Рождественский сочельник — богослов

Рождественский сочельник - Богослов

Зимняя Пасха

С наступлением зимы Церковь Христова приступает к празднованию «тридневной Пасхи». Именно так называет Типикон Православной Церкви праздник Рождества Христова. Это указывает на его тесную связь с тайной нашего спасения и избавления от греха и смерти.

Церковные службы Рождества сознательно построены по образцу служб пасхальных. Рождеству предшествует сорокадневный пост и особые приготовления. Накануне праздника, Рождественский сочельник, совершаются особые «царские часы».

В семь часов утра 6 января собираются духовество, сестры и верущие в Святодуховский храм Зачатьевского монастыря, чтобы совершить эту торжественную службу. «Царские часы» имеют прокимен, апостольское и евангельское чтения с паремией перед ними, а также особые два псалма, приуроченные специально к празднику, и тропари.

Затем совершается вечерня с Литургией святого Василия Великого и Рождественской звездой, появляющейся как Предвозвестница Чуда: Рождения во плоти Невместимого Бога, Царя и Владыки всех! Днем, после службы, у всех множество дел — сестры и трудницы с молитвой на устах совершают необходимые приготовления к большому торжеству — встрече Рождества Христова. Ночью будет большая радостная служба, потом угощение для всех, ведь кончился длинный Рождественский пост, а завтра днем в монастырь будут весь день идти паломники поклониться лежащему в яслах Богомладенцу Христу, изображенному на праздично убранной иконе, заключенной в искусно изготовленный из еловых ветвей вертеп. В центре храма, у вертепа, дары волхвов — точная ювелирная копия тех самых даров, что принесли восточные мудрецы Рожденному Царю, Богу и Человеку.

Перед собором по традиции установлен большой «вертеп»-пещера, а рядом встречает всех сверкающий неземной красотой ледяной ангел.

Рождественский сочельник - БогословРождественский сочельник - БогословРождественский сочельник - БогословРождественский сочельник - БогословРождественский сочельник - БогословРождественский сочельник - БогословРождественский сочельник - БогословРождественский сочельник - БогословРождественский сочельник - Богослов

Протоиерей Глеб Каледа

Поздравляю вас с навечерием великого праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это удивительный праздник, и удивительный сегодня день, так же как удивительна бывает и Великая Суббота перед Пасхой.

Праздник — это Рождество, праздник — это Пасха, а вот накануне такого праздника, когда нас уже охватывает радость, когда мы веселимся, радуемся в преддверии окончания поста, — а сегодня сугубый пост, — бывает радостное предпразднование, и смысл этого предпразднования заключается в том, чтобы осмыслить самый праздник, продумать его. И не случайно сегодня читалось много пророчеств о рождении Господа нашего Иисуса Христа, сегодня были соответствующие Евангельские чтения, часы сегодня были необычные, — все было сегодня необычно. И вот, учитывая это великое предпразднество, духовенство во время сегодняшнего богослужения оделось в праздничные рождественские ризы.

Суть Рождества заключается в том (я уже говорил это вчера), что родился Еммануил, «еже есть сказаемо: с нами Бог» (Мф. 1, 23). И вот — ощущение, что с нами Бог, что мы хотим, готовы жить по Его воле. «Ты веруешь и бесы веруют, и трепещут неосновательный человек» (Иак. 2, 19–20). А мы должны веровать в любви к Богу.

И между верой сатанистов — о которых сейчас не хочется упоминать — и верой сияющего, светящегося Серафима Саровского и других имеется огромнейшая дистанция. И вот как светлость праздника, как светлость нашего духовного состояния в этот день, и священник надевает белые и светящиеся одежды.

Так вот давайте, чтобы не только ризы духовенства были светлыми, но чтобы и души наши в этот Божественный праздник были светлыми.

Праздник этот имеет еще одну удивительную особенность: апостолы его не праздновали, и первохристиане в первые века Рождество тоже не праздновали. Почему? Апостолы праздновали те события, в которых они принимали личное участие, которые они лично пережили. А на Рождестве-то их не было.

У них не было потребности вспоминать Рождество. И был праздник испокон веков — праздник Богоявления, посвященный тому, что Бог явился в мир, явился для того, чтобы обожествить и поднять до неба человека, обновить, восстановить падший образ Адама. И лишь в IV в. и даже в начале V в.

, в значительной степени по стараниям Иоанна Златоустого, по его проповеди, возникло празднование Рождества Христова, но оно было как бы подспудно, оно праздновалось в дни Богоявления, совместно с Крещением. А Крещение Христово апостолы знали, учениками Крестителя Господня Иоанна были и апостол Андрей, и апостол Иоанн Богослов.

Это они знали, это они пережили, это им было необходимо переживать вновь и вновь. Но уже в III в. свт. Григорий Богослов в своем чудесном слове на Богоявление говорил о Рождестве Христовом; он говорил о смысле Рождества, и частично его мысли я вам передавал сегодня и вчера.

А в Средние века этот праздник, как писал один из немецких богословов середины нашего века, поднялся на пик, стал вершиной христианских праздников.

Очень любопытно сравнить отношение к Рождеству и к Пасхе у православных и у лютеран, западных исповедников Христа.

Для нас Праздник праздников — победа Христа над смертью, Его искупление. Сущность нашей веры заключается в Пасхе, Воскресении Христовом. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15, 17).

А вот у лютеран и у других протестантов Пасха проходит бледно; у них центральным, высшим праздником является Рождество. С одной стороны, его празд­нуют очень по-мещански, как семейный праздник: частично это к нам перешло.

А с другой стороны — и это, вероятно, главное, — они к нему подходят рационалистично. Им понятно рождение, им понятно, что явился Человек, Который начал учить, проповедовать, но вот Воскресение Христа, преображение человека через Воскресение Христово — это им оказывается доступным в меньшей степени.

Известно, что отрицание Воскресения — это ересь. Вот поэтому соотношение значения наших православных праздников с религиозным ощущением и миропониманием протестантов оказывается разным.

Но, хваля Пасху, называя ее Праздником праздников, мы не умаляем Рождества, ибо если бы не было Рождества Господня, не было бы и крест­ной смерти Христа, не было бы и нашего спасения и не было бы сияющей и всепобеждающей Пасхи.

Давайте сегодня радоваться, что мы дожили до дней Рождества Господа нашего Иисуса Христа. И мне бывает немножко горько и обидно — у нас имеется чудный обычай: когда мы встречаемся друг с другом на Пасху, мы говорим: «Христос воскресе!» А почему мы не приветствуем друг друга особо на Рождество?

Христос родился! Воистину родился Христос-Еммануил! С нами Бог!

Храни вас всех Господь Бог!

Просмотры (638)

Православный сочельник перед рождеством и его традиции

Навечерие Рождества Христова, Святой вечер или Сочельник перед Рождеством, всё это торжественный день в канун праздника, когда православные врущие заканчивают строгий пост и готовятся к встрече рождения Иисуса.

Что нужно приготовить к сочельнику? Рождественская ёлка, подарки, праздничный стол… Но многое еще не хватает.  Постараемся вам кратко и понятно объяснить обряды и традиции на Сочельник.

Почему так именуют праздник

Рождественский сочельник - Богослов

Сочельник перед Рождеством наступает 6 января (24 декабря по старому стилю). Ранее, учёные мужи считали, что название праздника произошло от славянского слова «сочиво». Есть более современная версия, которая гласит, что Сочельник, это измененное древнерусское слово “сочьньникъ”, произошедшее от слова “соченя” — это оладьи, которые пекли на конопляном масле, как раз на Рождество Христово.

Этот праздник не связывают большие народные гулянья с множеством развлечений и обжорством, это чисто семейное торжество, духовная радость верующих.

Дата праздника и смысловое значение

Рождественский сочельник - Богослов

Русская православная церковь устанавливает праздники по старому юлианскому календарю. Другие церкви приняли новые календари. Таким образом, римско-католическая и евангелическая церкви используют календарь от папы римского Григория XIII.

Григорианский календарь введен в 1582 году. Другие православные церкви (например, в Болгарии, Румынии, Греции и т. д.) отмечают праздники по григорианскому календарю.

Не юлианский календарь (также называемый православным или русским календарем) будет соответствовать григорианскому календарю до 2800 года.

Разница между юлианским и григорианским календарями в настоящее время составляет 13 дней. Вот почему Рождество празднуется в России не 25 декабря, а 7 января (13 дней спустя). Соответственно и Сочельник перед Рождеством наступает 6 января.

Так и Пост для православных христиан за 40 дней до Рождества. Потому что только после физического и духовного очищения верующие могут получить Сына Божьего с чистым сердцем. Рождественский пост начинается 28 ноября и идёт до 6 января.

Этот пост также называют филиппинским постом. 27 ноября (14 ноября по старому стилю) Русская православная церковь отмечает праздник апостола Филиппа. Рождественский пост называется в русской православной церкви “Рождественский Пост”.

На сочельник заканчивается строгий пост и 6 января наступает Сочельник, когда православные начинают усиленно готовиться к большому празднику Рождества Христова, к встрече с Богом-младенцем.

Считается, что до дня рождения Иисуса Христа люди мира и Господь Бог были разделены грехом, и они искали встречу с Богом, не могли самостоятельно найти Его. Божественная любовь стёрла ту грань, что некогда разделяла греховное человечество от весной радости и жизни. Так говорят священники.

Читайте также:  Память апостолов петра и павла - богослов

В сочельник нельзя наводить порядок в доме, согласно поверьям, хозяйственные работы в этот день обрекают вас ссоры в течении года — 6 января посвящают только молитвам, приготовлению еды и садятся за стол только своей семьей.

Вертеп или праздничное убранство на Сочельник

Рождественский сочельник - Богослов

Вертеп: Сцена показывает Святое Семейство с Марией, Иосифом и младенцем Иисусом с быком и ослом в конюшне. Вокруг конюшни находятся фигуры пастухов, овец и трех мудрецов.

Вертеп, вероятно, рядом с рождественской ёлкой – обязательный праздничный объект для Рождества. Потому что детская кроватка младенцем, является напоминанием истории рождения Иисуса из Евангелия от Луки и, таким образом, является важным напоминанием, почему мы вообще празднуем Рождество.

Во многих церквях к утру Сочельника уже можно любоваться вертепом, где показываются сцены, предшествующие рождественской истории. Объявление о рождении, визит Марии в Элизабет или поиск общежития – вот такие классические мотивы.

Сцена с наибольшим количеством фигур в канун Рождества – это рождение и обожание пастухов. Крещение или другие фигуры уже могут быть включены в сценарий с колыбелью, но они прибывают непосредственно в кроватку только 6 января.

Рождественский вертеп – это провозглашение веры, это «Библия, которую надо смотреть». Вы можете посмотреть на рождение Иисуса, поставить себя в отдельные фигуры, прикоснуться к ним и увидеть себя частью большого сообщества людей, которые также празднуют Рождество в эти дни.

Специально для детей установка рождественской кроватки – это всегда опыт: мастерство и творческий подход необходимы для подготовки конюшни и правильной постановки сцены вертепа. Это особенно приятно, когда вы кладете младенца Иисуса вместе в кроватку в качестве основного героя.

Праздничная пища на Сочельник перед Рождеством

Рождественский сочельник - Богослов

Православная традиция – не садиться за праздничный стол до того, как первая звезда появится на январском небе. Такую традицию – блюсти пост «до первой звезды» связывает известная библейская история, когда появившаяся Вифлеемская звезда, стала предзнаменованием рождения сына Бога – Иисуса Христа.

В разных странах существуют разное рождественское меню, у русских православных на Сочельник перед Рождеством на столе было главное блюдо – сочиво или кутья.

Еда представляет собой не что иное, как размоченные пшеничные зёрна, их мешают с маком, мёдом и фруктами.

Рецепт разнится от селения к селению, но в общем, кутья (сочиво) символизирует спокойствие и бессмертие и известна в русской культуре ещё с шестнадцатого века.

В Сочельник обжорство не принято, все блюда очень скромные. Печёные яблоки с мёдом и вареньем, творог с сухофруктами, лепешки и оладьи, компот, кисель, – вот пожалуй, скромный набор блюд на Сочельник перед Рождеством.

За стол садились после того, как прочтут молитву, первому еде подавали хозяину, ели молча, думая и милости Господней. Спиртное за столом в Святой вечер – категорически запрещено!

После, по окончанию семейной трапезы, всей семьей верующие шли в свою церковь на вечернее торжественное богослужение, посвященное празднику Рождества Христова.

Богослужение в Навечерие Рождества Христова

В Навечерие Рождества или в Святой вечер проходит торжественная служба. В храмах священнослужители, облачившись праздничные одеяния читают молитвы, согласно церковным традициям. Когда Рождественский сочельник выпадает на выходной день, тогда, например, службу Царские Часы переносят на службу в пятницу, но только не торжественную литургию она служится в день праздника Рождества.

Рождественская ёлка

Рождественский сочельник - Богослов

Украшенная рождественская ёлка фигуркой ангела.

Зеленое хвойное дерево, празднично украшенное огнями и стеклянными шариками, стало неотъемлемой частью Рождества. В православных семьях ёлку наряжают перед сочельником. Тем не менее, новогодняя ёлка сегодня тесно связана с Рождеством.

То, что сегодня считается само собой разумеющимся, почти не использовалось несколько веков назад. Только в 18 веке, когда празднование Рождества все больше и больше переходило в семейный круг, стало привычным ставить ёлку в домах богатых людей.

До этого украшенное дерево стояло в основном в церквях – и только если церковь была евангелической. Использование ёлки было введено очень поздно в католических и православных церквях и домах; Долгое время только вертеп был символом Рождества.

В древности на Руси ёлка ассоциировалась с похоронами, поэтому, даже после указа Петра Великого, ёлку народ не принял. В Российской Империи хвойное дерево устанавливали перед Рождеством только с середины девятнадцатого века.

Сегодня рождественская ёлка также хорошо вписывается в рождественский праздник: во время, когда природа кажется мертвой, хвойное дерево с зелеными ветвями указывает на жизнь. Для жизни, которую даже мороз и холод зимы не могут причинить вреда.

Следовательно, рождественская елка также может быть понята как символ рождения Иисуса Христа, который является жизнью мира.

Русские традиции на Святки перед Рождеством

  • Сценарий народного гулянья «Зеленые Святки» на Троицу

На русских землях накануне Рождества начинаются святки.

Целых две недели народных гуляний с особыми традициями, которые заканчиваются на Крещение 19 января или 6 января по старому стилю.

Вечером в Сочельник перед рождеством люди, обрядившись в специальные костюмы, вооружившись Рождественской звездой начинали славить Христа, как говорят в народе, колядовать.

ПАСПЕР | Сценарий концерта на Рождество “Под новой звездой”

Таинственный сочельник: что нужно делать в этот день

Рождественский сочельник - Богослов

Молитва Матроне Московской

О молитве блаженной Матроне Московской

  • Главная→ Без рубрики Православный мир

Сочельник… Так именует Церковь всего два дня в году: перед праздниками Рождества и Крещения. Суть их – не в суетливой подготовке к торжествам, а в создании духовного настроя, позволяющего приобщиться к великим событиям истории человечества. 

Рождественский сочельник - Богослов

Что значит слово «сочельник»

Богословы считают, что наименование взято от единственного рода снеди, которую Церковь разрешает верующим в эти дни. Это так называемое сочиво. У историков и лингвистов не сложилось единого мнения о том, что это за блюдо.  

  • Согласно большинству источников, так называли на Руси чечевицу, горох, фасоль. При этом сочиво – как само растение, так и кушанье из него. Монастырские уставы XVI в. имеют ввиду под этим блюдом «кашу с соком», то есть более или менее жидкую похлебку. 
  • Русский литургист М.Скабалланович отождествляет сочиво и коливо, упоминаемое житием вмч. Феодора Тирона. Согласно ему, он явился Константинопольскому архиепископу около 361-362 г. Это было время императора Юлиана Отступника, гонителя христианства. Царь велел обрызгать кровью языческих жертв всю пищу на рынке, чтобы, таким образом, заставить   верующих   оскверниться. 

 Свт.

Димитрий Ростовский пишет: «Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, но наяву и сказал ему: «Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены  идоложертвенной  кровью».  Как выход для верующих, он посоветовал приготовить коливо. Судя по всему, византийцы не знали тогда ни этого блюда, ни его названия. Великомученику пришлось объяснить, что это – вареная с медом пшеница, какую часто готовили жители родного города святого, Евхаит. 

  • Наконец, согласно третьей версии, название дня происходит от сочней – лепешек, которые пекли хозяйки накануне Рождества. 

Среди современных православных наиболее распространено отождествление сочива с коливом вмч. Феодора Тирона, видимо, из-за богословского толкования значения кушанья.

Ведь вареные зерна с медом обычно принято подавать на поминальной трапезе.

В канун Рождества и Богоявления такая поминальная еда, к тому же единственная за день, напоминает о том, что Господь родился среди людей не на радость, а для крестной смерти. 

Рождественский — 6 января

У православных христиан он отмечается 24 декабря (6 января н.ст.). Это последний день поста перед Рождеством Христовым. 

Как провести день накануне Рождества

Многие христиане, особенно женщины, накануне торжества сосредоточиваются на приготовлении праздничной трапезы, проводя день среди суеты. Наиболее правильно – начать утро с посещения богослужения, а лишь затем, духовно приготовив себя молитвой, участием в литургии, приступать к житейским делам. 

Как проходит служба

Служба Рождественского Сочельника – достаточно долгая. Вот ее составные части. 

  • Царские часы. Они служатся только трижды за год: перед Рождеством, Крещением, в Великую Пятницу. Название происходит от того, что в Византии, а также России на богослужении  присутствовал царь. Это – знакомые православным последования 1, 3, 6, 9 часов, но на каждом из них читаются тропари, посвященные Рождеству, а также отрывки из пророчеств, и, конечно, слова Евангелистов, повествующие о Рождении Спасителя. При совершении часов священник обычно выходит на середину храма. В начале и конце служба сопровождается каждением всего храма и верующих. 
  • Литургия; это один из немногих дней, когда она служится по чину, составленному свт. Василием Великим. 
  • Вслед за тем совершается Вечерня. В конце ее перед алтарем ставится зажженная свеча. Это – символ Вифлеемской звезды. Так как Вечерня начинает богослужебный день Рождества, по ее окончании верующие могут вкушать пищу. 
Читайте также:  Рождество пресвятой богородицы - богослов

Крещенский — 18 января

 

5 (18 н.ст) января – единственный постный день, предваряющий праздник Богоявления. Это – напоминание о том, что Господь, погрузившись в воды Иордана, взял на себя грехи людей, чтобы потом принять за них смерть на Кресте. 

Как подготовиться к Богоявлению

Многие, погрузившись в радость Святых дней после Рождества, теряют представление о смысле пришествия Господа, Его Рождения. Строго постный день – повод остановиться, оглянуться,   возможно,  приготовить себя к принятию Святых Таин. 

Особенности богослужения 

Служба включает Царские часы с воспоминанием Евангельских событий, литургию св. Василия Великого, вечерню. По ее окончании происходит Великое освящение воды, Великой Агиасмы. Она раздается верующим.

В прошлом в Церкви существовали разные точки  зрения на проведение Крещенского Сочельника, что зависело от дня седмицы, на который он приходился.  

Какие традиции существуют в России для этих дней

В число издавна сложившихся благочестивых традиций Рождественского и Крещенского Сочельников входят: 

  • приготовление праздничной выпечки; 
  • посещение богослужения;
  •  постная трапеза в кругу семьи; 
  • перед Рождеством крестьяне проводили уборку, под застилали соломой как напоминание о яслях – кормушке для скота, куда Богоматерь положила Младенца; 
  • по возможности – исповедь, Причащение Святых Таин. 

Сочельник – время, когда Церковь мудро советует еще раз остановиться, оглянуться на свою жизнь, чтобы встретить праздник с полным сознанием его значения. Не будем пренебрегать этой возможностью, проводя день за житейской суетой. 

Наталья Сазонова.

Сочельник. Навечерие Рождества Христова: почему нужно поститься до первой звезды?

Он известен традицией подавать к столу специальное постное блюдо – сочиво. Собственно, поэтому день и имеет такое название. Сочельник бывает дважды в году – в канун Рождества и в канун Крещения. Связано это с тем, что раньше два этих праздника отмечали в один день.

Рождественский сочельник – высшая ступень на пути к празднику. В этот день установлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз – после Вечерни, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча.

Она символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть до первой звезды может быть связан именно с этой звездой – свечой. Раньше это богослужение совершалось днем накануне Рождества.

 Сейчас Вечерня сочельник служится, как правило, утром 6-ого января вместе с литургией.

Правда, у этого обычая есть и другое, вполне житейское объяснение: зимой рано темнеет, и обед-ужин предполагается, когда первая звезда уже взошла. Люди, которые чтят церковный устав, и сегодня стараются придерживаться этой традиции. А те, кому такая строгость не по силам, просто ограничивают свой дневной рацион ради ожидания Рождества.

Бытует поверье, что в ночь под Рождество, а потом и на Святках, то есть вплоть до праздника Крещения, можно гадать.

 Якобы в это время все тайны будущего становятся известны. Обычай этот уходит корнями в языческие времена.

Стоит ли говорить, что к реальному событию Рождества он не имеет никакого отношения? Конечно, всем нам хочется чуда, особенно в новогодне-рождественские дни. И кажется, что стоит заглянуть за реальную грань бытия – и сразу же узнаешь что-то важное о своей жизни.

Однако Церковь не раз высказывалась против гаданий.

Христиане не случайно выражают свое религиозное чувство не словом «знание», а словом «вера».

Вера предполагает полную свободу в духовной жизни. А гадание такую свободу нарушает, ведь люди пытаются «взять за шиворот» духовный мир и вытрясти из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. С точки зрения психологии, гадания тоже неприемлемы.

Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе, в кофейной гуще или на картах. Его как бы программируют на определенные действия и поступки.

Подсознательно он начинает стремиться именно к тому, что ему «предписано», и, таким образом, тоже лишается свободы действий и возможности маневрировать. Как следствие, человек как будто лишается и ответственности за свои действия – ведь он, так сказать, следовал указаниям.

Однако это иллюзия: отвечать-то все равно придется, и если действия окажутся ошибочными – то отвечать по всей строгости. Все это может вылиться в серьезную проблему.

Рождественский сочельник - Богослов

Потому Церковь и запрещает гадания. Ведь Бог только там, где свобода. Это выразилось в том, что Он родился не в римском императорском дворце, не в палатах царя Ирода.

Он появился на свет в пещере, где в непогоду прячут животных. Его Рождество не сопровождалось громом и молниями. Бог никому не хотел доказывать, что Иисус – Тот Самый Божий Сын, Которого все ждут.

Он предоставил человеческому Авторсердцу свободу выбора: поверить в Рождество или нет.

Итак, до Рождества Христова остались считанные часы. Впереди самое строгое время поста. Но не стоит относиться к этому трагически. Есть в Евангелии замечательные слова – «всегда радуйтесь». Они относятся ко всему, что делает человек, даже к посту. В противном случае ни пост, ни Сочельник просто не имеют смысла.

Автор : Ведущая программы на радиостанции «Говорит Москва»  Митрофанова Алла.  

Для приготовления сочива вам понадобится:– пшеница (зерно) – 200 г
– очищенные орехи – 30 г
– мак – 150 г
– изюм – 50 г
– фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
– ванильный сахар – по вкусу
– мед и сахар – по вкусу

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на Рождественский сочельник - Богословмедленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана  кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Проповедь в Рождественский сочельник

← все проповеди Рождественский сочельник - Богослов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры, вот мы уже с вами стоим на пороге Рождества Христова.

Святая Церковь словно подвела нас к Вифлеемскому вертепу, куда мы с трепетом стремимся войти, чтобы созерцать ту тайну Боговоплощения Христова, то непостижимое и страшное умаление Божества.

 Бог, будучи Невещественным, Бестелесным, Всесовершенным и Всесвятым Духом, обретает человеческую плоть. Ни ту плоть, которую имел Адам при сотворении, но которую он приобрёл после грехопадения, — ту дебелую, немощную человеческую плоть.

Чтобы соделавшись Человеком, как говорят святые Отцы — Василий Великий, Григорий Нисский — человека сделать Богом.

Нам дана такая счастливая возможность — веровать во Христа, знать Христа Спасителя. Но эта и возможность, и великая ответственность для нас. Это не только радость Богообщения, но и ответственность за каждый прожитый день, миг, за каждое сказанное слово…

И сегодня мы с вами предстоим перед этими Яслями Христа Спасителя, которые одновременно и Крест Его, полагающийся Христу, словно уже предобразуя в этом умалении, кормушке, древе — уже Древо Креста, на котором пригвождается дабы искупить род человеческий, и одновременно полагается словно во Гроб Он, Снятый со Креста, чтобы явить нам живоносную силу Своего Воскресения. И уже сейчас эта сила сияет во всём своём величии, просвещая души, сердца и умы человеческие.

Одновременно в этих Яслях есть многие другие прообразы. Но нам с вами дано не только созерцать прообразы, но словно осязать Самого Христа. Потому что мы, являясь членами Тела Христова, Тела Церкви Его, имеем возможность приобщаться Его Плоти и Крови, принимая в себя Самого Бога Христа Спасителя. Эта тайна даже не постижима для ангелов: а нам с вами такая возможность дана.

Сейчас, в преддверии Рождества Христова, когда Христос хочет сказать нам что-то сокровенное, нечто непостижимо главное, о том, что Он возлюбил этот мир, возлюбил до конца (по Ин. 13:1), что Он не боится этого умаления, не боится Божественного риска, на который Он идёт, становясь беззащитным малым Младенцем.

А любая мать знает, на сколько беспомощен младенец, как маленький комочек, плачущий, зависящий всецело от своих родителей, от их попечения и покровительства; и все связи младенца с миром для любого ребёнка осуществляются через родителей; и пищу, и кров, и тепло — всё это дают нам наши родители, если они у нас есть.

Но Христос идёт на этот риск, совершает эту тайну для того, чтобы убедить человека в том, что Он желает нашего спасения. И в этой Его зависимости одновременно явлена Его непостижимая любовь. Не случайно Он становится Этим Младенцем, Которого Ирод ищет умертвить с первых же дней (см. Мф. 2:1–3). Не успевает родиться Христос, как у Него уже появляются злейшие враги.

И это образ христианской души.

Как только мы рождаемся в Вечную Жизнь и становимся сопричастниками Тела Христова, вставая в воинство Христово, выходя на брань против мiродежителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (по Еф.

 6:12), мы сразу же приобретаем множество врагов. Желая того или нет. Если мы истинно стараемся быть последователями Христа Спасителя, то эта брань неизбежна, злоба демонская неизбежна против нас с вами.

Но мы не будем безоружны, не будем беспомощны, беспечны и наивны, потому что нам дана сила Христа Спасителя: Его мужеством, Его смирением, Его кротостью, Его непостижимой любовью и облекается наша душа во всеоружие Божие, способное выступить на эту брань.

Читайте также:  Рождественский пост, календарь питания на каждый день недели - богослов

Поэтому в этот день, в преддверии Христова Рождества, предстоя уже пред Его вертепом и приникая к Его Яслям, не только поразимся и умилимся этим видом чудного Богомладенца Христа, но в этом прообразе увидим Его мужество, Его, как великого Мужа, силу и смирение, Который выходит на эту брань с силами зла, с силой преисподней, чтоб явиться Победителем ради любви к человечеству и ради спасения людей.

И в этих Яслях мы видим преддверие нашего спасения, возможность нашего спасения, которую дарует нам Христос в своём Рождестве, дарует возможность обновления и причастия в Жизнь Вечную в Нём, в нашем Божественном Спасителе и Искупителе, Рождшимся ныне в Вифлееме. Аминь. Спаси Вас, Господи!  

Иеромонах Назарий (Рыпин)

6 января 2018 г.

Православный Рождественский сочельник. Справка

В сочельник служатся царские часы и совершается Литургия святого Василия Великого.

Если сочельник придется на субботу или воскресение, то царские часы совершаются в пятницу, а в сочельник служится Литургия святого Иоанна Златоуста.

На службе в сочельник читается множество отрывков из Евангелия, в которых повествуется о Рождестве Христовом. Читаются пророчества о пришествии Христа из Ветхого Завета. Именно в этот день в церкви можно услышать: «В начале сотворил Бог небо и землю…». Впервые поются и главные песнопения, прославляющие праздник.

Церковный устав предписывает соблюдение поста до конца вечерни. В древней церкви Литургию в Рождественский сочельник служили вечером. Отсюда и пошло правило ожидать первой звезды в этот день.

В наши дни служба вечерни соединяется с Литургией и служится утром, поэтому и пост соблюдается до того момента, когда по окончании Литургии и следующей за ней вечерни в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.

Только по окончании Божественной литургии можно вкушать пищу.

Днем в сочельник православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво. Варили сочиво, или кутью, из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя, заправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость будущей блаженной жизни.

Как приготовить сочиво (коливо, кутью): стакан зерен пшеницы, 100 граммов мака, 100 граммов ядер грецких орехов, одна-три столовые ложки меда, сахар по вкусу.

Зерна пшеницы нужно растолочь в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу.

Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Иногда сочиво готовят из риса, но рис следует приготовить особо — стакан риса залить 1,5 стаканов кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно. Для подслащивания лучше использовать только мед.

Пшеничная кутья с медом. Целые зерна лущеной пшеницы или пшеничной крупы залить холодной водой, варить до размягчения и откинуть на дуршлаг. 200 граммов меда развести четырьмя стаканами воды, залить пшеницу, поставить на слабый огонь, довести до кипения и охладить.

Кутья из риса. 500 граммов риса перебрать, промыть, залить холодной водой, довести до кипения, откинуть на сито или дуршлаг и промыть холодной водой. Затем рис снова залить большим количеством холодной воды и варить до готовности, не мешая. Воду слить, рис охладить.

Ошпаренный кипятком сладкий миндаль растереть, добавить сахарный песок, размешать, развести небольшим количеством воды и добавить в рис. Все перемешать, добавить 200 граммов вымытого и ошпаренного кипятком изюма, корицу и снова тщательно перемешать.

Выложить на большую тарелку и посыпать по вкусу сахарной пудрой. Отдельно подать фруктовый кисель.

Ужин в сочельник — главное событие Рождества. За стол садились с первой звездой, о появлении которой обычно сообщали дети, вбегая в дом с радостными криками. Если день был пасмурный, просто дожидались темноты и садились за стол после торжественной молитвы.

Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нем 12 блюд — по числу апостолов, все постные. В память о яслях, в которых родился Иисус, на стол обязательно клали пучок свежего сена. Мясные блюда на стол разрешалось ставить лишь с наступлением 7 января.

Перед самым началом трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем все семейство принималось за трапезу.

Основными блюдами в Рождественский сочельник были кутья и взвар из яблок, груш, сливы, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде.

Эти блюда имели символическое значение: кутья — неотъемлемая пища при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении ребенка. Этими двумя блюдами наши предки соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя.

Порядок приема пищи регламентировался строгими правилами: после кутьи подавались закуски (заливное, винегрет, рыба копченая и соленая, икра и селедка, салаты). За закусками следовало отведать чуть подогретый суп: или постный борщ, или солянку (либо рыбную, либо с грибами). К супу — пирожки с грибами и капустой.

Под конец трапезы на стол подавались сладкие блюда: рулет с маком, пряники, медовики, клюквенный кисель, компот из сухофруктов, яблоки, орехи. Трапеза была безалкогольной. Все блюда были постными, жареными и заправленными растительным маслом, без мясной основы, без молока и сметаны.

Не подавались горячие блюда, чтобы хозяйка постоянно находилась за столом. Во время трапезы велась беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был сугубо семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей, независимо от их вероисповедания.

За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего может предстать Бог.

Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) | Московский Данилов монастырь

Рождественский Сочельник (сочевник) предшествует великому двунадесятому празднику Рождества Христова и является днем особо строгого поста, когда мы духовно и телесно готовим себя к важному церковному событию, особым постом очищаем свою душу и ждем праздника.

По древней благочестивой традиции в Сочельник не принято вкушать пищи до появления на небе первой звезды. Это связано с памятью о появлении звезды, возвестившей волхвов о Рождении Христа. Звезду называют «Рождественской» или «Вифлеемской» — по месту рождения Спасителя. 

На Руси в этот день ели сочиво — вареные зерна пшеницы или других злаков с добавлением сухофруктов, орехов, мёда и ягод. По одной из версий, само название «сочельник» произошло от слова «сочиво», по другой — от слова «сочень» — лепешки на конопляном масле, которые пеклись на Рождество Христово.

Согласно современному церковному уставу, если Навечерие бывает воскресенье (т. е. непостные дни), то полагается две трапезы: первая — после литургии, на ней позволено вкушать «по уломку хлеба и от вина мало»; вторая — после вечерни, на ней «сочиво обварено или кутию с мёдом».

Если Навечерие прходится на постный день (с понедельника по пятницу), то бывает лишь одна трапеза после литургии, на которой разрешается вкушать лишь «варение с елеем».

В этот день также варили взвар (узвар) — особый напиток вроде современного компота из сухофруктов, только очень концентрированный. 

Вот, как этот день вспоминал замечательный русский писатель Иван Шмелёв: «В Сочельник, под Рождество, — бывало, до звезды не ели. Кутью варили, из пшеницы, с мёдом; взвар — из чернослива, груши, шепталы [сушеные абрикосы или персики]… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну… будто Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла.

На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!.. Елочки на них, разводы, как кружевное. Ноготком протрешь — звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон — другая… Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут, — голубой хрусталь, и синий, и зеленый, — в стрелках.

И звон услышишь. И будто это звезды — звон-то! Морозный, гулкий, — прямо, серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, — древний звон, степенный, с глухотцой. А то — тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала… — гул и гул».

Что такое праздник для верующего человека? Это прежде всего торжество духовное, а потому оно немыслимо без храма, без участия в таинствах Церкви, без соединения со Христом в таинстве Святого Причащения.

Однако, к сожалению, вопрос о еде: что и когда можно, а чего нельзя порой затмевает смысл праздника, и человек забывает, о том, что всё духовное содержание этого дня должно быть наполнено лишь одним: ожиданием великого и радостного события — пришествия в мир Господа Иисуса Христа.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *