Страшный суд божий во второе пришествие христово, значение — богослов

Как бы люди не стремились отстрочить Судный день, все неизбежно. Религия христианство не только осознает жизнь человека на земле, в телесной оболочке, но и не отрицает существование после смерти.

Сотворение мира и его последние дни, Библия повествует людям и об этом.

Она пророчит вскоре Второе пришествие Иисуса Христа, кое разделит людей на двое: праведников, которые попадут в рай и грешников, которых ожидает соответствующее наказание.

Грядущее явление описывается не только в Священном Писании. Нередко ему посвящаются сюжеты икон. Изображенные образы демонстрируют картины происходящего на Судном дне и такие иконы есть в большинстве храмах России. Каждая икона Страшного суда имеет различное исполнение, однако объединяет их всегда одно – композиция и сцены, подчиненные общепринятым канонам.

Сюжет иконы Судного дня

История, рисованная на иконах, в первую очередь будто является изобразительным цитированием Апокалипсиса, который служит основой для сюжета. Описание иконы страшного суда является также каноном древних русских и византийских текстов, на самом деле считается написанной на основе откровений почитаемого святого пророка Даниила.

Первые иконы, вышедшие из-под рук мастеров, имеют очень древнее происхождение. Их относят еще к годам существования великого государства – Византия. Так несколько икон Суда Божьего датируются IV веком.

Они изображали известную на тот момент притчу, где разделялись козлы и овцы, и также повествование шлось о десяти девах. Однако сегодняшнее понимание Страшного суда возникло немного позже, но все еще в Византии. Это произошло на грани XVIII века.

Что касается Руси-матушки, то тут икона Страшный суд начала появляться почти сразу после крещения. Первым монастырем, где было замечено данную икону, историки называют Свято-Кирилловский мужской монастырь.

  Позже было замечено, что сюжет иконы вовсе поделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что стало причиной их официального разделения.

Страшный Суд Божий во второе пришествие Христово, значение - Богослов

Основные сцены иконы Страшного суда

Икона Страшный суд Божий в первую очередь отличается от остального наличия «светлых» сюжетов, которые пророчит Апокалипсис. На ней изображены и Адам с Евой – первые люди на земле, и апостолы, держащие книги в руках, и ангелы, которые стоят за их спинами.

В руках неземных существ – свиток, коей знаменует завершение, финал истории на земле. Они, небесные жители, окружили Даниила, толкуя его пророчество. Кроме того, икона Судный день единственная среди всех православных икон, которая показывает Создателя с сединой, в образе старца.

В сопровождении святых Петра и Павла, которые возглавляют ходу, шествуют беспорочные праведники. Этим заканчиваются основные «светлые» сцены и после них следуют «темные».

К ним относится Змей (огненная река, где горят человеческие души) – олицетворение всех земных грехов, сидящий или стоящий антихрист, держащий иногда в ладонях душу Иуды, и также четыре царства погибели, вместо которых явится Царство Небесное.

Страшный Суд Божий во второе пришествие Христово, значение - Богослов

Не лишена икона Второе пришествие Христа сцен, носящих нейтральное значение, где грешники и праведные стоят перед судом. Первые убраны в этнические костюмы, как символ всех народностей мира, а святые распределены по чинам в два ряда.

Рай и ад, сцены борьбы бесов и ангелов. Вокруг Земли темный круг, гробница и море – воскрешение мертвых. Добро и зло, но иногда бывает промежуточное явление, и это помогает понять заблудший человек, который не попал ни в рай, ни в ад.

Значение иконы

Икона Суд Божий, исходя из общих толкований может вызывать чувство испуга, ужаса, но каждого человека, хочет он того или нет, в конце концов ожидает Страшный суд, где будут оценены все деяния. Верховный судья там – Иисус Христос, именно ему во время Второго пришествия предначертано решить судьбу человека, отправив душу в вечный покой или мучения.

Главное, в чем заключается суть всего изображенного – не напугать, а заставить человека переосмыслить, как он живет, что делает, верит ли и искренне кается, совершив ошибку.

Поэтому церковное значение иконы Апокалипсиса – осознание грехов и покаяние.

Молитва перед иконой

Молитва иконе Страшного суда ориентирована на искупление грехов не только с помощью созерцания, но и произношением заветных слов, подтверждающих искренние намерения. Вот почему молиться перед иконой положено за невольные и вольные прегрешения, дабы получить возможность пройти в Небесное Царство, а также допускается поминание умерших грешников.

Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых: сице днесь, прежде даже не приити дневи осуждения моего, у святаго Твоего Жертвенника предстоя пред Тобою, и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй. Виждь, Господи, смирение мое, и остави вся грехи моя, виждь яко умножишася паче влас главы моея беззакония моя. Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей? Всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея благости, и несть грех, побеждающь человеколюбие Твое. Темже, Пречудный Царю, незлобиве Господи, удиви и на мне, грешнем, милости Твоя, покажи благости Твоея силу и яви крепость благоутробнаго милосердия Твоего, и обращающася приими мя, грешнаго. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу.

Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе.

И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею.

И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.

Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим.

Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа.

Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?

Господи Боже мой, на Тя уповах: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель, и по щедротам Твоим и милостем Твоим, ослаби, остави, прости ми вся, елика Ти согреших, яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воздаждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя.

Даруй ми слезы сокрушения и умиления сердечнаго, возводящая падшия ко своему наследию, ими же очищуся от всякаго греха, ибо страшно и грозно место имам проити, тела разлучився: множество тогда, мрачное и безчеловечное демонов срящет мя, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй, но дела моя осудят мя.

Сего ради прежде конца в покаянии приими мя и никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть.

Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики.

Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!

(2

Второе Христово Пришествие (из учения Церкви о конечных судьбах мира)

Страшный Суд Божий во второе пришествие Христово, значение - БогословСобытие Второго Пришествия Христа на землю является важнейшим в православной эсхатологии (учении о конечных судьбах мира). О том, что будет происходить в день Второго Пришествия – последний день существования нашего земного мира в его нынешнем состоянии, и о том, что будет этому дню предшествовать, рассказывает клирик Свято-Троицкого собора иеродиакон Паисий (Шурухин).

«В истории мира наиболее важны два события: Первое Пришествие Господа Христа и Его Второе Пришествие. Первое – сеяние; второе – жатва; первое показало и дало роду человеческому все Божественные истины и силы для спасения людей от греха, смерти, диавола, второе явит и обнаружит, как род человеческий этим воспользовался» (св. Иустин Попович).

О свободной воле человека, Боге Спасителе и Первом Христовом Пришествии

– Отец Паисий, напомните, пожалуйста, с чем была связана необходимость Первого Пришествия Христа на землю.

– Согласно Символу веры, мы веруем в то, что Господь наш Иисус Христос сошел с небес «нас ради человек и нашего ради спасения». Спасения от чего? – По учению Церкви, человек изначально сотворен по образу Божию как существо, должное находиться в общении с Богом, в богопознании, богоуподоблении. И обладающее при этом свободной волей.

Книга Бытия рассказывает что, человек на заре своей истории испытания свободой не выдержал (Быт. 3). По соблазну диавола он нарушил данный Богом закон жизни и тем самым не только повредил первоначальное – безгрешное и чистое – состояние своего естества и мира, но и утратил общение с Богом.

Отказавшись от Бога, источника жизни, он обрек себя на плен греха и смерти. Своими силами освободиться из этого плена ни праотцы наши Адам и Ева, ни потомки их – весь человеческий род, не могли. Для освобождения их и приходил на землю Господь Иисус Христос.

Господь Спаситель восставил падшее человечество, открыл ему путь к достижению той цели, ради которой человек и создан – к соединению и блаженному общению с Богом, путь спасения.

Читайте также:  Можно ли заразиться короновирусом в храме и во время причащения? - богослов

Возможность спасения дана каждому человеку. А как он ей воспользуется, и воспользуется ли вообще, зависит от самого человека. Бог насильно никого не спасает, спасение совершается в единстве двух воль – Бога и человека.

Но в мире есть еще и «третья воля» – враждебная Богу; эта диавольская воля стремится отвратить человека от Бога, не допустить его до спасения. Однако насильно навязать свою волю человеку диавол не может, у него нет на это власти.

Человек сам выбирает, за кем ему следовать – за Христом или за диаволом.

А результат его выбора будет оценивать Господь в день Своего Второго Пришествия.

О Боге Судии и Втором Христовом Пришествии

«Естественно, чтобы Бог – Творец, Спаситель и Освятитель – в то же время был Судией.

Ибо, как Творец, Он дал нам жизнь; как Спаситель, он спас нас от греха, смерти и диавола; как Освятитель, Он даровал нам в Церкви все средства к освящению, спасению и обожению; как Судия Он судит и оценивает, как мы воспользовались жизнью, которую Он нам дал, и средствами, которые Он предоставил нам в Церкви» (св. Иустин Попович).

– О. Паисий, в чем различие Первого и Второго Пришествий?

– Во-первых, они различны по целям. В Первое Пришествие Господь приходил не судить мир, но спасти мир (Ин. 12, 47); отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). Во Второе Пришествие Он придет праведно судить вселенную (Деян. 17, 31) и воздать каждому по делам его (Мф.

16, 27). Два Пришествия будут отличаться и образом явления Христа. Пострадать за нас он приходил в уничижении, в образе раба (Флп. 2, 7), а судить придет во славе Своей и все святые Ангелы с Ним (Мф. 25, 31).

Так говорит о Христе и Символ веры: «И паки грядущего со славою…» При этом, если Первое явление Христа было достаточно незаметным, то Второе не заметить будет невозможно: ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф.

24, 27). По словам отцов, «оно видимо будет везде по причине сияния славы».

– Что будет происходить во Второе Пришествие и почему оно называется также «концом света»? Название не очень оптимистичное…

– В день Второго Пришествия, когда Господь Иисус Христос во славе придет с небес на землю, произойдет ряд чрезвычайных событий, с которыми связаны и названия этого дня.

Свершится то событие, о котором говорится в Символе веры словами: «Чаю воскресения мертвых», т. е. всеобщее воскресение мертвых и изменение живых. Бог в этот день будет судить вселенную, поэтому он называется днем судным (Мф.

10, 15), а поскольку весь суд Бог Отец передал Сыну, Господу Иисусу Христу, это и день Господень (2 Пет. 3, 10), день Сына Человеческого (Лк.

17, 22), и еще ряд названий – и все они свидетельствуют, что это день совершенно исключительный: день великий (Деян. 2, 20).

«Концом света» (и еще днем последним) он называется, т. к. в этот день завершат свое существование время, земной мир в его нынешнем состоянии и человеческая история. В этот день Господь вынесет Свой последний, окончательный суд о всецелой истории мира и человека, о всех людях вместе взятых и о каждом человеке в отдельности.

Что же касается оптимизма… Ведь это день не только «конца», но и «начала» – новых неба и земли, новой жизни в преображенных телах, жизни в вечности. Св. Василий Великий сравнивает его с первым днем существования мира. Первый полагает начало тварному миру; последний – миру обновленному. И оба они – единственные и неповторимые.

– Почему так много ложных предсказаний о дате конца света?

– А разве могут быть об этом неложные предсказания? Господь не открыл нам сроки наступления «последнего дня». Об этом Сам Он говорит Своим ученикам: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24, 36); Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян.

1, 7). Дата сокрыта от нас промыслительно, чтобы мы бодрствовали и в любую минуту готовы были предстать пред Господом для ответа. Как говорит блж. Феофилакт, «нет пользы нам знать, когда будет кончина мира, дабы не облениться». Попытки «доискиваться» этой даты, вопреки Слову Божию, лишь отвлекают от реальных дел спасения.

«Нездоровое любопытство Церковь не благословляет, она его осуждает», – свидетельствует св. Григорий Шлиссельбургский.

О том, что будет происходить на земле перед Вторым Пришествием

«Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть» (Мф. 24, 6)

– О. Паисий, объясните, пожалуйста, для чего, скрыв от нас сроки Второго Пришествия, Бог в то же время указывает нам признаки его приближения?

– Действительно, Священное Писание много говорит об этом. В каждом из синоптических Евангелий есть эсхатологическая глава, где Сам Господь рассказывает о Своем Втором Пришествии и признаках кончины мира (Мф. 24; Мк. 13; Лк. 21).

Для чего нам следует об этом знать? – Чтобы лучше ориентироваться в том, что происходит в окружающем нас мире.

«Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть», – говорит Христос, показывая тем самым, что все эти события, не только благоприятные, но и тяжкие, скорбные, происходят под невидимым управлением Промысла Божия и направлены к достижению благих целей.

Что при этом требуется от нас, верующих? То же, что и во все остальные времена: хранить веру, правду, уповать на Бога, не быть боязливыми, вверяя себя Божественному Провидению. «Не бойтесь, не смущайтесь, – говорит св. Иоанн Златоуст. – Ибо если вы покажете надлежащее терпение, то несчастия не победят вас».

– И что же именно будет предшествовать концу света?

– С признаками приближения кончины мира каждый может ознакомиться, внимательно читая Слово Божие. В общем же будет необычайное усиление и распространение зла во всех областях человеческой жизни, даже в природе.

Это войны и военные слухи; восстанет народ на народ, и царство на царство; будут глады, моры и землетрясения; христиан будут ненавидеть за имя Христово, предавать на мучения и убивать; появятся лжехристы и лжепророки и многих прельстят (Мф. 24, 4–11).

При этом Евангелие будет проповедано по всей вселенной, во свидетельство всем народам (Мф. 24, 13), однако вера в людях к тому времени так оскудеет, что Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8). Ап.

Павел свидетельствует, что в те дни произойдет отступление от христианства, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны… имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3, 2–5).

Такая обстановка будет благоприятна для появления в мире антихриста – человека греха и сына погибели (2 Фес. 2, 3).

«Когда большинство людей в своей свободе будут добровольно выбирать зло, и делать зло, и желать зла… тогда Господь попустит явиться и их верховному вождю христоборчества, антихристу», – пишет св. Иустин Попович.

Антихрист и его деятельность

«Антихрист? В роде человеческом это будет человек всегрех; в нем грех достигнет всего совершенства, всей своей власти. Всею душою своею, всем сердцем своим, всем умом своим, всею силою своею он будет родственен сатане, и сатана – ему. Их воли одушевленно сольются в единую волю, и они всем существом будут работать против Богочеловека Христа» (св. Иустин Попович).

– О. Паисий, расскажите нам об «антихристах» и «антихристе».

– Слово «антихрист» употребляется в Священном Писании в двояком смысле. В общем смысле так называется всякий противник Христа. По словам ап. Иоанна, таких антихристов много было, есть и будет. Антихрист в собственном, или строгом, смысле один, он еще не пришел, но явится перед концом мира.

Дата конца мира неизвестна, поэтому неизвестно и время прихода антихриста; собственное имя его не открыто, т. к., по словам отцов, «недостойно быть возвещенным от Духа Святого». Характер антихриста и его царствование описаны в Книге прор. Даниила, во 2-м Послании ап.

Павла к Фессалоникийцам и в Откровении (Апокалипсисе) Иоанна Богослова.

История человеческого рода не закончится, пока сатана не покажет на земле всю силу своего зла. В последние времена все средства – ложь, злоба, насилие, будут мобилизованы сатаной для последней битвы со Христом и Его Церковью. Антихрист станет абсолютным воплощением человеческо-сатанинского зла. По словам св.

Иоанна Дамаскина, «Бог, предвидя будущее развращение его воли, попускает диаволу вселиться в нем». Антихрист станет орудием сатаны, все его деяния будут совершаться по действию сатаны… со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Фес. 2, 9), с главной целью – отвратить людей от Бога и всего Божиего.

Обольстив народы, антихрист станет всемирным правителем, будет выдавать себя за Бога и требовать божественного поклонения (см.: 2 Фес. 2, 4). Христиане, оставшиеся верными Богу, подвергнутся жесточайшим гонениям и мучениям (Откр. 13, 15). Дело дойдет до того, что, не имея внешнего знака покорности антихристу, нельзя будет ни покупать, ни продавать (Откр. 13, 17).

Церковь, гонимая и преследуемая, должна будет скрываться в пустыне (Откр. 12). Однако, как ни велики сила и власть антихриста, как ни жестока брань против Церкви Христовой, врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Церковь пребудет непоколебимой: богослужения и Таинства не прекратятся в ней до самой кончины мира (1 Кор. 11, 26), т. к. с Церковью до скончания века пребудут Христос и Святой Дух.

Для уничтожения царства антихриста явится Сам Господь Иисус Христос и убьет беззаконника духом уст Своих (2 Фес. 2, 8). На этом закончится самозванная миссия антихриста и его сатанинское царство.

Победой Христа над антихристом завершится многовековая битва между Божественным добром и сатанинским злом, происходящая на протяжении всей истории человечества не только в мире, но и в каждом человеческом сердце.

– Встречаются люди, которые, можно сказать, не вполне «уравновешенны» по отношению к теме «антихриста» и всему, что с этим связано, они достаточно непримиримы, и всякий не разделяющий их точку зрения сам становится для них чем-то вроде антихриста…

– Действительно, нередко бывает, что все разговоры о конце света сводятся лишь к обсуждению ужасов и катастроф, описанных в Апокалипсисе. Сюда же можно отнести рассуждения о трех шестерках, паспортах, ИНН и прочем. Всё это, присутствуя в неразумных количествах, приводит к созданию атмосферы страха, подозрительности.

И, к сожалению, многие не замечают, что как-то на второй план при этом отходят и Христос, и смысл и цель Второго Пришествия Христа (а не антихриста!), и то, что конец света – это зло для антихриста, его слуг и последователей, а для верных Христу – это приход Спасителя в славе Божией, победа добра над злом, жизни над смертью.

Хотелось бы, чтобы именно это являлось основной мыслью и содержанием подобных разговоров.

Читайте также:  Торжество православия — смысл праздника, чин богослужения - богослов

А по поводу «печати антихриста» прислушаемся к голосу архимандрита Иоанна Крестьянкина: «При современных технических возможностях можно тайно и явно запечатлеть все народы и «номерами», и «чипами», и «печатями».

Но они душе человеческой не могут повредить, если не будет сознательного отречения от Христа и сознательного же поклонения врагу Божию».

Страшно другое: то, что уже сейчас, до прихода антихриста, не исполняя заповедей Христа, не следуя за Ним, многие из нас получают эту печать в своем сердце.

О Страшном Суде

«Жизнь наша земная есть время купли или вечных благ, или вечных мук» (архимандрит Иоанн Крестьянкин).

– Как будет происходить Страшный Суд?

– В день Своего Второго Пришествия, после всеобщего воскресения мертвых Господь Иисус Христос совершит Всеобщий и последний суд. Этот суд охватит людей всех времен и народов – христиан и язычников, верующих и неверующих, никто его не избежит. Об этом пишет ап.

Павел: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, – доброе или худое (2 Кор. 5, 10). Судьей на этом суде будет Господь Иисус Христос. Потому что именно Христос, Сын Божий и Сын Человеческий, есть определенный от Бога Судия живых и мертвых (Деян. 10, 42).

Он будет судить мир не только как Бог, но и как Человек. И никто не сможет упрекнуть Его в том, что Он не познал скорбей нашей земной жизни. Предметом суда будут не только все наши дела, но и мысли, чувства, желания, слова. Мы будем судимы не только за совершенное зло, но и за добро, которое не совершили, хотя и могли.

Никто на суде не сможет обвинить Бога в несправедливости, т. к., по словам св. Игнатия Брянчанинова, «обличителем и обвинителем каждого подсудимого будет совесть его, внезапно исцеленная от слепоты и обаяния грехом».

И отделит (Христос) одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф. 25, 32–33). Критерием разделения будут дела милости. По толкованию отцов, не только вещественной (накормить голодного, одеть нагого, посетить больного и др.

), но и духовной (не осуждать, прощать, давать добрый совет и т. п.). Милость, оказанная ближним как меньшим братьям Христа, т. е. ради Христа, доставит совершившим ее оправдание и Царство Небесное, а отвергшим ее – осуждение и огонь вечный (см.: Мф. 25, 34–46).

Слова Священного Писания о Страшном Суде являются не угрозой возмездия, а призывом к добрым делам. Нужно понимать, что Страшный Суд начинается для нас еще в этой, земной, жизни, когда мы творим добро или зло. Разделение на «овец» и «козлов» на Страшном Суде не будет результатом Божиего произвола, а лишь подтвердит выбор, сделанный самим человеком.

– Почему этот Суд называется «страшным», для кого и чем он страшен?

– Страшен он для всех людей, потому что безгрешен лишь Богочеловек Иисус Христос. А страшен тем, что определяет вечную участь человека; и если эта участь окажется плачевной, то изменить ее уже будет невозможно. Скорбь, сокрушение будут бесполезны. Тогда, по словам св. Николая Сербского, «уже поздно будет творить добрые дела и поздно будет каяться» и «плач больше не встретит сочувствия».

  • – А что будет после Страшного Суда?
  • – Вечное блаженство в Царстве Небесном для праведников и вечная мука в аду для грешников.
  • Беседовала Людмила Кузнецова

Глава 2. О Втором Христовом пришествии, или о Страшном Суде

  • Глава 2.
  • О Втором Христовом пришествии, или о Страшном Суде
  • Господь вовек пребывает; приготовил Он для суда Престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде.
  • (Пс. 9:8-9)

Мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо,– говорят Ангелы апостолам при Вознесении Христовом.

  1. (Деян. 1:11)
  2. Всем нам должно явиться пред Судилищем Христовым, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
  3. (2 Кор. 5:10)

§ 165. Как вера святая и святое Божие Слово учат нас, что Иисус, Сын Божий, на земле явился ради нашего спасения и с людьми пожил, и спасение вечное дал верующим в Него, умер и воскрес, вознесся на небо и сел одесную Бога, так та же вера утверждает нас, что опять придет на землю.

Первое пришествие Его было смиренное, второе – славное. В первом пришел взыскать и спасти погибшего (Мф. 18:11) во втором придет судить и воздать каждому по делам его. В первом пришел призвать грешных к покаянию (Мф. 9:13), во втором придет судить грешных непокаявшихся.

В первом милость Свою и человеколюбие показал нам, во втором объявит правду Свою.

§ 166. Образ или производство Суда Христова изображается у евангелиста Матфея в главе 25-й. Соберутся на Суд тот все народы, и отделятся одни от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И будут поставлены овцы по правую руку Праведного Судии, козлы же – по левую.

Те, кто по правую сторону, услышат вожделенный голос Царя славы: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Те, кто по левую, услышат страшное определение: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:31-46).

§ 167. На Суде том не только за злые дела, но и за оставление добрых дел судимы будем. Ибо говорит тем, кто по левую сторону: Алкал Я, и вы не дали Мне есть, и прочее.

Бог повелевает как от зла уклоняться, так и благо творить (см. Пс. 33:15) – потому как творением зла, так и оставлением добра заповедь Божия преступается.

От преступления же заповеди Божией бывает непослушание Богу, в чем человек перед Богом виноват.

§ 168. Доносители и свидетели, как на суде человеческом бывает, на Суде том не потребуются. Ибо Судия, как Сердцеведец, знает все – не только слово и дело, но и помышление, и умышление, и намерение всякого.

Тогда и раскроются книги совести, в которых каждый увидит дела, слова, помышления, начинания и намерения свои. «Как за телом тень, – говорит свт. Василий Великий, – так за душами грехи последуют на последний Суд, явно деяния показывающие» (В слове к богатым).

Горе нам тогда от этих наших соперников будет, если от них слезами и покаянием здесь не освободимся. И не только сами увидим их, но и весь свет, Ангелы и все люди увидят дела наши явные и сокровенные.

«Благое и злое, – говорит тот же святой отец, – явное и тайное, дела, слова и помышления – все это явно во всеуслышание Ангелам и людям откроется» (В послании к падшей деве).

§ 169. На Суде том не будет различия между князем и подданным его, между господином и рабом, между благородным и худородным, как на суде человеческом бывает. Ибо Судия Нелицеприятный, и судит по делам, а не по лицам: более же сильные сильно истязаны будут; ибо не щадит лица Владыка всех и не устрашится вельможи (Прем. 6:6-7). От всякого, кому дано много, много и взыщется (Лк.

12:48). От пастыря взыщутся овцы словесные, Кровью Христовою купленные и ему на хранение порученные. От судьи взыщется хранение правды и клятвы, перед Свидетелем Богом данные. От богатого взыщется, как и на что Богом данное богатство употребил. От разумного и ученого взыщется, на что дар разума, Богом данный, употребил. Так и каждый за свой талант данный ответ даст (Мф. 25:14-30).

§ 170. Там и мнимые праведники, и почитаемые грешники объявятся. Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицом оскорбивших его и презирающих труды его. И тот, который у мира был в посмеянии и притчей поношения, и чье житие мир считал сумасшествием и кончину бесчестной, тот оказался в сынах Божиих и во святых жребий его увидит (Прем. 5:1, 3-5).

§171. Обычно, вызываемые на суд мира сего заранее готовятся, что и как отвечать на суде, чтобы не быть осужденными. Но приготовление к Суду Христову противоположно этому. Здесь много помогает хитрость и красноречие – там ничего. Здесь золото и серебро защищает и правды уста заграждает – а там ничего.

Здесь предстатели многим помогают, как-то: сильные сильным, благородные благородным, богатые богатым, – там ничего. И поэтому желающие на суд мира этого явиться этих и подобных пособий ищут, чтобы на суде не посрамиться. А к тому Суду какое приготовление? Совсем другое!..

Какое же? Ныне заранее обнажить всего себя должно перед Судией тем, и то самовольно. Прежде Суда того самого себя осудить, самого себя виноватым объявить, чистосердечно признать себя достойным всякой казни.

А притом со смирением и надеждой молить Его, чтобы не судил по делам; не вниди в суд с рабом Твоим (Пс. 142:2). И так от правды Его к милости Его, от гнева Его праведного к милосердию Его прибегать, и часто смиренный глас мытаря повторять: Боже! Милостив буди мне, грешному (Лк. 18:13).

И делать то ныне, в этом веке, пока милость Божия всем ищущим ее открыта. А там всякое смирение и моление бесполезно, ибо правда тогда вступит в свое действие.

§ 172. Господь вовек пребывает: приготовил для Суда Престол Свой. Готов Архангел вострубить и разбудить от начала мира спящих (Пс. 9:8-9; 1 Фес. 4:16; 1 Кор. 15:32); готовы Ангелы собрать избранных Его от четырех ветров, от края земли до края неба (Мк.

13:27) – готовы, но одного повеления Судии ожидают. Готова геенна мучить грешных; готово царство небесное упокоить и увеселять праведных. Уготовил для Суда Престол Свой Судия Праведный воздать каждому по делам его (Мф. 16:27).

А когда будет день тот Судный, когда придет Судия на Суд Свой, когда поставлены будут престолы на Суд, когда вострубит Архангел и возбудит мертвых – скрыл от нас Промысел Божий, чтобы всегда Его ожидали.

Читайте также:  О встрече христа с самарянкой - богослов

Пророки вопиют, апостолы проповедуют, отцы и пастыри учат, что Он приготовил для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде, но ожидает, чтобы и мы готовились.

Готовься и ты, грешник! Судия приготовил уже для суда престол Свой. Вот, Судия стоит у дверей (Иак. 5:9), придет и не умедлит (Евр. 10:37).

Готовься и ты, чтобы неготового не застал тебя; очищай совесть твою теплым покаянием; смирись, моли умильно Судию, пока не зовет тебе на суд Свой. Ныне моли Его, пока время дает тебе; ныне исправляйся, пока время благоприятное и день спасения (2 Кор.

6:2); ныне плачь, пока полезны слезы; ныне кайся, пока Он принимает кающихся. Тогда не будет места покаянию, ни слезам, ни плачу; но одно строгое испытание дел будет.

§ 173. Особенно достойны замечания те слова Христовы, которые на Суде Своем тем, кто по левую сторону, говорит: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть, и прочее.

Если тех, которые от своих имений не уделяли и прочих дел милости к ближнему не показывали, отсылает Христос в вечный огонь, что уже будет тем, которые не только своего не давали, но и чужое грабили? Что будет ворам, хищникам, мздоимцам, лихоимцам? Что будет тем, которые по должности своей не только не отирали слез плачущих, но ради лакомства своего и умножали? Что будет тем, которые наемников своих без надлежащего вознаграждения отсылали? Что будет тем, которые беззаконной питались лихвой? Что будет тем, которые с подчиненных своих последнюю копейку сдирали и тем себе чести искали, или роскоши служили, или сыновьям богатое наследство заготавливали, или дочерей своих, как бы храм, украшали и им знатное приданое давали? Строгости гнева Божия и тяжести будущей вечной казни, им следующей, изобразить невозможно! Самим им оставляю на рассуждение. А истинное покаяние, о котором выше сказано, все заглаживает.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Второе пришествие Иисуса Христа — это… Что такое Второе пришествие Иисуса Христа?

Икона «Второе пришествие», Греция, ок. 1700

Второ́е прише́ствие Христо́во — событие, ожидаемое в большинстве христианских церквей, предвозвещённое в Новом Завете. Одно из догматических положений Церкви, зафиксированное в Никео-Цареградском Символе веры, в его 7-м члене:

И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же Вся быша И паки Грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца

В Библии

Трактование пророчеств Ветхого Завета

Пророчества Ветхого Завета о «дне Господнем» (дне Яхве) в христианской традиции также связываются со Вторым пришествием.

Перед ними потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?

В Новом Завете

Теме второго пришествия Иисуса Христа посвящено множество пророчеств Нового Завета. Сам Иисус Христос также неоднократно говорил о своём втором пришествии (Мф.16:27; Мф.24:27; Мф.25:31; Мк.8:38; Лк.12:40), о нём ясно учат и апостолы (1Ин.2:28; 1Кор.4:5; 1Фес.5:2-6) и потому оно было общим убеждением Церкви во все времена и вошло почти во все древние символы веры.

По ясным указаниям Св.

Писания, Церковь второе пришествие Христово признаёт видимым и не смешивает, как делают иногда рационалистические толкователи, с какими-нибудь чрезвычайными, но тем не менее невидимыми посещениями Божиими Церкви.

По словам Иисуса Христа, второе Его пришествие будет видимо всеми, как внешнее (Мф.24:30; Мр.13:26; Лк.21:27), видимо так, как видимо вознёсся Он на небо перед своими учениками (Деян.1:11).

Второе пришествие Иисуса Христа будет славным: Он явится не уничижённым сыном человеческим, как в первый раз, но как истинный Сын Божий, окружённый ангелами, служащими Ему (Мф.24:30; Мф.16:27; Мр.8:38; 1Фес.4:16 и проч.). Это славное пришествие будет в то же время страшным и грозным, так как теперь Христос будет судить мир.

Иисус Христос и апостолы не только не указывают определённо на день и час второго пришествия, но даже прямо говорят о невозможности для человека знать это (Мф.24:36; Деян.1:6-7; 2Пет.3:10 и др.).

Впрочем, они указали некоторые признаки этого времени, как-то: появление многих лжехристов (Мф.24:5; 1Ин.2:18), распространение проповеди евангельской по всему миру, всем народам (Мф.24:14), оскудение веры и любви в людях (Мф.24:12; Лк.

18:8), страх перед бедствиями, которые должны постичь Землю (Лк.21:26) и явление беззаконника (греч. ὁ ἄνομος) (2Фес.2:8), то есть антихриста.

В притче о смоковнице (Мф.24:32-33; Лк.21:29-31) Иисус Христос указал способ определения приближения Дня Господня: когда деревья распускаются — то лето близко. Когда «пришествие Сына Человеческого» будет «близко, при дверях», то ученики будут способны это узнать (Мф.24:33). Христос просит учеников увидеть приближение Царствия Божьего и восклониться (Лк.21:28; Лк.21:31).

Как и в пророчествах Ветхого Завета, пророчества Нового Завета говорят о том, что второму пришествию будут предшествовать многие катаклизмы (землетрясения) и знамения на небе (помрачения солнца и луны, падения звёзд с неба).

И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою

Так, например, следующие исторические события некоторыми богословами XIX века (Иосиф Вольф, Эдвард Ирвинг, Уильям Миллер, Джозеф Смит, Леонард Келбер, Мейсон, Уинтроп) рассматривались как возможное начало исполнений пророчества Иисуса Христа о Его втором пришествии:

Попытки «исполнить» пророчество

Ранние христиане воспринимали пророчество о втором пришествии буквально, ожидая прихода Иисуса Христа во плоти и наступления царства Божья ещё при их жизни.

Одна из первых исторически документированных попыток духовно возглавить иудеев связана с иудеем Симоном бен Косеба (Бар-Кохба, «сын звезды»), объявившем себя мессией. Бар-Кохба в 131 году повёл своих сторонников на вооружённое восстание против Рима, освободил только что отстроенный Иерусалим (Элия Капитолина) и был объявлен царём иудейским.

Палестинские христиане первоначально примкнули к восстанию, но отказались называть Бар-Кохбу мессией, что привело к конфликту, и в конечном итоге обострило отношения христиан с правоверными иудеями.[1] Летом 135 года восстание было подавлено императором Адрианом, а вера ранних христиан в быстрое наступление второго пришествия пошатнулась.

В последующие века находились люди, убеждённые в своей идентичности с Иисусом Христом. К некоторым окружающие относились, как к психически больным, другим удавалось собрать вокруг себя то или иное количество верующих.

В настоящее время следующие люди утверждают, что являются во второй раз пришедшим Иисусом Христом и пользуются доверием некоторого количества последователей (в скобках указана страна и год объявления себя вторым пришествием):

Второе пришествие в различных учениях и конфессиях

Брань антихриста с Церковью Христовой будет продолжаться три с половиной года (Откр. 12:6-7), и по окончании этого времени будет пришествие Христово.

По мнению некоторых богословов, этому событию будут предшествовать: [источник не указан 240 дней]

Аналоги и противопоставления в других религиях

  • Основная статья: Мессия
  • Иудаизм не признаёт идеи «Двух Пришествий» и считает натяжкой и искажением попытки толковать в этом смысле пророчества ТаНаХа (Ветхого Завета) [источник не указан 550 дней].
  • Иудаизм признает за Пришествие мессии только такое положение дел, при котором будут осуществлены пророчества древних еврейских пророков — в частности, на всей Земле установится всеобщий, вечный мир, исчезнет зло, преступность:
  • «И будет Он (Мессия) судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут более учиться воевать» (Ис.2:4).
  • «Притеснителя не станет, грабеж прекратится, попирающие исчезнут с земли» Исайя 16.4.
  • «Земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море»(Исайя. 11:9).
  • «Делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» Псалом 36.9
  • «Зло истребится, и исчезнет лукавство; процветет вера, побеждено будет растление, явится Истина» 3 Езд.6:25

Христиане ожидают реализации этих пророчеств при «втором пришествии Иисуса Христа», различаясь при этом с иудеями в вопросе «приходил ли уже мессия раньше», то есть будет ли это Пришествие вторым или первым.

По мнению некоторых (в основном православных) христианских богословов, иудейский «Мессия» для христиан — Антихрист, поскольку настоящий Мессия — Иисус Христос «пришёл во Имя Божие, но вы (иудеи) его не приняли; другой же придёт во имя свое, и вы примете его» (ср. Ин.5:43).

[4] В то же время, по мнению части католиков[5] и протестантов[6], иудаизм и христианство представляют собой «эсхатологическое единство», и соответственно, еврейские представления о Мессии идентичны представлениям о Втором Пришествии Иисуса.

В христианской среде широкое распространение получили взгляды о том, что в самом Евангелии недвусмысленно сказано, что к моменту Второго пришествия все иудеи примут христианство. Эти представления основаны на понимании высказывания в Рим.

11:26 «и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.» Разное понимание того, кого следует понимать под «Израилем» (этнических евреев или христиан, как «духовный Израиль»), приводят к различным богословским выводам.

См. также

Примечания

  1. И. С. Свенцицкая. Тайные писания первых христиан — М., Политиздат, 1980 г.
  2. Виктория Минаева Дело основателя «Ашрама Шамбалы» отправили в суд//Комсомольская правда,24.06.2011 г.
  3. Диспут председателя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священника Олега Стеняева с духовный представитель Далай-Ламы в России, СНГ и Монголии Геше Тхинглеем
  4. Иеромонах Серафим (Роуз). Православие и религия будущего. Джорданвилль, 1975
  5. см. Дидье Поллефе, «Иудейско-христианские отношения после Освенцима с католической точки зрения», http://www.jcrelations.net/ru/1616.htm , о позиции Бенедикта XVI см. Дов Конторер, «Новый Папа и его роль в улучшении отношений Ватикана с Израилем», http://www.machanaim.org/philosof/chris/dov-new-p.htm
  6. «СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ. О новом подходе христианского вероучения к иудаизму и еврейскому народу. Декларация Группы христианских ученых — исследователей христианско-иудейских отношений (США) (Christian Scholars Group on Christian-Jewish Relations)» http://www.jcrelations.net/ru/1595.htm

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *