О празднике покров пресвятой богородицы — богослов

Божья Матерь с омофором: YouTube/Semirechie

Покров Пресвятой Богородицы — один из важнейших праздников всех приверженцев православия. Во многих странах, где православная вера является главной, этот день объявлен официальным выходным. Об истории возникновения праздника, главных приметах и его смысле узнаете из статьи.

Покров Пресвятой Богородицы: дата, история, смысл праздника

Покров из года в год в православии отмечают в один и тот же день — 14 октября. Праздник очень любят и чтят в Казахстане, России, Украине, Беларуси и ряде других стран. Православные греки празднуют Покров 28 октября, а прихожане греко-православной церкви в Иерусалиме это торжество отметили по старому летоисчислению 1 октября.

В основе события, положившего начало важному дню, лежит предание Андрея Юродивого — христианского святого. Само событие, а точнее необычное явление, произошло в начале X столетия в Византии.

Андрей, молясь с другими братьями во Влахернской церкви Богородицы, среди глубокой ночи увидел Матерь Божию.

Это произошло в 910 году в период нашествия армии варваров, взявшей в осаду богатый торговый город Константинополь (ныне — Стамбул).

Когда Троица в 2021 году: дата и традиции праздника

Богородица как чудное видение пришла в храм по воздуху. Со слов очевидцев и самого Андрея, Приснодеву Марию сопровождали:

  • ближайший предшественник Христа — Иоанн Предтеча;
  • один из двенадцати апостолов — Иоанн Богослов.

О празднике Покров Пресвятой Богородицы - БогословПокров Пресвятой Богородицы проводят в молитвах: YouTube / Галатея Кортикова

Впереди и позади Богородицы шли и другие святые в белых одеждах. Они пели молитвы, как во время крестного хода. Дойдя до центральной части храма, Богородица остановилась и сняла головной убор, похожий на покрывало, называемый омофором. Им покрыла головы молящихся в храме людей.

Омофор излучал яркий космический свет. Ошеломленные увиденным, люди усердно молились. Затем Божья Матерь удалилась в сопровождении ангельской свиты, благословив всех мирян на освобождение от захватчиков, укрепив их дух и веру.

Вербное воскресенье: история и значение праздника

Есть и альтернативный вариант описания этого необычного явления. Его представил Дмитрий Ростовский — епископ Русской православной церкви. Он утверждал, что чудесное событие случилось в период правления византийского императора Льва Мудрого. Описание события совпадает с тем, что увидел Андрей Юродивый.

Почему так важно то, что случилось в храме? Почему православная церковь выделяет 14 октября? Праздник служит напоминанием о существовании Божьей помощи. Суть удивительного явления, описанного в древних летописях, была в следующем:

  • под Константинополем стояла армия врагов, приплывших на многочисленных кораблях;
  • существовала реальная угроза полного истребления всех жителей и захвата города.

К великому удивлению и радости горожан, опасные враги отступили. В момент, когда на небе не было ни облачка, вдруг поднялась сильнейшая буря. Море охватил мощный шторм, который разрушил корабли варваров. Многие погибли, остальные бежали.

Благовещение: история праздника и приметы

О празднике Покров Пресвятой Богородицы - БогословПокров Пресвятой Богородицы и традиционный крестный ход: YouTube / Святогорская Лавра

Принято считать, что это Божественная Заступница сохранила жизнь тысячам людей, отведя неминуемую угрозу. Покрыв головы своих земных детей, уберегла их от смерти, восстановив справедливость. Ее волшебный омофор стал символом защиты от угрозы. С уходом Богородицы и ее свиты покрывало растаяло в воздухе без следа.

Официально отмечать и поздравлять с Покровом Пресвятой Богородицы православный народ начал с XII века, с момента, когда осенью 1164 года особый указ издал великий русский князь Андрей Боголюбский.

Якобы он узнал о предании Андрея Юродивого из книг, которые прочел во время военного похода.

Князь не только учредил праздник, но также назвал в честь него Храм Покров на Нерли, сохранившийся до наших времен.

1 апреля — День смеха: что известно о празднике

Традиции и приметы на Покров

В честь великого праздника названы тысячи храмов и монастырей в больших и малых городах, написаны тысячи икон и картин. Постепенно праздник Покрова трансформировался. Суть его свелась к следующему:

  • это особый знак покровительства, который посылает Божья Матерь своей пастве;
  • это встреча осени с зимой, переломный момент в сезонах;
  • с Покровом приходит время завершения полевых работ и начала осенних ярмарок, праздников и свадебного сезона.

Познакомимся с традициями, которые существуют в народе и важны в этот день. Известно, что Богоматерь — покровительница земледелия. День Покрова Пресвятой Богородицы очень важен для природы и сельского хозяйства.

О празднике Покров Пресвятой Богородицы - БогословПокров Пресвятой Богородицы в православном храме: YouTube / Semirechie

По традиции в Покров день принято:

Какого числа Пасха в 2021 году

  • красиво одеваться, отдыхать и праздновать;
  • ходить на службу в храм, усердно молиться за умерших;
  • накануне убираться в доме, печь блины, караваи, пироги с овощами и фруктами нового урожая;
  • угощать соседей и друзей приготовленной с любовью пищей, раздавать милостыню.

На Покров приметы есть во всех сферах жизни. Все приготовления к празднику нужно завершить накануне, чтобы непосредственно в торжественный день отдохнуть и помолиться. Есть следующие важные приметы на Покров, которые нужно знать:

  • погода в день праздника покажет, какой будет зима — теплой или холодной;
  • девушкам, которые мечтают о замужестве, надо поставить в храме свечу. Кто поставит раньше, тот раньше встретит своего суженого;
  • ветер с юга — к мягкой зиме, с востока и запада — к суровой, а северный ветер принесет обильные снегопады;
  • если в этот день улетают журавли, то зима будет холодной.

День святого Патрика: дата, особенности празднования в разных странах

О празднике Покров Пресвятой Богородицы - БогословПокров Пресвятой Богородицы и погодные приметы: YouTube / Медиа Холдинг ТВК

Часто в день праздника выпадает первый снег, покрывая землю, как Богоматерь головы верующих омофором. Приметы на Покров день говорят, что ранний снег — к снежной зиме, а его отсутствие обещает, что снега не будет до декабря.

Что нельзя делать в Покров? Итак:

  • Работать в поле и дома.
  • Употреблять алкоголь.
  • Желать зла людям или ссориться с ними.

Можно смело сказать, что один из самых любимых праздников всех православных людей — Покров. Приметы, традиции и история дня не только объединяют людей, но и возвращают их к истокам. Готовьтесь заранее, собирайтесь семьями и сохраняйте священную историю дня ради будущих поколений.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/leisure/holidays/1879372-pokrov-presvatoj-bogorodicy-data-istoria-primety/

«Тя бо виде святый Андрей на воздусе…», — о празднике Покрова Пресвятой Богородицы

В 910 году во Влахернском храме Константинополя, где хранилась риза Божией Матери, случилось великое чудо явления Пресвятой Богородицы, свидетелями которого стали блаженный Андрей, ради Христа юродивый, и его ученик блаженный Епифаний.

Присутствуя за воскресным богослужением, святые увидели Царицу Небесную, вышедшую по воздуху в центр храма в сиянии славы и сопровождаемую ангелами и святыми. Сначала Пречистая со слезами молилась за собравшихся православных, а потом сняла с себя омофор и распростерла его над молящимися в храме, как чудесную защиту от их видимых и невидимых врагов.

Значение и события праздника

Рассказ, повествующий о событиях праздника Покрова Пресвятой Богородицы сохранён в житии блаженного Андрея, ради Христа юродивого. Согласно тексту жития, чудо случилось в воскресный день, 1 октября 910 года, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися.

В это время Византийская империя под предводительством императора Льва Мудрого вела войну с сарацинами (по другим сведениям, славянами) и жителям Константинополя угрожал флот неверных, прибывший к его стенам. Сам император, Константинопольский патриарх Макарий, весь клир и народ усиленно молились Господу и Божией Матери об избавлении от опасности.

Святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и святыми, среди которых были святой пророк Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов.

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, затем, подойдя к Престолу, продолжала свою молитву подле него.

Потом Она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Омофор в руках Божией Матери блистал «паче лучей солнечных», распространяясь благодатным покровом над верующими.

Пресвятая Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего неуслышан».

Закончив молитву, пречистая удалилась, забрав и свой омофор, но оставив над молящимися благодать Божию. Вскоре корабли неверных, угрожавшие городу, разметала внезапно поднявшаяся буря и они поспешно отступили от стен византийской столицы.

  • Чудесное явление Царицы Небесной не случайно произошло именно во Влахернской церкви, ведь там хранились перенесенные из Палестины в V веке великие святыни: риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса.
  • О празднике Покров Пресвятой Богородицы - Богослов
  • Становление и собенности праздника
Читайте также:  Шестопсалмие читается на церковно-славянском языке на утрене - богослов

Во Влахернской церкви память о дивном явлении Богоматери сохранилась на долгие годы. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но паломник заметил также, что Греческая Церковь, помня о чуде, не чествует день Покрова Пресвятой Богородицы как-то особо.

А вот на Руси с момента Крещения страны особо почитали Пресвятую Владычицу. В календаре Русской Православной Церкви этот праздник имеет статус «великого» и отмечается 1 (14 по н.ст.) октября.

В «Прологе» ХII века так сообщается об установлении особого праздника в честь Покрова на Руси: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

Празднование Покрова распространилось на Руси благодаря заботам князя Андрея Боголюбского около 1164 года, в память заступничества Богородицы через Её Владимирскую икону за войско Андрея Юрьевича Боголюбского в походе против волжских булгар. В 1165 году им была построена прекраснейшая церковь Покрова на Нерли в полутора километрах от его резиденции в Боголюбово (Владимирская область).

Тогда же на территории Руси появилось множество других храмов, посвящённых празднику Покрова. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (Зворинский монастырь), а позднее, в Москве, царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери на Рву (более известный как храм Василия Блаженного).

Богослужебные особенности празднования Покрова Пресвятой Богородицы во многом соответствуют Богородичным двунадесятым праздникам и сам праздник также относится к богородичным. Богослужение в этот день совершается духовенством в облачениях голубого цвета.

Служба на церковнославянском языке имеет один канон, написанный преподобным Саввой. Стар­шие спи­ски бо­го­слу­жеб­но­го по­сле­до­ва­ния Покрова Пресвятой Богородицы да­ти­ру­ют­ся серединой XIV века. В па­мят­ни­ках XV — начала XVII веков на­блю­да­ет­ся вы­тес­не­ние служ­бой По­кро­ва бо­лее древ­не­го чи­на, по­свя­щён­но­го апостолу Ана­нии, чья па­мять от­ме­ча­ет­ся в этот же день.

В день Покрова Пресвятой Богородицы нет поста, если же день праздника выпадает на среду или пятницу, то разрешается вкушать рыбу.

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале («Золотые ворота») и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.

О празднике Покров Пресвятой Богородицы - Богослов

Традиции Покрова и интересные факты

На Руси Покров это первый по-настоящему осенний праздник. В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой, заканчивали все сельскохозяйственные работы. Примерно в эти дни начинали топить в избах.

С этого дня в прошлом начинались вечерние девичьи посиделки с рукоделием и начинался свадебный сезон. Нередко, именно в этот день выпадал первый снежный покров. Согласно народным поверьям чем больше выпадало снега, тем больше ожидалось осенних свадеб.

Интересно, что в ХХ веке праздник Покрова возродился и в Греческой Церкви. Решением Священного Синода Греческой Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется в день освобождения Афин от фашистских захватчиков (день Охи) — 28 октября. Для праздника Покрова Пресвятой Богородицы составлена особая служба.

Согласно базы данных «Храмы России», на территории России наибольшее количество храмов (23%) посвящены святителю Николаю Чудотворцу, а на втором месте по численности (7,51% или 1384 храма и часовни) — храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Во Владимирской области празднику посвящён целый город, который так и называется — «Покров».

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Икона праздника«ПокровПресвятой Богородицы»

  • Праздник Покрова Божией Матери празднуется 14 октября.
  • О празднике Покрова Пресвятой Богородицы иерей Александр Пикалёв
  • Благодатный Покров прот. Валериан Кречетов
  • Покров Пресвятой Богородицы: заступление во всех бедах прот. Анатолий Малинин

Покров Пресвятой Богородицы Рубан Ю.И.

Житие и деяния святого отца нашего Андрея, Юродивого Христа ради

Список храмов с престольным праздником Покрова Пресвятой Богородицы

Влахернская церковь всегда была одной из главных святынь Константинополя: здесь хранились риза: (по-гречески – «омофор», то есть покров) и пояс Богоматери, привезенные паломниками из Иерусалима. В IX веке от Р.Х.

наши предки – русы, тогда еще язычники, осадили Константинополь. Во время службы во Влахернской церкви защитникам города явилась Богоматерь, и, в знак того, что дает им свою защиту, покрыла их своей ризой.

После этого омофор погрузили в прибрежные воды, и поднявшаяся в ту же минуту буря разметала русские ладьи.

Есть и другие версии, но самое интересное в этой истории то, что именно Покров, греческий праздник поражения руссов, стал одним из главных праздников русской церкви. Все дело в том, что, проиграв сражение, русы выиграли нечто большее.

Увиденное в Константинополе чудо потрясло их, и вскоре нападавшие попросили крестить их – так Православие впервые пришло на Русь.

А чудо явления Пресвятой Богородицы стало пониматься с тех пор как знак покровительства Богородицы всем молящимся и прибегающим к Ее заступничеству.

На Руси этот праздник был установлен в XII веке заботами святого князя Андрея Боголюбского. При нем же в 1165 году был построен знаменитый храм Покрова на Нерли.

Праздник Покрова Богоматери и икона Покрова — трогательный символ неустанного предстательства Владычицы за род людской — пришлись особенно по сердцу. Праздник Покрова, не будучи двунадесятым, чествуется в народном быту не менее двунадесятых.

Есть целый город во Владимирской области — Покров.

В Москве есть Покровский собор, называемый обыкновенно храмом Василия Блаженного. Собор этот заложен царем Иоанном Васильевичем Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, так как в праздник Покрова русские овладели городом.

Празднование иконы Покрова Пресвятой Богородицы совершается 14 октября по новому стилю.

Долгое время праздник Покрова праздновался только в России, а в Греции, где он возник, о нем забыли. Но в нынешнем веке вернулся он и в Греческую Церковь.

Явное заступничество Пресвятой Богородицы помогло народу этой страны освободиться от фашистских завоевателей в ходе Второй Мировой войны.

По решению Священного Синода Элладской Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется в день освобождения Афин 28 октября, ему составлена особая служба.

Особо почитается Божья Матерь и праздник Покрова на Святой горе Афон в Греции. Это место, являющееся земным уделом Богородицы.

* * *

В последние тяжкие времена, когда, с умножением грехов наших, увеличились наши бедствия – во исполнение слов святого Апостола Павла: «в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями» (2Кор.

11:26); когда во исполнение слов Самого Господа восстает народ на народ, и царство на царство, и наступают глады, моры и землетрясения по местам (Мф.

24:7), когда теснят нас нашествия иноплеменников, междоусобные войны и смертоносные раны, – Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подает нам в защиту Свой покров, чтобы освободить нас от всяких бедствий, чтобы защитить нас от глада, мора и землетрясения, спасти от войн и ран и сохранить нас невредимыми под Своим покровом.

Знамение сего явилось в царственном городе Константинополе, в правление благочестивого царя Льва Мудрого[1], в преславной церкви Пресвятой Богородицы, что во Влахернах[2].

Там во время совершения всенощного бдения, в день воскресный, первого числа октября месяца[3], в четвертом часу ночи, в присутствии многочисленного народа, святой Андрей, Христа ради юродивый[4], возвел очи свои вверх и увидел Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию[5]:

  1. – Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?
  2. Епифаний ответил:
  3. – Вижу, святой отче, и ужасаюсь[6].

Как некогда святой Иоанн Богослов видел на небе великое знамение, жену облеченную в солнце, так и святой Андрей, во Влахернской церкви, подобной небу, увидел Невесту Неневестную, одетую в солнечную порфиру.

Знамение, виденное Иоанном Богословом прообразовало Премилосердную Покровительницу нашу, так как таковое же знамение явилось в то время, когда была открыта тайновидцу угрожавшая всей твари гибель: «и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце»

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

В четвертом часу ночи святой Андрей подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом в окруженни ангелов и святых. Царицу Небесную сопровождали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов.

Преклонив колена, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со Своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов.

Читайте также:  Частный суд божий в православии после смерти - богослов

Святой Андрей с трепетом созерцал видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?». Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Богородица просила Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Имя и прибегающих к Ее заступлению.

Андрей и Епифаний долгое время смотрели на распростертый над народом покров, пока он не исчез.

Святой Андрей, память которого празднуется на следующий день — 15 октября (2 октября по старому стилю), созерцавший видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту.

Позднейшее предание связывает видение Богоматери святым Андреем с походом на Византию русских князей. Тогда Покров Богородицы защитил Константинополь от нападения дружины славян. Их корабли развернулись, и город был спасен. В походе этом участвовал князь Олег, воспетый Александром Пушкиным, который прибил «щит на врата Цареграда», и возвратился в родной Киев.

Во Влахернской церкви сохранилась память о явлении Богоматери. В ХIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но греческая церковь не знает этого праздника.

В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события. С XII века на Руси стали строить храмы в честь Покрова Божией Матери. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским.

Заботами этого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в ХII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь).

В Москве на Красной Площади царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери, известный как храм Василия Блаженного.

  • Икона в честь праздника отражает его историю: в центре изображена Богородица, держащая омофор над головами людей; по Ее правую руку изображены блаженный Андрей, Епифаний и мученики, по левую руку — Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.
  • Самые древние на Руси изображения праздника Покрова, датировавшиеся XIV веком, можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря во Пскове.
  • На Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы называли Покров день, а также Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся со сменой времен года, пережитками языческих верований, бытовыми хлопотами. Обычно в это время заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки, начинался осенний свадебный сезон.

Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Крестьяне также связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Покров Пресвятой Богородицы: история праздника

Среди церковных праздников Покров Пресвятой Богородицы занимает особое место. Он приходится на 14 октября (1 октября старого стиля) — самое красивое время осени, когда в природе все окрашено в золото и багрянец — цвета Царства Небесного. И в то же время, по народным приметам, на Покров ложиться первый снег, убеляя багряное, очищая землю, покрывая ее «светом, яко ризою».

В основу праздника легло событие не из евангельской истории (как у большинства богородичных праздников), и даже не из русской, а из византийской. Событие это отражено в греческих агиографических источниках, в частности, в житии константинопольского юродивого Андрея, но в византийском богослужении оно следов не оставило. Византия праздника Покрова не знала.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы утвердился на Руси, в середине XII в., при благоверном князе Андрее Боголюбском, который княжил во Владимире и очень почитал своего небесного покровителя — св. Андрея юродивого. Запись об этом содержится в Прологе XII века.

Житие Андрея было хорошо известно на Руси, его перевод на славянский был сделан уже в XI в. В житии рассказывается, как однажды Андрей пришел во Влахернский храм и там во время молитвы увидел Божью Матерь, Которая стояла на воздухе, держа свой мафорий (покрывало, покров) над всеми молящимися в храме.

Влахерны — северо-западный район Константинополя, неподалеку от императорского дворца, здесь была знаменитая церковь Богородицы, построенная императором Львом Великим в 474 г., в этой церкви хранилась риза (мафорий) и пояс Богородицы, найденные царицей Еленой во время раскопок в Св. Земле.

Император Лев VI пред Христом. Фрагмент мозаики из храма св. Софии в Константинополе. Императора называли не только Мудрым, или Философом, но и Миротворцем

Византийцы очень почитали Божью Матерь, и Она по молитвам верующих не раз спасала Константинополь от вражеских нападений. Один из наиболее известных случаев произошел в царствование императора Ираклия (VII в.

), который, отправляясь на войну, поручил охрану столицы чтимой иконе Богородицы, и Пречистая Дева не пропустила врагов в город.

В честь этого события был составлен гимн Пресвятой Богородице — Акафист, где Она величается «Взбранной воеводой».

И таких случаев в истории византийской столицы было множество. Кстати, один из них связан с поражением русских. В 860 г. русские дружины осадили Константинополь, Св. патриарх Фотий после всенощного бдения вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и опустил ее в воды Босфора, тотчас поднялась буря и потопила русские корабли, город был спасен.

Чудо, свидетелем которого стал блаженный Андрей, произошло в 910 г. В ночь с пятницы на субботу, во время всенощного бдения, во Влахернах в этот день совершался особый чин богослужения.

Сохранились его подробные описания в позднейших источниках: «Был некогда в Константинополе, в одной церкви, образ Святой Девы, перед которым висел покров, совершенно закрывающий его; но в пятницу, на вечерне, этот покров, без всякого содействия, сам собою и божественным чудом как бы поднимался к небу, так что все это могли ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался до следующей пятницы». Это происходило с регулярностью и потому получило название «обычного чуда».

Но блаженный Андрей стал свидетелем чуда вовсе необычного. В это время Царьград переживал очередную осаду: город был в кольце сарацын (по другой версии — его осаждали войска русского князя Олега). Народ вместе с патриархом Евсевием и императором Львом IV Мудрым собрались во Влахернском храме, чтобы молиться Божьей Матери о заступничестве.

В житии Андрея читаем: «Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей… Был там также юноша Епифаний, который всегда молился с особенным рвением. Около 11 часов увидел блаженный Андрей Пресвятую Богородицу, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой.

В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сыны Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнами и песнопениями духовными.

И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный Андрей к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И они видели, как Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, прося за стоящих вокруг людей.

И когда Она окончила молитву, сняла с Себя мафорий, и, взяв его Своими пречистыми руками, распростерла над всеми стоящими в храме. И в течение долгого времени видели Андрей и Епифаний покров Богородицы, который был распростерт над народом и излучал славу Божию».

Князь Андрей Боголюбский, почитавший блаженного Андрея, с особенным вниманием отнесся к этому видению, восприняв его как особый знак для себя и своей земли.

Введением праздника Покрова, Андрея, можно сказать, поручал Богородице свой народ, свою землю, русскую Церковь Ее защите и покровительству.

И с тех пор Русь осознает себя одним из земных уделов Пресвятой Богородицы, а праздник Покрова становится одним из любимейших в народе.

Византийских икон, изображающих чудо явления Богородицы Андрею юродивому, не известно. Только в иконах, иллюстрирующих Акафист, встречаются клейма с изображением явления во Влахернском храме.

На Руси же Влахернское чудо получило и литургическое, и иконографическое оформление. Начиная с XII в. на русской земле стали освящать храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Первый из них — знаменитый храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 г. при Андрее Боголюбском.

Самое древнее из сохранившихся изображений Покрова мы находим на золотых (западных) вратах Суздальского Богородицерождественского собора (1220-1233 гг.).

Богоматерь здесь изображена по типу, близкому к образу Боголюбской: в молитве, в полуоборота, повернувшись ко Христу, изображенному в сегменте неба, а над ней в виде паруса — покров. Следующие по времени изображения Покрова относятся к XIV в.

Читайте также:  Третье обретение главы иоанна предтечи празднование 7 июня 2021 - богослов

, например, икона из Музея украинского искусства в Киеве и фреска Псковского Снетогорского монастыря (1313 г.).

В русской иконографии сформировалось несколько типов изображений праздника Покрова Пресвятой Богородицы, среди них выделяют среднерусский (суздальский) и северный (новгородский).

Среднерусский извод — мы встречаем его на иконе 1360-х гг. из Покровского монастыря в Суздале (ныне в ГТГ) — отличается тем, что Богоматерь Сама держит покров.

Событие происходит на фоне храма, данного как бы в разрезе, и этот храм наполнен народом — священники, император, патриарх, монахи, миряне, что вполне соответствует описанию видения блаженного Андрея.

Сам он всегда изобажается в нижней правой части иконы вместе с юношей Епифанием.

Зачатьевская церковь Покровского монастыря в Суздале. XV в.

В новгородских иконах Покрова Богоматерь изображена в виде Оранты (молящейся), а покров простирают над Нею ангелы.

Композиция соответствует не рассказу из жития блаженного Андрея, но скорее напоминает о чуде, происходившем за еженедельным богослужением во Влахернском храме, когда завеса поднималась над образом Богоматери.

Одно из самых ранних новгородских изображений находится на стенах церкви Феодора Стратилата (ок. 1380 г.). Подобное изображение мы находим и в «софийских таблетках» (аналойные иконы из св. Софии Новгородской).

Такая же композиция описана в новгородском иконописном подлиннике: «Покров Святыя Богородици. Об одной церкви маковици; по сторонам две полаты; Пречистая на облачку; Петр с инеми апостолы на облачку ж, с правую руку Пречистыя, а Предтеча с Павлом и с святители на левой руке; а под ними облачек; а Роман по обычаю; а около его народ…».

Но есть и другая разновидность новгородского типа Покрова: ангелы простирают покров над Богоматерью Орантой, а выше изображен благословляющий Спаситель.

По сторонам от Богоматери — лик святителей и лик ангелов, внизу также святые — Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов и другие апостолы, а справа — блаженный Андрей, Епифаний и мученики. Этот извод встречается в иконах не только новгородского, но и псковского происхождения.

Наиболее древнее из новгородских изображений Покрова — икона из Покровской церкви Зверина монастыря (ок. 1399 г.).

В XVII веке нередко объединяли в одной иконе несколько иконографических изводов, желая как можно подробней рассказать о Влахернском чуде. Напротив, в ХIХ веке иконография как бы минимизируется, и на иконах мы видим изображение одной только Богородицы, держащей в руках покров. И если в ранних иконах этот покров красного цвета, то в поздних он превратился в белую ленту.

Покров. 1751 г. Белоруссия.

На многих иконах Покрова на амвоне изображается Роман Сладкопевец. Казалось бы: какое отношение к влахернскому чуду, произошедшему в Х веке, имеет Роман, живший в V в.

? Но включение известного гимнографа, автора кондаков в честь Богородицы, в сонм молящихся имеется глубокий символический смысл — это усиливает тему общецерковного прославления Богородицы. К тому же изначально Роман служил диаконом именно во Влахернской церкви.

Житие его повествует, что поначалу он не имел ни слуха, ни голоса, но от всего сердца любил Богородицу и желал прославлять Ее в гимнах. Клир храма потешался над ним, но Роман не переставал молиться Пречистой Деве.

Как-то, под Рождество Христово, он молился у иконы Богоматери и заснул, во сне ему явилась Матерь Божия и протянула хартию, сказав: «возьми, выпей (!) ее». Роман так и сделал, и почувствовал великое вдохновение и желание прославить Богородицу.

Он взошел на амвон и воспел: «Дева днесь Пресущественного рождает…» Все дивились красоте его голоса и тем прекрасным словам, которые изливались из его сердца. После этого Роман сочинил еще множество гимнов в честь Богородицы, за что его и прозвали Сладкопевцем. Вскоре Романа пригласили быть диаконом в Св. Софии — главном храме Константинополя. Память Романа Сладкопевца Церковь отмечает в тот же день, что и праздник Покрова — 1 (14) октября.

Иконография Покрова в любом из ее вариантов изображает торжество Церкви, радость всего рода христианского, имеющего Заступницу-Богородицу, покрывающую его и сберегающую от всякого зла честным Своим омофором.

Храм, который обычно изображается на иконах Покрова новгородского извода как бы в разрезе, символизирует всю вселенную, которая становится храмом славы Божьей.

На суздальском изводе мы видим храмы Константинополя, которые впрочем, на Руси воспринимались как образ Святой Земли.

Исследователь иконы князь Евгений Трубецкой так пишет об образе Покрова: «мы имеем нечто большее, чем человечество, собранное под покровом Богоматери: происходит какое-то духовное слияние между покровом и собранным под ним святыми; точно весь этот собор святых в многоцветных одеждах образует собою одухотворенный покров Богоматери. Именно в таких Богородичных иконах обнаруживается радостный смысл их живописной архитектуры и симметрии… Это — симметрия одухотворенной радуги вокруг Царицы Небесной; словно исходящий от Нее свет, проходя через ангельскую и человеческую среду, является здесь во множестве многоцветных преломлений…»

Покров. М. В. Нестеров, апсида Покровского храма Марфо-Мариинской обители
Покров Пресвятой Богородицы над Русскою землей. Современная икона. Хр. св. Николая в Клениках

«Нескучный сад»

Покров Пресвятой Богородицы: история и значение праздника

Ежегодно христиане отмечают важное православное празднество — Покров Пресвятой Богородицы. Историю и значение этого праздника важно знать каждому верующему человеку.

Православные люди встречают Покров Пресвятой Богородицы ежегодно 14 октября.

Этот праздник приравнен к числу двунадесятых церковных торжеств, а посему является неизменным и важнейшим для каждого верующего человека.

В основе его лежит событие, укрепившее в людях веру в Господа, его любовь и милость Небес. Сам праздник был утвержден в далеком десятом веке, но древние традиции сильны и по сей день.

История праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы занимает особое место среди всех православных праздников. Он приходится на середину октября, когда вся природа окрашивается в золото-багряные цвета — цвета Царствия Небесного.

Удивительно, но в основу становления праздника легло событие не из Евангелия.

О памятном дне известно из греческих источников, которые повествуют о житии Андрея Юродивого, очевидца чудесного явления Богородицы по зову многочисленных молитв, читаемыми верующими людьми.

В далеком 910 году в городе Константинополе разразилась ужасная война.

Многие историки полагают, что описанные события повествуют о войне с мусульманами, которая настигла византийский народ в десятом веке.

Нашествие врагов-иноверцев с каждым днем уносило не одну тысячу жизней праведных людей. Подойдя вплотную к стенам Константинополя, войска загнали верующих в тупик. Надежда оставалась только на чудо.

Верующие люди собрались в Валахерском храме. В момент всенощного бдения людскому взору предстало чудо. Весь храм озарился ярким светом, и с Небес, идя по воздуху, сошла Богородица в сопровождении ангелов и проповедников Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Все святые были одеты в белые одеяния.

Дева Мария сняла свою накидку и укрыла ею молящихся в знак того, что все мольбы были услышаны и теперь жители города находятся под ее покровительством.

В этот же день войска варваров прекратили свое нападение: по неизвестной причине они покинули город, в то время как разразившаяся буря уничтожила все корабли иноверцев.

Значение Покрова Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы на Руси был установлен в XII веке. По неясным причинам на основе чудесного события, произошедшего в Византии, в Греции столь любимый и чтимый всеми христианами праздник не был утвержден. Поэтому Покров — исключительно русское православное торжество, несущее в себе великое значение, глубокий и таинственный смысл.

Несомненно, само сказание указывает на неразделимую связь нашего народа с Богородицей. Праведные люди по сей день хранят в памяти события многовековой давности, не только как историческое происшествие, но и как живое доказательство проявленного милосердия и сострадания к молитвам грешных, но тянувшихся к святости людей.

В этот день мы почитаем Небесную Владычицу, чья неиссякаемая любовь закрывает нас, словно покровом, от всех бед, страданий и невзгод. Вспоминаем и тех, кто погиб, сражаясь за веру, Отечество и жизнь праведных людей. Также церковные традиции обязывают 14 октября помолиться всем миром за каждую грешную душу, покинувшую этот мир.

Незримая, но такая явная связь дает людям надежду. Значение праздника, которое не смогли перечеркнуть века и десятилетия безбожия, до сих пор освящает путь верующим людям. Это было особенное заступничество Божией Матери за христианский народ и каждую молящуюся душу. Ее покров с тех самых пор простирается над нашими головами, защищая и помогая в минуты отчаяния и горя.

На этот сюжет была написано немало икон. Иконография Покрова в любом из ее вариантов изображает торжество церкви, ликование всех христиан, находящихся под опекой великой Заступницы, оберегающей от всего зла.

Покров Пресвятой Богородицы — единственное православное празднество, основанное на исторических событиях, которые явили христианскому народу зримую связь со всем собором святых.

Благодаря этому празднику мы может быть уверены, что за нашей спиной всегда стоит Божия Матерь, которая ответит на каждую молитву и укроет своим покровительством от всех неприятностей и зла.

Мы желаем вам крепкой веры, будьте счастливы

Икона Божией Матери обладает поистине чудотворными свойствами. Православные христиане каждый год 10 декабря возносят ей …

Покров Богородицы относится к числу великих праздников. Говорят, что Господь благословляет брачные союзы в этот …

Покров Богородицы — это самое важное событие православного мира в октябре. Этот праздник отмечается повсеместно, …

В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это дюжина особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего …

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *