Память апостолов петра и павла — богослов

Православные праздники

Память апостолов Петра и Павла - Богослов

12 июля православная церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивается Петров пост.

Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру.

Напоминанием о единстве и разнообразии в жизни Церкви стал праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

По православному учению власть в Евангельской Общине принадлежала Собору Апостолов, среди которых Петр и Павел считаются главными – «первоверховными», в отличие от Католической Церкви, где Петр считается единоличным «главой апостолов».

Память двух апостолов празднуется одновременно, и это очевидный символ единства. Но Петр и Павел столь различны, что их общий праздник становится напоминанием о разнообразии.

Память апостолов Петра и Павла - Богослов

Разница между ними колоссальная в том, что апостол Петр был с самого начала верным учеником Христов, был свидетелем всего, что случалось вокруг Христа с первого момента Его выхода на проповедь.

И наоборот, апостол Павел был Христовым врагом, Его противником, он не верил в Него как в Мессию, он считал Его лжепророком; он вышел на проповедь не с тем, чтобы возвещать Евангелие, а с тем, чтобы быть гонителем христиан.

 Различно апостольское служение… Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной, Павел – символом «свободного» христианства, живущего по духу, а не по букве канонов и правил. Но все же апостолы едины: «Петрово» и «Павлово» в Церкви дополняют друг друга.

Память апостолов Петра и Павла - БогословАпостол Петр — уроженец города Вифсаиды, брат апостола Андрея, жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Иисуса Христа. Жизнь Петра освещена в Евангельском повествовании более других апостолов потому, что он все время находился рядом с Христом, особенно сильно был привязан к Нему, первый безоговорочно верит в Божественное посланничество Господа. За это он был удостоен особой близости к Господу. Так, с апостолами Иаковом и Иоанном Петр был свидетелем воскрешения дочери Иаира, видел славу Господню на горе Фаворе во время Преображения, оставался со Христом в Гефсиманском саду накануне предательства Его Иудою. Но, несмотря на всю свою любовь и преданность, Петр не избежал самого страшного греха — отступничества, который искупал потом всю жизнь. Преданный Христу, Петр после тайной вечери по малодушию трижды от него отрекается. Но лишь только Спаситель в эти минуты кротко взглянул на него, Петр понял всю тяжесть им совершенного и в сокрушении горько заплакал. Искреннее раскаяние его было принято Господом. Явившись апостолам после своего Воскресения, Христос вновь утвердил Петра в апостольском звании, троекратно повторив: «Паси овец Моих». И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5000, а потом еще 3000 человек. Апостол Петр прославился многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига.

Память апостолов Петра и Павла - Богослов

Караваджо. Распятие апостола Петра. (1600, Капелла Черази церкви Санта-Мария)

Петр мученически скончался в Риме примерно в 64 году (по другим источникам в 67 году). Петр был распят. Поскольку он считал, что недостоин быть распятым на кресте, как Спаситель, его, по собственной просьбе, распяли «стремглав» (то есть вниз головой). Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь собора святого Петра.

Память апостолов Петра и Павла - Богослов

Собор Святого Петра в Ватикане

Павел (евр. Савл), родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников (‹апостол язычников›).

За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет. Павел, как римский гражданин, был «усечен мечом» (т.е.

обезглавлен) в 67 году.

Память апостолов Петра и Павла - Богослов

Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и Первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день. 

Почему святых апостолов Петра и Павла называют первопрестольными и первоверховными? Вовсе не потому, что они, якобы, получили верховную власть над всеми апостолами. Для подобных утверждений мы не находим свидетельств ни в Евангелии, ни в апостольской истории.

Апостолы Петр и Павел именуются первоверховными не за преимущество перед другими во власти, а лишь по чести. За их великие труды. Все святые апостолы понесли множество трудов в благовестии Христова учения, но эти двое потрудились больше всех (1 Кор. 15:10).

Переходя из города в город, из страны в страну, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно и терпеливо перенося невзгоды и бедствия.

Память апостолов Петра и Павла - Богослов

В Москве Храмы святых апостолов Петра и Павла находятся: — в Ясенево (м.»Битцевский парк», Новоясеневский просп., 42); — в Лефортово (м.»Авиамоторная», ул. Солдатская, 4); — на Новой Басманной (м.»Красные ворота», Н. Басманная ул., 11);

— у Яузских ворот (м.»Китай-город», Петропавловский пер.).

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Назад к списку

Слово на день памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Архимандрит Кирилл (Павлов)

Память апостолов Петра и Павла - БогословВо всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18, 5), — так воспевает царь и пророк Давид, пророчески восхваляя святых Апостолов, которым суждено было потрудиться над распространением евангельской проповеди по вселенной.

  • Дорогие братия и сестры, сегодня Церковь Христова облеклась в праздничные одежды, духовно прославляя двух великих апостолов — Петра и Павла.
  • Все Апостолы трудились над устроением Христовой Церкви, но чествуемые ныне святые апостолы Петр и Павел потрудились больше всех и за свою пламенную ревность и горячую любовь к Господу Иисусу Христу и ближним названы первоверховными, как достойные всякой похвалы.
  • Вся Церковь Христова благодарна им за те труды, болезни, скорби, гонения, бедствия, какие претерпели они, распространяя веру Христову и обращая людей от тьмы язычества к свету Христова учения.

Святой апостол Петр (назывался он также Кифою или Симоном) происходил из небольшого городка Вифсаиды и по занятию был рыбарь. После призвания своего он следовал за Господом неотступно и за свою любовь к Спасителю удостоился стать избранным учеником Его вместе с Иаковом и Иоанном Богословом.

Именно им троим довелось быть свидетелями многих тайн судеб Божественных. Верным Господу святой апостол Петр оставался до конца своей жизни.

Правда, в стесненных обстоятельствах Апостол по малодушию отрекся от Господа во дворе первосвященника, но это свое отречение он омыл горячими слезами покаяния и после Воскресения Христова по троекратном вопрошении его Господом: любишь ли Меня (Ин. 21, 15)? — был восстановлен в апостольском звании и служении.

Первоначально апостол Петр проповедовал Евангелие преимущественно среди иудеев в Иерусалиме; затем он проповедовал в Самарии, Сирии, Асии, Вифинии, Понте, Галатии и, наконец, пришел в Рим, где и был заключен в темницу. Свою преданность и верность Господу он запечатлел мученической кончиной: был распят на кресте вниз головой в 67-м году от Рождества Христова.

Церковное предание гласит, что, когда император Нерон воздвиг гонение на христиан в Риме, римские христиане просили апостола Петра укрыться и выйти из города.

Когда же Апостол, преклонившись на их просьбы, пошел, то, подойдя уже к окраине города, увидел грядущего ему навстречу Спасителя и в трепете вопросил Его: «Куда Ты, Господи, идешь?» Господь же отвечал ему: «Иду, чтобы вторично быть распятым».

Из этих слов Господа святой апостол Петр уразумел, что наступил для него час прославить Господа своей смертью. Он вернулся в город и был осужден императором Нероном на распятие.

Считая себя недостойным того, чтобы принять такую же смерть, как Господь, апостол Петр просил, чтобы его распяли вниз головою, что и было исполнено: 29 июня он вместе с чествуемым ныне же святым апостолом Павлом был предан мученической смерти.

Что же до апостола Павла (называвшегося прежде Савлом), то настоящая его жизнь такова. Происходил он из Киликийского города Тарса и до обращения своего был яростным гонителем христиан, так что сам отыскивал и предавал их на мучения. Но однажды, когда он направлялся в Дамаск, чтобы и там преследовать христиан, на пути осиял его небесный свет и был к нему голос:

Савл, Савл! что ты гонишь Меня?

Кто Ты, Господи? — спросил он.

Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

Господи! что повелишь мне делать?

— спросил он снова. И Господь сказал ему:

Иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (ср.: Деян. 9, 4-6).

От озарения небесным светом Савл лишился зрения. По прибытии же своем в город, после крещения от ученика Христова Анании, он тотчас прозрел и так из гонителя обратился в ревностного проповедника христианской веры. С этого времени святой апостол Павел избирается Господом для проповеди евангельской истины среди языческого мира.

Он проповедует Евангелие в Малой Азии, в Греции, повсюду устрояя Церкви Христовы. Он прошел пешком почти всю вселенную, стараясь везде посеять слово благочестия и привести людей ко Христу.

Он глубоко понимал, какое значение для спасения и жизни человека имеет проповедь Евангелия, и потому с пламенной ревностью и любовью трудился над благовестием Христовым, встречая со стороны языческого мира яростное сопротивление.

Перенесенным им скорбям и искушениям нет счета. Вот как сам говорит он о себе в одном из посланий:

Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.

От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы и я не воспламенялся (2 Кор. 11, 23-29)?

Читайте также:  Покров пресвятой богородицы 14 октября — история праздника - богослов

Таковы подвиги, такова любовь к Богу и к людям, которая была присуща святому апостолу Павлу. О любви его святитель Иоанн Златоуст говорит, что она была шире всякого моря и сильнее всякого огня. Святая душа апостола Павла обнимала всю вселенную и всех заключала в себе, родство по Богу считая выше всякого иного родства.

Святой апостол Павел всех любил так, как ни один самый нежный отец не любил своих детей. Несмотря на все опасности и лишения, святые апостолы Петр и Павел всегда утешались и радовались, ибо знали, что только многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22).

И их подвиг благодушного перенесения скорбей должен послужить нам примером. Мы в большинстве своем, когда приходят к нам скорби, сокрушаемся, огорчаемся и унываем.

Сколько тогда ропота вырывается из наших уст на Господа, сколько зависти, досады и гнева возникает тогда в сердце нашем! Но не такому перенесению скорбей учат Святые Отцы.

Святой Ефрем Сирин говорит: «Если желающие приобрести земное богатство терпят всякую опасность и напасть, то кольми паче мы, желающие приобрести небесное богатство и наслаждаться вечно пребывающими утехами, обязаны ни во что ставить для себя всякое трудное дело и всякую опасность и отваживаться на искушения.

Ибо если мы не будем охотно, с сердечным желанием переносить всякий труд, не будем с умилением и сокрушенным сердцем плакать, то как, не плакав здесь, пожнем там, то есть на том свете? Если бы можно было получить Царство без скорбей, без искушений, без терпеливого подвига и прочих добродетелей, то для чего тогда Бог попускал святым терпеть столько опасностей, искушений и тесноты, а не дозволил им жить в своеволии и роскоши? Поэтому не будем унывать, когда приключаются с нами огорчения и скорби, а, напротив, станем радоваться, что идем путем святых».

Память апостолов Петра и Павла - Богослов

Зная благотворное значение скорбей, богобоязненные люди даже тревожились, когда их долго не посещали скорби.

Так, один из египетских Отцов рассказывал другому подвижнику следующий случай: «Однажды, когда я пришел в Александрию и вошел в храм помолиться, я увидел женщину, одетую в черное одеяние и со слезами молящуюся пред образом Спасителя; она непрестанно повторяла со слезами: «Оставил Ты меня, Господи, помилуй Ты меня, Милостивый!». «Видимо, эта женщина — вдова и ее кто-нибудь обидел, что она так горько плачет», — подумал я и решил подойти и поговорить с ней, чтобы ее утешить.

Я сказал ей: «Видимо, обижает тебя кто-нибудь, что ты так плачешь?». «Ах, нет, — ответила она, вновь проливая слезы, — нет, отче, ты не знаешь моего горя. Среди людей живу я и ни от кого не терплю оскорбления никакого. И вот о том я плачу, что как я забываю о Боге, то и Бог забыл меня посещать; три года уже, как не знаю я никакой скорби.

И ни я сама не была больна, ни сын мой, и ни курицы у меня из дома не пропадало. Думаю поэтому, что Бог за грехи мои оставил меня, не посылает мне никаких скорбей, и вот плачу перед Ним, чтобы Он помиловал меня и послал мне Свои милости»». Итак, богобоязненные люди считали скорби знаком особенного внимания и милости Божией к ним.

Дорогие братия и сестры, и нам в своей жизни часто приходится встречаться со скорбями, поэтому для спасительного их перенесения облечемся прежде всего в благодушие и терпение и с усердием помолимся ныне святым апостолам Петру и Павлу, нашим небесным покровителям, и попросим их, чтобы они своим молитвенным предстательством помогли нам приобрести святую простоту нрава, живую веру в Иисуса Христа как Сына Божия, пламенную любовь к Господу, чистоту жизни, кротость и смирение.

Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость! (Тропарь святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, гл. 4. — Ред.)

Аминь

День апостолов Петра и Павла

Память апостолов Петра и Павла - Богослов

Встречаются в литературе имена, которые ассоциируются исключительно с другими именами. Ну, например, когда мы говорим «Дон Кихот», на языке уже вертится имя другого персонажа Сервантеса — Санчо Панса. Или упоминание Шерлока Холмса неминуемо ведёт за собой мысль о докторе Ватсоне. По воле писателя эти литературные персонажи, их образы приобрели в нашем сознании гармоничное сочетание.

Встречается подобное и в реальной истории. Например, в церковной. Известно немало примеров, когда имена двух святых упоминаются, по большей части, только вместе. Это, например, создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий, врачи Косьма и Дамиан, русские князья Борис и Глеб.

Но оно и понятно — ведь все перечисленные святые друг другу приходились братьями и благодаря своему родству вместе шли по жизненному пути, служили одной миссии. Однако есть в календаре Православной Церкви праздник, который на веки объединил имена совершенно разных, с первого взгляда, святых.

Речь идёт об апостолах Петре и Павле, память которых празднуется Церковью 12 июля по новому стилю. Главное песнопение этого дня — тропарь — говорит о величии святых апостолов и силе их молитвы к Богу.

На современном русском языке текст этого песнопения можно передать так: «Первые по чести среди апостолов и великие учители веры, Пётр и Павел, молите Бога даровать мир людям и душам нашим великую милость свыше».

Мы уже настолько привыкли к совместному упоминанию этих святых, что искренне недоумеваем — а есть ли какая-то странность в том, чтобы праздновать память апостолов Петра и Павла в один день? Оказывается — есть. И весь парадокс состоит в том, что более не похожих, разных по характеру и жизненному пути святых, ещё нужно поискать.

Апостол Пётр по происхождению своему был человеком простым. Являясь сыном рыбака, он сам, до того как стал учеником Христа, занимался рыбацким делом. Жил тихой семейной жизнью в деревушке на берегу Генисаретского озера.

Апостол Павел, напротив, принадлежал, как мы бы сказали сегодня, к интеллигенции.

Он получил лучшее на тот момент религиозное образование — до обращения в христианство Павел вращался в элитной среде знатоков иудейских традиций.

Святой Пётр был одним из первых учеников Христа. Спаситель призвал его к апостольскому служению в самые первые дни Своей проповеди вместе с братом Петра — святым Андреем. Павел не видел Христа во время Его земной жизни.

Более того, он долгое время не только не был апостолом, но даже считался одним из самых непримиримых противников христиан.

Павел, до того как стать учеником Спасителя, фактически участвовал в убийстве первого христианского мученика — святого Стефана.

Казалось бы, до сих пор у нас есть только причины к тому, чтобы не поминать апостолов Петра и Павла вместе, в один день. Но почему же Церковь поступает наоборот? Причём поступает с самых ранних веков существования христианства. Есть неопровержимые свидетельства о том, что праздник памяти апостолов Петра и Павла появился ещё в первом веке по Рождестве Христовом.

А в четвёртом столетии святой император Константин Великий построил в честь них два великих храма в столицах Римской империи — Риме и Константинополе. В русской православной традиции память святых Петра и Павла также всегда праздновалась совместно. И даже была закреплена на высоком государственном уровне.

Император Пётр I начал постройку новой столицы России, Санкт-Петербурга, с основания Петропавловской крепости. Почему же Церковь с таким постоянством хотела поминать апостолов Петра и Павла именно вместе? По преданию, апостолы Пётр и Павел мученически закончили свою жизнь в один и тот же день. Это произошло в Риме во время гонений на христиан императора Нерона.

Апостол Пётр был распят на кресте вниз головой, а апостол Павел был обезглавлен.

Действительно, апостолы Пётр и Павел больше других апостолов путешествовали с проповедью Христа по миру и основали множество христианских общин. Но есть другие, не менее важные причины совместного почитания этих святых.

Здесь обязательно нужно вспомнить один важный аспект церковного календаря. Главная особенность православных праздников состоит в том, что каждый праздник помогает понять, что именно человек должен сделать в своей жизни, чтобы идти путём святости и победить грех. Иными словами, каждый православный праздник учит нас тому, как спасти свою душу.

Праздник святых апостолов Петра и Павла учит нас сразу нескольким существенным вещам. Первая из них это то, что у каждого человека есть шанс изменить свою жизнь к лучшему. Мы подчас отказываем людям в такой возможности. Совершил человек ошибку, и мы ставим на нём крест. Называем его как угодно — неудачником, злодеем, даже мерзавцем. А вот Бог поступает иначе.

Господь каждому из нас оставляет возможность исправить ошибки. Достаточно вспомнить, как Бог простил все грехи разбойнику, который висел на кресте справа от распятого Христа. Это произошло в тот момент, когда преступник осознал совершённые им грехи и оказался способным пожалеть невинно осуждённого Спасителя.

Покаявшийся разбойник, как верит Церковь, стал первым человеком, вошедшим в Рай!

Таким образом, Евангелие свидетельствует, что Бог ценит каждого из нас. И жизнь апостолов Петра и Павла подтверждает, что любой человек имеет шанс на прощение своих грехов, если он искренно кается в них перед Богом.

День апостолов Петра и Павла — это ещё и призыв к миссионерству. Церковь, празднуя их память 12 июля по новому стилю, говорит нам — если ты сам испытал опыт покаяния, получил утешение в молитве, был свидетелем чуда, если ты обрёл дар веры, то не храни его только для себя — поделись им с другим, помоги и тому, кто рядом, почувствовать твою радость от встречи с Богом.

Читайте также:  Изнесение креста животворящего (медовый спас) в тюльгане - богослов

Календарные заметки на 12 июля: память святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Общеизвестно, что с именами первоверховных апостолов связаны целые пласты преданий и бесчисленные тома книг как художественного, так (в основном) назидательного и научно-богословского характера. При этом, однако, до сих пор остается нерешенными огромное количество вопросов, относящихся к биографии, письменному наследию и истории почитания святых Петра и Павла.

В сегодняшних заметках, приуроченных к празднованию их памяти, хотелось бы остановится на одном из наиболее дискуссионных (если не самом дискуссионном) моментов, касающихся личности и авторитета одного из прославленных апостолов Петра, и связан этот момент с содержанием и смыслом фрагмента Евангелия от Матфея (далее — Мф) 16:15-19.

По единодушному мнению исследователей одна из частей рассматриваемого фрагмента — Мф 16:16 — является одним из ключевых мест в этом Евангелии, «центральным поворотным пунктом в повествовании»[1]; представляет оно собой керигматическое утверждение относительно мессианского и божественного статусов Господа Иисуса.

Публичное провозглашение керигмы вкладывается в уста одного из Двенадцати — апостола Петра.

Но кроме этого провозглашения, которое описано примерно в тех же словах и в Евангелии от Марка, и в Евангелии от Луки[2], в Мф, в отличие от упомянутых Евангелий, имеется ещё продолжение данной сцены в стихах 17-19, где содержатся уникальные речения Христа.

Несмотря на нескончаемые ученые баталии относительно аутентичности формы и содержания[3] стихов 17-19, они в любом случае скорее всего являются итогом многолетнего, уходящего корнями в первые года существования христианского движения процесса осмысления служения и авторитета Петра в жизни и миссии христианского сообщества на основании той роли, которая была отведена ему еще самим Господом[4].

О чём же в этих стихах идёт речь? Господь Иисус, согласно повествованию, даёт «Симону, сыну Ионы» прозвище «Petros», что c греческого переводится буквально как «камень». Описание этого акта присвоения нового имени явно служит здесь в качестве интерпретации того факта, имевшегося в традиции, существования прозвища у знаменитейшего из Двенадцати[5].

Интересно, что стих 18 — единственное место во всей, по крайней мере раннехристианской, письменности первого столетия существования тогда еще нового религиозного движения, где даётся объяснение прозвищу Симона, что говорит о творчестве либо самого автора Мф, либо о заимствовании им этого материала из традиции своей общины, в ней, скорее всего, и оформившейся[6].

В стихе 17 евангелист указывает на сверхчеловеческий источник керигмы, провозглашенной Петром, что, кстати сказать, с одной стороны, лишает Петра какой-либо личной заслуги и исключительности в сравнении с другими апостолами из Двенадцати[7], с другой стороны, делает его хронологически первым пророком христианства[8], которому лично даётся полное откровение мессианского и божественного статуса Иисуса. В этом смысле он является своего рода прототипом христианских пророков, служение которых, видимо, процветало в общине евангелиста Матфея[9].

В стихе 18 содержатся слова обещания Иисуса о том, что он на основании, в качестве которого выбран и которым является теперь Пётр, названный здесь «скалой»[10], построит «свою церковь» (греч. — ekklesia).

Существует множество версий понимания данного речения; при этом умножению количества версий способствуют непрекращающиеся дискуссии между библеистами католическими, с одной стороны, и протестантскими и православными, с другой.

Если схематично охарактеризовать их подходы, то первые[11], в основной своей массе, пытаются вывести из этого стиха и следующего за ним (стиха 19) тезис о факте установления здесь лидерского служения-должности Петра среди апостолов, а значит и среди всех верующих, являющихся членами всемирной христианской Церкви; об этом говорит личное измерение «обещания» Иисуса и указание на базовый характер служения для Церкви, то есть что Церковь и её созидание невозможны без данного служения Петра[12]. Сторонники второго подхода, не отрицая личной одарённости и выдающегося положения Петра в раннем христианстве в целом и в понимании автора Мф в частности, подчёркивают его равенство с другими членами корпорации Двенадцати; указывая же на парадигматический образ Двенадцати (а значит и Петра[13]), последние, в отличие от первых, настаивают на том, что речь в этом стихе идёт обо всяком подлинном последователе Иисуса, получающем, подобно Петру, откровение о статусе Иисуса и понимающем стратегию деятельности Иисуса с тем, чтобы воплощать её в жизнь[14].

Видимо, отчасти правы и те, и другие. Однако необходимо внести некоторые корректировки в эти позиции и свести их воедино для более синтетической и полной интерпретации.

Учитывая форму будущего времени использующихся в стихе 18 глаголов («создам», «не одолеют»), здесь, скорее всего, необходимо видеть выражение того ретроспективного взгляда на Петра, согласно которому именно его пророческая харизма и его уникальное личное рвение и доверительные отношения с Иисусом, как повествуется в Евангелии, стали залогом правильного понимания (а) личности и (б) стратегии деятельности своего Учителя и Лидера (при этом (а) совершенно неотрывно от (б)). Это, в свою очередь, и сделало Петра столь авторитетным для автора Мф, его первых читателей и многих других христиан.

Относительно (а) нужно сказать следующее: выраженное в керигме понимание личности Иисуса, нужно, вероятно, рассматривать как синтез двух христологических традиций, произведенный автором Мф, — иудеохристианской (титул «Христос») и христианско-эллинистической (титул «Сын Бога»)[15]. В такую сжатую богословскую формулировку, как в некое промежуточное резюме-кульминацию, евангелист заключает вместе с керигмой и программу проповеднической миссии, направленной как на язычников, так и на иудеев[16], то есть пункт (б), стратегию. В Евангелии от Матфея весьма заметна приверженность автора Мф соблюдению Торы (в том числе и её ритуальной части), что, по-видимому, было элементом миссии к иудеям с целью демонстрации им лояльности христиан из евреев (а, может, и не только евреев[17]) по отношению к иудаизму и обычаям предков.

Такая интерпретация разбираемых сейчас стихов вполне соответствует тем данным, которые имеются о Петре в самых ранних источниках: это и свидетельство Павла об одобрении, которое выказали Пётр и другие иерусалимские христианские лидеры относительно языческой миссии Павла[18]; это и «лицемерие» Петра, упомянутое Павлом в Гал 2:11-14, за которым, скорее всего, стояло стремление Петра и иметь ритуальное общение посредством трапез с христианами из язычников, и сохранять мир с иерусалимскими иудеохристианами; это и повествования в Деян 10 о проповеди и крещении прозелитов в Кесарии Иудейской; это и отрывочные указания (правда не до конца определённые в плане места и времени) о проповеднической деятельности Петра вне Палестины и влиянии его проповеди на коринфских христиан из язычников.

Таким образом, Пётр в Мф изображается «в качестве посредника между иудеохриситанством и языкохристианством, гармонично являя собой процесс распространения христианской Вести, движущийся в направлении от Израиля к язычникам»[19].

Это подтверждается в некоторой степени и всей сюжетной и идейной (в историософском плане) направленностью Евангелия — проповедь Иисуса и учеников, сначала охватив Израиль, лишь отчасти касаясь поначалу прозелитов и язычников[20], в конце концов распространяется на «все народы»[21].

Эта разнонаправленность в миссии и одновременно стремление-призыв к интеграции иудеохристиан и христиан из язычников, обнаруживаемые в преданиях о Петре, делает его в глазах автора Мф «скалой» — тем основанием, опора на которое служит для всех христиан, для всемирной Церкви залогом того, что Царство Бога и Христа будет распространяться и возрастать без угрозы в один прекрасный день прекратить своё существование и исчезнуть: «на этой скале я буду возводить церковь мою, и она будет непобедима для власти ада»[22].

Кроме того, важно учитывать наверняка намеренную перекличку между «скалой»-Петром и образом «скалы» в притче в Мф 7:24-29.

Там «скалой» называется строгое исполнение заповедей Иисуса, которые он формулирует в рамках Нагорной проповеди путём этико-аскетической реинтерпретации в основном юридических постановлений Торы.

Получается, что в представлении автора Мф Пётр является «скалой», основанием Церкви, кроме всего прочего, и в смысле гаранта и транслятора аутентичного этического учения Иисуса, которое тоже является частью стратегии деятельности Господа и его представителей апостолов[23].

В этой связи законно возникает вопрос: а почему собственно Пётр избран для указанной роли, и не надо ли понимать эту особую роль, отводимую ему в разбираемых речениях Мф 16:17-19, только типологически и парадигматически, или просто как реализованную хронологически раньше всех?[24] И разве не все апостолы и пророки являются основаниями, на которых строится Церковь[25]? Такие вопросы, думается, вполне законны, но они абсолютно риторичны. И дело здесь вот в чем. Сосредоточенность евангелиста на Петре, на традиции и текстах, связанных с ним, вполне объяснима тем, что у автора Мф, видимо, просто не было такого же количества материала ни о ком другом из Двенадцати. А всё относящееся к Петру (в том числе и почитание его в общине Мф и в ряде близких ей общин) давало необходимый стимул, данные и, главное, авторитет[26] для продвижения своих идей и наставлений, в частности, по вопросу о необходимости миссии среди прозелитов и язычников.

Однако есть немало исследователей, которые пытаются увидеть в разбираемом отрывке указание на служение Петра в качестве лидера апостолов[27]. Думаю, что в таком взгляде есть доля исторической правды.

Другое дело, что едва ли правомерно применять к этому отрывку (как и вообще к Мф) понятия о церковных институциях, взятых из более позднего времени, когда ряд значимых служений начинает оформляться в должности иерархического характера.

В данном же фрагменте, как и во всём Евангелии (что далее будет показано при разборе других фрагментов), мы скорее имеем дело с разновидностью харизматического первенства — с пророческим лидерством, сходным во многом с Павловым представлением о нём[28].

Это видно уже если отметить источник вдохновения, на который указывает в диалоге с Петром Господь: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах»[29].

То есть керигматическое провозглашение, благодаря которому Пётр становится «скалой церкви», есть результат непосредственного божественного воздействия и откровения, и только благодаря этому последнему Пётр становится для остальных апостолов руководителем[30]. Подтверждение и поддержание же статуса христианского лидерства возможно, по Мф, лишь путём подражания в своём образе жизни Христу[31], что предполагает постоянное стремление к понижению своего социального статуса, готовность к страданию за христианскую Весть, а также согласование своего образа жизни с довольно ригористическими стандартами Христовой этики, как она изложена в Мф.

Такой внутренней установкой и стремлением руководствоваться этой установкой в своей жизни определяется и так называемая власть «ключей от Царства Небесного», о чём говорится в Мф 16:19а.

Читайте также:  Притча лазарь и богач - богослов

В сочетании с парой глаголов «связывать/развязывать» они дают образный ряд, при помощи которого автор Мф описывает учительные полномочия Петра, проистекающие из его пророческого провозглашения божественного и мессианского статуса Иисуса в стихе 16.

Это последнее соединяется с ролью Петра как блюстителя и транслятора учения «исторического Иисуса»[32], прежде всего в области этики.

Кстати, власть «связывать» и «разрешать» относится, судя по всему, не только к учительству, но и к харизме контроля над соблюдением этической общинной дисциплины, о деталях и механизме функционирования которой говорится в Мф 18:15-20.

В результате получается модель (персонализированная в образе Петра) пророческой власти, в которую входит учительство, полномочия на миссию, забота о чистоте нравов и о единстве в общине, власти, данной впервые, согласно историко-богословской концепции Евангелия от Матфея, Петру, затем всем остальным из Двенадцати, а в перспективе (и одновременно в ретроспективе, если смотреть на проблему с точки зрения автора и читателей Мф) и вообще всем христианам.

[1] R. T. France. The Gospel of Matthew. Wm. B. Eerdmans Publishing, 2007. P. 612.

[2] В Мк 8.26 и Лк 9.20.

[3] По проблеме генезиса в процессе передачи и перевода этих речений см., например: U. Luz. Matthew. 8 — 20. A Commentary. Minneapolis: Fortress Press. 2001. P. 355-356; также D. A. Hagner. Matthew 14-28. Dallas, TX: Word Books. 1995. P. 246 (WBC, 33b).

[4] Сходные тенденции в осмыслении роли и образа Петра можно обнаружить в сочинениях евангелиста Луки, Ин 21, Первом послании Петра.

[5] Самое раннее свидетельство вне синоптического христианства о том, что Петр носил это прозвище, содержится в Гал 1.18 и других местах этого (одного из первых) письма Павла; Павел даёт арамейский вариант (естественно, транскрибированный по-гречески) греческого прозвища «Petros» — «Cepha».

[6] Luz. Ibid, p. 356, n. 20.

[7] Об исключительности авторитета Петра в связи с этим местом часто говорят католические экзегеты, например, см.: И. Гнилка. Служение Петра — по новозаветным данным // Петрово служение. Диалог католиков и православных. М., 2006. С. 40-41.

[8] Если не считать, конечно, перикопы со сценой «хождения по водам» (Мф 14.22-33), которая венчается тоже керигматическим провозглашением «Истинно ты — Сын Бога», вкладываемого в уста всех учеников-апостолов; однако здесь надо иметь в виду неполную форму керигмы, в сравнении с произнесённой Петром.

12 июля: память первоверховных апостолов Петра и Павла

https://ria.ru/20190711/1555937495.html

12 июля: память первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля: память первоверховных апостолов Петра и Павла — РИА Новости, 15.03.2021

  • 12 июля: память первоверховных апостолов Петра и Павла
  • Религиозные праздники 12 июля
  • 2019-07-11T10:00
  • 2019-07-11T10:00
  • 2021-03-15T14:18
  • календарь праздников — религия и мировоззрение
  • религия

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/sharing/article/1555937495.jpg?1615807138

Святые первоверховные апостолы Петр и ПавелЗавершив Петров пост, православная церковь отмечает День святых апостолов Петра и Павла.Петр был призван в ученики самим Христом, ему Он сказал: «на камне сем Я создам Церковь Мою»(Мф.

16:18) и «дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на Земле, то будет связано на Небесах, и что разрешишь на Земле, то будет разрешено на Небе» (Мф. 16:19). Павел, «апостол язычников» (Рим.

11:13), прошел путь от яростного гонителя христиан до создателя многочисленных христианских общин в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира и автора посланий, ставшими неотъемлемой частью Нового Завета.

Православная традиция делает особый акцент на том, что они равно угодили Богу, хотя были совершенно разными людьми — неграмотный простой рыбак Петр и ученый книжник Павел, знавший несколько языков.

Петр был женат, Павел – девственник, Петр был самым приближенным учеником Христа, а Павел никогда при жизни Его не видел и даже вначале считал лжепророком и разоблачал «лжеучение» христиан.

Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной, Павел – символом «свободного» христианства, живущего по духу Евангелия, а не по букве.

По православному учению, общий праздник Петра и Павла — напоминание о единстве и разнообразии в жизни Церкви.

По преданию, Петр и Павел даже мученическую смерть за исповедание Христа приняли в один день – 29 июня по юлианскому календарю (12 июля – по григорианскому, по которому мы живем сейчас): Петр был распят на перевернутом кресте, а Павел, как римский гражданин — обезглавлен.

Согласно святителю Димитрию Ростовскому, составившему знаменитые «Четьи-минеи» — самый популярный в дореволюционной России сборник житий святых — день смерти апостола Павла либо совпадает с днем смерти апостола Петра, либо его казнили ровно через год.

О том, что казнь Петра предшествовала казни Павла, сообщает и Блаженный Августин.

Праздник в честь святых апостолов Петра и Павла изначально был установлен Римской церковью в честь перенесения в 258 году мощей апостолов с мест их первоначального захоронения в катакомбы Сан-Себастиано в южной части Рима на Аппиевой дороге (впоследствии их вернули назад – мощи апостола Петра в Ватикан, а мощи апостола Павла – на Виа Остиенсис).

Однако со временем это забылось, и с 300 года эту дату стали считать днем их общей мученической кончины, хотя достоверных сведений о датах их смерти нет.Около 324 года, при императоре Константине Великом, в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник в их честь стал особо значимым, а литургия — торжественной.У славян День Петра и Павла стал праздником сразу после Крещения Руси. По церковному преданию, первую икону святых апостолов на русскую землю привез князь Владимир — из Корсуни. Потом эту икону преподнесли в дар Новгородскому Софийскому собору. Первый Петропавловский монастырь основали в Новгороде в 1185 году.

Изображения Петра и Павла есть во всех православных храмах, их имена носили многие русские святые.А в Российской империи Собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла стал главным храмом ее столицы и усыпальницей императоров.

РИА Новости

  1. internet-group@rian.ru
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

  • internet-group@rian.ru
  • 7 495 645-6601
  • ФГУП МИА «Россия сегодня»
  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

  1. internet-group@rian.ru
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

  • internet-group@rian.ru
  • 7 495 645-6601
  • ФГУП МИА «Россия сегодня»
  • https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

  1. internet-group@rian.ru
  2. 7 495 645-6601
  3. ФГУП МИА «Россия сегодня»
  4. https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

религия

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел

Завершив Петров пост, православная церковь отмечает День святых апостолов Петра и Павла.

Петр был призван в ученики самим Христом, ему Он сказал: «на камне сем Я создам Церковь Мою»(Мф. 16:18) и «дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на Земле, то будет связано на Небесах, и что разрешишь на Земле, то будет разрешено на Небе» (Мф. 16:19).

Павел, «апостол язычников» (Рим.

11:13), прошел путь от яростного гонителя христиан до создателя многочисленных христианских общин в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира и автора посланий, ставшими неотъемлемой частью Нового Завета.

Православная традиция делает особый акцент на том, что они равно угодили Богу, хотя были совершенно разными людьми — неграмотный простой рыбак Петр и ученый книжник Павел, знавший несколько языков.

Петр был женат, Павел – девственник, Петр был самым приближенным учеником Христа, а Павел никогда при жизни Его не видел и даже вначале считал лжепророком и разоблачал «лжеучение» христиан.

Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной, Павел – символом «свободного» христианства, живущего по духу Евангелия, а не по букве.

По православному учению, общий праздник Петра и Павла — напоминание о единстве и разнообразии в жизни Церкви.

По преданию, Петр и Павел даже мученическую смерть за исповедание Христа приняли в один день – 29 июня по юлианскому календарю (12 июля – по григорианскому, по которому мы живем сейчас): Петр был распят на перевернутом кресте, а Павел, как римский гражданин — обезглавлен.

Согласно святителю Димитрию Ростовскому, составившему знаменитые «Четьи-минеи» — самый популярный в дореволюционной России сборник житий святых — день смерти апостола Павла либо совпадает с днем смерти апостола Петра, либо его казнили ровно через год.

О том, что казнь Петра предшествовала казни Павла, сообщает и Блаженный Августин.

Праздник в честь святых апостолов Петра и Павла изначально был установлен Римской церковью в честь перенесения в 258 году мощей апостолов с мест их первоначального захоронения в катакомбы Сан-Себастиано в южной части Рима на Аппиевой дороге (впоследствии их вернули назад – мощи апостола Петра в Ватикан, а мощи апостола Павла – на Виа Остиенсис).

Однако со временем это забылось, и с 300 года эту дату стали считать днем их общей мученической кончины, хотя достоверных сведений о датах их смерти нет.

Около 324 года, при императоре Константине Великом, в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник в их честь стал особо значимым, а литургия — торжественной.

У славян День Петра и Павла стал праздником сразу после Крещения Руси. По церковному преданию, первую икону святых апостолов на русскую землю привез князь Владимир — из Корсуни.

Потом эту икону преподнесли в дар Новгородскому Софийскому собору. Первый Петропавловский монастырь основали в Новгороде в 1185 году.

Изображения Петра и Павла есть во всех православных храмах, их имена носили многие русские святые.

А в Российской империи Собор святых первоверховных апостолов Петра и Павла стал главным храмом ее столицы и усыпальницей императоров.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *