Неделя всех святых, в земле российской просиявших — богослов

Молитвами Всех Святых в земле Российской просиявших, направь Господи наши земные пути к Вечной и нескончаемой жизни!

К духовному и праздничному прочтению прилагаем проповедь иеромонаха Симеона (Томачинского), которая была произнесена после служения Божественной Литургии в День Всех Святых в земле Российской просиявших.

Неделя всех Святых, в земле Российской просиявших - Богослов

“Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы все – граждане неба. Не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем, – говорит апостол Павел(Евр 13, 14),– не имеем здесь постоянного города, но ищем будущего. Отечество наше – на небесах, а на земле мы только странники.

Все это так, но многое в нашей земной жизни является образом, или иконой Небесного Царствия. Супружество апостол Павел сравнивает с союзом Христа и Церкви; семья становится образом Святой Троицы; каждый наш ближний – братом и сестрой во Христе, как это будет в райской жизни.

Так и земное Отечество наше, родная земля, являет собой образ Града Божьего – Небесного Иерусалима. Являет вне зависимости от того, сильная у нас государственная власть или слабая, развитое гражданское общество или младенческое.

Потому что и Русь Святая знала как времена раздробленности и княжеских междоусобиц, так и времена расцвета и могущества; как времена, когда ни одна пушка в Европе без России не стреляла, так и времена национального унижения и позора. Но Русь не перестала быть Святой – из испытаний она выходит только еще более сильной духом.

И пусть нам не удается обустроить свое земное бытие так комфортно, как иным государствам, однако незыблемым остается наше главное целеполагание – стремление к святости.

Неделя всех Святых, в земле Российской просиявших - Богослов

«Россия есть подножие престола Господня», говорил святой праведный Иоанн Кронштадтскоий. К сожалению, многие из наших соотечественников, особенно из молодых, не видят для себя будущего в России и стремятся перебраться на ПМЖ в другие страны.

Об этом имеется печальная статистика: каждый пятый россиянин хотел бы уехать из своей страны навсегда.

Мотивация очевидна: у нас слишком много неустройства, трудностей, нестабильности – а там, в прекрасном далеке, все будет ok, деньги потекут рекой, настанет благополучие и процветание, везде найдешь уважение к правам человека…

Жаль, что нет иной статистики – о том, сколько из переехавших считают это главной ошибкой своей жизни. Мы не говорим сейчас о тех эмигрантах, которых насильно выдворили из страны Советов, но о тех, кто уже в постсоветские годы избрал для себя дорогу подальше от родины.

Да, пусть кричат «уродина», но это страна, давшая миру такое количество святых, как ни одна другая, это земля, обильно политая кровью мучеников, это воздух, где много веков звучат горячие молитвы ко Господу, это пространство, над которым развернут покров Божией Матери. Практически у каждого второго из нас есть в роду если не святые, то праведники, если не мученики, то служители алтаря Господня.

Dulce et decorum est pro patria mori – говорили древние. «Сладко и прекрасно за родину умереть» – эти слова принадлежат Горацию. В них нет ничего языческого, это слова, отражающие общечеловеческое представление о родине и добродетели. Христианство лишь придало им еще большую глубину и достоверность.

Конечно, во все времена находились люди, которые шипели: «Как сладостно Отчизну ненавидеть!» И во все времена им ответствовал голос благородства и величия: «И дым Отечества нам сладок и приятен»…

Сегодня, когда мы вспоминаем всех святых, в Земле Российской просиявших, мы поражаемся многообразию их подвигов. Среди них – могущественные правители и рядовые монахи, просветители народов и основатели монастырей, церковные иерархи и неграмотные крестьяне, женщины-домохозяйки и младенцы-мученики.

Благоверный князь Александр Невский, с оружием в руках защищавший интересы родины, и преподобный Серафим Саровский, устранившийся от всех мирских забот ради служения Богу; юродивый Василий Блаженный и премудрый святитель Филарет Московский; просветитель зырян святитель Стефан Пермский и первоначальник русского общежительного монашества преп. Феодосий Печерский; святая равноапостольная мудрейшая княгиня Ольга и незлобивые страстотерпцы Борис и Глеб… Этот список можно продолжать долго – вчера за чтением канона мы слышали эту божественную музыку русских имен и русских подвигов за веру православную.

Русская история – не череда бессмысленных взлетов и падений, побед и разочарований – это пространство действия Промысла Божьего, где постоянно рождались и продолжают рождаться новые святые.

В этом и заключается смысл понятия «Святая Русь». И с особенной силой звучат в сегодняшний день песнопения праздника, где говорится: «Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение».

Аминь.

 26 июня 2011 г

Неделя всех Святых, в земле Российской просиявших - Богослов

Для чего мы просим святых молиться вместе с нами?

Неделя 1-я. Всех святых. Проповедь

Неделя всех Святых, в земле Российской просиявших - Богослов

Праздник всех святых, в земле Российской просиявших, отмечают 21 июня

Верующие в России отмечают один из самых удивительных праздников под названием — Неделя всех святых. Это праздничное событие появилось еще во времена Древней Руси, торжество сохранилось и до наших времен. В этом материале вы также можете отыскать молитву в честь этого праздничного события.

Представители духовенства с XVI века утвердили празднование памяти Всех святых новых Чудотворцев Российских. Праздничное событие отмечали семнадцатого июня по старому календарю, на третий день памяти Крестителя Руси святого князя Владимира. Интересно, что автором службы считают инока Григория, который был одним из священнослужителей Спасо-Евфимиевского храма.

Неделя всех Святых, в земле Российской просиявших - Богослов

В центральной России это торжество не стало таким популярным, до сих пор неизвестно, по какой причине. Это праздничное событие в центральной России было забыто и не вошло в печатные Месяцесловы.

Очевидно, что испытания, которые посылал Господь могущественной стране и государственному храму, многим показались преодолимыми при помощи своих сил.

Только катастрофа 1917 года заставила людей всерьез задуматься о том, что нужно иногда обращаться к Господу за помощью.

Отметим, что инициатором восстановления этого праздничного события стал историк Петроградского университета Борис Тураев, который задумался об этом 1918 году.

В своем докладе священнослужитель и историк отметил то обстоятельство, что составленная в Великороссии служба отыскала себе особенное распространение на периферии Русской церкви. К сожалению, в современном мире это праздничное событие отмечают не так пышно, и многие про него вовсе забывают.

Священный Собор в заседании двадцать шестого августа 1918 года в день именин преподобного Тихона заслушал доклад господина Тураева и обсудил его, в итоге было принято постановление о восстановлении существовавшего на Руси празднования дня памяти всех святых русских.

Торжество утвердили отмечать в первое воскресенье Петровского поста. Представители духовенства говорили, что это праздничное событие, которое имеет для них особое значение, должно стать храмовым для всех православных церквей на Руси.

Неделя всех Святых, в земле Российской просиявших - Богослов

Это праздничное событие было восстановлено в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю историю. Отметим, что и содержание праздника, как предлагал господин Тураев, стало более универсальным.

В это время не просто чтут память русских святых, а отмечают праздник всей Святой Руси.

Представители духовенства устраивают настоящие мероприятия, цель которых — повысить интерес публики к Святым на Руси и рассказать о том, как они жили, чтобы память о них жила вечно.

Тексты для службы были созданы самим господином Тураевым, ему в этом нелегком деле помогал представитель Богослужебной комиссии Афанасий. Примечательно, что Афанасия причислили к лику святых в 1962 году. Изначально вариант службы издали отдельной брошюрой в 1918 году.

Позже текст начали дополнять, над ним трудились многие преподобные, включая Сергия Дурылина. Первой церковью в честь Всех российских святых стал домовой храм Петроградского университета.

Игуменом этого храма с 1920 года был преподобный Владимир Лозина-Лозинский, отметим, что игуменом он пробыл всего четыре года, ведь церковь закрыли в 1924 году. Самого Владимира расстреляли в 1937 году.

В 1940-е годы прекратились прямые гонения на Церковь, в то время текст службы решили напечатать с цензурными искажениями. Данные изменения внес инспектор Парийский по указанию правительства Советского Союза.

В 1995 году появилась отдельная книга под названием Служба Всем Святым. Это праздничное событие продолжает тему последнего торжества Цветной Триоди, однако дополнять данную греческую в своей основе книгу не решились.

Церковь приняла решение включить текст службы в Майскую Минею, это произошло в 2002 году.

Стоит отметить, что во время этого священного праздничного события запрещается нецензурно выражаться, употреблять спиртные напитки и увлекаться табачными изделиями. В идеале верующие должны провести этот день в молитвах в память о Святых на Руси.

Представители духовенства с огромным удовольствием принимают в этот летний день всех желающих в церквях и устраивают вместе с прихожанами сеанс молитвы. Любой желающий может присоединиться к празднику, достаточно просто молиться, и Господь услышит вас.

Раньше на Руси такие праздники не были так популярны, дело в том, что христиан жестоко преследовали и пытали за веру в Господа Бога. Сейчас времена изменились, веровать во Христа — не стыдно, теперь это совершенно нормальная практика. Гонения на христиан канули в лету, тем не менее, некоторые верующие все еще молятся скрытно, не подавая виду.

Читайте также:  О сути обрезания, крещения и причастия - богослов

В этот замечательный день вы можете не только молиться вместе со священнослужителями в церкви, но и сделать это в одиночку, достаточно просто подойти к иконе святых и дать им понять, что вы помните о них. Молитву на этот день вы можете найти ниже.

Молитвы на праздник всех святых

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася, святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и (имя святого) воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

О преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите Милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

К вам, о святии вси и (имя святого), яко путеводным светильникам, деяньми своими осветившим путь небеснаго восхода, аз многогрешный смиренно колена сердца моего преклоняю и из глубины души взываю: умолите о мне Человеколюбца Бога, да не попустит ми еще блуждати по распутиям греха, но да просветит мои ум и сердце светом благодати Своея, яко да тою озаряем и подкрепляем, возмогу прочее время земнаго жития правою стезею непреткновенно преити и ходатайством вашим к Преблагому Господу сподоблюся, поне вмале причастник быти духовныя вашея трапезы в небесном чертозе Царя славы. Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом буди слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

О, святый угодниче Божий (имярек), подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал еси Господь всем любящим Его; темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою.

Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Список святых

Это список прославленных Великих христианских святых, разделённый по ликам святости: Пророки, Апостолы, Святители, Мученики, Преподобные.

В списке в первую очередь находятся святые прославленные с приставкой «Великий».

Но также и самые почитаемые, в нескольких Христианских конфессиях (как в Восточном христианстве, так и в Западном христианстве), святые — по почитанию равные Великим святым.

Этот список может быть использован для развития статей: Христианство и Православие, а также для создания новых статей на эту тему, например, таких как: Великие библейские пророки, Великие христианские святые.

Полный список всех святых можно посмотреть по этой ссылке https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_великих_христианских_святых

Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 2-ю по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Русской просиявших. 21.06.2020 — Троицкое благочиние г. Москвы

Неделя всех Святых, в земле Российской просиявших - БогословС воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры, с Неделей всех святых Русской земли! Сегодня мы прославляем святых угодников Божиих, которые подвизались в пределах нашего необъятного отечества и в далекие времена, и совсем недавно.

Святая Церковь предлагает каждому из нас найти для себя среди множества угодников Божиих примеры для подражания и, взирая на них, спасаться.

Один из столпов Русского Православия, преподобный Сергий Радонежский, не оставивший миру творений, своим подвигом, можно сказать, воскресил Святую Русь.

В песнопениях Преподобному есть такие слова: «Христовою любовию уязвися, преподобне», и «паче всего возжелал еси мирскаго мятежа уклонитися». Славянское слово «язва» означает «кровоточащая незаживающая рана».

Вот такой должна быть любовь человека ко Христу – кровоточащей, страдающей. Страдающей от чего? От того, что человек, призванный быть подобием и образом Божиим, таковым не является.

Любовь человека ко Христу должна быть кровоточащей, страдающей, потому что человек, имеющий высокое призвание быть подобием и образом Божиим, таковым не является.

Говорится о том, что преподобный возжелал, то есть одним из самых великих его желаний в этом мире, на этой земле было уклониться от мирского мятежа. Что это за мирской мятеж? Что это за буря мирская? Конечно, это те колебания, которыми сотрясает нас мир, лежащий во зле, своими соблазнами – похотью очей, похотью плоти, гордостью житейскою (см.: 1 Ин. 2, 16).

И вот человек, который чувствует, что не дотягивает много, очень много до того, чтобы хотя бы именоваться христианином и быть подобием Божиим, с одной стороны, очень переживает, что не имеет этой любви. А с другой стороны, понимает, как захватывает его коварный, страшный мир.

Один из зарубежных подвижников благочестия в 80-е годы прошлого столетия говорил о том, что мы живем в очень непростую эпоху. Название этой эпохи может быть такое: эпоха жадности, вранья и пошлости. Может быть, поэтому современный человек становится действительно очень жадным и злым.

Он становится придирчивым и эгоистичным: вместо того чтобы исправлять себя, входить в глубины своего духа и видеть там непотребство, которое он несет на Страшный суд, человек начинает «смотреть по сторонам», судить и рядить окружающих и неблагоприятные события жизни.

От внешних фактов он начинает раздражаться, чувствовать недовольство и злость, потому что ему кажется, что все ему должны обеспечить более спокойную, комфортную, удачную жизнь для того, чтобы – и дальше человек себя оправдывает – спасаться.

Вместо того чтобы исправлять себя, входить в глубины своего духа и видеть там непотребство, человек «смотрит по сторонам», судит и рядит окружающих и неблагоприятные события жизни.

А другой подвижник благочестия говорил так: чем мы отличаемся от святых? Они были очень недовольны собой, и поэтому были очень довольны всем тем, что происходит вокруг. А мы, напротив, очень довольны собой, и поэтому очень недовольны всем тем, что происходит вокруг.

По сути дела, наше отличие от святых можно выразить такими словами: если бы мы с ними оказались в одних и тех же обстоятельствах – под гнетом болезней, скорбей и страстей – то святые, наверное, молились бы Богу и, радостные, говорили: «Господи, за что же Ты так милуешь нас, что даешь нам возможность еще жить и спасаться?». А мы, находясь в тех же обстоятельствах, вопием к Богу, и плачем, и стонем: «За что же Ты нас, Господи, так наказываешь?». Потому что все буквально перевернуто с ног на голову в нашем в кавычках христианском мире.

К великому несчастью, оставлено современными православными людьми одно очень важное спасительное занятие, которое имели наши благочестивые предки, – это ежедневное чтение житий святых угодников Божиих.

На каждый день Святая Церковь предлагает нам Четьи-Минеи, и мы можем, вчитываясь в жития святых, напитывать свой дух тем правильным мироощущением, которое будет исправлять нас и вести в Царство Божие. Подобное воздействие на верующего человека имеет чтение молитв.

И поэтому огромное пожелание ко всем и к себе в первую очередь – не откладывать в долгий ящик это спасительное занятие. Сейчас у нас нет абсолютно никаких оправданий в том, почему мы этого не делаем.

У нас есть интернет, и достаточно войти на любой православный сайт с календарем, чтобы иметь перед глазами жития всех святых угодников Божиих.

Читайте также:  Крестное знамение и поклоны в храме николая чудотворца тюльган - богослов

Хочется пожелать всем нам, чтобы мы не ленились, читали жития святых и, назидаясь их жизнью и подвигами, исправляли себя, делали себя недовольными в глубинах души самими собой. Тогда мы увидим, как прекрасна жизнь, как милостив Господь, как много Он нам дает для спасения.

  • Аминь.
  • Проповедь протоиерея Георгия Климова,
  • произнесенная в храме иконы Божией Матери
  • «Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
  • в Неделю 2-ю по Пятидесятнице.
  • Всех святых, в земле Русской просиявших.

21.06.2020

Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших

Неделя всех Святых, в земле Российской просиявших - Богослов

Служба совершается по Октоиху и Службе всем святым, в земли Российстей просиявшим, изданной Московской Патриархией.

На великой вечерне, на «Господи, воззвах» стихиры воскресные — 4 и святых 6, «Слава» — святых, «И ныне» — догматик «Всемирную славу». Вход. Прокимен дня и три паримии святых. На литии — стихиры храма, святых, «Слава, и ныне» — «Срадуются с нами». На стиховне — стихиры Октоиха, «Слава» — святых, «И ныне» — Богородичен «При΄зри на моления».

На благословении хле́бов тропарь «Богородице Дево» (дважды) и святых, глас 8-й: «Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубо́це Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве» (единожды).

На утрене, на «Бог Господь» — тропарь воскресный (дважды), «Слава» — святых, «И ныне» — Богородичен «Иже нас ради». После обычных кафизм седальны воскресны. Полиелей. Величание: «Величаем вас, святии вси, в земли Российстей просиявшии, и чтим святую память вашу, вы бо мо́лите за нас Христа Бога нашего».

Тропари «Ангельский собор», ипакои΄ гласа, седальны святых. Степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 2-е: Мк., зач. 70. «Воскресение Христово видевше» и прочее обычно. Каноны воскресный с ирмосом на 4, Богородицы на 2 и святых на 8. Катавасия — «Отверзу уста моя».

По 3-й песни кондак, глас 3-й: «Днесь лик святых в земли нашей Богу угодивших предстоит в Церкви и невидимо за ны молится Богу: Ангели с ним славословят, и вси святии Церкви Христовой ему спразднуют: о нас бо молят вси купно Превечнаго Бога», икос и седален. По 6-й песни — кондак и икос воскресные.

Светилен воскресный, «Слава» — святых, «И ныне» — Богородичен. На «Хвалите» стихиры воскресные 4 и святым — 4, «Слава» — евангельская стихира 2-я, «И ныне» — «Преблагословенна еси».

Великое славословие. Тропарь «Днесь спасение миру». Ектении и отпуст.

На часах тропари воскресные, «Слава» — святых, кондаки — воскресные и святых, попеременно.

На Литургии Блаженна гласа на 6, и святых песнь 3-я на 4. По входе — тропарь воскресный, храма Богородицы (если есть) и святых. Кондак воскресный, «Слава» — святых, «И ныне» — храма Богородицы или «Предстательство христиан».

Прокимен воскресный: «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже упова́хом на Тя», и святых, «Честна́ пред Господем смерть преподобных Его».

Апостол — ряд.: Рим., зач. 81, и святых: Евр., зач. 330. Евангелие — ряд.: Мф., зач. 9, и святых: Мф., зач. 10.

Причастны — «Хвали΄те Господа» и «Радуйтеся, праведнии».

Неделя Всех святых, в земле Российской просиявших

15:15, 6 июня 2010

6 июня — Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших.

Каждый год Русская Православная Церковь совершает память всеблаженных и богомудрых угодников Божиих, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней. Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е годы XVI века и забытое в cинодальную эпоху, было восстановлено в 1918 году.

Святые — наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни. Тем более, обращаясь к русским святым, мы верим, что »наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих »любовию их светлый праздник».

Почти сразу же после Крещения Руси в 988 г.

новорожденная Русская Церковь явила всему православному миру новых святых, которыми стали сыновья князя Владимира — страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую кончину от рук их брата Святополка в 1015 году.

Всенародное почитание их, как бы упреждая церковную канонизацию, началось сразу после их убиения. Уже в 1020 году были обретены их нетленные мощи и перенесены из Киева в Вышгород, где в скором времени был воздвигнут храм в их честь.

Несмотря на усиливавшееся с годами почитание русских святых, до начала XVI столетия вопрос о праздновании их общей памяти в Русской Церкви не поднимался.

Первое официальное церковное установление дня памяти всех русских святых связано с именем святителя Макария Московского, в 1542-1563 годах возглавлявшего Русскую Православную Церковь.

Более 12 лет святитель Макарий и его помощники работали над составлением двенадцатитомного сборника, вошедшего в историю под названием »Великие Макарьевские Четьи-Минеи». В этот сборник вошли жития многих русских святых, почитавшихся в разных уголках нашего государства, но не имевших общецерковного прославления.

Выход в свет нового сборника ускорил процесс установления первого в истории Русской Церкви особого дня прославления собора всех русских святых.

В 1547 и 1549 годах святитель Макарий созывает в Москве соборы, известные в истории под именем Макарьевских. На них решался только один вопрос: о прославлении русских святых.

Главным деянием Соборов, помимо поименного прославления русских святых, стало установление дня общей памяти »новых чудотворцев русских», которые вместе с уже почитавшимися ранее святыми Русской Церкви составили сонм ее светильников веры.

Днем праздника сначала было установлено 17 июля как ближайший день к памяти святого равноапостольного князя Владимира (15 июля по старому стилю). Однако позднее дата празднования несколько раз менялась. Естественно, что установление праздника в честь всех русских святых потребовало и написания службы праздника. Эту задачу выполнил инок Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий.

После большого духовного подъема в русском обществе, вызванного Московскими соборами 1547 и 1549 годов, к концу XVI века праздник Всех русских святых стал забываться и отмечался только в отдельных уголках России.

Восстановление его празднования исторически совпало с возрождением в Русской Церкви патриаршества — это произошло на Поместном соборе Русской Церкви 1917-1918 годов. Несмотря на революционное лихолетье, восстановленный праздник уже не забывался.

А воздвигнутые на Русскую Церковь гонения только помогли его повсеместному распространению.

С 1946 года празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, торжественно совершается во 2-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице и является в Русской Церкви одним из наиболее торжественных дней всего церковного года.

[v1126]

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Неделя 2-я по Пятидесятнице: всех святых, в земле Русской просиявших

Этот праздник имеет свою богатую историю создания. Он отмечается во второе воскресенье после Троицы. В этот день чествуются все святые, которые были от начала в нашей Русской земле.

История появления праздника

Впервые он появился в шестнадцатом веке. Но отмечался праздник не во второе воскресенье после Троицы, а на третий день после дня памяти святого равноапостольного князя Владимира, а значит, после Крещения русского народа.

Вообще-то, мысль о прославлении русских святых появилась у архиереев намного раньше. В пятнадцатом веке появился праздник Новгородским святым. А епископ Иона установил празднование в честь московских и киевских святых.

В шестнадцатом веке архиепископ Макарий благословил инока Досифея составлять Четь-Минеи русских святых.

Потом, когда он стал Московским Митрополитом, он созвал Собор, который в истории назывался его именем (Макарьевский). Второй Собор был созван два года спустя. На этих двух соборах было установлено праздновать День всех русских святых.

Второе рождение праздника

Позднее по непонятной причине День всех русских святых был
забыт. И только после Октябрьской революции профессор Тураев выступил с
докладом, который помогал ему составлять иеромонах Афанасий Сахаров, на
Поместном Соборе. В нем предлагалось возродить незаслуженно забытый праздник.

И в 1918 году Патриарх Тихон благословил установить празднование Дня всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста. Была составлена служба с тропарями, каноном и величанием.

Полностью она вышла только в 1946 году благодаря стараниям Афанасия Сахарова, который к тому времени был уже епископом.

Он самолично издал указ собрать сведения о всех святых в различных уголках нашей страны.

В 1988 году к празднованию тысячелетия Крещения русского
народа стали открываться храмы в честь всех российских святых.

Русские святые

Самыми первыми святыми земли Русской считаются убиенные братья Борис и Глеб, которые погибли от руки Святополка. Затем последовало множество русских святых, мучеников, преподобных, блаженных и праведных. В годы Советской власти это число пополнили новомученики, которые пострадали за христианскую веру от безбожников.

Самыми почитаемыми русскими святыми являются:

  • Святой равноапостольный князь Владимир;
  • Святая княгиня Ольга;
  • Преподобный Сергий Радонежский;
  • Преподобный Серафим Саровский;
  • Блаженная Матрона Московская;
  • Блаженная Ксения Петербургская;
  • Св. Царственные мученики (царь Николай, царица Александра, Татьяна, Ольга, Мария, Анастасия, царевич Алексей);
  • Святой Лука епископ Крымский;
  • Святой праведный Иоанн Кронштадтский;
  • Преподобный Серафим Вырицкий.
Читайте также:  Введение пресвятой богородицы - богослов

Иконы этих святых имеются почти в каждом доме. В честь них называют детей. В некоторых семьях имеются свои святые, которые пострадали в годы гонений.

Проповедь Патриарха Кирилла в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших

Проповедь в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, всех святых в земле Российской просиявших

  • Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
  • Этот воскресный день, братья и сестры, совпадает с празднованием всех святых в земле Российской просиявших.
  • Церковь именует этот праздник: — «в земле Российской просиявших», так как эти святые угодники Божии не только удостоились Царствия Небесного, но и здесь, на русской земле, просияли добрым подвигом.

Святой апостол Иоанн Богослов в своем первом послании пишет,что если кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит»?(1Ин. 4:20).

Этому принципу следовали все наши благочестивые предки. Сегодня этот праздник касается и всех нас. Некоторые из нас знают о том, что среди их предков были святые угодники Божии, а некоторые не знают, потому что не знают своей родословной.

Если бы мы посмотрели, то увидели, что из всех русских святых есть и наши родственники, которые предстоят престолу Божиему, молятся за нас перед Богом и ходатайствуют, помогают в нашей земной жизни.

Их особенностью было то, что они целиком душой, стремясь соединиться с Богом, потрудились обильно на нашей русской земле и послужили близким, которые их окружали во время земной жизни.

Здесь мы можем вкратце коснуться житий нескольких святых. Посмотрите на подвиг святого Александра Невского. Он с трех лет учился владеть оружием, постигал основы государственного правления. Получив власть, заботился о русской земле. Он видел, что враги ее теснят и с востока, и с запада, и с помощью Божией одолел этих врагов. Александр был очень приветлив к окружающим, любвеобилен, добр.

Преподобный Сергий Радонежский — образ монашества. Уходит в пустыню, ищет только тишины, одиночества, чтобы соединиться с Богом, но, когда к нему стали приходить люди, он их не прогоняет, а принимает в число своих собратий, и так возникает обитель.

Принимает даже людей мирских, семейных, у которых есть дети. Появляется большой город Сергиев Посад. А затем его ученики идут дальше на север, примерно туда, где сейчас Вологодская область, там возникает «Русская Фиваида», подобно древней египетской.

Это было место, где обитали одни подвижники, святые. Они не просто ушли на север, они его освоили.

Если взять историю наших российских городов, то в их основании участвовал монах, который подвизался, собирал вокруг себя братию, потом возникало поселение, которое перерастало в большой город.

Эти монахи старались освоить также Дальний Восток, Сибирь, Камчатку… Например, Трифон Печерский. Он подвизался за Полярным кругом, примерно там, где сегодня город Мурманск. Он принес туда огородничество, которого до него там не было.

Он не только стал святым, но и принес пользу окружающим своим примером — и делом, и словом.

И в нашей святой обители тоже есть святые, просиявшие перед Богом и прославленные Церковью. Например, святой мученик Михаил (Строев). Происходил он из благочестивой семьи, которой почти 200 лет. Весь род их подвизался в нашем монастыре, как иконописцы, благоукрасители, художники, которые заботились о церковной красоте. Живя на земле, они чувствовали, созерцали горний мир.

Михаил написал много икон, одна из них сохранилась и по сей день, находится в нашем монастыре — это икона Иоанна Крестителя. Сам Михаил погиб в сталинских лагерях во время репрессий, в 1934 году.

Но прежде, чем он засвидетельствовал подвиг своей веры, он много потрудился своими руками для этой святой обители и для всех, кто в эту обитель приходил —  паломники, трудники, благочестивая братия.

Это — священномученик Серафим (Чичагов). Сегодня в нашу обитель принесли в дар его икону, которую написали в Москве, в храме Святителя Николая в Клённиках на Маросейке, где подвизался святой праведный иерей Алексий (Мечёв). Священномученик Серафим был настоятелем нашей обители с 1904 по 1905 год.

Казалось бы, что можно сделать за один год? Он был таким тружеником на ниве церковной, что за этот год провел реставрацию монастыря, которая оказалась последней реставрацией перед революцией. Сейчас мы можем засвидетельствовать, что больше ста лет, после священномученика Серафима, рука реставратора не касалась очень многих мест.

И сейчас мы встречаем следы его деятельности по реставрации монастыря, его добра, заботы и попечения. Для нас это утешительно именно в этот праздник.

Все наши русские святые, подвизаясь Господу, стремились стяжать Бога в своем сердце. С помощью Божией стремились достигнуть чистоты в своего сердца, стяжать святость, но при этом они не забывали нашей русской земли, окружающих их людей, искренно любили их. Господь же принял их подвиг.

И мы братья и сестры, должны помолиться Господу, чтобы Он помог нам стяжать благодать Духа Святого в своем сердце и также деятельно послужить нашим близким, нашей русской земле.   Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

26 июня 2011 года

21 июня 2020. День всех святых в земле Российской просиявших. Евангельское чтение: Мф 4, 18-23

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях».

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы слышали о том, как Христос у Галилейского моря призвал апостолов: Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Оставив все, они пошли вслед за Ним. «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях».

В свое время зов Спасителя прозвучал и среди наших предков. Апостол Андрей, который некогда первым был призван Господом, проповедовал в Скифии, в землях, находившихся на севере от Римской империи.

Однако народы, жившие на территориях, которые сейчас входят в состав нашей страны, еще не готовы были принять Евангельскую истину. Через несколько столетий зов Спасителя через миссионеров не раз раздавался на Руси.

Но до крещения Руси в 988 году при святом князе Владимире, почти все жители в наших краях были язычниками.

Сколько явленных и неизвестных святых: праведных, святителей, преподобных, блаженных, со времени обращения нашего народа к свету Христовой веры, услышали зов Господа и, оставив все, последовали за Ним.

Подвижники благочестия, святые старцы и старицы, всегда воспринимались на Руси с огромным почтением. Люди стремились подражать их житиям, их мудрости и доброте, любили храм Божий.

Страна, главной ценностью которой была святость, пришла к великому могуществу, слава ее распространялась по всем землям.

Лишь мучеников в России было немного. Но в прошлом веке настали тяжкие времена гонений на Церковь. Масштабы разрушений храмов, убийств христиан в послереволюционные годы превзошли преследования христиан, имевшие место в языческой Римской империи.

Имеется немало архивных документов, говорящих о потрясающей жесткости гонителей, необъяснимой стойкости в вере новомучеников, о бессмысленных кровавых казнях. Нормальным считался протокол заседания тройки НКВД, в котором рассматривалось дело священнослужителя.

Его обвиняли в том, что на проповеди он призывал матерей водить детей в храм на причастие. Приговор – расстрел.

«Бога не расстрелять! Бог был, есть и будет!», говорил будущему архимандриту Павлу (Груздеву) его духовный отец, идя на расстрел. В те тяжкие годы мы, члены Русской Православной Церкви, обрели многих новых ходатаев о нас в Царстве Небесном.

Зов Спасителя ныне обращен к каждому из нас. Каждого из нас Христос призывает в сонм святых Русской Церкви. Каждого на свой путь. Кого-то стать преподобным, кого-то святителем, праведником, проповедником или человеком, посвятившим себя делам милосердия. Всякому даёт посильный жизненный крест.

Готовы ли мы, подобно апостолам, подобно всем русским святым, оставить все суетное. Все то, в чем никогда не найдем счастья, чтобы оно не занимало первого места в нашей жизни.

Готовы ли не только прочитать русским святым молитву, спеть им величание, но и, вместе с ними, последовать за Господом?

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *