Частный суд божий в православии после смерти — богослов

Мысли о смерти для обычного человека неприемлемы. Неизвестность, ужас перед физической болью, страх вытесняет тягостные думы на задворки сознания. Да и некогда подумать о последнем часе в суете повседневности.

Православному человеку намного сложнее. Он знает, что впереди его ждёт Страшный суд, на котором он ответит за все проступки, совершенные в жизни. Пугает не только страх наказания, но и чувство вины перед Тем, кто есть любовь.

Как проходит Божий суд после смерти?

Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.

Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по грехам: лжи, лености, гнева и прочих.

Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.

В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.

Частный суд Божий в Православии после смерти - Богослов

События, предшествующие Страшному суду

О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.

Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников (козлищ).

В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.

Во втором пришествии Спаситель будет держать книгу с семью печатями и светильник с семью факелами. Открытие каждой печати ведет к тому, что на человечество посылаются беды: болезни, землетрясения, голод, жажда, смерть, падающие кометы.

Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.

Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.

При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.

Появление седьмого ангела возвестит о том, что Царство Христа наступило. Видение Иоанном «жены, облеченной в солнце», многие богословы трактуют, как появление церкви, которая поможет спастись. Сражение Архангела Михаила со змеем и его торжество над ним символизирует победу над дьяволом.

Как пройдет Страшный Суд?

Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.

Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса. После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.

Частный суд Божий в Православии после смерти - Богослов

Как спастись человеку до Страшного суда?

В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.

Главная мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде.

Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение.

Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.

Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.

Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.

Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.

Помогли мы ближнему, даже самому ничтожному – помогли Ему. Пусть память о Страшном суде будет не ужасом, отягчающим душу, а доказательством Высшего милосердия, любви и терпения.

(1

Частный суд души Божий в Православии

Частный суд Божий в Православии после смерти - Богослов

Все ли умершие находятся в одном месте и в одинаковом состоянии? Православная Церковь свидетельствует, что после смерти над душой совершается частный суд и она отправляется в уготованное ей место для ожидания Страшного суда, который будет в конце мира. Участь души определяется после прохождения мытарств. Действительность частного суда открывается и в Священном Писании: «Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его… и при кончине человека открываются дела его» (Сир. 11, 26-27). Апостол Павел говорит: «…человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27). Притча о богатом и Лазаре также указывает, что по смерти тотчас есть известное решение участи, смотря по делам умершего, — следовательно, суд.

Священное Писание не открывает, как и когда происходит частный суд. После знакомства с потусторонним миром, на сороковой день, душу доставляют в обитель, где ей теперь будет суждено жить. , в отличие от Страшного суда, происходит не торжественно и не пред лицом всего мира.

Выносится «приговор» душе, разлученной с телом, тогда как на Страшном суде этот «приговор» будет вынесен душе, соединенной с обновленным телом. имеет целью определить участь души не на целую Вечность, как Страшный суд, а только до всеобщего воскресения. Поэтому воздаяние после частного суда — неполное и неокончательное.

Окончательное и уже неизменное решение совершится на Страшном суде.

Разлучившиеся же с телами души после частного суда переходят или к радости, или к скорби. Они начинают жить по другим законам. Душа в загробном мире до всеобщего воскресения не имеет самостоятельности, в том смысле, что она не может сама изменить свою участь и потому нуждается в молитвенной помощи оставшихся на земле людей.

По учению Церкви, грешная душа может очиститься и перейти в Небесные обители по ходатайству молящихся о ней христиан, как живых, так и пребывающих в Царствии Небесном. В житийной литературе имеется много рассказов о том, насколько полезна молитва для переселившихся в загробный мир душ. Так, в житии преподобного Макария Египетского упоминается такой случай.

Однажды преподобный, идя по пустыне, остановился и поднял человеческий череп (оказалось, что когда-то это была голова языческого жреца), который поведал ему, что по молитвам преподобного даже язычники получают облегчение в страданиях. Поэтому наша молитва, усердное приношение милостыни за души умерших имеют неоценимую важность.

Поминовение своих предков также вселяет надежду на то, что и наши грешные души не будут забыты потомками.

«Представь себе, каким трепетом будет объята душа, пока над ней не совершится определение. Это время — время скорби, время неизвестности. Лицом к лицу против неприязненных сил встанут силы святые, выставляя благие дела души в противовес грехам, выставляемым врагами.

Представь же себе, какой страх и трепет мучают душу, находящуюся посреди этих противных друг другу сил, пока суд над нею не будет решен Праведным Судией! Если душа окажется достойной милости Божией, то бесы посрамляются, ее приемлют Ангелы.

Тогда душа успокаивается и будет жить в радости, ибо, по Писанию, «вожделенны жилища Твои, Господи сил!» (Пс. 83, 2). Тогда исполнятся слова о том, что там уже нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Тогда освободившаяся душа восходит в ту неизглаголанную радость и славу, в которой водворится.

Если же душа будет застигнута в нерадивой жизни, то услышит ужасный глас: да возьмется нечестивый, да не видит славы Господа! Тогда постигнет ее день гнева, день скорби, день тьмы и мрака. Преданная во тьму кромешную и осужденная на вечный огонь, она будет терпеть наказание в бесконечные веки…

Если так, то какой святой и благочестивой должна быть наша жизнь! Какую любовь должны мы стяжать! Каким должно быть наше обращение с ближними, каким — поведение, каким — прилежание, какой — молитва, каким — постоянство. «Ожидая сего, — говорит апостол, — потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» (2 Пет.

3,14), чтобы удостоиться нам услышать глас Господа, говорящего: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34) на веки веков» (святитель Феофил Антиохийский).

Учение православной церкви о частном суде по смерти и всеобщем суде христовом

Изложено по Руководству «Православно-догматического богословия» митрополита Макария. СПб., 1857. Т.2. Отд. 2. Гл. 2.

Смерть человека есть разлучение души от тела, при котором тело, как прах, возвращается в землю, чем он и был, а дух возвращается к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). Причина смерти — грех. Бог создал человека для нетления (Прем.

2, 23), смерть же, равно как и болезни и страдания, есть неизбежное следствие греха наших прародителей. Возвратишься в землю, из которой ты взят — таков был приговор Божий согрешившему Адаму (Быт.

3, 19), и с тех пор люди сделались смертными, смерть распространилась и на всех потомков Адама и стала необходимым уделом всего рода человеческого (Рим. 5, 12).

Смерть есть предел, которым оканчивается время подвигов для человека и начинается время воздаяния, так что по смерти невозможно нам ни покаяние, ни исправление жизни.

Читайте также:  «божница», как устроить в доме? - богослов

«Только настоящая жизнь есть время для подвигов, а после смерти — суд и наказание… Пока мы находимся в настоящей жизни, для нас еще возможно избежать наказания чрез исправление себя.

А когда отойдем в жизнь другую, напрасно уже будем оплакивать свои грехи», — пишет святитель Иоанн Златоуст.

Согласно святоотеческому учению, по смерти человека бывает для него двоякий суд Божий и двоякое воздаяние: суд частный, который совершает Господь над каждым человеком в отдельности по смерти его, и следующее за тем воздаяние, еще не окончательное; и суд всеобщий, который совершит Господь над всем родом человеческим при кончине мира и на котором каждый получит воздаяние уже полное, решительное, вечное.

Образное представление частного суда, издревле существующее в Православной Церкви, основанное на церковном предании и согласное со Священным Писанием, находим в учении о мытарствах.

Учение о мытарствах содержится в писаниях святых отцов и учителей Церкви. Оно вошло также в песнопения и молитвы, употребляемые на богослужениях, а также в жизнеописаниях святых.

«При разлучении души нашей с телом, — пишет святитель Кирилл Александрийский (+ 444), — предстанут пред нами, с одной стороны — Воинства и Силы Небесные, с другой — власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел… Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих.

Но и будучи принята святыми Ангелами, и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит различные мытарства (как бы некие заставы или таможни, на которых взыскивают пошлины), которые будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему. На каждом из этих мытарств востребуется отчет в особенных грехах…

Каждая страсть души, всякий грех будут иметь своих мытарей и истязателей… При этом будут присутствовать и Божественные Силы, и сонмы нечистых духов; и как первые будут представлять добродетели души, так последние — обличать ее грехи, учиненные словом или делом, мыслию или намерением.

Между тем душа, находясь среди них, будет в страхе и трепете волноваться мыслями, пока, наконец, по своим поступкам, делам и словам, или, быв осуждена, заключится в оковы, или, быв оправдана, освободится (ибо всякий связывается узами собственных грехов).

И если за благочестивую и богоугодную жизнь она окажется достойною, то ее восприимут Ангелы, и тогда она уже небоязненно потечет к Царствию, сопровождаемая Святыми Силами… Напротив, если окажется, что она проводила жизнь в нерадении и невоздержании, то услышит оный страшный глас: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господней (Ис. 26, 10)…

Тогда оставят ее Ангелы Божии, и возьмут страшные демоны… И душа, связанная неразрешимыми узами, низвергнется в страну мрачную и темную, в места преисподние, в узилища подземные и темницы адские» Из «Слова на исход души», помещаемого обыкновенно в «Следованной Псалтири»..

Из слов святителя видно, что мытарства представляют собою неизбежный путь, которым совершают свой переход от временной жизни к вечному жребию все человеческие души, и во время этого перехода каждая душа, в присутствии Ангелов и демонов, пред оком Всевидящего Судии, постепенно и подробно истязуется во всех ее делах, злых и добрых. Вследствие этого подробного отчета в прежней жизни души добрые, оправданные на всех мытарствах, возносятся в райские обители, а души грешные, задержанные на том или ином мытарстве, влекутся демонами, по приговору невидимого Судии, в их мрачные обители.

После частного суда Православная Церковь различает два вида воздаяний: одно для праведников и другое для грешников, хотя и то и другое признает еще не окончательным — до всеобщего воскресения и Страшного суда Христова. В Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере (1723 г.

) говорится следующее: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся, смотря по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения.

Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно».

Души праведников восходят на Небо, где пребывают в благодати Божией. Место, куда отходят души праведников, называется в Священном Писании раем (Лк. 23, 43), Царствием Небесным (Мф. 5, 3), Царствием Божиим (Лк. 13, 28), домом Отца Небесного (Ин.

14, 2) и другими именами. Праведники по смерти прославляются на Небе, в Церкви торжествующей, и на земле, в Церкви воинствующей.

Прославляя их на земле, мы почитаем их как угодников и друзей Божиих, призываем их в молитвах, чтим их мощи и священные изображения на иконах.

Души же скончавшихся грешников отходят во ад (Лк. 16, 23) — место осуждения и гнева Божия, место печали и скорби, называемое в Священном Писании также тьмою кромешною (Мф. 22, 13), преисподнею (Фил. 2, 11), бездною (Лк. 8, 31), и др. «О том же, что это за место и где оно есть, — говорит св. Иоанн Златоуст, — не будем доискиваться, но будем прилагать старание о том, чтобы избежать его».

В то же время Церковь исповедует, что для тех из грешников, которые до разлучения с настоящей жизнью покаялись, только не успели принести плодов покаяния — каковы молитва, сокрушение, утешение бедных и другие дела любви к Богу и ближним, — для таковых остается еще возможность получить облегчение в страданиях и даже вовсе освободиться от уз ада по бесконечной благости Божией через молитвы Церкви и благотворения, совершаемые за умерших живыми, а особенно силою Бескровной Жертвы, приносимой за них священниками во время совершения литургии (об этом говорится в Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере). Отсюда очевидна важность молитв и благотворении за умерших, совершаемых их родными и близкими.

Молясь за скончавшихся в покаянии, Святая Церковь уповает, что все, за кого она молится, спасутся и не лишатся блаженства.

Ибо, — пишет святой Иоанн Дамаскин, — «этого-то и жаждет, и хочет, и желает, об этом радуется и веселится Преблагий Господь, да никто не лишится Божественных даров Его».

Надо также не забывать, что обителей у Отца Небесного много и степени блаженства вечного будут весьма различны, соответственно достоинству тех, которые удостоятся этого блаженства.

Суд частный, которому подвергается каждый человек по смерти своей, не есть суд полный и окончательный.

На частном суде получает воздаяние только душа человека, без всякого участия тела, хотя и тело разделяло с нею добрые и злые дела ее.

После частного суда для праведников и грешников открывается только начаток того блаженства или мучения, которое они заслужили, а для некоторых грешников остается еще возможность облегчения участи по молитвам Церкви.

Но придет некогда последний день для всего человечества (Ин. 6, 39-40), как бывает последний день для каждого человека порознь, день кончины века (Мф. 13, 39), назначенный Богом, в который Он будет праведно судить вселенную (Деян. 7, 31), т.е. произведет суд всеобщий и решительный.

В этот день Господь наш Иисус Христос приидет на землю в славе Отца Своего со святыми Ангелами, чтобы судить живых и мертвых (Мк. 8, 38). День этот называется поэтому в Священном Писании днем судным (Мф. 11, 22), днем гнева и откровения праведного суда Божия (Рим. 2, 5), или днем Господним (2 Пет. 3, 10), днем Христовым (2 Сол.

2, 2), днем великим и страшным (Иоил. 2, 31).

Тогда по гласу Господню воскреснут мертвые и изменятся живые (1 Кор. 15, 52), и начнется суд над ними — суд всеобщий. Суд этот будет открытый — потому что Судия явится во всей славе Своей и произведет суд пред лицом всего мира; страшный — потому что совершится во всей правде Божией; решительный и последний — потому что неизменно определит навеки участь каждого из судимых (Мф. 25, 46).

Учение о Страшном суде Христовом является всеобщим и всегдашним верованием Церкви. Оно содержится в Символе веры — в члене о втором пришествии Христовом во славе для суда над живыми и мертвыми. Его повторяют в своих писаниях и многие святые отцы Церкви.

Образ всеобщего суда начертан в Слове Божием. Оно говорит нам, что когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле Славы Своей (Мф.

21, 31), и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (24, 31), и соберут от Царства Его все соблазны и делающих беззаконие (13, 41), и отделят злых из среды праведных (13, 49).

Соучастниками Его в суде будут апостолы Христовы (19, 28) и святые (1 Кор. 6, 2). И соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 32), живые и мертвые (Деян. 10, 42), праведные и злые (2 Кор. 5, 10). И не только все люди предстанут на суд, но и падшие духи (2 Пет. 2, 4; Иуд. 6).

Предметом суда будут не только дела человеческие (Рим. 2, 6), но и слова (Мф. 12, 36), и самые сокровенные помышления (1 Кор. 4, 5).

И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую (Мф. 25, 32-33). И произнесет приговор тем и другим.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (25; 34, 41).

Однако это изображение Страшного суда Христова, как оно дано нам в Священном Писании, не должно понимать во всех своих подробностях буквально и человекообразно.

В день последнего суда наступит и кончина века — конец мира. Нынешние небо и земля, как риза, обветшают, и… изменятся (Пс. 101, 27).

Изменение, или обновление, мира будет состоять в том, что на новом небе и новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда (2 Пет. 2, 13).

Всеобщим судом окончится также царство благодати (благодатное Царство Христово) и откроется Царство славы — вечное Царство Божие (1 Кор. 15, 24).

Читайте также:  Рождество пресвятой богородицы - богослов

Вечное осуждение грешников будет состоять в удалении их от Бога и лишении всех благ Царства Небесного, в том числе общения с другими людьми: они не будут видеть вокруг себя никого, кроме духов злобы; кроме того, они будут претерпевать многообразные мучения — внутренние и внешние.

Праведники же наследуют Царство Небесное. Блаженство праведников в Царстве Небесном будет состоять в ближайшем единении и общении их с Самим Богом, Источником блаженства, и соучастии в Божественной славе — насколько это возможно для существ сотворенных.

Они будут пребывать и в ближайшем общении между собою и со святыми Ангелами, будут связаны узами чистейшей любви, как дети одного общего Отца. Будет полностью удовлетворена их жажда истины (1 Кор. 13, 12) и добра (правды) (Мф. 5, 6). Тела их восстанут нетленными, славными (светоносными), духовными.

Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной… И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 7, 16; 21, 4).

Вообще же блаженное состояние праведников на Небе будет таково, что ныне мы ни представить, ни изобразить его не можем: Не видел того глаз, и не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9)…

О времени же этого великого предустановленного дня Господь запретил мудрствовать, сказав ученикам перед Своим Вознесением: Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 6-7).

День Господень так придет, как тать ночью; ибо когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут, — говорит апостол Павел христианам (1 Фес. 5, 1-3).

Но Господь заповедал внимать знамениям времен (Мф. 16, 3). Слово Божие указывает некоторые признаки второго пришествия Христова.

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, — предупреждает об этом времени Своих учеников Христос, — ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят. Также услышите о войнах и военных слухах… Но это еще не конец… Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней.

Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми за имя Мое; и тогда соблазнятся многие… И, по причине умножения беззакония, во многих оскудеет любовь… И тогда придет конец…» (Мф. 24, 4-14). Перед концом Евангелие Царствия будет проповедано по всей вселенной, и, однако, Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле? (Лк. 18, 8).

«Предсказанное Словом Божиим должно совершиться, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). — Наш священный долг — благоговеть пред судьбами непостижимыми Господа Бога и, понимая глубокое значение совершающегося, обратить все внимание, внимание усиленнейшее, на усвоение себя Христу, как святые отцы сказали: «спасаяй, да спасет душу свою»…

Над судьбами мира и каждого человека неусыпно бдит Промысл всемогущего Бога, — и все совершающееся совершается или по воле или по попущению Божию. Нам должно обращать взоры ума на себя и умолять Господа, чтоб Он сохранил нас в верности Православной Церкви, открыл нам всесвятую волю Свою и непреткновенный путь к Себе, Источнику истинной жизни и спасения».

Этими словами святителя хотелось бы закончить нашу книгу, с надеждой на то, что она доставит читателю душевную пользу.

Суд Божий

  • СУД НАД ДУШОЙ ПОСЛЕ СМЕРТИ
  • В чем состоит частичный и Страшный суд?
  • — Частный суд после смерти

Всякого человека ожидает после смерти суд.

В Послании к Евреям читаем, что людям «положено однажды умереть, а потом суд.» (Евр 9,27) «Все мы предстанем на суд Христов» (Рим 14,10), «каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим.14, 12).

  1. Суд в момент смерти, называемый частным, будет – по учению многих теологов – Божьим освещением человека, благодаря которому увидит он ясно все свои поступки сделанные в течение земной жизни: совершенное собой добро и зло.
  2. Каковы последствия частного суда?
  3. — Вечная награда или страдание

После этого каждый получит свою награду или кару: «Всем нам – говорит св. Павел – должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор 5,10)

Каждый получит от Бога «свою награду по своему труду» (1 Кор 3,8) Бог «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, – ярость и гнев.» (Рим 2,6-8)

Следствием частного суда после смерти будет вечное счастье в Царстве Небесном, вечный ад или очищение, концом которого всегда является спасение.

«Каждый человек получает в своей бессмертной душе вечное воздаяние с момента смерти на частном суде, суть которого в соотнесении его ко Христу, либо через очищение, либо через непосредственное вступление в вечную радость, либо через немедленное проклятие навеки. В вечер нашей жизни мы будем судимы по любви.» (Катехизис Католической Церкви, 1022)

СУД ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ МЕРТВЫХ

— Страшный суд в конце времени

При конце света, когда явится Христос во славе, наступит так называемый Страшный суд.

Он совершится после воскресения всех мертвых, «праведных и неправедных» (Деян 24,15) «Это будет «время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин 5,28-29)(Катехизис Католической Церкви, 1038)

«Святая Римская Церковь верует и твердо исповедует, что в день Страшного суда все люди предстанут в их собственной плоти на суд Христов, чтобы дать отчет в своих делах». (Катехизис Католической Церкви, 1059)

— Один Отец знает день и час Суда

Кроме Небесного Отца никто не знает, когда совершится Страшный суд. Он «настанет в момент возвращения Христа во славе. Один Отец знает день и час Суда, Он Один решает. Тогда через Сына Своего Иисуса Христа Он произнесет Свое окончательное слово над всей историей.» (Катехизис Католической Церкви, 1040)

— Окончательное отделение зла от добра

В течение земной человеческой истории добро очень часто смешивалось, а даже путалось со злом. Это закончится в день пришествия Христа во славе. Страшный суд будет окончательным отделением зла от добра. «Христос «приидет (…) во славе Своей и все святые ангелы с Ним (…

); и соберутся перед ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую. (…) И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25,31-32, 46).

» (Катехизис Католической Церкви, 1038)

— Раскрытие нашего подлинного отношения к Богу

Страшный суд обнаружит наше подлинное отношение к Богу. «Именно перед лицом Христа, Который есть истина, окончательно обнажится истина об отношении каждого человека к Богу.» (Катехизис Католической Церкви, 1039)

— Обнаружение того, приняли ли мы или отрицали Божью благодать

Божья благодать принимается или отрицается человеком. Это выявится окончательно в день Страшного суда. «Тогда станут явными поведение всякого и тайны сердец. Тогда будет осуждено преступное неверие, которое пренебрегало благодатью, даруемой Богом.

(Катехизис Католической Церкви, 678) «Придя в конце времен во славе судить живых и мертвых, Христос во славе откроет тайное расположение сердец и воздаст каждому человеку по делам его и по его принятию или отвержению благодати.

» (Катехизис Католической Церкви, 682)

— Выявление нашей любви или эгоизма

Благодатным даром является Божья любовь, даруемая нам Духом Святым. (Ср. Рим 5,5) И этот дар одними принимается другими отвергается. Он принят, если действительно любим Бога и ближнего, отвергнут, если не приходим им на помощь в их нуждах.

Суд Божий выявит, любили ли мы действительно или направлялись в жизни эгоизмом, забывая о нуждах братьев. «Отношение к нуждам ближнего покажет, принята ли или отвергнута благодать и любовь Божия. Иисус скажет в последний день: «так, как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25,40)«. (Катехизис Католической Церкви, 678)

«Все зло, которое творят злые, записано — а они этого не знают. В день, когда Бог будет «не в безмолвии» (Пс 50,3) (…), Он обратится к злым и скажет им: «Я поселил на земле Моих малых и бедных для вас. Я, Глава их, царствовал на небе одесную Отца – но на земле члены Мои были голодны.

Если бы вы подали Моим членам, поданное вами достигло бы Главы. Когда Я поселил Моих малых и бедных на земле, Я учредил их вашими посыльными, чтобы они приносили ваши добрые дела в Мою сокровищницу: вы ничего не вложили им в руки, вот почему ничего не имеете у Меня.

»  (Катехизис Католической Церкви, 1039)

  • — Обнаружение того, что мы сделали или чего не сделали
  • «Страшный суд вплоть до самых крайних последствий откроет то, что каждый сделал доброго или же чего не сделал на протяжении своей земной жизни» (Катехизис Католической Церкви, 1039)
  • — Выявление исторических плодов нашего поведения

Страшный суд будет также выявлением исторических плодов нашего поведения и деятельности. Итак, мы познаем тогда, сколько людей – даже после нашей смерти – обратилось к Богу благодаря нашим молитвам и проповедованию Евангелия, или – кому мы причинили духовный ущерб нашим злым примером, словами, грехами. 

— Торжество добра над злом

Последний день земной истории будет великим триумфом добра над злом.

«В день Страшного суда, когда настанет конец света, Христос придет во славе совершить окончательное торжество добра над злом, которые, как пшеница и плевелы, выросли вместе в ходе истории.

» (Катехизис Католической Церкви, 681) » Страшный суд откроет, что правда Божия торжествует над всеми беззакониями, которые совершили Его творения, и что любовь Его сильнее смерти. (Катехизис Католической Церкви, 1040)

Читайте также:  Умывание ног христом - богослов

«В конце времен Царство Божие достигнет своей полноты. Тогда праведные навсегда воцарятся со Христом, прославленные в теле и в душе, и сам материальный мир будет проображен. Бог тогда будет «все во всем» (1 Кор 15,28), в жизни вечной. (Катехизис Католической Церкви, 1060)

— Окончательное откровение смысла Божьих путей

В день Страшного суда все станет явным: смысл жизни, любви, страдания, все пути Божьего Провидения. «Мы узнаем конечный смысл всего дела творения и всего домостроительства спасения и поймем восхитительные пути, которыми Божие Провидение вело все к окончательному завершению.» (Катехизис Католической Церкви, 1040)

  1. ПОСЛЕДСТВИЯ БОЖЬЕГО СУДА
  2. — Вечная судьба человека
  3. Почему Страшный суд не изменит вечной судьбы человека, установленной в момент смерти?

Согласно учению богословов Страшный суд – для умерших до его дня – состоит прежде всего в том, что человеку откроются все исторические плоды его слов и действий. Познание этих плодов наших поступков не изменит нашей вечной судьбы, которая зависит только от нашего сознательного поведения, от нашей любви, а не – от исторических последствий наших добродетельных или злых поступков.

Поэтому окончательная вечная судьба человека устанавливается не на Страшном суде, при конце света, но непосредственно после смерти, когда окончилась наша жизнь, исполненная благодати, любви и всякого добра или грехов, эгоизма и ненависти. Итак, после смерти, человека ожидает вечное блаженство неба, вечное осуждение или временное очищение, называемое чистилищем.

— Окончательное очищение

Каково будет очищение тех, кто доживет до конца света и Страшного суда?

Умирающие в благодати могут очиститься, после смерти и частичного суда, со своих грехов. Но здесь возникает вопрос: могут ли очиститься также люди, которые доживут до дня Страшного суда?

Может быть, сам Страшный суд будет одновременно очищением – чем-то в роде чистилища – для людей, которые доживут до пришествия Иисуса Христа во славе. После этого суда чистилища уже не будет.

  • НАЧАЛО СУДА ВО ВРЕМЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ
  • В каком смысле человек осуждает самого себя уже во время своей земной жизни?
  • — Каждый человек судит сам себя на земле

Каждый наш хороший или злой поступок – совершенный сознательно и добровольно –  изменяет глубоко нашу душу, наше человеческое «я». Мы постепенно становимся добрыми или злыми людьми, зрелыми войти в небесный рай или в ад. 

Наше доброе поведение свидетельствует, что мы прииняли Божью благодать, злое – что мы ее отбросили. От нашего отношения к Божьей благодати зависит наша вечная судьба.

«Отказываясь от благодати в этой жизни, каждый человек уже судит сам себя, получает по делам своим и может даже приговорить себя к вечному проклятию, если отказался от Духа любви.

(Катехизис Католической Церкви, 679)

— «Люди более возлюбили тьму, нежели свет»

Иисус Христос объявил, что суд начинается здесь, на зеле.

«Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.» (Ин 3,19-21)

Каждый человек встречается со светом

Каждый человек встречается каким то образом с этим Светом, которым является Иисус Христос, Сын Божий, Слово Божие, Божия Правда, Бесконечное Благо. 

Итак, некоторые люди встретились с Ним, во время Его земной жизни, и приняли Его или отвергли. Также сегодня каждый человек может принять или отбросить Его потому, что Он – истинный Свет – присутствует и живет посреди нас.

«Он присутствует в Жертвоприношении Мессы: как в лице служителя, ибо “Тот же, Кто однажды принёс Себя Самого на кресте, теперь приносит Себя Самого через служение священников”, так и преимущественно под евхаристическими видами.

Силою Своею Он присутствует в таинствах, так что, когда кто-либо совершает крещение, то крестит Сам Христос. Он присутствует в слове Своём, поскольку, когда в Церкви читается Священное Писание, говорит Он Сам.

Наконец, Он присутствует, когда Церковь молится и воспевает псалмы — Он, обещавший: “где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них” (Мф 18, 20). (Второй Ватиканский Собор, Конституция o Священной Литургии 7)

— Свет принимается или отрицается

Этот подлинный Свет – наш Спаситель действительно присутствующий посреди нас – одним человеком принимается, другим отрицается.

Итак, есть люди, которые принимают участие в Жертве Спасителя, причащаются, встречаются с Ним в таинствах, в Слове Его Евангелия, присутствуют там, «где двое или трое собраны» во имя Иисуса Спасителя, и где Он сам действительно посреди них.

Но другие добровольно отрицают этот истинный Свет, не приступают к таинствам, не причащаются, не хотят уверовать в Его Правду, не молятся.

  1. — Свет голоса совести принятый или отвергнутый
  2. Многие принимают Свет Божий – которым является голос совести, указывающий добро – и следуют ему, но другие люди отвергают его, совершают грех за грехом, управляются в жизни одним лишь эгоизмом.
  3. — Каждый человек следует свету или отрицает его
  4. Итак, каждый человек, во время своей земной жизни, следует Свету, любит Его или с ненавистью отвергает Его, отрицая правду, Божии заповеди, голос совести, любовь к Богу и ближнему, Церковь созданную Христом, таинства. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин 3,19)  
  5. СПРАВЕДЛИВЫЙ СУД
  6. Как следует понимать, что суд Божий справедлив?
  7. Бог – Судья праведный

Бог хорошо знает сердце человека, его намерения, трудности, ограниченные возможности. Господь знает также все данные Им благодатные дары, помогающие человеку любить и творить добро. Так как Бог все точно познает, может справедливо судить каждого человека.

— Бог «воздаст каждому по делам его»

Бог праведен и поэтому Он «воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести а бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют а не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!» (Рим 2,6-10)

— «Нет лицеприятия у Бога»

Справедливость Божья является в том, что у Него – по учению св. Павла – нет лицеприятия и Он судит каждого лишь по его поступкам. «Ибо нет лицеприятия у Бога.

Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся – потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут; ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, – в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела чедовеков через Иисуса Христа» (Рим 2, 11-16; ср. Лк 32, 47-48; Мф 25,14-46; Гал 6,7-10).

  • МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ ВЕЧНОГО АДА
  •   Как надо поступать, чтобы Бог оказал нам на суде Свое милосердие?
  • — Призвание к покаянию

«Весть о Страшном суде призывает к покаянию, пока Бог дает еще людям «время благоприятное», «день спасения» (2 Кор 6,2). Она вызывает священный страх Божий. Она зовет к правде Царства Божия.

Она возвещает «блаженное упование» (Тит 2,13) на возвращение Господа, Который «приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным (…) во всех веровавших (2 Фес 1,10).

» (Катехизис Католической Церкви, 1041)

— «Любовь покрывает множество грехов»

Мы должны любить ближнего и не осуждать его. Иисус говорит: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15,12). Св. Петр напоминает: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу; потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Петр 4,8).

— «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5,7)

Того, кто не оказывает ни любви на милосердия другим, ожидает суд без милосердия. «Ибо – скажет св. Иоанн – суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак 2,13) 

Чтобы встретиться с Божьим милосердием и прощением, нам надо оказывать милосердие и прощать ближним. «Если вы будете прощать людям согрешения их – говорит Иисус – то простит и вам Отец небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6,14-15).

— «Не судите, и не будете судимы»

Только Бог есть судья и Он судит. Поэтому Спаситель учит: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк 6,37).

— Если исповедуем грехи наши, то Он простит нам (Ср. 1 Ин 1,8-9)

Нам надо осуждать не ближних, но самих себя.

Если мы осуждаем самих себя, раскаиваемся в наших провинностях и простим другим все обиды, оскорбления, несправедливости, также Бог простит нам наши грехи и получим вечное спасение.

«Если говорим, что не имеем греха – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1,8-9)

— «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» 

Как следует понимать слова св. Павла: «если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1Кор 11,31)?

Если человек, недоволен собой, раскаивается в своих грехах из любви к Богу, если «судит самого себя», получит прощение провинностей и вечную жизнь. Самоосуждение полезно каждому: оно помогает понять свое состояние и Божью благодать.

На суде Божьем человек осуждающий самого себя увидит, конечно, свои грехи, но грехи, которые узнал уже во время своей земной жизни, грехи, в которых раскаивался и которые милосердный Господь давно простил ему. Ясное познание на суде всех прощенных ему грехов побудит спасенного человека к преклонению перед Богом, к благодарности.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *