.

Один из списков, сделанных со святого образа, кто-то из насельников Угличской обители подарил страннику иноку Александру. Странник же даровал святой образ одной из прихожанок Троице-Сергиевской Лавры, Клавдии Александровне, отблагодарив за теплый прием. Этот список и сейчас хранят родные Клавдии Александровны.

Несколько лет назад монастырь восстановили, но теперь Алексеевская обитель стала женской. А в 2005 году «Угличскую Вратарницу» вернули монастырю. Основная заслуга в этом принадлежит Ярославскому архиепископу Михею, сделавшему немало для того, чтобы «Свеча Неугасимая» вновь засветила миру невещественным огнем любви Божией.

Описание и значение иконы Богородицы «Свеча Неугасимая»

Образ Божией Матери на «Вратарнице» выполнен довольно необычно и отличается от привычного написания Святого Богородичного лика. Пречистая Дева Мария изображена во весь рост, парящая на облаках.

Характерные черты, по которым можно узнать «Свечу Неугасимую Огня Невещественного»:

  • монашеское одеяние на Царице Небесной;
  • посох в левой руке и висящие на запястье четки;
  • в правой руке у Царицы Небесной зажженная свеча.

Горящая свеча символизирует неугасимый огонь, освещающий путь к Божьему Царству. Образ Богородицы, выступающей посредницей между Господом и людьми, дарует надежду на спасение.

Кроме того, Пресвятая Богоматерь символизирует Стражницу, охраняющую веру, а Предвечный Огонь является символом Христовой любви, связывающим сердца верующих.

Почитание в православии

Увидеть Богородичный образ «Неугасимая свеча» может любой верующий, посетив город Углич Ярославской области. В алтаре церкви Успения Божией Матери Свято-Алексеевского монастыря находится чудотворная святыня.

Празднование иконы приходится на 6 июля по новому календарю и проходит одновременно с чествованием таких икон Божией Матери, как «Владимирская», «Псково-Печерская», «Заоникиевская».

В этот день во многих церквях совершаются торжественные богослужения, посвященные праздничным иконам, в том числе прославление угличского образа «Вратарница». Согласно указанию, выведенному на обороте святыни, в честь святого лика «Неугасимая свеча» читается акафист, написанный для Иверской Богородичной иконы.

В чем помогает икона «вратарницы угличской»

На протяжении всего нахождения в Угличском монастыре святого образа Пречистой Богоматери «Свеча Неугасимая» совершалось немало чудес.

Многие, прибегающие к помощи Царицы Небесной, получали исцеление. Об этом свидетельствуют многочисленные драгоценности, украшающие святыню.

На протяжении нескольких лет насельницы монастыря фиксируют свидетельства о совершенных чудесах, ведя специальные книги.

К «Угличской Вратарнице» обращаются за помощью:

  • беременные женщины, моля о легких и успешных родах;
  • женщины, которым врачи поставили неутешительный диагноз – бесплодие;
  • люди, страдающие заболеваниями суставов, позвоночника, кожными болезнями;
  • онкологические больные.

«Вратарница» помогает укрепить веру и придает силы в трудные минуты жизни.

Угличской святыне молятся не только об исцелении. С молитвами к образу Богородицы «Свеча Неугасимая» прибегают и те, кто хочет сохранить и укрепить семью, защитить жилище от врагов. Божия Матерь никому не откажет в помощи и утешении, давая каждому по вере его.

Текст молитвы

Перед святым ликом Божией Матери «Свеча Неугасимая Огня Невещественного» читают молитвенный текст со следующими словами:

«О, Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему.

Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша.

Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь».

По окончании молитвы нужно обязательно поблагодарить Пречистую Богородицу и Господа.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *