Преображение господне — богослов

  • ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
  • Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
  • С праздником, дорогие братья и сестры!

Сегодня великий двунадесятый праздник — Преображение Господне. В этот день Христос взял троих Своих учеников: Петра, Иоанна и Иакова, и возвел их с Собой на гору Фавор.

Это был прообраз восхождения на небо — в Царство Небесное, где увидят Господа таким, каким Он есть во Славе Своей, а не скрытым во плоти, каким Он был пред человеками во время Своей проповеди в течение трех с половиной лет. «И преобразися пред ними, и просветися Лице Его яко солнце, ризы же Его быша белы яко свет»(Мф. 17; 2), — т.е. Небо сошло на гору Фаворскую.

 

Преображение Господне - Богослов

Здесь же на горе Фавор перед апостолами, своими учениками, Господь показал Свою Божественную Славу — то, что отвергали ослепленные гордостью и злобой враги-первосвященники, фарисеи и другие князья израильского народа, которые хотели видеть Спасителя не как Бога, а как царя земного. Им не нужен был Царь Небесный в лице Иисуса Христа, пришедший спасти души, а не плоть.

Они ждали другого мессию-царя, который бы освободил их от ненавистного Римского ига и покорил бы им весь мир.

Но ведь это погибельно, как сказано в Евангелии: «Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою» (Мк. 8; 36).

Господь пришел спасти людей, подготовить их для перехода в Царство Небесное, а не заниматься суетными житейскими делами, и когда Его просили об этом, Он отвечал: «Кто Мя постави судию или делителя над вами?» (Лк. 12; 14).

Враги Христа говорили, что Он не Сын Божий, потому что нарушает соблюдение субботы, они находили разные поводы, чтобы оклеветать Его. И после трех с половиной лет Своего мессианства Спаситель был предан смерти.

Так вот, когда апостолы увидели Славу преобразившегося Господа и в Его присутствии Моисея и Илию, они потеряли сознание. И это понятно, ведь если бы мы увидели Ангела, и то лишились бы чувств.

Всегда, чтобы не повредился дух человеческий, чтобы мы не заболели (т.к. у каждого свои страсти и немощи), видения приходят в легком тончайшем сне, который длится секунды.

Вот в этом забытьи и были апостолы, но Господь их пробудил, чтобы они стали свидетелями того, что Он является Богом, Богом Законодателем.

Еще на Синайской горе Бог дал закон Моисею и научал пророков, как «пасти» израильский народ, чтобы привести его к покаянию и подготовить к приему в мир Мессии — Христа Спасителя. Моисей и Илия разговаривали с Иисусом Христом.

Как пишут толкователи, Моисей мог сказать, что он написал закон, который Бог продиктовал ему на Синайской горе, где в огне и пламени Господь в строгости как Царь Небесный дал приказ, повеление людям — десять заповедей, начертанных на каменных скрижалях.

Ибо тогда род человеческий будучи животноподобным не мог воспринять Заповедей блаженства, которые позднее в Новом Завете приняли христиане — это были заповеди о любви.

Даже нам, чтобы принять такие заповеди, надо много над собой потрудиться. Когда мы приходим к вере, нас осеняет благодать Духа Святаго, и мы видим церковную жизнь и все вокруг в розовом свете.

Начинаем присматриваться, и оказывается, что все не так. Вернее на самом деле это мы не такие, сами далеко не ангелы.

Поэтому, когда и в монастырь поступаем, то возникают трения, проблемы, недоразумения.

Ведь человек приходит в земной монастырь, а не в райскую обитель. А чтобы оказаться в раю, надо, чтобы тебя здесь, в этой жизни, обкатали, стерли шероховатости и углы.

Это как камни, которые падают с горы Ай-Петри на берегу Черного моря и шлифуются друг об друга; волны их катают десятилетиями и веками, после чего эти камни становятся гладкими-гладкими, как лепешечки: наступишь на них — они горячие, не колются, не царапают ноги.

Так и мы приходим в церковь, в монастырь, молимся и трудимся здесь, болеем, каемся, чтобы стереть острия с наших душ.

Это как ювелиры делают драгоценности: шлифуют необработанный кусок алмаза и получают сияние камня всеми цветами радуги.

Каждый из нас по отношению друг к другу является ювелиром: напильником стирает наши страсти — зло, гордость и другие пороки, а мы не хотим и бегаем с этой «ювелирной мастерской», хотим остаться необработанными камнями, а Господь необработанные камни не возьмет Себе на перси в Царство Небесное.

Итак, возвратимся к теме сегодняшнего праздника.

После того, как пророк Моисей вывел израильский народ из Египетского плена, в Ветхом Завете было учреждено законодательство, построена скиния, установлено жертвоприношение животных: страдание Иисуса Христа прообразовалось закланием агнца и совершением пасхи. Все это было сказано Моисеем в присутствии апостолов, чтобы удостоверить свою личность, потому что тогда еще икон не писали, и фотоаппаратов не было, чтобы они могли посмотреть и сразу узнать пророка.

Сказанного было достаточно, и апостолы поняли, что они видели Моисея, а раз Моисея, значит Иисус Христос — Бог Законодавец, Который дал Израилю десять заповедей и является Богом Ветхого Завета.

Пророки Моисей и Илия говорили с Господом о Его близком отшествии, об исходе, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме, т.е. о распятии.

Илия сказал Господу, что воскресение Его было предображено воскресением сына Сарептской вдовы.

Это все узнали апостолы из уст пророков, удостоверившись таким образом, что Христос Спаситель есть Сам Бог.

Господь и созвал представителей Неба — законодавца Моисея и пророка Илию, чтобы апостолы, когда Он будет распят, не усомнились: а Сын ли Он Божий, Тот, за Которым мы пошли три с половиною года назад, бросив свои рыбацкие сети и семьи? А может, Он не Сын Божий, как говорят эти умники, первосвященники и фарисеи, вдруг они действительно правы? Чтобы этого не случилось, чтоб эти клеветники не сбили с толку апостолов и таким образом не разорили Новый Завет, не препятствовали принятию и распространению Евангелия — учения о спасении, Господь и показал на Фаворской горе избранным ученикам в Преображении Свое Божеское достоинство.

Ученики были еще более удивлены, когда на вершину горы спустилось светлое облако, и голос был с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте» (Мф. 17; 5). Вспомните, как в Ветхом Завете Господь являлся Моисею — гора Синайская содрогалась от Всемогущества Божия, Он как бы по столу кулаком бил перед лицом израильского народа и это не помогло.

Сверкали молнии, гремели раскаты грома, вершина горы была в огне и дыме, но несмотря на это, израильтяне на виду у Бога выливали себе из золотых украшений тельца и поклонялись богу иному — сатане.

А здесь, на Фаворе, Отец явился в светлом облаке и показал, что Бог существует в Троице.

Апостолы увидели, что Иисус Христос поистине Сын Божий, а раз Сын Божий, то Отец Саваоф не единственный, как думал сатана до своего грехопадения, и чего народ израильский до сих пор не знал.

Преображение Господне - Богослов«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте» — эти слова были предназначены не только апостолам, они касаются и всех нас, чтобы мы Ему послужили, а для этого нужно иметь такую веру, как имел апостол Петр, любовь к Нему, как у апостола Иоанна Богослова, и смирение, как у Иакова Зеведеева.

Вот три главные добродетели, с которыми христитане могут взойти на небо, и без этого, дорогие, не спасешься. Господь привел нас к вере, и это величайшее благо, что мы сейчас находимся в храме — в этом небесном университете на земле.

Например, есть институт в Москве, а филиал находится во Владимире, существует много столичных институтов с филиалами в других городах, так и здесь — главный университет у Бога на небе, а здесь, в храме, филиал — духовная школа по подготовке душ христиан к Вечной жизни в Царстве Небесном.

Дорогие братья и сестры, для того, чтобы увидеть Свет Христов на себе, надо потрудиться. Требуется не просто полистать Евангелие туда сюда, перекреститься, поставить свечу, сунуть в карман бабке копейки, — нет, на этом дело не заканчивается, так легко не бывает.

Гора, на которую взошли апостолы, чтобы увидеть Свет Христов — это высота добродетелей, и нам надо стремиться ее достичь. В помощь нам дано Евангелие, чтобы из нас, необузданных, непросвещенных Божественной благодатью, сделать людей благочестивых и праведных.

Евангелие — это учебник добра, любви и спасения, а не просто книга о Боге для ознакомления.

И нужно помнить, что, зная волю Божию и не выполняя ее, мы будем наказаны и примем от Господа еще большее осуждение. Поэтому Бог и требует, чтобы мы не делали поганые дела и не желали ближнему зла. Как Богоматерь откладывала дела Божии в Своем сердце, так и нам надо откла дывать в этот сосуд, свою сокровищницу, дела благие, т.е.

веру, молитву, благость от познания, милосердие. Тогда и увидим, как Свет Христов осветит нас и окружающих, тогда и совершится чудо.

Но самое главное, даже если и имение свое раздать, но не уверовать в Сына Божия, не сказать, что Он есть, то значит, ничего не сделать для своего спасения, как язычники, которые могут быть добры, но не знают Истинного Бога.

Главное добро, которое не делают родители, — это не воспитывают в страхе Божием своих детей начиная с пеленок.

Добром считается купить сыну красивый портфель, велосипед, затем автомобиль и все прочее, а он о Христе Боге даже слыхом не слышал.

Когда вырастет такой сыночек, то родителей не чтит, бросается на них с кулаками, наркоман или пьяница — вот вам, пожалуйста, результат богоневедения, результат нашего родительского нерадения о спасении детей.

Мы хуже скотины: волчица рожает волчат и учит их быть вол ками. Мы же родили своих детей и не делаем из них христиан — богоподобных существ. Вот они в 20 лет и становятся звероподобными, потому что не насаждали им слово Божие.

Хотя сейчас мы сыты и одеты, однако кошки скребут на сердце от того, что делаем зло, что мы неблагочестивые, недобротворцы. А ведь благочестие — это самое важное, это значит знакомить своих детей и близких с Богом, окрестить их, водить с детства в церковь, учить молиться.

Встаешь утром от сна на молитву и детей своих станови на колени, молишься перед едой, и они тоже пусть молятся, отходишь ко сну с молитвой, и они тоже.

Читайте также:  Святая блаженная ксения петербургская — житие, память - богослов

Приучай их каяться и воздерживаться. Самое главное добро — подарить человеку веру в Бога, а не земные сокровища. Кто не милосерд и не щедр, тот не наследует Царствия Небесного.

Наши предки, которые жили до революции и даже еще до войны, не чувствовали себя несчастными, потому что они были тружениками, здоровыми духом и телом, бес не наводил уныния и не гулял по их сердцам, т.к.

в них обитал Сам Господь.

Вернемся к нашему празднику. Небо сошло в лице преобразившегося Христа и пророков Моисея и Илии, получается, что и апостолы были на небе. Так понравилось им на горе Фавор вместе с Господом, что они собирались разбить палатки (кущи по-изра ильски): «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17; 4).

Но они не подумали, что Господь не доделал Свое миссионерское дело: не закончил проповедь Евангелия, не пострадал на Кресте, не воскрес и не взошел на Небо. Мессианское учение Христа должно было закончиться крестной смертью.

Господь вознесся на небо на сороковой день после Пасхи (праздник Вознесения Христова), и если кто из нас хочет пойти вслед за Ним, и оказаться там, где хорошо, как было апостолам на горе Фавор в присутствии Бога, то мы должны последовать за Ним через Крест, т.е.

выполнять Его Волю, кото рая изложена в Евангелии.

И сказал апостолам: «Ни комуже поведите видения, дондеже Сын Человеческий из мертвых воскреснет» (Мф. 17; 9). Господь запретил апостолам рассказывать об этом, чтобы не соблазнить народ. Ведь здесь, на земле, Он был в безславном виде: пленный, заушенный и распятый.

Если бы люди слышали от учеников Христовых о Его чудесном Преображении, а потом увидели Его на Кресте, то подумали, что это просто какой-то чудотворец, смертный человек, и не приняли бы христианской веры, сомневаясь в Его Божией силе, не последовали бы за Ним миллионы мучеников.

Поэтому Господь и приказал апостолам не говорить до Вознесения.

И открывал Свое Божество только близким ученикам, потому что если бы Он совершал такие чудеса открыто, к Нему мог бы пристроиться, например, Симон-волхв и другие обманщики, и делать подобное.

Или же люди могли принять Его за призрак, как это однажды показалось ночью апостолам на море Галилейском, поэтому Господь все это делал в тайне от народа во благо и спасение.

Итак, дорогие братья и сестры! Пожалуй, одно из самых главных условий, чтобы унаследовать Царство Небесное, — это проповедовать своим ближним Евангелие, слово Божие.

Перед тем, как перейти из этой жизни в другую, возвратиться в Свои Горние обители, Господь показал, что Он Сын Божий, и мир, какой видели три Его ученика на Фаворе, есть на небе, и что в этот мир — небесный Фавор, можно взойти только на добродетелях: на вере, на любви к Богу, смирении и добротворении.

С этими свойствами можно привлечь благодать Духа Святаго и общаться с Богом, и такого человека не повредит огонь, который поедает грешников. Имеющих эти благодатные свойства Господь допускает приблизиться к Нему, и человек видит самое главное — неизреченный Божий Свет. Аминь.

Преображение Господне история

Преображение Господне - Богослов

Однажды в беседе с учениками Иисус Христос промолвил, что некоторые из них увидят Царство Божие еще в своей земной жизни. Ученики тогда не совсем поняли смысл этих слов. А через несколько дней Христос, взяв с собой трёх из них — Петра, Иакова и Иоанна, — поднялся на высокую гору, чтобы помолиться.

Апостолы задремали, а когда очнулись, то увидели лицо своего Учителя, сияющее неземным светом, одежды Его сделались белее снега, а по сторонам от Него стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним. Это явление Божественного величия Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками стало известно во всем мире как Преображение Господне.

Именно это событие мы сегодня и отмечаем.

Считается, что точная дата Преображения неизвестна. Официально она утвердилась лишь в четвертом столетии: праздник стали отмечать в день, когда в Палестине на горе Фавор, на месте знаменательного Евангельского события, был освящен храм в честь Преображения Господня, построенный императрицей Еленой. И все же праздновать Преображение начали уже в первые века христианства.

Известно также, что Преображение произошло в так называемый Праздник Кущей, который широко отмечался в ветхозаветном Израиле. В этот день люди приносили в храм и жертвовали Богу первые плоды нового урожая — виноград и смоквы.

На Русь Праздник Преображения Господня пришел в десятом веке, сразу же после принятия христианства. Тогда выращивать виноград у нас еще не умели. Поэтому вместо него освящали плоды, в обилии поспевавшие к этому времени: яблоки. Отсюда и возникло второе, народное название праздника: Яблочный Спас.

И сегодня, как много веков назад, люди несут в церковь яблоки. После торжественного праздничного богослужения их освящают. В этой древней традиции — и естественное желание поблагодарить Бога за хлеб насущный, и готовность отдать Ему все самое первое и самое лучшее.

Для совершения праздничного богослужения в день Преображения Господня священнослужители по традиции облачаются в серебристо-белые одежды. Это символизирует Фаворский свет, неземной свет Преображения, который просиял в этот день около двух тысяч лет назад.

В храмах сегодня поются стихиры праздника — торжественные песнопения, напоминающие о том, что происходило на горе Фавор. Подробности чуда Преображения Христа мы узнаем из текста Нового Завета, который читается во время богослужения — первые девять стихов семнадцатой главы Евангелия от Матфея.

В конце праздничной службы, после заамвонной молитвы — финальной молитвы богослужения, которую священник произносит, стоя на возвышении перед алтарем — совершается освящение плодов. Вот как эту часть богослужения описал в прошлом веке Иван Шмелёв в своем очерке «Яблочный Спас» из знаменитого цикла «Лето Господне».

«В горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. Ставят канунный столик.

Золотой-голубой дьячок несет огромное блюдо из серебра, красные на нем яблоки горою. Кругом на полу корзинки и узелки.

Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками из Курска молитву о плодах и винограде, — необыкновенную, веселую молитву, — и начинает окроплять яблоки. Так встряхивает кистью, что летят брызги, как серебро, сверкают и тут, и там.

Суют всем в руки по яблочку и по два, как придется. Батюшка дает мне очень красивое из блюда, а знакомый дьякон нарочно, будто, три раза хлопает меня мокрой кистью по голове, и холодные струйки попадают мне за ворот. Все едят яблоки, такой хруст. Весело, как в гостях».

  • И сегодня в храме мы можем увидеть, услышать и ощутить всё то, что описал автор.
  • Надежда на то, что мы действительно сможем увидеть свет Преображения, вера в то, что это чудо возможно благодаря молитвенной помощи Богородицы, звучит во время церковной службы и в словах праздничного тропаря — небольшого гимна, кратко выражающего основную мысль праздника.
  • Если говорить о буквальном значении слова «преображение», то корни его нужно искать в греческом «метаморфозис», что дословно переводится как «превращение в другой вид», «изменение».
  • С момента Фаворских событий слово «преображение» приобрело гораздо более глубокий смысл — мы говорим об изменениях в человеке, прежде всего, с духовной точки зрения, с точки зрения его взаимоотношений с Богом.

Преобразившись на горе Фавор, Христос не только показал Свою Божественную природу. Он открыл апостолам, а вместе с ними и всем людям, идеал, возможность приблизиться к которому дана каждому человеку.

Причем, речь идет не только об изменении привычек, взглядов или характера. Вся человеческая сущность под воздействием Божьей благодати способна перемениться, стать совсем иной — и внутренне, и даже внешне.

Близость к Богу способна изменять и физические свойства человеческой природы. Вот, к примеру, Мария Египетская могла переходить через реку, шагая прямо по воде. Это своими глазами видел благочестивый монах, старец Зосима. Он встретил святую в пустыне, куда она ушла, чтобы в одиночестве каяться в грехах своего прошлого, и где добровольно провела сорок семь лет.

Подобное преображение происходило не только со святыми древних времен. Многим известный, любимый и почитаемый преподобный Серафим Саровский жил сравнительно недавно — во времена Пушкина. Все, кому доводилось хотя бы просто постоять рядом с ним, говорили, что от старца исходят невероятные мир и покой.

Такие случаи из жизни святых и само Преображение Господне на Фаворе — связанные между собой события. Цепочка этих событий не прерывается и сейчас.

Похожие примеры преображения мы знаем из жизни праведников, живших совсем недавно, в конце 20-го — начале 21 века — Паисия Святогорца, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Николая Гурьянова.

Преображение этих людей свидетельствует о том, что каждому из нас Богом дано гораздо большее, чем мы себе можем представить в повседневной суете.

«Преобразился еси на горе Христе Боже», — о празднике Преображения Господня

Спаситель говорил апостолам о том, что некоторые из них, не вкусив ещё смерти, уже увидят славу Царствия Небесного. И эту славу Он показал им на горе Фавор, где встретились апостолы и пророки, земное и небесное, Ветхий Завет с Новым Заветом…

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Метафорфис — греч., Transfiguratio — лат.) — одно из центральных евангельских событий, описанное у всех трёх синоптиков и вспоминаемое Церковью как один из двенадцати наиглавнейших христианских праздников.

Богословское значение Преображения

Всю глубину богословского значения событий Преображения Господня замечательно описал в своём «Слове на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа» преподобный Ефрем Сирин.

Он так говорил об этом: «И взирали друг на друга: пророки – на апостолов, апостолы – на пророков. Увидели там друг друга, началовожди Завета Ветхого началовождей Завета Нового. Святой Моисей увидел освященного Симона.

Домоприставник Отца увидел приставника Сына: один рассек море, чтобы народ прошел среди волн, другой поставлял сень, чтобы создать Церковь. Девственник Ветхого Завета увидел девственника Завета Нового, Илия – Иоанна, восшедший на колесницу огненную – припадшего к персям Пламени.

Так гора стала образом Церкви, и Иисус соединил на ней два Завета, какие приняла Церковь, и дал нам разуметь, что Он Сам Податель обоих Заветов: один принял тайны Его, а другой явил славу дел Его».

  • Преподобный также объяснил, зачем Спаситель явил свою славу ближнему кругу учеников: «Возвел их на гору и показал им Царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, и славу Свою прежде поругания Своего, и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, знали они, что распят не по немощи, но – по благоизволению Своему добровольно во спасение миру».
  • И хотя, несмотря на это чудо, двое из трёх апостолов не устояли и бежали от поругаемого Господа, третий из них, апостол Иоанн Богослов, столь глубоко запечатлел славу Божию в сердце своём, что остался при кресте Господа во время его вольных страданий и смерти.
  • А нетварный свет, озаривший Господа на горе Фавор, преобразил в Нём нашу человеческую природу и с тех пор каждый из людей, вступающий в Церковь Христову, может рассчитывать на такое же преображение и освящение своего существа.
  • Евангельские события праздника
  • События Преображения происходят на неназванной в Евангелиях горе, вскоре после выхода Спасителя на общественное служение и его Нагорной проповеди, сопровождаемой чудом умножения хлебов.
  • Древнее церковное Предание называет горой преображения Фавор, хотя некоторые современные исследователи Библии считают, что имелась в виду всё же гора Ермон.
Читайте также:  Рождественский пост, календарь питания на каждый день недели - богослов

Итак, через несколько дней после Нагорной проповеди и беседы с фарисеями и саддукеями, Спаситель взял с собой трёх ближайших учеников — Петра Ионина (брата апостола Андрея Первозванного) и братьев Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых и поднялся с ними на вершину Фавора. Здесь Спаситель по обыкновению стал молиться, а его ученики уснули.

Когда апостолы пробудились, то были объяты ужасом от увиденного ими. Спаситель стоял, озарённый нетварным светом благодати Божией. Одежды Его блистали белизной, а лицо светилось так, что смотреть на него было больно.

Рядом стояли и беседовали со Христом двое мужей, в которых ученики христовы узнали давно почившего пророка Моисея и столь же давно взятого живым на небеса пророка Илию.

Святые пророки беседовали со Спасителем о том пути, который Ему предстоит пройти во искупление человечества.

Иоанн Златоуст писал об этом так: «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти» предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».

Когда же апостол Пётр попытался как-то, в меру своего разумения, помочь учителю и сделал нелепое предложение по поводу устройства для собеседников трёх палаток, ученикам Спасителя явилась Пресвятая Троица в виде самого Спасителя, гласа Бога Отца и Облака — Духа Святого. И глас Божий напомнил ученикам о том, что им надлежит во всём повиноваться Спасителю: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте!»

После этого, пророки и нетварный свет исчезли из вида и ученики вновь увидели перед собой Господа Иисуса Христа в привычных одеждах. Спускаясь с горы, Спаситель запретил ученикам рассказывать кому-либо о совершившемся чуде до его воскресения из мёртвых.

История и традиции празднования Преображения Господня

В 326 году святая равноапостольная царица Елена, мать святого равноапостольного императора Константина Великого, совершала паломничество в святую землю, где обрела множество величайших христианских святынь и в их числе Святой Крест.

Тогда же святая царица побывала и на горе Фавор, где по её повелению был построен храм в честь Преображения Господня и апостолов Петра, Иакова и Иоанна.

Примерно в это же время в Византии и Армении, где этот праздник был установлен святым Григорием Просветителем, Церковь начинает вспоминать события Преображения.

По версии более поздних исследований, празднование получило широкое распространение на два-три века позже.

В VIII столетии в церковном обиходе появляются великолепные каноны Преображения, написанные гениальными гимнографами преподобными Иоанном Дамаскиным и Космой Маюмским, которые частью использовали творения более ранних песнотворцев.

До наших дней дошли замечательные поучения и проповеди на Преображение Господне, оставленные святыми Иоанном Златоустом, Ефремом Сириным, Андреем Критским и другими.

Празднование Преображения Господня приходится на 6 (19 н.ст.

) августа, что связано со стремлением Церкви заменить в народном календаре языческое празднование в честь бога виноделия Диониса (Вакха), так как в это время как раз созревал виноград и другие плоды.

Именно поэтому, в праздничных богослужениях присутствует особая молитва «На освящение начаток овощей (плодов)», напрямую не связанная ни с евангельскими событиями торжества, ни с его богословским значением.

В России виноград растёт не везде и на богослужения Преображения Господня верующие приносят в храм в основном яблоки нового урожая. Отсюда происходит народное название праздника «яблочный спас».

Преображению предшествует один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершают в храмах 13 августа. На 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.

Преображение Господне относится к числу «господских» праздников и священники совершают все богослужения этого дня в белых облачениях, символизирующих нетварный фаворский свет.

Вечером накануне торжества совершается Всенощное бдение. На Великой Вечерне читаются паремии праздника и совершается лития. На праздничной Утрени совершается полиелей и читаются каноны Преображения. В день праздника совершается Божественная литургия.

Интересные факты о Преображении Господнем

В Армянской Церкви праздник Преображения (Вардавар) является одним из наиболее популярных в народе христианских праздников. Первоначально, святой Григорий Просветитель назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря — 1-е число месяца навасард (11 августа). Позднее, он был перенесён на  7-е воскресенье после Пятидесятницы и стал переходящим.

В XIII-XIV столетиях православные и католические богословы и философы спорили между собой о православной практике умной молитвы, исихазма, когда праведник посредством Божьей благодати, может созерцать энергию непознаваемого Бога в виде нетварного света. Такого же света, какой осиял Спасителя и был виден апостолам на горе Фавор.

В наши дни горе Фавор расположены два действующих монастыря, православный и католический — ордена францисканцев. Православный греческий женский монастырь Преображения Господня создан в 1844 году архимандритом Иринархом, а его церковь Преображения была освящена патриархом Иерусалимским Кириллом в день торжества в 1862 году.

Наиболее знаменитый полк русской гвардии, Преображенский, получил своё наименование в честь одноимённого подмосковного села с храмом, посвящённым Преображению Господню. Позднее, собор русской гвардии в Санкт-Петербурге (тот что огорожен турецкими трофейными орудиями) также получил наименование в честь Преображения Господня.

В Третьяковской галерее хранится одна из самых известных икон Преображения Господня, писаная святым Феофаном Греком в самом начале XV века для Спасо-Преображенского собора в Переяславле-Залесском (единственный почти полностью сохранившийся белокаменный храм Северо-Восточной Руси).

На иконе праздника Господь Иисус Христос изображается в центре иконы, в белых одеждах и сиянии нетварного света, а по обеим сторонам от Него – пророки Моисей и Илия.

Апостолы изображены чуть ниже в очень экспрессивных позах.

Скалы, изображенные на иконе, при том что в реальности Фавор гора пологая и низкая, символизируют веру и духовное восхождение, которое должен совершить в жизни каждый христианин.

Андрей Сегеда

Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)2

19 августа — Преображение Господне / Исторические справки / Патриархия.ru

18 августа 2009 г. 20:00

Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36).

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21).

Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22).

Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трех учеников — Петра и братьев Заведеевых: Иакова и Иоанна — и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9:32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его в сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами — пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях.

Когда беседа Христа с Моисеем и Илией подходила к концу, апостол Петр проникся дерзновением и сказал: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9:33). Петр, которому предназначено быть одним из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для Учителя и явившихся им пророков.

Он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. «Но Иисус, — пишет преп. Ефрем Сирин, — тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его». «Когда он еще говорил, — повествует св.

евангелист, — се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

Читайте также:  Частный суд божий в православии после смерти - богослов

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «встаньте, не бойтесь» (Мф.

17:7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогою Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день.

Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Однако величие Преображения не ограничивается только чудесным созерцанием учениками Божества Христова, просиявшего через завесу Плоти Его. В свете Фавора перед нами открывается одновременно и все домостроительство Божие о спасении мира, что и отобразили весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день Преображения.

«Соединив в Себе Божество и человечество неслиянно. Ты показал нам на Фаворе угль Божества… и тем изумил Моисея с Илиею и верховных из апостолов» (2-й канон, песнь 5-я, тропарь 3-й).

Поэтому-то, узрев «Божество во плоти, блистающее на Фаворе», Моисей и Илия познали в Нем Того, «Которого они в древности провозвестили истинным Богом» (1-й канон, песнь 5-я, тропарь 1-й), а ныне пришедшего «от Девы Отроковицы… человеком на избавление» (на стиховне стихира на малой вечерне). Ныне уразумели все, Кто такой Иисус, Сын Бога Живого.

Он — Тот, Который некогда явился Моисею прикровенно «в огне и купине», а затем «на горе законодательства… в древности во мраке»; сейчас же открылся въяве, «в неприступном свете Божества» (2-й канон, песнь 1-я, тропарь 3-й).

Моисей и Илия приблизились на Фаворе к Преобразившемуся Христу. Это «закон и пророки» предстоят своему Владыке как рабы, исполнившие Его повеления. Совершив все то, что Он указывал на Синае и на Хориве, и на прочих местах Богоявления, они сейчас как бы слагали перед Владыкой свои полномочия.

Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять крест ради спасения людей. Пророки удалились. Кончились древние преобразования, исполнились пророчества. Воссиял свет Фавора. На земле — Сын Возлюбленный, Совершитель закона и Домостроитель спасения людей.

Праздник Преображения Господня научает нас многим богословским истинам. «Невещественный огнь, не попалявший вещества телеснаго, виден был, когда Моисею, апостолам и Илии явился Ты, Владыко, единый из двух естеств, в двух совершенных естествах» (2-й канон, песнь 4-я, тропарь 3-й), — так поет Св.

Церковь об откровении воплотившегося Сына Божия на горе Фавор. И пророк Илия, и Моисей, созерцавший некогда на Хориве неопалимую купину, и св. апостолы ныне увидели в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека — во единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные.

На Фаворе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была представлена всем людям воочию.

Глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», — свидетельствуя вновь, как и у Иордана, о Богосыновстве Иисуса Христа, открывал тайну Св. Троицы.

Представшие же Господу Иисусу «с земли апостолы, как бы с неба — Илия Фесвитянин, а из мертвых — Моисей» (2-й канон, песнь 8-я, тропарь 3-й) — по словам творца канона на Преображение, прп.

Иоанна Дамаскина, — указывали величие власти Его: Oн живыми и мертвыми обладает, являясь Владыкой неба, земли и преисподней.

Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок.

На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов.

В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.

Преображение Господне

Я хочу поделиться с вами мыслью, которая меня очень взволновала в начале великих дней 19—21 августа991 г. [попытка путча в 1991 г.].

Началось все в праздник Преображения Господня, и конечно, очень многие, все верующие увидели в этом знак, что наступило время преображения для России, пришло время новизны, что каким-то образом приблизилось Царство Божие в сиянии славы вечности. И я не сомневаюсь, что действительно это совершилось.

Но, с другой стороны, с самого первого момента мне пришла мысль о том, что преображение Господне нам говорит не только о славе Царства Божия, пришедшего в силе, но и о трагедии.

Вспомните рассказ евангельский (Мк 9:2—8). Спаситель Христос взял с Собой на Фавор трех Своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и преобразился перед ними. Что это значит? Евангелие совершенно ясно говорит: они вдруг увидели Христа таким, каким они никогда Его не видали. Он весь сиял славой, сиянием Своего Божества, — и не только Он.

Если посмотреть на икону Преображения, написанную Феофаном Греком, то увидишь, что одежда Христа, по евангельскому слову, стала бела, как ни один белильщик на земле не может убелить.

Лучи, исходившие от Его плоти, падали на все предметы, которые Его окружали, на растения, на камни, на все, и как бы из недр всего, чего они касались, вызывали сияние заложенной в них возможной вечной славы. Но контекст события трагичный и такой важный, чтобы понять его значение.

Случилось оно в тот момент, когда явившиеся Моисей и Илия говорили со Христом, по словам Евангелия, о Его исходе, то есть о Его крестной смерти. Этот момент, когда Он воссиял всей полнотой Божественной славы, когда до самой плоти Он воссиял этим светом — момент, когда начался Его крестный путь.

Это момент, когда Божественная любовь как бы перелилась через край сиянием света, — момент, когда была явлена слава человеческая, полнота человеческого величия, потому что в этот момент речь шла о том, чтобы жизнь свою отдать за всех тех, кому нужно спасение.

Так, когда на Фаворской горе мы видим славу Божественную и одновременно прославленность Человека Иисуса Христа — употребляя выражение не мое, а апостола Павла (Рим 5:15), — это момент крестной любви, жертвенной любви, это момент, когда Любовь до конца себя отдавала на смерть, до смерти крестной.

И вместе с этим до учеников дошло сознание беспредельной славы, явленной во Христе. Они не только Его увидели как своего Учителя, Наставника, как Бога, пришедшего плотью, они увидели, чтопредставляет собой человек, который неразрывно, до конца, до предела един с Богом. Они увидели, что представляет собой истинный Человек, каким они никого не знали, какими они себя не могли чувствовать, но в Ком они увидели свое собственное призвание, выраженное до конца.

Но этим не кончается трагичность и величие преображения. Ученики вошли в славу вечной жизни, Царства Божия, уже пришедшего в силе, и им так было там хорошо! Они были готовы забыть и небо, и землю, и самих себя, и все, все, даже горе человеческое: нам здесь хорошо, построим три шатра и останемся здесь.

И Христос им сказал: нет, теперь, когда вы это увидели, нам надо спуститься в долину. А когда они опустились в долину, они встретились с человеческим горем. Отец привел к ученикам Спасителя своего сына, страдавшего припадками падучей болезни, просил их исцелить его, и они ничего не могли сделать.

Спаситель Христос, посмотрев, сказал: приведите его ко Мне — и исцелил (Мк 9:19).

Это «приведите его ко Мне» такое важное. Потому что, как бы мы ни были верны Христу в меру своих сил (и кто из нас может, смеет сказать, что верен Христу?), не нам принадлежит сила, не нам принадлежит благодать, не к нам должны прийти люди в своей духовной нужде.

Каждый из нас призван быть как бы предтечей, тем, который делает ровными пути Господни (Мк 1:3), который делает возможным для всякого человека в любой нужде дойти до Самого Христа.

Призвание каждого из нас — открыть путь любой душе, любому человеку ко Христу Спасителю, к Нему Самому.

В каком-то отношении наше призвание кончается в тот момент, когда, как друг Жениха (Ин 3:29), то есть как Иоанн Креститель, мы привели человека ко Христу и сами отходим, когда мы больше не нужны, потому что человек нашел свою цель и Того, Кто может все совершить в его жизни.

Я не напрасно говорю об этом в контексте случившегося в России, потому что сейчас этот вопрос стоит в какой-то мере именно так, как он описан в Евангелии.

Сейчас речь идет о том, чтобы строить град человеческий, но не человеческими руками, не по человеческим меркам, не по мудрости человеческой, а по-иному: строить такой град человеческий, который совпадал бы, насколько возможно это осуществить на земле, с градом Божиим.

Строить человеческий град, который был бы так просторен и так глубок, в котором были бы такие глубины, чтобы первым жителем в нем мог быть Иисус Христос — Иисус из Назарета, Иисус Сын Божий, Тот, Кто Собой наполняет все.

И перед каждым христианином встает вопрос о том, как этот град Божий строить на земле: на нашей Русской земле, но, живя здесь, также и на этой земле. Ведь древнее присловье говорит: всякая земля — моя родина, потому что всякая земля принадлежит моему Отцу — Отцу Небесному, Живому Богу, Который Свою жизнь отдает для каждого и для всех.

И вот на грани теперешних времен стоит очень важное понятие: понятие о свободе, потому что сейчас почти все время проводится контраст между порабощенностью прошлого и открывшейся свободой. Но так легко обмануться, так легко принять за свободу произвол, своеволие.

Читать полностью

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *