Вознесение господне — двунадесятый переходящий праздник — богослов

  • В честь какого события празднуют в праздник вознесения господня?
  • Когда празднуется праздник Вознесения Господня?
  • История возникновения празднования праздника Вознесения Господня
  • Как в православии проходит служба в день праздника Вознесения Господня?
  • История возникновения праздника Вознесения Господня
  • Иконы Вознесения Господня
  • Новый Завет о Вознесении Господнем
  • Смысл праздника Вознесения Господня
  • Традиции празднования праздника Вознесения Господня
  • Что нельзя делать в праздник Вознесения Господня
  • Приметы в день праздника Вознесения Господня
  • Гадания в день праздника Вознесения Господня
  • Фильмы о жизненном пути Иисуса Христа 

В честь какого события празднуют в праздник вознесения господня?

Вознесение Господне — двунадесятый переходящий праздник - Богослов

Вознесение Господне

  1. Полное название праздника — Вознесе́ние Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́.
  2. Праздник Вознесения Господня установлен в память о событии, связанным с вознесением Иисуса Христа на 40-й день после Пасхи.
  3. Вознесе́ние Госпо́дне описано в Библии и посвящено восшествию (вознесению) Иисуса Христа во плоти на небо и обещании Иисуса о своем втором пришествии.
  4. Праздник Вознесения Господня трактуется как обо́жение человеческой природы Иисуса, которая после вознесения стала невидимой для телесного ока.

Когда празднуется праздник Вознесения Господня?

Вознесение Господне — двунадесятый переходящий праздник - Богослов

Вознесение Господне

  • Праздник Вознесения Господня имеет 1 день предпразднества и 8 дней попразднества.
  • Дата празднования праздника Вознесения Господня является переходящей и зависит от даты Пасхи.
  • Вознесение Господне празднуется только в четверг 6-й недели на 40-й день после Пасхи.

История возникновения праздника Вознесения Господня

Вознесение Господне — двунадесятый переходящий праздник - Богослов

Вознесение Господне

  1. Вознесение Господне описано в книге Деяний святых апостолов.
  2. По указанию Иисуса на 40-й день после Воскресения одиннадцать апостолов отправились из Галилеи на Елеонскую гору поблизости от Иерусалима.
  3. Там, на горе Елеон, апостолы в последний раз видели Христа во плоти.
  4. Иисус, подняв Свои руки, подал им Свое благословение и начал отдаляться от учеников и возноситься на небо.
  5. Во время вознесения светлое облако скрыло Господа от учеников и апостолам явились «два мужа в белой одежде», которые пообещали ученикам, что Иисус вновь придет на Землю точно так же, как он взошел на небо.

«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян. 1:9-11)           

Предсказание о своем Вознесении было дано Иисусом Христом своим апостолам задолго до своей крестной смерти.

В Евангелии от Луки рассказывается о встрече воскресшего Иисуса со своими учениками и их разговоре:

«Так написано, и так надлежало пострадать Христу, воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». (Лк. 24: 46-49).

«И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». (Деян. 1: 4–9).

Вот как это событие описывает Евангелист Матфей:

«…одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». (Мф. 28:16–20).

Лука пишет:

«… вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью». (Лк. 24: 50–53).

Как в православии проходит служба в день праздника Вознесения Господня?

Вознесение Господне — двунадесятый переходящий праздник - Богослов

Вознесение Господне

Праздник Вознесения Господня входит в число Двунадесятых праздников.

Богослужение в честь Вознесения Господня совершается по Цветной Триоди.

Накануне праздничного четверга, в среду вечером, служится всенощное бдение, на вечерне которого поются стихиры, посвященные Вознесению Господню. В это же время читаются три паремии, в которых, как считает Православная церковь, содержатся ветхозаветные пророчества о Вознесении Иисуса Христа.

На утрени читается Евангелие от Марка и два канона. Они составлены преподобными Иоанном Дамаскиным (VIII век) и Иосифом Песнопевцем (IX век). По преданию, кондак и икос празднику составлены преподобным Романом Сладкопевцем (V век).

На литургии поются праздничные антифоны, читается Апостол первое зачало (Деян. 1:1-12) и Евангелие от Луки, 114 зачало (Лк. 24:36-53).

В текстах церковных песнопений описывается восхождение Иисуса на небо и встреча Его ангелами, а также рассказывается символический смысл события праздника Вознесения Господа.

Го́споди, та́инство е́же о́т века сокрове́нное и от родо́в, испо́лнив я́ко Бла́г, прии́де со ученики́ свои́ми на́ гору Елео́нскую, име́я ро́ждьшую Тя́ Творца́ все́х и  Соде́теля.

И́же бо при Стра́сти Твое́й ма́терьски па́че все́х боле́зновавшей, подоба́ше бо и сла́вою пло́ти Твое́й, премно́гой наслади́тися ра́дости.

Ея́же и мы́ причасти́вшеся, е́же на небеса́ восхо́да Твоего́ Влады́ко, вели́кую Твою́ ми́лость, ю́же на на́с бы́вшую сла́вим.

Се день грядет Господень, и станут нозе Его в день ин на горе Елеонстей, прямо Иерусалима, на восток солнца.

История возникновения праздника Вознесения Господня

Вознесение Господне — двунадесятый переходящий праздник - Богослов

Вознесение Господне

До конца IV века праздник Вознесения Господня и Пятидесятница праздновались в один день и по сути были единым праздником. Позже праздник Пятидесятницы стали отмечать отдельно.

Впервые об этом упоминается в текстах святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста.

Иконы Вознесения Господня

Вознесение Господне — двунадесятый переходящий праздник - Богослов

Вознесение Господне

  • Иконы, изображающие Вознесение Господне, имеют четкую иконографию.
  • На этих иконах изображающих Вознесения Господня должны быть изображены все двенадцать апостолов и Богородица, стоящая между ними.
  • Ученики Христа на иконе изображаются или просто стоящими, или стоящими, преклонив колени.
  • Христос изображается возносящимся в облаке, окруженный ангелами.

Новый Завет о Вознесении Господнем

События, связанные с Вознесением Христа описаны в Евангелии от Луки (Лк.24:50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян.1:9-11).

Краткое изложение этого события также приведено в окончании Евангелия от Марка (Мк.16:19).

Смысл праздника Вознесения Господня

Главным итогом для человечества Вознесения Иисуса стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве.

Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян.7:55-56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной.

Бог отец приняв на себя человеческую плоть, как Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству, согласно чему он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян.1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф.24:30; Лк.21:27).

Традиции празднования Вознесения Господня

В традициях празднования Вознесения Господня намешано много различных церковных, языческих и народных правил, но при этом существует четкий церковный устав правил празднования и проведения служб.

В день Вознесения Христа принято заниматься благотворительностью и помогать ближним, потому что в этот день Христос, облачившись бродягой, путешествовал и наблюдал, как к нему относятся люди.

Что нельзя делать в праздник Вознесения Господня

  1. — в праздник Вознесения Господня нельзя произносить фразу «Христос Воскрес», поскольку в этот день из храмов выносят Плащаницу;
  2. — в этот день нельзя делать уборку по дому и любую тяжелую работу;
  3. — в этот день нельзя думать о плохом;
  4. — в этот день запрещается плевать и бросать мусор на улице, так как «можно попасть в Христа, который приходит в дома под видом нищих».

Что можно и нужно делать в праздник Вознесения Господня

  • — этот день лучше провести в домашнем семейном кругу и в молитве;
  • — в день Вознесения рекомендуется соблюдать в душе мир и спокойствие и не ссориться с друзьями и близкими;
  • — в этот день советуют вспомнить умерших родственников, врсстановить с ними духовную связь;
  • — можно ходить в гости к родным и знакомым, в старину это называлось «ходить на перепутье»;
  • — накануне Вознесения Господня принято печь особые блины «Христу на дорожку», еще их называют «Божья окутка», «Онучки», «Христовы лапотки».

Приметы в день праздника Вознесения Господня

— если на Вознесение Господне хорошая погода, то она такой будет и до дня Святого Михаила (21 ноября).

— если в день Вознесения идет дождь, жди болезни и неурожай.

Гадания в день праздника Вознесения Господня

— в этот день девушки вплетают в косы несколько веточек березы, и если веточки не завянут за десять дней до Троицы, то в этом году будет свадьба;

— на рассвете собирают травы, так как  этот день они считаются особо целебными и сохраняют свои лечебные свойства до наступления Ивана Купала (7 июля).

Фильмы о жизненном пути Иисуса Христа

  1. — Фильм «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» (1965)
  2. — Фильм «Иисус из Назарета» (1977)
  3. — Фильм «Иисус» (1979)
  4. — Фильм «Страсти Христовы» (2004)
  5. — Фильм «Сын Божий» (2014)
  6. — Фильм «Убийство Иисуса» (2015)
  7. — Фильм «Восставший» («Воскресение Христа») (2016)

Георгий Битбунов. Вознесение Господне / Православие.Ru

Событие праздника и его эортологическая динамика

Вознесение Господне — двунадесятый переходящий праздник - Богослов
Вознесение. Середина XV в.

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо относится к знаменательнейшим событиям священной истории. После него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это не могло не быть отмечено отдельным праздником.

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24: 50–51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1: 9–11; см. также краткое изложение в Мк. 16: 19).

Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (см.: Ин. 16: 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (см.

Читайте также:  Праздник вход господень в иерусалим вербное воскресенье - богослов

: Лк. 24: 49; Деян. 1: 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (см.: Деян. 1: 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его второе пришествие.

Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (см.: Лк. 24: 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (см.: Деян. 2: 1–4).

В перечисленных свидетельствах легко обнаружить различия, которые, как покажет дальнейшее изложение, найдут свой отклик в богословии праздника, истории его установления, а также в литургическом формуляре. Очевидно, что в одних источниках все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как в других – на начале апостольской проповеди.

Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях апостолов указывают на связь со следующим за ним эпизодом о сошествии Святого Духа. В Деян.

1: 3 период явлений воскресшего Христа и, следовательно, время с Воскресения до Вознесения определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными в земной жизни Господа, имеющими такую же протяженность событиями: от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (см.

: Лк 2: 22–38), и после крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (см.: Мф. 4: 1–2; Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–2). В других местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения в продолжение многих дней (см.: Деян. 2: 32–36; 3: 15–16; 4: 10; 5: 30–32; 10: 40–43; 13: 31; 1 Кор. 15: 5–8).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо.

В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения: о вхождении во славу говорится в Лк. 24: 26; Деян. 5: 31; Еф. 4: 8–10; Флп.

2: 6–11; Откр. 3: 21; 12: 5; о прославлении после Воскресения – в 1 Пет. 1: 21; о седении одесную Бога – в Рим. 8: 34; Еф. 1: 20; 2: 5–6; Кол. 3: 1.

Нередко данные свидетельства представляют собой цитаты из Ветхого Завета – либо прямые, либо аллюзивные. Так, Сам Спаситель еще прежде крестных страданий, толкуя псалом 109, говорит о Своем седении одесную Бога (см.: Мк. 12: 35–37; 14: 62). В Откр.

3: 21 совосседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и нахождение одесную Бога мыслятся в контексте первосвященнического служения Христа (см.: Евр. 4: 14; 6: 20; 7: 26 и проч.).

Предсказания о пришествии, или возвращении с небес, Сына Человеческого подразумевают предшествующее Вознесение, или восхождение на небеса (см.: Мф. 16: 27; 24: 30; 26: 64; Мк. 8: 38; 13: 26; Лк. 21: 27). Возвращение Христа к Отцу Небесному обычно предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (ср.

: Ин 3: 13; 13: 1–3: 16: 5, 28 и Ин. 3: 17, 31; 6: 38; 8: 23; 13: 3; 16: 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф. 4: 8–10 и 1 Пет. 3: 18–22 (ср.: Пс. 67: 19 и 138: 8).

  • Таким образом, становится несомненным, что в Вознесении Своем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно.
  • Последнее обстоятельство, в свою очередь, объясняет, почему Вознесение с древнейших времен было прочно укоренено в системе богословского знания.
  • Уже в вероисповедных формулах I–II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа.

В большинстве древних символов веры рассматриваемое событие упоминается вслед за Воскресением. Например, в Никео-Цареградском символе: «И Возшедшаго на Небеса и Седяща одесную Отца».

Важность события Вознесения неизменно подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем в Святом Духе, Которого Он послал от Отца. Через действие Святого Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви. Неслучайно евхаристический аспект Вознесения Господня присутствует уже в беседе о «хлебе небесном» (см.: Ин. 6: 22–71).

Об искупительном значении Вознесения говорится в Послании к евреям (1: 3; 9: 12). Искупление завершилось после того, как распятый и воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей кровию в небесное святилище (см.: Евр. 9: 12, 24–26).

Главным следствием Вознесения Господня стало то, что с отмеченного момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве. Христос пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю таким же образом, каким взошел на небо (см.: Деян. 1: 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф. 24: 30; Лк. 21: 27).

Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию»[1].

По поводу эортологической истории нужно, прежде всего, отметить одно специфическое обстоятельство: до конца IV века празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы не разделялось. При этом Пятидесятница понималась как особый период церковного года, наступающий после Пасхи, а не как отдельный праздничный день.

Этот факт непротиворечиво доказывают, например, записи паломников, побывавших в Святой Земле. Так, Этерия сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон – в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо, и начинается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.

Она также указывает и на совершение праздничной службы в Вифлееме на сороковой день после Пасхи[2]. Хотя в данном случае речь идет, по-видимому, не о Вознесении Господнем, а об иерусалимском празднике Вифлеемских младенцев, приходившемся на 18 мая.

Если это предположение верно, паломничество Этерии следует относить к 383 году, когда названное празднование совпало с сороковым днем по Пасхе.

Впрочем, вышеуказанные свидетельство и его датировка находятся в полном согласии с мнением большинства исследователей о том, что размежевание Вознесения и Троицы произошло после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе, который состоялся в 381 году.

Упоминания об отдельном праздновании сорокового дня после Пасхи встречаются у святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста. Прямо говорят об этом и апостольские постановления.

Существует предположение о том, что как Вознесение Господне надо понимать «четыредесятницу» из 5-го правила I Вселенского Собора, который, как известно, созывался в 325 году. Однако такая ранняя датировка не подтверждается позитивными аргументами.

Как бы то ни было, но источники V века однозначно выделяют Вознесение Господне в отдельный праздник – на сороковой день после Пасхи, что должно было подчеркнуть благодатную роль Святого Духа в домостроительстве спасения.

Понятно, что Вознесение было отнесено с тематической точки зрения в Господские, с календарной – в переходящие, а с уставной – в великие, двунадесятые праздники.

Первые сведения о празднике Вознесения Господня на христианском Западе встречаются в проповедях епископа Хроматия Аквилейского и в «Книге о различных ересях» епископа Филастрия Брешианского (381–383), где среди великих Господских праздников названы Рождество, Богоявление, Пасха и «день Вознесения», в который Господь «взошел на небо около Пятидесятницы». Последнее обстоятельство, без сомнения, указывает на нераздельность – как событийную, так и литургическую, праздников Вознесения Господня и Пятидесятницы.

Как уже упоминалось, с V столетия традиция празднования Вознесения Господня утвердилась на Западе окончательно. Блаженный Августин, например, называет «четыредесятницу Вознесения» праздником «древнейшим и повсеместным».

Праздник в православном богослужении

Вознесение Господне — двунадесятый переходящий праздник - Богослов
Вознесение Господне. Конец XV в. Двухсторонняя икона-«таблетка» из Софийского собора в Новгороде. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Обращаясь к истории литургического формуляра, необходимо указать, что, согласно армянской редакции Иерусалимского Лекционария, на Вознесение Господне служба, проходившая на горе Елеон, имела следующее содержание: чтения литургии, прокимен Пс. 46: 6; Деян. 1: 1–14, аллилуиарий из Пс. 23; Лк. 24: 41–53.

Более поздний грузинский перевод содержит сходные сведения: накануне Вознесения Господня на вечерне пели тропарь «На горе святей» и прокимен Пс. 46: 6. Литургия имела те же особенности, что и в армянском варианте Лекционария.

Согласно древнейшей редакции Иадгари, праздник содержал несколько циклов стихир на «Господи, воззвах», тропарь 2-го гласа, канон плагального 4-го гласа «Возведший нас от врат смертных» (со 2-й песнью), стихиры на хвалитех, уже указанные чтения на литургии. Кроме того, указаны тропари на умовение рук и на перенесение даров[3].

Сравним одно из замечаний А.А.

Дмитриевского о праздновании Вознесения на рубеже XIX–XX столетий на горе Елеон: «Церковное торжество в собственном смысле начинается на Елеоне с 9 часов вечера по восточному счислению, за два часа до заката солнца, но богомольцы стекаются сюда с полудня, после обеда, с целью помолиться у “стопочки”, как трогательно называют святое место Вознесения Господня наши паломники, облобызать ее и поставить к ней свою трудовую свечу»[4].

Празднование Вознесения Господня в соборном богослужении Константинополя IX–XII веков осуществлялось по Типикону Великой Церкви.

На вечерне накануне праздника отменялись изменяемые рядовые антифоны и читались паремии из книг Исход и пророка Захарии.

В заключение пелся тропарь 4-го гласа «Вознеслся еси во славе Христе Боже наш» со стихами Пс. 46. После вечерни и чтения из Апостола совершался паннихис.

На утрене опускались рядовые антифоны. К Пс. 50 припевали тот же тропарь, что и на вечерне.

На литургии полагались три праздничных антифона из Пс. 41, 45, 46 и назначались следующие чтения: прокимен из Пс. 107; Деян. 1: 1–12, аллилуарий из Пс. 46; Лк. 24: 36–53, причастен Пс. 46: 6.

Примечательно, что песнопение праздника относится здесь только к самому дню Вознесения. Но уже Синайский канонарь IX–X столетий предписывает петь тропарь вплоть до субботы Пятидесятницы. Данное указание, безусловно, свидетельствует о том, что с течением времени празднование Вознесения Господня оформилось в циклическую структуру.

По данным Студийского и Иерусалимского уставов, Вознесение Господне празднуется по чину двунадесятого праздника.

Его обширный цикл включает в себя десять дней: один день предпразднства – в среду 6-й седмицы по Пасхе, собственно праздник – разумеется, в четверг, и восемь дней попразднства с отданием в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.

При этом чтения вечерни и литургии, а также праздничный тропарь установлены в соответствии с Типиконом Великой Церкви.

Читайте также:  Величие богородицы - богослов

Святоотеческая экзегеза

Несмотря на позднее установление Вознесения Господня в качестве обособленного праздника, связанные с ним святоотеческие проповеди, которые приводятся в патристических Торжественниках, весьма разнообразны и исчисляются десятками[5].

Авторами наиболее известных из них являются священномученик Мефодий Олимпийский, святители Афанасий Александрийский, Григорий Нисский, Епифаний Кипрский, Иоанн Златоуст, Прокл Константинопольский, Кирилл Александрийский, Софроний Иерусалимский, Григорий Палама, преподобный Иоанн Дамаскин и некоторые другие.

Праздник в западной традиции

Древнейший латинский формуляр мессы на Вознесение содержится в Веронском сакраментарии VI столетия. Молитвы и песнопения праздника, вошедшие в состав посттридентских литургических книг, известны с VIII–IX веков.

С появлением в римском обряде классификатора празднований Вознесению Господню присвоен статус двойного праздника первого класса, имеющего вигилию и октаву. На matutinae следовали чтения из Деяний, из гомилии святителя Льва Великого, из толкования святителя Григория Великого на Мк. 16. Месса предполагала Деян. 1: 1–11 и Мк. 16: 14–20.

После реформ II Ватиканского Собора чтения matutinae сокращены. На мессе же читаются Деян. 1: 1–11; Еф. 1: 17–23 и одно из трех Евангелий: Мф. 28: 16–20; Мк. 16: 15–20; Лк. 24: 46–53.

Иконография праздника

Вознесение Господне — двунадесятый переходящий праздник - Богослов
Бамбергский аворий. Начало V в. Слоновая кость. Мюнхен

Необходимо сделать несколько замечаний в связи с иконографией праздника Вознесения Господня, в которой нашли отражение и его событийные детали, и богословское осмысление.

Древнейшие изображения Вознесения относятся к V веку. Примерно 400 годом датируется так называемый Бамбергский аворий – резная плакетка из слоновой кости, хранящаяся в Мюнхене.

Основной сценой здесь является пришествие жен-мироносиц ко Гробу Господню, дополненное изображением Христа со свитком в руке, идущего по горе к небу. Из сегмента облака видна десница Бога, которая «втягивает» Спасителя на небо. По мнению С.Н.

Липатовой, опирающейся на исследования предшественников, такое изображение можно трактовать «как своего рода буквальную иллюстрацию на текст Деяний святых апостолов, где о Воскресении и Вознесении Иисуса говорится: “Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели.

Итак, он быв вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2: 32–33) (выделено С. Липатовой. – Г.Б.)»[6].

Другим архаичным примером иконографии Вознесения является одна из сцен, представленная на резных деревянных дверях базилики Санта Сабина в Риме (V в.). Она исполнена раннехристианской символики и особого вероучительного характера.

Юный Спаситель со свитком в левой руке изображен стоящим в круглом медальоне, сплетенном будто из лавровых ветвей. По сторонам от Него – крупные буквы α (альфа) и ω (омега), отсылающие к словам: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1: 8).

Вокруг ореола Христа расположены символы святых евангелистов, а ниже – свод с небесными светилами и двое учеников, предстоящих Христу и держащих над головой изображенной между ними Женщины крест в круге.

О присутствии Богоматери при Вознесении Сына у евангелистов ничего не сообщается, однако Ее образ занимает центральное место во всех иконах праздника как свидетельство о возносящемся во плоти Христе, рожденном от Девы.

Следует также отметить, что среди свидетелей восхождения Господа на небеса присутствует наряду с апостолом Петром и апостол Павел.

Такое несоответствие исторической действительности нельзя, однако, считать однозначно ошибочным, поскольку иконописцы создавали, прежде всего, символический образ новозаветной Апостольской Церкви, установленной на земле Спасителем и вверенной Им после Вознесения апостолам.

В чрезвычайно развитом по иконографии Вознесении из сирийского Евангелия Рабулы (586) особо подчеркивается триумфальный характер события и его связь со вторым пришествием Господа. Однако композиции наделены и эсхатологическим смыслом, который сосредоточен в изображении под славой Христа тетраморфы с огненными колесами (ср.: Иез. 1: 4–25 и Откр. 4: 7–8).

В монументальной живописи Вознесение уже в раннехристианскую эпоху, как правило, располагалось в своде купола (как, например, в церкви святых апостолов в Константинополе, разрушенной в 1469 году).

Особое значение композиция Вознесения имела в системе росписи храмов в постиконоборческий период.

Эта сцена, наряду с сошествием Святого Духа и образом Христа Пантократора, повсеместно использовалась для купольной декорации.

На Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях IX–XII столетий – в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице и многих других.

Вознесение Господне

Вознесение Господне – это день, в который мы празднуем, по сути, разлуку с Богом. Почему же мы радуемся этому дню? Какой смысл для христиан открывается в Вознесении Господнем?

+

Вознесение Господне – это один из двенадцати двунадесятых праздников, которые посвящены ключевым событиям евангельской истории. Это переходящий праздник: его дата зависит от даты празднования Пасхи. Также он принадлежит к числу так называемых господских праздников – то есть относящихся к Господу Иисусу Христу.

Что мы отмечаем?

В этот день православная церковь вспоминает события, произошедшие после Воскресения Иисуса Христа, когда Господь в течение 40 дней оставался со своими учениками. Причём оставался в физическом теле – например, из Священного Писания нам известно, что воскресший Господь ужинал запечённой рыбой или позволил апостолу Фоме вложить пальцы в свои раны.

Число дней, прожитых Спасителем с учениками после Воскресения, не случайно – этот период времени многократно упоминается в Священном Писании.

Например, 40 дней и ночей лил дождь во время всемирного потопа, 40 лет Моисей водил евреев по пустыне Синайской, по закону Моисееву в 40-й день от рождения родители должны принести младенца в Храм, 40 дней постился Господь в пустыне после Своего Крещения.

Таким образом, сорокадневный период является символом ожидания – или приуготовительного периода – перед какими-то значимыми качественными изменениями, имеющими как личностное, так и глобальное измерение. С другой стороны, число 40 в Библии обозначает полноту и завершенность.

И Христос действительно готовит своих учеников к такому изменению – сошествию Святого Духа на апостолов. В Евангелии от Иоанна сам Спаситель так готовит своих учеников: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

Не оставлю вас сиротами; приду к вам».

Вознесение Господне — двунадесятый переходящий праздник - Богослов

Явление Духа Святого есть прямое следствие окончания земного пути Спасителя и Его подвига искупления на кресте: отныне двери между человеческим миром и Небесами открыты настежь. Более того, сам Христос – как человек, в своей человеческой телесности – проходит в эти Двери и возносится на Небеса, завершая Свою миссию: отныне человек возвращён на Небо!

Вознесение – это не утрата Бога, не разрыв с Ним, а призыв к преображению, к восхождению, вознесению ввысь вслед за Господом

И следом за Христом Его путём отныне смогут пройти все Его ученики, все верящие в Него – сам Господь говорит, что он вознёсся на небо для того, чтобы приготовить его к принятию всех истинных Своих последователей. «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете».

  • Поэтому Вознесение – это не утрата Бога, не разрыв с Ним, а призыв к преображению, к восхождению, вознесению ввысь вслед за Господом, в Его Царство.
  • Как выглядело Вознесение Господа?
  • В день Вознесения Господь вывел учеников своих из Иерусалима и отвёл их на гору Елеон (или Масленичную гору – у подножия западного склона горы и растёт знаменитый Гефсиманский масленичный сад).

Ещё со времён Первого храма иудеи устраивали кладбища на склонах Масличной горы – чтобы первыми воскреснуть после прихода Мессии

Кстати, это не просто гора. В Книге пророка Захарии сказано, что в конце дней именно на Масличную гору взойдёт Мессия.

И именно с Елеона и начнётся воскресение мёртвых: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу…» Именно поэтому, ещё со времён Первого храма иудеи устраивали кладбища на склонах Масличной горы – чтобы первыми воскреснуть после прихода Мессии. Именно на склонах этой горы находятся так называемые «Могилы пророков» – пещера с 36 погребальными нишами, где похоронены пророки Аггей, Малахия и Захария.

Так вот, собрав апостолов на вершине горы Елеон, Спаситель разъяснил апостолам, в чем будет их главное предназначение: «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Затем Иисус благословил всех учеников.

И дальше апостолы стали свидетелями необыкновенного чуда, которое сами апостолы описали крайне лаконично. Так, евангелист Марк пишет: «И так Господь, после беседования с ними, вознёсся на небо и воссел одесную Бога».

Евангелист Лука: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо…»

Вознесение Господне — двунадесятый переходящий праздник - Богослов

Что же ученики? Евангелист Лука пишет, что они поклонились Христу и «возвратились в Иерусалим с великой радостью». Разлука обернулась торжеством, надеждой для всего человечества, началом строительства Церкви земной.

Кстати, святой Григорий Богослов так объяснил немногословность апостолов в описании Божественного чуда Вознесения.

Дело в том, что в Ветхом Завете уже есть красочное описание того, как на небеса в человеческом теле был вознесён Илья-пророк: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на Небо».

И святой Григорий Богослов пишет: «Спасителю не нужна была колесница, не нужна была помощь и Ангелов, ибо Творец Своей Божественной силой вознёсся на Небо. Возвратился туда, где пребывал от века…»

История праздника

Празднование Вознесения Господня было установлено на II Вселенском Соборе в 381 году, хотя большинство исследователей считает, что празднование Вознесения проводилось ещё во времена апостольские.

О том, что в сороковой день после Пасхи совершается празднование Вознесения, пишут святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Правда, в те времена праздник продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства.

Вознесение Господне — двунадесятый переходящий праздник - Богослов

Гора Елеон

Паломница Этерия, посетившая Палестину в IV веке, сообщала, что на праздник Вознесения христиане Иерусалима собираются на горе Елеон – в том месте, с которого Господь вознёсся на небо, и там совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.

Позже на Елеонской горе был возведён храм Вознесения. Но уже в VII веке храм разрушили персы. Считается, что именно этот храм послужил образцом для Купола скалы, мусульманского святилища, построенного в Иерусалиме в честь вознесения на небеса пророка Моххамеда.

Читайте также:  Мытарь закхей - богослов

В XII веке крестоносцы воздвигли на горе Елеон восьмиугольное здание с колоннами и открытым куполом посередине. Вскоре Елеон перешёл в руки мусульман, и храм был превращён в мечеть. Но христианам открыт доступ к местным реликвиям. Среди них – камень с отпечатком ноги. По преданию, это отпечаток ноги самого Христа, сделавшего шаг к небу.

Вознесение Господне

  • Вознесение Господне
  • Тропарь, глас 4
  • Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
  • Кондак, глас 6
  • Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.
  • Величание
  • Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение.
  • История праздника

Установление праздника Вознесения Господня относится к глубокой древности. Об этом говорят свидетельства письменных памятников.

Так, уже Апостольские постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. V гл. 18). Особенно важны свидетельства святого Иоанна Златоуста (†407) и блаженного Августина (†430).

Святой Иоанн Златоуст называет этот праздник «важнейшим и великим» и относит к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами.

Блаженный Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника, пишет: «Что сохраняем мы и все вообще христиане, то, само собой разумеется, дошло до нас или от самих апостолов или от всего согласия Церкви, как, например, и обыкновение ежегодным торжеством прославлять страдание Господне, Воскресение, Вознесение на небо и Сошествие с неба Духа Святаго». Эти слова знаменитого богослова IV–V веков свидетельствуют о существовании праздника во всех Поместных церквах древности задолго до того, как эти строки были написаны Августином.

Свидетельствует о древнем происхождении праздника и тот факт, что уже в IV веке стараниями святой равноапостольной царицы Елены на горе Елеон был построен величественный храм Вознесения.

Вплоть до IV века существовал особый период церковного года («радостнейший период» – Тертуллиан), объединяющий празднование Вознесения Господня и Пятидесятницы.

Первое установление о выделении Пятидесятницы в отдельный праздник содержится в 43-м правиле Эльвирского Собора, состоявшегося в 300 году. Вслед за Пятидесятницей в особый праздник выделилось и Вознесение Господне.

Есть мнение, что «радостнейший период» был разделен на два праздника во время II Вселенского Собора, проходившего в 381 году, с целью подчеркнуть особую роль Святого Духа в домостроительстве спасения.

Составители чинопоследования службы праздника неизвестны. Известно только, что каноны на Вознесение Господне написаны святым Иоанном Дамаскиным и преподобным Иосифом Песнописцем, а кондак и икос принадлежат перу Романа Сладкопевца.

Известно множество проповедей на праздник Вознесения, составленных знаменитыми проповедниками древности и святыми отцами Церкви.

Среди авторов: святители Иоанн Златоуст и Григорий Нисский, Афанасий и Кирилл Александрийские, Григорий Палама и преподобный Иоанн Дамаскин.

В славянских рукописях Торжественника содержатся проповеди славянских церковных писателей – святителей Кирилла Туровского и Иоанна Болгарского.

Событие праздника

Событие Вознесения Господня очень кратко описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24; 50, 51) и пространно в Деяниях святых Апостолов (Деян. 1; 9-11). Одной строчкой это же событие упоминается в окончании Евангелия от Марка (Мк. 16; 19).

  1. Евангелие от Луки, глава 24, стихи 50, 51
  2. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
  3. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
  4. Евангелие от Марка, глава 16, стих 19
  5. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
  6. Деяния святых Апостолов, глава 1, стихи 1-11
  7. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.

И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские!что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

Евангельские повествования акцентируют внимание на окончании земного служения Спасителя, в то время как Деяния святых Апостолов рассказывают о начале апостольской проповеди. Этим объясняются некоторые различия в священных текстах, повествующих о Вознесении.

Поскольку Вознесение Господне совершилось в сороковой день по Воскресении Иисуса Христа, то и празднуется оно в сороковой день после Пасхи. Этот двунадесятый праздник пасхального цикла всегда приходится на четверг шестой седмицы по Пасхе.

В те сорок дней, что прошли после Воскресения Господня, Христос несколько раз являлся своим ученикам и укреплял их словом и благодатью для их дальнейшего апостольского служения. В одно из таких явлений Христос сказал ученикам о том, чтобы они собрались на сороковой день после Воскресения в Иерусалиме.

В названный день апостолы собрались вместе. Господь явился им и, как говорит Евангелие, отверз им ум к уразумению Писаний.

И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима (Лк. 24; 45 – 47).

Этими словами Господь еще раз объяснил своим ученикам, почему была необходима его смерть на Кресте, и призвал их на проповедь, чтобы великая весть о Спасении дошла до самых дальних стран на Земле и до всех народов, их населяющих.

Все? это Христос говорил по дороге в Вифанию, к горе Елеонской, находившейся на расстоянии около километра пути от Иерусалима. Достигнув этого места, Господь остановился, поднял руки, благословил своих учеников и стал подниматься вверх, в Небо.

Пораженные ученики провожали своего Бога, ставшего ради них Человеком, восхищенными взглядами. Через какое-то время Христа окутало светлое облако, и Он стал невидим.

В этот момент апостолам явились два мужа, одетые в светлые одежды и сказали им, что вознесшийся на Небо Христос придет на облаке в Своем Человеческом обличье так же внезапно и неожиданно, как и ушел.

Ученики Христа с благоговением поклонились вознесшемуся Господу и с радостью возвратились в Иерусалим. Они радовались славе своего Учителя, Его божественности, своему великому призванию, явлению ангелов и обещанию Христа: и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28; 20).

  • Вознесение, как факт небесной и земной истории, является конечной точкой искупления человека, которое завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос вознесся в небесное святилище.
  • С момента Вознесения Господня человек получил возможность полного участия в Божественной жизни и вечном блаженстве, поскольку человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Его Божественной природой, а стала равночестной и сопрестольной Божеству.
  • Вознесение Господне открывает всем людям возможность быть вознесенными, подобно Господу, если они будут постоянно распинать в себе грех через покаяние и жить по Евангелию.
  • Особенности богослужения праздника

Вознесение Господне – подвижный Господский праздник Пасхального цикла.

Поскольку само событие Вознесения Христа на Небо совершилось на сороковой день после Его Воскресения, праздник всегда выпадает на один и тот же день недели – четверг.

Его празднование продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, восемь дней попразднства и отдание – в пятницу седьмой седмицы по Пасхе.

Особенности великой вечерни

После малого входа читаются три паремии.

1) 2-я глава книги пророка Исаии, стихи 2-й и 3-й. В этой паремии содержится пророчество о воцарении Господа над всеми народами: «Гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы».

2) 62-я глава книги пророка Исаии, стихи с 10-го по 12-й и 63-я глава книги пророка Исаии, стихи с 1-го по 3-й и с 7-го по 9-й.

В этой паремии Господь устами пророка призывает Израиль: «Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!».

Здесь же пророк говорит о гневе и милости Господней к неверному и колеблющемуся народу.

3) 14-я глава книги пророка Захарии, стихи 4-й и с 8-го по 11-й. В этой паремии говорится о том, что безопасность и благополучие Иерусалима и израильского народа в руках Господа.

Вознесение Господне — двунадесятый переходящий праздник - Богослов

  1. Вознесение Господне
  2. На литии поются стихиры празднику, а на стиховне стихиры самогласны 2-го гласа.
  3. В трех местах чинопоследования всенощного бдения поется тропарь праздника:
  4. 1) на благословении хлебов на литии;
  5. 2) по пении «Бог Господь»;
  6. 3) в конце утрени.
  7. Особенности утрени
  8. На полиелее поется величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение».

Затем на утрене читаются два канона: преподобного Иоанна Дамаскина и преподобного Иосифа Песнописца – на 12. По 3-й песни – седален празднику, по 6-й – кондак и икос.

На 9-й песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поем припев Вознесения: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо Христа Жизнодавца». После девятой песни светилен поется трижды. Отпуст: «Иже во славе вознесыйся от нас на Небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш…».

Особенности Литургии

Поются праздничные антифоны с особыми припевами и стихами. На малом входе – входный стих: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Тропарь «Вознеслся еси во славе…», «Слава, и ныне» – кондак «Еже о нас исполнив смотрение…».

Затем прокимен, глас 7-й: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя». Стих: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое». Апостольское чтение – книга Деяний святых Апостолов, 1-е зачало (Деян. 1; 1-12). После Апостола – Евангелие от Луки, зачало 114-е (Лк. 24; 36–53).

Вместо «Достойно есть» до отдания праздника поем задостойник: «Тя паче ума…».

Причастен: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Вместо «Видехом Свет истинный…» до отдания – тропарь Вознесения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *