Об излечении христом двух слепых — богослов

Об излечении Христом двух слепых - БогословСегодня вникаем в толкование святителя Иоанна Златоуста на Евангельское чтение 7ой Недели по Пятидесятнице .

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! (Мф. 9:27)

Для чего Христос заставляет идти слепых за собою и просить о помиловании? Для того, чтобы и в этом случае научить нас убегать людской славы.

Так как дом находился по близости, то Он ведет их туда в намерении исцелить наедине. Это видно из того, что Христос не велел никому сказывать об исцелении.

Не мало также обличает это и иудеев, когда слепые, будучи лишены зрения, приемлют веру по одному слуху;

между тем как иудеи, видя чудеса и уверяясь в действительности их собственными глазами, поступают совершенно иначе.

Об излечении Христом двух слепых - Богослов

Помилуй нас, Господи, Сын Давидов. Джеймс Тиссо 19 век

Заметь и усердие слепых, о котором можно судить по их крику и молению; они не просто приступили, но взывали громким голосом, — ничего больше не говоря, кроме: помилуй ны! Сыном же Давидовым называли потому, что это казалось им почетным наименованием. Часто и пророки так называли царей, которых хотели почтить и возвеличить (Иезек. XXXIV, 23; Зах. XII, 8)

Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! (Мф. 9:28)

Приведши слепых в дом, Христос еще спрашивает.

Он большею частью исцелял только по просьбе – чтобы не подумали, что Он из честолюбия Сам ищет случаев творить такие чудеса, а равно, чтобы показать, что исцеляемые Им были достойны исцеления, и чтобы не сказали, что если Он исцелял по одному милосердию, то надлежало бы всем исцелиться.

Ведь и самое человеколюбие соразмеряется несколько с верою исцеляемых.
Но не по этим только причинам Христос требует от них веры.

Так как они называли Его сыном Давидовым, то, возводя их к высшему понятию и научая, как должны разуметь о Нем, Он и спрашивает: веруете ли, что Я могу это сделать? Не сказал: веруете ли, что Я могу умолить Отца Моего, могу испросить у Него; но сказал: веруете ли, что Я могу это сделать? Что же они? Ей Господи! Уже называют Его не сыном Давидовым, но парят мыслию выше, и исповедуют Его владычество.

Об излечении Христом двух слепых - Богослов

Исцеление двух слепцов. 1888 г. Рябушкин Андрей Петрович (1861—1904).

Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. (Мф. 9:29)

А тогда уже и Сам Он, возлагая руку, говорит: «по вере ваю буди вама» (ЦСЯ). Делает это, чтобы укрепить их веру и показать, что сами они участвовали в своем исцелении, а равно и засвидетельствовать, что в словах их не было лести.

Он не сказал: да отверзутся очи ваши, но говорит: по вере ваю буди вама.

То же самое Он говорит и многим другим из приходящих к нему,
чтобы прежде исцеления телесных недугов обнаружить сердечную их веру, а чрез то и исцеленных сделать более опытными, и в других возбудить большую ревность к добру.

Так Он поступает и с расслабленным; прежде нежели возвратил крепость телу, восставляет расслабленную его душу, говоря: дерзай, чадо, отпущаются греси твои (Мф. 9:2)! Также, воскресивши девицу, взял ее за руку, и повелев ей есть (Мк. 5:41, 43; Лк.

8:54, 56), научил ее познать своего Благодетеля; подобным образом поступил и с сотником, все приписав вере его (Мф. 8:13). Равно и при избавлении учеников от бури морской, сперва избавил их от маловерия (Мф. 8:21). Так и здесь: хотя Он знал тайные их мысли прежде, чем они их высказали, но, чтобы и в других возбудить такую же ревность, открывает их и другим, совершением исцеления обнаруживая сокровенную их веру.

И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. (Мф. 9:30)

Потом, по исцелении, Христос повелевает им никому об этом не сказывать, и не просто повелевает, но со всею строгостью: «запрети има, говорится»

А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. (Мф. 9:31)

Впрочем, они не удержались, но стали проповедовать и благовествовать, – не удержались, не смотря на повеление молчать о происшедшем.

Если Христос в другом случае говорит: иди и проповедуй славу Божию, то это не противоречит сказанному в настоящем случае, но вполне с ним согласно.

Христос научает нас не только ничего не говорить о себе, но удерживать и тех, которые захотят хвалить нас; но если слава воздается Богу, то мы должны не только не препятствовать, но даже побуждать к тому.

Об излечении Христом двух слепых - Богослов

Исцеление двух слепцов. Маковский Константин Егорович. 1860.

Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. (Мф. 9:32-33)

Эта болезнь была не естественная, но происходила от дьявольского злоумышления. Потому и нужно было, чтобы беснуемого привели другие. Ибо он, будучи не в состоянии говорить, не мог ни сам просить, ни умолять через других, так как бес связал его язык, а с языком и душу. Поэтому Господь не спрашивает его о вере, но немедленно исцеляет от болезни.

И когда бес был изгнан, говорит евангелист, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле (Мф. 9:33).

Это особенно и удручало фарисеев, что Христа предпочитали не только всем Его современникам, но и предшественникам, и предпочитали не за то, что Он исцелял, но за то, что исцелял легко, быстро и притом бесчисленные и неизлечимые болезни. Так об Иисусе судил народ.

А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. (Мф. 9:34)

Но фарисеи судили совсем иначе. Они не только перетолковывают Его поступки, но не стыдятся говорить и против самих себя.

Такова-то злоба! В самом деле, что говорят они? Может ли быть, что безрассуднее этого? Совершенно ведь невозможно, – как и Сам Христос говорит после, – чтобы бес изгонял беса, так как и бес обыкновенно свое утверждает, а не разоряет.

А Христос не только изгонял бесов, но и очищал прокаженных, воскрешал мертвых, укрощал море, отпускал грехи, проповедовал царствие, приводил к Отцу, чего бес никогда и не захочет, и не сможет сделать. Бесы приводят к идолам, отвращают от Бога и научают не верить будущей жизни.

Бес, будучи оскорблен, не станет делать добро, когда он, и не будучи оскорблен, причиняет вред даже тем, которые служат и угождают ему. Но Христос поступает совсем иначе.

Он и после стольких укоризн и поношений, ходил, говорит евангелист, по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 9:35). Он не только не наказывал их за бесчувственность, но даже и не укорял, показывая тем и Свою кротость и опровергая возводимую на Него клевету, и вместе желая последующими чудесами еще более удостоверить, и потом уже обличать словами.

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. (Мф. 9:35)

Итак, Он ходил и по городам, и по селам, и по синагогам их, научая тем нас воздавать за злословие не злословием, но большими благодеяниями.

Если ты оказываешь благодеяния своим сорабам не для людей, но для Бога, то как бы они ни поступали, не переставай благодетельствовать, чтобы получить большую мзду.

А кто перестает благодетельствовать потому, что его злословят, тот показывает, что он благотворил не ради Бога, но ради похвалы от людей.

Вот почему Христос, научая нас, что Он по одной благости пришел благодетельствовать, не дожидался того, чтобы приходили к Нему страждущие, а Сам поспешал к ним, принося им два величайшие блага: во-первых, евангелие царствия, во-вторых, исцеление от всех болезней. Он ни города не проходил мимо, ни селения не пропускал, но посещал всякое место. Даже и тем не довольствуется, но показывает и еще большую заботливость.

Святитель Иоанн Златоуст. Гомилии на Евангелие от Матфея.

Источник: http://www.ekzeget.ru 

© 2021, mlp.in.ua. Все права защищены. 

Исцеление двух слепых — Детская Библия

Иисус Христос проходил через город Иерихон. Когда Он подходил к городу, у дороги сидел слепой нищий. Слепой слышит, что мимо идет много-много людей, и спрашивает: «Что это такое?» Ему говорят, что идет Иисус Назарянин, то есть Иисус Христос, Которого называли Назарянином, потому что прежде Он жил в городе Назарете. Тогда слепец закричал: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня».

Он не назвал Его Назарянином, потому что так многие называли Христа в насмешку. Назарет был маленьким городком, его жители были людьми простыми, скромными. Над ними насмехались жители больших городов. Слепой называл Иисуса Христа Сыном Давидовым, потому что считал Его Сыном Божьим, Спасителем мира.

Прохожие хотели унять слепого, заставить его молчать, но он кричал еще громче: «Сын Давидов! Помилуй меня!» Иисус остановился, велел подвести к Нему слепого.

Когда тот подошел, Он спросил его: «Что тебе нужно от Меня?» «Господи! Я хочу видеть», – воскликнул нищий. «Прозри (будь зрячим)! Вера твоя спасла тебя», – сказал Христос, и слепой стал видеть. Он пошел за Господом, славя Бога. И весь народ, видя чудо, славил Бога.

Когда же Иисус Христос выходил из Иерихона в сопровождении большого количества людей, другой слепой нищий (Вартимей, сын Тимея) сидел у дороги и просил милостыню. Этот слепой тоже, услыхав, что мимо идет Иисус Христос, стал кричать: «Иисус, сын Давидов! Помилуй меня!» Господь велел позвать его.

Слепому стали говорить: «Будь смелее, ступай, Он зовет тебя». Слепец сбросил с себя верхнюю одежду и подошел к Иисусу Христу. «Чего ты хочешь от Меня?» – спросил его Иисус. «Учитель, сделай так, чтобы я видел», – сказал слепой. «Иди, вера твоя спасла тебя».

И этот слепой тотчас стал видеть и пошел за Иисусом Христом.

Теперь давайте вспомним других слепых, которым Иисус Христос дал зрение. Вспомним, как исцелял Господь глухих и немых: 1) исцелил человека, который был слеп, нем и которого мучил злой дух.

Помните? Иудеи же вместо благодарности за это чудо ругали Господа; 2) словом вылечил двух слепых, которые, следуя по дороге за Христом, пришли в дом, куда Он шел; 3) исцелил немого безумного; 4) излечил слепого, помазав ему глаза Своей слюной и положив на них руки; 5) исцелил слепого от рождения.

И на этот раз фарисеи очень сердились на Христа, притворяясь, будто сердятся за то, что Он совершил чудо в субботу. Помните? Они даже на слепого от рождения разозлились, ругали его и выгнали вон из своего собрания.

Читайте также:  Можно ли заразиться короновирусом в храме и во время причащения? - богослов

глава 202 →Раскаяние Закхея

Храм Святой Троицы в Хохлах | Об исцелении двух слепых

  • Главная » Страница настоятеля » Проповеди » Об исцелении двух слепых
  • ( Мф. 9: 27 – 31)
  • Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 Евангелие сегодняшнего воскресенья говорит нам об исцелении двух слепцов, а после этого – об исцелении немого. Эти исцеления следуют после того, как Господь воскрешает из мертвых дочь Иаира и исцеляет от болезни кровоточивую женщину. Два слепца подходят ко Христу с надеждой и им получить исцеление. И Господь спрашивает их: «Веруете ли, что я могу это сделать?». И они отвечают: «Верим, Господи». Тогда он говорит: «По вере вашей да будет вам». И эти люди исцеляются.

Далее следует целая череда исцелений, и евангелист, заканчивая эту историю, говорит, что так Иисус ходил по всем городам, проповедуя Евангелие и исцеляя всякую немощь в людях.

В пророчестве Исаии о грядущем Мессии как раз и указывается, что Мессия придет, чтобы исцелить всякую немощь в людях, очистить всякую нечистоту, чтобы всех слепых сделать зрячими, всех немых говорящими, глухих – слышащими.

Христос подтверждает исцелениями эти пророческие слова, которые известны были всему иудейскому народу. Они были известны и фарисеям, не захотевшим принять этих исцелений.

Он изгоняет бесов силою князя бесовского, – говорили они, то есть произносили прямую хулу на Христа, на то Божественное действие, которым Господь совершал исцеления.

Ведь Господь совершал их не как чудотворец, не как один из великих магов, которыми всегда полнится земля, но Своей Божественной силой. И Евангельские чтения последних воскресений именно об этом говорят.

Когда Господь прощает грехи, фарисеи и в это прощение не верят. Он говорит, «ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи». Как было бы хорошо, если бы Он пришел лишь за тем, чтобы принести людям благополучие, которого мы все хотим, просто принести помощь, исцелить всякую немощь в каждом из нас.

Но Он приходит, проповедуя Евангелие Царства, которое несет и Божественную благодать Его пришествия, и силу, и власть, которую Он имеет в этом мире. И как бы хотелось людям все получать от Бога, но это Евангелие Царства не принимать.

А это есть основа нашей веры, и заключается в тех словах, которые Господь говорит каждому, который к Нему приходит: «Возьми крест свой и следуй за Мной».

Евангелие Царства заключается в тех словах, которые мы слышали сегодня – это Заповеди блаженства. И Его исцеления, и касания Его милости неотъемлемы от тех слов Евангелия, которые Он говорит нам каждый день.

Как было бы приятно получать от Бога все, но не нести креста! Как бы было хорошо, если бы Господь исполнял все наши молитвы, но наша жизнь при этом была бы освобождена от неимоверных заповедей любви к ближнему, и дальнему, и врагу своему.

Царство кротости, любви и смирения, Царствие сораспятия Ему и несения креста, царствие победы над смертью, царствие победы над грехом, над всякой ложью, над злобой.

Царствие вечной жизни, которая приходит к нам через несение креста, через исполнение Его святых заповедей. И этому противится все наше внутреннее существо.

Нам очень тяжело принять от Бога вот это Царство, нам очень тяжело открыть себя для того, чтобы это Царство вошло и в нас постоянно присутствовало.

В этом-то вся беда наша, проблема верующих в Бога людей. Ведь фарисеи, которые искали всякую возможность не поверить и не принять это Царство, были самыми верующими людьми того времени. И с нами это происходит очень часто, когда нам кажется, что Бог не такой, какой нам нужен.

Нам нужен другой Бог, который бы исполнил то, что нам нужно сейчас, который бы выполнил нашу просьбу. И мы стараемся и думаем, что можем напрячь себя в молитве, все силы веры употребить для того, чтобы сбылось наше желание, чтобы наша молитва была услышана Богом.

Но этого не происходит, потому что это не та вера, по которой это происходит.

Господь говорит: «По вере вашей да будет вам». Вот есть вера фарисея, он очень верующий, но почему-то вдруг ищет возможности не верить Христу, сказать, что «Он исцеляет и изгоняет беса силою бесовской».

А есть вера женщины, прикоснувшейся ко Христу в толпе, есть вера Иаира, который теряет надежду на спасение, когда умирает его дочь, но тем не менее не перестает верить. Есть иная вера, вера Евангелия Царства, которую приносит нам Христос.

И вот эта вера – настоящая вера, может быть только у христиан, и к этой вере нас призывает Господь.

  1. Аминь.
  2. 2019
  3. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали о том, как Господь исцелил сначала двух слепцов,  а потом  немого бесноватого.  Христос шел, благовествуя Царствие Божье,   исцеляя всякую болезнь и всякую немощь людскую.

Встречаясь с такими удивительными случаями чудес, мы должны понимать, что за каждым исцелением стоит не просто  конкретный человек, – хотя, конечно, это были  совершенно реальные люди, которым посчастливилось встретить в своей жизни Христа и получить от него исцеление своих немощей и болезней, – но за каждым человеком стоит все человечество, потому что человек – это  образ того, каким стало человечество после грехопадения, во что превратился человек, отпавший от Бога, как смерть и грех способны исказить его прекрасную природу, одухотворенную и обожествленную Святым Духом.

Читая первую страницу Книги Бытия, мы видим, как прекрасно творит Господь  мир, в какой  удивительной гармонии  он начинает свое бытие. И Сам Господь в конце каждого периода творения с радостью говорит, что это «весьма хорошо».

     А когда Он творит человека, мы слышим  удивительные слова, что по образу Своему и по подобию сотворил  его,           мужчину и женщину, сотворил их (см. Бытие.1:26-27).

И дальше мы читаем  о том,  как Господь от этой земной гармонии взял перст и вдохнул в него дух жизни, вдохнул в него Себя, обогатил человека Духом Святым.

 Высота человеческой природы необыкновенна, высота человечества,  связанного с Богом действительно прекрасна,  и это мы видим, когда встречаемся в нашей жизни с примерами настоящей святости, когда  слышим или читаем о том, какими прекрасными могут быть люди.

Но при этом мы  видим, и насколько человек может быть неприятен, зол, страшно искажен грехом. Мы видим и как мир, искаженный грехом, может быть ужасен и отвратителен. И вот Господь приходит, чтобы  исцелить «всяк недуг и всякую немощь людям».

Это значит, что Господь приходит не для того, чтобы исцелять только лишь болезни человеческие.  Мы часто болеем очень тяжело, иногда  смертельно, и далеко не всегда Господь является буквальным исцелителем,  таким «медицинским работником».

Но почему же тогда  в Евангелие говорится,  что Господь пришел исцелить «всякую болезнь и всякую немощь»?

  За каждой болезнью стоит другая болезнь – искажение всей природы человечества первородным грехом, который принес в  мир зло:  болезни, смерть,  войны, несчастья, природные катаклизмы.

Вот это Господь и пришел исцелить через каждого из нас, и прежде всего – в каждом из нас.

Мы несем в себе свое собственное помрачение, часто даже и не понимая, насколько мы искажены, и когда Господь исцеляет, как в сегодняшнем Евангелии,  за  исцелением внешним стоит исцеление внутреннего искажения.

Приходят два слепца и просят Христа, чтобы Он их исцелил. Понятно, что свою слепоту человек не может не признать, даже если  он с ней  смирился и  вполне может существовать.

Да, конечно, с одной стороны, слепота будет приносить ему какие-то неудобства, неприятности, создавать определенные сложности, но с другой стороны, эта же слепота  дает человеку возможность не действовать, не быть активным, не брать ответственность за свои поступки, полагаться на помощь или волю других, жить подаянием  и оправдывать слепотой свое бездействие.

 Это образ такого искажения, который характерен для многих из нас, потому что мы в своей  духовной слепоте многого в жизни не замечаем. И  чаще всего мы не замечаем, как в нас нуждаются люди, не видим того, чего они хотят или ждут от нас.

Наше зрение направлено только на себя, на то, что  необходимо и выгодно нам самим. А вот что касается того, чего люди от нас ждут,  тут проявляется страшнейшая внутренняя слепота. Мы не видим нашего ближнего, не хотим видеть в нем  образ и подобие Божье.

За какими-то тяготами и неприятностями нашей жизни мы не видим Самого Христа, Который всегда стоит рядом с нами. Мы многого  не видим,  мы слепы.

Или вот  немота, о которой  сегодня говорится в Евангелии, когда человек,  например,  не может слова доброго сказать, не может выразить ни своей любви, ни своей нежности, ни своего участия в жизни другого человека. Он как мертвый соляной столб ничего не чувствует, ничего не понимает, никого не принимает.

 Этих форм искажения нашей внутренней природы очень много, и они, прежде всего, связаны с тем, что мы направлены только на самих себя. Внимание к самому себе  делает нас и слепыми, и глухими, и немыми, и расслабленными.

Встречая в Евангелие примеры исцеления, мы понимаем, какие формы человеческого искажения Господь исцеляет через эти внешние образы, но  это искажение мы умудряемся не только не видеть, но даже превращать его в форму религиозного образа жизни, делать формой нашего благочестия. Искажение мы принимаем за истинность, и, следовательно, нам не надо меняться,  нам не о чем Бога просить и нам некуда идти, потому что это и есть норма. И это самое страшное, что может быть в нашей жизни, потому что Господь приходит исцелить  всякую немощь и болезнь, а мы за этим исцелением к нему не обращаемся.  

Мы чувствуем собственную боль, собственную немощь и об этом просим. Но совершенно не чувствуем, когда болит у другого,  когда страдает ближний,  и не просим у Бога об избавлении от этого нечувствия.

Мы не просим у Бога,  чтобы  боль чужого человека в нас отзывалась, как наша собственная.

Мы даже  боимся этого, стараемся отстраниться, – а не дай Бог, чужая боль станет нашей, чужое несчастье войдет в нашу жизнь и заставит нас поменять себя и   свой образ жизни… Вот это и есть  глухота, слепота и немота, потому что мы боимся оживить нашу бесчувственную  жизнь.

Но часто жизнь  в нас оживает, и у человека,  который был  слеп, глух и нем,  это происходит  через боль. Мы этой боли боимся, но она есть признак жизни, а безболезненность есть признак смерти.

Когда  слепец вдруг начинает видеть, свет  непривычен для его глаз и вызывает боль, но нам  не надо этой боли бояться:  мы были мертвыми и вдруг начали понемногу оживать.

Читайте также:  О встрече христа с самарянкой - богослов

Нас вдруг коснулись чужая боль, чужое горе, чужая жизнь, и мы это почувствовали, а это значит, что Господь нас в чем-то исцелил. Он нас исцеляет через прикосновение друг к другу, он нас исцеляет через несение наших скорбей и болезней, через несение нашего креста.

И если мы это принимаем, если мы с этим смиряемся, если мы в этом видим Его божественное присутствие, Его смотрение о каждом из нас, то тогда мы, подобно евангельскому слепцу, становится настоящими чадами Божьими.

 Аминь.

11.07.2010

Евангелие. Исцеление двух слепцов

  • И ходил Иисус по всем городам и селениям… проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях
  • Мф. 9, 35
  •  Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 
  • Дорогие во Христе братья и сестры!

Дело нашего спасения совершается таинственной встречей Божественной благодати и нашей собственной воли, устремляемой ко Господу.

Нам даровано счастье жить в мире, уже искупленном Пречистой Кровью Спасителя, и врата райские отверсты для нас. Но это вовсе не значит, что мы можем сидеть сложа руки и ждать, пока Господь Сам просветит нас и выведет из мрака к бессмертному сиянию.

«Под лежачий камень и вода не течет», – говорится в пословице. На то и дана нам свободная воля, чтобы мы всеми силами искали Господа, а найдя – следовали за Ним. 

Вот так же в евангельском повествовании два слепца неотступно следовали за Спасителем и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! (Мф. 9, 27). Не видя Господа телесными очами, они душой чувствовали великую Его силу и понимали: в Нем прозрение, в Нем свет, в Нем спасение. И они торопились следом, боясь отстать, неустанно взывая о помиловании, ибо всем сердцем жаждали этого света.

Христос не сразу откликнулся на прошения слепцов, как бы испытывая их. Медлил Господь для их собственной пользы, ибо по мере того, как умножались молитвы слепцов, истовее становилась их надежда и крепла их вера.

И вот, когда Спаситель наконец обратился к ним с вопросом, они воззвали к Нему уже не «Сын Давидов», но – «Господи!», исповедуя Его Владыкой мира. И тогда по вере этих слепцов было ниспослано им чудо прозрения.

О чем молили слепцы Господа Иисуса? Они не жаловались на свое несчастье, не требовали вернуть им зрение, они просили: «Помилуй нас!» Это было величайшее прошение о милости – о той всеобъемлющей Божественной милости, при которой невозможны никакая скорбь, никакое страдание, никакая слепота.

Эти люди с невидящими глазами, но со зрячими душами сами участвовали в собственном исцелении – трудом неустанной молитвы и подвигом веры. Их души простерлись навстречу Спасителю – и Господь принял их. Так заслужили они прозрение, стяжали дар Божий. Так же, а не иначе достигается Царствие Небесное, по слову Священного Писания, лишь употребляющие усилие снискивают Его.

Стоячий пруд зарастает тиной, загнивает и в конце концов превращается в зловонное болото. Подобно этому ленивая душа губит в себе все живое и погибает сама. Душа же трудолюбивая и ищущая подобна полноводной реке, живой и животворящей, и как река в неустанном стремлении достигает великого океана, так и душа стремящаяся становится достойной бессмертного блаженства в Царстве Небесном.

Господь наш Иисус Христос ходил по земле, исцеляя слепых и немых, расслабленных и кровоточивых. Страдания этих людей были тяжки, болезни их жестоки, но не смертельны.

Благо тем страждущим и болящим, чья боль служит к просветлению их внутреннего мира, заставляет их воззвать ко Господу.

Однако есть недуг поистине ужасающий: это душевное заболевание людей телесно здоровых, житейски благополучных, но утративших способность желать высшего, чем здоровье и благополучие. Такая болезнь ведет не просто к смерти, но к вечной погибели.

Дарованную от Бога свободу воли человек может обратить и в высочайшее благо, и в низменное зло. Волевой порыв к Небу окрыляет, движет человека к высотам совершенства, но если свободная воля направлена только на земное, она, по слову аввы Пимена, становится «медной стеной между человеком и Богом».

Евангельские слепцы неотступно следовали за Господом и обрели прозрение. Но как часто мы сами накладываем черную повязку на свои духовные очи, потому что жить так кажется нам уютнее и спокойнее. Иные говорят, что неверующий не виноват в своем неверии. Это не так.

Те два слепца могли и не искать Спасителя, могли устать от долгих прошений, потерять надежду, отстать и свернуть на другую дорогу, но тогда они навеки остались бы слепыми. Духовная слепота несравненно горше телесной, однако чем поможет Божественный Врач, если больной сам не стремится к выздоровлению?

Неверие – бельмо на глазах современного мира. Отсюда – скепсис и цинизм, преступность и порочность, жестокость и равнодушие, страх перед жизнью и отчаяние на пороге смерти.

Тот, кто не знает Бога, не живет, а влачит неосмысленное существование хищного или преследуемого, сытого или загнанного животного.

Неверующий человек глубоко несчастен, а самое страшное для него – если он не сознает этого несчастья и не стремится от него избавиться.

Каждому, кто искренне и ревностно ищет смысл жизни, рано или поздно открывается путь Богопознания. Жизнь обессмысливается лишь для тех, кто закоснел во прахе смертного мира и удовлетворился им, – только тогда земное бытие представляется хаосом случайностей, а смерть земного тела – уничтожением всего человека.

Каждого из нас Господь сотворил способным к постижению высших истин, и не так уж много надо усилий, чтобы увидеть и в своей жизни, и вокруг себя бесчисленные проявления Промысла Божия, неисчислимые чудеса Господни. Но Божественные тайны открываются лишь тем, кто напрягает духовное зрение, чтобы увидеть их.

Человек – вершинное творение Божие. Вседержитель любит каждого из нас требовательной и ревнивой любовью. Мы не куклы, не марионетки, не «биороботы», как утверждают современные технократы, – подобное утверждение есть хула на Господа. Человек призван к сотрудничеству с Творцом в лепке собственной души.

Взявшему на себя этот благодатный труд ниспосылается Господня помощь, и он соделывается сыном Божиим.

Но в бесконечной Своей любви Вседержитель наделил избранное Свое творение всеми дарами, в том числе даром высочайшим и опаснейшим – даром свободной воли, и человек за время земной жизни сам выбирает, просиять ли ему в бессмертии или кануть в вечный мрак.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Перед лицом Божественного нашего призвания, перед лицом вечности какими незначительными представляются наши мирские заботы и страхи.

«Будь постоянно занят Богом, ибо Бог всему научит тебя и откроет Святым Духом вышнее – небесное и нижнее – земное», – говорит преподобный старец Паисий Величковский.

Устремляя волю свою в Горняя, напрягая силы свои в трудах на Божией ниве, мы не постыдимся в здешней жизни и удостоимся венцов в Жизни Вечной.

Велико упование христианское, превыше разумения человеческого ожидающая нас награда Небесная. Памятуя об этом, будем же проходить земное поприще в неустанном служении Богу, возрастая в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (2 Пет. 3, 18). Аминь.

  1. Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский
  2. (ныне – митрополит Омский и Таврический)
  3. ______________

Источник: Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Проповеди на воскресные евангельские чтения. – Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – Официальный сайт Омской и Таврической епархии РПЦ. http://omsk-eparhiya.ru/slovo-v-nedelyu-7-yu-po-pyatidesyatnitseob-istselenii-dvukh-sleptsov

Версия для печати: Неделя 7-я по Пятидесятнице.doc

Комментарии — об исцелении двух слепых

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (ст. 35).

Даже подробно не рассказывается, сколько было исцеленных, от каких болезней, но просто говорится: всякую болезнь и всякую немощь исцелял Господь наш Иисус Христос.

Этим подчеркивается, что не было такой болезни, которая бы не поддавалась Его чудодейственной силе, и что всякий, кто к Нему обращался, получал исцеление. Людей этих было множество, но евангелист Матфей останавливает свое внимание на двух чудесах.

Только кратко поясню, почему он так сделал. Несомненно, по той причине, что эти два чуда, подробно описанные евангелистом Матфеем, привлекли его особенное внимание, и он видел в них нечто необыкновенное, делающее их достойными того, чтобы описать их в известной степени подробно. 

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: «Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!» (ст. 27).

Я многократно говорил, что, постоянно читая Священное Писание и привыкнув к нему, мы совершенно необыкновенные вещи, не только чудеса, но и сами обстоятельства, им сопутствующие, воспринимаем как нечто само собой разумеющееся.

Но если мы постараемся свежим взглядом и именно с чувством посмотреть на описанное евангелистом, то увидим, что действительно здесь есть нечто такое, что могло привлечь внимание, что казалось особенным.

Как можно не удивиться тому, что два человека следовали по дороге за Господом долгое время и не уставали кричать, причем это были слепые, которым, собственно, и идти вслед за кем-то было затруднительно, потому что такие люди, как правило, передвигаются на ощупь.

Не знаю, носили ли в то время слепые перед собой посох, чтобы ощупывать дорогу, как делают сейчас, но так или иначе мы знаем, что слепые передвигаются с большим трудом. Эти же не только не уставали следовать за Господом и не смущались тем, что Он ничего им не отвечал, но еще и непрестанно кричали: «Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!» По-славянски говорится в настоящем времени: «…Два слепца, зовуща и глаголюща: помилуй ны, (Иисусе), Сыне Давидов». 

Но Господь им не отвечал до тех пор, пока не пришел в дом. Для чего Он так сделал? Почему медлил до того момента, когда они смогли приступить к Нему в доме? Между прочим, нужно отметить: то, что они прошли в дом совершенно незнакомых людей, тоже является признаком необыкновенного их желания.

Читайте также:  Мытарь закхей - богослов

Это «препятствие», преодоленное слепыми, показывает и особенный характер произошедшего события. Итак, только в доме они приступили к Господу. Почему? Потому что Господь наш Иисус Христос не хотел, чтобы чудо сотворено было явно, как видно из последующего описания происшествия. …Слепые приступили к Нему.

И говорит им Иисус: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Они говорят Ему: «Ей, Господи!» Тогда Он коснулся глаз их и сказал: «По вере вашей да будет вам!» И открылись глаза их; и Иисус им строго сказал: «Смотрите, чтобы никто не узнал!» (ст. 28-30).

Вот для чего Господь позволил слепцам приступить к Себе только в доме — чтобы толпа, оставшаяся на улице, не была свидетельницей чуда, но чтобы увидели его лишь немногие ученики. 

«Смотрите, чтобы никто не узнал!» А они, вышедши, разгласили о Нем по всей земле той (ст. 30-31). Однако исцеленные слепые не послушались Его, но, преисполненные радости, благодарности, рассказывали о сотворенном с ними чуде всем, кого только видели.

Как смело они просили исцеления, так же смело они проповедывали Господа Иисуса Христа.

И в этом их поступке нет греха, потому что Господь, повелев им молчать, показал нам одновременно: на Своем собственном примере — как нам нужно смиряться, и на примере поведения этих людей — как безбоязненно нам нужно проповедывать истину, когда мы испытали на себе ее действие.

Речь, конечно, идет не о том, чтобы хвалиться своими благодатными ощущениями, а о том, чтобы прославлять и проповедывать Бога. Сейчас, когда мы так хвалимся, мы ожидаем только доброго отношения к себе, рассчитываем, что к нам будут лучше относиться, будут нас более уважать или любить.

Тогда же, проповедуя Иисуса, можно было ожидать, скорее всего, скорбей, гонений и отлучения от сонма верующих иудеев. Потому нельзя смотреть на нашу похвальбу и на проповедь исцелившихся слепцов совершенно одинаково и оправдывать себя, если мы рассказываем о своей внутренней жизни, их примером. 

Господь сказал слепым, которые приступили к Нему: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Они говорят Ему: «Ей, Господи!» На протяжении определенного времени, как бы не обращая на них внимания, Господь наш Иисус Христос испытывал, действительно ли в них есть истинная вера — вера на деле, а не на словах.

Слепцы же, неотступно следуя за Ним, показали, что имеют такую веру. Но Господь в конце концов даже спросил их об этом, может быть для того, чтобы они сами для себя все окончательно уяснили и сделали последний шаг: показали Ему, что веруют до конца, а правильнее сказать, сами в себе увидели твердую веру в то, что Иисус есть Сын Божий.

Ибо, называя Его Сыном Давидовым, они тем самым провозглашали Его Христом, как бы мы сейчас сказали.

Ведь никто не знал, какого Иисус происхождения, никто не знал, что Он происходит из царского рода и является потомком царя Давида, но эти слепые, утверждая во всеуслышание, что Он есть Сын Давидов, признавали в Нем истинного Мессию, Христа, Который, по учению пророков, должен происходить от царя Давида. 

«Веруете ли, что Я могу это сделать?» Они говорят Ему: «Ей, Господи!» Значит, для того чтобы совершилось исцеление, от слепых потребовалась вера. Но что такое вера и какая вера нужна, чтобы на нас подействовала Божественная благодать, явилась на нас сила Божия и чтобы мы испытали в самих себе действие Божие? Верили и фарисеи, и считались праведниками в народе.

Верили и саддукеи, которые, как правило, занимали высшие должности при храме и в иерархии Ветхозаветной Церкви. Верил даже царь Ирод, потому что, когда ученики Спасителя, по Его благословению, проповедывали по всей Иудее и данною им Господом силою творили чудеса, Ирод сказал: «Это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и поэтому чудеса совершаются им» (Мф. 14, 2).

Значит, Ирод при всей своей бесчеловечности, развратности и низкой, властолюбивой натуре был верующим и верил в воскресение мертвых, то есть имел даже большую веру, чем саддукеи, которые воскресение отрицали.

Но, конечно же, с этими людьми никакие чудеса не происходили и никакая Божественная сила, так сказать, не могла с ними ничего сделать, хотя Господь и жаждал их покаяния. 

В Евангелии от Марка говорится, что Господь, негодуя на нераскаянность фарисеев, посмотрел на них с гневом, скорбя об окаменении сердец их (Мк.3, 5).

Это значит, что если Господь Иисус Христос и испытывал гнев по отношению к заблуждающимся людям, то Его гнев был гневом любящего Человека, подобный тому, какой мы испытываем по отношению к больным людям, которые не слушаются нас и либо нарушают диету, либо делают еще что-нибудь вредное для своего здоровья, отчего мы переживаем и сердимся. Итак, имели веру и фарисеи, и Ирод; и те, и он верили в воскресение мертвых, но они были отчуждены от благодати Божией. Значит, нужно не только правильно верить в том смысле, что придерживаться правильного догматического учения, иметь в своем уме точное представление о содержании веры, но более всего необходимо иметь веру живую, сердечную, такую веру, которая помогает человеку пережить многие и многие испытания. Когда он проходит через эти испытания, мужественно переносит все те препятствия, которые как будто не дают ему возможности получить просимое, будь то что-либо земное или, тем более, небесное: будущая жизнь, спасение в вечности, — тогда истинная вера помогает все эти скорби преодолеть. И, в конечном счете, человек либо здесь на земле получает просимое, либо обретает надежду, выражающуюся в ясном, откровенном, реально ощутимом действии благодати в его душе, так что он, подобно евангельским слепым, прозревает внутренно, прозревает зрением духовным. Тогда уже, созерцая истины Божии не только верой, но вполне реально, ощутимо, человек может безбоязненно прославлять и проповедывать Бога, как и эти слепцы. 

Событие, произошедшее со слепцами, было кратким: оно длилось приблизительно чуть более или менее часа. Но в это время они пережили необыкновенное напряжение внутренних сил и совершили подвиг веры.

Они следовали за Человеком, в Котором многие сомневались: действительно ли Он пророк, действительно ли Он чудотворец? Фарисеи, как сказано опять же в сегодняшнем евангельском чтении, говорили о Господе, что Он изгоняет бесов силою князя бесовского (ст. 34), и конечно, эти их слова и противление истине не были тайной, об этом слышали многие.

Но слепцы преодолели сомнение в вере, преодолели и как бы пренебрежение со стороны Иисуса, проявив некоторое, я бы даже сказал, дерзновение, выразившееся в том, что они вошли в дом незнакомого человека и там приступили к Господу.

К тому же нужно помнить, что это были люди слепые, которые находились как бы во тьме, и им было совершенно непонятно, что вокруг них происходит, как к ним относятся, как реагируют на их поведение: негодуют ли или одобряют. Слепцы, проявившие такое упорство, твердость, мужество, действовали по вере, и сохранили ее, и даже умножили, и потому получили просимое.

Поведение этих людей является примером для каждого христианина, который может сказать, что он также духовно слеп и что ему нужно чрезвычайное напряжение сил, притом длящееся не одно мгновение, а долгое время. Только тогда Господь даст просимое, когда каким-либо образом, может быть, даже в самый последний момент, испытает нас, верим ли мы, что Он в силах исцелить нас от духовной слепоты. Только после этого мы можем надеяться, что душа наша получит исцеление. 

Вера человеческая совершенно свободна и не имеет никаких препятствий, ничто не может ее остановить, ничто не может воспрепятствовать человеку получить просимое: ни пренебрежение, ни хула со стороны окружающих. Так и неверие человеческое: оно также совершенно свободно и способно пренебрегать самым очевидным.

Поэтому не будем оправдывать себя тем, что нам как будто что-то мешает очистить свое сердце, свое душевное око и прозреть внутренно. Если с нами не происходит исцеления, значит, мы имеем вот это безумное, дерзновенное неверие, которое противится очевидному.

А если мы получаем желаемое, очищаем свою душу и чувствуем, что с нами происходит нечто необыкновенное, то это потому, что мы в какой-то степени проявили веру. Проявили бы ее в большей степени, вели бы себя более мужественно, приступали бы к Господу с большими дерзновением и любовью — обязательно получили бы просимое.

И чем большее мы проявим дерзновение, тем быстрее получим то, чего хотим. 

И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (ст. 35). Также мы не должны себя оправдывать тем, что наши страсти, пороки, душевные и телесные немощи столь велики, что как бы не подлежат исцелению.

Евангелие ясно говорит: Иисус исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях. Не будем оправдываться, а с доверием прибегнем к Евангелию и, в частности, к этому простому на вид, но весьма поучительному, важному для нас евангельскому повествованию.

Будем знать, что если с нами не происходит того, что происходило со всеми, кто душевно и телесно исцелялся от Господа Иисуса Христа, в особенности, если мы не получаем исцеления душевного, то причина в нашем собственном нерадении. Причина в том, что мы не понимаем, какою силою Господь Иисус Христос изгоняет бесов, то есть страсти из нашей души.

Приняли бы мы Евангелие просто, всей душой, непосредственно, тогда бы в нас появилась ревность и вера, что Божественная сила, исходящая от имени Господа Иисуса Христа Сына Божьего, от Святых Христовых Таин, всех таинств и обрядов Православной Церкви, от чтения Священного Писания, может нашу душу исцелить от всякой болезни и немощи.

И это — несмотря на все обстоятельства, как нам кажется, препятствующие тому, чтобы очистить нас, сделать нас зрячими духовно, дабы мы так же могли не столько словами, сколько своим поведением, жизнью, делами прославлять Господа по всей земле.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *