Богородичное правило, как правильно читать по десяткам — богослов

Православные христиане в деле спасения своей души пользуются большим количеством самых разнообразных молитв. Найти их можно в православном молитвослове, где есть как общеизвестные молитвы на каждый день, так и специальные тексты для тех или иных обстоятельств.

Помимо отдельных молитв каждый православный христианин знаком с таким понятием, как молитвенное правило. Самые известные из них — это утренние и вечерние молитвы, которые мы читаем ежедневно. Но помимо них есть еще другие специальные собрания специальных текстов. Сегодня познакомимся с Богородичным правилом.

Предание гласит, что данное правило было ниспослано людям самой Богородицей, и в древние времена оно в обязательном порядке исполнялось каждым, кто считал себя христианином. Со временем такая практика забылась, уступив место другим молитвам.

Старец преподобный Серафим Саровский возродил несправедливо забытое благодатное правило. Он благословлял верующих ходить по канавке в Дивеевском монастыре с этой молитвой на устах.

Существуют записи чудес, которые происходили с верующими после выполнения такого благословения.

Многие церковные деятели и святые в своих записях и воспоминаниях писали, что неоднократно ощущали на себе благодатную силу Богородичного приветствия.

В зависимости от духовного опыта молящегося, его желания, наличия времени и других факторов Богородичное правило может читаться по-разному. Полное прочтение включает в себя 150 повторений самой молитвы «Богородице, Дево, радуйся…», а после каждого десятка читаются специальные тропари.

Для новоначальных христиан, которые еще не очень опытны в постоянной молитве, может быть в начале очень трудно выполнить такое объемное правило. В таких случаях благословляют читать не 150, а только 50 повторений. Со временем и приобретением соответствующего опыта будет легче выполнять весь объем.

Если же человек совсем не имеет времени или другой возможности молиться по правилу, допускается только повторение 150 раз основного текста «Богородице, Дево, радуйся…» без чтения тропарей.

Для удобства подсчета количества повторений и чтобы не отвлекаться, удобно пользоваться четками. Это такие бусы или браслет, на которых завязаны узелки или нанизаны круглые бусины. Их количество может быть разным. Зная, сколько бусин в четках, нет необходимости считать каждое повторение. Достаточно перебрать от начала до конца все четки и будет ясно, сколько повторений было произнесено.

При чтении Богородичного правила, как и любой другой молитвы, нужно помнить, что главный смысл не в механическом повторении каких-либо слов, а во внутреннем духовном настрое молящегося человека.

Именно поэтому очень важно произносить правило не спеша, вдумываясь в каждое слово, пропуская его через свое сердце и душу.

Если вы чувствуете, что на каком-то этапе слишком устали и стараетесь уже быстрее закончить — лучше возьмите благословение на сокращение правила, но выполните его вдумчиво и искренне.

Приступая к любому молению, очень часто люди ждут какого-то определенного явного эффекта. Существуют даже специальные молитвы на те или иные случаи жизни, в каких-то конкретных искушениях или проблемах. Нужно понимать, что такое разграничение довольно условное — молитва не является заговором и не действует магическим образом только по факту ее прочтения.

Поэтому не очень верно с духовной точки зрения ждать каких-то ярких внешний результатов после моления. Да, иногда Господь являет свою милость наглядно, если человеку это полезно. Но такое случается далеко не всегда, и не надо каждый раз ждать чуда.

Богородичное правило может читаться как ежедневно, в составе обычного правила, а может использоваться отдельно. Перед тем, как брать на себя любой молитвенный подвиг или усиливать ежедневную практику, желательно посоветоваться с опытным духовником, взять благословение. Излишнее неразумное рвение вредит в любых сферах жизни, в том числе и в духовной.

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небе́си и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиися на Тя да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед: Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Первый десяток

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Перевод: Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

  • Воспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы.
  • Тропарь, глас 4
  • Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
  • Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; и, отменив проклятие, Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.
  • О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, спаси́ и сохрани́ рабо́в Твои́х (имена родителей и сродников), а уме́рших со святы́ми упоко́й в ве́чной сла́ве Твое́й.
  • Второй десяток

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Воспоминаем Введение во Храм Владычицы нашей Богородицы.

Тропарь, глас 4

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.

В сей день — предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: «Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!»

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, спаси́, сохрани́ и присоедини́ к Свято́й Правосла́вной Це́ркви заблу́дших и отпа́вших рабо́в Твои́х (имена).

Третий десяток

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Воспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы.

Тропарь, глас 4

Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.

В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, утоли́ на́ши ско́рби и пошли́ утеше́ние скорбя́щим и боля́щим раба́м Твои́м (имена).

Четвертый десяток

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Воспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветою.

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Достойно есть поистине восхвалять Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога Слово родившую, истинную Богородицу, Тебя прославляем.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, соедини́ в разлу́ке находя́щихся рабо́в Твои́х (имена).

Пятый десяток

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

  1. Воспоминаем Рождество Христово.
  2. Тропарь, глас 4
  3. Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш,/ возсия́ ми́рови свет ра́зума,/ в нем бо звезда́м служа́щии,/ звездо́ю уча́хуся,/ Тебе кла́нятися Со́лнцу Пра́вды,/ и Тебе́ ве́дети с высоты́ восто́ка: // Го́споди, сла́ва Тебе́.

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою были научены Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, да́руй мне, во Христа́ крести́вшемуся, во Христа́ обле́чься.

Шестой десяток

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Воспоминаем Сретение Господне и прореченное праведным Симеоном слово: «И Тебе Самой оружие пройдет душу».

Тропарь, глас 1

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, сподо́би меня́ при после́днем издыха́нии причасти́ться Святы́х Христо́вых Та́ин и Сама́ проведи́ ду́шу мою́ че́рез стра́шные мыта́рства.

Седьмой десяток

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

  • Воспоминаем бегство в Египет праведного Иосифа и Божией Матери с Богомладенцем.
  • Кондак, глас 8
  • Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице; но я́ко и́мущая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свобо́ди, да зове́м Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед учреждаем Тебе торжества победы благодарственные мы, рабы Твои, Богородица! Но Ты, как имеющая власть необоримую, от всяческих опасностей нас освободи, да взываем к Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая!»

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, изба́ви меня́ от вся́ких напа́стей.

Восьмой десяток

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

  1. Воспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого.
  2. Тропарь, глас 7
  3. Воздыха́юща мя, Го́споди, приими́ я́ко Ми́лостив, и поми́луй мя я́ко мытаря́, Ма́тере Твоея́ хода́тайством.
  4. О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, да́руй мне непреста́нное па́мятование о Бо́ге.
  5. Девятый десяток

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

Воспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них».

Тропарь, глас 3

Приста́нище спаси́тельное Тя и́мамы, Богоро́дице, в пучи́не жите́йстей обурева́емии. Ты у́бо упаси́ от вся́кия беды́ притека́ющих к Твое́й бла́гости.

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, помога́й нам во всех дела́х и ну́ждах на́ших.

Десятый десяток

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

  • Воспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу.
  • Кондак, глас 6
  • Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе, Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на: воста́ну бо и просла́влюся, и вознесу́ со сла́вою непреста́нно я́ко Бог, ве́рою и любо́вию Тя велича́ющыя.
  • Не рыдай надо Мною, Матерь, видя, что Тот Самый Сын, Котораго Ты без семени зачала во чреве, во гробе: вот Я восстану и прославлюсь и, как Бог, превознесу навсегда и во славе тех, которые с верою и любовно прославляют Тебя
  • О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, укрепи́ си́лы мои́ душе́вные и отжени́ уны́ние.
  • Одиннадцатый десяток

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

  1. Воспоминаем Воскресение Христово.
  2. Тропарь, глас 5
  3. Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
  4. Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав.
  5. О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, воскреси́ ду́шу мою́ и да́руй мне постоя́нную гото́вность к страда́ниям за Христа́.
  6. Двенадцатый десяток

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

  • Воспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия.
  • Тропарь, глас 4
  • Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.
  • Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением, в том, что Ты — Сын Божий, Искупитель мира.
  • О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, вознеси́ меня́ от земны́х су́етных помышле́ний и да́руй мне стремле́ние к спасе́нию души́.
  • Тринадцатый десяток

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

  1. Воспоминаем Сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов.
  2. Тропарь, глас 8
  3. Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.
Читайте также:  Архиерейская служба в репьевке - богослов

Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!

О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, укрепи́ благода́ть Свята́го Ду́ха в се́рдце мое́м.

Четырнадцатый десяток

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

  • Воспоминаем Успение Пресвятой Богородицы.
  • Тропарь, глас 1
  • В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
  • При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
  • О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, да́руй мне ми́рную и безмяте́жную кончи́ну.
  • Пятнадцатый десяток

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших. (10 раз.)

  1. Воспоминаем Покров Божией Матери над христианским миром.
  2. Тропарь, глас 4
  3. Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.
  4. В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».
  5. О Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, сохрани́ меня́ от вся́кого зла и покро́й честны́м Твои́м омофо́ром.

«Богородичное правило»: когда и как его читать?

Сайт Горловской и Славянской епархии

Что такое «Богородичное правило»? Как и когда его применять? Нужно ли брать благословение священника на чтение этих молитв? Почему их повторяют 150 раз?

О том, как происходило формирование этого чина; как в молитве к Богородице незримо присутствует имя Христа и как исполнить, казалось бы, сложную схему прошений, рассказал протоиерей Олег Кручинин.

Молитва, основанная на Евангелии

В состав ежедневно читаемых нами дома утренних молитв входит умилительная песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего́, яко Спаса родила еси душ наших». Эту молитву знают и любят, наверное, все православные христиане.

В храмах она тоже звучит. Во время освящения хлебов на всенощном бдении в субботу вечером её, как правило, трижды исполняет хор.

«Богородичным правилом» называют повторение этой молитвы не один и не три раза, а сто пятьдесят. Понятно, что без пауз и перерывов такое количество повторений совершить будет сложно. Поэтому молитву читают десять раз, затем останавливаются, дополняют другой молитвой (одной или несколькими) и приступают к чтению следующей десятки. Для счёта удобно пользоваться чётками.

Основу молитвенного величания в адрес Богородицы составили три цитаты из Евангелия от Луки.

Первая — приветствие архангела Гавриила во время Благовещения: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28).

Вторая — величание Девы Марии праведной Елизаветой: «Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1:42).

А третья — ответ Самой Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:47).

По мнению церковных историков, соединение евангельских фрагментов в общий молитвенный призыв мог совершить святитель Кирилл Александрийский, один из Отцов Церкви V века. В латинском обряде с XI века это величание известно как «Аве Мария».

«Звезда Пресветлая»: рукопись о чудесах

На Руси практика многократного повторения «Богородице Дево, радуйся» во время келейной или домашней молитвы начинает распространяться примерно с конца XVII века. Такой духовный подвиг брали на себя те, кто хотел особо помолиться Матери Божией, получить от Неё утешение и защиту или поблагодарить Пресвятую Деву за полученную помощь.

Формирование «Богородичного правила» происходило под влиянием популярного в то время и переписываемого от руки сборника «Звезда Пресветлая». В пятнадцати главах были собраны рассказы о чудесах, связанных с молитвой «Богородице Дево, радуйся».

Там, например, было повествование о некоем иноке, который посмеялся над молитвой и был лишён рассудка. Найдя в себе силы обратиться к Богородице, он был помилован.

Епископ, не признававший эту молитву, во сне увидел себя тонущим. После принесённого покаяния сюжет сна повторился, но Богородица спасла его от утопления.

Такие истории легко запоминались народом и служили для духовного воспитания.

Святые благословили молиться

В 1825 году преподобному Серафиму Саровскому, по его словам, явилась Сама Богородица, которая повелела создать монашескую женскую общину (нынешний Дивеевский монастырь).

Тропу, по которой прошла Матерь Божия, ограничивая место под будущую обитель, назвали Богородичной канавкой.

По завещанию Серафима Саровского, сёстры Дивеевской общины стали ежедневно обходить монастырь по канавке, по 150 раз читая «Богородице Дево, радуйся».

О пользе многократного повторения этой молитвы говорили и другие старцы. Ежедневно по 300 раз творил эту молитву преподобный Парфений Киевский (начало XIX века). Глинский старец иеросхимонах Илиодор (конец XIX века) также благословлял читать эту молитву.

В XX веке чин «Богородичного правила» формируется в современном виде благодаря священномученику Серафиму (Звездинскому). Находясь в ссылке, епископ Серафим ежедневно совершал это правило. Помимо чтения молитвы «Богородице Дево, радуйся», он благословил вспоминать различные события из жизни Пресвятой Богородицы и читать молитвы о себе и о мире.

«Ограждайте себя чаще и усерднее, деточки мои милые, сею стеною нерушимою. С сею молитвою никак не погибнем, в огне не сгорим, в море не потонем, — писал владыка Серафим из ссылки духовным чадам.

— Если же сатана, ненавидящий нас, и запнёт нас на пути нашем и сшибёт нас, то и тогда архангельское приветствие воссылая, воспрянем, больные душой исцелимся, загрязнённые грехом очистимся и убелимся».

Как читать «Богородичное правило»?

«Богородичное правило» неуставное, поэтому существует несколько способов его исполнения. Приведём тот, который благословлял священномученик Серафим (Звездинский).

Перед началом правила читаем «Отче наш» и молитву «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиися на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго».

Далее десять раз внимательно и неспешно повторяем: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего́, яко Спаса родила еси душ наших».

После первого десятка вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников), а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей».

Второй десяток. Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви.

«О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена)».

Читайте также:  Преподобный сергий радонежский в истории русского государства - богослов

Третий десяток. Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена)».

Четвёртый десяток. Вспоминаем встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой. Молимся о соединении разлучённых, о тех, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих(имена)».

Пятый десяток. Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися».

Шестой десяток. Вспоминаем Сретение Господне и пророчество святого Симеона: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через мытарства.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства».

Седьмой десяток. Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила от напастей.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей».

Восьмой десяток. Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву».

Девятый десяток. Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали».

Десятый десяток. Вспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Её душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние».

Одиннадцатый десяток. Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу».

Двенадцатый десяток. Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души».

Тринадцатый десяток. Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».

«О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем».

Четырнадцатый десяток. Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину».

Пятнадцатый десяток. Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Её от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла.

«О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором».

В завершении вновь читаем «Милосердия двери».

Мы восхваляем и Сына, и Мать

Такую схему запомнить наизусть сложно, а для её выполнения нужно постоянно смотреть в книгу с текстом прошений. Но книга будет под рукой не всегда. Поэтому есть другой вариант «Богородичного правила». Десять раз мы повторяем «Богородице Дево, радуйся», затем читаем «Отче наш» — и начинаем читать следующую десятку молитв.

Возможны и другие варианты. Желательно посоветоваться со своим духовником, чтобы выбрать наиболее приемлемый способ этой молитвы.

Многие праведники придавали «Богородичному праведнику» большое значение.

Хотя, на первый взгляд, здесь нет прошений к Богородице и не упоминается напрямую Иисус Христос, читая «Богородице Дево», мы уподобляемся ангелам, воспевающим Матерь Божию, а говоря «Господь», «плод», «Спас», мы подразумеваем Иисуса Христа.

Поэтому исполняя «Богородичное правило», мы восхваляем Сына Божьего и Его Пречистую Матерь, входим в молитвенное общение с Ними и находимся под Их небесной защитой.

Богородичное правило: как правильно и сколько дней читать, полный текст на русском языке

Каждый православный христианин хочет спасти свою душу, используя различные молитвы. Найти молитвенные тексты можно в молитвослове, в котором содержатся основные ежедневные молебны.

Также в нем можно найти и другие тексты, которые подойдут для определенных обстоятельств. Помимо обычных молитв, с которым хорошо знаком каждый верующий человек, есть еще и молитвенные правила.

Наиболее известными являются вечерние и утренние молебны, которые зачитываются ежедневно. Есть еще и специальные собрания текстов, называемые Богородичным правилом.

Важность Богородичного правила в православии

Прежде чем приступать к прочтению молитвенного текста, необходимо детальнее ознакомиться с его описанием. Богородичное правило — молитвенный текст, который зачитывается в честь Богородицы около ста пятидесяти раз в день.

По мнению многих священнослужителей, это правило дала людям сама Небесная Царица еще в восьмом веке. Его исполнял каждый верующий человек. Однако потом все христиане забыли о нем. Об этом правиле напомнил людям Серафим Саровский.

После благословления он попросил людей пройтись около Дивеевской обители по канавке и прочесть 150 раз молитвенные слова. Затем он сказал, что исполнять это правило необходимо ежедневно.

В келии Серафима со временем была обнаружена старая книга. В ней детально описывались чудеса, с которыми сталкивались люди, ежедневно зачитывающие молитвенный текст в честь Богоматери.

Священнослужитель и сам регулярно выполнял это правило. При этом во время произнесения молитвенного текста он молился не только за себя, но и за всех остальных людей.

Именно благодаря Серафиму Саровскому люди не забывают о Богородичном правиле и по сей день.

Многих людей, которые собираются в будущем зачитывать это молитву, интересует польза, которую она приносит. Эффект от прочтения молитвенного текста из правила напрямую зависит от того, на какие случаи жизни он рассчитан.

Ведь в нем содержатся различные молебны, которые помогут справиться с различными жизненными проблемами. Однако нужно понимать, что такие молитвенные слова не являются чем-то магическим и не смогут помочь сразу же после их прочтения. Поэтому не стоит ожидать, что прочитанный молебен мгновенно облегчит жизнь.

Да, иногда Господь проявляет наглядно свою милость. Однако такое случается не очень быстро и к тому же не всегда.

Сама Царица Небесная говорила о том, что прочтением Богородичного правила необходимо заниматься в следующих случаях:

  • духовная потребность в произнесении молитвенных слов;
  • печаль и тяжесть на душе;
  • недуг, в лечении которого может понадобиться помощь Богородицы;
  • появление сложных жизненных ситуаций, которые не удается решить собственными силами;
  • необходимость поблагодарить Богоматерь за оказанную помощь.

Регулярное произнесение молитвенного правила может помочь людям в таких ситуациях:

  • Искупление совершенных грехов. Не секрет, что каждый человек является грешником, так как в течение жизни каждый совершал серьезные или незначительные грехи. Прочтение Богородичного правила поможет человеку очистить грешную душу.
  • Защита от искушений. Люди, у которых сильный дух, могут самостоятельно справиться с дьявольскими искушениями. Однако для некоторых людей это оказывается непросто или даже невозможно. Прочтение молитвенных текстов усиливает дух человека, что позволяет ему эффективно противостоять любым искушениям.
  • Найти праведный путь. Жить по Господним канонам довольно сложно, и не у каждого человека это получается. Поэтому даже люди, которые искренне веруют в Господа, могут сбиться с праведного пути. В этом случае не получится обойтись без помощи свыше. Чтобы снова встать на правильный жизненный путь, надо ежедневно читать молитвенное обращение к Богоматери.
  • Облегчение жизни. Не секрет, что Господь может послать человеку серьезные испытания. Делает он это только тогда, когда человек перестает жить по христианским канонам. Поэтому необходимо регулярно молиться Господу и Богоматери. В этом случае жизненные проблемы будут появляться намного реже.

Как правильно читать молитву

Перед тем как заняться прочтением молитвенных слов, надо разобраться с тем, как правильно это делать. Выделяют несколько полезных правил, которые помогут ознакомиться с основными особенностями произнесения молебнов.

Обязательно молиться с верой

Священнослужители рекомендуют произносить молитвенные слова с глубокой верой в них и с чистым сердцем. Во время молитвы надо искренне верить в то, что она будет услышана. Не нужно проговаривать ее слишком дерзко, так как это считается непочтением к Господу и Богоматери.

Читайте также:  Радоница – день особого поминовения усопших - богослов

Необходимо быть готовым к Божьей воле и принять ее, даже несмотря на то, что она может не совпадать с желаниями молящегося. Стоит отметить, что достичь такого сразу невозможно и поэтому для начала нужно просто стремиться к этому.

С какими чувствами читать молебен

Молящийся человек не должен искать какие-либо особые чувства для прочтения молебна. Молитва грешника должна быть тяжелой и произноситься с трудом. Если во время ее прочтения появляются сложности, не стоит бросать ее из-за этого. Известный святитель Игнатий Брянчанинов утверждает, что единственным чувством во время молитвы должно быть благоговение перед Господом.

С какими словами необходимо молиться

Некоторые люди для того, чтобы было проще молиться, делают это своими словами. Однако священнослужители рекомендуют использовать молитвы, которые составлены святыми. Такие тексты освящены авторитетом Церкви, и поэтому они принесут больше пользы, чем молебны, которые произносились своими словами. При этом никто не запрещает немного корректировать текст и добавлять личные просьбы.

На каком языке читать молебен

Многие православные молитвы произносятся на специальном церковнославянском языке. Однако некоторые из более новых текстов уже написаны на русском. Особой разницы между используемыми языками нет, и поэтому люди молятся так, как им удобно. Несмотря на это, в большинстве храмов принято произносить молебны только на церковнославянском языке.

Чтобы лучше понимать произнесенный текст, можно воспользоваться специальной книгой с переводом.

Как начать молиться

Перед началом молебна необходимо посидеть несколько минут в абсолютной тишине и сосредоточиться. Произносить текст нужно осмысленно, не отвлекаясь на посторонний шум.

Лучше делать это в отдельной комнате, которая закрывается на засов. В начале и в конце произнесения текста необходимо покреститься. Зачитываться молитва должна перед иконами со святыми в молитвенной позе.

При этом делать это надо ежедневно, а не несколько дней в неделю.

Полный текст на русском языке для мирян

Богородичное правило не ограничивается тропарями. Во время произнесения молитв зачитывается пятнадцать молитвенных текстов, которые символизируют каждый из этапов жизни Богоматери.

Первый десяток
Вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.

О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников), а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей.

Второй десяток
Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви.

О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена).

Третий десяток
Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.

О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена).

Четвертый десяток
Вспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.

  • О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих (имена).
  • Пятый десяток
    Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.
  • О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися.

Шестой десяток
Вспоминаем Сретение Господне, и пророченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через страшные мытарства.

  1. О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства.
  2. Седьмой десяток
    Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей.
  3. О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей.

Восьмой десяток
Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.

О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву.

Девятый десяток
Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды.

О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали.

Десятый десяток
Вспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния.

  • О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние.
  • Одиннадцатый десяток
    Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.
  • О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу.

Двенадцатый десяток
Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.

О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.

Тринадцатый десяток
Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».

  1. О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем.
  2. Четырнадцатый десяток
    Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.
  3. О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину.
  4. Пятнадцатый десяток
    Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Ее от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла, покрывая их Честным Своим Омофором.
  5. О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором.

Молитва ко Пресвятой Богородице о духовном отце

О, Пресвятая Владычице моя, Дево Богородице, Царица Небесе и земли, вонми вопиющей души моей и приими грешную мольбу мою, Пречистая Матерь Божия, за отца моего духовного, скорбящего раба Твоего [имя].

Буди ему всегда спутницей и на всякое время сопровождай и ограждай его святыми Ангелами.

Укрепляй его бодрствующего, оберегай его спящего, утешай его плачущего, ободряй его унывающего, избавляй от скорбей, освобождай от клеветы, воздвизай немощного, побеждай воюющих против него бесов, и в смертной опасности помогай ему.

Ежедневно являй его страшным для видимых и невидимых врагов, чтобы они знали, что он раб Твой, Богоматерь, родившая Бога и Царя, Которому подобает честь и поклонение во веки веков.

Матерь Божия, умягчи сердца злых человек, возстающих на него. Ты видишь труды и скорби отца моего, его скорби Тебе единой известны.

Ты ведаешь все тайны души его, воззри милостиво на него с небеси, облегчи его страдания, покрый его покровом Своим, посети его Своею небесною милостию, посли благословение на дела его и дай ему невидимую помощь.

И святыми его молитвами дай мне смирение, самоукорение, терпение, кротость, целомудрие, молчание и покрый меня от всех напастей и врагов видимых и невидимых. Аминь.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно славимая и праведно от всех Горних Чинов ублажаемая, яко без сравнения их превосходящая, Бога и Творца всяческих рождшая, паче всех возвеличенная! Ей же, яко Царице, предстоят лица ангельстии, Гавриилову песнь возглашающие: «Радуйся, Благодатная!…»

Наши же грешные и бренные уста кую достойную похвалу принести возмогут величию Твоему, точию да зовем Ти: О Пречудная Владычице! Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да призрит на ны, люди безответныя, да сохранит невредимы от всех навет вражиих и злых клевет, много бо может Твоя Матерняя молитва, по реченному: «Проси, Мати Моя, не отвращуся, но вся прошения Твоя исполню!» Радостию о сем исполняемии, взываем Ти: спаси, Владычице, погибающия рабы Твоя, просвети омраченныя суемудрствованиями века сего и приведи ны к Сладчайшему Иисусу, да вечно радующеся, взываем: слава Отцу, слава Сыну, слава Святому Духу, слава и Тебе, Преславней и Пренепорочней Деве Богоматере, ублажаемой и благословляемой в безконечные веки веков. Аминь.

Помогла статья? Оцените её (1

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *