О прощении долгов — богослов

Рубрика: Молитва

В современном мире деньги играют роль главного идола.

Материальные блага становятся ложным свидетельством статуса их владельцев, распределяют людей по разным “сортам”… Нередко для дорогостоящей покупки люди одалживают деньги.

А потом с трудом могут их отдать или вовсе не отдают долг. Как быть православному христианину, если ему не возвращают данные взаймы средства? Существует ли молитва на возврат долга?

О прощении долгов - БогословВозврат долга

Ответ на этот вопрос даёт Христос:

«И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк.6:34).

Молитва на возврат долга будет прямым противоречием словам Спасителя, поэтому в Православии нет такого понятия. Такое словосочетание, словно сигнальная кнопка тревоги, должно стать предупреждением для православного христианина. Здесь речь явно идёт о магическом заговоре.

Ведь молитва — это устремление души к своему Творцу.

«Молитва — небесный дождь, освежающий, напояющий и оплодотворяющий землю души, сила и крепость души и тела, освежение и очищение мысленного воздуха, просвещение лица, веселие духа, златая связь, соединяющая тварь с Творцом…» (праведный Иоанн Кронштадский).

Вступать с Богом в товарно-денежные отношения — это оскорбление Господа. Нельзя требовать от Него сделать так, чтобы должник вернул нам долг. Так действует волшебная палочка или колдовские чары, а не смиренная просьба к Творцу. 

В молитве христианин предаёт себя и свои тревоги Господу с верой в Его Божественный Промысел. Молясь, православный человек, как послушное дитя, приходит на разговор со своим Небесным Отцом. И твёрдо знает, что все посланное Его любящей рукой содействует ко благу.

«Гос­подь жаж­дет, что­бы Его жаж­да­ли, и на­по­яет же­ла­ющих пить; при­ем­лет как бла­годе­яние, ес­ли про­сят у Не­го бла­годе­яния, Он дос­ту­пен и щед­ро по­да­ет ве­ликие да­ры, с боль­шей ра­достью да­ет, чем иные при­ем­лют са­ми. Толь­ко не об­на­ружим в се­бе низ­кой ду­ши, про­ся то­го, что ма­ловаж­но и не­дос­той­но Да­юще­го» (святитель Григорий Богослов).

Прощение — заповедь Христа 

Молитва на возврат долга противоречит заповедям Иисуса Христа. Прощение и любовь должны быть постоянными спутниками души христианина.

«Филарет Милостивый, который отличался добротой и раздавал остатки своего богатства соседям, говорил, что подлинно что-либо можно требовать только с себя. То есть  спасут только две вещи: милосердие и подвиг, спрашиваемый с себя» (протоиерей Николай Горбатовский).

Молитву Господню Иисус Христос дал ученикам как образец молитвы. И в ней находим слова:

«и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:12).

Очевидно, что не случайно Господь употребил именно слово «долги», а не «вину» или «грехи». Тем самым это слово включает в себя как прегрешения против нас наших ближних, так и должников в прямом смысле. Потому из уст православного христианина, каждый день читающего «Отче наш», не может одновременно звучать молитва о возврате долга. 

Господь каждый день покрывает любовью множество наших согрешений. Ради прощения греховного бремени человечества Христос принял крестную смерть. И Он ждёт подобного прощения долгов от каждого христианина.

«Если брату своему не оставляешь долга его, то совершенно напрасно постишься и молишься: Бог не приимет тебя» (преподобный Ефрем Сирин).

Будем благодарными!

Говоря о Царствии Небесном, Иисус Христос рассказал притчу о царе. Властитель решил  рассчитаться со своими рабами. Один из них был должен огромную сумму — десять тысяч талантов,. Однако средств вернуть одолженную сумму у него не было. Царь смилостивился перед просьбами должника и полностью простил долг. 

После этого раб нашёл своего товарища и потребовал у него свой долг. Тот был ему должен незначительную сумму — сто динариев.

Несмотря на просьбы товарища потерпеть, неблагодарный раб бросил друга в темницу. Царь, узнав о подлости раба, разгневался и отдал его истязателям.

Причем до тех пор, пока тот не вернёт всего огромного долга. Из ситуации очевидно, что этого не случится никогда (Мф.18:23-35). 

Как говорил толкователь Евангелия профессор А.П. Лопухин:

«Тот, кому прощается большой долг, тем самым обязывается простить и другим небольшие долги. Но люди злы и в погоне за житейскими благами часто поступают вопреки всякой логике и здравому смыслу».

Сокрушаясь о своих многочисленных грехах и проступках перед Богом, будем милосердными к нашим должникам.

«У первохристианских общин было всё общее (Деян 2:44; 4:32). Для нас сейчас это, наверное, невозможно. Но давайте хотя бы будем помогать друг другу. Пусть не дарить – но хотя бы давать в долг. И по возможности не требовать назад. Может быть, просить, – но не требовать… Тогда и Господь не стребует с нас наших долгов» (иерей Феодор Людоговский).

Спиридон Тримифунтский — заступник нуждающихся

Православный человек должен помнить, что молитва на возврат долга — магический заговор, а не христианское молитвословие. Но при этом он может молиться Богу о помощи в своих духовных вопросах и материальных нуждах. 

В Православии существует традиция при финансовых проблемах обращаться к святителю Спиридону Тримифунтскому, который жил в III веке на острове Кипр. Епископа города Тримифунт отличали чистота веры, милосердие и бескорыстная помощь бедным. Кипрский святой прославился великим даром чудотворная, которым благословил его Господь за богоугодную жизнь. 

Из жития святителя известен следующий интересный случай.

Земледелец пришёл к богатому хлеботорговцу одолжить для посева зерно и обещал все вернуть после сбора урожая. Жадный купец отказался давать в долг и потребовал непременный залог.

Расстроенный крестьянин пришёл к святителю Спиридону просить его молитвенной помощи. Тот ободрил его и на следующий день принёс золотое украшение в форме змеи. Драгоценность выступила залогом, который земледелец должен был вернуть после жатвы.

Жадный хлеботорговец не хотел расставаться с украшением. Однажды заглянув в сундук, чтобы полюбоваться на присвоенную драгоценность, он с ужасом обнаружил там живую змею.

К удивлению купца крестьянин, которому торговец решил отдать залог, нашёл в сундуке прежнее золотое украшение.

Когда над драгоценностью помолился святитель Спиридон, оно снова превратилось в змею, которая уползла в свою нору.

Николай Чудотворец — Небесный друг и покровитель

В Православии есть святой, которого с любовью называют Угодник, Заступник, Чудотворец… Все это о святителе Николае, архиепископе Мир Ликийских. Он жил на рубеже III-IV веков в небольшом городе Патара, располагающемся на территории современной Турции. К нему нередко обращаются с молитвой о помощи в материальных трудностях.

С раннего детства Николай стремился к Богу и проводил время в посте, молитве и изучении Священного Писания. Он был непрестанным заступником бедных, и после смерти родителей все наследство раздал нищим. 

Известен случай, когда святитель Николай спас от тяжкого грехопадения разорившегося отца. Тот замыслил отдать трёх своих дочерей на смертный грех блудодеяния ради спасения от голодной смерти. Узнав об этом, святитель ночью тайно бросил в окошко бедняку мешочки с золотом. Благодаря этому отец смог рассчитаться с долгами и выдать дочерей замуж.

Святитель Николай постоянно творил милостыню, тайно помогая нуждающимся.

И вот уже порядка семнадцати веков святитель Николай Чудотворец ходатайствует перед Богом за прибегающих к нему в молитве христиан.

«Как просим живых священнослужителей и молитвенников за нас пред Господом, чтобы они помолились о нас, так просим и небесных молитвенников, по любви своей к Богу имеющих великое дерзновение пред Ним» (праведный Иоанн Кронштадский).

Молитва Святителю Спиридону Тримифунтскому

О, всеблаже́нный святи́телю Спиридо́не, вели́кий уго́дниче Христо́в и пресла́вный чудотво́рче! Предстоя́й на небеси́ Престо́лу Бо́жию с ли́ки А́нгел, при́зри ми́лостивым о́ком на предстоя́щии зде лю́ди (имена) и прося́щия си́льныя твоея́ по́мощи.

Умоли́ благоутро́бие Человеколю́бца Бо́га, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й! Испроси́ нам у Христа́ и Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ благопло́дие и во всем вся́кое изоби́лие и благоде́нствие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от ще́драго Бо́га, но во сла́ву Его́ и в прославле́ние твоего́ заступле́ния!

Изба́ви всех, ве́рою несумне́нною к Бо́гу приходя́щих, от вся́ких бед душе́вных и теле́сных, от всех томле́ний и диа́вольских наве́тов! Бу́ди печа́льным уте́шитель, неду́гующим врач, в напа́стех помо́щник, наги́м покрови́тель, вдови́цам засту́пник, си́рым защи́тник, младе́нцем пита́тель, ста́рым укрепи́тель, стра́нствующим путево́ждь, пла́вающим ко́рмчий, и исхода́тайствуй всем, кре́пкия по́мощи твоея́ тре́бующим, вся, я́же ко спасе́нию поле́зная! Я́ко да твои́ми моли́твами наставля́еми и соблюда́еми, дости́гнем в ве́чный поко́й и ку́пно с тобо́ю просла́вим Бо́га, в Тро́ице Святе́й сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Святителю Николаю Чудотворцу

О, до́брый наш па́стырю и богому́дрый наста́вниче, святи́телю Христо́в Нико́лае! Услы́ши нас гре́шных (имена), моля́щихся тебе́ и призыва́ющих в по́мощь ско́рое предста́тельство твое́: виждь нас не́мощных, отвсю́ду уловля́емых, вся́каго бла́га лише́нных и умо́м от малоду́шия помраче́нных.

Потщи́ся, уго́дниче Бо́жий, не оста́вити нас в грехо́внем плену́ бы́ти, да не бу́дем в ра́дость враго́м на́шим и не у́мрем в лука́вых дея́ниих на́ших.

Моли́ о нас недосто́йных Соде́теля на́шего и Влады́ку, Ему́ же ты со безпло́тными ли́ки предстои́ши: ми́лостива к нам сотвори́ Бо́га на́шего в ны́нешнем житии́ и в бу́дущем ве́це, да не возда́ст нам по дело́м на́шим и по нечистоте́ серде́ц на́ших, но по свое́й бла́гости возда́ст нам.

На твое́ бо хода́тайство упова́юще, твои́м предста́тельством хва́лимся, твое́ заступле́ние на по́мощь призыва́ем, и ко пресвято́му о́бразу твоему́ припа́дающе, по́мощи про́сим: изба́ви нас, уго́дниче Христо́в, от зол находя́щих на нас, да ра́ди святы́х твои́х моли́тв не обы́мет нас напа́сть и не погря́знем в пучи́не грехо́вней и в ти́не страсте́й на́ших. Моли́, святи́телю Христо́в Нико́лае, Христа́ Бо́га на́шего, да пода́ст нам ми́рное житие́ и оставле́ние грехо́в, душа́м же на́шим спасе́ние и ве́лию ми́лость, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» — Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 2. Нагорная проповедь / Глава 6. «Отче наш»

Следующее прошение молитвы Господней имеет прямое отношение к образу жизни человека, так как ставит прощение, получаемое от Бога, в прямую зависимость от того, прощает ли человек своих должников.

Этой теме посвящены многочисленные поучения Иисуса, в том числе та часть Нагорной проповеди, которая следует непосредственно за молитвой «Отче наш» и является комментарием к рассматриваемому  стиху:

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14–15).

Читайте также:  О любви к богу и ближнему - богослов

Представляется правильным рассмотреть стих молитвы вместе с этим комментарием.

Прежде всего остановимся на используемых терминах. В молитве «Отче наш», как она изложена у Матфея, речь идет о «долгах» (ὀφειλήματα). В параллельном тексте Луки использован термин «грехи» (ἁμαρτίαι). В комментарии к молитве у Матфея, а также в параллельном к этому комментарию тексте Марка (Мк. 11:25) употреблен термин «согрешения» (παραπτèματα).

Очевидно, что три термина воспринимаются как синонимы, хотя каждый из них имеет свою смысловую нагрузку. Термин ὀφε…λημα употребляется преимущественно в финансовой сфере и означает «долг», «задолженность». Термин ἁμαρτ…α, переводимый как «грех», изначально указывал на «промах», «попадание мимо цели»; он может быть переведен как «ошибка», «отклонение», «сбой».

Наконец, термин παράπτωμα указывает на «заблуждение», «ошибку», «крах».

Слово «долг», употребленное в той версии молитвы Господней, которая включена в Нагорную проповедь, заставляет вспомнить притчу о двух должниках (Мф. 18:23–35). В ней Иисус говорит о человеке, которому господин простил огромный долг, но который не захотел простить значительно меньший долг своему должнику.

Господин в притче обращает к своему рабу слова: Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? (Мф. 18:33).

Притча служит напоминанием о том, что Бог относится к людям снисходительно, прощая им их долги, ошибки, промахи, грехи; следовательно, и люди должны относиться друг к другу с такой же снисходительностью.

Человек должен уметь прощать, если он хочет получить прощение от Бога; эта мысль была прочно усвоена ранней Церковью.

В первой половине II века Поликарп Смирнский пишет христианской общине в Филиппах: «Если молим Господа, чтоб Он простил нас, то и мы должны прощать.

Ибо все мы находимся пред очами Господа и Бога; каждый из нас должен предстать пред судилище Христово и каждый за себя дать отчет»1Поликарп Смирнский. Послание к Филиппийцам. 6 (SC 10, 212). Рус. пер.: С. 362.. В III веке Киприан Карфагенский говорит:

Научивший нас молиться о грехах и долгах наших обещал нам милосердие Отца и следующее затем прощение.

К этому ясно присовокупил и прибавил закон, ограничивающий нас известным условием и обетом, по которому мы должны просить, чтобы нам оставлены были долги так, как и мы оставля ем должникам нашим, зная, что не может быть получено нами отпущение грехов, если мы не сделаем того же относительно должников наших… Итак, тебе не остается никакого извинения в день суда:  ты будешь судим по собственному своему приговору, с тобою поступят так, как сам ты поступишь  с другими2Киприан Карфагенский. Книга о молитве Господней. 22–23 (CSEL 3/1, 284). Рус. пер.: С. 265..

Означают ли слова молитвы «Отче наш» о прощении, что последователь Иисуса должен закрывать глаза на грехи ближнего, отказываться от попыток вразумить его, остановить от впадения в еще бо́льшие грехи? Такой вывод не вытекает из общего контекста учения Иисуса о прощении.

С одной стороны, на недоуменный вопрос Петра Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус отвечает: Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18:21–22).

Тем самым подчеркивается, что милосердие и терпение не должно иметь пределов: прощать надо столько раз, сколько человек согрешит. С другой стороны, мы находим в речи Иисуса следующие указания:

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух,  дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:15–17).

Если в ответе Петру речь идет только о прощении и ничего не говорится о возможности исправления грешника, то в цитируемом тексте содержатся вполне конкретные указания касательно того, как можно исправить грех в другом человеке.

Ключевым в этом отрывке является слово «церковь», которое во всем корпусе Четвероевангелия встречается еще лишь один раз — в словах Иисуса, обращенных к Петру: Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Если в том случае речь шла о Церкви в ее вселенском измерении, то в данном случае речь идет о местной церковной общине.

Именно слово «церковь», понимаемое в смысле указания на конкретную церковную общину, указывает на тот контекст, в котором возможно  исправление ближнего.

Итак, отвечая Петру на вопрос, сколько раз прощать должнику, Иисус говорит о прощении должника, но ничего не говорит о его исправлении. Это связано с тем, что исправлять другого — занятие неблагодарное и, как правило, бесплодное.

Муж не может путем увещаний или доказательств своей правоты исправить и изменить к лучшему жену, жена — мужа, друг — друга, ближний — ближнего. Исправление нужно начинать с самого себя, и об этом — вся Нагорная проповедь.

Ее острие направлено на конкретного человека, слушателя, которому Иисус предлагает пересмотреть свою, а не чужую систему ценностей и начать жить по-новому.

Если он это сделает, тогда уже и окружающие могут начать меняться к лучшему — не в результате увещаний, а благодаря тому, что увидят добрые дела того, кто в своем образе жизни последовал примеру Иисуса.

Когда же речь идет о церковной общине, то у нее есть механизмы соборного воздействия, свои способы прощения и наказания. Как сказано в Мф. 18:15–17, начать надо с разговора наедине. Если он не поможет, призвать двух или трех свидетелей.

Если и это не сработает, привлечь к решению вопроса всю церковную общину. Если же человек «и церкви не послушает», с ним надо порвать.

Иисус, следователь но, допускает и возможность полного разрыва отношений с «должником», и возможность отлучения его от церковной общины («да будет тебе как язычник»).

Именно такие механизмы созданы в Церкви для увещания еретика или раскольника: сначала он должен быть вызван к местному епископу, затем предан церковному суду, а в случае упорства в ереси или расколе — отлучен от Церкви.

Если же он принадлежит к числу епископов, то суд над ним осуществляется собором епископов. Отлучение от Церкви является крайней и высшей мерой наказания.

Срок его действия зависит исключительно от самого отлученного: если он принесет покаяние, членство в общине может быть ему возвращено.

Покаяние с самых ранних времен существования Церкви воспринималось как необходимое условие прощения грехов. В молитве «Отче наш» о покаянии ничего не говорится: прощать должника надо не потому, что он об этом просит, а потому что он должник.

В вопросе Петра о том, сколько раз прощать согрешившему, и ответе Иисуса также ничего не говорится о том, просит ли человек прощения или нет. Блаженный Августин подчеркивает, что прощать надо все грехи, а не только те, за которые у нас просят прощения3Августин.

О Нагорной проповеди. 2, 8, 29 (PL 34, 1282)..

Однако право прощать принадлежит не только отдельному члену Церкви, но и всей церковной общине. С самых первых лет бытия Церкви в ней существовала практика исповедания грехов. Об этом говорится уже в Деяниях апостольских: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (Деян. 19:18).

В Первом послании Иоанна читаем: Если исповедуем (ὁμολογούμεν) грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1:9). Апостол Иаков пишет: При­ знавайтесь друг перед другом в проступках (Иак. 5:16).

Более точен славянский перевод: «Исповедуйте (ἐξομολογεῖσθε) друг другу согрешения (παραπτώματα) ваша».

Речь здесь идет не просто о частной беседе, в ходе которой один христианин мог признаться перед другим в совершении проступка; речь, вероятнее всего, идет об акте литургического характера, происходящем на собрании общины. «Друг перед другом» значит«в церкви», в собрании.

Это подтверждают слова из «Дидахи»: «В церкви исповедуй согрешения твои»4Дидахи 4, 14 (SC 248, 164). Рус. пер.: С. 26..

В другом месте «Дидахи» исповедание грехов прямо увязывается с Евхаристией: «В день Господень, собравшись, преломляйте хлеб и благодарите, исповедовав предварительно согрешения ваши, чтобы жертва ваша была чиста»5Дидахи 14, 1 (SC 248. P. 192). Рус. пер.: С. 35..

Из этой раннехристианской практики выросло таинство Покаяния, или Исповеди, существовавшее в разных формах, в том числе в форме публичного признания грехов перед всей общиной или перед несколькими священниками.

Впоследствии сохранилась лишь одна форма исповеди: перед священником, один на один с ним.

В христианской литературе мы встречаем многочисленные указания на то, что просить прощения у Бога в молитве недостаточно: исповедовать грехи надо перед священником. Вот лишь несколько примеров:

Если откроем грехи свои не только Богу, но и тем, кто может врачевать не только раны, но и грехи наши, то грехи наши изгладит Тот, Кто сказал: Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако (Ис. 44:22)6Ориген. Беседы на Евангелие от Луки. 17 (PG 13, 1846)..

Желающий исповедать грехи свои — всем ли и кому случится или некоторым должен исповедовать?.. Исповедовать грехи необходимо перед теми, кому вверено домостроительство тайн Божиих7Василий Великий. Правила, кратко изложенные. 288 (PG 31, 1284–1285). Рус. пер.: Ч. 5. С. 360..

Отец весь суд отдал Сыну (Ин. 5:22).

Теперь вижу, что Сын весь суд сей отдал священникам… Священники иудейские имели власть очищать тело от проказы или, скорее, не очищать, а только освидетельствовать очищенных… Священники же Нового Завета получили власть не свидетелями быть очищенных, а очищать, притом не проказу тела, но скверну души8Иоанн Златоуст. О священстве. 3, 5, 6 (PG 48, 643–644). Рус. пер.: Т. 1. Кн. 2. С. 418..

Ты грешник? Войди в церковь, скажи: «Я согрешил» — и загладь свой  грех9Его же. Беседы о покаянии. 3, 1 (PG 49, 292). Рус. пер.: Т. 2. Кн. 1. С. 323..

Есть люди, которые считают достаточным для спасения своего исповедовать грехи свои одному Богу… Но ты пригласи к себе священника и исповедуй ему сокровенное твое… В посредники своих ран вместо Бога употреби пресвитера и открой ему пути свои, и он даст тебе залог  примирения10Августин. О посещении больных. 2, 4 (PL 40, 1154–1155)..

Читайте также:  О каноне андрея критского - богослов

Таинство Исповеди стало важным дополнением к той молитве о прощении грехов, которую христианин должен приносить ежедневно. Характерно, что молитва «Отче наш» включена и в чин Исповеди.

И если при чтении этой молитвы на Евхаристии основной акцент делается на слова о хлебе насущном, то при чтении ее перед исповедью главный акцент падает на слова «И оставь нам долги наши».

Это оставление на исповеди имеет конкретную видимую форму: после того как грехи названы, священник от имени Бога прощает и разрешает покаявшегося от всех грехов.

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим

Отче наш

Продолжаем публиковать серию материалов по проповедям Бориса Георгиевича Исупова о молитве «Отче наш». Сегодня речь пойдет о прощении.

Прощение грехов – это величайшее чудо из чудес. В конечном счете основным фактом Евангелия является прощение грехов. Для чего пришел Христос на эту землю, и почему Он умер на Голгофском кресте? Для того, чтобы сделать возможным твое и мое прощение.

Без прощения наших грехов мы не имели бы доступа к Богу, не могли бы наследовать жизнь вечную. Без прощения грехов мы оказались бы обречены на вечную гибель. Поэтому быть прощенным является величайшим благословением, которое человек может получить. Немудрено, что псалмопевец восклицает: «Блажен, кому отпущены беззакония, и Господь не вменит греха» (Пс.31:1-2).

Именно этим христианство отличается от всех других религий и учений: оно гарантирует полное и абсолютное прощение всех грехов.

Все пророки, – говорит Слово Божие, – свидетельствуют, что всякий верующий в Иисуса Христа получит прощение грехов (Деян.

10:43), а в другом месте Петр подчеркивает: «Да будет известно вам, мужи братия, что ради Его (Иисуса Христа – ред.) возвещается вам прощение грехов».

В молитве «Отче наш» Господь не упустил эту коренную истину, но напоминает нам о необходимости прощения грехов: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

Есть ли в этом надобность?

Как ни странно, но есть христиане, которые вообще отрицают эту молитву и в особенности данную часть ее – о необходимости просить о прощении грехов. Например, одни утверждают, что в ней нет надобности, потому что мы так или иначе оправданы перед Богом верой в Иисуса Христа.

Но что значит оправдание согласно учению Евангелия? Это значит, что Бог объявляет грешника праведным только через заслуги его Заместителя – Иисуса Христа, через то, что Христос взял на Себя все грехи. Но это не значит, что грешник делается праведным в том смысле, что он больше не в состоянии грешить.

Да, Бог грешнику вменяет праведность Иисуса Христа, если человек верой принимает Его как своего Спасителя. Но человек тем не менее остается способным согрешать.

Несмотря на то, что мы прощены и наш грех покрыт кровью Агнца, мы тем не менее нуждаемся в прощении наших постоянных согрешений. Как ясно об этом пишет апостол Иоанн в своем послании!

Все способны согрешать

И тут опять необходимо отметить, кому адресовал он это послание. Невозрожденным грешникам? Нет. Читайте внимательно – и вы обнаружите, что послание его целиком обращено к детям Божиим. И что апостол говорит им? Слушайте: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя и истины нет в нас» (1Иоан.1:8).

Что может быть яснее? И дальше он подчеркивает: «Если исповедуем грехи наши (заметьте, он имеет виду и самого себя), то Он (т.е. Бог), будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды».

И повторяет еще раз сказанное до этого: «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».

Итак, Иоанн пишет верующим, чтобы они исповедовали грехи свои, и Христос учил верующих молиться: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».

Можно сказать, чем ближе мы к Господу, тем огромнее и ужаснее покажется нам греховность нашего сердца.

Человек, который не видит мерзости и осквернения своего сердца, или никогда не возродился или, как говорит апостол Петр, «слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих».

Притча о прощеном рабе

В 18-й главе Евангелия от Матфея Христос привел в пример одну изумительную притчу о прощении. Побудил Спасителя сказать эту притчу вопрос, заданный Ему Петром: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» Иисус ответил ему: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз». Это значит 490 раз!

И после сказанного Христос поведал об одном царе, который решил рассчитаться со своими рабами. Один из них должен был царю десять тысяч талантов, приблизительно 20 миллионов рублей. Раб тот не имел таких денег и начал умолять царя, чтобы он отсрочил ему этот долг. И государь умилосердился над ним и простил ему весь долг его.

И теперь посмотрите, как поступил этот прощеный раб. Один из его товарищей должен был ему сто динариев – это приблизительно 20 рублей. Найдя того, он взял товарища за горло и начал душить. Тот умолял: «Потерпи на мне, и все отдам тебе», – но он не захотел ждать и посадил его в тюрьму, пока не отдаст последнюю копейку.

Что хотел Христос сказать этой притчей? Он указывает на то, какой большой долг был прощен каждому из нас по сравнению с тем долгом, который нам должен любой из ближних наших.

Пережившие прощение

«Петр, – говорит Господь, – если тебе и придется простить брата твоего 490 раз, то это ничто по сравнению с тем долгом, который простил тебе Отец твой Небесный». Поэтому, когда молимся: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим», – этим показываем, что прощены.

Вы заметили, что нам не сказано просить прощения у Бога потому, что мы простили согрешившим против нас. Бог нас не прощает по каким-либо нашим заслугам.

Если мы знаем, что наши грехи прощены Богом, а сами отказываем в прощении согрешений людям, значит, мы никогда не пережили прощения.

Тот, кто осознает, что прощен и омыт кровью Иисуса Христа, должен прощать других. Он иначе не может поступить.

Об этом написал апостол Павел в послании к Ефясянам 4:32: «Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».

Какой огромный грех, какую ужасную вину нам Бог простил, и как смеем мы питать ненависть и не простить согрешившему против нас!

Условия для собственного прощения

Заметьте, сколь важное значение Господь придает необходимости прощения с нашей стороны. Сразу же после такой молитвы Христос добавляет эти слова: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Если ты не готов простить, то не имеешь права просить себе прощения! Прощение мною моего ближнего является условием для меня, чада Божьего, позволяющим просить прощения у Господа. Нет ничего более драгоценного для Бога и ненавидимого диаволом, как наша готовность прощать.

Почему иногда дело Божие терпит поражение? Не потому ли, что в сердцах детей Его таится горечь, злоба, месть и недружелюбие? Это величайшие преступления, совершающиеся в среде верующих. Есть даже верующие, которые приходят к столу Господню, но которые годами не разговаривают друг с другом.

Давайте исповедуем сегодня этот грех перед Господом, чтобы молитвы наши имели доступ к трону благодати: «Отче наш! Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Мы прощаем обидчиков, потому что Ты простил нас во Христе Иисусе».

Прости от сердца брату твоему, чтобы не дать повода врагу нанести ущерб делу Божьему. Помни: когда ты прощаешь другого, ты даешь Богу возможность излить обильно Свои благословения на тебя.

  • Борис Исупов
  • Начало в №№ 17-19
  • Продолжение следует

Возврат долга: взгляд православного христианина

«Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта».Мф. 5:26.

 Неисполнение должником своих обязательств перед кредитором – это серьезная проблема, с которой сталкиваются сегодня многие участники гражданского оборота и которая постепенно эволюционирует от собственно проблемы к чему-то само собой разумеющемуся. Недобросовестные должники используют много способов для того, чтобы не исполнить свои обязательства. И сами эти способы часто являются недобросовестными.

Одним из таких откровенно недобросовестных способов является апелляция к текстам Библии и авторитету православной Церкви. Здесь нужно отметить, что подобное «прозрение» у должника, как правило, возникает тогда, когда правовые способы защиты исчерпаны и (или) оказались неэффективными.

Слова «… и прости нам долги наши…» (Мф. 6:12), с которыми православный христианин должен обращаться ни к кому иному, но только к своему Небесному Отцу, являются последним аргументом должника к кредитору.

Обычно, в этот момент кредитор уже стоит на пороге у должника с исполнительным листом в руках и в сопровождении судебных приставов.

Так можно ли не отдавать долг, ссылаясь на свои религиозные убеждения, в частности на принадлежность (действительную или мнимую) к православной Церкви? Предполагаю, что эту статью будут читать люди с разным отношением к религии, поэтому на поставленный вопрос отвечу сразу: нет, нельзя.

Во времена Ветхого Завета были случаи, когда должник мог на законном основании освобождался от выплаты долга. В Законе Моисея, который был, в том числе и полноценным источником права ветхозаветного периода, мы читаем:

«В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа [Бога твоего]; с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости». (Втор. 15:1-3).

В этой норме мы видим типичное для рассматриваемой эпохи деление на ближних (братьев) и иноплеменников. К иноплеменникам, выражаясь языком современного гражданского права, не применялся ни срок исковой давности, ни прощение долга.

Впрочем, существуют два противоположных взгляда. Одни полагают, что по истечении «года прощения» кредитор вновь получал право взыскивать долг с должника, и что этот «год прощения», таким образом, является ни чем иным, как отсрочкой платежа. Другие настаивают именно на абсолютном прощении долга.

Читайте также:  Преподобный серафим вырицкий житие святого, пророчества - богослов

Предоставление займа было обязанностью кредитора даже тогда, когда заведомо было известно о несостоятельности должника.

«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе [великий] грех; дай ему [и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно], и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15:7-11).

Еще два отличия от современного гражданского права состоят в том, что, во-первых, норма Закона Моисея о прощении долга является императивной (ср. ст. 415 ГК РФ) и, во-вторых, «год прощения» наступает независимо от момента, когда должник обязан исполнить обязательство, что прямо следует из приведенного выше текста Священного Писания.

В Новом Завете мы не раз сталкиваемся с образом заимодавца и заемщика. Даже учитывая иносказательность языка Священного Писания, ни в одном месте, где есть такое упоминание, не идет речи об оправдании отказа выплачивать долги: прощение долга, если таковое имеет место, является исключительно добровольным волеизъявлением заимодавца.

Уже в Нагорной проповеди Спаситель произносит слова, часть из которых мы поместили в эпиграф данной статьи:

«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф.5:25-26).

Епископ Михаил (Лузин), авторитетный толкователь Священного Писания, в своем комментарии на данный евангельский текст упоминает о схеме взыскания долга, свойственной римскому праву, которое незадолго до Рождества Христова было введено в покоренных римлянами иудейских землях. Если заимодавец требует долг с должника, то вначале идут переговоры с должником при помощи посредников (примирение с соперником). При недостижении соглашения должник привлекается к судье, после чего ввергается в долговую темницу до полной уплаты долга.

Даже в евангельской притче о прощении долга мы видим, что должник лишь просит царя «потерпеть о себе», но отнюдь не отказывается выплатить долг.

«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга». (Мф. 18:23-34).

Более лаконично смысл данной притчи мы видим в словах Апостола: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом». (Иак. 2:13).

Превратившись из должника в кредитора, раб не оказал милости своему товарищу (хотя товарищ этот не отказывался уплатить долг, но искал все того же «примирения с соперником»), за что государь-кредитор предал его истязателям, предпочтя на этот раз справедливость милосердию.

Как видно, даже такое тесное соседство, если не сказать переплетение категорий права и морали, какое мы видим в текстах Священного Писания, не дает никакого основания недобросовестным должникам ссылаться на данные тексты, как на основание уклонения от уплаты долга.

Обязанность должника уплатить долг прямо следует исходя из смысла Основ социальной концепции Русской Православной Церкви.

Этот документ, принятый Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в наши дни, играет роль «церковной конституции» в отношении Церкви с внешним миром, в том числе по поводу таких сфер общественной жизни, как государство и светское право. В соответствии с пунктом IV.9.

Основ «Церковь неизменно призывает пасомых быть законопослушными гражданами земного отечества». И далее: «Во всем, что касается исключительно земного порядка вещей, православный христианин обязан повиноваться законам, независимо от того, насколько они совершенны или неудачны».

Совершенно очевидно, что реальное и надлежащее исполнение должником своих обязательств, предусмотренное нормами гражданского права, также подпадает под сферу действия не только церковного права, но и церковной морали и этики.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала насельника Свято-Ильинского мужского монастыря города Одессы (Московская Патриархия) послушника Тимофея (Суладзе), юриста по образованию.

Автор признателен Дмитрию Юрьевичу Жданухину за идею написания этого материала.

  • Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году

Давайте обсудим

— Буквально на днях одна женщина рассказала мне историю, что время от времени она встречается с давней подругой.  И та при встрече неизменно говорит: «Послушай, у меня есть такое ощущение, что ты на меня какую-то обиду держишь».

Моя собеседница в очередной раз удивляется и возражает, что никакой обиды у неё за душой нет, всё в порядке. Та настаивает: «Я чувствую, что это не так, и ты обижаешься!»

Я прокомментировал эту ситуацию так, что, наверное, та женщина сама не может простить чего-то, и это не прощение трансформировалось в ней вот таким образом.

Простить и просто – однокоренные слова. Тот, кто не прощает, – непросто относится к другому человеку. Т.е. той, которая все спрашивает – все как-то не просто. Она не может простить, хотя не понимает, за что и как.

Мне кажется, что слово «простить» очень важно в контексте простоты отношений. И в этом смысле – что значит простить даже очень серьезного обидчика, причинившего глубочайшую боль? Ведь боль все равно никуда не денется. Но можно не держать зла в сердце на причинившего её.

Между людьми может не быть каких-то серьезных конфликтов, претензий, но между ними очень часто всё как-то не просто. И мне кажется, одна из задач на Прощеное воскресенье – это как раз постараться понять, с кем у нас не просто, попытаться осознать почему, и как-то это распутать.

Простить – это не значит обязательно принять человека в друзья, в близкие, знакомые, в соратники, но – смириться с тем, что он живет такой, какой он есть.

Потому что «непростые» бытовые истории – это то, что постоянно происходит с нами, например, классическое противостояние тещи и зятя, невестки и свекрови. У них вроде и конфликтов особых нет, но все как-то сложно, они в чем-то не нравятся друг другу, постоянно возникают незначительные стычки, претензии, осуждения из серии – не туда кастрюльку поставила, не так посмотрел и так далее.

Все это зиждется на наших обычных страстях: это может быть и зависть, и ревность, и сребролюбие, и что угодно. Но они не обязательно принимают характер открытого или даже осознаваемого конфликта.

Человек может не понимать, что он находится в таком состоянии, и именно непростота отношений, как лакмусовая бумажка, указывает на то, что надо что-то делать.

Долги

— Вообще в реальной жизни чаще сталкиваешься с примерами неумения простить. В основном – денежные долги. Сложно объяснять людям, что раз Господь не отдает тебе долги с этим человеком, значит, так надо.

Я знаю, что некоторые церковные, серьезные хорошие люди очень трудно прощают, если это затрагивает их не просто лишние деньги (если человек дал, и их ему не вернули, это легко принимается), а те, которые самому нужны.

Причем заемщик брал «на недельку», и человек, чтобы помочь ему, сам занял у бабушек-дедушек-знакомых приличную сумму. Но вот проходит год, другой, а заемщик не отдает, не отвечает на звонки.

И вот приходит такой человек, которому не отдают долг, ты долго говоришь, объясняешь, что это внутреннее непрощение сказывается разрушающе на самом человеке, как любая страсть. Денег это все равно не возвращает, а человеку становится внутреннее только хуже.

Собеседник вроде бы соглашается, оставляя надежду, что хоть в какой-то степени простит. Но нет, проходит несколько месяцев, он опять приходит и вываливает на тебя кучу горя, обиды и непрощения.

Прощение матери

— Если говорить о запоминающихся случаях прощения, то это отношения матери и ребёнка. Даже отец простить бывает не в состоянии.

Знаю тяжелую ситуацию, когда выросший ребёнок стал наркоманом и сменил пол. Мать пытается как-то помогать ему, а отец категорически против, запрещает матери общаться: «Это не наш сын теперь и вообще не человек». Мать живет в состоянии отчаяния уже много лет. Но сын для неё все-таки остаётся сыном.

  • Это и пример материнского прощения, и родительский инстинкт, когда ребёнок принимается любым (то есть грех не принимается, а сам несчастный человек за ним – да). С другой стороны, отец, страдая, не сумел найти в себе сил для этого приятия…
  • Оксана Головко, Протоиерей Максим Первозванский | 18 февраля 2015 г.
  • Источник: Правмир

← Вернуться к списку

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *