Праздник введения во храм пресвятой богородицы (после всенощного бдения 3 декабря 2018) — богослов

Введение Пресвятой Богородицы во храм Русская Православная Церковь всегда празднует время Рождественского поста 4 декабря — смысл, значение, история, икона, особенности богослужения и тропарь дня.

4 декабря 2018 года. В Рождественский пост православные всегда вспоминают событие, дошедшее до нас из Предания – Введение (Вход) во храм Пресвятой Богородицы, это непереходящий двунадесятый богородичный праздник.

Читать также: Календарь питания Рождественского поста по дням

Празднование этого события окончательно установилось только к IX веку, хотя упоминание о нем можно встретить уже в исторических памятниках V века.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (после Всенощного бдения 3 декабря 2018) - Богослов

Введение во храм Пресвятой Богородицы — особенности, история, тропарь и икона праздника

Праздник Введения во храм Богородицы установлен в память приведения в Иерусалимский храм Девы Марии в возрасте 3-х лет по обету, данному ее родителями. В Предании описывается, как Младеница быстро взошла по высоким ступеням храма.

Там ее встретили два первосвященника, Церковь считает, что одним из них был  Захария, будущий отец Иоанна Крестителя. Марию ввели в Святая Святых, как предвидел Захария, где хранился Ковчег Завета — то особое место храма, куда и первосвященники могли входить один раз в год.

Дева Мария занималась в храме рукоделием и жила там до своего взросления.

Читать также: Традиции и обычаи Рождественского поста на Руси

В канун праздника Введения, вечером 3 декабря, служится всенощное бдение и малая вечерня. Утром читаются часы и служится Божественная литургия. Облачения священнослужителей и убранство храма в этот день голубые, реже белые.

  • Тропарь праздника Введение во храм исполняет византийским распевом хор Валаамского монастыря.
  • Читать также: Церковно-народный месяцеслов на декабрь
  • Традиционное исполнение тропаря на 4 глас

Канонические православные иконы изображают само событие праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы. На Марие повседневное одеяние замужней женщины с мафорием. Рядом стоят Ее родители, праведные Иоаким и Анна. Встреча с первосвященниками происходит на фоне символического изображения храма.

         Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (после Всенощного бдения 3 декабря 2018) - Богослов Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (после Всенощного бдения 3 декабря 2018) - Богослов

Введение во храм Пресвятой Богородицы — особенности, история, тропарь и икона праздника

Если изображение праздника сделано в академическом стиле, то оно насыщено деталями. То же касается и католических икон.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (после Всенощного бдения 3 декабря 2018) - Богослов

Введение во храм Пресвятой Богородицы — особенности, история, тропарь и икона праздника

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы – величайшее христианское празднество, почитаемое и отмечаемое православными, католиками и старообрядцами.

События, давшие ему начало, посвящены жизни Божией Матери на земле. Праздник принадлежит к категории двунадесятых, непереходных. По новому стилю Введение празднуют ежегодно 4 декабря.

В период следования старому стилю об этом событии вспоминали с наступлением 21 ноября.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (после Всенощного бдения 3 декабря 2018) - Богослов

Как появился праздник

История о священных событиях, ставших основой для возникновения праздника, содержится в «Протоевангелии Иакова», написанном греческим автором во второй половине II столетия, а также «Евангелии псевдо-Матфея», созданном в IX веке. Оба источника включают в себя бесценные устные предания, сохранившиеся со времен земной жизни Божией Матери.

Дева Мария стала единственной дочерью богобоязненных Иоакима и Анны, которые в течение долгого времени не могли иметь потомство. Супружеская чета постоянно молилась с просьбой избавить их от неспособности к продлению своего рода и обещала посвятить рожденное дитя служению Господу.

Молитвы праведников были услышаны, и вскоре у них появилась дочь, которую назвали Марией. Имя девочке было дано во исполнение повеления ангела, явившегося Иоакиму и Анне с благой вестью о предстоящем рождении Божьей Избранницы.

Когда возраст Марии достиг 3 лет, для Ее родителей настало время исполнять обет, данный Господу. Девочку, облаченную в праздничные одежды, отвели всей семьей к служителям Иерусалимского храма. Здесь Пресвятую Деву встретил первосвященник Захария и другие представители духовенства.

Сохранилась интересная деталь о том, как проходило введение Богородицы во храм. Чтобы попасть в святое место, Ей нужно было взойти по высокой лестнице из 15 ступеней. К удивлению всех присутствующих, трехлетняя Мария, легко, не прося чьей-либо помощи, поднялась по ней.

Жизнь Богородицы в святом месте и значение Ее введения во храм

Захария, встретивший будущую Богоматерь у входа во храм, отвел девочку в самое святое место за алтарем, куда сам имел право входить не чаще одного раза в году для принесения очистительных жертв.

Здесь маленькая Мария оставалась вместе с другими благочестивыми девами, пока Ей не исполнилось 9 лет. Все это время Богородица, оберегаемая Господом и Архангелом Гавриилом, занималась изучением Священного Писания, проводила время в усердных молитвах, рукодельничала.

Девочка росла, будучи исполненной любовью к Своему Небесному Отцу и покорности Его Воле.

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм обладает огромным значением для всего христианского мира. Он является важным церковно-историческим и духовным событием, выступает предвестием пришествия на землю Божьего Сына – Спасителя и Мессии, взявшего на себя впоследствии грехи человечества и принявшего тяжкие смертные муки.

История празднования памятного события

Согласно церковному преданию, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был хорошо известен верующим уже в первые столетия существования учения Христова. По велению императрицы Елены, жившей в 250–330 гг.

, в честь него возвели христианский храм в Палестине, который стал первым святым местом, основанным в память о великом событии.

В IV столетии праздник Введения упоминал в своих литературных трудах святитель Григорий Нисский.

Торжество стало широко популяризированным в начале IX века. В этот период было создано два канона для праздничного богослужения, авторами которых являлись Иосиф Песнописец и Георгий Никомидийский.

В XIV столетии торжественное событие прочно закрепилось среди основных религиозных дат, следующих по степени важности за Пасхой. Спустя 100 лет Введение уже праздновали наравне с другими двунадесятыми торжествами, посвященными периоду пребывания в нашем мире Спасителя и его Пречистой Матери.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (после Всенощного бдения 3 декабря 2018) - Богослов

Традиции, связанные с Введением во храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения проходит аналогично другим двунадесятым торжествам. Великой дате предшествует один день предпразднства, приходящийся на 3 декабря. После него проводится 4 дня попразднства.

С наступлением памятной даты христианам полагается:

  • присутствовать в храме на торжественном богослужении;
  • приходить друг к другу в гости с искренними поздравлениями;
  • употреблять постные блюда (праздник совпадает с периодом прохождения Рождественского поста).

В день, когда празднуется Введение, запрещено заниматься физическим трудом, домашней работой, ремонтом. Нельзя ссориться с окружающими людьми, сквернословить, проклинать кого-либо, есть мясные блюда (при этом рыба остается разрешенным видом пищи).

Издавна сохранились поверья наших предков, запрещающие с наступлением светлого торжества давать деньги в долг, пускать в дом первой женщину, а не мужчину. Православная церковь никогда не одобряла подобные приметы, поскольку относит их к разновидности суеверий, запрещенных Господом.

Церковные богослужения

В день, когда наступает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, проводится торжественное богослужение. В него обязательно входят:

  • малая вечерня;
  • всенощное бдение (с литией);
  • часы;
  • литургия.

Устав проходящей службы во многом подобен уставам остальных Богородичных двунадесятых торжеств, таких как Рождество или Успение Девы Марии. С приходом праздника служители православных храмов облачаются в голубые или белые одежды, читают специальные молитвенные тексты (кондак, акафист), проводят литургийные песнопения (тропарь, величание, задостойник).

Иконография церковного торжества

На многочисленных иконах, сюжет которых посвящен событиям Введения, изображение Царицы Небесной всегда содержится в центре.

На таких картинах трехлетняя Дева Мария предстает одетой в мафорий, который являлся в прошлом традиционной одеждой замужних женщин.

Возле будущей Богоматери изображаются ее праведные родители, которые, выполняя данный Богу обет, привели свое единственное чадо в Иерусалимский храм.

На иконах также присутствует образ священника Захарии, которому суждено было стать отцом великого пророка Иоанна Предтечи. Традиционно на религиозных образах имеется изображение той самой лестницы с 15 ступенями, которую маленькая Мария сумела преодолеть без поддержки взрослых.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (после Всенощного бдения 3 декабря 2018) - Богослов

О чем просят богородицу в день ее введения во храм

В праздничный день христиане всего мира обращаются к Царице Небесной с многочисленными просьбами. Когда наступает Введение, Богоматери молятся об обретении:

  • здравия собственного или близких людей;
  • мудрости для воспитания растущих чад;
  • благополучия и счастья в семейной жизни;
  • подсказки для выхода из сложной ситуации;
  • справедливости в судебных разбирательствах;
  • душевных сил, мудрости, терпения;
  • способности к противостоянию дьявольским искушениям;
  • возможности вернуть утраченную веру в Бога.

Молящимся в этот светлый праздник нужно всегда помнить: Пречистая Дева Мария слышит и отвечает только на чистые молитвы, не содержащие в себе какого-либо негатива. Просьбы, наполненные гневом, ненавистью, злобой, жаждой мести, всегда остаются без ответа. Человек, произносящий их, может получить вместо ожидаемой помощи заслуженную кару.

Храмы в честь великого двунадесятого праздника

На территории Российской Федерации существует множество церквей и монастырей, названных в память о введении Пресвятой Богородицы во храм:

  • церковь Лужецкого Ферапонтова монастыря, возведенная в XVI столетии (Можайск, Московская область);
  • Введенский храм, построенный в XI–XII веках (урочище Шкнятино, Солецкий район, Новгородская область);
  • церковь Новинского монастыря, датой создания которой является 1565 год (Москва);
  • Введенская церковь, существовавшая с середины XVI столетия (поселок Сура, Архангельская область);
  • храм Спасо-Прилуцкого монастыря (Вологда);
  • Введенская церковь Троицкого монастыря (Астрахань);
  • церковь на Большой Лубянке (Москва).
Читайте также:  Шестопсалмие читается на церковно-славянском языке на утрене - богослов

Святые места, именуемые в честь великого христианского события, также располагаются за пределами России. Такие храмы функционируют в Украине (село Липованы Черновицкой обл.), в Беларуси (г. Минск, поселки Дубровка, Богуши).

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (после Всенощного бдения 3 декабря 2018)

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (после Всенощного бдения 3 декабря 2018) - БогословПраздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Спаси, Господи! Всех поздравляю с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. Православные христиане с первых веков стали помнить это событие, праздновать, но окончательно оно утвердилось в 9-м веке. То есть прошло очень много времени, с тех пор как это стал всецерковный праздник.

Мы с вами вспоминаем то, как маленькая Пресвятая Мария была введена во храм. Родители не имели долго детей и обещали Богу, что если он им пошлёт ребёнка, они посветят его Богу. Господь послал им ребёнка. И по истечении 3 лет они, собрав всех своих родственников, знакомых, одевают ее в лучшие одежды, и отводят в храм.

Тогда еще монашества не было, но вот такое служение Богу при храме было. И вот они отдают ее (чтобы нам понятно было) в некое монашество с детства, с 3-х летнего возраста. Её подводят к храму, ставят на первую ступеньку (их было 15). И она дальше идёт сама — мужественно 3 летняя девочка всходит по этим крутым ступеням в храм.

Там ее встречает первосвященник, самый главный священнослужитель Израиля. И вот он по наваждению Бога вводит её во Святая Святых.

Вводит в то место, куда раз в год входил первосвященник с очистительной кровью, чтобы принести жертву. То есть он сам туда входил раз в год под страхам смерти, боясь умереть от присутствия Бога. От того, что он входит так близко к Богу. А здесь, именно в этой истории первосвященник Захария берёт её за руку и вводит в святая святых.

И написано, что люди все удивлялись, что действительно удивительно, непонятно, страшно — что первосвященник вводит маленькую девочку по наущению Духа Святого. Вводит ее во святая святых.И с тех пор пречистая Мария начинает жить в храме до 15 летнего возраста. Это возраст совершеннолетия женщин в Израиле. И дальше её обращают к овдовелому человеку Иосифу.

Об этом мы с вами знаем.

Но вот такое чудное событие, ее мужество, решимость при вхождении в храм мы сегодня с вами вспоминаем. И благодарим нашу заступницу за то, что она все это сделала, за то что имела веру, за то что имела силы для нашего с вами спасения. Благодарим ее, Поздравляю еще раз всех с праздником, Помощи Божией Всем. Аминь

Введение Во Храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 2018 — приметы и традиции праздника

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (после Всенощного бдения 3 декабря 2018) - Богослов

4 декабря отмечается большой церковный праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Праздник основан на том, что родители Марии – святая Анна и святой Иоаким – обещали посвятить своего ребенка Богу. Когда девочки исполнилось 3 года, её привели в Иерусалимский храм. Здесь она и жила до своего обручения с праведным Иосифом. В православной церкви праздник относят к числу двунадесятых (12 важнейших после Пасхи праздников в православии).

Считается, что перед зачатием Марии, её матери явился ангел, который сообщил о предстоящей беременности. Тогда святая Анна, которая долгие годы страдала бесплодием, пообещала ангелу, что отдаст ребёнка на служение Господу.

Введение во храм Пресвятой Богородицы: что нельзя и что можно делать в этот день

Верующим обязательно в этот день нужно сходить в церковь на службу, поставить свечку Деве Марии и помолиться от чистого сердца. Также в этот праздничный день православные по возможности прибегают к Святым Христовым тайнам – причастию – и исповедуются.

Полезно для души в этот день не забывать о милостыне нуждающимся. Причем необязательно раздавать деньги – это может быть еда или теплые вещи (например, носки, варежки).

В этот день Церковь крайне не рекомендует:

  • активных увеселений: хоть в этом году праздник и выпал на будний день, однако стоит постараться максимально приблизиться душой к восприятию события Введения. Если нет возможности утром посетить храм, то это можно сделать накануне (вечером служится всенощное бдение с литией).
  • заключить церковный брак, так как в Рождественский пост венчания вообще не совершаются.
  • заниматься той работой, которую можно без особых проблем перенести на другой день (стиркой, уборкой, шитьем). А освободившееся время лучше семье и духовному.

Также в этот день лучше не давать в долг. Это не церковный запрет – скорее, народная примета. И касается она всех больших праздников.

А вот запретов на принятие крещения в этот день нет. Если есть необходимость совершения таинства Крещения именно в этот день (над болящим, например, или младенцем), то это разрешено. Таинство Соборования также может быть совершено в этот день.

Приметы и традиции праздника Введение Во Храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 2018: народные традиции

На Введение во храм по народным традициям начинались санные катания. Открывали “сезон” молодожены, обвенчанные церковью. В семьях молодых родственники собирались за богатым угощениями столом, а затем помогали украшать сани, запряженные тройкой лошадей. Следом за молодоженами отправлялся «поезд» с родственниками, которые от души веселились, пели песни и прославляли семейную пару.

На Введение во храм принято гадать на суженых. Девушки проводили обряды и ритуалы, чтобы во сне увидеть своих женихов или то место, куда они перейдут жить после свадьбы. Нередко обряды проводили с освещенной водой, которую давали выпить понравившимся юношам. Сама Богородица могла благословить пару, и в будущем году они могли стать мужем и женой.

Хозяйки в день праздника с самого утра отправлялись в хлев, чтобы провести обряд со скотиной. Они посыпали коров льняными семенами, смазывали вымя маслом и кормили их киселем. Такой обряд помогал увеличить надои и защищал скот от болезней. После этого в хлеве поджигали сушеные травы, чтобы нечисть не смогла навредить животным.

Приметы и традиции праздника Введение Во Храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 2018: приметы этого дня

Введенья — это ворота зимы. Во всяком случае, обычно примерно в это время на землю ложился снег, который не таял уже до самой весны. Есть и приметы, связанные с этим днем.

Приметы на 4 декабря:

  • Если до Введения снег пошел, то он растает, а после Введения он, напротив, задержится до весны
  • Если снег после Введения не растаял — жди хорошего урожая хлеба
  • Морозный день предвещает холодную и снежную зиму
  • Если человек родился 4 декабря, то в качестве талисмана ему рекомендуется носить алмаз
  • Мороз и солнце в этот день являлись хорошим знаком
  • Пасмурная и теплая погода — будет неурожай
  • Наступила настоящая зима — можно надеяться на хороший урожай
  • Ясная погода предсказывает неурожай, и наоборот
  • Мороз 4 декабря — лето следующего года будет очень знойным, а на ближайшие праздники будет стужа
  • Издалека слышен звон колоколов — будет мороз, а если звон глухой, то это предсказывает снегопад
  • Если в печи пшенная каша румянится, то выпадет снег
  • Лошадь упрямится — примета к тому, что скоро снег выпадет

Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий — Гермоген Иванович Шиманский

Тропарь (глас 4)

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

  • Кондак (глас 4)
  • Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище Славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божий: Сия есть селение небесное.
  • Величание
  • Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

Точная дата установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы неизвестна. О введении Пресвятой Девы во храм по исполнении Ей трех лет упоминает в I веке епископ Антиохийский Еводий34, в IV веке – блаженный Иероним, а также святые Григорий Нисский и Патриархи Герман и Тарасий Константинопольские.

На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII-IX веках. В IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон празднику («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в X веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон празднику («Песнь победную»).

Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время.

Чудесным Своим рождением предуготованная Господом быть жилищем Сына Божия, чертогом Невместимого Бога Живого, Пресвятая Дева с самой ранней молодости сохранялась Божественным Промыслом в совершенной чистоте, вдали от всякого греха и порока.

Читайте также:  Как правильно читать псалтырь дома в великий пост - богослов

Пресвятая Дева Мария, исполненная благоговения перед Богом, возрастала в доме своих благочестивых родителей в обстановке чистоты и святости, нежной родительской любви и заботы.

Во исполнение данного родителями обета – быть посвященной Богу, в трехлетнем возрасте Она была отведена в Иерусалимский храм, чтобы «священно воспитатися, яко да будет Владыки всех Божественный Престол и светозарное обиталище»35.

Как изображается это событие в древнем церковном предании, к торжеству Введения Пресвятой Девы праведные Иоаким и Анна по обычаю созвали в Назарет, где они жили, своих родственников, собрали лик дев и приготовили много свечей.

Прибыв из Назарета в Иерусалим, благоговейно и торжественно шли они к храму Божию, подобно ветхозаветному шествию с ковчегом Завета в храм Соломонов (1 Пар., гл. 15). Ведомой во храм Пресвятой Деве Марии предшествовал лик юных дев со светильниками36. «Кругом храма, – пишет блаженный Иероним, – сообразно 15 псалмам степеней, было 15 ступеней.

На каждой из этих ступеней священники и левиты, восходя к служению, пели один псалом. На первую из этих ступеней родители поставили юную Марию.

И когда сняли с Нее дорожные одежды и, по обычаю, одели Ее в лучшие и благолепнейшие, Дева Господня одна, ничьею рукою не поддерживаемая и не облегчаемая, взошла по всем ступеням так, как бы была в совершенном возрасте». Все удивились, видя как трехлетняя Отроковица быстро, словно совершеннолетняя, взошла на все ступени.

Пречистую Деву встретил первосвященник Захария, сын Варахии, родитель Предтечи, пророк Божий37, и по таинственному Божию вдохновению38, проразумевая будущее39, совершил дело необычное и для всех удивительное: благословив Деву, Он ввел Ее, как «Невесту Бога Всецаря»40, во Святая Святых41, туда, где находился кивот Завета, куда по закону дозволено было входить однажды в год только первосвященнику с очистительной жертвенной кровью и куда возбранялся вход не только женщинам и девам, но и священникам (Исх. 30, 10). Даже Ангелы, по церковной песни, «вхождение Пречистыя зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых»42.

Святая Церковь прославляет событие этого праздника в кондаке.

Пресвятая Дева вошла во Святая Святых в день Введения, и во все время пребывания Своего в храме Она невозбранно входила туда, что запрещено было под страхом смерти даже первосвященнику (Лев. 16, 2).

Здесь, «во святилище»43 – в средней части храма, между двором и Святая Святых, в особом для дев отделении оставлена была Пресвятая Дева для воспитания. Когда Она приведена была в храм, будучи трехлетней отроковицей, уже тогда Она была «многолетней по духу»44, «младенчествующая плотию, но совершенная по душе»45.

В храме Она была удостоена явлений Ангела Божия. По словам Священного Предания, Ангел приносил Ей пищу, освящавшую Ее46. Святая Дева, «принимая небесную пищу, преуспевала мудростию и благодатию»47.

«Вскормленная в храме небесным хлебом, (Она) родила миру Хлеб Жизни – Слово»48, «всю Ее, – говорится в церковной песни, – пребывающую внутрь храма и питаемую небесной пищей, освятил Дух Всесвятой»49.

Во время пребывания Святой Девы Марии в храме Дух Божий, уготовляя Ее в «Божественное жилище», все более проникал в Ее душу, пока Ее душа не стала способной дать человеческую душу Тому, Кто родится от Нее по плоти, – Сыну Божию.

«Как духовный плод праведных»50, «как имеющая красоту душевной чистоты и исполненная благодатию Божией с неба, Чистая Богородица»51 Дева путем духовного подвига и совершенствования достигла такой высоты святости, при которой Ее тело стало совершенно невосприимчивым для греха (слав. для «течения греховнаго»). Та, Которая со свечами была в младенчестве приведена и «отдана в Божественный храм, Сама, как действительно Божественный храм, явилась обителью неприступного и Божественного Света»52.

И во всем богослужении праздника Введения Богородицы во храм главенствующими мотивами являются чистота и святость, радость и свет.

Пресвятая Дева Мария, достигшая по благодати высшей чистоты и святости, послужила великой тайне Боговоплощения, став Материю «Святых Святейшего Слова».

«Избранная и Единственно Чистая, – говорится в песнопении, – оказалась выше всего земного и умопостигаемого»53.

Пророк Божий, первосвященник Захария, некогда созерцая красоту души Пречистой Девы и прозревая грядущее, с верою воскликнул: «Ты – избавление, Ты – радость всех. Ты – воззвание наше: чрез Тебя Невместимый окажется вместимым для меня»54.

В Пресвятой Деве с детства было заключено все неисчерпаемое богатство благодати: «Яко дом сущи благодати, в немже сокровища лежат неизреченнаго Божия строения (домостроительства)»55.

При рождестве Пресвятой Девы Марии только Ее родители Иоаким и Анна по чудесным обстоятельствам, сопровождавшим это рождение, могли предугадать великое предназначение своей Дочери. Введение же Ее во храм было как бы явлением Ее миру, подобным явлению Христа при Его Крещении.

Введение во храм стало безмолвной проповедью народу о близком пришествии Христа, которое явило людям благоволение Божие, послужило для них спасением и осуществлением всего домостроительства Творца в отношении человеческого рода.

«Сегодня (в день Введения Богородицы во храм) предзнаменование («предизображение») Божия благоволения и предварительная проповедь о спасении людей: в храме Божием открыто является Дева и предвозвещает всем Христа»56.

Пресвятая Дева Мария Своим явлением возвещала о том, что близко исполнение «смотрения (домостроительства) Зиждителева» и «совет превечный Превечного Бога нашего во исполнении грядет»57.

Со времени Введения во храм Пресвятой Богородицы начали осуществляться пророчества о нашем спасении: «Засияли уже лучи благодати со вступлением в храм Божией Чистой Девы», уготованной быть Материю Божией58 и посредницей радости для мира59; «прежде век пронареченной Матери и в последняя лета явльшейся Богородицы»60.

Пророчество Давида сбылось на Чистой Деве (Пс. 44, 15)61 как чистом приношении всего человечества Богу, принявшему этот дар и жертву от людей: «Сказати хотя (желая показать) Господь языком (народам) Свое спасение, Неискусобрачную (Деву) ныне от человек прият (как дар), примирения (в) знамение и обновления»62.

Пресвятая Дева Мария, будучи «Святейшим храмом Святого Бога нашего», послужила воплощению Царя всех и Бога, Который обожил63, обновил, воссоздал весь род человеческий по Своему милосердию64.

Через Нее мы избавились от древнего проклятия, «бывше нетления общницы»65.

«Да радуется днесь небо свыше, и облацы веселие да кропят о зело (весьма) преславных величиях Бога нашего»66, «яко отверзе нам Небесное Царство пронареченная Всецарица. Радуйтеся людие и веселитеся»67.

На великой вечерне читаются три паремии. В первой паремии (Исх. 40:1–5, 9–10, 16:34–35) в образе Ветхозаветной скинии, которая при освящении исполнилась славы Господней, Церковь созерцает величие Пресвятой Девы Марии – ибо Дух Святой осенял Пресвятую Деву, скинию воплощения Господа.

Во второй паремии (3Цар. 8:1, 3–7, 9–11) Церковь созерцает прообраз Пресвятой Девы – кивота Завета Господня, который по освящении Соломонова храма священники внесли во Святая Святых под осенение Херувимов. В третьей паремии (Иезек. 43:27, 44:1–4) прообразом Богоизбранной Отроковицы являются виденные пророком Иезекиилем врата.

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника. На утрене по полиелее величание. Канонов два. Катавасия: «Христос раждается, славите» (ирмосы ближайшего по времени праздника – Рождества Христова). На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припев и ирмос.

Припев: Ангели вхождение Пречистый зряще удивишася, како Дева вниде во Святая Святых.

Ирмос: Яко одушевленному Божию кивоту, да никакоже коснется рука скверных (непосвященных). Устне же верных Богородице немолчно, глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

Эти же припев и ирмос являются задостойником на Литургии. Далее к тропарям первого канона, ирмосу и тропарям второго канона прилагаются свои особые припевы.

На Литургии, как обычно в двунадесятые Богородичные праздники, – прокимен, Апостол, Евангелие и причастен праздника (в воскресенье – в соединении с воскресными). Вместо «Достойно» поется задостойник.

Двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (20 ноября) и четыре дня попразднства. Отдание праздника – 25 ноября/8 декабря.

Служба на отдание соединяется (как исключение из всех двунадесятых праздников) со службой святым священномученикам Клименту Римскому и Петру Александрийскому.

Со дня праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) по 31 декабря (13 января нового стиля – отдание праздника Рождества Христова. – Ред.) на утрене в воскресные и праздничные дни, имеющие бдение, полиелей или великое славословие, поется катавасия: «Христос раждается, славите» (рядовая, после всех песней).

Введение во храм Пресвятой Богородицы: что нужно знать о празднике и что важно сделать в этот день

Митрополит Антоний (Паканич) о прямом и переносном смысле праздника.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Роспись Кралевой церкви (святых Иоакима и Анны) в монастыре Студеница. Ок.1314

Возникновение праздника

4 декабря Православная Церковь отмечает праздник Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Это один из двунадесятых праздников (двунадесятыми называются праздники, которые посвящены жизни Господа нашего Иисуса Христа или Пресвятой Богородице). Его дата неизменна из года в год.

Читайте также:  Великий четверток страстной седмицы. воспоминание тайной вечери. - богослов

Этот праздник пришел к нам из Священного Предания – Оно отражено в церковных песнопениях и почитается Церковью наравне со Священным Писанием.

Что Церковь вспоминает?

Святые праведные Иоаким и Анна привели в храм свою единственную трехлетнюю дочь Марию для исполнения обета, данного Богу. Они долго молились Ему и просили даровать им дитя, а если чудо произойдет, пообещали отдать ребенка на служение Богу.

И вот уже почти потеряв надежду, Иоаким и Анна получили просимое. Будучи в преклонном возрасте, праведная Анна родила дочь, которую нарекли Марией.

  • С наступлением трехлетнего возраста девочка приведена в Иерусалимский храм, в котором останется жить вплоть до своего обручения с праведным Иосифом.
  • Предание нам говорит, что маленькая Мария, самостоятельно преодолев все крутые ступеньки, с легкостью поднялась в храм.  
  • Наверху ее ждал священник, по одной из версий, первосвященник Захария, будущий отец святого пророка Иоанна Предтечи.

Захария ввел Марию в Святая Святых, хотя это воспрещалось: только первосвященник мог входить туда раз в год, чтобы жертвенной кровью совершить очищение грехов богоизбранного народа. Но Захария сделал это, так как ему было откровение от Господа.

С этого торжественного момента началось служение Богородицы Господу. Она проводила все время в храме в молитвах и трудах.

История утверждения праздника

Упоминания о факте введения трехлетней Марии в храм мы встречаем у антиохийского епископа Еводия (I в.), блаженного Иеронима (IV в.), Григория Нисского (IV в.), у Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских (VII в.).

Праздник Введение во храм Богородицы неразрывно соединен с  праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Точная дата возникновения первого неизвестна, но если учитывать, что праздник Рождества Богородицы был установлен в IV веке, то церковное празднование Введения во храм закрепилось чуть позже.

На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII–IX веках.

В Византии в XII веке его признали двунадесятым на государственном уровне – в этот день были запрещены всякие работы.

Праздничное богослужение

Праздничное богослужение в день Введения во храм Пресвятой Богородицы  состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), часов и Литургии.

Устав службы немного отличается от Устава других двунадесятых богородичных служб: Рождества Богородицы и Успения Девы Марии. Поются специальные песнопения праздника. В православных храмах торжественно звучат слова: «Ангелы вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых». 

Священнослужители в этот день одеты в белые или голубые облачения.

Сакральный смысл праздника

Святая Святых нового Иерусалимского храма, куда первосвященник ввел Марию, пустовало после Вавилонского плена; там уже не было главной святыни Израиля – Ковчега Завета со всеми его принадлежностями: ни скрижалей с десятью заповедями, ни сосуда с манной, ни жезла Аарона. И это красноречиво свидетельствовало о том, что времена Ветхого Завета подходят к концу и должен вскоре наступить Новый Завет, о котором говорили пророки.

После вхождения в Святая Святых Девы Марии, Той, Которая призвана стать живым храмом Самого Бога, произошел судьбоносный поворот истории. Совершилась долгожданная встреча Ветхого и Нового Заветов, возвещающая об упразднении Ветхого и утверждении Нового, открывающего человечеству путь вечного спасения.

Почему этот праздник особенный?

Спасение каждого зависит от его усердия в борьбе с личным грехом.

Вся жизнь – это непрекращающаяся борьба, прежде всего с самим собой, с укоренившимся в нас ветхим человеком. Не зря Введение во храм – первый праздник Рождественского поста, который промыслительно установлен в начале поста и говорит нам о важности поста в деле спасения.

«Если хочешь иметь правый разум и удобно победить все страсти свои, – наставляет святитель Димитрий Ростовский, – держи всегда пост и воздержание».

Но одного поста мало для настоящей борьбы. Борьба с грехом невозможна без самооценки, осознания собственных недостатков и самоорганизации.

Пост – это время глубокого внимания к самим себе, особенного сосредоточения, он помогает нам осмыслить свою жизнь, увидеть реальное наше состояние, сгруппироваться. Самопознание немыслимо без особого духовного настроя, самоконтроля и постоянной внутренней работы над собой.

Честно служи, ни о чем не тужи

Дева Мария была отправлена родителями в младенчестве на служение Богу, которое заключалось в отчуждении от всего злого и нечистого. Она подолгу молилась, трудилась, внимала себе, читала священные книги.

Мы, христиане, поставлены тоже служить Богу.

Наша задача – вести праведную жизнь, держаться подальше от всякого зла, соблюдать заповеди, уходить от лжи, болтовни, вожделений, страстей… Мы должны расторгнуть все путы беззакония, которыми были связаны до осознания того, что мы – христиане, то есть воины Христовы. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными», — говорит  Евангелие.  «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?» (2 Кор.6:14).

Если каждый ощутит себя на службе у Бога, то воспримет работу над собой, посредством вышкаливания нужных качеств, стремления к добродетелям, вытеснения разрушающего личность зла,  как главное дело своей жизни.

Честная служба проста: перед человеком открывается прямая дорога и расставлены четкие указатели, предупреждающие о неожиданных поворотах, тупиках, подъемах и спусках.

Главное – осознав себя служащим Богу, слушаться Его во всем. «Все заботы ваши возложите на Него, Ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:7).

Что важно сделать в этот день?

Постарайтесь быть более дисциплинированными и ответственными в этот день. Попробуйте не опоздать на работу или на назначенную встречу, выполните обещанное, будьте более внимательны к своим словам, поступкам, не делайте опрометчивых шагов, вдумчиво прочитайте слова молитвы.

Самоорганизация, которой способствует пост, нужна для того, чтобы одолеть всю крутизну нашего жизненного пути, переходящего в бесконечность, как одолела крутые ступеньки в храм маленькая девочка Мария, чтобы исполнить заповеданное.

Записала Наталья Горошкова

4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Что не стоит делать в этот день?

4 декабря православные верующие отмечают большой церковный праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Праздник появился на основе истории о том, что родители Марии — святые Анна и Иоаким — дали слово посвятит своего ребенка Богу. Когда малышке исполнилось 3- ее отвели в Иерусалимский храм.

Там она и жила, пока не обручилась с Иосифом, который был праведником. Этот праздник входит в число самых важных у православных.

Существует предание, что перед зачатием, к матери Марии привиделся ангел, он и сообщил о том, что скоро наступит беременность. Святая Анна долгое время не могла зачать ребенка и считала себя бесплодной, после этого видения она пообещала ангелу — что отдаст ребенка на служение Господу.

фото яндекс картинки

Когда девочке исполнилось 3, родители выполнили данное слово. Они поставили Марию на первую ступеньку храма, и она сама бегом забралась на пятнадцатую ступеньку, при этом ни разу не обернулась к родителям. Это всех очень удивило.

После этого Марию завели в Святая святых ( туда, где сохранились Скрижали Завета). Туда мог заходить лишь первосвященник, и то не чаще одного раза в год. Шел он туда и нес собой очистительную кровь. Ввести туда Марию — было волей Божьей. Все кто был там в тот момент очень удивились произошедшему. Однако, с того момента заходить туда могла лишь Мария раз в год — 4 декабря.

В этом храме Мария жила до 12 лет. После этого, ангел указал, что пора устроить смотрины для женихов. Тогда, Мария выбрала себе в мужья Иосифа.

фото яндекс картинки

Это первый зимний православный праздник. он завершает осенний цикл и открывает зимний. Наши предки этот праздник связывали с ежедневными радостями и печалями. По традиции в этот день люди устраивали зимние забавы и игры на улице. Наконец наступало время снеговиков и катания на санях и игр в снежки.

Праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы называют еще и Воротами зимы, Праз0дником молодой семьи и Введением.

Это настолько важный и строгий праздник, что наши предки старались не заниматься работой связанной с уборкой в доме, в том числе копать, стирать. Также как и на другие важные православные праздники нельзя — ссориться, сквернословить, и давать в долг. Люди в этот день ходили по гостям, и сами приглашали самых близких к себе.

Этот праздник выпадает на Рождественский пост, поэтому тем, кто соблюдает пост- разрешалось есть рыбу.

фото яндекс картинки

Народные приметы:

  • Если выпал снег в этот день — он пролежит до весны
  • Если выпало много снега- зима обещает быть холодной и снежной
  • Если этот день морозный и ясный- зима будет мягкой и теплой
  • Облачная и влажная погода в это день — к неурожаному будущему году
  • Если в этот день сильный мороз- к жаркому лету

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *