Толкование молитвы ефрема сирина 1 часть — богослов

Толкование молитвы Ефрема Сирина 1 часть - Богослов

Молитва Ефрема Сирина является очень сильной и ее читают в церквях во время Великого поста. Использовать ее могут все люди, которые хотят встать на праведный путь и избавиться от греховных наклонностей. Важно понимать каждое слово, в противном случае молитва будет бесполезной.

Кто такой святой Ефрем Сирин?

Христианский богослов и поэт Ефрем Сирин был канонизирован в лике преподобных. В православной церкви его вспоминают 28 января, а в католической – 9 июня.

В юношестве он был грубым, злым, в общем, все его поступки были ужасными. Однажды его обвинили в краже стада овец и посадили в тюрьму.

Ночью он услышал голос, который приказал ему измениться, и тогда Ефрем дал обет посвятить всю свою оставшуюся жизнь покаянию.

Преподобный Ефрем Сирин писал сочинения, которые переплетаются не только с произведениями христианских ученых, языческой мифологией и другими направлениями.

Большую часть сочинений составляют проповеди и пророчества, которые в большей степени являются нравоучительными. Он рассказывает о покаянии, борьбе со страстями, смерти, Страшном суде и других важных религиозных фактах.

Известна молитва Ефрема Сирина, которая помогает человеку вымолить прощение и встать на праведный путь.

Молитвы Ефрема Сирина на каждый день

Молитвенные тексты обладают огромной силой, способной творить чудеса, но только если их правильно произносить. Читается молитва Ефрема Сирина, с учетом некоторых правил:

  1. Каждое слово должно произноситься осмысленно, поэтому, если что-то является непонятным лучше предварительно посмотреть значение.
  2. Слезные молитвы Ефрема Сирина должны читаться от чистого сердца и с непоколебимой верой в Господа и его могущество.
  3. Произносить текст нужно медленно, но без запинок. Если его сложно выучить наизусть, тогда перепишите его на бумагу и читайте.
  4. Молитва Сирина должна произноситься в одиночестве дома или в церкви. Важно, чтобы ничего не отвлекало от процесса.

Молитва Ефрема Сирина в Великий пост

Святой написал молитву в 4 веке, объединив в ней все важные положительные и отрицательные качества людей. Молитва Ефрема Сирина «Владыка живота моего» является очень сильной и важной, поэтому ее в церкви читает священник, стоя лицом к Царским воротам.

Произносят молитвенный текст в течение всего Великого поста за исключением суббот и воскресений. Последний раз молитва Ефрема Сирина повторяется в Страстную среду.

После каждого прочтения молитвы необходимо делать поклон и это означает, что человек должен восстановиться в вере и телом, и душой, иначе вернуться к Богу не получится.

Толкование молитвы Ефрема Сирина 1 часть - Богослов

Покаянная молитва Ефрема Сирина

В текст молитвенного обращения входит всего несколько десятков слов, которые описывают основные положения, необходимые для того, чтобы раскаяться в своих грехах и прийти к Господу.

Молитва преподобного Ефрема Сирина, представленная выше, помогает человеку выбрать для себя правильный путь, чтобы избавиться от оков темных сил. Произносить ее можно не только в Великий пост, но и при желании покаяться.

Чтобы понять, смысл молитвы Ефрема Сирина, необходимо рассмотреть представленные человеческие качества.

  1. Праздность. Лень является спутником огромного количества людей, которые проживают свою жизнь зря. Каждый человек получил от Бога таланты и знания, которые он должен использовать во благо людям. Праздность считается главной причиной грехов, поскольку она расслабляет тело и душу человека, делая его уязвимым.
  2. Уныние. Возникает состояние, как следствие праздности. Человек перестает делать добрые дела и интересоваться окружающим миром, и ситуация постоянно усугубляется.
  3. Любоначалие. Под этим словом понимают любовь к власти, которая может проявляться в семье, на работе и дружбе и так далее. Любоначалие появляется из-за лени и уныния, которые влияют на отношение к жизни, и появляется желание властвовать.
  4. Празднословие. С каждый годом общество становится более озлобленным, используя разные осуждения и оскорбления. Греховными считаются пустые и бранные слова.
  5. Целомудрие. Верующие люди должны духовно контролировать себя, причем не только поступки, но и эмоции. Большое значение имеет нравственная чистота в словах и мыслях.
  6. Смиренномудрие. Это одно из первых следствий целомудрия, когда человек начинает понимать, что он ничем не лучше других.
  7. Терпение. Когда люди а, то они начинают проявлять в жизни нетерпимость по отношению к другим. Благодаря терпению можно научиться ждать и надеяться.
  8. Любовь. Это главный дар человечества. Благодаря этому качеству человек становится милостивым и учится прощать окружающих. Только через любовь можно приблизиться к Господу.

Молитва на похудение Ефрему Сирину

В современном мире огромное количество людей живет по принципу – жить для еды, но те, кто верует в Господа, должны выбирать другой путь – есть для того, чтобы жить.

Все чаще при выборе пищи человек становится прихотливым, да и пост соблюдают единицы. Увлечение едой часто становится причиной лишнего веса и избавиться от любви вкусно поесть очень сложно.

Молитва святого Ефрема Сирина поможет понять, что еда является лишь средством для поддержания сил и жизни. Ее текст представлен выше.

Многие священные тексты являются непонятными для молодого поколения, поэтому им важно предоставить некую расшифровку с объяснениями.

Краткая молитва Ефрема Сирина может произноситься ребенком своими словами, главное, чтобы они передавали суть оригинального текста. Молитва была поэтически пересказана А.С.

Пушкиным в стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны». Смысл главной покаянной молитвы Сирина выглядит так:

Толкование молитвы Ефрема Сирина 1 часть - Богослов

Молитва Ефрему Сирину от гнева

В христианстве гнев считается одним из самых больших пороков человека. Его называют «болезнью», как в физическом, так и в духовном плане.

Когда человек испытывает приступы гнева, он отдаляется от Бога и приближается к Сатане. В таких ситуациях поможет молитва Ефрема Сирина от гнева, которая успокаивает и учит по-другому выражать свои эмоции.

Лучше всего произносить ее ежедневно, а еще в сложных ситуациях, когда раздражение достигает пика.

Толкование молитвы Ефрема Сирина 1 часть - Богослов

Молитва за обидящих Ефрема Сирина

Считается, что когда человек начинает молиться за людей, которые принесли ему вред, то он готов вступить в Царство Господа. Многие священнослужители во время своей мучительной смерти, просили Бога простить обидчикам их действия.

Есть специальная молитва Сирину «О ненавидящих и обидевших нас», которая помогает человеку освободиться от гнева, зла и обиды. Благодаря ей можно не только душевно очиститься, но и защититься от негативного влияния в будущем.

Произносить молитву Ефрему Сирину нужно три раза в день ежедневно в течение всей жизни.

Толкование молитвы Ефрема Сирина 1 часть - Богослов

Молитва Ефрема Сирина о празднословии

Иисус Христос утверждал, что за каждое праздное слово человеку придется ответить на Страшном суде. Празднословие подразумевает употребление матерных слов, а еще обман и клевету.

Оно способно уничтожить человека и сбить его с праведного пути, а вот добрые и мудрые слова живут в сердцах людей, давая им благие плоды.

Молитвы Ефрема Сирина являются просьбой к Господу, чтобы тот помог уберечься от празднословия.

Толкование молитвы Ефрема Сирина 1 часть - Богослов

Молитва Ефрема Сирина от уныния

Под словом «уныние» понимают упадок духа, когда человек перестает радоваться жизни и даже теряет ревность о Господе Иисусе Христе.

Согласно преданиям все святые подвергались унынию, которое навевал Дьявол, но благодаря своей молитве и посту, они возвращались на праведный путь. Если человек не справится с унынием, то может впасть в депрессию и даже покончить с собой.

Существует много причин, которые могут загнать в такое состояние, но средство борьбы в любом случае одно – молитва святому Ефрему Сирину. Читать ее необходимо каждый день.

Толкование молитвы Ефрема Сирина 1 часть - Богослов

Молитва Ефрема Сирина от осуждения

Намного сложнее увидеть собственную проблему, чем указать на чужую. Многие во всех своих проблемах осуждают окружающих людей.

Лесть, превозношение себя над другими, подобострастие, все это уничтожает человека изнутри. Чтобы избавить от этих оков и начать жить с чистого листа, необходимо покаяться.

Огромной силой обладает молитва святого Сирина, которую важно читать регулярно, иначе справиться с проблемой не получится.

Толкование молитвы Ефрема Сирина 1 часть - Богослов

Молитва Ефрема Сирина о прощении врага

Наверное, у каждого человека на разных этапах жизни были недруги, которые стремились разными способам навредить. В большинстве случаев люди реагируют на подобное проявление ответной агрессией, но это неверной путь.

Верующий человек должен уметь прощать врагов и отпускать обиду, тогда он будет еще ближе к Господу. Православная молитва Ефрема Сирина читается каждый день, а после произнесения текста, нужно сказать имена своих недругов.

Молитвы Ефрема Сирина. Великопостная покаянная молитва :

Уже более тысячи шестисот лет во всех православных храмах и домах прихожан звучат во дни Великого поста слова покаянной молитвы, написанной когда-то святым преподобным Ефремом Сириным.

Составленная, по мнению учёных, на сирийском или арамейском языке, она стала достоянием мира в греческом варианте, и уже с него была переведена на церковнославянский.

Лаконичная по форме, но необычайно ёмкая по своей философской глубине, молитва святого Ефрема Сирина является подлинным шедевром богословской мысли.

Толкование молитвы Ефрема Сирина 1 часть - Богослов

Ошибки бурной молодости

Преподобный Ефрем Сирин родился в начале IV века в городе Низибии, расположенном в юго-восточной части современной Турции. За давностью лет сведения о его молодых годах весьма противоречивы.

Читайте также:  Великий пост даты, продолжительность, питание, богослужения - богослов

По одним источникам, он появился на свет в семье языческого жреца и за раннюю приверженность к христову учению был выгнан отцом из дому.

Согласно другим сведениям, родители его были людьми благочестивыми, и отеческий дом он покинул в силу необузданности своего юного нрава.

Но, так или иначе, его биографы сходятся на том, что в молодые годы будущий святой был, что называется, проблемным ребёнком, и однажды, украв у соседей овцу, даже угодил за решётку. Пребывание в тюрьме, как известно, мало кому идёт на пользу, но в данном случае стал исключением из общего правила.

По крайней мере, в житие преподобного говорится, что именно там он сподобился услышать глас Божий. Что именно изрёк Всевышний, неизвестно, но только с тех пор юноша преобразился и, выйдя на свободу, прежде всего направился к местному епископу Якову (также причисленному впоследствии к лику святых).

Став его учеником и испрашивая в покаянных молитвах прощение прежним грехам, преподобный Ефрем проявил незаурядные способности в проповеднической деятельности. Исполняя послушание, наложенное его новым духовным отцом, будущий святой пламенными речами обращал на путь христианской жизни своих соотечественников, помогая им вырваться из мрака язычества.

Когда же Господь призвал его учителя в Свои Небесные Чертоги, преподобный Ефрем удалился от мира, и, поселившись в горах, проводил время в постах и молитвах вплоть до того, как в 363 году захватившие Низибию персы не заставили его переселиться в греческий город Эдессу, где вёл широкую проповедническую деятельность.

Толкование молитвы Ефрема Сирина 1 часть - Богослов

Труды преподобного Ефрема Сирина

Завершив свой земной путь в 373 году, преподобный оставил после себя обширное богословское наследие, составляющее, по мнению ряда исследователей, не менее 1000 молитв и других произведений.

Наиболее известными из них являются читаемая в Великий пост молитва Ефрема Сирина и толкование на Священное Писание, переведённое в наши дни на все языки христианского мира. Важное место в его творчестве занимают также стихотворные произведения, написанные на библейские сюжеты.

Положенные впоследствии на музыку, они вошли в золотой фонд христианской гимнографии.

Как и когда читается молитва Ефрема Сирина?

Согласно Уставу православной церкви, читать эту молитву следует во время богослужений суточного круга, во вторник, среду и пятницу Сырной седмицы, то есть недели, предшествующей заговенью на Великий пост. С наступлением же Великого поста она читается ежедневно, кроме субботы и воскресенья, вплоть до Великой среды Страстной седмицы.

Чтение молитвы Ефрема Сирина выполняется в определённом, установившемся в соответствии с православной традицией порядке. Читается она дважды, причём во время первого прочтения каждого прошение завершается земным поклоном.

Далее следует 12 раз мысленно произнести короткую молитву: «Боже, очисти мя (то есть меня), грешнаго», на этот раз сопровождаемую поясными поклонами. Затем вновь читается весь текст молитвы, и кладётся ещё один земной поклон.

Высокий образец христианского покаяния

Текст великопостной молитвы Ефрема Сирина приводится в начале статьи. Обратимся к нему и попытаемся проследить за ходом мысли выдающегося богослова и понять, почему эта короткая и простая, на первый взгляд, молитва занимает столь важное место в чинопоследовании, принятом во дни Великого поста.

Толкование молитвы Ефрема Сирина 1 часть - Богослов

Принято полагать, что причиной тому является особый, свойственный лишь преподобному Ефрему Сирину порядок изложения как положительных, так и отрицательных элементов покаяния. При этом автор лаконично, но в то же время необычайно ёмко очерчивает круг духовных подвигов, необходимых человеку для освобождения от наиболее свойственных ему греховных наклонностей.

Праздность и лень

В своей молитве Ефрем Сирин начинает перечень недугов души, препятствующих её вступлению на путь общения с Богом, с праздности, являющейся столь распространённым и губительным пороком.

Будучи родной сестрой лени и нерадения, она обрекает всё человеческое существо на пассивность, и препятствует ему приложить даже малую толику усилий для изменения к лучшему своего духовного, и материального состояния.

Эта наклонность губит в человеке все, дарованные ему Господом таланты, и подчас обращает во зло лучшие его устремления. Ведь недаром говориться: «Праздность ─ матерь всех пороков».

Уныние ─ самоубийство души

Следующим пороком, который упоминает в своей молитве преподобный Ефрем Сирин, является уныние. Оно, в свою очередь, являясь порождением праздности и лени, таит в себе величайшую опасность.

Уныние застилает внутренний взор человека, лишает возможности видеть положительные стороны, окружающей его жизни, и, обрекая на беспросветный пессимизм, сводит все суждения лишь к отрицанию возможности перемен к лучшему.

Отцы церкви нередко называют уныние проявлением дьявольской власти над людьми, поскольку основана она на лжи, прародителем которой он является. Вселяя в душу человека лживые представления о Боге и окружающем мире, дьявол наполняет его сердце тьмой и отрицанием. Недаром уныние принято считать самоубийством души.

Толкование молитвы Ефрема Сирина 1 часть - Богослов

Грех властолюбия

Глубокий знаток человеческой души, преподобный Ефрем Сирин неслучайно упоминает любоначалие, то есть любовь властвовать, непосредственно вслед за унынием и леностью. Ход его мысли вполне очевиден: человек, опустошивший и извративший свою жизнь этими двумя пороками, ищет возмещение утраченному и подчас находит его в совершенно искажённом отношении к окружающим людям.

Опыт показывает, что в тех случаях, когда человек не стремится к Богу и не ищет обретения вечных ценностей, он неизбежно становится эгоистичным и рассматривает всех остальных людей лишь как инструмент для удовлетворения своих потребностей и желаний. Понятие Бога как Владыки мира подменяется в нём культом собственного «Я», что неизбежно ведёт к желанию подчинить себе остальных людей. От этого греха и предостерегает нас в Великий пост молитва Ефрема Сирина.

Празднословие ─ путь к духовной смерти

Сотворив человека по образу и подобию Своему, Господь наделил его даром речи. Однако при неразумном подходе эта милость Божия может оказаться причиной многих людских бед и падений. Слово имеет великую силу. Оно может быть причиной спасения и погибели, вдохновения и умерщвления всякой мысли.

В устах людских оно становится как проводником Божьей правды, так и дьявольской лжи. Отклонившись от своей божественной природы, слово становится праздным и служит питательной средой для трёх ранее перечисленных пороков: праздности, уныния и во многих случаях, любоначалия. Читая молитву Ефрема Сирина, мы искренне просим Господа избавить нас от этой напасти.

Толкование молитвы Ефрема Сирина 1 часть - Богослов

Целомудрие в широком смысле этого слова

Когда читается молитва Ефрема Сирина, то перечисляются не только пороки, избавление от которых является целью покаяния, но и добродетели, дарование которых испрашивается у Бога. Первым из них упомянуто целомудрие.

Несмотря на то что в общепринятом понимании оно означает главным образом воздержание от разврата, в действительности его смысл гораздо шире. В данном случае целомудрие трактуется как целостность мудрого отношения к жизни.

Это добродетель, противопоставляемая не только сексуальным грехам, но и всем проявлениям изломанности человеческой натуры.

Смирение, терпение и любовь ─ неразлучные сестры

Плодом целомудрия, то есть цельного и мудрого подхода к жизни, является смирение ─ антипод гордыне и самомнению. Оно даёт человеку возможность жить по правде, и, воспринимая мир таким, каким он есть, видеть в нём проявления величия Божия. Из Евангелия нам известно, что Господь противится гордым и лишь смиренным дарует благодать.

Добродетелью, проистекающей от смирения, является терпение. Человек, обладающий этим качеством, во многом уподобляется Творцу, способному прозревать глубину вещей, сокрытую от людских глаз. Всё в этом мире подчинено воле Божьей и будет исполнено в надлежащее тому время. Поэтому и нет причин торопить события.

Наконец, главной добродетелью, о ниспослании которой просит Ефрем Сирин, является любовь. Именно она стала краеугольным камнем божественного учения, дарованного людям Иисусом Христом. Ради неё Он принял крестные муки, её завещал всем чадам основанной им Церкви.

Толкование молитвы Ефрема Сирина 1 часть - Богослов

Заключительная часть молитвы

Все вышеперечисленные прошения об ограждении от греховных побуждений и ниспослании добродетелей, как бы сливаются воедино в последней части молитвы, где речь идёт об обретении дара видеть собственные грехи и не осуждать «брата своего». Именно так сказал в молитве Ефрем Сирин о ненавидящих и обидящих нас или впавших в какие-либо иные грехи.

Как указывают святые отцы, сознание собственной греховности, а особенно открытое её признание, далеко не всегда является следствием добродетели, поскольку может порождаться гордыней и ложным благочестием.

Лишь в сочетании со способностью исполнить в отношении ближнего своего заповедь Божью: «Не судите, да не судимы будете», покаяние становится свидетельством воцарения в душе всех тех высоких качеств, о которых упоминал в своей молитве Ефрем Сирин.

От гнева, обуревающего нас, от нахлынувшей в сердце гордыни или ещё какого-либо дьявольского наущения верным оружием служат заключительные слова: «Боже, очисти мя грешнаго». Они должны произноситься с полным смирением и сокрушением сердечным. В них заключается итог всего вышесказанного и пережитого. Завершается молитва Ефрема Сирина поклонами, о которых говорилось в начале статьи.

Читайте также:  Великий пост 2021 календарь, питание по дням: что можно есть - богослов

Пушкинское переложение великопостной молитвы

Эта молитва, явившая собой образец высочайшей духовности, становилась подчас источником вдохновения не только для богословов, но и для поэтов. Широко известно, например, приведённое в статье ниже стихотворение А. С. Пушкина, посвящённое этой молитве, и представляющее собой её поэтическое переложение.

Толкование молитвы Ефрема Сирина 1 часть - Богослов

Созданное в июле 1836 года, оно стало образцом его позднего творчества. Среди литературоведов бытует мнение о том, что, возможно, Пушкин подсознательно ассоциировал себя с личностью составителя великопостной молитвы. Что могло быть общего между этими двумя гениальными людьми?

Возможно, грехи бурной молодости и пришедшее им на смену покаяние и осознание главенства духовного мира над всем земным и преходящим. Это отчётливо передаётся поэтом в приведённом нами стихотворении, где он вторит мудрым словам преподобного Ефрема Сирина.

Молитва Ефрема Сирина

Толкование молитвы Ефрема Сирина 1 часть - Богослов

Во время Великого Поста ежедневно кроме субботы и воскресенья
читается молитва Ефрема Сирина. Она
считается великопостным символом.

Моли́тва Ефре́ма Си́рина – покаянная молитва, составленная в
IV в. преподобным Ефремом Сирином (сирийцем)

 Эта молитва читается
дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы.

Текст молитвы Ефрема
Сирина

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и
празднословия не даждь ми.

/Земной поклон/
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

/Земной поклон/
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.
/Земной поклон/

Затем, 12 раз про
себя читается молитва: “Боже, очисти мя,
грешнаго
”, — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после
которой кладется один земной поклон.

Покаянная молитва
Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или
чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения,
сопровождая каждое земным поклоном.

Молитва Ефрема
Сирина читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю
Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня
Страстной седмицы.

В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило.
В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп.
Ефрема Сирина читается в последний раз.

Начинаются особые богослужения Страстной
седмицы.

Молитва Ефрема
Сирина хотя и кратко, но вместе с тем ёмко и выразительно отображает одни из
наиболее важных прошений, с которыми верующим, сознающим свою духовную нищету,
стремящимся преодолеть страсти и пороки, необходимо обращаться к своему
Господу, Подателю жизни и всяческих благ.

Уникальность
молитвы Ефрема Сирина заключается в том, что смогла объединить все
положительные и отрицательные качества в жизни человека.

Молитва Ефрема
Сирина очень важная молитва, потому что в ней перечисляются особым,
свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные
элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных
подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, — освобождение от какого-нибудь
основного духовного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам
вступить на путь обращения к Богу.

Основной духовный
недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и
пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда “вниз”, а не поднимают
“вверх”, что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности
что-либо изменить.

Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на
каждый духовный призыв отвечает: “зачем?” и благодаря которому в течение всей
нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы.

“Праздность” — корень
всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Плод праздности —
уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для
души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или
положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму.

Это воистину
дьявольская власть над нами, т. к. дьявол прежде всего лжец. Он лжет человеку о
Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием.

Уныние — это самоубийство
души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно
неспособен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие!
Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность,
лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают все
наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла.

Они
заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим
людям.

Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные
ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что
все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и
удовольствия.

Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в
своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного
мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и
моего суждения.

Любоначалие, таким образом, в корне извращает наше отношение к
другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас
действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может
выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и
уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен
на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством.

После всего этого
— празднословие. Только человек среди всех созданных Богом тварей получил дар
речи. Все святые Отцы видят в этом “отпечаток” Образа Божия в человеке, потому
что Сам Бог явлен нам как Слово (Ин 1,1). Но, будучи высшим даром, он в то же
время и наибольшая опасность.

Выражая действительно саму сущность человека, его
самоисполнение, он именно благодаря этому может стать средством падения,
самоуничтожения, обмана и греха. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет и
слово отравляет. Правда выражается словом, но и дьявольская ложь пользуется
словом.

Обладая высшей положительной силой, слово поэтому имеет огромную
отрицательную силу. Оно создает положительное и отрицательное. Когда слово
отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится
праздным. Оно “подкрепляет” дух праздности, уныния и любоначалия, и жизнь
превращается в сущий ад.

Слово становится тогда действительно властью греха.

Покаяние, таким
образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия,
которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая
часть этой великопостной молитвы — крик из глубины человеческой беспомощности.
Затем молитва переходит к положительным целям покаяния. Их тоже четыре.

Целомудрие! Если
не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное,
побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность
духа праздности.

Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение,
изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи,
как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно
целостность.

Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной
сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что
изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном
разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос
восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей,
приведя нас обратно к Богу.

Первый чудесный
плод этой целостности или целомудрия — смирение. Мы уже говорили о нем. Оно,
прежде всего, – победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой
мы обычно живем.

Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи
так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко
всем.

Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым.

За целомудрием и
смирением естественно следует терпение. “Падший” в своей естественной природе
человек — нетерпелив, т. к., не видя самого себя, он скор на суд и осуждение
других.

Это понятия обо всем неполные, изломанные, искаженные. Поэтому он судит
обо всем согласно со своими вкусами и со своей точки зрения.

Он равнодушен ко
всем, кроме как к самому себе, поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала
немедленно удачной.

Терпение поистине
божественная добродетель.

Господь терпелив не потому, что Он “снисходительно” к
нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по
своей слепоте не видим, и которая открыта Ему.

Чем больше мы приближаемся к
Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное
одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.

Наконец, венец и
плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь, та любовь, которая,
как мы уже сказали, может быть дана одним Богом. Это тот дар, который является
целью всего духовного подготовления и опыта.

Читайте также:  12 июля отмечается православный праздник апостолов петра и павла - богослов

Все это сведено
воедино в последнем прошении великопостной молитвы, в котором мы просим:
“видеть свои прегрешения, и не осуждать брата своего”. В конце концов, перед
нами стоит одна опасность: гордыня. Гордость — источник зла, и зло — источник
гордости. Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся
добродетель может обратиться в гордость.

Писания святых Отцов полны
предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле,
под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне.

Но когда мы “видим наши грехи” и “не осуждаем брата своего”, когда, другими
словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно
целое, тогда и только тогда наш главный враг — гордость — уничтожается в нас.

Преподобный Серафим Саровский

Ефрем Сирин: победитель гнева, уныния и праздности — Новости православия

Религия » Религии России » Православие

Легко впадающий в гнев, который при первой же неудаче сменяется глубоким унынием, ленивый, безответственный, не понимающий ни устной, ни письменной речи, — вот типичный портрет современного школьника. Если вам «посчастливилось» воспитывать такого ребенка в семье или учить его в школе, обратитесь к преподобному Ефрему Сирину, чья жизнь и труды являют собой полную противоположность.

  • С наследием преподобного Ефрема Сирина, память которого Русская православная церковь отмечает 10 февраля по новому стилю, православные встречаются каждый год в преддверии и в продолжение Великого поста. Именно его перу принадлежит знаменитая покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего», которая вдохновила Александра Сергеевича Пушкина на создание дивного по красоте стихотворения:
  • Отцы пустынники и жены непорочны,Чтоб сердцем возлетать во области заочны,Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,Сложили множество божественных молитв; 
  • Но ни одна из них меня не умиляет,Как та, которую священник повторяетВо дни печальные Великого поста;Всех чаще мне она приходит на уста 

И падшего крепит неведомою силой:Владыко дней моих! Дух праздности унылой,Любоначалия, змеи сокрытой сей,И празднословия не дай душе моей. 

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,Да брат мой от меня не примет осужденья,И дух смирения, терпения, любвиИ целомудрия мне в сердце оживи.

Сирийский подвижник и русский поэт встретились не только в творчестве, но и на календаре. Наверное, не случайно кончина Пушкина пришлась на день памяти одного из его любимых святых. Трудами преподобного Ефрема Сирина навеяно еще одно пушкинское стихотворение — «Воспоминание».

И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».

Преподобный Ефрем Сирин, которого называют учителем покаяния, родился в начале IV века в Месопотамии, в городе Низибии. Его родители, бедные земледельцы-христиане, старались воспитывать сына в благочестии. Но Ефрем с детства отличался раздражительным, взрывным характером.

В юности он часто ссорился с людьми по малейшим поводам, ввязывался в драки, совершал опрометчивые поступки и славился дурным нравом. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. Находясь в заключении, он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни.

Юноша покаялся в грехах, а после был чудесным образом оправдан и освобожден.

Выйдя на свободу, Ефрем решил стать монахом-пустынником. Он удалился в окрестные горы, где жили отшельники. Монахи держали строгий пост, питаясь только скудными пустынными растениями, и трудились, чтобы стяжать добродетели кротости и смирения.

Став отшельником, Ефрем начал глубоко изучать Священное Писание. Он много потрудился над истолкованием Моисеева Пятикнижия, сочинил ряд известных молитв и церковных песнопений.

В 363 году Низибия подпала под власть персов и многие из христиан оставили этот город. Тогда и преподобный Ефрем вознамерился пойти отсюда в город Эдессу. Как повествует автор житий святитель Димитрий Ростовский, перед тем как войти в Эдессу, Ефрем обратился к Богу с такою молитвою:

— Господи Иисусе Христе! Сподоби меня увидеть город Твой, и когда я буду входить в него, пошли мне навстречу такого человека, который побеседовал бы со мною от Священного Писания с пользою для меня.

Когда он, так помолившись, приближался к городу и входил в ворота, встретила его женщина. Увидев ее, раб Божий опечалился и обратился мысленно к Богу:

— Господи, Ты презрел моление раба Твоего. Ибо каким образом может она беседовать со мною о книжной мудрости?

  1. Женщина же стояла и смотрела на него. Святой Ефрем обратился к ней с вопросом:
  2. — Скажи мне, женщина, зачем ты стоишь и смотришь на меня?
  3. Женщина ответила:
  4. — Я смотрю на тебя, потому что женщина от мужа взята, а ты смотри не на меня, а в землю, из которой ты взят.

Услышав это, Ефрем подивился такому ее ответу и прославил Бога, давшего женщине такой ум. Он понял, что не презрел Господь молитвы его.

В пещере под Эдессой преподобный Ефрем подвизался до конца своей жизни.

«Блажен человек, который не легко приходит в гнев или в раздражение. Он всегда бывает в мире. Прогоняя от себя духа раздражительности и гневливости, он далек от войны и мятежа, всегда спокоен духом и весел лицем. Кто не скоро приходит в гнев и не трогается пустым словом, тот делатель правды и истины.

Он без труда сдерживает страждущих говорливостию и обходится с ними терпеливо. Он не делает обиды; с ним не встречаются немощи; он не радуется ссорам; потому что ко всем изъявляет любовь. Негневливый не любит споров, но всегда здрав он умом, любит мир, вселяется в долготерпении. Кто не легко принимает в себя духа вспыльчивости, тот делается обителью Духа Святого.

В ком нет вспыльчивости, тот не преогорчавает Духа Святого. Он может быть и кротким, может иметь и любовь, и терпение, и смирение. Негневливый украшается всяким добрым делом и возлюблен Христу.

Посему подлинно тот трекратно блажен, кто постоянно отгоняет от себя духа гнева и раздражительности; потому что у него всегда здравы и тело, и душа, и ум», — писал преподобный Ефрем Сирин, не понаслышке знавший о борьбе с этим грехом.

По словам святого, «кто всегда одержим вспыльчивостью, часто и скоро приводится в гнев даже маловажною вещию, тот пусть слышит, что говорит Апостол: гнев мужа правды Божией не соделовает (Иак. 1, 20). И действительно злополучен и жалок, кто побеждается сими страстями. Ибо гневающийся, как говорят, убивает душу свою.

Да и действительно, гневливый убивает и губит душу свою, потому что всю жизнь проводит он в смятениях и далек от спокойствия. Он чужд мира, далек и от здравия; потому что и тело у него непрестанно истаявает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лице покрыто бледностию, и мысль изменяется, и разум изнемогает, и помыслы льются рекою, и всем он ненавистен.

Такой человек далек от долготерпения и от любви; пустыми речами легко приводится в смятение, из безделицы заводит ссоры; где нет в нем нужды, там вмешивается в дело и навлекает на себя большую и большую ненависть. Такой человек любит многословие и хвастается за то, что бесполезно. Ему приятно злоречие; для кротости он немощен, а в лукавстве мужествен.

И кто не станет плакать о нем? Он мерзок пред Богом и пред людьми. Ибо вспыльчивый во всем несносен. Поэтому остерегайтесь вспыльчивости».

Преподобный Ефрем Сирин, родным языком которого был сирийский, испытывал из-за этого некоторые трудности в общении с богословами своего времени, которые писали и выступали на греческом языке, служившем тогда международным.

Существует предание, согласно которому преподобный Ефрем встречался со святителем Василием Великим и во время встречи чудесным образом заговорил по-гречески. Исторических источников, которые могли бы доподлинно подтвердить, что двое великих святых своего времени встречались и беседовали, не существует.

Тем не менее письменные работы преподобного Ефрема Сирина на греческом сохранились, и этому святому традиционно молятся о преодолении трудностей в изучении иностранных языков. Молятся ему и об освобождении неправедно осужденных.

Но главное, в чем преподобный Ефрем является величайшим наставником, — это покаяние, преодоление в себе греховных страстей.

Конечно, преподобному можно молиться о гневливом начальнике или о непослушном ребенке, и он обязательно поможет.

Но если уж полностью следовать его учению и примеру, то просить святого Ефрема нужно о помощи в победе над собственными пороками — теми, которые делают невыносимой жизнь наших ближних и несовместимы с любовью к ним.

Куратор: Ольга Гуманова

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *