Неделя 6 по пасхе о слепом, два чуда в субботу — богослов

Шестая седмица по Пасхе носит название «Неделя о слепом». Какой именно слепой имеется виду?

Чудо исцеления

В это воскресенье читается евангельский отрывок от св. Иоанна Богослова, глава девятая. В нем рассказывается о том, как Христос с апостолами увидел сидящего при дороге слепца, который просил милостыню.

Ученики уже знали, что недуги даются за грехи.

Но когда человек родился слепым, за какие же это грехи? Разве он до своего рождения успел нагрешить? Или виноваты грехи родителей в его слепоте? Об этом апостолы спросили своего Учителя. И Он дал неожиданный ответ.

Неделя 6 по Пасхе о слепом, два чуда в субботу - Богослов

Христос сказал, что в том, что этот человек родился слепым, ничьей вины нет. Но слепота дана ему для совершения над ним чуда Божия. Затем Он, плюнув на землю, сделал из нее брение и помазал слепцу глаза. Можно заметить, что Христос часто в Евангелии перед чудом совершал предварительные действия, желая усилить веру. Так же произошло и в этот раз.

После этого Христос велел слепому пойти на купель Силоам и умыться. Это название означает «посланный», что свидетельствовало о Христе. Слепец пошел, умылся, прозрел и вернулся зрячим.

Это было настолько великое чудо, что многие люди, знавшие его, удивлялись и даже интересовались, тот ли это слепец.

Он подтвердил, что это он, что был с рождения слепым и прозрел благодаря чудесному исцелению Незнакомца.

Исцеленного отвели к фарисеям, те, узнав, что чудо было
совершено в субботу, усомнились в праведности Чудотворца. Они очень долго
расспрашивали несчастного, пытаясь его уловить в чем-то.

Фарисеи никак не могли
смириться и признать Того, Кто совершил чудо исцеления, пророком, потому что он
не хранил субботний покой.

Тогда они решили позвать его родителей, чтобы
спросить, действительно ли их сын родился слепым.

Родители признали, что это – их сын, и что он родился слепым, но о том, Кто его исцелил, они не знали. Они боялись, что их отлучат от синагоги, потому что всех, уверовавших в Иисуса, отлучали от храма. Поэтому даже если бы они знали, Кто исцелил их сына, то не признались бы.

Неделя 6 по Пасхе о слепом, два чуда в субботу - Богослов

Никак не могли нежелающие смириться и признать чудо исцеления Христом, хотя они уже догадались, Кто совершил это чудо, поскольку оно было уже не первое, фарисеи заявили слепому, что Он –грешник.

Бывший слепец смело ответил, что грешник вряд ли мог сотворить такое, значит, Бог слушает Его. Тогда они снова начали расспрос о Нем сначала, это удивило бедного исцеленного. Он отказался рассказывать все сначала, спросив, неужели они хотят стать Его учениками.

Тут фарисеи разозлились, сказав, что они – ученики Моисея, его они знают, а Этого Человека не знают.

Тогда слепец понял, что они неправы и смело заявил: «вот это и интересно, что вы Его не знаете, а Он творит чудеса».

Разгневанным фарисеям нечего было ответить на этот вполне логичный вывод, и они надменно заявили: «ты во грехах весь, а нас пытаешься учить!» И выгнали его прочь.

Больше им нечего было выяснять, посрамленные простым человеком за их несмирение и безверие, они не знали, что еще сказать.

«Невидящие слепы будут»

Узнав о суде над слепым у фарисеев, и о том, что они его прогнали, Христос нашел исцеленного и сказал ему о том, что Он пришел, чтобы слепым дать зрение. Но далее идет интересная фраза: «видящие станут слепыми». Что это значит? Значит ли это, что Христос имеет целью ослепить зрячих людей?!

Нет, конечно. Как все в евангельском тексте, эта фраза имеет переносный смысл. Она говорит о том, что грешники сами ослепляют себя, не желая видеть Света Божественного, упорствуя в своих страстях, в неверии. Они сами прогоняют от себя Божественную Благодать своими грехами. А это и есть духовная слепота.

Услышав эту фразу, фарисеи не без насмешки, спросили:
неужели мы слепые? На это Христос ответил им серьезно, что если бы они имели
физический недостаток, как этот слепец, то на них не было бы вины. Но,
поскольку, они упорствуют и не веруют во Христа, то сами делают себя духовными
слепцами. Грех их остается на душах их.

Это самое страшное, что может быть: Христос отворачивается от фарисеев, устав ждать от них покаяния и обращения, и приписывает их к разряду духовных слепцов, костенеющих во грехах.

Проповедь Патриарха Кирилла в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

Неделя 6-я по Пасхе. О слепом

Неделя 6-я по Пасхе. О слепом

Шестое воскресенье после Пасхи – Неделя о слепом. 21 мая 2017 г. — Неделя 6-я по Пасхе, о слепом.
Бывши по случаю одного праздника в Иерусалимском храме, Спаситель, после Своей проповеди, вышел из храма и, проходя по улице, увидел человека слепого от рождения (слепорожденного).
Иудеи думали, что всякое несчастие, случающееся с человеком, есть наказание за грехи его. Если же несчастье постигало младенца, то они считали это наказанием за грехи родителей.
Поэтому ученики Иисусовы спросили Его: «Равви (учитель)! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?»
Иисус Христос ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».
Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение (грязь) из плюновения, и помазал брением глаза слепому.
Потом Спаситель сказал слепому: «пойди, умойся в купальне Силоам (так назывался один источник воды, находившийся за городом; слово Силоам значит «посланный»).
Чтобы исцелить слепорожденного, Спаситель мог сказать только слово, и слепой стал бы видеть. Поэтому, если Он помазал теперь слепому глаза, то сделал это не потому, что в этой мази заключалась целебная сила, а для того, чтобы таким прикосновением к его глазам возбудить в нем веру и показать людям, что слепой с верою принимает слова Спасителя.
Слепорожденный пошел к Силоамской купальне, умылся и стал видеть; и возвратился зрячим.
Тогда все соседи и видевшие его прежде удивлялись и спрашивали: «не тот ли это слепой нищий, который сидел и просил милостыню?»
Одни говорили: «это он». Другие говорили: «только похож на него». Сам же он говорил: «это я, тот самый, который был слеп».
Тогда все стали спрашивать его: «как же открылись у тебя глаза?»
Исцеленный ответил: «Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел».
Его спросили: «где этот Человек?»
Исцеленный ответил: «не знаю».
Тогда повели бывшего слепца к фарисеям; а была суббота, когда Иисус Христос исцелил его.
Фарисеи также стали спрашивать исцеленного, как он прозрел.
Исцеленный сказал им: «брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу».
Некоторые же из фарисеев стали говорить: «не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы».
Другие же говорили: «как может человек грешный творить такие чудеса?»
И была между ними распря.
Затем опять спросили исцеленного: «ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?»
Исцеленный же сказал им: «Это Пророк».
Тогда фарисеи не поверили, что он был слеп и прозрел. Они призвали родителей и спросили их: «это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?»
Родители исцеленного отвечали им: «мы знаем, что это наш сын, и что он родился слепым. А как он теперь видит, не знаем, и кто отверз ему очи, мы не знаем. Сын наш в совершенных летах (взрослый), самого спросите; пусть сам о себе скажет».
Так отвечали родители его, потому что боялись фарисеев, которые уже раньше сговорились и постановили, что всякого, кто признает Иисуса из Назарета за Христа-Мессию, Спасителя мира, отлучат от синагоги, т.е. считать отступником от их веры и закона. Потому-то родители ради страха перед фарисеями и сказали: он в совершенных летах, самого спросите.
Тогда фарисеи вторично призвали исцеленного и сказали ему: «Воздай славу Богу! мы знаем, что Человек Тот грешник (т. е. за свое исцеление благодари Бога, а не этого Человека, Он грешник)».
Исцеленный же сказал им: «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».
Фарисеи стали снова спрашивать его: «что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи?»
Исцеленный ответил: «Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?»
Фарисеи же рассердились, укорили его и сказали: «ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же (Иисуса) мы не знаем, откуда Он».
Тогда исцеленный сказал им в ответ: «это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто (из людей) отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего».
Эти простые и разумные слова, против которых ничего нельзя было сказать, разгневали фарисеев. Они сказали ему: «во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?»
И выгнали его вон.
Иисус Христос, услышав, что исцеленного фарисеи выгнали вон, нашел его и сказал ему: «ты веруешь ли в Сына Божия?»
Исцеленный спросил: «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?»
Иисус Христос сказал ему: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою».

Тогда исцеленный с великою радостью сказал: «верую, Господи!» и поклонился Ему.

***

Об этом великом чуде повествует, и при том весьма обстоятельно, только один Евангелист Иоанн. Увидев слепого, просившего милостыню, о котором известно было, что он — слепой от рождения, ученики спросили Господа: “Кто согрешил, он или родители его, что родился он слепым?” Евреи верили, что все важнейшие несчастья случаются с людьми не иначе, как в наказание за их собственные грехи или грехи их родителей, дедов и прадедов. Это верование основывалось на законе Моисеевом, гласившем, что Бог наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20:5), и на учении раввинов, утверждавших, что ребенок может согрешить еще в утробе матери, поскольку с самого зачатия своего он уже имеет ощущения добрые или злые.
Неделя 6 по Пасхе о слепом, два чуда в субботу - Богослов
Отвечая на вопрос учеников, Господь показывает вместо причины цель, для которой этот человек родился слепым: “Не согрешили ни он, ни родители его”, хотя, конечно, как люди, они не безгрешны вообще, “но это для того, чтобы на нем явились дела Божии”, то есть, чтобы через его исцеление открылось, что Христос есть “Свет мира”, что Он пришел в мир для просвещения человечества, пребывающего в слепоте духовной, образом которой является слепота телесная. “Мне должно делать дела Пославшего Меня, пока день”, то есть пока Я еще нахожусь видимым для всех образом на земле, “ибо приходит ночь”, то есть время Моего отшествия от мира, когда действие в мире Христа Спасителя, как чудотворца, не будет так очевидно для всех, как теперь.

Читайте также:  Можно ли заразиться короновирусом в храме и во время причащения? - богослов

“Доколе Я в мире, Я свет миру” — хотя Христос всегда и был и будет Светом миру, но видимое Его действие на земле продолжается лишь в течение Его земной жизни, которая уже подходит к своему концу.

Много чудес совершал Господь одним словом Своим, и иногда прибегал при этом к особенным предварительным действиям. Так и в этот раз “Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения, и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам”.

Можно полагать, что все это нужно было для возбуждения веры в исцеляемом: дать ему понять, что сейчас над ним будет совершено чудо.

Силоамская купель была устроена на Силоамском источнике, вытекавшем из-под священной горы Сионской, как места особенного присутствия Божия в Иерусалиме и храме, и потому как бы нарочито был дарован, или послан Богом Своему народу, как особенное благодеяние, почему и считался священным источником, имеющим символическое значение.

Неделя 6 по Пасхе о слепом, два чуда в субботу - Богослов
Евангелист и поясняет, что “Силоам” значит “посланный”. Не хотел ли этим Господь Иисус Христос выразить, что Он есть истинный Посланник Божий, осуществление всех Божественных благословений, прообразом и символом которых был для евреев Силоамский источник? Омывшись в водах Силоама, слепорожденный прозрел. Это чудо произвело сильное впечатление на соседей и знавших его, так что некоторые даже сомневались, тот ли это слепец, которого они постоянно видели просящим милостыню. Но прозревший подтвердил, что это он, и рассказал, как свершилось чудо. Выслушавшие рассказ бывшего слепца повели его к фарисеям, дабы расследовать все это столь необычайное дело и узнать их мнение, как смотреть на это, ибо чудо было совершено в субботу, когда, по толкованию фарисейского закона о субботнем покое, не следовало даже врачевать болящих. Исцеленный рассказал и фарисеям, что знал сам о своем исцелении.
По поводу этого рассказа между фарисеями произошла распря. Одни, и надо полагать, большинство, говорили: “Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы”. Другие же справедливо рассуждали: “Как может человек грешный творить такие чудеса?” Неверующие в Господа фарисеи обращаются тогда к исцеленному с вопросом, что он сам может сказать о своем Исцелителе. Очевидно, они старались найти в его словах что-либо такое, к чему можно было бы придраться, чтобы отрицать действительность чуда или перетолковать его. Но исцеленный сказал решительно: “Это — пророк”. Не найдя поддержки в самом слепом, злобные иудеи вызвали родителей его, чтобы их допросить. Боясь отлучения от синагоги, родители дали уклончивый ответ: они подтвердили, что это их сын, родившийся слепым, но почему он теперь видит — отозвались незнанием, предложив спросить об этом его самого, как уже взрослого и могущего отвечать сам за себя.
Вызвав исцеленного вторично, иудеи стараются ему теперь внушить, что они произвели тщательное расследование об этом Человеке и пришли к несомненному убеждению в том, что “Человек тот грешник”. “Воздай славу Богу” это значит: признай Его, со своей стороны, грешником, нарушающим заповедь о субботнем покое — это обычная у тогдашних иудеев формула заклинания — говорить под клятвой истину. На это исцеленный дает исполненный правды и глубокой иронии над фарисеями ответ: “грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу”. Не достигшие во всех этих расследованиях желанной цели фарисеи снова просят его рассказать о своем исцелении, может быть, в надежде найти какую-нибудь новую черту, которая дала бы им возможность осудить Иисуса.
Но исцеленный от этого уже приходит в раздражение: “я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?” Эта смелая насмешка над ними вызвала с их стороны укоризну столь смелому исповеднику истины: “Ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Этого же не знаем, откуда Он”. Руководители еврейского народа должны были разузнать, откуда явился Человек, за Которым постоянно ходят толпы народа, но они лгут, говоря, что не знают его. Эта ложь еще больше возмущает бывшего слепого и придает ему смелости в защите истины. “Это удивительно, что вы не знаете, откуда Он”, говорит он фарисеям, а должны были бы знать, откуда Человек, сотворивший такое неслыханное чудо: грешники творить таких чудес не могут — ясно поэтому, что это святой Человек, Посланный Богом.
Пораженные такой неумолимой логикой бесхитростного простого человека, фарисеи были не в силах продолжать спор и, укорив его в том, что он “во грехах весь родился”, выгнали его вон.
Узнав об этом, Господь, желавший просветить и душевные его очи, нашел его и, открывшись ему, как его Исцелитель, привел его к вере в Себя, как Сына Божия. Все происшедшее дало повод Господу высказать мысль о том, что Его приход в мир, как необходимое следствие, вызвало резкое разделение между людьми на верующих и неверующих: “На суд пришел Я в мир этот, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы”. “Невидящие” — это смиренные, нищие духом, которые уверовали во Христа; “видящие” это — те, которые считали себя видящими и разумными и поэтому не чувствовали потребности в вере во Христа — мнимые мудрецы, каковыми были фарисеи, отвергшие Христа: Господь называет их “слепыми” потому, что они духовно ослепли, не видя Божественной истины, которую принес Он на землю. На это фарисеи спросили: “Неужели и мы слепы?” Но Господь дал им ответ, которого они не ожидали: “Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас”. Смысл этих слов таков: если бы вы были теми невидящими, о которых Я говорю, то вы не имели бы греха, ибо ваше неверие было бы простительным грехом неведения и слабости; но так как вы говорите, что видите, считаете себя знатоками и толкователями Божественного Откровения, у вас под рукой закон и пророки, в коих вы можете видеть истину, то ваш грех есть не что иное, как грех упорства и ожесточенного противления Божественной истине, а такой грех непростителен, ибо это грех хулы на Духа Святого (Матф. 12:31-32).

АРХИЕПИСКОП АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ)

Календарь православных праздников и дней памяти.

Светлая Седмица — 17-22 апреля 2017 г.
Радоница. Родительский день — 25 апреля 2017 г.
Вознесение Господне — 25 мая 2017 г.
День Святой Троицы. Пятидесятница — 5 июня 2017 г.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Если ты когда-то был зрячим, а потом по какой-то причине ослеп, то все-таки можешь вспомнить тот мир, который прежде видел. Когда говорят о прекрасном рассвете, то ты понимаешь, о чем идет речь. И, если рассуждают о красоте роз, то цветы как будто стоят перед глазами. А ночной шатер звезд вообще не стирается из памяти.

Неделя 6 по Пасхе о слепом, два чуда в субботу - Богослов

Но, если ты родился слепым, то мир уже никогда не сможет поделиться с тобой своей многообразной яркой палитрой. И солнце не улыбнется тебе. И синева моря не откроется. И нежная весенняя зелень леса не обрадует никогда… Мир раскрашен только одним цветом — черной краской слепоты. Ты — слеп, и заключен в склеп!

Но кто же всё-таки согрешил: он или родители его, что он так страдает, будучи замурован в свою страшную, беспросветную, унылую нескончаемую слепоту и темноту? «Кто согреши…

яко слеп родися?» Неужели это какая-то фатальная, настигающая, неизбежная Небесная отместка? И ответ приходит сразу, почти молниеносно: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Слепорожденный — избранник Божий.

Человек промыслительно прошел через долгий непроницаемый мрак страданий, через обреченность на слепоту, чтобы чудные дела Божии явились и открылись всему миру, всей Вселенной! Чтобы весь мир, а не только соседи, узнал, что Христос — это истинный Свет миру, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир. «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день…  Доколе Я в мире, Я свет миру».

И тут на наших глазах и на Евангельских страницах разворачивается целое следственное дело, допрос с пристрастием.

Так! А почему в субботу? Сегодня не приемный день для чуда! «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?» «Это ли ваш сын, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?» «Воздай славу Богу: мы знаем, что Человек Тот грешник!» «Что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи?» И, наконец, категоричный вердикт: «Не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы!»

Но, несмотря на человеческую косность, безверие, фарисейский фанатизм, чудо все равно совершается. Прозрение происходит! «Пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим».

Евфимий Зигабен говорит, что Господь посылает человека к Силоамской купальне, которая находилась далеко, чтобы обнаружилась через это вера и послушание слепого. Но главное исцеление — это не просто возвращение здоровья, физического зрения. Главное исцеление — это прозрение ослепшей, неверующей, незрячей человеческой души!

Мы видим, как Господь не сразу, а как бы прикровенно, постепенно открывается слепорожденному. Вначале несчастный видит перед собой только человека.

Необычного, обладающего какой-то невиданной внутренней силой, но человека. «Как открылись у тебя глаза? — приступили к нему законники.

«Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: “Пойди на купальню Силоам и умойся”. Я пошел, умылся и прозрел».

Потом Господь открывается ему как пророк. Беспокойные фарисеи, охваченные ужасом от случившегося необычайного происшествия, вопрошают: «Ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк».

И, в конце концов, исцеленный исповедует, что Христос — Сын Божий. Господь, найдя его, выгнанного иудеями, спрашивает: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» —  «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему».

Страшно и безотрадно, если ты — слепой. Тебе никогда не улыбнется солнце. Ты не оценишь изящество узора на крыле бабочки. Тебе всегда нужен поводырь. Но в бесконечное число раз страшнее слепота духовная. Жизнь без Бога — это философия слепоты. И очень часто такая слепота становится нормой, критерием правильности жизни. Слепота становится модой, необходимостью, смыслом.

Преподобный Макарий Великий говорит, что «как запертый внутри темного дома не видит своего тела, так и душа, запертая грехом в веке сем, не видит и не признает своей красоты».

Без Христа, без веры, без Церкви человек заперт своей слепотой в этой земной скучной биологической жизни. Он как бы идет наощупь.

Ему трудно, даже невозможно осознать великое достоинство человеческой души, красоты ее Богоподобия.

Секулярное мировоззрение видит смысл жизни только в самом процессе земного существования и внушает человеку, что он должен заботиться, чтобы это существование было наполнено как можно большим количеством удовольствий и наименьшим количеством страданий.

Один философ как-то сказал, что «все грехи — это попытка заполнить пустоту».

И в эту незаполненную бездну пустоты можно бросать всё — наркотики, блуд, игральные автоматы, водку, виртуальные путешествия, самые изощренные наслаждения и удовольствия — она никогда не будет заполнена.

Бездна будет требовать всё новых и новых жертв, всё более утонченных приношений. «Кувшин желаний не наполняется», — как говорит свт. Григорий Нисский.

Как-то недавно в одной из школ был проведен эксперимент. Детям предложили восемь часов провести наедине с собой. Без телефонов, без гаджетов, без планшетов, без компьютеров. Результат был неожиданным и пугающим.

Большинство школьников испытали чувство страха, беспокойства, полной растерянности. Были панические атаки. И, когда прошло установленное время эксперимента, дети, как голодные, как одержимые, набросились на свои электронные игрушки.

Интернет — бог современного человека.

Прозреть — это значит увидеть, осознать, понять свое страшное удаление от Бога. Прозреть — это увидеть человека рядом с собой, с его страданиями и болью. Прозреть — это уметь рассмотреть красоту в душе ближнего.

Исцелиться от слепоты — это обрести способность видеть во всем происходящем Промысл Божий и «дела Божии». Это жажда благодарить и поклоняться Творцу. Как это сделал слепорожденный, исцеленный Христом: «Верую, Господи! И поклонился Ему».

И этот путь прозрения в веру, в любовь, в смирение, в благодарность очень трудный и долгий. Это путь всей нашей жизни!

Читайте также:  Храм святителя николая чудотворца, тюльганский благочинный округ - богослов

Неблагодарность — наше несчастье, наша болезнь, наша беда. Сербский митрополит Амфилохий говорит, что пока мы еще «похожи на свиней, которые,  наевшись, валяются в грязи и не способны поблагодарить хозяйку, которая приготовила им пищу. Мы заражены свинской психологией».

Достоевский мастерски описал, как больной человек, только когда Бог забрал у него здоровье, понял, что каждый момент жизни является божественным даром, за который нужно непрестанно благодарить. Дар — это каждый новый день нашей жизни.

Это цветы под окном, детская улыбка, мудрые глаза наших родителей, рукопожатие друзей. Дар — это то, что мы живем в православной России. Но нужна мудрость, усилие, внутренняя работа сердца, чтобы видеть чудо вокруг себя и учиться жить в нем.

Однажды к одному афонскому старцу пришел человек с безмерным горем. Врачи обнаружили у его маленького сына злокачественную опухоль в глазу. Глаз пришлось удалить. Страдания отца были не меньшими, чем у мальчика. Он не мог смириться и понять — за что такая беда случилась с его сыном. Старец молился, чтобы Господь дал ему просвещение и утешение.

И через некоторое время авва сказал, что ему открылось: если мальчик научится благодарить Бога за это страдание, то в будущей жизни он будет прославлен вместе с преподобным Пафнутием Исповедником, у которого вырвали глаз за исповедание веры во Христа. И когда отец это понял, то великая радость и благодать коснулись его души.

Он понял, что у Бога нет несправедливости, потому, что Бог есть Любовь и Свет Истинный.

Силоам — это пространство прозрения. Прозреть — это значит обрести удивительную прекрасную жемчужину — веру во Христа. «Вы нашли драгоценную бисеринку, — говорит свт. Феофан Затворник, — держите ее и по какой-либо ошибке не продайте или не променяйте её на глиняные тетёрки».

У каждого в жизни свой Силоам. Своя точка прозрения! И как мы должны дорожить тем, что Господь привел нас к самому главному Силоаму — Церкви Христовой. Только Господь может избавить от слепоты. Потому что, как говорит апостол Иоанн Богослов: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы!»

Игумен Тихон (Борисов)

21 мая 2017 г.

Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом. (из архива) — Троицкое благочиние г. Москвы

Неделя 6 по Пасхе о слепом, два чуда в субботу - БогословХристос Воскресе! С воскресным днем вас, дорогие братья и сестры.

Сегодняшняя Неделя именуется Неделей о слепорожденном, и мы с вами слышали отрывок из Евангелия от Иоанна о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил человека, рожденного слепым (см.: Ин. 9, 1-38).

Все мы хорошо знаем это повествование.

Душа верующего человека чувствует, что Евангелие повествует нам не только об этом слепом и том чуде, которое совершил некогда Господь, а говорит, по сути дела, каждому из нас о нас самих.

Неслучайно в кондаке сегодняшнего праздника мы читаем: «Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый».

Церковь говорит, что человек приходит в мир слепым духовно: мы не видим, не осязаем, не чувствуем духовный мир. И опасность в том, что человек может предположить, что его вовсе нет.

Сегодня Святая Церковь хочет сказать нам о том, что человек приходит в мир слепым. Слепым духовно.

Все из нас могут засвидетельствовать, что это действительно так, потому что духовный мир не чувствуем, не осязаем, не обоняем, не знаем, как он выглядит.

Но опасность заключается в том, что, поскольку мы этого не чувствуем и не знаем, не можем рассказать друг другу, мы часто склонны где-то на уровне подсознания, на уровне интуиции считать, что этого духовного мира нет.

Один человек сказал, что его нет, второй сказал, что нет, и мне уже кажется, что, может, действительно его нет. Церковь напридумывала что-то там о духовном мире.

Да нет его! В свое время, еще на заре христианства великие подвижники египетские рассуждали на этот счет.

Например, преподобный Антоний Великий говорил, что человеку, от рождения слепому, очень сложно доказать, что есть солнце: как бы ты ни рассказывал об этом, он никогда не сможет его увидеть. Он может это принять только на веру, но познать не может.

Итак, Святая Церковь говорит, что человек приходит в мир духовно слепым. Но мы как верующие люди утверждаем, что этот духовный мир есть, что он нам очень близок, что мы находимся в нем.

Что этот мир, с одной стороны, благ, а с другой стороны, может быть очень коварен, потому что есть учение Церкви о Боге, и о святых, и об ангелах, но также есть учение о падших духах, которые пытаются всячески повредить делу нашего спасения.

Как открыть для себя истинный мир духовный? Через очищение своего сердца. Чем чище сердце, тем ближе оно чувствует Господа, тем радостнее ему от осознания, что близ Господь.

И вот один из главных вопросов для христианина: как сделать так, чтобы правильным путем открыть для себя истинный мир духовный? Господь в Евангелии говорит нам очень простые слова: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).

Можно сказать, Церковь дает нам очень простой способ духовный мир узреть – это очищение своего сердца. Чем чище сердце человека, тем ближе оно чувствует Господа, тем радостнее ему от осознания, что близ Господь.

Но если сердце требуется очищать, и об этом говорит Сам Господь, значит, слепота наша духовная объясняется исключительно тем, что сердце наше греховно, нечисто.

Тогда следующий очень важный вопрос встает перед верующим человеком: какие грехи делают наше сердце слепым, неспособным ориентироваться в духовном мире?

По словам святых отцов, самым страшным грехом, который парализует зрячесть сердца, является грех самомнения. И сегодняшнее Евангелие это подтверждает. Самомнение – это мнение человека о самом себе, что он что-то знает, что он что-то понимает.

Да, он действительно может знать и понимать много вещей, но что касается вопросов веры и учения о спасении, это не всегда можно знать, не всегда можно понимать. В это нужно просто верить.

Но проблема заключается именно в том, что сердце человеческое, ослепленное самомнением или самостью, не хочет верить, оно хочет знать, оно хочет понимать, оно хочет разложить все по полочкам, от и до, так, чтобы можно было «руками потрогать». Не получится так сделать.

Самый страшный грех, парализующий зрячесть сердца, это грех самомнения, когда человек думает о себе, что он что-то знает и понимает в вопросах веры и учения о спасении.

В сегодняшнем Евангелии от Иоанна от самомнения страдали фарисеи и иудеи, оно не дало им возможность, глядя во все глаза на пришедшего во плоти Бога, Его увидеть.

Они в Нем не разглядели истинного Мессию, они сознательно отвергли то, что перед их глазами находится Христос. Более того, они осудили Господа.

Они сказали человеку, которого исцелил Христос: «Человек Тот, то есть Христос, грешник, воздай славу Богу. Мы не знаем, чей Он ученик, но мы ученики Моисеевы».

А человек этот от рождения был слепым – представьте, у него не было попросту глаз. Господь сотворил чудо в тот момент, когда помазал его брением и послал в купальню Силуам умываться. Исцеленный вступает в перепалку с иудеями, потому что не понимает: как такое может быть, когда перед глазами людей совершается величайшее чудо, а они не хотят принять его?

Можно много рассуждать о том, что творили иудеи-фарисеи, но лучше посмотреть на себя. И наши чувства ослеплены этим страшным недугом самомнения.

Когда мы говорим о себе, что знаем что-то, о том, что мы лучше других, о том, что мы все-таки немного православнее, чем рядом стоящий ближний, вот это все закрывает от нас возможность увидеть Бога и ближних своих такими, какими мы их должны видеть.

А самое главное, доброта и сердечное тепло закрываются от нас, поскольку мы не хотим этого принимать.

Святая Церковь, указывая на слепорожденного и образ исцеления его, говорит нам, как следует поступать: он явил величайшее послушание Христу, не рассуждая, исполнил Его повеление.

В сегодняшний день Святая Церковь, указывая нам на слепорожденного и на образ исцеления его, по сути дела, говорит о том, как нам следует поступать. Слепорожденный явил величайшее послушание Христу.

Он не рассуждал о том, как Господь может его исцелить, возможно ли это. Христос плюет на землю, смешивает Свою слюну с землей, делает брение, помазывает им слепого и говорит: «Иди умойся в купель Силуам, что значит «посланный».

И он, бедный, еще ничего не видя, на ощупь идет в эту купель. Зачем он туда идет? Он не задает себе вопросов, он просто по послушанию идет и умывается. И когда он смывает брение, у него появляются глаза, он начинает видеть.

Возможно, в тот момент он начинает понимать, что название купальни означает не просто «посланный к Силуаму», но что Тот, Кто исцелил его, послан от Бога Отца.

И он начинает прославлять Христа, пришедшего во Плоти, как Бога, и он начинает свидетельствовать о том, что есть духовный мир, о том, что его можно увидеть. Потому что прозревает не только физически своими глазами, но еще и духовными, в укор всем тем, кто его окружал, он свидетельствует об этом.

Святая Церковь призывает и каждого из нас по послушанию ко Христу, исполняя Его святые заповеди, стремиться к духовному прозрению, чтобы узреть Христа, чтобы увидеть благость истинно духовной жизни, чтобы потрудиться на этих путях. Сделать это непросто, в это надо сначала поверить. Но все-таки это стоит того.

Если сердца наши глухи и слепы, не будем отчаиваться, признаем, что мы слепы и нам нужно очистить от грехов сердце, и будем просить у Господа смиренномудрия.

В прошлое воскресение мы говорили о самарянке, о том, как она тоже прозрела, можно сказать, духовно, и ставили вопрос о том, что есть духовная жизнь. Можно поставить этот вопрос и сегодня, поскольку мы говорим о духовном зрении. Как оно определяется, на каких критериях оно зиждется?

Апостол Павел в одном из Посланий говорит о том, что плод духовный есть любовь, и если мы с вами, братья, живем духом, то духом и должны ходить, а дальше объясняет, что значит ходить духом – быть духовным или зреть духовный мир. Апостол говорит, что мы не должны быть тщеславными, друг друга раздражающими, друг другу завидующими, а если впадет какой-то человек в искушение, мы, люди духовные, должны наставлять его духом кротости (см.: Гал. 5, 22-26).

И если всего этого нет, если сердца наши глухи или, сегодняшним  языком говоря, слепы, не будем отчаиваться, не будем унывать, а самое главное, не будем поддаваться мыслям о том, что духовного мира вообще нет. Просто признаем, что мы слепы. Просто признаем, что нам нужно очистить свое сердце от самомнения, от гордости, от прочих грехов, которые паразитируют на нем.

А какая добродетель является противоположной самомнению? Конечно, это смирение, смиренномудрие. Взыщем его у Господа. Помолимся о том, чтобы Господь дал нам этот великий дар. И тогда мы обязательно духовно прозреем, и тогда узрим, сколь благ Господь и как сладок Его дар, называемый вечным спасением.

Читайте также:  О каноне андрея критского - богослов

Аминь. Христос Воскресе!

  • Проповедь протоиерея Георгия Климова,
  • произнесенная в храме иконы Божией Матери
  • «Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
  • в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом,

 02.06.2019

Дата последнего изменения: 23.05.2020

Храм владимира священномученика

Неделя 6 по Пасхе, о слепом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Часто, когда мы читаем в Священном Писании о чудесах Христовых, нас охватывает чувство, которое я бы назвал легкомысленным восторгом.

В самом деле, как легко совершаются столь дивные вещи: мгновение – и вода становится вином; едва прозвучат слова: “Хочу, очистись,” – и прокажённый здоров; лёгкое движение пальцев, маленький комочек грязи – и человек, у которого не было органа зрения от рождения, видит! Как просто! Как восхитительно просто всё это!

И вот мы оглядываемся на свою жизнь и не находим в ней ничего подобного. Никаких чудес.

Совсем напротив, недостаток пищи не восполняется сам собою, наши близкие умирают, медленно угасая, а души ослепшие, сколь мы ни молимся о них, так и не обретают веру, так и не видят своего Спасителя.

И тогда в бедную нашу душу прокрадывается страшная мысль: “Бог оставил нас… Он за наши грехи нас забыл. Он не слышит наших молитв, потому что нет на них ответа, нет чуда”.

Так в душе нашей поселяется грех хулы на Бога. Так, сами того не замечая, мы становимся богохульниками, потому что “забыл”, “не слышит”, “обиделся”, “отвернулся” – все эти слова применимы к грешному, падшему человеку, но не к Вечному, Всеблагому, Святому Богу.

Почему же мы то и дело впадаем в этот грех? Часто, как ни странно, от поверхностного чтения Слова Божия. Мы, имеющие глаза, – не видим; мы, имеющие уши, – не слышим. Подумайте, наш Бог создал человека свободным, и мы выбираем веру или неверие, любовь или ненависть всегда сами, всегда свободно.

Чудо ограничивает нашу свободу. Когда оно совершается, у нас, кажется, не остаётся выбора: верить или не верить. Попробуй не поверь, когда на твоих глазах совершается такое.

Однако наш Бог творит Свои чудеса так, что не насилует нашей веры.

На днях в городской газете была опубликована беседа с одним известным в нашем городе человеком. Человеком, безусловно, глубоко и широко образованным и, похоже, добрым и умным.

По словам газеты, он многие годы “профессионально” (так в тексте) изучает и пропагандирует Библию.

И вот этот человек, с восхищением говорящий о нравственном Законе Христа, делает из всех своих воистину энциклопедических знаний неожиданный и, на мой взгляд, странный вывод. “Я – материалист,” – говорит он.

“Материалист” – значит, он не верит в вечную жизнь. Значит, он не верит в воскресение Христово. Значит, он не верит в то, что Христос – Бог. Но ведь все эти нравственные истины, столь милые сердцу нашего мыслителя, сообщил нам Христос!

Из этой посылки есть только два вывода: или Христос – Бог, или Он – лжец. Если верно второе, если Христос не воскрес, если нет вечной жизни, “то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1 Кор.15.14.). Если Христос не Бог, а обманщик, чего стоят его нравственные заповеди?

Бог совершил чудо: воскрес Сын Божий. Но Бог оставил человеку свободу принять или отвергнуть эту истину. И вот человек её отвергает. Значит, чудо не только в том, что делает Бог, но и в том, как отвечает на действие Божие человек.

Если бы расслабленный, лежащий у купальни Вифезда, не поверил бы Христу, когда Он сказал: “Встань, возьми одр твой и иди”. Если бы расслабленный ответил Спасителю: “Я 38 лет лежу здесь и не могу рукой шевельнуть, а Ты говоришь мне: встань…

” Если бы самарянка в ответ на обличение Христа подумала бы: “Ему кто-то рассказал о моей блудной жизни.

Никакого чуда тут нет, Он не прозорлив, Он собирает сплетни обо мне!” Если бы слепорождённый в ответ на повеление Спасителя пойти в купальню Силоам и умыться там и стать зрячим сказал бы: “У меня нет глаз! Мне нечего исцелять, потому что там, где должны быть глаза, у меня ничего нет!” Разве во всех этих случаях чудо совершилось бы?

Но все эти люди, в отличие от героя газетной статьи, решились на подвиг веры, подвиг доверия Христу-Спасителю, и чудо – совершилось! Отцы Церкви говорят об этом так: “Бог спасает нас не без нас”. Две воли должны соединиться: воля Божия и воля человеческая, и чудо совершится.

И вот мы все, здесь стоящие, подобны сегодня евангельскому слепорождённому. У нас два выхода: идти по зову Христа в купальню Силоам, чтобы стать зрячими, или оставаться вместе с героем газетной статьи в гордой уверенности, что против “объективной реальности”, “данной в ощущении” падшему человеческому разуму, возразить нечего…

Воистину, имеющие глаза не видят и имеющие уши не слышат. Аминь.

28 мая 1995 г.

Патриаршая проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом / Патриарх / Патриархия.ru

6 июня 2021 г. 15:27

6 июня 2021 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в это воскресенье, мы стоим на пороге завершения Пасхальных празднеств, и именно в этот день в Церкви предлагается хорошо известное евангельское повествование о слепом — о том, как Господь делает зрячим слепорожденного (Ин. 9:1-38).

Чудо абсолютно не объяснимое — ни с медицинской точки зрения, ни с точки зрения человеческого опыта. Никогда ничего подобного не происходило с человеком, лишенным зрения от рождения, то есть с такими глубинными нарушениями всей системы, обеспечивающей видимое восприятие окружающего мира, что он видеть ничего не может.

Но, вопреки историческому опыту всего человечества, Господь Иисус Христос исцеляет слепорожденного.

Это великое чудо было по-разному воспринято окружающими, и мало кто оказался способен узреть в нем явление силы Божией.

Почему? Да потому что фарисеи, которые окружали Спасителя, не были готовы признать Его даже пророком, а тем более Сыном Божиим, обладающим Божественной силой.

Иудеи в недоумении, в растерянности, и потому у них возникает стремление как бы минимизировать все то, что произошло. И мы знаем из сегодняшнего повествования, какие попытки были сделаны, чтобы скрыть от людей суть этого события.

Подобное желание скрыть от людей явление силы Божией, так отчетливо явленной в чуде исцеления слепорожденного, присутствует на протяжении значительной части человеческой истории.

Но совершенно особым образом стремление скрыть силу Божию стало осуществляться, с опорой на множество человеческих сил, в то время, когда господствующей философской идеей мало-помалу сделалось отрицание Бога.

Бога нет! А как же тогда всё произошло? А как же мир, который был создан? Наука утверждает, что вся вселенная существует не более четырнадцати миллиардов лет. Это огромный промежуток времени, нам трудно даже представить, что это такое, — но все же ограниченный промежуток времени.

Значит, было время, когда вселенной не существовало. А как же возникла вселенная? И тут современному человеку предлагается множество разных теорий того, как вселенная появляется из ничего.

Опыт человека — каждого из нас и всего рода человеческого — таков, что из ничего ничто произойти не может. Ничто — это пустота, вакуум, ничто — это отсутствие всяких материальных и прочих сил и возможностей.

А Господь силой Своей создает вселенную; и вот на протяжении многих и многих эпох люди пытались объяснить, как же все это произошло. И совершенно очевидно, что человек не может объяснить происхождение видимого мира. Хоть и существуют сегодня многочисленные теории того, как всё это произошло, но они остаются гипотезами.

Доказать в точности, что всё было именно так, а не иначе, невозможно, потому что начало мира лежит вне человеческого опыта.

Тем не менее существует множество теорий, согласно которым мир произошел случайно, сам по себе, и эта поражающая своим абсурдом идея овладевает умами людей.

Сегодня многие так и думают, что мир сам по себе произошел из ничего, и нужно сказать еще раз, что это странная с точки зрения человеческой логики идея разрушается нашим опытом, нашим пониманием жизни и, конечно, не может господствовать над родом человеческим.

Вот и сегодняшнее евангельское чтение свидетельствует о том, что сила Божия действительно способна совершить то, что для человека представляется невозможным.

Бог, создавший веки, создавший космос, в Сыне Своем явил некую крупицу Своего всемогущества, исцелив слепорожденного.

И для нас, читающих этот дивный евангельский текст, очень важно понять, что в этом частном случае Бог открывает нам Свое всемогущество, Свою силу, Свою любовь к нам.

Сегодняшнее Евангелие действительно проникнуто удивительным откровением о том, что Бог — Всемогущий, что в Его руках всё — начало и конец мира, жизнь и смерть, здоровье и болезни, катаклизмы, штормы и штиль.

Всё в Его руках, и потому сегодняшнее евангельское чтение должно укрепить всех нас в нашей вере, в понимании того, что сила Божия есть та сила, которая и создала мир, и управляет миром, и над нами имеет полное господство.

А мы должны в ответ со смирением, любовью и полным пониманием принять это откровение о Божественном всемогуществе, о силе и любви Божией, которые являются в Его Промысле.

Наученные этим евангельским чтением, будем стараться укреплять свою веру.

А если кто будет убеждать нас в том, что все произошло само собой из пустоты, из ничего — четырнадцать миллиардов лет назад ничего не было, и вдруг все появилось, — то давайте вспомним сегодняшнее чтение из Евангелия.

Тогда мы поймем: не было у людей силы исцелить слепорожденного, как и сейчас нет, при всех достижениях науки и техники, но это чудо с легкостью совершает Спаситель, Сын Божий.

Через это явление силы Божией будем помнить о том, что Бог — Творец и Промыслитель мира, Он над всеми, в Его деснице всё, и единственный наш ответ — это любовь к Богу за все то, что Он совершил и совершает; это стремление и желание жить по закону, который Бог дал людям, чтобы человек мог жить достойно, чтобы человек был счастлив.

И да поможет нам Господь именно таким образом воспринимать священные тексты, преломляя их через опыт своей жизни, через наше понимание того, что с нами происходит, дабы, соединяя свой опыт с величайшей мудростью Священного Писания, мы жизнь свою могли в полной мере передать в руки Божии и подчинить ее святой Божественной воле. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *