Похвала пресвятой богородице — богослов

Прошло уже больше половины Великого Поста, и все это время мы  пытаемся ограничивать себя в чем-то, настраиваем свои мысли на борьбу с грехами.

Постом, как известно, принято читать каноны, поскольку они носят в себе покаянный характер. Однако есть в постном календаре день, который послабляет нашу строгость и призывает нас радоваться.

13 апреля Церковь отмечает Субботу Акафиста (или Похвалу Пресвятой Богородицы).

Этот светлый день своим радостным настроением предваряет Пасху. Множество верующих собирается в храме, чтобы спеть хвалебную песнь — Акафист Божией Матери.

О чем праздник?

События происходили примерно в VI-IX веках от Рождества Христова. Положение константинопольских христиан в те времена было не завидным. То и дело город подвергался нападениям со стороны разных народов. Арабы, персы, скифы, варвары неоднократно пытались захватить город. Но всякий раз этого удавалось избежать благодаря заступничеству Пресвятой Девы.

Так, в 860 году при нападении на город русов со стороны моря произошло чудо. После усердной молитвы в храме, христиане совершили крестный ход вокруг города с Ризой Божией Матери. И когда верующие подошли к морю, то патриарх Фотий опустил Ризу Пресвятой Богородицы в воду и после чего на море началась сильная буря в результате которой русам пришлось отступить.

Похвала Пресвятой Богородице - Богослов

Чудесное спасение Константинополя

«Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря, и мы были искуплены от предстоящего плена и удостоились нежданного спасения… Неожиданным оказалось нашествие врагов — нечаянным явилось и отступление их…»

(Примечательно, что буквально через несколько лет русы направляют своих послов Константинополь и сообщают о своём желании креститься. Так при князьях Оскольде и Дире в Киеве состоялось малое крещение русского народа.)

Похвала Пресвятой Богородице - Богослов

Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери

После чудесного освобождения Константинополя от беды, верующие в течении всей ночи в храме пели хвалебную песнь  Богородице «Взбранной воеводе» перед Её чудотворным образом именуемым «Влахернская», который был написан евангелистом Лукой. Восторг и ликование наполнял сердца людей, и потому они всю ночь напролет стояли в храме, славя и благодаря Господа и Его пречистую Матерь. Отсюда и пошло название «акафист», что в переводе с греческого обозначает «неседальный».

Традиция пения акафиста Божией Матери со временем прочно вошла в церковный Устав. Это богослужение, совершаемое на 5-ой седмице Великого Поста, особо любимо верующими. Автором того самого, первого акафиста является Григорий Писсидийский, дьякон, который служил в церкви Константинополя.

Известно, что акафист был составлен в середине VII века. Позднее так же был составлен канон Субботы Акафиста, но уже другим автором – Иосифом Студитом.

Со временем появились и другие акафисты, посвященные Богородице, Господу и святым. И подобное молитвенное стояние вошло в более широкий богослужебный круг. Чаще всего акафист поют  на вечернем богослужении накануне праздника или дня памяти особо чтимого святого.

Второе название акафиста Богородице – акафист Благовещения. И действительно, на всем протяжении пения акафиста как будто слышится приветственный архангельский глас «Радуйся благодатная, Господь с тобою!» Такое пение напоминает верующим об этом великом празднике, который чаще всего приходится на время Великого Поста.

В состав акафиста входят 12 икосов, 12 кондаков что составляет 24 песни по числу букв греческого алфавита. Традиционно  начало песни составляются в соответствии с этими буквами.

В конце каждого кондака трижды поется «Аллилуйя», что в переводе с греческого обозначает «Хвалите Бога!». А каждый икос содержит в себе 7 абзацев с припевами архангельского возгласа «радуйся».

Так же в акафист входит особый, 13й кондак, который читается трижды, а за ним снова прочитывается 1й икос и 1й кондак образуя таким образом невидимый молитвенный круг.

Похвала Пресвятой Богородице - Богослов

В Церкви сложилась традиция исполнения акафиста на праздничной утрене, когда батюшки выходят в центр храма и вместе с народом молитвенно соединяются в пении акафиста.

Таким образом, священнослужители становятся ближе у народу, делая молитву единым целым. И поэтому акафист так полюбился народу, что уже вышел за рамки церковных стен.

Многие верующие люди, любят исполнять акафист келейно, добавляя его к домашним молитвам.

Существует также икона Богородицы именуемая «Акафистная». Полное ее название «Похвала Пресвятой Богородицы с акафистом».

Похвала Пресвятой Богородице - Богослов

Икона “Похвала Пресвятой Богородицы”

Старинный образ  16 века  имеющий греческое происхождение сейчас хранится в Успенском соборе Московского Кремля.

В центре иконы изображается Богоматерь, сидящая на троне, а по бокам от нее изображены ветхозаветные пророки, держащие в руках свитки с пророчествами о Божией Матери.

По периметру иконы также изображены клейма, повествующие о земной жизни Богородицы. В основе иконографии этой иконы заложена  мысль о том, что Богородица стала матерью воплотившегося Бога Слова.

Существуют храмы в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. В Москве такой храм находится в Зябликове.

Похвала Богородицы 2021

  • Приблизительное время чтения: меньше минуты.
  • Похвала Богородицы в 2021 году, или Суббота Акафиста, приходится на 17 апреля (при этом сам акафист Похвалы Богородицы служится накануне, в пятницу вечером).
  • |Акафист Похвала Богородице, текст
  • |Электронная книга: акафист Похвала Богородице

Этот особый день, посвященный Пресвятой Деве Марии, в церковном календаре появился после чудесного избавления Константинополя от вражеской осады в 626 году. Это был не единственный случай, когда Богоматерь по молитвам жителей города спасла его от захватчиков.

Поэтому обычай собираться раз в год в знаменитом Влахернском храме (куда горожане приходили в трудные дни для молитвы) и благодарить Богородицу за милость и защиту укоренилась в Константинополе. Постепенно этот исключительно византийский праздник распространился по всей Православной Церкви.

И уже более десяти веков Похвала Богородицы празднуется на пятой неделе Великого поста. Связано это с тем, что по преданию именно в пятую субботу Четыредесятницы случилось чудесное спасение города, которое и положило начало традиции.

Какое же отношение этот праздник имеет к нам сегодня? В кондаке Богородице, написанном в честь избавления Константинополя в 626 году, поется: «яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи» («имеющая силу непобедимую, от всяких нас бед освободи»).

Конечно, приходя в этот день в храм, современные верующие вспоминают не только те далекие события – сложно искренне благодарить за то, что известно лишь по нескольким строчкам из книги.

Но в жизни каждого верующего человека есть моменты, когда мы обращаемся к Богоматери с какой-то своей скорбью и получаем облегчение, чувствуем участие Матери Божьей в нашей собственной жизни. Каждому есть за что поблагодарить Ее.

А вместе все мы благодарим Ее за то, что Она сподобилась стать Матерью Господа нашего Иисуса Христа.

Акафист Похвала Богородице

Акафист Похвала Богородице – это молебное благодарственное пение, посвященное Той, Которая родила Спасителя всем миру. Раз в году – на пятой неделе Великого поста – верующие собираются в храме, чтобы вместе обратиться к Ней.

Есть немало хвалебных песен, посвященных Иисусу, святым, церковным праздникам, но все они появились позже, чем Акафист Богоматери. Именно он стал началом новой гимнографической традиции в VI-VII веках.

И до сих пор это единственный из всех акафист, который вписан в богослужебный устав и включен непосредственно в церковную службу.

«Радуйся…, радуйся…, радуйся…» — повторяются на протяжении всего акафиста слова Архангела, благовестившего Деве Марии о рождении Сына.

И, кажется, так неожиданно звучит этот призыв в дни Великого поста, когда все в храме настраивает на покаяние: когда всего лишь два дня назад здесь же звучал Великий канон Андрея Критского на Мариином стоянии, все ближе Страстная седмица и все напоминает о Жертве, принесенной на Голгофе…

Но ведь Сам Христос заповедал не быть унылыми во время поста (Мф.6:16). Воскресение Христово свершилось, и мы знаем об этом. Можем ли мы не радоваться и не благодарить Господа и Матерь Божью?..

Мы предлагаем вам текст Акафиста Похвала Богородицы, который читается в храме вечером накануне праздника, то есть в пятницу пятой седмицы Великого поста. Он может читаться по желанию верующего дома и в другие дни.

Текст акафиста Похвала Богородице

Икона Похвала Богородице

Похвала Пресвятой Богородице - Богослов

«Похвала Пресвятой Богородицы» (новгородская икона, XV век)

События праздника и Акафист Богоматери легли в основу иконы «Похвала Богородице», получившей распространение в XIV-XV веках. Дева Мария изображается в окружении пророков, у каждого из которых в руках свитки с предсказаниями прихода в мир Мессии и предметы, символизирующие это событие.

В своих пророчествах они иносказательно говорили о Пресвятой Деве, например, как о лестнице, соединяющей Небо и землю, как о расцветшем жезле и как о вратах, через которые придет Христос… Бывает, что рядом с Богородицей изображаются святые-гимнографы, восхвалявшие ее в своих молитвенных трудах.

Читайте также:  Апостол андрей первозванный жизнеописание и кончина святого - богослов

В клеймах иконы могут быть изображены события жизни Богородицы и случаи Ее заступничества и помощи верующим.

Похвала Пресвятой Богородице - Богослов

Похвала Пресвятой Богородице; XVIII в.; Россия. ruicon.ru

Икона «Похвала Богородице» поистине «гимн в красках»: в ней находят визуальное отображение поэтические образы, связанные с Богородицей и встречающиеся в посвященном Ей Акафисте.

Похвала Пресвятой Богородице - Богослов

Дионисий. Похвала Богородице. Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

Развитие темы Похвалы Пресвятой Богородицы можно увидеть в храмовых росписях XVI-XVII веков.

В Ферапонтовом Богородице-Рождественском монастыре сохранился цикл фресок «Похвала Богородице», созданный знаменитым иконописцем Дионисием и его сыновьями. Этот сюжет есть и в росписях Успенского собора Московского Кремля.

Там же, в Успенском соборе, хранится и самая древняя в России икона «Похвала Богородицы с Акафистом», датируемая второй половиной XIV века.

Что же касается иконы, перед которой молились жители Константинополя во Влахернском храме, то этот образ Пречистой с Младенцем, называемый Одигидрия (Путеводительница), стал одним из самых распространенных в православной иконографии. Считается, что Влахернская икона после падения Византии была перенесена на Афон, а позже прислана в Москву и сейчас находится в Успенском соборе.

В праздник Акафист может читаться перед любой богородичной иконой.

Служба Похвала Богородице

Служба праздника Похвала Богородицы не похожа ни на одну другую службу года. Бывает, что по просьбам верующих или по приходской традиции в церкви читаются акафисты, но лишь раз в году акафист в один и тот же день звучит во всех православных храмах во время богослужения.

Вечером в пятницу на утрене после обычного начала, псалмов и молитв с кондака «Взбранной Воеводе…» начинается Акафист.

Он состоит из 12 икосов (хвалебных строф, содержащих рефрен «радуйся») и 12 кондаков (меньших по объему, чем икосы, строф, завершающихся рефреном «Аллилуйя»), но во время богослужения делится на четыре части – по 3 кондака и 3 икоса.

Для чтения фрагментов Акафиста священнослужитель выходит через царские врата и встает перед помещенной в центре храма иконой Богородицы.

В Субботу Акафиста, как и во все субботы Великой Четыредесятницы, служится Литургия Иоанна Златоуста. К Евангелию дня прибавляется фрагмент Евангелия, посвященный Богородице.

Храмы Похвалы Богородицы в Москве

Похвала Богородицы – престольный праздник одного из пределов Успенского собора Московского Кремля.

Именно в Похвальском приделе, по утверждению историков, в XVI-XVII веках совершались наречения митрополитов и патриархов.

Там же, в Кремле, есть и не действующий, но внешне частично отреставрированный храм Похвалы Богородицы в здании Комендатуры. Когда-то это был домовый храм в жилых боярских палатах.

Первый и единственный в Москве доступный всем верующим храм в честь праздника Похвалы Богородицы был построен в XV веке на берегу Москва-реки неподалеку от того места, где сейчас находится Храм Христа Спасителя. После пожара в XVII веке деревянный храм сменился каменным.

В 30-е годы ХХ века старинная церковь Похвалы Богородицы была снесена вслед за находившимся рядом кафедральным собором – оба храма мешали строительству Дворца Советов, которое, к слову сказать, так и не было завершено. Храм Христа Спасителя был восстановлен в 90-е годы ХХ века.

Несколько лет назад появился и храм Похвалы Богородицы в Москве. В июле 2012 года был отслужен первый молебен на месте строительства Похвальской церкви в московском районе Зябликово.

Сейчас между Ореховым и Борисовским проездами, на окраине яблоневого сада, находится временный храм, но при нем активно живет приход, действует воскресная школа и проходят занятия по хоровому пению, работает социальная служба… Прихожане надеются, что на этом месте со временем появится постоянный храм в честь Похвалы Богородицы.

Молитва Похвала Богородицы

Акафист Богородице – это и есть молитва Похвала Богородице. Но есть и короткие молитвы праздника – тропарь и кондак.

Тропарь Похвалы Богородицы: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: «Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая».

Кондак Похвалы Богородицы: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Тропарь, то есть, краткое молитвенное песнопение с объяснением смысла праздника, рассказывает о явлении Архангела в доме Иосифа с благовестием о рождении через Нее Сына Божия.

Господень Посланник призывает Марию: «радуйся, Невесто Неневестная». И эти его слова повторяются на протяжении всего Акафиста.

Они же есть и в другой краткой молитве — кондаке Похвалы Богородицы: «Взбранной Воеводе победительная…»

Этот кондак был посвящен конкретным событиям 626 года, когда Константинополь по милосердию Богородицы был спасен от нападения варваров.

Но постепенно историческая привязка все больше стиралась, и молитва приобретала все более обобщенный смысл.

«Взбраннй Воеводе» читается верующими в ежедневном молитвенном правиле, ее же повторяют при необходимости, обращаясь к Богородице с просьбой о помощи и заступничестве.

Что такое Суббота Акафиста

Прот. Александр Шаргунов. Похвала Пресвятой Богородицы / Православие.Ru

Похвала Пресвятой Богородице - Богослов
Похвала Пресвятой Богородицы

Архангел Гавриил возвещает Божией Матери о Божественном царском достоинстве Сына, Которого Она зачнет и родит: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». И святая праведная Елисавета приветствует свою родственницу как Матерь Господа. «Когда Она стала Матерью Творца, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — Она стала поистине Госпожой всей твари».

И святые, сподобившиеся лицезреть Божию Матерь, свидетельствуют, что Ее можно было бы принять за Бога, если не знать, что этот дар непостижимой небесной красоты Она получила от Бога. Велика слава Божией Матери. Высоко ставит Церковь Ее образ во все века. Взирая на эту славу, невозможно не удивляться, почему, например, Господь являет больше всего чудес через иконы Божией Матери. Больше, чем даже через иконы Самого Спасителя. Есть у нас и Его чудотворные образы, но Божия Матерь как бы превосходит Своей славой Самого Бога. Что означает это чудо?

Мы принадлежим Церкви, которая чает Второго Пришествия Христова и явления в полноте славы Божией — славы всей Церкви и славы каждого человека. До этого времени Церковь находится в странствии, она еще не достигла полноты славы. Мы уже дома, как говорят святые отцы, но мы еще в пути.

Мы уже знаем, что Бог пришел в мир и что с нами Бог, что Христос воскрес, и жизнь вечная нам дана. Мы уже приобщились этой тайне, и она снова и снова по дару Духа Святого возвращается к нам. Но мы не достигаем новой жизни в полноте. Мы живем в мире, который искажен злом, и наш путь идет к полноте этой славы, ко Второму Пришествию Христову.

Но есть Одна в роде человеческом — Божия Матерь, в Которой эта слава Христова, слава всей Церкви, уже сейчас раскрылась в полноте.

Глядя на Божию Матерь, зная благодать, которой сподобляет нас Господь, мы сознаем, как велико наше призвание. Слава рода человеческого уже началась и не будет никогда отнята от тех, кто во Христа крестился и во Христа облекается.

Да, «ина слава солнцу, ина слава луне, и звезда от звезды славою разнится», но эту славу Божия Матерь приняла не для Себя одной, а для того, чтобы эта слава Ее заступничеством принадлежала всем Ее детям, которых Она больше любит, чем родная мать своих детей.

Божия Матерь не есть некая богиня, которой мы поклоняемся, как говорят иногда наши недоброжелатели. Ее совершенное смирение не имеет ничего общего с языческими богами, олицетворяющими силы природы и особенно плодородия. Исключаются все искушения околоцерковного богословия приписать Ей то, что принадлежит одному Богу. Ибо Матерь Творца остается Его творением.

Она более, чем кто-либо из всех творений, самым глубочайшим образом сознает Свое «ничто» без Бога. Ту тайну, о которой святитель Филарет Московский говорит, что тварь поставлена Богом над бездною небытия под бездною милосердия Божия.

Читайте также:  Великий четверток страстной седмицы. воспоминание тайной вечери. - богослов

Матерь Спасителя мира, Она более всех открыта присутствию и действию Своего Творца. Мы называем Ее Царицей неба и земли, потому что Она — Мать Царя, Творца и Владыки мира видимого и невидимого. И чем больше Ее смирение, тем больше возвышает Ее Господь.

Чем больше Она раба Господня, тем больше Царица. Благодаря Ее исключительному участию в деле спасения всего человечества, совершенного Ее Божественным Сыном, Она первая получает дар спасения. Она первая в роде человеческом, искупленная Кровью Христовой.

Но и каждый из нас, и все мы вместе призваны стать самыми верными причастниками Благой Вести.

В обращении Архангела и в нашей постоянной молитве к Божией Матери: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» — вдохновение Духа Святаго. «Господь с Тобою» — значит, с нами.

Не таково ли благословение священника за Божественной литургией, раскрывающей чудо Воплощения: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами».

Это начало нашего Нового Завета с Богом.

«С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся», — воспеваем мы на великом повечерии. И Младенец в Вифлеемских яслях — «Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог». И по Воскресении Господь скажет Своим ученикам: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века».

Похвала Пресвятой Богородице

Похвала Пресвятой Богородице - Богослов Распечатать

rublev.com

В пятую субботу Великого поста в православных храмах особенно людно.

Четыре «родительские» субботы перед этим были  посвящены поминовению усопших, а в пятую, предпоследнюю субботу поста перед Пасхой,  Церковь торжественно славит  Пречистую Матерь Господа нашего Иисуса Христа — «Радосте всех радостей». 

Из всех богородичных праздников этот отличается особой теплотой, что и выразилось в его названии на русском языке — Похвала Пресвятой Богородице. В этот день в честь Божией Матери в храмах поется посвященное Ей хвалебное песнопение — акафист, текст которого известен в Церкви более тысячи лет.

Суббота Акафиста, или Похвала Богородицы — эпилог «светлого праздника весны», как назвал предшествующий богородичный праздник Благовещение  в одной из своих лирических миниатюр  Александр Сергеевич Пушкин.

  Небесно-голубые облачения, хор, поющий написанный Константинопольским Патриархом Фотием пространный гимн, чья оригинальная форма полюбилась церковному народу: пение и почитание акафиста продолжается с тех самых пор по сегодняшний день.

К слову, акафист византийского святителя был первым в европейской поэзии литературным христианским произведением, написанным в рифму. Но интересен также повод, каким мы обязаны песне, исполняемой стоя, как переводится с греческого «акафист». А таким поводом было чудесное избавление Царьграда от нашествия варваров — славян.

И это же спасение града Константина Великого, видение Богородицы, простирающей плат над столицей Византии, преобразилось в любимейший на Руси и не отмечаемый нигде, так, как у нас, праздник Покрова. 

Но это еще не все: спасение Константинополя от славян так поразило последних, что привело к первому крещению Руси примерно за столетие до ее крещения князем Владимиром.

Может, потому-то радость первому снегу, обычно ложившемуся на Покров, и значит так много для русского человека, что связана в его генетической памяти с белизной крещенских риз, радостью новой жизни во Христе.

Так великопостная весна соединяется в этом празднике с извечным символом покаяния, ради которого и предпринимается сорокадневное путешествие от сотворения мира, утраченного рая и до спасительных Страстей Христовых и Его Воскресения.

И синяя Суббота Акафиста предвосхищает как белизну тихого света Великой Субботы, так и услышанное мироносицами «Радуйтесь!» — первые слова Воскресшего в предутреннем саду Иосифа Аримафейского, весть о имеющем быть рождении Спасителя — с благой вестью о Его восстании из мертвых. 

«Поводом для написания акафиста или похвалы Богородице  было чудесное избавление Царьграда от нашествия варваров – славян  – наших предков. И это же спасение града Константина Великого, видение Богородицы, простирающей плат над столицей Византии, преобразилось в любимейший на Руси и не отмечаемый нигде, так как у нас, праздник Покрова»

«Архангельский глас вопиет Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», — с напоминанием слов явившегося в Назарет Вестника начинается церковное празднование Благовещения на посвященном ему всенощном бдении.

И тем же напоминанием он и завершается перед воскресным днем, когда Великим Постом звучит на литургии Василия Великого любимейшее на Руси богородичное песнопение «О Тебе радуется, Благодатная всякая тварь, ангельский собор и человеческий род».

Эта радость нашла выражение и в красках — в иконе, названной по первой строке этого песнопения, иконе, центром которой является Богородица, одушевленный храм Божий, объединяющий вокруг себя ангелов, человеческий, животный и растительный мир. 

«Здесь восстанавливается то первоначальное райское отношение, которое существовало когда-то между человеком и тварью, — пишет по этому поводу Евгений Трубецкой, приводя слова преподобного Исаака Сирина о милующем сердце, о милости как сердцевине той жизненной правды, того нового мироощущения, о котором говорит икона. 

Милующее сердце по Исааку Сирину, это, цитирую, «возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы.

От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великого страдания сжимается сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью.

А посему и о бессловесных и о врагах истины и о делающих ему вред ежечасно приносит молитву, чтобы сохранились они и были помилованы; а также о естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу».

Радуйся, Церкве непоколебимый столпе; радуйся, Царствия нерушимая стено. Радуйся, Еюже воздвижутся победы; радуйся, Еюже низпадают врази. Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение. Радуйся, Невесто Неневестная.

Икос 12 акафиста Пресвятой Богородице«В этих словах, — пишет Е.

Трубецкой, — мы имеем конкретное изображение того нового плана бытия, где закон взаимного пожирания существ побеждается в самом своем корне, в человеческом сердце, через любовь и жалость… Совершается целый космический переворот: любовь и жалость открывают в человеке начало новой твари… Но если во Христе — Богочеловеке наша иконопись чтит и изображает тот новый жизненный смысл, который должен наполнить все, то в образе Богоматери — Царицы Небесной, скорой помощницы и заступницы, она [иконопись] олицетворяет то любящее материнское сердце, которое через внутреннее горение в Боге становится в акте богорождения сердцем вселенной… Образ Богоматери утверждается здесь в его космическом значении, как «радость всей твари». 

Точно также, как иконопись, выражением этой радости, этой хвалы является и акафист, славящий Ту, Кто стала Матерью Иисуса, Спасителя мира, как высоту, к которой с трудом восходят человеческие помыслы, как глубину, куда с трудом проникает и ангельский взор. 

К Ней, Пречистой Деве и Матери, пишет протопресвитер Александр Шмеман, «неиссякаемой волной неслись молитвы, хвала, радость, просьбы о помощи, совсем особая любовь. Но вот в наши дни многие…приходящие от безбожия к вере, задают вопрос о смысле этого почитания Матери Иисуса… Бог, Христос — это понятно.

Но вот — не слишком ли много места отведено Марии, не заслонил ли в народной религии Ее образ — образ Ее Сына, не преувеличены ли эта хвала, эта любовь? О неверующих, о безбожниках… я не говорю.

Для них весь этот культ… одно сплошное суеверие, пережитки, остатки древних религий с их почитанием Матери-сырой земли и рождающих сил природы. Поэтому так нужно сейчас попытаться объяснить подлинный смысл, подлинное содержание, подлинную направленность этого издревле идущего церковного прославления».

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна.

Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой БогородицеВ сущности, благоговейное отношение к природе и ее силам, проявляющейся в тяге полов, зачатии и рождении, естественно для человека, не иссушенного атеистическими суевериями так называемого Нового Времени, его квази-религией бессмыслицы и смерти, торжествующей над жизнью, его бесплодным рационализмом, возведенным в новый культ наряду с материализмом — культом пользы. Беда лишь в иерархической путанице, когда природное затмевает сверхприродное, физическое вытесняет метафизическое. Но, думается, представление о Богоматери, как о Матери-сырой земле предписано христианам задним числом. Почитание Честнейшей Херувим не перенесенный в христианство органичный для «естественных религий» культ женского начала — оно следует из самого Евангелия, говорящего о Пресвятой Деве и Матери скупо, но говорящего главное. 

«Если бы вера наша во Христа ничего не знала о Матери Его, кроме того, что Она была, и что звали Ее Мария, то этого одного простейшего знания было бы достаточно, чтобы увидеть в Ее образе, найти в самой вере, найти также в нашем сердце все, что за две тысячи лет увидела, услышала и распознала в этом образе Церковь», — продолжает о. Александр.

И, отвечая протестантам, отвергающим почитание Божией Матери на том основании, что о Ее рождении и смерти ничего не сказано в Писании, православный богослов спрашивает: «Неужели — если мы верим в абсолютную, божественную единственность Христа и того, что Он совершил в мире, — мы не сосредоточим нашего умственного, духовного взора на женщине, давшей Ему Его человеческую жизнь? Иными словами, именно из любви и из знания, только любовью даруемого, — все почитание Божией Матери, вся любовь к Ней, все наше знание о Ней. И по-настоящему стоит перед нами всегда только одна возможность, только один выбор: придите, вкусите и сами решите, что это — выдумка и мифология или же истина, жизнь, красота, которые сами себя доказывают нам — своей жизненностью, глубиной и красотой».

Читайте также:  Святая равноапостольная мария магдалина — память 4 августа - богослов

А вот как формулирует почитание Божией Матери другой современный православный богослов, Христос Яннарас: «Церковь признает в личности Пресвятой Богородицы единственное творение в лоне всего созданного Богом мира (как материального, так и духовного), в котором [этом единственном творении, Пречистой Деве] вполне была достигнута конечная цель тварного бытия: всесовершенное единение с Богом, максимальная реализация всех жизненных возможностей… Пресвятая Дева была сочтена достойной участвовать своей природной энергией (энергией воли, но также и материнства) в единой энергии Божества, то есть в самой Божественной жизни. Ее естество, Ее кровь, биологическая жизнедеятельность ее тела отождествились с жизнью воплощаемой Ипостаси Божественного Логоса… 

Богоматерь не просто «предоставила» свой биологический организм Богу-Слову. В самом деле, любая мать не «предоставляет» свое тело ребенку, но выстраивает из собственной плоти и крови новую человеческую экзистенцию. Она же дает младенцу и «душу», передавая ее вместе со своим молоком, словами, нежностью и лаской.

Церковь настаивает на том, что Сын Божий воспринял в Своем воплощении не просто человеческую плоть, но «плоть, одушевленную разумной и мыслящей душой», как и любой человеческий младенец. Христос воспринял нашу природу вкупе со всеми составляющими и выражающими ее телесными и психическими энергиями.

Следовательно, роль Богоматери не ограничивалась построением Христовой плоти, но распространялась и на то, что мы могли бы назвать формированием души, человеческой психики ее Сына, поскольку мать стоит у истоков первоначального душевного опыта ребенка, у истоков его познания мира, его первого лепета, его постепенного вхождения в мир имен и символов, в мир людей. Будучи Матерью Бога, Дева Мария в своем существовании отождествила жизнь тварную с жизнью нетварной, воссоединив собою творение с Творцом. Отныне каждое существо и весь созданный Богом мир в целом обретают в ней путь к «истинной жизни», доступ к экзистенциальной полноте».

В Пречистой Деве  вполне была достигнута конечная цель тварного бытия: всесовершенное единение с Богом, максимальная реализация всех жизненных возможностей.

И действительно как-то странно, что можно веровать в Иисуса Христа как в Богочеловека и не чувствовать всего этого, не воздавать хвалы Той, о Которой «радуется всякая тварь, ангельский собор и человеческий род». И можно ли, а если да то как дать и им соприкоснуться с этой радостью — радостью молитвенного приобщения к Радости всех радостей, как именовал Матерь Божию Серафим Саровский? 

Вот как попытался сделать это Сергей Аверинцев. «Как-то мне после тяжелой болезни пришлось отдыхать за границей в благотворительном протестантском заведении, среди протестантов, — вспоминает он. — Добрые люди — мне было разрешено бесплатно жить и выздоравливать там.

А у них заведено, что каждый человек однажды должен что-то сказать. Мне очередь пришла в субботу. Я сказал: «Сегодня суббота. Для меня это день Божией Матери. Но я не буду сейчас с вами спорить, не буду затевать богословских прений. Я хочу, чтобы вы все вспомнили только одно.

В доме Господа нашего, как это было по установлениям Ветхого Завета, в субботу горел субботний светильник, и, опять-таки по древнему установлению, светильник этот должна была возжигать своими руками матерь хозяина дома, т. е. в данном случае — Матерь Божья».

«Постарайтесь, — только и сказал я этим братьям и сестрам, протестантам, — увидеть мысленно этот скромный дом в Назарете, а затем в Капернауме возле самого озера, тот дом, где Божья Матерь Своими пречистыми руками возжигает светильник».

Постарайтесь увидеть мысленно этот скромный дом в Назарете, а затем в Капернауме возле самого озера, тот дом, где Божья Матерь Своими пречистыми руками возжигает светильник.

Суббота Акафиста переносит нас в том самый дом на берегу Галилейского моря, чья синева — синева богородичного облачения священства, но и каждый из стоящих принадлежит к царственному священству верующих, воспевающих Ту, что навсегда стала образом Церкви, как и каждой верующей души, вынашивающей и рождающей Христа по слову святых отцов.

В этом образе соединяются все и вся: Бог, космос, Ангельский собор и человеческий род.

Им завершается творение, прежде чем со Вторым Пришествием и воскресением мертвых перейти из дня седьмого в восьмой — новый эон, где, несомненно, будет звучать все та же песнь хвалы и нашей собственной радости о спасении мира: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

Священник Константин Кравцов

Акафист Пресвятой Богородице «Радуйся, Невесто неневестная» или Великий Акафист — первый по времени написания и наиболее известный из акафистов, используемых в богослужении Православной Церкви.

Хвалебный гимн в честь Пресвятой Девы Марии был сочинен в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII вв., или, во всяком случае, в ранневизантийскую эпоху. Авторами могли быть прп. Роман Сладкопевец (VI в.

), Георгий Писидийский (VII в.), патриарх Сергий (VII в.) и др.

Будучи непревзойденным поэтическим и богословским шедевром, является чудом церковной культуры и творчества, а также и образцовым выражением человеческой веры, примером как любовь к Богу и к Пресвятой Деве Марии находит себе выражение не только в вероучении Церкви, но и в красоте поэтического слова.

Греческое слово «акафистос» означает буквально «неседален», т. е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение.

 Византийский Акафист Пресвятой Богородице продолжает занимать первенствующее и исключительное положение, единственный из всех акафистов, вписан в богослужебный устав в Постной Триоди, на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, в связи с чем эта суббота называется «Субботой Акафиста» или «Похвалой Пресвятой Богородицы».

теги: Богородица, суббота акафиста

Похвала Пресвятой Богородицы

В субботу пятой недели Великого поста Православная Церковь с особенной торжественностью славит Матерь Божию. Похвала Пресвятой Богородицы — праздник, установленный более тысячи лет назад, в IX веке, в благодарность за многочисленные чудеса спасения Константинополя от врагов.

Новая столица Римской империи — Константинополь — была основана императором Константином Великим в IV веке и посвящена (принесена в дар) Богородице. Всю историю существования города Божия Матерь считалась его заступницей и покровительницей.

В 626 году, при императоре Ираклии, город подвергся тяжелой осаде персами и обрами (аварами) с моря и с суши. Жители города, взяв великую святыню — ризу Божией Матери, с молитвой совершили крестный ход вдоль городских стен.

Сам патриарх Сергий тогда нес в руках икону «Одигитрия» (написанную, по преданию, самим апостолом Лукой и хранившуюся в Константинополе во Влахернском храме). В эту ночь, после того как в море была опущена риза Пресвятой Богородицы, поднялся страшный шторм и потопил вражеские корабли.

Враги, что нападали с суши, в ужасе бежали. Славя и благодаря Пресвятую Заступницу за спасение города, народ всю ночь пребывал на молитве в храме, провозглашая неседальную песнь (акафист).

Первоначально Похвала Пресвятой Богородицы (или Суббота Акафиста) служилась только в той самой Влахернской церкви, где хранились атрибуты земной жизни Богородицы (пояс и риза), а также икона, написанная евангелистом Лукой. Однако позже служба вошла в уставы многих монастырей, а сегодня совершается во всех православных храмах по всему миру. Таким образом осуществилось пророчество: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди».

Образ абсолютной любви

Дева Мария — это сердце Человечества. На страницах Евангелия Ей уделено не так много внимания.

Мы практически не знаем, о чем Она думала и говорила с окружающими людьми, что Она делала в то время, когда Ее Сын выходил на проповедь, как Она жила.

Но мы знаем, что Она всегда была рядом со Своим Сыном, до самой последней минуты. Всегда Она была с Богом и так возлюбила Его, что отдала Сына Своего единородного…

Это не только Мать Господа, но и верная Его Дочь. Весь путь Пресвятой Богородицы — это безусловное «Да» — Богу («Да будет Мне по глаголу Твоему»), несомненное, непоколебимое доверие Ему.

Она Мать не только Бога, но и всех людей на земле, абсолютная чистота и любовь. Мы знаем, что Она всегда была рядом с апостолами, участвовала в общем жребии. У Ее смертного одра чудесным образом ученики снова соберутся вместе.

И после смерти Она окажется рядом с Сыном. Когда-то державшая на руках младенца Иисуса, теперь Она — маленькая Мария — на руках у Бога.

И теперь, находясь рядом с Ним, Она продолжает молиться за всё человечество — за всех Своих детей.

  • Похвала Пресвятой Богородице - Богослов
  • Идолы и идеал
  • Что означает Похвала Пресвятой Богородицы для нас — жителей современного мира?

Сегодня этот идеал абсолютной чистоты, материнской любви и безусловной веры, такой неприкосновенный и священный, — затерян среди сотен идолов. Для среднестатистического человека он неинтересен, непонятен и непривлекателен; быть целомудренной, скромной, самоотверженной, верной — немодно и бессмысленно. Время предлагает массу других аватаров…

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *