Миропомазание в православии как происходит, когда совершается — богослов

Церковная жизнь православного христианина предполагает обязательное участие в церковных Таинствах. Всего их семь, и сегодня мы рассмотрим то, что принимается после Таинства Крещения. Речь пойдет о Миропомазании. Все знают народное выражение «Одним миром мазаны». О чем идет речь?

Суть Таинства

Современная церковная практика предполагает совмещение двух Таинств — Крещения и Миропомазания. По традиции во время Крещения крещаемый одевается в новые белые одежды, как символ чистоты и невинности перед Богом. Следом за этим на него надевают нательный крест, который верующий должен носить всю жизнь.

Миропомазание в православии как происходит, когда совершается - БогословОбряд миропомазания в православной церкви

И вот следующим этапом является помазание новоиспеченного христианина ароматным маслом, которое варится особым образом и освящается лично Святейшим Патриархом.

Интересно! Во время варки нового мира в него в обязательном порядке наливается остаток предыдущего, а преемство святой жидкости можно проследить до самих апостолов.

Традиция миропомазания идет с апостольских времен.

В Библии говорится, что на новокрещеных христиан сходила благодать Святого Духа после наложения рук апостолов на верующих. Со временем, когда крещения людей стали массовыми, и возникла традиция мазать разные части тела освященным маслом взамен наложения рук.

Апостолы физически не могли участвовать в крещении такого большого количества людей.

Что именно происходит с человеком во время этого Таинства? Это описано в Евангелии, когда на день пятидесятый день после Воскресения на апостолов снизошла Божья благодать в виде пламенных языков. Апостолы после этого наполнились силами и способностью проповедовать веру Христову по всему миру.

То же самое относится и к обычным христианам, которые решили принять Крещение в православную веру. Только схождение Духа Святого на обычных людей происходит не так явно и видимо, как на апостолов. Поэтому и относится Миропомазание к Таинству — поскольку происходит невидимо, таинственно.

Читайте о других Таинствах Церкви:

  • Таинство Причастия
  • Таинство Исповеди
  • Таинство Венчания

Происходящее во время Миропомазания можно сравнить с посевом зерна. В душу и сердце человека входит маленькая частичка святости. И уже от дальнейшей жизни самого человека зависит, даст ли это зернышко плоды.

Если крещаемый будет стараться жить полнотой христианства, то получит большие духовные дарования. И, напротив, полученную благодать можно легко растерять, если вести безбожную жизнь и не вспоминать о Господе.

История Таинства и его отличия

В давние времена Миропомазание совершалось иным способом. Изначальное возложение апостолами рук на новокрещенных для передачи Божественной благодати нужно было заменить неким иным действием, чтобы охватить всех желающих креститься. Христианство очень быстро распространялось, и порой люди принимали новую веру целыми поселениями.

Интересно! Для того чтобы совершать Таинство над большим количеством людей, стали освящать специальный ароматический масляный состав, которым помазывали тело крещаемых.

Это масло варилось по особому рецепту и в обязательном порядке освящалось главой Церкви.

Кроме практической пользы, такое действо имело и глубоко символический смысл — так выражалось единство христианской Церкви под управлением архиерея.

Миропомазание в православии как происходит, когда совершается - БогословМиро — это специальный ароматический масляный состав

Интересно, что в католической традиции также существует аналогичное Таинство, но оно не совпадает по времени с Крещением. Католики совершают так называемую конфирмацию над отроками, когда они уже начинают понимать основы веры. Однако при крещении младенцев они совершают начальное помазание миром, которое готовит душу к принятию полного Таинства в более сознательном возрасте.

А вот в восточной традиции, которая и является корнем нашего современного православия, уже с ІІІ века Крещение было тесно переплетено с помазанием святым миром.

По своему составу миро представляет собой сложную смесь различных ароматических и масляных веществ. Еще в Ветхом Завете, в Книге Исход можно встретить упоминания об этой святыне.

Это вещество было открыто Моисею Самим Господом.

Конечно же, ветхозаветное Миропомазание не могло нести полноты Божественной благодати, но оно было прообразом и приготовлением к Миропомазанию христианскому.

Как происходит Миропомазание в наши дни

Сегодня в нашей православной церкви миро заготовляется епископами. Состав смеси существенно различался в разные времена. Так, сейчас в него входит около 40 компонентов, а в XVII веке было около 60. Как правило, миро включает различные масла (оливковое, гвоздичное, мускатное и другие пряные), экстракты фиалки, розы, ладан и многое другое.

Интересно! Все вещества, входящие в состав мира, заготовляются в Великий Пост, на Крестопоклонной неделе.

Все компоненты смешиваются и настаиваются, а на Страстной неделе происходит непосредственно варка будущей святыни. Варят миро с постоянным чтением Евангелия вплоть до Великого Четверга, а в сам Четверг на Литургии происходит торжественное освящение готового состава.

Миропомазание в православии как происходит, когда совершается - БогословМиропомазание — одно из семи таинств православной церкви

Обязательным этапом освящения масляной смеси является добавление в него небольшого количества уже готового ранее мира, которое хранится в алтаре на престоле. В сам же древний состав добавляется капля новоосвященного. Таким образом достигается взаимосвязь и передача Божественной благодати, которую можно проследить вплоть до самых апостольских времен.

Чинопоследование Таинства плотно вплетается в проведение Крещения, поэтому многие верующие не различают эти два процесса.

Поскольку большинство людей крестят еще во младенческом возрасте, то помазание происходит на руках у крестных родителей после того, как малыша опустили в купель и надели на него нательный крестик.

Важно, чтобы ребенок лежал не просто на руках, а в специальной крыжме — подстилке или одеяле, которое предназначено специально для крестин и не будет использоваться в быту.

Такая благочестивая традиция связана с тем, что частички святого мира могут попадать на одежду или пеленки малыша. И чтобы не осквернять великую святыню, одежду для крестин с частицами и запахом мира принято не использовать в повседневной жизни, а хранить, как семейную реликвию и память о совершении великого Таинства.

Видео о таинстве Миропомазания

Что такое миропомазание?

Приблизительное время чтения: 7 мин.

Сразу после Крещения совершается еще одно величайшее церковное Таинство. Внешне это происходит настолько быстро и незаметно, что люди иногда и не подозревают, что произошло событие, перевернувшее их жизнь…

Миропомазание — это Таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела подаются дары Святого Духа, помогающие христианину возрастать и укрепляться в духовной жизни.

Такое определение Таинству Миропомазания дается в богословских учебниках. В Православной Церкви оно всегда совершается вместе с Крещением, вернее, сразу же после него. Их даже можно объединить общим названием — Таинства посвящения, или вхождения в Церковь. Внешне не происходит вроде бы ничего особенного.

Как только человек выходит из купели, священник читает особые молитвы и крестообразно мажет лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новокрещеного особо освящённым ароматическим маслом — миром, произнося при этом: «Печать дара Духа Святого».

По времени Миропомазание занимает несколько секунд, поэтому, в сравнении с длинным чином Крещения находится как бы в его тени, кажется одним из его многочисленных обрядов. Но в Церкви все самое величайшее и славное совершается просто…

Миропомазание в православии как происходит, когда совершается - БогословЕпископ Пантелеимон (Шатов) совершает Таинство Миропомазания во время одной из миссионерских поездок. Фото Екатерины Степановой.

Сначала о внешней символике этого Таинства. Печать и миропомазание — древнейшие символы. Печать — это знак принадлежности кому-либо, свидетельство о владельце. Например, в Евангелии говорится, что Бог положил на Иисусе Свою печать (Ин. 6:27). Помазание миром символизирует власть и достоинство.

В Древнем Израиле через миропомазание свою власть принимали цари и священники. Это символизировало, что они не самозванцы, а приняли свое служение от Бога. Вообще, греческое слово «христос» переводится как «помазанник». В этом смысле христами можно назвать всех ветхозаветных царей и священников.

Однако с большой буквы это слово применимо только к одной уникальной личности — Богу, Который стал человеком — Иисусу Христу.

Именно с Его служением и связано Таинство Миропомазания, ставшее в христианстве Таинством не только для царей и священников, но для всех людей, принимающих крещение и входящих в лоно Церкви Христовой.

Апостолы передавали верующим Дар Духа Святого через возложение своих рук на голову новокрещенного. Но когда счет верующих пошел на тысячи, ученики Христа физически не могли присутствовать на каждом крещении. Поэтому они стали освящать миро, которое передавалось священникам, и уже они, в свою очередь, совершали Таинство через помазание.

В Православной Церкви такой порядок совершения Миропомазания существует по сей день. За три дня до Пасхи, в Великий Четверг, глава Автокефальной (Поместной) Церкви совершает чин мироварения и освящает приготовленное миро. Это благовонное масло, состоящее из более чем 64-х веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и т.д.).

Сам факт приготовления мира свидетельствует об автокефалии (самостоятельности) той или иной Церкви.

На Руси миро освящали в московском кремлевском Успенском соборе. После упразднения Патриаршества при Петре I местом совершения этого чина, помимо Кремля, стала Киево-Печерская Лавра.

С восстановлением Патриаршества в Русской Церкви в 1917 году освящение мира вновь стали совершать только в Москве. Сегодня мироварение совершается в Малом соборе Донского монастыря Москвы, где построена специальная печь.

А освящается миро в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.

Святой Дух — третье Лицо Пресвятой Троицы. После крещения Иисуса Христа в Иордане Святой Дух сходит на Него в виде голубя. Многие люди недоумевают: если Христос — Бог, зачем Ему надо было креститься и почему на Него сходит Дух? Это тема для отдельного разговора.

Здесь же главное, что Священное Писание показывает: Иисус обладал всей полнотою Святого Духа. В Евангелии Спаситель неоднократно говорит о том, что после окончания Его земного служения именно Дух Святой будет сопровождать верующих, учить и вести их к спасению.

Дух Святой будет свидетельствовать о Христе не только христианам, но вообще всем людям, независимо от того, как они относятся к личности Христа.

Все эти слова Господа в точности исполнились на пятидесятый день после Его Воскресения. То, что произошло, сразу же стало отмечаться как один из величайших праздников Церкви.

Действительно, кто сегодня не слышал о таком христианском празднике как Троица. Но это не просто великий праздник Церкви, это день ее рождения.

Именно в этот день исполнилось обещание Господа, и на первых двенадцать учеников Христа сошел Святой Дух.

Церковь существует вот уже 2000 лет. Она прошла через эпоху гонений, эпоху Вселенских Соборов, потрясаемая до самого основания различными ересями. Потом настала эпоха секуляризации и внешней церковности, затем опять гонения…

Читайте также:  Житие патриарха ермогена - богослов

Читая историю Церкви, каждый раз удивляешься тому, как можно пройти через эти испытания и выжить?! Ответ находится в Евангелии: Церковь — это не просто организация людей, объединенных одной верой и управляемая иерархами-чиновниками.

Церковью руководит Святой Дух. Он ведет каждого христианина в отдельности и всю Церковь к спасению. Это точка зрения верующего человека. С ней можно соглашаться или нет, но слова Христа исполнились в точности: Церковь самим фактом своего существования свидетельствует людям о Спасителе мира. Другое дело, что можно верить в Него или отвергать…

Помазание святым Миром не надо путать с помазанием освященным маслом, которое является одним из обрядов Таинства Крещения и совершается еще до погружения человека в купель. Это помазание символизирует примирение человека с Богом, поскольку масличная ветвь, принесенная голубем Ною после потопа, ознаменовала его конец и, соответственно, прекращение гнева Божиего.

Тем более нельзя сравнивать Таинство миропомазания с помазанием освященным маслом (елей — по-славянски, отсюда елеопомазание), которое бывает во время праздничного вечернего богослужения. Это помазание означает просто благословение и для него используется масло из лампады, которая горит перед иконой праздника. Или с Таинством Елеосвящения (Соборование).

Итак, христиане верят, что именно Святой Дух ведет их к спасению. Но возникает вопрос: Церковь называет Иисуса Христа Спасителем, то есть Он уже совершил наше спасение через крестную смерть и Воскресение.

Как же можно вести к тому, что уже совершено? И здесь очень ярко проявляется смысл Миропомазания. То, что совершил Христос, не зависело от человека.

В Крещении человек умирает и воскресает вместе со Спасителем, освобождается от власти сатаны и приобщается ко всей полноте Церкви, которая является мистическим Телом Христа. Перед христианином открывается путь доселе закрытый — путь спасения от греха и обожения.

Но этот путь нужно пройти. И здесь многое зависит от усилий самого человека. Миропомазание дает возможность жить полноценной церковной жизнью, христианину лично подаются дары Святого Духа для духовной жизни, для личного общения с Богом.

Миропомазание в православии как происходит, когда совершается - БогословАрхиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн миропомазует новокрещенного младенца. Фото игумена Агафангела (Белых).

Что это за дары? Об этом знает только Бог и человек. Церковь — это живой организм — Тело Христово. Апостол Павел, развивая эту мысль, писал: «Дары различны, но Дух один и тот же…

Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество… Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… и все мы напоены одним Духом» (1Кор. 12:4-13).

Здесь надо оговориться: Апостол писал это в середине первого века по Р.Х., когда дары исцеления и чудотворения действительно были необходимы Церкви для утверждения веры.

Но вместо даров пророчества, исцеления, чудотворения можно поставить почти любую современную профессию — смысл апостольского Послания от этого не изменится: если обычная печать, поставленная на чем-то, призвана свидетельствовать о ее владельце, то «печать дара Духа Святого», полученная христианином, должна свидетельствовать о Боге. Церковь должна преображать и изменять мир, а каждый христианин — член Церкви, Тела Христова — на своем месте преображать мир вокруг себя. Жизнь в Церкви — это постоянное возрастание. Здесь нужно постоянное усилие самого человека. Но это усилие останется бесплодным без помощи Божией, которая и дается в Таинстве Миропомазания.

Это Таинство, как и Крещение, неповторимо. После Крещения и Миропомазания отношения человека с Богом полностью меняются. Как бы человек ни грешил, в случае покаянного обращения к Богу эти личные отношения с Творцом возобновляются.

Что такое помазание на царство?

Помазание при избрании царей в Ветхом Завете послужило прообразом помазания христианских государей при восшествии на престол. Византийских императоров, впоследствии и русских царей, и других европейских христианских монархов помазывали на царство святым Миром.

Это не отдельное Таинство, а, скорее, продолжение Таинства Миропомазания, когда человеку подаются особые дары Духа Святого для управления государством.

С этим чином связана отдельная сложная история его развития и понимания, до сих пор до конца не исследованная в богословской науке.

На Западе существует другая традиция совершения Таинства Миропомазания. У католиков над младенцем совершается Таинство Крещения, затем священник помазывает его миром, а Миропомазание, которое называется Конфирмацией (подтверждение — лат.), совершается уже в сознательном возрасте, после научения истинам веры.

Тогда человек приходит к епископу, тот опять помазывает его миром, после чего человек принимает первое причастие. Парадокс в том, что при подобной практике непонятно, что же такое Таинство Крещения. С одной стороны, Крещение — это Таинство вхождения в Церковь, Таинство духовного рождения.

Но с другой, получается, что никакого вхождения в Церковь не происходит, потому что до Конфирмации ребенок остается не причащенным. Более того, непонятно, чем помазывают ребенка после Крещения.

Если миром, то значит, Таинство Миропомазания совершилось, а если обычным елеем (маслом), то непонятно, зачем освящать его как миро в Великий Четверг.

Сегодня Католическая Церковь старается разрешить эту проблему. Всеобщее распространение получает практика причащения младенцев сразу после Крещения. Но в этом случае становится совершенно непонятым смысл Конфирмации.

В восточной традиции подчеркивается неотрывность Крещения и Миропомазания и Причащения, ведь все эти три Таинства необходимы для полноценного вхождения человека в Церковь.

В западной же традиции акцентируется роль епископа как олицетворения Церкви.

Епископ лично принимает каждого крещаемого, чтобы было ясно видно, что Крещение и Миропомазание — это не какая-то частная треба, а дело всей Церкви, соединение со всей Церковью.

Но суть от этого не меняется: Святой Дух незримо присутствует и участвует в жизни любого христианина. Он всегда рядом, даже в самые горькие минуты. Если открыть Евангелие, то это можно понять.

Сразу же после Своего крещения в Иордане Иисус Духом был отведен в пустыню, где Его ждал сорокадневный пост и искушения от сатаны. Так и наша жизнь. Крещение и Миропомазание — только начало пути, на котором человека могут ждать минуты страшного отчаяния и искушений.

Но мы уже не одиноки. Первым этот путь прошел Христос, одержав победу и подарив ее всем нам.

Таинство Миропомазания. Когда, как и для чего оно совершается над христианином?

Крещенская купель разрешает нас от прежних грехов и присоединяет ко Святой Матери Церкви.

А в Таинстве Миропомазания каждому христианину сообщаются благодатные дары Святого Духа, которые помогают ему удержаться от нового впадения в грех, познать Творца и усовершенствовать свою душу. Помолитесь Господу о том, чтобы Дух Святой не оставил Вас благодатью в каждый день Вашей жизни!

Подать записки на сорокоуст о здравии в Дивеевскую обитель можно здесь:

Подать записку

Смысл Таинства Миропомазания

Таинство Миропомазания – картинаТаинство Миропомазания – картина

Сегодняшним рассказом мы продолжаем цикл бесед о Таинствах Церкви, начатый с повествования о Таинстве Крещения. Когда крещение над человеком совершает священник, миропомазание следует практически сразу после выхода верующего из крещенской купели. И неофит не всегда осознаёт, что прошёл не через одно, а через два великих Таинства. Между тем, миропомазание навсегда меняет жизнь человека, ведь на него сходит Сам Бог Дух Святой!

Крещение освобождает верующего от прежних согрешений, но злая похоть, склонность ко греху, полученная в момент неверного выбора Адама и Евы, сохраняется в человеке. И может вновь столкнуть его в яму страстей.

Своими скудными силами христианин не может сопротивляться греху. Но обильная благодатная помощь Божия подкрепляет его в личной духовной битве. Эту-то помощь каждый из нас получает в Таинстве Миропомазания.

Но и это ещё не всё! Вместе с печатью дара Духа Святого мы получаем чудесную способность глубоко понимать Священное Писание и правильно выбирать направление на пути богоподобия. Вот как об этом говорит святой апостол и евангелист Иоанн:

«Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое это помазание учит вас всему и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». (1Ин. 2:21,27).

Миропомазание в истории Церкви

Апостолы возлагают руки на верующихАпостолы возлагают руки на верующих

Таинство Миропомазания было установлено ещё в первом веке по Рождестве Христовом. Непосредственными учениками Спасителя. Вначале существовало две его формы: возложение апостолами своих рук на верующих или помазание их миром. Но возложение рук апостолы практиковали также при исцелении больных и при поставлении достойных христиан в священный сан. Кроме того, Церковь день ото дня ширилась, и апостолы уже не могли оказаться сразу везде.

Поэтому ученики Христовы и поставленные ими епископы начали варить святое миро, которое можно было бы в малом количестве вручить каждому пресвитеру для укрепления верующих в добродетели. Чин миропомазания принял современный вид уже в III веке, а в следующем столетии его, за исключением чрезвычайных обстоятельств, было решено совершать непосредственно после Таинства Крещения.

В древности христиане при возложении рук или миропомазании получали не только дар разумения Евангелия, но и другие благодатные дары: чудотворений, исцелений, прорицания, владения иностранными языками.

Эти дары были нужны первым христианам для проповеди Евангелия в мире. С течением времени они стали гораздо реже проявляться в Церкви.

Но это свидетельствует не об оскудении Церкви благодатью, а о выполнении большей части задачи становления Церкви.

Читайте также:  Икона божией матери «утоли моя печали» - богослов

Чинопоследование миропомазания

Печать дара Духа Святого

Сразу по окончании крещения священник достаёт особую кисточку (стручец) и сосуд со святым миром (особым благовонным маслом). Неофит к этому моменту должен насухо обтереть тело. В особенности, места на которые священник будет наносить миро. Окуная кисточку в миро, батюшка крестообразно помазывает части тела верующего: лоб, глаза, нос, уши, грудь, руки и ноги. При нанесении каждого креста он произносит тайносовершительную формулу: «печать дара Духа Святаго».

Таким образом, священник призывает Духа Святого сойти на помазываемого, а самого помазываемого через это как бы усвояет Богу. Подобно тому, как хозяин опечатывает своё имущество.

После чтения Апостола и Евангелия читается особая молитва, при которой батюшка вытирает специальной губкой места помазания. При этом он говорит: «крестился еси, просветился еси, миропомазался еси».

Если совершается крещение и миропомазание ребёнка, к святому миру не нужно прикасаться восприемникам (крёстным).

Миропомазание и елеопомазание

Елей для елеопомазания

Не следует путать миропомазание с елеопомазанием. Первое – это благодатнейшее Таинство Церкви, совершаемое над христианином единственный раз в жизни. Второе же имеет несколько видов. Иногда христианин тяжело заболевает и просит совершить над ним Таинство Соборования с особыми молитвами о прощении грехов и исцелении души и тела. Молясь, священник помазывает верующего елеем. В другом случае елеопомазание происходит на вечерних богослужениях и служит не более чем символом благодати, полученной христианином в ходе совместной молитвы.

Кто, как и когда варит святое миро?

Чин мироварения в Москве

В древности в состав святого мира входило около 55-ти веществ. На сегодняшний день при его приготовлении их используется около сорока. Основными вещественными компонентами мира являются: оливковое масло, ладан, белое вино, лепестки роз, фиалковый корень, пряный корень, калганный корень, а также эфирные масла, такие как мускатное, розовое и гвоздичное.

Мироварение принято совершать только в автокефальных (самостоятельных) Поместных Церквях, коих на сегодня в мире пятнадцать.

В Русской Православной Церкви чин мироварения совершается в Малом соборе Донского монастыря с понедельника по среду Страстной седмицы.

В это время в миро постепенно добавляются все необходимые вещества, заготовленные ещё на Креспопоклонной неделе. А над мироварней читается Евангелие.

В Великий Четверг во время Божественной литургии в патриаршем соборе миро освящается. А затем его распределяют по епархиям и оттуда – по каждому приходу на канонической территории Церкви.

После приготовления часть нового мира всегда добавляется в старое, хранящееся на престоле в мирохранительнице, а часть старого – в новое.

Это действие напоминает нам о приемственности благодати в Церкви от самих апостолов.

Зачем миром помазывали царей?

Миропомазание Николая II – фрагмент картиныМиропомазание Николая II – фрагмент картины

Ещё в Ветхом Завете сообщалось о том, что миром помазывали первосвященников, царей и пророков. Человека помазывали миром в знак его особого почитания и в знак его высокого служения. Самого Господа мы именуем «Христом», то есть «Помазанником» в переводе с греческого. Как высшего Первосвященника и Небесного Царя. Обычай помазания царей миром сохранился и в новозаветные времена.

Помазание на царство осуществлялось тем же миром, что и в Таинстве Миропомазания. При этом для помазанника испрашивалась сугубая благодать Божия для его нового ответственного и многотрудного служения.

Подобно тому, как в Таинстве Рукоположения для ставленника в священный сан испрашивается всё большая и большая благодать Божия.

При этом и то и другое Таинства происходят лишь единожды и не могут быть повторены.

Присоединение к Церкви через миропомазание

Миропомазание младенца

Если человек обращается в Православие из иудаизма, индуизма, ислама, буддизма и других нехристианских религий и культов, а также из еретических и некоторых раскольнических учений, его принимают в Церковь через Таинство Крещения. А вот лютеран и кальвинистов – через Таинство Миропомазания. Это же справедливо и в отношении бывших католиков или представителей Армянской апостольской церкви, над которыми в их конфессиях миропомазание не совершалось.

После Крещения и Миропомазания отношения человека со своим Творцом полностью меняются. Верующий получает действительный шанс в своей жизни уподобиться Богу.

Для такого человека справедливы слова преподобного Серафима Саровского: «Что отличает святого от грешника? Ничего, кроме решимости!».

Помолимся же о том, чтобы эта решимость соблюсти крещальные обеты и сохранить в себе дары Духа Святого сопровождала нас и наших близких во все дни жизни! Молебен ко Господу о даровании духовных и физических сил:

Подать записку

Таинство Миропомазания: когда совершается и как происходит в православии

Миро использовалось до зарождения христианства. В переводе с греческого это слово означает «благовонное масло».

Им помазывали первую Церковь (Скинию), где хранились Заветы Бога для израильтян, первосвященников, ветхозаветных пророков. Благовония несли к месту погребения Иисуса Христа жены-мироносицы.

В христианском вероучении Миропомазание стало таинством, неотъемлемой частью приобщения к Богу.

Понятие Миропомазания в православии

Православные верующие считают Миропомазание таинством, в отличие от протестантов. Миро – ароматное масло, приготовленное особым способом и освященное по специальному ритуалу. Смысл священнодействия заключается в воссоединении человеческой души с Богом, принятии Святого Духа.

В православии обряд совершается сразу после Крещения. Два таинства дополняют друг друга по чину присоединения новокрещеного к Церкви и духовному возвышению.

Священник наносит священный состав на части тела человека:

  • лоб;
  • веки;
  • ноздри;
  • рот;
  • уши;
  • кисти рук;
  • стопы ног;
  • грудь.

Обряд начинается после молитвы «Благословен еси…». Помазание осуществляется крестообразно. После каждого крестика произносятся слова, о том, что это есть печать дара Святого Духа (для мыслей, чувств и действий человека).

Таинство Миропомазания состоит из трех частей:

  • приготовления;
  • освящения;
  • помазания.

Без ритуального освящения крещеного верующего не допускают к причастию. При воспитании православного ребенка в странах с другими конфессиями по его возвращении проводится повторное миропомазание.

Католиков и старообрядцев принимают в православную веру без крещения, через помазание миром. Протестанты при переходе в православие должны пройти полный обряд: Крещение и Миропомазание.

История происхождения

До III века от Р. Х. помазание миром не входило в священнодействие при крещении. Новокрещеные получали благословение и дар Святого Духа через рукоположение апостола/епископа.

Приток желающих креститься в христианскую веру изменил порядок обращения в веру Христову. Священнослужители стали использовать освященное благовонное масло, по составу близкое к ветхозаветному.

В 343 году было издано общецерковное правило, согласно которому Помазание Небесное должно свершаться сразу после Крещения.

Что представляет из себя миро

Миро – это смесь оливкового масла высшего качества (елея), белого вина, ароматических трав, смол и корней. Количество и перечень благовонных добавок в святом составе строго не регламентировано (от 30 до 50 включений).

В основной состав добавляют:

  • масло мускатное;
  • розовое;
  • гвоздичное;
  • бергамотовое;
  • лимонное;
  • ароматические смолы (ладаны);
  • лепестки роз;
  • корни калгана;
  • фиалки.

Готовит и освящает миро высший чин поместной церкви (в Русской Православной Церкви – патриарх Московский и Всея Руси).

Как происходит

Время приготовления – раз в 2 года, на Страстной неделе. Подготовка ингредиентов начинается с середины Великого поста. Перед этим совершается обряд Малого водосвятия.

Подготовленные ингредиенты окропляются патриархом освященной водой. Часть масла и вина отделяют, проваривают.

Ароматические масла, смолы и корни, предварительно измельченные, заливают кипящим раствором и настаивают в продолжении 2-х недель.

Утром Великого Понедельника патриарх освящает серебряные котлы для мироварения, сосуды для хранения, компоненты священного благовония.

Огонь под котлами Святейший разжигает при помощи трикирия (подсвечника с 3-мя свечами для богослужений).

В котлы вливают все компоненты состава, доводят до кипения и варят на медленном огне, перемешивая, под чтение Евангелия священнослужителями до Великой Среды. В Среду в готовое миро добавляют душистые травы и разливают в 12 сосудов.

В Великий Четверг на вечерней службе патриарх освящает миро. Перед этим священнослужители вносят сосуды и устанавливают на алтаре, вокруг Престола. На Престоле помещают сосуд с освященным в прежние годы составом (алавастр). Каждый сосуд Святейший трижды осеняет крестным знамением под чтение особых молитв, закрывает.

Освященное миро под пение 44-го псалма переносится в Крестовый Храм, где в каждый сосуд добавляется по несколько капель из алавастра. Древнее миро дополняют новоосвященным. Сосуды с освященным содержимым отправляют в епархии, где их распределяют по приходам.

В церквях миро хранят в алтаре, в мирнице (ящике для миро и елея). Здесь, вместе с сосудами для святого миро и святого елея, хранятся ножницы, губка, кисточка для помазания миром и кисточка для помазания елеем.

Что происходит во время Таинства Миропомазания

Когда мы говорим о Венчании, в памяти возникает яркая картинка жениха и невесты. При слове «Исповедь» мысленно представляем кающегося грешника, над которым склонился священник. А что значит Миропомазание? Что это за Таинство? На эти и другие вопросы отвечает владыка Антоний — митрополит Бориспольский и Броварской, Управляющий делами Украинской Православной Церкви.

Читайте также:  Введение пресвятой богородицы - богослов

trif.cerkov.ru

Незаметное Таинство

— Владыка, почему мы так мало знаем о Миропомазании?

— Дело в том, что Таинство Миропомазания остается для многих из нас как бы незаметным. Оно совершается сразу же после Крещения: священник помазывает лоб, глаза, уши, уста, грудь, руки и ноги новообращенного (обычно — младенца) особым веществом — святым миром. Это длится совсем недолго, буквально минуту.

Его (Миропомазание) видят лишь священник, восприемники (крестные родители) и, естественно, тот, кого помазывают. Поэтому в сознании большинства Миропомазание как бы сливается с Крещением. В этом есть определенный символизм: Святой Дух всегда действует неприметно. Мы не видим Его лица, но мы можем услышать Его дыхание в нашей жизни.

Так и с Миропомазанием. Мало кто помнит, как его помазывали миром, но каждый должен возгревать в себе этот дар Святого Духа. Мы часто забываем, что Крещение – не конец, а лишь начало нашего пути к полноте богообщения.

Войти в радость нашего Небесного Отца мы сможем лишь тогда, когда раскроем в своей жизни все то богатство благодатных даров, которые получаем в Таинстве Миропомазания.

— В чем же смысл этого Таинства?

— Миропомазание — личная Пятидесятница каждого новокрещенного: ему дается тот самый дар Святого Духа, который апостолы получили на 50-й день после Пасхи (см.: Деян. 2: 2–4).

В столь знаменательный для нас праздник — День Святой Троицы — и родилась Церковь Христова.

И, соответственно, получив дар Святого Духа в Таинстве Миропомазания, человек обретает возможность стать полноценным членом Церкви.

— Что делать, если святого мира нет, а Крещение нужно совершить?

— Приведу пример из богоборческой истории ХХ в. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своих воспоминаниях рассказывает, что во время ссылки предстояло крестить младенца. Святого мира, конечно же, не было. Однако владыка, будучи епископом, возложил на голову младенца руки и призвал Святого Духа.

Разумеется, священник такой власти не имеет: если он не может миропомазать, то должен сообщить новообращенному (или его восприемникам/родителям) о необходимости совершить это Таинство после Крещения. И в наше время иногда случается, что человека (из-за угрозы смерти или невозможности призвать священника) крестит кто-то из мирян.

В этом случае Миропомазание может совершить только священнослужитель.

— Когда Миропомазание совершается повторно?

— Только в особых случаях. Например, если человек отошел от Христа и надолго «застрял» в другой религии. При возвращении в Церковь он должен быть снова миропомазан. Ведь сознательное отречение от Спасителя приводит к лишению того дара Святого Духа, который дается при Миропомазании.

В дореволюционной практике вторично миропомазывали и тех, кто долгое время (десять лет и более) не участвовал в таинствах. Например, если человек оказывался в плену у иноверцев. В советское время миллионы православных не посещали храмы.

Некоторые приходские священники миропомазывали таких людей, чтобы возобновить в них дар Святого Духа.

Дар через руковозложение

— Почему же столь важное Таинство не было учреждено Самим Христом еще во время Его земной жизни?

— Этого не могло быть в принципе. Сам Христос в Своей прощальной беседе с учениками прямо говорит, что Он должен уйти от апостолов, чтобы затем к ним пришел Дух Святой.

Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.

Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин. 16: 7–14). Из этих слов видно, что приход Святого Духа в мир возможен только после ухода Сына Божия к Богу Отцу. Сошествие Святого Духа на апостолов стало результатом спасительной миссии Христа.

И Таинство Миропомазания, которое продолжает действие Пятидесятницы, — результат спасительной миссии Христа.

— Но ведь в Новом Завете не сказано, что апостолы готовили какое-то особое вещество и помазывали новокрещенных…

— В апостольский век дар Святого Духа подавался через возложение рук. Об этом свидетельствует Новый Завет. Например, в 8-й главе Книги Деяний рассказывается о том, что жители Самарии приняли Крещение, но не получили еще дара Святого Духа.

Поэтому апостолы специально посылают к самарянам Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деян. 8: 14–15, 17).

Аналогичный случай описан и в 19-й главе Книги Деяний: апостол Павел, придя в Ефес, встретил людей, которые были крещены крещением Иоанновым (приняли только крещение покаяния, которое совершал Иоанн Креститель). Услышав проповедь апостола Павла, они уверовали в Иисуса Христа. И после этого он их крестил, а затем возложил на них руки.

И тогда на новообращенных сошел Дух Святый, они стали говорить иными языками и пророчествовать (Деян. 19: 1–7). В послеапостольское время епископы как преемники апостолов, совершая Крещение, также возлагали руки на новокрещенных. Начиная с IV в., бывшие язычники массово принимали христианство.

Для епископов стало физически затруднительно лично возлагать руки на каждого новокрещенного. Так появилась практика освящения епископом святого мира, которое затем рассылается по всем храмам. И священник, совершая Таинство, помазывает новокрещенных со словами: «Печать дара Духа Святаго». Современное помазание святым миром вполне соответствует древнему возложению рук.

— Как изготовляют святое миро?

— Это весьма непростой процесс. Уже в источниках IV–V вв. о святом мире говорится как о веществе, приготовленном из масла и множества благовоний. В современной практике Русской Православной Церкви для приготовления мира используется около 40 различных ингредиентов. Основу составляет оливковое масло, смешанное с белым вином.

Также в его состав входят ладан, лепестки роз, благовонные коренья, лимонное и гвоздичное масло и многое другое. Все эти элементы смешиваются в определенных пропорциях и по особой технологии. Миро готовится в специальных печах. Процесс его приготовления еще называют мироварением. В нашей традиции приготовление мира длится в течение всего Великого поста.

И затем, на Страстной неделе в Великий Четверг, совершается торжественное освящение новоприготовленного мира.

— Кто имеет право на такое освящение?

— Только предстоятели Поместных Православных Церквей. Вернее, мироварение совершается лишь в Церквях с патриаршим достоинством. И это, кстати, бывает не часто. Например, в Константинопольском Патриархате миро освящается один раз в десять лет, а формула, по которой его изготовляют, держится в строгом секрете.

Существуют специальные патриаршие фармацевты, которые отвечают за процесс приготовления мира. В Русской Церкви миро приготовляется один раз в несколько лет, освящается Московским Патриархом и затем рассылается по всем епархиям. Приходские священники получают миро у правящего епископа. В дореволюционный период миро готовили не только в Москве, но и в Киеве.

По традиции, в течение нескольких веков святое миро изготовляли в Киево-Печерской Лавре.

— Почему в Византии и дореволюционной России миропомазывали императоров во время их коронации?

— Коронацию также называли «помазанием на царство», а самих императоров именовали «помазанниками». Порой об этом обряде пишут как о повторении Таинства Миропомазания. Но с богословской точки зрения это не верно.

Помазание миром в данном случае понималось как сообщение монарху особых даров Святого Духа, необходимых для управления государством. Этот пример показывает, что святое миро может употребляться и для других целей.

Так, при освящении храма святым миром помазывают престол, антиминс и стены храма. Разумеется, это нельзя считать Таинством Миропомазания.

— Довольно часто можно услышать выражение: «Одним миром мазаны». Его происхождение как-то связано с Таинством Миропомазания?

— Изначально оно указывало на особое духовное родство и означало, что христиане исповедуют одну веру, принадлежат к единой Церкви. Но сегодня эта пословица приобрела совсем другой смысл: дескать, все мы одинаковы, обладаем одними и теми же слабостями и недостатками.

Получается с точностью до наоборот: вместо принадлежности к одной духовной общности — всеобщая греховность.

В современных фразеологических словарях обычно пишут, что эта пословица по своему смыслу тождественна таким выражениям, как «одного поля ягоды», «слеплены из одного теста» или «один другого стоит»… Таким образом, первоначальный смысл выражения подвергся явной десакрализации.

В связи с чем призываю всех быть христианами не на словах, а на деле. Давайте будем стремиться воплотить в своей жизни то, к чему нас призывает Христос. И пусть в этом нам помогает благодать Святого Духа, данная при помазании святым миром.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *