Живоносный источник на месте явления богородицы — богослов

В середине V столетия в Константинополе возле ворот, которые называли «Золотыми», была роща. Эту рощу посвятили Пречистой. В роще был источник, который стал широко известен из-за чудес, происходивших там. Со временем роща густо поросла кустами, а воду затянуло тиной.

Император Византии Лев Маркел до своего восшествия на престол был воином. Однажды он проходил около того места и ему встретился слепой странник, который сбился со своего пути и не мог найти дорогу. Воин помог своему ближнему, вывел на тропу и устроил в тенистом месте, чтобы странник мог отдохнуть. Сам же Лев пошел поискать воды, чтобы напоить слепого.

Вдруг он услышал, что к нему кто-то обращается, но никого не увидел. Голос сказал ему, чтобы он не искал воду далеко, так как она рядом. Лев удивился, принялся искать источник, но не нашел. Воин остановился и задумался. Тогда голос снова обратился к нему, на этот раз как к царю Льву, и сказал, чтобы он взял воду под тенью рощи.

Водой нужно напоить путника, а тину положить на его невидящие глаза. Голос продолжил: «Затем ты узнаешь, кто Я, освящающая это место». Лев получил обещание в помощи воздвижения на этом месте храма, исцелении всех, приходящих на это место с молитвой.

После исполнения сказанного слепой странник обрел зрение и смог самостоятельно отправиться в город, славословя Пресвятую Богородицу.

Живоносный источник на месте явления Богородицы - БогословИкона Богородицы «Живоносный источник»

Со временем на престол императора взошел Лев Маркел. Он вспомнил о том, что говорила ему Царица Небесная. По его приказу чудесный источник был вычищен и взят в каменный круг.

Над ним возвели храм в честь Пресвятой Богородицы. Сам император дал название роднику «Живоносный источник», ведь на его водах проявилась чудесная благодать Пречистой.

В храме разместили икону «Живоносный (Животворящий) источник».

Шло время. Император Юстиниан Великий был очень верующим человеком. Он страдал от водяной болезни. Однажды в полночь голос сказал ему: «Ты не сможешь исцелиться, если не напьешься из Моего источника». Но правитель не знал, какой источник имеется в виду, и приуныл.

Тогда уже в дневное время Пречистая снова ему явилась и сказала, чтобы он пошел на Ее источник и попил из него. Только тогда он исцелится. Император поступил по слову Царицы Небесной, и скоро здоровье вернулось к нему. Тогда он возле храма, возведенного при царе Льве, построил новую церковь.

В дальнейшем возле нее появился монастырь.

Через тысячу лет после этих событий храм «Живоносного источника» разрушили мусульмане. Возле развалин поставили воина, который не подпускал христиан к обломкам. Со временем строгий запрет смягчился, и православные смогли построить там маленький храм.

Но в 1821 году и его разрушили, а чудесный источник засыпали. Христиане снова принялись за работу: очистили развалины, возобновили источник и продолжали брать из него воду.

В дальнейшем в одном из окон оставшихся от храма обломков был обнаружен лист, на котором были указаны десять произошедших на этом месте чудес с 1824 г. по 1829 г.

Живоносный источник на месте явления Богородицы - БогословДень празднования припадает на 4 апреля

Во время правления султана Махмуда православным был дан ряд свобод, и люди построили храм над этим удивительным источником. Он был освящен патриархом Константином при сослужении 20 архиереев и большом скоплении молящихся. Затем при храме была устроена богадельня и больница.

Примечателен еще один случай. Некий фессалиец долгое время хотел отправиться к Живоносному источнику. Но в пути его сразила болезнь. Почувствовав, что долго не проживет, человек взял слово со своих попутчиков.

Спутники должны были, прежде чем похоронить умершего, отнести его к источнику, вылить на него три сосуда воды и только после этого предать земле. Все произошло, как и просил больной. После его кончины его спутники выполнили его просьбу. Но возле источника умерший ожил.

Он стал иноком и прожил оставшуюся жизнь в благочестии.

Видео «Икона «Живоносный источник»

В этом видеоролике описаны история и значение святого образа.

Значение и описание иконы

Иконография относит образ к типу Оранта, т. е. Молящаяся. В Крыму была найдена одна из древних икон, датируемая XIV столетием. Именно в тот период возник вариант, близкий к современному изображению. В Россию икона попала из Греции.

Композиция образа сложная:

  1. На иконе Пречистая с Богомладенцем изображена над очень большим каменным сосудом (чашей), который стоит в воде. На некоторых образах Она словно парит, на других Ее ноги скрыты в чаше.
  2. Возле водоема, внутри которого расположена чаша, находятся люди, отягощенные физическими и душевными недугами. Они пьют чудесную воду и излечиваются.
  3. Богомладенец изображается либо с распростертыми руками, либо держащим свиток.

Иконописцы используют разные варианты. Так, мастер Семен Ушаков вокруг основного образа располагал 16 маленьких икон, в которых рассказывалась история «Живоносного источника». Смысловое значение композиции заключается не только в том, что святая вода несет пользу душе и телу. Источник является образом самой Пресвятой Богородицы, ведь Она родила Спасителя мира.

Живоносный источник на месте явления Богородицы - БогословИконография относит образ к типу Оранта

Празднование святого образа

Пресвятая Богородица явилась Льву Маркелу 4 апреля. Именно в этот день празднуется еще и обновление храма «Живоносного источника», совершается водосвятный молебен. Кроме этого, память образа празднуется в пятницу Светлой седмицы, т. е. имеет переходящую дату.

Храмы в честь иконы

Икона почитается во всем православном мире. Только в России насчитывается более сотни храмов и часовен, воздвигнутых в честь этого чудотворного образа. Ниже приведены некоторые из них:

  1. Церковь в Московской обл. Территория музея-заповедника «Царицыно».
  2. Часовня в г. Кисловодске. Возведение Кисловодской часовни датируется 2004 г.
  3. Киево-Печерская лавра, между ближними и дальними пещерами.
  4. Город Череповец. История Череповецкого храма берет начало в XVIII веке.

Живоносный источник на месте явления Богородицы - БогословЖенский монастырь на острове КритЖивоносный источник на месте явления Богородицы - БогословХрам на территории нижней Киево-Печерской лаврыЖивоносный источник на месте явления Богородицы - БогословХрам в Санкт-Петербурге

В чем помогает молитва

Богоматерь при Кресте Сына Своего усыновила весь род человеческий. Каждый человек для Нее – любимое дитя. Если человек со смиренным сердцем прибегает к Пречистой, то Она обязательно услышит его.

Как любящая Мать Она помогает людям во всех бедах, скорбях и болезнях.

А также по Ее молитвам праведный гнев Божий сменяется на милость, чтобы люди могли данное им время использовать на покаяние и исправление.

О чем молятся перед иконой

Не существует икон, перед которыми разрешается молиться только в определенных нуждах. Перед образом «Живоносный источник» православный человек может молиться всегда.

Царице Небесной можно излить свою боль, переживания, просить исцеления, помощи в бедах или славословить Ее и Господа, благодарить за все щедроты, которые получает человек.

В народе сложилась традиция сугубо молиться перед образом «Живоносный источник» в следующих нуждах:

  • об исцелении от любых недугов тела и души;
  • о помощи в борьбе со страстями и пагубными привычками;
  • об укреплении на пути следования заповедям Божиим;
  • в скорбях и унынии, отягощающих душу.

Перед образом можно молиться молитвами, читать или петь акафист, канон. Можно взывать своими словами, но не стоит таким образом самовольно заменять установленные молитвы и акафисты. Искренне обращение от сердца дополняет тексты молитв.

Живоносный источник на месте явления Богородицы - БогословЦарице Небесной можно излить свою боль, переживания

Молитва перед иконой «Живоносный источник»

 «О Пресвятая Дево, Всемилостивая Госпожѐ Владычице Богородице! Живоносный источник Твой, целебные да̀ры на здра̀вие душ и телѐс наших и на спасение миру точа̀щий, подала есѝ нам; тѐже, благодарни су̀ще, усердно молим Тя, Царѝце Пресвятая, моли Сына Твоего и Бога нашего дати нам оставление прегрешений и всякой душе скорбящей и озлобленней милость и утешение, и от бед, скорбѐй и болезней свобождение. Пода̀ждь, Госпожѐ, храму сему и сим лю̀дем покровѐние (и святѐй обѝтели сей соблюдѐние), граду сохранение, стране нашей от напастей избавление и ограждение, да мирное зде поживѐм житиѐ, и в будущем вѐце сподобимся видети Тебе, Заступницу нашу, во славе Царства Сына Твоего и Бога нашего, Емуже слава и держава со Отцѐм и с Пресвятым Духом во вѐки веко̀в. Аминь».«О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надежде наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь».

Каждая икона Пресвятой Богородицы – Ее милость к людям. Человек получает все для своего спасения. И все, что нужно – воспользоваться дарованными милостями и временем земной жизни. Царица Небесная дарует исцеления и помощь прибегающим к ней с сокрушенным сердцем людям.

Икона «Живоносный Источник»: значение, в чем помогает

Сохранившиеся иконы, образы которых можно увидеть в существующих религиозных храмах, имеют давнюю старинную историю.  Одной из таких является Икона Живоносный Источник.

Она известна по всему миру как святыня, которая смогла исцелить огромное количество больных людей.

Именно поэтому в знак благодарности, верующие регулярно почитают данный священный образ не только молитвами, но и созданием в честь него различных духовных произведений. К ним относятся стихи, песни и точные списки иконы Богородицы Живоносный Источник.

Читайте также:  Неделя всех святых, в земле российской просиявших - богослов

Дата празднования:

7 мая — переходящая

История

Живоносный источник на месте явления Богородицы - Богослов

Согласно приданию, во времена Византийской империи, которая являлось главной родоначальницей православной веры, рядом с её столицей находилась роща. После пребывания в ней Святой Девы Марии, чудные просторы дивной природы стали святыми.

  Рядом с растущими деревьями, прямо из земли рощи протекал источник, который по слухам обладал целебными свойствами. И как-то раз, приблизительно в 450 годах нашей эры, мимо описанных благоверных мест проходил один путник по имени Лев.

Прибывая в крайне безлюдном месте, он невольным взглядом обратил внимание на человека, который не мог найти выхода посреди густорастущей растительности. Подойдя по ближе, Лев Маркелл сразу же осознал, что человек, которого он видит, является слепым. Решая ему помочь, путник посадил инвалида, а сам отправился за водой.

И во время пути, он вдруг услышал голос Богородицы,  указывающий место святого источника. Дойдя до него, Лев Маркелл набрал  воды и принёс её встреченному гостю. И как только незрячий выпил воду, которая ему была доставлена, он сразу же в миг начал видеть.

  • В итоге, прозревший человек, в знак почтения, упал на колени со словами молитвы, благодаря Деву Марию, которая помогла Льву обнаружить природный источник с чудотворными свойствами.
  • После этого случая Лев Маркелл, став впоследствии императором, приказал возвести храм Пресвятой Девы, а источник, после тщательного очищения, назвать Живоносным.
  • Впоследствии, после данного события, в центре храма, установили икону Животворящий источник, которая была написана талантливыми мастерами-иконописцами.
  • Живоносный источник на месте явления Богородицы - Богослов

Образы иконы

На иконе, по особому художественному замыслу, можно увидеть Богоматерь, которая сидит в огромной позолоченной купели. В руках она держит своего маленького сына, Иисуса Христа. Чуть ниже чаши, отчетливо проиллюстрирован тот самый Животворящий источник, облицованный по краям изысканной плиткой.

Немногие знают, но на первых иконах Божией Матери Живоносный Источник, водоема с водой и ткущего из чаши фонтана не было. Однако в более поздних композициях, этот важный элемент был добавлен.

Живоносный источник на месте явления Богородицы - Богослов

В чем помогает молитва перед иконой «живоносный источник»

Сам Живоносный источник является воплощением начала жизненного истока. Олицетворяя образ Богоматери, он способен исцелять больные человеческие души.

Значение Иконы Живоносный Источник крайне велико.

Она помогает верующим преодолеть многие неприятности и трудности, которые порой могут случаться в обычной повсеместной жизни.

Сюда следует отнести прежде всего:

  • избавление людей от сильных пагубных привычек, куда входит табакокурение, алкоголь и всякие наркотические вещества, вызывающие сильную зависимость.
  • помощь в ликвидации духовных внутренних переживаний. Во время молитвы стрессовое состояние человека нормализуется, приводя свои нервы и настроение к полному контролю
  • оказывает помощь в сохранении безгрешного бытия;
  • исцеление от всех болезней.

Молитвы перед иконой «Живоносный Источник»

Во время произнесения священных молитвенных слов, люди просят очистить их душу от какой-либо скверной нечисти, вызывающей проблемы со здоровьем, а также восполнить внутренний запас сил.

Тропарь, глас 4

Почерпе́м, челове́цы,/ цельбы́ душа́м и те́лом моли́твою,/ Река́ бо всем предтече́т – Пречи́стая Цари́ца Богоро́дица,/ источа́ющи нам чу́дную во́ду/ и измыва́ющи серде́ц че́рности,/ грехо́вныя стру́пы очища́ющи,/ ду́ши же освяща́ющи ве́рных// Боже́ственною благода́тию.

Перевод: Почерпнем, люди, исцеление души и тела в молитве, потому что для всех течет Река — Пречистая Царица Богородица, источающая нам чудесную воду и вымывающая мрак из сердец, очищающая греховные раны и освящающая души верующих Божественной благодатью.

Кондак, глас 8

От неистощи́мыя/ Ты, Исто́чниче Богоблагода́тный, подае́ши ми, точа́щи, во́ды/ Твоея́ благода́ти,/ приснотеку́щий па́че сло́ва,/ я́ко бо Сло́во ро́ждшая па́че смы́сла,/ молю́ Ти ся, ороси́ мя благода́тию, да зову́ Ти:// ра́дуйся, Водо́ спаси́тельная.

Перевод: Неиссякаемо Ты, Источник Богоблагодатный, подаешь мне, изливая, потоки Твоей благодати. Источник всегда текущий превыше слов (и объяснений), так же как Бога Слово Ты родила превыше ума (и понимания), молюсь Тебе — ороси меня благодатью, да взываю к Тебе: «Радуйся, Вода спасительная».

Молитва первая

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Ты́ еси́ Ма́ти и покрови́тельница все́х к Тебе́ прибега́ющих, при́зри с благосе́рдием на моли́твы гре́шных и смире́нных ча́д Твои́х.

Ты́, имену́емая Живоно́сный Исто́чник благода́тных врачева́ний, исцели́ боле́зни стра́ждущих и умоли́ Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да низпо́слет и все́м притека́ющим к Тебе́ здра́вие душе́вное и теле́сное и, прости́в на́м во́льная и нево́льная согреше́ния на́ша, да́рует на́м вся́ я́же к ве́чней и вре́менней жи́зни потре́бная.

Ты́ еси́ все́х скорбя́щих ра́дость, услы́ши на́с, ско́рбных; Ты́ еси́ утоле́ние печа́ли, утоли́ и на́шу печа́ль; Ты́ еси́ взыска́ние поги́бших, не попусти́ и на́м поги́бнути в бе́здне грехо́в на́ших, но всегда́ избавля́й на́с от вся́ких скорбе́й и напа́стей и вся́каго зла́го обстоя́ния.

Е́й, Цари́це на́ша преблага́я, наде́ждо на́ша несокруши́мая и засту́пнице необори́мая, не отврати́ лица́ Твоего́ от на́с за мно́жество прегреше́ний на́ших, но простри́ на́м ру́це Ма́терняго милосе́рдия Твоего́ и сотвори́ с на́ми зна́мение ми́лости Твоея́ во бла́го: яви́ на́м по́мощь Твою́ и благопоспеши́ во вся́ком де́ле благо́м.

От вся́каго же начина́ния грехо́внаго и помышле́ния лука́ваго отврати́ на́с, да всегда́ сла́вим пречестно́е и́мя Твое́, велича́юще Бо́га Отца́ и Сы́на Единоро́днаго Го́спода Иису́са Христа́ и Животворя́щаго Свята́го Ду́ха со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О, Пресвята́я Де́во, Всеми́лостивая Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, Живоно́сный Исто́чник Твой, целе́бные да́ры на здра́вие душ и теле́с на́ших и на спасе́ние ми́ру точа́щий, подала́ еси́ нам, те́мже благода́рни су́ще усе́рдно мо́лим Тя, Цари́це Пресвята́я: моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего да́ти нам оставле́ние прегреше́ний и вся́кой душе́ скорбя́щей и озло́бленней ми́лость и утеше́ние, и от бед, скорбе́й и боле́зней свобожде́ние. Пода́ждь, Госпоже́, (храму сему и) сим лю́дем покрове́ние (и святе́й оби́тели сей соблюде́ние), гра́ду сохране́ние, стране́ на́шей от напа́стей избавле́ние и огражде́ние, да ми́рное зде поживе́м житие́, и в бу́дущем ве́це сподо́бимся ви́дети Тебе́, Засту́пницу на́шу, во сла́ве Ца́рствия Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Ему́же сла́ва и держа́ва со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(5

Икона Живоносный источник: значение и в чем помогает образ Богородицы, молитвы

Название иконы «Живоносный источник» происходит от названия храма в Константинополе. Это одно из имен Богородицы. Дева Мария была избрана стать источником Жизни и Истины, который олицетворял Христос.

Праздник иконы отмечают в пятницу на Пасхальной неделе и ежегодно 4-го апреля. Существует легенда о появлении храма, которая положена в основу сюжета списков.

Современные храмы, освященные в честь образа, находятся в России и Беларуси.

Описание образа

Икона написана по типу греческой Божией Матери «Никопеи» и православной «Знамение». Отличительные черты:

  • Богородица изображена по пояс;
  • фигура Младенца Иисуса расположена в центре, на руках Девы Марии.

Позже в сюжет иконы добавили источник в виде чаши, фонтана или родника. В русской иконописи символом животворящей воды стал колодец.

Как менялся облик Богородицы с 13-го по 17-й век:

  • Деву Марию изображали по типу Оранты с поднятыми руками, стоящей на глиняном блюде;
  • над источником помещали чашу или купель, в которой стояла Богоматерь с Предвечным Младенцем на груди;
  • по обеим сторонам от чаши с Богородицей и Младенцем писали название иконы — на фреске в храме монастыря святого Павла на Афоне;
  • в сюжет добавляли колодцы с бьющей из них водой, рядом с Богородицей изображали почитаемых святых Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого — характерно для русской иконописной традиции.

На Руси появилась традиция освящать в честь иконы родники, строить рядом часовни и помещать внутри образ Богородицы «Живоносный источник». Известный иконописец 17-го века Симон Ушаков изобразил Богородицу в окружении клейм с сюжетами чудес, сотворенных у источника.

Значение в православии

Стихия воды, как знак Божественной силы, присутствует в Ветхом и Новом Завете: Великий Потоп, переход Моисея через расступившиеся воды, прогулки Христа по воде, превращение воды в вино. Книга Бытия начинается с сотворения неба и земли, но «Дух Божий носился над водою». Вода — это начало всего сущего.

Образ Богородицы на иконе «Животворящий источник» символизирует чистый сосуд, наполненный «живой водой» — Спасителем. Христос — это символ Божественности, благодати, истины и любви. Пречистую Деву также называют Водоспасительницей, ибо Она – источник благодати и спасения, из которого может испить каждый благочестивый и раскаявшийся христианин.

В день памяти и в течение года в церквях проводят чинопоследование малого освящения воды перед иконой. Также перед иконой освящают воду на Крещение. В пятницу на Светлой Седмице служат литургию с открытыми Царскими Вратами, совершают крестный ход и ослабляют пост.

История появления

Написание иконы приурочено к возведению храма Живоносный источник. Его история началась в 450-м году, в лесу рядом с Константинополем.

Чудесный родник

Будущий император Восточной Римской Империи, но пока еще простой легионер Лев, отдыхал в тени деревьев. Внезапно из кустов вышел слепой странник. Он устал и просил воды.

Лев знал, что недалеко течет родник. Он отправился на поиски, но услышал голос, повелевающий остановиться. Невидимый помощник сказал, что воин найдет воду здесь, в леске. Пусть он напоит странника, а тину со дна наложит ему на глаза. Также голос сказал, что потом Лев поймет, кто говорил с ним, и Она поможет построить на месте родника храм. Каждый, кто придет в святое место, будет исцелен.

Легионер нашел источник, напоил слепого и обмазал тиной его веки. И случилось чудо — странник прозрел. Из уст его понеслись слова восхваления. Старец славил Богоматерь.

Когда Лев I Макелла взошел на трон, он распорядился построить храм рядом с источником в леске под Константинополем. Его освятили в честь Богородицы и нарекли Живоносный источник. Встреча со старцем и явление Богородицы произошло 4-го апреля, поэтому эта дата закреплена как день почитания иконы.

Исцеления

При храме вели записи об излечении от недугов после утоления жажды в источнике. Одним из исцелившихся был император Юстиниан.

Ночью, мучимый недугом, он услышал голос Богородицы. Пречистая Дева сказала, что, только испив воды из источника, он получит облегчение. Юстиниан не понял, о каком источнике Она говорит, и остался во дворце.

Читайте также:  Рождество пророка иоанна крестителя - богослов

Но Богородица не покинула императора, вновь явилась и направила его к источнику в роще. После исцеления Юстиниан распорядился построить рядом со старым храмом, воздвигнутым Львом, новое святилище. Позже церковь разрослась до монастыря.

У живоносного источника произошло чудо воскрешения. Один христианин родом из Греции решил совершить паломничество к святыне. Он покинул с товарищами Фессалию, но не добрался до Константинополя и заболел.

На пороге смерти путешественник попросил спутников доставить его тело к источнику, омыть в святой воде и похоронить. Его завет исполнили не до конца — после омовения грек очнулся. После воскрешения он остался жить в монастыре при храме и принял монашеский постриг.

Бессмертная святыня

Храм Живоносного источника пережил разрушение вместе с Константинополем. В 15-м веке в страну вторглись турки. Христианам закрыли доступ к источнику, но позже им удалось построить небольшой храм. Постройку разрушили в начале 19-го века мусульмане. Православные верующие вновь раскопали родник, а также нашли обрывок записей о чудесах.

Третье возрождение церкви произошло в 1835-м году. Рядом с храмом построили больничный корпус и приют.

О чем просят перед иконой

Икона «Живоносный источник» помогает в исцелении физических и душевных недугов. Образ ставят у постели больного человека. Особенно надеются на помощь при бесплодии, глазных болезнях.

У Богородицы просят помощи в следующих ситуациях:

  • при разладе в семье;
  • в скорбных размышлениях;
  • в преодолении чужого дурного влияния.

Икона «Живоносный источник» наполняет силой тело и укрепляет дух. После молитв перед образом разрешаются насущные потребы, в том числе и материальные затруднения.

Почитаемые списки

Кроме традиционного названия, при написании копий использовали следующие:

  • «Живоносная Источница»;
  • «Живоприемный источник»;
  • «Источная».

Самые известные списки находились в обители Саровская пустынь. Первый образ появился в 18-м веке благодаря хлопотам основателя монастыря иеромонаха Иоанна. Список прославился чудотворной силой. Перед ним молился преподобный Серафим Саровский.

Второй список доставили в Саровский монастырь из Константинополя в 19-м веке. На иконе изображено Явление Богородицы на чудесном источнике из легенды.

Как молиться перед образом

Во время молитвы к Богородице Источной придерживаются обычных правил:

  • уединяются и отрешаются от гневных мыслей, мирской суеты;
  • зажигают свечу перед иконой;
  • читают «Отче наш», при соблюдении молитвенного правила все вступительные молитвы;
  • обращаются к иконе, проговаривая текст наизусть или читая с листа;
  • после прочтения крестятся;
  • в завершение обращаются с благодарственными, покаянными словами, просьбой.

Впервые молитву читают без спешки, чтобы понять и прочувствовать смысл слов. Понимание текста помогает найти отклик в душе, и тогда он будет исходить искренне, из глубины сердца.

Не следует вкладывать в прочтение театральность, драматизм, напускное благоговение. Образ олицетворяет Богородицу. Но, находясь в одиночестве в комнате, принимать раболепный, скорбный или виноватый вид странно. Святые отцы называли такое прочтение бесовским искушением. Главное в молитве — искренность, уважение и смирение.

Обращаться к образу нужно регулярно: утром или вечером, каждый день или через день. Для исполнения просьбы необходима возможность и время. Еще один важный компонент молитвы — терпение.

Молитвенный труд укрепляет дух, поэтому нуждающимся в утешении, искуплении следует обратиться к чтению акафиста. Его читают стоя, обратившись лицом на восток, непрерывно в течение сорока дней. Затем чтение можно повторить или обращаться к образу с акафистом в специально выбранный день недели. В праздничные даты перед молитвой или акафистом читают тропарь и кондак.

Молитвы и акафисты не обязательно завершать просьбой. Их читают в благодарность за ранее полученный ответ или помощь. После молитвы можно попросить Богородицу защитить близких, всех христиан и даже просто пожелать мира всему миру. Господу угодна самая простая молитва, а все потребы человека Ему известны.

Как расположить икону в доме

Образ Богородицы «Живоносный источник» можно установить в иконостасе в Красном углу. Это специальное место для икон в восточной части комнаты. По старинной традиции, иконостас обустраивали в углу между двух стен с окнами так, чтобы образа были ярко освещены. Но при обустройстве его в квартире это правило можно опустить.

Правила расположения иконы дома:

  • поставить на отдельную полку или столик;
  • выбирать место, свободное от художественных картин и декоративных предметов;
  • не ставить образ рядом с телевизором;
  • не желательно размещать икону на книжной полке с художественной литературой, но можно поставить рядом с религиозными книгами.

Для размещения иконы подходит гостиная или спальня. Также ее можно поставить на отдельной полочке в кухне или в детской комнате.

Образ «Живоносный источник» может служить центральным образом в традиционном иконостасе. Вместе с иконой Спаса Нерукотворного они составят главную пару, которую обычно размещают выше остальных икон, за исключением образа Святой Троицы.

Тексты молитв

К иконе Богородицы «Живоносный источник» обращаются с одной из двух молитв. Первый текст восхваляет Богоматерь, как утоление печалей, взыскание погибших и скорбящих радость, а также содержит просьбу о заступничестве и избавлении от скорбей. Второй текст — молитва об общей защите страны, «града», обители, просьба о даровании мирной жизни.

Первая

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Ты́ еси́ Ма́ти и покрови́тельница все́х к Тебе́ прибега́ющих, при́зри с благосе́рдием на моли́твы гре́шных и смире́нных ча́д Твои́х.

Ты́, имену́емая Живоно́сный Исто́чник благода́тных врачева́ний, исцели́ боле́зни стра́ждущих и умоли́ Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да низпо́слет и все́м притека́ющим к Тебе́ здра́вие душе́вное и теле́сное и, прости́в на́м во́льная и нево́льная согреше́ния на́ша, да́рует на́м вся́ я́же к ве́чней и вре́менней жи́зни потре́бная.

Ты́ еси́ все́х скорбя́щих ра́дость, услы́ши на́с, ско́рбных; Ты́ еси́ утоле́ние печа́ли, утоли́ и на́шу печа́ль; Ты́ еси́ взыска́ние поги́бших, не попусти́ и на́м поги́бнути в бе́здне грехо́в на́ших, но всегда́ избавля́й на́с от вся́ких скорбе́й и напа́стей и вся́каго зла́го обстоя́ния.

Е́й, Цари́це на́ша преблага́я, наде́ждо на́ша несокруши́мая и засту́пнице необори́мая, не отврати́ лица́ Твоего́ от на́с за мно́жество прегреше́ний на́ших, но простри́ на́м ру́це Ма́терняго милосе́рдия Твоего́ и сотвори́ с на́ми зна́мение ми́лости Твоея́ во бла́го: яви́ на́м по́мощь Твою́ и благопоспеши́ во вся́ком де́ле благо́м.

От вся́каго же начина́ния грехо́внаго и помышле́ния лука́ваго отврати́ на́с, да всегда́ сла́вим пречестно́е и́мя Твое́, велича́юще Бо́га Отца́ и Сы́на Единоро́днаго Го́спода Иису́са Христа́ и Животворя́щаго Свята́го Ду́ха со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Вторая

О, Пресвята́я Де́во, Всеми́лостивая Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, Живоно́сный Исто́чник Твой, целе́бные да́ры на здра́вие душ и теле́с на́ших и на спасе́ние ми́ру точа́щий, подала́ еси́ нам, те́мже благода́рни су́ще усе́рдно мо́лим Тя, Цари́це Пресвята́я: моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего да́ти нам оставле́ние прегреше́ний и вся́кой душе́ скорбя́щей и озло́бленней ми́лость и утеше́ние, и от бед, скорбе́й и боле́зней свобожде́ние. Пода́ждь, Госпоже́, (храму сему и) сим лю́дем покрове́ние (и святе́й оби́тели сей соблюде́ние), гра́ду сохране́ние, стране́ на́шей от напа́стей избавле́ние и огражде́ние, да ми́рное зде поживе́м житие́, и в бу́дущем ве́це сподо́бимся ви́дети Тебе́, Засту́пницу на́шу, во сла́ве Ца́рствия Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Ему́же сла́ва и держа́ва со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь

Почерпе́м, челове́цы,/ цельбы́ душа́м и те́лом моли́твою,/ Река́ бо всем предтече́т – Пречи́стая Цари́ца Богоро́дица,/ источа́ющи нам чу́дную во́ду/ и измыва́ющи серде́ц че́рности,/ грехо́вныя стру́пы очища́ющи,/ ду́ши же освяща́ющи ве́рных// Боже́ственною благода́тию.

Кондак

От неистощи́мыя/ Ты, Исто́чниче Богоблагода́тный, подае́ши ми, точа́щи, во́ды/ Твоея́ благода́ти,/ приснотеку́щий па́че сло́ва,/ я́ко бо Сло́во ро́ждшая па́че смы́сла,/ молю́ Ти ся, ороси́ мя благода́тию, да зову́ Ти:// ра́дуйся, Водо́ спаси́тельная.

[Праздник] Явление иконы Божией Матери «Живоносный Источник» | Самтулана

«Живоносный Источник» («Живоприемный Источник») – название иконы и храма в честь Божией Матери (Константинополь, Византия).

В Православии Богоматерь – Живоносный Источник, Источник жизни, ибо от Нее родился Христос. В честь перестройки и украшения храма в пятницу Светлой седмицы отмечают праздник.

Предание

Легенда рассказывает, что еще в V столетии вблизи Константинополя была роща, которую посадили в честь Пресвятой Богородицы. Здесь-то и находился источник с животворной водой, исцеляющей разные недуги и болезни.

Время шло, источник зарос кустарником, а воду покрыла тина. В этой роще, недалеко от «Золотых ворот» будущему византийскому императору Льву I 4 апреля 450 года встретился измученный дорогой, беспомощный слепец.

Исполнившись жалости, Лев отвел его в тень и усадил отдохнуть под деревьями. Сам же отправился на поиски источника: взять воды и дать слепому напиться.

Во время безуспешных поисков услышал он голос, который сказал ему: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко».

Однако, несмотря на попытки, воин так и мог найти источник. Тогда голос вновь произнес: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего.

Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место.

Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».

Лев Маркелл исполнил все, и слепец, прозрев, продолжил путь в Константинополь, восхваляя Божью Матерь, давшую ему исцеление.

Когда Лев (457-473 годы) сменил императора Маркиана, он вспомнил предсказание Богородицы и повелел очистить родник и возвести рядом храм, в честь почитания Пресвятой Богородицы. Сам же источник назвали Живоносным.

Сохранились и другие легенды о чудотворном источнике. Тяжелая болезнь мучила Юстиниана Великого, императора (527-565 годы). Ночью послышался ему голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника».

Но Юстиниан не знал, что это за источник. Тогда Божия Матерь явилась ему днем и промолвила: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров».

Юстиниан выполнил то, что было велено, и болезнь отступила. В благодарность император воздвиг рядом с построенным храмом еще один. И после Юстиниана храм не раз украшался, реконструировался и обновлялся во времена правления Василия Македонянина, а затем и сына его – Льва Мудрого.

В Синаксаре запечатлены слова Никифора Каллисты Ксанфопула о множестве других примеров исцеления водами животворного источника.

Читайте также:  Вознесение господне - богослов

Здесь есть повествование о воскрешении мертвого, проживавшего перед смертью в Фессалии; рассказ об излечении мочекаменной болезни у Льва Мудрого, а у его жены – сильной горячки, у брата – предрасположенности к туберкулезу; рассказ об исправленном нарушении слуха у Патриарха Иоанна Иерусалимского.

После падения Константинополя 29 мая 1453 года храм разрушили мусульмане. Даже к развалинам храма был приставлен стражник, не позволявший православным подходить к святыне. Со временем запрет смягчили, и на месте разрушенного храма христиане построили небольшую церковь.

В 1821 году святыню вновь разрушили, засыпав источник. Некоторые послабления отмечены во время правления султана Махмуда, когда у Живоносного Источника уже в 3-й раз христиане воздвигли храм.

Среди обломков были найдены записи 10 чудес от Живоносного Источника (с 1824 по 1829 годы).

Полное восстановление святыни произошло при Патриархе Константинии I (1833 год).

В 1835 году храм освятили Патриарх Константин и 20 архиереев, затем создали богадельню с больницей. Сейчас здесь расположен женский монастырь.

Во время празднования традиционно совершается чин водоосвящения и пасхальный крестный ход. Особое почитание в день торжества посвящено иконе, на которой образы Пресвятой Богородицы и Младенца. Они изображены у огромной каменной чаши у водоема с чудотворной влагой. Здесь же – пьющие исцеляющую воду больные, имеющие как недуги телесные, так и душевные.

История развития образа

Прообразом, послужившим изображению Матери Божией «Живоносный Источник», явилось изображение древней греческой Богоматери по типу Никопеи Кириотиссы, восходящее к истокам древнего Христианства, связанного с почитанием изображения Богородицы времен Влахернского храма.

Образ Богородицы почитался в виде мраморной статуи. Из рук статуи текла агиасма – святая вода.

Поначалу на списках, сделанных с «Живоносного Источника», не изображался сам чудотворный источник. Позже появляется изображение чаши или водоема (в русской традиции – кладезь).

XIII-XIV столетие: в Крыму найден наиболее ранний из сохранившихся образов Богоматери «Живоносный Источник», размещенный на блюде из глины.

XIV столетие: Никифор Каллист (церковный историк) описал изображение (примерно XIV века) Богородицы с Богомладенцем в центре чаши, расположенной над источником.

XV столетие: образ Источника изображен на фреске, принадлежащей письму художника, Андронику Византийцу. Место изображения – придел церкви при афонском монастыре святого Павла. Божья Матерь с Младенцем также изображена в большой чаше.

XVI столетие: под влиянием греческих традиций на Руси возникает обычай освящать источники при монастырях в честь Богородицы. Иконы, изображавшие Богородицу «Живоносный Источник», размещали в часовнях и купальнях при них.

XVII столетие: время, когда наиболее активно распространялись подобного рода иконы.

Русская иконопись усложнила традиционную композицию изображением кладезей с водой, бьющей из них. Рядом с Богородицей иконописцы могут изобразить лики святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и других. На переднем плане – одержимые недугами.

Образ в России

В России особо почитаемой копией «Живоносного Источника» считается икона, которая в начале XVIII века попала в Саровскую обитель из одноименной пустыни благодаря иеромонаху Иоанну. Именно этот образ почитался самим Серафимом Саровским.

Спустя некоторое время (в середине XIX столетия) свое место в Саровской обители заняла еще одна копия «Источника», прибывшая из Константинополя благодаря стараниям иеросхимонаха Иоанникия. Здесь акцент сделан на самом явлении Богоматери у источника с животворной водой.

В 1873 году на территории Серафимо-Понетаевского Скорбященского монастыря появился храм во имя почитания «Живоносного Источника». Сегодня такие храмы есть в Царицыно (Россия), Харькове (Украина).

История иконы

*

История иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

В V веке неподалеку от Константинополя (ныне Стамбул), находилась роща платанов и кипарисов, посвященная Пресвятой Богородице, посреди которой был источник. Однако, за рощей никто не ухаживал, и место это постепенно заросло, а источник засорился. Однажды, воин Лев Маркелл, добрый и смиренный человек, помогая заблудившемуся слепцу выйти на тропинку, очутился на этом месте.

По Промыслу Божию, слепой старец почувствовал сильную жажду и стал умолять милостивого воина дать ему пить. Лев долго искал воду, но тщетно, и он стал скорбеть, как вдруг услышал голос: «Не унывай, о царь Лев, вода, которую ты ищешь, здесь близко, только повернись к ней. Устрой Мне на этом месте храм: в нем Я буду внимать молитвам и подавать желаемое всем, с усердием и верою сюда приходящим.

Ничто не сильно будет противиться власти Моей: демон ли, болезнь ли неисцельная или что другое, — только бы просили Меня благоговейно». Лев посмотрел по сторонам, но сам не мог увидеть источник, а нашел его только благодаря указанию таинственного голоса. По приказанию свыше, он напоил найденной водой слепца и положил ему на глаза тину из источника, после чего старик прозрел.

И познал тогда Лев, кто говорил с ним.

Став, по предсказанию Пресвятой Девы, императором в 457 году, Лев Маркелл приказал очистить источник и возвел над ним великолепный храм, посвященный Богородице, который он назвал «Живоносным Источником».

В огромном золоченом куполе храма были проделаны отверстия, через которые лучи солнца освещали выложенный белым мрамором источник и, отражаясь от мраморных стен и украшенного золотом свода, сияли, подобно молниям. К источнику, расположенному посреди храма, вели две мраморные лестницы в двадцать пять ступеней.

В куполе находилось мозаичное изображение Богоматери с Младенцем, которое отражалось в источнике. У верхней части источника было в мраморе круглое углубление, в которое втекала вода непосредственно из источника, а затем, она выливалась в мраморный бассейн, так чтобы было удобно черпать воду со всех сторон.

Тогда же был написан и образ, как бы изображающий устройство храма и его благодатную сущность. Множество чудес и исцелений от чудесного источника происходило, согласно преданию, ежедневно.

Матерь Божия, как любящая Мать всех людей, необычно близка к каждому и скоро откликается на любую мольбу, обращенную к Ней. Поэтому так многочисленны и разнообразны чудеса Пресвятой Богородицы.

Спустя почти сто лет после первого чуда у Живоносного Источника, император Юстиниан, страдавший от тяжелой продолжительной болезни, во сне услышал голос Богоматери, Которая повелевала ему пойти к Своему источнику. Исполнив повеленное, он нашел здесь исцеление. В благодарность Матери Божией, он заново отстроил храм при Живоносном Источнике и богато его украсил, здесь же он построил обитель для иноков. Это было в VI веке.

С тех пор многие императоры и их близкие обретали исцеление у чудотворного источника и благоговейно почитали и св. источник, и храм, названный в его честь.

Во второй половине IX-го и в начале X века храм заботливо восстанавливался и украшался при императорах Василии Македонянине и его сыне Льве Философе, который так же получил исцеление от источника, кроме того, здесь исцелились от различных болезней и его первая жена Феофана и брат Стефан.

Царица Зоя, на которой он женился после смерти Феофаны, исцелилась от неплодия после возложения на нее пояса Пресвятой Богородицы и стала матерью Константина Багрянородного.

Простой народ с крепкой верой притекал к Живоносному Источнику, к благодатной помощи Матери Божией. Здесь исцелялись бесноватые, прокаженные, кровоточивые, безплодные, чахоточные, немые и глухие, больные раком и другими неизлечимыми болезнями.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан.

Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Султану Баязиду это надоело и он лично решил осквернить источник Богородицы, для чего бросил в священную воду полусгнивших золотых рыбок, которые погибли у него в бассейне.

К своему ужасу он стал свидетелем чуда: рыбки ожили в воде! Потрясенный султан в 1830 году разрешил христианам вновь пользоваться Живоносным Источником и даже выделил деньги на строительство храма.

Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного Источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. Так, например, описан и случай воскрешения мертвого.

Один тяжело больной человек по имени Феттал приплыл сюда на корабле из города Фессалии специально, чтобы молиться об исцелении, но умер по пути к источнику. Однако перед смертью он завещал своим спутникам отнести его тело в храм при Живоносном Источнике и троекратно облить его водой из источника, а затем уже погребать.

Когда же стали возливать воду из чудотворного источника на умершего, он ожил и затем остался до конца своих дней иноком в обители при храме. Его гроб был найден в 1830 г. при раскопках для восстановления древней церкви, которая была разрушена до основания турками при взятии Константинополя в XV веке.

При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником.

В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Постепенно вокруг храма Живоносного Источника образовался монастырь, а местность получила название – Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда-то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета.

В Синаксаре также описывается чудо явления Матери Божией для спасения молящихся в храме от землетрясения. Царица Небесная как бы поддерживала храм, пока все люди из него не вышли, и таким образом никто не пострадал.

На Руси икона была известна и почиталась с давних времен. Начиная с XVI века, утвердился обычай посвящать источники, находящиеся в монастырях, иконе Божией Матери «Живоносный Источник».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *