Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит — богослов

Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - БогословЕктенией называют общее моление во время богослужения. В это время священник обычно произносит молитвенные прошения, а хор подпевает ему, говорят вот такие слова – «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

Заканчивается ектения обычно возгласом самого священника. Если в храме, церкви есть дьякон, то он ведет ектению. Если же дьякона нет, то службу такую проводит один из священников.

Виды ектении

Эта служба бывает нескольких видов. Поговорим более подробно о каждом из них. Великая (как ее называют) ектения начинается словами «Миром Господу помолимся». Усиленную же ектинию (как следующий вид данного моления Господу) начинают такими словами – «Рцем вси, от всея души…». Причем, слова «Господи, помилуй» говорят три раза после каждого прошения.

Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - БогословЕсть также такой вид ектении, как просительная. Пения здесь заканчиваются следующей фразой – «Подай, Господи». Те, кто служит службу, кто молится, просят у Господа того, чего им не хватает.

Обычно Господь слышит все молитвы и помогает людям. Главное – верить в это. Последний, но не менее важный вид ектении, это малая. В этой службе три всего прошения, которые начинаются словами – «Паки и паки…». «Паки и паки…” переводится, как “снова и снова”.

В некоторых храмах служат такие ектении, как ектении об умерших родственниках. Они называются заупокойными. Многие служители церкви говорят, что ектения – это особая служба.

Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - БогословПриготовлений к ней нет, но она направлена не на успокоение внимания человека, раба Божьего, а на постоянное возбуждение внимания. Обычно ектению делят на несколько небольших прошений, но в каждом говорят слова – «Господи, помилуй», «Подай, Господи».

История появления молитвы

Ектения – греческое слово. Тогда, да и сейчас, это моление считалось глубоким, чувственным. Верующие служат усердно, очень сосредоточенно. Еще в Древние Времена еткении было разрешено проводить только дьяконам. Раньше их было больше, нежели сейчас.

Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - БогословНо в настоящее время допускается, чтобы ектению проводит обычный служитель церкви, священник. Он обязательно должен быть преклонного возраста, в годах. Считается, что именно взрослые, опытные священники знают, как лучше проводить ту или иную службу, чем помочь прихожанам после нее.

Ведь некоторые люди по окончании ектении не расходятся по домам, а желают поговорить с батюшкой лично. Могут это быть просто разговоры: о церкви, ее влиянии на человека, современное общество в целом. А кто-то обращается с конкретной просьбой о помощи, советом.

Кто такой дьякон

Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - БогословКак известно, дьякона нельзя в полной мере назвать священнослужителем. Но так как ектения – это не совсем молитва, а лишь призыв к ней, то допускается, чтобы дьякон (это даже желательно) проводил сие мероприятие.

В разных храмах различные каноны и устои, каждая церковь сама определяет и устанавливает правила. Но общее, всем известное, важное и необходимое всем прихожанам – везде неизменно.

Ектения способствует тому, чтобы люди правильно научились молиться, просить Бога и о том, чего они хотят. Ведь для того чтобы Бог помог, надо не просто ходить в церковь, а жить с Богом в душе. Перед тем как что-то просить, нужно обязательно благодарить Всевышнего за то, что вы имеете. Без этого никак!

Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - БогословЕсли вы часто бываете в церкви, именно на службах, то, наверное, слышали, как во время молитвы протяжно “что-то” поют. Эти молитвенные прошения обычно воспевает священник, дьякон, они идут как бы от лица всех присутствующих, молящихся.

После каждого такого прошения церковный хор запевает «Господи, помилуй!» или «Подай, Господи». Вот эти фразы и будут ектениями. Будете в церкви, вслушайтесь.

Что такое ектения в православии?

Посещая богослужения в церкви, мы часто слышим на них молитвенные провозглашения, произносимые диаконом от имени всех присутствующих или отдельных просителей.
Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - Богослов
Подобные прошения, называемые ектенией, являются одной из главных составляющих церковной службы и отражают религиозное состояние души каждого прихожанина. В чем состоит сущность ектении? Для чего она совершается?

Что означает слово «ектения»?

Ектения – характерный элемент христианских богослужений. Впервые термин стали употреблять в греческих храмах, где под словом ἐκτενὴς подразумевали «протяжную молитву» или «распространение». Некоторые литераторы определяют термин как «усердный, прилежный».

Впоследствии слово приобрело несколько других звучаний, которые зависели от то или иного вида ектении. К примеру, Великую ектению называли εὐχὴ τοῦ τρισαγίου, что означает «молитва Трисвятого».

Что такое ектения?

Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - Богослов

В отличие от некоторых других священнодействий, она не требует специальной подготовки. При этом направлена не на успокоение внимания прихожан, а, напротив, – на постоянное возбуждение. Чтобы не утомлять присутствующих, молитвы подразделяются на короткие, отрывистые прошения, которые завершаются возгласами молящихся и хора.

Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - Богослов

Малая ектения выступает сокращенным вариантом Великой и включает в себя только отдельные прошения из 14-ти основных. Сугубная ектения представляет собой молитвы исключительно о конкретных людях и содержит призывы диакона молиться с особым сосредоточением, уповая на Божье человеколюбие.

Еще одна разновидность провозглашений – Просительная, при которой прихожане просят у Господа каких-либо благ, здоровья, счастья для себя и своих близких. Заупокойные ектении читаются на поминках и подразумевают обращение к Всевышнему с просьбой о Царствии Небесном для умершего, а Литийные (или Литии) обычно следуют за Просительными и применяются во время всенощного бдения.

Как совершается ектения?

Зачитывание молитв совершается в строго установленном порядке и начинается с того, что диакон восходит на амвон и обращается лицом к алтарю.

В правой вытянутой руке он держит специальную тканевую ленту (орарь), которая носится на левом плече священного облачения.

После этого служитель приступает к провозглашению молитвенных слов, причем после каждого прочтения осеняет себя крестным знаменем.

Ектения провозглашается в виде диалога с церковным хором, который после каждой молитвы произносит так называемые аккламации.

Под этими музыкальными формулами понимают песнопение коротких выражений, среди которых чаще всего используется словосочетание «Господи, помилуй».
Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - Богослов
Хотя это словосочетание может показаться бедным по смысловому значению, на самом деле оно является очень ярким выражением отношения к Богу и признается не только понятным, но и весьма всеобъемлющим.

В качестве заключительной аккламации применяется слово «Аминь». Прихожане, которые присутствуют в храме во время богослужения, могут принимать участие в прошениях и провозглашать аккламации вместе с хором.

Изучаем богослужение: что такое ектения. Краткие исторические сведения

В церкви за богослужением мы слышим слова диакона, произносящего ряд прошений, всегда перед народом и почти никогда в алтаре. Он громко и нараспев просит Бога о различных нуждах простирая перед собой орарь – ленту, находящуюся на левом плече. После каждого прошения хор поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», в зависимости от просьбы.

Поскольку эти прошения звучат протяжно, они именуются ектеньей, что на древнегреческом языке означает «протяжное моление» (от греч. ἐκτενής). Это слово встречается в церковнославянском тексте и отображает способ произнесения просьб к Богу.

В современном греческом богослужебном языке эти просьбы, выражаемые диаконом, называются, по-гречески συναπτή (синапти), от συνάπτω (синапто) – «соединять воедино», «устанавливать официальные отношения», что передает смысл собрания воедино многих прошений, или установление отношений, в данном случае, с Богом.

Литургист И. Дмитревский в своем труде об изъяснении литургии пишет о том, что ектения называется по-гречески соединением «потому, что в ней соединяются и исчисляются многие и различные моления о всей Церкви вообще и порознь о всех ее членах и о потребностях»[1].

Когда диакон заканчивает каждое прошение, он поднимает конец своего ораря и крестится. В случае, если служба совершается без участия диакона, прошения произносятся священником.

Во время произнесения диаконом ектеньи, в большинстве случаев, священник читает тайную молитву, называемую так потому, что читает он ее не в слух, а «про себя», «тайно».

В случае отсутствия диакона, хор протяжнее поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», для того, чтобы священник мог прочитать тайную молитву.

Ектения завершается прошением, обращенным к Божией Материи, и возгласом священника, в котором он прославляет Святую Троицу.

Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - Богослов  pokrov.kz

Ектении разделяются на несколько видов:

1) Великая Ектения, или Мирная ектения – так называется не только по причине начального прошения: «Миром Господу помолимся» и большого количества прошений в ней, но и из-за своей важности: она предваряет начало богослужений  (Вечерни, Утрени, Литургии) и совершения Церковных Таинств (Крещения, Венчания, Соборования). На каждое прошение диакона хор отвечает один раз «Господи, помилуй». В прошениях великой ектении «вся молитвенная сила Церкви, вся ее любовь сосредоточивается вот на этом человеке, вот на этой нужде»[2]. В составе литургии великая ектения известна с V в.

Читайте также:  Праздник введения во храм пресвятой богородицы (после всенощного бдения 3 декабря 2018) - богослов

2) Просительная ектения. Называется так потому, что в ней диакон выражает ту или иную просьбу, обращенную к Богу от лица молящихся. Хор отвечает прошениям диакона: «Подай, Господи».

3) Сугубая ектения, или ектения прилежного, усердного моления. Называется так потому что в ее прошениях, «которые надобно воссылать от всей души с глубойчайшим благоговением»[3] выражена ревность, о чем свидетельствует тройной ответ хора «Господи помилуй».

На Божественной Литургии эта ектения, произносимая после чтения Евангелия, также может быть дополнена специальными прошениями в соответствии с просьбами молящихся: об учении, о сдаче экзаменов, об исцелении от болезней, об обретении спутника жизни, о путешествующих, благодарственное прошение и т.д.

4) Заупокойная ектения. Является вариацией сугубой ектении, поскольку прошения о прощении грехов, милости Божией и Царства Небесного для усопших испрашиваются с ревностью. Хор на каждое прошение диакона отвечает тройным пением «Господи, помилуй».

5) Малая ектения – так называется в противоположность великой ектении, из-за своей краткости, будучи ограничена всего тремя прошениями. В Малой ектение есть элементы других ектений: горячность сугубой ектении и прошение о мире Великой ектении (начало малой ектении: «Паки и паки, миром Господу помолимся»), являются кратким свидетельством о вере и надежде Церкви.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (V в.), описывая молчание и краткость молитв у египтян замечает: «Они считают более полезным совершать молитвы хоть краткие, но чаще, чтобы через частовременные молитвы пребывать в непрестанном союзе с Богом, а через краткие — избежать стрел дьявола, нападающего на нас особенно во время молитвы»[4].

Малая ектения часто звучит тогда, когда необходимо перевести внимание молящихся от своих просьб и нужд, прославления святых и пения псалмов к прославлению Троичного Бога.

Святитель Иоанн Златоуст в «Беседе на Второе послание апостола Павла к коринфянам» говорит: «Поскольку в долговременном поучении обыкновенно душа как бы засыпает: то паки возбуждает оную диакон и глаголет: паки прилежнее помолимся»!»[5].

6) Ектения об оглашенных на Божественной литургии традиционно заканчивает ту часть службы, на которой разрешалось присутствовать оглашенным, желающим принять Святое Крещение.

Эта ектения состоит из нескольких прошений к Богу о том, чтобы подготовить оглашенных к Крещению, просветить их словом истины, открыть Евангелие правды, соединить святой Церкви и спасти Божественной благодатью.

Ектения оканчивается словами диакона «Оглашении, изыдите», призывающего оглашенных покинуть храм, поскольку происходящее в храме для правильного понимания, необходимо объяснять оглашенным во внебогослужебное время.

После слов диакона: «Оглашении, изыдите» двери храма должны быть закрыты, чтобы никого не впускать и не выпускать, тех, кто пришел на пир веры, поскольку литургия требует максимально возможного участия и устремления всего человека к Богу.

Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - Богослов Чинопоследование Божественной литургии. Ектения об оглашенных. .labirint.ru

Встречаются также разновидности ектений, произносимые на определенных богослужениях, содержащие специальные ходатайства, добавляемые к Великой или Малой Ектениям (например, во время Таинства Крещения, Венчания, Соборования, перед коленопреклонными молитвами на Вечерне в день Пятидесятницы, или Заупокойном богослужении (Парастасе)).

Литургия Преждеосвященных Даров содержит ектении, находящиеся в Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста, некоторые из них изменены в контексте использования данной литургии.

Например, ектении на Литургии Преждеосвященных Даров не содержат прошений об освящении даров, поскольку они уже были освящены на Литургии святителя Василия Великого или святителя Иоанна Златоуста и являются преждеосвященными – освященными прежде.

На Литургии Преждеосвященных Даров со среды четвертой Недели Великого поста, даже если и приключится «празднуемый день, кроме суббот и недель»[6] ектения об оглашенных произносится с добавлением ряда прошений, относящихся к «готовящимся ко просвещению», тем оглашенным, которые находятся на заключительных этапах подготовки к Таинству Крещения на Пасху.

Существует также особая форма ектении, произносимая на литии (по-гречески λιτή, просьба, моление) на Великой вечерне, состоящая из нескольких длинных прошений, увеличенных за счет упоминания имен многих святых, через которых молящиеся обращаются к Богу. Хор отвечает «Господи, помилуй»: на первое прошение – 40 раз; на второе – 50 раз; на третье и четвертое – по трижды[7].

Начало ектении, согласно протоиерею Григорию Дебольскому[8], коренится в словах, сказанных Господом пророку Иеремии: «воззови ко Мне – и Я отвечу тебе» (Иер. 33:3). Первые прошения, подобные ектении встречаются в Литургии апостола Иакова.

Также имеется ряд древних свидетельств о ектениях:

1) В «Постановлениях апостольских» (I в.) (кн 8, гл. 10) в уста диакона вложены слова: «Помолимся о мире и благостоянии миpa и святых Церквей помолимся, яко да даст нам Бог всяческих непрестаемый и неотъемлемый мир Свой, дав полноте яже по благочестию добродетели продолжающая ны соблюдет.

  • О святей соборней и апостольстей Церкви, яже от конец до конец, помолимся, яко да сохранит ю Господь непоколебиму и неволнуему и соблюдет до скончания века основану на камени.
  • И о зде сущей святей области помолимся, якода сподобит нас Господь всяческих неослабно преследовати пренебесное Его упование и непрестаемый воздавати Ему долг моления.
  • О всяком епископстве еже под небесем, право правящих слово Твоея истины, помолимся, и о епископе нашем Иакове и областех его помолимся, о епископе нашем Клименте и областех его помолимся, о епископе нашем Еводии и областех его помолимся, яко да дарует их щедрот Бог святым Своим Церквам здравы, честны, долгоденствующия, и подаст им честную старость во благочестии и правде.
  • И о пресвитерах наших помолимся, яко да свободит их Господь от всякаго безместнаго и лукаваго дела и подаст им пресвитерство здраво и честно.
  • О всем во Христе диаконстве и служении помолимся, яко да подаст им Господь служение непорочное.
  • О чтецех, певцех, девственницех, вдовицех же и сирых помолимся, о иже в супружествах и чадородиих помолимся, якода помилует всех их Господь.
  • О евнухах, преподобно ходящих, помолимся.
  • О иже в воздержании и благоговении помолимся.
  • О плодоносящих во святей Церкви и творящих нищим милостыни помолимся, и о приносящих жертвы и начатки Господу Богу нашему помолимся, якода воздаст им всеблагий Бог небесными своими дары и даст им в нынешнем сторицею, в будущем же живот вечный, и дарует им вместо временных вечная, вместо земных небесная.
  • О новопросвещенных братиях наших помолимся, яко да утвердит их Господь и укрепит.
  • О иже в немощи страждущих братиях наших помолимся, яко да свободит их Господь от всякия болезни и всякия язи и возставит их святей Своей Церкви здравы.
  • О плавающих и путешествующих помолимся.
  • О иже в рудах и заточениих и в темницех и узах сущих имене ради Господня помолимся.
  • О иже в горькой работе труждающихся помолимся.
  • О вразех и ненавидящих нас помолимся, о гонящих нас имене ради Господня помолимся, яко да укротив яростное их, разсеет Господь иже на ны гнев их.
  • О вне сущих и заблудших помолимся, яко да обратит их Господь.
  • Младенцев Церкви помянем, яко да Господь, свершив их в страхе Своем, приведет в меру возраста.
  • Друг о друге помолимся, яко да соблюдет и сохранит нас Господь благодатию Своею в конец и освободит нас от лукаваго и от всех соблазн делающих беззаконие, и упасет в пренебесное царствие Свое.
  • О всякой душе христианстей помолимся.
  • Спаси и возстави ны, Боже, милостию Твоею.

Востанем. Помолившеся прилежно, сами себе и друг друга Живому Богу Христом Его предадим».[9]

Обширность прошений показывает литургическое творчество в области ектении, довольно развитое уже в I в., что обусловлено, конечно же, разнообразностью прошений.

Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - Богослов  pavlovsk-xram.ru

2) Тертуллиан в своей «Апологии» (ок. 200 г.) (гл. 30, 4) пишет: «Просим всегда для всех императоров жизни долгой, правления спокойного, семейства в безопасности, войска храброго, Сената верного, народа благонравного, страны спокойной и всего, что желанно и человеку, и кесарю»[10]

3) Святитель Василий Великий в письме 150-м, к Сорану, начальнику Скифии (ок. 373 г.

), пишет: «Будучи верным благодати Божией, конечно, помнишь церковные возглашения, помнишь, что молимся о братиях, находящихся в отшествии, совершаем также молитвы в Святой Церкви о включенных в воинские списки, об исповедующих с дерзновением имя Господне и о показавших духовные плоды, а, без сомнения, в числе многих из них или и наряду со всеми, как думаю, включается и твоя досточестность»[11].

Читайте также:  Похвала пресвятой богородице - богослов

4) Святитель Иоанн Златоуст в «Беседе на Вознесение Господне» говорит о том, что «есть ангелы мира, послушай, как диаконы всегда произносят в молитвах: ангела мирна просим»[12].

В «III Слове о Непостижимом против аномеев», святитель говорит: «нам повелено умолять Бога о больных, о находящихся в рудниках и в тяжком рабстве и одержимых»[13].

Таким образом, особые прошения, как выражение наших конкретных просьб к Богу существовали с I века, о чем свидетельствуют вышеупомянутые Апостольские постановления. Позднее эти прошения были сгруппированы в моления, произносимые громко и нараспев, дошедшие до нас в виде ектений нескольких видов: Великая, Малая, Сугубая, Просительная, Заупокойная, ектения об оглашенных и ектения на литии.

[1] Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1993. С. 187. [2] Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1993. С. 97. [3] Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1993. С. 239. [4] Иоанн Кассиан Римлянин, прп. О постановлениях киновитян. Книга вторая. О ночных молитвах и псалмопении. Глава 10. О молчании и краткости молитв, совершаемых у египтян // Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. СТСЛ. 1993. С. 18. [5] Иоанн Златоуст, свт. Беседа на Второе послание апостола Павла к коринфянам. [6] Служебник. Божественная Литургия Преждеосвященных даров святителя Григория Двоеслова. К., 2012. Сс. 46–47. [7] Служебник. Последование вечерни, утрени, отпусты, прокимны и месяцеслов. К., 2012. Сс. 44–53. [8] Дебольский Г., прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. М.: Отчий дом. 1994. С. 41. [9] Апостольские постановления, через Климента, епископа и гражданина Римского, кн. 8, гл. 10. // http://yakov.works/acts/04/2/constit_apost.htm [10] Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Апологетик. К Скапуле. Спб. 2005. С. 163. [11] Василий Великий, свт. Письма. М. 2007. Сс. 268–269. [12] Иоанн Златоуст свт. Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, сказана в храме мучеников в Романезии, куда перенесены были тела мучеников, лежавшие под спудом близ трупов еретиков, и положены особо наверху, 1 // Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. Т. 2. Кн. 1. Спб. 1896. Сс. 485–486. [13] Иоанн Златоуст свт. III Слово о непостижимом и о том, что даже снисхождение Божие невыносимо для серафимов, против аномеев, 3,6 // Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. Т. 1. Кн. 2. Спб. 1898. С. 510.

Что такое ересь и еретики в православии?

В народном сознании понятие «ересь» означает «ерунду», «ложь», «искажение истины» (всем известна фраза «что за ересь ты несешь?»), а еретики ассоциируются с героями фильмов, которых безжалостно пытали и сжигали на костре инквизиторы. В Православной Церкви в этот термин вкладывают абсолютно другой смысл.

Что такое ересь?

Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - Богослов Pavlovsk-xram.ru

«Ересь – искажение веры, хранимой Церковью» — писал святитель Григорий Богослов.

Ересь – это утверждение или учение, которое противоречит вероучению православной Церкви и сознательно искажает Православные догматы (догмат – фундаментальная истина православного вероучения), препятствующее спасению.

Святитель Игнатий Брянчанинов писал про ересь, что она есть скрытое отвержение Иисуса Христа и христианства. Когда люди перестали поклоняться идолам, и начали приходить к познанию Спасителя, тогда сатана изобрел еретические учения, которые только снаружи похожи на христианство, а по сути – богохульство. Ересь – отречение от Христа.

В аскетике (исцеление падшего человеческого естества в процессе подвижнической жизни) ересь – крайняя степень прелести (состояние омрачения, самообмана, очарование, возникающее из-за воздействия кого-то или чего-то, в том числе бесовских сил). Еретическое учение соединяет в себе многочисленные страстные состояния: самообольщение, гордость, своенравие, непокорство, мнение и так далее.

К ереси относится учение, не касающееся догматов, но отвергающее жизнь по заповедям, так как оно только кажется не враждебным христианству, а на самом деле вносит смуту и разномыслия, разрушая изнутри Церковь, лишая Ее мира и единства. Поэтому преподобный Серафим Саровский просил Мантурова передать старообрядцам, чтобы «они вернулись ко Христу».

Кто такие еретики?

Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - Богослов Azbyka.ru

Еретиками Православная Церковь называет всех, мыслящих несогласно с православным вероучением. Епископ Никодим (Милаш) писал, что если человек погрешает хотя бы в одном догмате, то он еретик. Сектовед Дворкин А. Л. отмечает, что еретик, делает произвольный выбор, руководствуясь своим мнением и желанием.

Во главе еретического течения стоит ересиарх.

Надо ли переубеждать еретиков и спорить с ними?

Спорить христианам с еретиками бесполезно, а иногда даже вредно. Из-за своего омраченного ума и гордости они на справедливые замечания и упреки ожесточаются. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «побеждается ересь кротким увещеванием».

Апостол Павел пишет: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3:10). Святитель Феофан Затворник, толкуя эти слова Священного Писания, подчеркивает: еретик, несогласный с учением Единой Святой Соборной Апостольской Церкви, может увлечь тебя, а также «произвести разделение в обществе верующих».

Отличие ереси от «богословского мнения»

Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - Богослов Pravlife.org

Частные мнения богословов могут разниться, но они не должны противоречить или искажать догматы Православной Церкви. «В ереси есть два значимых аспекта: ошибочный взгляд по какому-то вопросу вероучения и отношение еретика к своему лжеучению. Человек, принявший ересь за истину — противопоставляет себя и свою веру православному вероучению. Отсюда вытекает закономерность: ересь всегда нарушает единство. Еретик — человек не просто ошибающийся, но и тот, кто из-за своего заблуждения отпадает от Церкви, а потом и евхаристического общения» – говорил в интервью архиепископ Антоний (Паканич).

Ошибка суждения и ересь – различные понятия. Еретиком человек становится постепенно. Осознавая свою ошибку, такой человек не желает исправляться и продолжает упорствовать в своих доводах.

Чем опасна ересь?

В Древнем патерике от 1914 года есть житие авва Агафона, который был рассудительным христианином.

Когда к нему пришли люди, желавшие испытать его, и начали обвинять в различных страстях и грехах (гордости, блуде, пустословии и других), то мудрый авва признал себя в них грешным. Но как только его назвали еретиком, то Агафон ответил: «Я не еретик».

Люди, пришедшие к нему, спросили: «Почему ты признался во всех пороках, кроме ереси?», то он ответил: «Признать себя еретиком означает отлучение от Господа, а я не хочу этого».

По определению святых отцов ересь – это не просто заблуждение, а упорство в нем. Со времен грехопадения первого человека (Адама), ум у людей помрачился. Из-за этого все люди могут заблуждаться, даже христиане, в том числе святые. Но если человек, получив назидание, осознает свою ошибку и исправляется, то его нельзя считать еретиком.

(5

Что такое ектенья?

Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - БогословЕктения (греч. «усердие, протяжение») – общее моление на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает молитвенные прошения, а хор на каждое прошение поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

Оканчивается ектения возгласом священника. Ектения бывает нескольких видов: великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая, т.е.

усиленная, – начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего); просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи» и малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»).

Кроме этих видов, есть еще ектения об оглашенных, произносимая на литургии, ектения об умерших – т.н. заупокойная, и ектения с особыми прошениями, произносимые при совершении таинств и иных чинопоследований. Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном.

Михаил Скабалланович. Толковый Типикон:

«Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи».

Название этой молитвы «ектения», ?????? – напряженное, прилежное моление, в греческих богослужебных книгах, впрочем, усвояется только так называемой у нас «сугубой ектении»; ектения же вообще называется там ??????? (подразумевается ????) – составная молитва.

Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. С целью привлечения к участию в них всех они произносятся не священником, лицом, по первоначальному обычаю, преклонного возраста («пресвитер»), а диаконом, почему ектения в древних памятниках богослужения называлась ?? ?????????, «диаконства».

Читайте также:  Святая блаженная ксения петербургская — житие, память - богослов

Ввиду же того, что диакон не является священнодействующим лицом в собственном смысле, ектения составляется не в собственно молитвенных выражениях, а в выражениях, приглашающих к молитве и указывающих предметы ее. Но по временам (на великой ектении в конце, в последнем прошении, а на сугубой и просительной в начале) это приглашение к молитве возвышается до настоящей молитвы («Заступи, спаси…», «Помилуй нас, Боже…»)

Азбука Веры

Что такое ектения?

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

 

Слово «ектения» в переводе с греческого языка означает «прилежное моление» или «усердное, протяжное моление». В храме можно услышать, как священник или диакон возглашают определенные короткие молитвы, на которые хор отвечает или «Господи помилуй», или троекратное «Господи помилуй» или «Подай Господи».

Ектении бывают нескольких видов:

Великая (мирная) ектения. Она называется так потому, что является, во-первых, самой продолжительной по времени, а во-вторых, выражает всю полноту благ, которые падшее человечество осмеливается просить у Бога. Мирной она называется потому, что начинается словами «Миром Господу помолимся».

Малая ектения – это сокращенный вариант мирной. Она начинается словами «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «Еще и еще миром Господу помолимся».

Сугубая (усиленная) ектения. На прошения священников хор отвечает усиленным троекратным «Господи, помилуй».

Просительная ектения. На ее прошения хор отвечает «Подай, Господи».

Заупокойная ектения произносится на заупокойных службах: погребениях, панихидах, литиях, в определенных местах Божественной литургии.

Ектения об оглашенных, т. е. о тех людях, которые имеют желание креститься и проходят курс христианского образования (оглашения на церковнославянском).

Ектения и молитвы об оглашенных всегда следуют в конце Литургии оглашенных, перед началом Литургии верных.

На этой части Божественной литургии некрещеный человек не может присутствовать, поэтому Церковь возносит об оглашенных молитвы и перед Херувимской песнью они удаляются из храма.

Схемой любой ектении является прошение священника – иерея или диакона как ходатая перед Господом за народ, обращенное к Богу. Это прошение усиливает хор словами «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

Данная звуковая схема является отголоском того, что в древности все прихожане храма пели вышеупомянутые молитвы «Господи, помилуй» или «Подай, Господи» вместе, единодушно от лица всего человечества, прося у Бога тех или иных благ.

Итак, великая (мирная) ектения.

Ею начинается любое богослужение, как-то вечерня, утреня, Литургия. Если вы внимательно вслушаетесь в ее молитвословия, то услышите, что прошения мирной ектении начинаются с просьбы о самых главных духовных благах и заканчиваются просьбами о земном благоденствии. Потому ее прошения похожи на лестницу, ведущую с неба на землю, где каждое молитвословие определенная ступенька.

Начало же «Миром Господу помолимся» двояко. С одной стороны, оно символизирует мир как полноту православного человечества, пребывающего в Церкви, с другой – мир душевный как особый молитвенный настрой.

Каждая ектения завершается священническим возгласом, в котором тем или иным образом священник благодарит Господа за его благодеяния по отношению к человечеству. Если прошения ектении может произносить диакон, то возглас – только иерей или архиерей.

И в этой конструкции ектении мы видим образ устройства самой Церкви, образ Ее полноты и силы.

В идеале диакон берет благословение у священника, который литургически, в богослужебном смысле прообразует собой Христа. Т. е. сам Бог благословляет диакона, а с ним и весь народ православный на молитву. Диакон выходит на амвон и поднимает правую руку с орарем вверх.

Часто диакона называют «режиссером» или «дирижером» службы, потому что он настраивает людей на молитву, словно камертон. Итак, диакон, стоя лицом к алтарю воздевает руку с орарем вверх. Почему священнослужитель стоит лицом к алтарю? Потому что он устремлен к Богу, и в данном случае он ходатай за народ перед Ним.

Почему рука воздета вверх? Потому что сердце возведено горе. И диакон показывает, что мы душевно и умственно должны покинуть землю и устремить свое внимание в небеса, в молитву – к Богу. На каждое диаконское прошение хор от лица всего народа отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».

Это символ того, что вся человеческая христианская вселенная в данный миг молится – вся полнота земной Церкви.

Завершает ектению возглас священника, который уже сугубо перед Престолом Божиим ходатайствует за народ о всех тех духовных и материальных благах, которые люди просят у своего Творца. Он возводит ектению на еще более высокий уровень – уровень ангельский, уровень благодарения и славословия Святой Троицы.

Именно оно – ядро каждого священнического возгласа. Хор же от лица всех молящихся отвечает «Аминь», что переводится с еврейского языка «да будет так», «истинно так».

Этим подтверждается тот факт, что все верующие в данной молитве единодушны со священником и словно бы являются Единой душой, устремленной к Богу – Его Возлюбленной Святой Соборной и Апостольской Церковью.

Иерей Андрей Чиженко

В чем различие концепций пресуществления и преложения святых даров в евхаристии?

Вопрос: «Объясните, пожалуйста, в чем принципиальное различие концепции пресуществления и концепции преложения Святых Даров в евхаристии? Есть ли разница между понятиями пресуществления в католицизме и в православии? Почему среди преподавателей МДА сторонников концепции пресуществления больше, чем сторонников концепции преложения?»

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Суть очень проста. Концепция пресуществления говорит о том, что на престоле хлеб и вино превращаются в самое настоящее тело. Не мертвое же тело Христа? Не мертвое, то есть – в Самого Христа.

В «Исповедании православной веры» в связи с этим написано так: «Поскольку человеку неестественно ядение невареного мяса, то Бог скрывает от человека Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина». То есть концепция пресуществления утверждает, что происходит изменение материи, а затем мы с вами причащаемся.

Извините – это ужасные слова, и я не могу без содрогания их произносить, но там написано: «невареное мясо». И это называется – причащение. Вот в чем суть доктрины пресуществления.

Другая доктрина хорошо выражена словами преподобного Иоанна Дамаскина, который говорит: «Хлеб общения (то есть хлеб причастия) – не простой хлеб, но соединенный с Божеством».

То есть утверждается, что на престоле происходит не изменение одной материи в другую, не изменение хлеба в невареное, простите, мясо, а происходит великое таинство соединения этого хлеба и вина с Божеством Христа.

Поэтому мы причащаемся – Самого Христа! Поэтому хлеб и вино, став едиными с Божеством Христа – становятся Его плотью! Не – мясом, а – плотью! Алексей Степанович Хомяков иронично называл католическую доктрину пресуществления – «атомистическим чудом», при котором атомы как будто бы превращаются один в другой.

Вот в чем разница между этими двумя концепциями. И Вы правы: многие преподаватели сейчас возвращаются к этой католической доктрине, к решению Тридентского собора, и говорят о том, что между Восточной и Западной церквями нет никакого различия в понимании того, что происходит со Святыми Дарами.

Но целый ряд наших профессоров (и я в их числе) выступили, сказав, что для нас – это неприемлемо! Никакого превращения хлеба в мясо Христово не происходит! Евхаристия называется – бескровной жертвой! Если же хлеб превращается в настоящее Тело Христа, то тогда эта жертва становится кровной.

И кем же тогда мы становимся? Вот в чем суть разногласий.

Остается только удивляться тому, что мы вдруг стали слышать, будто бы между православным и католическим пониманием евхаристии нет никакого различия. Мы говорим – принципиальное различие! Нет материальных превращений! По-моему, это своеобразное наследие материализма – когда первичным считается всё материальное.

Святой Григорий Нисский пишет: «Тело Христово – это хлеб и вино». А теперь-то уж и физика говорит: сущность материи и хлеба, и тела – одна и та же! Так что нечего менять одно в другое. Мы причащаемся Христа, и этот хлеб становится Его плотью, почему мы и называем эту плоть – Телом и Кровью! Почему мы называем – истинным? Потому что это – Христос! Вот в этом вся суть.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *