Предательство иуды — богослов

На улицах Иерусалима шла подготовка к Пасхе. Верующие съезжались из других городов, приходили с Генисаретского озера, с горы Кармил, из Хеврона, Весавии… В этот день много лет назад народ Израиля был спасен.

Освобожден из египетского рабства и получил в пользование Землю Обетованную. Обетованную — значит обещанную Богом, предназначенную. Точно так же народ Израиля ждал Мессию, Спасителя.

И немногие знали, что Спаситель уже был на земле, более того, в самом Иерусалиме.

Иисус с двенадцатью учениками, среди которых был Иуда Искариот, выходец из провинции Иудея, бывший сборщик приношений, присоединившийся ко Христу, тоже собирался на празднование Пасхи. Спаситель призвал к себе учеников Фому и Филиппа.

Он велел им пойти в город и следовать за человеком, который несет кувшин с водой. Человек с кувшином должен был войти в дом, ученики за ним. У хозяина дома следовало спросить «Учитель говорит: где комната, в которой Мне есть Пасху с учениками моими?».

Спаситель обещал, что хозяин дома тут же покажет горницу, которую следовало приготовить ученикам. Так и случилось.

После захода солнца Иисус с учениками вошли в горницу. Спаситель препоясался полотенцем и стал омывать ноги своим ученикам. Это было удивительно, ведь обычно лишь слуги омывали ноги знатных и богатых людей.

Ученик Христа Петр воскликнул, что это он должен омыть ноги Христа, а не наоборот. Иисус же сказал, что дал пример, как людям должно поступать друг с другом.

Во время праздничной трапезы, где присутствовал также Иуда Искариот, ученики заверяла Спасителя в своей преданности. Они заметили, что Иисус огорчен: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Каждому хотелось увериться, что это будет не он, ученики стали взволнованно спрашивать, но о них ли идет речь.

Господь сказал, что Он обмакнет кусок хлеба и подаст предателю. Обмакнув хлеб, Он подал его Иуде Искариоту со словами «Я знаю, что ты задумал. Что делаешь, делай скорее».

Великая Среда: сегодня Иуда предал Христа

Предательство Иуды

Иисус предупредил учеников, что они сидят за последней совместной трапезой. Преломив, он дал ученикам хлеб со словами «Примите и ешьте… сие есть Тело Мое…». Потом он подал ученикам чашу с вином «Сие есть Кровь моя, за многих изливаемая во оставление грехов…». Так было установлено Таинство Евхаристии. Ученики передавали друг другу чашу и хлеб, ставшие Телом и Кровью Христа.

У Елеонской горы Иисус остановился: «Скоро сбудутся слова пророка: ‘Поражу пастыря, и рассеются овцы стада. То, что  случится в эту ночь, вы не сможете понять и отречетесь от Меня'».

Ученик Христа Петр горячо возражал, но Иисус предрек, что и Петр отречется от Него трижды.

«Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя», — обещал Петр.

В прекрасном Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы Иисус велел ученикам отдыхать, попросив лишь Петра, Иоанна и Иакова бодрствовать вместе с Ним. Душа Его тосковала о грядущих страданиях.

«Тот, кто предаст Меня уже здесь», — сказал Спаситель. Но никто из учеников еще не знал, что это будет Иуда Искариот.

Иуда знал, куда после празднования Пасхи направится Иисус с учениками. В Гефсиманский сад он явился с людьми первосвященника и старейшин. Они несли с собой оружие и факелы, чтобы арестовать «опасного преступника», но увидели кроткого Молящегося.

Увидев Иисуса, Иуда Искариот подошел к нему с поцелуем: «Радуйся, Равви!». Люди первосвященника схватили Учителя. Петр немедленно обнажил меч и отрезал ухо одному из воинов.

Но Иисус остановил своего ученика: «Спрячь свой меч! Ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут. Или думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего, и Он не представит Мне легионы Ангелов?». Иисус поднял ухо и исцелил слугу первосвященника.

Когда Иисуса повели в город, ученики в страхе бежали…

Иуда Искариот предал Христа за тридцать сребреников…

Узнав, что Его будут казнить, он горько пожалел о содеянном и вошел во дворец Каиафы, где собирался синедрион. Он бросил деньги: «согрешил я, предав кровь невинную!», но было слишком поздно. Не выдержав тяжести содеянного, Иуда повесился.

Иуда Искариот в литературе

Писатели нового времени черпали вдохновение в истории Иуды Искариота. Одним из самых первых произведений были «Мемуары Иуды» (1867), которые написал Фердинандо Петруччелли делла Гаттина. Осмысляет историю предательства Иуды Искариота и М. Е. Салтыков-Щедрин в притче «Христова ночь».

Считается, что самый точный образ Иуды Искариота удалось воссоздать Леониду Андрееву в повести «Иуда Искариот». Сложная психология человека, который любил Христа, предал Его, а потом терзался чувством вины, оказавшимся невыносимым, удалось описать удивительно красочно.

Образ Иуды Искариота эксплуатируется и в многочисленных апокрифах.

О Иуде Искариоте также написаны:

  • Поэма «Иуда-предатель»  (1903) А. Ремизова и его же пьеса «Трагедия об Иуде, принце Искариотском»;
  • Драма Н.Н. Голованова «Искариот» (1905);
  • С. Черкасенко «Цена крови» (1930);
  • Рассказ Борхеса «Три версии предательства Иуды» (1944);
  • Нагибин «Любимый ученик» и мн. др..

Леонид Андреев «Иуда Искариот»

Иуда Искариот в живописи

  • В живописи Иуда Искариот обычно предстает в противопоставлении Иисусу Христу. Особенно ярко это представлено на фреске Джотто «Поцелуй Иуды» или фресках Беато Анджелико, где над головой Иуды даже изображен черный нимб.
  • Иуду Искариото принято писать в профиль, чтобы зритель не встречался с ним глазами, так страшен его грех. Обычно так изображают и демонов ада.
  • В иконографии на Страшном суде Иуда Искариот изображается сидящим на коленях у диавола.
  • В эпоху Возрождения на плече Иуды изображали беса, нашептывающего ему про предательство Христа. В эту же эпоху появилось множество картин с Иудой Искариотом в образе висельника. Три гравюры Жана Дюве изображают Иуду висящим на древе.

Предательство Иуды - Богослов

«Иуда, получающий плату за предательство», Джотто ди Бондоне

Предательство Иуды - Богослов

Фра Беато Анжелико

Предательство Иуды - Богослов

Джотто ди Бондоне

Цитаты

Во время оно, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (Мф. 26:6-16).

Стихира самогласная

Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас.

Митрополит Антоний Сурожский — Великая Среда

Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь — любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.

Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел…

Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, — но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много…

Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними.

Но приблизимся ко Христу, как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир… Придем же к Нему, грешники, во спасение, и Он помилует и спасет нас.

Грех Иуды – обличение предательства

С незапамятных времен предателей называют Иудой. Каковы были причины предательства Иуды? Что говорит о предательстве Библия? Что делать, если предали вас или предали вы? О грехе предательства в нашем материале.

Предательство в Библии

В Библии каждый образ и поступок
имеют глубокий смысл и несколько уровней понимания. От простого толкования, когда
сюжеты учат людей правильному взаимодействию между собой, до сложного философского
осмысления в поисках  надмирных тайн.

Читайте также:  Неделя всех святых, в земле российской просиявших - богослов

Иуда на коленях Люцифера

Преступление Иуды останется в истории как обличение предательства. Это  предостережение на все времена для всех людей.

Иуда – для христианина самый
отрицательный персонаж Книги книг, но он не первый предатель на её страницах. Первым
был Люцифер, начавший войну против своего Творца и Владыки мира. Низринутый в бездну
и продолжающий свою перманентную революцию руками нечисти. На мой взгляд, это символ
подданного, восставшего против законного монарха.

Затем вспоминается поступков
братьев Иосифа, отдавших его торговцам. Это символ нарушения верности по отношению
к своему роду.

Можно упомянуть коварство Далилы, которая открыла тайну силы Самсона его врагам – это символ измены в любви.

И, наконец, грех Иуды – символ
продажи не только Бога, но и друга, учителя,единомышленника. В народных преданиях
падший апостол изображается сидящим на коленях Люцифера – круг замыкается.

Вот архетипические сюжеты,
которые тысячекратно повторяются в истории человечества, раз и навсегда осуждённые
в Священном писании.

Обстоятельства преступления

Поступок Иуды – модель любого предательства. Мы точно не знаем причину его вероломства, но это тоже символично. Можно предположить следующее:

1.Поиск выгоды любой ценой

Прежде всего Иуду обвиняют
в алчности, жертвой которой он пал. Будучи казначеем апостольской общины, он носил
ящик с деньгами. За исцеления Христу жертвовали деньги, которые Он раздавал нищим.
Иуда из казны крал, о чём прямо сказано в Евангелии.

Видимо, он не связывал своё
будущее с Христом, но считал, что за счёт Его чудес накопит денег на сладкую жизнь.
На предательство Иуду толкнула лишняя, по его мнению, трата на Учителя.

В Вифании
Мария, сестра Лазаря, воздавая честь Спасителю, возлила на него дорогое ароматическое
масло, нард.

«Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали»,

– сказано в Евангелии от Иоанна.  Но динарии прикарманить не удалось, и, чувствуя себя в убытке, Иуда решил продать Христа.

“Предательство Иуды”, Иван Айвазовский

2. Перемена политических убеждений

Есть версия, что Иуда стал разделять точку зрения иудейских священнослужителей, считавших Иисуса еретиком, который смущает народные умы. Якобы Иуда был патриотом, тщетно ждавшим, когда Иисус возглавит восстание против Рима.

Но в Евангелии нет подтверждения этому, иначе один из апостолов непременно упомянул бы о взглядах Иуды. И всё же непостоянство свойственно ему – сегодня он идёт за Христом, завтра бежит сдавать его, послезавтра раскаивается.

Мятущийся нестойкий ум.

3. Неудовлетворённые амбиции

Иуда надеялся, что Иисус
займёт царский трон Израиля. Тогда Иуде доверят не просто ящик с пожертвованиями,
а всю казну государства. Видя, что Сын Божий не стремится к земной власти, разочарованный
Иуда оставляет Его.

4. Зависть и уязвлённая гордыня

Постоянно присутствуя рядом
с Богочеловеком, наблюдая его чудеса, Иуда начал завидовать чужому могуществу и
славе. Сам он был неспособен стать святым и получить  часть Господней благодати и силы. Зато мог погубить
Христа и так войти в историю.

“Предательство Иуды”, Миронов Андрей Николаевич.

5. Стремление обезопасить себя

У Христа было много почитателей,
но и немало недоброжелателей. Рано или поздно Он рисковал попасть в руки врагов
и сам предсказывал свою кончину. Иуда предполагал, что может пострадать, как ученик
Христа. Поэтому решил предупредить события и лично предал Учителя.

Один из этих аспектов или несколько сразу присутствуют в предательстве любого рода. Грех Иуды проецируется на всех его последователей. Каждый из них – по-своему Иуда.

В истории Распятия есть ещё
одно предательство – когда пророка предаёт его народ. И отзвук этого события также
звучит в истории, когда невинных людей осуждает толпа.

Хотя бы в сталинские времена,
когда на комсомольских собраниях прорабатывали за ношение креста и религиозность.
Когда коллективами писали письма в поддержку арестов и расстрелов по сфабрикованным
делам.

И сегодня всякая общественная травля неугодных – от школы до большой политики
– тень того сборища, которое призывало Пилата: «Да будет распят!»

Отвергая ближних, мы отталкиваем Христа, учившего любви.

Христос – пример верности

Иисус Христос говорил:

«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом»

(Лук. 16:10)

Всю земную жизнь Он хранил верность своему небесному Отцу. Перенес искушения в пустыне, не склонился перед Сатаной, остался безгрешным. И хотя скорбел душой в Гефсиманском саду, завершил миссию спасения человечества.

По отношению к людям Христос
также был честен и надёжен.

Чтил свою земную Мать, в
день Распятия поручая заботу о ней апостолу Иоанну. Воскресил Лазаря из дружеского
чувства. Накормил своих слушателей, умножив пять хлебов и две рыбы. Спасал и исцелял.

Апостол Павел писал Тимофею:

«Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может»

(2 Тим. 2:13)“Поцелуй Иуды”, Илья Глазунов

Иуды среди нас

Предательство присутствует в жизни каждого человека. Кто-то стал жертвой этой подлости, кто-то сам предал. Иногда и то и другое вместе. Предательство может носить характер глобальный – нарушение присяги государю и верности Богу. И локальный – отказ от своей семьи или друга.

Привёз сын неходячего отца к приюту, выгрузил его в сугроб и уехал. Такие картины порой наблюдают социальные работники. Как только напишет пенсионер дарственную на своё жильё детям, многие стараются избавится от обузы. А бывает, у дочки особняк на семь миллионов, но дряхлые родители не нужны – и этих в приют.

В России более 1400  интернатов для престарелых и инвалидов. Из них 70%  привезены туда родственниками. Каждый из этих родственников в душе – Иуда.

Мальчик идёт с мамой по улице и вдруг замечает своего отца под руку с незнакомой тётей, рядом бегают двое мальчиков его возраста. Как же так? Просто папа сбежал в другую семью, к чужим детям. Там ему более комфортно в постели, или жизнь богаче, а он ленив. Папа – Иуда? Разумеется. Меньшего масштаба, но ничем не лучше – Закон Божий он тоже попрал в угоду своей прихоти. 

Треть женщин в нашей стране
воспитывают детей в одиночку, значит, их предали мужья, а в ряде случаев они сами
бросили мужа. Так предательство сокрушает семью. А значит, появляется меньше детей,
и уже рождённые обделены любовью отца.

Или тяжело заболел муж и жена оставляет его, упорхнув на поиски здорового самца. Ведомая своей похотью, она поступает как Иуда – ведь тот тоже хотел удовлетворить свои потребности, финансовые или психологические.

Многие люди по жизни ближе к Иуде, чем к Иисусу Христу, поскольку падать
легче, чем духовно расти. Изменять легче, чем хранить верность. 

Николай Ге. “Совесть. Иуда”

«Дружба» в соцсетях обесценила чувство верности. Чаще мы видим друзей в блогах, ассоциируя их с красочными аватарами. Аватаром меньше или больше – никакой разницы. Сегодня ты лайкаешь одних, завтра других. Или кто-то блокирует тебя одним кликом, отказываясь от общения.

Я замечала, как много писателей
сейчас дружат с литературными критиками в Фейсбуке, поскольку надеются, что критик
порой упомянет их в своих статьях, добавив популярности. Но случись с тем же критиком
беда, немногие переведут ему и 100 рублей. А если он перестанет строчить свои статьи
о литературе, от него отпишутся. Вот и вся интернет-верность.

Изредка и здесь можно найти настоящую дружбу – на основе общих убеждений, но это два-три человека из двух-трёх тысяч френдов.

Хозяин своего слова – сегодня это понятие относительное.

– Я слово дал, я его и взял, – заявлял мой якобы православный коллега, не державший обещаний. Себя он считал праведником, который не обязан быть честным с остальными – не столь набожными, по его мнению, людьми. Когда-то его принимал на работу пожилой ответственный секретарь.

Позже у коллеги выросли амбиции, и однажды он занял место своего наставника, когда тот уехал в отпуск. Ошеломлённый пенсионер оказался изгнан из своего кабинета, с должности, это стало косвенной причиной его смерти.

А «благочестивый» ответсек продолжил изживать всех, кто его не устраивал.

Путь к предательству начинается с мелочей, считает Епископ Пятигорский и Черкасский Феофилакт.

Сегодня каждый верен себе сосредоточен на своих эмоциях и проблемах. Полюби себя – призывают современные психологии. Но эгоцентризм современного человека ему же невыгоден, поскольку игнорируя ближних в период благополучия, он остаётся в одиночестве, переживая трудности.

Хранить ли преданность Злу?

Но всегда ли предательство – греховно, а верность похвальна? Есть другая сторона этих явлений.

Мафия ценит верность. Террористические
организации ценят верность. Шайки  подростков
ценят верность. И если представитель такой организации отправится в полицию и сдаст
планы банды, местонахождение главарей и прочую информацию, он станет предателем
в глазах бывших подельников. Но посмотрим на ситуацию через призму христианства.

Вспомним, что изначально каждый человек задуман как образ Божий, создан выполнять заповеди, а отнюдь не преступать их, что был некогда чист. Потом некто забыл Бога и Добро ради банды, но одумался. И отречение от преступного мира – это возвращение к себе, некогда безгрешному. 

Христианин должен предать Зло, даже если раньше служил ему по ошибке и клялся в вечной верности. Это не предательство, а раскаяние, покаяние, возвращение к первоисточнику – Богу.

Семья – библейская ценность. Первый союз людей, созданный по воле Всевышнего. Но бывают случаи, когда верность супругов преступна. Например, если муж становится педофилом, но жена скрывает это и детей вынуждает молчать. Или живёт с наркоманом и алкоголиком, который сбивает с пути истинного родственников.

В Подмосковье я знала семью,
где отец-наркоторговец посадил на иглу обоих сыновей и их невест, младший сын умер,
старший сел вместе с отцом. А что же мать? Она скрывала происходящее и теперь носит
передачи в тюрьму и цветы на могилу. Помню, глава семьи работал таксистом и в его
машине красовались иконки.

Но вместе с кем-то возделывать ниву греха – это не христианство.

Читайте также:  Введение пресвятой богородицы - богослов

Бывает, один из супругов
оставляет Православную церковь и уходит в секту, а другой следует за ним. Но это
единомыслие порочно, так вместе согрешили Адам и Ева, вкусив запретный плод.

Пагубна верность дурным привычкам,
и нет достоинства в преданности алкоголю, никотину, наркотикам…

Гравюра “Поцелуй Иуды”

Библия, прежде всего, говорит о верности Богу. Верность Богу – жизнь по
его заповедям. Через эту призму должна рассматриваться верность людям и организациям
(партия, государство, компания, семья).

Когда-то, в начале XX века, в России был предан помазанник Божий – законный царь. Это и есть измена государству – православному, признанному Церковью. «Кругом измена, трусость и обман» – осталась характеристика Николая II своему окружению, записанная им в день вынужденного отречения. 

И.

Солоневич пишет о впечатлениях
французского посла Мориса Палеолога: «…Палеолог
с полным недоумением рассказывает о том, что князья просто и Великие Князья, представители
и финансовой, и земельной знати, на своих приемах совершенно открыто говорили о
свержении Государя и о том, как они уже ведут пропаганду в частях гвардии – в первую
очередь в Павловском полку, который и в самом деле первым начал «революцию». Все
эти люди жестоко поплатились за свои интриги и злоречие, революция пожрала их прежде,
чем других своих жертв.

Как жить дальше?

Предательство – это болезнь души, относиться к нему следует соответственно. Лечить молитвой и переосмыслением своих и чужих поступков.

Что делать, если тебя предали?

Проклинать или мстить? Христианство советует прощать и молиться за врагов. Это не просто, но тяжёлый внутренний труд преображает человека, уподобляя его Христу.

Есть ли у нас основания требовать верности от окружающих? Каждый из нас когда-то подводил ближнего, возможно, в мелочах, но тем не менее нанося ему рану. Нужно воспринять поступок обидчика как урок смирения и не осуждать. Ведь Христос не посылал проклятий Иуде, идя на крест.

Но в то же время стоит задуматься: стоит ли продолжать отношения с предателем, кем бы он ни был – другом или супругом.

Что делать, если предал ты и чувствуешь свою вину?

В Библии есть ответ и на этот вопрос, есть наглядная ситуация. Речь идёт об отречении Апостола Петра. Этот великий муж в начале своего пути был уязвим и боязлив, как обычный мирянин. После ареста Христа, будучи вопрошаем, не является ли он спутником Назарянина, апостол Пётр трижды опровергает это, опасаясь за свою жизнь.

Почему же Иуде и Петру были
уготованы разные судьбы? Первый раскаялся, но удавился. Второй продолжал жить, более
не оступался, служил Господу, проповедовал и ныне считается хранителем райских ключей
как основатель земной Церкви. 

Иуда прибавил к своему предательству
грех отчаяния, он не надеялся на милость Божью.

Пётр же сам любил Христа
и уповал на Его любовь. Всё обошлось без громких слов, но Пётр вместе с другими
апостолами получил дар Духа Святаго, способность исцелять и воскрешать, о чём можно
прочитать в Деяниях апостолов. А значит, Спаситель простил ученика, заглянув в его
сердце.

Возлюби преданного тобой ближнего и докажи ему своё искреннее раскаяние. Восстанови то, что разрушил. Вряд ли есть иной путь к примирению.

Как пережить предательство друга?

Отвечает протоиерей Игорь Сильченков.

Как примириться с изменой мужа?

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.

Господь ожидает от нас, прежде всего, верности. Нашей верности в повседневных обещаниях и церковных обетах. Верности в труде – мирном и ратном. Верности семье и народу. Это качество достойно благословения в современном мире и в будущем.

“Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни”

(Откр. 2:10)

6 версий предательства Иуды

Апостол Иуда – самый противоречивый персонаж Евангелия. Он был одним из самых близких Христу апостолов, являлся их казначеем, исцелял бесноватых и умел творить чудеса. Однако, именно он предал Христа и стал причиной его страданий.

Хотя, некоторые богословы считают, что апостол Иуда просто реализовал Божий замысел. Существует несколько основных версий, почему он пошел на предательство, разберем каждую из них.

Поцелуй Иуды

1. Иуда был вором и сребролюбцем.

Он позарился на вознаграждение, которое ему пообещали первосвященники и продал Христа за 30 сребренников. Этой версии придерживаются все евангелисты и она традиционно считается главным мотивом предательства.

Но, если проанализировать ее глубже, все не так очевидно – 30 сребреников на то время были не такие уж большие деньги. За эту сумму можно было купить небольшой участок земли в черте города. Если перевести на наши деньги – Иуде предложили примерно 80 000 рублей.

Является ли эта сумма достойной для предательства человека, которого ты любишь? (а многие богословы уверены, что Иуда любил Христа, хотя и завидовал Ему). Сложный вопрос. Для сребролюбца и вора, пожалуй, да.

2. В Иуду вселился Сатана.

Об этом пишет апостол Иоанн. Он считает, что адская смесь из сребролюбия и духа Сатаны помутила рассудок Иуды Искариота. Также апостол Иоанн обличает своего коллегу и открыто называет его вором, говоря, что он только на словах заботился о нищих, когда предлагал продать миро и отдать им деньги, а на самом деле воровал средства из общей казны.

Примерно также современные Иуды возмущаются, говоря, что вместо храмов лучше строить школы и больницы.

Иуда раскаивается в своем грехе и выбрасывает 30 сребрениковИуда раскаивается в своем грехе и выбрасывает 30 сребреников

3. Иуда хотел, чтобы Христос явил свою божественную сущность.

Интересная версия, которая оправдывает поступок апостола и указывает на его любовь и преданность Христу. Эту версию, в частности выразил в своем романе “Иуда ИскариотЛеонид Андреев.

“Они догадались? Они поняли, что это – самый лучший человек? – это так просто, так ясно. Что там теперь? Стоят перед Ним на коленях и плачут тихо, целуя Его ноги. Вот выходит Он сюда, а за Ним ползут покорно те – выходит сюда, к Иуде, выходит победителем, мужем, властелином правды, Богом…”

Эту же версию подтверждает найденное в Египте Евангелие Иуды.

4. Иуда разочаровался в учении Иисуса.

Тоже довольно распространенная и вполне правдивая версия, которая не отменяет его сребролюбия. Сюда можно еще добавить зависть и желание иметь такой же успех и признание, как у своего наставника. Апостол взбунтовался против Бога и захотел сам стать на Его место.

Эта версия была довольно распространена во время большевицкий гонений, когда по слухам,в некоторых городах Иуде ставили памятники.

5. Иисус сам попросил Иуду об этом.

Довольно смелая версия, которая гласит о том, что Иуда совершил подвиг самопожертвования ради того, чтобы была исполнена Божья воля.

6. Иуда был распят вместо Христа.

Безусловно, самая фантастическая версия. В ней говорится о том, что апостол после мнимого предательства принял облик своего учителя и именно его схватили солдаты, а Иисус был вознесен живым на небо. Эта версия излагается в апокрифе “Евангелие от Варнавы”.

В эти дни нам важно не искать истины и осуждать Иуду, а заглянуть внутрь своего собственного сердца и там мы наверняка увидим, что тоже регулярно предаем Христа грехами и страстями…

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

   

   I. ОПИСАНИЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВА ИУДЫ В НОВОМ ЗАВЕТЕ:

  Евангелие от Матфея 26:14-25 «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.

В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? [Иисус] говорит ему: ты сказал«.

  Евангелие от Иоанна 13:21-30 «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.

Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам.

И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.

Читайте также:  Толкование молитвы ефрема сирина 1 часть - богослов

А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь«.

  Евангелие от Матфея 26:45-50 «Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.

И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.

Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его«.

   II. ПРОРОЧЕСТВО ОБ ИУДЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ:

  Иоанн 13:18 «Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Псалтирь 40:10). Выражение «поднять пяту» аналогично русскому выражению «замахнуться» или «поднять на кого-то руку».

  Псалтирь 40:10 «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту«.

  Псалтирь 108:6-20 «Поставь над ним нечестивого, и дьявол да станет одесную его.

Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет в грех; да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих; да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труд его; да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его; да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя их в следующем роде; да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да не изгладится; да будут они всегда в очах Господа, и да истребит Он память их на земле, за то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его; возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него; да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается. Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою!«

   III. МОТИВ ПРЕДАТЕЛЬСТВА ИУДЫ

   Евреи ждали Мессию. Они думали, что Мессия — будет земным царём, который, придя, «восстановит царство Израилю» — освободит Израиль от господства Римской империи.

   Ученики Иисуса не были исключением.

Сколько раз они спорили о том, кто из них главнее (Марк 9:33-34, Лука 9:46 «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?«, Лука 22:24), и кто из них имеет право сидеть по левую и правую руки Иисуса в Его царстве: Марк 10:36-37 «Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей«.

   Иуда не был исключением. Он тоже верил в такого «земного» Мессию.    К тому же Иуда знал, что народ готов был поставить Иисуса на престол и провозгласить Царём Израиля. И народ уже пытался это сделать: Иоанна 6:14-15 «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.

Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один«.  Более того, как мы читаем в Евангелии от Матфея : Матф.16:21 «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть«.

Это был не тот Мессия, которого они ждали…

   IV. ЛИЧНОСТЬ ИУДЫ ИСКАРИОТА.

  Евангелие от Иоанна 12:1-6 «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали«.

   Лукавая сущность Иуды, вероятнее всего, потихоньку сформировалась к тому моменту, когда Сатана вошёл в него (Иоанн 13:27) и использовал для предательства нашего Господа Иисуса (Иоанн 18:3). После всего случившегося он «возрыдал с горечью», выбросил 30 серебряников, полученных за своё предательство, потом «пошёл и удавился» (Матфея 27:5).

   V. СМЕРТЬ ИУДЫ:

  Евангелие от Матфея 27:1-10 «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился.

Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та 'землею крови' до сего дня.

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь!«.

   На первый взгляд, нам кажется, что Иуда раскаялся в содеянном. Действительно, в Библии написано, что он «возрыдал с горечью». Однако это не было покаяние.

   Настоящее покаяние в Слове Божьем названо «печаль ради Бога» и заключается в том, что, во-первых, человек осознаёт свою вину, а во-вторых, человек отворачивается от своего греха и поворачивается к Богу.

Глядя на Иуду Искариота и его покаяние, мы можем точно сказать, что у него было мирское покаяние — «мирская печаль», потому что он не обратился к Богу, но решил распорядиться своей жизнью сам, взяв на себя роль Бога.

О мирском и настоящем покаянии подробно написано во 2-м Послании Коринфянам 7:8-10 «Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть«.

   Пётр тоже предал Иисуса: он трижды от Него отрёкся. Однако позже он искренне раскаялся. У него было истинное покаяние. А у Иуды Искариота было мирское покаяние, которое, как мы только что прочитали, «производит смерть».

  Деяния 1:15-20 «И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. В книге же Псалмов написано (Псалтирь 108:6-20): да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой«.

   Он погиб со своей виной и пошёл «в своё место» (Деяния 1:25) Выражение в Деяниях 1:18 «и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» ни в коем случае не противоречит сказанному в Матфея 27:5 («пошёл и удавился»). Скорее всего всё произошло таким образом: Иуда повесился над долиной Хинном (на обрыве), но верёвка или ветка под тяжестью веса его тела обломилась. Он упал и разбился о камни внизу.

   Почему же такой человек, как Иуда Искариот, был избран Иисусом, чтобы быть одним из Его 12 апостолов, мы не знаем. Нам лишь известно, что Иисусу было точно известно, кем он будет предан (Иоанн 6:64 «…Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его«).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *