Праздник вход господень в иерусалим вербное воскресенье — богослов

Личное Пространство / Времена года / Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим)

Праздник Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье - Богослов

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — переходящий двунадесятый праздник православного календаря, последнее воскресенье перед Пасхой.

Согласно Библии, в этот день Иисус Христос на молодом осле — символе кротости и миролюбия — торжественно въехал в ворота Иерусалима. Приветствовали его как Мессию, Спасителя, призванного исправить мир, внести в него равновесие и благополучие.

Люди размахивали пальмовыми ветками, расстилали перед Ним свои праздничные одежды, пели: «Осанна (спасение) сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»

В России не знали, что такое пальма. К тому же к вербному воскресенью еще весна не вступила в свои права и на большей части территории страны лежал снег.

Верба — единственное дерево, которое своими распустившимися «барашками» напоминало о близкой весне. Отсюда и народное название праздника — Вербное воскресенье.

Шестая неделя Великого поста, неделя перед Вербным воскресеньем, носит название Вербная неделя. В народе именуется Вербицей, Вербницей.

Вербная неделя. Неделя ваий. Цветоносная неделя

В понедельник вербной недели кое-где существовал обычай еще раз поздравлять молодоженов. В дом молодого зятя приходила теща и приносила подарки.

Суббота — канун вербного воскресенья — носит название Лазарева суббота. Церковь прославляет Иисуса Христа, который перед Своими страданиями и смертью воскресил святого праведного Лазаря.

Лазарь жил вместе с сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончался за четыре дня до прихода туда Господа.

Чудо воскрешения Лазаря рассматривается как прообраз всеобщего воскресения человечества.

Лазарева суббота — единственный день в году, когда воскресная служба совершается в субботу.

То обстоятельство, что день воскресения святого Лазаря приходится на субботу Вербной недели, послужило поводом к известному шуточному вопросу: Когда воскресенье бывает в субботу? В субботу перед Вербным воскресеньем ветви вербы несли в церковь, там они освящались церковнослужителями. Приносили ветви домой и ставили за иконами.

Осмысление вербы как символа победы Иисуса было особенно зрелищно в торжественных средневековых шествиях, имитировавших Вход Господень в Иерусалим. Подробное описание таких шествий дали иностранные дипломаты, ученые, купцы, посещавшие Московию в XVI-ХII веках.

Праздник Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье - БогословВ. Шварц. Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти, 1865

Немецкий ученый и дипломат Адам Олеарий дал описание этого празднества, проходившего в конце 1630-х годов.

Главными действующими лицами были царь и патриарх в окружении священников в белых ризах, с крестами и хоругвями, дьяков, бояр. Зрителями же были все жители Москвы и окрестных деревень.

После обедни в Успенском соборе из Спасских ворот Кремля по направлению к Покровскому собору Василия Блаженного шла торжественная процессия.

Впереди на широкой телеге везли высокое дерево, «на котором было нацеплено много яблоков, фиг и изюму». На дереве сидели четыре мальчика в белых сорочках и пели «Осанна!». За телегой шли священники, епископы и бояре. За ними ехал верхом на лошади патриарх. По словам А. Олеария, «лошадь была покрыта сукном, ей были приделаны длинные уши для сходства с ослом».

Царь в парадной одежде в окружении знатнейших бояр вел лошадь патриарха под уздцы. Патриарх благословлял народ, а пятьдесят мальчиков, одетых в красные одежды, снимали их с себя и расстилали по пути следования процессии.

Все участники шествия размахивали бутафорскими пальмовыми ветвями и вербой, а собравшиеся на площади зрители кричали «Осанна!» и бросали вербу под ноги идущим.

Перед входом в собор Патриарх вручал царю вербу как знак победы и власти.

Свидетели утверждали, что такие шествия проводились не только в Москве, но и в других местностях России, только на лошади сидел епископ, а под уздцы ее вел местный воевода. «Шествие на осляти», как называли все это действо русские люди, к концу XVII века изжило себя. Однако Дворцовая контора заготавливала вербы к Вербному воскресенью вплоть до середины XVIII века.

Как праздновали вербное воскресенье в народе

В народном сознании верба олицетворяла здоровье, жизненную силу, плодородие и плодоношение. Существует легенда о том, что верба когда-то была женщиной, у которой было много красивых, сильных и здоровых детей.

Она любила похвалиться ими, и однажды неосторожно сказала, что ее плодовитость выше, чем плодовитость матери-земли.

Рассерженная мать-земля превратила ее в вербу с огромным количеством детей — пушистых почек, распускающихся ранней весной, когда другие деревья еще находятся в зимней спячке.

Русские старались передать животворящую силу вербы людям, полям и животным. Так, в некоторых губерниях в Вербное воскресенье пекли из ржаного теста шарики с почками вербы внутри.

Шарики скармливали овцам, чтобы они были плодовиты, ягнятам, чтобы они набирались силы. Шариками из теста угощали друг друга, чтобы быть здоровыми.

Женщины, желавшие иметь детей, должны были проглотить несколько почек вербы, освященной в церкви.

По всей России был распространен обычай ударять пучком вербы взрослых людей, детей, домашнюю скотину. Считалось, что это прибавит им жизненной силы. Ударяя друг друга ветками, обычно произносили заклинание: «Будь здоров, как верба», или «Расти, как верба».

Некоторые заклинания строились так, будто не люди бьют друг друга ветками вербы, а сама верба передает им свою силу и здоровье: «Не я бью, верба бьет», «Верба хлест, бей до слез».

В конце XIX века эти старинные заклинания постепенно стали превращаться в шуточные детские песенки.

  • Родители слегка ударяли детей пучком вербы, приговаривая:
  • Верба, верба,Верба хлест,Бьет до слез!
  • Верба синя

Бьет несильно.Верба краснаБьет напрасно.Верба белаБьет за дело.Верба хлест —

Бьет до слез!

Верили также, что верба обладает свойствами оберега: она защищает от нечистой силы; предохраняет дом от молний; останавливает пожар; усмиряет бурю; оберегает посевы от гибели; помогает человеку в смертный час, отгоняя от него дьявола. Именно поэтому освященную вербу хранили целый год на божнице, а, принеся свежую из церкви, старую спускали по течению реки или втыкали в землю на поле.

Приметы на Вербную неделю

С Вербной неделею, особенно с последними днями ее, связано много примет на погоду и будущий урожай.

  • Если вербная неделя ведренная, с утренниками — то яровые хороши будут.
  • Мороз на вербной — полезен; если его не будет, то морозы придут позднее и повредят посевы.
  • Вербица холодная — к урожаю.
  • Без вербы — не весна.
  • Если хорошо цветет верба — пашня будет удачной.
  • Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.
  • Где вода, там верба, а где верба, там и вода.

Литература:

  1. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Разова; Оформ. Т. М. Чирковой. — М.: Современник, 1992. — 127 с. ISBN 5-270-01376-2.

Лазарева суббота. Вход Господень в Иерусалим

Вот  и подошло Вербное воскресенье. А это значит, что приближается Пасха. Она, конечно, приближается всегда, закончится одна, мы уже ждем следующую.

Но именно с Вербного начинаешь физически ощущать ее наступление. У меня, по крайней мере, так.

Потому что с этого дня мы отправляемся вслед за Христом по узким улочкам Иерусалима, внимательно следя за каждым событием последних дней Его земной жизни.

И почувствовать себя в толпе учеников помогает Церковь богослужениями Страстной седмицы, последней недели перед светлым Воскресением. Вернее, этот путь мы начинаем раньше, в предшествующую Вербному воскресенью субботу.

Она называется Лазаревой, потому что в этот день вспоминается, как Иисус воскресил из мертвых  своего друга Лазаря. Об этом рассказывает Иоанн Богослов в 11-й главе своего Евангелия. В этом году наши благочестивые планы по встрече Вербного воскресения, Страстной седмицы и Пасхи терпят фиаско. Виной всему карантин.

Упомянутые в самом начале службы, помогающие нам оказаться в гуще евангельских событий, состоятся, но, увы, в уже знакомом нам режиме – без прихожан. Без освящения верб. Без ночного Пасхального бдения. Но не впадайте в отчаяние, дорогой читатель. Освящение – это не главное, это всего лишь благочестивый обычай.

Главное – несмотря ни на что, почувствовать эти события. А возможности для этого есть. Перечитывайте Евангелие, особенно последние главы, смотрите трансляции богослужений по телевизору или в интернете. Хочется надеяться, что и эта заметка, которую вы сейчас читаете, тоже чем-то поможет.

Лазарь жил в селении Вифания под Иерусалимом вместе с сестрами Марфой и Марией. Эта семья была дружна с Иисусом.  Когда Христос узнал о болезни друга, Он был далеко от Иудеи. И еще на два дня задержался в пути. Лишь на четвертый день после смерти Лазаря Господь пришел в Вифанию.

«Господи, — сказала Ему Марфа, — если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». «Я – воскресение и жизнь. Верующий в Меня, если и умрет, оживет», — ответил ей Иисус.

Вот подходят к гробу-пещере, где лежит уже начавшее разлагаться тело Лазаря. Отвалили от входа камень. Громкий голос Христа: «Лазарь, выйди вон!». И на глазах у изумленных иудеев из гробовой темноты выходит увитый белыми погребальными пеленами живой Лазарь. Тогда многие уверовали в Иисуса.

Теперь становится понятным, почему он задержался в пути. Нужно было совершить явное чудо, чудо воскрешения из мертвых.  И подготовить народ к Своему  собственному восстанию из мертвых. Во все времена люди жаждут чудес, а словам и логике не верят.

Весть эта быстро разнеслась по Иерусалиму. Горожане ждали прихода великого чудотворца и готовили ему царскую встречу. И вот Христос въезжает через городские ворота со стороны Вифании и Масличной горы на молодом осле (таково было ветхозаветное пророчество).

Толпа размахивает пальмовыми ветвями, стелет перед Ним одежды и кричит: «Осанна! Благословен грядущий царь Израилев!» Все думают, что Тот, Кого так радостно они встречают, действительно пришел, чтобы стать царем, освободить чудесным образом еврейский народ от римского ига.

И тогда настанет райская свободная жизнь.

Читайте также:  Об исцелении слуги сотника, и о воскресении христом сына вдовы - богослов

Но не за этим пришел Господь в Святой град. Он знает, какая корона будет надета на его голову и в какую «царскую» багряницу Его облачат римские воины. Он пришел, чтобы умереть мучительной и позорной смертью на кресте. А перед этим пережить пытки, допросы, предательство учеников.  Пройти через все те страдания, о которых так подробно повествуют богослужения Страстной седмицы.

Однако это еще впереди. А Вход Господень в Иерусалим – праздник радостный и для нас, а не только для жителей Иерусалима, живших 2000 лет назад. У него несколько названий. Вход Господень в Иерусалим – с этим названием все понятно.

Неделей ваий еще называется этот день. Ваия – это и есть те самые пальмовые ветви. Цветоносная неделя. В Румынии, например, это воскресенье называется Floriile — что в переводе означало бы «Цветочное».

А у нас самое распространенное имя этого дня – Вербное воскресенье.

Одна моя знакомая высказала интересную мысль. В мою мужскую голову она никогда бы не пришла. «Знаешь, — сказала она, — почему вербу мы несем освящать в этот день? Не только потому, что она к этому времени оживает от зимней спячки. Прутик  поставишь в воду, и он корни дает, как вера в сердце. Все глубже и крепче становится. А потом и без воды продолжает жить”.

В заключение хочу напомнить, что 11 апреля — Лазарева суббота, а на следующий день – Вход Господень в Иерусалим. И пусть в вашей душе шелестят жесткие листья пальм, расцветают весенние цветы и пускают корни веточки верб. Несмотря ни на что!

Петр ФОКИН, псаломщик Знаменской церкви

Вход Господень в Иерусалим: толкования, проповеди, иконы, картинки

Спаситель всегда ходил пешком в сопровождении своих учеников. Но в конце Его земной жизни, состоялся торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим.

Это событие объединило в себе две традиции: триумфальное шествие и транспорт простых людей. С одной стороны, Иисус въехал в город как правитель, с другой, продемонстрировал, что Он такой же человек, как и его последователи.

Он нем людям не войну и страдания, а спасение от тяжких грехов и радость познания истинного Бога.

Молитвы Богу о помощи в жизни.

История установления праздника

Триумфальный въезд в Иерусалим имеет свою историю. Традиция появилась еще во времена этрусков в виде обряда появления в столице Солнечного Божества. В то время его олицетворял царь. Он въезжал в город на колеснице в сопровождении воинов.

Именно так въезжали через триумфальные ворота цари Понтий Пилат и Ирод после своих побед над врагами. В нарядную колесницу запрягали четверку лошадей, украшали животных попонам и другими предметами. Царь под приветствия и крики толпы проезжал через арку триумфальных ворот.

Позднее триумфальные шествия обогатились другими элементами. Проезд правителя сопровождался военным парадом. Ратники несли свою добычу – награбленное в походах.

Совершенно по-другому относились к упрямому животному на востоке. Предок земных родителей Христа, царь Давид, въехал в Иерусалим на осле. По приданию, Иаир – главный судья Израиля, сам ездил на осле и все 30 его сыновей также перемещались по городу и стране на молодых ослах.

Дева Мария после рождения младенца Иисуса, ехала в Назарет на осле. Ее супруг Иосиф, шел рядом. Так они путешествовали почти три года, пока не достигли безопасного для Христа места.

В Израиле был обычай. На войну главный полководец, обычно это царь, уезжал верхом на коне. В города, куда он приходил с миром, он демонстрировал это, въезжая в ворота на осле. Христос выбором животного показал, что Он Мессия, возвращающий людям мир.

Триумфальный въезд в Иерусалим Господа Иисуса Христа продемонстрировал, что для него важнее всего благополучие простых людей, а не демонстрация Своей силы и величия.

Праздник в православном Богослужении

Триумфальный въезд Христа в Иерусалим произошел за неделю до Его смерти. Когда Спаситель появился в городе, то первым делом направился в Храм. Там он перевернул все прилавки торгашей и выгнал их на улицу. Он объявил, что с этого момента Его дом нарекается Домом молитвы.

Первые упоминания о праздновании вхождения Христа в Иерусалим появились в описаниях событий 3 века. Верующие совершали крестный ход, держа над головой пальмовые ветви. Празднование продолжалось целую неделю, до дня распятия и смерти Иисуса. Эти 7 дней получили название Неделя виий – так называли на местном наречии пальмы.

На Руси пальмы не росли. Но именно к этому времени распускались почки на вербе. Белые и пушистые, они символизировали начало новой жизни. Именно их и взяли за основу для украшения шествующих Крестным ходом. Так появилось местное название ритуала – Вербное воскресение.

В прошлые века впереди колонны традиционно ехал патриарх на молодом белом жеребце – символе осла. В старину в Византии животное вел под уздцы сам царь. Это символизировало главенство духовного над мирской жизнью.

В России эта традиция не прижилась. Несмотря на свое могущество, Церковь всегда контролировалась царем и помогала укреплять государственную власть. Также она брала на себя просвещение и культурное развитие прихожан.

С праздником въезда в Иерусалим Иисуса Христа неразрывно связано и совершенное Им чудо – воскрешение Лазаря, что еще больше подчеркивает значение праздника.

Христос пришел свидетельствовать людям, что существование человека не заканчивается с его смертью на земле. Иисус не стал бороться с режимом языческой веры римлян. Он продемонстрировал мирянам, что христианство – это не насилие, а свободный выбор.

Бог никого не принуждает веровать в Себя. Душа сама выходит на поклонение с ним и ликует от радости при встрече.

Въезд в Иерусалим – Вербное воскресение, ознаменовало собой начало важных для религии событий – начало Страстной седмицы. В эти дни Бог исполнил свое обещание по спасению погрязшего в грехах рода человеческого. Его сын Иисус был захвачен врагами, осужден неверными и распят. Христос умер, опустился в ад, вывел из него праведников и затем воскрес. Земная жизнь Иисуса Христа.

Молитвы

По священным рукописям известно, что было составлено четыре молитвенных текста на освящение ваий. Нынешней Православной церковью принята и используется только одна молитва «Господе Христе Божий наш, седяй на херувимех». Этот текст сохранился в богослужебных книгах как единственный канонический. Но запрета на использование других молитв нет.

Перед чтением молитвы церковь окуривают дымом с ветвей. По завершении окропляются святой водой все присутствующие, и в первую очередь ветви вербы, которые они держат в руках.

Господе Христе Божий наш, седяй на херувимех

Отдельно составлен был текст молитвы Входу Господню в Иерусалим. В нем признается Иисус Христос Сыном Божьим, равным Господу и Ему воспевается хвала.

Молитва Входу Господню в Иерусалим

Тропарь, читаемый во время литургии, сочиненный на Вход Господень в Иерусалим состоит из трех текстов, это: Тропарь, глас 1, Кондак, глас 6 и Величание.

Тропарь на Вход Господень во Иерусалим (Вербное воскресенье)

Акафист на Вход Господень во Иерусалим (Вербное воскресенье)

В Молитвослове имеются тексты для чтения во время литургии и всенощного бдения. Обряд совершается в храме, священнослужителями.

Верующие могут присоединиться к ним в церкви или с разрешения и благословения батюшки, проводить всеношное моление дома. Но такой обряд доступен далеко не всем.

Только опытные христиане, знающие все тексты и имеющие опыт проведения длительных молебен, могут совершать такой обряд.

Первые изображения Входа Господня в Иерусалим, появились на саркофагах, и дата их определяется как начало 4 века. Изложения событий на иконах имеют отличия. Различают три основных типа подачи картины въезда в ворота города.

Чаще всего Христос изображен восседающим на осле. За ним следуют его ученики. Реже на иконах рядом с ослицей, везущей Спасителя, нарисован молодой белый жеребенок. Впереди Иисуса бегут дети. Они в качестве приветствия и поздравления, стелют под ноги животного одежды, бросают ветви, которые срывают с деревьев.

Позади Иисуса следуют апостолы. На некоторых иконах за учениками идут христиане, желающие услышать Его проповедь, женщины с детьми на руках. Позади шествия видно город и церковные купола, часто увенчанные крестами.

Среди икон встречаются композиции, где по бокам от едущего верхом на осле Учителя, следуют два апостола: Петр и Иоанн.

В 15 веке в русской иконографии появилось новое течение. Его сторонники изображали Учителя, который ехал на осле спиной вперед, повернувшись к своим ученикам и беседуя с ними.

Проповеди

На основании того, как описывает событие входа в Иерусалим, библия, митрополитами и священниками ниже саном, составляются проповеди. Они читаются во время праздничной литургии.

При желании, любой верующий может уединиться, найти запись любой проповеди по имени ее автора и прослушать.

Место рождения Иисуса Христа.

Трапеза праздника

Во время строгого поста рыба не рекомендуется к употреблению. Но Вербная неделя — исключение (на столе должны быть блюда из рыбы). Это различные супы, пироги с рыбой, фаршированный судак, запеченные сом и скумбрия. Можно добавлять другие морепродукты. Не только морскую капусту, водоросли, но и креветки, крабы, кальмары.

Именно рыбными блюдами на столе отличается трапеза в честь входа Спасителя в Иерусалим.

Открытки и поздравительные картинки

Накануне Пасхи в специализированных магазинах и лавочках возле Храмов, продаются многочисленные открытки и красочные картинки, посвященные триумфальному въезду в Иерусалим Христа с учениками, празднованию Вербного Воскресения и другие события этой недели.

Верующие охотно поздравляют своих родных, которые находятся далеко и близких людей. У многих собрался уже целый альбом фотографий и открыток, посвященных этим великим событиям.

Стихи

Во все времена событиям Вербной недели народы, верующие в Христа, кроме ритуальных молитвенных текстов, сочиняли стихи. Подобное творчество в России расцвело в 18-19 веках.

Читайте также:  Введение пресвятой богородицы - богослов

После периода Богоборчества, поэты активизировали свое творчество.

Кроме произведений поэтов прошлого века, теперь можно найти много современных стихов, рассказывающих о различных событиях из земной жизни Христа, его учеников.

Заключение

Въезд Иисуса Христа в Иерусалим имеет большое значение для христиан. Все события неразрывно связаны со смертью Иисуса, освобождением человечества от тяжести грехов и распространением истинной веры.

У народов разных стран празднование проходит по своим особенным традициям, которые складывались веками. Но все они считают этот праздник важным в истории своей церкви.

Вход Господень в Иерусалим — это… Что такое Вход Господень в Иерусалим?

Вход Госпо́день в Иерусали́м, Неде́ля ва́ий, Ве́рбное воскресе́нье, Па́льмовое воскресе́нье (лат. Dominica in Palmis de passione Domini) — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста.

В русских богослужебных книгах называется также Неделей Цветоносной, а в просторечии Вербным Воскресеньем, что связано с тем, что пальмовые ветви в славянских странах заменяли на вербы[1] (ср. болг. Връбница, белор. Вербніца, укр. Вербна неділя). Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находят в Изборнике Святослава[2].

Празднуемое событие

  • Евангелие от Матфея (21:1-7) повествует, что апостолы по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им).
  • Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!»  (Ин.12:12).
  • В Иерусалимском Храме Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота, говоря: «написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников»  (Мф.21:13), чем вызывает недовольство служителей, однако те не смеют взять его, опасаясь народа.
  • После этого к Иисусу подходят слепые и хромые, и он исцеляет их (Мф.21:14).
  • Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании.

Значение

Праздник символизирует, с одной стороны, признание миссии Иисуса Христа, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай.

Иудеи ожидали, что Мессия — Спаситель Израиля — явится на Пасху. В то время Иудея находилась под владычеством римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства.

Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле — символ мира, верхом на коне — символ войны).

История

Упоминание о празднике встречается еще у Амвросия Медиоланского и Епифания Кипрского[3], а его изображения находят на саркофагах IV века, однако окончательно в западной традиции праздник (лат. Die dominica in palmas — Пальмовое воскресенье) устанавливается к VII веку[4]. Предполагается, что впервые он был учрежден в Иерусалиме[5].

Праздник празднуется православными, католиками и многими протестантами.

Православие

В православном календаре Вход Господень в Иерусалим, в отличие от других двунадесятых праздников, формально не имеет предпразднства, хотя Лазарева суббота накануне может рассматриваться как предпразднство, и совсем не имеет попразднства, так как за ним сразу следует Страстная Седмица.

Джотто. Капелла Скровеньи, фреска

Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви, цветы и зажжённые свечи.

На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (то есть пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы).

Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

Католицизм

Перед началом службы традиционно проводится шествие вокруг храма или в самом храме. Участники хода держат в руках ветви (в южных странах — пальмовые, в северных — вербные или другие) и зажжённые свечи. Во время шествия поются праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Процессия символически представляет собой людей, вышедших навстречу Спасителю во время Входа Господня в Иерусалим.

Чинопоследование мессы этого дня включает в себя чтение Страстей Господних, которые читаются кроме этого дня только в Великую Пятницу. Освящённые на богослужении ветви хранятся в домах верующих до следующего Великого поста. Существует традиция получать пепел для службы Пепельной среды сожжением этих ветвей.

Гимнография

В русской православной традиции

Тропарь, глас 1-й

О́бщее воскресе́ние / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Тем же и мы, яко о́троцы победы зна́мения нося́ще, / Тебе Победителю смерти вопие́м: / оса́нна в вышних, / благословен Гряды́й во имя Господне.

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / Осанна в вышних / и мы Тебе вопием / Благословен Грядый во Имя Господне.

Ин тропарь, глас 4-й:

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне.

Кондак, глас 6-й:

На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление/ и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

В католицизме латинского обряда

Входное песнопение:

  • Поднимите, врата, верхи ваши и поднимитесь, двери вечные и войдёт Царь славы!
  • Кто сей Царь славы? Господь сил, Он Царь славы.
  • Осанна в вышних! Благословен Ты, Грядущий по великому милосердию Твоему.

Коллекта:

Всемогущий, вечный Боже, чтобы дать людям пример смирения, по воле твоей наш Спаситель принял плоть и взошёл на крест. Дай нам постичь смысл Его страданий и удостоится участия в Его Воскресении.

Просим Тебя через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Народные традиции в России

Основная статья: Вербная неделя

С. Блонская. «Девочки. Вербное воскресенье», холст, масло, 181×187, 1900.

Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».

Простой народ освящённым вербам придаёт особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов.

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатый выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Егория вешнего) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».

См. также

  • Шествие на осляти
  • Вербная неделя
  • Лазарева суббота

Примечания

Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим). Традиции праздника

В 2020 году дата выпадает на 12 апреля.

Наименования праздника

В этот день Церковь вспоминает, как за 6 дней до ветхозаветной Пасхи иудеи торжественно приветствовали прибывшего в Иерусалим Христа, встречая его как мессию и чудотворца, так как знали о чуде воскрешения Лазаря, совершенном накануне. Отсюда — название праздника «Вход Господень в Иерусалим».

Также последнее воскресенье перед Пасхой называют «Неделей ваий» и «Вербным воскресеньем». Дело в том, что важное место в символике праздника занимают пальмовые ветви, «вайи» в переводе с греческого (подробнее о ветвях и их значении расскажем чуть ниже). Именно к этому слову и восходит название «Неделя ваий».

Латинское название праздника — Dominica in palmis (Пальмовое воскресенье). В современных европейских языках сегодня используется именно название «Пальмовое», например, в английском – Palm Sunday.

Так как на Руси пальмовые ветки традиционно заменяют ветвями вербы, в нашей стране праздник называют «Вербным воскресеньем».

Суть библейского события

О входе Христа в Иерусалим говорится во всех четырех Евангелиях (Мф. 21,1-11; Мк. 11,1-11; Лк. 19,29-44; Ин. 12,12-19).

Трое из Евангелистов пишут, что Иисус, подойдя к городу, поручил двум ученикам привести молодого осла, на которого никто никогда не садился, еще в одном Евангелие (от Иоанна) просто упоминает о том, что Христос,  найдя молодого осла, сел на него.

  Так, на осле, Иисус Христос въехал в Иерусалим, а люди, которые уже знали о том, что накануне произошло чудо воскрешения праведного Лазаря, торжественно приветствовали Иисуса и постилали на Его пути свою собственную одежду и срезанные с деревьев пальмовые ветви.

Кроме того, они кричали Христу:  «Осанна (то есть спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне (т.е. — достоин хвалы, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!»

Чем объясняются эта радость и эти слова? Прежде всего, как уже было сказано, ликованием от сотворенного Христом чуда воскрешения Лазаря. Важен тот факт, что с такой торжественностью  в древние времена на Востоке встречали царей.

Это иудейский обычай: правители, которые возвращались с торжеством после победы над врагами, въезжали в город на конях или ослах, а народ встречал их с пальмовыми ветвями и с цветами (отсюда еще одно название праздника – Цветоносная неделя).

Таким образом, становится понятным смысл действий встречавших Иисуса людей: уверовав во Христа, народ готов был признать в Нем царя.

При этом, несмотря на торжественность и свет праздника, в нем сосредоточена и другая сторона.

Помимо того, что Вербное воскресенье как бы открывает Страстную седмицу и предваряет Крестную смерть Христа, которого распнут на пятый день после описываемых событий, Церковь горюет из-за того, что те же самые люди, которые искренне приветствовали Христа и кричали «Осанна!», совсем скоро будут кричать «Распни, распни Его!»

Читайте также:  Величие богородицы - богослов

Традиции празднования

Подобно жителям Иерусалима, которые приветствовали Иисуса Христа ветвями пальмового дерева, в 6-е воскресенье Великого поста прихожане идут в храм с ветвями местных растений. В России традиционным растением праздника вместо «вайи» является верба.

Почему? На самом деле это по большей части дань «северному» климату. В нашей стране верба – это одно из тех растений, которое раньше остальных распускается весной, дает почку, проявляя признаки пробуждающейся после зимы жизни.

Верба освящается в храмах накануне, в субботу вечером на Всенощном бдении: после прочтения Евангелия читается 50-й псалом, затем святой водой окропляются ветви. После этого они раздаются молящимся, и прихожане стоят до конца службы с вербой и зажженными свечами. Обычно окропление повторяется и в само Вербное воскресенье на Литургии (служится Литургия Иоанна Златоуста).

В Вербное воскресенье за трапезой разрешается рыба.

Использованы материалы сайтов:  Храма Христа Спасителя Ххс.ru, Patriarchia.ru, Pravmir.ru, а также «Православной энциклопедии»

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим: все, что нужно знать о празднике 08.04.2017 | ВЕСТИ

Сегодня Церковь торжественно отмечает один из 12 главных праздников (двунадесятый праздник) – Вход Господень в Иерусалим. В народе этот праздник еще называют Вербное воскресенье.

О празднике читателям «Вестей» рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Вход Господень в Иерусалим: икона

Об этом событии сказано у всех четырех евангелистов.

Накануне Иисус Христос воскресил своего друга Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе и весть об этом быстро разлетелась по всей округе. Люди ликовали, узнав о таком чуде.

Спаситель сотворил это чудо не случайно, поскольку Он знал, что наступают его последние дни на земле, многие от Него отрекутся и предадут на муки и распятие.

Но Господь являет своим ученикам свою Божественную силу, дабы укрепить их веру и надежду на жизнь вечную. Сотворенное Христом чудо воскрешения есть прообраз Воскресения Самого Христа.

  • Вербное воскресенье-2017: поздравления и открытки

Далее у евангелиста Матфея говорится, что, когда Иисус с учениками приблизились к Виффагии, горе Елеонской, Иисус посылает двух учеников своих в селение, которое перед ними, и говорит, что пусть найдут ослицу с осленком, на которого еще никто не садился, и отвязав, приведут к Нему.

А если кто, что будет говорить, ответьте, что это надобно Господу. Ученики пошли и поступили, как повелел им Иисус. Приведя ослицу и осленка, они положили одежды свои, и Иисус сел поверх их.

Так Христос, сидя на осленке, отправляется вместе с учениками своими в Иерусалим на празднование Пасхи.

Вход Господень в Иерусалим: история

Множество людей, которые слышали про сотворенные Иисусом чудеса, вышли встречать его. С ликованием и радостью они встречали, Господа, Который въезжал на осленке.

Выйдя к Нему навстречу, люди постилали одежды свои под ноги, приветствовали его пальмовыми ветвями в руках и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне!» Люди искренне верили, что идет Мессия, о котором говорили пророки, чтобы избавить еврейский народ от гнета иноземных царей.

И никто в этой толпе не догадывался, что Господь принес людям земли избавление от рабства греха и смерти. Не поняли, что пришел Спаситель не для царствования земного, а для спасения душ и царствования в Царстве Небесном. Вместо земного рабства Он освобождает человека от самого страшного рабства греха.

Когда Спаситель приблизился к Иерусалиму, Он со скорбью и печалью взглянул на него и заплакал. Потому что знал, что народ отвергнет Сына Божьего, предаст на муки и страдания, тем самым отвергая и источник вечной жизни. А город этот будет разрушен.

По заключению толкователей, ослица – это символ евреев, которые находились под ярмом закона, а осленок – символ непросвещенных язычников, но и тех, и других Господь пришел спасти. Зелеными ветвями народ встречал царей, которые одержали победу над врагом и въезжали в город на коне либо осле. Осленок – это также символ мира.

Глядя на такую торжественную встречу, книжники и фарисеи пришли в ярость, что толпа встречает Иисуса, как Царя.

На следующий день Христос вошел в храм и выгнал оттуда всех продающих, опрокинул столы меновщиков и голубей. В те времена в храме продавались жертвенные животные, которые производили сильный шум.

И сказал Господь во храме: «…написано: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников…». Народ, следовавший за Ним, слушая Его учение, восхищался Им.

Затем Христос исцелил всех слепых и хромых, подошедших к Нему.

Вербное воскресенье: что означает

Икона «Вход Господень в Иерусалим»

По сути, это один из самых трагических праздников года. Торжество, ликование толпы, встреча Христа, как Царя – но все это построено на непонимании до конца происходящего. Ведь сегодня эта толпа кричит: «Осанна Сыну Давидову!», а через несколько дней эти же люди будут Его ненавидеть и требовать распятия.

Не осуществились земные ожидания народа Израилева, что Христос на земле избавит их от врагов и отомстит всем и вся. Он их разочаровывает. Спаситель же тихо вступает в этот город, идя к Своей смерти. Обращаясь к народу, Господь говорит: «Оставляется дом ваш пуст, отныне пуст ваш храм, опустела душа, опустели надежды, все превратилось в пустыню».

«Единственное, что может превратить пустыню в сад, дать надежду, дать успокоение душе – это присутствие Бога. Тот, кто ищет земной власти, свободы… Где теперь эти вожди земные? Что остается от земной власти? В лучшем случае могилы, а иногда и чистое поле.

Христос, Который мог все сделать на земле для Своего полноправного царствования, добровольно отказывается от всего земного. И при всем Своем величии и могуществе становится беспомощным, уязвимым, принимает позорную смерть на кресте и насмешки тех, которые превратились в прах и пепел, и никто даже не знает их имен.

Христос так возлюбил человека, что сошел с неба, стал человеком и взяв на Себя грехи всего человечества, позволил Себя распять для того, чтобы мы с вами имели жизнь вечную. Он показывает нам, что главное сокровище у нас на земле – это любовь, любовь к ближнему. Если человек умеет любить, то никакое страдание не может разбить его.

Мы должны только призвать имя Господне и Бог откликнется и поможет нам», — подчеркнул митрополит Павел.

Народ, который отвернулся от Христа, не имел любви, а хотел славы и власти земной и в итоге получили полную пустоту. Как ужасающе звучит, что все радовались и веселились, но через несколько дней разочарованные уже кричали: «Распни!»

«И в нашей повседневной жизни мы знаем, как часто после радости и веселья наступает пустота, скорбь. Мы хотим изменить каким-то образом угнетенное состояние души, пытаемся найти источник веселья, но, увы. Это не следует понимать, что веселиться вообще не нужно.

Есть и праздники, и дружеские встречи… Но если у человека тяга постоянно к источникам веселия, то ему следует задуматься, потому что это свидетельствует о духовной пустоте и страданиях души. И истинным источником веселия и радости может быть только Господь.

Если вы доверяете Христу свое сердце и душу, там поселяется мир, дарованный вам Христом. И с этого момента ваша жизнь удивительно преображается. Открывая Господу свой разум и вручая Ему свои добрые дела, вы познаете подлинную человеческую радость и счастье.

А совершая Заповеди Господни, вы идете путем спасения собственной души и наследования Царства Небесного», — отметил Владыка Павел.

Вербное воскресенье: история праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим возникает в IV-V веках. Поначалу он торжественно отмечался только в Иерусалимской Церкви. Но уже с VII века появляются тексты богослужений, которые используются и по сей день.

Очень торжественно отмечали этот праздник в XVI-XVII веках в Москве. Перед литургией шел крестный ход из Успенского Собора до храма Покрова «на рву» (храм Василия Блаженного) для молитвы.

Вместе с хоругвями и иконами несли украшенное плодами и цветами дерево, а патриарх сидел на осле, и под узду осла вел царь. После возвращения в Успенский Собор дерево передавали народу для угощения плодами.

Но в конце VII века этот обычай канул в лету.

Есть обычай называть эту неделю Неделей «ваий» (вайи – это ветви финиковой пальмы), «цветоносная», «цветная». У нас же называется «Вербное воскресение», поскольку ветви пальмы нам заменяет верба, которая раньше всех пробуждается после зимы.

«Когда мы стоим с зелеными ветвями и свечами, то мы вспоминаем Вход Господень на страдания и невидимо встречаем и приветствуем Самого Спасителя. Освящение веточек вербы проходит накануне праздника на вечернем Всенощном бдении и утром в сам день праздника после окончания утренней Божественной литургии.

Часто люди волнуются, что мало воды попало на веточки, требуют еще покропить. Хочу напомнить, что верба освящается Благодатью Святого Духа по вашей вере. Поэтому неважно сколько святой воды попало. Для Христа этот день знаменует начало Его крестных страданий, а для всех православных христиан начинаются дни Страстной седмицы.

И это напоминание о крестном пути Спасителя говорит о главной цели нашей жизни – спасении», — напомнил митрополит Павел.

Вербное воскресение: что можно есть

По словам Владыки, в Вербное воскресение за трапезой разрешается рыба, елей и вино.

Инфографика «Вестей»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *