«божница», как устроить в доме? — богослов

Иконы есть почти в каждом доме, за исключением семей убежденных атеистов. Раньше люди знали и соблюдали правила размещения святых образов. Знаем ли мы, как устроить домашний иконостас, так ли строги церковные каноны сегодня и каким должен быть красный угол вашего жилища? «Божница», как устроить в доме? - БогословКрасный угол в старинуНаши прадеды к иконам относились благоговейно и старались оборудовать домашний иконостас по всем правилам. Божница (киот) со святыми образами размещалась в каждом православном доме в красном углу, на самом почетном месте.Красный — значит, хороший, красивый. Святой угол устраивали с восточной стороны жилища, в самой светлой стороне дома, так как окна были на обеих стенах, образующих угол.Для православного христианина его дом — символ храма. И если в церкви самым святым местом является алтарь, то в жилище верующего — именно красный угол, где расположен домашний иконостас, это символический аналог алтаря.

«Божница», как устроить в доме? - БогословКак же люди устраивали иконостас в доме? Божница представляла собой открытый шкафчик для икон, чаще двухъярусный, делали его из дерева и украшали росписью и резьбой. Иконы ставились на полки, вешать их было не принято. Образа украшали божником — полотенцем из тканого холста, вышитым на концах и вдоль одной стороны. Божник прикрывал иконы сверху и по бокам, но не закрывал святые лики.В киоте хранили молитвенные книги, святую воду, масло для лампад, свечи, ладан.

Домашний иконостас сегодня

Большинство из нас не слишком хорошо знакомо с требованиями обустройства иконостаса в доме. Да и церковь сегодня не так строго требует соблюдения определенных канонов, ведь времена меняются и некоторые правила становится все труднее соблюдать.

Не в каждом доме есть возможность расположить иконостас в правильном восточном углу. Если планировка жилья не позволяет — что делать? «Божница», как устроить в доме? - БогословДопустимо поместить иконы с любой стороны жилища. Но место должно быть удаленным, чтобы можно было спокойно помолиться. При совместной молитве семьи понадобится свободное пространство всем молящимся. Необходимые при этом книги удобно положить на переносной складной аналой.Постарайтесь расположить домашний иконостас подальше от телевизора, компьютера и прочей бытовой техники. Соседство святых изображений с техническими приборами неуместно.

Иконостас можно сделать своими руками или купить, подойдет даже обычная книжная полка. 

Сколько икон нужно иметь в доме? Дело вовсе не в их количестве, вы ведь не коллекцию святых изображений собираете. Иконы имеют другое предназначение — молитвенное.

Не допускайте соседства образов с книгами, чье содержание далеко от православных взглядов, с разными декоративными предметами вроде статуэток, фигурок, панно, картин.

«Божница», как устроить в доме? - Богослов

Плакаты и календари с изображениями популярных личностей: музыкантов, спортсменов, актеров — тоже недопустимо располагать рядом с иконостасом.

Какие иконы должны быть в доме обязательно?

Образ Спасителя — центр иконостаса, как и в самом храме. Эта икона всегда самая большая по размеру (Господь Вседержитель, Спас Нерукотворный). В красном углу также обязательно иметь образ Божьей Матери с Младенцем.

Икону Богородицы нужно расположить слева от образа Спасителя. Над этими двумя главными иконами допустимо поместить лишь изображения Распятия и Троицы.

«Божница», как устроить в доме? - БогословТрадиционно многие дополняют свой домашний иконостас изображениями великих православных святых. Почти в каждом доме есть икона святителя Николая Чудотворца, особо почитаемого верующими. Люди верят в то, что он наделен особой благодатью и обращаются с молитвой к святителю. 

  • Святой великомученик Георгий Победоносец и святой великомученик и целитель Пантелеймон также пользуются любовью и уважением  православных христиан.
  • Изображения великих русских святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского украшают многие домашние иконостасы.
  • На божнице можно расположить иконы пророка Божиего Илии, первоверховных апостолов Петра и Павла.

Какие еще иконы желательно иметь дома? Это могут быть изображения особо чтимых местных святых, архангелов Гавриила и Михаила, святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, иконы, посвященные праздникам.

«Божница», как устроить в доме? - Богослов

В семьях верующих родовую икону чтят особо, ведь перед ней молились Господу их предки. Младенца после крещения было принято подносить к иконе и читать молитвы. Семейной святыней родители благословляли новобрачных, детей, отправляя их на учебу, в дальнюю дорогу, под образами наши прадедушки и прабабушки уходили в мир иной.

На киот традиционно ставят иконы именные — изображения тех святых, чьи имена носят живущие в доме. По поводу икон в домашнем иконостасе лучше посоветоваться с вашим духовником.

Священники советуют иметь дома, кроме святых образов Спасителя и Божией Матери,  преимущественно иконы тех святых, к которым действительно обращаются с молитвами  члены семьи.

Хорошо, когда иконы есть в каждой комнате вашего жилища. Там, где вы обедаете семьей (на кухне, в столовой) нужно расположить икону Спасителя.

В детской комнате для общения ребенка с Богом обязательно иметь святой образ.

Чем украсить домашний иконостас?

Украсить божницу лучше всего живыми цветами. Веточки освященной вербы ставят возле икон в день празднования Входа Господня в Иерусалим, сохраняя их до следующего Вербного Воскресения.

Дом и иконы украшают березовыми веточками в День Святой Троицы (Пятидесятницы), что символизирует благодать силы Святого Духа, которую несет Православная Церковь.

Перед иконами в красном углу подвешивают или ставят на подставке лампаду. Лампадок может быть несколько, их зажигают во время молитвы, у многих они горят все время, когда кто-то из членов семьи дома. Весь день лампада должна гореть в воскресные и праздничные дни.

«Божница», как устроить в доме? - Богослов

  1. Во время постов используют зеленые и синие лампадки, а в праздники — красные.
  2. У верующих существует обычай мазать крестообразно лампадным маслом детей и близких в случае болезни либо каких-то неблагополучных событий.
  3. Божницу следует увенчать крестом, на всех дверных косяках тоже должны быть кресты.
  4. Можно ли использовать иконы-репродукции?

Святые образа, написанные вручную художниками-иконописцами, предпочтительнее икон-репродукций. Но писаные изображения намного дороже и не каждый верующий может себе позволить их приобрести. Поэтому репродукции вполне уместны в домашнем иконостасе. Главное — покупать иконы, свечи, лампады, молитвенные книги, кресты в церковных лавках.«Божница», как устроить в доме? - БогословПо стилю иконы могут быть древнего образца (древнерусского, греческого, византийского) и западного (академического). Верующий может выбирать стиль икон по своему вкусу, но в иконостасе лучше не смешивать изображения разных техник написания.

  • Фотографии или репродукции праведных людей, старцев, священников иметь дома нужно, но располагать их следует в стороне от икон.
  • Отношение к иконам
  • Подобно тому, как в храме мы ведем себя благочестиво, так и перед изображениями святых недопустимо ругаться, ссориться, обижать друг друга.

Бережное и уважительное отношение к иконам у православных не может перерастать в поклонение. Икона — священное, но все же изображение. За образом всегда нужно видеть суть.

«Божница», как устроить в доме? - Богослов

Божественные лики напоминают нам, жителям мира материального, о духовной, вечной жизни, о нашем Спасителе. И, глядя на святые образа, каждый верующий должен стремиться к совершенствованию своей души.

Официальный сайт Михаило-Архангельского храма с.Ильтеряково

 Домашний иконостас

Храм – это дом молитвы и место совершения таинств. Дом – это семейный очаг, но в  доме верующего должна звучать молитва, ведь дом православного христианина – это малая Церковь.

Молимся мы перед иконами, так как это средство общения человека с Богом или святыми,  но при этом надо помнить, что молимся мы  Богу, святому, который изображен на иконе, но не самой иконе. Иконы в доме должны быть обязательно.

Раньше в каждой семье, в каждом доме или квартире,  была полочка с семейными иконами, причем располагалась она на самом видном и светлом месте – передний (красный, святой) угол, божница, киот или кивот.

Где должны быть иконы? Как их расположить?

Все дома раньше, как и храмы, были очень строго ориентированы на местности по сторонам света.

Божница устанавливалась в дальнем углу дома, с восточной стороны, между боковой и фасадной стенами, причем по диагонали от печи. Две стены, которые образовывали этот угол, были с окнами.

Именно поэтому красный угол был самым освященным. Иконы ставили в киот (открытый шкафчик или полочка с лампадкой).

В наше время  строители не задумываются о том, что кто-то захочет поставить святой угол в квартире, поэтому всех правил выполнить не всегда получается. Современная церковь не слишком требовательна  к установке божницы. Но надо постараться соблюсти хотя бы самое малое количество правил при установке домашнего иконостаса.

  • Правила расположения икон в иконостасе и самого иконостаса в доме:
  • 1)    постараться выбрать восточную стену, если же не получается, то выбрать самое доступное место в доме, где никто не будет мешать молиться;
  • 2)   в православной семье должны быть обязательно две иконы – Спасителя и Божией матери;
  • 3)    икона Спасителя должна быть центральной, остальные иконы должны быть меньше её по размеру;
  • 4)    местночтимые иконы не должны находиться над иконами Троицы, Богоматери, Спасителя;
  • 5)   если смотреть на иконостас, то икона Спасителя должна быть справа от смотрящего, а Богоматери – слева;
  • 6)    слева от иконы Спасителя располагают икону Божией Матери с Младенцем;
  • 7)    над главными иконами можно расположить икону Распятия или Троицы;
  • 8)   над образами Спаса и Богородицы иконы святых не размещают;
  • 9)   у большинства православных семей имеется иконы святого Николая и епископа Мир Ликийских (Николы Угодника);
  • 10)                      их русских святых очень часто  в семейном иконостасе можно увидеть иконы преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского;
  • 11)                        более распространённые иконы мучеников – иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона;
  • 12)                       желательно иметь в доме иконы тех святых, чьими именами названые члены семьи;
  • 13)                       для полноты иконостаса хорошо бы иметь образы святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников;
  • 14)                       иконостас надо увенчать крестом;
  • 15)                       на время молитвы зажигают лампадку, во время праздников и в праздники можно оставить её гореть весь день;
  • 16)                       в комнате, в которой обедает семья, надо иметь икону Спасителя, чтобы молиться перед и после обеда;
  • 17)                       иконы надо стараться ставить подальше от телевизора, магнитофона и другой бытовой техники;
  • 18)                       если человек работает дома, то икону можно поставить и рядом с компьютером.
  • Помните, что:
  • 1)    икона  Иоанна Сочавского Чудотворца  для молитвы об оказании  помощи в торговле и бизнесе);
  • 2)   икона Иоанна Воина убережет  от воровства;
  • 3)    икона «Неопалимая Купина»  сохранит от пожара;
  • 4)    икона Святителя Николая Чудотворца предназначена для просьбы о сохранении в дороге;
  • 5)   икона Киприана и Иустинии — от зависти и действий конкурентов.
  • Чем можно украсить иконостас дома?

Цветами, спокойными пейзажами. Но только не плакатами, статуэтками, агрессивными или просто светскими картинами  и т.д.

«Божница», как устроить в доме? - Богослов

«Божница», как устроить в доме? - Богослов «Божница», как устроить в доме? - Богослов «Божница», как устроить в доме? - Богослов

«Божница», как устроить в доме?

Христианину обязательно дома нужно оборудовать молитвенный уголок. Здесь будут стоять иконы, лампадка или подсвечник, лежать молитвослов, храниться святая вода. Одним словом, «божница» — это как бы маленький домашний храм Бога Вышнего.

Читайте также:  Обретение мощей сергия радонежского память 18 июля (новый стиль) - богослов

«Божница», как устроить в доме? - БогословДомашний иконостас

Как выбрать место для домашнего иконостаса

По древней православной традиции, «божница» для икон устраивалась в «красном» углу, то есть в восточном углу дома. В данное время эту традицию соблюсти трудно, так как современные квартиры не всегда ориентированы строго на восток.

Поэтому допускается «божница» там, где удобно расположить иконы. Обязательное условие — наличие перед ними свободного место для стояния. По возможности изготавливается угловая полочка, на которую ставят иконы и лампадку.

Можно на специальном кронштейне лампадку подвешивать перед домашним иконостасом.

Встроенная «божница»

Допускается устроение молитвенного уголка на отдельной полке в шкафу или серванте. Православные традиции отдают предпочтение стоящим иконам, а не висящим. Это отличает их от картин.

Складная «Божница»

Если жильё тесное и нельзя выделить постоянное место для «божницы» можно купить «складень» (складывающую двойную или тройную икону). Такая «божница» ставится на свободное место перед собой при чтении молитв.

По окончании богослужения «складень» убирается. Пока читаются молитвы желательно зажечь перед иконами лампаду, которая символизирует горячую любовь ко Господу. Другой вариант — купленная в храме свеча.

Некоторые богомольцы круглосуточно поддерживают в лампаде огонь, что делает её «неугасимой».

Подготовка к чтению молитв дома

Молитвенное обращение к Богу — дело сугубо личное, поэтому делается в состоянии сосредоточения, внимания, максимальной концентрации духовных и физических сил.

Для этого нужно встать на полчаса раньше обычного пробуждения, умыться, привести себя в порядок, одеться. Только после этого становитесь перед иконами и раскрывайте молитвослов.

Делается это в уединении, чтобы ни привлекать внимание других близких людей, которые могут быть далеки об Бога. В молитвослове написано:

Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя перед Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произнеси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным…

Этих указаний нужно придерживаться при чтении молитв утром и вечером. С любовью устроенная «Божница» способствует правильному молитвенному настрою у христианина.

Где должен быть красный угол в доме

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Красный угол (или как его еще принято называть домашний иконостас, святой угол или божница) представляет собой своего рода должное определение для размещения чудотворных изображений с целью произнесения молебельных речей в определенных местах дома или же квартиры, а вот что делать если дома нет красного угла, как молиться, где размещать и как оформить можно узнать из нижеприведенной статьи.

«Божница», как устроить в доме? - Богослов

Любое жилое помещение, принадлежащее верующему христианину принято считать, как отображение православного храма, а святой угол в свою очередь расценивается как подобие святилища.

Сама по себе божница является наиболее почитаемым и важным в доме/квартире местом.

В соответствии с установленным этикетом, тот человек, который пришел в дом попасть в священное место может только согласно особого приглашения домовладельцев.

Как определить красный угол в доме

Домашний иконостас – это молебельное пространство, где верующий человек может общаться со Святыми и Господом, а также размещать различные божественные предметы и именно поэтому для иконостаса необходимо выделять особое место.

Красный угол в доме где должен быть? Чудотворные иконы лучше всего размещать на наиболее видном месте в восточной части будь то, квартиры или дома, однако вместе с тем, это не обязательное правило и если, к примеру, из-за планировки жилище эту рекомендацию затруднительно выполнить, то тогда следует подобрать тот угол/стену, которые наиболее ближе всего расположены к востоку (который всегда находится там, где встает солнце).

Если же в доме имеются иконописные изображения, которые не вмещаются в иконостас, то разрешается располагать их по своему усмотрению в разных частях комнаты или в других помещениях. Например, священные иконы, используемые при венчании можно разместить в спальне, а образ самого Вседержителя на кухне, для того чтобы вознести молебень перед началом и после трапезы.

Однако, следует помнить, что размещенный на кухне чудотворный образ обязательно должен находиться в киоте (или проще говоря застекленный шкафчик), дабы не нанести вред святыне, ведь повышенная влажность, постоянные перепады в температурном режиме, попадание прямых лучей солнца, могут спровоцировать появление выгорания, микротрещин в досточке, а также шелушении окрашенных слоев.

Особенности размещения иконостаса

При обустройстве домашнего иконостаса следует принимать во внимание не только то, где должен находиться красный угол в доме, а и еще некоторые особенности:

  • священные образы следует устанавливать таким образом, чтобы во время молебельного обращения их было видно верующему;
  • божницу лучше всего вешать где-то на уровне глаз или немного выше;
  • категорически запрещается развешивать возле святого угла предметы светского характера такие как, картины и фотографии;
  • перед тем как оформить красный угол в доме, необходимо удостовериться что он будет находиться как можно дальше от батареи, так как из-за регулярного воздействия повышенных температур древесина может ссохнуться и растрескаться;
  • по возможности молебельный угол не стоит располагать возле зеркал, где вас может быть видно во время произнесения молитв, дабы не отвлекаться на разглядывание себя в зеркале;
  • по желанию божницу можно украсить решником с вышивкой, а если вам позволяет место, то под ней можно разместить небольшой столик, где можно хранить емкость с освяченой водой, лампадки, православные христианские книги, которые используются при молитве и не только.

Размещение чудотворных образов

Священные образы в домашнем иконостасе нужно размешать согласно церковному иконостасу, то есть слева (по отношению к смотрящему) от лика Вседержителя должен размещаться образ Богоматери, справой стороны обычно устанавливают образ Св. Николая. Сверху над образами Небесной Царицы и Всевышнего допускается размещение изображения Распятия или же Троицы.

  • Как правило, оформляя красный угол для иконы в доме стараются соблюдать определенную иерархию и не вешать чудотворные образы Святых, которые являются большими по размеру от образов Божьей Матери и Господа Бога, также не следует располагать лики Святых над иконами Божьей Матери и Господа Бога.
  • Пусть хранит Вас Господь!
  • Вам будет интересно посмотреть еще и видео о том, что такое красный угол:

Как устроить домашний иконостас (Сергей Алексеев)

«В дому своем всякому христианину… святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии…

А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…» (Инок Спиридон (Сильвестр).

Домострой. XVI в.)

«Божница», как устроить в доме? - БогословКоличество и качество — категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» (Мф. 21, 13) — это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом — это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная.

Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной.

Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона — это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории.

Икона — изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы — молитвенное.

Икона — это окно из мира горнего в наш мир — мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона — не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор — своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому, у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ, отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

  • В свободном и доступном месте.
  • Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.
  • Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2,8).

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога (Вар. 4, 36).

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку (Иез. 11, 1).

ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27).

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Читайте также:  Преподобный сергий радонежский в истории русского государства - богослов

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинам, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего — рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было „нехорошо“. Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет.

Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе.

Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что „нехорошо“ в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7—8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его (1 Пар. 16, 29) — так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

  1. После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.
  2. В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.
  3. Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.
  4. Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля — это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданной творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, — это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца — мировоззрение Церкви. Икона — вне времени, вне господствующих вкусов, она — символ инобытия в нашем мире.

  • Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.
  • Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона — творение соборное; иконописание — не самовыражение, а служение и аскетическое делание.
  • Картина должна быть эмоциональна, так как искусство — форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Картина — средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть сугубо индивидуальными или выражать характерные умонастроения своего времени.

Икона — средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

  1. Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть далее человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.
  2. Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.
  3. Раньше, наряду с молельными иконами — священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержаться необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию, по окончании года, можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

[1]  [2] 

Как устроить домашний иконостас

№9 (125) / 1 мая ‘00

Проповедь

Иконописец, завершая икону, надписывает имя Того, чей Лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа — рождается Икона.

Количество и качество — категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» (Мф. 21, 13) — это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом — это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная.

Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной.

Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы, называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона — это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории.

Икона — изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы -молитвенное.

Икона — это окно из мира горнего в наш мир — мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона — не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня — святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор — своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

  • На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ, отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.
  • Итак, где разместить иконы?
  • В свободном и доступном месте.
  • Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.
  • Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8).Оглянись, Иерусалим, на восток и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога. (Вар. 4, 36)

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к воcтоку (Иез. 11, 1) …ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27).

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса, необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений, и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера.

Читайте также:  Ветхозаветный святой пророк илия - богослов

С. Алексеев

(Продолжение следует)

Памятка о домашнем иконостасе — Староверы-поморцы

Пришло время значительного уменьшения числа сельских общин по причине  переселения жителей деревни в близлежащие города. И произошли заметные перемены в новых общинах, возникших в условиях городской жизни.

По мнению автора полезно кратко поделиться воспоминаниями и размышлениями о жизни староверов в деревне, которая протекала несколько десятилетий назад, с теми, кто, вступая на дорогу верующего человека, образуя семью, решил не разрывать с традициями уходящих и ушедших староверов.

Селения староверов, например, рязанских, назывались выселками, которые ютились около большого леса и речки. Объем данной заметки не позволяет подробней описать жизнь наших дедов и отцов, которые отличались трудолюбием, сдержанностью и миролюбием.

С Божьей помощью это будет выполнено позже. Их способность в тяжелейшие годы сохранить свою общину и построить для нее молитвенный дом, говорило о высшей степени религиозности. Репрессии самым жестоким образом коснулись староверов, и их духовных лиц.

Некоторые из них отдали жизнь за веру, оставив свой прах в северных и сибирских просторах, аидеология разрушала сложившуюся мораль, устои семьи и отношению к Заповедям Божьим. Вернуть и оживить духовную жизнь наших дедов является важной и достойной задачей всех, относящих себя к Древлеправославной Поморской Церкви.

А начинать следует с простейшего и доступного – создания у себя дома Божницы, если она все еще отсутствует.

Домашний иконостас — старая полка с иконами в переднем углу, обращенному к востоку, являлась главной духовной  ценностью в доме уважающего себя старовера. В праздничный день Красный угол преображался. За день или два до него деревянные иконы протирались, латунные чистились, Божница накрывалась новым, красочно расшитым полотенцем. Естественно, проводилась уборка всего дома.

Преображалось состояние всех членов семьи, вернувшихся из молитвенного дома, окунувшиеся в состояние Праздника. Столу — трапезе для такого дня, особенно после поста, тоже уделялось большое внимание даже в скудные периоды жизни крестьянина. За стол садились после совместной молитвы за обед.

На Рождество Христово утром славили Исуса Христа с участием духовного настоятеля и его помощников, а Пасха была для всех членов семьи и, особенно, для детей, самым долгожданным и светлым днем года. Место в Красном углу, как почетное, занимал главный гость или, при его отсутствии, хозяин. Пищу принимали молча.

Трапеза так же заканчивалась благодарственной молитвой Богу и Богородице.

Доступ к Божнице, кроме хозяина и хозяйки, посторонним и детям был запрещен. Это Святое место — Красный, Передний угол, на котором зажигались свещи вечером в предпраздничные дни и утром в праздничные.

Хорошая Божница в годы гонений заменяла собой иконостас, которым она становилась, когда в избе, как в храме, собиралось десяток прихожан вместе с ее духовным наставником на Воскресную молитву, панихиду или молебен. На большие праздники Божница дополнялась соседскими иконами. Божницу, фотоснимок которой представлен  выше, можно встретить сейчас и в городской квартире.

Центральное место Божницы занимает икона, представляющая Распятие Исуса Христа, к которой относятся особенно трепетно. Слева от нее располагаются иконы с образом Богородицы и богородичных праздников.

Справа от иконы Распятия размещаются иконы с образами наиболее почитаемых Святых. В Божнице находилось место, где хранили небольшой сосуд со святой водой, освященные вербы, поминальные книжки.

В преклонном возрасте родители хорошие иконы передавали только надежным наследникам, которые не только обязаны их сохранить, но и передать будущему поколению.

Говоря о содержании икон Божницы, указывающих на путь человека ко Господу Исусу Христу, Который позвал: «Аз есмь свет миру. Грядый по Мне, не имать ходити во тме, но имать свет животворный» (Ин.8:12)  и о судьбе тех Святых, которые этот путь избрали и прошли до конца земной жизни, мы вначале остановимся на кратком жизнеописании апостолов, представленных на иконе «Спас Благое Молчание». 

Спас — Исус Христос, Который есть Предвечное Слово Божие, до воплощения — до Своего прихода к земной жизни. По пророчеству Святого Исаия (ок. 765 до н.

 э), о грядущем Христе поведано: — «Сам Господь даст вам знамение — се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил» (в переводе с нами Богъ),   возвестившего людям тайну их спасения с приходом истинного Посланника Божьего в образе Ангела Великого Совета (Ис. IX, 6), образ которого мы видим по центру иконы.

Рядом: слева — образ Богоматери — «Предста Царица», которая безмужно, бессеменно стала Матерью Господа нашего Исуса Христа, «воплотившегося от Духа Свята; справа — образ Иоанна Предотечи, крестившего Исуса во Иордане и торжественно возвестившего ученикам, что «Сей (Агнец) есть Сын Божий, Который берет на себя грехи мира. Он, идущий за мною.

Я не достоин ремень развязать у обуви Его». В этом же ряду, оплечь с Богоматерью образ Святого архангела Михаила — Архистратига, а оплечь с Иоанном Предотечи образ Святого архангела Гавриила, возвестившего Деве Марии о Боговоплощении.

Ниже: слева от Спаса образ св. апостола Петра, справа св. апостола Павла. Далее в третьем ряду: слева от Спаса образ святителя Василия Великого, справа образ святителя Григория Богослова. В четвертом: слева от Спаса образ святителя Иоанна Златоустого, справа образ святителя Николы Чудотворца. В пятом ряду: образы св.

великомучеников Георгия (слева), а справа образ Димитрия Солунского. В нижнем ряду по средине расположен образ Ангела — Хранителя, оплечь которого: слева образ св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, справа образ св. апостола Андрея Первозванного.

Этот ряд замыкают Российские святые: слева образы преподобных Зосимы (слева), а справа Савватия Соловецких.

Основной смысл иконы с Деисусным чином (Деисус в переводе с греческого означает «моление», состоит в том, что верующие, призвав к помощи Богородицу, Иоанна Предотечу и святых и находясь перед престолом Христа Вседержителя, благословляющего всех, становятся так же предстоящими, прославляя Царя Небесного, молятся о прощении грехов, надеясь на пути спасения души своей.

Святой апостол Петр, одним из первых среди перечисленных выше Святых (последние годы земной жизни пребывал с ним Петр Симон), происходил из городка Вифсаиды и по занятию был рыбарь. После призвания своего он следовал за Господом неотступно и за свою любовь к Спасителю удостоился стать избранным учеником Его. Именно ему довелось быть свидетелем многих тайн Божественных.

В Пятидесятницу он произнес первую проповедь перед народом, возвестив о смерти и Воскресении Исуса Христа, обратив этой проповедью около трех тысяч человек.

А затем, исцелив хромого у врат Храма, Петр стал первым из апостолов, сотворившим чудо «во имя Исуса Христа Назорея». Он проповедовал Евангелие и среди иудеев в Иерусалиме и в Самарии, Сирии, Асии, Вифинии, Галатии.

Верным Господу Святой апостол Петр оставался до конца своей жизни, приняв распятие вниз головой.

Святой Апостол Павел вначале, называвшийся Савлом, происходил из города Тарса и до обращения своего был яростным гонителем христиан. Но однажды, когда он направлялся в Дамаск, озарил его Небесный свет и был к нему голос: — «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? — «Кто Ты, Господи? — спросил он.— «Я Исус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна».

— «Господи! что повелишь мне делать?» — спросил он снова. И Господь сказал ему:— «Иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9:4 — 6)». От озарения небесным светом Савл лишился зрения, но прозрев, из гонителя обратился в ревностного проповедника христианской веры.

С этого времени святой апостол Павел избирается Господом для проповеди Евангельской истины среди языческого мира. Он проповедует Евангелие в Малой Азии, повсюду устрояя Церкви Христовы. Он прошел пешком многие страны, стараясь везде посеять слово благочестия и привести людей ко Христу.

Несмотря на все опасности и лишения, святые апостолы Петр и Павел всегда утешались и радовались, ибо знали, что только многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). Их подвиг перенесения скорбей служит нам примером. За их пламенную ревность и горячую любовь ко Господу Исусу Христу названы они Первоверховными.

Церковь благодарна им за те труды, болезни, гонения, бедствия, какие претерпели они, распространяя веру Христову и обращая людей от тьмы язычества к свету Христова учения.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, которого Спаситель назвал Сыном Громовымъ, был самый молодой из апостолов, юношей с чистым, простым сердцем. Его называли возлюбленным учеником Господа.

Он принадлежал к числу троих ближайших учеников Христа и был свидетелем явления Божественной Силы Господа, которую Он открывал лишь немногим избранным, вместе с Петром и Иаковом он присутствовал при преображении Христа на горе Фавор.

Когда Господа распяли, из всех учени­ков один Иоанн не скрылся, но стоял вместе с Богородицей. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой и к нему: Се Мати твоя». (Ин. 19, 27).

С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения. Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами. За исповедание веры в Господа Исуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника.

Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым.

Святой Апостол Андрей был родом из Галилеи. Из Евангелия мы знаем, что Господь, проходя мимо Галилейского озера, и увидев братьев Андрея и Симона (Петра) и братьев Иоанна и Иакова, ловящими рыбу, сказал: ««Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков»».

Тогда они оставили свои лодки и сети и стали учениками Христа. Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил имя — Первозванный. Он пребывал с Христом всегда.

После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо. После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия.

Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. Земля, на которой позднее образовалась Россия. На иконе образ Святого Апостола Андрея с Евангелием в руках и посохом с крестом.

Он благословляет киевские горы, а затем дошел до Новгорода и вблизи него, на берегу Волхова, тоже водрузил крест, предвозвещая принятие веры Христа. По преданию был он и на севере, на Соловецких островах, где позже и возник монастырь.

Автор: Комков К.Ф.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *