О расслабленном — богослов

О расслабленном - Богослов

В четвертую неделю по Пасхе совершается память чуда исцеления Исусом Христом расслабленного, который 38 лет лежал при Овчей купели в Иерусалиме.  

Содержание:

Исцеление расслабленного. История

Была в Иерусалиме купель, которая называлась по-еврейски Вифезда, т. е. Дом милосердия. Возле нее лежало множество больных, хромых, сухих. Архангел Михаил во всякое лето сходил в купель и возмущал воду.

И по возмущении воды тот больной, который входил в купель первым после Ангела, выздоравливал тотчас, какой бы ни была его болезнь. Место было настолько популярным, что вплоть до IV века, согласно святителю Кириллу Иерусалимскому (315-386 гг.

), там постоянно собирались болящие.

Однажды Исус Христос был в Иерусалиме во время праздника Пасхи. Проходя мимо купели, Он увидел около нее множество лежащих больных. Каждый из них ждал минуты, когда Ангел возмутит воду, чтобы первому войти в купель.

Между прочими больными был один человек, который тридцать восемь лет лежал в расслаблении.

Спаситель увидел его и сказал ему: «Хочешь ли быть здоров?» Больной отвечал Ему: «Хочу, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купель, когда возмутится вода: когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня». Исус сказал ему:

Встань, возьми одр свой и ходи (Ин. 5:6-8).

Больной тотчас выздоровел, взял свой одр и пошел. Бывшие тут иудеи разгневались и сказали исцеленному, что не следует ему брать своего одра, потому что день был праздничный.

Но он отвечал им: «Кто исцелил меня, Тот мне сказал: возьми постель свою и ходи» (Ин. 5:11). «А кто Тот Человек?» — спрашивали они. Но он не знал, Исус скрылся в народе.

Через некоторое время Исус встретил этого человека в храме и сказал ему:

Вот, ты теперь выздоровел; смотри же, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже (Ин. 5:12–14).

Исцеление расслабленного. Богослужение

Богословский смысл чуда исцеления Исусом Христом расслабленного из Евангельского повествования раскрывается в богослужебных текстах (в стихерах, каноне, в Синаксаре), которые звучат в этот день за богослужением.

Между схождением Ангела в Овчую купель и исцелением, полученным от возмущения воды от схождения, и Христом проводятся сравнения в богослужебных текстах.

Если Ангел сходил лишь раз в год и врачебную помощь получал лишь один человек, то Бог Слово своим схождением на землю через Свое Распятие и Воскресение всем людям даровал Святое Крещение, которое, по вере крещаемого, способно исцелить любого человека от болезней, как душевных, так и телесных.

В купель иногда овучюю ангел прихожааше, и единаго исцелеваше на всяко лето, крещением же божественным ныне очищает, бесчисленная множества Христос (Триодь Цветная, канон дню, песнь 1-я)

  • Тропарь:
  • Да веселsтсz нбcнаz, и3 рaдуютсz земнaz, ћкw сотвори2 держaву мhшцею своeю гDь, попрaвъ смeртію смeрть, пeрвенецъ и3змeртвы< бhсть, и4зчрева ѓдова и3збaвилъ є4сть нaсъ, и3 подaстъ ми1рови вeлію млcть.  
  • Кондак:
  • Дu1шю мою2 гDи вогрэсёхъ всsческихъ, безмёстными дэsньми лю1тэ раз8слaблену, воз8дви1гни б9eственымъ си2 чlколю1біемъ, ћкоже и3 раз8слaбленаго воздви1глъ є3си2 дрeвле, да зовY ти спасaемь, щeдрыи хrтE, дaждь ми2 и3сцэлeніе.
  • Библиотека Русской веры Канон в неделю о разслабленом →
  • Читать онлайн 

Исцеление расслабленного. Иконы

Иконография исцеления расслабленного представляет собой изображение Исуса Христа, исцелившего расслабленного возле купели, вокруг которой лежат болящие, «чающие движение воды». Исцеленный изображен со своим одром, который он держит на себе.

О расслабленном - БогословИсус Христос исцеляет расслабленного. Купель Вифезда в Иерусалиме. Миниатюра из Четвероевангелия царя Ивана Александра Болгарского. 1356 годО расслабленном - БогословИсус Христос исцеляет расслабленного. Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Псков, ок. 1156 годаО расслабленном - БогословИсцеление расслабленного при Овчей купели. Икона, вторая четверть XV века. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедникО расслабленном - БогословИсцеление расслабленного. Первая половина XVII в. Семен Бороздин, ГРМ

Исцеление расслабленного. Картины

К Евангельскому сюжету об исцелении расслабленного обращались мировые живописцы, такие как Бартоломе Эстебан Мурильо (1617-1682 гг.), Иоганн Фридрих Овербек (1789-1869 гг.), Джакомо Пальма (младший) 1544 (по др. источникам 1548/50)-1628 гг.)), Н.А. Бруни (1856-1935 гг.) и другие.

О расслабленном - БогословИсцеление расслабленного у Овчей купели. Бартоломе Эстебан Мурильо. 1667-70 гг.О расслабленном - БогословИсцеление расслабленного. Иоганн Фридрих Овербек. 1868 год. Гамбург. Кунстхалле, Гравюрный кабинетО расслабленном - БогословИсцеление расслабленного при Овчей купели. Джакомо Пальма, 1592 годО расслабленном - БогословИсцеление расслабленного (Овчая купель). Н.А. Бруни, 1884-1885 гг.

Душеполезное поучение в неделю о расслабленном

Очень часто искренность нашей веры испытывается в терпении различных скорбей и напастей, которые мы должны встречать без внутреннего недовольства, но с благодарением и сокрушением сердца. Такое терпение может сподобить нас венца наравне со святыми мучениками.

В своем толковании на Евангелие от Иоанна бл.

Феофилакт Болгарский обращает, прежде всего, внимание на мирное и безропотное состояние души исцеленного расслабленного, которое для многих может послужить примером к назиданию и укрепить к мужественному восприятию всех случающихся жизненных обстоятельств:

«Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Исус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня (Ин. 5, 5-7).

Терпение расслабленного изумительное! Тридцать восемь лет он был болен, каждогодно ожидая избавления от болезни, но предваряем был сильнейшими; однако же он не отставал и не отчаивался. Почему Господь и спрашивает его, желая показать нам терпение сего человека.

Спрашивает не для того, чтобы узнать, потому что это не только излишне, но и безумно спрашивать больного, хочет ли он быть здоровым. Так я сказал, что Он спрашивает для того, чтобы показать нам терпение этого человека. Что же он? Он отвечает весьма кротко. Да, говорит, Господи, я желаю, но не имею человека, который бы опустил меня в воду.

Он не высказывает никакой хулы, не отвергает Христа, как предложившего неуместный вопрос, не проклинает день рождения своего, как мы малодушные делаем, и притом в болезнях легчайших, но отвечает кротко и робко.

Хотя он и не знал, Кто спрашивает его, но, может быть, считая Христа полезным для себя уже и в том одном, что опустит его в воду, и потому хочет привлечь и расположить к себе своими речами». (Бл. Феофилакт Болгарский)

Церковные песнопения называют расслабленного «непогребенным мертвецом». В «Златоусте» подробно описываются страдания плоти несчастного больного: полная беспомощность, смрад, зной, холод, алчба, жажда и прочие болезни, одиночество и пренебрежение от людей.

Но при всем этом он имел светлую душу, способную к вере во Христа, хотя и страдал так за некоторые свои прегрешения. И, когда Христос сказал ему: «возьми одр твой и ходи», не усомнился, но встал на ноги и пошел. Что же иудеи? Бл.

Феофилакт отмечает, что они, прекрасно знавшие его историю, увидевши его здоровым, не подивились чуду, но спросили только: «Кто велел тебе взять постель?», потому что был день субботний.

Не стали спрашивать: «Кто исцелил тебя?», чтобы воздать подобающую почесть такому дивному Чудотворцу, но обратили все внимание на постель, чтобы найти себе повод к обвинению. Господь же, будучи Истинным Законодавцем, никогда  не преступал Закона, но, как пишет бл.

Феофилакт: «(Он) исцеляет «в субботу», научая людей иначе понимать обряды закона и почитание субботы поставлять не в телесно понимаемом бездействии, но в воздержании от зла. Потому что закон, будучи законом всегда добротворящего Бога, не может воспрещать добро творить и в субботу».

Исцеленный человек проявил мужество и благочестие, потому что не смутился, но открыто исповедовал об Исцелившем его. Пребывал он и в храме Божием, где второй раз встретился с Исусом. Господь сказал ему тогда: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14).

Слова эти относятся и ко всем нам: ибо, если будем не внимать временным наказаниям и закоснеем в пороках, то будем осуждены к наказанию вечному, которое без всякого сравнения страшнее любого земного бедствия и страдания и от которого никто уже не сможет избавить.

Также можем сравнивать себя и с расслабленным, ибо богослужебные тексты настоящего дня указывают и на расслабление наших душ, которые требуют подобного исцеления и восстания от бездействия к добродетели.

Рассуждая об овчей купели, бл. Феофилакт предлагает свое духовное пояснение, открывая нам иносказательный смысл Евангельского повествования:

Под овчею купелью разумей, пожалуй, благодать крещения, которую Господь Исус, закланное за нас Овча, омылся, крестившись за нас. Купель эта имеет пять ходов. Ибо в крещении являются четыре добродетели и созерцание с догматами.

Итак, естество человеческое, наподобие расслабленного разбитое во всех душевных силах, тридцать восемь лет лежало в болезни. Ибо не имело здравой веры в Троицу, не веровало твердо в будущий век, то есть в Воскресенье и в Суд за всю жизнь. Оно не получало исцеления.

Ибо не имело человека, который бы спустился в купальню, то есть тогда Сын Божий, Который имел исцелить крещением, не был еще Человеком.

А когда стал Человеком, тогда исцелил естество  наше; повелел взять и постель, то есть и тело сделать легким и тонким, и возвыситься от земли, не отягчаясь плотью и земными заботами, но восстать от равнодушия к добру и ходить, то есть двигаться к деланию добра.

Возмущение воды в купальне означает то, что в ней возмущаются духи злобы, сокрушаемые и попираемые благодатию Святаго Духа.

О если бы и нам получить здоровье! Нам, которые расслабели и неподвижимы ко всякому доброму делу, и не имеем человека, то есть, как бы уподобившиеся скотам несмысленным, не имеем смысла человеческого, чтобы он опустил нас в купель слезного покаяния, в которую кто войдет первым, тот получит исцеление.

Ибо надеющийся на последующее время и отлагающий покаяние, и не спешащий покаяться здесь, но опаздывающий, не получает исцеления. Итак, старайся войти первым, чтобы смерть не захватила тебя.

Сию купель покаяния возмущает ангел. Какой? Ангел Великого Совета Отчего, Христос и Спаситель. Ибо если божественное учение не коснется нашего сердца и не произведет в нем возмущения напоминанием о муках в будущем веке, то купель сия не будет действенна, и здоровья расслабленной душе не бывает.

Читайте также:  Храм покрова пресвятой богородицы село ташла - богослов

Справедливо она может быть названа овчею. Ибо в ней, как овцы, омываются внутренности и помыслы святых и незлобивых, уготовляющих себя в жертву, живую и благоугодную Богу.

О если бы и мы получили здоровье и по выздоровлении находились в храме, то есть не осквернялись несвященными помыслами, дабы не постигло нас худшее наказание в будущем.

Иже в летех многих изнемогшую люте душу мою Преблагий, исцели якоже и разслабленнаго преже, яко да хожу по Твоим стезям, ихже показал еси любящим Тя (Триодь Цветная, канон дню, песнь 3-я).

И как после всего этого любить людей? слово в неделю о расслабленном

Когда наш Спаситель совершал Свой крестный путь, силы оставили Его, Он упал, и тяжкий крест приказали нести некоему Симону из ливийского города Кирены. Так наш Искупитель получил невольного помощника в Своем подвиге.

А ведь Симон был обычным человеком: отец двух сыновей — Руфа и Александра, — не местный, и он просто шел со своего поля и, скорее всего, совершенно случайно попал на казнь.

Но с тех самых евангельских времен образ Симона Киринейского стал символом неожиданного помощника, который поддерживает нас в трудную минуту и помогает нести крест нашей жизни.

О расслабленном - Богослов

Архимандрит Савва (Мажуко)

В Иерусалиме, при купальне Вифезда, что в переводе значит «Дом милосердия», жил человек, 38 лет болевший каким-то неисцельным недугом. Евангелист говорит, что он лежал уже долгое время (Ин 5:6). Тридцать восемь лет болезни — это очень долго, это бесконечно долго.

Для многих, особенно в древности, это была целая жизнь.

И этот несчастный жил при купальне среди таких же больных, как и он сам, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин 5:3–4).

И вот Господь находит его и спрашивает: «Хочешь ли быть здоров?» Больной, который не знает, Кто перед ним, начинает жаловаться, и слова этой такой понятной нам жалобы всю неделю будут повторяться в стихирах Триоди на богослужении: «Человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель».

Какая трогательная фраза! Как знакомо нам это состояние оставленности, одиночества, непонимания! Человека не имам! Когда-то в древности один из философов ходил по Афинам с зажженным фонарем среди бела дня и кричал: «Ищу человека!», а тут: «Человека не имам!»

Даже Христу — Богочеловеку — понадобился помощник, потому что трудно, невыносимо трудно нести свой крест. Мы падаем, мы жалуемся: «Человека не имам!» Где же он — мой Симон Киринейский, который поможет донести крест?

Господь Сам стал для расслабленного Симоном из Кирены. Он просто, так просто, как может только Бог, сказал: «Встань, возьми постель твою и ходи», — и больной тотчас выздоровел. И осталась бы эта история одним из бесчисленных свидетельств о чудесах Бога на земле, если бы не человеческое, слишком человеческое продолжение.

Христос исцелил расслабленного в субботу. А евреи чтили закон и даже Богу не могли позволить его нарушить. Они стали искать Того, Кто посмел исцелить в субботу, ведь этот исцеленный не запомнил своего Врача. Но Господь Сам подошел к нему в храме и сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин 5:14).

Много столетий до этого, когда не было ни купальни, ни Иерусалима, и некому было чтить субботу, уже звучали похожие слова: если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт 4:7).

Так Господь увещевал Каина, но Каин остался глух, и земля снова была проклята за то, что отверзла уста свои принять кровь брата (Быт 4:11).

Евангелие от Иоанна приводит множество свидетельств личного и очень деликатного обращения Христа к собеседникам. Он говорит Нафанаилу нечто таинственное, что понимает лишь сам Апостол: когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин 1:48), и мы никогда не узнаем, что же Спаситель имел в виду.

Необычайно глубоки и как-то по-особому бережны беседы Христа с Никодимом и самарянкой. И здесь мы видим, что Господь очень осторожно уговаривает расслабленного не грешить. И что же сделал этот человек? Тут же донес на Христа иудеям. Предал своего Благодетеля.

Церковная история сообщает, что этот самый исцеленный позже был в числе тех, кто истязал Христа перед Распятием.

Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже (Ин 5:14).

А что может быть хуже, чем пролежать в болезни целую жизнь — 38 лет? Он страдал почти четыре десятилетия, но вот уже более двух тысячелетий поминается его неблагодарность.

Неблагодарность как болезнь души хуже всякой телесной болезни, потому что страдающий телом всё же остается человеком, но у кого нет сердца человека — благодарного сердца, — тот может ли оставаться человеком?

«Человека не имам!» — жаловался расслабленный. «Человека не имам!» — часто вопием и мы. Нет рядом Симона Киринейского, который помог бы нести мой крест! И как, скажите, после всего этого любить людей? Ведь рядом — никого! Ищу человека, а его нет. Не вижу никого.

А если никого не вижу, кого любить? Где же мой ближний? Кто мой ближний? Вспомним, что Спаситель уже отвечал на этот вопрос.

Наш Бог-Человеколюбец, Который видит людей и любит их, очень осторожно показал вопрошавшим, что изъян в самом вопросе — не: «кто мой ближний?», а «кому я ближний?» А значит, не «где мой Симон Киринейский?» а «кому я — Симон Киринейский?»

Неблагодарность — это болезнь глаз, недуг зрения. Как бывает стыдно, когда вдруг по милости Божией эта слепота неблагодарности проходит и видишь то, чего раньше совсем не замечал: сколько люди трудились ради меня, как много сделали мне добра, как много людей, которые меня любят. Почему же я остаюсь слеп к их любви? От больного сердца, не способного на благодарность.

Мы много и часто говорим о борьбе со страстями, об упражнении в молитве и изучении Писания. Как же иначе — без духовной жизни нет и христианина. Но вся наша духовность может расти и развиваться только в благодарном сердце, и если нет его — бесполезны и даже опасны все наши аскетические опыты и богословские штудии.

Воспитать свое сердце в благодарности людям и Богу — вот наш главный труд, наше основное духовное упражнение. 

И рядом с нами — Господь, не увиденный нами, наши незримые ближние и надежда однажды увидеть их подлинную красоту глазами, исцеленными благодарностью. «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин 3:2).

Слово в Неделю о расслабленном

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) О расслабленном - Богослов

Господь наш Иисус Христос пришел на праздник в Иерусалим. У Овечьих ворот этого города стояла купальня, называемая по-еврейски Вифезда, что значит Дом милосердия. Эта купальня была окружена пятью крытыми ходами, в которых лежало огромное множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, которое по временам производил сходивший в купальню Ангел. И тогда всякий больной, прежде других сошедший в воду, чудесно исцелялся от своей болезни, какая бы она ни была. Кому же, если не Предвечному Сыну Бога милосердия и Отца щедрот, подобало войти в Дом Милосердия?

Среди огромного множества больных лежал уже 38 лет расслабленный, никогда не успевавший первым войти в воду по возмущении ее. К нему подошел Всеведущий Сын Божий и спросил, хочет ли он быть здоровым.

Тихо и кротко отвечал несчастный страдалец: «…так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5, 7).

Господь Иисус Христос, Сердцеведец и Всеведущий, знал, как огромно и безмерно было терпение этого страдальца, знал, как несокрушима была его надежда на милость Божию. Ей изумляемся и мы, слыша разговор несчастного расслабленного с Господом Иисусом.

Кто другой на его месте лежал бы 38 лет в купальне и не вернулся бы домой, потеряв терпение?! Кто не убедился бы в тщетности своей надежды на чудо Божие? Кто даже не возроптал 6ы на Бога?! А он терпел, он продолжал надеяться, ибо сердце его было кротко и смиренно.

И стоит доселе пред всем христианским миром в пример малодушным этот гранитный столп веры, терпения и надежды.

А от Господа Иисуса Христа получил он воздаяние за кротость сердца своего, воздаяние, какое возможно было только для Сына Божия, ибо услышал расслабленный от Него приказ, какой мог дать только Господь и Спаситель наш Иисус Христос: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5, 8).

Вспомним написанное в четвертой главе Евангелиста Матфея: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Мф. 4, 23–24).

Почему обо всем этом множестве чудес Христовых так коротко повествует или даже только упоминает Евангелист Матфей? Почему Апостол и Евангелист Иоанн Богослов так подробно написал об исцелении расслабленного в купальне близ Овечьих ворот, и этому чуду посвящается четвертая неделя Святой Пятидесятницы? Потому, думаем мы, что в Божественном свете Воскресения Христова последние чудеса Его, особенно такие яркие, как исцеление расслабленного, воспринимаем мы гораздо более глубоко, чем более ранние чудеса Христовы, в которых Он также являл Себя миру как величайший Чудотворец; потому, чтобы с особенной силой запечатлелся в наших сердцах образ страдальца – расслабленного, сумевшего 38 лет хранить всю силу надежды на милосердие Божие.

  • Вифезда – Дом Милосердия – представляется нам не как место чудесных исцелений больных телом, а как грешный мир, требующий исцеления духовного, которое и было целью воплощения Сына Божиего, Его проповеди и безмерной спасающей силы Его Голгофского Креста.
  • Отдадим же всецело сердца наши Спасителю нашему от власти греха Господу Иисусу Христу и с Его всесильной помощью пойдем в далекий путь, ведущий в Царство вечной славы, покоя и радости, хотя бы и труден был этот узкий и каменистый путь.
  • Аминь.
  • 1958 г.
Читайте также:  Лампада горящая неугасимая и гасимая в храме николая чудотворца - богослов

Неделя о расслабленном, или Как избавиться от душевного паралича?

Неделю четвертую по Пасхе Православная Церковь называет Неделей о расслабленном, так как здесь вспоминается евангельское зачало, читаемое на Литургии, именуемое в богослужебной практике «о расслабленном» (Ин. 5:1–15).

Оно повествует нам о том, что возле Иерусалимского храма была некая купальня, называемая по-еврейски «Вифезда», что переводится как «дом милосердия (исцеления)». Данная купальня представляла собой бассейн, наполненный водой, к которому вели пять крытых притворов. Бассейн имел обрядовое значение.

По одной из исторических версий, в нем мыли животных, которых приносили в жертву Богу в Иерусалимском храме, по другой – мыли уже их внутренности также для последующего жертвоприношения. В Вифезде, как повествует Евангелие, по временам совершалось чудо. Святой Ангел входил в купель, и тогда вода в ней начинала словно бы кипеть, бурлить.

Если первый больной входил в этот момент в воду, то он исцелялся от своего недуга, вне зависимости от вида болезни или ее тяжести.

Поэтому, как повествует в своей проповеди в данную Неделю святитель Николай Сербский: «Множество больных из всех краев, со всевозможными болезнями собирались в этом удивительном месте, чтобы найти для себя лекарство, которое они тщетно искали у людей и у природы в иных местах… Какая удивительная и драматичная сцена! Представьте себе пять ходов, переполненных величайшими страдальцами из всего народа, находящимися в самом отчаянном положении! Представьте себе пять вместилищ человеческой боли и скорби, слез и гноя! Рядом – город, исполненный человеческих существ, которые гонятся за наслаждениями, рвутся к богатству, борются за почет и власть, играют комедию и со своим телом, и со своею душою. А здесь – предсмертная агония, медленное и мучительное умирание и одна-единственная точка, куда устремлены все взоры, – вода; одно-единственное ожидание – Ангела; одно-единственное желание – здоровье».

И, конечно, когда ангел сходил в воду, когда она начинала бурлить, все эти страдальцы в порыве надежды, но в то же время и в эгоистическом стремлении поскорее исцелиться бросались, толкая друг друга в воду. Кто не исцелился, дальше в муках продолжал лежать, ожидая следующего движения воды.

Здесь же в одном из притворов лежал некий расслабленный, т. е. человек, разбитый параличом, который не мог пошевелиться. Он болел своей болезнью 38 восемь лет, как повествует нам о том святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.

Долгое время он лежал именно в Вифезде. Ни родственников, ни друзей у него не было.

Как он сам говорил Спасителю: «Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:7).

Это, конечно, страшные слова. Этот больной, быть может, десятки лет пролежал в Овечьей купальне. Вокруг него неслась жизнь шумной столицы Иудейского царства.

Тысячи людей проходили подле него, спеша принести жертву в храм. Но не нашлось человека, который бы совершил главную свою жертву – жертву милосердия, сострадания, любви.

Не нашлось человека, который бы помог ему дойти до купели, куда сходил Ангел.

Не так ли мы живем и сейчас? Яркая цветная пена удовольствий да развлечений зачастую увлекает человека. Он не думает о тех, о которых говорил Господь наш Иисус Христос на страницах Вечной Книги Жизни – Евангелия (см.

Мф. 25:31–46) – о всех тех, кто лежит в больницах, нуждается в пропитании, изнывает от холода, находится в тюрьмах. А ведь милосердие или не милосердие к ним будет главным критерием Страшного суда для каждого из нас.

И вот так же Иерусалим I века куда-то спешил, жил своей жизнью, не обращая внимания на десятилетиями страдающего от болезни человека.И только Бог подошел к нему. Спаситель ни к кому не приходил просто так.  Господь приходил именно к тому, кто нуждался в Нем больше всего.

Так и этот расслабленный не отчаялся, не начал унывать, не озлобился за все свои долгие 38 лет болезни. Он смиренно терпеливо ждал, надеясь на чудо, а значит, на Бога.

Господь исцеляет его. Уже не нужно схождение  ветхозаветного Ангела в купель. Сам Бог воплотился в человеческую природу. Исполнился Ветхий Завет. Началась эра Нового Завета. Бог пришел к человеку, чтобы исцелить его. Он повелевает расслабленному встать, взять постель свою и ходить.

Зачем это делается? Затем, чтобы исцеленный засвидетельствовал великое чудо спасения Богом человека. Вот исцеленный, вот постель, на которой он лежал в болезни долгие годы. Это не призрак. Это реальный человек. А постель – это овеществленный рассказ о его жизни, о его исцелении.

«Слепые» же иудеи накинулись на бывшего расслабленного. Почему это он в субботу ходит с постелью?! Ведь нельзя переносить предметы с места на место в субботу.

Как метко пишет святитель Николай Сербский по этому поводу: «О, мелкие душонки! О, окамененные сердца! Вместо того чтобы радоваться, что пресмыкающийся червь выпрямился и снова стал человеком, вместо того чтобы поздравить его с исцелением, вместо того чтобы взволновать весь город, созвав его для прославления живаго и человеколюбивого Бога, – вместо всего этого они гневаются на человека за то, что он взял на плечи свою бедную постель и пошел в дом свой! Даже если бы в субботу у них на глазах мертвец поднялся из могилы, они не удивились бы его воскресению, но укорили бы его словами: ‟Почему ты в субботу такой пыльный?”..  Видите ли вы, как выродился род избранный? Видите ли, какие волчцы произросли на ниве, некогда породившей Моисея, Исаию и Давида? Видите ли, как благочестие людей израильских, некогда возвышенное, выродилось в субботническое шпионство? И как священническое служение Богу живому обратилось в полицейскую охрану идола богини Субботы?».

Но Господь, встречая исцеленного им расслабленного во второй раз, говорит ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14).

Господь здесь прямо говорит о том, что его физическая болезнь является следствием греха, совершенного этим человеком и прямо предупреждает бывшего расслабленного о том, чтобы он не грешил больше.

Потому что одно дело согрешить по неведению, а другое дело согрешить уже после исповеди, после встречи с Самим Богом, Который тебя соделал целым, духовно и телесно здравым, а ты снова вернешься и будешь разбивать себя и уничтожать грехом. Одно дело первое – ты не знал Бога.

Но совершенно другое дело второе. Ты познал Бога, но отвращаешься от Него и идешь грешить дальше. Между Господом и грехом ты выбираешь грех. За этим, конечно, следует гораздо больше наказание – адские муки, ибо такой человек уподобляется падшим духам-богоотступникам.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет об этом следующее: «Грех – причина всех скорбей человека и во времени и в вечности.

Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха, подобно тому, как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свойственное им действие… Господь, давший завещание исцеленному расслабленному, чтоб он не впадал снова в те согрешения, за которые наказан болезнью, дал такое же завещание грешнице, которой Он простил грехи ее. Иди, – сказал Спаситель мира присужденной земными праведниками на побиение камнями, – и отселе ктому не согрешай (Ин. 8:11). Исцеление души и исцеление тела дается милосердым Господом при условии, при одинаковом условии. Грех жены был грех смертный; очевидно, что и грех расслабленного принадлежит к разряду грехов смертных. Эти-то грехи и призывают наиболее казнь Божию… Прощение греха и избавление от скорби, которою наказуемся за грех, даруется нам от Бога единственно при условии оставления греха, пагубного для нас, мерзостного пред Богом». 

Нужно понять с Божьей помощью, что мы – каждый из нас – это тот же расслабленный. Человек расслабленный, изнеженный грехом. Часто нам кажется, что мы много трудимся, зарабатываем деньги, содержим семью и пр.

Но когда придет время встать на молитву, утреннюю и вечернюю, не скажем ли мы эти страшные слова: «Ладно, потом?».

Когда придет святой Ангел Хранитель возбудить в нас светлое чувство и желание исповедоваться и причаститься Тела и Крови Христовых, не скажем ли мы ему: «Сегодня некогда. Может быть, в следующий раз»?

Читайте также:  Житие патриарха ермогена - богослов

Это воистину страшные слова. Как точно говорил святитель Феофан Затворник, в православной аскетике слова «завтра» нет. А иеромонах Серафим (Роуз) часто повторял: «Мы не понимаем, что и сегодня уже поздно».

Человек может бежать, может вести очень активную внешнюю жизнь, но внутренний его человек 38, 27, 40, 60 лет расслаблен, парализован и лежит едва живой. Почему? Потому что не нуждается в Боге.

Вернее, нуждается, но только голос его заглушен тернием житейским да спешкой. Откуда все депрессии, откуда все уныния, нервные срывы, тревога и пр.

? Из-за того, что человек не умеет разговаривать с Богом, не знает и не хочет учиться великому искусству разговора с собственной душой.

Гонка за материальными ценностями даст только еще более удушающую нервную гонку. Есть у человека «део ланос» захочется БМВ X6, есть эта машина, захочется «бентли» ручной сборки, есть «бентли», захочется «самолет». Все это будет, но покоя не будет. И смерть будет, как у всех. И Страшный суд за нею.

А что на Страшном суде? Ничего… Пролежал. Душа в параличе. Вот это будет действительно ужасно.

Почему именно в четвертую Неделю Триоди Цветной мы вспоминаем евангельскую историю о расслабленном. Синаксарь нам говорит: «Ныне же чудо это празднуется потому, что и оно в Пятидесятницу совершено, подобно бывшему с самарянкой и слепым.

Ибо Фоме и мироносицам празднуем во удостоверение Христова восстания из мертвых, прочее же – до Вознесения, поскольку Он совершил это различным образом во время еврейской Пятидесятницы и потому еще, что об этом столь подробно вспоминает Иоанн».

Потому что чудо исцеления расслабленного произошло именно в Пятидесятницу, т. е. в период Триоди Цветной.

Кроме того, он нам словно бы говорит о том, что Спаситель воплотился в человеческое естество, чтобы воскресить от греха человека. В Его Воскресении воскресаем и все мы. Расслабленный находился в неподвижном гробе своего тела. Бог его воскресил.

То же происходит и с нами. Если мы того захотим, Господь войдет в наши пять притворов – пять органов чувств, Он войдет в наше тело, чтобы спасти от парализующих оков греха нашего расслабленного – нашу душу. Он соделает и нас целыми.

Что от нас требуется только? Иметь нужду в Боге. Впустить Его в себя. Начать жить жизнью Церкви. И осознать, что великое счастье – это начать свой личный каждодневный ежесекундный путь ко Всевышнему. И в этом наше самое главное блаженство. На этом пути нас встретит Возлюбленный Господь и подарит нам долгожданное исцеление.

Иерей Андрей Чиженко

Неделя о расслабленном

Сегодня праздничная 4-я неделя по Пасхе, хочу с вами поделиться мыслями о наступившей неделе, которая посвящена исцелению расслабленного. В воскресение, посетив церковное богослужение, после завершения церковной службы, по сложившейся традиции, батюшка провел проповедь, в которой рассказал о четвертой неделе по Пасхе.

  • Праздничная неделя называется: “Неделя о расслабленном”, поэтому, многие молящиеся христиане, дополнительно включают к утренним и вечерним правилам из молитвослова чтение тропаря и кондака: “Читают тропарь и кондак 4-ю неделю по Пасхе: Преполовение Пятидесятницы”.

фото Неделя о расслабленномфото Неделя о расслабленном

Неделя о расслабленном, связана с описанными событиями из Евангелие.

Господь Иисус Христос посещал Иерусалим, а точнее купальни под названием — “Овечьи купальни”. Там находились больные, хромые, и телесно ослабленные, ожидавшие движение воды, в надежде исцелиться во время посещения ангелом купели. Господь Иисус Христос подошел к одному расслабленному, в результате общения совершил чудо — исцеление от лежачей болезни, которая мучила болящего многие годы.

фото Неделя о расслабленномфото Неделя о расслабленном

Церковь всю неделю совершает празднования о расслабленном, многие люди даже не задумываются о заложенной, скрытой сокровенной информации исцеления Христом болящего. В этом случае показано не просто исцеление больного, а ведь в древности словом — ”расслабленные”, называли людей, находящихся в телесной парализации, то есть недвижимые.

  • “Богословский смысл чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного из Евангельского повествования, раскрывается в богослужебных текстах — в стихирах, каноне, в Синаксаре, которые звучат в эти дни в Православной церкви. В них, душа каждого человека, сравнивается с расслабленным, а причиной болезни, называются грехи, которые может исцелить и исцеляет лишь один Бог — Иисус Христос. Христос исцеляет любые болезни, не только телесные, но и душевные, а от человека лишь требуется искреннее раскаяние в грехах и исправление, то есть не повторение их в будущем. Поскольку покаяние невозможно без исправления”. (Источник: Википедии — Неделя о расслабленном)

фото Неделя о расслабленномфото Неделя о расслабленном

В проповеди батюшка приоткрыл значение слова “расслабленный” и разъяснил современное значение: расслабленный, на нашем современном русском языке обозначает парализованный, с нарушениями центральной нервной системы.

Сравнил это состояние с душой, которую не омывают по утрам и вечерам молитвой, чтением покаянных канонов Господу нашему Иисусу Христу, молебна Приснодеве Богородице и Ангелу — хранителю, а также восхваления святых угодников Божиих.

https://www.youtube.com/watch?v=JQHuqdg0q-M

Привел к качестве примера беседу с людьми, собирающимися стать крестными. Он их спрашивает: ”Вы молитесь, причащаетесь и ходите по воскресеньям в Церковь?” Ответ обычно слышал отрицательный, будущие крестные неловко пожимали плечами.

Какое “духовное воспитание” может быть у младенца, которого собрались крестить такие крестные? Действительно, многие прихожане приходят в Церковь, только лишь посвятить пасху или на Рождество Христово.

Ну может быть ещё забегают один или два раза в году поставить свечу у алтаря, да что тут сказать, многие ведь о душе своей не думают вовсе, все мысли только о хлебе насущном.

  • Правда заключается в том, насколько многие обыватели проживают жизнь в тленности и в увлечении материальными благами современной цивилизации, а о своей грешной душе нет и помышлений.

фото Неделя о расслабленномфото Неделя о расслабленном

Живя в праздности, не думая о душе и Боге, мы оказываемся на энергоинформационном “духовном” уровне развития, как тот телесно расслабленный, испытывающий страдания.

Многие, живущие в праздности, исключительно животными программами, должны задуматься о том, что проживут свою сытую и зрелищную земную жизнь, и окажутся в загробном мире, кто-то с душой туда прибудет, а кто-то пустым фантомом, который ещё при жизни её потерял.

  • Там и проявится во всей красе их духовное расслабление “аспекта души”, в зависимости от прожитой земной жизни.

Если читатель обратится к современным источникам эзотерической информации, связанными с духовным развитием души, то можно найти правильное описание жизненной задачи для каждой души: о необходимости восстановить и приумножить высокие энергополя за все время текущего воплощения, от этого и будет зависеть “архивация высоких вибраций души, во время выбора воплощения”, прочитанное мной у автора — учёного Николая Викторович Левашова. В двухтомнике книги, под названием — “Сущность и Разум”, автор приводит информацию о том, что любая воплощенная сущность — (душа), во время погружения в утробу матери снижает свой вибрационный актив тонких полевых конструкций, до минимального значения, достаточного для синхронизации с энергополями новой “личности Я”. Происходит архивация всего наработанного, прошлого опыта души во время воплощения, но после рождения появляется важная потребность и задача — “восстановить утраченный энергопотенциал”, и выйти на новые высоты вибрационного актива духовного развития.

  • Если вернуться к наступившей “Неделе о расслабленном”, в которой Святая Церковь обращает внимание на омовение души, благодаря Господу нашему Иисусу Христу и о покаянии в грехах, которые, как гири привязывают “аспект души” к тленному материальному миру, то можно понять следующее.

Святыми духовными подвижниками Святой Церкви был заложен фундамент — празднование “Недели о расслабленном”, в ключе духовного развития души, где любой мирянин сознательно вступает на путь духовного развития, через воцерковление, “что значит воцерковление”.

Воцерковление позволяет христианину на бессознательном уровне, нахождения в высоких вибрационных энерго полях, во время утренних и вечерних молитвенных предстояний, систематического посещения Церкви, с регулярными исповеданиями, очищая свое сердце от грехов и страстей, а причащение Святых Даров, как самая главная цель Православия, во укрепление веры в Господа нашего Иисуса Христа. Во время нахождения в энергоинформационном энергопотоке, идя по пути Господа нашего Иисуса Христа, у верующего и молящегося христианина происходит восстановление архивированных тонких полевых конструкций воплощенного “аспекта души”. Посвятив все своё свободное время земной жизни, на молитву и покаяние пред Господом — это и есть — “Прямой путь к своему духовному пробуждению”.

фото Неделя о расслабленномфото Неделя о расслабленном

Неделя о расслабленном — это время задуматься о вашей душе и духовной жизни, и все же найти время для её омовения в молитве, посещения церкви с обязательным исповеданием и причащением Святых Даров.

Если, кто-то задумается о своей духовной жизни, с помощью православной веры — во живого Господа нашего Иисуса Христа, то непременно придет в новые энергополя духовного развития воплощенного “аспекта души”.

Молитвенный труд — это прямая дорога во спасение вашей души.

Советую почитать тематические статьи по теме по Пути к Богу:

  • Польза от посещения Церкви по воскресным и субботним дням.
  • Душа, Дух наш пребывают в сонном царстве и лукавом мире.
  • Молящийся верующий человек — опыт и наработки души.
  • Соотношение Душ на Земле: Информация для прохождения небесного потока.

Проживая земную жизнь в молитве и в устремлении по пути к Богу.Пожертвовать на развитие — подайте Христа ради… ????????????https://zen.yandex.ru/bogoslov_put_k_boguПуть к Богу — нашли ответ, ставь палец верх ????????????Подпишись на Тематический Канал: Путь к Богу ???? ???? ????Поделись Друзьями Статьей + «Активная Ссылка«: Путь к Богу ???? ???? ????

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *