Преподобный серафим вырицкий житие святого, пророчества — богослов

Этот святой предвидел будущий ход событий мировой истории, прозревал в самые глубины человеческих душ.

Он устроял судьбы людские и имел такую власть «решать и вязать», что даже мог принимать решения о благовременности не только исцеления, но и смерти.

Имеется огромное количество свидетельств того, что по молитвам старца люди выздоравливали от неисцелимых болезней. До сих пор к могилке старца тянется неиссякаемый поток паломников с самых разных уголков нашей планеты.

  • Внешняя история жизни старца Серафима не изобилует множеством событий. Она делиться на три этапа:
  • – период до пострига в монашество,
  • – жизнь в Александро-Невской лавре,
  • – время старчества в Вырице до его блаженной кончины.

Детство, купечество, духовное взросление. 1866-1920 гг

Преподобный Серафим Вырицкий, в миру Василий Николаевич Муравьев, родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии в простой крестьянской семье. Родители Василия были людьми глубоко набожными и приучили всех своих детей к вере.

В десять лет Василий теряет отца, и для того, чтобы содержать многодетную семью своих родителей, отправляется на заработки в Санкт-Петербург. Бог дал мальчику очень много природных дарований. У него был цепкий ум, хорошая жизненная хватка, прекрасная память.

Работая рассыльным в одном из ларьков Гостиного Двора, Василий проявляет такое усердие, исполнительность и старательность, что в семнадцать лет уже становится старшим приказчиком.

Путь, на который другие тратили десятки лет, Василий прошел за семь. Это была очень высокая должность, которая давала хорошую прибыль.

 Василий начинает строить свое дело и, в конце концов, занимаясь продажей пушнины, он становится купцом второй гильдии.

Его хорошо знали в Вене, Берлине, Варшаве. Параллельно занимаясь самообразованием, Василий изучил несколько европейских языков, прекрасно разбирался в истории, экономике, философии.

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов Василий Николаевич Муравьев. Петроградский купец 2-й гильдии. 1916 год

Но душа Василия всегда была с Богом. Еще юношей он намеревался уйти в монастырь, но схимонах, к которому он обратился за благословением на постриг, по данной ему от Бога благодати, пророчествовал, что сперва Василию нужно пройти свою стезю в миру, а с началом гонений на Церковь он должен принять монашество. И лишь в 54 года состоялся его постриг в монашество.

А пока, по совету старца, Василий продолжает жизнь в миру. Излишним будет говорить о том, что большую часть своих средств он тратил на благотворительность.

Главной же встречей в жизни Василия было знакомство с преподобным Варнавой Гефсиманским, который в течение двадцати лет, до самой своей смерти, будет его сомолитвенником и духовным руководителем.

И ученика, и старца объединяла глубокая любовь и почитание преподобного Серафима Саровского. Их обоих с батюшкой Серафимом связывала глубокая личная духовная связь.

Старец Серафим Саровский незримо принимал самое непосредственное участие в жизни каждого из них.

В 1890 году, по благословению своего старца, Василий венчается с Ольгой Ивановной Нетрониной, а в 1895 году у них рождается сын Николай. Несколько позже в семье появляется дочь Ольга, которая умирает еще в младенческом возрасте. После смерти дочери, получив благословение старца Варнавы, супруги Муравьевы стали жить как брат с сестрой.

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов Купец Василий Муравьев с семьей. 1905 год

Стяжание Духа Святого, по заповеди преподнобного Серафима Саровского, было главным смыслом жизни для этой семьи. Поэтому, в наступившие грозные годы революционного безумия, супружеская чета Муравьевых начинает восхождение на свою личную Голгофу.

Имеющегося в наличии материального капитала с избытком хватило бы для безбедной жизни в Европе или Америке. В те годы многие купцы переводили свои счета в европейские банки и уезжали из охваченной революционной горячкой России.

Но вместо этого, Муравьевы жертвуют все свои деньги и имущество бедным и в 1920 году принимают монашество.

Василий был принят в послушники, а затем и пострижен с наречением имени Варнава в Александро-Невской лавре, а Ольга приняла постриг с именем Христины в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга. Позже иеромонах Варнава и монахиня Христина в схиме будут пострижены с именами Серафим и Серафима.

Александро-Невская лавра. 1920-1930 гг.

Практически сразу же после пострига монаха Варнаву рукополагают в иеродьякона, а через год – в иеромонаха. Сначала отец Варнава получает тяжелое послушание заведующего кладбищенской службой Александро-Невской лавры, а потом и главного свечника обители. Здесь ему пригодились и опыт купеческой службы, и полученные от Бога дарования.

Но мрачные тучи все больше и больше сгущаются вокруг лавры. Большевики расстреливают близкого друга отца Варнавы, митрополита Петроградского Вениамина. Постепенно арестам, ссылкам и расстрелам подвергается практически весь свет тогдашнего духовенства Санкт-Петербурга.

Понимая, что рано или поздно дойдет участь и до него самого, иеромонах Варнава совершает короткую поездку к матери, чтобы проститься с ней уже навсегда.

Но Бог уготовал отцу Варнаве иную участь. Он восходит на другой крест: становится великим молитвенником и утешителем земли Русской.

Постепенно в нем все с большей и большей силой начинают проявляться дарования старчества и сопутствующие ему дары прозорливости и чудотворений.

Все сильнее стонет народ под натиском безбожных властей, все больше становится поток страждущих, текущий в Александро-Невскую лавру к отцу Варнаве за утешением и с просьбой о молитве. 

Слух о духовных дарах старца Варнавы начинает распространяться все больше и дальше. В то же самое время и сами монахи лавры начинают духовно окормляться у отца Варнавы. Так, недавно постриженный иеромонах становится духовником Александро-Невской лавры, великим печальником и молитвенником за народ Божий. А через некоторе время иеромонах Варнава принимает и схиму с именем Серафим.

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов

Схимонах Серафим был духовником таких иерархов Церкви как митрополит Николай (Ярушевич), митрополит Серафим (Чичагов), Патриарх Алексий (Симанский), которому он предсказал будущее патриаршество. Окормлялись у старца и другие видные церковные деятели.

У старца духовно окормлялся весь свет петербургской интеллигенции, не принявшей безбожной власти. Бывали случаи, когда схимонах Серафим исповедовал людей по двое суток без перерыва на отдых и сон. Такие нагрузки привели к тому, что отец Серафим очень серьезно заболел.

Он уже не мог подниматься с кровати, и в таком полуобездвиженном состоянии он и провел весь остаток своей жизни, все самые насыщенные годы своего старчества.

Совет старцев лавры, выслушав рекомендации врачей, благословляет отца Серафима на переезд на новое место жительства в поселок Вырицу.

Приняв такое решение, как послушание, старец Серафим до конца своих дней проживет безвыездно в этой небольшой русской деревне.

А самой Вырице суждено будет стать духовным центром святой Руси, куда будет стекаться огромное количество народа, ищущего утешения и поддержки. В помощь отцу Серафиму духовное руководство направило в Вырицу и схимонахиню Серафиму, его бывшую супругу.

Вырица, годы старчества. 1930-1949 гг.

В Вырице старец Серафим принимает на себя крест молитвенника за весь страждущий народ Святой Руси. Несмотря на слабое здоровье, старец был строгим постником и великим молитвенником. В саду возле дома, где он жил, из земли выступал небольшой гранитный камень. Старца на носилках подносили к этому камню и, поставив по его просьбе на колени, оставляли для многочасовой молитвы.

Невозможно было без слез смотреть на то, как больной старец со слезами денно-нощно молился Богу за весь народ русский, за страждущую Церковь Божию. Не раз его видели, как бы охваченным пламенем, так что невозможно было смотреть на его лицо от яркого света, который исходил от его небесного лика.

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов Домик в Вырице, в котором жил и принимал людей отец Серафим

Люди приходили к старцу тысячами. В день больному схимнику приходилось принимать по несколько сот человек. Прозорливость его была такова, что он не только знал всех приходящих к нему по именам, но и видел все, что было на душе у человека, провидел его будущее, знал всю его судьбу.

Бесы выходили с воплем из людей только от того, что те подходили к дверям кельи старца. Конечно же, большевицкая власть не могла смотреть на это безучастно. Но все попытки арестовать старца были безуспешными. Отец Серафим был, по сути, ангелом во плоти.

Как можно арестовать ангела?

Старец был живой иконой любви, которую он источал на всех, кто к нему приходил. Однажды чекисты пришли, чтобы забрать старца.

Но стоило им зайти в келью и встретиться с глубоким ангельским взглядом Серафима, как их ожесточенные души расплавились, словно воск.

Когда старец взял старшего чекиста за руку, погладил его с любовью по голове, назвал его по имени и сказал: «Да простятся тебе грехи твои, раб Божий….» Суровый военный разрыдался, как малое дитя.

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов

Когда по всей стране были запрещены колокольные звоны, вырицкий храм был единственным, которого это постановление не коснулось. Академик Иван Павлов, будучи духовным чадом старца, принудил большевицкие власти разрешить в Вырице колокольный звон.

Годы Великой Отечественной войны легли тяжелым бременем на душу народа. Старец знал, что война попущена Богом для вразумления людей от Него отступивших. Вначале войны отец Серафим получил известие о расстреле его единственного сына Николая, павшего жертвой большевицких репрессий. «На все воля Божия», – кротко сказал преподобный, получив это известие.

Ему были открыты не только Земля, но и Небо. «Как же там хорошо будет, если бы вы знали, как там хорошо», – сказал как-то старец после ночной молитвы.

Во время войны красноармейцы хотели взорвать Казанский храм в Вырице, посчитав, что его колокольня используется немцами, как прицел для наводки пушек. Но когда подрывники пришли для того, чтобы заложить взрывчатку, то старший из них, по невыясненным причинам, зайдя в храм, застрелился, а его подчиненные почему-то в ужасе разбежались.

После того как Вырица была оккупирована немцами, в ней расквартировали военнослужащих румын, которые воевали на стороне Германии. Все они были по вере православными и стали постоянными прихожанами вырицкого храма во время оккупации.

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов Казанский храм в Вырице. Современный вид

Читайте также:  Мученицы вера, надежда, любовь и мать их софия - богослов

Отец Серафим видел будущее, как настоящее, и открыто говорил, что немцы проиграют войну, хотя предпосылок к тому не было тогда никаких.

Его пророчества дошли до немецкого командования, которое явилось к нему в келью, чтобы как следует проучить старца.

Но и они были так же, как и чекисты, ослеплены духоносным обликом схимонаха Серафима, который на чистом немецком языке рассказал им, что их ждет и, назвав по имени старшего команды, поведал ему где и когда он погибнет.

Уже после войны, среди почитателей старца, которые приезжали к нему на могилу, был и один из тех немцев, которые тогда приходили к нему в дом. Он рассказал, что исполнилось все в точности так, как отец Серафим и предсказывал.

В конце войны перешла в жизнь вечную верная спутница старца – схимонахиня Серафима. Преподобный провел ее в последний путь, уже зная, что не надолго им пришлось расстаться.

Сила прозорливости старца была поразительна. Примеров тому очень много, вот лишь один из них.

Уже после войны некие доброжелатели хотели пожертвовать преподобному тысячу рублей, что по тем деньгам было огромной суммой.

Отец Серафим отказался и попросил дать эти деньги первому встречному человеку, который попадется им на обратном пути к вокзалу. Этим человеком оказался какой-то пьяный мужчина.

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов Преподобный Серафим Вырицкий

Но почитатели старца решили не нарушать его благословение и предложили встречному эту сумму. Увидев деньги, тот сразу протрезвел.

Он со слезами стал рассказывать, что является директором магазина, в котором обнаружилась недостача на тысячу рублей.

Понимая, что ему грозит тюрьма и позор, он решил окончить жизнь самоубийством, а, чтобы вешаться не было так страшно, он решил сначала напиться для храбрости.

У нас нет возможности в краткой публикации описать даже малую долю наставлений, чудотворений, случаев невероятной помощи, которую получали люди по молитвам схимонаха Серафима Вырицкого. Мы лишь приведем одно из его печальных и, как всегда, правдивых пророчеств, которое касается нашего времени:

«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла.

Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до тех времен».

И еще: «если русский народ не придет к покаянию, то случится так, что вновь восстанет брат на брата».

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов Место упокоения преподобного Серафима и его супруги, монахини Серафимы, над которым в 2000 году была построена деревянная часовня

Перед кончиной старца ему явилась сама Божия Матерь, которая позвала его с собой, указуя на небо. Старец точно знал день и время своей кончины, который наступил 3 апреля 1949 года. Духоносные люди видели, как душу схимонаха Серафима возводили на Небо сама Матерь Божия в сопровождении святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.

Преподобный отче Серафиме Вырицкий, моли Бога о нас грешных!  

Пророчества преподобного Серафима Вырицкого

Православие в России держится на великих молитвенниках и сподвижниках нашей Святой Церкви, которые наделены Господом особыми дарами. Одним из таких столпов русской православной веры является Серафим Вырицкий, наделенный даром пророчества о будущих временах.

Житие Серафима Вырицкого

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов Kamensk-eparhiya.ru

Серафим Вырицкий родился 31 марта 1866 года в Ярославской губернии в очень благочестивой православной семье. В миру он носил имя Василий Николаевич Муравьев.

С малых лет маленький Василий проявлял большой талант к учебе и тягу к новым знаниям. Он научился читать на Евангелии, Псалтири и житиях святых. Его родители много ездили по святым местам России, и мальчик постоянно посещал самые благословенные оплоты православия в своей стране. Он мечтал о монашестве и образцом для себя видел подвиг преподобного Серафима Саровского.

Но, когда умер его отец, юноше пришлось заботиться о семье, о матери. Он стал коммерсантом, а в 24 года по благословению своего духовного отца, женился на прекрасной девушке Ольге, с которой прожил 30 лет. Его дело по торговле пушниной процветало, но в их семье соблюдался строжайший устав, а все деньги раздавались в монастыри, богадельни и больницы.

После революции он потерял все свои предприятия, а в 1920 году они с женой решили принять монашество и жили в разных монастырях. В 1926 году Василий Николаевич принял великую схиму и с тех пор стал называться Серафимом в честь Серафима Саровского.

И, практически, с этого же времени он всё больше приобретал известность как предсказатель и утешитель всех православных.

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов Azbyka.ru

Времена жизни православному священнику выпали самые страшные – гонения и почти полное уничтожение храмов и священства в СССР, когда десятки тысяч православных священников томились в лагерях, или просто были уничтожены.

Пророчество о судьбе Церкви

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов Culture.ru

В 1939 году, когда в СССР осталось менее 100 действующих храмов из 60 тысяч, которые были в дореволюционной России, хранитель благочестия и смирения Серафим Вырицкий предсказал великий расцвет Церкви. Он написал тогда стихи, которые передавались верующими людьми из уст в уста, в письмах – в лагеря и тюрьмы. Вселяя в сердца православных надежду и силу претерпевать страдания, звучали строки:

Пройдет гроза над Русскою Землею,
Народу русскому Господь грехи простит.
И Крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит.
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.

(Преподобный Серафим Вырицкий, около 1939 года)

Из северного городка Вырица, где 19 лет своей жизни провел светлый сердцем и чистый душой старец Серафим, это пророчество дошло до наших времен.

Пророчества о возвращении Святых обителей

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов Pravlife.org

То есть в те времена, когда, казалось бы, новая идеология одержала полную и окончательную победу на русской земле, батюшка Серафим своим многочисленным духовным чадам постоянно напоминал, что Церковь не может быть одолена вратами адовыми.

И свой рассказ он сопровождал конкретными примерами: что возродится Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Он даже в подробностях рассказал, когда будет Александро-Невская Лавра передана верующим.

То есть, что сначала вернется Свято-Троицкий собор, в котором начнутся приходские богослужения. А уже потом вся Лавра передастся монашествующим.

Это истинно божественная прозорливость, данная, как великий дар в помощь и надежду всем, кто не потерял и сохранил в сердце веру в Господа в те времена.

О православном радио

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов Radiovera.ru

В военные годы, находясь в оккупации и уже с трудом передвигаясь только с посторонней помощью, из-за тяжелых болезней, старец подобно Серафиму Саровскому шел в сад, где вставал коленями на камень и молился о спасении страны от вражеских полчищ. Он терпел страшные боли и все, кто видел это, не могли без слез смотреть на его молитвенный подвиг. Но батюшка прекращал молитвы только тогда, когда уже падал без сил и его уносили в келью. Тем не менее, он всегда оставался смиренным, светлым и дарил людям надежду. Слыша через окно немецкое радио, которое разносилось по округе, он говорил, что будет в России то время, когда в Москве, Петербурге и других городах радио станет транслировать православные назидания, песнопения и молитвы.

Разве не чудо дано было в утешение людям слышать такие слова в самые, казалось бы, последние времена для нашей страны?

О возвращении Санкт-Петербургу его имени

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов 2gis.ru

Родившийся в 19 веке, переживший революцию и страшную войну, батюшка Серафим говорил, что Россия является оплотом православия и ему не суждено погибнуть. Все вернется на круги своя, вот и Ленинград снова получит свое первое имя Санкт-Петербург. В то время, когда марксизм-ленинизм был единственной идеей, а имя Ленина – знаменем, поверить в то, что Ленинград переименуют, было очень сложно. Но сбылось и это предсказание.

Тревожные пророчества Серафима Вырицкого

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов Flickr.com

Тем важнее сегодня прислушаться к тревожным предсказаниям Святого, который обладал несомненным великим Божьим даром. Его пророчества о новом времени звучат, как будто написанные с нашей жизни. То, что происходит в 21 веке, знал — и предупреждал нас об этом светлый старец.

Он говорил, что наступит то время, когда не гонения на церковь и православных, а деньги и соблазны мира отвратят людей от Бога. И из-за этого погибнет значительно больше душ, чем во времена уничтожения православных в открытую.

Хотя и будут возводить новые храмы и золотить купола, одновременно наступит царство лжи и зла. Истинная православная Церковь будет гонима и страшно будет дожить до тех времен. Спастись можно будет только скорбями и болезнями.

А гонения на православие будут принимать изощренный, хитроумный характер.

И самое главное, что Серафим Вырицкий предостерегал нас: «Если русский народ не станет на путь покаяния и не придет к нему, то может произойти такое, что вновь восстанет брат на брата».

О России

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов Azbyka.ru

Основное, что интересует каждого православного – что же будет с нашей великой страной, хранительницей веры и надеждой на спасение человечества. И по этому поводу святой старец поведал монахине Серафиме Морозовой, которая записывала все его беседы и откровения.

Он пересказывал ей свои видения, которые ему доводилось испытать по Божьему провидению, и с великим убеждением, с надеждой произнес:

«Я побывал во всех странах. Лучше нашей страны я не нашел и лучше нашей Веры я не видел. Наша Вера – выше всех. Это вера Православная, вера истинная. Из всех известных вероучений только она одна принесена на землю вочеловечившимся Сыном Божиим. Прошу тебя, матушка Серафима, говорить всем, чтобы от нашей Веры никто не отступал…»

Читайте также:  1 неделя по пятидесятнице - богослов

В последнее время, когда лицемерно произносятся слова о возрождении России с помощью экономических и политических методов, но при этом богатства выводятся за границу, нужно помнить о главном – ничто не поможет нашей стране, кроме веры.

Тысячу лет история России неразрывно связана с верой и Церковью. И только православие способно спасти детей и внуков сегодняшних россиян от гибели и потери своего Отечества. Так завещал нам великий праведник, бесконечно мудрый и удивительно добрый Святой Серафим Вырицкий.

(9

Пророчества и наставления преподобного серафима вырицкого

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов

3 апреля – память преп. Серафима Вырицкого.

Предлагаем Вашему вниманию избранные пророчества и наставления этого избранника Божия.

Отец Сера­фим обла­дал несо­мнен­ным про­ро­че­ским даром. Об этом крас­но­ре­чиво гово­рят мно­гие живые сви­де­тель­ства, опуб­ли­ко­ван­ные в различных книгах.  Неко­то­рые из про­ро­честв вели­кого старца уже исполнились.

Пред­ска­за­ние стар­цем в 1927 году пат­ри­ар­шего слу­же­ния архи­епи­скопу Хутын­скому Алек­сию (Симан­скому) и при­бли­жа­ю­щихся жесто­ких гоне­ний; про­ро­че­ства подвиж­ника о гря­ду­щей Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне и победе в ней нашего ору­жия; пред­ви­де­ние отцом Сера­фи­мом кон­чины про­то­и­е­рея Алек­сия Кибар­дина через пят­на­дцать лет после соб­ствен­ной, а также точ­ное про­зре­ние судеб мно­гих людей ныне стали неоспо­ри­мыми фактами.

Глу­боко про­ро­че­скими явля­ются строки напи­сан­ного стар­цем в 1939 году сти­хо­тво­ре­ния «Прой­дет гроза над Рус­скою зем­лею…» В годы кро­ва­вых гоне­ний, когда каза­лось, что Цер­ковь обре­чена на ско­рое и пол­ное уни­что­же­ние, отец Сера­фим гово­рит о ее гря­ду­щем воз­рож­де­нии — о воз­об­нов­ле­нии запре­щен­ного тогда коло­коль­ного звона, об откры­тии разо­рен­ных хра­мов Божиих и свя­тых оби­те­лей. Батюшка неустанно напо­ми­нал своим мно­го­чис­лен­ным посе­ти­те­лям об обе­то­ва­нии Божием о неодо­ли­мо­сти Церкви вра­тами адо­выми. Рас­ска­зы­вал отец Сера­фим о воз­рож­де­нии кон­крет­ных оби­те­лей — Свято-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лавры, Диве­ева и дру­гих. При­ме­ча­тельно, что, пред­ска­зы­вая вос­ста­нов­ле­ние Алек­сан­дро-Нев­ской Лавры, ста­рец гово­рил о том, что вна­чале госу­дар­ство вер­нет Церкви как при­ход­ской храм Свято-Тро­иц­кий собор, а уже затем, через много лет, всю Лавру пере­да­дут мона­ше­ству­ю­щим. Пред­ска­зы­вал также батюшка, что со вре­ме­нем будет осно­ван мона­стырь и в Вырице, а Ленин­град будет вновь пере­име­но­ван в Санкт-Петербург.

Гово­рил отец Сера­фим, что при­дет время, когда в Москве, Петер­бурге и ряде дру­гих горо­дов Рос­сии будут дей­ство­вать пра­во­слав­ные радио­стан­ции, в пере­да­чах кото­рых можно будет услы­шать душе­по­лез­ные нази­да­ния, молитвы и цер­ков­ные песнопения…

«При­дет время, когда не гоне­ния, а деньги и пре­ле­сти мира сего отвра­тят людей от Бога и погиб­нет куда больше душ, чем во вре­мена откры­того бого­бор­че­ства, — гово­рил батюшка, — с одной сто­роны, будут воз­дви­гать кре­сты и золо­тить купола, а с дру­гой — наста­нет цар­ство лжи и зла.

Истин­ная Цер­ковь все­гда будет гонима, а спа­стись можно будет только скор­бями и болез­нями. Гоне­ния же будут при­ни­мать самый изощ­рен­ный, непред­ска­зу­е­мый харак­тер. Страшно будет дожить до этих вре­мен.

Мы, слава Богу, не дожи­вем, но тогда же из Казан­ского собора пой­дет крест­ный ход в Алек­сан­дро-Нев­скую Лавру».

В ряде пред­ска­за­ний Вырицкого старца зву­чат весьма тре­вож­ные нотки. «Если рус­ский народ не при­дет к пока­я­нию, — гово­рил батюшка, — может слу­читься так, что вновь вос­ста­нет брат на брата».

Несколько важ­ных пред­ска­за­ний отца Сера­фима Выриц­кого было запи­сано Марией Геор­ги­ев­ной Пре­об­ра­жен­ской, пле­мян­ни­цей свя­ти­теля Фео­фана Полтавского.

…Это было сразу после войны. Я пела на кли­росе Пет­ро­пав­лов­ской церкви поселка Вырица. Часто мы с пев­чими из нашего храма при­хо­дили к отцу Сера­фиму под бла­го­сло­ве­ние.

Одна­жды одна из пев­чих ска­зала: «Доро­гой батюшка! Как хорошо теперь стало — война кон­чи­лась, зазво­нили снова коло­кола в церк­вах…» А ста­рец на это отве­тил: «Нет, это еще не все. Еще будет страху больше, чем было. Вы еще встре­тите это. Будет очень трудно моло­дежи пере­об­мун­ди­ро­вы­ваться.

Кто только выжи­вет? Кто только жив оста­нется? (Эти слова отец Сера­фим повто­рил три­жды).

Но кто жив оста­нется — какая будет у того хоро­шая жизнь…» После неболь­шой паузы батюшка вновь задум­чиво про­из­нес: «Если бы люди всего-всего мира, все до еди­ного чело­века (вновь, как бы нарас­пев, повто­рил ста­рец эти слова несколько раз), в одно и то же время встали бы на колени и помо­ли­лись Богу хотя бы только пять минут о про­дле­нии жизни дабы даро­вал всем Гос­подь время на покаяние…»

Рас­суж­дая о про­ро­че­ствах, свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) гово­рит: «Бог изме­нял Свои опре­де­ле­ния, объ­яв­лен­ные и чрез свя­тых про­ро­ков, как то про­ро­че­ство Ионы о нине­ви­тя­нах (Ион.3:10); Илии об Ахаве (3Цар.21:29); Исаии о Езе­кии (4Цар.20:1–11).

Кто пре­дал себя и все воле Божией, тому ничего не нужно знать впе­ред».

Во всех упо­мя­ну­тых свя­ти­те­лем Игна­тием слу­чаях Бог изме­нял гнев на милость после того, как отдель­ные лич­но­сти или же целый народ сми­ря­лись перед Ним, остав­ляли гре­хов­ную жизнь и всту­пали на путь покаяния.

Гос­подь ода­ри­вал отца Сера­фима Выриц­кого мно­гими бла­го­дат­ными откро­ве­ни­ями. Опи­сы­вая одно из своих духов­ных созер­ца­ний, подвиж­ник рас­ска­зы­вал мона­хине Сера­фиме (Моро­зо­вой):

«Я побы­вал во всех стра­нах. Лучше нашей страны я не нашел и лучше нашей веры я не видел. Наша вера — выше всех. Это вера пра­во­слав­ная, истин­ная. Из всех извест­ных веро­уче­ний только она одна при­не­сена на землю воче­ло­ве­чив­шимся Сыном Божиим. Прошу тебя, матушка Сера­фима, гово­рить всем, чтобы от нашей веры никто не отступал!»

Выриц­кий ста­рец не раз гово­рил, что Рос­сия обла­дает бес­цен­ным сокро­ви­щем — она явля­ется хра­ни­тель­ни­цей свя­той Пра­во­слав­ной веры. Истин­ное про­све­ще­ние есть про­све­ще­ние души све­том Пра­во­сла­вия.

Не про­цве­та­ю­щий Запад, где конеч­ной целью всего сущего явля­ется зем­ное бла­го­по­лу­чие чело­века, а Русь, бла­жен­ная Русь, при­няв­шая во мла­ден­че­стве своем юрод­ство кре­ста, сохра­нив­шая в глу­би­нах своей необъ­ят­ной души образ Хри­ста Рас­пя­того и несу­щая его в сердце своем есть истин­ный свет миру.

Та Свя­тая Русь, кото­рая все­гда жила пред­ощу­ще­нием гор­него, прежде всего, искала Цар­ства Божия и правды Его и нахо­ди­лась в живом обще­нии с небом. Веч­ная сила и кра­сота Пра­во­сла­вия заклю­ча­ется в чуд­ном един­стве небес­ного и зем­ного. В Рос­сии небо было неот­де­лимо от земли.

«Чело­век Руси Свя­той все­гда знал, в чем состоит веч­ный смысл жизни, и глав­ной целью было для него стя­жа­ние небес­ных благ», — напо­ми­нал своим питом­цам отец Серафим.

Жизнь Вырицкого подвиж­ника — это целая эпоха в жизни Рос­сии. В тече­ние несколь­ких деся­ти­ле­тий на гла­зах старца про­ис­хо­дили зна­чи­тель­ней­шие собы­тия в жизни рус­ского обще­ства, нахо­див­шие живой отклик в его чистом сердце.

Отец Сера­фим про­шел свой зем­ной путь, твердо зная, что вне Пра­во­сла­вия нет спа­се­ния, нет вос­кре­се­ния и бес­смер­тия.

«Только Бога нико­гда не забы­вайте! Хра­ните свя­тые истины пра­во­слав­ной веры, всем серд­цем воз­лю­бите Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста!» — часто слы­шали ближ­ние эти слова из уст бла­жен­ного старца.

Соеди­нив­ший дыха­ние свое со слад­чай­шим име­нем Иису­со­вым, отец Сера­фим видел в умной молитве бес­цен­ное сред­ство для стя­жа­ния душев­ного мира и спасения:

«В самые тяже­лые вре­мена удобно будет спа­саться тот, кто в меру сил своих ста­нет под­ви­заться в молитве Иису­со­вой, вос­ходя от частого при­зы­ва­ния имени Сына Божия к молитве непрестанной».

По слову свя­тых отцов это дела­ние не только ограж­дает чело­века от всех иску­ше­ний мира, плоти и диа­вола, но и может соде­лать под­ви­за­ю­ще­гося живым хра­мом Божиим, где без­молвно вос­пе­ва­ется Бог. Такой подвиж­ник еще при зем­ной жизни посред­ством непо­сти­жи­мой силы Божией при­об­ре­тает каче­ства, необ­хо­ди­мые для жизни будущей.

Мно­гим духов­ным чадам Выриц­кий ста­рец сове­то­вал как можно чаще читать молитву свя­того Ефрема Сирина «Гос­поди и Вла­дыко живота моего…» «В этой молитве вся суть Пра­во­сла­вия, все Еван­ге­лие. Ею мы испра­ши­ваем у Гос­пода помощи на при­об­ре­те­ние свойств нового чело­века», — гово­рил батюшка.

«Ей, Гос­поди, Царю, даруй ми зрети моя пре­гре­ше­ния и не осуж­дати брата моего…» Грех осуж­де­ния отец Сера­фим назы­вал одним из вели­чай­ших духов­ных неду­гов нашего вре­мени! «Мы имеем право судить только самих себя. Даже рас­суж­дая о каком-либо чело­веке, мы уже невольно осуж­даем его», — гово­рил Вырицкий ста­рец.

Он особо напо­ми­нал о недо­пу­сти­мо­сти осуж­де­ния свя­щен­ства: «Лич­ные чело­ве­че­ские немощи не могут отнять бла­го­дати руко­по­ло­же­ния. Во время совер­ше­ния Таинств свя­щен­ник явля­ется лишь ору­дием в руках Божиих. Все Таин­ства неви­димо совер­шает Сам Хри­стос.

Какой бы ни был батюшка греш­ный, даже если ему уго­то­вано в огне геен­ском гореть, только через него мы можем полу­чить раз­ре­ше­ние от наших соб­ствен­ных грехов».

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов

Отец Сера­фим был глу­боко убеж­ден в том, что чело­век дол­жен гото­вить себя к Веч­но­сти. После того, как душа раз­лу­чится с телом, она сразу пой­мет, что зна­ния и опыт всей преды­ду­щей ее жизни пре­вра­ти­лись в ничто.

Те пред­меты, образы и поня­тия, кото­рые на земле пред­став­ля­лись чело­веку самыми цен­ными и важ­ными, ока­жутся ничего не зна­ча­щими, так же, как и те собы­тия, кото­рые зани­мали его ум и сердце и каза­лись самыми глав­ными.

Более того, свой­ства и каче­ства, кото­рые вос­пе­вал и вос­пи­ты­вал мир, ока­жутся вред­ными и прямо про­ти­во­по­лож­ными тем, кото­рыми дол­жен обла­дать житель бла­жен­ной Веч­но­сти. Един­ствен­ный зем­ной опыт, кото­рый пона­до­бится чело­веку в буду­щей жизни — это опыт позна­ния Хри­ста как свя­той и Боже­ствен­ной Истины.

«Земля — страна плача, Небо — страна весе­лия. Небес­ное весе­лие вырас­тает из семян, посе­ва­е­мых на земле. Эти семена: молитва и слезы… Нет на земле выше сча­стия, как познать Бога и при­ле­питься к Нему всею душою. Этот союз отныне и до века.

В этом союзе — усло­вие истин­ного бла­жен­ства веч­ного, пред­вку­ше­ние кото­рого уже начи­на­ется здесь, на земле…» — в пол­ном согла­сии с этими сло­вами свя­ти­теля Игна­тия пре­бы­вал отец Сера­фим.

Читайте также:  Горящие церковные свечи в православном храме николая чудотворца - богослов

При этом ста­рец насто­я­тельно сове­то­вал всем под­ви­за­ю­щимся ни в коем слу­чае не при­ни­мать ника­ких виде­ний, явле­ний и гла­сов из поту­сто­рон­него мира. Только свя­тые с помо­щью бла­го­дати Божией спо­собны отли­чать свет­лых анге­лов от демо­нов.

Послед­ние же, явля­ясь людям, при­ни­мают на себя вид анге­лов света, окру­жают себя вся­че­ской бла­го­вид­но­стью и гово­рят види­мую правду для того, чтобы обо­льстить и погу­бить неопыт­ных, лег­ко­мыс­лен­ных и любо­пыт­ных. «Плот­ские, греш­ные чело­веки недо­стойны видеть Анге­лов и свя­тых. Им свой­ственно обще­ние только с пад­шими тем­ными духами, кото­рое, как пра­вило, ста­но­вится при­чи­ной поги­бели. Будем молиться, чтобы Гос­подь изба­вил нас от иску­ше­ний лука­вого», — нази­дал ближ­них батюшка Серафим.

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов

Выриц­кий подвиж­ник своей жиз­нью отве­тил на мно­гие вопросы, кото­рые вол­нуют ищу­щих спа­се­ния в совре­мен­ном бушу­ю­щем мире. «Дела, совер­ша­е­мые в духе мира сего, во вред и осуж­де­ние души своей и душ ближ­них, текут как по маслу.

Вам всего ближе видеть это: вы видите, как быстро рас­про­стра­ня­ются книги, губя­щие и веру и нрав­ствен­ность, какие рас­ходы дела­ются на напе­ча­та­ние их, с каким усер­дием одни ста­ра­ются рас­про­стра­нить их, а дру­гие поку­пают.

Как вы дума­ете, каково это пред взо­рами Бога? И чего должно ожи­дать за это на суде Божием? Неве­ру­ю­щие кри­чат, что нет Бога, нет и суда Божия. Из-за такого крика, кото­рым раз­врат уси­ли­ва­ется заглу­шить пред­став­ле­ния сове­сти, Бог не пере­стал суще­ство­вать.

Он есть и непре­менно воз­даст каж­дому чело­веку по делам его.

Самое отступ­ни­че­ство пред­ска­зано со всей ясно­стью Свя­щен­ным Писа­нием и слу­жит сви­де­тель­ством того, сколько верно и истинно все, ска­зан­ное в Писа­нии… Впро­чем, Бог предо­ста­вил каж­дому чело­веку во время зем­ной жизни по его про­из­волу делать добро, или не делать его». Эти строки, словно для людей нашего вре­мени, были напи­саны свя­ти­те­лем Игна­тием еще в 1864 году.

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов

Свт. Игнатий Брянчанинов

С гибели отдель­ной души начи­на­ется гибель целого народа. Спа­се­ние же народа зави­сит от той лепты, кото­рую вне­сет в это дело каж­дый отдель­ный человек.

 «Все зло необ­хо­димо покры­вать доб­ром и любо­вью, сми­ренно при­ни­мая иску­ше­ния, посы­ла­е­мые нам Про­мыс­лом Божиим, — гово­рил отец Сера­фим Выриц­кий, — отве­чая злом на зло, мы при­хо­дим только к его умно­же­нию во все­лен­ной».

Глав­ными свой­ствами, кото­рые усвоил враг спа­се­ния рода чело­ве­че­ского, явля­ются гор­дыня и нена­висть. Побе­дить их можно только с помо­щью про­ти­во­по­лож­ных им доб­ро­де­те­лей — сми­ре­ния и любви, кото­рые при­вле­кают к себе все­силь­ную бла­го­дать Божию.

От нее в ужасе бегут духи злобы.

  • Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов
  • Прой­дет гроза над Рус­скою землею, Народу рус­скому Гос­подь грехи простит И крест свя­той Боже­ствен­ной красою
  • На хра­мах Божиих вновь ярко заблестит.
  • И звон коло­ко­лов всю нашу Русь Святую От сна гре­хов­ного к спа­се­нью пробудит, Открыты будут вновь оби­тели святые,
  • И вера в Бога всех соединит.
  • около 1939 г.
  • Источники: https://azbyka.ru/

Тропарь преподобному Серафиму Вырицкому, глас 4

  1. Яко великаго молитвенника за землю нашу /
  2. и утешителя теплаго притекающих к тебе, /
  3. ублажаем тя, вторый русский отче Серафиме, /
  4. вся бо яже в мире красная оставил еси, /
  5. всем сердцем устремился еси к чертогам сладчайшаго Христа /
  6. и в годину лютых гонений образ кротости и смирения всем был еси: /
  7. не престай и ныне молитися за ны, //
  8. да в терпении обрящем путь покаяния /
  9. и с тобою выну славим Пресвятую Троицу.

Кондак преподобному Серафиму Вырицкому, глас 8

  • Крест приим свой, преподобне, радуяся, /
  • нераздельным помыслом последовал еси Христу, /
  • был купец еси воистину преславный, /
  • яко не земное, но небесное сокровище стяжа /
  • сего ради спасеся тобою мнози чада твоя, ихже возлюбил еси. /
  • И ныне, отче наш Серафиме, молися //
  • покаяние нам даровати и в разум истины приити.

Преподобный Серафим Вырицкий: житие, мощи, предсказания

Этот святой являет пример христианского послушания, кротости и нестяжания. У него в жизни было всё, чтобы жить безбедно до конца своих дней: семья, жена, дети, богатство, дом. Но один из самых богатых людей своего времени вдруг совершил неожиданный поступок – раздал всё имение, чтобы идти за Христом.

Детство и юность Серафима

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов

В 1866 году в деревне Вахромеево Ярославской губернии в бедной крестьянской семье родился мальчик, которого назвали Василий. Он был с детства богобоязненный, много молился и мечтал стать монахом. Вместе с благочестивыми родителями с малых лет Вася посещал храм, причащался, постился наравне с взрослыми. Он сам выучился грамоте и читал псалтирь и Евангелие.

После смерти кормильца семья стала голодать. Васе было тогда
десять лет, и ему пришлось отправиться в северную столицу для заработка. Его
взял один знакомый к себе в лавку служить рассыльным. Усердие и
исполнительность мальчика так понравились хозяину, что он быстро повысил его в
должности. В свободное время Вася посещал храм, много молился.

В шестнадцать лет Василий уже был приказчиком. Дела его явно шли в гору, но юношу не привлекала мирская жизнь. Он отправился в Александро-Невскую Лавру за благословением на монашество. Но старец ласково сказал ему, что время его монашеского подвига придёт ещё нескоро. Что он должен пока остаться в миру и испытать многие скорби. Василий смирился и стал ждать.

Женитьба и мирская жизнь

В 24 года Василий повенчался с благочестивой девицей Ольгой, дочерью знатных людей. У них родился сын Николай. Карьера Василия резко пошла в гору, он торговал пушниной, его товары ценились даже за рубежом. В течение короткого времени он стал миллионером.

Семья купила большой дом, в котором часто принимали странников. Супруги являли пример христианского благочестия: вместе молились, причащались в храме, посещали больницы и тюрьмы, дарили подарки заключенным и больным. Некоторых больных они забирали к себе домой, чтобы те быстрее поправлялись в домашней обстановке.

Также они имели двухэтажную дачу под Павловском. Всё сложилось у них наилучшим образом, но Василий тяготился этой жизнью. Особенно после смерти младшей дочери его душа много скорбела.

Духовником Василия долгое время был старец Варнава Гефсиманский. Когда пришла Советская власть, супругам пришлось тяжело. Они скрывались долгое время за городом.

Приход в монашество

В 1920 году Василий понимает, что время его вступления в монашество пришло. Он раздает всё свое имущество монастырям и подает прошение на вступление в Александро-Невскую Лавру.

Василий, которому тогда было уже за пятьдесят, становится послушником и пономарем. Жена его уходит в Новодевичий монастырь и принимает постриг с именем Христины. В том же году Василий был пострижен в монашество с именем Варнава.

На следующий год он становится иеромонахом.

Ещё через пять лет он принимает великую схиму с именем Серафим и становится духовником обители. Всё это время святой исправно трудился на послушаниях, много молился, исповедовал по много часов в холодном храме. Здоровье его сильно надорвалось.

Переезд в Серафима Вырицкого в Вырицу

Преподобный Серафим Вырицкий житие святого, пророчества - Богослов

Врачи нашли у святого множество серьезных болезней, по их настоянию старец Серафим был отправлен в село Вырица под Питером для поправки здоровья. Ухаживать за ним была благословлена его верная спутница жизни.

Старец перестал обращаться к врачам, мужественно терпел свои
болезни, называя их «школой смирения». Несмотря на слабость и постоянные боли,
святой держал строгий пост. Он ничего не ел в постные дни, а в обычные питался
только хлебом и водой. Много времени он проводил в молитве. Священники
ближайшего храма каждую неделю причащали его Святыми Дарами.

Во время Великой Отечественной войны старец повторил подвиг стояния на камне своего тезки –преподобного Серафима Саровского, молясь перед его иконой. До этого камня его приходилось нести на руках.

Множество людей потянулись к старцу, узнав о его подвигах. Во время войны в основном приезжали женщины, спрашивая о своих близких, ушедших на войну. Старец всегда безошибочно говорил, жив этот человек или погиб.

Многих больных святой исцелял молитвой. Всем была известна кротость старца, ласковое обращение с людьми. Он всегда принимал их, несмотря на сильную слабость, часто лёжа в кровати.

Все посетители помнят его кроткий взгляд небесной голубизны.

Несколько раз его приходили арестовать красноармейцы, но каждый раз Господь спасал своего угодника. Однажды солдат, пришедший за старцем, был удивлен его прозорливостью и кротостью. Ведь старец назвал его по имени, хотя видел впервые. Красноармеец был поражен его взглядом и святостью и сказал: «Если б все такие были, мы давно бы уж стали верующие».

Предсказания Серафима Вырицкого о России

После победы отошла ко Господу его жена. Ухаживать за старцем стала келейница Серафима. Старец много изрёк предсказанийо церкви, России, будущей войне и тяжёлом времени.

Он говорил о войне с китайцами, о том, что Питер станет столицей России, о том, что скоро восстановят все храмы, но тогда наступит царство лжи и зла, потому что прелести мира сего и богатство будут уловлять души верующих, гонения будут иметь изощренный характер. Многие предречения его уже сбываются.

Известны стихи старца, а также произведение «От Меня это
было», раскрывающее всю суть христианских скорбей. Оно написано белым стихом и
посвящено архиерею, находящемуся в заточении.

Кончина и прославление

Старец предвидел собственную кончину. Ему явилась перед смертью Матерь Божия. Он затворился и стал усердно молиться. После причастия Святых Таин он мирно отошёл ко Господу. Это произошло в 1949 году на день Иоанна Лествичника.

От гроба святого тут же начались исцеления, сразу после его смерти. В 2000-м году произошла канонизация святого в лике преподобных. Над мощами святого воздвигнута часовня. Там же покоится тело его супруги.

День памяти Серафима Вырицкого3 апреля. Ежедневно к мощам святого приезжают толпы людей, получающих исполнение просимого.

Житие Серафима Вырицкого

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *