О сути обрезания, крещения и причастия — богослов

О сути обрезания, крещения и причастия - Богослов

Первое Причастие ребенка или взрослого после Крещения

По принятым правилам Причастие младенцев и новокрещеных взрослых после крещения проводится на второй день.

Ведь Крещение совершается обычно после Литургии, поэтому придется прийти в храм еще раз — в ближайший день или ближайшее воскреснике, если в вашем храме службы нечасты.

Откладывать Причастие на более поздний срок не рекомендуется — ведь Причастие является соединением с Самим Богом, это праздник, который нельзя пропустить.

Для ребенка и вашей семьи можно устроить двойной праздник — Крещения и Причастия.

О сути обрезания, крещения и причастия - Богослов

Смысл Причащения в церкви

Таинство Причастия или Евхаристии (с греческого — благодарение) — главное Таинство Православной Церкви и, одновременно, наиболее часто совершаемое Таинство: в любом храме Причастие совершается каждое воскресенье и по праздникам, а в храмах, где служит больше одного священника — каждый день, за исключением особых дней Церковного Устава.

Причастие совершается только за Литургией, которая служится обычно по утрам. В этом повседневном богослужении и самом его событии — Таинстве Причастия — заключен огромный смысл, древняя традиция и сильная благодать Божия, поистине просвещающая каждого православного христианина.

Таинство Евхаристии, Причастия было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно — апостол Иоанн Богослов.

Самая сильная молитва — это любое поминовение и пребывание за Литургией. За человека во время Таинства Евхаристии (Причастия) молится вся Церковь.

Готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…».

Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия.

Так люди получают великую силу и благодать от Бога, становясь с Ним едиными.

Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени.

Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их — соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.

О сути обрезания, крещения и причастия - Богослов

Кому нужно исповедоваться

Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет.

Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди — ведь священники из-за многолюдства, бывает, не могут отследить этого. Такой поступок — большой грех.

Господь наказывал их за дерзость трудностями, болезнями и скорбями.

Нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.

Если крестился взрослый человек, он должен соблюсти правила подготовки к Причастию, но исповедоваться после Крещения не нужно, хотя и можно. Крещение смывает все грехи — оно само по себе как Исповедь. Если что-то тяготит вашу совесть, если есть какие-то вопросы, исповедуйтесь.

О сути обрезания, крещения и причастия - Богослов

Говение взрослого

К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить, это называется «поговеть», «говение». Подготовка включает чтение особых молитв по молитвослову, пост и покаяние:

Готовьтесь постом 2-3 дня. Нужно быть умеренным в пище, отказаться от мяса, в идеале — от мяса, молока, яиц, если вы не больны и не беременны.

  • Старайтесь в течение этих дней прочитывать утреннее и вечернее молитвенное правило с вниманием и усердием.
  • Читайте духовную литературу, особенно необходимую для подготовки к Исповеди.
  • Откажитесь от развлечений, посещения шумных мест отдыха.
  • За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (найдите текст, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно тоже включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).
  • Примиритесь с людьми, с которыми вы состоите в серьезной ссоре.

Лучше посетить вечернее богослужение — Всенощное бдение. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.

Перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром.

О сути обрезания, крещения и причастия - Богослов

Процесс проведения Таинства Причастия

После пения молитвы “Отче наш” и закрытия Царских врат нужно подойти к алтарю (или встать в очередь, которая собирается у алтаря). Детей и родителей с младенцами пропустят — они причащаются в начале; в некоторых храмах пропускают вперед и мужчин.

Люди часто узнают все о подготовке, а вот что делать во время самого Причастия, не знают.

Когда священник вынесет Чашу и прочитает две молитвы (иногда они читаются всем храмом), перекреститесь, сложите крестообразно руки к плечам — правую на левую — и идите, не опуская руки, пока не причаститесь.

У Чаши не креститесь, чтобы случайно не толкнуть ее. Назовите свое имя в Крещении, широко откройте рот. Священник сам вложит вам в рот ложечку с Телом и Кровью.

Постарайтесь сразу Их проглотить Поцелуйте низ Чаши, отойдите и только потом перекреститесь.

Идите к столику с «теплотой» («запивкой»), чтобы запить и кусочком просфоры заесть Причастие во избежание исторжения (чтобы вы случайно не выплюнули Его или не чихнули с частицей).

До окончания богослужения не уходите из церкви. Благодарственные молитвы после Причастия выслушаете в храме или прочитайте дома.

В день Причастия лучше не плевать (частицы Причастия могли остаться во рту), стараться сразу не развлекаться много и вести себя с благочестием. Лучше провести день в радости, общении с близкими, чтении духовных книг, спокойных прогулках.

О сути обрезания, крещения и причастия - Богослов

Подготовка ребенка к Причастию

Детей обычно приносят к самому Причастию — в будни оно начинается примерно через 50 минут или через час после начала Литургии, в праздничные — позже, но тогда больше и людей, возможно, не стоит причинять неудобства и себе, и ребенку, стараясь причастить его в таком многолюдстве.

Грудных младенцев рекомендуется покормить не позже, чем за пару часов до начала Таинства. Дети примерно от 3-5 лет должны не употреблять пищу в течение утра перед причастием. Но нужно смотреть на состояние ребенка. Лучше покушать лили попить, это не будет страшным грехом.

В храме недопустимы громкие разговоры, крики, шум, бег — хотя ребенок и так должен понимать, что он в общественном есте, тем более, что он в Доме Божием — в храме.

Во время Причастия на ребенке и на взрослом, который приносит на руках причащающегося младенца, должен быть надет нательный крест.

Стоит креститься самом, если вы носите ребенка в храм причащаться. Вы должны понимать, что и вам нужно просветиться светом веры, чтобы ясно видеть возможности воспитания малыша. Приходите к помощи Божией, чтобы Сам Господь вас вразумлял.

Старайтесь причащаться вместе с младенцем. Посоветуйтесь со священником — он уточнит, какова ваша мера подготовки и поста перед Причастием, во время говения.

О сути обрезания, крещения и причастия - Богослов

Что делать, если ребенок не хочет причащаться

Дети повзрослее могут боятся причащаться, отказываться идти в храм. Родители должны помочь ребенку понять, что это не наказание, это праздник единения с Самим Богом.

Можно посмотреть пособия по Православию, мультфильмы, картинки, порепетировать.

В храме покажите ребенку на других спокойных детей, привлеките внимания к добрым и светлым ликам угодников на иконах (можно найти образ Богородицы с Младенцем — Он всегда спокоен и лучезарен, или святых юных мученицы Веры, Надежды, Любови).

Похвалите малыша после Причастия, подарите ему что-то, сделайте ребенку праздник. Лучше, если вы будете участвовать в приходской жизни, общаться со священниками — ребенок будет меньше их бояться.

Отведите ребенка в воскресную школу, в кружки при храме. Здесь образовательный уровень не ниже, а доброе воспитание, которое дают при церкви, трудно переоценить.

Да хранит вас и ваших детей Господь!

Источник статьи: http://www.o-vere.ru/pervoe-prichastie.html

Причастие после крещения: смысл таинства. Первое причастие после крещения

Причастие является одним из основных таинств православия. Принято считать, что каждый христианин должен регулярно причащаться Святых Тайн. Таинство совершается в церкви. Готовиться к нему надо заранее. В первый раз христианин идет на причастие после крещения. Принято считать, что очищенная причастием и крещением человеческая душа оберегается ангелами.

О сути обрезания, крещения и причастия - Богослов

Зачем необходимо причастие

Многие считают таинство причастия обычной православной традицией. На самом деле его значение очень велико для христианской души. Таинство помогает наставить человека на путь истинный, очистить его душу.

Первое причастие после крещения раскрывает душу человека перед духовными созданиями. Таинство подготавливает ее к будущему Воскрешению Господом. Можно сказать, что причастие является предварительной подготовкой души к встрече с создателем.

Первое причастие после крещения

Крестить и причащать детей рекомендуется с момента рождения. Чем раньше душа откроется Господу, тем легче и успешнее будет протекать жизнь. Душа ребенка, оберегаемая ангелами, не будет вовлечена в греховные поступки.

Первое причастие после крещения – целое событие не только для ребенка, но и для его духовных родителей. Во время таинства его душа впервые откроется небесным силам.

Что необходимо знать родителям о сроках проведения причастия? Оно проходит после того, как ребенок был окрещен.

Если младенец еще слишком мал, многие родители предпочитают пренебречь таинством причастия или откладывают его на более поздний срок. Православная церковь не одобряет такое поведение.

По установленным духовенством правилам причастие младенцев после крещения проводится на второй день. Откладывать его на более поздний срок крайне не рекомендуется.

О сути обрезания, крещения и причастия - Богослов

Процесс проведения таинства

Как проводится причастие в церкви после крещения ребенка? Прихожане встают в очередь. Младенцы должны находиться на руках у родителей. Взрослые дети стоят сами. Им необходимо сложить руки на груди крестообразно. При этом правая рука должна быть наверху.

В ходе таинства проходит богослужение. Под молитвенные обращения на середину храма священнослужители выносят Чашу со священным вином и специальным освященным хлебом. Они символизируют кровь и плоть Иисуса Христа, принявшего на себя все человеческие грехи. Над Чашей проводится специальное богослужение, в ходе которого на молящихся нисходит божественная благодать.

Читайте также:  О встрече христа с самарянкой - богослов

Верующие по очереди подходят к священнослужителю и просят его благословения. Подойдя к батюшке, следует назвать христианское имя, данное при крещении.

После того, как священнослужитель завершит обряд благословения, необходимо подойти к священной Чаше, выпить вино и съесть хлеб. При этом необходимо следить, чтобы не было капель и крошек.

Детям надо объяснить, что божественные дары следует съесть полностью. Если ребенок пролил вино, стоит сказать об этом батюшке.

После того как причастие после крещения будет завершено, ребенка подводят к столику с просфорами и дают ему съесть одну из них. Там же можно запить дары причастия. После этого можно подвести ребенка к иконам и показать, как нужно молиться.

О сути обрезания, крещения и причастия - Богослов

Подготовка ребенка к причастию

Как подготовиться к первому причастию ребенка? Таинство требует соблюдения жестких правил при подготовке. Они необходимы для полного очищения человеческой души. Однако детям сложно соблюдать необходимые ограничения, поэтому правила подготовки к таинству для них значительно слабее:

  • Кормление. Если причащаемый – младенец, его рекомендуется покормить не позднее, чем за 2 часа до начала таинства. Дети более старшего возраста должны не употреблять пищу в течение дня перед причастием. При этом следует заранее начать подготовку к таинству. Чтобы организм ребенка спокойно выдержал вынужденное голодание, необходимо предварительно его подготовить.
  • Первое причастие после крещения ребенка – важнейшее таинство православия. Во время его проведения недопустимы громкие разговоры, шум, бег. Ребенку следует заранее сообщить об основных правилах поведения.
  • Во время проведения таинства на ребенке и на взрослом, который держит на руках причащающегося младенца, обязательно должен быть нательный крест.

Что делать, если ребенок отказывается причащаться

Дети старшего возраста могут отказаться пойти на причастие. Как в этом случае поступить родителям? Необходимо выяснить причины его поведения. Может быть, ребенок просто испуган незнакомой обстановкой. В этом случае можно просто спокойно рассказать ему о том, что представляет собой таинство.

Рекомендуется подготовить ребенка заранее. Для этого в домашней обстановке надо познакомить его с азами православия. Можно почитать детскую Библию или посмотреть христианский мультфильм.

Находясь в храме, стоит обратить внимание ребенка на других детей, поставить их в пример. Увидев, что другие дети спокойно стоят и не выражают признаков беспокойства, ребенок успокоится.

Можно прийти в храм заранее и показать малышу, где и как будет проходить причастие. Возможно, его заинтересуют горящие свечи и иконы. Объясните ребенку их значение.

После того как малыш решился и пошел на причастие, его необходимо похвалить и выразить свое восхищение его поступком. Постепенно малыш будет спокойно принимать таинство. Совершив причастие после крещения ребенка, его можно познакомить с батюшкой. Священнослужитель также похвалит и подбодрит малыша.

Причастие взрослых

Не все приходят ко Христу в юном возрасте. Дорога к православию у каждого своя. Все чаще в храмах можно увидеть взрослых людей, готовящихся принять христианство. Причастие после крещения взрослого проводится так же, как и у детей, на второй день после совершения таинства.

Однако ко взрослым при подготовке предъявляются более строгие требования:

  • Таинство покаяния. Предварительно христианин должен пройти тайну исповеди. Только после отпущения грехов он допускается к причастию Святых Тайн. Однако если совершается причастие после крещения взрослого, таинство исповеди не обязательно. Его душа полностью очищается от грехов во время крещения.
  • Соблюдение строгого поста в течение 3 дней. В эти дни нельзя употреблять мясные, молочные продукты.
  • Поведение. Кроме очищения тела, перед причастием необходимо очистить и душу. Лучше всего провести подготовительные дни в молитве. Также стоит отбросить все дурные и злые мысли.

Таинство причастия необходимо для спасения души каждого христианина. Во время его проведения на православных нисходит Божественная благодать. Первое причастие после крещения особенно важно для человека. Именно в этот момент его душа открывается для духовного мира. Соблюдение основных требований при подготовке к таинству позволит человеческой душе открыть путь в мир духовной благодати.

Источник статьи: http://fb.ru/article/156758/prichastie-posle-krescheniya-smyisl-tainstva-pervoe-prichastie-posle-krescheniya

Праздник Обрезание Господне

Обрезание Господне отмечается христианами в период, выпадающий между Рождеством и Крещением. Праздник считается великим, посвященным важному эпизоду из земной жизни Спасителя.

Вместе с тем он не входит в число двунадесятых церковных дат. Обрезание Господне принято праздновать и у православных, и у католиков.

В России об этом библейском событии вспоминают ежегодно 14 января (по старому стилю – 1 января).

О сути обрезания, крещения и причастия - Богослов

История возникновения праздника

Согласно давней иудейской традиции обрезание проводилось на восьмой день после непорочного рождения Божьего Сына. Для того чтобы совершить этот обязательный для еврейских мальчиков обряд, Мария и ее обручник Иосиф принесли младенца в один из Иерусалимских храмов и доверили его священнослужителям.

Обрезание, являющееся ветхозаветным правилом для иудеев, представляет собой удаление крайней плоти у новорожденных детей мужского пола. По воле Всевышнего ему подвергался Авраам и все его последующие потомки. Данная традиция соблюдается уже на протяжении многих веков. Кровь, появление которой неизбежно сопровождает ритуальное действие, считается священной.

После обрезания Богомладенец стал одним из полноценных потомков Авраама. Спаситель верующих людей был наречен Иисусом и обрел право стать настоящим Мессией для всех христиан.

Смысл обрезания Господня

Обрезание не только означало процедуру относительно удаления фрагмента плоти, но и имело более глубокий смысл. В день проведения обряда иудей получал имя, которое сближало его с Господом.

Относительно обрезания в Библии говорится следующее:

  • процедура выполняется как знак истинного завета христианина со Всевышним Господом;
  • ритуал предназначен для очищения от первородного падения и защиты от страстей, которые символизирует собой крайняя плоть;
  • первое в жизни проливание крови символизирует собой наказание за ослушание прародителей всего человеческого рода (библейских Адама и Евы).

Несмотря на то, что Иисус Христос не был обычным земным человеком, рожденным от родительского греха, и прямо не нуждался в обрезании, он смиренно принял его. Таким отношением к установленному своим Отцом обряду Спаситель показал, что пришел к людям для исполнения Божьих законов и ждет того же от каждого христианина.

У ритуала имеется и другое значение, знать о котором нужно всем верующим мужчинам. Как утверждал апостол Павел в Послании к колоссянам, иудейское плотское обрезание заменяется у остальных христиан обрезанием духовным, однако его изначальный смысл при этом абсолютно не меняется.

История развития и значение торжества

В церковном календаре торжество появилось в IV веке.

После утверждения христианства в качестве официальной религии Рима праздник Обрезания Господня стали воспринимать как кульминацию поста, выпадающего на период между Рождеством Христовым и Крещением.

Многие служители Церкви, обеспокоенные разнузданными нравами народа, рассматривали его как средство для искоренения языческих традиций и распространения нравственных понятий о поведении, достойном христиан.

Со временем праздник сумел укрепиться в обществе и выполнить возложенную на него функцию – поспособствовать большей сдержанности, укреплению понятия морали, которое практически отсутствовало во времена идолопоклонства. Христианское торжество сыграло немаловажную роль в отказе многих людей от вакханалий, которые ранее начинались сразу после Нового года, длились на протяжении всего января и считались нормальным явлением.

О сути обрезания, крещения и причастия - Богослов

Совершаемые богослужения

Праздник проходит за один день, без предпразднества и попразднества. С наступлением 14 января вместе с Обрезанием Господним христианский мир вспоминает одного из праведных богоугодников.

Эта дата также является Днем памяти Святого Василия Великого – подвижника, философа и богослова, являющегося автором основной христианской молитвы «Символ веры».

В честь двух памятных дат православные христиане отправляются в храмы для участия в праздничных богослужениях, сердечно поздравляют друг друга, приходят проведать родственников, помогают бедным, раздают милостыню нищим.

В каждой церкви проходит торжественный ритуал. При проведении праздника на аналой возлагается изображение Святого Василия Великого.

Обязательным является всенощное бдение, осуществляемое во славу Божественного события, на котором священнослужители произносят три притчи (паремии).

В первой из притч речь идет о беседе Авраама с Господом, в которой Всевышний повелевает установить ритуал обрезания как знак единения с Ним. Две последующие паремии посвящены восхвалению Бога и Его Сына, пришедшего на землю ради страданий и гибели за все человечество.

После всенощного бдения проводится Божественная литургия Василия Великого, во время которой читается тест апостола. В нем говорится о воплотившемся Спасителе и ритуале обрезания через крещение, которое является духовным (нерукотворным). После литургии священники совершают молебен на Новый год.

Иконография Обрезания Господня

Традиционных икон, посвященных событию Обрезания Христова, существует достаточно мало. Преимущественно этот сюжет присутствует на внутренней храмовой росписи, а не на отдельных полотнах.

Религиозные картины, изображающие Обрезание Господне, имеют много общих деталей. На них можно увидеть Богомладенца с сияющим нимбом и нескольких священников. Возле Божьего Сына стоят Мария и Иосиф, преклонившие перед Ним головы.

На некоторых картинах демонстрируется подготовка к обряду, на других без выраженных деталей отображается, как священнослужитель выполняет процедуру удаления крайней плоти. Поблизости с ним и Младенцем находится коленопреклоненный слуга, удерживающий блюдо для жертвоприношений. Одним из фрагментов икон часто выступает церковная арка, в просвете которой виднеется яркий неземной свет.

О сути обрезания, крещения и причастия - Богослов

Праздничные традиции

У славян сложились самобытные традиции празднования церковной даты Обрезания.

В ночь на 14 января отмечался Старый Новый год, под который все желающие (в основном молодежь) щедровали у домов, желали их обитателям здоровья и благополучия, а взамен получали различные вкусные подарки.

В Центральной и Северной России на это число приходился Васильев вечер. Его праздновали в память о святом, который делал при жизни много добра и прославился своей бескорыстной помощью всем нуждающимся.

Согласно церковному учению, существуют определенные правила, которые должны неуклонно соблюдаться христианами в день Обрезания Господня. В этот праздник запрещается выполнять любые хозяйственные работы, ссориться, сквернословить, сплетничать. Следует всячески избегать отрицательных эмоций, поэтому не стоит обижаться на кого-либо, ревновать, завидовать, желать зла, осуждать.

В народе также сложились приметы, которые ассоциируются с 14 января. К примеру, в эту дату нежелательно давать деньги в долг, выносить что-либо из дома, выбрасывать мусор и т. д. Наши предки верили в то, что в день Обрезания обряды и заговоры приобретают особенную силу.

Представители духовенства остаются верными устоявшейся христианской позиции и неизменно рассматривают подобные вещи в негативном свете, считая их потаканием бесовским сущностям. В православии рекомендуется всячески избегать мрачных суеверий, придерживаясь вместо них светлых церковных правил.

Читайте также:  Альбомы фотографий в разные годы - богослов

Важность причащения слова Иисуса в чем суть таинства

О сути обрезания, крещения и причастия - Богослов

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною» (Иоан.6:53-56).

«Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое, сие творите в Мое воспоминание.

Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:23-32).

Суть Причащения

Один современный богослов объясняет суть причастия следующим образом: «Для того, чтобы христианин мог принести жертву Богу, он не нуждается в храме. Но в религии есть не только то, что мы даем. Важнее то, что мы получаем. Важно не то, зачем мы ищем Бога. Важнее то, зачем Он ищет нас.

Зачем мы чаще всего приходим в храм и обращаемся с мольбой к Богу – хорошо известно.

Мы склонны в Боге видеть этакий генератор гуманитарной помощи: «Дай, Господи, нам побольше здоровья, побольше успеха и прибавки к зарплате!…».

Слишком часто мы ищем Господа, по присловью святителя Димитрия Ростовского: «Не ради Иисуса, а ради хлеба куса». А вот зачем Бог ищет нас? Он хочет у нас что-то забрать? Или дать?

Зачем призывает Его Слово: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии» (Мф. 11,28)?.. Нет у этого призыва продолжения в таком роде: «И вы отдадите Мне то-то…». Иным предвестием кончается это приглашение, оно говорит о том, что Бог сделает ради отозвавшихся: «И Я успокою вас… найдете покой душам вашим».

Итак, Бог зовет нас к Себе, чтобы что-то вручить нам. Что же? Знание – «Научитесь от Мене»… Дух – «Примите от духа Моего»… Любовь, мир и радость – «Пребудьте в любви Моей… Мир Мой даю вам…

Радость Моя в вас да будет…». Но Христос дает нам и еще нечто немыслимое… «Пребудьте во мне, и Я в вас… Приимите, сие есть кровь Моя за вас изливаемая…». Всего Себя Христос вверяет людям.

И Свою божественность, и Свою человечность.

В современной медицине есть такая процедура: человеку делается переливание его же собственной крови. Из его тела выводится его кровь, она очищается от каких-то вредных примесей или, напротив, обогащается теми компонентами, которые организм больного уже не может сам вырабатывать в необходимом количестве. И такая, обеззараженная и обогащенная, кровь тут же вливается обратно в тело человека.

Нечто подобное происходит и в наших отношениях со Христом. Бог становится человеком.

Он берет в Себя наше естество, впавшее в состояние тления, в Себе его исцеляет, насыщает Божественностью, Вечностью, Бессмертием, и Свое человеческое Тело, уже прошедшее через смерть и воскресение, возвращает нам.

Свою человеческую кровь, насыщенную Божественными токами, Он вливает в нас, чтобы мы в себе носили зачаток Воскресения и были причастниками Вечности.

Итак, в храм мы приходим для того, чтобы нечто в нем получить. Храм – это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия. Таинство же состоит в том, что к людям протянута рука с Дарами.

Поэтому посещение храма – не тяжкая повинность, а дивная привилегия. Нам дано право стать соучастниками Тайной Вечери. Нам дана возможность стать «причастниками Божеского естества».

Нам дана возможность прикоснуться к той Энергии, которую не в силах выработать ни одна электростанция в мире».

Внутренняя сторона таинства

1) Необходимость Причащения Святых Тайн.

Святые отцы объясняют, что бесы бояться трех вещей: крещения, креста и причастия. Но часто люди в силу своей порочности и невнимательности уничтожают силу благодати таинств, а потому бесы вновь могут приступать к ним и властвовать над ними.

  • В жизнеописании преподобного Макария Великого имеются слова его к одной женщине, жестоко пострадавшей от наговора чародея: «Ты подверглась напасти, потому что уже пять недель не причащалась Святых Тайн».
  • 2) Важность и значение Святого Причащения.
  • В размышлениях о Божественной литургии епископа Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Святых Тайн.

Важность Причащения. Подвижник видел «огненное море, волны вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, неслось благоухание цветов. Подвижник слышит голос: «Перейди через это море».

Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос. «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло – Божественная Плоть Христова, второе крыло – Животворящая Кровь Его.

Без них, как ни велик был бы подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя».

3) Условия Причащения:

Православная вера, т.е. принятие того, что излагают Символ веры и другие Церковные догматы.

Внешняя сторона таинства

1) Обряд Причащения: до Причащения обязательно делать земной поклон перед Святыми Дарами, желательно не жевать, а сразу проглотить, обязательно запить.

2) Частота Причащения: Святитель Феофан Затворник: «Я, кажется, уже писал вам, что довольно поговеть и причаститься в каждый большой пост из четырех. А в посты перед Пасхою и Рождество по два раза. И больше не ищите. Старайтесь более свое внутреннее упорядочивать и приводить в совершенство».

3) Приготовление к Причастию: прочитать каноны, Спасителю, Богородице, Ангелу хранителю, перед Причащением, последование ко Святому Причащению, три дня поста и воздержание в пище и питии после полуночи пред днем причащения, побывать на службах в храме во все дни подготовки, воздержание в супружеских отношениях; примириться с теми, с кем находишься в ссоре, ограничение внешних впечатлений, связанных с действием СМИ, исповедь.

4) Поведение после причастия: обязательно прочитать или выслушать благодарственные молитвы, пребывать в воздержании и молчании, хранить совесть по отношению к Богу, людям и вещам.

Пример неверия в Святые Тайны

Дмитрий Александрович Шепелев рассказывал о себе настоятелю Сергиевой пустыни, архимандриту Игнатию 1-му, следующее. Он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда воспитанники приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие в то, что в чаше – Тело и Кровь Христовы.

Когда ему преподаны были Святые Тайны, он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека, он был вне себя, не находил сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшую с ним перемену и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и проглотил преподанные ему Святые Дары.

Причастие после крещения ребенка: как проходит, обязательно ли, когда нужно совершать

Многие родители задаются вопросом: действительно ли необходимо совершать обряд причастия после крещения ребенка. Православное учение утверждает, что в процессе совершения таинства Крещения человек обретает членство церкви Христовой. Чтобы с достоинством нести полученное христианское звание нужно участвовать в церковных Литургиях и осуществлении таинств, к которым относится Причастие.

Общая информация о таинстве причастия

Таинство Причастия среди православных носит название Евхаристия, что дословно переводится как «благодарение». Совершая его, верующие обретают благодать, посредством единения с Христом, становятся обладателями вечной жизни.

Процедура предполагает вкушение верующими Тела и Крови Господа Иисуса Христа в виде хлеба и вина. В результате происходит чудотворное единение людей с Богом.

Осмысление таинства Причастия преобладает над человеческим разумом, носит глубокий духовный смысл.

После Крещения ребенка на родителей и крестных возлагается огромная ответственность за его духовную жизнь, поэтому они должны прилагать старания к обязательному подношению дитя таинству Причастия.

При отсутствии возможности поднести малыша к святой чаше с Причастием в день крестин, лучше осуществить это в самое ближайшее время.

Большинство священников советуют причащать детей на каждом воскресном богослужении. Желательно разделять Евхаристию вместе с чадом, ведь это великое благо, дарованное самим Господом, а также первый шаг к активной духовной жизни.

Как готовятся к причащению взрослые

Подготовку к Евхаристии следует начинать за несколько дней до ее совершения.

Человеку, имеющему намерения подобающим образом причаститься, надобно заранее соблюсти искреннее покаяние и смирение, обрести желание исправиться и вести благочестивый образ жизни.

Для этого нужно кушать постную пищу, с большим усердием молиться, посещать вечернее богослужение в канун дня Причастия для исповедования.

В процессе приготовлений к таинству Причастия важно:

  • глубоко осознать собственную греховность;
  • остерегаться проявлений злости, осуждения;
  • пресекать развратные мысли и бранные речи;
  • избегать визитов в развлекательные заведения;
  • посвятить время прочтению духовной литературы;
  • в преддверии отказаться от интимных отношений;
  • после полуночи перед таинством не употреблять еду, питье, пренебречь курением.
Читайте также:  Апостол иоанн богослов написал евангелие и книгу откровения - богослов

Пост

Вместе с молитвами лучше соединять пост, продолжительностью от 1 до 3 суток, который предполагает воздержанность от неблагопристойной пищи: мясных и молочных блюд, масла, яиц.

При суровом выдерживании поста не стоит употреблять рыбные блюда, придерживаться меры в еде и питье.

Исповедь

Неукоснительным условием для осуществления Причастия есть Исповедь, совершаемая накануне либо утром до Литургии. Перед исповеданием необходимо помириться с обидчиками и обиженными, со смирением и осознанностью попросить прощения. В процессе исповедования надлежит сердечно покаяться в свершенных грехах и деяниях.

Молитва

Подготовка к причащению неизбежно сопровождается усердными молитвами и чтением покаянного канона к Господу нашему Иисусу Христу, молитвенного канона к Пресвятой Богородице, а также канона Ангелу Хранителю, канона к святому Причащении и последование к святому Причащению.

Говение взрослого после крестин

Говение – определенная подготовка к Евхаристии, состоящая из чтения определенных молитв, выдерживания поста и покаяния.

Чтобы правильно поговеть, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Здоровым людям и небеременным женщинам следует быть умеренными в еде, придерживаться поста, предполагающего исключение из рациона мясных и молочных продуктов, яиц.
  2. С вниманием и усердием при говении зачитывать утреннее и вечернее молитвенное правило.
  3. Изучать духовную литературу, ценную для подготовки к покаянию.
  4. Отказ от развлечений и походов в шумные места.
  5. Правильнее в течение этих 3 дней зачитывать канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю, Правило к Причастию.
  6. Достичь согласия с обиженными и обидчиками.
  7. Обязательно исповедаться в церкви на вечернем богослужении – Всенощном бдении либо на утренней Исповеди.
  8. Исключить еду и питье после полуночи и перед утренней Литургией.

Говение – неотъемлемая часть жизни христианина, обязательно предшествующая таинству Причастия.

Как проводится обряд в церкви

Таинство Причастия совершается каждое воскресение во всех храмах. А в местах служения более чем одного священника – ежедневно, кроме особенных дней Церковного Устава.

Обряд проходит после Литургии, проводимой в утреннее время. По завершении пения молитвы «Отче наш» и закрытия Царских врат у алтаря собирается очередь.

Детей и родителей с малышами пропускают вперед – они причащаются первыми.

При совершении Евхаристии следует соблюдать некоторые простые правила:

  1. При выносе священником чаши и после прочтения 2 молитв, следует перекреститься, сложить крестом руки к плечам так, чтобы правая рука была на левом плече, а левая – на правом, подойти и причаститься, не опуская рук.
  2. Около чаши не стоит креститься, чтобы случайно не зацепить ее.
  3. В момент совершения обряда необходимо назвать собственное имя в Крещении, широко раскрыть рот для вложения священником ложечки с Телом и Кровью, после чего следует их проглотить, поцеловать чашу, отойти и перекреститься.
  4. Далее надлежит подойти к столу с «запивкой», чтобы запить и заесть кусочком просфоры Причастие для избегания исторжения.
  5. Не стоит покидать храм до окончания богослужения, чтобы дослушать благодарственные молитвы либо прочесть их дома.

В день совершения таинства следует воздержаться от развлечений, вести себя благочестиво, посвятить остаток дня приятному общению с близкими, чтению духовной литературы, спокойным прогулкам.

Подготовка ребенка к причастию

Подходы к организации причащения ребенка зависят от возрастных особенностей. Единым требованием для всех является отсутствие громких разговоров, криков, шума и беготни в доме Божием. Таинство Причастия доступно только крещеным родителям и детям, на которых должен быть надет нательный крест.

Груднички

Первое причащение ребенка после Крещения не имеет принципиальных отличий от последующих.

Взрослые должны приспособиться к его собственным нуждам, расписанию и требованиям церкви, сохранить благодушие и положительный настрой во время посещения Литургии. Малышей принято приносить к самому Причастию.

В будние дни оно начинается приблизительно через 50 минут или час от начала службы, а в праздничные дни чуть позже. Удобнее совершать обряд не в период праздников, когда не слишком многолюдно.

Для участия в Евхаристии не требуется особой подготовки.

Необходимо доставить дитя в храм, обеспечить ему максимальный комфорт: одеть в случае замерзания либо наоборот раздеть, если жарко, держать на руках, не давать расплакаться.

Грудничков рекомендуется накормить за несколько часов до совершения таинства. При подношении малыша к чаше, нужно положить его на правую руку, а левой придерживать, чтобы он случайно не толкнул священника.

С 3-летнего возраста

В отличие от грудничков, дети старшего возраста уже более смышленые, поэтому родители должны им объяснять смысл таинства Причастия, рассказывать о Христе и его благих деяниях. Приходить в храм лучше за 10-15 минут до начала обряда.

Детям от 3 до 5 лет не стоит употреблять пищу утром накануне причащения, а с 5 лет уже можно соблюдать нестрогий пост накануне. Он предполагает отказ от мясных блюд, конфет, просмотра мультфильмов, послушания.

Но нужно оценивать состояние ребенка, наличие еды и питья не является проявлением греховности.

Не лишним будет чтение молитв вместе со взрослыми.

Родители обязаны обучать детей правильным подходам к причащению и соблюдению правил:

  • складывания рук на груди;
  • при подходе к чаше не креститься;
  • называть священнику собственное имя при крещении.

Для детей важно ощутить торжественность происходящего, побыть в роли взрослых.

После 7 лет

Позволительно приводить дитя на исповедь, которой предшествует предварительный рассказ взрослых об этом таинстве. Заранее стоит предупредить священника о первой исповеди ребенка, согласовать с ним все нюансы. С этого возраста стоит постепенно приучать детей к остальным требованиям Евхаристии.

Пост лучше начинать соблюдать накануне Причастия, затем непринужденно приучать выдерживать до 3 дней.

Что можно сделать, если младенец не хочет причащаться

Когда дети капризничают в храме и не хотят причащаться, родители должны донести до них, что это не пытка, а праздник объединения с Богом. Для приобщения малышей к таинству нужно показывать им собственный пример, причащаться вместе с младенцем, акцентировать внимание на том, как это делают другие детки.

В случаях категорического протеста со стороны ребенка многие священники советуют подождать, но, ни в коем случае, не прекращать попыток. В любой сложной ситуации лучше посоветоваться со священнослужителем и четко следовать его рекомендациям. Если с раннего возраста приобщать ребенка к таинствам церкви правильно, то в дальнейшем можно избежать возникновения многих духовных проблем.

Совершение богослужений а также Таинств Крещения, Исповеди и Причащения в условиях гонений

Совершение богослужений а также Таинств Крещения, Исповеди и Причащения в условиях гонений

В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением Таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мирянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу.

Не только монахи и священнослужители, но и миряне хорошо знали Церковный Устав, знали до мелких подробностей, как порядок церковного богослужения, так и правила совершения церковных служб без священника, — знали даваемые Уставом правила внешнего поведения в Храме и дома, хорошо знали правила «церковного вежества», как тогда выражались, и всеми этими правилами руководились повседневно, насколько возможно приближая и свою домашнюю молитву к церковной (возжжение многих светильников во время молитвы, сверх неугасимых; каждение ручной кадильницей пред домашними святынями), и домашний семейный уклад к монастырскому (обилие святых икон не только внутри дома, но и снаружи, на вратах, при входе; устройство особой молитвенной храмины; земные поклоны пред родителями и старшими; испрашивание на всякое дело благословения главы семьи…).

Для различных случаев житейских, обстоятельств и духовных переживаний у православных русских людей немало было соответствующих молитвословий, особенно канонов.

В старинных рукописных и печатных Канонниках есть совершенно неизвестные нам каноны: «В печалех и нуждах», «В междоусобных бранех», «О больных», «Во время глада и томления», «О творящих милостыню» и т.д..

И особенно каноны различным святым, коим от Господа дана различная благодать, помогать людям в различных обстоятельствах. Старинные издания этих канонов важны тем, что там дается подробное указание, как читать их дома мирянину.

К сожалению, многие, не зная, как молиться дома, или читают полностью последование службы, включая и священнические возгласы и ектении, что делать, не положено, или читают что-либо на свое усмотрение (например, акафисты), или вообще остаются без молитвы.

Но верное чадо Церкви должно быть послушным во всем. Поэтому, по слову священноисповедника Афанасия (Сахарова) еп.

Ковровского, православный человек должен и в храме, и дома «творить молитву не только как каждому хочется, а за святое послушание, с любовью и смирением исполнять Устав церковный».

Совершение мирянами богослужений за неимением священника

По указаниям Богослужебного Устава, за неимением священника, церковные богослужения могут совершать миряне-псаломщики так называемым «мирским чином» по богослужебным книгам, в порядке вычитывания и выпевания положенных Уставом псалмов, стихир, тропарей и канонов.

Однако, следует помнить, что миряне не при каких условиях(!), не имеют права без священника: дерзать совершать Божественную Литургию; чинопоследования церковных Таинств (за исключением Таинства Крещения «страха ради смертнаго» – о чём будет сказано ниже); одевать священные облачения; совершать какие-либо священнодействия; преподавать мир и благословение; пользоваться Служебником и Требником; читать тайные, сугубо иерейские молитвы; произносить возгласы и ектении – чтобы не впасть в тяжкий грех святотатства и не подвергнуться осуждению от Бога.

Существуют уставные правила, руководствуясь которыми миряне могут при отсутствии иерея совершать богослужения суточного, седмичного и годового круга, а также молебствия, крестные ходы, панихиды, литии и отпевание усопших. Перечислим наиболее важные из них:

  • ​ Все богослужения при отсутствии иерея совершаются вне алтаря(алтарь закрыт, завеса Царских врат задёрнута, стихарь не одевается).
  • ​ Все иерейские возгласы во всех случаях заменяются одним: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».
  • ​ За ектению во всех случаях произносится только «Господи, помилуй»:за великую и просительную ектении – 12 раз; за сугубую – 40 раз; за малую – по 3 раза. Вместо возгласа по окончании ектении произносится: «Молитвами святых отец наших,..» (см. выше).
  • ​ Миряне могут возглашать прокимны, аллилуарии и «Бог Господь…» со стихами, как это и положено делать канонарху на богослужении.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *