Об исцелении слуги сотника, и о воскресении христом сына вдовы — богослов

Об исцелении слуги сотника, и о воскресении Христом сына вдовы - БогословС воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодняшняя Неделя предлагает нам евангельское зачало об исцелении слуги римского сотника, которое каждый из нас знает (см.: Мф. 8, 5-13). Рассказ об этом событии содержится в Евангелии и от Матфея, и от Марка, и от Луки.

И это неслучайно: подчеркнута важность евангельского рассказа как примера той истинной молитвы, которую должен иметь верующий человек за ближних своих.

Люди иногда спрашивают: а где свидетельства того, что один человек может молиться за другого, просить за него? Сегодняшнее событие является наглядным тому примером, потому что римский сотник просит Господа за своего слугу. И что особенно важно, Господь откликается на эту просьбу.

Исцеление слуги римского сотника – наглядный пример того, что один человек может молиться за другого: сотник просит Господа за своего слугу и Господь откликается на просьбу.

Святые отцы также рассуждали над вопросом, за кого мы можем молиться и за кого мы можем просить. Пожалуй, самый важный момент здесь такой: по мнению святых отцов, нельзя молиться за человека, который агрессивно настроен по отношению к Церкви.

Если же человек не имеет достаточного понятия о Боге или о Христе как о Боге, а самое главное, не имеет ничего против Церкви, просто он непросвещен, за такого человека может молиться другой.

Более того, в евангельском повествовании мы читаем о том, что Христос ублажает, прославляет сотника за образ общения с Ним, который тот являет.

Какой это образ? Сотник подходит ко Христу с просьбой исцелить его слугу, поскольку тот тяжело страдает.

Во-первых, мы видим, что римский сотник, легионер, язычник, несомненно, воспитанный в вере в языческих богов, вдруг обращается к Нему, Человеку, стоящему на земле, Иисусу Христу как к Богу.

Из чего это видно? Из дальнейших слов сотника: «Хоть я и подвластный человек и имею у себя воинов…». Этими словами он исповедует, что перед ним стоит Человек, Который никому не подвластен. Но ведь неподвластен никому только Бог.

А дальше, когда Господь говорит: «Я пойду и исцелю его», – сотник являет величайшее смирение и отвечает: «Я недостоин того, чтобы Ты вошел в мой дом, но скажи только слово и выздоровеет слуга мой».

Эти слова, с одной стороны, говорят о величайшем смирении, а с другой стороны, опять показывают, что сотник исповедует Христа как Бога, поскольку говорит, что достаточно одного Его слова. Только Бог может сказать слово – и все будет так, как Он скажет.

А дальше сотник говорит: «Я имею рабов, говорю одному идти – и идет, второму делать то – и делает». Этими словами он снова исповедует то, что перед ним стоит истинный Бог, пришедший во плоти.

Святитель говорит: подобно тому как сотник имел своими рабами воинов, послушных ему, он исповедует, что такие рабы, как жизнь и смерть, беспрекословно повинуются Христу.

Поставим важный вопрос: кого понимает римский сотник под рабами, относящимися ко Христу? Святитель Иоанн Златоуст объясняет это так: подобно тому как сотник имел своими рабами воинов, послушных ему, он исповедует, что такие рабы, как жизнь и смерть, беспрекословно повинуются Иисусу Христу. Но ведь жизнь и смерть находятся только в руках Божиих.

И поэтому Господь приходит в духовный восторг от этого исповедания и прославляет веру сотника. Христос говорит, что такой веры Он не нашел во всем современном Ему Израиле.

Более того, далее Господь пророчески утверждает, что многие придут от востока и запада, от юга и севера и возлягут со Авраамом на ложе его, а сыны царствия отвержены будут вон, во тьму кромешную (см.: Мф. 8, 10-12).

Это очень важный для каждого из нас урок. Ведь мы вроде бы постоянно исповедуем, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог во плоти, но когда дело заходит о жизни и смерти, болезнях, касающихся нас лично, смерти наших сродников, мы почему-то забываем, что все находится в Его длани и они являются Его рабами. Как будто смерть или болезнь независимо от Бога могут прийти к человеку.

Но римский сотник являет пример совсем другого исповедания, он говорит: все находится в руках Божиих, Господь пошлет своего раба туда, куда Он хочет послать, или может попустить, чтобы смерть или болезнь нашли на человека. А если Он не захочет, ничего не будет, ничего не случится. Но об этом нужно молиться. И нужно молиться именно так, как призывает нас Господь, как показывает нам Священное Писание.

Сотник исповедует: все находится в руках Божиих, Господь может попустить, чтобы смерть или болезнь нашли на человека. А если Он не захочет, ничего не случится. Но об этом нужно молиться.

Когда мы встаем на молитву о чем-то, мы должны помнить о двух очень важных стратегических моментах. Первый момент такой: мы исповедуем, что Бог является Всемогущим, нет ничего абсолютно в мире, чего Бог не мог бы сделать. Ведь это Он нас вызвал из небытия.

И второй момент, о котором говорит сам Христос:  «Все, о чем ни попросите в молитве Отца Моего, будет по глаголу вашему, только, самое главное, имейте веру хотя бы с зерно горчичное, не сомневаясь, попросите – и будет дано вам» (см. напр. Ин. 16, 23-24).

А есть еще очень важный момент в Евангелии: Христос говорит, что там, где двое или трое собраны во Имя Его, там Он посреди них (см.: Мф. 18, 19-20).

А это значит, что соборная молитва гораздо выше и сильнее, чем молитва индивидуальная, личная.

Также нам следует помнить о смирении, с которым мы должны приходить ко Господу, подобно тому как это сделал сотник, говоря, что недостоин того, чтобы Христос вошел в его дом, но по одному слову Его может совершиться чудо.

Этого смирения нам часто недостает, а ведь оно является самым главным в расположении нашего духа. Когда мы читаем молитву «Царю Небесный, прииди и вселися в ны», мы не должны бить себя в грудь, быть полностью уверенными в том, что Он придет и вселится в нас, нет, мы должны исповедовать, что мы недостойны этого, но мы просим: «Прииди и вселися в нас».

Просить Господа нужно со смирением, подобно сотнику, который знал, что недостоин того, чтобы Христос вошел в его дом, но верил, что по одному слову Его может совершиться чудо.

Сегодняшнее Евангельское зачало ставит перед нами непростой вопрос: как измениться, как исправиться, что нужно сделать для этого человеку? Очень непросто взять и поменять свое мироощущение, стать смиренным, исповедовать так, как исповедовал сотник Иисуса Христа, Сына Божиего.

Конечно, здесь можно говорить о внешних моментах: почаще исповедоваться, причащаться, молиться, поститься, творить дела милосердия.

А Господь в Евангелии от Иоанна, обращаясь к ученикам, говорит: «Если пребудете в словах Моих, воистину учениками Моими будете, и уразумеете Истину, и Истина освободит вас» (см.: Ин. 8, 31-32).

Это значит, что Истина освободит их от ложного мироощущения, от неправильных понятий о Боге, о мире, о ближних, о себе, сделает свободными и знающими Истину, которую познал римский сотник.

Но чтобы пребывать в Слове Божием, то есть исполнять это Слово, его нужно знать. Очень немногие знают Слово Божие.

Спросим здесь находящихся: кто хоть раз в жизни прочитал всю Библию, «от и до», Слово Божие? Или хотя бы Новый Завет целиком? Или еще более сузить – прочитал Четвероевангелие со вниманием? Разве много будет таких? А если мы не знаем Слово Божие, как мы можем пребывать в этом Слове? О какой Истине, о знании Истины, о какой свободе во Христе можно тогда говорить?

Став рабами правды, рабами Божиими, мы отказались от своей воли, зная, что плоды этого рабства – послушание Богу и Истине – сделают нас свободными, откроют вход в Царство Божие.

Обратимся еще к сегодняшнему Посланию апостола Павла. Он говорит о том, что мы когда-то были рабами греха, а теперь, отказавшись от греха, поработились, то есть стали рабами, правды (см.: Рим. 6, 20-22).

А что это значит – раб правды, раб Божий? У раба в древнем мире не было своей воли, он исполнял волю другого – господина своего.

Когда мы стали рабами правды, это значит, что мы отказались от своей воли, зная, что плоды, которые нам даст это рабство – послушание Богу и Истине, сделают нас свободными, сделают нас способными войти в Царство Божие.

Что за этим стоит? Когда человек не имеет своей воли, ему часто бывает неприятно, потому что он создан Богом для счастья, для блаженства. А ведь счастье, каждый из нас засвидетельствует это, заключается в одном: когда я чего-то хочу, и это исполняется.

Но если я становлюсь рабом правды со своим старым греховным мироощущением, я должен понимать, что многое, что мне говорит Господь, что просит меня исполнить, мне будет неприятно, мне будет противно, мне не будет хотеться это сделать, у меня не будет на это сил, как мне будет казаться. Но я должен пребывать в Слове Божием, исполнить все, чтобы измениться.

И в конце концов все исправится, все просветится, согреется сердце, но для этого нужно потрудиться, нужно поработать.

Поэтому сегодня мы прославляем римского сотника, прославляя и Господа нашего за великий дар человечеству – дар благодати. Мы должны постоянно помнить о том, что все находится в Его руке и Он готов нам помочь точно так же, как римскому сотнику. Но мы своей жизнью должны засвидетельствовать, что готовы поработать Ему.

И когда мы исповедуем, что мы – рабы Божии, мы говорим именно об этом. Мы говорим: «Господи, я знаю, что моя воля греховная, и я очень хочу исполнить Твою волю – благую, угодную и совершенную, как говорит апостол Павел» (см.: Рим. 12, 2).

Дело остается за немногим: узнать из Евангелия, в чем она заключается, эта воля, и приступить к ее исполнению.

  • Аминь.
  • С Праздником, дорогие братья и сестры!
  • Проповедь протоиерея Георгия Климова,
  • произнесенная в храме иконы Божией Матери
  • «Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
  • в Неделю 4-ю по Пятидесятнице.
  •  Об исцелении слуги римского сотника.
Читайте также:  Миропомазание в православии как происходит, когда совершается - богослов

14.07.2019

Исцеление слуги сотника

В Неделю четвертую по Пятидесятнице

Об исцелении слуги сотника, и о воскресении Христом сына вдовы - Богослов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшнее воскресное евангельское чтение, дорогие братья и сестры, повествует нам о том, как Господь наш Иисус Христос вошел в город Капернаум и к Нему подошел римский офицер-сотник, и просил: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом во Царствии Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга в тот час.

Кто такой этот сотник? Что же произошло в Капернауме? Здесь на глазах у многих свидетелей еще раз исполнились евангельские слова: …всякий просящий получает и …по вере вашей да будет вам.

Римский сотник — командир сотни, центурии, — язычник, представитель римской власти, оккупант, он немедленно получил просимое. Почему? Потому что он верой своей превзошел всех израильтян.

Этой верой был удивлен Сам Спаситель и ставил ее в пример: в Израиле не нашел Я такой веры.

Путь веры — это тайный, сокровенный путь; мы не можем и в самих-то себе объяснить, как слагаются убеждения веры? Вера есть Божий дар, и дар этот получают смиренные сердцем. По словам Апостолов: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

В сотнике, несмотря на то, что он человек властный, видно, что он добродетельный и разумный, видно и крайнее смирение его: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, видно и милосердие его — он просит не за детей, родственников или друзей, а просит за слугу своего.

И Господь услышал молитву сотника.

А что делать нам, как веровать нам, чтобы и наши молитвы были услышаны?

К вере способна только та душа, которая решительно отверглась греха, направила всю свою волю и силу к божественному добру.

Будем внимательно слушать Евангелие и Святых Отцов, объясняющих нам его, и мало-помалу вселится в нас живая вера.

Вспомним слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Вера является в человеке от исполнения евангельских заповедей и возрастает по мере исполнения их. Увядает же и уничтожается по мере пренебрежения ими».

Псалмопевец Давид настойчиво призывает нас: Воспойте Господеви песнь нову. Что же это за новая песнь? А это, дорогие братья и сестры, собственно говоря, наша жизнь, и, призывая петь ее по-новому, нас призывают к непрестанному обновлению ума и сердца, всего нашего существа.

Заметили ли вы, как однообразна и скучна наша жизнь при внешнем ее видимом разнообразии, если она наполнена суетой и грехом, если она не заполнена Богом и божественным.

Все в ней одно и то же, все те же скучнейшие и пошлые сериалы по телевидению; пустые, суетные, однообразные до головной боли разговоры «ни о чем» по мобильному телефону; «перемывание костей» соседям; новости, в которых, по сути, нет никаких новостей, нет ничего ни нового, ни интересного. Как безнадежно тосклива такая жизнь, жизнь обывателя.

Иное — жизнь во Христе, в Боге. Вечно юный Христос говорит нам всем и каждому из нас лично в вечно молодом и правдивом Евангелии о нетленной красоте никогда не стареющего и всегда веселого — в таком высоком, божественном, смысле слова — радостного Царствия Небесного. И Он зовет нас туда как желанных и дорогих гостей, как Своих верных друзей, как Своих любимых детей.

Своим служением ближним, тем людям, которые рядом с нами и которые ждут нашей помощи, мы должны открыть глаза на этот мир.

Только тогда, когда мы, преодолевая эгоизм и себялюбие, выходим на стезю деятельной евангельской любви, тогда открывается нам смысл Евангелия и жизни земной и небесной, и тогда всё преображается вокруг нас: тогда нет места скуке, тоске, унынию, брюзжанию, вечно недовольному виду. Тогда Царство Божие действительно возрастает и оживает внутри нас.

Мы можем увидеть его отчасти и в этом мире, хотя бы в некоем прикровенном, зачаточном виде, и тогда наше существование наполняется смыслом и красотой. И тогда мы начинаем действительно верить и любить Бога, верить, как поверил римский сотник.

Как некогда великий философ древности ходил днем по городу с фонарем и восклицал: «Ищу человека!», не так ли и Господь незримо ходит по каждому городу, по каждой веси и терпеливо ищет человека, то есть ищет человеческого в каждом из нас, человека в высшее смысле, человека — Свой образ и подобие.

Вот о чем сегодняшняя евангельская история. Это обращение к сердцу каждого человека. Это история о смиренной живой вере, о жертвенной и пламенной молитве, о любви, ищущей и побеждающей, о человеке падающем в грязь греха и восстающем в богоподобной славе, и о Боге милостивом, призывающем нас с вами ко спасению.

Нам надо молить Господа, чтобы Он нам дал такую веру, какая была у римского сотника, ведь только стяжав такую веру, мы сможем войти в Царство Небесное. Аминь.

Свято-Успенская Почаевская Лавра

XII Исцеление прокаженного и слуги сотника. Воскрешение сына наинской вдовы. Посольство Иоанна Предтечи. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея

XII

Исцеление прокаженного и слуги сотника. Воскрешение сына наинской вдовы. Посольство Иоанна Предтечи. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея

Когда Иисус Христос сошел с горы, то за Ним последовало множество народа, как бы не хотевшего расстаться с столь дивным Учителем, изливавшим сладостные слова благовестия. И истинность учения вскоре была подтверждена рядом великих событий, которые еще более должны были показать народу, кто этот великий и сладостный Учитель.

От горы Христос направился в один из прибрежных городков, и при входе в него вдруг глазам Его представилось крайне печальное зрелище. Перед Ним предстал прокаженный, который, с отчаянной мольбой падая сначала на колена и затем с сердечным воплем повергаясь ниц, просил об исцелении его от ужасной и отвратительной болезни.

Со стороны несчастного требовалась необычайная вера в юного Пророка назаретского, чтобы признавать в Нем силу исцелить болезнь, которая, по всеобщему убеждению, раз проникнув в кровь, постоянно усиливалась и была неизлечима.

Все надежды жизни выразились в страстной мольбе несчастного: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить!» И на Его веру раздался бесконечно милостивый ответ: «Хочу, очистись». Все чудеса Христовы были в то же время откровениями. Когда требовалось обстоятельствами дела, Он иногда не сразу отвечал на мольбу страдальца.

Но не было ни одного случая, когда бы Он хоть на мгновение замедлил при вопле к Нему прокаженного. Проказа считалась знаком греха, и Христос хотел научить нас, что сердечная молитва грешника об очищении всегда находит скорое удовлетворение.

Когда Давид, прообраз всех истинно кающихся, взывал с истинным сокрушением: «Согрешил я пред Господом», то пророк Нафан немедленно принес ему милостивое благовестие от Бога: «Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь» (2 Цар 12:13). Спаситель простер руку, прикоснулся к прокаженному, и тот тотчас очистился.

При этом Спаситель запретил исцелившемуся разглашать об этом событии, так как прикосновение к прокаженному, как запрещенное законом, могло опять вызвать бурю негодования со стороны бездушных законников, для которых мертвая буква закона была дороже всякого человеколюбия. Вместо этого он должен был пойти показаться священникам и принести установленный дар, чтобы получить формальное свидетельство о своем очищении. Но исцеленный был слишком рад своему счастью, чтобы скрывать его в сердце своем, и не исполнил наказа о молчании, разглашая о своем исцелении повсюду.

Едва Спаситель прибыл в город Капернаум, где находилось Его временное местожительство, как навстречу к Нему вышла депутация иудейских старейшин, вероятно должностных членов главной синагоги, с просьбой от сотника, верный и любимый раб которого был поражен опасным припадком болезни.

Могло показаться странным, что иудейские старейшины приняли такое близкое участие в человеке, который, римлянин или нет, во всяком случае несомненно был язычник и только, быть может, «пришелец врат».

Старейшины, однако же, объяснили, что он не только любит их народ (черта крайне необычная в язычнике, так как, вообще говоря, к иудеям все относились с особенным отвращением), но даже за свой собственный счет построил им синагогу, которая по красоте и величественности считалась главной синагогой в Капернауме.

Само обращение их к Иисусу показывает, что это событие относится к раннему периоду Его служения, когда все еще смотрели на Него с изумлением и надеждой, и не было еще той смертельной вражды, которой ознаменовались последующие дни. Христос немедленно ответил на их просьбу. «Я приду, – сказал Он, – и исцелю его».

Но на дороге они встретили других посланных от смиренного и благочестивого сотника, который через них просил Его не входить под недостойный кров язычника, а исцелить страждущего раба простым чудесным словом, как Он исцелил сына царедворца.

Как сотник, хотя и подвластный человек, всегда имеет у себя слуг, готовых исполнять его приказания, так не мог ли и Христос повелеть невидимым слугам исполнить свою волю, сам не предпринимая этого труда на себя? Спаситель был поражен столь замечательной верой, больше которой Он не встречал даже в Израиле.

На дикой маслине Он нашел то, чего не находил на маслине садовой; и из этого обстоятельства Он извлек поучение, таким холодом и неприятностью поразившее слух иудеев: когда многие из настоящих сынов царства извержены будут во тьму кромешную, многие приидут с Востока и Запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном. Посланные же, возвратившись в дом, нашли, что целительное слово оказало свое действие и больной слуга выздоровел.

Но за этими изумительными событиями следовало еще более поразительное чудо. В один из следующих дней Спаситель, обходя с проповедью соседние города, пришел, между прочим, в Наин. Теперь это грязная и жалкая деревня, лежащая на северо-западном склоне горы малого Ермона, в сорока трех верстах от Капернаума.

Читайте также:  Строительство нового храма в тюльгане в честь табынской иконы - богослов

Название это (оно удерживается и теперь) значит «прекрасный», и положение городка близ Ендора вполне оправдывает его: он живописно гнездится на холмистых склонах величественной горы, в виду Фавора и высот Завулоновых.

Отправившись в путь, как это всегда делается на Востоке, рано, в часы утренней прохлады, Иисус Христос мог прибыть в этот городок вскоре после полудня, и при самом входе в него представилось печальное зрелище. Из ворот выносили тело умершего юноши для погребения за городской стеной.

Зрелище это было более печально, чем обыкновенно, и потому, вероятно, оно сопровождалось более отчаянным и неудержимым воплем, чем обыкновенное оплакивание умерших. Юноша этот был «единственный сын у матери, а она была вдова». Зрелище этой страшной скорби неотразимо отозвалось в бесконечно любящем сердце Спасителя.

Сжалившись над несчастной матерью и сказав ей: «Не плачь», Он подошел к одру, или, вернее, к открытому гробу, в котором лежал умерший юноша, и, опять не обращая внимания на чисто обрядовое постановление, прикоснулся к нему. При виде этого все мгновенно замерли в ожидании.

Носильщики невольно остановились, объятые страхом. И вот среди убитых горем родственников и окружавшей их безмолвной толпы раздался спокойный голос Христа: «Юноша, тебе говорю: встань». Голос этот проник в неведомую и таинственную область смерти и потряс самое царство ее.

Мертвый встал и начал говорить; и Спаситель «отдал юношу матери его». При виде этого всех объял страх. Народ вспоминал об Илие и вдове Сарептской, о Елисее и женщине из находившегося неподалеку Сонама. Они, величайшие из пророков, также возвращали одиноким женщинам их умерших единственных сыновей.

Но они делали это с усилиями и напряженной мольбой, томясь в молитве и распростираясь над трупом (3 Цар 17:21; 4 Цар 4:35); между тем Иисус совершил это чудо спокойно, неожиданно, мгновенно, своим собственным именем, своей собственной властью, единым словом своим.

И народ невольно думал после этого, что «великий Пророк восстал между ними, и Бог посетил народ свой».

Около этого времени Спаситель получил краткое, но взволнованное послание от Иоанна Крестителя. Он в это время томился в темнице, и до него не могли не доноситься слухи о проповеди и необычайных делах Иисуса. Он мог бы только радоваться этим делам Того, о Котором он не раз давал самое торжественное свидетельство как об утешении Израилеве.

Но его собственное тяжелое положение не вполне соответствовало светлым ожиданиям, и некоторые из учеников его стали высказывать ему сомнения касательно истинности его свидетельства.

Чтобы уверить их, он отправил нескольких из них к Спасителю с вопросом: «Ты ли Тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?» Ученики нашли Иисуса Христа среди необычайных дел Его Божественного милосердия, и Он прямо указал на эти свои дела.

Чтобы подкрепить унывающий дух великого пророка, Спаситель велел его ученикам пойти и рассказать Иоанну, что они видели и слышали, – именно, что «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют.

И блажен, кто не соблазнится о Мне», – прибавил Христос, высказывая этим, что истинная вера в Мессию не должна колебаться от неисполнения с Его стороны каких-либо личных желаний, как это могло быть с самим Иоанном, который не мог не питать тайного желания какого-либо чуда со стороны засвидетельствованного им Мессии в деле освобождения его от тяжкого тюремного заключения.

И когда ученики Иоанна отошли, Спаситель, обратившись к народу, произнес Иоанну высшую похвалу, какой только мог удостоиться человек. «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но, – прибавил Христос, – меньший в Царстве Небесном больше его», т. е.

несмотря на всевеличие Иоанна как пророка ветхозаветного, всякий непосредственный слушатель Христа, искренне принимающий веру в Него, имеет больше прав на вступление в новое царство, чем даже этот великий пророк, который был как бы новым Илией, предвозвещавшим наступление нового царства.

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» – торжественно заключил Спаситель свою возвышенную беседу об Иоанне.

Так как к этому времени успело обнаружиться, что даже в тех городах, которые по преимуществу были местом учения и деятельности Спасителя, народ не всегда обнаруживал истинную веру в пришедшего Мессию и, видимо, не хотел расстаться с своей ложной идеей о Мессии-завоевателе, так что заботился не столько о Царстве Небесном, сколько пылал мщением к своим римским поработителям и питал в своем сердце гордую мечту о том времени, когда и сам Рим преклонится перед ожидаемым Мессией, то Спаситель произнес при этом строгое предостережение. «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было Его сил, за то, что они не покаялись. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам: Тиру и Сидону, этим нечестивым языческим городам соседней Финикии, отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься: ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе».

В этих словах Христос выступил не только в качестве пророка, но и Судии, приговор которого должен был осуществиться (как и осуществился действительно) во всей своей ужасной точности.

От большинства этих городов не осталось камня на камне, и само местоположение их забыто или составляет предмет спора. Но Христос нашел утешение в том, что если возвещаемое Им откровение или божественная мудрость осталась сокрытой для мнящих себя мудрыми и разумными, то она открыта младенцам, т.

 е. нижайшим членам человеческой семьи в умственном и общественном положении, несшим доселе на себе все тяготы презрения в мире. И к ним-то теперь Спаситель обратился с любящим воззванием: «Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.

Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».

Теперь уже для всех достаточно было доказательств, что Иисус из Назарета есть именно Мессия Христос. Но Он еще не был помазан, и это помазание должно было совершиться теперь.

Если Христос родился в яслях и главное самооткровение о своем мессианском достоинстве сделал убогой и греховной самарянке, то неудивительно, что и помазание Его совершено было не первосвященником в торжественной обстановке храма, а при самых простых обстоятельствах, способных произвести смущение в непросвещенной душе.

В одном из прибрежных городков Спаситель получил приглашение в дом фарисея, носившего весьма распространенное в то время имя Симон.

Приглашение было сделано в духе фарисейской неискренности – просто с целью полюбопытствовать, что это за учитель из презренного Назарета, так что при этом не соблюдены были даже обычные правила гостеприимства, требовавшие от хозяина, чтобы он встретил гостя целованием, омыл ему ноги и доставил все необходимые удобства. Накрыт был стол, и все приглашенные гости возлегли за ним, как это было в то время в обычае у иудеев, подражавших грекам и римлянам. При пиршествах двери дома на Востоке не закрывались, так что и всякий посторонний мог войти в него – если не принять участие в пиршестве, то хоть постоять и посмотреть на пирующих. Но на этот раз среди других взяла на себя смелость вторгнуться в этот почтенный дом одна личность, присутствие которой было не только нежелательно, но положительно противно хозяину.

Одна несчастная, порочная, падшая женщина, известная в той местности своей худой жизнью, узнав, что Иисус возлежит в доме фарисея, осмелилась протесниться через толпу других посетителей с алавастровым сосудом мира. Она нашла, кого искала, и смиренно, став позади Христа, слушала слова Его.

Невольно размышляя о Нем и о своем страшном падении – размышляя о беспорочной, безгрешной чистоте святого юного Пророка и о своей собственной позорной и греховной жизни, – она стала плакать, и слезы ее капали на босые ноги Христа, к которым она склонялась все ниже и ниже, стараясь скрыть свое смущение и стыд.

Фарисей с ужасом отскочил бы от одного прикосновения, а не только от слезы такой личности; он стал бы в семи водах омываться от полученного осквернения и с проклятием отогнал бы нахально вторгшуюся грешницу.

Но женщина эта внутренне чувствовала, что Иисус не поступит с ней так; она чувствовала, что высочайшей безгрешности свойственно глубочайшее сочувствие; она видела, что где оттолкнула бы жесткая благопристойность подобного ей грешника, там примет совершенная святость Спасителя.

Весьма вероятно, что она слышала бесконечно любящие и милостивые слова, сказанные Христом, быть может, в тот же самый день: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28).

Не будучи отвергнута, она ободрилась еще больше и, убедившись, что, как бы ни смотрели на нее другие, Спаситель во всяком случае не презирал ее, она подвинулась к Нему еще ближе и, опустившись на колени, своими длинными распущенными волосами начала вытирать ноги, омоченные ее слезами, покрывать их поцелуями и наконец, разбив алавастровую вазу, стала умащать их драгоценным и благоухающим миром.

Читайте также:  Крестное знамение и поклоны в храме николая чудотворца тюльган - богослов

Вид женщины с распущенными волосами, позор ее унижения, муки ее покаяния, быстро капающие слезы, принесение в жертву благовония, служившего одним из средств ее позорного ремесла, – все это могло бы в самом каменном сердце возбудить некоторое сочувствие. Но Симон-фарисей смотрел на все это с холодным неодобрением и отвращением.

Неудержимый порыв мольбы о милосердии со стороны отчаивающейся и сокрушенной сердцем женщины не тронул его. Ему противно было даже то, что Иисус позволял несчастной твари целовать и умащать свои ноги, хотя и не обращался к ней доселе ни с одним словом одобрения.

Если бы он был пророк (невольно думалось фарисею), Он должен бы знать, что это за женщина; и если бы Он знал это, то должен бы оттолкнуть ее с презрением и негодованием, как непременно поступил бы сам Симон. Подай Он хоть знак, и Симон был бы очень рад сейчас же освободить от такой скверны свой дом.

Фарисей не высказал этих мыслей вслух, но Спаситель видел его сердце и знал его мысли, хотя и не сразу укорил за них и не сразу обличил его холодное бессердечие и бездушную жестокость. Чтобы привлечь к своим словам общее внимание, Он обратился к хозяину: «Симон, Я имею нечто сказать тебе».

 – «Скажи, Учитель, – отвечал тот с некоторой натянутостью». – «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим.

Скажи же, который из них более возлюбил его?» Симон, по-видимому, не имел ни малейшей мысли о том, чтобы вопрос имел какое-нибудь отношение к нему самому, все равно как это было некогда с Давидом, когда он произносил откровенный суд по поводу притчи пророка Нафана. «Думаю, – сказал он, – тот, которому более простил».

 – «Правильно ты рассудил», – ответил ему Христос, и затем сделал нравоучительное приложение этого маленького иносказания, суровое по самой своей мягкости и снисходительности, облеченное в ту поэтическо-возвышенную форму, которую Спаситель часто употреблял при своем учении и которая для слышавших Его звучала поэзией пророков.

Симон, кажется, не видел, к чему вел этот рассказ, но кающаяся грешница с более чуткой восприимчивостью сокрушенного сердца, наверно, видела это.

Но какое волнение должно было охватить ее, когда Христос, как бы не замечавший ее дотоле, теперь вдруг совсем повернулся к ней и, обращая внимание всех присутствующих на нее, робко сидевшую на полу и закрывавшую обеими руками и распущенными волосами свое смущенное лицо, громко сказал удивленному фарисею: «Симон, видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги, и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал; а она с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы моей маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит». И затем, обращаясь уже не к Симону, а к бедной грешнице, Спаситель со властью Помазанника Божия прибавил слова милосердия: «Прощаются тебе грехи».

Все это произвело такое сильное впечатление, что фарисеи не осмелились высказать какого-либо протеста против подобного притязания на право прощать грехи и только шепотом переговаривались между собой, выражая взаимное изумление: «Кто это, что и грехи прощает?» Но Спаситель проник и в их тайные мысли, и чтобы не дать им повода к дальнейшим пререканиям, еще раз, обращаясь к грешнице, сказал ей: «Вера твоя спасла тебя: иди с миром».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

О вере капернаумского сотника – протоиерей артемий владимиров

Поздравляем вас с Дмитровской родительской субботой, днём молитвенного поминовения воинов, вождей, павших на поле Куликовом в 1380 году.

Это сражение стало судьбоносным для Святой Руси, потому что на крови этих дружинников, воинов, собравшихся сюда из различных княжеств, дотоле разрозненных или даже враждующих друг с другом, заквашена была нация, родился русский народ, которому вслед за ромеями, византийскими греками Господь даровал особые служение и миссию. И мы видим, что эта миссия, как ни скудны ныне сердца, осуществляется и доныне. В век всеобщего смятения, превращения умов, шатаний, болезней Россия, как ни поразительно, остается оплотом и гарантом сохранения жизни вселенной. Конечно, благодаря Православию. Сколь ни умалено оно, однако в сердцах крещёных православных людей невидимо почивает благодать Святого Духа, она-то и сдерживает все разрушительные процессы, благодаря ей ещё мир продолжает своё бытие.

Сегодня мы обновили в своей памяти повествование о сотнике из Капернаума1, прозелите, то есть язычнике, обратившемся к единому Богу. Человеке, который засвидетельствовал свою любовь к Израилю многими благотворениями.

Сотнике, призвавшем Господа исцелить, помочь разболевшемуся к смерти слуге его. Уже одно то, что он, этот маленький военачальник, любил своего слугу как сына, переживал и сострадал о нём, приблизившемся к смертным вратам, говорит о благородстве, возвышенности его души.

А ведь во всяком народе творящий добро, поступающий по закону любви приятен Господу. Вот почему Спаситель тотчас направил Свои стопы к дому этого военного человека в сопровождении старейшин Израиля, ходатайствовавших за него. Ведь он построил для них синагогу.

Они и впредь ожидали от него других милостей и вспоможений.

Уже близ дома Спаситель опосредованно, через посланных сотником слышит слова его:

…не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой;

потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой.

Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает1.

Не трудись, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров моего дома. И сам я почёл себя недостойным – кто я и что я, не из обрезанных, не израильтянин, – чтобы выйти к Тебе навстречу.

Но сам, имея малую земную власть, я знаю, что мои подчиненные, рабы мне послушны, поэтому и Ты, Владыко неба и земли (сотник смиренными очами веры прозрел Божественное достоинство Иисуса), скажи слово, которое Тебя беспрекословно слушается, и оно само придет ко мне домой и явит чудо исцеления и помощи юноше, за которого я прошу.

Сотник, очевидно, читал Священное Писание, читал псалмы царя Давида и оттуда вычитывал многие свидетельства того, что не изнеможет у Бога всяк глагол.

Действительно, в псалмах мы найдем замечательные боговдохновенные речения: Яко Той рече, и быша: Той повеле, и создашася2

Посла слово Свое, и исцели я, и избави я от растлений их3… Яко не изнеможет у Бога всяк глагол4.

И Спаситель удивился величию веры этого пришельца. Во всем Израиле не встречал Он ничего подобного. Потому что многие теснились вокруг Него, иные с верой прикасались к Нему, другие хватались за края Его одежды. Третьи, раскапывая крышу, полагали расслабленных пред очами Его.

Марфа и Мария, ученицы Спасителя, говорили: Если бы Ты был с нами, не умер бы друг Твой Лазарь.

А тут такое: скажи слово, и этого будет достаточно! Оно, Твой творческий Божественный глагол, изшедший из уст Твоих, Бога всемогущего и милостивого, мгновенно прилетит и свершит даже более того, о чём я прошу.

И действительно, в тот самый час, в тот самый миг, когда Спаситель похвалил веру сотника, приговорённый болезнью к смерти слуга его мгновенно выздоровел и обрёл душевную и телесную крепость.

Все эти слова евангелиста Луки свидетельствуют о том, что Сын Божий воистину имеет живот – жизнь; как Отец, так и Сын имеет жизнь в Себе.

И тот, кто услышит, примет с верою Его, Сына Божия, глагол, оживёт.

Не нужно относить это лишь к таинству воскресения мертвых при Втором пришествии Господа Иисуса Христа. Эти слова, совершенно очевидно, соотносятся и с каждым из нас.

И всякий, мёртвый душою по причине живущих в нём страстей, оживёт, освободится от этого гнёта, очистится от пленения диавола, получит прощение грехов, если с верою примет слово Живого Бога. Если сохранит в памяти слова Божественного Евангелия.

Если, приобщаясь Святых Христовых Таин, всецело сосредоточит свое внимание на этом Даре и не позволит суете расхитить воспринятую им Божественную благодать.

Уже в этой жизни, по замыслу Творца, Его ученики должны воскреснуть душой, то есть вместить в себя Воскресшего Иисуса Христа, Который таинственно сопребывает, живёт, действует в их сердцах.

И тот, кто понимает суть христианства и вникает в Писание и внутрь собственного сердца, понимает, о чём идёт речь.

Речь идёт о том, что Дух Святой таинственно возрождает человеческую душу, в силу сопребывания с ней Воскресшего Искупителя, во исполнение слов библейского пророка: Вселюсь в них и буду ходить в них5… и они будут Мне в дщери и сыны, и Аз буду им Отцом6.

И в родительскую субботу, когда мы мысленно окидываем взором ушедшие столетия и молимся об упокоении воинов, как не вспомнить предпасхальное Иезекиилево пророчество.

И рече Господь: сыне человеч, выйди в поле и дохни на кости сия. И дохнул я на кости сия, и восстал сонм великий – жила к жиле, кость к кости – великий собор людей.

И души вошли в воскрешенные тела, и явлен был очам пророка Изекииля этот сонм Богом воскрешенного человечества.

Мы с вами сегодня воздали честь героям, павшим на поле Куликовом и постараемся, подобно сотнику, сохранить в сердцах Божественный глагол, не растерять энергию Святого Духа, предоставив Воскресшему Христу чудотворить в глубинах наших кающихся сердец.

1 Лк. 7, 6 – 8

2 Пс. 32, 9

3 Пс. 106, 20

4 Лк. 1, 37

5 2 Кор. 6, 16

6 Ср.: 2 Кор. 6, 18

Протоиерей Артемий Владимиров

Проповедь 7 Ноября 2020 г.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *