Введение пресвятой богородицы — богослов

  • Православные праздники
  • Введение Пресвятой Богородицы - Богослов
  • Введение Пресвятой Богородицы - Богослов

Праздник Введения (входа) во храм Пресвятой Богородицы  — это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Отмечается 4 декабря по новому стилю и всегда приходится на Рождественский пост.

Предание относит установление данного праздника к первым векам христианства, когда на развалинах Иерусалимского храма была построена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Введение Пресвятой Богородицы - Богослов

Древняя лестница, по которой молящиеся поднимались на Храмовую гору с юга. Она ведет к Тройным воротам и воротам Хульды, через которые был проход прямо на площадь перед Храмом.

Событие, послужившее основой для праздника, не упоминается в канонических Евангелиях. Основанием служит церковное предание, а именно апокрифы «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие псевдо-Матфея».

Согласно этим источникам, родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна, молясь об избавлении от бесплодия, дали обет о том, что если родится дитя, они посвятят его на служение Богу. Обетование Божие вскоре исполнилось. Праведная Анна зачала и родила дочь по имени Мария. Когда Пресвятой Деве исполнилось 3 года, святые родители решили выполнить свое обещание.

 Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажженными свечами в руках, они отправились из Назарета в Иерусалим. Три дня двигалось это торжественное шествие, пока наконец процессия не достигла Иерусалимского храма.

 Там Богоотроковицу встретил первосвященник Захария со множеством священников и левитов (священнослужители низшего духовного сана у древних евреев).

Введение Пресвятой Богородицы - Богослов

«Введение во храм Пресвятой Богородицы». Тициан. 1534-1538

Крыльцо, ведущее ко храму, состояло из 15 ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени, по одному псалму, при входе во храм. Иоаким и Анна поставили Марию на первую ступень со словами: «Иди, Дочь, к Богу, давшему нам Тебя, к благосердному Владыке. Войди в Господню Церковь — радость и веселие мира».

Пресвятая Дева, несмотря на свой возраст, легко преодолела крутые ступени храма. Первосвященник Захария (отец Иоанна Крестителя) принял Пресвятую Деву и, поцеловав, дал благословение, сказав: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупителя».

По внушению свыше, Она как одушевленный кивот Божий, была введена им во Святая Святых, куда нельзя было входить ни женщинам, ни священникам. Лишь один раз в год, в День Очищения (праздник «Йом кипур», 10-й день осеннего месяца Тишри), туда входил первосвященник с жертвенной кровью, приносимой им за себя и за «грехи неведения» всего Израиля.

Конечно, формально ввести маленькую девочку в «Святая святых» было вопиющим нарушением Закона благочестия древних иудеев. Поэтому все присутствовавшие в храме удивились этому необыкновенному событию.

Трехлетняя Мария, по введении во храм, была помещена в обитель девственниц, существовавшую при храме с древних времен. Старшие девицы обучали Ее чтению священных книг и женским рукоделиям. По назначению первосвященника Она имела особенное место для чтения, рукоделья и отдохновения, в святилище же входила только для молитвы.

Введение Пресвятой Богородицы - Богослов

«Отрочество Богоматери». Франсиско Сурбаран. 1660

Порядок Ее жизни в храме, между прочим, описал блаженный Иероним Стридонский в послании к Илиодору. Он отмечает, что Блаженная Дева при церкви вела образ жизни строго упорядоченный.

С утра до третьего часа дня Она стояла на молитве, с третьего до девятого часа упражнялась в рукоделии и чтении книг, с девятого часа снова начинала молиться и не прекращала молитвы, пока Ей не являлся Ангел с пищей.

Таким образом, Она все более и более возрастала в любви к Богу и восходила от силы в силу. Ее дух Божией благодатью быстро развивался и укреплялся. По мере усовершения Ее молитвы и умножения подвигов трудолюбия, в Ней умножались дары Святого Духа.

Вскормленная небесным хлебом и воспитанная Святым Духом, Она промыслительно предуготовлена была к рождению в мир Хлеба Жизни — воплощенного Отчего Слова.

При храме Божием Пресвятая Дева жила около 11 лет. Родители Марии уже умерли. Когда ей исполнилось 14 лет, священники сообщили, что Ей по обычаю надлежит оставить храм и выйти замуж. Но на это Пресвятая Мария ответила, что Она от рождения посвящена Богу и хочет сохранить девство на всю жизнь.

Первосвященники не знали, что им делать. Они не могли оставить Марию в храме, когда она достигнет совершеннолетия и так же не могли заставить выйти замуж. В связи с этим первосвященники с молитвою обратились к Богу, прося Его сказать им Свою волю.

После одной из молитв к первосвященнику пришел Ангел и сказал: «Захария, собери неженатых мужей колена Иудова из дома Давидова, пусть они принесут с собой посохи. Кому Господь покажет, тот будет хранителем Ее девства».

Первосвященник Захария поступил так как было велено: он собрал посохи и со словами «Господи, покажи достойного стать обручником Девы», поставил во Святая Святых.

И в один из дней он вошел в Святая Святых и увидел, что посох старца Иосифа, который был плотником и дальним родственником Пречистой Девы Марии, расцвел и на нем сидела голубица. Голубица взлетела и стала кружиться над головой Иосифа. Первосвященник Захария подал посох плотнику и сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее». После сего и произошло обручение.

Введение Пресвятой Богородицы - Богослов

Никола Луар. «Обручение Марии и Иосифа»

Духовное значение праздника

Подобно всем великим праздникам, Введение во храм Пресвятой Богородицы является одним из этапов пути Домостроительства Божия, и ступенью постижения его человеческой душой.

О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова.

Маленькая девочка Мария, удостоилась великой чести — войти в ту часть Храма, которая называлась у древних иудеев «Святая святых».

Введение во храм Пресвятой Богородицы явилось приготовлением Марии к тому, чтобы дать жизнь Богу на Земле, стать Его Матерью.

Святая Святых — самое сокровенное место Скинии собрания (походного храма иудеев), а затем и Иерусалимского храма. Место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета.

Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии собрания, отделённая от внешнего помещения завесой, в которой находился Ковчег Завета (рядом с Ковчегом хранился свиток Торы, написанный самим Моисеем, а также сосуд с манной, расцветший жезл Аарона и елей помазания).

В Иерусалимском храме, в Святая святых располагался Камень Основания (или Краеугольный камень) Храмовой горы, над которым сейчас стоит мусульманская мечеть Ку́ббат-ас-Са́хра (Купол Скалы́) — считается, что с него Господь начал Сотворение мира. У иудеев считалось, что это место, где физически ощущается присутствие Божье.

Иерусалимский храм, восстановленный после Вавилонского плена, называли Вторым храмом. Он по размерам и великолепию уступал первому храму Соломона, и, что самое главное, в нем не было Ковчега Завета, главной святыни иудеев, — она исчезла.

Ковчег завета (по гречески «кивот») — ковчег, в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. Считается также, что в Ковчеге хранилось и непроизносимое Имя Бога.

  1. Введение Пресвятой Богородицы - Богослов
  2. Ковчег Завета
  3. Ковчег располагался в Святая святых Скинии собрания, затем — в Святая святых Иерусалимского храма.

После разрушением Иерусалимского Храма Навуходоносором в 586 году до н. э. Ковчег Завета исчез. Что случилось с этой святыней в дальнейшем — одна из наибольших загадок истории.

В Апокалипсисе Иоанна Богослова говорится о возвращении Ковчега Завета в Храм во время Второго Пришествия Иисуса Христа (ср. Отк.11:16-19).

Пророки предрекали этому Второму храму славу бо́льшую, чем была у первого: «Внезапно придет в Церковь свою Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы ждете». Но шли годы, ничего не происходило, Святая Святых, место где некогда хранился «Ковчег Завета» пребывало пустым.

То, что «Святая Святых» в это время не имело Ковчега Завета с его священными принадлежностями, как бы свидетельствовало об окончании некоего этапа духовной истории, оно пребывало пустым в ожидании знамений дальнейших мистических судеб человечества. Девочка Мария стала Новым Кивотом Божиим. И Ей было суждено послужить делу Божественного замысла.

В пустующее Святая Святых храма, главного священного центра религиозной жизни, вводится Дева Мария и человек сам становится Божиим храмом. Ее тело есть храм, Чистота ее души и ее верность Богу — плод усердного стремления к святости поколений еврейских праведников до Нее, их ожиданий спасения. Дева Мария становится источником спасения и соединения людей с Богом.

Со дня Своего рождения Она была избранницей Божией, таинницей и домом Божественной благодати.

С самого детства Она носила в Себе всю возможность человеческого спасения и неисчерпаемое богатство благодати, которое еще не было явлено миру.

И только праведные Иоаким и Анна, для которых рождение Пресвятой Девы было связано с исполнением их сокровенных чаяний и горячих молитв, предчувствовали значение Новорожденной для спасения человечества.

Но плотского рождения Пресвятой Девы было недостаточно, чтобы стать Матерью Божией, ибо предстоящая Царю неба и земли Она, «превознесенная превыше всех тварей небесных и земных», была дочерью человеческой, соестественной всем нам дочерью Адамовой.

Чтобы стать Матерью Сына Божия, Она должна была открыть свободно Свое сердце благодати, добровольно выйти из мира греха и смерти, отказаться от земных привязанностей и добровольно избрать для Себя чуждый сознанию ветхозаветного человечества путь приснодевства.

Это как бы второе духовное рождение Богоматери и вместе с тем явление Ее миру, подобное явлению после крещения народу Иисуса Христа.

Именно добровольная отдача Себя Богу в большей степени, чем плотское рождение, дает возможность почувствовать и осознать вселенское значение Богоматери.

Божия Матерь, будучи чистой жертвой Богу, — великий пример для следующих по этому пути, а также скорая Помощница и Молитвенница за них. Только молитва к Божией Матери, Ее помощь и предстательство могут сохранить всех идущих по этому пути от соблазнов и падений.

Она именуется Одигитрией, то есть Путеводительницей.

В день Введения во храм Пресвятой Богородицы, величая Ее, как «честнейшую и славнейшую горних воинств Деву, Пречистую Богородицу», мы, заканчивая канон праздника, обращаемся к Ней с молитвой: «Под Твое благоутробие прибегающия верно и покланяющияся благочестно Сыну Твоему, Дево Богородительнице, яко Богу и Господу мира, молися от тли и бед избавити, и всяческих искушений».

Богослужение праздника, содержание песнопений не только вводят в живое созерцание Пречистой Девы в храме, но и учат прославлять Ее и горячо Ей молиться. Через Нее мы примирились с Богом, и Ее молитвами спасаемся. Она, исполненная благодати Духа, всегда просвещает молящихся Ей присносущным Светом, сообщает им силу свято жить, успокаивает их, защищает и покрывает от всякого зла.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ. ПРАЗДНИКИ

Тропарь праздника Днесь благоволения Божия предображение / и человеков спасения проповедание, / в храме Божии ясно Дева является / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся, / смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак праздника Пречистый Храм Спасов, / многоценный чертог и Дева, / священное сокровище славы Божия / днесь вводится в дом Господень, / благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, / Юже воспевают ангели Божии: / Сия есть селение небесное.

Читайте также:  Молитва ефрема сирина 2 часть - богослов

Назад к списку

Введение Пресвятой Богородицы во храм: О чем нам нельзя забывать

Введение Пресвятой Богородицы - БогословСегодня великий двунадесятый праздник нашей Православной Церкви. Его праздновали и в поместных общинах древней Церкви; об этом имеются некоторые указания, хотя и не вполне четкие. Как общецерковный православный праздник он был установлен лишь в VIII в., но, подчеркиваю: празднование в поместных Церквах, особенно в тех, которые находились в районе Иерусалима и в Африке, было установлено уже в первые века.

В Евангелии ничего не говорится о Введении во храм Пресвятой Богородицы; на это имеется указание в апокрифических евангелиях, которые не во всем достоверны. Но об этом событии свидетельствует и Священное Предание, и о нем пишет такой очень критический богослов-исследователь, каким являлся свт. Григорий Нисский, брат свт. Василия Великого.

Иоаким и Анна были бесчадны. Это считалось поношением. Если сейчас пытаются избежать детей, то раньше, в древности, особенно в еврейском народе, иметь детей считалось счастьем, и позором — не иметь детей.

Об отношении к детям, к рождению детей, к их воспитанию в первые века говорят слова одного из писателей первых веков, эпохи первых гонений: «Смотрите, какую радость дал нам Господь, чтоб нам самим воспитывать детей наших». Вдумайтесь в эти слова.

Какую радость дал нам Господь, чтоб нам самим воспитывать детей наших.

А мы так часто избегаем этих обязанностей, лишаем себя родительского счастья и не воспитываем по существу наших детей к славе Божией и Православию. И вот Иоаким и Анна, которые были бесчадны и переживали это, молились и дали обет, что ребенок, который у них родится, будет посвящен Богу. У них-то и родилась девочка, которой суждено было стать Пресвятой Богородицей.

Когда ей исполнилось три года, родители, памятуя свой обет, отвели ее в Храм. Она сама поднялась на тридцать три ступеньки Храма, ее встретил там первосвященник и еще несколько священников, среди которых был Захария, отец Иоанна Крестителя. И ввели ее по наитию Духа во Святая Святых, куда раз в год входил только первосвященник.

Введение Пресвятой Богородицы - Богослов

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Тициан, 1534—1538

Благочестивые родители посвятили — еще до рождения обещали посвятить — этого младенца Богу.

А как часто мы видим обратное, — и в наши времена, и в предыдущем веке: вспомните хотя бы житие Антония Киево-Печерского, который столько претерпел за свое стремление к благочестивой иноческой жизни.

Как мы протестуем, когда кто-то из наших детей хочет принять монашество или послужить Церкви в духовном звании. Это для нас с вами трагедия. А вот Иоаким и Анна сразу, до рождения, решили посвятить ребенка, — поучительно!

Когда мы читаем богослужебные тексты, слышим церковные песнопения, то очень много поучительного относится и к нам самим.

«Днесь Боговместимый храм Богородица, в храм Господень приводится, и Захариа Сию приемлет; днесь Святая Святых радуются, и лик ангельский таинственно торжествует. С нимиже и мы празднующе днесь, с Гавриилом возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, имеяй велию милость».

И сегодня по существу нам зримо и близко свидетельствуется, что Рождество уже близко, что оно здесь. Это — свидетельство людям, тем священникам, которые принимали Ее.

И не случайно, что начинается рождественское пение; на Введение в Храм Пресвятой Богородицы мы впервые начинаем петь: «Христос раждается, славите». Правда, если на Рождестве это будет ирмос канона, то пока мы поем это как катавасию, заключение нашей канонной песни.

Да, сама Богородица оказалась тем Храмом, в котором поселился Бог, Бога Она выносила, Сына Божия Она родила, Сына Божия и Сына Человеческого.

И нам кажется, что эти слова от нас далеки, что они касаются только Богородицы. Так вот, вспомните, что писал апостол Павел:

«Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор 3:16).

Вот кем мы должны были быть. Предельным примером этого является сама Богородица, но в потенции это должно быть в каждом из нас. И наши согрешения против тела апостол образно оценивает как кощунство, как преступление перед храмом Божиим.

А мы вот не испытываем этого чувства бережного отношения к своему телу как к храму Божию, храму Духа Святаго. А смотрите, какова была чистота Богородицы.

И вероятно нам очень надо подумать и о Ней как о храме, Бога-Сына вместившего — невместимого Бога! — и о наших маленьких храмах телесных, оскверненных подобно тому, как были осквернены храмы у нас в стране.

Господи, даруй нам, чтоб наши телеса стали храмом Духа Святаго. Чтобы мы хоть чуть-чуть уподобились и Богородице, и тем святым, которые носили в себе Духа Святаго.

Введение Пресвятой Богородицы - БогословЕсть такой священномученик, епископ Антиохийский, Игнатий Богоносец. Почему его называли Богоносцем? А потому что, как говорилось в народе, он был тем младенцем, которого взял на руки Сам Господь, когда Он рассердился, что к Нему не пускают детей, и поставил дитя, сказав: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18:3).

Считалось, что это был Игнатий Богоносец, но сам он говорил другое. Он вроде бы и не отрицал, что так было, но говорил: «Я Богоносец, потому что я всегда ношу в себе память о Господе нашем Иисусе Христе». Он и был богоносцем и исповедником. Но ведь быть богоносцем требуется и от каждого из нас, и когда мы приближаемся к Богу, то нам надо вспоминать и Божию Матерь, которая Его носила.

Все предстоящие дни нам надо будет вспоминать историю Ветхого Завета и то страстное ожидание Христа, которым жило человечество. Об этом мы будем говорить на предстоящих неделях.

Надо нам думать и о тех святых, которые носили в себе память о Боге. Я грешный человек, я не могу этого сказать о себе, но священник Александр Ельчанинов писал, что он всегда помнит, что он Христов.

К сожалению, я иногда об этом забываю, в чем и каюсь.

И вот, — эту память и богоносительство необходимо воспитать в себе каждому из нас.

Источник: Протоиерей Глеб Каледа. Проповеди. М., 2001

Введение Пресвятой Богородицы - Богослов
Введение Пресвятой Богородицы - Богослов Введение во храм Пресвятой Богородицы: Колодец с чистой водой

Протоиерей Александр Ильяшенко
Душу можно сравнить с бездонным колодцем, где внизу – чистая, родниковая, целебная вода. Но весь он забит хламом, мусором, грязью. До нее и не добраться, потому что в колодце столько мусора нашего самодовольства.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. О празднике

Введение Пресвятой Богородицы - Богослов

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы входит в число двунадесятых праздников и празднуется 4 декабря.

Иоаким и Анна

Родители будущей Богоматери – Иоаким и Анна – жили в Назарете.

Супруги очень долгое время – вплоть до глубокой зрелости – не имели детей, что было причиной их тяжелейших страданий, так как, согласно тогдашнему иудейскому мировоззрению, бездетность считалась позором и расплатой за дурное, а поскольку семья жила благочестиво, многие думали, что есть некие тайные грехи, за которые их карает Всевышний. Иоакиму даже препятствовали приносить жертвы в храме, считая, что он неугоден Богу, так как не принес потомства для израильского народа. Однако, несмотря на социальное неодобрение и даже презрение, супруги не сетовали на судьбу. Иоаким к тому же помнил, что многие праведники прошлого (как, например, Авраам) тоже до преклонных лет не имели детей, но потом – по их вере и молитвам – они становились родителями.

Супруги дали обет: если у них родится ребенок, они посвятят его служению Богу. Их дочь Мария, будущая Матерь Божия, родилась по прошествии пятидесяти лет супружеской жизни Иоакима и Анны. Ее рождение предварило явление Ангела каждому из супругов, когда они, каждый по отдельности, молились о своем потомстве.

Иоаким, считая себя самым грешным из людей, после того как священник Рувим не позволил бездетному мужу принести жертву Богу в храме в Иерусалиме, решил не возвращаться домой, а поселился в пустынном месте и молился. Его жена, узнав об этом, также – в посте и молитве – просила о возможности стать матерью. Иоакиму явился ангел, который сказал, что Бог внял его молитвам.

Анне ангел сказал, что о ее потомстве будут говорить во всем мире.

Детство Богородицы

В Священном Писании содержится немного сведений о Богородице. В Ветхом Завете есть небольшие фрагменты, прообразы, которые символически рассказывают о Ее спасительной миссии. В Новом Завете всего несколько эпизодов связаны с именем Богородицы и все они относятся уже ко взрослому периоду Ее жизни.

Об обстоятельствах Рождества Пречистой Девы известно из Священного предания, которое содержит не только учение о Христе, но и воспоминания современников о каких-либо событиях священной истории, очевидцев («самовидцев», как их называет апостол Лука) Спасителя и Богородицы. Эти воспоминания изначально передавались из уст в уста, а в дальнейшем были записаны. Именно таким образом и сохранились свидетельства о ряде эпизодов жизни Богоматери.

Когда девочке исполнилось три года, Иоаким и Анна решили исполнить данный ими обет. Собрав родственников и знакомых, родители одели Марию в лучшие одежды и, с пением священных песен и зажженными свечами в руках, они привели Ее в Иерусалимский храм.

Ребенка встретил первосвященник – предание гласит, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи. При этом в храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней, а девочка до этого времени еще не научилась ходить.

Однако Мария, как только Ее поставили на первую ступень, самостоятельно поднялась до самой верхней. Первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святая Святых, куда один раз в год мог войти только лишь он сам, с очистительной жертвенной кровью.

То, что девочку провели туда – было из ряда вон выходящим событием и все присутствовавшие в храме были поражены. Этим была обозначена Ее особая роль в судьбе человечества.

После этого родители Богородицы возвратились домой, Мария же осталась в помещении для девственниц, которая находилось при храме. Это было не единственное подобное жилое помещение при храме, Священное Писание (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк.

2, 37) и историк Иосиф Флавий свидетельствуют, что их было много и в них жили посвященные на служение Богу. О жизни и быте Богородицы в Иерусалимском храме известно немногое.

Предание Церкви сохранило сведения, что Она, например, воспитывалась в обществе благочестивых дев, читала Священное Писание, постоянно молилась, занималась рукоделием. Димитрий Ростовский приводит рассказ Григория Никомидийского о посещении Марии в Храме ангелом:

«Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида, беседует с Девою и подает Ей пищу. Это был явившийся Ангел; и удивился Захария, размышляя в себе: что это за новое и необычайное явление?» (Димитрий Ростовский. Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии).

Мария жила при храме до 12 лет, после чего, решив уневеститься Богу, была, согласно иудейским традициям, обручена Иосифу, пожилому человеку, который должен был охранять Ее обет безбрачия. Есть и другая версия, согласно которой, это произошло, когда Марии было 14 лет, Иосиф же был выбран из числа других самим первосвященником.

История празднования

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии входит в состав двунадесятых праздников, однако в Церкви он был установлен позднее других из этого числа. Возможно, появление праздника Введения связано с деятельностью императора Юстиниана I, который в 543 г. построил на развалинах Иерусалимского храма большую церковь, посвященную Пресвятой Богородице.

Упоминание об этом празднике есть в некоторых месяцесловах VIII века, но его описание сдержанны, что говорит об отсутствии какой-либо особенной торжественности его совершения. Патриарху Константинопольскому Герману I (VIII в.

) приписываются две гомилии (наиболее древняя форма проповеди, букв. «беседа», анализ отрывков Священного Писания) на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Значит – в Константинополе того времени Введение уже праздновали. С IX в.

праздник получил широкое распространение на Востоке.

Статус праздника Введения постепенно менялся, он окончательно вошел в число двунадесятых праздников только после XIV в., согласно студийским и иерусалимским Типиконам XI-XIV вв.

, он отмечается почти также торжественно, как и другие двунадесятые праздники. Тем не менее, даже в печатных Типиконах XVII в.

отдельные особенности совершения праздничной службы указывают на то, что статус этого праздника отчасти уступает статусу других двунадесятых.

Хотя в самом событии священной истории – Введении во храм Пресвятой Богородицы – участвуют св. семейство и дети со свечами, праздник этот традиционно считается не семейным, а монашеским.

И потому, что всегда приходится на пост, и потому что прославляет всецелое посвящение себя Богу и вход во Святое Святых. Именно поэтому Введению во храм посвящено много обителей, самая известная из которых Оптина пустынь.

На Введение пришел в Саровский монастырь преподобный Серафим, впоследствии особо этот праздник чтивший.

  • Песнопения
  • Важнейшая из тем песнопений Введения – символическое сравнение Пресвятой Девы с одушевленным храмом, вместившего невместимого Бога: «Днесь боговместимый храм, Богородица, в храм Господень приводится» (2-я стихира на литии).
  • Кондак праздника говорит о том же еще более определенно:
    «Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное».

Песнопения называют Богородицу «Двере Господня». Например: «къ Нейже дивяся Захариа вопияше: Двере Господня, храма отверзаю Тебе двери» (1-я стихира на стиховне).

Этот эпитет в отношении к Богородице основан на видении пророком Иезекиилем таинственного храма, затворенными дверями которого входит и выходит Господь.

Это пророчество является прообразом приснодевства Богородицы.

Также Богородица сравнивается с жертвой: «Въ храм Тя принесоша, Всенепорочная Чистая… яко жертву чисту» (6-й тропарь 8-й песни 2-го канона). Эта жертва понимается как приготовление, прообраз той жертвы, которую принесет Спаситель. Поэтому в системе храмовой росписи нередко сопоставляются композиции «Введение во храм» и «Сретение Господне».

  1. О том, что одно из последних событий ветхозаветной предсказывает близкое пришествие в мир Спасителя говорит тропарь праздника:
    Днесь благоволения Божия предображение, /
    и человеков спасения проповедание, /
    в храме Божий ясно Дева является, /
    и Христа всем предвозвещает. /
    Той и мы велегласно возопиим: /

  2. радуйся смотрения Зиждителева исполнение.
  3. Хотя Иоаким и Анна отдают единственную дочь в храм, это событие для них – радостное. Об этом рассказывает тропарь предпраздненства:
    Радость предобручает всем Анна ныне, /
    печали сопротивный плод прозябши, едину Приснодеву, /
    Юже и приводит, молитвы исполняющи, /
    днесь веселящися, в храм Господень, /

  4. яко сущий храм Бога Слова и Матерь чистую.

Кроме того, на этот праздник поются и рождественские песнопения-ирмосы, первый и наиболее известный из которых принадлежит святому Иоанну Дамаскину и составлен из Рождественского слова святого Григория Богослова:
«Христос раждается, славите. Христос с Небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися».

Богословский смысл праздника Введения во Храм Богоматери

  • Лабру Скодзу, богослов-преподаватель
  • Θεολογική σημασία της εορτής των Εισόδιων της Θεοτόκου
  • Λαμπρου Σκόντζου, θεολόγου-καφαγητού

Введение во храм Богородицы, мозаика XIV в. монастыря Хора в Константинополе

Богородица является самым святым человеческим существом, которое было избрано Богом из числа миллиона людей, но дев, для того чтобы сыграть самую важную роль в процессе спасения человеческого рода и в целом всего творения. Божественная Премудрость узрела в Ее личности предел чистоты и святости, которые были  необходимейшими для того, чтобы стать Матерью совершенно святого Бога.

Праздник Введения  своей целью ставит нам преподать высочайшие мысли о личности Богоматери.  Для того, чтобы нас посвятить в тайну богословия непостижимой неповторимого Ее вклада в осуществление божественного плана о спасении мира.

Церковь мало интересует историческое основание праздника Введения, нежели его богословский смысл.

Некоторые утверждают, что, поскольку первое письменное свидетельство об этом событии появляется в апокрифическом «Первоевангелии Иакова», оно не имеет особой ценности и доверия.

Однако для нашего православного богословия  это само по себе историческое событие имеет крайне малое значение  по отношению к его богословскому и нравственному значению.

Иерусалимский храм является образом-иконой Богоматери. Вера в священность Храма известна со времен древних иудеев. Они верили, что в нем обитает Бог, посему она поднимались на гору Сион, которая была тварной, с великим благоговением и трепетом, словно они приближаются к Самому Богу.

Ковчег Завета считался престолом Бога и знаком видимого Его присутствия на земле. Никто не дерзал приблизиться к срединной части Храма, которая называлась святая Святых, кроме  только первосвященника один раз в год, во время дня празднования Кущей.

Он входил к нее босым с великим страхом, облаченный только в льняной хитон, для того чтобы воскурять фимиам, совершить каждение. Тогда никто не смел туда приблизиться.

Простому народу не дозволялось входить ни в какую из внутренних частей храма, но только в притвор храма. Паломники из простого народа стояли в страшном притворе и в разных крытых портиках, где они молились и наблюдали за действиями священников.

Наша Пресвятая Дева является умным храмом Божества. Священный умный храм, внутри которого возжелал обитать вечный и непостижимый Бог.

 Священный гимнограф праздника, желая подчеркнуть это удивительное сравнение, написал, что Богоматерь является «чистеший храм Спасов, многоценный чертог и дева, священное святилище славы Божией».

 Если же считался священным, согласно вере иудеев, Иерусалимский Храм, в котором жил Бог, то насколько же мы должны считать более святой и священнешей Богоматерь, Которая в действительности носила в своих объятиях воплощенное Слово, а Оно было зачато от Ее честных кровей! Иерусалимский Храм был разрушен римскими завоевателями и исчез. Напротив, умный храм Бога, Дева, пребывает вовек и приемлет высочайшие почести от мириад верующих всех времен.

Вхождение Богоматери в Иерусалимский Храм являет непостижимую высоту Ее святости и непорочности. Внутри  неприступного и недосягаемого Святая Святых сохранилась Ее непорочнсть и была взращена святость.

Только в этом священном месте можно было  сохранить столь необходимую Ее чистоту от невероятнотной греховности мира. Только сожительство со святыми ангелами могло возрастить ее Святость.

Беззакония людей имеют такую силу и натиск, так что если бы Дева Мария оказалась бы в миру то неизвестно, смогла бы Она сохранить высоту той святости, которая требовалась для того, чтобы восприять в свои объятия абсолютно святого Бога.

Введение во храм Богоматери, фреска 13 столетия Панселина в Успенском собре Протата, Святая Гора Афон

В личности Богоматери мы имеем пример преодоления падшей человеческой природы и восстановления первоначального состояния до грехопадения.  Конечно же, Она родила Сына в падшей природе, как наследующей грех наших первозданных  прародителей.

Однако же божественная благодать Ее постепенно возводила и очищала, начиная с ее младенчества и вплоть то Ее Благовещения, когда на Нее низошел Святой Дух, полностью Ее очистил от первородного греха и воспринял неистленную первозданную природу. Только так  избавляя от тяжести падшей природы и тления грехопадения, возможно было Ей совершать Свою высочайшую миссию.

Благочестивые повествования о Ее чудесном пребывании в Храме в точности излагают эту веру в Ее постепенное очищение.

Благословенный вход Девы Марии в Храм является первым шагом в осуществлении предвечного совета Троичного Бога о спасении мира. В песнопении великого праздника поется, что «Днесь благоволения Божия предображением и человеков спасение проповедание».

Оно является рассветом искупления человеческого рода от рабства греха. Поэтому то наша Церковь  светло празднует это событие.

Мы, как сознательно верующие во Христа, питаем горячее и неиссякаемое почтение к священной персоне Богоматери, поскольку Ее вклад в дело спасение человеческого рода носит вполне определенный.

С невероятным вдохновением мы поем песнопения праздника и славим Богоматерь, поя «едиными усты» вместе со священным гимнотворцем праздничных песнопений «Радуйся, домостроения Творца исполнение».

Источник: http://poimin.gr/theologiki-simasia-tis-eortis-ton-isodion-tis-theotokou/

©перевод выполнен интернет-содружетством Православный Апологет 2015г.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Вводится в храм Пресвятая Дева — отроковица Мария, будущая Матерь Спасителя и всех верующих в Него! Празднуя ныне сие действие из Ее жизни, как дети Ее по вере и духу, понудим себя и подражать сему действию по его силе и значению. Ибо еще Пророком предызображено:

«приведется царю девы вслед ея, искренния ея приведутся тебе… и введутся в храм царев» (Пс.44,15–16)

Девы — это души верующих; храм царев — это внутреннейшее Богопребывание. Если мы — верующие, то по следам Богоматери должны восходить во внутренний Храм — пред лице Самого Царя и Бога.

Введение, впрочем, в храм отроковицы Богоматери было только предзнаменованием восхождения всех верующих пред лице Бога. Основание же и начало тому положено, и самый путь туда проложен уже Самим Господом Спасителем — по Его человечеству. Он вошел, как пишет Апостол, в «самое небо да явится лицу Божию о нас» (Евр.9,24).

Человечество в лице Иисуса Христа прошло небеса и стало пред лице Самого Бога — не ради Господа, а ради нас. Этим открылся истинный «путь святых» (Ефр.9,8), сокрытый для древних под символом вхождения во святая святых скинии. После сего уже все верующие имеют дерзновение входить «во внутреннейшее завесы, идеже предтеча о нас вниде Христос» (Евр.

6,19–20), — входить путем «новым и живым, егоже обновил есть нам Господь завесою, сиречь плотию Своею» (Евр.10,19–20).

Самим делом верующие входят пред лице Бога сим путем новым и живым, уже по исходе из тела. Но чтоб удостоиться сего, надобно в здешней жизни умно или сердечно совершить то, что делом совершится по смерти, то есть надобно здесь еще умом и сердцем взойти во внутреннейшие завесы, стать пред лице Бога и утвердиться там на неисходное пребывание.

Божия Матерь восходила по степеням (ступеням). Есть степени и умного восхождения к Богу. Их можно насчитать много. Укажу вам главнейшие.

Первая ступень есть обращение от греха к добродетели. Человек–грешник не помнит о Боге и о спасении души своей не заботится, а живет, как живется, удовлетворяя своим страстям и склонностям без всяких ограничений, лишь бы только это не расстраивало его взаимных к другим отношений. Очевидно, куда приведет человека такой путь! Но грешник в беспечности и нерадении не видит того.

Господь же бдит над ним. И бывает, что или Ангел Хранитель в сердце, или слово Божие — чрез слух — открывают очам его бездну, в которую он идет, смеживши очи. Когда грешник восприимет в чувство опасность своего положения и возжелает избавиться от готовой ему пагубы, тогда полагает в сердце своем твердое намерение отстать от прежних своих худых дел и обычаев и начать жизнь по заповедям Божиим.

Эта перемена жизни на лучшее, или, как я сказал, обращение от греха к добродетели и есть первая ступень восхождения к Богу. Того, кто вступил на сию ступень, вы видите занятым с напряжением сил сим одним добро деланием. Нет его на гуляньях, ни в театре, ни на балах, нигде, где потешают страсти и чрез них служат сатане.

Он всегда за делом: или на должности, или в трудах по семейству, или в делах благочестия и благотворения.

Ходит в храмы на службы Божий, как только есть возможность, и соблюдает все уставы Церкви; помогает всячески нуждающимся, дело свое ведет добросовестно, терпит, когда нужно терпеть, и за себя, и за других, соблюдает мир и мирит, отличается постоянством и степенностию, не болтает попусту, не бранится, мало спит, мало ест и прочее. Вот эта первая ступень!

Вторая ступень есть обращение от внешнего доброделания к возбуждению и блюдению добрых чувств и расположений. Внешние дела ценятся более по чувствам и расположениям, с какими совершаются. Сии чувства не всегда бывают исправны, при видимой исправности, и потому губят большую часть наших добрых дел.

Например, в церкви быть — Богоугодное дело… но к сему делу может привиться тщеславие и сделать его небогоугодным. Можно с удовольствием стоять в церкви, но для того, чтоб глазеть на то или другое, или чесать слух, как охуждает Апостол. И это уничтожает доброту пребывания в церкви. То же может случиться и со всяким добрым делом.

Можно милостыню подавать и поститься — да видимы будем; можно много трудиться для других — из человекоугодия; можно уединяться и терпеть — из презорства; можно быть усиленно деятельным — из зависти; держаться на службе и исправно служить — из корысти и неправедных прибытков, так что если проследить всю сумму наших добрых дел и строго обсуждать чувства, с которыми они совершаемы были, может оказаться, что они все — ничто — уничтожаются недобротою сокрытых под ними чувств. — А ведь это жаль!

Так вот и надобно нам строго смотреть, чтоб никакие худые чувства и расположения не оскверняли наших добрых дел. Сначала, когда только обратится человек от греха к доброделанию, ему, можно сказать, еще некогда заняться своим внутренним… Вся его забота обращена на то, чтоб отвыкнуть от худых дел и привыкнуть к добрым.

Например, в церковь он не ходил, а проводил время в какой-либо утехе; надо отвыкнуть от сего обычая худого и привыкнуть к церкви.

Милостыню не подавал и тратил деньги на другое что, расточал, прогуливал, — надо отвыкнуть от гулянья и привыкнуть к милостынеподаянию; постов не соблюдал, а ел много, сладко и скоромно, — надо и здесь от одного отвыкнуть, и к другому привыкнуть.

Так и во всем! Так, говорю, на первых порах, когда обратившийся от греха только отвыкает еще от дел и обычаев греховных и привыкает к доброделанию, ему некогда следить за своими чувствами, хоть и не невозможно и не необычно сие. Тут борьба его с собою дает высокую цену всякому его делу, хотя бы и проскользнуло куда-либо недоброе чувство.

Но потом, когда он навыкнет доброделанию и установится в порядке добродетельной и благоретивой жизни, непременно должно ему войти внутрь своего сердца и строго смотреть за своими чувствами. Прежде враг старался отвлекать его от добрых дел, когда были еще сильны привычки греховные.

Теперь же, когда он отвык от сих последних и остановился в добре, враг начнет неправыми чувствами уничтожать доброту дел. Так и надобно обратиться внутрь и смотреть за своими чувствами.

Вот то время, когда работающий добру, дошедши до сознания беды, опасности или бесполезности труда, если при добрых делах не бывает добрых чувств, положит твердое намерение войти внутрь себя, строго смотреть за своим сердцем и не допускать ни в каком случае недобрых чувств и расположений, или этот поворот и обращение от внешнего доброделания к удобрению внутренних чувств и расположений — есть вторая ступень в восхождении к Богу. Называется это внутрь пребыванием, вниманием ума, трезвением, различением помыслов,

или очищением сердца

. Дело сие состоит все в том, чтоб отгонять недобрые чувства и привлекать, возбуждать и укреплять добрые… С самого утра, говорит святой Диадох, стань у входа сердца и посекай главы исходящих оттуда злых помыслов. Ибо какое бы дело ни пришлось нам делать, тотчас лезет из сердца худое помышление, чтоб его осквернить. Наш долг — худое помышление отогнать, а доброе на место его воспроизвесть и с сим добрым помышлением совершить дело. Например, вы собираетесь в церковь; и пойдут помыслы: нарядись получше, чтоб на тебя смотрели, или: иди–иди, там увидишь того-то или ту-то… или еще: — сходи; сходишь, скажут, что ты благочестивый, и подобное.

Все это надо прогнать и на место того воспроизвести в сердце чувство обязанности быть в церкви во славу Божию, и с сим чувством сходить в церковь. Как в этом, так надо поступать и в прочих делах.

Чем бдительнее кто смотрит за сердцем и чем безжалостнее будет отсекать недобрые помышления и чувства, возникающие из него, тем скорее ослабит, заморит и истребит сии страстные помыслы.

Они будут показываться все меньше и меньше, а наконец и совсем улягутся и перестанут беспокоить, а на место их укоренятся чувства добрые и святые. В сердце водворится тогда мир и невозмутимый покой. Это походит на то, как стакан мутной воды поставить так, чтоб он не колебался.

Нечистота все будет оседать вниз: чем более она спадет, тем чище становится вода, а наконец и совсем очистится. Небо, солнце, луна и звезды в нем будут видимы! Вот это вторая ступень — Хищение и чистота сердце чрез борьбу с помыслами и страстями!

Третья ступень — есть обращение от себя к Богу, которая состоит в том, чтоб стоять умом в сердце пред лицем Бога, что собственно и есть вхождение во внутреннейшее за завесу — тем новым и живым. Первые две ступени суть только приготовления к сему, но такие, что без них ему быть нельзя. Как, наоборот, те две без сего последнего не приводят к цели.

Начало сего состоит в том, чтоб утвердиться в помышлении о присутствии Божием. Где бы кто ни был, что ни делал, сознавай, что всевидящее око Божие утверждено над твоим сердцем и все проникает его.

Как солнце на небе светит и освещает всю вселенную и все твари движутся и действуют под его освещением, так да творим и мы все свои духовные дела, на умственной тверди своей имея утвержденным умное Солнце — Бога Всевидящего. Сие настроение внутрь нас само собою приходит по умиротворении помыслов на второй степени и очищении сердца от страстей.

Ибо так говорит Господь: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5,8) Но не в одном зрении существо сей степени, как бы холодном Богу предстоянии. Это только преддверие. Дело же самое в том, чтобы сердцем к Богу устремляться, забыв все — и в себе, и окрест себя, в Боге исчезать, или к Нему восхищаться (возноситься).

Святые отцы называют его исступлением, то есть выступлением из обычного порядка жизни и погружением в Бога, по–гречески «екстасис».

Чтоб сделать понятнее для вас, скажу вам один–другой пример:
— об одном старце говорили, что он помнил себя только до первой «славы», то есть, на три псалма, а потом погружался в Богосозерцание и так — умно (мысленно) — без слов молился Господу, стоя неподвижно.
— О другом старце говорили, что он вечером становился на молитву, обращаясь лицом на восток, воздевал руки свои, был восхищаем к Богу и так пребывал неизменно до тех пор, пока солнце, взошедши, ударами лучей своих не низводило его с блаженной высоты.

Вот это и есть восхищение — или самое вступление во внутреннейшее — пред лице Бога, о котором напомнило нам празднуемое нами Введение Пресвятой Богородицы.

Это высшее его состояние, но обычное проявление сей степени — в начатках — есть горение сердца, или возбуждение чувств при чтении, молитве, доброделании, дома и в церкви, за делом и на пути. Плод сего — молитва.

Вспадает чувство на сердце — человек входит сознанием внутрь, и ничего не хочет иметь в мысли, кроме Бога. Если в сем состоянии он молится, то сытости не знает поклонов и молитвенных воздыханий к Богу.

Горение сердца ублажает его, и ему всегда хотелось бы быть в сем состоянии, как уверяет Макарий Египетский, если б можно. Вот, кто начал приходить в такие состояния, тот вступил на третью ступень, то есть стал восходить от себя к Богу! Это предел восхождений, но такой, которому конца нет, ибо Бог бесконечен!

Вот три ступени восхождения вслед Пресвятой Девы пред лице Бога! На какой мы с вами братие? На первой, второй или третьей? — Но на какой бы кто ни стоял — все хорошо.

Вот кто валяется в грехе и страстях, не радя о спасении, — то худо! А если кто обратился от греха и вступил на путь добродетели, тот уже на доброй стороне.

Только пусть не стоит на одном месте, ибо это опасно, а все движется понемногу вперед, «задняя забывая и в предняя простираясь», как заповедал Апостол (Флп.3,13).

Аминь.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *