Обретение мощей серафима саровского, канонизированного рпц — богослов

?

Михаил Маркитанов (mikhael_mark) wrote, 2016-01-15 14:11:00 Михаил Маркитанов mikhael_mark 2016-01-15 14:11:00 Category:

Взято в ЖЖ Дмитрия Филина (filin_dimitry), оригинал в здесь.

Сегодня Православная Церковь чтит память преставления (1833) и второго обре́тения мощей (1991) прп. Серафима, Саровского чудотворца.

Преставление Серафима СаровскогоОбретение мощей Серафима Саровского, канонизированного РПЦ - Богослов

За четыре месяца до блаженного преставления преподобного Серафима, в августе 1832 года, его навестил в его пустыни преосвященный Арсений, епископ Тамбовский (впоследствии митрополит Киевский).

Осмотрев Саров, владыка подробно осмотрел и пустыню Серафимову, его убогую келью, причем побывал и в том небольшом, между стеною келии и печкою, помещении, где угодник Божий часто подвизался в молитвенных трудах и куда едва мог войти один человек, оставаясь там в стоячем или коленопреклоненном положений, ибо присесть или облокотиться нельзя было там никак. При этом святой старец поднес преосвященному в подарок «от убогого, грешного Серафима» четки, пук восковых свечей, обернутых холстиной, сосуд с красным вином и бутылку с деревянным маслом. Преосвященный, радушно приняв приношение, не понял его значения; но последствия показали ему, что подвижник Божий прикровенно предвозвещал ему о своей близкой кончине и предназначал вино, масло и свечи для своего поминовения, о каковом он просил преосвященного и словесно. Впоследствии преосвященный Арсений в точности исполнил желание святого старца, холстину и четки, оставив у себя, а прочее, употребив на поминовение на заупокойной литургий о преподобном Серафиме.

Своему келейнику преподобный неоднократно говорил, намекая на свою близкую кончину:

  • — Скоро будет кончина!
  • — Вот так и я погасну.
  • — Сами-то они меня не увидят!
  • — Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь вам венцы готовятся.

Одному из Саровских старцев преподав наставления, он приказал дунуть на свечку, и, когда та погасла, сказал:Незадолго до кончины, преподобный поручил послать некоторым близким ему лицам письма, призывая их к себе в обитель, а другим, кои не могли поспеть к нему, просил после смерти своей передать от него душеполезные советы, прибавляя в объяснение сего поручения:Пред наступлением 1833 года преподобный отмерил себе могилу сбоку алтаря Успенского собора. За неделю до своего преставления, в праздник Рождества Христова, он был на божественной литургий, причащался святых Христовых Таин и литургии, беседовал со строителем обители, игуменом Нифонтом, причем просил его заботиться о братьях особенно из младших, и завещал похоронить его по смерти в приготовленном им для себя гробе. В воскресенье 1-го января 1838-го года святой старец в последний раз пришел в больничную Зосимо-Савватиевскую церковь, приложился ко всем иконам, сам поставил свечи, и потом причастился по обычаю святых Христовых Тайн. По окончании литургии, он простился со всеми молившимися братьями, всех благословил, целовал и, утешая, говорил:Потом святой старец приложился ко святому Кресту и иконе Божьей Матери и затем, обошедши кругом престола и сделав ему обычное поклонение, вышел из алтаря северными дверями, как бы знаменуя этим, что одними вратами — путем рождения — человек входит в жизнь, а другими — вратами смерти — исходит из нее.Обретение мощей Серафима Саровского, канонизированного РПЦ - Богослов(Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь. Дальняя пустынька, келья Св. прп. Серафима Саровского)В тот же день соседний со старцем по кельи брат Павел, часто исполнявший обязанности его келейника и приносивший к нем пищу, заметил, что преподобный раза три выходил на приуготовленное им для себя место погребения, где довольно долго оставался и смотрел на землю. Вечером тот же инок слышал, как старец пел в своей кельи пасхальные песни, прославляя Воскресение Христово.На другой день, 2-го января, отец Павел в шестом часу утра вышел из своей кельи, к ранней обедне и почувствовал в сенях запах дыма и гари. В келии Серафима всегда горели негасимые никогда старцем свечи, который на все предостережения относительно этого обыкновенно отвечал:

— Пока я жив пожара не будет; а когда я умру, кончина моя откроется пожаром.

Так и было.Сотворив обычную молитву, инок Павел постучался в двери старца, но они оказались запертыми. Тогда он сообщил об этом другим предполагая, что старец ушел в свою пустынь и в кельи горит.

Когда дверь была сорвана с внутреннего крючка, то увидали, что огня нет, но в беспорядке лежавшие книги, а также различные холщовые вещи, которые многие, по усердию, приносили преподобному, тлели, самого же старца не было ни слышно, ни видно. Тлевшие вещи погасили, а обо всем происшедшем сообщили и другим инокам, присутствовавшим за ранней литургией.

Многие из братий поспешили к келии старца. Зажегши свечу, они увидели Серафима в обычном его белом балахончике на всегдашнем месте его молитвенных подвигов на коленях пред малым аналоем с медным распятием на шее. Руки его, крестообразно сложенные на груди, лежали на аналое на книге, по которой он совершал свое молитвенное правило пред иконой Богоматери.

Думая, что старец уснул, иноки стали будить его; но душа его уже оставила земную свою храмину и возвратилась к Создателю своему. Глаза Серафима были закрыты, но лицо оживлено и одушевлено богомыслием и молитвою; тело же его было еще тепло.

С благословения настоятеля, игумена Нифонта, братия омыли почившему подвижнику тело, одели его по иноческому чину, положили в предуготовленный им при жизни дубовый гроб согласно завещанию его, с финифтяным изображением преподобного Сергия, присланным ему его возлюбленным учеником наместником Троице-Сергиевой Лавры, архимандритом Антонием.

Весть о кончине святого старца быстро распространилась повсюду, и вся окрестность Саровская быстро стеклась в обитель. Особенно тяжка была скорбь Дивеевских сестер, потерявших в нем своего любимого духовного отца и попечителя, и скорбь их была тем безутешнее, что не было человека, который бы в состоянии был заменить его в качестве духовного руководителя.

В ночь блаженной кончины преподобного Серафима, подвизавшийся в Глинской пустыни Курской губерний иеромонах Филарет, выходя из храма от утрени, указал братии на необыкновенный свет на небе и произнес:

— Вот так-то души праведных отходят на небо! Ныне душа отца Серафима возносится на небо.

В продолжение восьми дней тело преподобного Серафима стояло открытым в Успенском соборе. Могилу блаженному старцу приготовили на том самом месте, которое давно было намечено им самим. Саровская обитель еще до дня погребения была наполнена тысячами народа, собравшегося из окрестных стран и губерний. Все единодушно оплакивали кончину благодатного старца.

В день погребения его за литургией было так много народа, что местные свечи около гроба от духоты гасли. Погребение тела преподобного Серафима было совершено игуменом Саровским Нифонтом, с многочисленною братьею; тело было предано земле по правую сторону соборного алтаря.

Над могилою воздвигнут был впоследствии чугунный памятник в виде гробницы, с надписью: «жил во славу Божью 72 года, 6 месяцев и 12 дней«.

И по блаженном преставлении своем, преподобный Серафим всем обращающимся с верою к нему подавал различные исцеления и чудотворения.

И тогда, когда кончилось для него земное странствование, он продолжал являть людям ту же любовь и помощь, вкладывая во все отношения к ним неизъяснимые сокровища сочувствия, именуя их с неизъяснимой добротой: «радость моя», как звал всех при жизни.

Особенно часто являлся он Саровским инокам и Дивеевским сестрам для их исцеления и утешения.

ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО

В январе 1991 г., в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде, неожиданно для всех были найдены мощи преподобного Серафима Саровского — одного из самых почитаемых русских православных святых.Преподобный Серафим Саровский был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых летом 1903 г.

при деятельном участии и даже по настоянию св. царя Николая II, лично весьма почитавшего Саровского старца. К моменту прославления почитание преподобного Серафима уже было широко распространено по всей России.

Сведения о случаях его благодатной помощи, рассказы о его чудотворениях, воспоминания лично его знавших людей, душеполезные поучения старца — всё это передавалось в православном народе от поколения к поколению, сохранялось для потомков и сообщалось церковному священноначалию.

Известно было и предсказание преподобного Серафима о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены, как впоследствии в точности и произошло.Обретение мощей Серафима Саровского, канонизированного РПЦ - Богослов(Перенесение мощей прп. Серафима Саровского, 1991 год)Вскоре после октябрьского переворота большевиками было воздвигнуто неслыханное гонение не только Православие, причём началось это гонение не столько с живых свидетелей православной веры, сколько с уже почивших её исповедников, прославленных во святых. Была развязана кощунственная кампания по вскрытию и изъятию святых мощей. Специальные комиссии, в которые для видимости соблюдения законности включали представителей духовенства, вскрывали раки со св. мощами, составляли протоколы об их освидетельствовании, а затем увозили св. мощи в неизвестном направлении.

Немалое смущение верующих, возникавшее при виде такого безнаказанного святотатства, было непередаваемо. Утешать могло только то, что, как свидетельствовал один из очевидцев тех событий профессор И.М. Андреев, «издевательства над мощами святых нельзя рассматривать иначе, как соучастие святых в общенародных страданиях и пытках: страдает весь русский народ, и с ним страдают русские святые«. Правоту этих слов подтверждали неоднократные явления русских святых почитавшим их православным людям со словами утешения, ободрения и благословения на подвиг верности Христу.

Иногда частицы св. мощей благочестивым православным христианам удавалось укрывать в своих домах, некоторые из св. мощей тайно сохраняли священнослужители, но большинство было предано поруганию.Так случилось и с мощами преподобного Серафима, которые тоже, как он сам предсказал, канули в неизвестность.

Документально подтверждёнными были только два факта: 17 декабря 1920 г. мощи, хранившиеся в Дивеевском монастыре под Арзамасом, были вскрыты, а 16 августа 1921 г. закрыты и увезены. Известно было и другое: в конце 1920-х гг. мощи преп.

Серафима выставлялись для обозрения в московском Страстном монастыре, где в то время был организован антирелигиозный музей. Мощи, вероятно, находились там до 1934 г., когда Страстной монастырь был взорван.Последующая история стала проясняться только в 1990 г.

и наиболее полно эту историю передаёт Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в слове, сказанном им в Троицком соборе Александро-Невской лавры 12 января 1991 г., на следующий день после подписания протокола о передаче св. мощей преподобного Серафима Саровского Русской Православной Церкви.

«Уже при первой встрече с директором Музея истории религии, — говорил Патриарх Алексий II, — мы договорились о том, что мощи, как православные святыни, должны быть возвращены Церкви«.

Читайте также:  Проповедь 13 декабря о царствии небесном - богослов

Первая святыня, которая была возвращена, — мощи святого благоверного князя Александра Невского. Вскоре были переданы Церкви и мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.

Считалось, что никаких других мощей в музее нет, но в связи с намеченным переездом из Казанского собора сотрудники музея заново проверяли запасники и в помещении, где хранились гобелены, обнаружили зашитые в рогожу мощи.

Когда их вскрыли, то на перчаточке прочитали надпись: «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!«

Чьи это мощи? Кроме надписи на перчатке, никакой другой информации не было: ни номера, ни описания.История же изъятия мощей преподобного Серафима такова. Из Сарова они были доставлены в Арзамас, из Арзамаса

— в Донской монастырь. Далее след теряется

«, — продолжает Святейший Патриарх.

Вспоминая, как трудно было верующему народу смириться с тем, что мощи утрачены, Патриарх Алексий II свидетельствует: «Во многих местах находили какие-то предметы, которые приписывались преподобному: его топорик, части одежды, мантии, рукавички«.

Патриарх Алексий II начал поиски акта о вскрытии мощей преп. Серафима, который вскоре был найден. «И, сопоставив два акта — о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, — говорит Святейший Патриарх, — я направил в Ленинград двух архипастырей — епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, которые исследовали мощи…

Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней.

Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви«.

Обретение мощей Серафима Саровского, канонизированного РПЦ - Богослов(Встреча мощей преподобного Серафима Саровского. Москва, 1991 г.)

Мощи преп. Серафима Саровского были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения. Из этого собора, куда в течение нескольких месяцев безостановочно шли и шли православные верующие, началось продолжительное странствие св.

мощей по городам и весям — по пути из Москвы в Дивеево.

Этот своеобразный всероссийский «крестный ход на колёсах» (мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Патриарха) останавливался в городах и монастырях по пути следования, где Патриарх служил Литургию и совершались бесчисленные акафисты преподобному Серафиму. 1 августа 1991 г., в день памяти преп. Серафима Саровского, его св. мощи были возвращены в Дивеевский монастырь, основанный преп. Серафимом. Это было одним из самых ярких чудес русской церковной истории XX века.

Еще о преподобном Серафиме Саровском можно почитать тут.

Обретение мощей Серафима Саровского, канонизированного РПЦ - Богослов

Тропарь преподобному Серафиму Саровскому

глас 4От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

Кондак преподобному Серафиму Саровскому

глас 2Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси/ и, тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению,/ сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:// радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Молитва преподобному Серафиму Саровскому

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися.

Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.

Тем же и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже беспреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь.

«Фигура лежит в гробу»: как вскрывали мощи Серафима Саровского

17 декабря 1920 года представители советской власти вскрыли мощи Серафима Саровского, одного из наиболее почитаемых русских святых. После описи останки преподобного перевезли в Москву и затем в Ленинград, где их следы затерялись. Святые мощи долгое время считались утраченными, пока в 1990 году их случайно не нашли в Казанском соборе.

Почитание святых мощей занимает важное место в истории Русской православной церкви (РПЦ). Не случайно составной частью антицерковной кампании, организованной большевиками после прихода к власти, явилось массовое вскрытие мощей.

Если выяснялось, что останки плохо пережили время, атеисты заявляли о сознательном обмане верующих, используя факты для своей пропаганды. Волна вскрытий рак началась в ноябре 1917 года после обнаружения вместо мощей Александра Свирского восковой куклы. Этот случай широко освещался в советской печати.

Впрочем, сегодня существует версия о фальсификации инцидента с целью дискредитации РПЦ.

Первоначально советское правительство всеми способами демонстрировало, что не является вдохновителем кампании, а инициатива якобы идет от возмущенных обманом граждан.

Одним из главных идеологов политики в области религии был сотрудник Наркомата юстиции Петр Красиков. Он возглавлял 8-й отдел ведомства, ответственный за проведение в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Ради решения поставленных задач Красиков не останавливался перед применением силы.

По мере укрепления позиций большевистского режима кампания по вскрытию мощей, часто перераставшая в разграбление церковного имущества, была законодательно закреплена. В марте 1919 года РКП(б) по предложению Красикова одобрила программу по проведению на общегосударственном уровне мер, ведущих к «полному отмиранию религиозных предрассудков и церкви».

20 июля 1920 года Совнарком РСФСР принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». В этом документе была сформулирована пропагандистская цель – «полностью ликвидировать варварский пережиток старины, каким является культ мертвых тел». Иными словами, речь шла об уничтожении почитания святых мощей среди православного населения Советской России.

«Мощи не выбрасывались, как это описывается в тенденциозной литературе, а либо сохранялись в музеях, либо предавались земле», — указывается в статье юриста Марины Белоусовой «Нормативное регулирование кампании по вскрытию и ликвидации мощей в РСФСР 1919-1920».

Так начался второй этап процесса по вскрытию ковчежцев и рак с останками православных святых в рамках антирелигиозной кампании. Некоторых представителей духовенства власть после проверки мощей обвинила в шарлатанстве и репрессировала.

До конца 1920 года было осуществлено 63 вскрытия нетленных мощей святых.

В ноябре того же года в Темникове Тамбовской губернии уездный съезд Советов принял решение о вскрытии раки с останками преподобного Серафима Саровского – одного из наиболее почитаемых русских святых, который жил во второй половине XVIII века – первой половине XIX века. При жизни с этим человеком встречался император Александр I, а Николай II в 1903 году устроил торжества в честь прославления преподобного.

С трибуны вскрытия мощей потребовал мордовский поэт Захар Дорофеев, известный благодаря переводу «Интернационала» на мордовский язык.

«Бога нет.
Пророки – сказка,
Мощи – выдумка церквей.
Снята набожная маска


Революцией с людей»

, — писал он.

Вскрытие вывезенных из Сарова мощей преподобного Серафима состоялось 17 декабря 1920 года. Был составлен специальный акт.

Судя по переписке тех дней, инициаторы вскрытия мощей готовились к самым неприятным выпадам со стороны верующих.

Находящийся на границе Темниковского и Ардатовского уездов Саровский монастырь предусмотрительно оградили с целью «недопущения масс граждан на вскрытие мощей».

В одной из телеграмм члена уисполкома сообщалось: «По имеющимся у меня сведениям монахи Сарова разослали своих агентов о поднятии населения ближайшего к Сарову с целью воспрепятствовать вскрытию мощей. Необходимо принять меры и не допустить выступления в Саров».

Под предлогом угрожающих действий населения были вызваны комотряды.

Темниковский священник Петр Говоров перед открытием мощей попытался заявить о компромиссной возможности их вскрытия, если никто из непосвященных не будет дотрагиваться до святых останков, а мощи не будут фотографироваться и выставляться после вскрытия на всеобщее обозрение. Его предложения были прерваны заявлением секретаря Темниковского укома партии:

«Мы пришли сюда выполнить постановление IX съезда, а не рассуждать».

«В то памятное 17 декабря с 11:30 и почти до 17:00 длилось надругательство над святыми останками, — отмечала Елена Мавлиханова в своей статье «Мощи Серафима Саровского: потери и обретения». — Иеромонахи Маркеллин и Руфин выбраны были разбирать облачения с мощей.

Отец Маркеллин в полной уверенности, что святой Серафим не допустит над собой ничего плохого, с трепетом снимал с раки покрова, открывал гробницу и крышку над мощами с изображением Серафима под стеклом.

Когда Маркеллин тронул эту подаренную царями крышку, тяжелую от стекла, серебра, позолоты, и открыл гробницу, то глазам открылась «фигура в виде очертания человеческого тела, покрытая золотой парчовой епитрахилью».

Щелкнул фотоаппарат над открытой гробницей. Власти с точностью до наоборот выполнили требования верующих. После вскрытия мощи были помещены под стеклом в прозрачной раке с приложением четырех печатей милиции и выставлены на всеобщее обозрение.

Священник Петр Говоров пробовал запротестовать, но во избежание нового надругательства над мощами ему пришлось промолчать. Акт комиссары писали позже на квартире коменданта без духовных лиц.

Даже уверенная в полном своем могуществе власть придерживается сценарных постановок: уже в восьмом часу несколько членов комиссии зашли опять в храм и зачитали вслух только что написанный акт вскрытия».

Согласно акту, «фигура лежит в гробе, у которого стенки наружные дубовые, а внутренние кипарисовые, внутри гроб обит зеленой парчой. Голова фигуры покрыта воздухом с круглым отверстием над местом лба».

В 1922 году мощи изъяли и перевезли в Москву, где поместили в музее религиозного искусства на территории Донского монастыря.

После упразднения музея мощи потерялись и долгое время считались утраченными.

В конце 1990 года мощи Саровского случайно обнаружили в запасниках музея истории религии в здании Казанского собора в Ленинграде. Один из сотрудников обратил внимание на прямоугольный предмет размером в рост человека, зашитый в холст. Он стоял в углу хранилища вместе с гобеленами. Под холстом оказался деревянный постамент, над которым под марлей и ватой находились мощи.

«Мы сняли вату и увидели полный остов человека: сохранились борода, волосы, частицы мышечной ткани, — рассказывал заведующий отделом истории православия музея Сергей Павлов. – На черепе находился куколь с круглой прорезью, через которую прикладывались к мощам.

Читайте также:  О петровском посте - богослов

На груди лежал медный крест — тот самый крест, которым его благословила мать, — всю жизнь он сопровождал его. Крест в серебряной оправе: оправа поздняя, видим, она была сделана ко дню прославления мощей. Руки сложены крестообразно.

На руках священнические поручи и атласные светлые рукавицы, на одной золотом вышито: «Святый отче Серафиме», на другой – «Моли Бога о нас».

О находке доложили патриарху Алексию II. Присланная им комиссия в составе епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения освидетельствовали мощи, сверяясь с копиями актов об обретении мощей в 1903 году и их вскрытии в 1920-м. Все данные совпали.

Как замечал Алексий II, сразу после транспортировки мощей в Ленинград «они были укрыты чьими-то благочестивыми руками, потому что ни в каких описях и списках святые останки не числились».

Освидетельствование святых мощей проходило с 25 декабря по 10 января. Официальная передача останков состоялась 11 января 1991 года.

«После завершения акта передачи святые мощи на убранной ковром и украшенной цветами машине были доставлены к Александро-Невской лавре, где уже собралось духовенство и множество народа, — вспоминал архиепископ Арсений.

– Пропев тропарь и кондак преподобному Серафиму, все запели «Ублажаем тя, преподобие отче Серафиме…». Патриарх на четыре стороны благословил град святого Петра иконой, подаренной директором музея.

Вслед за этим, под звон лаврских колоколов и молитвенное пение народа, при всеобщем духовном ликовании святые мощи преподобного Серафима были внесены в Троицкий собор».

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1903) | Московский Данилов монастырь

Преподобный Серафим Саровский — чудотворец и угодник Божий, молитвенник Земли Русской — один из самых любимых и почитаемых наших святых. В каждом нашем храме, в каждом православном доме есть его икона. По силе своего духовного воздействия на народ русский его можно сравнить с преподобным Сергием Радонежским.

Преподобный Серафим воплотил в себе лучшие качества православной народной души.В Даниловом монастыре издавна почитают этого святого. В конце XIX века в западном проеме Святых врат была устроена часовня, посвященная преподобному Серафиму, возобновлена в 1983 году. В 1988 году здесь был освящен храм во имя преподобного Серафима Саровского.

В храме находится икона преподобного с частицей святых мощей старца, а также его келейные четки. Частичка мантии святого и часть камня тысячедневного стояния были пожертвованы Данилову монастырю монахинями Дивеевской обители. Еще две иконы преподобного находятся в Троицком соборе монастыря.

В течение семидесяти лет со дня кончины старца множество людей приходило на могилу отца Серафима, находя здесь покой и облегчение в своих страданиях.

Уверенность в том, что Саровский чудотворец будет обязательно прославлен, была столь сильна в народе, что задолго до его канонизации начали создавать его жизнеописания и иконографические образы, которые ставились на божницу и почитались наравне с иконами. Оказалось, что ко времени прославления старца — образ святого уже создан.

Изображения святого старца, находившиеся в домах благочестивых людей, стали его иконами. О чудотворениях Саровского старца в народе жило множество устных преданий, которые распространялись из уст в уста.

В 1890 годах епархиальное начальство стало предпринимать конкретные шаги к прославлению святого старца, тогда же стал составляться список чудес и исцелений, совершенных отцом Серафимом. В 1901 году Святейший Синод поручил собрать все материалы и сделать необходимые приготовления к предстоящему прославлению и составить акафист.

 26 января 1903 года определением Святейшего Синода старец иеромонах Серафим был прославлен в лике святых.

В «Церковных ведомостях» был опубликован документ, в котором сообщалось, что 19 июля (1 августа) 1903 года в Саровской пустыни состоятся торжества по прославлению Серафима Саровского в лике святых, а его чудотворные мощи будут открыты для всенародного почитания.

С этого момента начались работы по проведению «Саровских торжеств», размах подготовки и проведения которых поражает даже в наше время. Точное количество богомольцев, приехавших летом 1903 года на торжества, подсчитать было невозможно, по некоторым оценкам — до трехсот тысяч человек. Рядом с монастырем был выстроен городок для паломников, но всех вместить он не мог, многие ночевали под открытым небом вблизи монастыря.Люди стремились сюда в надежде получить помощь в исцелении от различных недугов. Калек и немощных вели, несли на носилках, везли на самодельных тележках. И многие из них по вере своей исцелялись. Повсюду слышались разговоры о новых чудесах преподобного, видели и самих исцеленных и радовались вместе с ними. Факты исцелений были многочисленны и подтверждались дежурными офицерами. Все чудеса после тщательной их проверки записывались в особую тетрадь.

17 (31) июля началась торжественная литургия, а затем панихида. На следующий день во всех храмах обители служили раннюю литургию, по окончании которой состоялась торжественная панихида об упокоении «раба Божия приснопоминаемого иеромонаха Серафима», на которой он последний раз поминался не как святой.

В шесть часов вечера состоялась главная служба этих торжеств — всенощная, во время которой произошло прославление преподобного Серафима. Под пение «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме» все присутствующие в храме опустились на колени.

Служба закончилась около полуночи, но собор оставался открытым и всю ночь бгомольцы шли к святым мощам. Очередь былая огромная, но все отмечали удивительную атмосферу праздничности, благоговения, сопричастности к чуду.

 19 июля (1 августа) во время Божественной литургии при пении «Приидите, поклонимся» святые мощи Угодника Божия были обнесены вокруг престола и положены в мраморную раку, расположенную под высокой пятиглавой, удивительной красоты, сенью, которая был изготовлена из позолоченной бронзы по царскому заказу.

После Божественной литургии вновь был совершен крестный ход со святыми мощами вокруг монастырских церквей. В эти дни совершились многочисленные исцеления болящих.

Тропарь преподобного Серафима, глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и, Тому Единому работати пламенне вожделев, непрестанною молит­вою и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюблен Божия Матере явился еси. Сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, Серафи­ме, преподобне отче наш.

Кондак преподобного Серафима, глас 2

Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, в Саровскую оби­тель вселился еси, и тамо ангельски по­жив, многим путь был еси ко спасению, сего ради и Христос тебе, отче Серафи­ме, прослави и даром исцелений и чудес обогати. Темже вопием ти: радуйся, Се­рафиме, преподобне отче наш.

Ж. А. Курбатова. Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского произошло 
в 1991 г. В нынешнем 2016 г. отмечается 25 лет этому событию.

И эта цифра – целая четверть века – и эта дата – не формальное обозначение определенного отрезка времени.

Мы являемся свидетелями того, с каким торжеством ежегодно церковно празднуется столь радостное событие; мы видели, как второе обретение святых мощей обсуждалось и в печати, и на телевидении, и на разного рода конференциях спустя пять1, десять и более лет2. Это большая пасхальная радость не забывается до сих пор всеми, ее пережившими.

Водворение святых мощей 
в Дивееве в 1991 г. произошло в день прославления преподобного Серафима Саровского, 1 августа. Поэтому, когда речь заходит о втором обретении его мощей, всегда вспоминаются торжества 1903 г., когда в Сарове также «среди лета пели Пасху».

Вскоре после октябрьского переворота 1917 г. большевиками была начата кощунственная кампания по вскрытию, изъятию 
и ликвидации мощей святых угодников Божиих. Она являлась частью масштабного плана советской власти по ослаблению и дискредитации Русской Православной Церкви.

По официальным сведениям, опубликованным в журнале «Революция и Церковь», с осени 1919 по осень 1920 гг. было произведено 63 публичных вскрытия мощей. 30 июля 1920 г.

Совнарком принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе»; циркуляром Народного комиссариата юстиции (НКЮ) от 25 августа того же года предписывалась полная ликвидация мощей, передача их в музеи.

Впрочем, как и многие подобные идеологические кампании, эти мероприятия прекращались 
в связи с изменениями в партийной политике. В 1920–1921 гг. крестьяне ответили на политику «военного коммунизма» жесточайшим вооруженным сопротивлением, что вынудило сменить векторы идеологической работы. В итоге, к 1922 г. публичные вскрытия мощей почти прекратились3.

Однако, еще на первой волне антирелигиозной кампании, 17 декабря 1920 г. в монастыре под Арзамасом были вскрыты мощи преподобного Серафима Саровского. В составленном при этом действии акте очень подробно описывались как сами мощи, так и то, во что они были облачены и на чем покоились. Приведем только некоторые строки, показывающие дореволюционное убран-
ство раки с мощами…

На гробнице имелась 
надпись о ее сооружении царской семьей: 
«в лето от Рождества Христова 1903 года месяца июля 19 день», а также рельефное изображение херувима. На руках преподобного – поручи из золотой парчи, они были покрыты шелковой белой материей с надписью: «Преподобный отче Серафиме». Мощи были покрыты золотой парчовой епитрахилью.


На обуви кресты из парчи с большими аметистами, окруженными жемчугом4.

После вскрытия мощей Поволжье настигло страшная засуха и голод, что многие связывали со святотатством над мощами преподобного Серафима Саровского. Параллельно с этим началась кампания по изъятию церковных ценностей, и в 1922 г. «для голодающих Поволжья» из раки преподобного были взяты жемчуг и аметисты.

Известно, что игумения Серафимо-Дивеевского монастыря Александра (Траковская) говорила об этом местным властям и неоднократно просила, чтобы святые моще вновь были облачены. 16 июня 1921 г.

122 домохозяина деревни Починок Темниковского уезда возбудили ходатайство о возвращении 
на мощи облачений, просили «привести 
их в такое состояние, в каком оне находились до осмотра их»5.

Несмотря на то что на вскрытии раки преподобного присутствовало около 150 человек, не считая еще 500 человек «наблюдающих»6, с мощами святого Серафима обошлись так же, как обычно в те годы…

Специальные комиссии, в которые для видимости соблюдения законности включали представителей духовенства, вскрывали раки, составляли протоколы об их освидетельствовании, а затем увозили святыни 
в неизвестном направлении. Осмотр честных мощей прп. Серафима происходил таким образом, что духовенство никак не могло повлиять на формулировки составляемого акта.

Сами протокол и акт писались не в момент действия, а на квартире коменданта, без участия духовных лиц, и зачитывались очень ограниченному кругу членов комиссии у раки преподобного. На вопросы, как поступят с мощами, также не давалось ответа7.

После того как 16 августа 1921 г. святые мощи вновь облачили, крышка раки была заперта на внутренний замок. Совершилось так называемое «закрытие мощей», а засуха в Поволжье вскоре прекратилась. Далее 
мы увидим, какое значение для работы цер-
ковной комиссии после обретения мощей 
в 1991 г. представлял акт, составленный при «закрытии мощей»…

Новое активное наступление на чувства верующих советская власть начала через шесть лет, с объявлением коллективизации и началом репрессий по отношению к крестьянству.

Комиссия, назначенная ОГПУ, совершила повторное вскрытие мощей преподобного Серафима в Саровском храме Живоносного Источника в 1927 г. Гроб-колоду, в котором 70 лет лежал в земле батюшка Серафим, и кипарисовый гроб, в котором покоились его святые мощи, сожгли около Успенского собора.

Читайте также:  Храм покрова пресвятой богородицы село ташла - богослов

Мощи же, как они были облачены в мантию и одежды, вложили в просфорный ящик8. Затем они были закрыты и увезены «в неизвестном направлении».

Впрочем, слух о том, что мощи преподобного из Сарова вывезут, распространился еще в 1926 г., потому что по сравнению с несколькими предыдущими годами число паломников резко увеличилось. В этом году на праздник 1 августа в Саров собралось до 10 тысяч человек. В течение лета 1926 г. в пустыни побывало до 30 епископов9.

Было очевидно, что власти тщательно скрывали местонахождение мощей. Например, в книге Б.Кандидова, изданной в 1929 г., приведена подробная таблица вскрытия мо-
щей по губерниям, но в ней нет результатов вскрытия мощей прп. Серафима Саровского10. Во многом отсюда неточные данные 
о том, что мощи прп. Серафима покинули Саров в 1920–1922 гг.11

По распространенному преданию, мощи прп. Серафима были отвезены властями 
в Донской монастырь в Москве. Там в конце 1920-х гг. происходило создание центрального антирелигиозного музея. Во многом это делалось, чтобы вытеснить из монастыря православную общину, которая держалась там памятью о святителе Патриархе Тихоне.

С другой стороны, создание такого музея крайне осложнялось обстановкой в обители: там постоянно велись дежурства у гробницы Патриарха и служилось в его память по нескольку панихид в день – сохранилось расписание этих богослужений, помещавшееся церковным советом на стену Малого Донского собора12! «Исключительно неблагоприятные условия для музейно-антирелигиозной работы мы видим на примере Донского монастыря», – писали в литературе 1920-х гг.13 Вот в этот-то музей и попали, вероятно, мощи прп. Серафима, хотя современные исследователи, подробно занимавшиеся Донским монастырем в советское время, никаких документальных сведений об этом не нашли14. Музей религиозного искусства был открыт только 20 декабря 1929 г.15, когда была окончательно ликвидирована община монастыря (хотя в советской прессе назывался 1927 г. и более ранние годы)16. Просуществовал он до 1934 г.17

При упразднении музея в Донском монастыре его фонды были переданы в Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ)18, открывшийся в 1929 г. в обители Страстной иконы Божией Матери в Москве19. Мощи, вероятно, находились там до 1935 г., когда власти начали приводить в исполнение решение о разрушении Страстного монастыря20…

Православным людям было известно предсказание самого преподобного Серафима о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены. Так в точности и произошло.

Как говорил Святейший Патриарх Алексий II: «Православным людям было трудно, невозможно свыкнуться с мыслью об утрате его святых мощей.

Наверное, поэтому существовали различные предположения о том, что мощи где-то спрятаны»21.

Примерное местонахождение святых мощей прп. Серафима стало известно, можно сказать, только перед самым их обретением – в Казанском соборе Ленинграда, в музее истории религии и атеизма.

Они не значились в описях, и когда Церкви передавались мощи Соловецких чудотворцев, находившиеся в музее, директор официально сообщил, что в его фондах нет других мощей.

Но спустя некоторое время в ходе инвентаризации, проводившейся в связи с решением о возвращении верующим Казанского собора 
и выездом из него музея, святые мощи были обнаружены сотрудником музея.

При освобождении запасников храмам стали передавать иконы, Евангелия, различные богослужебные предметы. Мощи 
прп. Серафима лежали, зашитые в рогожу, 
в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены, а также музейные вещи с утратами.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия, епископы Арсений Истринский и Евгений Тамбовский22 срочно прибыли для принятия мощей в Ленинград. Это произошло накануне дня памяти прп. Спиридона Тримифунтского (12/25 декабря) в 1990 г. С 25 декабря до 10 января 1991 г.

были оформлены все необходимые документы, получено разрешение Министерства культуры.

Священный Синод Русской Православной Церкви образовал комиссию для работы в архивах. Вскоре были найдены акты освидетельствования мощей при первом их обретении перед канонизацией в 1903 г. и очень подробный акт, составленный при вскрытии раки с мощами в 1920 г.

и заверенный подписями духовенства. Комиссией было установлено, что мощи, обретенные в Казанском соборе, полностью соответствовали описанию мощей прп. Серафима. Описание мощей совпадало с документом «закрытия» мощей в 1921 г.

Комиссия нашла полное соответствие в расположении всех частей святых останков. Вместе с мощами лежала вата, в которую заворачивались мощи, белые шелковые варежки, зеленая подушечка, которая была оставлена для переноса мощей из Казанского собора в Александро-Невскую лавру и другие детали23.

На рукавичках были надписи: на одной – «Преподобне отче Серафиме», а на другой – «Моли Бога о нас».

11 января 1991 г. был подписан акт передачи мощей прп. Серафима Русской Православной Церкви24. Накануне этого дня епископы Арсений и Евгений, а также клирики Свято-Троицкого собора совершили облачение и положили в новую раку святые мощи прп. Серафима…

При чтении акафиста мощи омыли святой водой, помазали елеем от Гроба Господня, покрыли пеленами из лавры прп. Сергия, на мощи надели крест – по преданию, благословение матери25. Мощи после их обретения были водружены в Троицком соборе Александро-Невской лавры и открыты для поклонения.

Они находились там до дня памяти блж. Ксении (6 февраля).

Святейший Патриарх Алексий II рассказывал: «Как только мощи преподобного Серафима были обретены, стало ясно, что нужно переносить их в Дивеево. Сам пре-
подобный незадолго до своей кончины 
в беседах с Н.А.

Мотовиловым говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, 
а в Дивееве». Успенский собор в Сарове, 
в котором прежде лежали мощи прп. Серафима, был взорван в начале 1950-х гг.

, а сам город стал секретным центром атомных исследований («Арзамас-16»), с ограниченным правом доступа посторонних лиц.

Месяц спустя, в феврале 1991 г., святыня была привезена из Ленинграда в Московский Богоявленский собор. А 23 июля уже Москва прощалась с мощами преподобного Серафима.

От церкви Никиты Мученика рака со святыней направилась в город Ногинск (бывший Богородск) Московской области, а затем через Орехово-Зуево, Владимир, Нижний Новгород и Арзамас в Дивеево. Мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Патриарха.

На местах их встречали Преосвященные Владыки. Митрополит Ювеналий участвовал в торжественном перенесении на всем протяжении крестного хода.

По пути следования каждый вечер мощи вносились в один из храмов и оставались там до следующего дня.

Вот только некоторые примеры встречи мощей во время их пути: «Жители древнего Владимира заранее собирались у Золотых ворот и Успенского собора… На следующий день, 25 июля, в древнейшем храме Русской Церкви совершается Божественная литургия… Утром 26 июля от площади перед Успенским собором кортеж направился 
в Боголюбово – вотчину святого Андрея Боголюбского», великого князя, мощи которого также вскрывались безбожниками в 1919 г.26 В Нижнем Новгороде состоялась пресс-конференция, на которой Святейший Патриарх и митрополит Нижегородский Николай рассказали о подробностях второго обретения мощей прп. Серафима. Во время службы в кафедральном соборе Нижнего Новгорода 28 июля Предстоятель Русской Православной Церкви отметил символическое совпадение дня памяти Крестителя Руси великого князя Владимира 
с перенесением мощей прп. Серафима. Средства массовой информации широко освещали все эти торжества.

1 августа 1991 г., в день памяти прп. Серафима Саровского, его св. мощи были воз-
вращены в Дивеевский монастырь. При встрече была возожжена свеча батюшки Серафима, которую он перед своей кончиной передал Прасковье Семеновне Мелюковой.

В последние годы свеча бережно хранилась у единственной оставшейся в живых дивеевской сестры – схимонахини Маргариты (Лахтионовой). Сохранилось до этого знаменательного часа и немного ладана из запасов батюшки.

Святейший Патриарх Алексий II служил с ним первый молебен на площади перед Троицким собором Дивеевского монастыря27.

В дальнейшем торжественные службы 
в Дивеевском монастыре продолжались. 
Например, 31 декабря 1997 г. в Дивеевском Троицком соборе освятили левый придел 
в честь прп. Серафима. А 1 августа 1998 г. после поздней Литургии был совершен крестный ход с мощами прп. Серафима.

И сейчас верующие люди, вспоминая преподобного Серафима, приезжая в Дивеево, читая его житие, вспоминают, как устраивалась обитель. Так, отец Серафим говорил одному священнику: «Исповедую тебе и Богом свидетельствуюсь, что ни одного камешка я по своей воле… не поставил, ниже слова единаго от себя не сказал им (сестрам)… против воли Царицы Небесной»28.

Многие люди в течение XX столетия сохраняли память о прп. Серафиме. Например, Игнатий Игнатьевич Игнатюков, участник I Мировой войны, работавший в Кронштадте типографским рабочим, оставил своим потомкам только одну подшивку газет, которые он сам печатал, – как раз о торжествах прославления прп. Серафима в 1903 г.29

И наши современники Промыслом Божиим снова «пели Пасху» в 1991 г. после второго прихода мощей батюшки Серафима в Дивеево. Приведем некоторые из слов Святейшего Патриарха Алексия II, сказанные многократно во время Литургии, крестных ходов – в дни празднования второго обретения мощей прп.

Серафима: «Перевернута последняя страница Дивеевской летописи, пришло время исполнения пророчеств, мощи преподобного Серафима отныне упокоятся по его слову в соборе… Дивеевского монастыря». «Начинается новая страница Дивеевской летописи.

Она будет иметь огромную притягательную силу для паломников, которые придут сюда почерпнуть духовное утешение и силы у преподобного Серафима»30.

  1. В 1996 г. вышел целый сборник, посвященный в первую очередь обретению мощей св. Серафима Саровского. В нем были опубликованы слова, проповеди, посвященные этому событию: Журнал «Сеятель». Н.Новгород. 1996 г.
  2. В сборнике «Новые чудеса преподобного Серафима Саровского. Свидетельства и размышления», изданном Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в юбилейном 2006 г., целый раздел посвящен обретению святых мощей прп. Серафима. Торжества в Дивеевской обители по случаю празднования 20-летия второго обретения святых мощей преподобного Серафима Саровского, собравшие тысячи молящихся, возглавил митрополит Ювеналий. См. также слово управляющего Нижегородской епархией: Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. «Это великое утешение всем нам» // Новые чудеса преподобного Серафима Саровского. Свидетельства и размышления. М.: ПСТГУ, 2006. С. 191–193.
  3. Козлов В.Ф. Вскрытие мощей // Православная энциклопедия. Т. 9. С. 719–721.
  4. Акт вскрытия св. мощей приведен в книге: Мацукевич А.А. Преподобный Серафим Саровский. М., 2004 г. Автор пишет, что святые мощи, убранные от всеобщего обозрения, оставались в Саровском монастыре 6 лет и были изъяты только 5 марта 1927 г.
  5. Мацукевич А.А. Преподобный Серафим Саровский. М., 2004. С. 120.
  6. Из доклада зав. губ. отделом управления Гудкова о работе в Темникове.
  7. ЖМП, 1991 г., №12.
  8. Мацукевич А.А. Преподобный Серафим Саровский. М., 2004. С. 122.
  9. Там же. С. 120.
  10. Кандидов Б. Монастыри-музеи и антирелигиозная пропаганда. М., 1929.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *