Житие патриарха ермогена — богослов

Живя в эпоху Смутного времени, Ермоген стал одним из известнейших церковно-общественных деятелей, а историки по сей день характеризуют всю его жизнь «подвигом».

Жизнеописание

Родился священномученик около 1530 года. К сожалению, точную дату установить не удалось, как и его происхождение. Патриарх Гермоген (Ермоген), в миру прозван — Ермолай.

Существует множество мнений о том, к какому роду принадлежит святитель. Одни говорят, что он был из Голицыных, другие относят его к Шуйским.

Мнения о том, что он происходил из Донских казаков или был совершенно незнатного происхождения, также имеют место быть.

Начало духовного пути

Будучи в подростковом возрасте, отправился в город Казань, где поступил в Спасо-Преображенский монастырь. Именно в этом месте и начался его духовный путь. Из-за отсутствия должной информации, следующие исторические события, связанные с Гермогеном начинаются лишь с конца 1570 годов.

Житие патриарха Ермогена - БогословПатриарх Гермоген Московский

Как известно из летописей, на пост священника в Казани Ермоген встал в 1580-х годах. Служил он в Гостинодворской церкви Николая Чудотворца. Современники описывали его, как мудрого и чистого душой священника.

Его духовными наставниками были назначены Гурий, Герман Казанские и Варсонофий Тверской. Каждый из учителей на своем примере поучали Ермолая и наставляли на путь истинный. Многое перенял Ермоген у своих наставников, что в будущем и помогло ему заслужить подвиг священномученичества.

Еще о священномучениках:

Митрополит

1579 год ознаменовался ярким событием. Ермолай принял участие в обретении иконы Казанской Божией Матери, народившейся в сновидениях Матроны Онучиной. Возлюбленная показала место, где пребывал чудодейственный образ. Далее священник достал святыню из земли и, возвысив высоко над головой, явил её всем смотрящим. После чего образ перенесли в Никольскую церковь.

Интересно!По происшествие 8 лет после обретения иконы, будучи иереем Ермолай принял монашество и был крещен новым именем Гермоген (Ермоген).

Спустя еще один год его удостоили в сан игумена и в скором времени в архимандрита Спасо-Преображенского монастыря.

Спустя 6 лет упорного служения в церкви, Ермоген был возведен на пост митрополита Казанского в 1589 году.

На этой должности он провел бесчисленное множество проповеднических трудов среди язычников, идолопоклонников и мусульман.

Гермоген был памятен своими глубокими познаниями Священного Писания и истории религии. Все его поучения были мудры и плодотворны. В 1594 году он служил Пресвятой Богородице в честь Казанской иконы.

В 1595 году он принял активное участие в обретении и обнаружении Казанских мощей святых:

  • Епископа Тверского;
  • Архиепископов Казанского и Варсонофия;
  • Святителя Гурия.

Впоследствии Гермогеном были описаны жития этих святых.

Смутное время

Гермоген со своими наставниками жили в эпоху смутного времени. Этот этап русской истории стал переломным для государства. По словам митрополитов, события, произошедшие в середине 16-го века сильно повлияли на церковное государство того времени. Было воссоединено множество братских земель, а также стали доступны пути на восток.

Житие патриарха Ермогена - БогословИкона Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси

Однако в это же время в Польше появился Лжедмитрий, правление которого, негативно сказалось на Российском государстве. Слухи о том, что Лжедмитрий является сыном Ивана Грозного, очень быстро возымели успех. Благодаря этому, он сумел склонить на свою сторону большую часть народа.

В 1605 году его сторону приняли военачальники, а вскоре и вся Москва. Патриарх Иов, осуждая его деяния, наложил запрет на Лжедмитрия его приспешников и всех тех, кто разделяет его взгляды.

В обществе подобная анафема вызвала открытый резонанс и во время богослужения в Успенском соборе, народ начал осквернять патриарха, бить и всячески издеваться над ним.

После сих событий, Иова перевезли в Успенский Старицкий монастырь, где он непрерывно молился и постился на протяжении 2-х лет.

https://www.youtube.com/watch?v=_9op9e3qTzU

На этом все не закончилось. В 1606 году в Москве люди стали бунтовать против других народов и религий. А Ермоген все это время, находился в темнице в Казани. Разоблачение Лжедмитрия усмирило пыл народа, и на царствование был избран Василий Шуйский.

Интересно! 3 июля того же года, Московский Церковный собор признал митрополита Гермогена Московским Патриархом и всея России.

Патриарх Иов благословил Гермогена на подвиг Единосущия.

Однако эпоха смуты на этом не закончилась, вследствие чего, Ермоген побуждал народ не принимать участие в темных деяниях, но напротив, стараться следовать заповедям и законам.

Он также яро боролся с противниками Родины и Православия, при этом обличая лжеучения католиков.

Находясь в неведении, Москвичи невольно приняли участие в преступных делах, изменив сыну царя Бориса Годунова — Федору Борисовичу Годунову. Такое отношение вскоре погубило царя, и на трон воссел самозванец.

Подобные события вызвали отклик в сердцах людей, и они пришли к покаянию. Гермоген принял решение, провести большую церемонию покаяния. Единодушно с царем Василием, они обратились к патриарху Иову, дабы он простил народ за их измену и неправомерные действия в сторону церкви.

Успенский Собор наполнился народным плачем и скорбью. Каявшиеся взывали к Иову, прося прощения и подали ему слезницу, где были указаны все грехи и молитва Богу, чтобы Он также простил их за злые деяния. Иов же простил их всех и дал указание следовать пути Божьему, не поддаваясь мирским соблазнам.

В 1607 году в России появился ещё один Лжедмитрий. В январе следующего года, он, собрав свою армию, отправился на Москву и в июне уже твердо обосновался в селе Тушино. Ермоген всячески старался уберечь Родину, используя духовные и дипломатические навыки.

Он усердно молился, воодушевлял русский народ, определял молитвы в храмах и церквях о том, чтобы Бог дал силы противостоять клеветникам, изменникам, захватчикам, осуждая всех врагов Родины. Святитель всегда помогал и поддерживал добросовестных соратников царя.

Судя по летописям, Лжедмитрий II не имел совести, чести и страха пред Богом. Вся его суть состояла из злодеяний, хотя одеждами своими он походил на христианина.

С прибытием мошенника в Москву, Россия поделилась на два лагеря: Московский и Тушинский. Где в первом правил «Царь», а в другом «Патриарх». Все дальнейшие действия положительно повлияли на духовную составляющую России. Ведь именно в годы жизни Гермогена православие сильно окрепло, благодаря чему сформировалась Русская Поместная Церковь.

Житие патриарха Ермогена - БогословПатриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения

Козни изменников и попытки католиков обратить православных христиан были тщетны. Территория привычной нам Русской Православной Церкви увеличилась в разы. Стали возводиться новые монастыри, храмы, церкви и городские крепости.

В это же время смута распространялась, и многих святых либо разоряли, либо безжалостно убивали. Тысячи священников, монахов, служителей стали жертвами бандитов. Ермоген же сосредоточился на совершении как духовных подвигов, так и в самом центре политических конфликтов. Подобные события делали его правителем всей нации, а его обращения стали голосом русского народа.

Также читайте:

  • Гонения на христиан
  • Русская Православная Церковь в период гонений

В 1610 году Василий Шуйский был свергнут с трона, в результате переворота. Царя и царицу принудительно постригли в иночество.

Патриарх Гермоген же стал противником государственного переворота и объявил посвящение в монахи фиктивностью, говоря, о Василии Шуйском не как о монахе, но как о монархе.

После чего царство над государством принял совет 7-ми бояр. Смерть Лжедмитрия II произошла в конце 1610 года.

Окончание земного пути

Погиб Святитель в заточении. Находясь в темнице, которую сторожила многочисленная охрана. Из темницы Ермоген последний раз обратился к паству, призывая быть твердыми и сильными в своей вере.

17 февраля 1612 года, Гермоген погиб от жажды и голода в подвалах монастырского храма Чуда Архангела Михаила. В октябре того же года на Москву перестали нападать оккупанты и эпоха смутного времени завершилась.

Почитание и мощи

Мощи Святителя были упокоены в Чудовом Монастыре. Спустя 40 лет в 1652 году дарохранительницу вскрыли и были обретены нетленные мощи Патриарха Гермогена.

В 1654 году останки перенесли в Московский Успенский Собор. А в 1913 году Русская Православная церковь отнесла Святителя к лику святых. Мощи обладают чудотворной силой, всякий, кто молился священномученику исцелялись.

Труды

В годы своей жизни Святитель проводил много времени в монастырских читальнях и библиотеках. Самой же любимой была библиотека Чудова монастыря, откуда он черпал самые важные исторические знания, которые являлись фундаментом почти всех существующих летописей.

В 17 веке была написана «Воскресная летопись», которая являлась созданием Патриарха. В творениях Гермогена встречается большое количество ссылок на Библию, что лишь подтверждает его глубокую осведомленность в познании Слова Божьего.

Житие патриарха Ермогена - БогословПатриарх Гермоген записывал чудеса от Казанской иконы Божией Матери

Под присмотром Святителя были изданы: Минеи месячные, Евангелие, «Большой Верховный устав». Ермоген тщательно следил за написанием каждого сочинения. Также при он написал «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом об исправлении церковного пения», где описал достаточно важные аспекты в несении церковных служб.

Подвиг

Подвигом Патриарха стала его непоколебимость и верность своим убеждениям. Его часто именовали как «твердый адамант Русской Земли» или «крепкий и непоколебимый столп». Он никогда не боялся открыто выступать против мятежников и захватчиков, его не пугали страдания и смерть.

Он всегда призывал и вдохновлял народ на сопротивление и борьбу за Православную веру. Благодаря Ермогену чувствовалось единодушие всех людей, кто были верны своим традициям.

Несмотря на сложное время, на обильное количество событий, негативно влияющих на Государство, Патриарх не сдавался. Что и сделало всю его жизнь подвигом, который сохранился и по сей день.

Житие святителя Гермогена, Патриарха Московского и всея России

Священномученик Ермоген Московский

Житие патриарха Ермогена - Богослов

25 мая Церковь молитвенно вспоминает священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси.

Будущий Российский патриарх Гермоген, родился в Казани в 1530 году и был наречен во святом крещении Ермолаем. Детство и юность прошли среди суровых рассказов и впечатлений: за год до его рождения на русском кладбище был погребен юный пленник Иоанн, замученный за веру. Когда Ермолай был уже взрослым, татары замучили двух его новокрещенных сограждан — татар — Петра и Стефана.

На его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленников. Наконец в 1552 г. Царь Иоанн 17 завоевал Казань. Только тогда смогло облегченно вздохнуть ее христианское население. Была учреждена Казанская епархия. Ермолай удостоился лично знать и быть в духовном общении с великими просветителями своего родного города: первосвятителем Гурием, архимандритами Германом и Варсонофием.

Отец Ермолай в сане протопопа, настоятеля Никольской Гостинодворской церкви, участвовал в обретении чудотворной иконы Божией Матери Казанской после страшного пожара, опустошившего в 1579 г. Казань. Он написал тропарь новоявленной иконе и историю ее явления.

Овдовевший отец Ермолай принял постриг с именем Гермогена в Московском Кремлевском Чудове монастыре. Его немедленно возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Казани, а в 1589 г.

— митрополитом Казанским. Новый святитель с ревностью продолжал труды своих великих предшественников.

Он основал много новых церквей и монастырей, в том числе и женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской на месте ее явления.

В 1605 г. на русский престол вступил самозванец, известный под именем Лжедмитрия I.

Жену свою Марину Мнишек, польку и католичку, он желал короновать, но натолкнулся на сильное противление митрополита Казанского Гермогена. Через год Лжедмитрий был убит, и царем провозгласили князя Василия Шуйского.

Митрополит Гермоген был возведен в сан Патриарха всея Руси вместо ставленника Лжедмитрия, слабовольного патриарха Игнатия, родом грека.

Тяжелое время переживала тогда Русь: не успел царь Василий IV вступить на престол, как распространился слух, что Лжедмитрий спасся от смерти, и в Новгороде-Северском началось восстание. Мятежники под водительством Ивана Болотникова и князя Шаховского шли на Москву.

Читайте также:  Можно ли заразиться короновирусом в храме и во время причащения? - богослов

В это время одному священнику было откровение, что за покаяние Господь помилует Русь. Патриарх назначил особые моления и пост, и неожиданно отряд стрельцов в 200 человек разбил главные силы мятежников.

Патриарх Гермоген стремился убедить царя в корне уничтожить самое гнездо мятежа в Новгороде-Северском, но тот по вялости своей его не послушал.

Новый Лжедмитрий оказался под самой Москвой и основал свой лагерь в селе Тушине, из-за чего получил прозвище «тушинский вор».

Оттуда его шайки делали набеги в самую глубь России, а одна из них, под водительством Сапеги, осадила Троице-Сергиеву лавру.

Вопреки советам святителя царь Василий заключил союз с королем шведским Карлом IV, личным врагом польского короля Сигизмунда. Результатом этого союза стала оккупация Севера России шведскими войсками и поход короля Сигизмунда против России.

Началась полная разруха: часто в одной семье одни были за царя Василия, другие — за «тушинского вора». Патриарх боролся со злом увещеваниями, проповедями и, наконец, отлучениями, что было самым сильным оружием в руках его.

Когда поляки отрезали подвоз продовольствия в Москву и начался голод, патриарх приказал продавать по низкой цене лаврские запасы ржи.

Часто в сопровождении своего сотрудника, старицкого архимандрита Дионисия, патриарх выходил к толпе и успокаивал ее.

Скоропостижная смерть молодого полководца князя Михаила Скопина-Шуйского и поражение русских войск под Смоленском решили судьбу царя Василия: его низложили и постригли в монахи.

В Москве образовалось временное правительство из бояр, которое избрало царем королевича Владислава, сына Сигизмунда. Польские войска вошли в Москву. Василий Шуйский был сослан пленником в Польшу, где и умер.

Патриарх Гермоген сколько мог боролся против этого, но, не имея поддержки, вынужден был уступить.

Сигизмунд уже смотрел на Русь как на свою собственность и раздавал в ней земли своим сторонникам. Поляки вели себя как завоеватели и оскорбляли религиозные и национальные чувства русских.

Под тяжелым давлением иноплеменников стали пробуждаться нравственные силы народа. В этих условиях патриарх Гермоген обратился с призывом к народу и в своих посланиях к городам освобождал всех от присяги Владиславу.

Начало формироваться первое ополчение.

Боясь восставших москвичей, поляки сожгли весь город, кроме Кремля и Китай — города, где и затворились с боярами. Патриарх был заключен в Чудовом монастыре под польской стражей.

Когда ополчение подошло и начало осаду неприятеля, поляки и бояре — изменники стали требовать, чтобы патриарх приказал ополчению разойтись, угрожая уморить его голодом. Он ответил: «Что вы мне грозите? Я боюсь одного Бога.

Если вы уйдете, я им прикажу уйти, разойтись, а иначе прикажу остаться и умереть за веру. Вы мне обещаете жестокую смерть, но через нее я надеюсь получить венец. Давно я желаю пострадать за истину».

Но в ополчении началась разруха: его предводитель, рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, был убит казачьим атаманом Иваном Заруцким, и воинство стало расходиться. Наступили самые черные, мрачные дни для России. Смоленск был взят поляками, Новгород — шведами; появился новый самозванец.

Тогда 80-летний патриарх обратился из своего заточения к русским людям с последним призывом постоять за веру, положить «живот за Дом Пречистыя». Послание, доставленное в Нижний Новгород 12 января 1611 г. верными смелыми людьми, вызвало знаменитое народное движение под предводительством Косьмы Минина и князя Димитрия Пожарского, которое спасло Россию.

Из своей тюрьмы молился за них патриарх. Он распорядился, чтобы в ополчение была принесена Казанская икона Божией Матери.

Как только в Москве узнали, что приближается новое ополчение, поляки и изменники опять приступили к патриарху со своими домогательствами и угрозами. Но патриарх сказал им: «Да будут благословенны те, которые идут освобождать Москву, а вы, окаянные изменники, будьте прокляты».

Тогда начался мученический подвиг святителя. Его лишили еды и с издевательствами бросили в его темницу сноп овса и немного воды. 17 февраля 1612 г. Святейший Патриарх Гермоген скончался от голода. Он был погребен в Чудовом монастыре.

22 октября был освобожден Китай — город, 26 октября сдался Кремль, но радость победителей была омрачена кончиной патриарха.

Священномученик Гермоген стал сразу же почитаться как местный московский святой. В 1652 г. мощи его были обретены нетленными и благоухающими и перенесены в Успенский собор.

После отступления Наполеона из Москвы в 1812 г. святые мощи были найдены выброшенными из гробницы.

В третий раз они были обретены нетленными во время реставрации Успенского собора перед коронацией императора Александра III.

К лику святых священномученик Гермоген был причислен 12 мая 1914 года.

Его святыми молитвами направь нас, Господи, на правильный и спасительный жизненный путь!

Житие патриарха Ермогена - Богослов

Жития святых – полное собрание >>

Житие патриарха Ермогена - Богослов

Священномученик Ермоген Патриарх Московский и всея Руси — житие

Святой сыграл немалую роль в тяжелое для Руси время. Его принято называть теперь «смутным», Народ, ослепленный безумной идеей униатства, без власти государя, творил страшные вещи.

Одновременно с этим голод и польские захватчики подточили силы страны. Святитель мужественно боролся с униатством, вразумлял различных ложных посягателей на Российский престол. За свою деятельность Ергмоген поплатился жизнью.

Его подвиг останется навсегда в памяти народа.

Детство и происхождение

Житие патриарха Ермогена - Богослов

Егромген (Гермоген), в миру Ермолай, появился на свет в начале шестнадцатого века. О его родословной ведутся споры до сих пор. Некоторые историки утверждают, что он был из рода князей Шуйских, другие – из рода Голициных. Есть версия, что он происходил из Донских казаков.

Детские и юношеские годы пришлись на знаменательные для страны события: царствование Ивана Грозного, покорение Казани, Сибири. На его глазах произошел захват некоторой части России поляками, которые гнали православие.

Все это оставило глубокий след в душе юного Ермолая. Оно горело любовью и жалостью к своему народу, желанием помочь. Уже в детстве был определен его жизненный путь. Подростком он решил посвятить свою жизнь служению Богу. Ермолай уехал из дома в Казань, где он поступил в монастырь.

Пастырское служение

Ермоген по достижении необходимого возраста принял сан иерея и служил в Казани в храме святителя Николая. Именно там священник сподобился чуда обретения иконы Казанской Божией Матери по видению девочки.

Затем он принял постриг в Чудовом монастыре. Позже он стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. В 1589 году Ермоген стал епископом, возглавил Казанскую митрополию. Он вел просветительскую работу, обращая местный народ – татар ко Христу.

Митрополит Ермоген составил службу Казанской иконе Божией Матери. Тропарь «Заступница усердная», написанный им, настолько проникновенный и умилительный, что петь его без слез невозможно.

Патриаршество

Житие патриарха Ермогена - Богослов

В 1606 году Ермоген стал Патриархом Московским и всея Руси. Ему было около семидесяти лет. На годы его служения пришлось «смутное время». Патриарх смело обличал изменников Родины, вразумлял их, просил остановиться. В голодное время он велел открыть житницы монастыря для всех нуждающихся.

Патриарх призывал насельников Троице-Сергиевой Лавры бороться с польскими захватчиками. Шестнадцать месяцев враги осаждали обитель и безуспешно. Они ушли ни с чем. Ермоген обличал Лжедмитрия, а затем Сигизмунда, польского претендента на русский престол.

Ермоген был человеком острого ума, начитанным. Он вложил неоценимый вклад в развитие письменности России. При нем были изданы Минеи, Евангелие. Он сам всегда следил за исправностью текстов. Также он благословил перевести службу святому Андрею Первозванному с греческого на русский язык.

Мученическая кончина

Когда Минин и Пожарский подняли народное восстание, поляки сожгли столицу и спрятались в Кремле. Они силой затащили Патриарха в Чудов монастырь и заперли его в темнице. Когда русские войска начали осаду Кремля, поляки просили Патриарха приказать им уйти, и грозили ему смертью. Но Ермоген ответил, что он не боится ничего и никого кроме Бога.

Несколько месяцев длилась осада Кремля. Патриарх посылал русским воинам ободряющие слова в поддержку. Но сам он не выдержал и скончался от голода и жажды. Это произошло в феврале 1612 года.

Известие о кончине Патриарха подвигло воинов на еще большую борьбу, и вскоре осада Кремля была прорвана.

Прославление святого

Тело Патриарха было погребено в Чудовом монастыре. Через сорок лет произошло открытие мощей. К великому удивлению всех, тело совсем не разложилось. Святой лежал в целости, как будто только что скончался.

Спустя сто лет Патриарху был воздвигнут памятник в Александровском саду. Также памятник ему был поставлен в Аламетьевске.

Трогательная история мученической кончины Патриарха вдохновляла творческих людей. Он был воспет в стихотворении «Мужество» Державина, в опере Георгия Дмитриева «Святитель Ермоген» и других произведениях.

Дни памяти

Память святого Патриарха Ермогена отмечается несколько раз в год:

  • 2 марта (в високосный год 1 марта);
  • 17 октября;
  • 25 мая;
  • 18 октября.

До сих пор имя его поминается в числе других Патриархов святых на всенощных и Литургиях.

Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси — Мульткалендарь

Житие святого священномученика Ермогена

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при казанской гостинодворской церкви во имя святителя Николая

Читайте также:  Крестное знамение и поклоны в храме николая чудотворца тюльган - богослов

Святитель Николай Мирликийский, чудотворец» src=»http://days.pravoslavie.ru/cmn/L.gif»> (память 6 декабря и 9 мая). Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.

Житие патриарха Ермогена - Богослов
Икона Божией Матери Казанская

В служение Святейшего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере.

Герман Казанский

В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, второго Казанского архиепископа (память 25 сентября, 6 ноября, 23 июня), скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного у церкви во имя святителя Николая. По благословению Патриарха Иова (1589 — 1605) святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре.

9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти.

Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн (память 24 января), родом из Нижнего Новгорода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр(память 24 марта), новообращенные татары.

Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память.

В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия», повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трем казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар.

Гурий Казанский

В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и Варсонофия, епископа Тверского (память 4 октября, 11 апреля).

Царь Феодор Иоаннович (1584 — 1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю.

По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия.

Собор Московских святителей Ермоген, Алексий, Петр, Иона и Филипп

За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе.

Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца (память 5 октября, 21 декабря, 24 августа), а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох.

По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти.

Ермоген Патриарх Московский

Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные соотечественники.

С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания.

В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?… Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». В другой грамоте Первосвятитель призывал: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога…» Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Русские воеводы не проявили согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении, и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.

Ермоген Патриарх Московский

Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русских народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года.

Жития святых. Патриарх Гермоген. — Радио ВЕРА

Житие патриарха Ермогена - Богослов

Гермоген — патриарх Московский и всея Руси. Фототипия. 1905.

Все мы хорошо знаем, как выглядит Красная площадь. Ее облик менялся в течение столетий, чтобы окончательно сложиться в 20-м веке. И всем известно, что на площади есть только один скульптурный монумент — памятник Минину и Пожарскому.

Но не все знают, что около100 лет назад у него должен был появиться сосед. В 1913 году москвичи приняли решение установить на Красной площади памятник священномученику Гермогену, Патриарху Московскому.

Но начавшаяся Мировая война и революция помешали осуществлению этих планов…

Начало XVII-го века. Русь вступает в полосу тяжелых испытаний. Началась Великая Смута. Власть переходит из рук в руки. Боярская дума, два самозванца-Лжедмитрия, польский король Сигизмунд, взбунтовавшиеся казаки и просто «лихие люди» – все хотят воспользоваться ситуацией. Московское царство оказывается на краю гибели.

В эти тяжелые времена православная вера все еще объединяет русских людей. Это хорошо понимают все претенденты на престол. Каждый из них хочет опереться на авторитет Церкви и заручиться поддержкой Патриарха. Ведь без церковного благословения в те времена было невозможно стать законным государем.

В самый разгар Смуты Патриархом Московским становится Казанский митрополит Гермоген. Он был хорошо известен современникам. Его деятельность проходила на землях бывшего Казанского ханства, населенных в основном иноверцами. Там Гермоген показал себя как человек высокой нравственной жизни и твердый защитник Православия.

И став патриархом, Гермоген сразу дает понять: его долг — сохранение в России православной веры. По условиям того времени, это означало борьбу за сохранение православной государственности. Гермоген отказывается признать царем польского королевича, если тот не примет православие.

В своей грамоте Патриарх объявляет, что на Московское царство надо выбрать государя всей русской землей, а против поляков, литовцев и самозванца – биться насмерть.

Когда поляки занимают Москву, давление на престарелого Патриарха усиливается. Святителю Гермогену уже за восемьдесят, но, как и прежде, он твердо стоит на защите православной веры.

Враги подвергают его заточению в подземелье Чудова монастыря, но голос первосвятителя и оттуда слышен всей русской земле. Через верных ему людей Гермоген повсюду рассылает грамоты, в которых призывает до конца стоять за веру.

Читайте также:  Обретение мощей серафима саровского, канонизированного рпц - богослов

В разных концах страны начинают собираться ополчения против поляков, засевших в Москве…

…Однажды в каменный подвал, где томится опальный патриарх, спускаются польский воевода Гонсевский и предавшийся полякам боярин Михаил Салтыков…

Гонсевский:
Вот что, владыка! Ведомо нам, что говорил ты людям рязанским, смоленским и нижегородским не служить законному государю Владиславу Сигизмундовичу; и писал им, чтобы шли они к Москве воевать нас! Но мы на тебя не гневаемся; и ты будь благоразумен, отправь грамоту к боярам и ко всем ратным людям, чтоб пошли они от Москвы прочь…

  • Гермоген:
  • Салтыков:
  • Гермоген:
  • Салтыков:
  • Гермоген:

Таких грамот ни писать, ни посылать не стану!
По твоему письму пришли они к Москве! Если не напишешь, чтобы уходили — умрешь злой смертью!
Не страшны мне ваши угрозы. Одного Бога я боюсь. Если вы, польские и литовские люди, уйдете из Московского государства, тогда и я их благословляю отойти прочь. Ежели останетесь на Москве — будут они стоять против вас и умрут за православную веру!
Ну что ж, видимо, не боишься ты смерти лютой. Сам выбрал свою участь.
Да будут благословенны те, кто идут на очищение Московского государства. А вы, окаянные московские изменники, будете прокляты!

…Выйдя от патриарха, его неприятели уже знают, что делать с ним дальше… Спустя короткое время, глубокий старец, заключенный в холодном подвале, скончается от голода и лишений. До освобождения Москвы и изгнания поляков остается всего несколько месяцев.

А через год царем изберут молодого боярина Михаила Романова, как и призывал замученный патриарх…
…Прошло двести лет после окончания Смутного времени. Новое нашествие обрушилось на Россию. Москву заняли войска Наполеона. Захватчики не церемонились с русскими святынями.

В Успенском соборе Кремля хозяйничали французские солдаты. Они взломали стоявшую там гробницу с мощами патриарха Гермогена и выбросили их. После изгнания французов останки святителя были найдены на полу храма целыми и нетленными.

Они были возвращены на прежнее место в юго-западном углу Успенского Собора, где находятся и сейчас…

…Памятник Патриарху Гермогену на Красной площади так и не был установлен. Но идея увековечить его образ в скульптуре, как символ преодоления смуты и обретения единства, не исчезла.

В мае 2013 года недалеко от Кремлевской стены, но уже не на Красной площади, а в Александровском саду, был установлен памятник первосвятителю-мученику.

И сегодня всех, идущих от здания Манежа в Александровский сад, встречает величественная фигура священномученика Гермогена, соединившего в себе высшее церковное служение и служение своему отечеству.

День памяти Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси

Перейти к содержимому

Происходил святой из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был вначале священником в городе Казани при гостинодворской церкви во имя святителя Николая.

Житие патриарха Ермогена - Богослов Просмотров публикации 2 310

Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.

Во время служения будущего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая.

Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах.

В сказании он со смирением пишет о себе: «Я же тогда… хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу, и к чудотворной иконе, и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу… И по велению Архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая, который зовется Тульским…» В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере.
9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар.

В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые.

Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Святейшего Патриарха Иова (+ 1605) и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме.

Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских.

За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе.

Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца, a царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох.

По древнему чину Святейший Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.

Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди.

С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.

Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания.

В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику…

Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?… Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».

В другой грамоте Первосвятитель призывал: «…Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога»…

Вскоре праведный суд Божий свершился и над Тушинским вором: его постигла столь же печальная и бесславная участь, как и предшественника; он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III.

Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле.

Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев.

Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога.

Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру».

Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего Первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.

Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Прославление Патриарха Ермогена в лике святителей совершилось 12 мая 1913 года

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)1

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *