Рождество иоанна крестителя — богослов

Празднование памяти святого обычно связано датой его кончины, когда, перейдя в иной мир, он становится особенно близок Богу, но также людям, за которых молится. Есть лишь несколько угодников Божиих, у которых Церковь особо чтит день рождения, прихода в этот мир. Один из них – «пророков предел и начало Апостолов», Иоанн. 

Рождество Иоанна Крестителя - Богослов

Иконография: Иоанн Предтеча, пророк и креститель Датировки: XVI в. Конец XVI — XVII в.Иконописная школа или художественный центр:  Псковская школа Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера.

Размеры иконы:  высота 59,5 см, ширина 44 см Оплечное изображение Иоанна Предтечи в милоти. Инв. № 1466.

© Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

День Рождения Пророка и Крестителя Господня Иоанна

 

Считается, что Предтеча появился на свет в селении близ Иерусалима Айн-Карем. Издревле христиане чтили это место, здесь до сих пор сохраняются церкви, посвященные самому Иоанну, его праведным родителям. 

Определить историческую дату рождения пророка до сих пор не удалось. Ныне принятое летоисчисление, разделяющее историю человечества на «ante Christum» (до Христа) и «anno Domini» (после Рождества Христова) появилось только в VI в. в Западной Церкви.

Отвергая счет годов на основе периодов правления языческих императоров, христиане предложили новую датировку, постепенно принятую полнотой Церкви. Однако та же Западная Церковь, как выяснилось, сделала ошибку примерно на 5 или 7 лет, опираясь при вычислении дня и года рождения Спасителя на дату основания Рима.

 Таким образом, определенных западными христианами «первый год нашей эры» оказался на несколько лет позже реального года Рождества Христова. 

Таким образом, рождение Крестителя также пришлось на время «до нашей эры». Ведь св. Лука говорит о том, что события Рождества св. Иоанна случились «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5). А Ирод Великий, о котором идет речь, умер в 4 г.

до н.э., причем за три года до этого, около 7 г. до н.э. им проводилась перепись, во время которой произошло Рождение Христа, тогда как Иоанн пришел в мир на полгода раньше. Таким образом, годом его рождения можно признать 7 г. до н.э.

 

Месяц же появления на свет пророка Евангелистами никак не отражен, так что историки пытаются высчитать дату на основании обстоятельств появления на свет Иоанна, например, пытаясь понять примерный день рождения на основании смены «черед» служения в Иерусалимском храме: ведь именно во время богослужения священник «из Авиевой чреды», Захария, отец пророка, получил извещение Ангела о будущем рождении Иоанна. 

«Побеждается естества чин» 

Так воспевает Церковь пришествие в мир Сына Божия. Но то же можно сказать также о Его Предтече. Ведь по рассуждению человеческому он вовсе не должен был родиться. 

Родители пророка, священник Захария с супругой Елисаветой, отличались благочестием, праведностью по Закону Моисееву. Однако их бедой было отсутствие наследников.

В народе еврейском, тысячелетия жившем в ожидании прихода в мир Мессии, Спасителя, каждая семья надеялась, что именно их род прославится рождением Праведника. Бездетность же почиталась как бы клеймом, знаком отсутствия Божия благословения.

Считалось, что подобное говорит о неких тайных грехах несостоявшихся родителей. И, конечно, находились люди, не упускавшие случая обличить их. 

Рождество Иоанна Крестителя - Богослов

Святые праведные Захария и Елисавета

Писание и Предание не говорят, подвергались ли унижениям от соплеменников супруги, но можно полагать, что вынести им пришлось немало. Прошли годы, оба они состарились, видимо, смирились со своим положением, притерпелись. 

Но однажды, когда Захария служил «по чину своей чреды» в Иерусалимском храме, он вдруг увидел Ангела. Небесный посланник возвестил ему то, о чем он, должно быть, молился десятилетия:

Услышана молитва? Вот сейчас? В старости, когда он уже давно перестал просить о несбыточном?  

Итак, священника известили не просто о рождении ребенка, но – пророка, причем – Предтечи Мессии. Благочестивый священник хорошо знал, что значит сравнение его еще не родившегося сына с великим Илией, о котором Предание говорит, как о том, кто возвестит приход Спасителя. 

Захария отреагировал так, как, наверное, отнесся бы к такому явлению считающий себя самым обычным человек: для него было очевидно, что он не готов. Как бы в растерянности он вопрошает явившегося:

«По чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных». И тогда Гавриил – ибо то был Архангел, позже возвестивший Деве Богородице о Рождении Спасителя – наказывает Захарию немотой.

Отныне до рождения сына он не произнесет ни слова. А когда Елисавета родит мальчика – по наречении ему указанного Гавриилом имени произнесет первые слова. Они засвидетельствуют, как изменился Захария за 9 месяцев безмолвия.

Ибо то будет пророчество и славословие Бога за чудо. 

Значение этого события 

Многие годы ждал избранный народ Божий наступления времени, когда явится Израилю Мессия. Как могли, люди готовились к этому событию, подвизаясь в добродетелях по Закону Моисея.

Ветхозаветный праведник – исполнитель всех (или почти всех) из более чем 600 заповедей – «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся» (2 Кол.2:20). Обращаясь к этому человеку, ап.

Павел, как бы с горькой иронией (и самоиронией – ведь он тоже был таким праведником!) пишет:

«Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины» (Рим.2:17-19). 

Но наступает новое время: от презираемых родителей, чья «неправедность» вроде бы засвидетельствована пред всем людьми их бездетностью, рождается величайший из пророков.

А еще спустя шесть месяцев исполнится слово, сказанное в древности : «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23). Ибо без Бога человек, даже самый ревностный, не устроит дело своего спасения, как бы ни старался, сколько бы ни бился.

Именно об этом говорит Рождение Предтечи, происшедшее против всех законов естества – говорит тем, кто готов принять эту истину, смирившись, отвергнув свою человеческую праведность, приняв Божию волю. 

Протоиерей Артемий Владимиров в проповеди на праздник 7 июля 2016 г. говорит: «…Каждый из нас, учеников Христовых, должен смиряться пред своим Спасителем, как дитя перед отцом, ученик перед учителем, как земля перед небом, как творение перед Творцом.

Должен иметь крайнее благоговение пред Спасителем, хождение пред Его лицем, убежденность в том, что Спаситель пронизывает Своим Божественным взором наше сердце и видит душу как на ладони, иметь готовность с детским трепетом припасть к стопам Искупителя с верою, что Он – Агнец Божий и имеет власть на земле прощать грехи человеческие и возрождать наши души» 

В какой день отмечается это событие по церковному календарю

Время рождения пророка определяется церковным календарем, прежде всего, на основании Евангелия. Так, ап. Лука определенно указывает, что Предтеча родился примерно на полгода раньше Спасителя (Лк.1:26). Так как днем Рождества Господа считается 7 января (н.ст.), то празднование Крестителю установлено 7 июля, то есть за полгода. 

Значение в богослужебном круге церковных праздников 

Особо значимые празднования церковного календаря включают: 

  • Пасху; 
  • так называемые великие «двунадесятые» праздники, числом 12; 
  • великие праздники, не причисленные к двенадцати главнейшим, каковых насчитывается пять. 

Именно к числу последних принадлежит Рождество Крестителя наряду с другим празднованием – Усекновения главы святого. Из семи празднований св. Иоанну, которые приняты Церковью, эти два, таким образом, самые значимые. 

Особенности богослужения

 

  • Значение празднования выражается в том, что у него имеется один день «попразднства», то есть Церковь совершает особые службы Предтече не один, а два дня, 7 и 8 июля. 
  • По Иерусалимскому Уставу, принятому ныне Русской Православной Церковью, накануне празднования служится всенощное бдение. 
  • К числу особенностей праздничного богослужения Рождения Крестителя сейчас относят: 
  • канон святому во время бдения, который не предваряется, как во время других праздничных служб, Богородичным каноном; 
  • Церковь особо подчеркивает радость праздника: подобно службам Пасхи и последующих дней, на Рождество Крестителя не совершаются молитвы о усопших. 

Что касается праздничных облачений служащих, то обычно приняты ризы: 

  • белого цвета; традиционно считается, что он символизирует переход, рубеж; не случайно белы ризы священника во время таинств Крещения, Венчания, на погребении; в данном же случае речь может идти о том, что Рождество Крестителя стало рубежом, разделившим Ветхий и Новый Заветы; 
  • золотистые; это цвет Царства Небесного, которое проповедовал святой. 
Читайте также:  Великий понедельник страстной седмицы - богослов

Иконография 

Первые иконы, на основе которых стала формироваться традиция, своего рода канон, иконописного представления события, появились примерно с IV в.  

Считается, что древнейшая из сохранившихся икон, воспроизводящих сказанное о Рождестве Крестителя Евангелием – скульптурный барельеф, на котором изображен Захария, пишущий на дощечке имя сына, с саркофага на могиле римского чиновника Юния в Латеране (359 г.). 

Древнейшей же фреской Рождества св. Иоанна считается находящаяся в храме св. Софии города Охрида (ныне – Македония, во времена Византии – столица Болгарии, здесь была патриархия). Эта икона относится к середине XI в. Она представляет, по-видимому, уже сложившуюся за тысячелетие иконографию события. 

Рождество Иоанна Крестителя - Богослов

Рождество Иоанна Предтечи; Россия. Север; XVIIв.

Центр образа – прав. Елисавета на ложе. Вокруг нее изображены: 

  • пришедшие ее поздравить родные; они держат дары матери с младенцем; иногда на иконах можно увидеть, что женщины накрывают стол для празднования; 
  • рядом находится отец пророка, Захария, с дощечкой, на которой пишет имя младенца; 
  • наконец, обязательный элемент – омовение новорожденного, которое обычно пишется в нижней части. 

С XVI в. появляется на иконах Рождества появляется изображение св. Иоанна как Ангела пустыни, обычно в верхней части. Он представляется уже как зрелый муж, облаченный во власяницу, за спиной – крылья.

 Персты десницы святого сложены ораторским жестом, знаменующем призыв к вниманию.

Левой же рукой пророк держит свиток, на котором можно прочесть его слова: «Аз есмь глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень». 

С XVI в., когда распространяются «житийные» иконы, образ Рождества иногда изображается по их центру, окруженный клеймами, более подробно показывающими событие, а также вообще житие пророка. Одна из немногих икон такого рода – образ 1 половины XVI в. в Покровском (старообрядческом) соборе, который находится на Рогожском кладбище столицы. 

Знаменитые храмы и соборы в честь Рождества Иоанна Предтечи 

Исторически существовавших и ныне действующих церквей Рождества Крестителя по России известно более 300. Многие из церквей имеют древнее происхождение, десятки – разрушены за советские годы, или до сих пор не возвращены Церкви. Есть и храмы новой постройки, посвященные событию, по-прежнему близкому сердцам верующих. 

На Псковщине 

Здесь до настоящего времени действует, возможно, самый древний из соборов памяти Рождества Предтечи. Он построен в XIII в. Празднику Рождения Крестителя посвятила женскую иноческую обитель княгиня Евфросиния, сначала княгиня Полоцкая, затем – супруга князя Псковского Ярослава.

После того, как ее муж бежал из страны, принял католичество на Западе, она принимает здесь иночество с именем Евпраксии. Впоследствии, когда крестоносцы напали на Псков, княгиня-инокиня хитростью была захвачена бывшим мужем, воевавшим с бывшими единоверцами, приняла мученическую кончину. Основанная ею обитель существовала до начала XX в.

Перед самой революцией здесь было более 100 насельниц. 

После начала антицерковных гонений обитель была уничтожена, собор – передан государству. Его реставрация началась только с 1940-х гг. С 1991 г. здание вернули Русской Церкви. Первоначально это был приходской храм, с 2007 г. здесь – подворье Крыпецкой мужской обители св. Иоанна Богослова. 

На Пресне 

Эта церковь существует с конца XVII в. как деревянная. Каменное здание появилось с 1731 г., однако храмовая колокольная оставалась деревянной до пожара 1804 г. После этого началось возведение каменной, так что церковь приобрела уже вид, известный современным москвичам. 

В советские годы храм, хотя был лишен колоколов, не закрывался. Приход избежал ухода в обновленческий раскол. Ныне это один из любимых храмов православных москвичей. 

Память о Минине и Пожарском 

Жители Нижнего Новгорода знают эту церковь, как ту, на паперти которой Кузьма Минин в 1612 г. впервые призвал жителей города помочь ополчению, направляющемуся для освобождения Москвы от польских интервентов.

Храм, известный с XIV в., тогда, правда, был деревянным. Нынешний каменный появился с конца XVII в.

Он выстроен на деньги Нижегородского купца Гавриила Дранишникова, причем возведение здания завершилось уже после его смерти, в 1683 г.  

Место для церкви было выбрано на склоне, поэтому пришлось делать значительных размеров своего рода «цокольный этаж». Причт храма сдавал эти помещения арендаторам-купцам, здесь были лавки. 

После революции церковь отобрало государство, ее возвращение приходится уже на 1990-е гг. 4 ноября 2005 г. храм заново освящен. 

Надвратная церковь лавры 

Это маленький храм на вратами Троице-Сергиева монастыря. Он выстроен благословением Патриарха Адриана в 90-е гг. XVII в. Первоначально на этом месте находилась церковь прп. Сергия. Однако с конца XVII в.

в его честь освятили Трапезный храм, тогда как на месте храма бывшего были сделаны врата обители с церковью над ними. Известно, что благотворителем, пожертвовавшим деньги на строительство, была купец Г.Д.

Строганов.

Как бы память о связи Предтеченского и Трапезного храмов – схожий нарядный декор стен. Нынешняя церковь расписана в конце XIX в., убранство постепенно восстановлено в 1940-е гг. Паломники знают Иоанно-Рождественский храм как место, где обычно совершается исповедь. До последних лет здесь же проводил так называемые «отчитки», чин изгнания духов нечистых, архим. Герман (Чесноков). 

Рождение св. Иоанна – Ангела пустыни, но также подобного нам человека – особенно близко сердцу христианина, понимающего, что в «обычной» жизни всегда есть место для Божия присутствия, чуда. Стоит только принять волю Создателя о себе – и вступишь на путь, ведущий к Царству Небесному, как случилось это со св. Иоанном. 

Святой Иоанн Креститель

Наталья Сазонова

Рождество Иоанна Предтечи: история, богослужение

  Святой Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский Святой после Богородицы. Церковь чтит память Предтечи семь раз в году. Также и вторник каждой недели посвящен святому Предтече.

  Сам Спаситель говорил о нем так: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя».

Чудо зачатия и рождества

Рождество Иоанна Крестителя - Богослов

Фрагмент иконы Рождество Иоанна Предтечи. XV в. Византийский и христианский музей, Афины.

  О чудесных обстоятельствах зачатия и рождения Святого Иоанна повествует Евангелие от Луки. Будущий пророк родился в семье иудейского священника около Хевроне (Эль-Халиль) южнее Иерусалима. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него.

  Родители будущего пророка — праведные Захария и Елисавета достигли старости, не имея детей, так как Елисавета была бесплодна. Бездетность в те времена в израильском народе считалась наказанием Божиим. Поэтому бездетные супруги часто подвергались осуждениям со стороны окружающих.

  О рождении сына Захарии возвестил в храме архангел Гавриил: «…не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн». Захария усомнился в истинности пророчества, и за это на время был лишен дара речи.

  Рождение долгожданного сына для родителей явилось знамением всемогущества Божия и указанием на особую миссию новорожденного.

Когда родственники хотели назвать младенца в честь отца Захарией, то сам отец Предтечи попросил дощечку, как которой написал то имя, о котором ему было возвещено в откровении: «Иоанн будет имя ему».

Тогда к Захарии вернулась способность говорить, и он начал пророчествовать о своем сыне.

  По преданию, слух о рождении Иоанна дошел до царя Ирода, и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил и о сыне Захарии. Издав приказ об избиении младенцев, Ирод послал убийц и в город, где жили праведники. Но, по милости Божией, Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

Путь к пророчеству

Рождество Иоанна Крестителя - Богослов

Иоанн Предтеча. XVI в. Рязанский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

  Одежду носил Предтеча самую простую, грубую, из верблюжьего волоса, препоясывая ее кожаным поясом. Пища его состояла только из корней и растений, дикого меда и акрид (род саранчи). Поэтому, часто его сравнивают с пророком Илией, который тоже жил в Иудейской пустыне, носил власяницу и кожаный пояс.

  Святой скрывался в глубине пустыни и искал только общения с Богом, пока Сам Господь не призвал его для пророческого служения. Этот день настал в 28-29 году нашей эры, во время правления императора Тиберия.

  Святой Иоанн начал проповедовать в окрестностях Иудейской пустыни и на берегу Иордана. Он крестил людей, погружая их в воду, и проповедовал покаяние. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны принести покаяние, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия.

  Хотя, крещение Предтечи не было еще благодатным таинством христианского крещения, смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего Крещения водой и Святым Духом.

Читайте также:  Пасха 2021 - богослов

  Многие жители Иерусалима и страны Иудейской, зная о строгой и добродетельной жизни Иоанна, услышав о его учении, полном силы и величия, приходили к нему и крестились от него в Иордане.

Креститель Господень

Рождество Иоанна Крестителя - Богослов

Иоанн Предтеча. Первая половина XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

  Сила его проповеди была так велика, а число народа, желающего креститься с каждым днем становилось все больше, что многие начали думать, что Святой Иоанн и есть всеми ожидаемый Мессия.

  Но Иоанн на тайные мысли народа отвечал так: «Я крещу вас водою, но идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем».

  И этот день настал — Иисус Христос — Спаситель мира, пришел к Иоанну на Иордан креститься. Крещение сопровождалось чудесными явлениями — схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…»

  Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).

Смерть праведника

  Крещением Спасителя пророк Иоанн практически завершил свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего.

  В частности, Креститель обвинял иудейского царя Ирода в том, что тот имел незаконную связь с женой своего брата — Иродиадой. Ироду это не нравилось, и он заключил пророка в темницу. Но ненависть Иродиады была еще сильнее, и она искала повода убить праведника. Во время одного из пиров, Саломея, дочь Иродиады, своим танцем угодила царю, и он пообещал дать ей все, что она пожелает.

  По наущению матери она потребовала отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде. Царь исполнил ее желание, а Саломея отдала голову своей матери. Православная церковь вспоминает мученическую кончину пророка в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, который отмечает 11 сентября.

  Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. Но Иродиада не разрешила хоронить голову Иоанна Предтечи вместе с телом и держала ее в своем дворце. Главу тайно похоронила служанка царицы, святая мироносица Иоанна, на Елеонской горе.

Особенности богослужения

  Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников, хотя и не является двунадесятым. Оно празднуется за шесть месяцев до Рождества Христова.

  Особенность великого праздника состоит в том, что он имеет один день попразднства, которого не бывает у схожих праздников. По выражению церковных песнопений, Святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды – Христа Спасителя.

  Праздник этот совершается по обычному уставу, положенному для бденной службы святому, однако значение самого святого Иоанна и праздника его Рождества отмечается в богослужении тем, что на утрени прежде читается канон Иоанну Предтече, которые не предваряется каноном Пресвятой Богородице.

  По строю службы и торжественности празднования Рождество Иоанна Предтечи приближается к великим праздникам. В связи с такой торжественностью в этот радостный день из служб, согласно Церковному уставу, исключается все заупокойное.

  Рождество Иоанна Предтечи всегда попадает на Петровский пост, который заканчивается празднованием памяти Святых апостолов Петра и Павла – 12 июля. На праздник Рождества Иоанна Предтечи по Уставу разрешается вкушать рыбу.

  Святой Иоанн является покровителем всех верующих и кающихся.

Молитва

  Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего.

Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем.

Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними.

Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

  Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20170707/236543905/Rozhdestvo-Ioanna-Predtechi-2017-istorija-bogosluzhenija-obrjady.html

Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции

7 июля православные христиане вспоминают, как в семье праведных Захарии и Елизаветы родился Иоанн Предтеча — пророк, который спустя тридцать лет предскажет пришествие Мессии — Иисуса Христа — и будет крестить Спасителя в водах реки Иордан. Мы расскажем об интересных фактах из жизни Иоанна Крестителя и его родителей и о народных традициях праздника. Источник: foma.ru

Рождество Иоанна Крестителя — дата

Рождество Иоанна Предтечи — непереходящий праздник. Он отмечается 7 июля по новому стилю (24 июня по старому стилю).

Рождество Иоанна Крестителя - Богослов

10 фактов об Иоанне Крестителе

1

Иоанн Предтеча — самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе: Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф 11:11).

2.

Рождество Иоанна Крестителя — уникальный праздник для православия. Есть лишь три праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения лица, которое прославляют: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Этот факт — еще одно свидетельство того, что пророк Иоанн Предтеча особо почитается в Церкви.

3

Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей — потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем — потому что он крестил Спасителя в Иордане.

4

Мы находим упоминания о пророке Иоанне Предтече у всех четырех евангелистов. А еще о нем в своих исторических трудах пишет Иосиф Флавий.

5

Память Иоанна Крестителя Церковь празднует целых шесть раз в году: 6 октября – зачатие, 7 июля – рождество, 11 сентября – усекновение главы, 20 января – Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта – первое и второе обретение его главы, 7 июня – третье обретение его главы, 25 октября – праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину.

6

Иоанн Предтеча — родственник Господа Иисуса Христа по материнской линии.

7.

Евангелии от Марка мы читаем о пророке Иоанне Предтече, что он до тридцати лет аскетично жил в пустыне и носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. Акриды — это съедобная саранча, которая водится в Палестине и Аравии.

Саранча, согласно закону Моисееву, считалась чистым насекомым и принадлежала к разряду пресмыкающихся крылатых, ходящих на четырех ногах (Лев 11:21 ).

Хотя существует и другая версия значения слова «акриды»: растительная пища, стручки, которые можно было перетирать и печь из них лепешки.

8.

Иоанн был последним пророком среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля.

9

Лейтмотивом проповеди Иоанна Предтечи было покаяние. После долгих лет аскетической жизни в пустыне пророк пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

10

Иоанн Креститель был жестоко казнен — ему отрубили голову. Произошло это так. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой.

На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде.

В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Читайте также:  О званных на пир - богослов

Рождество Иоанна Крестителя - Богослов

10 фактов о пророке Захарии и праведной Елизавете — родителях Иоанна Крестителя

1

Праведная Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.

2

Пророк Захария, отец Иоанна Предтечи, служил священником в Иерусалимском храме.

3

До самых преклонных лет Захария и Елизавета были бездетны, а неплодие считалось в древней Иудее карой за грехи. Это было причиной многих печалей четы и перетолков в народе (они претерпевали поношение между людьми (Лк 1:25)). Супруги недоумевали:т они поступали по всем заповедям Господним беспорочно (Лк 1, 5 — 25) и тем не менее не могли зачать ребенка.

4

Бог покарал Захарию немотой за неверие. Священник кадил в храме, когда ему явился Архангел с вестью, что в его семье скоро родится сын.

Захария не поверил Божьему вестнику: они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны. За недоверие Архангел покарал его немотой. Дар речи Захария обрел, лишь когда свершалось обрезание родившегося младенца.

Пророк сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.

5

Праведная Елизавета была дружна со своей юной родственницей — Девой Марией. Как пишет евангелист Лука, когда Елизавета зачала сына, ее пришла навестить Богородица, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк 1:41).

6

Когда у праведной Елисаветы родился сын, Дух Святой внушил ей назвать его Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Это сильно возмутило родню, но все решило веское слово вновь обретшего дар речи Захарии.

7

Захария был убит прямо в Иерусалимском храме. После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню.

А Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнять свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов — хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем.

Пророк не выдал тайны, и его убили прямо в святом для всех иудеев месте.

8

Согласно некоторым источникам, праведная Елизавета отошла ко Господу через сорок дней после бегства в пустыню. По другим сведениям, она скиталась в пустыне семь лет и лишь потом умерла.

9

Есть версия, что дом, где жил Захария и где родился Иоанн Предтеча, находился в пригороде Иерусалима — Эйн-Кареме. Сейчас на этом месте стоит католический францисканский монастырь.

10

По благочестивой народной традиции святым праведным Захарии и Елизавете молятся об исцелении от бесплодия.

Рождество Иоанна Крестителя — Иван Купала

Иван Купала — языческий славянский праздник — в народном сознании был тесно переплетен с Рождеством Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь всегда с осуждением относилась к языческим элементам, который люди привносили в этот праздник, хотя многие традиции и обряды оказались очень живучими.

Иван Купала — гадание

На вопрос, можно ли гадать на Рождество Иоанна Крестителя («на Ивана Купалу», как говорят в народе), отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

«Если вы хотите свести счеты с жизнью, то гадание — верный способ сделать это. Потому что гадание — грех, а грех — шаг к духовной смерти.

Церковь запрещает гадать в любое время, будь то праздник, пост или любой другой период церковного года. Нам не дано знать будущее, нам достаточно знать прошлое и жить настоящим.

Извлекать уроки из ошибок, встречать жизненные обстоятельства с открытым сердцем, верить в Господа и делать в любой ситуации выбор, достойный христианина».

Просмотры: (385)

Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Крестителя - Богослов

Рожество честнаго и славнаго пророка и Предотечи, Крестителя Господня, Иоанна — так полностью в старообрядческой традиции называется праздник, установленный в честь рождения сына у праведных Захарии и Елисаветы, впоследствии ставшего Иоанном Крестителем (иначе именуемого Предтечей). Относится к великим праздникам, непереходящий, ежегодно празднуется 7 июля (24 июня по старому стилю). День этот всегда приходится на Петров пост. Праздник рожества Иоанна Предтечи на полгода отстоит от Рожества Христова, согласно Евангельскому повествованию. Поскольку Рожество Христово было приурочено к зимнему солнцестоянию, то рожество Иоанна Предотечи — к летнему. После Рожества Христова день начинает прибавляться, а после рожества Иоанна Предотечи — убывать. Это напоминает нам о словах самого Иоанна Предотечи:

Не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться (Ин, 3:28–30).

Сам Господь Исус Христос назвал Иоанна ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 10–11). В православной традиции Иоанн Предотеча почитается как самый великий святой (после Богородицы); его называют первым монахом, первым миссионером и даже первым мучеником.

От редакции: Написание и произношение эпитета «Предотеча» к имени Крестителя Господня Иоанна разнится в старообрядческой и новообрядческой традициях.

Слово «предтеча» было заимствовано из старославянского языка, в котором образовано от глагола пръдътечи — «идти (течь) впереди, опережать» по методу кальки с греческого prodromos (где pro — «перед», dromos — «движение»).

Предтечей (буквально — «предшественник») называют Иоанна Крестителя, который, согласно Евангелию, возвестил приход Исуса Христа.

В старой дораскольной традиции Иоанна Крестителя принято именовать «Предотеча» (в результате развития языка на месте Ъ возникла О), в то время как в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви звук Ъ был по каким-то причинам изъят, и стало общеупотребительным название «Предтеча». В этой статье мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Предтеча».

Праздник Иоанн Богослов: история и традиции, что можно и нельзя делать 9 октября

Память любимого ученика Иисуса Христа — апостола и евангелиста Иоанна Богослова — православные христиане чтят 9 октября. С этим днем связаны народные традиции, предписания и запреты.

История праздника

Иоанн Богослов — один из двенадцати апостолов, единственный из учеников Христа, умерший своей смертью. Иоанн был рядом с Иисусом во время Тайной вечери, следовал за учителем в Гефсиманском саду, этот апостол также был свидетелем Преображения Господня на горе Фавор.

Во времена гонителя христиан римского императора Нерона Иоанна приговорили к смерти, но ни яд, ни опускание в кипящий котел не причинили апостолу никакого вреда.

Тогда евангелиста сослали на остров Патмос, где тот написал свое главное произведение, известное как Откровение Иоанна («Апокалипсис»). В народе Иоанна почитали как покровителя иконописцев и художников, а также странников.

Иоанна также называют апостолом любви, поскольку этот евангелист был любимым учеником Иисуса.

На иконах Иоанна изображают с орлом, символизирующим высокий полет богословской мысли.

Что можно и нельзя делать 9 октября

Рождество Иоанна Крестителя - Богословwikipedia.org  / rus-ico.ru

Согласно народной традиции, этот день нужно провести в согласии с ближними, в любви и тишине. На Иоанна Богослова принято поминать умерших близких и устраивать обильные поминальные трапезы. Поскольку Иоанн — это апостол любви, в этот день молятся также о тех, за кого в другие дни не принято возносить молитвы: об умерших насильственной смертью, утонувших, повешенных, погибших на войне, а также о мертворожденных детях.

На 9 октября, согласно народной традиции, действовали некоторые запреты.

Так, было запрещено использовать режущие и колючие предметы, например, резать овощи — считалось, что при нарушении этого запрета весь собранный урожай сгниет в закромах.

В этот праздник запрещено было работать, особенно во вторую половину дня. Считалось, что работающие на Иоанна Богослова навлекают на односельчан ненастье.

  • Согласно народной традиции, на Ивана Богослова запрещено употреблять в пищу лук и чеснок, иначе зимой человека могут настигнуть разные беды.
  • Отметим, в это время большинство сельскохозяйственных работ уже были закончены, сельские жители начинали подготовку к зиме, поэтому короткий отдых не влиял на благосостояние сельчан.
  • Напомним, 11 сентября православные поминали Иоанна Крестителя, 21 сентября отмечали Рождество Богородицы, а 27 сентября — праздник Воздвижения Креста Господня.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *