Проповедь 13 декабря о царствии небесном — богослов

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Царствие Небесное. Что это и где? В философских и религиозных книгах, воображении или вообще на том свете? Ответить на такие вопросы с точки зрения Церкви может не каждый даже воцерковленный человек. При этом Господь упоминает пятьдесят пять раз (ни много ни мало!) Царствие Небесное и тридцать два раза — Царствие Божие …

О нем 12 евангельских притч, которые мы представляем Вашему вниманию.

Проповедь 13 декабря о Царствии Небесном - Богослов

Вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Проповедь 13 декабря о Царствии Небесном - Богослов

Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

Проповедь 13 декабря о Царствии Небесном - Богослов

Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это.

А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Проповедь 13 декабря о Царствии Небесном - Богослов

  • Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Проповедь 13 декабря о Царствии Небесном - Богослов

Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званых, а мало избранных.

Проповедь 13 декабря о Царствии Небесном - Богослов

  1. Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

Проповедь 13 декабря о Царствии Небесном - Богослов

Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.

Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны.

Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.

Проповедь 13 декабря о Царствии Небесном - Богослов

  • Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

Проповедь 13 декабря о Царствии Небесном - Богослов

Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Проповедь 13 декабря о Царствии Небесном - Богослов

Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.

Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.

Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.

Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.

Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

  1. Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить, тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умоляя его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Царствие Божие внутрь вас есть

Однажды фарисеи задали вопрос Иисусу Христу. (Лук 17:20-21) Был же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Проповедь 13 декабря о Царствии Небесном - Богослов

Где находится Царствие Божие

«Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Иисус говорит о том, что наше сердце является ареной борьбы между Богом и сатаной. И каждый из них претендует на наше сердце и хочет установить внутри нас свое царство. Если побеждает Бог, то значит в нашем сердце поселяется Дух Святой — Царствие Божие.

Проповедь 13 декабря о Царствии Небесном - БогословИисус и фарисеи

Этот вопрос был задан фарисеями и вот здесь возникает следующее недопонимание: неужели Иисус имел ввиду, что Царствие Божие есть внутри фарисеев?

Приблизилось Царство Небесное

(Мат 3:1-2) В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

(Мат 4:17) С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Этой теме посвящено очень много текстов. Вся нагорная проповедь, по сути, является правилами Небесного Царства. Когда Иисус Христос говорит о Царствии Божьем, то использует одну интересную фразу — это «Царствие Божие приблизилось». В греческом переводе звучит как действие, которое уже совершилось и основной акцент делается на результат действия.

Когда придёт Царство Небесное

Проповедь 13 декабря о Царствии Небесном - Богослов

Но, мы знаем, что Царствие Божие должно прийти тогда, когда Иисус Христос придет на нашу землю во второй раз.

Иисус говорит фарисеям, что Царство Божие не придет видимым или приметным, заметным образом. Однако, в других местах писания, Сам говорит о признаках пришествия Царствия Божьего. И здесь возникает противоречие. Чтобы в этом разобраться, нужно понять, что из себя представляет Царство Небесное?

Какой будет жизнь в Небесном Царстве?

В Библии описаны только общие термины или понятия жизни людей. И что-то детализировать очень сложно. Но, у Небесного Царства есть одна важная характеристика — это присутствие Самого Бога.

Царство Небесное — это то место, где находится Бог и без Бога Царство Небесное невозможно.

Когда Израильский народ выходил из Египта, то они совершили грех — поклонились золотому тельцу. Бог сильно разгневался на них, и Моисей ходатайствовал за Израильтян.

Бог смягчился и сказал, что введет народ в землю обетованную, но Сам вместе с ними не будет, а пошлет Ангела. Моисею ответ не понравился, и он продолжил ходатайствовать за народ Божий.

Моисей сказал Богу: если Ты не пойдешь вместе с нами, то и не выводи нас отсюда. (Исход 33:15)

Моисей понимал, что без Бога обетованная земля, это не обетованная земля. Он понимал, что Царствие Божие без Бога невозможно.

Почему Небесное Царство и Царствие Божие

  • В четырёх Евангелиях используется разное выражение по отношению к Царству.
  • От Матфея наиболее частая фраза — Царство Небесное.
  • От Марка и от Луки — Царствие Божие.
Читайте также:  Введение пресвятой богородицы - богослов

Матфей пишет свое Евангелие, обращаясь главным образом к Иудеям. Как мы знаем, Иудеи очень трепетно относились к имени Бога и старались не произносить Его лишний раз.

Именно поэтому Матфей заменяет фразу Царство Божие на фразу Царство Небесное.

Но обе фразы являются идентичными либо синонимами.

У Иудеев было особое представление о пришествии Царства Божьего. Они ассоциировали Его с пришествием Мессии. Мессия должен был освободить их от ига Римлян и установить это Царство. Иисус говорит им, что Царствие Божие придет не так, как они ожидают, а совсем другим образом.

Внутри вас — среди вас

Царство Божие уже есть посреди вас. Когда Иисус Христос пришел на землю, вместе с Ним пришло и Царство Божие, потому что Царствие Божие это Он Сам. «Если вы примите Меня, то сможете стать гражданами Царства Божьего». Но фарисеи Иисуса не приняли. Царство Небесное находится на небе, там, где престол Божий. А также Небесное Царство находится там, где находится Бог. Именно присутствие Бога приносит Царство Небесное в то или иное место. Оно может быть в вашем сердце, если там присутствует Господь.

  1. Проповедь 13 декабря о Царствии Небесном - Богослов
  2. Один человек сказал: «Я хочу быть с Богом не потому, что хочу попасть в Царство Божье, но я хочу попасть в Небесное Царство для того, чтобы всегда быть с Богом».
  3. Будьте благословенны, братья и сёстры!

Святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский. О Царстве Божием / Православие.Ru

Проповедь 13 декабря о Царствии Небесном - Богослов
Господь наш Иисус Христос явил Себя миру и начал проповедь Евангелия после Своего крещения Иоанном Предтечей в реке Иордан, и первыми словами Его проповеди были: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И в последующем в проповедях Своих часто вспоминал Спаситель о Царстве Божием и призывал слушателей к вхождению в него. Так давайте вместе поразмыслим, что есть Царство Божие, с которого начал Спаситель проповедь Свою, и что должен делать человек, дабы удостоился он войти в него.

Некоторые христиане ошибочно думают, будто Царство Божие установится на небесах и лишь в будущем. Но разве Спаситель не говорил: «Приблизилось Царство Небесное»? Разве не вразумлял слушателей Своих, чтобы приняли они это Царство и вошли в него? Нет, братья! Царство Небесное есть и начнется на земле этой, среди людей; оно есть невидимая, внутренняя жизнь человека, когда он полностью подчиняет свое сердце евангельской истине и живет согласно заповедям Спасителя. Вот как объяснял это апостол Павел: Божие Царство не есть лишь «пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».

Жизнь человека состоит из двух составляющих: одна – внутренняя, невидимая, вторая – внешняя, видимая. Первая – это все духовные качества и помыслы человека, то есть мышление, рассуждение, намерение, желание, наклонности, любовь и ненависть, радость или печаль. Одним словом, все то, что человек чувствует внутри своего сердца.

А вторая – это все видимые действия человека: речь, движение и все остальные многочисленные внешние физические действия.

Понятно, что все эти внешние действия человека и вся его видимая жизнь зависят от внутренних его душевных свойств; следовательно, любые дела и поступки человека являются такими, каковыми являются его духовные свойства и наклонности, так как человек делает и проявляет только то, что есть в его сердце и разуме.

Но когда Спаситель говорит: «Приблизилось Царство Небесное, примите его и войдите в него», – тем самым Он учит нас, чтобы мы подчинили сердце и душу свою Божиему Евангелию, чтобы вся внутренняя, духовная жизнь строилась согласно евангельским заповедям; чтобы мысли и желания, свойства и наклонности, любовь и ненависть – все было подчинено слову Божиему. А когда мы достигнем этого состояния и когда вся наша внутренняя жизнь будет подчинена Евангелию, тогда и внешние наши действия будут добрыми, богоугодными, тогда все наше существо войдет в Царство Божие.

«Что же делать? – скажет иной. – Я и вправду всем сердцем желаю быть принадлежащим Царству Божию… Да и кто же не желает этого?! Но грехи и бессилие мое не пускают меня, земля и сама плоть моя удерживают меня».

Все это прекрасно знал и понимал Спаситель, поэтому и сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Есть только одно условие, при котором человек может войти в Церковь Божию, – покаяние.

Человек, который по-прежнему прилеплен к греху, сердце которого полно лишь недобрых стремлений, только после покаяния сможет войти в Царство Божие.

Пример того, что такое покаяние и как должен каяться человек, – покаяние грешной женщины из Евангелия (см.: Лк. 7: 36–38).

Когда Спаситель наш находился в доме фарисея Симона, женщина эта, не боясь того, что грех и позор ее станут известны всем присутствующим там, упала в ноги Спасителю, слезами своими омыла их и волосами своими осушила их; при этом она не произнесла ни одного слова, только стоны и плачь говорили о том, как отягощена была совесть ее, как ей было стыдно за грехи свои, как переживала она за бесчестие свое и каким горячим сердцем и с какой надеждой вымаливала прощение Господа. Точно так же должен каяться и ты, брат мой; так же и тебе должно быть стыдно за грехи свои; так же и ты должен переживать бесчестие свое, коль желаешь заслужить Царство Небесное. Оно словно богатый и знаменитый город, жители и купцы которого весьма состоятельны и знатны. Может ли какой-нибудь нищий поравняться с ними, не должен ли он сначала приобрести равного богатства? Так же и христианин – если он сначала не приобретет духовного богатства, которое есть добродетель, не будет причислен к тем, кто пребывает в Царстве Небесном.

А теперь, брат мой возлюбленный, зная все это, углубись в себя, оцени и скажи себе, можешь ли ты считать себя достойным Царства Небесного? Получил ли гражданство духовного царства? Или до сих пор являешься духовно нищим и не можешь причислить себя к тем, кто достоин Царства Божиего? Уже давно Царство сие звонит в колокол у сердца твоего и ждет, что ты примешь его, но, увы! не видит до сих пор покаяния твоего – а ты обещал это; не видит до сих пор, чтобы ты отверг землю и порожденные ею грехи.

Не говори, брат, что ты христианин, что ты был крещен, что веришь в Евангелие, ходишь в храм и своевременно причащаешься. Все это, конечно, хорошо, и без этого, конечно, человек не сможет войти в Царство Небесное.

Однако человек может все это исполнять как должно, но все же не быть гражданином Царства Божия, ибо формально хоть и совершает все это, но сердце его все же подчинено греху и привязано к земле, все же земное он любит больше, чем Господа.

Брат мой возлюбленный! Все свое сердце и разум свой должен ты подчинить Евангелию! Не можешь ты служить двум господам одновременно – и земному, и Богу. Господь не примет половину твоего сердца; Он желает, чтобы все сердце твое и весь разум твой принадлежали Ему. Пожертвуй Ему все сердце. Велико и желанно звание твое, брат, которым удостоил тебя Господь, – быть гражданином Царства Божия.

Спаситель утвердил на земле Царство сие и нам, христианам, доверил распространение, укрепление и усиление его. Каждый из нас должен приложить все силы и средства, чтобы способствовать распространению Царства Его.

Если жизнь твоя добрая и добродетельная, если словом и делом стараешься ты расширять и укреплять Царство Божие, тогда знай, что ты друг Христа, поскольку ты соработаешь Ему, являешься помощником Его; а если плохим, недостойным своим поведением ты препятствуешь этому и соблазняешь брата своего, то окажешься врагом Христа, поскольку таким поведением ты рушишь здание Его, ты разоряешь Царство Его.

Возрадуемся же, братья, так как Господь всем нам дал достоинство Царства Своего! Но будем почтительны и осторожны, дабы из-за грехов своих не потерять эту честь.

Аминь!

Царствие Божие

Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Иисус Христос (Спаситель)На картинке изображена изумленная душа, которой вдруг открылось Царствие НебесноеНа картинке изображена изумленная душа, которой вдруг открылось Царствие Небесное

Инок Никодим

Так, что же такое Царствие Небесное? Многие люди думают, что оно есть только на «том свете» и достигают его праведники после смерти. И это неверно. Если мы будем внимательно читать Евангелие, то увидим, что все оно основано на Учении о том, как человеку очиститься и спастись, т.е.

опять обрести Райскую жизнь, утраченную при грехопадении первых людей.

Христос — Посланник Божий и Творец Вселенной Сам приходил на Землю именно для того, чтобы дать нам Учение, как можно очиститься и опять обрести утраченную вечную жизнь, жизнь в Боге или то, что Он называл Царствием Небесным.

На этом основано все Евангелие. Царства Небесного достигали (и достигают) люди очистившие свои души от греха заповедями Божиими. Именно этой духовной метлой выметается всякая мерзость и нечистота из внутреннего человека, коими являются дух и душа наши. Человек троичен, и как утверждают св.

отцы, состоит из тела, души и духа. В статье СЛЕПОТА ДУХОВНАЯ мы уже касались этого вопроса, а именно, что такое ум человека и как он связан с душой, вернее с чистотой или нечистотой ее, и как можно его очистить, чтобы обрести внутрь себя Христа.

Давайте вместе с вами прочтем небольшие цитаты из Святых Писаний, касающиеся этого важного вопроса.

Наше тело — только временная одежда души. Когда оно состарится и умрет, и его зароют в могилу, душа обнажится и увидит сама себя какая она есть, или чиста, или нечиста и полна скверны неисцеленных покаянием грехов и страстей, которым служила на земле.

Царство же Небесное есть, не что иное, как внутренняя чистота души человека. Когда дом души выметен покаянием и наполнен чистым словесным молоком — Словом Христовым, тогда ощущает человек внутрь себя это Царство, с Ним же и в Него переходит душа по смерти тела для вечной и блаженной жизни.

Помните изречения Спасителя: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:8)?.

Душа по смерти тела, вмести с ним теряет и волю, и там покаяться и очиститься уже не может, а получает воздаяние, которое заслужила земной жизнью.

И нам, дорогие друзья, очень нужно постараться обрести Его (Царство Небесное) еще при жизни здесь, а именно, бесстрастие души, чтобы не сожалеть вечно «там» об упущенном (кратком) времени, отпущенным нам Промыслом Божиим для обучения и определения направления нашей воли (при дарованной свободе), к чему она более склонна: к добру или ко злу, результатом чего и будет являться наша участь в Вечности. У Иисуса Христа скорбит Его любящее нас Сердце, видя как мы небрежем о Заповедях, исполнение которых необходимо для исцеления душ наших для воссоединения с Ним — Вечной Любовью, в которой только и можем мы ощутить истинную блаженную Радость, которая и называется Царствием Небесным, скрытым внутрь нас.

Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна (Ин.15:9-11).

Читайте также:  Святая равноапостольная нина, просветительница грузии (†335) - богослов

Иисус Христос (Спаситель)

О Царствии Небесном

Покайтесь, ибо приблизилось… Царство Небесное (Мф.4:17).  Закон и пророки до Иоанна, с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лк.16:14). Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:20-21).

 Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним, ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Лк.18:15-17).

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.

 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф.7:21-23).Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:33).

Святой Антоний Великий

Царствие небесное есть бесстрастие души с истинным ведением Сущего

Царствие Божие есть ведение Пресвятой Троицы, сопростирающееся соответственно состоянию ума, и исполняющее его нескончаемо блаженной жизни… Почему же не оставить нам сего ради добродетели, чтоб наследовать за то Царство Небесное?

Преподобный Исаак Сирин

Поз­на­ние ис­ти­ны есть вку­шение Царс­тва Не­бес­но­го

От­кро­вение бла­га, скры­того внут­ри нас, есть чувс­тво поз­на­ния ис­ти­ны: «Царс­тво Не­бес­ное та­инс­твен­но внутрь вас есть». Поз­на­ние ис­ти­ны есть вку­шение Царс­тва Не­бес­но­го. О том же, что все ис­тинное в ми­ре сем на са­мом де­ле не ис­тинно, слу­шай.

Ис­ти­ной на­зыва­ем мы пра­виль­ную мысль о Бо­ге, ко­торая — от Не­го, и ко­торую че­ловек встре­ча­ет вне­зап­но в уме сво­ем, слов­но в не­ко­ем изум­ле­нии. И по­мыс­лы вос­хи­титель­ные по­яв­ля­ют­ся в ду­ше, вмес­те с ду­хов­ны­ми мыс­ля­ми о сок­ро­вен­ном. Это — изум­ле­ние тай­нам Ду­ха, зре­лость пло­дов об­ра­за жиз­ни внут­ренне­го че­лове­ка.

 Об­раз жиз­ни внут­ренне­го че­лове­ка есть сим­вол су­щес­тво­вания пос­ле вос­кре­сения, ког­да нет боль­ше те­лес­ных дей­ствий, но при по­мощи мыс­ленных дви­жений со­вер­ша­ет­ся оно и ощу­ща­ет­ся О Царствии Небесном говорят, что оно есть духовное созерцание. И обретается оно не делами помыслов, но может быть вкушаемо по благодати.

И пока не очистит себя человек, не имеет он достаточных сил и слышать о нем, потому что никто не может приобрести его изучением.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Что есть царствие Божие, и как оно действенно является в нас?

«Ищите же прежде Царства Небесного и Правды Его…». Но, знаете ли, какого царствия велит Он искать нам? Того ли, которое находится на высоте небесной и имеет открыться по воскресении всех мертвых? И когда заповедует нам искать его, сколь далеким полагает Он его от нас? Слушай внимательно, да познаешь, какого царства искать велит нам Господь.

Бог — Творец и Устроитель всяческих — над всем царствует, и небесным, и земным, и преисподним, наипаче же царствует Он над нами правдою, ведением и истиною. И вот сего-то царства искать велит нам Господь, то есть искать, да царствует и над нами Бог.

Как же да царствует? Да восседает поверх нас, как на колеснице, да держит руками Своими желания душ наших, как бразды, и, находя нас послушными, да направляет нас туда, куда хочет, управляя желаниями нашими, как конями, по воле Своей, чтоб мы охотно покорствовали заповедям и повелениям Его и исполняли их.

Этим способом царствует Бог в тех, в которых никогда не царствовал, после того как они очищаются посредством слез и покаяния и делаются совершенными духовною мудростью и разумом. Так и люди в мире сем бывают как Херувимы на небе, имея на раменах душ своих Бога.

Кто же столько неразумен и бесчувствен, чтобы не возжелал увидеть такую божественную славу и не употребил всех усилий и подвигов иметь ее, но лучше захотел иметь богатство, или славу, или власть мирскую? Или, лучше сказать, кто столько окаянен и умоисступлен, чтоб подумал, что кроме царствия и славы Божией есть другое нечто, более великое, слава ли, или царство, или богатство, или честь, или власть, или удовольствие, или другое что из того, что именуется и почитается благом на земле или на небе, чтобы, сравнив, избрать ему лучше это, а не то? Для имеющих разум поистине нет другого блага, кроме Царствия Божия, посему никто да не дерзает неразумно отгонять от себя Христа, Который повсюду ходит, ища, да царствует над всеми нами.

Здесь можно прочитать полный текст статьи ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ

Настоящая статья подготовлена на основе материалов сайта Азбука Спасения

Храм владимира священномученика

Неделя 11 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7.13,14).

Путь Христова ученика порой кажется настолько тесным и узким, что иногда напоминает путь канатоходца: и шага в сторону делать не надо, слегка качнулся и – пропал! Справа – пропасть самодовольного легкомыслия, слева – такая же бездонная пропасть отчаяния в спасении.

Вот и пробирается православный подвижник по жизненной дороге, как по лезвию бритвы, вспоминая слова апостола Павла: «Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф.5.15).

Опасно, потому что нас равно соблазняют две одинаково погибельные мысли: «Бог всё равно простит», – нашёптывает соблазнитель в одно ухо; «Ты такой ужасный грешник, что рассчитывать на спасение тебе не приходится», – зудит в другое ухо, я подозреваю, тот же самый бес.

Когда каешься, когда обещаешь Богу начать с понедельника новую жизнь, кажется, что все возможные соблазны уже испытаны, все тайные колдобины известны, «все ходы записаны».

Когда падаешь вновь и вновь, понимаешь, что опыт борьбы с грехом, приобретённый за прошедшую жизнь, как раз в этом конкретном случае – бесполезен, что соблазн коварнее и хитрее тебя, и всякий раз, когда ты латаешь очередные бреши в своей душе, он находит туда новые лазейки.

Ошибка тут та же самая, которую совершил прощённый царём должник из сегодняшней притчи Христовой. Помилованный грешник сразу после амнистии мгновенно забыл, что прощение – не его победа, а милость царя.

У него, видно, от радости сразу вылетело из головы, что это не он так хорош, что отдал необъятный, даже и мысленно, долг, а это царь, простивший его, «долготерпелив и многомилостив» (Исх.34.6).

Долг наш – необъятен! Рассчитывать как-то постепенно погасить его – наивно, да и опасно, потому что такая уверенность порождает убеждённость в своей личной безупречности.

А уж раз мне себя упрекнуть не в чем, тогда, понятно, самое время, полюбовавшись на собственную «святость», заняться «товарищем своим» (Мф.18.28).

Это всё происходит оттого, что большинству из нас представляется, что процесс покаяния – конечен. То есть можно постараться и сделаться достойным Царства Божия.

Стараться, безусловно, необходимо! Без этого молитвенного труда, без всё новых и новых попыток начать жизнь сызнова, спасение невозможно.

Однако будем помнить, что наш долг Небесному Царю – чудовищно велик, ибо десять тысяч талантов, о которых говориться в притче Христовой, это горы денег! Такого их количества у человека просто быть не может.

Господь назвал эту сумму неспроста, Он что-то хотел нам передать, от чего-то предостеречь.

А дело всё в том, что покаяние совершается не только силами самого кающегося грешника, но прежде всего – силою изливающейся в Церкви благодати Духа Святого. И вывод из этого факта для человека чрезвычайно важен: дело не в том вовсе, сумею я или не сумею отдать Богу свой долг до конца, смогу или не смогу дойти до вожделенной цели.

Важно непрестанно совершать усилия, не задумываясь особенно о результате. Важно, не обращая внимания на шепчущие голоса врагов нашего спасения, не шарахаться из стороны в сторону от легкомысленного «всё равно Бог помилует» до безнадёжного «меня в Царство Божие не возьмут».

И то и другое – грех! Мы же не спортсмены в самом деле, стремящиеся во что бы то ни стало добраться до финиша. Главное – упорно и настойчиво идти по дороге покаяния, даже если ей конца и краю не видно.

Ибо если бы прощённый царём должник помнил о том, что он так и не отдал своего громадного долга, он едва ли бы взялся душить своего товарища, требуя вернуть бесконечно меньшую сумму. Не до того бы ему было!

Жизнь ненаучившегося прощать рано или поздно, ещё до Страшного Суда, станет адом. Лютые обиды, которым нет конца, разрушают не того, на кого обижаются, а того, кто обижен.

Тут получается так, что Царю необязательно выносить приговор и отдавать немилосердного раба истязателям (Мф.18.34): он, бедняга, и сам себя истерзает собственной ненавистью.

Так что прощать ближним своим их долги не только выгодно надеющемуся на Вечную Жизнь, но и просто полезно для здоровья.

В эти последние дни лета наши мысли, наши волнения и молитвы – о наших детях, которые завтра начнут свой новый учебный год.

И вот давайте не забудем, что среди множества наук, чьи основы им предстоит осваивать, не должна быть забыта и наука прощать ближнему своему. Обучать этой непростой науке могут только те, кто сам уже овладел этой трудной способностью.

Потому что не видать ни нам, ни нашим детям Вечной Жизни, «если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18.35.). Аминь.

31 августа 2003 г.

Откровение Иоанна Богослова, Глава 22, стихи 12-13: Библия онлайн, Синодальный перевод == БИБЛИЯ-ЦЕНТР

12 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. 13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.

Page 2

 В книге Откровение Святого Иоанна Богослова, в последней главе 18 и 19 стихи нужно относить к данной книге или ко всей Библии?

 

Поскольку книга Откровения писалась (как и все остальные книги Писания) как отдельное произведение (в тот момент еще не существовало Нового завета как целого, да и Ветхий завет еще не окончательно сформировался), то эти слова следует в строгом смысле слова понимать как относящиеся именно к Откровению 

 

Поскольку книга Откровения писалась (как и все остальные книги Писания) как отдельное произведение (в тот момент еще не существовало Нового завета как целого, да и Ветхий завет еще не окончательно сформировался), то эти слова следует в строгом смысле слова понимать как относящиеся именно к Откровению.

После того, как в конце 4 века нашей эры более или менее оформился канон Нового завета, толкователи стали относить их ко всей христианской Библии, но это непрямое толкование.

Имплицитно оно предполагает, что Бог в замысле Своем предвидел окончательный состав Библии – что ж, в этом предположении нет ничего противоречивого…

Читайте также:  О каноне андрея критского - богослов

Page 3

2 Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать
раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.

Page 4

7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

Page 5

8 знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего.

 9 Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.

 10 И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. 11 Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.

 12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. 13 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.

Page 6

2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;

Page 7

1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв.

Page 8

16 Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его — как солнце, сияющее в силе своей.

Page 9

 Откровение 1 глава 10 стих. Что значит «я был в духе»?

 

Словами «в Духе» (греч. en pneumati) евангелист Иоанн, как и все раннехристианские авторы, обозначает состояние человеческого духа, при котором человек становится открыт голосу Духа Святого… 

 

Словами «в Духе» (греч. en pneumati) евангелист Иоанн, как и все раннехристианские авторы, обозначает состояние человеческого духа, при котором человек становится открыт голосу Духа Святого и обретает способность исполнять веления Святого Духа, понимать и передавать Его слово.

Это пребывание «в Духе» — один из самых распространенных даров Духа Святого, возможность его рождается в Церкви со дня Пятидесятницы и принадлежит Церкви по самой ее природе.

Пребывание «в Духе» совершается как плод Крестной жертвы и Воскресения Господа Иисуса Христа; именно его Господь имеет в виду, когда перед Вознесением повелевает апостолам: «вы же оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше».

Итак, быть «в Духе» означает жить и действовать не человеческой, но Божьей силой.

Однако, войти в это состояние можно только добровольно, в результате углубленной молитвы  — этим пребывание в Духе отличается от одержимости.

В то же время одного человеческого желания быть «в Духе» недостаточно: Бог свободно дарует Себя по Своей благой воле — этим пребывание «в Духе» отличается от спиритизма и прочих оккультных магических манипуляций.

Важно также, что в рассматриваемой фразе евангелист употребляет, кроме выражения «быть в Духе», еще один технический термин раннехристианской литературы, а именно слова «в день Господень».

Этими словами обозначался день воскресный, причем именно в связи с совершением в этот день таинства Евхаристии в церковном собрании (в ином контексте этот день называли иначе).

Отсюда можно сделать вывод, что голос Духа Святого зазвучал в сердце евангелиста именно в таинстве Евхаристии, что подчеркивает церковный характер этого явления.

Page 10

1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. 2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;

Page 11

 Откровение 1 глава 10 стих. Что значит «я был в духе»?

 

Словами «в Духе» (греч. en pneumati) евангелист Иоанн, как и все раннехристианские авторы, обозначает состояние человеческого духа, при котором человек становится открыт голосу Духа Святого… 

 

Словами «в Духе» (греч. en pneumati) евангелист Иоанн, как и все раннехристианские авторы, обозначает состояние человеческого духа, при котором человек становится открыт голосу Духа Святого и обретает способность исполнять веления Святого Духа, понимать и передавать Его слово.

Это пребывание «в Духе» — один из самых распространенных даров Духа Святого, возможность его рождается в Церкви со дня Пятидесятницы и принадлежит Церкви по самой ее природе.

Пребывание «в Духе» совершается как плод Крестной жертвы и Воскресения Господа Иисуса Христа; именно его Господь имеет в виду, когда перед Вознесением повелевает апостолам: «вы же оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше».

Итак, быть «в Духе» означает жить и действовать не человеческой, но Божьей силой.

Однако, войти в это состояние можно только добровольно, в результате углубленной молитвы  — этим пребывание в Духе отличается от одержимости.

В то же время одного человеческого желания быть «в Духе» недостаточно: Бог свободно дарует Себя по Своей благой воле — этим пребывание «в Духе» отличается от спиритизма и прочих оккультных магических манипуляций.

Важно также, что в рассматриваемой фразе евангелист употребляет, кроме выражения «быть в Духе», еще один технический термин раннехристианской литературы, а именно слова «в день Господень».

Этими словами обозначался день воскресный, причем именно в связи с совершением в этот день таинства Евхаристии в церковном собрании (в ином контексте этот день называли иначе).

Отсюда можно сделать вывод, что голос Духа Святого зазвучал в сердце евангелиста именно в таинстве Евхаристии, что подчеркивает церковный характер этого явления.

Page 12

12 Послушай Меня, Иаков   и Израиль, призванный Мой: Я Тот же, Я первый

  и Я последний.

Page 13

1 Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать,   и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. 2 Но беззакония ваши произвели разделение   между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас,   чтобы не слышать. 3 Ибо руки ваши осквернены кровью   и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь,

  язык ваш произносит неправду.

4 Никто не возвышает голоса за правду,   и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь,

  зачинают зло и рождают злодейство;

5 высиживают змеиные яйца   и ткут паутину; кто поест яиц их — умрет,

  а если раздавит — выползет ехидна.

6 Паутины их для одежды негодны,   и они не покроются своим произведением; дела их — дела неправедные,

  и насилие в руках их.

7 Ноги их бегут ко злу,   и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые;

  опустошение и гибель на стезях их.

8 Пути мира они не знают,   и нет суда на стезях их; пути их искривлены,

  и никто, идущий по ним, не знает мира.

9 Потому-то и далек от нас суд,   и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма —

  озарения, и ходим во мраке.

10 Осязаем, как слепые стену,   и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки,

  между живыми — как мертвые.

11 Все мы ревем, как медведи,   и стонем, как голуби; ожидаем суда, и нет его —   спасения, но оно далеко от нас. 12 Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою,   и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами,

  и беззакония наши мы знаем.

13 Мы изменили и солгали пред Господом,   и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену,

  зачинали и рождали из сердца лживые слова.

14 И суд отступил назад,   и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади,

  и честность не может войти.

15 И не стало истины,   и удаляющийся от зла подвергается оскорблению.

Page 14

1 Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать,   и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. 2 Но беззакония ваши произвели разделение   между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас,   чтобы не слышать. 3 Ибо руки ваши осквернены кровью   и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь,

  язык ваш произносит неправду.

4 Никто не возвышает голоса за правду,   и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь,

  зачинают зло и рождают злодейство;

5 высиживают змеиные яйца   и ткут паутину; кто поест яиц их — умрет,

  а если раздавит — выползет ехидна.

6 Паутины их для одежды негодны,   и они не покроются своим произведением; дела их — дела неправедные,

  и насилие в руках их.

7 Ноги их бегут ко злу,   и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые;

  опустошение и гибель на стезях их.

8 Пути мира они не знают,   и нет суда на стезях их; пути их искривлены,

  и никто, идущий по ним, не знает мира.

9 Потому-то и далек от нас суд,   и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма —

  озарения, и ходим во мраке.

10 Осязаем, как слепые стену,   и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки,

  между живыми — как мертвые.

11 Все мы ревем, как медведи,   и стонем, как голуби; ожидаем суда, и нет его —   спасения, но оно далеко от нас. 12 Ибо преступления наши многочисленны пред Тобою,   и грехи наши свидетельствуют против нас; ибо преступления наши с нами,

  и беззакония наши мы знаем.

13 Мы изменили и солгали пред Господом,   и отступили от Бога нашего; говорили клевету и измену,

  зачинали и рождали из сердца лживые слова.

14 И суд отступил назад,   и правда стала вдали, ибо истина преткнулась на площади,

  и честность не может войти.

15 И не стало истины,   и удаляющийся от зла подвергается оскорблению.

Page 15

9 Все звери полевые, все звери лесные!   идите есть. 10 Стражи их слепы все   и невежды: все они немые псы,

  не могущие лаять,

бредящие лежа,

  любящие спать.

11 И это псы, жадные душею,   не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные:

  все смотрят на свою дорогу,

  каждый до последнего, на свою корысть; 12 приходите, говорят, я достану вина,   и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня,

  да еще и больше.

Page 16

Глава 2, 3, 4
Благодаря регистрации Вы можете подписаться на рассылку текстов любого из планов чтения Библии Мы планируем постепенно развивать возможности самостоятельной настройки сайта и другие дополнительные сервисы для зарегистрированных пользователей, так что советуем регистрироваться уже сейчас (разумеется, бесплатно).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *