Собор вселенских учителей и святителей василия великого, григория богослова и иоанна златоустого — богослов

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - Богослов

Память иже во святых отец наших триех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста совершается 12 февраля (30 января по старому стилю). Три великих святителя почитаются как вселенские учители, оставившие нам великое богословское наследие.   

Содержание

Почитание трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

История установления памяти трех Вселенских святителей относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 — 1118 гг.

), когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну (ок. 1000 — ок. 1070 гг.

) явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом.

30 января 1084 года (ст. ст.) было установлено отдельное празднование, посвященное трем вселенским учителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах зафиксирована служба трем святителям.

Самый ранний пример — Устав константинопольского монастыря Пантократора (1136 год), который содержит правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома».

В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей» в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Древнейшие русские списки Беседы относятся к XV веку, известен южнославянский пергаменный список XIV века.

«Беседа» была включена в индексы ложных книг сразу же после своего появления.

Самый ранний индекс, в котором она упоминается, датируется 30-40 годами XV века («Что глаголано о Василии Кесарийском, и о Григории Богослове, и о Иоанне Златоустем, что въпроси и ответи о всем по ряду лгано», ГИМ, Чудовское собрание, № 269); этот индекс связывают с митрополитами Киприаном (1390-1406 гг.) и Зосимой (1490-1494 гг.). Считают, что основа составлена Киприаном, а Зосима лишь дополнил список, но точный объем добавлений не известен, поскольку индекс Киприана не сохранился. Однако известно, что он существовал, поскольку в списке Зосимы указано: «А се писано из молитвеника митрополита Киприана всеа Руси».  

Три вселенских святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Тропарь, кондак и канон

Тропaрь џбщіи, тріeмъ с™лемъ. глaсъ, д7.

Ћко апcлwмъ є3динонрaвніи, и3 вселeннэй ўчи1теліе, вLце всёхъ моли1тесz, ми1ръ вселeннэй даровaти, и3 дш7sмъ нaшимъ вeлію млcть.

Кондак, гласъ, в7. 

Сщ7eнныz и3 бговэщaнныz проповёдателz, вeрхъ ўчи1телей гDи, пріsтъ в8 наслаждeніе бlги1хъ твои1хъ пок0z. труды2 бо и4хъ и3 болёзни пріsтъ, пaче всsкагw приношeніz, є3ди1не прославлszи с™hхъ свои1хъ.

Библиотека Русской веры Канон трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту →

Читать онлайн

Три вселенских святителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Иконы

Иконописные изображения трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста известны с XI-XII вв. Икона трех святителей упоминается в Уставе монастыря Богородицы Кехаритомени, основанного императрицей Ириной Дукеней в XII веке в Константинополе.

Первое из сохранившихся изображений трех святителей находится в Псалтыри, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Феодором в 1066 г. (ныне находится в Британском музее). Изображения трех святителей встречаются в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха (1042-1055 гг.

) в церкви Софии Охридской, в Палатинской капелле в Палермо.

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - БогословИкона Вселенские учители. Византия, XIV в. Византийский музей, Афины

В Древней Руси иконописные изображения трех святителей известны с конца XIV в. Первые изображения — псковская икона три Святителя с святой Параскевой (XV в.). Святители изображаются в рост со свитком или книгой в левой руке, а правая рука — в благословляющем жесте.

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - БогословВселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Икона-таблетка. Новгород. Конец XV в. Из Софийского собора. Новгородский музейСобор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - БогословВселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Икона, XVII векСобор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - БогословИкона Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Псков, середина XVI в. Москва, ГИМСобор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - БогословСвятители Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст. XIX в. Невьянск

Храмы на Руси в честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго

В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста освящен храм в Спасо-Елеазаровском монастыре (Псковская область). Монастырь был основан в 1425 году преподобным Ефросином Псковским (в миру Елеазар; 1386-1481 гг.).

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - БогословСпасо-Елеазаров монастырь

В честь трех вселенских святителей освящен храм в Кулишках в Москве. В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домовой церковью во имя святого равноапостольного князя Владимира. Неподалеку были разбиты княжеские сады, а рядом с ними расположены конюшни. На конном дворе была сооружена деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра.

По соседству был пристроен домовый митрополичий храм во имя трех святителей вселенских. В XVI веке великокняжеская усадьба была перенесена в село Рубцово-Покровское в связи с тем, что юго-восточная часть Белого города стала активно заселяться. Церкви, располагавшиеся ранее в резиденциях, стали приходскими, при них образовались погосты.

В 1674 году был построен каменный трехсвятительский храм.

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - БогословХрам трех святителей на Кулишках в Москве. Современный вид

В честь трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго был освящен придел Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного Преображенского монастыря на о. Каменный в Вологодской области. Более двухсот лет строения на острове были только деревянными.

После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всем русском Севере — Спасо-Преображенского собора, который был  освящен в 1481 году.

 В своем первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая — в центре и маленькая — над юго-восточным углом, где находился придел.

Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. В 1925 году в монастырских помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания.

В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства.

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - БогословСпасо-Каменный монастырь в 1909 г.

В честь трех святителей, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, был освящен придел церкви Богоявления с Запсковья (г. Псков). Храм впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца на Запсковье.

 Интерьер церкви четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия.

Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегунок — поребрик».

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - БогословЦерковь Богоявления с Запсковья

О старообрядческих храмах во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго информации нет.

Собор трех вселенских учителей и святителей василия великого, григория богослова и иоанна златоустого

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - Богослов

30 января (12 февраля по новому стилю) Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Праздник был учрежден в XI веке в царствование византийского императора Алексея Комнина.

В то время в Константинополе вспыхнул спор о значимости трех Святителей прошедших свой земной путь примерно в одно время: Василия Великого — архиепископа Кесарии ученого, основателя монашеских обителей, помощника страждущих; Иоанна Златоуста, устроителя благолепного Богослужения, автора знаменитой Литургии Иоанна Златоустого (нередко говорят Златоуста, что по-гречески звучит как Хризостан); и Григория Богослова.

Святителя жили в IV-V веках на стыке двух культур языческой и христианской, античной и византийской. Тогда в смуте и борениях перерождался старый мир. Сразу же за церковной оградой начиналась прежняя языческая жизнь, все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя.

Это была эпоха всеобщего мировоззренческого беспорядка и крайностей. Пышным цветом процветали и восточные мистические культы орфиков, митраистов, халдеев, сиббилистов, гностиков, и тут же чистая умозрительная неоплатоническая философия, а рядом с ней — религия гедонизма — плотского наслаждения без границ.

Это была эпоха, во многом схожая с современной.

Именно в такое непростое время пришлось проповедовать Трем Святителям религию самоотвержения, аскезы и высокой нравственности, принимать участие в решении вопроса о Святой Троице и борьбе с ересями IV века, толковать Священное Писания и произносить пламенные речи на памяти мучеников и церковные праздники, активно заниматься общественной деятельностью, возглавлять епископские кафедры Византийской империи.

Почитание Трех Святителей было настолько глубоким в народе, что среди него произошло разделение на враждующих друг с другом василиан, григориан и иоаннитов.

Василия Великого почитали как мужа твердого нрава, замечающего и искореняющего все согрешения, и как аскета в личной жизни, чуждого всего земного; ниже его ставили Иоанна Златоуста как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию.

Другие, наоборот, возвышали Иоанна Златоуста как мужа человеколюбивого, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого оратора, наставлявшего всех на покаяние и в то же время отделявшего грех от грешника и неустанного боровшегося с грехом; поэтому и почитали его выше Василия Великого и Григория Богослова.

Почитатели же святого Григория Богослова утверждали, что он своим искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему.

По церковному преданию, чтобы положить конец спорам, Три Святителя явились в 1084году Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред Господом и повелели установить общий день празднования их памяти.

После видения Владыка Иоанн Мавропод тут же примирил враждующих и установил новый праздник на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов — 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01. Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику.

Так три великих столпа Церкви преподали нам необходимый урок любви и единомыслия в вере при возможном наличии у каждого из нас своих особых даров, талантов, способностей. Эти дары Божии должны сочетаться и слагаться воедино на благо Церкви, а не быть предметами абсолютизации, гордыни, разрывов и расколов.

Великие и Святые

Великие святители прославились своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Все трое велики, и велики по-разному.

  • Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - Богослов
  • Святой Василий Великий оставил множество богословских трудов, в числе которых — беседы на Шестоднев, на псалмы, на различные богословские темы, книги в защиту православного учения о Святой Троице, аскетические трактаты, правила монашеские, устав подвижнический, книги о Крещении, о Святом Духе, проповеди и 366 писем разным лицам.
  • За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености».

Григорий Богослов — это более всех созерцатель, молитвенник, взгляд которого обращён на небеса — автор богословских догматических сочинений, а также гимнов и проповедей.

Как проповедник Григорий не столько увещевает и говорит, сколько поет. Именно поэтому его вещания Церковь называет «пастырской свирелью».

Проповеди Григория Богослова стали на долгое время образцовым чтением в византийских риторских школах.

Третьего Великого Святителя Церковь называет «Златоустом». В истории Церкви не было, нет и, быть может, не будет проповедника и оратора равного Иоанну Златоусту. Из имеющихся свидетельств известно о том, как в церкви раздавались аплодисменты, ибо темпераментные греки не выдерживали и аплодировали красоте и силе слова Иоанна.

Жизнь этих трех людей, их труды — это не просто история того, что было когда-то очень давно. Жизнь трех святителей имеет к нам самое прямое, самое непосредственное отношение, потому что это они учат нас правильно понимать Евангелие и, значит, правильно понимать мир.

  1. В Греции праздник Трех Святителей почитается как день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах.
  2. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - Богослов
  3. Тропарь, глас 4 Яко апостолов единонравнии, и вселенныя Учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.
  4. Кондак, глас 2 Священныя и Боговещанныя проповедники, верх учителей Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение; труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине прославляяй святыя Твоя.
Читайте также:  Таинство венчания в православной церкви: правила, смысл, обряд - богослов

Молитва Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту О, пресве́тлии свети́льницы Це́ркве Христо́вы, Васи́лие, Григо́рие и Иоа́нне, све́том правосла́вных догма́тов вся концы́ земли́ озари́вши и мече́м сло́ва Бо́жия ху́льных смуще́ния и шата́ния ересе́й угаси́вшия! Припа́дающе к ва́шему милосе́рдию, с ве́рою и любо́вию из глубины́ души́ вопие́м: предстоя́ще престо́лу Пресвяты́я, Единосу́щныя, Животворя́щия и Неразде́льныя Тро́ицы, за Ню́же сло́вом, писа́нием, и житие́м до́бре подвиза́стеся и ду́ши своя́ полага́сте, всегда́ моли́теся Ей, да укрепи́т и ны в правосла́вии и единомы́слии, и непоколеби́мем да́же до сме́рти испове́дании ве́ры Христо́вы, и во вседуше́внем послуша́нии Его́ Це́ркви Святе́й; да препоя́шет ны с высоты́ си́лою на вся неви́димыя и ви́димыя враги́ на́ша; да соблюде́т Це́рковь Свою́ незы́блему от неве́рия, суеве́рия, ересе́й и раско́ла; да да́рует наро́ду на́шему долгоде́нствие и во всем благо́е поспеше́ние; па́стырем на́шим да пода́ст духо́вное трезве́ние и ре́вность о спасе́нии пасо́мых, власте́м суд и пра́вду, во́ином терпе́ние, му́жество и одоле́ние на враги́, си́рым и вдови́цам заступле́ние, боля́щим исцеле́ние, ю́ным благо́е в ве́ре возраста́ние, ста́рцам утеше́ние, оби́димым заступле́ние и всем вся, ко вре́менней и ве́чней жи́зни потре́бная, я́ко да в ми́ре и покая́нии, жела́нием спасе́ния горя́ще, Го́сподеви рабо́тающе, до́брым по́двигом подвиза́ющеся, тече́ние на́ше сконча́ем и сподо́бимся в Небе́снем Ца́рствии ку́пно с ва́ми всегда́ пе́ти и сла́вити пресвято́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Ссылки по теме: Святитель Василий Великий Святитель Григорий Богослов Святитель Иоанн Златоуст

Назад к списку

Собор Трех вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста

12 февраля Православная Церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Иоанна Златоуста.

Вселенскими они названы потому, что их деяния имели всемирное общецерковное значение, они сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни в целом. Из четырех вариантов Божественной Литургии, которая служится в поместных Православных Церквях, две приписываются авторству Иоанна Златоуста и Василия Великого.

В монастыре совершалась бденная служба святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста; богослужение совершал игумен Пимен (Хеладзе). За всенощной молились 32 человека.

Божественную литургию совершил игумен Пимен (Хеладзе), на ней молилось 32 человека, из них четверо причастилось Святых Христовых Тайн.

СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сестры! Сегодня наша Святая Церковь молитвенно прославляет трех своих великих святителей и учителей. Равно велики они перед Богом!

Святитель Василий Великий

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - Богослов

Святой Василий Великий с детства воспринял семена небесного учения из уст своей бабушки Макрины, духовной ученицы святителя Григория Чудотворца. Семена небесной мудрости успешно возрастали в его душе и стали приносить плоды по роду своему. Сначала святой Василий изучает многие земные науки.

Учась в Афинах, он сдружился с будущим великим Григорием Богословом, они знают лишь две дороги: в училище небесной мудрости — храм и в училище земной мудрости — школу. Извлекши из мудрости земной все, что можно было превратить в мед мудрости небесной, святой Василий спешит к урокам мудрости совершенной.

Он посещает великих православных подвижников Египта, Палестины, Сирии, Месопотамии. Окрепший духовно, он возвращается на свою родину и сначала в сане пресвитера, а потом и архиепископа отдает все свои силы на служение Богу, Церкви и спасению людей. После смерти архиепископа Кесарии Евсевия он поставляется на эту кафедру.

То было время усиленной борьбы с арианской ересью. Тогда корабль Церкви сильно обуревался и, казалось, был близок к погибели. Нужен был особый, Богом посланный мудрый кормчий. И им стал святой Василий, который из Кесарии распространял свои заботы и на Церковь по всей земле.

Занимаясь устроением церковных дел, святой Василий не забывает и о земных нуждах паствы. Он заботится о вдовах, сиротах, больных, нищих, странниках. В это время составляет он и Божественную литургию, молитвы которой показывают духовную высоту святителя.

Дивный подвижник Христов преподобный Ефрем Сирин, издалека пришедший видеть святого Василия, воскликнул: «Воистину велик Василий, воистину он есть столп огненный, воистину Дух Святой говорит его устами». Со словами благодарения на устах святитель Василий предал дух свой Господу 1 января 379 года.

Благоглаголивый святитель Григорий

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - БогословДостойный друг святителя Василия благоглаголивый святитель Григорий родился после пламенных молитв матери своей, святой Нонны, еще до рождения посвятившей сына своего Господу. С дней детства имел он в душе своей любовь к благовидной чистоте и целомудрию, которые явились ему еще в отрочестве в сонном видении в образе прекрасных дев, предстоящих Христу, убеждающих Григория соединить ум свой с их умами и обещавших за то поставить его, блистающего светлостью, близ троичного Света. Это видение дало направление всей жизни святителя Григория. В Афинах он встретился со святителем Василием, шел одним с ним путем жизни, подвизался вместе с ним в Понтийской пустыне, мольбы старца-отца, епископа Григория, вызвали его из пустыни, оторвали от излюбленных духовных созерцаний, ради блага Церкви: святой призывался отцом на помощь в борьбе с арианством. Ради нужд Церкви, обуреваемой в то время арианством, по усиленной просьбе святителя Василия, святитель Григорий принял посвящение во епископа, помогал отцу в городе Назианзе, но после смерти отца и матери тайно удалился от славы епископства.

Оттуда он был снова вызван святителем Василием на служение Церкви, для попечения о богадельнях и больницах. По убеждению того же святителя Василия, святитель Григорий вскоре должен был отправиться в Константинополь, для борьбы с вновь возникшею ересью Македония, называвшего Духа Святого созданием Божиим, а не Богом истинным.

Оплакав скончавшегося святителя Василия, святитель Григорий прибыл в Константинополь. Собрав здесь оставшееся малое стадо православных в храме святой Анастасии и отверзши богоглаголивые свои уста, красноречивыми проповедями постоянно увеличивал число православных. За эти проповеди он и получил название Богослова.

Много ему пришлось потрудиться, пострадать в борьбе с еретиками. Враги покушались не раз убить святого, и лишь особое попечение Божие сохраняло его, переносившего злобу врагов с дивною Христовою кротостью.

Всегда устремленный духом горе, восходя от света к свету, пришедши в меру полного возраста Христова, святитель Григорий преставился к невечернему Свету 25 января 389 года.

Златословесный пастырь Христова стада Иоанн

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - БогословТретий вселенский светильник, златословесный пастырь Христова стада Иоанн, воспитанный матерью-христианкой Анфусой, которая в двадцать лет стала вдовой и не захотела искать радостей нового супружества, но всецело отдалась воспитанию сына. Иоанн изучал в юности и светские науки, учился в Афинах. Он скоро познал всю суету радостей мира, земной мудрости и начал устремляться духом в пустыню, но по мольбам матери не уходил туда до кончины ее. По смерти матери своей Иоанн раздал все свое имение и удалился в близлежащий от Антиохии монастырь, предавшись там самым суровым подвигам. Уже тогда было о нем дивное видение одному из иноков монастыря. Он увидел, будто к Иоанну подошли святые апостолы Иоанн Богослов и Петр, причем первый дал ему свиток Божественных откровений, чтобы, извлекая оттуда глубины премудрости, питал он Христовым учением людей, а Петр вручил ему ключи, чтобы он вязал и разрешал данною от Бога властью. По особому видению патриарх Антиохийский Флавиан посвятил Иоанна в пресвитера. И начал он неутомимо изъяснять народу слово Божие. Сам апостол Павел, по видению послушника Прокла, как бы шептал на ухо Иоанну слова, когда тот писал толкование на Послания апостола Павла. На беседы святого Иоанна приходили жители всего города, оставляя свои занятия. Златоустом назвала его одна простая женщина, усладившаяся его учением. Когда нужно было избрать достойного преемника Константинопольскому патриарху Нектарию, выбор пал на святого Иоанна. Но при великой народной любви лишь тайно можно было увезти его из Антиохии. Изливались златые слова из уст Иоанна и в столице. Более всего он проповедовал покаяние, говоря, что одна капля слез сердечного покаяния может омыть множество грехов. Неустанно говорил он о милосердии, сам являя пример его. Слава Богу за все!

Бесстрашно обличал он пороки людей простых и знатных, не исключая и самой царицы Евдоксии. Разгневанная царица отправила его в ссылку.

Но землетрясение, случившееся вскоре в Константинополе, в котором все увидели гнев Божий за изгнание праведника, побудило саму царицу просить о возвращении святителя Иоанна. Вскоре, однако, поднялись на него новые клеветы врагов, и он опять был осужден на изгнание.

Много страдал святой на пути и от крайнего утомления, и от болезней, и от ругательства воинов. Из Kyкуза, где назначено ему было место ссылки, его вскоре перевели в отдаленный город Питиунт (ныне Пицунда). Святой, не дойдя до него, скончался в Команах 11 сентября 407 года.

Перед кончиной ему явились святые апостол Петр и Иоанн, а также святой мученик Василиск. Умер он со словами на устах: «Слава Богу за все!»

Как прекрасное видение, и окончившись, все еще долго стоит пред глазами, так да остаются долго перед нашими мысленными очами и восстают снова в памяти духовные облики великих святителей.

Зрение их неописуемой духовной красоты да оставит отпечаток в наших душах, чтобы не предстать нам пред Господом с пустыми душами, когда должны будем дать Ему отчет о делах своей жизни.

Будем усиленно молить великих святителей, чтобы помогли они нам от своего духовного богатства обогатиться, исходатайствовали у Господа для нас хотя бы последнее место в Царствии Божием, чтобы нам хотя бы издали зреть Христа, Которому предстоят они лицом к лицу.

Аминь.

Илия (Рейзмир), архимандрит

Собор святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - Богослов

Собор святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами.

По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти — 12 февраля.

Читайте также:  Величие богородицы - богослов

ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ,
ГРИГОРИЮ БОГОСЛОВУ
И ИОАННУ ЗЛАТОУСТУ

Тропарь, глас 4

Яко апостолов единонравнии / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2

Священныя и боговещанныя проповедники, / верх учителей, Господи, / приял еси в наслаждение благих твоих и упокоение: / труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, / Едине прославляяй святыя Твоя.

Слова и афоризмы святителя Василия Великого:

• Ради кого хочешь жить, ради тех и погибнуть не бойся.
• Сверх меры подобает спать мертвым, а не живым.

• Трем лицам пакостит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе.
• Хлеб, который ты хранишь в своих закромах, принадлежит голодному; плащ, лежащий в твоем сундуке, принадлежит нагому; золото, что зарыл ты в земле, принадлежит бедняку.
• Целомудрие в старости — не целомудрие, но немощь бессилия: мертвец не венчается.
• Не говори мне: «У меня знаменитые прадеды и отцы» — верный закон каждому повелевает своею жизнью хвалиться.
• Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность.
• Опечалил ли кто тебя — не печалься, ибо ему уподобишься. Ведь никто не исцеляет злом зла, но добром зло.
• Злой не видит, что является злом.
• Когда веселится сердце, расцветает лицо.
• Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающим.
• Глупые богаты скорее сном, чем богатством.
• Доброе деяние никогда не пропадает втуне. Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу; тот, кто насаждает доброту, собирает урожай любви; благодать, излившаяся на благодарную душу, никогда не бывала бесплодной, и благодарность обыкновенно приносит вознаграждение.

• Добытое трудом с радостью и принимается и сохраняется, а что получено без труда, то быстро исчезает.

Высказывания и афоризмы святителя Иоанна Златоустого:

  • Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.
  • Мы не так скорбим, обличаемые со стороны других, как обличая других за грехи, в которых мы виновны.
  • Для любящего довольно и той награды, чтобы любить, кого любит.
  • Лучше во тьме пребывать, чем без друга.
  • Как доброе дело — помнить о своих грехах, так доброе же дело — забывать о своих добрых делах.
  • Какая это слава, если она заставляет искать чести от низших? Честь состоит в том, чтобы пользоваться славою от высших.
  • Свойство учителя — не колебаться в том, что сам он говорит.
  • Вступать или не вступать в брак — зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство.
  • Ни уклоняться от битвы нельзя, ни самому искать битвы: тогда и победа будет славнее.
  • Время уныния не то, когда мы терпим зло, но когда делаем зло. Мы же извратили порядок и перемешали времена; делая множество зла, мы не сокрушаемся и на короткое время, а если от кого нибудь потерпим хотя малое зло, падаем духом, безумствуем, спешим отказаться и избавиться от жизни.
  • Не думаю, чтоб в среде священников было много спасающихся; напротив — гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души.
  • Не вспоминай о своих добрых делах, чтобы помнил о них Бог.
  • Человек может сделаться и ангелом, и зверем.
  • Мы обращаемся к оскорбителям как бы к каким великим людям, когда говорим: ты кто, что оскорбляешь? А следовало бы говорить, напротив: ты оскорбляешь? — оскорбляй; ведь ты — ничто. Скорее к тем, которые не наносят оскорблений, следовало бы говорить: ты кто, что не оскорбляешь? Ты выше естества человеческого.
  • Человек нередко бросается в бездну, чтобы только другие удивлялись ему.
  • Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспречинный, громким ревом вокруг разнесенный.
  • Стыдись грешить, но не стыдись каяться.
  • Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы, и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы: как же ты хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву?
  • Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.
  • Не знают Бога не те, которые не знают Его существа, а те, которые усиливаются познать это существо.
  • Как душа без плоти не зовется человеком, так и плоть без души.
  • Тяжко не падение, а то, чтобы, упавши, лежать и уже не вставать, помыслами отчаяния прикрывать слабость воли.
  • Завидующий не может не быть и клеветником.
  • Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему.
  • Что такое кротость и что малодушие? Когда мы, видя других оскорбляемыми, не защищаем их, а молчим, это — малодушие; когда же, сами получая оскорбления, терпим, это — кротость. Что такое дерзновение? Когда мы ратоборствуем за других. А что дерзость? Когда мы стараемся мстить за самих себя.
  • Любовь не знает насыщения, но, постоянно наслаждаясь любимыми, более и более воспламеняется.
  • Лишился ли ты чего? Не скорби — этим нисколько не пособишь. Согрешил? Скорби — это полезно.
  • Дерзнуть и простые люди могут не раз, но не все способны в нужное время так поступать.
  • Что же такое смерть? То же, что снятие одежды: тело, подобно одежде, облекает душу, и мы через смерть слагаем его с себя на краткое время, чтобы опять получить его в светлейшем виде. Что такое смерть? Временное путешествие, сон, который дольше обыкновенного.
  • Не плачь об умершем, но плачь о живущем во грехах.
  • Награда тебе будет больше, когда ты станешь делать должное, не надеясь на награды.
  • Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.
  • Еще нет смиренномудрия в том, чтобы грешник считал себя грешником. Смиренномудрие состоит в том, чтобы, сознавая за собою много великого, ничего великого о себе не думать.
  • Если уж помнить грехи, то помнить должно только свои.
  • Кто не нуждается в чужом, но живет независимо, тот всех богаче.
  • Что же такое толпа? Нечто шумное, многомятежное, большею частью глупое, без цели носящееся туда и сюда, подобно волнам моря, составляемое часто из разнообразных и противоположных мнений. Кто имеет у себя такого владыку, не будет ли тот жалок более всякого другого?
  • Военачальнику мы в особенности удивляемся тогда, когда даже в его отсутствие войско соблюдает порядок.
  • Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты — гражданин? Ты — путник. Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город — горе (на небесах); а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа
  • Не вино зло, а пьянство.
  • Всюду жестокостью и трудом человек увеличивает полезно.
  • Если каждый из толпы сам по себе достоин презрения, то, когда таких много, они заслуживают еще большего презрения. Глупость каждого из них, когда они собраны вместе, становится еще большею, увеличиваясь от многочисленности. Поэтому каждого из них порознь, конечно, можно бы исправить, но нелегко было бы исправить всех их вместе, — оттого что безумие их в таком случае увеличивается.
  • Как раны, открытые и часто подвергающиеся влиянию холодного воздуха, делаются более жестокими, так и душа согрешившая становится более бесстыдною, если пред многими обличается в том, в чем она согрешила. Не прибавляй же раны к ранам, объявляя согрешившего, но делай увещевание без свидетелей.
  • Столько же создать может слово, сколько разрушить страх.
  • Грех не в нашей природе; мы сподоблены воли и свободы. Ты — мытарь? Можешь сделаться евангелистом. Ты — богохульник? Можешь сделаться апостолом. Ты — разбойник? Можешь приобрести рай. Нет такого греха, который не изглаживался бы покаянием.

Цитаты святителя Григория Богослова

  • О недостойных пастырях — своих современниках: С неумытыми, как говорится, руками, с нечистыми душами берутся за святейшее дело, и прежде, нежели сделались достойными приступить к священству, врываются в святилище, теснятся и толкаются вокруг Святой Трапезы, как бы почитая сей сан не образцом добродетели, а средством к пропитанию, не служением, подлежащим ответственности, но начальством, не дающим отчета.
  • Все, что делается недобровольно, кроме того, что оно насильственно и не похвально, еще и не прочно.
  • Мы храбры против самих себя и искусны ко вреду своего здравия.
  • Одни привыкли пренебрегать вразумлениями, сделанными наедине, но приходят в чувство, если укорять их при многих; другие же при гласности обличений теряют стыд, но их смиряет тайный выговор.
  • Для ходящего по высоко натянутому канату не безопасно уклоняться в стороны, и малое, по-видимому, уклонение влечет за собою большее, безопасность же его зависит от равновесия.
  • Все мы благочестивы единственно потому, что осуждаем нечестие других.
  • Мы ловим грехи друг друга не для того, чтобы оплакивать их, но чтобы пересудить, не для того, чтобы уврачевать, но чтобы еще уязвить, и раны ближнего иметь оправданием собственных своих недостатков.
  • Простота неосторожна; человеколюбие не без слабостей; и кто далек от зла, тот всего менее подозревает зло.
  • Истинно богомудрые и боголюбивые любят общение с добром ради самого добра, не ради почестей, уготованных за гробом. Ибо это уже вторая степень похвальной жизни — делать что-либо из награды воздаяния; и третья — избегать зла по страху наказания.
  • Тайна спасения — для желающих, а не для на-сильствуемых.
  • Все мы бедны и имеем нужду в благодати Божией, хотя и кажется один превосходнее другого, когда измеряем людей малыми мерами.
  • Если бы кто у нас спросил: что мы чувствуем и чему поклоняемся? — Ответ готов: мы чтим любовь. Почему же мы — чтители любви — так ненавиствуем и сами ненавидимы? Почему мы — чтители мира — немилосердно и непримиримо враждуем? Почему мы — основанные на камне — зыблемся, утвержденные на краеугольном камне — распадаемся, призванные в свете — омрачаемся?
  • Разве есть определенное местом отечество у меня, для которого отечество везде и нигде?
  • Божество необходимо будет ограничено, если Оно постигнется мыслью. Ибо и понятие постижение есть вид ограничения.
  • Слово о Боге чем совершеннее, тем непостижимее; ведет к большему числу возражений и самых трудных решений.
  • Говорить о Боге — великое дело; но гораздо большее — очищать себя для Бога . Учить — дело великое, но учиться — дело безопасное.
  • Мужья были законодателями; поэтому и закон обращен против жен.
  • Всякий грех есть смерть души.
  • Бог всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, всегда есть; ибо слова: «был и будет» означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему; а Сущий — всегда.
  • Смерть установлена — в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным.
  • Закон мученичества таков, чтобы как, щадя гонителей и немощных, не выходить на подвиг самовольно, так, вышедши, не отступать; потому что первое есть дерзость, а последнее — малодушие.
  • Не должно унижать ученость, как рассуждают о сем некоторые христиане; а напротив того, надобно признать глупыми и невеждами тех, которые, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе, чтобы в общем недостатке скрыть свой собственный недостаток и избежать обличения в невежестве.
  • Те, которые преуспели или в делах, оставив слово красноречие, или в слове, оставив дела, ничем, как мне кажется, не отличаются от одноглазых, которые терпят большой ущерб, когда сами смотрят, и еще больший стыд, когда на них смотрят.
  • Мысль, не высказывающая себя словом, есть движение оцепеневшего.
  • Как пламень по истреблении им вещества не сохраняется, но угасает вместе с тем, что горело, так и страсть сия плотская не продолжается после того, как увянет воспламенившее ее.
  • Легче заимствовать порок, нежели передать добродетель.
  • Учение есть пища и для питающего.
  • Нам вверен был рай, чтоб насладиться; нам дана была заповедь, чтобы, сохранив ее, заслужить славу, — дана не потому, что Бог не знал будущего, но потому, что Он постановил закон свободы. Мы обольщены, потому что возбудили зависть; пали, потому что преступили закон; постились, потому что не соблюли поста. Мы возымели нужду в Боге, воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься; с Ним воскресли, потому что с Ним умерли.
  • Ссоры любящих длятся недолго.
  • Мудрым, решения ночью приходят.
  • Не суди по виду, суди по делам.
  • Пугливый муж пугливые мысли имеет.
  • Лучше смолчать, чем худое молвить.
  • Говорящий плохое — всегда в убытке.
  • Беседы, долго идущие, пожирают жизнь.
  • Безумен, кто в богатстве забудет друга.
  • Изрекать могут многие — понимают не все.
  • Добрая жена любит труд и спасает от зла.
  • Праведная жена — богатство дому и спасенье мужу.
  • Не красота всякой женщины — золото, но ум и молчание.
  • Одного невозможно избыть человеку: стремления к женщине.
  • Многих, творящих зло, оправдывает их чин.
  • Душе израненной доброе слово — лекарство.
  • Невозможно достигнуть мудрости, не живя мудро.
  • Бог творит все как хочет, а человек — как может.
  • Смех — самое сильное орудие в победе над гневом.
  • Старайся всякому делать добро, а не себе одному.
  • Не сыскать ни одной жизни, без печали прошедшей.
  • Маловажное немаловажно, когда производит великое.
  • Кто далек от зла, тот всего менее подозревает зло.
  • Знай, судия, что сам будешь судим, и — меньше согрешишь.
  • Кто не расположен ко злу, тот не способен и к подозрению.
  • Кто судит чужой порок, скорее сам подпадет обвинению, чем положит конец пороку.
  • Мужу, в беду попавшему, не сотвори зла — и тебя не постигнет зло.
  • Нередко и праведники предаются в руки нечестивых, но для испытания праведных.
  • Человек, который с трудом умеет быть под начальством, еще гораздо труднее умеет начальствовать над людьми.
Читайте также:  Цель великого поста - богослов

12 февраля — Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого / Исторические справки / Патриархия.ru

12 февраля 2009 г. 00:00

  • В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнена (1), который принял царскую власть после Никифора Ботаниата (2), был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости.
  • Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его искусным оратором, так как он всех превосходил словом и делом, причем видели в нем мужа, мало, чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию.
  • Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивого, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого оратора, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали его выше Василия Великого и Григория Богослова.

Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему.

Так, одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами.

Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости.

Спустя некоторое время после того, как возникли споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, — притом не во сне, а наяву, — Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся своею добродетельною жизнью (3). Они сказали ему едиными устами:

— Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям.

Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной.

В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога.

Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени. Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими, так как он был муж великий в добродетели и знаменитый в любомудрии. Он установил праздник трех святителей, как и повелели ему святые, и завещал церквам праздновать его с подобающим торжеством (4).

В этом ясно обнаружилась мудрость сего великого мужа, так как он усмотрел, что в январе совершается память всех трех святителей, а именно: в первый день — Василия Великого, в двадцать пятый — божественного Григория, а в двадцать седьмой — святого Златоуста, — то он соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало.

Святой Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к Боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея 40 лет от рождения, и в течение 8 лет был предстоятелем Церкви.

Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию.

Просияв своей святой жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван Богословом. Он был святителем в Константинополе 12 лет, утверждая Православие.

Пожив затем малое время на Патриаршем престоле (как об этом пишется в его житии), он оставил престол по преклонности возраста и, будучи 60 лет, отошел в горные обители.

О божественном Златоусте по справедливости можно сказать, что он превзошел всех еллинских мудрецов разумом, убедительностью слова и изяществом речи; Божественное Писание он изъяснил и истолковал неподражаемо; равным образом, в добродетельной жизни и боговидении он далеко превзошел всех. Он был источником милости и любви, был исполнен ревности учительства. Всего он прожил 60 лет; пастырем Христовой Церкви был 6 лет.

Примечания:

1. Византийский император Алексей I Комнен царствовал 1081-1108 гг.2. Никифор III Ботаниат царствовал 1078-1081 гг.3. Иоанн, митрополит Евхаитский — один из замечательных церковных писателей и песнописцев восточной Церкви XI века (скончался в конце XI века). Он написал множество сочинений.

Из них известны: 1) похвальные слова, числом до 15, между которыми замечательны: два слова на День воспоминания победы над Святославом, князем русским, три слова на память святого великомученика Феодора Тирона, слова похвальные трем Святителям; 2) стихи и церковные песнопения: из числа последних полная служба трем Святителям, канон Ангелу Хранителю, два канона святому Феодору Тирону, до сих остаются в церковных службах. В службах же помещены: из числа 27 его канонов Спасителю — один канон Сладчайшему Иисусу; из числа 67 канонов Богородице — шесть; из числа 11-ти канонов Предтече — два.

4. Праздник в честь трех вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого установлен в 1084 году.

Собор трёх святителей — это… Что такое Собор трёх святителей?

Собор вселенских учи́телей и святителей (греч.

Οι Τρείς Ιεράρχες — «три иерарха») — праздник Православной церкви, посвящённый памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, которые почитаются как вселенские учители, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики, организации, и богослужения Церкви. Торжество совершается 30 января (12 февраля).

История установления праздника относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина, когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви.[1] По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом:

Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство.

— Димитрий Ростовский

На сюжете этого видения в XIV веке возникла иконография «Видение Иоанна Мавропода» (изображение Иоанна Евхаитского перед тремя святителями, сидящими на престолах).[2]

С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах появляется служба трём святителям. Самый ранний пример — Устав константинопольского монастыря Пантократора (1136 год), содержащий правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома».

Древнерусская литература

Три святителя, икона 17 века

В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей», состоящая из вопросов и ответов, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.[3] Древнейшие русские списки Беседы относятся к XV веку, известен южнославянский пергаменный список XIV века. Беседа была включена в Индексы отречённых книг, что связывают с написанным митрополитом Киприаном сочинении «О Василие Кесарийском и о Иване Златоусте и о Григорие Богослове въпросы и ответы о всем лгано». В нём авторство Беседы приписывается болгарскому ересиарху Иеремии.

См. также

  • Великие каппадокийцы
  • Три Святителя (броненосец)
  • Трёхсвятительская церковь

Примечания

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *