Торжество православия — смысл праздника, чин богослужения — богослов

  • Торжество Православия — смысл праздника, чин богослужения - Богослов
  • Торжество Православия — смысл праздника, чин богослужения - Богослов
  • Торжество Православия — смысл праздника, чин богослужения - Богослов
  • Торжество Православия — смысл праздника, чин богослужения - Богослов
  • Торжество Православия — смысл праздника, чин богослужения - Богослов

Версия для печати

Особенности богослужения Великого поста

Первая неделя (воскресенье) Великого поста.Торжество Православия

Торжество Православия — смысл праздника, чин богослужения - Богослов
Святоотеческий собор

В первый воскресный день (неделю) Великого поста воспоминается торжественное восстановление почитания святых икон, которое имело место при греческой царице Феодоре в 842 году в первое воскресенье Великого поста. Тогда после периода иконоборчества восторжествовало православное вероучение. И с того момента было установлено совершать ежегодно празднование этому торжеству Православия, чтобы никогда более не было кому-то соблазна впасть в лжеучение.

В этот день совершается особое благодарственное молебное пение, в котором также Церковь молится о заблудших или отпавших, об обращении, возвращении их на путь истины. При архиерейском служении в кафедральных соборах в этот день к этому молебному пению прибавляется особый Чин Православия, когда возглашаются анафемы различным ересям и лжеучениям, а после этого возглашается вечная память всем ревностно подвизавшимся православным христианам и особенно тем, кто много послужил для утверждения правой веры.

Поминовение усопших в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого Поста

В субботу 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого Поста Церковь совершает особое, нарочитое поминовение усопших, если на этот день не приходится полиелейный праздник (Обретение главы св.Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, Благовещения или храмовый праздник). Это родительские субботы.

Если во вселенские родительские субботы на первое место ставится поминовение всех усопших православных христиан и лишь в дополнение к этому поминовение наших усопших сродников, то эти субботы поминовение сродников выдвигается на первое место. Поминовение во вселенские субботы имеет самостоятельное значение.

А усиленные заупокойные моления в субботы Великого поста установлены как бы в возмещение не могущего быть в будничные великопостные дни литургического поминования.

Проповеди и слова:

     Литература и примечания: [1] Священник Константин Никольский. «Учебный устав богослужения». — М., «Лествица», 1999г. [2] «Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов как практическое руководство в духовной жизни». — М., Сретенский монастырь,»Новая книга»,»Ковчег»,1998г. [3] «Устав богослужения Православной Церкви в вопросах и ответах». — Московское подв.Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изд-во «Отчий дом», М.,1996г.

Код для блогов / сайтов
Разместить ссылку на материал:

Торжество Православия

Торжество Православия

Торжество Православия — смысл праздника, чин богослужения - Богослов

  • (Празднуется в первое воскресенье Великого поста)
  •    Установление праздника связано с событиями Константинопольского Собора 843 года, созванного Императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской Империи.
  •    После церковного собора, осудившего иконоборцев и восстановившего иконопочитание в Империи, Императрица Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году 11 марта (по другим данным – 19 февраля). Один из византийских летописцев описал это событие таким образом:
  •    «Царица предложила Святейшему Патриарху Мефодию известить и собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Великую Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье святого Поста.

   И когда бесчисленное множество народа собралось, приходит и сам Царь Михаил со святой и православной матерью своей Феодорой и со всем синклитом… соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца, так называемых Кентавриевых. И после долгой молитвы и сокрушенного многоплачевного и умиленного взывания… возвратились во святой храм для совершения божественной таинственной литургии с великой радостью и торжеством.

   И таким образом восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием.

Благочестивые же самодержцы со всечестным и святым Патриархом Мефодием и бывшими при нем тогда митрополитами и преподобными подвижниками постановили: ежегодно в первое воскресение святого Поста праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне. Иконы одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя».

   В воспоминание об этом событии, значимом для христианского мира, и в память Императрицы Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество Православия».

    К XII веку сложился особый чин Торжества Православия (Последование в Неделю Православия, иначе Синодик), который к XIV веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы.

В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов.

Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших тяжкие прегрешения перед Православной Церковью.

   В России чин Торжества Православия был введён в XIV веке, в него были добавлены имена русских еретиков. Всего к XVIII веку в нём было 20 анафемствований и до 4 000 имён людей, объявленных еретиками.

В 1767 году был напечатан чин Торжества Православия, отредактированный архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким), который исключил из него многие имена лиц, кому возглашалась «вечная память», а также имена многих гражданских преступников и расколоучителей, которым провозглашалась анафема.

Чин ежегодно совершался в кафедральных соборах на середине храма перед иконами Христа и Богородицы. В 1801 году чин был заметно сокращён, в нём стали только перечисляться ереси, без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников остались только Григорий Отрепьев и Иван Мазепа.

В 1869 году из текста чина были убраны имена государственных преступников. К 1917 году чин Торжества Православия включал в себя двенадцать общих анафематизмов без указания имён конкретных лиц.

ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 2-й

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

  1. Кондак, глас 2-й
  2. Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, Неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.
  3. КАНОН
  4. (Торжеству Православия)
  5. Тропарь, глас 2-й

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

  • Канон, глас 4-й
  • Песнь 1
  • Ирмос: Моря Чермную пучину невлажными стопами, древний пешешествовав Израиль, крестообразными моисеовыма рукама, амаликову силу в пустыни победил есть.
  • Припев: Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  • Плещуще с веселием днесь вернии возопиим: коль чудна дела Твоя Христе, и велика сила, наше единомыслие и согласие соделавый!
  • Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  • День радостный богомудреннии приидите совершим, ныне небо и земля веселится, и Ангелов чини, и человеков собрания изрядно празднующе.
  • Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  • Превелие благодеяние видяще, руками восплещим: разстоящияся уды Христовы, совокуплены во единство, и Бога похвалим мир подавшаго.
  • Слава: Дашася Церкви днесь победительная, богодвижным мановением и советом, Михаила же и Феодоры, благочестно веру содержащих Царей наших.
  • И ныне: Оружие злочестивых исчезоша яве ересей: храм бо Твой Пречистая Чистая, во образех украшаемый всеблаголепно зряще, ныне всесвященно радуемся.
  • Песнь 3
  • Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи: Ты моя крепость, Господи, и прибежище, и утверждение.
  • Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  • Не ктому нечестивых еретиков ныне бровь вземлется: Божия бо сила православие удержала есть.
  • Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  • Облацы пророчестии, животворящую с Небесе днесь росу нам да кропят, на востание веры.
  • Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  • Благогласно тайныя апостолов Христовых трубы, паче естества да вопиют, честных образов исправление.
  • Слава: Воспоим Христа, показавшаго нам царицу благочестивую, христолюбивую, с боговенчанною отраслию.
  • И ныне: Селение Твое священное достигше вернии, Пречистая, световидною благодатию ныне озаритися, молимся.
  • Господи, помилуй. (Трижды)
  • Седален, глас 1-й

Божественный Твой зрак, во образе образующе Христе, ясно вопием рождество, чудеса неизглаголанная, вольное распятие. Отонудуже бесове отгонятся страхом, и злославнии в посуплении рыдают, яко сих сопричастницы.

  1. Слава: Зраками пророков, апостолов видами, мученников священных, и святых всех иконами и изображеньми священно красуется; Жениха же мысленнаго и Невесты украшается умными красованьми, Мати вышний Сион.
  2. И ныне: Любовию, Чистая, Твою святую икону почитающим, и Божию Тя истинную Матерь согласно возвещающим, и верно покланяющимся Ти, хранительница явилася еси, и державное предстательство, отвращающи всякое лютое далече сих, яко вся могущая.
  3. Песнь 4
  4. Ирмос: Вознесена Тя видевши Церковь на Кресте, Солнце праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи.
  5. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  6. Наитием Божественнаго Утешителя Твой храм освяти, и пришествием Сего еретическую прелесть отжени, Слове Божий Многомилостиве.
  7. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  8. Нужднейшаго избавивый злочестия Твоя люди, покажи благочестия ревностию разжжены, и верою взывающия: слава силе Твоей, Господи.
  9. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  10. Священнообразными изображеньми, образов Христовых зряще и Богородицы, сияющая Божественная селения, священнолепно радуемся.
  11. Слава: Царица по обоему украшена, истиннаго возжелевши Христова Царства, Сего написа образ пречистый, и святых изображения.
  12. И ныне: Воплощенна родивши Божественнаго Слова, боголепное освящение Благодатная, Сего показала еси: темже Твой храм световидный обновляем.
  13. Песнь 5
  14. Ирмос: Ты, Господи, мой Свет, в мир пришел еси, Свет святый, обращаяй из мрачна неведения верою воспевающия Тя.
  15. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  16. Положи Господи Твоей Церкви утверждение, непреклонней пребыти в век века от смятений ересей.
  17. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  18. Во всю землю светлость возсия свыше, даннаго верным веселия, и Божественнаго заступления.
  19. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  20. Едине Благий, и Источниче благости, Ты возвыси рог благовернаго Императора нашего, чтущаго образ Твой.
  21. Слава: Свет незаходимый нам благочестия возсия, велением богодухновенным верных пастырей и манием богомудрым.
  22. И ныне: Обнови нам древнее благолепие, Пречистая Богомати, и дом Твой сей освяти Твоею благодатию.
  23. Песнь 6
  24. Ирмос: Пожру Ти со гласом хваления, Господи, Церковь вопиет Ти, от бесовския крове очищшися, ради милости от ребр Твоих истекшею Кровию.
  25. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  26. Пишется и почитается верно покланяемый образ Владыки, и приемлет паки Церковь дерзновение, благочестно Спаса прославляющи.
  27. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  28. Обнажается сетования и тьмы ересей Христова Церковь, и носит ризу веселия, и Божественною и светоносною покрывается благодатию.
  29. Слава: Благославия древняго осияния получи православных собор, Феодоры мановением царицы, и ея сына благочестиваго Михаила самодержца.
  30. И ныне: Древле свидения повелевый быти скинии, яко во скинии словесней, в Тебе живет Един препрославленный, прославляя храм Твой Дево чудесы.
  31. Господи, помилуй. (Трижды) Слава, И ныне:
  32. Кондак, глас 2-й
  33. Неописанное Слово Отчее, из Тебе Богородице описася воплощаемь: и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси; но исповедающе спасение, делом и словом, сие воображаем.
  34. Икос
  35. Сие смотрения таинство, древле пророцы боговидно вдохновени бывше, нас ради в концы веков достигших предвозвестиша, получивше сего сияния, разум Божественный от него вземше, Единаго Господа Бога знаем, в триех Ипостасех покланяемаго; и Тому Единому служаще, едину веру, и едино крещение имуще, во Христа облекохомся; но исповедающе спасение, делом и словом, сие воображаем.
  36. Песнь 7
  37. Ирмос: В пещи авраамстии отроцы персидстей, любовию благочестия паче, нежели пламенем, опаляеми, взываху: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.
  38. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  39. Да сликовствует Церковней светлости любовию Божественною Ангельское воинство, богомудренно воспевающее: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.
  40. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  41. Церковь перворожденных, и торжество радуется, зряще ныне Божественныя люди, единомудренно воспевающия: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.
  42. Слава: Избавлени прежде мрачныя ереси, манием Феодоры достолепныя царицы, воспеваем: благословен еси в храме славы Твоея, Господи.
  43. И ныне: Паче вышних ликостояний, вознеслася еси Всечистая, Едина бывши Мати Вседетеля; радующеся убо взываем: благословенна Ты еси в женах, Всенепорочная Владычице.
  44. Песнь 8
  45. Ирмос: Руце распростер Даниил, львов зияния в рове затче; огненную же силу угасиша добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители отроцы, взывающе: благословите вся дела Господня Господа.
  46. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  47. Законы Церкве отеческия сохраняюще, образы пишем и лобзаим усты, и сердцем, и хотением Христовы, и Его святых, зовуще: благословите вся дела Господня Господа.
  48. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  49. На первообразное яве образа, почесть и поклонение возносяще, чтим, богоглаголивых учением последующе, и Христу верою зовем: благословите вся дела Господня Господа.
  50. Слава: Ум озаривши просвещением Божественнаго Духа, честная царица, плоды богомудренныя имущи, благолепие возлюби Церкве Христовы, и красоту, благословящи купно с верными Иисуса Богочеловека.
  51. И ныне: Лучами света умнаго, освящаемый Божественный дом Твой, осеняет ныне всех облаком Духа, и освящает верныя согласно поющия: благословите вся дела Господня Господа.
  52. Песнь 9
Читайте также:  Великий пост 2021 календарь, питание по дням: что можно есть - богослов

Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос совокупивый разстоящаяся естества. Тем веселящеся, Тя, Богородице, величаем.

  • Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  • Священнописаньми образов украшенную, зряще паки честную Церковь, со благоговением вси притецем и Богу возопиим: Тебе величаем Трисвятый.
  • Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.
  • Честь и славу стяжавши Церковь, Крест Твой и честныя иконы, и святых изображения, с веселием, Владыко, и радостию величает Тя.
  • Слава: Освети Божественною Твоею славою цари наши, Щедрый, и ополченьми Ангельскими, и всеоружествы сия огради, языков свирепство покаряя им, Владыко.
  • И ныне: Взятся праматере Евы осуждение Богородице, яко Ты всех Владыку несказанно, Чистая, родила еси, Егоже и ныне подобие на иконах целуем.

Торжество Православия

Пер­вое вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста име­ну­ет­ся неде­лей «Тор­же­ства Пра­во­сла­вия».

Празд­ник Тор­же­ства Пра­во­сла­вия воз­ник в 843 г. в свя­зи с окон­ча­тель­ной по­бе­дой над ере­сью ико­но­бор­че­ства (осуж­ден­но­го еще на VII Все­лен­ском со­бо­ре в 787 г.), но со­дер­жа­ние его го­раз­до ши­ре.

Гре­че­ское сло­во ересь (хай­ре­сис) пе­ре­во­дит­ся как «взя­тие», «за­во­е­ва­ние», «вы­бор» и озна­ча­ет пред­по­чте­ние од­но­го ра­ди от­ка­за от все­го осталь­но­го.

«В сло­ве ересь, – ука­зы­вал из­вест­ный пра­во­слав­ный мыс­ли­тель, – со­дер­жит­ся идея од­но­сто­рон­но­сти, ка­ко­го-то пря­мо­ли­ней­но­го со­сре­до­то­че­ния на од­ном из мно­гих воз­мож­ных утвер­жде­ний. Пра­во­сла­вие все­лен­ско, а ересь – по су­ще­ству сво­е­му пар­тий­на.

Дух сек­ты есть вы­те­ка­ю­щий от­сю­да эго­изм, ду­хов­ная отъ­еди­нен­ность: од­но­сто­рон­нее по­ло­же­ние ста­вит­ся на ос­но­ва­ние без­услов­ной Ис­ти­ны…»[1].

Ере­си хри­сти­ан­ско­го Во­сто­ка – ари­ан­ство, несто­ри­ан­ство, мо­но­фи­зит­ство, мо­но­фе­лит­ство, – по­ся­га­ли на са­мое до­ро­гое в хри­сти­ан­стве – Бо­го­во­пло­ще­ние, Бо­го­че­ло­ве­че­ство, а тем са­мым – на прин­цип, ле­жа­щий в ос­но­ве всей хри­сти­ан­ской жиз­ни с ее гар­мо­нич­ным со­че­та­ни­ем небес­но­го и зем­но­го, цер­ков­но­го и свет­ско­го. Бор­цы за Пра­во­сла­вие на­хо­ди­ли под­держ­ку и при­ют в здра­во­мыс­ля­щем Ри­ме, по­чти не за­тро­ну­том эти­ми экс­та­ти­че­ски­ми дви­же­ни­я­ми.

На­ко­нец, раз­вя­зан­ное ви­зан­тий­ски­ми им­пе­ра­то­ра­ми в VIII в. го­не­ние на ико­но­пис­ные и скульп­тур­ные изо­бра­же­ния Иису­са Хри­ста, Бо­го­ма­те­ри и свя­тых ста­ло про­дол­же­ни­ем этой агрес­сив­ной мо­но­фи­зит­ской од­но­сто­рон­но­сти.

По­пыт­ки дог­ма­ти­че­ско­го обос­но­ва­ния ико­но­бор­че­ства (на ико­но­бор­че­ском со­бо­ре 754 г.) озна­ча­ли от­каз от ве­ры в воз­мож­ность ре­аль­но­го во­пло­ще­ния на зем­ле об­ра­зов Бо­же­ствен­но­го ми­ра, до­ступ­но­го взо­рам ду­хов­но чут­ких и ода­рен­ных лю­дей.

В слу­чае по­бе­ды ико­но­бор­че­ства во всем хри­сти­ан­ском ми­ре у нас не бы­ло бы ни ви­зан­тий­ских и древ­не­рус­ских мо­за­ик и фре­сок, ни «Тро­и­цы» Ан­дрея Рубле­ва, ни «Да­ви­да» Ми­ке­лан­дже­ло, ни «Тай­ной Ве­че­ри» и «Ма­дон­ны» Лео­нар­до да Вин­чи, ни тво­ре­ний бо­же­ствен­но­го Ра­фа­э­ля…

Не бы­ло бы ве­ли­ко­го ис­кус­ства, без ко­то­ро­го мы не мыс­лим се­бе на­ше су­ще­ство­ва­ние и ко­то­рое яв­ля­ет­ся ед­ва ли не ос­нов­ным вкла­дом хри­сти­ан­ско­го че­ло­ве­че­ства в ми­ро­вую ху­до­же­ствен­ную со­кро­вищ­ни­цу.

По­свя­тив вос­по­ми­на­нию по­бе­ды над раз­ру­ши­тель­ны­ми тен­ден­ци­я­ми ви­зан­тий­ских ере­сей имен­но пер­вое вос­кре­се­нье Ве­ли­ко­го по­ста, Цер­ковь еще раз под­черк­ну­ла свою уни­каль­ную – спа­си­тель­ную и со­зи­да­тель­ную – роль в ми­ро­вой ис­то­рии.

Юрий Ру­бан,канд. ист. наук, канд. богословия

Примечание

[1] Фло­рен­ский П., свящ. Столп и утвер­жде­ние ис­ти­ны . М., 1914, с. 161.

Здесь нелишне вспом­нить, что ла­тин­ское pars (на­ше сло­во «пар­тия» об­ра­зо­ва­но от его кор­не­вой ос­но­вы) пе­ре­во­дит­ся как «часть», «до­ля», «от­де­ле­ние», то есть, как и сло­во ересь, ука­зы­ва­ет на часть от це­ло­го, некую огра­ни­чен­ность! Осо­бен­но­сти «пар­тий­но­го со­зна­ния» нам хо­ро­шо из­вест­ны.

Источник: https://azbyka.ru/days/p-torzhestvo-pravoslavija-torzhestvo-zdravogo-smysla

Чин Торжества Православия

Торжество Православия – это торжество победы Церкви над ересями, искажавшими учение христианской веры. По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия.

В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, возглашаются главные догматы, ею исповедуемые, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Церковь молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой.

Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению Церкви, тяжкие прегрешения перед Православной Церковью или зараженных еретическими заблуждениями.

Анафема (в переводе с греческого – «да будет отлучен») провозглашается всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.  С церковной точки зрения анафема — не проклятие, а отлучение от церкви людей, нарушающих веру и единство Церкви, которые могут увлечь за собой по ложному пути других христиан. При этом отлученные могут в любой момент покаятся, и вернуться обратно.

Анафема — это факт того, что сам человек выбрал путь, отличный от пути с Церковью, она ни в коем случае не переводит человека в разряд плохого и хорошего. Но для истинных верующих анафема считается страшнейшим наказанием и поэтому есть случаи, когда потомки тех, кто подвергся анафеме, ходатайствовали об ее отмене и получали одобрение.

Чин Православия в России был введен в 14 веке, он содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года:

  • Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  • Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  • Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
  • Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  • Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  • Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  • Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  • Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  • Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  • Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  • Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  • Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

ИКОНА ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ 

В центре композиции изображена икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»). Икона Богородицы находится на престоле, в память о молебне патриархом Мефодием, императрицей Феодорой, ее трехлетним сыном Михаилом.

Читайте также:  12 июля отмечается православный праздник апостолов петра и павла - богослов

Сама Феодора и Михаил изображены слева от Богородицы. Справа от Престола изображены святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит, игумен Студийского монастыря.

Он, даже будучи брошенным в темницу, продолжал защищать православие и создал множество трудов в защиту иконопочитания.

Торжество Православия — смысл праздника, чин богослужения - Богослов

В нижнем ряду в центре изображены святой Феофан Сигрианский Исповедник (участник Седьмого Вселенского собора, при возобновившем иконоборчество Льве Армянине он несколько лет провел в заточении и умер в ссылке) и Стефан Новый (монах с Авксентиевой горы, был наставником всего Константинопольского монашества, советовал монахам не поддаваться на провокацию иконоборцев, а немощным — скрываться там, где нет гонений), держащие икону Христа. Справа от них — Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский, он участвовал в переговорах Льва Армянина и святого патриарха Тарасия, который пытался убедить императора не возобновлять иконоборческую ересь после Седьмого Вселенского собора. Дальше — два брата, Феодор и Феофан Начертанные. Такое странное прозвание братья — защитники икон получили, потому что на их лицах, по приказанию императора Феофила, раскаленными иглами выжгли оскорбительные стихи. Слева от Престола изображена мученица Феодосия с иконой Христа-Эммануила в руках. Именно она не дала солдату сбросить медный образ Спасителя, висевший на воротах Константинополя более 400 лет. За это Феодосия была убита. Фигуры монахов между Феодосией и Феофаном исследователям идентифицировать не удалось из-за сильно поврежденных надписей. В нижнем регистре — святых, имеющих отношение к защите икон и иконопочитания, живших ранее, в VIII веке. Без их подвигов и трудов Торжество Православия не состоялось бы, они выступают как фундамент, как основание этой иконографии. Иконоборцы утверждали о недопустимости почитания идолов-икон, считая образы деревом и красками. Иконопочитатели на это отвечали им, что именно образам мы и отдаем свое почтение, не краске, а первообразу. Именно с помощью вополощения нужно соединяться с Богом.

Эта икона была написана в Константинополе, а сегдоня она находится в Лондонском музее в Британии.

“Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия”

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

МОЛИТВЫ В ПРАЗДНИК ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благий́, прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же, во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест, да изба́виши, я́же созда́л еси́, от рабо́ты вра́жия. Тем благода́рственно вопие́м Ти: ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир.

  • Кондак Недели Торжества Православия, глас 6
  • Неопи́санное Сло́во О́тчее, из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь, и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в, Боже́ственною добро́тою смеси́, но испове́дающе спасе́ние, де́лом и сло́вом сие́ вообража́ем.
  •  Источник: http://hram-kupina.ru/cerkovnyj-kalendar/torzhestvo-pravoslaviya/

Чин Торжества Православия

Чин Торжества Православия совершается в первую Неделю Великого поста.

Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным.

Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников.

Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами.

Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в.

были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение.

Христолюбивая царица Феодора объявила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение.

Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля.

Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства.

Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.

Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования.

Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен “новых еретиков”, как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.

; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей.

В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г.

Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г.

, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.

Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года, приведены ниже.

  • Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  • Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  • Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
  • Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  • Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  • Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  • Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  • Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  • Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  • Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  • Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  • Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

В феврале 1901 г. Св. Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего: “ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской.”

В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий “ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской” (Святейшим Синодом в феврале 1901); “творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной” (1918); несколько священников “публично похуливших Имя Божие” (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, “новых религиозных движений”, язычества, астрологии и т. п. (1994); монах Филарет (Денисенко) (1994); Глеб Павлович Якунин (Архиерейским Собором 1997). В 1971 году анафема была снята со старообрядцев.

В последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, “новых религиозных движений”, язычества, астрологии и т.п. (1994 г.).

Был отлучен от Церкви монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя “патриархом Киевским и всея Руси-Украины” (1994 г.). Архиерейский Собор 1997 г.

, после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана, постановил: “Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом.”

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.

Источники:

1. Православная энциклопедия. М., 2001, т.2
2. Общедоступные беседы о Богослужении Православной церкви. М., 1898
3. Как правильно обращаться с иконами. О грехе небрежения и об истинном благочестивом отношении к иконам.

Читайте также:  Как нужно вести себя в храме правильно, что можно делать, а что нет - богослов

4. Миниатюры чина Православия. Из книги: Л.Б. Сукина “Рукописная книга позднего русского средневековья”

Торжество православия

“Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу истины, победу Христову над всеми слабостями человеческого уразумения. Это не торжество нас, православных, над другими вероисповеданиями и другими людьми; это победа Божия над нами и, через нас, сколько ни есть в нас света, над другими”

Митрополит Антоний Сурожский

Праздник Торжество Православия. Анафема. Икона Торжество Православия Молитвы  Видеофильм

Праздник торжество православия. анафема

В первое воскресенье Великого поста Церковь празднует особый день – Торжество Православия. Этот праздник возник в IX веке в память об окончании борьбы с иконоборцами.

С начала христианских времен учение о почитании святых образов на иконах не подлежало изменениям, но в 8 веке из Греции развилась по христианскому миру ересь, направленная против икон.  В этой ереси утверждалось, что изображения, которые были на иконах – это идолы и те, кто поклоняются иконам, самые настоящие идолопоклонники.

По мере распространения этой идеи, для Церкви наступили тяжелые времена гонений, которые были порой даже страшнее, чем от язычников. В течение более столетия из храмов изымались иконы, еретики забирали и уничтожали мощи святых и другие святыни.

  У людей отобрали возможность молиться перед ликами Спасителя и Богородицы, а тех, кто прятал от гонителей святыни, сажали в тюрьмы, мучили их и даже казнили.

В 787 году на VII Вселенском Соборе, почитание икон и образов было вновь восстановлено, но вражда между христианами и еретиками все еще продолжалась, конфликты еще случались, но гонения все-таки стали ослабевать. Так продолжалось еще довольно долго, пока к власти, после смерти императора Феофила в 842 году, не пришла его супруга Феодора, она еще при жизни своего мужа пыталась повлиять на него и ослабить гонения на христиан. Перед самой смертью Феофил все-таки издал закон о прекращении гонений и верующих стали выпускать из темниц.  А в 843 году на особенной службе в Софийском соборе императрица Феодора объявила иконоборцев еретиками, иконопочитание было восстановлено.

Это торжественное событие произошло в 843 году на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Было установлено особое праздничное богослужение и особый чин, названный Торжество  Православия.

«Были восстановлены святые и досточтимые иконы через избранных святых мужей, и проповедали о благочестивых и православных, и отвергли и предали проклятью нечестивых противников, не принимающих святых икон. И тогда сии исповедники определили, чтобы этот священный праздник был ежегодным, чтобы мы не впали в такое же злочестие»

Таким образом, было положено начало этому празднику, и с того времени, в первое воскресенье Великого поста, проходят праздничные богослужения.

Это особенная служба, проходящая по торжественному чину,  в ней происходит прославление защитников православия, всех живущих и отошедших ко Господу в вере и благочестии отцов. Особую роль в богослужении занимает  чин анафематствования.

Анафема (в переводе с греческого – «да будет отлучен») провозглашается всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.  С церковной точки зрения анафема — не проклятие, а отлучение от церкви людей, нарушающих веру и единство Церкви, которые могут увлечь за собой по ложному пути других христиан. При этом отлученные могут в любой момент покаятся, и вернуться обратно.

Церковнослужители объясняют, что анафема — это факт того, что сам человек выбрал путь, отличный от пути с Церковью, она ни в коем случае не переводит человека в разряд плохого и хорошего.

Но для истинных верующих анафема считается страшнейшим наказанием и поэтому есть случаи, когда потомки тех, кто подвергся анафеме, ходатайствовали об ее отмене и получали одобрение. При предании анафеме, отлученный ограждается от Святых Таинств и исключается из числа верующих.

В России в разное время были преданы анафеме Е. Пугачёв, И. Мазепа, протопоп Аввакум, писатель Л.Н. Толстой и т.д. Многие имена из списка позже были исключены. Но вот, например, Л. Н. Толстой  до сих пор остается в этом списке потому, что даже перед смертью не отрекся от своих, опасных для Церкви, убеждений.

В современности, например, анафеме в 1994 году предан монах Филарет (Денисенко), который в настоящее время создал раскольническую украинскую церковь.

Чин Православия в России был введен в 14 веке, он содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года:

  • Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
  • Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
  • Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
  • Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
  • Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
  • Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
  • Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
  • Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
  • Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
  • Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
  • Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
  • Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.

Икона торжество православия

В центре композиции изображена икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»). Икона Богородицы находится на престоле, в память о молебне патриархом Мефодием, императрицей Феодорой, ее трехлетним сыном Михаилом. Сама Феодора и Михаил изображены слева от Богородицы.

Справа от Престола изображены святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит, игумен Студийского монастыря. Он, даже будучи брошенным в темницу, продолжал защищать православие и создал множество трудов в защиту иконопочитания.

В нижнем ряду в центре изображены святой Феофан Сигрианский Исповедник (участник Седьмого Вселенского собора, при возобновившем иконоборчество Льве Армянине он несколько лет провел в заточении и умер в ссылке) и Стефан Новый (монах с Авксентиевой горы, был наставником всего Константинопольского монашества, советовал монахам не поддаваться на провокацию иконоборцев, а немощным — скрываться там, где нет гонений), держащие икону Христа. Справа от них — Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский, он участвовал в переговорах Льва Армянина и святого патриарха Тарасия, который пытался убедить императора не возобновлять иконоборческую ересь после Седьмого Вселенского собора. Дальше — два брата, Феодор и Феофан Начертанные. Такое странное прозвание братья — защитники икон получили, потому что на их лицах, по приказанию императора Феофила, раскаленными иглами выжгли оскорбительные стихи. Слева от Престола изображена мученица Феодосия с иконой Христа-Эммануила в руках. Именно она не дала солдату сбросить медный образ Спасителя, висевший на воротах Константинополя более 400 лет. За это Феодосия была убита. Фигуры монахов между Феодосией и Феофаном исследователям идентифицировать не удалось из-за сильно поврежденных надписей. В нижнем регистре — святых, имеющих отношение к защите икон и иконопочитания, живших ранее, в VIII веке. Без их подвигов и трудов Торжество Православия не состоялось бы, они выступают как фундамент, как основание этой иконографии. Иконоборцы утверждали о недопустимости почитания идолов-икон, считая образы деревом и красками. Иконопочитатели на это отвечали им, что именно образам мы и отдаем свое почтение, не краске, а первообразу. Именно с помощью вополощения нужно соединяться с Богом.

Эта икона была написана в Константинополе, а сегдоня она находится в Лондонском музее в Британии.

“Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия”

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Молитвы в праздник торжества православия

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благий́, прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же, во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест, да изба́виши, я́же созда́л еси́, от рабо́ты вра́жия. Тем благода́рственно вопие́м Ти: ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш, прише́дый спасти́ мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 6

Неопи́санное Сло́во О́тчее, из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь, и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в, Боже́ственною добро́тою смеси́, но испове́дающе спасе́ние, де́лом и сло́вом сие́ вообража́ем.

ВИДЕОФИЛЬМ

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *