Притча о богаче, собравшем богатый урожай — богослов

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле

Для чего ж «угобзися нива» у человека, который не хотел сделать ничего доброго из сего урожая? Чтобы тем в большей мере открылось Божие долготерпение, когда даже до такой степени простерлась благодать Божия; потому что Бог «дождит на праведныя и на неправедныя, и солнце Свое сияет на злыя и благия» (Мф. 5, 45).

Но таковая благость Божия навлекает большее наказание на лукавнующих. Бог послал дожди на землю, возделанную руками любостяжательными; Бог дал солнце, чтобы согреть семена и умножить плоды посредством урожая.

Вот что было от Бога: пригодность земли, благорастворенное состояние воздуха, обилие семян, содействие волов и все прочие условия, при которых обыкновенно процветает земледелие. Что ж от человека? Злой нрав, человеконенавидение, скупость. Сим воздал он Благодетелю.

Не помнил он общей природы, не думал, что избытки должно разделять неимущим, не обратил внимания на заповедь: «не отрецыся благотворити требующему; и: милостыни и вера да не оскудевают тебе» (Притч. 3, 27, 3); и: «раздробляй алчущему хлеб твой» (Ис. 58, 7).

Не услышаны им все пророки, все вопиющие учители; ломились у него житницы, стесненные множеством положенного в них, а скупое сердце было не полно. Непрестанно прикладывая к старому новое и ежегодными прибавлениями увеличивая обилие, впал он в это неразрешимое затруднение, по любостяжательности не соглашаясь расстаться с старым и по множеству не находя места, где положить новое. Оттого у него бесчисленные предприятия, мучительные заботы.

Беседа на слова из Евангелия от Луки: «Разорю житницы моя и большия созижду»; и о любостяжательности.

Ст.

16-19 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись

Лживость мыслей и мечтаний, обольщающих человека, когда он прилепится всею душою к богатству и возложит на него упование, Господь живописно изобразил в притче, которую сказал двум братьям вслед за наставлением о хранении себя от лихоимства. Человеку некоему богату, угобзися нива, — так начинается притча, — и мысляше в себе.

Первое действие обильного урожая на богача состояло в том, что он занялся особенными размышлениями. Это почти всегда бывает с обогатившимися внезапно или с получившими внезапно значительное приращение к прежнему богатству. Размышляя сам с собою, богач говорил: Что сотворю? Что мне делать?..

Справедливо замечает блаженный Феофилакт Болгарский, что излишнее богатство похоже на нищету. И то и другое вопиет от затруднительности своего положения: что мне делать? Причина затруднительности при нищете — недостаток в телесных потребностях, при богатстве — излишество в них.

Что сотворю, — спрашивает себя богач, — яко не имам где собрати плодов моих, некуда мне положить приобретенного мною богатства. Наконец, он придумал, что ему сделать, и, как бы радуясь находчивости своей, в восторге и с решительностью говорит: Се сотворю: разорю житницы моя и большая созижду, и соберу ту вся жита моя и благая моя.

И реку душе моей: душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися. Слепотствующий богач не подумал о Боге, о вечности, о нищей братии своей; он подумал только о себе, подумал гибельно для себя, потому что забыл о назначении души и предначертал ей, в мечте своей, всеконечное порабощение телу.

Не подумал он о Боге, Который, благодетельствуя ему, призывал и его к благотворительности. Не подумал он о вечности, куда необходимо предпослать милостынею часть имения, чтоб там не оказаться нищим, недостойным райского чертога.

Какою неверною мечтою льстит себя богач! Он говорит, что имущества его достаточно на многое время, разумея под этим, что жизнь его будет продолжаться так же долго или еще дольше; на этой суетной, зыбкой мечте он основывает свои распоряжения. Какие предположения основывает ослепленный богач на своем обогащении? Он, как выражаются в мире, хочет хорошо пожить.

Что значит в этом смысле хорошо пожить? Значит: сладко, много есть и пить, предаваться развлечениям и увеселениям, прелюбодействовать, роскошествовать, тщеславиться, удовлетворять всем своим похотениям и прихотям. Если повнимательнее посмотреть на мир, то найдем, что евангельская притча о богаче может служить зеркалом для всех нас: не все мы постоянно увлечены мечтаниями богача, но все по временам более или менее увлекаемся ими.

Аскетическая проповедь.

Ст.

16-21 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет

Сказав, что жизнь человека не становится продолжительнее от изобилия имения, (Господь) приводит и притчу в подтверждение своих слов. И смотри, как Он изображает нам ненасытимые помыслы безумного богача. Бог творил свое намерение и явил особенное благоутробие.

Ибо не в одном местечке, но во всем поле богача был хороший урожай; а он был так бесплоден в милосердии, что, прежде чем получил, удерживал уже за собой. — Посмотри и на удовольствия богача. Что мне делать? Не эти ли самые слова произносит и бедняк? Что мне делать? мне нечего есть, нечем одеться. Вникни, пожалуй, и в слова богача: что мне делать? мне некуда собрать плодов многих.

Хорошо же спокойствие! И бедняк говорит: что мне делать? я не имею… И богач говорит: что мне делать? я не имею… Что же мы получаем от того, что очень много собираем? Спокойствием мы не пользуемся, и очевидно, от забот; разве только собираем себе множество грехов. «Сломаю житницы мои и построю большие».

А если на будущее лето урожай в поле будет еще более, ты опять сломаешь и опять построишь? И какая нужда ломать и строить? Утробы нищих — вот тебе житницы. Они могут и вместить многое, они и неразрушимы и нетленны, ибо небесны и божественны, так как питающий бедного — питает Бога. — Вот и еще безумие богача. «Хлеб мой и всё добро мое».

Он не считает их даром от Бога, ибо, в противном случае, располагался бы относительно их как приставник Божий, а считает их плодом собственных трудов. Поэтому, присвояя их себе, и говорит: «хлеб мой и добро мое». Я, — говорит, — не имею никакого сообщника, не буду ни с кем делиться.

Все это добро — не Божие, а мое, поэтому я один буду и наслаждаться им, а Бога не приму участником в наслаждении им. Это явно безумно. — Посмотрим еще далее. «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы». Сам назначает себе долголетнюю жизнь, как будто и долголетие он получил от возделываемой им земли. Неужели и это — произведение твое? Неужели и это — добро твое? «Ешь, пей, веселись».

Прекрасные же блага души! Есть и пить есть благо души неразумной. Впрочем, поскольку ты и сам имеешь такую душу, то справедливо предлагаешь ей такие блага. Но благо души разумной состоит в том, чтобы уразумевать, рассуждать, увеселяться Законом Божиим и благими размышлениями.

Для тебя недостает, безумный, есть и пить, ты предлагаешь душе своей и следующее затем постыдное и скаредное удовольствие? Ибо очевидно, что Господь словом «веселись» обозначил страсть распутства, которая обыкновенно следует за пресыщением яствами и питиями (Флп. 3, 19. Еф. 5, 18), «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя».

Сказано так: «Но Бог сказал ему» не потому, будто бы Бог беседовал с богачом, а слова эти имеют такой смысл, что когда богач так гордо помышлял в себе, тогда Бог сказал ему (ибо это подразумевает притча). Бог называет богача безумным, потому что он в душе своей полагал советы самые безумные, как мы показали.

Ибо всякий человек безумен и суетен, как и Давид говорит: «суетится» человек, и причина этому та, что «собирает и не знает, кому достанется то» (Пс. 38, 7). Ибо как не безумен тот, кто не знает, что мера жизни в руках одного Бога и что никто сам себе не может определить жизни? — Обрати внимание и на слово: «возьмут».

Страшные Ангелы, как бы жестокие сборщики податей, возьмут у тебя душу твою против воли твоей, поскольку ты из любви пожить присваивал себе здешние блага. У праведника не отнимают душу, но он предает ее Богу и Отцу духов с радостью и весельем и не чувствует неприятности при отложении тела, ибо он тело имеет как бы легкую тяжесть.

Но грешник, оплотянив душу, сделав ее телом и землей, чрезвычайно затрудняет отделение оной. Поэтому и говорится, что душу «возьмут» у него, как бы у какого упорного должника, преданного в руки жестоких сборщиков. Приметь и сие. Не сказал Господь: Я возьму душу у тебя, но «возьмут». Ибо «души праведных в руке Божией» (Прем. 3, 1).

И поистине от такового «ночью» возьмут душу, ибо он не имеет озаряющего света богопознания, но находится в ночи богатстволюбия и омраченный ей захватывается смертью. Так, кто собирает сокровища для себя, тот по справедливости называется безумным и не успевает привести в исполнение свои намерения, но в самое время составления планов решительно исторгается из среды живых. Но если бы он собирал для бедных и для Бога, с ним не было бы так поступлено. Поэтому будем стараться «богатеть в Бога», то есть на Него уповать, Его считать нашим богатством и хранилищем богатства. Не будем говорить: блага «мои», но блага Божии. Если же блага Божии, то не будем отчуждать Бога от Его благ. Богатеть в Бога — значит веровать, что если я и все (свое) отдам и истощу, то и тогда ни в чем необходимом у меня не будет недостатка. Ибо сокровищница моих благ есть Бог: я отворяю и беру, что нужно.

Ст.

16-21 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет

Притча о безумном богаче как нельзя лучше подтверждает собой мысль 15-го стиха – о ненадежности богатства для удлинения человеческой жизни.

«Некуда мне собрать плодов моих». У богача на виду были, конечно, тысячи нуждающихся, которым бы он и должен был отдать избыток урожая, но он как будто совершенно не считает себя обязанным помогать ближним и думает только о себе, чтобы ему-то было спокойно за будущее, когда, быть может, не будет урожая.

Читайте также:  Святая блаженная ксения петербургская — житие, память - богослов

«Скажу душе моей». Душа здесь берется как «седалище чувствований»: она будет чувствовать удовольствие, которое даст человеку богатство («душа» по-гречески ψυχή – именно низшая сторона душевной жизни в отличие от pneama – высшей стороны этой жизни).

«Бог сказал ему». Когда и как – не сказано, эти недомолвки вообще свойственны притче (блж. Феофилакт).

«Возьмут». Опять не сказано – кто. Можно, конечно, здесь видеть Ангелов – «Ангелов смерти, которые исторгнут душу сопротивляющегося животолюбца» (блж. Феофилакт; ср. Лк.16:22).

«В Бога богатеет» (εἰς θεὸν πλουτῶν) – это не значит: собирать богатство для того, чтобы употреблять его во славу Божию, потому что в таком случае было бы удержано предыдущее выражение: «собирает сокровища» (θησαυρίζειν), и противоположение заключалось бы только в различии целей обогащения, тогда как, несомненно, Господь противополагает «обогащение вообще» полному равнодушию к собиранию имения. Не может здесь быть и речи о собирании неветшающих богатств – благ Мессианского Царства, потому что это все же будет накоплением сокровищ «для себя», хотя это – сокровища другого рода. Поэтому ничего не остается, как принять толкование Б. Вейса, согласно которому «богатеть в Бога» – значит быть богатым благами, которые Сам Бог признает за блага (ср. выражение стиха 31: «наипаче ищите Царствия Божия»).

Притча о безрассудном богаче: Лк 12:13-21

Притча о безрассудном богаче представляет собой фрагмент учения, говорящий о принципах Иисуса Христа. Она содержится в 12 главе Евангелия от Луки с 13 по 21 стих.

Текст притчи

Толкование

Один богатый человек собрал на своем поле хороший урожай. Поскольку возможности хранения плодов были у него ограничены, он стал размышлять, что ему делать с таким богатством.

Рассуждение привело героя притчи к такому выводу: «сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».

Однако это рассуждение так и осталось рассуждением человеческим. Бог определил богачу другую судьбу. Бог сказал ему: безумный! в эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Спаситель заключает притчу следующими выводами: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

Описанная в притче ситуация – типичная для многих людей. Причем не только для богатых людей, но и для бедных. Ведь проблема героев притчи состояла не в размере его стяжания, не в его огромном урожае.

Его беда заключалась в надежде на богатство. Собранный и богатый урожай вселил в человеке уверенность в будущем. Он забыл о том, что мы можем лишь предполагать, строить планы.

Окончательное решение по всем вопросам принимает только Бог. И так бывает всегда.

Не случайно в русском языке есть пословица: «Человек предполагает, а Бог располагает». Эта мудрость не плод отвлеченных рассуждений, а результат опыта жизни многих поколений.

Сколько бед принесла людям надежда на богатство? Человек собирает деньги и надеется, что в будущем это изменит его жизнь. При этом забывает о душе, о своих ближних, все подчиняя своей единственной и неразумной цели.

А потом оказывается, что все надежны на приобретенное богатство в одночасье рушится.

Представьте себе человека, приехавшего в чужую страну, в незнакомый город. Приехав на краткое время в новое для себя место, путешественник поселяется в гостинице.

Несмотря на непродолжительное время своего пребывания, путник начинает делать в гостиничном номере ремонт. Он покупает дорогую мебель, наполняет холодильник продуктами.

Любой здравомыслящий человек, услышав такую историю, задал бы вопрос: «А зачем это делать? Ведь гостиничный номер – место краткой остановки. Что за странный человек?».

Однако это мы с вами постоянно предстаем в роли странного путешественника, ведь вся наша жизнь – это краткая остановка на пути в вечность. Наши действия подобным такому путешественнику, который место того, чтобы сосредоточится на главном, начинает тратить свои силы и средства, чтобы обшить гостиничную комнату.

Люди забывают о том, как скоротечна наша земная жизнь. Апостол Иаков назвал ее паром, появляющимся на короткое время и снова исчезающим.

На нашей памяти драматические события, связанные с историей нашей страны. Многие наши соотечественники в советское время копили деньги на старость. Это были средства, полученные в результате упорного труда.

Люди предполагали, что закончив трудовую жизнь, смогут безбедно существовать на свои сбережения? И чем обернулись эти надежды? Они рухнули вместе с нашей экономикой.

Впрочем, эта история не единична и касается не только нашей страны.

Каждое поколение в своей жизни переживает свой дефолт, сметающие людские надежды на благополучие, как карточные домики. Герой, рассказанной Спасителем притчи, разбогател милостью Божьей. «У него на поле родился хороший урожай».

Он воспользовался только результатами своего труда, а также тем, что дал ему Бог. Его неправота состояла лишь в том, что он сделал Божий дал и плоды своих усилий опорой своей надежды.

Он понадеялся не на Бога, а на то, что дал ему Бог.

А сколько людей не надеются на милость Божью? Не надеются приобретать материальные блага путем добросовестного труда. Сколько тех, кто стремится и приобретает богатство неправедным путем? И делает это приобретенное грехом стяжание, опорой своей жизни.

Как правил, люди стараются найти оправдание своим поступкам. Нередко человек собирает средства и оправдывает это заботой о своих детях и внуках. Несомненно, такая забота должна иметь место. Как же не помочь самым близким людям? Как не поддержать их вначале жизненного пути? Нужно поддерживаться и заботиться, но не любой ценой.

Когда же человек забывает о Божьих заповедях и оправдывает свое стяжательство попечением о потомстве, страдают сами дети, ради которых человек шел на грех. Деньги, пахнущие болью и слезами, не принесут душе мир и покой.

Неделя 26. Притча о безумном богаче

Неделя 26. Притча о безумном богаче

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих.

И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись.

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

(Лк. 12, 16–20)

Маленькая короткая притча Христова, но какая глубина, бездонная глубина мысли и истины в этих коротких словах!

Господь наш Иисус Христос всегда говорил краткими словами. Он учил нас этим не быть многословными, а все мы склонны к многословию, это потому, что несравненно труднее говорить кратко, ярко и сильно, чем многословно.

В этой малой притче сказано все, что надо для нас: сказано о двух путях, по которым идут люди, сказано о тех, кого Священное Писание называет людьми душевными, плотскими, и которых огромное большинство среди людей; сказано и о тех, которых несравненно меньше: сказано о людях духовных.

Указаны два пути жизни: путь служения плоти своей, похотям своим, и путь служения духу.

Вникните в эту удивительную по силе, по глубине и по краткости притчу. Что думал этот несчастный богатый человек, когда уродилось огромное количество хлеба? Он вот что думал: «Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое».

О окаянный! О безумный! Тебе некуда собрать хлеб твой? Не знаешь, что делать? Разве не видишь, сколько вокруг тебя голодных и нищих, у которых нет ничего?

О них ты не думал, думал только о себе, решил сделать нечто мудрое в глазах твоих: сломать житницы и построить новые, гораздо большие, туда собрать все добро твое. Для чего, зачем? Чтобы сказать душе своей нелепые, безумные слова: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись».

О несчастный! Он не знал ничего лучшего, как объедаться и опиваться вином, не знал ничего более высокого, чем веселие, ничтожное, пустое, земное веселие. Все силы души направляет он к тому, чтобы побольше собрать богатства, обеспечив себе довольство, роскошную сытую жизнь. О несчастный!

Он, вероятно, никогда не слышал других слов Христа, не слышал о том, что Господь сказал всем нам: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6, 19–20).

Как часто погибают собранные нами сокровища, как часто истребляются неожиданно, совершенно неожиданно для нас, и тогда душа человека, полная любостяжания, повергается в отчаяние, мрачное, черное отчаяние.

И еще однажды сказал Господь о том же великое и глубокое слово: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30).

О Господи, Ты нам велишь не собирать благ земных, Ты велишь собирать вместе с Тобою и не расточать. Что значит быть с Тобою? Что значит не расточать, а собирать с Тобою?

Быть с Тобою — значит быть близкими к Тебе, быть в числе тех, кого Ты назвал друзьями Своими, это значит мыслить так, как Ты мыслил, хотеть того, чего Ты хотел и нас учил хотеть.

Ты хотел, чтобы мы собирали, а не расточали. Когда же мы расточаем?

Когда поступаем так, как этот безумный богач, который все силы души своей, всю жизнь свою направлял к тому, и только к тому, чтобы собрать как можно больше благ земных.

Зачем же, зачем?!

  • Чтобы в ту же ночь была отнята душа его, и неизвестно кому досталось собранное им.
  • Когда собирает человек богатство, часто нечистыми путями, — то разве не расточает он?
  • Он расточает то, что всего дороже, что составляет единое истинное сокровище души, он расточает все доброе, что было в душе его.
  • Ибо когда человек предается всецело заботам о богатстве, о пространном питании, о житии в роскоши и неге, тогда засыпают, и не только засыпают, но совсем исчезают в душе его все глубокие, духовные, чистые стремления, ибо их вытесняют стремления низменные.

Если человек собрал богатство и говорит душе своей: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись», — то что же, это разве не душевный, не плотской человек? Разве не служит он своим похотям, своим страстям, своему чреву? Разве он много поднимается над всеми неразумными тварями, над животными, которые не знают иных услаж-дений, кроме услаждения чрева?

  1. О как ничтожен, о как несчастен этот человек!
  2. И чем больше в душе его возрастают низменные страсти, стремление угождать плоти своей, тем более он расточает все духовные, все высокие стремления, когда-либо бывшие в нем.
  3. Ибо духовные сокровища несовместимы с тем, что делает человек, служащий всецело плоти своей: он расточает, он теряет то доброе, что когда-либо имел, что учил нас собирать Господь Иисус Христос.
  4. Вот что значат слова Христовы о тех, кто расточает.
Читайте также:  Всенощное бдение 21 мая 2020 года, храм николая чудотоворца - богослов

А что значат слова о тех, кто собирает вместе с Ним? Кто собирает, что надо собирать, чтобы быть вместе с Ним?

Надо быть делателями высшего порядка: надо собирать то, что драгоценно в очах Божиих, а не расточать.

Надо собирать плоды исполнения заповедей Христовых; надо стать нищими духом, смиренными, плачущими, надо стяжать великий дар слез, который так немногим свойствен; надо стяжать кротость вместо гордости, грубости и самопревозношения; надо всем сердцем алкать и жаждать правды Божией; надо стяжать сокровища милосердия, стать чистыми сердцем, быть миротворцами; надо быть гонимыми за веру во Христа; если Господь пошлет такое счастье, надо, чтобы к нам относились слова последней заповеди блаженства: «Блажени есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».

Вот если человек все стремления свои, все силы души своей направит на то, чтобы очистить сердце свое, чтобы стать во всем угодным Богу, тогда будут накопляться все больше и больше эти великие сокровища духовного добра в сердце его, тогда будет он собирать со Христом. И когда придет смертный час его, тогда ангелы Божии понесут впереди него на золотых блюдах все доброе, что соделал он: все дела любви, дела милосердия, все слова добрые, слова истины, стремления высокие и чистые — понесут, понесут…

И благо будет такому человеку. Он не будет в положении несчастного богача, которому сказал Бог: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя…»

О как надо помнить и эти последние слова Христовы!

Ведь это касается каждого из нас. Разве не знаете, как часто совершенно неожиданно умирают люди?

Только что получил я извещение о смерти своего старого товарища по врачебной работе. Он был здоров и жизнерадостен, лег спать — и больше не проснулся.

Когда входите в вагон железной дороги или на палубу парохода, уверены ли, что будете живы, что не погибнете в пути, что не ждет вас, вместо дальнейшей жизни, дно морское или кровь на рельсах?

А если так, не надо ли нам помнить, всегда помнить слова Христовы: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи»?

Когда люди идут в далекий путь или на тяжелую работу, они туго подпоясываются. Когда люди идут во тьме, берут они с собой светильники и заботятся, чтобы они всегда были горящими.

Так надо в течение всей своей жизни туго подпоясывать духовные чресла свои, надо быть всегда готовыми, надо нести светильники свои всегда горящими, надо следить, чтобы не остаться без масла для них, подобно пяти юродивым девам в притче евангельской.

Надо всегда быть готовыми к смерти. Надо ложась в постель и вставая от сна думать, не будет ли это моя последняя ночь, мой последний день? Не попаду ли сегодня под трамвай на улице? Не погибну ли как-либо иначе?

Если так будем настроены, то к нам не будут относиться эти слова Божии: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя…».

Будем же собирать, собирать со Христом, собирать только угодное Ему!

А большинство людей собирает то, что совсем не угодно Ему.

Сказал я вам, что большинство людей — это люди плотские, жаждущие только земных утех, земных наслаждений. Мало людей духовных, мало таких, которые всю жизнь свою посвящают служению Богу, всю жизнь занимаются очищением сердца своего, наблюдают за ним, всегда стремятся умножить в себе любовь, умножить веру, умножить смирение.

Но есть люди гораздо более высокого порядка, чем те, которые подобны этому несчастному, собирающемуся строить новые житницы.

Есть люди, живущие духовными запросами, часто глубокими. Они жизнь свою всю посвящают изучению премудрости человеческой, они без конца читают книги, читают одну за другой и приобретают великие знания и иногда большое глубокомыслие.

Что скажем о них: причтем ли их к тем, которые со Христом собирают? Нет, не назовем их плотскими, но и не причтем к тем, которые со Христом собирают, потому что можно собирать премудрость человеческую без Христа, не призывая Его помощи, даже не веруя в Него.

Такие люди живут своим умом, своей волей, своим пониманием жизни. Они ставят себе свои жизненные задачи, презирая те, которые поставлены Господом Иисусом Христом. Они ищут совершенства в мудрости человеческой. Но разве в книгах мудрости человеческой есть источники любви? Нет их там; нет источников веры, смирения, кротости, милосердия.

  • Значит тот, кто занимается этим, не собирает этих духовных сокровищ.
  • А мы, смиренные овцы стада Христова, да будем всегда помнить эту краткую притчу Христову о безумном богаче, который все упование свое возложил на себя и на богатство свое.
  • Будем стремиться быть со Христом, ибо кто не с Ним, тот против Него.

Неужели же с кем-нибудь из нас случится такое ужасное несчастье, чтобы назвали нас ангелы небесные противниками Господа Иисуса Христа?!

Да не будет! Да не будет! Да не будет!

11 декабря 1949 г.

Притча о безумном богаче — толкование и проповедь

  • В 26-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице Евангельское чтение повествует всем православным о богатстве, об отношении к богатству и понимании, что такое богатство
  • С проповедью в этот день к читателям «Вестей» обратился настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.
  • «Раскол будет даже больший, чем прежде»: чем закончилось «помилование» Филарета и примирение Церквей

«Милосердный Господь дает нам возможность общения Церкви с народом. И сегодня никто не может сказать, что не знает о Боге, не слышал о Боге. Сегодня, конечно, есть и искаженные понимания проповеди. Потому что появляются плевелы на лоне Святой Церкви – это секты, расколы, которые показывают человеку, как можно легко попасть в Царство Небесное.

Но легко попадают только в ад.

А для того, чтобы чего-то достичь, в любой сфере деятельности: науке, культуре, экономике, медицине – возникают определенные трудности перед человеком, и ему приходится преодолевать все проявления человеческого непонимания», – констатировал митрополит Павел.

И добавил: «Но человек должен помнить, что помощь его от Господа, сотворившего Небо и землю. Господь дает человеку богатство, Он никого не оставляет вне Своего внимания. Если человек имеет ум, хорошее образование, ученую степень, достижения, он старается с маленькой соломинки сделать большой пучок для того, чтобы как бы умножая таланты, человек мог достичь своей цели.

Не только для себя, но и чтобы помочь ближнему, потому что Отец Небесный любит, когда мы творим дела милосердия. Он послал Своего Единородного Сына, Который непрестанно творил добрые дела и давал возможность человеку уподобляться Богу. «Будьте подобны Мне», – как сказал Христос.

И сегодняшнее Евангельское чтение нам повествует о богатстве, об отношении к богатству и пониманию что такое богатство».

Время новых грехов. Церковь расширила список пороков

Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

  1. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
  2. Лк, 66 зач., 12, 16-21
  3. Откуда берется нищета, или Почему богатство – не порок

Притча о безумном богаче: толкование

Притча о неразумном богаче. Рембрандт. 1627

И вот в нынешнем Евангельском чтении Господь раскрывает нам факт из жизни одного человека. У одного богатого человека был хороший урожай на поле. Имея плодородные земли, он приобретал все больше и больше и, наконец, получил невиданный им доселе урожай. Всего было в изобилии. 

И не человека в этом была заслуга, а Бог дает человеку и ждет, чтобы человек поделился этим урожаем с теми людьми, которые не могут заработать.

Но этот человек, потеряв покой и сон, рассуждает наедине сам с собою. «Есть такая пословица: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах».

Господь посмеется, потому что в человеческой силе только лишь одно – покаяться, если сердце сокрушенно и смиренно.

Ведь Господь видит все наши помышления и намерения, и порой от нашего выбора зависит наша участь земная и вечная», – отметил Владыка Павел.

«Я лучше всех»: как это проверить

И этот человек говорит себе, что некуда мне деть столь богатый урожай. Я сломаю житницы старые, построю новые, и соберу туда все – и хватит на многие годы, и буду вести роскошную жизнь.

«С одной стороны, если человек получил хороший урожай, он должен его сохранить, чтобы не пропал. Но с другой стороны, мы видим, как у этого человека, полного самодовольства, рождаются планы жить в довольстве и покое.

Принимая такое решение, человек даже не помышляет, а чего же хочет в этот момент от него Бог? Ведь все, что мы называем своим урожаем, добром, плодами – все дается нам Богом в долг.

И принадлежит это Богу, а мы должны только правильно распределить все, что имеем от Господа, и принести Ему благодарение за великие милости, что Он дает возможность радоваться нам и радовать этими плодами других.

А человек из сегодняшней Евангельской истории прилагает все усилия, чтобы это добро досталось только ему на долгие годы. И это поведение и размышления являются безумными, потому как уверенность в долгих годах жизни, может закончиться в один момент», – напомнил настоятель лавры.

Об этом и повествуется далее: когда богач закончил свои мечтания, он слышит голос Божий в своем сердце: «Безумный, в ночь сию заберут твою душу, и кому это все достанется, что ты заготовил?»

«Так бывает с людьми, которые богатеют не в Бога, а которые собирают все для себя, приготавливая себе путь вечных мук и страданий. Но еще большее безумие сказать своей душе: «Душа, покойся, ешь, пей, веселись».

Если тело нужно напитать, одеть, обуть… А разве душе нужна подобная пища или золото с серебром? Душа человеческая питается делами милосердия, добром, правдой, пребывая в молитве к Господу, благодаря Его за великие милости.

Богатство, которое этот человек собрал, казалось бы, на многие безбедные годы, в эту же ночь отнимется, и кому оно достанется? А что же будет с душой? Господь каждого встречает по делам его.

Очень важно понять смысл этой истории – собирание земных богатств заключается не в накоплении для себя, а самоотдаче другим.

И тогда в конце земной жизни такое богатство он сможет взять с собой, представ пред Господом», – подчеркнул Владыка Павел.

Украинцам объяснили, как разбогатеть на всю жизнь

Читайте также:  Ветхозаветный святой пророк илия - богослов

Притча о безумном богаче: актуальность в наши дни

Сегодня мы рассмотрим эту историю в обыденной жизни. Счастье человека не измеряется в денежном или материальном эквиваленте. Можно жить легко и весело, довольствуясь малым, а можно иметь всего в изобилии – и быть несчастным.

«Вообще людям всегда кажется, что им для счастья чего-то не хватает. Кому определенной суммы денег, кому славы, кому удачи… Каждому свое.

И в этих ожиданиях проходит вся жизнь человека, который вместо того, чтобы наслаждаться каждым днем земной жизни во всех ее проявлениях, он ждет чего-то, кого-то, что-то. Человек так устроен: сколько не будет иметь – все будет мало.

Сколько сегодня люди насобирали богатства разными путями праведными, неправедными. А сколько сегодня «оценщиков», которые пытаются оценить чьи-то доходы», – с сожалением отметил митрополит.

И добавил: «Особенно много среди тех, кто вообще нигде не трудился, не занимался ничем, они стараются ограбить, забрать у людей, думая при этом, что сами таким путем обогатятся и будут уважаемыми людьми. А главное, что скажут – вот человек богатый. А что стоит за этим словом – «богатый»? Пустота, яма с гробом, вечные муки и страдания.

Потому что те, которые собирают богатства, к сожалению, не спешат творить дела милосердия, не спешат в храм.

Они надеются на свою силу, на друзей, на то, что они еще более преуспеют, но они не слышат голос Божий, который свидетельствует, что отнимут душу и много тебе придется пострадать через болезни, страдания… И все это остается кому?»

Владыка Павел еще раз подчеркнул, что мы должны, когда Господь дает нам какие-то богатства, очень мудро распределить: «Никто не говорит, чтобы вы отдали все, оставьте часть себе, для своих детей, дайте часть сиротам, вдовам, детским приютам. Отдайте часть на развитие культуры, медицины, социальной сферы. Пожертвуйте на строительство или украшение храмов – и будет непрестанная молитва. Потому что только через молитву, через добрые дела Господь соединяется с человеком». 

Где можно молиться и почему все именно так

«К сожалению, я знаю много примеров, когда родители, насобирав большое богатство, приобрели дома, дачи, яхты, машины, но не приобрели ничего ни для своей души, ни для своих детей. Сколько в роскоши безумной погибло из-за наркомании, пьянства, в авариях на дорогах. Деньги тратят просто так, на непристойное поведение, на то, чтобы погибнуть.

И родители не задумываются, что они – это та бесплодная смоковница, которая приготовила плод не для Бога, а для мук и страданий в вечном мучении. К примеру, были богатые люди до революции 1917 года, они строили монастыри, храмы, они брали на свое попечение дома престарелых, сиротинцы, больницы и т.д., которым помогали.

И их богатство, оно служило им в радость», – напомнил настоятель лавры.

Путь к счастью прост: делайте счастливыми других.

Владыка Павел 

«Счастье не измеряется килограммами золота, тысячами долларов. У него есть своя шкала измерений в духовной сердечной теплоте. Где теплота, там и счастье. Потому что нет ничего радостней, когда ты видишь, что твои средства идут на добрые дела.

Тогда человек получает благодарение от человека, а вместе с тем от Бога, тогда благословен его род и род, благословенна его семья, благословенные его родные и близкие. Поэтому люди, которые имеют средства, богатейте в Бога, даже через неправедно приобретенное богатство.

Ищите и имейте друзей, которые помогут вам войти в Царство Небесное», – призвал он.

Он привел в пример такую историю: в Африке жил один очень скупой и жестокосердный мытарь по имени Петр. Когда просили его нищие, он никогда не давал даже кусочка хлеба, в нем не было жалости и сострадания. Но в то же время не забывал о себе.

Однажды он вел осла, нагруженного хлебами для княжеского обеда и видит: стоит нищий, который постоянно был здесь и просил. И нищий начал неотступно просить, чтобы Петр дал кусочек хлеба. Тот с ненавистью и презрением бросает хлеб нищему в лицо. Нищий взял этот хлеб, поблагодарил Бога и попросил у Бога милости и прощения этому человеку.

Через два дня сильная болезнь сразила мытаря Петра, и увидел он видение, что он вроде бы стоит на Суде пред Господом и на весы кладут его злые и добрые дела.

Злые духи, демоны с хартиями, с одной стороны, принесли все злые дела: воровство, обман, лицемерие, предательство… С другой стороны Ангелы, которые не нашли добрых дел, нечего им положить на другую чашу весов, стоят печальны. Душа Петра трепещет.

И один Ангел несет хлеб, замотанный в платок, со слезами этого нищего человека. Положил на весы – и эта милостыня, даже в недобром расположении сердца поданная, перевесила все злые дела и спасла душу этого человека.

Рождественский пост: календарь питания и чем заменить картошку и «молочку» в меню

С той поры Петр проявлял великое милосердие, иногда даже себя не щадя. Однажды идя, он встретил бывшего владельца утонувшего корабля, который был одет в рваные лохмотья. Петр снял с себя дорогую одежду и отдал ему. Но, постыдившись носить такие дорогие одежды, тот отдал купцу для продажи.

Когда Петр, проходя мимо торжища, увидел, что его одежда выставлена на продажу, весьма опечалился и, придя домой, начал рыдать, что Господь не принял его милостыню, и он даже недостоин, чтобы одеть нищего. Слегка задремав, он увидел благообразного Мужа, одетого в его одежды, которые он отдал нищему.

И, обратившись к Петру, Муж спросил, узнает ли одежды, которые на Нем? И Петр ответил, что узнает одежды, которые отдал нищему.

И явившийся Муж (а это был Сам Господь) сказал, что не надо скорбеть, потому что одежды, отданные нищему, носит Он, и благодарит Петра за то, что одел Его, когда Он погибал от холода.

«Поэтому побеспокойтесь о душе своей, о душе ваших детей и внуков, и чтобы ваше имя было благословенно с поколения в поколение – творите милостыню. Она вытаскивает человека с преисподней земли», – подчеркнул в заключение митрополит Павел.

Притчи Иисуса Христа

    Давайте подумаем какой смысл имеет притча о богаче, у которого
родился хороший урожай. Он раздумывал, куда его деть, и решил разорить
старые житницы и поставить новые большие и далее всю жизнь есть,
пить и веселиться. Но далее мы помним что было. Так бывает с человеком,
который не в Бога богатеет.

Он строит жизнь свою в мирском, в земном
понятии счастья: есть, пить, одеваться и приобретать земное богатство. О вечности и мысли не было.  Были мысли о земном. богатстве. И сейчас много
таких людей, которые думают приобрести в этой
жизни много земного богатства.

О таких раньше говорили, что жил, как скотина: и
помер, как скотина.

   Но вопрос: что сделали за жизнь свою для
Бога? — был всем. На суде плач
великий будет. Богач ел, пил, наслаждался,  приобрел земное богатство и думал что это
богатство будит с ним многие годы.

Неверующий проживет, как полевой цветок, без
следа пропадет. Надо жить, трудиться, но это
Бог в притче сказал
богачу:
«Безумный, завтра возьмут твою душу».

(от Луки 12:20).

    Давайте рассмотрим, почему  богача назвали безумный?

    1. Плод
трудов он присвоил себе, не подумав, что это дар Божий.

     2.
Не воздал славы Богу, за большой урожай.

     3. Подумал,
что богатство дано ему одному, но было много, с кем по делиться,
и в этом могло быть спасение.

  4. Богач думал,
что навсегда сохранит богатство.

    5. Думал
о жизненных удовольствиях и не думал о благодати Духа Святого, исполняющей
радости человека.

    6.Думал,
что долго проживет. Так и другие ныне, жизнь просуетятся, богатство
соберут, а кому оставить? Близким родным, детям — родительские богатства без цены, быстро уходят на ветер.

У(Мт 6:24-25)написано:Никто не может служить двум господам: ибо
или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать,
а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что
вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли
пищи, и тело одежды?
Люди в жизни служат двоим господам Богу или  маммоне.  Слово » маммона» — (Мат. 6:24, Лук.

16:13) -Сирийское слово, значащее
богатство или земные блага.

  Вместо «одному усердствовать” лучше —
«одного предпочитать и другим пренебрегать” (слав. «…или единаго держится,
о друзем же нерадити начнет
”). Обращает на себя прежде всего реальный смысл
выражения: бывает ли действительно так, что человек не может служить двум
господам? На это можно сказать, что нет правила без исключений.

Но обыкновенно
бывает так, что когда «много хозяев,” то рабская служба бывает не только
трудна, но и невозможна. Даже в практических целях производится, поэтому,
сосредоточение одной власти в одних руках. Затем обращает внимание еще
конструкция речи.

Не сказано: одного (будет ненавидеть и одного
презирать, потому что в этом случае получилась бы ненужная тавтология. Но одного
будет ненавидеть, одного будет предпочитать, другого будет любить, другого
ненавидеть.

Указываются два господина, резко отличные по характеру, что, по-видимому,
выражено словом, которое вообще означает родовое различие. Они совершенно разнородны
и разнохарактерны. Поэтому «или” «или” не повторения, но предложения, обратные
одно другому. Мейер выражает это так: «будет ненавидеть А и любить Б, или будет
предпочитать А и презирать Б.

” Указываются на разные отношения людей к двум
господам, начиная с полной преданности и любви с одной стороны и ненависти с
другой, и кончая простым, хотя бы даже и лицемерным, предпочтением или
презрением. В промежутке между этими крайними состояниями можно подразумевать
различные отношения большей или меньшей силы и напряженности.

Опять
чрезвычайное тонкое и психологическое изображение людских отношений. Из этого
делается вывод, оправдываемый взятыми образами, «не можете служить Богу и
маммоне,” — не просто «служить” , но быть рабами , находиться в полной власти.

Рассмотрим теперь, что значит «в
Бога богатеть».  В Бога богатеть —
это думать о богатстве, как о даре Божьем и распоряжаться им во славу Божию: на
дела милосердия, строительство храмов и пр. чем душа важнее тела, тем вечные богатства
важнее временных.

Богатство — это еще не осуждение, но пристрастие
к нему и плохое употребление — в осуждение.  Нам нужно искать Царства Божье, а не земные
богатства.

В библии написано:Итак, не
ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, 30 потому что всего этого
ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; 31 наипаче
ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. (от Луки 12
:29-31).

Земное богатство есть временным, оно есть ничто по
сравнению с Божьим богатством. Потому что Царство Небесное это есть самое
большое богатство для верующего человека, оно не есть тленным и временным. Царство
Небесное есть вечно. Будем же богатеть в Бога и спасать души.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *