Проповедь о богатстве на земле — богослов

Проповедь митрополита Антония Сурожского 26 августа 1990 г., в неделю 12-ю по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Проповедь о Богатстве на земле - БогословХочу обратить ваше внимание на две или три черты сегодняшнего евангельского чтения. Юноша подходит ко Христу и говорит Ему: Учителю благий. И Спаситель ставит его перед действительностью, о которой тот, может быть, и не думал. Юноша обратился ко Христу как к мудрому наставнику: „Добрый наставник, что мне делать?”

А Христос ему отвечает: Никто не благ, кроме как един Бог… И тут Он ставит его перед лицом того, что если он хочет получить окончательный, совершенный ответ на свой вопрос, он должен услышать его из уст Божиих, то есть от Спасителя Христа, Сына Божия, ставшего сыном человеческим. Он должен услышать эти слова, признав безусловность права Христова возвещать эти слова.

И действительно, если говорить о вечной жизни, – кто может о ней говорить, кроме Самого Бога, Который и есть Жизнь Вечная? Напрасен вопрос юноши, если он обращен только к мудрому, хоть и святому, человеку: на этот вопрос может ответить только Бог: и ответ на это только один: Приобщись Моей святости, приобщись Моей вечности – и ты будешь совершенен, и войдешь в вечность Божию…

Но Христос обращается к Своему совопроснику на том уровне, на котором тот говорит; Он ему говорит: сохрани заповеди, – ведь заповеди тоже даны от Бога: что тебе большего нужно?! – Какие? – спрашивает юноша, думая, что нужно какие-то новые заповеди совершить, нужно сделать что-то такое, о чем он до тех пор ни от кого не слыхал. И действительно, тут он слушает Того, Кто может ему сказать последнее совершенное слово.

Мы не всегда говорим, что Он виноват

И Христос ему указывает шесть заповедей, но только последняя из них – из Второзакония.

Ни одной заповеди Он не упоминает о поклонении Богу; почему? Потому что так легко и этому юноше, и всем нам сказать: „Я верю в Бога! Я люблю Бога!” – и тут же нарушать те заповеди, которые относятся к человеку… Казалось бы, каждый из нас может сказать от сердца, что он в Бога верит и Бога любит – но это не так.

Если мы верили бы в Бога, мы не ставили бы под вопрос обстоятельства нашей жизни, мы не упрекали бы Его в том, что все, что с нами случается горького, мучительного – Его ответственность. Мы не всегда говорим, что Он виноват непосредственно, но что Он нас не сохранил, не оградил, не защитил – мы говорим постоянно.

Если бы мы Его любили и если бы мы верили в Его любовь, то мы все воспринимали бы от Его рук, как дар любви. Поэтому говорить о том, что мы любим Бога и верим в Него, мы должны с осторожностью.

Но даже если мы можем это сказать, то апостол Иоанн Богослов нам указывает: когда ты говоришь, что любишь Бога, а людей вокруг себя не любишь – ты лжец!..

Поэтому Христос не ставит вопрос юноше о том, любит ли он Бога, – он бы отозвался положительным ответом, а спрашивает: как ты относишься к людям вокруг тебя? Любишь ли ты людей, как ты любишь самого себя? Желаешь ли ты людям всего того добра, которого ты себе желаешь? Готов ли ты отречься от всего, что твое, для того, чтобы другого обогатить любовью, но конкретной любовью; не словом, а делом любви?.. Вот почему Христос говорит юноше: Соблюди заповеди.

Проповедь о Богатстве на земле - Богослов

Instagramafon.isihazm

Какими мы были по отношению к человеку

Это нам напоминает рассказ о Страшном суде, который мы читаем в Евангелии от Матфея перед Постом, о том, как Господь разделяет овец от козлищ.

Мы всегда думаем об этой притче только в порядке суда; но в чем же суд, о чем спрашивает Христос-Судья представших перед Ним? Он спрашивает только о том, оказались ли они в течение своей жизни человечными, достойными имени человека: Накормили ли вы голодного? Одели ли вы нагого? Дали ли вы кров тому, кто был бездомен?

Посетили ли вы больного, если даже вам страшно от его заразы? Постыдились вы или нет того, что друг ваш находится в тюрьме опозоренный?.. Вот о чем спрашивает Судья, – о том, какими мы были по отношению к человеку.

Иначе сказать: были ли вы достойны звания человека? Если вы даже недостойны звания человека, – не думайте о том, чтобы приобщиться к Божественной святости, приобщиться к Божественной природе, приобщиться к вечности Господней.

И это обращено к юноше, который богат: чем же он богат? Он богат не только вещественным богатством; он богат тем, что чувствует, что он – праведник: он выполнил все заповеди Божий, он все сделал, чего с него может спросить Господь, – чего же с него больше требовать? Чтобы он полюбил ближнего, как самого себя. Это не одна из Десяти заповедей; эту заповедь мы находим в другом месте Ветхого Завета (Лев. 19, 18) и слышим ее повторяемую Христом; она означает: отрекись от себя, забудь про себя!

Мы так богаты тем, что нас делает гордыми

Пусть все твое внимание будет обращено к другому, к его нужде: пусть твое сердце будет полно только любви к другому, чего бы это тебе ни стоило!..

И вот тут юноша сталкивается со своим вещественным богатством: он готов любить людей, но из положения своей обеспеченности.

А Христос ему говорит: Отдай все: и когда у тебя ничего не будет, тогда люби людей свободно, и следуй за Мной, куда бы Я ни пошел…

Проповедь о Богатстве на земле - Богослов

И мы знаем, куда Христос шел: отречься от Себя до конца и жизнь Свою отдать.

Эта заповедь относится отчасти ко всем нам. Богатства вещественного мы не обязательно должны лишиться, да часто и не обладаем им, но мы так богаты тем, что нас делает гордыми, самодовольными, – вот от чего нам надо первым делом отказаться: забыть про себя, и обратить внимание на ближнего.

И тогда мы услышим от Христа слово утешения, слово утверждения. Да, – собственными силами человек этого сделать не может, но, по слову Спасителя апостолу Павлу, сила Его в немощи совершается.

Мы можем действовать силой Божией; и как сказано в этом чтении Евангелия, то что невозможно человеку, Богу возможно.

И опять-таки словами апостола Павла: Все мне возможно в укрепляющей меня силе Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Портал Предание.ру

Проповедь о богаче и Лазаре

Проповедь о Богатстве на земле - БогословДорогие мои, сегодня Господь обращался к нам с Вами словами Евангелия о богаче и Лазаре. Каждому из нас нам эта притча адресована. Так трудно бывает исполнить то, что Господь хотел нам сказать этой притчей.  Если в 2-х словах пересказать это повествование, то можно сказать следующее — был богач, который ежедневно пиршествовал и одевался в порфиру (это верхняя шерстяная одежда, выкрашенная красным цветом, очень дорогая) и виссон (льняное одеяние, которое мог позволить только очень богатый человек). И был некто Лазарь, который лежал у его ворот и желал насытиться крошками, которые падали со стола богача. 

Крошки — это не совсем фигуральное выражение, тогда не ели ложками и вилками, как мы сейчас, ели руками и, чтобы вытереть руки, использовали лепешки, а потом бросали их псам. Лазарь желая насытиться,  тоже там пребывал.

Лазарь страдал не только от своей нищеты, а еще и от тяжкого недуга —  струпьями было покрыто тело его, не было у него даже сил оттащить собак, возле него толпившихся. Прошло время, и богач умер, похоронили его, и умер Лазарь. Ангелы Божии вознесли его на лоно Авраамово. В иерархии Божественной это самое высшее место. А богач попал в ад.

Как Лазарь желал насытиться крошками, грязным хлебом, так богач сейчас просит, чтобы Лазарь  ему не только чашечку воды принес туда,  в ад, а чтобы хотя бы омочил перст свой в воде и помазал его язык, потому что, говорит, «мучаюсь в пламене сем». На его просьбу Авраам ответил: «Чадо, ты уже доброе получил, поэтому мучаешься теперь.

А Лазарь – злое, а поэтому теперь он наслаждается». Не исполнил его просьбу.

Тогда богач явился к Аврааму с последней просьбой: «Пошли, пожалуйста, Лазаря к моим пяти братьям, может быть, они покаются и не придут на место сие мучений». На что Авраам ответил, что они имеют пророка Моисея, Писания, пусть их слушают.

А богач настаивал: «Нет, отче Аврааме, только тогда покаются, когда кто-нибудь из мертвых придет к ним».

  Но для нас  совершенно очевидно, что даже если мертвые придут к таким людям, которые любят богатство больше всего на свете, то никакие мертвые не помогут.

Конечно, эта притча на первый взгляд очень простая, но сколько в ней сокрыто. О богатстве Господь говорит в 16 главе и о правильном отношении к нему. Но иудеи считали богатого человека праведным, богоугодным.

Если Господь кому благоволит, считали они, Он дает тому богатство. А нищих звали грешниками. И такую логику Господь разламывает своей притчей. И, действительно,  богатство не всегда свидетельствует о богоугодной жизни человека.

Мы знаем это и из современной жизни, что часто бывает наоборот.

Богатство, в котором купался тот человек, его пиры и нарушение заповедей низвели его в ад.  Законно не спасается никакая плоть. Богач не исполнял заповедей, все дни в неделю пиршествовал. Кроме этого он ничего плохого не делал, может быть,  радовался своему богатству, старался брать от жизни все. Но не за это Господь определил его в место мучений.

Над воротами Освенцима  была надпись «Каждому свое». И немецко-фашистские власти отправляли на мучения, на исправления, на уничтожения народы, потому что каждому свое. Поэтому богач не прогонял Лазаря, милостиво терпел, возможно, и запах от него исходящий, даже кормил  крошками со стола, которые падали. Но он ничего не сделал, чтобы изменить участи Лазаря.

 Интересно, что имя богача не упоминается в Священном Писании. Пророк Давид в Псалтири говорит: «Не помяну имен их устами моими!» От лица Бога от так возвещает. А Лазарь — это Бог,  моя опора и помощь. Предание свидетельствует, что такой Лазарь жил в Иерусалиме, люди знали Лазаря, представляли, кто он такой.

В нашем приходе тоже есть свой Лазарь- это Владимир (владеет миром).

Как-то стараемся мы слова Христовы исполнить. И над людьми, которые милосердны,  Господь милосердствует. Но здесь очень важен еще один момент. Богатство может быть материальным, а может быть духовным. Когда человек молится, что-то открывается ему, что-то неизвестное, которого нет ни у кого другого.

Вот и слезы потекли,  и вроде такой грешный, а так хорошо и легко на душе, спокойно. Блаженнии  нищие духом, потому что их Царствие Небесное. И апостол Павел нам сказал: ”Не делами закона спасется человек». Сегодня мы пришли в Храм, но спасемся мы  не тем,  что сюда пришли, не нашими высокими  молитвенными ощущениями. Человек спасется только милостью Божьей.

  Чем ближе мы к сокровищу, которою обладает Церковь, которое Божие,  тем сильнее ощутим  свою Нищету.

Исаак Сирин об этом очень хорошо пишет, когда он толкует заповеди блаженства. Блаженнии нищие Духом, потому что их Царствие Небесное. И он говорит, что человек, который обладает нищетой духовной, уже больше ни в чем не нуждается.

Он уже обладает таким сокровищем, которое ни с чем не сравнится. Чем большим он обладает, тем более бедным он себя ощущает, видит. И это есть признак настоящей духовной жизни.

Мы склонны осуждать богатых людей, олигархов, но разве мы с вами не такие богатые? Вот Вова наш ходит, кто на него обращает внимание? Многие думают — каждому свое. Он родился такой, придется за ним ухаживать. Но Господь ждет от нас нечто большего,  чем мы имеем.

Читайте также:  Об исцелении слуги сотника, и о воскресении христом сына вдовы - богослов

Потому что все, что мы считаем нашим, оно Божье. И даже наша Родина, она тоже Божья. И как бы хотелось, чтобы эта притча хоть на несколько дней стала ориентиром.

Мы исполняем утренние и вечерние правила, мы пришли в храм, сейчас попьем чайку, скажем: «Какой я молодец! Сельского батюшку поддержал, кинул копейку на квартиру!» И все это очень хорошо, но все это Божье.

Что толку, если человек весь мир приобретет, а душу свою потеряет? Дорогие мои, сегодня евангельское чтение про нас, и мы с Вами не Лазари нисколько, конечно,  может быть,  и терпим в душе, как этот богач тоже что-то терпел, но с нашим богатством расставаться не хотим.

И когда придет время и каждый из нас увидит в себя, каждому человеку надлежит умереть, тогда все станет на свои места.

Люди воюют за землю, за дома, проливают кровь, стараясь расширить свои границы, но в конце концов не ней растет трава, и что мы едим, оно создано из травы, и люди полагают свою жизнь ради травы – это странно.

Давайте посмотрим на себя. Эта притча о богаче и Лазаре пусть сделается для нас вектором, ориентиром, хотя бы на несколько дней.

Надеющийся на богатство не может войти в Царствие Небесное, надеющийся на свою молитву тоже не может войти в Царствие Небесное, потому что надо надеяться не только на дела, а на Бога.

Достижение Бога связано только с покаянием, и чем ближе покаяние, у человека спокойнее на душе, это спокойствие особенное.  Конечно, притча эта  масштабная, она очень много объемлет в жизни. Хочу пожелать Вам быть похожими на Лазаря. А наше богатство — оно не наше, оно Божье.

А потом будем давать отчет, за эту ссуду, которую Господь нам дал. За все Господь спросит, и нам мало не покажется. Давайте помнить об этой ответственности, о том, как жизнь свою переложить и быть ближе к Богу. Спаси Господи. Аминь.

  • Слава тебе, Боже!
  • Слава тебе, Боже!
  • Слава тебе, Боже!
  • Просмотры (1723)

Храм владимира священномученика

Неделя 22 по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Каждый из нас рано или поздно ставит перед собой вопрос: “Отчего Бог так устроил мою жизнь? Зачем Он сделал меня таким? Почему я не такой, как мой брат? Почему у меня нет богатства, радости, талантов? Почему я убогий, злой, раздражительный, некрасивый?” Каждый из нас рано или поздно спрашивает себя и Бога: “За что мне вся эта жизнь?”

Это вопрос не праздный. Это, если вдуматься, вопрос серьёзный и глубокий.

Когда-то Антоний Великий, один из выдающихся подвижников, задал Богу именно такой вопрос – а у него было удивительное дерзновение: он говорил с Богом, как мы говорим друг с другом, – так вот, он спросил у Бога: “Господи, отчего один родится в богатстве и знатности, а другой в нищете и поношении; отчего один здоров, а другой болен, отчего один постоянно испытывает радость от жизни, а другой передаётся с рук на руки скорбям и болезням?” Божий ответ был таков: “Антоний, то судьбы Божии, внимать им душевредно. Себе внимай”.

Есть страшная тайна, есть загадка, которую никто не может разгадать: почему я – это я, именно я, а не королева английская, к примеру… Никто не может сказать, почему эта жизнь с её грехами, скорбями, тоской, с неполадками какими-то внутренними выпала мне, а не другому, почему я болен, почему я так грешен. Рядом со мною человек живёт: он – святой. Отчего я не святой?

Сегодняшняя притча, которую Господь рассказал нам в Евангелии, даёт нам некоторые ответы на эти непростые вопросы.

Вы помните: жили богач и Лазарь, богач одевался в порфиру и виссон и пиршествовал блистательно, а Лазарь лежал у дома его в струпьях и мечтал только о том, чтобы поесть чего-нибудь из выброшенных остатков пищи, и он был так слаб, что не мог отогнать собак, которые лизали его язвы.

Предельное богатство, предельное процветание и предельная нищета, окончательное убожество показаны нам Господом в этой притче. И при первом взгляде кажется, что достаточно быть просто нищим и лежать в грязи, чтобы спастись, потому что Лазарь был спасён.

Помните, чем кончается притча? Лазарь был отнесён на лоно Авраамово, в рай. Мы ничего не знаем из притчи о грехах богача, там не говорится о том, что он совершал какие-то злые поступки. Сказано только, во что он одевался и как он пировал.

И опять-таки, может быть, кто-то подумает, что достаточно быть просто богатым, хорошо одетым и здоровым, чтобы погибнуть и не наследовать Царствия Божия.

Такой взгляд, однако, чужд православному пониманию притчи. Евангелие, которое нам с вами дано Господом, эта благая весть о Вечной Жизни, – богато и многообразно. Для того чтобы правильно понять эту притчу, нужно вспомнить два высказывания Христа.

Первое – о бедности: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”. Второе – о богатстве: “Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие”.

И вот возникает вопрос: можно ли спастись одной нищетой и можно ли погибнуть от одного лишь богатства?

Со всей Церковью я говорю: нет! Сама по себе нищета не спасает, само по себе богатство не губит. И богатство и нищета (и это нужно запомнить) – дары Божии. Одному Бог дарит богатство, другому точно так же дарит нищету.

Не сами по себе они важны, важно то, для чего и как мы их используем, с какой целью проживём мы жизнь в богатстве, с каким душевным настроем понесём нашу нищету, будем ли мы только пиршествовать блистательно или постараемся хоть одну слезу утереть, хоть одну печаль утешить.

Вот – нищета. Казалось бы, тут всё просто: нищий человек, значит, уже спасся. Нет, Божье слово говорит нам: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”. Что значит “нищие духом”? По одному из толкований, “нищий духом” – это не тот, у кого совсем ничего нет. Если бы всё было так просто, каждый из нас непременно спасся бы, ведь все мы в каком-то смысле – нищие.

Вопрос в другом, в том – какие плоды приносит эта наша нищета. А плоды эти очень часто – зависть, раздражение, ненависть, тайное желание приобретать и приобретать, наконец злоба оттого, что приобрести столько, сколько нам хотелось бы, мы не можем.

Спасётся ли такой нищий? Да нет, конечно! Потому что вся его жизнь – это грех и “похоть очей”, как говорит апостол Иоанн Богослов.

Кто же такой “нищий духом”? “Нищий духом” – это тот, кто имел нечто и отказался от имения ради Царствия Божия. Вспомните притчу Спасителя о купце, который искал прекрасные жемчужины. Когда он нашёл одну удивительную жемчужину, то продал всё, что у него было, всё имение своё, только для того, чтобы эту жемчужину приобрести.

Воистину нищий духом отказывается от талантов, от успеха жизненного, от богатства, отказывается от всего и говорит: “Главное в моей жизни – это Бог, это вера, это Царствие Божие, это надежда на будущую жизнь”.

И тогда, конечно же, он не решится утверждать, что в церковь ходить не так уж и важно, что много у него иных дел, много у него забот по дому, потому что он знает: есть главное, а есть второстепенное.

Можно быть внешне нищим и трястись над каждой копейкой. А можно быть богачом и не ставить в грош всё имение своё, не прикипать к нему душою, с легкостью и простотой расставаться со всем, что Господь дал, потому что Господь дал, Он же и возьмёт.

Вспоминая об этом, давайте спросим себя: кто из нас нищий и кто богатый? И есть ли у нас, если мы богаты, возможность спастись, потому что богатство своё мы обращаем в радость для других людей? Или мы нищие? И тогда правда ли, что мы – добровольно нищие, что мы отказались от приобретений, отказались от стяжательства?

Это наблюдение над самими собой, может быть, и даст нам ответ на тот вопрос, который некогда поставил перед Богом святой Антоний Великий: почему один рождается здоровым, а другой больным? Почему один страдает всю жизнь, а другой всю жизнь радуется? Некоторые думают, что болезнь – это самое страшное зло, которое Господь посылает человеку. А между тем были святые, которые спасались тем, что всю жизнь с радостью, умилением душевным терпели скорби. Амвросий Оптинский болел всю жизнь, а был святым. Мы же так суетимся по поводу наших скорбей! Бежим к экстрасенсам, бежим к знахарям, изо всех сил начинаем следовать чудовищным советам этих слуг сатаны, забывая всё на свете. “Самое главное – здоровье”, – говорим мы друг другу. Самое главное – здоровье! Неужели и правда? Самое главное, мне кажется, всё-таки Вечная Жизнь, которая всем нам предстоит, хотим мы того или нет. Пусть мы не верим в Бога, пусть нам всё равно, о чём говорят в церкви, но всё же каждый из нас будет жить вечно, потому что бытие, которым Бог наградил тварь, неуничтожимо. Нельзя умереть навсегда. Нельзя не быть. А вот какой будет Вечная Жизнь, жизнь будущего века – это зависит от нас. Это зависит от наших усилий, от нашей веры, от нашей любви, а вовсе не от нашего богатства и не от нашей бедности. Аминь.

6 ноября 1994 г.

Иисус о богатстве

Иисус о богатстве.

163.2 «Богатство не имеет какого-либо непосредственного отношения к вхождению в царство небесное; препятствием является именно любовь к богатству. Духовная преданность царству несовместима с рабским служением материалистической мамоне. Человек не может сочетать свою высшую приверженность духовному идеалу с материальной привязанностью.

Иисус никогда не учил, что владеть богатством неправильно. Только от двенадцати и семидесяти он требовал, чтобы они передали все свои бренные владения общему делу. Но и в таких случаях он допускал, чтобы реализуемая собственность приносила доход, как в случае с апостолом Матфеем.

Иисус не раз давал своим состоятельным ученикам советы, схожие с теми, которые получил римский богач. Учитель считал разумное вложение излишков законной формой гарантии от неизбежных в будущем превратностей судьбы.

Когда апостольская казна переполнялась, Иуда, после консультаций с Андреем, вкладывал деньги, с тем чтобы их можно было использовать в случае сокращения поступлений. Иисус никогда лично не занимался апостольскими финансами, за исключением распределения подаяний.

Однако один вид экономического злоупотребления не раз подвергался его осуждению – и это была несправедливая эксплуатация слабых, необученных и менее удачливых людей их более сильными, сообразительными и умными собратьями. Иисус заявлял, что такое бесчеловечное обращение с мужчинами, женщинами и детьми несовместимо с идеалами братства царства небесного». 

Разговор о богатстве.

163.3.

  «К концу разговора Иисуса с Матадормом вокруг него уже собрались Пётр и несколько апостолов и когда богатый юноша собрался уходить, Иисус обернулся, взглянул на апостолов и произнёс: «Вы видите, как трудно имеющим богатства в полной мере войти в царство Бога! Невозможно делить духовное поклонение с материальными привязанностями; никто не может служить двум господам. Есть пословица о том, что «легче верблюду пройти через игольное ушко, чем язычнику унаследовать вечную жизнь». А я заявляю вам, что верблюду так же легко пройти через игольное ушко, как этим самодовольным богачам войти в царство небесное».

Читайте также:  О петровском посте - богослов

Услышав эти слова, Пётр и апостолы были потрясены настолько, что Пётр сказал: «Кто же, Господи, может тогда спастись? Значит ли это, что тем, у кого есть богатство, закрыта дорога в царство?» Иисус ответил: «Нет, Пётр, однако те, кто уповает на богатство, едва ли войдут в духовную жизнь, ведущую к вечному развитию. Но и в таком случае многое из того, что невозможно для человека, доступно небесному Отцу; скорее, нам следует осознать, что с Богом возможно всё».

Когда же они все ушли, Иисус остался опечаленным тем, что Матадорм не остался с ними, ибо он очень любил его.

А когда они спустились к озеру и уселись у воды, Пётр, говоря от имени двенадцати (которые к тому времени уже были в сборе), сказал: «Нам не дают покоя слова, сказанные тобою богатому юноше.

Должны ли мы требовать, чтобы желающие следовать за тобой отказывались от всей своей мирской собственности?» И Иисус ответил: «Нет, Пётр, требуйте этого только от тех, кто хотел бы стать апостолом и желает жить со мной, как вы, – одной семьёй.

Однако Отец требует от своих детей, чтобы их любовь была чистой и безраздельной. Нужно отказаться от всего, что стоит между вами и любовью к истинам царства, – кем бы или чем бы это ни являлось. Если богатство не вторгается во владения души, оно несущественно для духовной жизни тех, кто желает войти в царство».

Тогда Пётр спросил: «Но, Учитель, мы оставили всё, чтобы следовать за тобой; что же мы получим?» И Иисус обратился ко всем двенадцати: «Истинно, истинно говорю вам: нет человека, оставившего богатство, дом, жену, братьев, родителей или детей ради меня и ради царства небесного, который не получит во много раз больше в этой жизни – возможно, не избежав гонений, – и в грядущем мире вечной жизни. Но многие первые будут последними, а последние часто будут первыми. Отец обращается со своими созданиями в соответствии с их потребностями и согласно своим справедливым законам, исполненным милосердной и любвеобильной заботы о благополучии вселенной.

Царство небесное подобно хозяину дома, который давал работу многим людям и который вышел рано утром нанять работников в свой виноградник. Договорившись платить по динарию в день, он послал их в виноградник.

Около девяти часов он вышел и, увидев других, стоящих без дела на рыночной площади, сказал им: «Идите и вы работать в мой виноградник, и я заплачу вам по справедливости». И они тут же отправились работать.

Около полудня он снова вышел из дома, а затем около трёх часов, и сделал то же самое.

Отправившись на рынок около пяти часов пополудни, он опять увидел стоящих там людей и спросил их: «Почему вы стоите здесь целый день без дела?» И те ответили ему: «Потому что никто нас не нанял». Тогда хозяин дома сказал: «Идите и вы работать в мой виноградник, и я заплачу вам то, что причитается».

Когда наступил вечер, владелец виноградника сказал своему управителю: «Позови работников и заплати им, начиная с последних и кончая первыми». Когда пришли те, кого он нанял около пяти часов, то каждый получил по динарию; то же самое получили и остальные работники.

Когда нанятые в начале дня увидели, что заплачено тем, кто был нанят позже, они решили, что получат больше, чем причиталось им по договору. Однако каждый из них, как и остальные работники, получил только один динарий.

И когда все получили плату, они стали роптать на хозяина дома: «Те, кого ты нанял последними, проработали всего час, но ты заплатил им столько же, сколько нам, весь день трудившимся под палящим солнцем».

Тогда хозяин дома ответил: «Друзья мои, я не обижаю вас. Разве каждый из вас не согласился работать за динарий в день? Возьмите то, что вам положено, и ступайте своей дорогой, ибо я желаю дать последним столько же, сколько я дал вам. Разве я не вправе распоряжаться, как угодно, тем, что мне принадлежит? Или вы завидуете моей щедрости оттого, что я желаю добра и милосердия?»

Раздел наследства.

165.4.  Пока апостолы крестили верующих, Учитель говорил с теми, кто остался. Один юноша сказал ему: «Учитель, мой отец умер, оставив мне и моему брату большое наследство, но мой брат отказывается отдать то, что мне причитается.

Не можешь ли ты приказать моему брату разделить со мной наследство?» Иисус был немного возмущён тем, что этот материально настроенный юноша вынес на обсуждение сугубо деловой вопрос; однако он воспользовался этим случаем для того, чтобы продолжить своё наставление.

Иисус сказал: «Человек, кто поставил меня делить между вами наследство? Почему ты решил, что меня интересуют материальные дела этого мира?». И затем, повернувшись ко всем, кто находился перед ним, он сказал: «Смотрите, берегитесь алчности; жизнь человека не заключается в изобилии того, чем он владеет.

Не власть богатства приносит счастье, и не сокровища дают радость. Само по себе богатство не беда, но любовь к нему часто приводит к такой привязанности к вещам этого мира, что душа становится слепа к восхитительным, чарующим духовным реальностям царства Бога на земле и к радостям вечной жизни на небесах.

Позвольте рассказать вам историю об одном богатом человеке, получившем хороший урожай. Разбогатев, он стал рассуждать сам с собой: „Что мне делать со всем своим богатством? У меня теперь его столько, что я не знаю, где держать своё состояние».

Поразмыслив над своей проблемой, он сказал: „Сделаю вот что: снесу все мои амбары и построю большие, и будет у меня достаточно места, чтобы собрать весь урожай и всё моё добро.

И скажу душе моей: душа, много добра запасено у тебя на многие годы; отдыхай, ешь, пей и веселись, ибо ты богата и приумножила своё добро».

Но этот богач был к тому же глуп. Заботясь о материальных потребностях своего разума и тела, он не запасся сокровищами на небе для удовлетворения духа и спасения души.

Не принесло ему радости и накопленное богатство, ибо в ту же ночь он отдал Богу душу: в его дом ворвались разбойники, убили его и, разграбив его амбары, сожгли то, что осталось. А его наследники подрались из-за уцелевшей собственности.

Этот человек собирал сокровища для себя на земле, но не был богат перед Богом».

Иисус поступил так с юношей, ибо знал, что его беда заключается в алчности. Но даже если бы причина была в чём-то ином, он не стал бы вмешиваться, ибо он никогда не вмешивался в мирские дела даже своих апостолов, тем более – учеников.

Когда Иисус закончил свой рассказ, другой человек поднялся и спросил: «Учитель, я знаю, что твои апостолы продали всю свою земную собственность, чтобы идти за тобой, и что у вас всё общее, как у ессеев; но желаешь ли ты, чтобы так же поступили и все мы, твои ученики? Является ли грехом честно накопленное богатство?» И Иисус ответил на этот вопрос: «Друг мой, иметь честное богатство не грешно; однако грех возникает, если ты превращаешь материальные владения в сокровища, способные поглотить твои интересы и отвлечь твои чувства от приверженности духовным устремлениям царства. Нет греха в том, чтобы обладать честными владениями на земле, при условии, что твоё сокровище – на небесах, ибо где твоё сокровище, там будет и твоё сердце. Существует огромное отличие между богатством, ведущим к алчности и эгоизму, и богатством людей, которые, в избытке владея вещами этого мира, как рачительные хозяева хранят и распределяют его, щедро поддерживая тех, кто все свои силы посвящает делу царства. Многие из вас, присутствующие здесь без средств, накормлены и размещены в этом палаточном лагере благодаря тому, что состоятельные и щедрые мужчины и женщины передали деньги для этой цели вашему хозяину, Давиду Зеведееву. 

Но никогда не забывайте о том, что богатство, в конечном счёте, не прочно. Любовь к богатству слишком часто мешает духовному видению и даже уничтожает его. Не пропустите момент, когда богатство из вашего слуги превратится в вашего хозяина».

Иисус не внушал и не поощрял расточительность, праздность, безразличие к физическим потребностям семьи или зависимость от подаяний. Но он действительно учил, что материальное и бренное следует подчинять благополучию души и развитию духовной сущности в царстве небесном.

Затем, пока люди спускались к реке, чтобы посмотреть на крещение, человек, обратившийся к Иисусу с вопросом о наследстве, снова подошёл к нему, чтобы поговорить наедине, поскольку считал, что Учитель резко обошёлся с ним; и когда Учитель повторно выслушал его, то ответил: «Сын мой, почему в такой день ты не используешь возможность насытиться хлебом жизни, а продолжаешь потворствовать своей алчности? Разве ты не знаешь, что еврейские законы о наследстве обеспечат справедливое решение, если ты придёшь со своей жалобой в суд синагоги? Разве ты не видишь, что моя задача – сделать так, чтобы ты узнал о своём небесном наследстве? Разве ты не читал в Писании: „Вот тот, кто богатеет осторожностью и скаредностью, и вот его награда: хотя он и говорит, что обрёл покой и теперь может пользоваться своим добром, он не знает, что готовит ему будущее, не знает, что ему придётся оставить всё это другим после своей смерти». Разве ты не читал заповедь: „Не желай». И в другом месте: „Они ели, и насытились, и разжирели, и обратились к иным богам». Читал ли ты в Псалтыре, что „Господь питает отвращение к корыстолюбцам» и что „то малое, что есть у праведника, превосходит богатства многих нечестивцев»? „Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца». Разве ты не читал то место из Иеремии, где он говорит: „Не должен богатый хвастать своим богатством»; и Иезекииль изрёк истину, сказав: „Своими речами они делают из любви забаву, но в глубине души их влекут корыстные цели»».

Отсылая юношу, Иисус сказал ему: «Сын мой, какой прок тебе, если, приобретя весь мир, ты потеряешь свою душу?».

Другому человеку, стоявшему рядом и спросившему, каким будет положение богатых в судный день, он ответил: «Я пришёл не судить богатых или бедных; сама жизнь, прожитая людьми, будет всем судьёй. Помимо всего прочего, что может приниматься во внимание при вынесении приговора богачу, каждый владелец большого состояния должен ответить минимум на три вопроса:

  • «Какое состояние ты накопил?
  • Как ты его приобрёл?
  • Как ты им распорядился?». 
  • После этого Иисус удалился в палатку, чтобы немного отдохнуть перед вечерней трапезой. Когда апостолы закончили крестить, они также пришли сюда и хотели поговорить с ним о богатстве на земле и о сокровище на небесах, но он спал». 

     Беседы с апостолами о богатстве.

    165.5.   «В тот вечер, после ужина, когда Иисус и двенадцать собрались на свой ежедневный совет, Андрей спросил: «Учитель, пока мы крестили верующих, ты сказал оставшимся много слов, которых мы не слышали. Не согласишься ли ты повторить их для нас?» И в ответ на просьбу Андрея Иисус сказал:

    «Да, Андрей, я поговорю с вами о богатстве и хлебе насущном, но слова, обращённые к вам, моим апостолам, должны несколько отличаться от сказанных ученикам и народу, ибо вы оставили всё не только для того, чтобы идти за мной, но и для того, чтобы быть рукоположенными в качестве посланников царства.

    За вашими плечами уже несколько лет опыта, и вы знаете, что Отец, чьё царство вы возвещаете, не оставит вас. Вы посвятили свои жизни служению царству; поэтому не тревожьтесь и не заботьтесь о делах бренной жизни – ни о том, что вам есть, ни о теле своём, во что одеться.

    Благоденствие души больше еды и питья; развитие в духе намного выше потребности в одеждах. Когда вы испытываете соблазн усомниться, будет ли у вас пропитание, посмотрите на воронов: они не сеют и не жнут, нет у них ни хранилищ, ни амбаров, однако же Отец питает каждого из них, кто ищет себе пищу.

    Насколько же вы ценнее множества птиц! Кроме того, никакие беспокойства или тревоги не помогут вам хоть как-то удовлетворить ваши материальные потребности.

    Читайте также:  Божественная литургия 2020 7 марта в храме николая чудотворца - богослов

    Кто из вас, беспокоясь, способен хотя бы на ладонь прибавить себе росту или на один день продлить свою жизнь? Если такие вещи не зависят от вас, то зачем беспокоиться о какой-либо из этих проблем?

    Посмотрите на лилии, как они растут: они не трудятся и не шьют себе одежды; но говорю вам, что и Соломон со всем своим великолепием не имел таких одеяний, как любая из них.

    И если Бог с такой роскошью одевает полевые растения, которые сегодня есть, а завтра будут скошены и брошены в печь, то насколько же лучше он оденет вас, посланников небесного царства.

    О, маловеры! Беззаветно отдавая себя возвещению евангелия царства, не тревожьтесь о пропитании для себя или оставленных вами семей. Если вы действительно посвятите свою жизнь евангелию, вы будете жить по евангелию.

    Если же вы – только верующие ученики, то должны зарабатывать себе на хлеб и помогать всем, кто учит, проповедует и исцеляет.

    Если вы заботитесь о еде и питье, в чём ваше отличие от народов мира, которые столь усердно стремятся удовлетворить эти потребности? Посвятите себя своему труду и веруйте: и Отец, и я знаем, что из всего этого вам нужно. Позвольте заверить вас раз и навсегда: если вы отдадите свою жизнь делу царства, все ваши действительные потребности будут удовлетворены. Стремитесь к великому, и малое будет в том же; просите небесного, и земное приложится. Ведь тень всегда следует за сутью.

    Вы – лишь малая группа, но если будете верить, если не оступитесь в страхе, то заявляю, что мой Отец с огромной радостью даст вам это царство. Вы приготовили себе сокровище там, где богатства непреходящие, к которым не подберётся вор, которые не погубит тлен. И, как я говорил народу, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

    Но в том труде, который ждёт нас, и в том, который останется вам после моего возвращения к Отцу, вас ждут тяжкие испытания. Все вы должны быть бдительны, чтобы дать отпор страху и сомнениям. Каждый из вас да укрепит себя в разуме и да хранит светильник свой горящим.

    Будьте как люди, ожидающие возвращения своего господина с брачного пира с тем, чтобы, когда он придёт и постучит в дверь, тотчас отворить ему. Господин благословляет таких бодрствующих слуг, убедившись в их верности в столь великий час. Господин велит своим слугам сесть за стол, а сам прислуживает им.

    Истинно, истинно вам говорю: близится решающий момент в вашей жизни, и вам следует хранить бдительность и быть готовыми.

    Вы хорошо понимаете, что если бы хозяин дома знал, когда придёт вор, то не позволил бы ему вломиться в его дом. Будьте же и вы готовы, ибо Сын Человеческий покинет вас в тот час, которого вы меньше всего ждёте, причём так, как вы и не догадываетесь». 

    Несколько минут двенадцать сидели в молчании. Некоторые из этих предупреждений они уже слышали, но не в том контексте, в котором они прозвучали на этот раз». 

    Филосовские беседы. Разговор на самые важные темы.  

    Богословие обогащения: Как «золотой телец» подменяет собою Бога

    Что Священное Писание говорит о богатстве? Можно ли научиться по Библии управлению финансами? Свидетельствует ли достаток о Богоизбранности? Попробуем найти ответы на эти вопросы в Православии.

    Поводом к написанию сегодняшней статьи стала навязчивая реклама некоей «Школы библейских миллионеров» в социальных сетях, которая создана «пасторами» секты пятидесятников (они же харизматы).

    «Хочешь рассчитаться со всеми долгами и начать приумножать финансы, управляя деньгами так, как написано в Библии? Да-да в Писании есть конкретные инструкции о том как правильно управлять финансами, чтобы не было долгов и появлялись свободные деньги. То есть обрести финансовую независимость для христиан — просто! Используй Библейские принципы управления финансами…», —  сообщают в своей рекламной записи проповедники «богословия обогащения».

    Так есть ли в Библии инструкции по обогащению? Свидетельствует ли богатство о Богоизбранности человека? Возможно ли заставить Бога выполнять наши желания? Харизматы ответили бы «да». А мы будем искать правильный, православный ответ.

    История «теологии процветания»

    Харизматическое движение начало своё шествие по миру в США в 60-е годы XX столетия, но развитая им «теология процветания» (она же «Евангелие процветания», «богословие богатства», «богословие обогащения») имеет свои истоки в протестантских общинах середины XVI века.

    Уже во времена Мартина Лютера другой видный идеолог протестантского движения Жан Кальвин в своём «Наставлении о христианской вере» изложил новую формулу спасения, согласно которой от человека в этом деле ничего не зависит. Кальвин утверждал, что согласно своему изначальному замыслу, Бог уже предопределил одних людей к вечной погибели, а других — к вечному блаженству.

    Кальвин называл предопределением «предвечный замысел Бога, в котором Он определил, как Он желает поступить с каждым человеком. Бог не создаёт всех людей в одинаковом состоянии, но предназначает одних к вечной жизни, а других к вечному проклятию. В зависимости от цели, для которой создан человек, мы говорим, предназначен ли он к смерти или к жизни».

    Таким образом, уверенным в собственном спасении может быть не каждый человек вообще и даже не каждый верующий в Бога, а лишь тот, кто был Богом избран. Как же понять, что тебя избрали?

    Ответ на этот вопрос дали уже следующие протестантские теологи.

    Основываясь на тех местах Священного Писания, в которых Бог благословлял праведников вроде Авраама различным имуществом, они привязали имущественный ценз к богоизбранности.

    То есть, если ты богат, то ты богоизбран и предопределён ко спасению. А если беден — то Бог проклял тебя и ты либо должен разбогатеть (и стать богоизбранным) либо останешься предопределённым к вечной погибели.

    Именно в такой протестантской деловой этике и коренятся успехи бурного роста капиталов буржуазии нового времени. Протестантские предприниматели наладили отлов негров в Африке и как скот доставляли их на плантации хлопка и табака в США, где жестоко эксплуатировали. Но так поступали и в прежних рабовладельческих обществах.

    Новым же было то, что не менее жёсткой эксплуатации подвергалось и население захваченных протестантскими государствами стран-колоний, равно как и рабочие на заводах протестантов предпринимателей в метрополиях (их же сограждане).

    А всё потому, что рабочие и жители колоний в понимании богача-протестанта от рабов ничем не отличались. Ведь имущества у них мало, значит они предопределены к вечной погибели и церемониться с ними не стоит. А его, богача, состояние только возрастает. Значит он не только наслаждается всеми земными благами, но и становится всё  более и более «спасённым».

    Заставить Бога дать просимое

    Харизматы (пятидесятники) пошли ещё дальше. Согласно части их учения, позаимствованного у протестантов, богатство также является признаком божьего благословения, но достигнуть его возможно не только собственным трудом, но и «правильной верой», «правильной молитвой». Необходимо думать о богатстве, носить его на устах, провозглашая: «я богат», «я миллионер» и рано или поздно богатство придёт…

    Харизматы считают, что духовный мир управляется и функционирует согласно определенным законам, знание которых может дать в руки верующему огромную силу и что познавший эти законы человек может в буквальном смысле заставить Бога наделить его необходимыми благами. Таким образом, это обыкновенный магизм.

    Один из основателей харизматического «Движения веры» Кеннет Хейгин так объяснял свою доктрину: «Раньше меня раздражало, когда я видел, что неспасенные люди добиваются результатов, а члены моей церкви — не добиваются. Но потом меня осенило, и я понял, что делают грешники: они сотрудничают с этим законом Бога законом веры».

    Таким образом, истинный христианин должен быть богатым, здоровым, процветающим и счастливым. Если человек таковым не является, то это явное доказательство неистинности его христианства.

    Всякая болезнь рассматривается харизматами как духовная проблема или грех, в которых христианин должен покаяться и продолжать «процветать».

    Кроме того, так как Бог сам подчиняется духовным законам и Его можно обязать сделать просимое.

    «Назови — потребуй — получай» («Name it — claim it — get it») — вот принцип их «молитвы». Если ты правильно сформулировал прошение и «попросил Творца с верой», то у Него не останется выбора, кроме как помочь тебе необходимыми земными благами.

    При этом, харизматы находят в Священном Писании отдельные места, которые приспосабливают к своим умствованиям. Например: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал. 3:10).

    Священное Писание о богатстве

    Возможно ли, как утверждают пятидесятники, «научиться библейскому управлению финансами»? Ведь в Библии действительно есть места, вроде: «Не должны быть двоякие гири, большие и меньшие… гиря у тебя должна быть точная и правильная, … чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой даёт тебе, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду» (Втор. 25:13-16).

    Но в Библии есть и такие места: «А один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат…» (3Цар. 22:34), «Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы» (Ин. 21:6). Однако крайне абсурдно было бы полагать, что эти тексты могут научить нас стрельбе из лука или рыбной ловле.

    Священное Писание было написано в целях раскрытия людям истины о Боге, Его свойствах и замыслах, творении Им мира и человека, а также правильном пути человека к общению со своим Творцом и обожению. Это не учебник естественной истории, не летопись, не руководство по технической эксплуатации. И рассматривать Библию в иных, несвойственных ей акцентуациях не стоит.

    Что же говорит Библия о Богатстве? Прежде всего, она определяет невозможность для человека одновременного приложения воли сразу в нескольких направлениях и говорит о необходимости выбора: либо усилия по стяжанию Духа Святого, либо усилия по приобретению земных благ.

    «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. …Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству — прим.)», — говорится в 6 главе Евангелия от Матфея.

    Также Господь не отвергает для богатого возможности Спасения, но говорит о том, что не привязаться к земным благам и постоянно иметь в сердце Бога весьма непросто: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19:23-24).

    Андрей Сегеда

    Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *