О встрече христа с самарянкой — богослов

О встрече Христа с самарянкой - Богослов

Пятая неделя по Пасхе называется неделей о самаряныне. В тексте воскресного евангельского чтения вспоминается встреча Господа с самарянкой.

Беседа с самарянкой

В 5-ую неделю по Пасхе вспоминается беседа Иисуса Христа с самарянкой.

Однажды у колодца Иисус Христос встретил женщину-самарянку. Он попросил ее дать Ему напиться. Женщина удивилась, т.к. иудеи презирали самарян. А Иисус сказал ей: «Если бы ты знала, кто просит у тебя воды, ты сама бы просила и Он дал бы тебе воду живую».

Самарянка подумала, что путник говорит о какой-то особой воде, но Христос имел в виду Свое учение, дающее Вечную жизнь. Для духовной жизни нужна чистая совесть, и Господь пробудил душу самарянки к покаянию, напомнив ей о ее греховной жизни.

Раскаяние пробудило в ней лучшие чувства, и она исповедала свою веру в пришествие Спасителя. Тогда Иисус сказал ей: «Это Я, который говорит с тобою». Преображенная душою женщина туг же побежала в город сообщить всем о Спасителе. Самаряне пришли к колодцу, чтобы убедиться в словах женщины.

Два дня пробыл у них Иисус Христос и многие уверовали в Него. А самарянка по преданию стала мученицей Фотинией.

О встрече Христа с самарянкой - Богослов

Удивительный разговор происходит у колодца. Господь вступает в беседу с женщиной из Самарии.

В их разговоре есть большая надежда, большое утешение для нас. Господь принимает трижды отверженного человека!

Во-первых, иудеи с самарянами не общались вообще. Во-вторых, Он, праведник, беседовал с блудницей. В-третьих, в те времена считалось верхом неприличия разговаривать с женщиной на улице средь бела дня.

Из этого евангельского отрывка можно сделать два очень важных вывода. Посмотрите, самарянка – трижды отверженный человек, но верующий в Бога, – узнала в собеседнике Мессию и пошла рассказать об этом всему селению. Это значит, что Господь искал ее на дорогах жизни. И пускай человек находится в заблудшем состоянии, во множестве грехов. Господь все равно ищет его душу.

Он не хочет, чтобы этот человек погиб. И Господь не стыдится никаких жизненных обстоятельств, преодолевает все законы и традиции, для Него важно одно: спасение погибающей человеческой души. А это значит, сколько бы раз мы ни ошибались, ни преступали закон Божий, Господь все равно будет искать нас до конца нашей жизни.

Человек можете отказаться от Него, но Господь от человека не отказывается.

О встрече Христа с самарянкой - Богослов

Второй вывод, который можно сделать из этого евангельского отрывка, заключается в том, что если зерно Божие живо в человеке, то в каких бы заблуждениях он ни находился, Господь готов принять эту душу, оживить ее и подать Свое благословение. От нас требуется лишь терпение, желание чтобы Господь спас, надежда на то, что Господь помилует. Что бы ни произошло с нами, как бы низко ни пали, нельзя опускать руки и унывать!

В нашем сердце должно быть запечатлено: Господь ищет нас и готов помочь нам независимо от того, что мы из себя представляем. Эта мысль вызывает безграничную, невыразимую благодарность Господу, утешает и ободряет нас так, что не должно остаться в сердце  тени отчаяния.

О встрече Христа с самарянкой - Богослов О встрече Христа с самарянкой - Богослов

В неделю о самаряныне

О встрече Христа с самарянкой - Богослов

Иисус и самарянка: судьба святой Фотинии Самаряныни после встречи со Христом

О встрече Христа с самарянкой - Богослов

Святая мученица Фотина Самаряныня

Множество людей встречались с Христом во время Его земной жизни. Большинство из них остались в безвестности. Но вот «жена-самаряныня», упоминаемая в Евангелии только однажды, не только удостоилась специального дня церковного почитания. Сохранились и сведения о ее жизни после встречи со Спасителем.

Краткое житие св. мученицы Фотины (Светланы) Римской

Ничего не известно о том, как жила самарянка до зрелого возраста, чем занималась и кто были ее родители. Да и имя Фотины мы знаем только из церковного предания, оно не упоминается в Евангелии. Возможно, это имя она получила при крещении.

Кажется, до встречи с Христом самарянка не раз была замужем, имела двоих сыновей, Виктора и Иосию. Из жития известно также о пяти сестрах святой. Но все это не так важно. Ведь после встречи с неизвестным путником у колодца, вырытого когда-то праотцем Иаковом, для женщины начинается совершенно другая жизнь.

Разговор у колодца

В тот день Фотина шла за водой – дело вполне рутинное. Может быть, думала о хозяйственных делах, повседневных нуждах. У колодца Иакова она увидела человека, одетого по-иудейски.

О встрече Христа с самарянкой - Богослов

Христос и самарянка, копия картины Генриха Семирадского

Иудеи с самарянами не сообщаются

Это казалось довольно странно: иудей на самарийской земле, по представлениям евреев, едва ли не оскверненной.

Да и Господь, посылая Апостолов на проповедь, говорил им:

«На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:5).

Христос заповедал ученикам не идти к самарянам – а Сам пошел. И вот недоумевающая Фотина слышит от странного путника еще более странные слова: «Дай Мне пить!» Простая просьба изнуренного жарой и дорогой человека, не имеющего, чем почерпнуть воды, но ведь он – иудей. Как же так, ведь евреи гнушаются полуязычниками-самарянами? Это и спросила Фотина. А в ответ услышала:

«Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

Вода живая

Сначала она подумала, что Он говорит об обычной воде. А потом поняла – вообще не о воде. О чем-то другом. О жизни, о вечности. И что Он знает о ней, неизвестной женщине, всё.

«Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4: 16-17).

В изумлении Фотина воскликнула: «Господи, вижу, что Ты пророк!» А потом вдруг, вне связи с предыдущей беседой, стала спрашивать, где нужно поклоняться Богу – в Иерусалиме или на горе Гаризим, как самаряне? И снова ответ, которого Фотина не ожидала: место поклонения не так важно, только бы человек любил Господа духом своим, «ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин 4:23). Видимо, тогда благодать Божия коснулась сердца женщины. Уже не думая о повседневных нуждах, бросив кувшин, отправилась она в город, рассказывая всем и каждому, что обрела Мессию. Евангелист Иоанн больше не пишет о «жене самарянке». Но ее жизнь с тех пор, очевидно, изменилась навсегда.

О встрече Христа с самарянкой - Богослов

Беседа Христа с самарянкой. Италия. Равенна, VI в.; местонахождение: Италия. Равенна. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Мученичество

Около 63 г. Фотина и ее дети жили уже в Карфагене. Житие святой умалчивает, как и зачем они туда попали из Сихари. Но точно известно, что Фотина передала своим детям горячую веру в Спасителя. Так сложилось, что именно сын святой начал мученический подвиг, который потом прошла и вся семья.

Воин-христианин

Христианская вера не помешала Виктору, старшему из двух сыновей самарянки, служить в римском войске. Храбрый и умелый, он был на хорошем счету. Его даже направили на высокую должность в Атталию. Здесь его открытая проповедь Христа – а своей веры Виктор никогда не скрывал – привлекла внимание градоначальника, Севастиана.

Тот, разузнав о новом военачальнике и его семье, просил доблестного мужа не говорить о Христе всем и каждому. Да и мать с братом убедить не делать так. Верите – верьте «в душе». Ведь как будет жаль, если столь прекрасный воин и его семья пострадают за веру в Распятого – как известно, император Нерон христианам не благоволит.

Житие повествует, что Виктор отказался выполнить настоятельную рекомендацию начальника города. А сам Севастиан, «мудро» советовавший христианам воздержаться от проповеди, вдруг лишился зрения. Три дня пролежал он не только без зрения, но и без голоса. А на четвертый день… сам стал христианином узрев некое Божественное видение. Видевшие его обращение слуги также крестились.

Суд в Риме

Император Нерон, узнав о едва ли не скандальном случае перехода в христианство градоначальника и всего его дома, велел привести в Рим на судилище Севастиана, Виктора и прочих уверовавших. По преданию, перед царским судом Сам Господь явился Виктору и Севастиану. Последнего Он благословил и укрепил предстоящий подвиг, а Виктора переименовал Фотином, «Светозарным».

Что же касается Фотины, то она, также извещенная Самим Христом об ожидающем ее Виктора и его друзей судебном процессе у Нерона, пришла в столицу империи сама вместе с младшим Иосией – Анатолией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией.

Все они, представ на суд, исповедовали себя христианами и не пожелали отречься от своего Бога. Нерон велел выколоть глаза Севастиану и Виктору и бросить их в тюрьму. Фотину и других женщин он решил отправить в свой дворец под надзор дочери, Домнины.

Вероятно, Нерон думал, что в языческом окружении христианки оставят свое «заблуждение».

Чудеса веры

Примерно наказав христиан, Нерон, человек непостоянный, видимо, забыл об этой христианской семье – как повествует житие Фотины, на долгих 3 года.

Читайте также:  Великая среда страстной седмицы в толкованиях и проповедях - богослов

А потом до Нерона дошли слухи о том, что все пошло совсем не так, как ему думалось. Мало того, что ослепленные Виктор и Севастиан странным образом исцелились и в тюрьме принимали множество людей, обращая их ко Христу. Странное происходило в самом дворце царя, в его собственной семье.

Кончина

Новый суд и новые мучения, которым подверг Нерон Фотинию и ее семью – сопровождались новыми знамениями христианской веры.

Фотина, Иосию и Севастиана распяли вниз головами и три дня избивали. А потом слуги, посланные посмотреть, живы ли непокорные христиане, лишились зрения. Сами страдальцы тогда же получили полное здравие от явившегося Ангела. Помолившись о слугах, Фотин и его сострадальцы вернули ослепшим зрение. Все исцеленные тут же стали христианами.

Вскоре они приняли мученическую кончину, как и Фотин, Иосия и Севастиан. Именно их особенно сильно истязали перед смертью: отрубили голени, содрали кожу. То же мучение и отрезание грудей пережили сестры Фотины. Одна из них, Фотида, потерпела и более ужасные мучения: ее за ноги привязали к двум пригнутым к земле деревам. Выпрямившись, деревья разорвали мученицу надвое.

Остальных уверовавших Нерон велел усечь мечом.

В это время Фотина, с которой также содрали кожу, лежала в глубоком колодце, куда ее бросили, думая, что она умрет. Но когда, спустя несколько дней, ее вытащили из колодца, она была жива.

Оставшись последней из семьи, уже казненной за Христа, мученица безбоязненно продолжала говорить о своем Боге и вере.

Акты мученические, протоколы допросов, которые велись тогда на суде, сохранили ее ответ Нерону.

Понимавший толк в мучительстве Нерон не знал, что еще сделать с несгибаемой женщиной. Фотина еще раз была брошена в колодец. Это стало ее последней казнью и окончанием земного пути.

В чем помогает святая по молитвам

Фотина, христианка подлинно апостольской веры, приведшая ко Христу и всю свою семью, и по кончине продолжает помогать прибегающим к ней:

  • в борьбе с искушениями;
  • в укреплении веры;
  • в недугах душевных и телесных;
  • в семейных проблемах, отношениях между поколениями.

Почитание в православии

Фотина – известная в православии святая, о которой благодаря Евангелию знает каждый. Однако храмов, посвященных памяти мученицы, немного.

Храм в Наблусе

Вероятно, первый и самый знаменитый храм Фотины Самарянки построен у колодца Иакова в Наблусе, бывшем Сихеме. Церковь была здесь с IV по VI в., затем ее разрушили. Восстановить ее пытались при помощи России в начале XX в., но этот процесс прервала 1 мировая война. Однако близ дорогого христианам места находился греческий монастырь.

О встрече Христа с самарянкой - Богослов

Церковь св. Фотины Самаряныни у колодца Иакова в Наблусе

В 1979 г. здесь от рук иудеев погиб архим. Филумен. Его принуждали убрать кресты и иконы от колодца Иакова, угрожая смертью. Отказавшись, священнослужитель был замучен по подобию Фотины и ее сродников: его ослепили, изранили лицо, нанеся крестообразные раны в издевку над христианством, отрубили пальцы правой руки. О. Филумена похоронили в Иерусалиме.

Сейчас среди святынь храма:

  • колодец Иакова, находящийся в крипте;
  • кувшин Фотины, с которым она пришла за водой в памятный день встречи с Господом.

Другие реликвии

В Цветной Триоди в Синаксаре в Неделю о Самаряныне приводится предание, что камень, на котором сидел Господь во время разговора с самарянкой, принесен императором Юстинианов в храм Св. Софии в Константинополе и положен на паперти «от востока, в храм входящи на левой стране». Здесь, повествует Триодь, бывали многие исцеления

«от огняниц страдати приключающимся, и трясавицею болящим, очищает же и отгонит и чарования бываемая».

В храме св. Софии находилось также «устие» колодца, в который брошена была самарянка и где она скончалась.

Мощи святой Фотины полностью не сохранились. Но на Афоне находится часть ее главы. Место пребывания святыни – монастырь Григориат. Частицы мощей можно встретить в ее иконах, в том числе в России и на Украине.

О встрече Христа с самарянкой - Богослов

Беседа Христа с самарянкой. Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIV в.; местонахождение: Италия. Венеция, Собор Святого Марка

Почитание в России и на Украине

В настоящее время в России не сохранилось храмов, посвященных Фотинии Римской. На Украине в Днепропетровской области в селе Диброво образован приход храма св. Фотинии Римской. Случилось это в 2002 г. Строительство церковного здания пока не завершено. Богослужения совершаются в бывшем здании сельского совета. Но будущий храм уже имеет свою святыню – икону св. Фотины с частицей ее мощей.

Иконография

На иконах св. Фотина изображается в красных одеждах мученицы, с крестом в руке. Отличительная черта изображения – головная повязка святой, характерная для Ближнего Востока. Иногда в руке Фотины – свиток со словами, которые она когда-то обратила к встретившемуся ей Господу:

«Господи, даждь ми сию воду, да не жажду…»

День ангела Светланы

Св. Фотину церковно чествуют 20 марта (2 апреля). Предполагается, что это день ее мученической кончины около 66 г. от Рождества. Кроме того, событие ее встречи со Христом вспоминается в 5 Неделю (воскресенье) после Пасхи. Этот день называется «Неделей о Самаряныне».

Особую историю в России имеет имя святой, которое носят сейчас очень многие женщины.

Однако в Крещении Светланы обычно нарекаются Фотиниями. В то же время в современных святцах и церковных календарях нередко можно встретить двойное именование мученицы: «Фотиния (Светлана)», поскольку речь идет просто о переводе на русский язык греческого имени.

Немногие храмы посвящены мученице Фотине – она так и осталась как бы в тени самой важной встречи в своей жизни. Ни до, ни тем более после встречи с Господом она не желала славы: судьбой и содержанием жизни была только проповедь веры. Как и Апостол Павел, она могла сказать о себе:

«Не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20).

Наталья Сазонова.

Видео

Разговор Иисуса Христа с самарянкой у колодца. Из цикла телепрограмм «Закон Божий».

Молитва святой мученице Фотине

О, святая мученица Фотино! Безмерно любовию ко Христу окрыляема, мужество, терпение и силу великую с находящимися с тобою сестрами, сыновьями и просвещенными тобою явила еси.

Евангелие Христово с дерзновением проповедала, и явися тебе и всем, с тобою бывшим, Христос, и всех на предстоящия муки укрепил и утешил.

В Рим пришедши и безбоязненно Христа исповедавши, в темницу заключена быша, и многия муки претерпеша, в колодезь брошена, душу свою Господу предала еси.

Услыши нас, святая Фотино, духовною красотою воссиявшая и людей непрестанно и неумолкаемо, в темнице и в городах, вере во Христа поучавшая.

Внемли нам, взирая на нас грешных, и благодатию Христовою исцели болящих лихорадкою, да не окропит их дождь греховный, но в здравии душевном и телесном жизнь свою неослабно в добрых делах проведут и прославят Владыку всех, Отца щедрот, Бога Милостиваго, во все века. Аминь.

Самарянка: жизнь после пяти замужеств

О встрече Христа с самарянкой - Богослов

Религия

О встрече Христа с самарянкой - Богослов

Генрих Семирадский «Христос и самарянка», 1890

В пятое воскресение по Пасхе Церковь вспоминает беседу Христа с самаритянкой и историю ее обращения

Короткое общественное служение Христа, продолжавшееся всего три с половиной года, было ознаменовано многочисленными чудесами. Самое главное из которых – перемена людей.

Христос призвал галилейский рыбаков Андрея и Симона и те, оставив сети, тотчас пошли вслед за Учителем, так же поступили Иоанн и Иаков – из рыболовов они сделались ловцами человеков. Матфей бросил прибыльную службу сборщика налогов и все остальные ученики, оставив всё, пошли за Ним.

Людей меняла лишь одна встреча с Христом, потому, что у Него была сила, и Он говорил и учил как имеющий власть. Среди тех людей, чья жизнь полностью переменилась после встречи с Иисусом из Назарета, была женщина-самаритянка.

Самария

Об этой встрече повествует Евангелие от Иоанна. Христос вместе с учениками направлялся через Самарию в Галилею. Когда-то город Самария, откуда и пошло название этой исторической области, был столицей Израильского царства, на территории которого проживали евреи.

После захвата Самарии в VIII веке до Р.Х. ассирийцами, евреи были уведены в плен, а на их место переселили другие народы: гутиев, халдеев, арамеев. Со временем ассирийские колонисты смешались с остатками евреев, и приняли от них и, возможно, от жителей соседнего Иудейского царства иудаизм, но не в чистом виде. Из священных книг самаритяне признавали лишь Пятикнижие Моисея.

Кроме религиозных, между двумя народами существовали культурные и языковые отличия, израильтяне и самаряне не находились в дружбе друг с другом.

Встреча у колодца

Поэтому, когда Христос, утрудившись от длительного перехода по жаре – был полдень, присел у колодца Иакова, и попросил находившуюся там местную жительницу зачерпнуть Ему воды, самаритянка удивилась: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?», ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются – этот комментарий к диалогу дает уже Иоанн Богослов, который находился рядом с Учителем.

Христос, Который пришел для спасения всех людей, конечно же, не принимал во внимание разделение между народами, для Бога главная ценность в человеке заключается не в его национальной или какой-то личной исключительности, но в открытости сердца.

Читайте также:  Об исцелении слуги сотника, и о воскресении христом сына вдовы - богослов

Христос, видящий сущность каждого человека («Сам знал, что в человеке»), предвидел, как Его слово отзовется в жизни самаритянки, поэтому и завел с ней разговор. И уже первые слова поразили женщину, чужеземец, видевший ее первый раз, вдруг точно указал на ее семейную жизнь и положение: «… У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе».

Что случилось с мужьями?

Евангелист Иоанн не разъясняет, почему самаритянка пять, даже шесть раз была замужем. Либо она несколько раз выходила замуж после развода, либо она становилась вдовой. В одной из книг Ветхого Завета – книге Товита упоминается о таком случае, девушка по имени Сарра семь раз выходила замуж, но в первую же ночь демон, который ее любил, убивал мужей, прежде чем они прикасались к ней.

Вряд ли мужей самарянки умерщвлял демон, если он и действовал, то другим способом – внушал мужьям этой женщины давать ей развод. Против института семьи, как богоустановленного учреждения, бесы ведут непримиримую войну испокон века.

Христос – источник воды живой

Христос, обращаясь к самарянке, называет Себя источником воды живой. Для жителей засушливой Палестины, когда на счету каждый водный источник, когда вода ценится на вес золота, такое сравнение могло быть понятным.

Кто впитал в себя христианское учением и стяжал божественную благодать, тот уже никогда не почувствует духовной жажды. Христиане знают об этом, получив обновление жизни в водах крещения, они навсегда остаются у источника жизни – Христа.

И самарянка Фотина, ее имя сохранило церковное предание, стала именно таким человеком, который после первой встречи не отошел от Христа, но стал верным последователем. Фотина сразу же пошла в свой город и объявила об Иисусе как Мессии.

Таким образом, самарянка стала одной из первых, кто свидетельствовал людям о Мессии. Самаритяне, хоть и не включали пророческих книг в состав своего Писания, но также как и иудеи, ждали Мессию.

О Его пришествии возвещали уже книги Моисея – Тора.

В Самарии Христос провел два дня, проведуя самарянам новое учение.

Мученическая смерть

Церковное предание и житие святой Фотины Самарянки говорят, что свое свидетельство о Христе она продолжала до конца своих дней. Как и другая, обращенная Христом женщина, о которой говорится в Евангелии – Мария Магдалина, Фотина проповедовала в Риме, где и претерпела мученическую смерть в правление императора Нерона.

Практически все ближайшие последователи Христа приняли мученическую смерть, она стала для них входом в вечность: «вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

Подпишитесь на нашу e-mail рассылку

Христос и самарянка: выше закона – только Любовь

Сейчас Церковь предлагает нашему вниманию рассказ о встрече Христа с самарянкой. Вопреки иудейскому запрету Господь вступает с ней в беседу, предопределившую всю дальнейшую жизнь Божией избранницы.

Вся история боговоплощения – это история затяжного противостояния между формой и содержанием в иудейской традиции. И если до пришествия Христа в мир иудеи только и делали, что хвалились своей богоизбранностью, то выход Господа на проповедь стал для них тем камнем преткновения, который они хотели как можно быстрее свергнуть. А оснований для этого у них накопилось достаточно много.

Ту же встречу Христа с самарянкой можно смело назвать революцией в иудейской идеологии. Казалось, что пропасть отвержения между потомками Авраама и враждебным им народом не под силу преодолеть никому. Конфликт между иудеями и самарянами на тот момент пустил уже достаточно глубокие корни.

А ведь когда-то самаряне тоже именовались израильтянами, будучи выходцами из иудейской среды. После раскола государства на Израильское и Иудейское в X веке до н. э. часть иудеев была депортирована завоевателями-ассирийцами в Палестину.

Ассимилировавшись с местным народом, они приняли некоторые языческие традиции. При этом продолжали верить в Единого Бога и признавать авторитет ветхозаветного Пятикнижия. Но их «неблагонадёжность» поспособствовала враждебному отношению к ним со стороны «ортодоксальных» иудеев.

Результатом такого непримиримого национализма стал жёсткий запрет на посещение иудеями самарийской местности. 

Вернёмся к беседе Христа с самарянкой. Что было в ней необычного? Пожалуй, всё.

Начиная от самого факта такой беседы, с учётом всей исторической подоплёки, и оканчивая откровением Христа чужестранке о том, что Он и есть ожидаемый всеми Мессия.

Протоиерей Александр Мень называет этот разговор «великой беседой», как бы подчёркивая её особую значимость в евангельской истории. Предлагаю более подробно вникнуть в её смысл. 

В средиземноморских широтах наступил жаркий полдень. Иисус с учениками находился на пути в Галилею. Но сильный зной заставил странников остановиться в той самой иудейской «зоне отчуждения» – Самарии. У путешественников не было с собой ничего, чем они могли насытиться в обеденный час.

Поэтому Господь посылает их за пищей, а Сам остаётся отдыхать у колодца в долине Сихем. Место для отдыха тоже было выбрано Им неслучайно. Согласно ветхозаветной истории, передавая эту местность в наследство своему сыну Иосифу, Иаков произнёс: «Бог будет с вами» (Быт. 48:21).

И действительно, по прошествии многих веков этому пророчеству суждено было сбыться. 

Одиночество Спасителя нарушила женщина, вышедшая из города к колодцу, чтобы почерпнуть из него воду. Иисус обращается к ней с просьбой дать ему пить. В ответ, на удивление самарянки, Христос начинает открывать перед ней облик Своего Божества.

«Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе… то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Чем дальше, тем загадочней становится эта беседа.

Самарянка находится в недоумении: кто этот загадочный незнакомец и о какой живой воде Он говорит? Она даже не заметила, что Иисус уже дал ответ на этот вопрос, сказав о том, что эта вода – духовный дар, подаваемый от Бога, а Бог – это Сам Он.

Лишь когда таинственный Странник произнёс, что эта вода приводит человека к вечной жизни, она возжелала поскорее напиться этой животворной воды. 

Но и здесь Господь показывает женщине, что прежде чем прийти к познанию тайны Божественного Промысла, необходимо познать Самого Бога, уверовав в Него. Именно поэтому Иисус и просит её привести мужа, которого у неё не было, чтобы затем раскрыть перед вопрошавшей трагедию её семейной неустроенности.

Как только самарянка поняла, что Он знает нечто большее, нежели обычный человек, она посчитала Его пророком. Затем их разговор переходит уже в вероучительную плоскость. Женщина, находясь в поиске образца истинного богопочитания, высказывает Спасителю своё недоумение о месте поклонения Богу.

Она понимала, что раздор между иудеями и самарянами как раз и произошёл из-за разногласия на этой почве. И Христос вмиг разрешает распрю, длившуюся между двумя народами веками.

«Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23), – произносит Он. Как верно заметил эту истину наш народ в знаменитой поговорке: «Не место красит человека, а человек место».

Не столь важно, где мы будем молиться. Важно, в каком душевном состоянии будем возносить свои прошения Богу и насколько истинной будет наша вера в Него.

И вот наступает решающий эпизод в беседе Спасителя с иноплеменницей. Самарянка как бы останавливает речь Христа, напоминая Ему, что говорить о подобных вещах должен будет пришедший к иудеям Мессия.

В этот самый момент Господь отвечает ей: «Это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26). Женщина наконец-то начала понимать, Кто всё это время общался с ней – грешной и разуверившейся в жизни женщиной.

Сам Мессия, Спаситель, Христос! Она оставляет водонос и устремляется в город, дабы возвестить всем об этом сверхъестественном событии.

Память о встрече с Господом осталась с самарянкой на всю жизнь. Женщина приняла Крещение с именем Фотиния, объездила много стран с проповедью о воскресшем Спасителе.

Её жизненный путь подошёл к концу в Италии, где она вместе с родственниками открыто заявила римскому императору о своей вере во Христа.

За этими смелыми словами последовали тяжелейшие мучения, после которых все страдальцы отдали души Богу, Которому посвятили всю свою жизнь.

Встреча Христа с самарянкой раскрывает перед нами главный принцип христианской веры: Божественная Любовь всегда стоит на ранг выше человеческого закона. Для Господа не существовало «зон отчуждения», не существовало избранных и неизбранных людей, достойных и недостойных Его внимания и Любви.

Любви именно с большой буквы, так как Божественная Любовь тоже стоит намного выше наших человеческих представлений о любви. Эта Любовь не имеет границ и привилегий. Она адресуется человеку и посвящается только ему одному. Только ради человека Господь пошёл на Крестную смерть.

Только ради человека и его бессмертной души Он продолжает поддерживать нас каждую минуту нашей жизни.

И, преподавая нам Своё евангельское Слово, он снова и снова обращается к нам со словами: «Пей эту живую воду, которая станет для тебя источником вечной жизни! Ты устал, ты изнемог, ты имеешь жажду, утолить которую могу только Я.

Читайте также:  12 июля отмечается православный праздник апостолов петра и павла - богослов

Обратись ко Мне, и Я напою тебя живительной водой! Поверь в Меня, и Я спасу тебя! Доверься Мне, и Я раскрою перед тобой всю Свою животворящую силу!». Дай Бог всем нам находить время для того, чтобы знойным днём утолять жажду своей страдающей души, подобно самарянке, выходя к колодцу, у которого Сам Христос напоит нас живой водой Своей Любви! 

Николай Волошин 

Свящ. Александр Мень: Проповеди по Евангельским чтениям == БИБЛИЯ-ЦЕНТР

Свящ. Александр Мень

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии вы слышали рассказ о встрече Господа с простой женщиной.

Эта женщина шла не в храм, не на молитву, не на какой-то особый подвиг, не на особое доброе дело, а просто шла за водой, как ходили тысячи женщин во всех странах, как ходила она от юности: брала кувшин, спускалась к колодцу в долину, набирала воду — колодец этот до сих пор сохранился — и возвращалась по тропинке в гору к себе в деревню.

Но тот день был для нее особенный, хотя она и не подозревала об этом. Как всегда, она собралась, накинула ветхую одежду, взяла кувшин, поставила на плечо, как было принято носить, и пошла по дорожке. Предание говорит, что ее звали Орой, по-гречески, Фотинией, по-русски это имя мы произносим как Светлана. Но в Священном Писании имя ее не упомянуто.

Говорится, что она была самарянка, принадлежала к секте самарян, которые тоже верили в Бога, ожидали избавления Господня, но считали, что самое святое место — гора Гаризим, где у них стоял храм. Вот шла эта женщина и, может быть, думала о своей тяжелой и горькой судьбе.

Жизнь ее не сложилась: пять раз она пыталась создать семью, и каждый раз это не удавалось, и то, что у нее было теперь, не давало отрады. Думая о своих заботах, о том, что надо стирать белье, печь хлеб, самарянка спускалась к колодцу. Какой-то усталый путник сидел у колодца и попросил ее пить. Вот так и началось совсем новое в ее жизни. Этим путником был Господь наш Спаситель Иисус Христос. Он как бы ждал ее там и, попросив напиться, Сам дал ей живой воды истины.

Этот евангельский рассказ нам говорит о трех вещах. Первое: что Господа можно встретить в самой обычной своей жизни.

Самарянка не подозревала, что у колодца, где она каждый день брала воду себе для еды и стирки, ее ждет пророк, Мессия, Христос, Спаситель мира.

Так и мы, занимаясь своими повседневными трудами, тоже думаем, что в это время Он далеко от нас, но если наше сердце не будет терять Господа, Он будет с нами встречаться и здесь.

И еще: была эта женщина с трудной судьбой, наверное, она и сама была виновна в том, что личная жизнь ее не сложилась, но это не помешало Господу встретить ее и говорить с ней о самом высоком.

Она стала Его спрашивать о вере, о том, где самое святое место на земле: в Иерусалиме, как думали иудеи, или у них, самарян, на горе Гаризим.

Господь сказал: «Да, Иерусалим — место святое, оттуда идет спасение, но приходит время, говорю тебе, женщина, когда люди будут поклоняться и не на этой горе, и не в Иерусалиме, а всюду, в духе и истине. Бог есть Дух».

Какую великую тайну Он ей открыл! Не нужно думать, что Бог живет в храмах, в зданиях, в церквах — нет места в мире, где бы Он не жил. Только в одном месте Его нет — там, где живет зло. Он призывает всех нас, говоря, что Бог есть Дух, и тот, кто Ему поклоняется, должен поклоняться в духе и истине.

Это не значит, что мы не должны собираться в храмах, конечно, это великое благо — молиться вместе. Это не значит, что у нас перед глазами не должны быть иконы — они нам напоминают о самом Господе и о святых Его.

Это не значит, что у нас не должны перед иконами гореть свечи и лампады — они освещают святые изображения и символизируют своим огнем нашу жертву храму, нашу жертву Церкви.

Но главное должно находиться в сердце, ибо никакая жертва Богу не угодна, если не будет дух обращен к Нему, к истине, к правде, в добром свидетельстве.

Дух и истина это есть вера, настоящая твердая вера. Дух и истина — есть любовь, дух и истина — есть служение. Это доступно не каким-то святым сверхъестественным людям, которые избраны от утробы матери, а всем. Женщина-самарянка нам пример, обыкновенная женщина, которая шла по своим обычным делам. И Бог ее призвал, явившись ей, сказав ей о духе и истине.

Значит, никто из нас не имеет права сказать: «Я слишком грешная, я слишком малая, я слишком недостойная для того, чтобы услышать и понять Весть Христову». Весть Христова обращена к каждому из нас, к каждому и в свой час. Слово Божие, как меч, проникает сквозь сердце, достигает самой глубины.

Только почувствуй эту силу, и она даст тебе жизнь вечную, живую воду, которую Господь обещал самарянке. Аминь.

Отрывки к тексту:

6

Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8

Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9

Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11

Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12

Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14

а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16

Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17

Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18

ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20

Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22

Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23

Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25

Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26

Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27

В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чем говоришь с нею?»

28

Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29

пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30

Они вышли из города и пошли к Нему.

31

Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.

32

Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33

Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34

Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35

Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36

Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37

ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет».

38

Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

Скрыть

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *