Перенесение мощей николая чудотворца 22 мая — богослов

Перенесение мощей Николая Чудотворца 22 мая - БогословЖелая спасти чтимую всеми христианами святыню от поругания турок, в 1087 году купцы из Бари перевезли мощи святителя Николая в Италию. При этом они опередили своих конкурентов – венецианцев, которые также желали привезти святыню в свой город. В Бари мощи святителя торжественно встречали духовенство и большое число горожан. Для постоянного пребывания мощей в городе был возведен храм святителя Николая, куда они были принесены Папой Римским Урбаном II. С тех пор святыня постоянно пребывает в Бари.

Исторические хроники оценивают перенесение мощей святителя Николая Чудотворца в итальянский город Бари как разбойничье нападение купцов и воинов морской республики.

Святой Николай издревле считался покровителем мореплавателей, а воинствующим морякам Бари срочно требовался свой небесный патрон.

Похищение проходило со всеми полагающимися в такой ситуации атрибутами – сговором, пытками, побегом и даже «конкурирующей организацией» в лице венецианских купцов, которые также хотели владеть мощами святого.

Хитроумные венецианцы привезли мощи святого апостола Марка из захваченной мусульманами Александрии контрабандой – в ящике со свининой (об этом видео — с 13-й минуты). В наши дни в итальянские города Бари и Венеция, к мощам святителя Николая и апостола Марка стекаются тысячи христианских паломников со всего мира. 

Перенесение мощей Николая Чудотворца 22 мая - БогословИз всех святых праведников, когда-либо живших на земле, только святой Николай удостоился от Господа сотворить такое множество чудес. И после своей праведной кончины Николай Чудотворец являет нам через свои мощи, иконы и молитвы к нему чудеса исцеления и духовной помощи страждущим.

  • Святой Никола, как его ласково звали на Руси, был самым любимым святым простых людей, потому что скоро откликался на любую молитву к нему и был незримым членом каждой русской семьи.
  • Не только в день памяти архиепископа Мирликийского Николая, но и каждый день, в беде или радости, мы молим его, скорого помощника и утешителя, о здравии тела нашего и спасении души: Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
  • ПОЧЕМУ ЛЮДИ ПРИХОДЯТ К СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ?

Перенесение мощей Николая Чудотворца 22 мая - Богослов«Обычно, когда какой-то новый человек приходит в храм, первым делом он идёт к иконе святителя Николая. Часто человек ничего не знает из Евангелия, ничего не знает о Христе, не знает ни одной заповеди — но знает, что святитель Николай помогает, и поэтому ставит ему свечку, неумело крестится и, оглядев всех вокруг, уходит домой.

Почему люди приходят к святителю Николаю? Потому что от него всегда бывает помощь, он очень скор на слышание, он очень добр и милостив.

Поэтому когда у нас есть к Богу какая-то нужда, нам всегда нужно заручаться и молитвенной помощью Николая угодника, взывая к его доброте, чтобы к нашей молитве он присовокупил и свою.

И тогда наша молитва как на крыльях полетит к Богу, если мы, конечно, святителя Николая упросим.

Этот угодник Божий был очень прост по своей жизни, не имел ни выдающегося образования, ни особенно знатного рода, и единственно, чем прославился, — это тем, что он всё время творил добрые дела. А после своей блаженной кончины он сотворил ещё гораздо больше, чем при жизни, поэтому его слава такая огромная, поэтому его русский народ так и возлюбил.

Ведь это удивительно: о чём ни попросишь, святитель Николай сразу даёт.

Почему же человек, у которого такое милующее сердце, имеет дерзновение в молитве? Из этого мы можем извлечь и для себя духовную пользу.

Дело вот в чём: любовь, которую человек имеет в сердце, — свойство Божие. Поэтому чем больше у кого-то любви, тем больше он уподобляется Богу, а чем больше он уподобляется Богу, тем он ближе к Нему».

Протоиерей Дмитрий Смирнов

Перенесение мощей Николая Чудотворца 22 мая - Богослов

ОТЕЦ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ: ТРИ ЧУДА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

ПРО ВОРА

Этот случай описан у С. Нилуса в одной из его книг. Речь там шла о воре, который имел суеверную любовь к Угоднику, и всякий раз, идя на воровство, ставил святому свечку. Не смейтесь над этим вором, братья. Это только со стороны кажется, что глупость очевидна. При взгляде изнутри зоркость теряется, и мы сами часто творим неизвестно что, не замечая нелепости своих поступков.

Так вот, вор ставил святому свечи и просил помощи в воровстве. Долго всё сходило ему с рук, и эту удачу он приписывал помощи Николая.

Как вдруг однажды этот по особенному «набожный» вор был замечен людьми во время воровства. У простых людей разговоры недолгие. Грешника, пойманного на грехе, бьют, а то и убивают.

Мужики погнались за несчастным. Смерть приблизилась к нему и стала дышать в затылок.

Убегая от преследователей, он увидел за селом павшую лошадь. Труп давно лежал на земле, из лопнувшего брюха тёк гной, черви ползали по телу животного, и воздух вокруг был отравлен запахом гнили. Но смертный страх сильнее любой брезгливости.

Вор забрался в гниющее чрево и там, среди смрадных внутренностей, затаился. Преследователям даже в голову не могло прийти, что убегавший способен спрятаться в трупе. Походив вокруг и поругавшись всласть, они ушли домой.

А наш «джентльмен удачи», погибая от смрада, разрывался между страхом возмездия и желанием вдохнуть свежего воздуха.

И вот ему, едва живому от страха и вони, является Николай. «Как тебе здесь?» — спрашивает святитель. «Батюшка Николай, я едва жив от смрада!» — отвечает несчастный. На что святой ему отвечает: «Вот так мне смердят твои свечи».

Церковь празднует перенесение мощей святителя Николая Чудотворца: История события и житие святого

  • Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из малоазийских Мир Ликийских в итальянский Бари в 1087 году празднует Православная Церковь в пятницу 22 мая 2020 года.
  • Перенесение мощей Николая Чудотворца 22 мая - Богослов
  • Купцы из Бари перевезли мощи святителя Николая из Малой Азии в Италию, спасая их от поругания турками, а также желая иметь святыню в своем городе.
  • При этом они успели опередить своих конкурентов – венецианцев, которые также желали привезти святыню в свой город.

В Бари духовенство и множество горожан встретили мощи святителя в торжественной обстановке. Для постоянного пребывания мощей в городе был возведен храм святителя Николая, куда они и были положены Папой Римским Урбаном II. С тех пор святыня постоянно пребывает в Бари.

В мае 2017 года мощи святителя Николая Чудотворца торжественно принесли в Россию, где они пребывали до июля того же года. Это стало значимым событием, т.к. до этого мощи более 900 лет не покидали Бари, находясь под мраморной плитой в Папской базилике.

Служба святителю Николаю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бари 22 мая, составлена в 1097 году русскими священнослужителями (по другой версии – одним из них) – иноком Киево-Печерской обители Григорием Черноризцем и епископом Переяславским Ефремом.

Святитель Николай Чудотворец: житие

Перенесение мощей Николая Чудотворца 22 мая - Богослов

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца.

Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа.

Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве.

Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха.

Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели.

Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю.

По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны.

По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву.

Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником.

Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.

Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом.

Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое».

Читайте также:  Собор вселенских учителей и святителей василия великого, григория богослова и иоанна златоустого - богослов

В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор.

Перенесение мощей Николая Чудотворца 22 мая - Богослов

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий — святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.

Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284-305).

Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым.

По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. 

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой.

Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища.

В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

Перенесение мощей Николая Чудотворца 22 мая - Богослов

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор.

Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению.

Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных.

Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию.

Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть.

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении.

По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито.

Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.

Акафист Николаю Чудотворцу (текст с ударениями)

Просмотры: (282)

Никола Вешний: что за праздник, история, традиции и приметы, что нельзя делать 22 мая

Празднование в честь перенесения мощей святителя Николая, которого на Руси называют Чудотворцем, или Угодником (то есть угождавшим Богу), Русская православная церковь проводит 22 мая (9 мая по старому стилю). В народном календаре этот день называют Никола Вешний, или Николай Летний. День знаменует окончательный переход от весны к лету.

Кто такой Николай Чудотворец

Святитель Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых в христианстве, в том числе в православии. На Западе этот святой известен как Рождественский дед Санта-Клаус (дело в том, что Николая Угодника почитают дважды в год, в том числе зимой — так называемый Никола Зимний).

Согласно русской традиции, этот святой защищает простых людей, в том числе земледельцев, покровительствует мореплаванию, торговле, помогает детям и животным.

Николай Чудотворец также считается заступником узников, особенно невинно осужденных, спасает доброе имя оболганных и оклеветанных. Короче, милостивый и добрый святой, и эти его качества на Руси, которую часто посещали беды, были очень востребованы.

Недаром Николая Чудотворца в России почитали во всех сословиях, ему возводили храмы, в честь него устраивались молебны и праздники.

Перенесение мощей Николая Чудотворца 22 мая - БогословНевские Новости  / Наталья Полякова

История

Святитель Николай родился в III веке в греческой колонии Патара в Малой Азии, его родители были христианами. Николай с детства был ревностен в вере и с юности слыл бессребреником, который все деньги раздавал нуждающимся.

По преданию этот святой мог творить чудеса, в частности, во время путешествия на корабле по бурному морю он молитвой усмирил стихию, а также уврачевал пострадавшего матроса (по легенде — воскресил из мертвых).

Поэтому этого святого иногда зовут Никола Морской (так по традиции до сих пор называют один из красивейших храмов Петербурга — Николо-Богоявленский морской собор).

Святителя чрезвычайно чтят моряки и вообще все, кому приходится много путешествовать, поэтому он издревле считался покровителем купцов.

Почитание святителя Николая как Рождественского деда Санта-Клауса связано с легендой, как он тайно облагодетельствовал трех бесприданниц, бросив им кошель с деньгами в дымоход (отсюда западные традиции на Рождество). Почитание этого святого зимой связано с праздником, который называется Никола Зимний. В России он отмечается 19 декабря, в этот день вспоминают окончание земной жизни святителя.

После кончины святитель Николай был погребен в специальной раке в церкви города Мира на территории современной Турции. Однако итальянские купцы, чрезвычайно почитавшие этого святого, решили выкрасть его мощи. Считается, что на этот неблаговидный поступок они пошли, чтобы защитить святыню от возможного уничтожения гонителями христиан.

Рака была украдена в 1087 году, купцы перевезли ее в Италию, и большая часть мощей святого с тех пор хранятся в крипте базилики Святителя Николая в городе Бар. В память о перенесении мощей и отмечается майский праздник в честь святителя Николая. Считается, что фрагменты мощей этого святого есть во многих храмах разных стран, в том числе есть они и в России.

Перенесение мощей Николая Чудотворца 22 мая - БогословФедеральное агентство новостей  / 

Народные традиции на Николу Вешнего

Народные названия праздника: Никола Вешний, Никола Летний, Николин день.

В этот день на Руси обязательно проводились молебны святому с просьбой об урожае, о здоровье детей, о сохранении скотины и хорошем приплоде. Отдельные обряды существовали для лошадей: в эти дни их обязательно купали в открытых водоемах, заплетали им гривы, вешали на упряжь обереги.

Считалось, что Никола Вешний может защитить людей и скотину от лесных хищников, в основном от волков. Чтобы отвадить волков, молились святителю, а затем втыкали нож в стол, сверху накрывали горшком и произносили заговор:

«Коровка-кормилица, лошадка-помощница — сидите под горшком, спасайтесь от волка! А ты, волчище, серый хвостище, на мой двор не суйся, мою скотину не трогай, глодай свои бока!»

Приметы и поговорки на Николу Вешнего

— До Николы крепись, а с Николы живи — не тужи.

— Святой Никола, дай дождя большого! На рожь, на лен поливай ведром!

— Каков Никола Летний, таков и Никола Зимний.

Перенесение мощей Николая Чудотворца 22 мая - БогословФедеральное агентство новостей  / 

Что нельзя делать 22 мая

Святитель Николай считается милостивым святым, поэтому особо строгих запретов в этот день не было. Как в любой христианский праздник, запрещалось ссориться, спорить, браниться, допускать злые мысли, совершать неблаговидные поступки, лгать. Купцы в этот день боялись обсчитывать и обвешивать, поэтому сделки на Николу считались самыми безопасными.

На Руси это было время посевной, поэтому в этот день было запрещено увиливать от работы, лениться, нежиться в постели.

Чтобы получше защитить скот от волков и разной напасти, в этот день старались не есть мяса, хотя это время мясоеда, когда разрешена любая пища. (В этом году праздник приходится на пятницу, которая в православии считается постоянным постным днем в память о Христовых муках).

Также, согласно традиции, в этот день на Руси старались аккуратно обращаться с режущими предметами, памятуя о волчьих зубах, которые могут быть острее ножа. Женщин по тем же причинам (иглы, ножницы, спицы) предостерегали от занятий рукоделием, хотя строгого запрета на это не было.

Читайте также:  Апостол и евангелист матфей — жизнеописание, кончина - богослов

"Самый русский святой: Никола Вешний". Церковный календарь на 22 мая

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

22 мая (9 мая по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Суббота 3-й седмицы по Пасхе (третьей недели после Светлого Христова Воскресения). Поста нет.

Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование в честь Перенесения мощей Святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.

Далее расскажем об этом величайшем угоднике Божием, который никогда не был в русских землях, но давно почитается как любимый русский святой.

* * *

Всемирный Чудотворец

Сегодня этого величайшего святого почитают во всём мире. И не только как Санта-Клауса на постхристианском Западе, но и как Ноэль Баба в мусульманской Турции, в местах, где Святитель совершал своё многолетнее архипастырское служение (современные турки даже утверждают, что и сейчас как минимум значительная часть мощей этого Всемирного Чудотворца остаётся в Анталье).

Но особенно любят и чтят Николу Угодника именно в России, где ежегодно совершаются два празднования в его честь: «Никола Вешний» (майский день перенесения мощей Святителя из малоазийских Мир Ликийских в итальянский город Бари) и «Никола Зимний» (день памяти святого). А в последнее же время стал возрождаться ещё один древний христианский праздник – Рождество Святителя Николая Чудотворца, по новому стилю приходящееся на 11 августа.

Путешествия Небесного покровителя путешественников

Неслучайно Святителя Николая почитают в том числе и как Небесного заступника путешественников (в автомобилях верующих людей практически всегда можно встретить его икону).

Определённого «канонического» объяснения у этой древней традиции нет.

Но есть версия, что именно перенесение мощей Николы Угодника из Ликии (местности, освящённой годами его архипастырского служения) в город Бари стало прообразом подобного почитания.

Не будем подробно останавливаться на том, кто и как совершил это перенесение в конце XI века от Рождества Христова, факт остаётся фактом: Миры Ликийские в те годы были захвачены мусульманами, относившимися к христианским святыням весьма агрессивно. А потому то, что мощи Святителя оказались у западных христиан, стало самым настоящим спасением этой величайшей реликвии.

И какими бы ни были богословские и исторические расхождения между католиками и православными, пребывание мощей Святителя Николая в базилике итальянского города Бари на протяжении многих лет позволяет миллионам христиан разных конфессий, приезжающим в Италию, благоговейно поклоняться честным мощам этого угодника Божия. А в 2017 году благодаря очередному путешествию Святителя эта возможность представилась и десяткам миллионов чад Русской Православной Церкви.

Святитель Никола Чудотворец в Третьем Риме

2017 год безо всяких преувеличений стал для России самым настоящим «Годом Святителя Николая». Принесение мощей Чудотворца из Италии в Россию стало зримым явлением единства православных христиан нашей страны.

Так, только в двух русских городах – Москве и Санкт-Петербурге миллионы верующих смогли поклониться этой великой святыне.

Напомним, что 21 мая ковчег с частью мощей Святителя был доставлен самолётом из итальянского города Бари, где эта величайшая христианская святыня пребывает уже 930 лет, и впервые за все эти годы честные мощи святителя покинули «Барский град».

Принесение в Россию мощей Святителя Николая Чудотворца стало важным событием для всех верующих, вне зависимости от чинов и званий.

Так, одним из первых, ещё в мае, Храм Христа Спасителя посетил глава государства Российского Владимир Путин.

В итоге же с 22 мая по 12 июля в московском Храме Христа Спасителя честным мощам Святителя Николая поклонилось около двух миллионов человек, а затем, с 12 по 28 июля, ещё полмиллиона – в петербургской Александро-Невской Лавре.

Перенесение мощей Николая Чудотворца 22 мая - Богослов

Патриаршее служение в канун дня Святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя. Принесение мощей Святителя Николая. patriarchia.ru

В истории Русской Церкви ещё не было столь массового поклонения той или иной православной святыне, а потому многие публицисты метко сравнили это грандиозное событие со светской акцией «Бессмертный полк», а самих паломников, поклонившихся святому, назвали «Армией Святителя Николая». Но в чём же причина такой поистине всенародной любви к этому святому? Почему именно этот Божий угодник, никогда не бывавший в Земле Русской, стал её любимым святым?

Любимый святой Земли Русской

Житие Святителя Николая не изобилует подробными деталями. Известно, что будущий архиепископ Ликийского города Миры родился в III столетии от Рождества Христова в малоазийской знатной семье.

Однако, несмотря на многочисленные карьерные и имущественные перспективы, будущий Святитель с детства решил посвятить себя служению Христу и Его Церкви.

И когда родители будущего Святителя скончались, унаследовавший внушительное состояние праведник раздал его нуждающимся.

Став архиереем, владыка Николай сохранил смирение и кротость. Он всегда и всем, чем мог, помогал простым людям. И в то же время был очень строг в вопросах чистоты христианской веры.

Так, согласно церковному преданию, обличая еретика Ария, Святитель публично ударил его по щеке, продемонстрировав, что христианин должен прощать личных врагов, но не имеет права терпеть публичную хулу на веру и Церковь.

Как подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

Непросто было Святителю Николаю отстаивать Православие. Об этом мы знаем из истории Церкви: он был среди отцов I Вселенского Собора, где боролся с Арием, понимая всю пагубность для Церкви его лжеучения, которое, опираясь на античную логику, пыталось низвергнуть самое основополагающее, что было в христианстве, – веру в то, что Иисус Христос есть Сын Божий…

Наверное, это уникальное сочетание кротости и строгости, помощи простым людям и в то же время примера, подлинного «правила веры» сделали Святителя Николая любимым святым многих народов. И в первую очередь народа русского.

На карте не найти другой христианской страны, где тысячи (!) храмов и монастырей посвящены именно этому угоднику Божию.

Ни на обширной территории Второго Рима – Ромейского царства (Византийской империи), ни в странах католического мира.

Увы, за последние десятилетия мы неоднократно слышали слова безбожников и скептиков: мол, русский народ уже никогда не воцерковится. Да, советские десятилетия сделали своё чёрное дело, а потому исцеляться от многолетней атеистической пропаганды нам придётся ещё долго.

Но глядя на людей, отстоявших в 2017 году многие часы в многокилометровых очередях, чтобы поклониться этому великому Чудотворцу, можно понять и без сухих цифр статистики: действительно, мы, православные люди Земли Русской, – самая настоящая Армия Святителя Николая!

Поздравляем православных христиан с днём этого великого угодника Божия! Его же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имя в честь Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, искренне рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!«

Христос Воскресе!

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Слово в день перенесения мощей святителя Николая

Перенесение мощей Николая Чудотворца 22 мая - Богослов

Святитель Лука Войно-Ясенецкий

Семьсот лет почивало святое тело великого святителя и чудотворца Николая в том великом месте, где жил он, где протекала вся его великая и святая деятельность – в Мирах Ликийских.
Но вот чрез семь веков попустил Господь быть бедствию на страну греческую: с разных сторон устремились на нее кочевые народы, и народы мусульманские разгромили, уничтожили почти все города Малой Азии, вырезали все мужское население, увели в плен женщин и детей. Разрушили и осквернили и Миры Ликийские, где почивали мощи святителя Николая.
Господь не восхотел, чтобы мощи великого святителя оставались в поруганном месте, под властью неверных.
И вот явился во сне святитель Николай одному святому пресвитеру, жившему в городе Бари, в Южной Италии, на берегу Адриатического моря, и повелел ему от имени Божия перенести мощи свои в этот град из Мир Ликийских; повелел возвестить об этом всем гражданам города и всем священникам.
Возвестил пресвитер священникам, возвестил народу города Бари, и избрали они из своей среды наиболее достойных, наиболее чистых по жизни людей и послали их в Миры Ликийские, чтобы привезти оттуда мощи святителя Николая. Нагрузили они корабль свой пшеницей и плыли под видом купцов; прибыли в Антиохию, распродали пшеницу и поспешили в Миры Ликийские. И пришли в церковь, в которой почивало тело святителя Николая и нашли там четырех монахов, спросили их, где мощи, и, получив указание, взломали пол над гробом святителя, изнесли этот гроб и перенесли на один из своих кораблей. Два монаха последовали за мощами, около которых они постоянно дежурили, а двое остались в Мирах.
Почти месяц плыли они по Средиземному морю и прибыли в город Бари 9 мая в день воскресный, вечером.
И все население города, как один человек, встретило святые мощи с зажженными свечами, с пением священных песнопений; и положены были мощи святые в храме Иоанна Предтечи и почивали там три года, пока не была выстроена новая церковь во имя Святителя Николая.
Тогда пригласили граждане Бари папу Римского Урбана, чтобы прибыл и перенес мощи святые из церкви Иоанна Предтечи в этот храм.
Это было также 9 мая, в нынешний блаженный день.
Уже тогда, когда только прибыли в Бари мощи святителя, немедленно начались дивные чудеса от гроба его.
В течение трех дней получили исцеление 111 человек, одержимых самыми различными болезнями.
Тогда святитель Николай явился во сне одному иноку святой и чистой жизни и сказал: «Вот я пришел к вам, по Божию повелению пришел, и вот уже исцелил 111 больных. Не престану исцелять и впредь».
Вот это событие и празднует Святая Церковь с тех пор в сей святой день. Она празднует его с великой радостью, с великой славой, и эта слава, эта радость и ликование, ярко отражены в тропаре праздника, которые слышали вы ныне: «Приспе день светлого торжества: град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными; днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, и разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае».
Великим, весьма великим событием, какое торжествуют все христиане мира, изображается в этом тропаре перенесение мощей святителя Николая.
Весь мир и доныне свято чтит эти мощи, весь мир христианский. Он чтит их, потому что по повелению Божию перенесены были эти мощи из Мир Ликий-ских, потому что сам святитель, по слову его, пришел в град Бари в мощах своих, в теле своем.
Мир православный и мир римско-католический почитают святые мощи не только святителя Николая, но и весьма многих великих святителей, и мощи всех святых мучеников.
Это особенность истинной Церкви.
Этого почитания нет в тех христианских общинах, которые отошли от единства с православной и с римско-католической Церковью, этого почитания нет во всех церквах протестантских, в лютеранской церкви, нет у всех сектантов, это почитание составляет особенность православного и римско-католического исповедания.
Протестанты и сектанты нападают на нас за наше почитание святых мощей, считают делом не только недопустимым, но и греховным воздавать честь мертвым останкам святых. Что же скажем мы в защиту нашего православного и римско-католического почитания мощей святых? Скажем то, чего не понимают сектанты и не хотят понять и протестанты.
Я говорил вам только в прошлое воскресенье о бессмертии, о воскресении тела человеческого.
Я говорил вам, объяснял вам, что естество человеческое трехчастно. Это естество состоит из тела, души и духа. Я разъяснял вам, что такое душа и что такое дух, я разъяснял вам, в каких отношениях находятся душа и дух к телу, и если восприняли вы то, что говорил я вам, если поняли надлежащим образом, то поймете и сегодня, почему мы почитаем мощи святых.
Если существо человеческое трехчастно; если между телом, душой и духом существует теснейшая связь, обусловленная их взаимодействием, взаимодействием между телом, душой и духом; если едина и нераздельна жизнь духа, души и тела; если святой дух и душа праведная оживляют тело, то вследствие этой неразрывной связи между духом, душой и телом свято и само тело. Оно становится причастником святости духа.
Если даже стеклянный сосуд, содержавший долгое время благовонное вещество, надолго, надолго сохраняет благоухание этого вещества, даже по опорожнении от него, неужели не понятно, что тела святых мучеников, живших в тесном единении с духом – со своим духом, со святой душой; тело, которое, по словам святого апостола Павла, стало храмом Духа Святого, неужели не понятно, что это тело тоже свято, ибо свят храм Духа Святого.
Итак, всякое тело святого человека не только при жизни его, но и после смерти, даже всякие останки тел святых людей, даже кости их суть носители святости умерших святых: они тела святые, они освящены их святым духом.
А если так, то не должны ли мы относиться с великим почтением, с благоговением, даже с трепетом ко всем останкам святых?
Смеем ли мы забывать, как много чудес и исцелений истекает от гроба и мощей святых мучеников, преподобных, пророков, апостолов и святителей?
Смеем ли забывать, сколько чудес знаем мы от мощей святителя Николая?
Смеем ли забывать о весьма недавно происходившем: как прославились мощи великого нашего преподобного Серафима Саровского?
Смеем ли забывать о том множестве дивных чудес, которые сопровождали перенесение святых мощей преподобного Серафима?
Знаем мы, что гроб святителя Николая, содержавший его святые мощи, когда вскрыли его приехавшие за ними посланные из Бари, оказался полным благовонного мира.
Знаем, что мощи многих других святых, например, великомученика Димитрия Солунского, всегда источают миро, почему и называются они мироточивыми.
Можно ли это игнорировать, можно ли игнорировать те великие чудеса, которые совершаются от мощей святых?
Знаете ли вы о великом чуде, которое произошло во время IV Вселенского Собора, на котором обсуждалась ересь монофизитов? Поделился Собор на две части: одни признали учение Евтихия еретическим, другие склонились принять его, как правильное. Собор происходил в Халкидоне, в храме, где почивали мощи св. великомученицы Евфимии. И решили предоставить спор на решение Божие через св. великомученицу. Было написано два свитка: на одном учение православное, на другом учение монофизитов. Открыли гроб великомученицы, положили на грудь ее оба свитка и закрыли гроб печатями. Три дня усердно молились все Отцы Собора, чтобы чрез святую великомученицу открыл Бог, где же правда. На третий день сняли печати, подняли крышку и увидели дивное чудо: свиток, на котором было написано учение монофизитов, лежал на ногах великомученицы, а второй свиток держала она в руке и, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху Константинопольскому.
Если такие дивные чудеса творятся от мощей святых, то как же нам не чтить мощи, как в останках святых не чтить их самих, живших в этом теле до кончины своей?
Как не чтить, как не воздавать поклонение этим мощам, даже этим самым останкам, если святы они, если освящены Духом Божиим, обитавшим в этом умершем теле?
Как не воздавать почестей им, как не радоваться всем сердцем прославлению мощей?
Вы же знаете, что даже люди мирские, совершенно чуждые Церкви, оказывают великое почтение не только памяти и останкам людей, совершивших великие земные дела, дела человеческие, знаете, что сохраняют все то, что принадлежало им, устраивают музеи, в которых собирают все связанное с памятью великих мира – все вещи, принадлежавшие им, все документы, связанные с их деятельностью.
Нам ли не сохранять останки одежды Серафима Саровского, нам ли не хранить их с честью, как храним их здесь, в этом ковчеге, нам ли не хранить все вещи, принадлежавшие ему, нам ли не хранить останки от вещей других угодников Божиих? Нам ли не воздавать честь и хвалу их святым мощам? Нам ли не воздавать честь и хвалу святым?
Конечно, наше почитание весьма отлично от той чести, которую воздают в музеях почитаемым великим мирским людям.
Да, мы кадим пред мощами, преклоняем колена, лобзаем эти гробы; мы у мощей святых молимся тем, кто некогда жил в этих телах, и получаем, нередко получаем просимое.
Нам ли не почитать мощи святых, особенно таких святых, каким был великий Николай, чудотворец Мирликийский?
Будем же смиренны, не будем смущаться грубыми нападками со стороны неверующих, со стороны протестантов и сектантов, насмехающихся наш нашим почитанием святых мощей.
Будем заботиться о том, чтобы и наши тела в свое время стали мощами, святыми мощами. Надо вам знать, что в песнопениях погребальных бренные останки всех христиан именуются мощами, тем же словом, которым обозначаются тела усопших святых, потому что все христиане освящены Духом Святым, потому что в них обитает Дух Святой, потому что должны они быть храмами Духа Святого.
Помните же это и со страхом совершайте ваш жизненный путь: бойтесь осквернить ваш храм телесный, который должен быть храмом Духа Святого…
Живите так, чтобы по смерти вашей и ваши бренные останки назывались мощами, даже святыми мощами.
Аминь.

Читайте также:  Таинство причастия в храме святителя николая чудотворца тюльган - богослов

22 мая 1949 г.

(1058)

26 августа, Четверг(13 августа по ст.ст.)

Отдание праздника Преображения Господня. Преставление (662), перенесение мощей прп. Максима Исповедника. Обре́тение мощей блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547). Преставление (1783), второе обре́тение мощей (1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского, чудотворца.

Мчч. Ипполита, Иринея, Авундия и мц. Конкордии, в Риме (258).

Сщмчч. Иоанна Шишева, Иоасафа Панова и Константина Попова пресвитеров (1918); сщмчч. Серафима, еп. Дмитровского, Николая Орлова, Иакова Архипова пресвитеров и Алексия Введенского диакона (1937); мч. Василия Александрина (1942).

Икон Божией Матери: Минской (1500) и именуемых «Семистрельная» (1830) и «Страстна́я» (1641).

Утр. –Ин., 36 зач., X, 9–16101.Лит. –2_Кор., 167 зач., I, 1–7.Мф., 88 зач., XXI, 43–46.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Мф., 11 зач., V, 14–19.

Полиелейная служба свт. Тихона Задонского может быть перенесена на среду, 12 августа.

При совершении службы свт. Тихона в этот день (13 августа) следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обре́тение главы Предтечевы… во отдание Вознесения…».

На утрене катавасия «Крест начерта́в…». «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника.

Май 2015

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр Июн »
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *