Храм алексия человека божия с.репьёвка — богослов

Храм Алексия человека Божия с.Репьёвка - БогословАннотация. На исторической судьбе одного из костромских храмов показана историческая канва всей России, идущей, или отступающей от Бога и Его святых заповедей. История этого храма типична для тысяч других и его восстановление служит примером для восстановления духовного мира русского человека, от состояния душевных сил которого зависит судьба храма и России.

Ключевые слова: Богословский храм, история, слобода, Александровское братство. Каждый из русских храмов, кроме своего духовного, культурного, архитектурного назначения и особенностей, является свидетелем истории.

И не так важно, стоит ли он в городе или в деревне, на острове или на проезжей дороге, является приходским или в монастырским – его история неразрывно связана с историей как той местности, где он находится, так и с историей всей Русской земли.

Историей ее народа, его самсознания, его пути к которому он движется.

Я расскажу историю одного храма. Историю, во многом типичную для многих других храмов России, поэтому она выглядит универсальной, и каждый найдет в ней историю своего храма, своей семьи, себя… Историю, в которой отобразилась вся Россия.

Рядом с ансамблем Ипатьевского монастыря, с его горящими на солнце золотом куполами Троицкого собора и словно лампадами, над гладью реки Костромы стоящими башнями, наше внимание привлекает стоящий рядом величественный, и вместе с тем, прекрасный своими стройными формами храм во имя святого апостола Иоанна Богослова. Иоанно-Богословская церковь — один из древнейших храмов Костромы, одна из жемчужин в короне ее духовных и исторических древностей. Изящное пятиглавие и стройный шатер колокольни, в контрасте с монументальным завершением Троицкого собора, дополняет панораму т. н. заречной части города.

По данным записей клировых ведомостей церковь была возведена в 1681-1686 годах, на месте сгоревших в 1681 году двух деревянных храмов – зимнего и летнего – в честь св. ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца.

Построена по типичной для XVII века архитектурной схеме: «каменная, одноэтажная, с трапезной, колокольней..» При церкви находилось кладбище – место упокоения жителей монастырской слободы. Оно было огорожено обширной деревянной оградой.

О древности прихода сообщает грамота святителя митрополита Московского Макария, выданная на строительство деревянных церквей, воздвигнутых по его благословению в 1562 г.

Данные о наличии на месте строительства церкви подтверждала надпись на храмовой иконе находившейся в местном ряду иконостаса — «св. ап. Иоанн Богослов в житии». Икона была перенесена, согласно описи 1701 г. из « старобывшия церкви» (ныне утеряна).

В слободе, которая образовалась вокруг Ипатьевского монастыря и издревле называлась Ипатьевской (по названию монастыря), или Богословской (по названию слободской церкви), жили потомственные монастырские ремесленники – каменщики и плотники, иконописцы и кузнецы, обслуживающие нужды монастыря.

О состоянии взаимоотношений монастырских людей с монастырским начальством в Переписной книге 1701 г.

записано, что жители слободы « от монастырских оброков оскудели и в конец разорились», «пашни у них и сенных покосов и никаких угодей нет, кормятца работою своею и ремеслом, отходя к Москве и иныя городы».

От оскудения уходили «ипатские каменщики» на заработки в другие города и строили храмы в Новгороде, в Переяславле-Рязанском, по всей России. Конечно же, желали они и в родной слободе воздвигнуть каменный храм. Тому способствовал случай. Деревянные храмы сгорели.

Вместо сгоревших храмов, на средства жителей слободы и окрестных деревень, а так же при денежной помощи наместников монастыря, руками слобожан был построен свой каменный храм.

О завершении строительства церкви на иконостасе главного придела некогда была надпись: «Та церковь божия Иоанна Богослова совершися в нынешнем 195(1686) году при державе государех царех и великих князех Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великой государыни Софьи Алексеевны..

, тщанием и радением Ипатова монастыря архимандрита Феодосия. Совершил и освятил церковь божию Иоанна Богослова в нынешнем 195 году декабря в 11 день».

В дальнейшем церковь неоднократно перестраивалась. В 1706 г., с северной стороны трапезной был пристроена каменная паперть с приделом в честь свт. Николая, а в 1780 г., с южной стороны — придел в честь Федоровской иконы Божией Матери.

В 1901-1904 годах первоначальная маленькая трапезная, соединявшая четверик и колокольню была снесена, а на ее месте возводено большое помещение для зимней церкви. В 1735 г., интерьер церкви был украшен фресками (поновлены в 1885г.

), выполненными артелью костромских изографов. На северной стене главного придела в клейме сохранилась надпись: «Града Костромы, трудившиеся изографы поп Федор Логвинов с детьми Матвеем, Иваном, Яков Васильев, Егор Абрамов с сыном…» и др.

Имя Федора Логвинова упоминается так же и в числе изографов, расписавших Троицкий собор Ипатьевского монастыря.

Посвящение церкви апостолу и евангелисту Иоанну Богослову отобразилось в стенных композициях «Деяний апостолов». Отдельные циклы – повествуют о житии и чудесах свт. Николая Чудотворца и прп. Алексия, Человека Божия, небесного покровителя царя Алексея Михайловича.

В композиции росписей включены сцены из акафиста Божией Матери и «Страстей». Редкий для костромских храмов иконостас поражает нас царскими вратами XYIII века с барочным балдахином и резными фигурами апостолов. К сожалению, до наших дней оригинальный иконостас не сохранился — после закрытия храма в 1949 г.

, часть икон «разошлась» по костромским храмам, часть «бесследно исчезла». По описанию костромских исследователей, в частности доктора искусствоведения В. Г. Брюсовой – «живопись икон – образец тончайшего миниатюрного письма, отдельные детали различимы лишь в лупу.

Иконы написаны по золоту с золотой пробелкой на одеждах. Рисунок икон исполнен…изящества…» Ограда вокруг церкви выстроена в 1765-1766 гг. С северной и восточной стороны в ней есть ворота, завершенные барочными кровлями с фигурными главами.

С большим мастерством выполнен изящный рисунок металлической решетки с завершениями отдельных элементов в виде языков пламени. Западная часть ограды возведена в 1811г.

С церковью Иоанна Богослова связаны имена многих лиц духовного звания и знатных костромичей, прихожан церкви – на солее церкви похоронен костромской епископ Евгений (Романов, управлявший Костромской Епархией 1800-1811), в приделе свт.

Николая похоронен викарий Костромской епархии, епископ Кинешемский Вениамин (Платонов 1819-1905), бывший последние годы своей жизни председателем костромского отделения императорского Палестинского Общества, чье мраморное надгробие до сих пор хранится в церкви.

На церковном кладбище Иоанно-Богословской церкви нашел свое упокоение профессор Московской Духовной Академии протоиерей Федор Александрович Голубинский (1797-1854), философ-метафизик, родившийся в Костроме и окончивший Костромскую духовную семинарию.

Там же, в родовой усыпальнице, покоится тело основателя и руководителя Александровского православного братства Иллария Ефимовича Беляева (+1903) . На кладбище до наших дней сохранились могилы, на которых значатся имена протоиереев и регентов Успенского собора Костромы, костромских ученых, меценатов, именитых купцов, которые были членами братства.

Страницы истории становления и развития Александровского братства, неразрывно связанного с Иоанно-Богословским храмом, под духовным окормлением которого оно находилось со дня своего основания и до наших дней, повествуют о его славном прошлом.

16 сентября 1879 г., одноименное братство при церкви Иоанна Богослова было преобразовано в Александровское православное братство, «имевшее целью отметить благотворительными заведениями те местности Костромского края, которые были исторически связаны с пребыванием в них Михаила Федоровича Романова, во время избрания его на царство, а так же с народной памятью о подвиге Ивана Сусанина».

Свои задачи братство определило и как: «попечение о благоустройстве и благолепии приходских церквей, сохранение в них древностей; содержании в порядке, чистоте и исправности приходских кладбищ; попечение о нуждах и благосостоянии приходских причтов; о распространении истинного религиозно-нравственного просвещения; о приходских училищах и учреждении при них библиотек; об учреждении ремесленных училищ, лечебниц, больниц, богаделен». Члены-сотрудники братства, оказывали содействие задачам его своими средствами. На эти средства к 1913 г. в Костромской губернии были основаны 7 школ, 4 учебных мастерских с общежитиями при них, 2 амбулаторные лечебницы, богадельня, учебная сельскохозяйственная ферма, всего 19 просветительско-благотворительных заведений. Первым делом братство отремонтировало здание Иоанно- Богословской церкви и обустроило приходское кладбище. Примером благотворительности, достойным подражания, может служить деятельность братчика, инженера-механика М.С. Шестинского, владельца механического завода в Костроме. При заводе он устроил столярно-токарные мастерские, в которых ежегодно бесплатно обучал 35 учеников. Вот пример для нынешних фабрикантов и заводчиков! Материально братство помогало и духовенству Иоанно-Богословской церкви, штат которой состоял из 2 священников и диакона. В приходе имелось пять часовен: четыре в приходских деревнях и одна – между Богословской слободой и селением Святым (в настоящее время д. Некрасовское), на месте битвы костромичей под предводительством Василия Ярославича с монголо-татрским отрядом (ок. 1262 г.).

Несмотря на революционное и послереволюционное лихолетье, на гонение религии и тяжелые годы войны, на закрытие рядом стоящего Ипатьевского монастыря и превращение его помещений в квартиры для работников ткацких фабрик, церковь Иоанна Богослова выстояла. Выстояла благодаря твердости веры, упорству и решимости местного населения защитить свою святыню.

21 сентября 1930 г. между религиозной общиной церкви и властями было заключено соглашение-договор о бесплатном пользовании религиозной общиной церковного здания. 6 января 1944г. община получила удостоверение о регистрации ее Советом по делам Русской Православной Церкви.

Опись имущества церкви позволяет судить, что в ней, и после всех изъятий и экспроприаций сохранилось еще немало ценных церковных предметов: 189 икон, 6 хоругвей, 8 паникадил, Евангелия 1762, 1760, 1751, 1677, 1784, 1872 гг., 3 напрестольных креста, 72 священнических облачения, 41 диаконское.

Сегодня многие предметы церковной утвари, иконы, книги из Богословской церкви мы можем увидеть в Церковно-археологическом музее Ипатьевского монастыря.

Читайте также:  Как правильно креститься православным христианам в церкви - богослов

Из архивных документов Уполномоченного по делам религий по Костромской области, узнаем, что в 1944 г. и до апреля 1945 г. настоятелем церкви был протоиерей Николай Петрович Невский, с 1932 по 1939 гг. находившийся в ссылке за свои религиозные убеждения (в1945 г. настоятель церкви в Николо-Бережках, в 1947г.

церкви Воскресения на Дебре в Костроме, с 16.07.1948г. по 5.03. 1949 г. служил снова в церкви Иоанна Богослова, в 1949г. арестован).

Судя по документам, где-то с этого времени наблюдается действия властей ведущие к закрытию храма – раздоры в церковной общине, ежегодная, а то и полугодовая смена священства – священник Александр Федорович Сокольский, например, вообще, служил в храме с 1.04. 1948 по 16.07. 1948 (3,5месяца). Запрет на проведение ремонтов.

Наконец, как результат – решение исполкома костромского горсовета за № 187 от 14. 04. 1949 г. « О расторжении договора на пользование церковным зданием церкви Иоанна Богослова за р. Костромой».

В представленном документе указывается причина расторжения договора, которая стандартна для того времени: «община имущество не бережет, капремонта здания не производила, крыша течет, отопление нарушено, стены бывают сырыми и от этого разрушаются». В связи с вышеизложенным исполком за подписью председателя горсовета П.

Смирнова принимает решение: « договор расторгнуть и церковное имущество из общины верующих изъять». Это решение подтверждает и решение Совета по делам Русской Православной Церкви от 20.05. 1949 г. за №1405 «О закрытии церкви и расторжении договора с верующими и снятии церкви с регистрации». Настоятеля церкви, священника Дмитрия Лобанова, 8.07.49 г. лишают регистрации, якобы за неуплату личных налогов, службы в храме прекращаются.

Вообще подобное явление закрытия церкви было делом распространенным. Закрытие проходили повсеместно и происходили как в результате действий властей, так и являлись следствием внутренних конфликтов в общине. Закрытие церкви явилось следствием антирелигиозной компании 1949-1950 гг.

спровоцированной проектами постановлений ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной пропаганды» и «О мерах по усилению пропаганды научно-атеистических знаний» развернутых в контексте борьбы партийных чиновников за власть. За 1949 год в РСФСР было закрыто около 600 храмов..

Партийный товарищей явно смущало количество открытых в Костроме церквей. В тот период, кроме Богословской церкви, действовали еще четыре храма. Аналогичная ситуация и мотивировка по закрытию церквей в том случае, когда в городе (селе), находилось более двух храмов, в те времена действовала повсеместно.

Можно сказать, что Богословской церкви еще «повезло». Ее не продали в какую-либо организацию (было и такое), а передали в ведение облмузея.

Несмотря на все протесты общины, письма в высокие инстанции, просьбы и обращения к Председателю Верховного Совета СССР Н.М. Швернику, в Совет по делам Русской Православной Церкви, Московскую патриархию, результат оставался прежним – власти не желали менять свое решение, мотивируя это тем, что « в г.

Костроме имеется значительное количество церквей, обеспечивающих религиозные потребности верующих». В письме к Председателю Верховного совета СССР Н.М. Швернику, люди, надеясь быть услышанными, пытались доказать всю несостоятельность обвинений в «запущенности церкви»: «храм отремонтирован в 1948-49 гг.

, крыша починена, труба восстановлена, печи работают исправно, храм в текущем году побелен, заготовлен материал для ремонта ограды».

В обращении к Председателю Совета министров тов. И. В. Сталину за подписью 431 человека, прихожане пишут: «Дорогой и любимый наш тов. Сталин! Только Вы, можете нас, старушек, успокоить в нашей просьбе…мы просим, старики и старушки открыть нам нашу церковь, в которой мы молимся за наших сынов, погибших в тяжелую войну.

Мы будем молиться о Вашем здоровье так же, как молились до закрытия нашей церкви». Все тщетно. Ходатайство отправляют на усмотрение местной власти. Решением исполкома облсовета просьба отклоняется. Имущество церкви расходится по действующим храмам и музеям.

Храм поступает в ведение Костромского облмузея, в ведении которого находится и комплекс сооружений Ипатьевского монастыря. В 1958 г., вместе с монастырскими сооружениями он входит в состав республиканского историко-архитектурного музея-заповедника.

1963 год для храма ознаменовался началом реставрационных работ, при которых приделы Федоровский и Никольский, примыкавшие с южной и северной стороны, были разобраны. Восстановлена была западная стенка крыльца, которая была сооружена при перестройке трапезной в 1902 г.

, вскрыт для прокладки отопления, изумительный по красоте, скомпонованный из фигурных плит, чугунный пол (плиты были складирован около церкви). При реставрации с верхнего яруса колокольни исчезли зеленые поливные изразцы в виде сказочных птиц — грифонов.

С приостановлением реставрационных работ, отсутствием финансирования, с бесхозностью и течением неумолимого времени храм действительно начинает иметь запущенный вид. Лишь туристы, посещавшие комплекс Ипатьевского монастыря превращенного в музей, да местные мальчишки посещали его. На кладбище, правда, приходили люди поклониться праху своих родных, особенно, как было принято в те времена, на Пасху.

Алексеевская церковь — Церковь Алексия, человека Божия, в Репьевке, Репьевка — Святцы

Благотворительность С Верой в Сердце Верую в Бога Единого Русь Святая Вера исцеляет Ищите и обрящете С Божьей помощью Сила семьи

Для верующих мы собрали на этой странице информацию о храме. Если вы знаете что-либо больше или информация изменилась, если у вас есть фотоматериалы и вы хотели бы помочь другим верующим людям, присылайте эту информацию на почту [email protected]. Как по частицам собиралась история, так и сейчас каждый может сделать свой вклад на благо Веры Православной.

Полное название: Алексеевская церковь — Церковь Алексия, человека Божия, в Репьевке, Репьевка Обиходное название: Алексеевская церковь Адрес: Оренбургская обл., Тюльганский р-н, с. Репьевка, ул. Заречная, 34 Адрес на 1917 год: Оренбургская губ., Оренбургский у., с. Репьевка Координаты: 52.283483°N 56.244030°E

Алексеевская церковь находится по адресу Оренбургская обл., Тюльганский р-н, с. Репьевка, ул. Заречная, 34 в Репьевка. Этот храм относится к епархии РПЦ МП Алексеевская церковьвпервые официально упоминается в архиве 1835 г. от Рождества Христова.

На нашем сайте представлена справочная информация об этом храме. Благослави Вас Бог!

Расписние служб уточняйте непосредственно в храме. Расписание висит на дверях храма.

Если вы считаете, что наша информация о храме неверна или не полна, или у вас есть более хорошие фотографии, актуальные контактные данные, расписание служб, ссылки на страницы храма в интернет — присылайте их нам на почту: [email protected]. Мы будем рады обновить страницы.

Если вы являетесь настоятелем или официальным представителем этого храма, здесь вы можете найти дополнительную информацию и связаться с администрацией сайта Святцы.Орг.

Новая жизнь Храма Алексия, человека Божия в Воронеже

?

Category: Так храм выглядел до реставрации.Грамотная реставрация. И теперь он выглядит так! Впечатляет!     олее трех веков назад расположилась на живописных берегах р.Усманки

  •  деревенька Алексеевка. Её  владелец Алексей Семенович Лосев основал
  • здесь родовое поместье. Над рекой вырос усадебный дом, пустил свои
  • дорожки усадебный парк с системой прудов и заиграл колокольным
  • звоном красивейший храм.
  • Церковь во имя преподобного Алексия, человека Божия освящена
  • в 1764 году и являлась домовым храмом как для владельцев Лосевых,
  • так и для старших поколений — Шатиловых и баронов
  • Сталь Фон Гольдштейнов. Архимандрид Дмитрий (Самбикин) так
  • описывал внеший облик храма: “Церковь старинной архитектуры.
  • Колокольня соединена с церковью, и пространство под колокольней
  • представляет паперть незакрытую, потому что колокольню
  • поддерживают четыре столба. Церковь представляет четырехугольник
  • довольно высокий, в два света алтарь низкий и полукругом примкнут
  • к восточной стене храма”.
  • Алексеевская церковь была примечательна не только своей дивной
  • архитектурой, но и тем,что здесь хранились месточтимая Тихвинская
  • икона Божией Матери и икона Снятие Иисуса Христа с креста — копия
  • с картины Рубенса, доставленная сюда из Петербурга.
  •  2010 год.
  •       Обветшалый усадебный дом, пруды, теряющиеся в зараставшем
  • парке, и здание водонапорной башни, смутно напоминающее своим

силуэтом храм…

  1. В марте 2010 года было принято решение о восстановлении храма
  2. Алексия, человека Божия, о возвращении ему былой красоты и величия.
  3. Началась кропотливая исследовательская работа. Храм был значительно
  4. перестроен: разрушен свод восьмерика, полностью утрачены два яруса
  5. колокольни, искажены поздними надстройками алтарь, трапезная и
  6. восьмерик, следы декора скрыты под толстым слоем штукатурки.
  7. К сожалению,архивных материалов о первоначальном облике
  8. памятника не сохранилось. Буквально по кирпичикам, по следам в кладке,
  9. реставраторам открывалась уникальная форма наличников,
  10. прослеживались контуры пилястр, фрагменты профилей.
  11. Уже к ноябрю сформировался архитектурный образ возрожденного
  12. храма. Небольшая уютная церковь, в облике которой, читаются мотивы
  13. барокко и своеобразные черты воронежской архитектуры, вновь засияла
  14. блеском золотых куполов. А воссозданная колокольня скоро вновь
  15. разольет свой звон на округу села.

Шаги к возрождению…

  • Под бездушной цементной штукатуркой к великой радости реставраторов было обнаружено множество деталей архитектурного декора.

Следы наличника в кладке. 

Первый ярус колокольни был открыт тремя арочными проемами.Все рассказала кладка.Кипят работы.

    Читайте также:  Притча о богаче, собравшем богатый урожай - богослов

    Наличники восстанавливали строго по старым следам.Барабан восстанавливали по аналогам.Вот как храм выглядит теперь.Счастливое событие. Освящение крестов.Добро пожаловать в Храм!!!!Работы были проведены московской организацией «Мастерские Андрея Анисимова», проведены грамотно и добросовестно!!! Что очень радует!!!

    Очень надеюсь, что скоро расскажу о возрождении усадебного дома Сталь Фон Гольдштейнов, который в нескольких метрах от храма завистливо смотрит темными глазами окон и ждет своей очереди!

    .

    • В Старой Руссе мы бывали дважды, и я подробно рассказывал об этом замечательном новгородском городке, но в этом году, когда мы приехали в третий раз,…
    • В этом году мы вновь отправились летом в Новгородскую область, исследовать новые места, а также гулять по уже известным местам, которые нам…
    • Жаркое лето 2021 года не позволяло нам делать костры в походах, поэтому пришла нам идея — сделать в походе окрошку. Это лучший выбор для жарких дней:…
    • В Старой Руссе мы бывали дважды, и я подробно рассказывал об этом замечательном новгородском городке, но в этом году, когда мы приехали в третий раз,…
    • В этом году мы вновь отправились летом в Новгородскую область, исследовать новые места, а также гулять по уже известным местам, которые нам…
    • Жаркое лето 2021 года не позволяло нам делать костры в походах, поэтому пришла нам идея — сделать в походе окрошку. Это лучший выбор для жарких дней:…

    О. Владимир: До поликлиники им не дойти, а до храма доходят

    Наш разговор с настоятелем храма Алексия, человека божьего в Поле (17-18 в.в.) состоялся прямо в церкви, рядом стоял гроб, роственники вокруг него оплакивали умершего, а мы с батюшкой говорили.

    Батюшка, что за святой — Алексий, человек Божий, в честь которого назван храм в Пскове?

    Человек, который провел свою жизнь в молитве Богу, и оставил мир. Он был жителем Рима, его отец — один из самых богатых людей.

    Алексий не воспользовался богатством отца, у него была богатая невеста, он ее оставил сразу после венчания. Ушел спасать свою душу. Ушел в другие города.

    Сел на корабль и отплыл в Эфес, где прожил около тридцати лет на паперти храма, нищенствуя, прося подаяния, молясь, день и ночь.

    • Когда вы сюда пришли, в каком году, как это произошло?
    • Это было семь лет назад, вызвал меня в епархию правящий архиерей, архиепископ Евсевий и дал указание восстанавливать это храм, который был заброшен: без окон, без дверей, без проводки.
    • А что здесь было?

    Здесь были какие-то мастерские художественные, потом все было брошено. Жили бомжи. Территория была приведена в ужасное состояние: шесть заводов тут пили около пятнадцати лет, и кладбище возле церкви называлось «Кабачок Мертвые души». Для нашего рабочего класса. Вот к чему я пришел.

    Батюшка, Вы пришли в такую разруху, но, я понимаю, с Божьей помощью храм ожил, живет. Как трудились? Люди приходили, помогали?

    Было все естественно. У каждого мужика есть руки, есть голова.

    У батюшек тоже есть, может, в большой степени?

    Они такие же мужики, но, возможно, у священников действительно в большей степени есть способность восстанавливать, строить, выпрашивать деньги на это. Просить, организовывать людей, состоятельных людей.Объяснять, ходить, просить. Можно сказать, что где-то, но редко, выколачивать деньги. Вот так. И  до этого и у меня был опыт большой: четыре храма я восстанавливал.

    Какие?

    Любятовскую церковь, прежде всего, там капитально отремонтировали Никольский храм. Тогда еще у государства деньги были. Мироносицкий храм, Псковское духовное училище. Теперь вот эту церковь. После я восстановил церковь Иоакима и Анны на улице Калинина.

    Да, церковь одна из красивейших в Пскове, а как к ней пришли?

    Да, она красивая, а внутри — еще великолепнее. Очень просто пришел, когда этот храм восстановил, придел, в котором служим, у нас называется  Рождества Пресвятой Богородицы. Взял я циркуль, взял карту и определил, что ближайший храм к Алексеевскому — Иоакима и Анны, родителей Богородицы. Тогда стал просить у Владыки, чтобы он благословил восстановить и этот храм.

    Храбрый вы человек батюшка.

    Почему храбрый? Нет, не храбрый.

    Знаете, есть батюшки-молитвенники, в одном храме всю жизнь проживут, прослужат, молясь, и это подвиг. Понятно, что молитва – трудная работа.

    Ну, молиться еще тяжелее, чем восстанавливать, еще тяжелее. Поэтому я и не сетую.

    Когда проходят службы в вашем храме и в церкви Иоакима и Анны?

    В Алексеевском все праздники: великие, большие, двунадесятые вечером в субботу и утром в воскресенье. А в храме Иоакима и Анны — пятница вечером и суббота утром. После литургии там с детьми занимаются иконописью в Воскресной школе.

    Давно Вы в церкви, о. Владимир?

    С 1969 года, а рукоположен с 1993 года.

    Вы наблюдаете своих прихожан, они меняются, увеличивается количество приходящих в церковь, что Вы скажете о вашей пастве?

    Паства иногда меняется, но, в основном, она та же самая — с того первого дня, как я пришел. Некоторые «шатающиеся», которым больше другой батюшка нравится, уходят. Есть священники, у которых хорошие проповеди, у меня, может, средние и ниже. Кто-то ближе к себе нашел храм. В основном, молящиеся наши на 90 % те, кто пришел с первого дня сюда и помог мне.

    Очень хотелось бы открыть кладбище, как это было традиционно, возле храма. Хотя бы для тех, кто прошел свою жизнь на этой земле, кто помог мне своими деньгами, заботами. Им уже за восемьдесят лет, положить бы их здесь рядом с церковью Они не пропустили за эти годы ни одного богослужения в храме. До поликлиники им не дойти, а до храма доходят.

    К власти я пока обратиться не решаюсь с этой просьбой.

    Помоги, Господи.

    Информационная служба Псковской епархии.

    Энциклопедия Санкт-Петербурга

    Статьи / Церковь прп. АЛЕКСИЯ ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ

    • Церковь прп. Алексия Человека Божия

    Рубрикатор / Святыни Петербурга/Приходские церкви Сейчас невозможно узнать в этом уродливо-нелепом заводском корпусе белоснежный трехпридельный храм с высоким куполом – одно из лучших творений в неорусском стиле известного зодчего Г. Д. Гримма. История храма тесно связана с развитием благотворительности в столице. После того как к Дому милосердия (см. церковь ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ при Доме милосердия), где призревались падшие женщины, присоединили отделение для малолетних преступников, и Дом переехал в собственное здание на Петроградской стороне, для его обитателей было решено создать церковь. Деревянный, на высоком фундаменте храм был заложен 9 апреля 1872 по проекту П. П. Михальцева, архитектора Дома, и 20 января 1873 освящен епископом Ладожским Тихоном. Поначалу храму хотели дать имя св. Марии Магдалины в честь вел. кн. Марии Николаевны, подарившей убранство своей домовой церкви, но так как деньги на постройку в основном поступили от московского купца Алексея Николаевича Дьячкова, то храм посвятили его святому. Дьячков пожертвовал церкви золоченую серебряную утварь, исполненную на фабрике Постникова. Образа написал Ф. А. Соколов, а две назидательные картины: „Блудный сын“ и „Кающаяся Мария Магдалина“ – Л. С. Игорев. У местных жителей почитанием пользовалась икона прп. Алексия в богатом и изящном окладе. С конца XIX века Петербургская сторона стала быстро застраиваться, а приписанный к Матфиевской церкви (см. приходскую церковь ап. МАТФИЯ, Покровскую) деревянный храм стал тесен и сильно обветшал. Тогда староста купец Я. Ф. Зиновьев и его жена пожертвовали крупную сумму на возведение рядом пятиглавой каменной церкви на 2000 человек, которая была заложена 22 октября 1906, в день Казанской Божией Матери. Она была задумана двухэтажной, с широкой звонницей над входом, в оригинальном новгородском стиле с элементами модерна. Несмотря на неоднократные воззвания, пожертвований на храм поступало недостаточно, и после смерти старосты стены долго стояли без крыши. Наконец, в октябре 1909 были водружены кресты, но лишь после того как С. И. Садиков подарил общине иконостас, епископ Нарвский Никандр 4 декабря 1911 освятил главный престол верхней бесстолпной церкви, а тремя днями раньше – правый, Казанской Божией Матери, украшенный на средства Е. В. Проворной. Дальше дело не пошло, и левый Никольский придел и весь нижний трехпрестольный храм до революции оставались без освящения. Нижний храм был освящен только 1 января 1922 митрополитом Вениамином. Несмотря на это, после переезда Дома милосердия в Лесное церковь в 1912 стала приходской. Деревянную постройку при этом не снесли, и в ней продолжали служить. В Петров день по окрестностям из храма шел крестный ход. С 1905 в нем впервые в столице стала практиковаться церковная встреча Нового года. В 1895–1926 настоятелем служил прот. Василий Васильевич Ильтонов. Закрыта 10 декабря 1932 и сразу капитально перестроена под заводские помещения. Архивные источникиРГИА. Ф. 799. Оп. 25. Д. 1667. Литературные источникиХрам во имя преп. Алексия Человека Божия… СПб., 1914. ИСС. 1878. Т. 6. С. 453–454. ЛМХ. Вып. 6. С. 60. Пятидесятилетие деятельности С.-Петербургского Дома милосердия. СПб., 1914. С. 3–5. Черепенина, Шкаровский. 1999. С. 12–14. НР2. С. 366–369. ПериодикаЗодчий. 1873. № 3/4. С. 52; 1906. № 32. С. 332. Л. 40. ПрЦВ. 1895. № 10. С. 378–379. ВПГ. 1906. № 232.

    РП. 1912. № 34. С. 519; 1913. № 50. С. 796–798.

    Читайте также:  О любви к богородице - богослов

    Авторы

    Кобак Александр Валерьевич Антонов Виктор Васильевич

    Персоны

    Вениамин (Василий Павлович Казанский), митрополит Гримм Герман Давидович Игорев Лев Степанович Ильтонов Василий Васильевич Мария Николаевна, вел. кн. Михальцев Петр Петрович Никандр (Феноменов), епископ Постников Садиков Сергей Иванович Соколов Федор Андреевич Тихон, епископ Выборгский

    Адреса

    Бармалеева ул./Санкт-Петербург Чкаловский пр./Санкт-Петербург, д. 50

    Предметный указатель

    Церковь ап. МАТФИЯ (Покровская) Церковь ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ при Доме милосердия САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОМ МИЛОСЕРДИЯ Упоминается в статьях (4)

    • Церковь прп. Алексия Человека Божия
    hidden

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОМ МИЛОСЕРДИЯ Вел свою историю от частного Магдалининского убежища для «раскаявшихся публичных женщин», основанного в 1833 в Коломне британской подданной Саррой Александровной Биллер (урожд. Кильгем) и Анной Федоровной Михельсон
    Источник: Благотворительность в России
    hidden

    Церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА при Институте принцессы Терезии Ольденбургской Институт все время своего существования находился под покровительством семьи Ольденбургских. Его основательницей была принцесса Терезия Нассауская, супруга принца Петра Ольденбургского
    Источник: Святыни Петербурга
    hidden

    Церковь ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ при Доме милосердия С целью „возвращения раскаивающихся публичных женщин на путь честного труда“ в столице в 1833 по инициативе Сарры Бюлер открылось частное Магдалинское убежище, которое в 1844, как Отделение кающихся
    Источник: Святыни Петербурга
    hidden

    Церковь свт. ТИХОНА ЗАДОНСКОГО при Александровском приюте Общество пособия бедным женщинам, состоявшее под покровительством Императрицы Марии Феодоровны, возникло в 1865 и уже в следующем году открыло в наемном деревянном доме на набережной Крестовского острова приют, где призревалось 50 бедных девочек
    Источник: Святыни Петербурга

    Церковь Преподобного Алексия, человека Божия в Костроме

    Достопримечательности мира

    Церковь Преподобного Алексия, человека Божия в Костроме

    Кирпичный двухэтажный храм, расположенный в самом центре Костромы, привлекает паломников и туристов необычной композицией и сдержанными барочными формами. Он появился в бывшей Гашеевской слободе во второй половине XVIII века.

    Высокая колокольня Алексеевской церкви видна издалека и увенчана изящной золоченой короной – знаком близости костромского храма к царской семье.

    Кроме того, история этого старинного храма тесно переплетена с судьбой Анастасиина женского монастыря.

    История строительства церкви

    Место, где находится храм, в начале XVII века располагалось на северной окраине Костромы и было занято домами Гашеевской слободы, жители которой занимались гашением извести. В те времена все местные слободские дворы принадлежали Анастасииной женской обители.

    Вид на колокольню церкви Алексия, человека Божия в Гашеевой слободе

    Первый деревянный храм, построенный здесь, упоминается в писцовых книгах середины XVII века. Уже в те времена он был посвящен Алексию, человеку Божиему. Исследователи уверены, что выбор названия церкви был связан с особым к ней отношением государя Михаила Федоровича Романова.

    В Смутные времена польско-литовские отряды разграбили Анастасиину обитель, и ее настоятельница попросила у государя грамоты, подтверждающие монастырские владения. Ведь старые документы во время нападения неприятеля были утрачены.

    Царь выдал письменное подтверждение, что обитель владеет Гашеевской слободой и может использовать земли под коровий двор. Вскоре у царской семьи появился сын – будущий наследник престола Алексей Михайлович (Тишайший).

    И, разумеется, новую деревянную церковь в Гашеевской слободе назвали именем его небесного покровителя.

    Прошло более 100 лет, и деревянная церковь обветшала. Ее священник испросил разрешения у Костромского и Галичского епископа и, получив его, приступил к возведению нового каменного храма.

    Архитектурный проект был столь масштабным, что осуществлять его пришлось постепенно. Вначале (1759-1762 гг.) построили сам двухэтажный храм, а в 1770-е годы к нему добавили двухэтажную трапезную и нижний ярус здания колокольни.

    Достраивать колокольню пришлось уже в начале XIX века. Тогда же к западной стороне церкви пристроили крыльцо.

    История церкви в XIX-XX веках

    На нижнем этаже нового храма сделали два престола. Один был посвящен Алексию, человеку Божиему. А другой освятили в честь святителя Василия Великого.

    Так решили сохранить память о пределе Василия Великого в Сретенском храме, чьи прихожане были приписаны к Анастасииной обители.

    На верхнем этаже Алексеевской церкви обустроили престол во имя Соловецких старцев, а также святителя Димитрия, Митрополита Ростовского.

    Потом стены храма расписали. Особую историю имеет фреска «Тайная вечеря», размещенная над алтарем верхнего храма. Изографы выполнили ее масляными красками в академической манере письма. А в качестве прототипа использовали гравюру, где была изображена копия знаменитой фрески Леонардо да Винчи из монастыря в Милане.

    В начале XX века община прихожан Алексеевской церкви была большой и объединяла более чем 700 местных жителей, а в причте числились священник и псаломщик.

    Дети получали начальное образование при церковно-приходской школе, работавшей при храме с 1886 по 1917 годы.

    Костромичи любили Гашеевскую слободу как хорошее место для отдыха, потому что возле церкви располагался большой Медный пруд, и здесь можно было взять лодку для катания.

    С приходом советской власти церковь закрыли не сразу, а лишь в 1929 году. Отдел образования стал использовать ее, как изолятор. А годом позже во внутренних помещениях разместили общежитие.

    Потом разобрали «ненужные» барабан с главкою, крыльцо и верхние ярусы колокольни, а засыпали Медный пруд землей.

    Здание церкви утратило специфические черты культового сооружения и использовалось, как жилая постройка.

    Только в конце 1980-х годов стали возрождать древний храмовый комплекс. Работы по восстановлению изначального архитектурного облика проводились по проекту И.Ш. Шевелева и заняли 4 года.

    Храм возвратили приходской общине в 1992 году. Спустя год церковь отдали в ведение Костромскому Духовному училищу, которое позже преобразовали в семинарию.

    И, когда закончилась реставрация, церковные богослужения стали проводить не только в нижнем, но и в верхнем храме.

    Архитектура и внутреннее убранство

    Каменный храм построен под влиянием стиля барокко. Ко времени его строительства в столице России этот стиль уже вышел из моды и почти не использовался, но в провинции продолжали наделять здания элементами барочной архитектуры.

    Композиционно церковь состоит из вытянутого в одну ось с востока на запад четверика, стоящей поперек трапезной и колокольни. С западной стороны в виде двухмаршевой лестницы примыкает крыльцо. Высокий и стройный основной объем храма имеет полукруглую алтарную абсиду, завершающуюся восьмигранным барабаном и увенчанную маленькой главкой.

    Специфика внутреннего устройства церкви была в том, что основное пространство храма и алтарная абсида не были разделены и составляли единый объем. Перегородку между ними на первом этаже здания установили не так давно.

    Другая особенность Алексеевкой церкви в том, что колокольню, венчает не традиционная луковичная или шлемовидная главка, а ажурная позолоченная корона. Ее появление связывают с двумя событиями: посвящением храма рождению будущего российского царя Алексея Михайловича и визитом царицы Екатерины II в город в 1767 году.

    Основной элемент внешнего декора здания составляют рамочные наличники окон, которые выполнены в едином стиле по всем церковным фасадам. А над окнами второго этажа находятся живописные полукруглые арки.

    Художественный декор интерьера частично утрачен, а сохранившиеся фрески сделаны в технике клеевой живописи. Их манера и сюжеты соответствуют традициям костромской стенографии конца XVIII и начала XIX века. Фрески сводов и примечательная роспись «Тайная вечеря» были полностью восстановлены в 1994 году костромскими художниками-реставраторами.

    Современное состояние храма и режим посещения

    Алексеевская церковь – действующая и полностью восстановлена. Завершена реставрация настенных росписей, вокруг храма сделана церковная ограда и повешены колокола. Церковь считается памятником истории и культуры федерального значения и имеет статус домового храма при семинарии. Внутрь церкви могут попасть все желающие. Она открыта ежедневно с 10.00 до 18.00.

    Главка храмовой колокольни в виде позолоченной короны

    Как доехать

    Церковь расположена на ул. Катушечной (бывшей Алексеевской), 14.

    На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры).

    В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги и доехать до ул. Советская. На перекрестке повернуть налево и ехать по Советской, Смоленской и Сенной улицам до пересечения с ул.

    Катушечная. Храм расположен в 100 м от перекрестка улиц Катушечная и Сенная.

    На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа.

    Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км.

    По городу к храму можно подъехать на автобусе № 21, троллейбусе № 7, а также маршрутных автобусах № 21, 48, 49, 51, 56 (до остановок «Гражданпроект» или «Хлебзавод»).

    Рейтинг достопримечательности:

    ← КОСТРОМА КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →
    • Отличные экскурсии по Костроме от Трипстера
    • Поиск дешёвых авиабилетов в Кострому на Авиасейлс
    • Поиск жилья в Костроме на Booking.com

    Церковь Преподобного Алексия, человека Божия на карте

    Читать по теме на Putidorogi-nn.ru:

    МУЗЕИ КОСТРОМЫ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ ЦЕРКОВЬ СПАСА В РЯДАХ СУСАНИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ
    ЧАСОВНЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЦЕРКОВЬ ИЛИИ ПРОРОКА ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА И АНТОНИНЫ ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
    ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ БОГОЯВЛЕНСКО-АНАСТАСИИН МОНАСТЫРЬ СПАСО-ЗАПРУДНЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ НА ДЕБРЕ
    ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА ИОАННО-ЗЛАТОУСТОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *