Притча лазарь и богач — богослов

Притча Лазарь и богач - Богослов

Картина художника: Суриков Василий Иванович «Богач и Лазарь. 1873» на холсте. (точная копия)

  • 16:19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
  • 16:20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
  • 16:21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

16:22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

16:23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

16:24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

  1. 16:25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
  2. 16:26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
  3. 16:27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
  4. 16:28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
  5. 16:29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
  6. 16:30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
  7. 16:31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
  8. Основная мысль этой притчи та, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные муки.

Один богатый человек одевался в Порфиру и виссон. Порфира это сирская верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая нежная материя из египетского льна. Этот богач, живя роскошно каждый день пиршествовал, живя, следовательно, в свое удовольствие.

У ворот его дома лежал нищий именем Лазарь. Слово “Лазарь” буквально значит “Божия помощь”, т.е. “нищий” всеми оставленный, кому можно надеяться только на Бога. Псы причиняли ему еще больше страданий, приходя и облизывая струпья его, а он, видимо, не имел силы отогнать их.

В этом именно нищем богач и мог себе снискать друга, который и принял бы его по смерти в вечные обители, по мысли предыдущей притчи, но богач, как видно был человеком бессердечным, безжалостным к нищему, хотя и не скупым, поскольку каждый день пировал. Он не жалел денег, но тратил их лишь на свои удовольствия. По смерти Лазаря, душа его была отнесена Ангелами на лоно Авраамово.

Не сказано “в рай”, потому что рай был отверзт только страданием и воскресением Господа Иисуса Христа, но выражается лишь та мысль, что Лазарь, как истинный сын Авраама, разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников.

Лазарь заслужил эти “вечные кровы”, без сомнения, своим тяжким и безропотным страданием. “Умер и богач и похоронили его”.

Упоминается о похоронах, вероятно, потому, что они были роскошны, в то время как труп Лазаря был просто выброшен на съедение диким зверям. Но богач оказался в аду в муках. И вот видит он вдали Авраама и Лазаря на лоне его.

Так созерцание грешными блаженства праведных увеличивает страдания грешников в аде и, может быть, возбуждает в них надежду, хотя и тщетную, на облегчение.

Как прежде Лазарь желал насытиться только крошками, так теперь обнищавший богач просит только о нескольких каплях воды, чтобы остудить воспаленный язык. Богачу, однако, отказывается и в этом малом утешении: как Лазарь утешается в полной соразмерности со своими прежними мучениями, так и богач страдает в такой же полной соразмерности со своим прежним беспечным и бессердечным веселием.

Кроме того Авраам приводит и другое основание своему отказу: неизменяемость приговора Божия, вследствие которого между местом блаженства праведников и местом мучения грешников устанавливается непроходимая пропасть, в полном соответствии с нравственной пропастью, разделяющей тех и других. Авраам отказывает богачу и в просьбе послать Лазаря в дом отца его, чтобы предупредить его братьев, дабы они не следовали примеру его жизни. “У них есть Моисей и пророки”, т.е. писанный Закон Божий, из которого они могут научиться, как надо жить, чтобы не попасть на место мучений.

Богач признается, что братия его, подобно ему, глухи к Закону Божию, и что только необыкновенное явление умершего могло бы образумить их и заставить переменить образ жизни на лучший.

На это Авраам возразил, что если они дошли до такого нравственного падения, что не слушаются голоса Божия, выраженного в Слове Божием, то всякие Другие уверения будут также напрасны.

Неверующий, пораженный даже необычайностью явления умершего, потом все же начнет себе объяснять это явление как-нибудь иначе и снова останется таким же неверующим и неисправленным.

Что это так, видно из того, как упорно неверовавших иудеев нисколько не убеждали бесчисленные знамения и чудеса, кои совершал Господь Иисус Христос: они не уверовали даже, видя воскрешение Лазаря, помышляли даже убить его. Все дело в том, что сердце, испорченное грехом, упорно не желает верить в будущие муки, ожидающие грешников, и убедить его никакими чудесами в этом нельзя.

О лазаре и богаче, беседа свт. иоанна златоуста

Церковь является для нас величайшим училищем: здесь богатые вразумляются и исправляются, а бедные находят себе успокоение и утешение. Вот и сейчас, возлюбленные, нам предстоит заняться делом учения.

Последуя наставлениям предыдущего евангелия, воспользуемся ныне читанным и постараемся извлечь из него полезное для всех вас.

Сегодняшнее евангельское чтение изображало нам жизнь богача и бедняка: богач утопал в неге и наслаждении, а бедняк проводил жизнь в нищете.

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.  Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях  и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его” (Лк. 16:19-21).

Этот рассказ необходимо, возлюбленные, разобрать обстоятельно, чтобы, как моряки – из опыта своих предшественников, могли и мы научиться из него избегать подводных скал, причиняющих кораблекрушение, чтобы с одной стороны богатые вразумились, видя, какое наказание понес изображаемый здесь богач, а с  другой стороны бедные, видя на примере Лазаря, как блестяще оправдываются их надежды, охотнее проходили путь жизни среди выпадающих на их долю скорбей.

Некоторый человек был богат. Некоторый человек“. Он не назван по имени, не удостоился такой чести, как Иов, о котором было написано: “был человек в земле Уц, имя его Иов” (Иов 1:1).

Об его имени умолчано: как бесплодный, он лишен и имени (ведь праведных имена в книге жизни, а имена грешников изгладятся бесследно), ему оставлено только общее родовое имя – человек: это имя уж конечно для всех людей является общим.

Не имея отличительного собственного имени, он отличался за то особенною суровостью своего злого нрава. “Некоторый человек был богат“.

Сродный бедному Лазарю по телесной природе, он был чужд ему по наследию Христову по причине озлобленной свое воли. “Некоторый человек был“. Человеком он был по внешности, а по нраву это было животное, питающееся в одиночку. “Некоторый человек был богат“.

Богат стяжаниями, богат преступлениями, богат медью, богат греховным ядом; озарен блеском серебра, но омрачен грехами; богат золотом, но беден Христом; много одежд имел он, но душа его не имела покрова; драгоценные одежды хранились у него, но лишь множество тли питалось ими.

Некоторый человек был богат“.

Цветя богатством, он не имел цвета правды: дерево осеннее, бесплодное, вдвойне мертвое. “Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон“.

Он облачался в порфиру, но от царства Божия был отвержен; не кровью Христовою обагрена была его порфира, она была окрашена кровью морских раковин; не залогом царства небесного служила она для него, но предзнаменовала его страшный огонь геенский.

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно“.

Не о Господе веселился он, как праведные (ведь для праведных радость – память о  Боге, как свидетельствует, например, Давид: “вспоминал я Бога и веселился” – Пс.

76:4); его увеселения заключались в пьянстве, распутстве, объядении, пресыщении; одним словом он был ничем не лучше свиней, валяющихся в грязи.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь“. Бедного Господь назвал по имени, обозначением имени воздавая ему честь.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его“, почти потопляемый волнами нищеты, а немного спустя с честью несомый ангелами на лоно Авраамово.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот” богатого “в струпьях” (ст. 20).

О, каким бедствиям подвергался бедный! Тягчайшей бедностью он был пригнетен как (колос) сильным градом; палящими нарывами как искрометными угольями разъедалось его тело; отовсюду устремлялись на него потоки горя, разрушая тело и разрывая сердце; никакого послабления, никакого облегчения он не находил себе ни в чем.

Отвне – нападения, внутри – страхи” (2Кор.7:5). Совне тело истощалось нарывами, а внутри сердце грызли неотступные заботы. Ни плодоносная нива не доставляла ему семян хлеба, ни виноград не приносил ему сладких гроздьев, ни дерево осенью не давало ему своих сочных плодов, ни другое какое из произведений земли не служило для него утешением в его бедности.

И вот этот-то человек , у которого не было ни пяди  обработанной земли, ни локтя кровли для жилья, выброшен  был под открытое небо на навозную кучу! Навоз и днем и ночью служил для него покровом, зимою несколько согревая его, а летом немилосердно обжигая.

Сплошными ранами покрыто было его тело. Труд земледельца был для него непосилен, путешествия и торговые предприятия для него были невозможны, да и ни к каким другим способам борьбы с нуждою он не был способен. Во всем у него был недостаток, во всем лишение.

Стоны прежде слез рождались в его сердце, подобно терниям; потоки слез стремились по его щекам, так что от постоянного течения слез его щеки покрылись бороздами.

Во сне искал он смерти и наяву призывал ее, – но она не являлась. Он ждал смерти как избавления от всех трудов и забот, подобно многострадальному Иову.

Читайте также:  Ектиньи, что это в православии, виды, кто произносит - богослов

Ведь и тот, потеряв богатства, стада, имущества, совершенно обнаженный, снедаемый червями, лежал на гноище и желал смерти.

Вот что говорил он: “На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею,  которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад,  обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб” (Иов 3:20-23).

И желал“, говорится, “напитаться крошками, падающими со стола богача” (Лк. 16:21). О, противоречие жизни! Богатый утопал в бурном потоке наслаждений, а бедный изнемогал под игом бедности, не имея ни одной капли для освежения.

Отчего в самом деле течение жизни не привело их к взаимному общению? Отчего? Чтобы бедный воспринял светлые венцы за свое терпение, а богатому за то, что он довел свою душу до озверения, своими зубами пришлось грызть незрелый виноград.

И псы“, говорится, “приходя, лизали струпья его“.

Псы оказались человечнее богатого и добрее его.

Он никогда капли масла не уделил бедному, а псы, остроту зубов укрощая человеколюбием, мягким языком своим врачевали его, удаляя с его ран всякую нечистоту и запекшуюся кровь; гладкость языка заглаживая его лютые нарывы, они незаметно облегчали тяжесть его ран.

Богатый же никогда не удостоил бедняка милостивым взглядом или словом, хотя бы бесполезным; не бросил ему ни рубища, ни остатков еды, ни одного гроша, покрытого ржавчиной, ни хлеба, ни даже корки хлебной, тронутой плесенью, но все это отправлял через горло в свою утробу, как будто она была всеобъемлющей.

И что же? Каковы заслуги каждого, таково и воздаяние.  “Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово” (ст. 22).

Едва избегнув тягосте и треволнений бедности, он прибыл в тихую пристань Авраама. “Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово“.

Видишь, как за порогом этой жизни бедность окружается попечением ангелов? “Умер и богач, и похоронили его” (ст. 22).

Относительно богатого тотчас упоминается и гроб, согласно со словами Давида: “и гробы их – жилища их на век” (Пс. 48:12).

Поэтому и говорится тебе: бедный, не бойся, “когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:  ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его” (Пс. 48:17,18).

Все оставит он здесь – рабов, прислужников, угодников, прихлебателей, льстецов, колесницы, златоуздых коней, бани, поместья, дома с раззолоченными потолками и мозаичными полами, царство, могущество, власть, – все это оставит он здесь и уйдет отсюда нагим.

И находясь в аду, “он поднял глаза свои“, – заметь, на какой глубине находился богатый и на какой высоте бедный, – “поднял” говорится, “глаза свои“, богатый “увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его” (ст.23).

Почему, однако, не Лазарь увидел богатого? Потому, конечно, что кто находится среди света, тот не видит находящегося во тьме, а кто во тьме находится, тому видно находящегося в свете.

И сказал: “отче Аврааме! умилосердись надо мною“! Говоришь: “умилосердись” теперь, когда уже прошло время милости. Разве ты не слышал говорящего: “суд без милости не оказавшему милости” (Иак.

2:13)? Каешься теперь, когда нет места для исповедания; не слышал разве, что сказал Давид: “во аде кто будет славить Тебя” (Пс. 6:6)? “Умилосердись надо мною и пошли Лазаря“.

Ты знаешь Лазаря? Ты узнал того, кто лежал в навозной куче, и кого ты не желал никогда удостоить равной чести с собаками? Но ведь ты –  во дни благоденствия твоего – затворил перед ним свои недра; так и я теперь – в день наказания – затворяю перед тобою недра милости.

Разве ты не слышал, как Бог через всех пророков взывал к тебе, говоря: “наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда” (Ос.12:6), потому что “милости хочу, а не жертвы” (Ос. 6:6); “блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф. 5:7), и еще: “благотворящий бедному дает взаймы Господу” (Прит. 19:17)?

Итак, где ты сеял, там ищи и пожинай; где расточил, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семян милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева. А где было сокровище твое, там пусть будет и сердце твое.

Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем” (ст. 24).

Терпит наказание язык, который служил ему для наслаждения пищей; он просит каплю воды, между тем как при жизни никогда не подал жаждущему хотя бы чашу холодной воды во имя ученика.

Если бы при жизни ты поделился с Лазарем своим добром, то теперь разделил бы с ним царство; если бы тогда был сострадателен к бедным, то теперь избежал бы тяжкого осуждения, – потому что “блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь” (Пс.

40:2). Щедро бросай богатством твоим в бедных, чтобы заровнять им ту огнепальную бездну; обильным потоком пусть струится твое милосердие, чтобы потушить тот пламень; поддержи жизнь сирот – и вот ты убил уже неусыпающих червей; отри слезу вдовы – и ты освободил душу свою от гнета грехов.

Для того ведь тебе и прочтено это, чтобы ты, идя по следам немилосердного богача, не подвергся тому же самому наказанию в геенне. А ты, бедный, не унывай и не падай духом, как бы волны бедности тебя не стеснили.

Взирай на славнейшего Лазаря, сюда устремляй свой взор и днем и ночью, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани, во Христе Иисусе Господне нашем, Которому слава во веки веков.

Аминь.

©

Притча о богаче и Лазаре: Где тот самый Лазарь в нашем сердце?

Притча «О богаче и Лазаре» — очень интересная притча, потому что в ней множество различных глубоких богословских смыслов. Но мне хотелось бы обратить внимание на то, что не лежит на поверхности этой притчи.

Евангелие от Луки (Глава 16, стихи 19–31):

19Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Богач пиршествует, рядом с ним нищий Лазарь. Казалось бы, странная ситуация. Неужели богач никогда не знал, что рядом с ним есть этот обездоленный человек? Ведь он каждый день празднует, роскошно одевается, вкусно питается, и рядом – нуждающийся, о котором он знает. Ведь, когда богач умирает и оказывается в аду, он обращается к Лазарю, он знает, что этот Лазарь некогда был рядом с ним.

Ответ на вопрос очень простой. Каждый из нас знает что такое «избирательное зрение».

Мы часто, даже бессознательно вытесняем из поля нашего зрения то, что нам неприятно, что нам не любо, что не приносит нам радости и удовольствия.

Точно так же богач, конечно же, знал, что есть несчастный Лазарь, но это знание не увеличило в его жизни радости. И поэтому это формальное знание никогда не превращалось в настоящую любовь.

Мы часто сталкиваемся с различными неприятными обстоятельствами в нашей жизни, и в нашей душе, порой, даже возникает определенное чувство жалости, но дальше жалости мы часто не идем. И вот там, где есть жалость, но нет дела, мы должны понимать, что это не то, что не любовь, это даже не начало любви, это просто естественная реакция все еще живой человеческой души на чужую боль и проблему.

Жалость – это бездеятельная любовь. Это та любовь, к которой мы призваны, но, которую мы не хотим реализовать. У каждого из нас есть на самом деле свой Лазарь.

Тот самый Лазарь, которого мы не хотим видеть, которого мы вытесняем и сознательно, и бессознательно, мы не хотим быть рядом с ним, мы не хотим видеть его рядом с нашим, казалось бы, праздником жизни, чтобы этот праздник не испортить.

И в то же самое время, Бог смотрит на нас глазами не нашими, а глазами того самого Лазаря, к которому нас каждый раз подводит.

Хочется пожелать, чтобы, прежде чем радоваться, тем ежедневным радостям, которые посылает нам в изобилии Бог, мы остановились и очень внимательно посмотрели вокруг себя. А где тот самый Лазарь, который как «заноза» торчит, где то в нашем сердце? Торчит, но мы не можем его вынуть. Потому что, только благодаря этой «занозе», мы и остаемся способными попасть в Царство Небесное.

Протоиерей Павел Великанов
Источник: http://www.pravmir.ru/

Читайте также:  Апостол андрей первозванный жизнеописание и кончина святого - богослов

Просмотрено (220) раз

Притча о богаче и нищем Лазаре: Библия онлайн, Перевод Кулакова == БИБЛИЯ-ЦЕНТР

Мудрый Соломон писал о своих притчах так: ‘’послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их’’ (Прит.1:5,6).

Исследуя притчи Соломона и поняв их суть [а их так же не следует воспринимать буквально, как и притчи Христа], мы поймём, что они были лишь пророческой тенью мудрого Учителя христианства. И вот, когда апостолы пришли к Господу и спросили: ‘’для чего притчами говоришь им’’ (Матф.

13:10)? Ответ был таким: ‘’вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи’’ (Мар.4:11,12).

Многие те, кто читает притчу о Богаче и Лазаре, воспринимают её в буквальном смысле. Но, в таком случае встаёт вопрос, а как тогда понимать места Писания из Иоан.3:13. 1Кор.15:22,23. Евр.

11:8,13,39,40; которые явно указывают на то, что до Господа Христа [Первенца из мёртвых], никто не восходил на небо?..

Так вот друзья, чтобы нам не уподобиться людям духовно не видящим и не слышащим, давайте постараемся понять суть этой притчи.

Богач и Лазарь

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. (Лук.16:19-21).

Понять что означает ‘’богач и нищий’’, нам поможет пророчество из кн. Иезекииль о жирных и тощих овцах.

Если читать место: ‘’сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, [а] стада не пасли’’ (Иез.34:2,3). Тогда становится понятно, что это указывает на образного ‘’богача’’, т.е. правящую элиту Израиля – Иезек.16:3,13.

Их остальной народ был настолько угнетён, ущемлён, стеснён материально, что даже при желании, они не могли позволить себе в достаточной мере заниматься поисками своего Бога. Когда же пришёл Великий Пастырь Христос: ‘’видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря’’ (Матф.9:36).

В Лук.16;21 указывается, что ‘’нищий’’ желал напитаться крошками со стола ‘’богача’’. Вполне логично было бы понять это место буквально, однако Писание нередко учит нас думать аллегорически.

Например, обратите внимание на слова: ‘’Я послан только к погибшим овцам дома Израилева… нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам… но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их’’ (Матф.15:24-27). Это наталкивает на мысль о духовном хлебе (Лук.

4:4), которого так не хватало духовно нищим иудеям ко времени прихода Мессии.

Что можно сказать о болезни ‘’нищего Лазаря’’, то наиболее ярким образом – знамением указывающим на духовно больной народ, является Лазарь из Вифании, друг Иисуса Христа (Иоан.11:1,3,4.). Когда наш Господь пришёл воскресить Лазаря, Ему было сказано о том, что это не реально, т.к. он уже четыре дня как похоронен и разлагается…

А теперь обратимся к пророчеству: ‘’Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии — весь дом Израилев.

Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву.

И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь. А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их’’ (Иез.37:1,2,11-14,24).

Это пророчество, которое тесно связано с исцелением и воскрешением Лазаря из Вифании, указывает на нежизнеспособность Израиля без милости Всевышнего. Далее, мы плавно переходим к следующим стихам притчи о Богаче и Лазаре.

От ближних – спасение и погибель. Проповедь на притчу о богаче и Лазаре

Сегодня, братья и сестры, Святая Церковь напоминает нам притчу, которую Господь рассказал ученикам Своим – всем нам с вами – о том, как жили два человека бок о бок (Лк. 16: 19-31).

Один был достаточно богатый, так что, как написано в Евангелии, мог позволить себе веселиться каждый день светло, мог проводить время в праздности, не заботясь о куске хлеба. У него и так все было в достатке.

Другой человек – нищий, причем обстоятельства жизни сложились так, что он был болящий, лежал у ворот дома богача и не мог насытиться крошками, потому что совершенно не мог двигаться. Даже псы, которые подходили к нему, нагло облизывали его раны.

Вот так, братья и сестры, пребывали два эти человека, пока их не настигла воля Божия. Каждый из них умер. Евангелие описывает их разную участь: нищий Лазарь оказался на лоне Авраама. Эти события происходили до пришествия Иисуса Христа в мир, поэтому это место не райское, но достаточно покойное для людей, которые свою жизнь проводили в трудах и вере в Бога нашего.

Богач оказался в аду, в серьезных муках, так что, когда он вновь увидел на лоне Авраамовом Лазаря, захотел, чтобы он помог ему и облегчил его участь, но это оказалось невозможным.

Как сказано во Святом Евангелии, если человек свою земную участь проводит в достатке, в веселии, радовании, то в дальнейшем его участь меняется.

Если, напротив, он свое земное шествование проводит в скорбях и трудах, то дальнейшее его существование будет радостным.

Здесь показан образ того, как мы пребываем вместе. Господь не зря ставит одного человека рядом с другим. Это для того, чтобы мы помогали идти ко спасению. Речь идет о семье, о наших трудах, о наших знакомых – о любых людях, которые рядом с нами оказались. Так Господь каждого приводит ко спасению.

Например, богач неизвестно как себя вел, если бы оказался в тех обстоятельствах, в которых был Лазарь. Представим себе этого богача, но болящего и нищего.

Возможно, он бы роптал, может быть, никак не мог бы прийти ко смирению, негодовал бы, злобствовал. А может, напротив, обстоятельства жизни смирили бы его.

Не знаем, как бы Лазарь себя вел в других обстоятельствах жизни, если бы он был в достатке и довольстве.

Мы знаем одно. Оба они оказались в обстоятельствах, в которых была воля Божия. Очень важно другое. Каждого Господь желает привести ко спасению. Именно поэтому богач был для Лазаря, а Лазарь был для богача.

Так и нам нужно относится к своей жизни. Каждый человек, оказавшийся рядом с нами, — для нашего спасения. Именно поэтому нужно понять, для чего он рядом с нами. Конечно, чтобы помочь человеку, войти в его ситуацию, необходимо усилие внутри себя, усилие сердечное, усилие духовное. Часто мы к этому приходим через большие тернии.

Конечно, мы часто пребываем в озлоблении, в раздражении по отношению друг ко другу. Но тем не менее, преодолевая все это, в конечном итоге нужно прийти к правильному отношению к нашим ближним. И это отношение одно – все-таки мы собратья в отношении своей жизни, в отношении тех обстоятельств, в которых мы оказались.

Ведь несмотря ни на что все мы в одних и тех же обстоятельствах. Это обстоятельства рабства греху, обстоятельство того, что мы находимся в месте, в котором не хотим находиться, это место не нашего отчего дома, это место нашего изгнания, где только плач и печаль. Все мы в одинаковых условиях абсолютно. Но, конечно, при равных условиях есть разные нюансы. И эти нюансы нам часто мешают жить.

  Молитва за живых и умерших немусульман

Мы видим, как рядом с нами человек находится в довольстве, богатстве. И мы этим искушаемся. Напротив, видим рядом с собой человека, который обижен жизнью, он нищий, болящий – мы и этим искушаемся.

Мы искушаемся всем, что рядом с нами, забывая о том, что Господь подает это все нам для нашего спасения, чтобы мы изменили свое сердце, изменили свою душу. Поэтому очень важно, чтобы мы все-таки взялись за свое спасение деятельно.

Часто мы можем наблюдать, как нас обидел какой-то человек, и внутри нас никак не может прийти к нему прощение. Это значит, что мы не можем подойти к нему, не можем являть с ним единство, не может посреди нас встать Христос. Так мы сами отторгаем Христа из нашей общности.

Вот потому-то и нужно насильно исторгать из своего сердца раздражение и озлобленность. Нужно воевать в своем сердце, чтобы его очищать. Но мы же понимаем, что все, что в нашем сердце неправильного, это не наше. Мы не хотим жить во злобе, жить в раздражительности, нетерпении, ропоте. Мы хотим жить благостно, в мире с нашим Богом, в мире с окружающими нас людьми.

Что нам мешает? Мешает наше сердце, оно изменилось под влиянием сил бесовских. Давайте все же встанем против них всей своей силой, силой Божией, которая рядом с нами. И вот против этих врагов будем воевать очень ревностно.

Тогда только, когда наше сердце окончательно очистится, мы сможем подойти друг ко другу. Мы сможем по-настоящему в единстве во Христе идти к Богу нашему.

Так очень просто Господь показывает нам путь, ведущий ко спасению, – милость друг ко другу, любовь друг ко другу, забытие себя. Ведь Господь дает нам довольство жизненное для того, чтобы мы им делились с другими.

Это обязательно, иначе зачем оно вообще? Для этого мира? Он скоро закончится. Значит, для мира будущего. А зачем для мира будущего довольство? Только затем, чтобы мы им делились, оказывая милость, оказывая свою любовь.

Читайте также:  Крещение в храме святителя николая чудотворца тюльган - богослов

Или, например, нет у нас довольства, есть только трудности, скорби – и это тоже дар Божий для того, чтобы мы внутри себя обрели довольство, богатство терпения, богатство смирения – то, что было у Лазаря.

Почему он пришел на лоно Авраамово, почему Господь привел его ко спасению? Потому что в этих обстоятельствах он смог подчинить себя воле Божией, смог смирить себя, смог с терпением отнестись к этой боли, принять ее и полюбить ее.

Итак, борьба наша не против плоти и крови – это надо запомнить. Борьба наша против сил злобы поднебесной, которые ополчились на нас, внутри нас. Там наша самая главная брань. Аминь.

Иерей Олег Шабалин, настоятель храма во имя св. преп. Сергия Радонежского, г. Н. Тагил

Авраам. Милость и суд

‘’Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь’’ (Лук.16:22-25)

Здесь в первую очередь мы попытаемся понять, кто такой Авраам [это ведь так же аллегория]. В вехозаветное время, Всевышний Яхве, представлялся Богом Авраама, Исаака и Иакова (Исх.3:15.).

Сегодня мы принимаем крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа (Матф.28:19.); так что три патриарха Израиля являются прообразом – знамением. Так же апостол Павел в Галат.

4:22-26; 3:28,29 указывал на то, что Авраам является образом Небесного Отца.

Итак, Лазарь прибыл на ‘’лоно Авраамово’’, а богача отправили в ад – как это объяснить?.. Мы уже упоминали о том, что до нашего Господа Христа [Первенца из мёртвых], никто не восходил на небо (Иоан.3:13.); а это означает, что ‘’Лазарь на лоне Авраамовом’’, так же является притчей – образом.

Так же, понять к какому именно времени относится эта притча, нам поможет пророчество из Малах.3:1,2,5. где сказано о времени Иоанна Крестителя и Сына Человеческого Христа. В нагорной проповеди Господь говорит: ‘’ … Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете’’ (Лук.6:20,21,24,25).

И снова важно помнить, что Библия, это [в большинстве случаев] своего рода большая притча – аллегория; и понятие ‘’смерть’’ [богача и нищего], так же не является понятием буквальным – смотри: Быт.2:16,17; 5:3-5. Лук.9:59,60. Кол.3:1,3. Рим.6:2,4.

Читая данные места Писания, мы можем догадаться, что ‘’смерть’’, может означать изменение нашего положения в образном, духовном смысле слова. О этом положении написано в Лук.

13:28,30: ‘’ …будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.

И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними’’ (Лук.13:28,30).

Что означают слова: ‘’там будет плач и скрежет зубов’’? Пророчества Исаии явно указывают на то, что это должно случиться ещё при жизни ‘’богачей’’, т.е.

правящего класса отступников от Всевышнего, угнетателей народа: ‘’Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою; рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа. И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем’’ (Ис.65:13-15). Нечто подобное описали апостол Иоан в Откр.18:15-20 и пророк Иеремия в Иер.25:32,34-36. Так же, пророк Иеремия писал о том, что огонь гнева Господа на них, будет гореть во веки – Иер.17:1,4.

Дети дьявола и дети Всевышнего

‘’и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят’’ (Лук.16:26).

Так что это за ‘’пропасть’’? Господь сказал фарисеям: ‘’… Куда Я иду, [туда] вы не можете придти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете придти»? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира’’ (Иоан.

8:21-23). Далее говорится, что эти ‘’богачи’’– фарисеи небыли детьми Отца Небесного – но их отцом был дьявол (Иоан.8:38-44.).

Когда книжники и фарисеи стали утверждать, что они хорошо понимают Закон Моисеев, то Господин сказал им: ‘’если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас’’ (Иоан.

9:41); и это так же говорит о том, что они стояли в оппозиции по отношении к Всевышнему [образному Аврааму]. В ветхозаветное время, убивший человека, не мог спастись от наказания в городах убежищах (Иис.Нав.20:2-6.). Так же, Всевышний Яхве не принимал жертвы за грехи сделанные умышленно.

По этому, апостол Павел писал: ‘’Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников’’ (Евр.10:26,27). *** Дополнительные места Писания для размышления:

  1. 1Иоан.3:8,9. Матф.12:34.
  2. Рим.3:10-12,21. Иер.31:33,34. Иезек.36:27. Притч.4:23.

О чём притча о богаче и нищем лазаре?

Богач и нищий Лазарь

Некоторые утверждают, что эта история не является притчей. И действительно, начинается она не как притча.

  • Также надо сказать, что многие другие притчи Иисуса не начинаются как притча.
  • (Лук 16:1)
  • Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его…
  • Иофам рассказывает притчу о деревьях, которые решили выбрать для себя царя.
  • (Суд 9:8)

Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чевствуют богов и людей, и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам?

Обе истории начинаются похожим образом. Несомненно, можно сказать, что это притчи. Любая притча является иносказанием. Это значит, что в ней есть элементы, которые не могут быть соотнесены к реальному миру.

Известно, что смоковница в Библии имеет образ самоправедности.

  1. Пастор

Богач и Лазарь — быль или притча?

     Никто из людей не знает, является ли этот рассказ притчей или же он — исторический факт, а  богач и Лазарь — его прототипы. Вполне вероятны оба варианта. Поскольку Иисус был сыном Божиим, то Он мог получить от Бога — Отца откровение о жизни этих людей и  их дальнейшей судьбе в загробном мире.

Если рассматривать этот рассказ как притчу, то необходимо отметить, что все притчи Иисуса, в отличие от мифов древних народов, были основаны на конкретных  фактах из жизни и отражали реальную действительность. Так или иначе, но суть  рассказа от этого не меняется. В любом случае однозначными остаются   его смысл, значимость и  трактовка.

Поэтому для нас, в данном случае, не столь актуально его сюжетное происхождение, сколько его авторство и вложенный в него смысл. Автором рассказа является Христос, и этот факт придает ему непререкаемый авторитет и особую значимость.

В этой, на первый взгляд простенькой, истории Иисус хотел сказать, что загробная жизнь — рай или ад — есть объективная реальность, от которой никому не уйти.

История богача и бедного Лазаря потрясает. Никто, кроме Иисуса, не смог так глубоко, ясно и лаконично обрисовать положение людей после их смерти. Если вы внимательно прочитаете эту историю или притчу, как вам угодно, то вы увидите, что в ней исключен всякий шанс ко спасению грешнику, оказавшемуся в аде.

Обратите внимание, в ней отсутствует псевдоучение, которое гласит, что после смерти душа в течение 40 дней бродит по земле и проходит, так называемые, мытарства; затем путешествует по небесным обителям и адским безднам, пока, наконец, ей не назначат  место до воскресения мертвых.

В этой истории, впрочем, как и во всей Библии нет места чистилищу, и отсутствует всякий намек на молитву (общественную и частную) о душах, находящихся в аде (или предназначенных идти в ад). Иисус ясно говорит, что после смерти душа праведника уходит в рай, грешника — в ад, т.е. в места их пребывания до вселенского Божьего суда.

Далее сказано, что между раем и адом утверждена  великая пропасть, так что никто не может ее перейти ни с одной, ни с другой стороны.

Примечательна молитва богача в аде. Будучи в муках, он не осознает свою вину перед Богом, не просит прощение за свои грехи. Он только умоляет, чтобы его участь была несколько облегчена: «…пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени этом» (ст.24).

Получив отказ и осознав всю трагичность своего  безысходного положения, богач начинает настойчиво просить о своих братьях, чтобы и они не пришли в это место мучения. Но Авраам говорит ему: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их».

Этот ответ дает нам понять, что спасение возможно только через Священное Писание и только при земной жизни.

Почему ад исключает спасение? Ад — это единственное место во всей вселенной, где отсутствуют Бог, Его Слово и Дух Святой. Иными словами, ад и есть ад, потому что в нем нет Бога. В нем нет благодати, нет милости, нет покаяния. Ад — место вечной тьмы, в котором отсутствует надежда и всякая возможность даже умереть. Это место, в котором ничего не меняется.  

На эту реальность мы и должны, прежде всего, обратить наше внимание, читая историю о несчастном богаче и спасенном Лазаре.  

            П. С. Б.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *