Преподобный сергий радонежский в истории русского государства — богослов

Игумен Земли Русской – так называли Сергия Радонежского многие поколения русских людей всех сословий. Преподобный известен и почитаем во многих странах. Что за подвиги он совершал? Отчего так любим Богом и народом?

Страницы жизни Сергия Радонежского я вам и представляю. Если вдруг у кого-то будут какие-то дополнения или интересные замечания, прошу поделиться в х.

Биография Сергия Радонежского

В селе Варницы недалеко от Ростова семьсот лет назад родился младенец, который впоследствии стал любим и почитаем на века русским народом. Нарекли младенца Варфоломеем в честь апостола Варфоломея.

К сожалению, точная дата рождения Варфоломея утеряна и есть только предположения о ней. В источниках они разнятся с 1313 по 1322 год. Но как бы там не было 1313-14годы наиболее вероятны.

  • Большая часть историков и летописцев сходятся на датах с 1 мая по 9 мая.
  • Православная церковь считает днем рождения Святого 3 мая 1314 года.
  • Родители Варфоломея были знатными боярами, в семье было трое сыновей: старший брат Варфоломея Стефан, младший – Петр.
  • Житие Святого повествует о событиях, которые говорят нам о том, что еще до рождения он стал избранником Божиим.
  • Первым знамением было троекратное восклицание младенца в материнском чреве во время Божественной литургии: перед чтением Евангелия, во время Херувимской песни и по произношению Священником «Святая Святым».

С первых дней жизни ребенок удивил всех постничеством. Он отказался от молока по средам и пятницам.

   

В семь лет мальчик вместе с братьями пошел в церковную школу. Учеба, в отличие от братьев, давалась ему очень тяжело. Это приносило много огорчений всему семейству. Варфоломею доставалось от учителей, очень огорчало родителей и братьев, а сверстники насмехались за его несмышленость.

Сам же мальчик, как ни старался ничего поделать не мог. Он молил Господа о помощи, и тогда произошло событие, полностью изменившее его жизнь:

Как-то раз отец отправил отрока в поле за лошадьми. На пути Варфоломей увидел под дубом Старца, совершавшего молитву. Мальчик остановился в стороне и стал ждать окончания действа.

Как только молитва закончилась, он подошел к Святому отцу и попросил его Благословения. Тот его благословил, поцеловал и спросил о самом большом желании.

Встреча Варфоломея со Святым Старцем

Варфоломей поведал о своем горячем желании постичь грамоту и просил Старца помолиться за него перед Богом.

Старец же обещал, что желание мальчика непременно исполнится, более того, скоро он превзойдет в своих познаниях всех сверстников. При этом Старец дал Варфоломею испить из сосуда и съесть частицу просфоры.

Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства - Богослов

Мальчик попросил Святого человека посетить дом родителей. Те приняли гостя с радостью и пригласили к столу, но Старец сказал, что прежде чем отведать пищи телесной, сначала необходимо отведать пищи духовной.

Достал Псалтирь и попросил Варфоломея читать. Тот с легкостью начал читать, поразив родителей такой переменой. А Святой человек предрек родителям: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми.

Он станет избранной обителью Святого Духа».

Памятуя об этом чудесном преображении, в современном мире Сергия Радонежского просят о помощи и благословении ученики и студенты.

С детства Варфоломей установил для себя строгий пост: совсем ничего не ел по средам и пятницам, а в остальные дни ел только хлеб и воду.

Примерно в 1328 году родители Варфоломея, Мария и Кирилл, переехали в Радонеж. Старшие братья женились. Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы. Туда же, овдовев, пришел иноком и старший брат Стефан.

После смерти родителей Варфоломей и Стефан отправляются на пустынножительство в леса примерно в 12 км от Радонежа. Там они построили келью, а потом небольшую церковь, которая с благословения митрополита Феогноста была освящена, во Имя Пресвятой Троицы. Но Стефан долго не выдержал суровых жизненных условий и с Благословения брата ушел в Москву в Богоявленский монастырь.

7октября 1337 года Варфоломей принял от игумена Митрофана постриг в монашество с именем святого мученика Сергия.

Остался Сергий в лесах один. Молился он денно и нощно. Были и у него сомнения, выдержит ли он жизнь среди лесов. Часто являлись к нему звери дикие, разбойники лесные, как-то явился и сам сатана. Но, не смотря ни на что, Сергий продолжал молиться и нечисть отступала перед ним.

Как-то раз нашел Святой Сергий недалеко от кельи медведя. Зверь был очень слаб от голода. Вынес ему Сергий краюху хлеба, накормил зверя. Стал медведь в гости к Сергию захаживать и сделался ручным.

Появление Троицкого монастыря

Слава обители Преподобного Сергия множилась. Иноки искали его учительства. Он всех приходящих принимал с любовью. Вскоре вокруг Преподобного Сергия собралась братство из 12 иноков.

Сергий был очень трудолюбив. Он своими руками строил кельи, носил воду, колол дрова, шил одежду, выпекал хлеб, готовил еду для братии. Все это он совмещал с молитвой, бдением и постом.

Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства - Богослов

Братия с трудом уговорила Преподобного Сергия на игуменство над обителью. Сие событие произошло в 1354 году, а обитель превратилась в Троицкий монастырь.

Сергий держал братию в строгости и бедности. Молитва и труд – вот что было главным в жизни каждого послушника. Монахам было запрещено выходить для прошения подаяний.

Часто в обители не на что было купить свечи и службы проходили с лучиной. Бывало, что монахам приходилось голодать.

Дары неизвестного благодетеля

Как-то ропот пошел среди братии, пришли к Сергию посланники выразить от имени многих недовольство жизнью в строгости такой и лишениях. Собрал Сергий всех на молитву и увещевание, да только разговор начал, как раздался стук в монастырские ворота, и сторож впустил повозки наполненные хлебами и другой провизией.

Снова Сергий созвал всю братию, но только на сей раз на благодарственную молитву и только после все были напоены и накормлены. С тех пор, милостью Божью, монастырь больше не претерпевал сильной нужды…

Разрасталась обитель, богатела, а Сергий был все так же беден, прост, трудолюбив…

Шли к нему люди за помощью и советом, а кто-то просто посмотреть на святого человека. Сергий же терпеливо разрешал споры, улаживал распри. Много сделал он для развития монастырей по всей России.

Дмитрий Донской у Сергия Радонежского

Сергий – отшельник, плотник, игумен и вот перед ним встает выбор: к нему за благословением на сражение с войском Ордынским Дмитрий Донской направляется. Благословлять ли на кровь?

Сергий проводит часы в молитвах, а потом благословляет русское войско на борьбу с монголо-татарами. Предрекает победу Дмитрию, но при этом и гибель многим воинам русским.

Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства - Богослов

Отправляет он в помощь Дмитрию двух монахов-схимников Пересвета и Ослябю. Те шли в бой без доспехов, но в одеждах монашеских с крестами белыми на груди. Это придавало мужества другим воинам. Они чувствовали себя под защитой Господа.

8 сентября 1380 года встретились русские войска с войском ордынского хана Мамая.

Первым вступили в бой русский богатырь-монах Пересвет с ордынцем Челубеем. Поразил он врага, но и сам пал в жестоком бою. Началось тут общее сражение. Многие воины погибли в этом страшном бою.

Святой Сергий молился все эти часы, а потом произнес: Мы победили. И на самом деле, войско Дмитрия Донского одержало победу в жестоком сражении.

Незадолго до смерти Сергий передал игуменство своему ученику Никону, шесть месяцев молчал. Скончался Святой Сергий 25 сентября 1392 года.

Преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя ни единой строчки. Он был слишком скромен и всегда сторонился откровенного учительства. Учением Святого была сама его жизнь.

В чем помогает сергий радонежский, молитвы святому

Давно известно, что прихожане в храмах просят Сергия о здравии и исцелении, избавлении от гордыни и укреплении веры.

Так же Сергий Радонежский помогает во всех начинаниях связанных с новым делом или новой работой. Просят у Сергия о здоровье и успешной учебе детей.

Молитвы Сергию Радонежскому

Представляю вашему вниманию сильные молитвы, которые помогут в самых разных ситуациях, стоит лишь верить, ведь наша вера и есть сила, а святые нам помогают.

Молитва о здравии

Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства - Богослов

Молитва об исцелении души

Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства - Богослов

Молитва об успехах в учебе

Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства - Богослов

Молитва перед экзаменом

Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства - Богослов

Где покоятся мощи Сергия Радонежского

В городе Сергиев Посад, Сергий основал монастырь, который и ныне находится там. Расположен он в самом центре города на проспекте Красной Армии, 127, корпус 7.

Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства - Богослов

Из Москвы в Сергиев Пасад можно доехать электричкой или автобусом № 338, который отправляется от станции метро «ВДНХ», автобус ходит часто, время в пути примерно 45-50 минут.

Читайте также:  Крещение в храме святителя николая чудотворца тюльган - богослов

Монастырь основанный Преподобным Сергием Радонежским стал именоваться Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Процветает она и поныне и собирает паломников со всей земли русской и из многих стран мира.

Идут они поклониться мощам Преподобного, просить его о заступничестве и исцелении от недугов и получить поддержку в знаниях. Много чудес происходит с его благословения…

Поделиться ссылкой:

Преподобный Сергий Радонежский

Что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чём именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?

Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства - Богослов

Святой жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Русские земли по-разному пережили набег ордынцев. И если Европейская часть, более известная сегодня как Украина и Беларусь, уже к середине столетия практически избавилась от политического диктата со стороны оккупантов, то Восток ещё не один десяток лет ощущал на себе всю мощь поработителей.

А это очень многое значило. На Западе Руси с середины столетия татары практически не вмешивались в политику князей, ограничиваясь лишь поборами и грабежом. А вот Восток вплоть до конца XV века вынужден был считаться с мнением ханов, и даже Великие князья Московские проходили унизительную процедуру признания легитимности своей власти захватчиками.

Всё это не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты.

Например, русский святитель Кирилл, ставший митрополитом почти сразу после нашествия Батыя и всю жизнь старавшийся наладить церковную жизнь, в своих записках описывал больше не нищету и разорение, а глубокое нравственное одичание людей. Состояние было даже хуже, чем до крещения Руси – настолько сильно разрушило иго духовный фундамент общества.

Кроме того, на выжженной и опустошённой территории почти не осталось монахов. Те же, немногие, кто смог спастись, уходили в глухие леса. Приток свежих сил в иноческие ряды был очень слабым – народ настолько очерствел душой за годы оккупации, что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали.

Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чём-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог.

Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ.

Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства - Богослов

Для полноты картины важно не забывать и тот факт, что чем дальше на восток и север от Киева находились земли, тем дольше длилась их христианизация.

На этом фоне преподобному Сергию предстояло в буквальном смысле совершить духовную революцию в глуши отдалённых русских земель, превратив их во второй очаг православной веры.

С именем этого человека связан блистательный и неповторимый в отечественной истории расцвет иноческого жития на Востоке Руси.

Первое, что сделал преподобный Сергий, – изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению – человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасённым, свободным от прежних грехов.

Именно поэтому среди князей и бояр долгое время бытовал обычай предсмертного принятия иночества. Святой Сергий восстанавливает лучшие монашеские традиции Киевской Руси и всей своей жизнью утверждает истинное понимание монашества.

Для всех преподобных отцов, как до Сергия, так и после него, принятие пострига – это не «второе Крещение», не «билет в Рай» и не гарантия спасения – это лишь его возможность через крест непрестанного очищения от грехов; крест послушания до полного самоотречения.

И только от самого монаха зависит, использует ли он эту возможность или нет.

Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства - Богослов

Град Радонеж

Эпоха преподобного Сергия дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России ещё приблизительно полсотни иноческих общин.

В итоге за XIV–XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители.

Без преувеличения, Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом – создателем северного иночества.

Основание монастырей в описываемую эпоху происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь.

А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и всё повторялось сначала. Была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, стяжав благодатные дары Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте.

Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях всё равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства.

XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества.

В течение двух веков – XIV и XV – прославились Дмитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублёв. Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имён которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными. Многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь.

Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. И если мы внимательно будем читать их жития, то заметим, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему.

Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми.

Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.

Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства - Богослов

Молитва преподобного Сергия о даровании победы русскому воинству на поле Куликовом

В XVI веке, когда наша земля стала оправляться от ужасов татарщины, когда Московское государство окрепло и у людей появилось ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне, монашество стало клониться к закату.

С приходом в страну благополучия и процветания всё меньше людей хотело отрекаться от комфорта и достатка, уходить подальше от мира и искать спасение в обители.

Подвиг, конечно, продолжал совершаться, многие иноки достигли святости, но в общем потоке монашеского движения уже не было той живой движущей силы, той массовости, которая была присуща иночеству эпохи святого Сергия и его учеников.

Но, несмотря на все дальнейшие перипетии, которые ожидали Церковь и Россию в последующих веках, фигура Радонежского игумена оставалась путеводной звездой для тех сотен тысяч людей, которые в разное время захотели посвятить себя Богу.

И в годы Смуты, и в лихолетье раскола, и в бурю Петровских реформ, и в пышный век дворцовых переворотов, и в «просвещённое» XIX столетие, и в годы большевизма игумен Сергий оставался тем самым идеалом, который вдохновлял на подвиг.

И даже в периоды наибольшего отпадения России от Бога этот святой служил напоминанием того, до каких высот может взлететь христианская душа в своём подвиге.

Без преувеличения, всё, что мы имеем лучшего в культуре и духовности России, – и «Троица» Андрея Рублёва, и белокаменные соборы, и огромное литературное наследие, – всё это является преломлением и переосмыслением того благодатного опыта, который приобрёл, накопил и приумножил великий Радонежский инок.

Источник: foma.ru

Святой преподобный Сергий Радонежский

Поделиться с друзьями в социальных сетях.
  • Раздел сайта: Святые угодники Божьи.
  • Дорогие братья и сестры!
  • С праздником!

Сегодня память святого преподобного Сергий Радонежского, игумена земли Русской, основателя Свято-Троице Сергиевой лавры (г. Загорск Московская область).

  1. Покровитель учеников, студентов и преподавателей, помощник в учебе.
  2. Рекомендуем читать, смотреть и слушать!
  3. Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства - БогословЖитие
  4. Акафист
  5. Молитва
  6. Иконы
  7. Проповедь
  8. Филь «Печальник земли Русской»
  9. Песни
  10. Стихи
  11. Мультфильм
  12. Поздравляем всех мужчин с именем Сергей с днем их святого Небесного покровителя преподобного Сергия Радонежского или по народному с днем ангела!

Се́ргий Ра́донежский (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 (дата условная) — 25 сентября 1392) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси.

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

Дни памяти:
25 сентября (8 октября) — преставление;
5 (18) июля — обретение мощей;
6 (19) июля — Собор Радонежских святых.

Читайте также:  Рождество николая чудотворца 11 августа 2021 года в тюльгане - богослов

  • Кроме того, 24 августа (6 сентября) празднуется явление Богородицы преподобному Сергию.
  • Биография
  • Рождение и детство

В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром.

В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась.

И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана, постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровском монастыре.

Начало монашеской жизни

После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан.

Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.

Образование Троице-Сергиевого монастыря

Общественное служение Сергия Радонежского

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Старость и кончина преподобного Сергия

  1. Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.
  2. Канонизация

Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном Можайским.

Предание семьи Флоренских о сохранении главы преподобного Сергия

В журнале «Наука и религия» (№ 6, июнь 1998 года) О.Газизова опубликовала интервью с Павлом Васильевичем Флоренским, известным учёным и внуком священника Павла Флоренского. П. В.

Флоренский рассказал семейное предание о том, как в Лазареву субботу 1919 года (согласно официальному советскому изданию «Революция и церковь», вскрытие мощей преподобного Сергия происходило поздно вечером накануне, в пятницу 11 апреля 1919 года) отцу Павлу Флоренскому стало известно о готовящемся властями вскрытии мощей преподобного Сергия, которое должно было состояться перед Пасхой. Дальнейшая сохранность мощей оказалась под большой угрозой.

По словам П. В. Флоренского, вскоре в Троице-Сергиевой лавре

По семейному преданию Флоренских отец Павел сделал записи на греческом языке о своём участии во всей этой истории. Однако никаких письменных свидетельств в его архивах найдено не было.

  • 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
  • «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции»
  • Святой русского Ранессанса.
  • 8 октября 2014 года в Сергиевом посаде пройдут торжества по поводу празднования 700-летия со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского.
  • Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!
  • Присоединяйтесь к группе — Добринский храм

ПОМОГИТЕ ХРАМУ! Пожертвовать деньги на храм или сайт.

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ И ПОМИНОВЕНИЯ В ХРАМЕ !!!

Сергий Радонежский | История, культура и традиции Рязанского края

Осенью 1385 года из Москвы в Рязань отправилось многочисленное боярское посольство во главе с игуменом Троицкого монастыря Сергием Радонежским. Посольство ставило перед собой непростую задачу: заключить «вечный мир» между Москвой и Рязанью после разгрома Олегом Рязанским московского войска под городом Перевитском[1].

История военного противостояния Рязани и Москвы берет свое начало с 1301 года, когда московский князь Даниил Александрович при пособничестве некоторых рязанских бояр взял в плен рязанского князя Константина Романовича[2].

Обоснованием к походу на Рязань послужило давнее желание московских князей «округлить свои границы» и взять Коломну, главный рязанский форпост, запирающий устье реки Москвы при впадении ее в реку Оку и контролирующий Владимирское порубежье.

В 1305 году сын Даниила Александровича, Юрий, приказал убить пленного рязанского князя Константина Романовича, а Коломну присоединил к Москве[3].

Для закрепления за собой отнятой Коломны зять хана Узбека, князь Юрий Даниилович, в 1320 году ходил ратью на Рязань, на князя Ивана Рязанского. Этот поход закончился подписанием мирного договора с Рязанью[4].

В 1327 году карательные татарские отряды во главе с московским князем Иваном Калитой подавили антиордынские выступления в Твери и в Рязани, а великий рязанский князь Иван Ярославович и князь Василий Рязанский были казнены. Во время княжения Калиты продолжались захваты рязанских земель.

Вероятно, в это время у Рязани был отнят другой стратегически важный центр на правобережье Оки, каким являлась Лопасня. О Лопасне, как о московском владении, впервые говорится в духовном завещании Калиты, датируемом 1339 годом[5].

Активизация борьбы за возвращение захваченных земель наступила во время правления Олега Ивановича Рязанского (1350-1402). В 1353 году рязанские войска взяли Лопасню[6].

Н.М. Карамзин дает свою интерпретацию этого события: «Юный Олег Рязанский, сын Коротопола (Олег был сыном Ивана Александровича, а не Ивана Коротопола[7]— В.С), овладев всем княжением своего отца, дерзнул восстать на Московское.

Он хотел быть совершенно независимым; хотел так же отмстить за убиение в Москве предка его, Константина, и снова присоединить к Рязани берега Лопасни, где уже давно и бесспорно господствовали Калитины наследники»[8]. Разумеется, ни о каком «бесспорном господстве Калитиных наследников» говорить не приходится.

В духовной московского князя Ивана Ивановича Красного читается сомнение по поводу удержания за его наследниками доставшихся ему захваченных рязанских мест: «А что ся мне достали места Рязаньская на сеи стороне Оки, ис тых местъ дал есмь князю Володимере, в Лопастны места, Новый городок на оусть Поротли, а иная места Рязанская отьменьная, сыну моему, князю Дмитрию, и князь Ивану поделятся наполы, безъ обиды. А ци по грехом, имуть из Орды искати Коломны, или Лопастеньскихъ мест, а ци по грехомъ отоимется которое место, дети мои, князь Дмитрии, и князь Иван, и князь Володимеръ, в то место, и княгини поделятся безъпеньными месты»[9].

С.М. Соловьев уточняет количество «Лопастеньских мест»: «В год смерти Симеоновой рязанцы взяли Лопасню, захватили здесь наместника Александра Михайловича, отвели в Рязань и держали там в большом томлении, пока не выкупили его из Москвы.

Лопасня, принадлежащая к уделу малолетнего серпуховского князя, Владимира Андреевича и шесть других мест были потеряны, но этот урон был вознагражден другими приобретениями в Рязанской области»[10]. Обмен землями, следовательно, произошел после взятия Лопасни, 22 июня 1353 года, во время княжения Ивана Ивановича Красного.

Мы же предполагаем, что первый земельный обмен случился после смерти Ивана Александровича Рязанского, в 1350 году, во время начала княжения малолетнего Олега Рязанского, когда бывшие рязанские территории — Лопасню, Жадень городок, Жадемдь, Дубок, Броднич, уезд Мстиславль — по неизвестной причине обменяли на левобережные заокские рязанские земли — Боровск, Лужу, Новый городок, Верею.

Как видим, обмен был далеко неравноценным для Рязани. Но и эти договорные обязательства Москва не выполнила, взяв «отъменьные места» и не отдав Лопасню[11], поэтому и последовал рязанский поход на Лопасню в июне 1353 года.

Дальнейшее развитие событий показало, что Лопасня и Коломна продолжали оставаться камнем преткновения в отношениях между Москвой и Рязанью.

В 1358 году для установления прочных границ между двумя княжествами приехал татарский царевич Мамат-Хожа. Московский князь Иван Иванович Красный от услуг посредника отказался, не пустив его в свои пределы.

Царевич неожиданно был отозван в Орду, а затем казнен по ханскому повелению[12].

В 1370 году князья Владимир Пронский и Олег Рязанский оказали военную поддержку Дмитрию Ивановичу Московскому в его противостоянии с литовским князем Ольгердом[13]. Олег выступил на стороне Москвы против своего тестя Ольгерда[14].

За эту помощь Москва ответила неожиданным вторжением в рязанские земли, объяснив свои действия тем, что Олег просил отдать ему Лопасню за оказанную помощь в борьбе с Ольгердом, но которую Москва посчитала недостаточной[15].

14 декабря 1371 года, в Филиппов пост, московские войска во главе с воеводой Дмитрием Волынским пришли к Переяславлю Рязанскому.

Недалеко от города, возле села Скорнищева, произошла ожесточенная битва, в результате которой Олег Рязанский потерпел поражение и потерял великокняжеский стол, а великим князем стал ставленник Москвы, Владимир Пронский. Весной 1372 год Олег вернул себе великое княжение и привел пронского князя в свою волю[16].

Читайте также:  Святая блаженная матрона московская помощь людям - богослов

В 1382 год на Москву напал хан Тохтамыш. Дмитрий Донской бежал в Кострому. Столицу остался защищать литовский князь Остей, внук Ольгерда.

При пособничестве суздальско-нижегородских князей Москва была сдана на милость победителя, разграблена и сожжена. На обратном пути Тохтамыш прошелся огнем и мечом по Рязанской земле.

Обвинив Олега Рязанского в оказании помощи Тохтамышу, московский князь вторгся в Рязанское княжество и сделал ей разорение хуже татарского[17].

Олег Рязанский был вынужден заключить неравноправный договор с Дмитрием Московским, по которому Новый городок Лужа, Верея, Боровск и «иные места Рязанские на той стороне [Оки]», отходили к Москве, а Лопасня, уезд Мстиславль, Жадене городище, Жадемль, Дубок, Броднич закреплялись за Рязанью[18]. В отдельной статье докончания оговаривался особый статус Тулы, которая оставалась под управлением ордынских баскаков еще со времен царицы Тайдулы. Олег понес и другие территориальные потери, уступив московскому князю Талицу, Выползов, Такасов[19].

Три года Олег собирал силы, чтобы отомстить своему обидчику. 25 марта 1385 года рязанский князь взял Коломну и захватил в плен московского наместника Александра Остея[20].

Московский князь послал на Олега многочисленную рать во главе с двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпуховским и воеводой Михаилом Андреевичем Полотским, внуком Ольгерда. В том же 1385 году, в битве под Перевитском рязанцы разгромили объединенные силы московской коалиции[21].

Олег Рязанский взял убедительный реванш за давнее поражение под Скорнищевым. Теперь Рязань, впервые за все время военного противостояния между двумя княжествами, могла диктовать свои условия Москве. Дмитрий Донской запросил мира.

Несколько раз присылал Донской своих бояр на переговоры, но Олег не соглашался, поскольку его не устраивали московские предложения. Видимо, и Москве не нравились территориальные претензии Олега, касающиеся заключения мира: «Преже бо того мнози ездиша к нему, и ничтоже успеша и не возмогоша утолити его»[22].

В сентябре 1385 года Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и пожелал, чтобы настоятель обители, игумен Сергий Радонежский, возглавил посольство к рязанскому князю: «Месяца Сентября князь великий Дмитрей Иванович идее в монастырь к Живоначялной троице, к преподобному игумену Сергию, в Радонеж; и молебна совершив Господу Богу и пречистей Богородице, и святую братью накорми и милостыню даде, глаголаше с молением преподобному игумену Сергию, дабы шел от него сам преподобный игумен Сергий посолством па Рязань ко князю Олгу о вечном мире и о любви »[23]. Осенью того же года, в Филиппово говенье, Сергий Радонежский во главе московского посольства отправился в Рязань[24].

Как повествует местное предание, игумен Сергий прибыл в Рязань (Переяславль Рязанский), переночевал в Троицком монастыре, а утром направился в город на переговоры с Олегом Ивановичем[25].

Предание это требует уточнения, поскольку первое упоминание о рязанском Троицком монастыре встречается в 1595-1597 годах в платежных книгах Ивана Рагозина[26].

Сомневался в основании монастыря Сергием Радонежским рязанский священник Иоанн Добролюбов ввиду отсутствия летописных сообщений: «Троицкий монастырь был основан в память пребывания Сергия Радонежского в Рязани, и, следовательно, не ранее XV века»[27].

Действительный член Московского Общества любителей духовного просвещения Леонид Денисов соглашается с мнением Добролюбова и дополняет его своими ми.

Он пишет, что после основания первого храма на Руси во имя Святой Троицы Сергием Радонежским в 1342 году, «лишь через 79 лет после кончины преподобного Сергия мы встречаем монастырь с наименованием Троицкого.

Это — Троицкий в Березниках монастырь Московской губернии, который в 1471 году дмитровский князь Георгий Васильевич отдал со всеми землями во владение Троице-Сергиева монастыря»[28]. Прославление Сергия Радонежского началось только после обретения его мощей в 1422 году[29].

В месяцесловах и святцах указаны другие датировки обретения мощей: 1427 и 1435 годы[30]. Основание Троицкого монастыря Денисов относит ко времени княжения внука Олега Ивановича, Ивана Федоровича (1427-1456)[31]. Принимая во внимание эти доводы, мы не можем игнорировать и местное предание о существовании монастыря в 1385 году.

В выписи из платежных книг Воронцова-Вельяминова 1628-1629 гг. прямо говорится о том, что в монастыре Сергия Радонежского, была «Одна церковь Живоначальной Троицы да в пределе Сергий Чудотворец — древяна клетцки»[32]. В 1685 году стольник Иван Иванович Вердеревский возобновил Троицкий монастырь, а позднее, в 1752 году, был сделан придел в честь Сергия Радонежского[33].

Вернемся, однако, к дипломатической миссии игумена Сергия. История не донесла до нас всех сложностей и деталей переговорного процесса, поскольку сам текст мирного договора не сохранился. Летописи, тем не менее, зафиксировали стратегию и тактику троицкого старца, приведшую к заключению «вечного мира» между двумя великими князьями.

Летописец пространно описывает поведение игумена Сергия на этих переговорах: «…

преподобный же игумен Сергий, старец чюдный, тихими и кроткими словесы и речми и благоуветливыми глаголы, благодатию данною ему от Святаго Духа, много беседовав с ним о ползе души, и о мире, и о любви; князь велики же Олег преложи сверепьство свое на кротость, и утишися, и укротися, и умилися велми душею, и взял с великим князем Дмитрием Ивановичем вечный мир и любовь в род и род»[34]. Рязанская миссия Сергия Радонежского завершилась подписанием «вечного мира». Но не только «уветливые глаголы» смягчили сердце рязанского князя. По договору 1385 года (текст которого не дошел до нашего времени), князь вернул себе некогда утраченные места, в частности, Тулу и Берестье[35], о чем можно догадаться, анализируя докончальную грамоту 1402 года между Василием Дмитриевичем и Федором Ольговичем[36]. К тому же «вечный мир» Москва и Рязань укрепили женитьбой Федора Ольговича на дочери Дмитрия Ивановича, Софье, в 1386 году (по другим данным, в 1387 году)[37].

Так закончилось восьмидесятипятилетнее военное противостояние между Москвой и Рязанью. «Вечный мир» действительно, оказался вечным и никогда больше не нарушался[38].

Мирным соглашением 1385 года Рязань и Москва заложили прочные основы будущей российской государственности, чему в немалой степени способствовала добрая воля великого князя Олега Рязанского и игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского.

Источник: «Легенды Рязанского края», В.Семин.

Сноски:

1. ПСРЛ. Т. 11. С. 86.
2. ПСРЛ. Т. X. М., 1965. С. 173, 209.
3. Там же. С. 176.
4. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С. 96.
5. ДДГ. М.-Л., 1950. № 10.
6. Татищев В.Н. История Российская. М.-Л., 1965. Т. V. С. 106.
7. Иловайский Д.И. Там же. С. 208-210.
8. Карамзин Н.М. Там же. Калуга, 1997. Т. 4. С. 530.
9. ДДГ. № 4.
10. Соловьев СМ. Сочинения. М., 1988. Кн. 2. Т. 3. С. 243.
11. ДДГ. №4.
12. ПСРЛ. Т. X. С. 230.
13. ПСРЛ. Т. 11. С. 16-17.
14. Летопись историко-родословного общества в Москве. Вып.3 (11). М., 1907. С. 4.
15. Татищев В.Н. Там же. С. 123-124.
16. Там же.
17. ПСРЛ. Т. 11. С. 81.
18. ДДГ. № 10.
19. Там же. С. 29.
20. ПСРЛ. Т. 11. С. 86.
21. Татищев В.Н. Там же. С. 160.
22. Там же. С. 85-86.
23. Там же.
24. Там же.
25. Воздвиженский Т. Историческое обозрение Рязанской губернии. Рязань, 1995. С. 314.
26. Рязанский Троицкий третьеклассный необщежительный мужской монастырь / Сост. Л. Денисов. М. 1907. С. 15.
27. Добролюбов И. Там же. С. 50.
28. Горский А. Историческое описание Св. Троицкой Сергиевой Лавры. М„ 1890. Ч. 1. С. 2.
29. Рязанский Троицкий …монастырь… С. 14.
30. Путевые записки о Троицкой Лавре, содержащие в себе достопамятности Троицкой дороги, Лавры и Вифании. М., 1840. С. 9.
31. Рязанский Троицкий …монастырь… С. 14.
32. Добролюбов И. Там же. С. 50.
33. Рязанский Троицкий …монастырь… С. 15.
34. ПСРЛ. Т. 11. С. 85-86.
35. Кузьмин А.Г. Рязанское летописание. М., 1965. С. 232.
36. ДДГ. № 19.

37. ПСРЛ. Т. II. С. 90-91.

38. Иловайский Д.И. Там же. С,. 122.

Средний:

Если у вас есть собственный Интернет-сайт, мы не будем возражать против перепечатки нашей статьи при условии сохранения ее целостности, указания автора и гипертекстовой ссылки в виде:

История Рязанского края: Сергий Радонежский: посланник «вечного мира».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *