Мытарь закхей — богослов

  • Путь к апостольству
  • Празднование памяти апостола Закхея Праведного

Каждый православный христианин знает, что любовь Господа к Его творению безгранична.

В Новом Завете Христос никогда не осуждал человека за внешний вид. Иисус Христос ценил внутренний мир человека, его душевные переживания.

Таким образом, Богочеловек призвал многих своих будущих учеников, которые не были праведниками. Одним из таких учеников был мытарь Закхей.

Путь к апостольству

По роду своей деятельности Закхей был мытарем. Стоит понимать, что мытари состояли на службе у Римской империи, которая захватила большую часть суши. Их работа заключалась в сборе податей. Иудеи презирали таких людей и считали грехом общение с ними.

Мытарь Закхей - БогословСвятой апостол Закхей

Как говорится в Евангелии от Луки, Закхей проживал в городе Иерихон. Однажды Господь посетил этот город. С греческого языка имя «Закхей» переводится как «чистота, праведность, справедливость».

Множество людей окружило Его, ведь никогда еще прежде народ не слышал таких дивных учений.

Так как Закхей был мал ростом и не мог своими глазами увидеть Спасителя, то ему пришлось взобраться на смоковницу.

Статьи о других святых:

Для человека, занимающего такую должность, подобное поведение было унизительным. Ведь Закхей был начальником местных мытарей. Но Закхей в тот момент не думал о себе. Главным для него было — увидеть Мессию.

Иисус Христос знал, что в тот момент творилось в душе несчастного мытаря. Именно поэтому Господь позвал Закхея, говоря: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Сам Бог сподобил, на первый взгляд, такого грешника своим визитом.

Закхей любезно принял Христа у себя дома, при этом принеся покаяние: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».

Тогда Спаситель ответил на это таким образом: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 1–10)».

 Иисус принял это покаяние, видя сильное намерение Закхея измениться.

Важно! После Вознесения Господня Закхей стал апостолом из числа семидесяти. Он последовал за апостолом Петром, который его поставил епископом в городе Кесарии.

Вот так обычный сборщик податей смог наследовать Царство Небесное.

Мытарь Закхей - БогословХристос и мытарь Закхей

Празднование памяти апостола Закхея Праведного

Память святого Православная Церковь празднует 20 апреля в Неделю о Закхее. В этот день на Божественной Литургии вспоминается чудесная встреча Закхея с Христом.

Некоторые богословы утверждают, что данная история показывает всю заботу Господа о человеке.

Христос, как истинный сердцеведец, выбрал именно Закхея, а тот, в свою очередь, отказался от всего своего имения и последовал за Ним.

Другие интересные статьи о православии:

Подобным образом Спаситель показал окружающим Его иудеям, что Он пришел в мир спасти не праведников, а грешников. Вера иудеев превратилась в формальное и даже фанатическое соблюдение правил, в то время как Закхей продемонстрировал образ живой веры. Тем самым Иисус показал, что и ученики Его не были святыми. Лишь покаяние и вера спасли их.

Интересно! По сей день сохранилась та самая смоковница, на которую некогда взобрался Закхей. Ученые, проведя молекулярный анализ, утверждают, что смоковница может относиться к тому времени.

Христос и мытарь Закхей

Июн 13, 2019 12:35 Администратор

ЗАКХЕЙ

[греч. Ζακχαῖος от евр.  ,   лат. Zacchaeus], начальник мытарей в Иерихоне, встреча к-рого с Иисусом Христом привела к покаянию и изменению жизни (Лк 19. 1-10) (пам. греч. 20 апр.). Словом «мытарь» (τελώνης) в рим. период называли сборщиков пошлин, к-рые выкупали на аукционе право собирать пошлины на данной территории, а также чиновников по сбору налогов с населения, находившихся на службе у местного правителя или имперской администрации (Donahue. P. 337). В Евангелиях в основном имеются в виду первые. Греч. слово
ἀρχιτελώνης — «начальник мытарей» (Лк 19. 2) — уникально для греч. античной лит-ры (A Greek English Lexicon / Ed. H. G. Liddell et al. Oxf., 1996. P. 253). Оно, по-видимому, обозначает не гос. чиновника, управлявшего группой сборщиков налогов, а человека, к-рый сдал в аренду свое право собирать пошлину или пользовался услугами наемных сборщиков пошлин (Donahue. P. 337). Мытарей презирали и считали обманщиками и взяточниками, изверженными из числа избранного народа (Nolland. P. 907).

Мытарь Закхей - БогословОбращение Закхея. Миниатюра из Псалтири. XI в. (Ath. Pantokr. 62. Fol. 118)Обращение Закхея. Миниатюра из Псалтири. XI в. (Ath. Pantokr. 62. Fol. 118)Когда Спаситель, направляясь в Иерусалим на Свою последнюю Пасху, проходил через Иерихон, З. хотел Его увидеть, но толпа народа плотно заслонила Христа. З., невзирая на свое солидное положение, влез на сикоморовое дерево (Ficus sycomorus), «потому что мал был ростом» (Лк 19. 3), и увидел Спасителя. В слове о З., приписываемом свт. Иоанну Златоусту, говорится, что залезть на дерево его заставила божественная любовь, и «она уже не позволяет ему ни глядеть на земное, ни сноситься с людьми; но, поглядев на любовь, он ожидал небесного» (Ioan. Chrysost. In Zaccheum publicanum: [Sp.] // PG. 61. Col. 768). Иисус Христос, проходивший мимо, увидел его на дереве и сказал З.: «…сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19. 5). З. на радостях устроил у себя большое угощение для Гостя и Его спутников (ср.: Лк 5. 27-32). В результате общения с Господом мытарь осознал неправедность своей жизни и во время пира во всеуслышание пообещал половину своего состояния раздать нищим, а из др. половины возместить вчетверо убыток тем, кто могли пострадать от поборов. Это было свидетельством признания своей вины пред Богом (ср.: в Исх 22. 1-4 предписывается взимать с вора, в частности, вчетверо за сворованную и убитую или проданную овцу) и желания изменить свой образ жизни, хотя за неправедно приобретенные деньги по закону Моисееву требовалась компенсация в виде той же суммы, к к-рой прибавлялась 1/5 ее часть (см.: Лев 6. 1-5; Числ 5. 5-7). Блж. Феофилакт Болгарский заметил, что евангелист, описав этот сюжет, «научает и нас, что нет никакой пользы, если кто, имея богатство неправедное, милует иных, а обиженных оставляет без внимания… Истинная же милость не просто убыток возвращает, но и с прибавлением, согласно с законом» (Theoph. Bulg. In Luc. 19 // PG. 123. Col. 1021). Свт. Василий Великий, рассуждая о З., говорит, что «Христос не иначе приемлет щедрость к нищим, как по вознаграждении обиженных за отнятое у них корыстолюбием» (Basil. Magn. De miseric. 2).

В ответ на этот порыв Христос сказал З., что «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк 19. 9). Эти слова указывают на то, что Спаситель считал, несмотря на мнение толпы и особенно фарисеев (Лк 19. 7; ср.: 5. 30-32), З. членом народа Божия (ср.: Лк 19. 10).

Свидетельством этому стало покаяние З. Свт. Григорий Богослов призывает христиан быть «Закхеем, который вчера был мытарь, а ныне стал щедр: все принеси в дар Христову вхождению, чтобы оказаться тебе великим, хорошо увидеть Христа, хотя мал ты ростом телесным» (Greg. Nazianz. Or. 40 // PG. 36.

Col. 404).

В одной из гомилий, приписываемой свт. Иоанну Златоусту, отмечается композиционно-смысловая параллель между внутренним переворотом З. и предыдущим исцелением в эпизоде со слепцом (см.: Лк 18. 35-43): «Вслед за прозрением слепца прозрел другой, кто был слеп душою. Кто именно? Начальник сборщиков податей, слепой ко всему, кроме денег, с душою, ослепленною жадностью» (Ioan.

Chrysost. In caecum a Christo Sanatum et in Zacchaeum. 3 [Sp.] // PG. 59. Col. 603). Один из совр. исследователей указывает на социальное измерение совершенного Иисусом Христом: «С избавлением в сцене с нищим, погруженным в слепоту и жалкое прозябание, соотносится сцена избавления человека, охваченного погоней за деньгами и погрязшего во взяточничестве» (Nolland. P. 907).

По мнению ряда исследователей, в рассказе Евангелия от Луки о З. прежде всего раскрывается тема божественной заботы, проявляющейся в служении Господа Иисуса Христа, Спасителя отверженных, выходящего, подобно пастуху, на поиски заблудших людей. З.

«представлен как образец человека, предпринимающего настойчивое усилие найти и увидеть Иисуса; З. — это пример радостной отзывчивости на призыв Христа, признающий в Нем Господа и выказывающий правильное отношение к богатству» (O'Toole. P. 1033).

Как увидеть Бога или о покаявшемся мытаре Закхее

  • 190020, Санкт-Петербург, Нарвский пр., дом 1/29

Мытарь Закхей - Богослов

  • Святитель ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ призывает: «Будь Закхеем, который вчера был мытарем, а сегодня стал щедрым; всё принеси в дар Христову Пришествию, чтобы и тебе оказаться великим, хорошо увидеть Христа, хотя ты мал ростом».
  • СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ (Лк.19:1-10)

Сегодняшнее воскресное чтение о Закхее открывает нам особый период жизни Церкви – период подготовительных недель, помогающих нам войти в Великий Пост. Что же в этом евангельском эпизоде такого исключительного?

Мелкий, и, судя по всему, достаточно вредный начальник сборщиков податей интересуется личностью Иисуса.

Поскольку ему уже давно наплевать на общественное мнение, он забирается на смоковницу, словно малое дитя – где его и настигает слово Иисуса: «Закхей, а ну давай, слазь, Я к тебе сегодня приду в гости!» У Закхея: тройной шок.

Во-первых, откуда Иисус знает его по имени? Во-вторых, напрашиваться в гости в иудейском обществе, мягко говоря, не принято. В третьих – зайти в дом сборщика налогов – да ещё такого уровня – то есть явного предателя национальных интересов иудеев – ни для какого уважающего себя раввина просто недопустимо!

В итоге, Иисус трапезничает вместе со своими учениками в доме Захкея, который не поскупился устроить великое угощение.

Посредине пира Закхей встаёт – чтобы подчеркнуть значимость момента – и заявляет, что он раздаёт половину своего имущества нищим, а всем обиженным – то есть конкретным лицам – он возместит ущерб в четырехкратном размере! Такое великодушие совершенно не предполагалось никакими ветхозаветными требованиями. То есть – было излишним даже с точки зрения самого ортодоксального иудаизма.

Услышав эту речь, Иисус говорит: вот теперь пришло спасение и в этот дом – потому что и Закхей – сын Авраама.

«Какое странное утверждение!» «Разве Закхей не был иудеем?» Но дело в том, что совершивший значимые преступления исключался из иудейского общества и лишался тем самым права именоваться наследником Авраама – то есть наследником Божественных обетований.

Сказать, что Закхей тоже сын Авраама – значит, перечеркнуть все его грехи одним махом. Жизнь, гарантированно нечестивая ранее – с пришествием в дом Христа полностью переворачивается!

Вот для чего Церковь именно этим чтением открывает период подготовки к Великому Посту: надо искать Христа, надо жить в предвкушении встречи с Ним – не пытаясь догадываться и фантазировать, что из этого получится. Главное – найти Его – и если это произойдёт, нет никакого страшного и непрощаемого греха, который стал бы непреодолимым препятствием!

Читайте также:  Успенский пост — правила, продолжительность, блюда, значение - богослов

Искать Христа в нашей жизни – вот главное, к чему следует стремиться всем нам!

Протоиерей Павел Великанов

ЗАКХЕЙ

/ Ориг.: Ζακχαῖος; Zacchaeus

ЗАКХЕЙ (греч. Ζακχαῖος, лат. Zacchaeus) — начальник мытарей в Иерихоне, встреча которого с Иисусом Христом привела к покаянию и изменению жизни (Лк 19. 1-10) (пам. греч. 20 апр.).

Словом «мытарь» (τελώνης) в римский период называли сборщиков пошлин, которые выкупали на аукционе право собирать пошлины на данной территории, а также чиновников по сбору налогов с населения, находившихся на службе у местного правителя или имперской администрации (Donahue. P. 337).

В Евангелиях в основном имеются в виду первые. Греческое слово ἀρχιτελώνης — «начальник мытарей» (Лк 19. 2) — уникально для греческой античной литературы (A Greek English Lexicon / Ed. H. G. Liddell et al. Oxf., 1996. P. 253).

Оно, по-видимому, обозначает не государственного чиновника, управлявшего группой сборщиков налогов, а человека, который сдал в аренду свое право собирать пошлину или пользовался услугами наемных сборщиков пошлин (Donahue. P. 337).

Мытарей презирали и считали обманщиками и взяточниками, изверженными из числа избранного народа (Nolland. P. 907).

Когда Спаситель, направляясь в Иерусалим на Свою последнюю Пасху, проходил через Иерихон, Закхей хотел Его увидеть, но толпа народа плотно заслонила Христа. Закхей, невзирая на свое солидное положение, влез на сикоморовое дерево (Ficus sycomorus), «потому что мал был ростом» (Лк 19. 3), и увидел Спасителя.

В слове о Закхее, приписываемом святому Иоанну Златоусту, говорится, что залезть на дерево его заставила божественная любовь, и «она уже не позволяет ему ни глядеть на земное, ни сноситься с людьми; но, поглядев на любовь, он ожидал небесного» (Ioan. Chrysost. In Zaccheum publicanum: [Sp.] // PG. 61. Col. 768).

Иисус Христос, проходивший мимо, увидел его на дереве и сказал Закхею: «…сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19. 5). Закхей на радостях устроил у себя большое угощение для Гостя и Его спутников (ср.: Лк 5. 27-32).

В результате общения с Господом мытарь осознал неправедность своей жизни и во время пира во всеуслышание пообещал половину своего состояния раздать нищим, а из другой половины возместить вчетверо убыток тем, кто могли пострадать от поборов. Это было свидетельством признания своей вины пред Богом (ср.: в Исх 22.

1-4 предписывается взимать с вора, в частности, вчетверо за сворованную и убитую или проданную овцу) и желания изменить свой образ жизни, хотя за неправедно приобретенные деньги по закону Моисееву требовалась компенсация в виде той же суммы, к которой прибавлялась 1/5 ее часть (см.: Лев 6. 1-5; Числ 5. 5-7). Блж.

Феофилакт Болгарский заметил, что евангелист, описав этот сюжет, «научает и нас, что нет никакой пользы, если кто, имея богатство неправедное, милует иных, а обиженных оставляет без внимания… Истинная же милость не просто убыток возвращает, но и с прибавлением, согласно с законом» (Theoph. Bulg. In Luc. 19 // PG. 123. Col. 1021).

Святой Василий Великий, рассуждая о Закхее, говорит, что «Христос не иначе приемлет щедрость к нищим, как по вознаграждении обиженных за отнятое у них корыстолюбием» (Basil. Magn. De miseric. 2).

В ответ на этот порыв Христос сказал Закхею, что «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк 19. 9). Эти слова указывают на то, что Спаситель считал, несмотря на мнение толпы и особенно фарисеев (Лк 19. 7; ср.: 5. 30-32), Закхея членом народа Божия (ср.: Лк 19. 10).

Свидетельством этому стало покаяние Закхея. Святой Григорий Богослов призывает христиан быть «Закхеем, который вчера был мытарь, а ныне стал щедр: все принеси в дар Христову вхождению, чтобы оказаться тебе великим, хорошо увидеть Христа, хотя мал ты ростом телесным» (Greg. Nazianz. Or. 40 // PG. 36.

Col. 404).

В одной из гомилий, приписываемой святому Иоанну Златоусту, отмечается композиционно-смысловая параллель между внутренним переворотом Закхея и предыдущим исцелением в эпизоде со слепцом (см.: Лк 18. 35-43): «Вслед за прозрением слепца прозрел другой, кто был слеп душою. Кто именно? Начальник сборщиков податей, слепой ко всему, кроме денег, с душою, ослепленною жадностью» (Ioan.

Chrysost. In caecum a Christo Sanatum et in Zacchaeum. 3 [Sp.] // PG. 59. Col. 603). Один из современных исследователей указывает на социальное измерение совершенного Иисусом Христом: «С избавлением в сцене с нищим, погруженным в слепоту и жалкое прозябание, соотносится сцена избавления человека, охваченного погоней за деньгами и погрязшего во взяточничестве» (Nolland. P. 907).

По мнению ряда исследователей, в рассказе Евангелия от Луки о Закхее прежде всего раскрывается тема божественной заботы, проявляющейся в служении Господа Иисуса Христа, Спасителя отверженных, выходящего, подобно пастуху, на поиски заблудших людей.

Закхей «представлен как образец человека, предпринимающего настойчивое усилие найти и увидеть Иисуса; Закхей — это пример радостной отзывчивости на призыв Христа, признающий в Нем Господа и выказывающий правильное отношение к богатству» (O'Toole. P.

1033).

Закхей-мытарь | Храм святителя Григория Богослова и мученицы Зои

Наступила вторая подготовительная неделя к Посту; мы вспоминаем сегодня Закхея-мытаря. Имя “Закхей” значит “праведность”, “справедливость”; как несуразно это имя в контексте его жизни, с какой горькой насмешкой, должно быть, люди думали о том, как этот человек назван и как он живет.

Все люди, которые были им унижены, обездолены, окрадены, притесняемы, вероятно, произносили его имя, принимая его как оскорбление, как насмешку: как можно такого человека назвать таким именем, сделать его знаком таких великих, святых вещей как праведность, справедливость, когда вся его жизнь – глумление над справедливостью, когда вся его жизнь – служение маммоне неправды?

Но вот пришел какой-то час; и этот человек, чья жизнь была так уродлива, была в таком противоречии с его именем и как бы его глубинным призванием, вдруг оказался лицом к лицу со Спасителем Христом.

Он захотел Его видеть и для этого не побоялся подвергнуться глумлению, насмешкам своих сограждан: человек, вероятно, пожилой, по-земному достойный, богатый, взбирается на дерево, потому что он слишком мал ростом, чтобы через головы других людей увидеть Спасителя.

И Спаситель, проходя мимо, как говорит Евангелие, его видит; разве Он не видел других людей? Конечно, видел! Но в тот момент Христос заглянул в глубины этого человека и увидел, что не напрасно он назван святым именем справедливости, святым прозвищем праведности… И Он его подозвал к Себе; Он поверил самому святому, что в этом человеке было где-то зарыто – зарыто всей его жизнью, затуманено всем; Он вошел в его дом; и когда Закхей вгляделся в своего Спасителя, увидел в Нем полноту человеческого величия, бесконечную крепость и бесконечное милосердие, любовь до креста, жалость и сострадание и вместе с этим неумолимые правду и праведность, – он сломился, годы и годы недостойной жизни вдруг, как пыль, разлетелись, и остался перед Христом настоящий, подлинный человек, способный на покаяние, способный сказать, что, если он чем обидел кого бы то ни было, – достаточно тому человеку прийти и потребовать исправления неправды: он четверицею ему возвратит; или, если он кого-нибудь унизил или оклеветал, – он ему все сполна отдаст…

Он поверил во Христа; он поверил в себя самого, он поверил в человеческое величие, в святость и дивность человеческого призвания; он почувствовал, что быть таким, каким он прожил все годы своей жизни, – недостойно; он захотел вырасти, как говорит сегодняшнее Послание, в полную меру роста Христова, вырасти в стать человека. Через веру он действительно стал сыном Авраама…

Что же нам мешает пройти тем же путем? В прошлое воскресенье нам был представлен образ Вартимея-слепого, который от слепоты своей не мог видеть ни сияющего солнца, ни осиянного мира, ни проходящего Христа, ни ближнего своего, ни себя, ни пути перед собой; и Христос открыл ему очи на все.

Закхей представляется нам примером человека, который способен преодолеть зло, задерживающее нас на пути жизни. Да, мы тоже неспособны видеть мир, осиянный благодатью Христа, действующего в нем царственно, видеть ближнего своего и путь свой. Но мы еще ослеплены иным образом: тщеславием, страхом перед судом человеческим.

Мы видим, мы не совершенно слепы; но Бога мы не видим, а видим только насмешливые, пугающие нас лица людей и читаем на этих лицах осуждение и насмешку, тогда как часто на них написана жалость, боль о том, что мы так унижены, так недостойны себя самих… Лицемерный человек, по слову Иоанна Лествичника, это человек, который Бога не боится, а перед людьми дрожит и пресмыкается; разве мы не таковы? Кто из нас, для того чтобы лицом к лицу предстать перед Спасителем своим Христом, способен, как Закхей, поставить себя в такое положение, в котором все его осмеют? Разве мы способны на это? Как редко мы бываем достаточно мужественны, чтобы лицом к лицу встретить насмешку и поругание!

Закхей этого не побоялся; и вот что он нам говорит: не бойся человеческого суда, не бойся его насмешки, не бойся!..

Не будь ослеплен лицами, множеством лиц людей, посмотри на единственный лик, который есть подлинно человеческий лик – лик Христа, твоего Бога и твоего брата по человечеству, твоего Спасителя; забудь все, вглядись в Него и открой Ему дверь в свою жизнь, в свое сердце, в свой ум! Откройся Ему до конца! Открой свой дом, свое сердце, свой ум – но дорогой ценой: Закхей не только преодолел страх перед людьми, но дал слово выправить свою жизнь, которое он выполнил, – вот второе его нам наставление… Если мы хотим стать детьми Авраама, то есть детьми веры, мы должны быть готовы выправить жизнь дорогой ценой, как сделал это Закхей…

Вдумаемся же в этот образ, как в прошлое воскресенье мы вдумались в образ Вартимея-слепца, и в эту неделю по-новому, смело, радостно приступим к тому, чтобы, открыв глаза, преодолев слепоту, увидеть единственное на потребу и стать свободными людьми – не рабами своей слепоты, не рабами своего страха, не рабами любого человека, который захочет нас взять в плен, не рабами того, что нам принадлежит, что мы приобрели, чем мы будто обладаем и что на самом деле нами обладает, – и станем свободными, и ступим одним шагом дальше в глубины Царствия Божия, в радость полноты жизни, полноты меры роста Христова. Аминь.

Читайте также:  7 апреля праздник благовещение пресвятой богородицы - богослов

Закхей — это… Что такое Закхей?

Закхей (греч. Ζακχαῖος, ивр. זכי‎ — достойный[1], чистый[2]) — начальник мытарей (сборщик налогов), богатый человек, удостоившийся особого внимания от Иисуса Христа (Лук. XIX, 1—10). Православная церковь почитает Закхея в лике святых, память совершается 20 апреля (по юлианскому календарю).[3]

Упоминание в Библии

История, связанная с Закхеем упоминается только в Евангелии от Луки. Согласно Библии, Закхей — богатый человек, начальник мытарей, обладал небольшим ростом, жил в Иерихоне. Когда Иисус Христос проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Мессию, влез на смоковницу. Там его заметил Христос, и сказал:

Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме

Закхей поспешно сошел и принял Иисуса с радостью. Глубоко тронутый Закхей дал обещание вчетверо воздать всем, кого только он когда-нибудь обидел при сборе пошлин и податей. В доме Закхея Христос ввиду народного ропота сказал знаменательные слова:

Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее

По церковному преданию, Закхей впоследствии стал первым епископом христианской церкви в Кесарии Палестинской[4].

На месте, где по преданию находился дом Закхея, в настоящее время расположено Подворье Иоанна Предтечи в Иерихоне Русской духовной миссии в Иерусалиме Русской православной церкви.

Христианское толкование

В святоотеческой литературе толкование истории Закхея ведётся двумя основными путями. Первый — буквалистское толкование, второй — аллегорическое, Феофилакт Болгарский называет его нравственным толкованием[5].

При буквалистском толковании более подробно разбирается жизнь Закхея, его действия, к примеру, разбирается вопрос — Почему Закхей обещал воздать тем кого обидел именно вчетверо? Согласно закону Моисееву, так должен поступать человек совершивший воровство (Исх.22:1), а Закхей, вероятно, при сборе налогов брал с людей больше, чем должен был[5].

Аллегорическое толкование истории о Закхее — своеобразная попытка приблизить историю о Закхее к жизни современного христианина. Например:

  • Закхей был богат — также как и все люди богаты грехами;
  • толпа народа — это суетные заботы, наши грехи, страсти, мечты, прежние привычки;
  • Закхей ростом был мал — это значит то, что хотя человек и называет себя христианином, но всё же он духовный карлик, и поэтому не может видеть Христа, будучи подавлен своими грехами;
  • Подняться на дерево — значит начать молиться;
  • После слов Христа Закхей спустился с дерева — это означает покаяние;
  • Дом — это сердце; двери, которые могут быть открыты для Господа, — двери покаяния[5][6]

Святитель Григорий Богослов призывает: «Будь Закхеем, который вчера был мытарем, а сегодня стал щедрым; все принеси в дар Христову Пришествию, чтобы и тебе оказаться великим, хорошо увидеть Христа, хотя ты мал ростом»[7][8].

В «Толковой Библии под редакцией Лопухина» примечателен акцент, сделанный автором на том эпизоде, где Иисус Христос обращается к вроде-бы незнакомому Закхею по имени. Александр Лопухин предполагает, что Иисус Христос и Закхей либо встречались ранее, либо Христос услышал имя мытаря из толпы, удивившейся необычным положением Закхея на дереве.[2]

Смоковница Закхея

Смоковница Закхея, Иерихон

Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей сохранилась до наших дней. Знаменитое дерево находится в центральной части Иерихона[9][10]. «Смоковница Закхея» представляет собой сикомору (Фикус сикомора — (Ficus sycomorus L.) семейство Тутовые (Moraceae)), имеет высоту 15 метров при диаметре кроны в 25 метров и окружности ствола (на высоте 130 см) в 5,5 метра. На высоте 4 метров единственный ствол с четырьмя контрфорсами разделяется на несколько стволов. Единственный ствол имеет внутри открытое конусовидное дупло естественного происхождения, свидетельствующее о начале разделения единственного ствола на несколько самостоятельных стволов, что свойственно представителям рода фикус. Отмечается массовое отмирание скелетных и обрастающих веток. Наличие дупла и характерное оплывание наружных слоев древесины ствола в его нижней части свидетельствует о древности данного дерева.

Участок земли с «деревом Закхея» площадью 1,1 га был приобретен в 1886 году иеромонахом Иоасафом (Плехановым) на деньги русской благотворительницы Елены Резниченко. Однако позднее у отца Иоасафа испортились отношения с Иерусалимским патриархом, и он был вынужден срочно покинуть Палестину.

Перед отъездом он подарил участок Императорскому православному палестинскому обществу. Участок был оформлен на председателя ИППО великого князя Сергея Александровича. На участке остался разведенный отцом Иоасафом апельсиновый сад и несколько построенных им глинобитных зданий.

Однако до конца этот участок не был освоен и постепенно пришел в запустение. После 1917 года внимания к этому, как и к другим объектам российской недвижимости в Палестине, практически не было. В 1995 году глава ПНА Ясир Арафат своим указом передал участок в собственность правительства России.

18 января 2011 года был открыт новый музейно-парковый комплекс в Иерихоне на участке, принадлежащем Российской Федерации.

Упоминание истории о Закхее в современности

История о Закхее фигурировала в неприятном эпизоде с фреской «Входа Господня в Иерусалим» в Иоанно-Богословском кафедральном соборе города Рудного.

На фреске среди людей, встречающих Иисуса можно было обнаружить человека, похожего на Сергея Кулагина.

Отец Иоанн, протоиерей рудненского собора, пояснил, что Кулагина на фреске можно сравнить с Закхеем[11], видимо имея в виду глубочайшее смирение Закхея.

Протодиакон Андрей Кураев заметил, что параллель между Закхеем и Сергеем Кулагиным весьма смелая[12], так как если сопоставить Закхея с Кулагиным, то придётся последнего обвинить в воровстве (Закхей обещал воздать тем кого обидел вчетверо, а вчетверо, согласно закону Моисееву (Исх.22:1), воздают именно те, кто совершил воровство).

Примечания

Толкования Священного Писания. Толкования на Лк. 19:2

Ст. 2-4 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее

И не только мал был, но и далек был от Иисуса: потому что если бы он приблизился, то хотя и был невысокого роста, все же не лишился бы лицезрения Христа.

Я же думаю, что Божественная сила Иисусова неизреченным образом его манила и побуждала следовать: потому что он тяготел (ко Христу), поскольку имел добрый нрав и душу восприимчивую к добродетели, и поэтому горячо желал и стремился увидеть Иисуса, но был не допускаем к этому Божественной силой, как человек предавший себя вещам противоположным Христову образу жизни, именно – мытарству и богатству, что, думаю, и Евангелист в кратких словах дает понять разумевающим, как бы выражая некоторое удивление в отношении его, сказав. «Вот – некто по имени Закхей», словно держимого в сетях зла представил его. – «И он был начальник мытарей и человек богатый». Потому что это выражение: «Се – муж», говорится в отношении людей достойных упоминания и исключительных. И, то, что при этом упоминается имя этого человека, говорит в пользу такого толкования: потому что он не принадлежал к числу таких людей, о которых говорит Давид: «Не помяну имен их устнама моима» (Пс.15:4). То, что Евангелист свидетельствует, что тот не только был мытарем, но и – начальником мытарей и поэтому человеком богатым, этим он показал, что он был весьма выдающимся человеком в отношении зла. Но поскольку Закхей был низкорослый и далеко находился, так что не мог видеть Иисуса, то «предитек», говорится, «возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити». Посмотри на силу его желания и заключи на этом основании об образе его действия: потому что хотя он не мог пробиться в толпе, он не отступил, – лучше же сказать: отступил и бежал, – но не от своего желания, а от толпы; и, забежав вперед, взлез на смоковницу, выросшую при дороге, чтобы оттуда увидеть Желанного. Итак, он мудро и боголюбиво поступил таким образом, движимый сильным стремлением и опережая по дороге и вздымаясь на крыльях сильного желания и поднимаясь на дерево.

Омилия 64. На 15-е воскресение Евангельских чтений по Луке.

Что означает мытарь Закхей, упомянутый в Евангелии, и рассказ о нем?

Мытарь Закхей — это собирающий подать с творения Божия ради собственного наслаждения. Он слушает речь Проходящего и взлезает на смоковницу, когда в нем рождается слово покаяния — оно убеждает Его стать выше мудрования плоти. Вот что означает смоковница.

Ведь оттуда он без труда сможет созерцать Слово, а потом услышит, как Он скажет ему: Сойди скорее! (Лк. 19, 5) — то есть: если ты желаешь принять в своем доме всего Меня, не думай, что тебе довольно будет стать выше мудрования плоти, но свершай путь вместе со Мной чрез добродетели.

Читайте также:  Христианство истинная религия, но бог попустил и другие верования - богослов

Слова же воздам вчетверо (Лк.

19, 8) говорятся о том, кто для совершения добрых дел упражняется в каждой из четырех родовых добродетелей, или о том, кто удаляет себя от действия, и сосложения, и предвкушения, и простых представлений — от действия — через воздержание, от сосложения — через внимание и через хранение помыслов, от предвкушения через прилежное чтение, от представлений — через усердную молитву. Или же [он] говорит о деятельном, природном, богословском и молитвенном [любомудрии]. Молитвенное [любомудрие] выше богословского — второе богословствует о божественном исходя из сотворенных [вещей], а первое непознаваемо и неизреченно сочетает душу с Самим Богом.

Вопросы и затруднения.

И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый

См. Толкование на Лк. 19:1

Иерихонский «смотрящий»: видевший только деньги Закхей сумел увидеть Христа

  • Сайт Горловской и Славянской епархии
  • Ровно за месяц до начала Великого поста в православных храмах читают историю о встрече с Богом Закхея — человека грешного и презираемого всеми.

Не только его образ жизни и способ неуёмного обогащения настраивали людей против себя, но даже малый рост этого персонажа был предметом насмешек. Однако в дом именно к этому человеку — казалось бы, ничтожному и телом, и душой — вошёл Спаситель мира.

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

(Лк. 19:1-10)

Пять примеров преображения души

Читая Евангелие, мы встречаемся с потрясающими чудесами Иисуса Христа: воскрешением мёртвых; исцелением парализованных, слепых, поражённых проказой и других больных; хождением по поверхности моря и превращением воды в вино. Каждое из этих чудес подтверждает мысль, что Иисус Христос — истинный Бог, которому подвластны судьбы людей и стихии природы.

Но в воскресные дни, предшествующие Великому посту, характер евангельских историй меняется. Вместо явных и проявляемых внешне чудес мы погружаемся во внутренний мир людей, которых, на первый взгляд, никак не назовёшь примерами для подражания.

Закхей — «начальник мытарей и человек богатый». Он собирал с иудеев непомерные налоги на содержание римских оккупантов, за что был презираем всеми.

В следующее воскресенье речь пойдет ещё об одном мытаре, зашедшем в храм помолиться (Лк. 18:10-14). Этот человек даже сам себя презирал.

Ещё через неделю мы будем говорить о блудном сыне (Лк. 15:11-22), растратившем отцовские деньги и питавшемся из одной посуды со свиньями.

Далее — Неделя о Страшном суде (Мф. 25:31-46), Прощёное воскресенье, когда мы вспоминаем об изгнании из рая Адама (Мф. 6:14-21), и начало Великого поста.

Почему Церковь предлагает нам эти пять примеров? Почему в них нет эффектных и зримых чудес? Да потому что главное чудо — это покаяние закоренелых грешников, их изменение к лучшему, преображение души и внутренняя работа над собой. А внутренний мир бывает гораздо богаче внешнего.

Это как в цирке: если спросить ребёнка, кто ему больше всего запомнился, он наверняка ответит, что клоуны и фокусники. Их выступления проходят ярко и понятно для большинства.

Но если задуматься, понимаешь, насколько сложнее выступать под куполом цирка эквилибристу, когда он идёт по канату или показывает другие номера. Казалось бы, он «просто» идёт. Его внутреннее напряжение, переживания и сосредоточенность не так заметны.

А между тем, он балансирует на грани возможностей. Поистине высший пилотаж!

Контроль над производством и торговлей

На грани возможностей проявил себя и Закхей из Иерихона. Вряд ли в городе нашёлся бы кто-то из известных личностей, кто был настолько грешен, как он.

«Начальник мытарей» — это кто-то вроде областного или городского руководителя по сбору налогов. Собираемых с народа денег хватало и для того, чтобы передавать их римлянам, и для безбедной жизни собственной семьи.

«Человеком богатым» называет его евангелист Лука. Богатство было явно наворовано.

В то время Иерихон был одним из важнейших центров восточного Средиземноморья: здесь сходились торговые пути, было много источников воды, существовала система водопровода, город славился обилием растительных культур.

Из некоторых растений делали ароматические масла и благовония, которые тут же и продавали. В Иерихоне делали сахар и «галаадский бальзам», заживляющий раны.

Поэтому начальнику мытарей Закхею, «смотрящему» за местным бизнесом и собиравшему дань с ремесленников и торговцев, было несложно нажить свой капитал.

Таких как он считали предателями. Ведь деньги, собранные с иудеев, шли на языческие храмы, на армию завоевателей, на содержание верхушки римской власти. Полицаями называли подобных людей в годы Великой Отечественной войны. Как говорят в таких случаях, клейма на них уже негде ставить.

В переводе с иврита имя «Закхей» означает «достойный, чистый». Это имя настолько не соответствовало его образу жизни, что наверняка и это вызывало насмешки.

Методика поиска Бога

И вдруг — совершенно неожиданный поступок.

Узнав, что через Иерихон проходит Иисус Христос, Закхей взбирается на смоковницу (инжир, его ещё называли фиговым деревом), которая способна расти в высоту до нескольких метров.

Сидя на ветке, он настойчиво пытается увидеть Христа. Представьте себе современного руководителя областного масштаба в такой ситуации! Его бы высмеяли во всех социальных сетях.

Нужно сказать, что Иерихон вообще имел дурную славу. Более чем за тысячу лет до Рождества Христова город был разрушен войсками Иисуса Навина — преемника пророка Моисея. В живых тогда осталась только блудница Раав и те, кто был у неё в доме. Заклятью подвергались и все, кто восстанавливал впоследствии этот город. Но даже таких мест и таких людей не гнушался Господь Иисус Христос.

Закхей «искал видеть Иисуса, кто Он». Удивительно, но этот человек явственно ощутил жажду богопознания. Он понимает, что в проходящей мимо толпе есть Тот, Кто может ответить на любой его самый сокровенный вопрос.

Но как выглядит Иисус Христос, как выделить его среди других людей? Кто Он? Закхей не знает. Однако стремление мытаря к встрече с Богом чувствует Христос. И Он первый идёт навстречу.

«Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме», — неожиданно слышит грешник и, не понимая, откуда Иисусу известно его имя, с радостью спешит сделать то, что говорит ему Господь. Он спускается с дерева и принимает гостя у себя в доме.

Ничтожный, небольшого роста человек и сошедший с высот небесных Сын Божий о чём-то разговаривали.

«Пришло спасение дому сему»

Историю о посещении Иисусом Христом жилища Закхея читают не только в храмах за месяц до Великого поста. Этот евангельский фрагмент всегда звучит в домах и квартирах, когда их освящает священник.

Ведь в этот момент священник олицетворяет собой и Христа, и Церковь. А значит, и Сам Господь приходит в дом.

Это Он голосом священника произносит слова, две тысячи лет назад сказанные в адрес Закхея: «Ныне пришло спасение дому сему».

Сколько чести услышать любому из нас ещё одну евангельскую фразу: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме»! То есть Господь желает спасения всему дому, всей нашей семье! А зачастую бывает, что к встрече с Богом готовится лишь кто-то один из домочадцев, кто регулярно ходит в храм. Другие же члены семьи в лучшем случае равнодушно, а в худшем — враждебно воспринимают чин освящения.

У Закхея никакой враждебности не было. Встреча с Богом привела к духовному перерождению: исчезли гордость, высокомерие, самовосхваление и жажда материальной наживы. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо», — с глубочайшим покаянием произносит он. Фактически, он раздаст все свои деньги.

Подняться и довериться Богу

Удивительно, но никто не требовал от Закхея в этот момент возмездия за нанесённые обиды. Вряд ли вместе с Господом в дом к начальнику мытарей зашли нищие, которые стали просить переписать на них половину закхеевых владений. Плоды покаяния раскаявшийся грешник творит сам. Он видит свой главный грех — сребролюбие, и без сожаления покрывает его добродетелью милосердия.

Находясь в одном доме с источником Света, невозможно самому оставаться в тени. В стихире, читаемой в храмах в Неделю о Закхее, есть такие слова: «Да увижду я пустоту и суету гордости моея, да приду к Тебе, Спасе, якоже нищий. И да будет смирение мое рубищем моим! Сердцеведче, Господи, приими мя кающегося и спаси мя!»

Осознать свою греховность и положиться на волю Божию — это то, что должны сделать и мы.

И пусть пример Закхея, который после покаяния стал учеником Христовым и, согласно преданию, был первым епископом церкви Кесарии Палестинской, показывает нам, что духовное исцеление возможно всегда, если мы его ищем и ждём. Главное — сделать первый шаг, подняться хотя бы на одну ступеньку выше, а далее уже Господь поведёт по Своему пути.

Протоиерей Олег Кручинин

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *