Святая равноапостольная мария магдалина — память 4 августа — богослов

Святая Равноапостольная Мария Магдалина — память 4 августа - БогословРавноапостольная Мария Магдалина. Часть 1.

Равноапостольная Мария Магдалина жила в первом веке. Ее имя указывает на происхождение — Мария была родом из города Магдалы, на месте которого сейчас находится небольшой поселок Меджедель. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь.

Она стала верной ученицей Спасителя и следовала за Ним по Иудее и Галилее, когда тот проповедовал. Не оставила Мария своего Учителя в дни его страданий и мук. Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Мария, как свидетельствует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Христа. А потом, спустя день, радостно поведала апостолам, что Господь воскрес. Священное Предание повествует, что когда апостолы разошлись на проповедь во все концы мира, то вместе с ними отправилась и Мария Магдалина.

Она обошла всю Италию, побывала у императора Тиберия. По преданию, Мария принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни, со словами: «Христос Воскрес!» Этот обычай распространился между христианами всего мира.

Свою жизнь равноапостальная Мария Магдалина закончила в Ефесе, помогая в трудах и проповеди апостолу Иоанну Богослову.

Равноапостольная Мария Магдалина. Часть 2.

Равноапостольная Мария Магдалина была среди благочестивых женщин, помогавших апостолам, и также проповедовавших весть о Спасителе. Евангелисты несколько раз особо упоминают Марию Магдалину, выделяя ее из остальных.

Иоанн Богослов рассказывает о том, как Мария стала одной из первых, кто узнал о Воскресении Спасителя. Она присутствовала при погребении Христа. Следующий день — суббота, в иудейской традиции был днем покоя. И только через день можно было посетить могилы родных и близких.

Но Марии не терпелось еще раз оплакать своего Учителя. Еще затемно отправилась она к Его гробнице. Она увидела камень у входа отваленным, Мария плакала, не понимая, что же случилось с телом дорогого человека. Внезапно ее озарил свет. Он исходил от двух ангелов, спросивших, в чем причина ее слез.

Когда Мария обернулась, она увидела воскресшего Христа, но не сразу узнала его. Но знакомый и родной голос не оставил сомнений. «Раввуни!», то есть «Учитель!», — радостно воскликнула она. Исполняя благословение Спасителя, Мария возвестила о Воскресении Христовом остальным ученикам.

Это была первая в мире проповедь о Воскресении. Так Мария Магдалина принесла благую весть тем, кто вскоре сам отправился с нею по всему миру.

Календарные заметки на 4 августа: память святой равноапостольной мироносицы Марии Магдалины

Немногочисленные, но при этом самые подробные, сведения о Марии Магдалине как об одной из ближайших последовательниц Христа в период его земного служения, содержатся в Евангелии от Луки. В начале 8 главы упоминаются женщины, «которых Он (Иисус — П.Л.

) исцелил от злых духов и болезней»; и в частности, на ряду с некоторыми другими из них, говорится о «Марии, называемой Магдалиною, из которой вышли семь бесов…», а также «Иоанна[1], жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим»[2].

Собственно, это единственное новозаветное свидетельство о том, что Мария Магдалина была одной из первых и самых искренних учениц Господа.

В других канонических Евангелиях (о чем говорится также и в Евангелии от Луки, но без упоминания в некоторых местах имени Марии Магдалины) сообщатся о ней лишь в связи с событиями казни, погребения и воскресения Спасителя[3].

Касательно содержания приведенного фрагмента следует сказать следующее: Мария Магдалина представлена в нем женщиной, располагавшей некоторыми денежными (а, скорее всего, и в целом материальными) средствами, что выдает в ней состоятельного, если не богатого, человека.

Учитывая, во-первых, тот факт, что она была исцелена Иисусом от какой-то серьезной болезни[4], а во-вторых, обращая внимание на ее судя по всему незамужнее состояние, можно сделать ряд предположений относительно ее социального статуса.

Она могла происходить из состоятельной семьи города Магдалы, занимавшейся (семьи), к примеру, рыбным промыслом и/или торговлей[5].

Не исключено, что она могла быть одно время замужем, а потом развестись (что было, видимо, вполне реально в условиях столь эллинизированного города как Магдала), или получить отпускное письмо[6]; в конце концов, ее муж ко времени встречи Марии со Христом мог умереть.

Как бы то ни было, сам факт страннического образа жизни женщины (пусть даже весьма состоятельной[7]) говорит уже о многом.

Он дает нам пример того, как Весть Христа исподволь разрушала или способствовала преодолению классовых барьеров и социальных табу, «ведь для еврейского общества времен Иисуса женщины не могли быть ученицами того или иного выдающегося учителя Закона, а тем более быть членами того или иного братства или сообщества последователей, часто сопровождавших учителя в его путешествиях или деловых поездках»[8]. Не в последнюю очередь поводом для такой возможности следовать за Учителем для Марии могло быть и ее происхождение из довольно элинизированной еврейской среды родного ей города. Указанные обстоятельства могли дать ей свободу странствовать вслед за Иисусом по Галилеи и Иудее, не опасаясь нареканий или даже насилия со стороны родственников (что едва ли она смогла бы делать, если бы родилась в традиционной еврейской семье, где женщина обычно являлась существом домашним и абсолютно подчиненным мужчине — будь то в лице отца, будь то мужа, будь то брата, будь то подчас старшего сына).

Многие экзегеты, особенно в прежние века, часто отождествляли Марию с прощеной Иисусом «грешницей», облившей слезами ноги и умастившей миром голову Спасителя, из Лк 7:36-50[9]. Эта идентификация была обусловлена следующими соображениями.

Во-первых, внимание обращалось на то, что первое упоминание об ученице из Магдалы следует непосредственно за эпизодом с «грешницей»; во-вторых, имя «Мария» хотя и на названо во фрагменте Лк 7:36-50, однако фигурирует в сходном отрывке в Ин 12:1-8; в-третьих, сам родной город Марии, среди иудейских учителей и прислушивающихся к ним народных масс, имел репутацию весьма развратного места[10].

По каждому из указанных моментов, которые приводятся в пользу отождествления «грешницы» из 7-ой главы Евангелия от Луки (а подчас и Марии, сестры Марфы и Лазаря, которая отождествляется с «грешницей») имеются возражения.

В первую очередь, предположительное отождествление «грешницы» и Марии из Магдалы делается на довольно зыбкой и предвзятой основе: часто экзегеты уже предварительно стоят на точке зрения развратного темного прошлого Марии, что выводится из указания на «семь бесов».

Естественно, что после этого довольно легко произвести указанное отождествление.

Но здесь, прежде чем делать это, нужно учитывать такую вещь — совершенно не очевидно, что в сцене помазания миром речь идет о проститутке или куртизанке, так как едва ли такую женщину пустили бы в дом фарисея, или так легко отнеслись к ее неожиданному появлению на мужской трапезе.

Для убежденного же фарисея «грешницей» могла бы быть и не только женщина легкого поведения, но и вообще любой человек, не соблюдавший фарисейских норм в браке (например, сожительствующий с неевреем или нееврейской), в пище, в религиозных ритуалах (не соблюдающий, к примеру, строго субботы и праздников) или который страдал тем или иным «нечистым» заболеванием (что часто расценивалось как наказание за тайные грехи). Вместе с тем, остается непонятным, почему Лука, если он здесь имел в виду Марию Магдалину, прямо не сообщает об этом, хотя бы с тем, чтобы установить более тесную смысловую связь с отрывком 8:2, где Мария называется прямо по имени, а вместе приводятся и другие — в то числе и эксклюзивные для всего Нового Завета! — подробности о ней. Поэтому наиболее вероятнее то, что евангелист не имел в виду в сцене помазания Марии Магдалины[11].

Что касается репутации города, то его едва ли можно использовать в полной мере по причине поздней датировки данного свидетельства о мнениях иудейских учителей (письменная фиксация его относится к VIII в.[12]).

Таким образом, рассматриваемое отождествление выглядит ни очень убедительно. Кроме того, принятие или не принятие тождества указанных евангельских персонажей, в конце концов, не дает никаких дополнительных данных и для определения недуга или состояния, который описан в Лк 8:2 и от которого Господь избавил Марию Магдалину, — ничего, кроме того, что уже было сказано выше[13].

Относительно других упоминаний Марии Магдалины в Евангелиях можно вкратце сказать, что она предстает в них как одна из вернейших учениц Господа, которая, возможно, самой первой[14] становится свидетельницей Воскресения Христа.

Надо сказать, что многие толкователи обращали и обращают внимание на упоминание евангелистом Иоанном в рассказе о приходе ко гробу только одной Марии Магдалины (Ин 20:1). В частности, Августин Гиппонский, обсуждая эту особенность четвертого Евангелия, говорит, что Мария Магдалина была упомянута потому, что «пламенела большей любовью», при этом подразумевались и др.

вместе с ней, но о них он умолчал[15]. В пользу согласованности сообщения Евангелия от Иоанна с сообщениями синоптических евангелий может указывать выражение Марии «и не знаем» (Ин 20:2), т. е. тем самым намекается на присутствие других женщин у гроба вместе с Марией. Однако дискуссия о значении этого выражения не прекращается[16].

Многие исследователи при этом пытаются объяснить указанное расхождение между Евангелиями или намерением евангелиста Иоанна драматизировать сцену явления Воскресшего, или особым положением Марии Магдалины в первоначальной Церкви[17].

При это последний момент подтверждается прежде всего тем, что Мария чаще всего фигурирует в евангельских текстах первой в списках женщин, стоявших у креста, видевших погребение и бывших свидетельницами воскресения[18]. О ее особом положении и почитании в ранней церкви косвенно говорят и многочисленные упоминания в гностической литературе первых четырех веков христианства[19].

[1] Память — 27 июня (по старому стилю); см. о ней «Календарные заметки на 10 июля» (в интернете по адресу — http://www.bogoslov.ru/text/942960.html).

[2] Лк 8: 2-3.

[3] Сходное сообщение о Марии Магдалине содержится также в Мк 16:9 («Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов»), однако так называемый «пространный эпилог» Евангелия от Марка (16:9-20) по мнению большинства исследователей признается на сегодняшний день более поздним дополнением к оригинальному тексту и, таким образом, не может считаться свидетельством Нового Завета наравне с тем же Лк 8:2. Более того, видимо, Мк 16:9 является компиляцией Лк 8:2 (подробнее обсуждение проблемы происхождения и содержания пространного эпилога см., например, в: Р. Э. Браун. Введение в Новый Завет, в 2-х томах. Т. 1. М., 2007. C. 183-184).

[4] Чего-то более определенного сказать в связи с выражением «семь бесов» едва ли представляется возможным. Число семь, вероятно, должно было указывать на крайне тяжелую форму или заболевания или душевного состояния Марии.

[5] Известно, что город Магдала был до второй половины I века н. э. одним из крупнейших центров рыбной индустрии в Палестине. Он находился в южной части Геннесаретской долины, на берегу Галилейского озера, примерно в 5 км к северо-востоку от Тивериады (Р. Райзнер. Археология и география// Иисус и Евангелия. Словарь. М., 2003. С.

32); город имел ипподром и внушительной длины водопровод — около 4 км; население его состояло в основном из язычников; примерно до 20 года был административным центром одного из районов Нижней Галилеи (J. F. Strange. Magdala // The Anchor Bible Dictionary, in 6th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. 4.

New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс).

[6] Причиной могло стать как ее предполагаемое психическое заболевание, так и бесплодие (кстати, примерно то же самое можно допустить в случае других последовательниц Господа, фигурирующих в списках евангелистов вместе с Марией Магдалиной).

Читайте также:  Святой великомученик и целитель пантелеимон - богослов

[7] Надо сказать, что еще не ясно, для какого такой способ поведения мог быть более опасным и роковым — для женщины из высшего сословия или из низших слоев общества.

[8] Ben Witherington. Joanna // The Anchor Bible Dictionary, in 6th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. 3. New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс).

[9] См. Acta Sanctorum. Julius. T. 5. Venezia, 1727. Die 22, где цитируются и указываются как патристические авторы, так и толкователи более позднего времени (также см.: Архиепископ Сергий (Спасский). Полный Месяцеслов Востока в 3-х томах. Т. 3. М., 1997. С.

279, где, впрочем, дается несколько путанное изложение проблемы и не всегда подходящие ссылки). Обсуждение проблемы сходства Лк 7:36-50 со сценой помазания Иисуса в Вифании (Мк 14:3-9; Мф 26:6-13; Ин 12:1-8) вместе с приведением мнений современных исследователей см., например, в: J. Nolland. Luke 1:1-9:20.

The Pharisee and the Sinful Woman (7:36-50). Dallas, Texas, 1998 (WBC Vol. 35a.) (электронный вариант).

[10] См. Midrash Lamentationеs, 2:2 (ссылка приводится по: R. F. Collins. Mary (2) // The Anchor Bible Dictionary, in 6th vol. Ed. D.N. Freedman. Vol. 4. New York: Doubleday, 1992 (электронный ресурс)).

[11] К этому надо добавить также и мнение большинства современных исследователей, считающих, что Лк 7:34-50 это редакторская переработка сцены помазания в Вифании, о которой идет речь у трех других евангелистов (см. Мк 14:3-9; Мф 26:6-13; Ин 12:1-8).

Хотя и при таком раскладе совершенно нельзя исключить, что, по крайней мере, у Марка и Матфея могла иметься в виду Мария Магдалина (или возможность, что собственно это она и была фактически, даже если евангелистам это было не известно), но это практически ничего не говорит в пользу отождествления «грешницы» с Марией, и не сообщает ничего нового про саму «грешницу». Более того мотив благодарности (видимо, за исцеление) почти нивелируется в описании сцены помазания.

[12] Б. Чилтон. Раввинистические предания и тексты // Иисус и Евангелия. Словарь. М., 2003. С. 500.

[13] См. примечания 4, 6.

[14] Так в версии Иоанна (20:11 и далее); по версии Матфея, Воскресшего встречают первыми две женщины — «Мария Магдалина и другая Мария» (28:9-10).

[15] Augustinus. De Consensu Evangelistarum Libri Quatuor. 3, 24 // PL 34. Col. 1201.

[16] См.: G. R. Beasley-Murray. John. Nashville, 1999. P. 368ff. (WBC; 36)

[17] См.: R. F. Collins. Mary (2) // The Anchor Bible Dictionary, Vol. 4 (электронный ресурс).

[18] Здесь исключение в некоторой степени представляет парадоксальным образом только Евангелие от Иоанна, но его упоминание первой в списке свидетельниц распятия Господа «Марии, матери Иисуса» обусловлено, скорее всего, богословскими соображениями, и поэтому не отрицает отменного нами особого авторитета Марии из Магдалы.

[19] Подробнее об этом см.: R. F. Collins. Mary (2) // The Anchor Bible Dictionary, Vol. 4 (электронный ресурс).

Память мироносицы равноапостольной Марии Магдалины. Справка

Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем.

Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их.

Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении.

Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами.

Воскресший Христос послал святую Марию с вестью от Него к ученикам, и она, вбежав в дом, где еще пребывали в смятении апостолы, возвестила им радостную весть: «Видела Господа!» Так Мария стала первой в мире благовестницей о воскресении Иисуса Христа. Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной.

По преданию, когда апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Она оставила родной край и отправилась с проповедью в Рим.

Везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им тоже, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: «Я видела Господа».

С этой проповедью она обошла всю Италию.

Cвятая Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиверию (14-37). Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом.

Когда Мария стала говорить Тиверию о том, что Иисус Христос вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное».

И не успел Тиверий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалине стало совершенно красным.

С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение).

По Церковному преданию, Мария Магдалина пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес (Малая Азия), где неустанно трудился святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия.

В Ефесе, по преданию церкви, святая Мария Магдалина скончалась и была погребена. Ее святые мощи были в IХ веке перенесены из Ефеса в столицу Византийской империи ‑ Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря.

В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора.

Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции  в Проваже близ Марселя, где также воздвигнут храм, посвященный святой Марии Магдалине.

Части святых мощей равноапостольной Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

День памяти Марии Магдалины 2020: житие, молитвы, обычаи

В этом благовестии начало ее апостольского служения. После воскрешения Спасителя Мария, по преданию, сначала проповедовала в Иерусалиме, затем в Риме.

Она пошла к императору Тиберию и сообщив о божественном чуде, подала ему яичко как символ возрождения со словами: «Христос Воскрес!» Неверующий правитель воскликнул, что это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным. После его слов яйцо покраснело.

Из Рима Мария Магдалина, уже в возрасте, отправилась в Эфес – там она помогала апостолу Иоанну Богослову в его проповеди. Там же она мирно скончалась.

О чем просят

Марию Магдалину считают покровительницей миссионеров и проповедников, учителей и социальных работников. В молитвах Святую просят даровать веру, смирение, доброделание, смелость, помощь в гонениях, укрепить в плотских искушениях и так далее.

Молитвы Марии Магдалине

Молитва первая

О святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся.

Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси, и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да выну во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлении сердец наших верно послужим единому Святому Владыце Богу, якоже Тому обещалися есмы.

Ты паче всех благ земных сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христа чудному свету приводящи; то ведуще, просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да, ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отшла еси во обители Небесныя, моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на Небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу Нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святая мироносице, равноапостольная Магдалино Марие! Ты теплою любовию своею ко Христу Богу попрала еси злыя козни вражия и обрела еси безценный бисер, Христа, и достигла еси Царства Небеснаго.

Сего ради к тебе припадаю и умиленною душею и сокрушенным сердцем вопию ти, аз, недостойный: призри с высоты Небесныя на мя, боримаго греховными искушении, виждь, коль многими грехи и бедами на всяк день враг запинает мя, ища моея погибели.

Славная и всехвальная ученице Христова Марие! Умоли возлюбленнаго тобою и возлюбившаго тя Христа Бога, да подаст ми оставление многих моих прегрешений, укрепит мя благодатию Своею трезвенно и бодренно шествовати путем святых заповедей Его и да соделает мя благоуханный храм Духа Святаго, да тако в мире непостыдно скончаю многотрудное житие мое на земли и вселюся во светлыя и блаженныя обители рая Небеснаго, идеже ты со всеми святыми выну радостно славословиши Единосущную Троицу, Отца, Сына и Духа Всесвятаго. Аминь.

4 августа. Равноапостольная Мария Магдалина

  • Свои именины отмечают христиане, нареченные в честь святых: Марии, Алексия, Михаила.
  • Церковный календарь. 4 августа 2015 года
  • Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Марии, Михаила, Алексия.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня Святая Церковь совершает память удивительной женщины, которая в свое время стала апостолом для апостолов, благовествовала Воскресение Христово ученикам Христовым, одной из ближайших учениц Господа Иисуса Христа святой равноапостольной Марии Магдалины.

На берегу Генисаретского озера между городами Капернаумом и Тивериадой располагался небольшой город Магдала. Здесь когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю.

Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива, вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из нее семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь, она стала верной ученицей Спасителя.

Евангелие повествует, что Мария следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами — Иоанной, женой Хузы, домоправителя Иродова, Сусанной и другими она служила Ему от имений своих и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин.

Читайте также:  Великий понедельник страстной седмицы - богослов

Как известно из Священного Писания, людей, следовавших за Христом, исчисляли по мужескому полу. Например, говорится о насыщении пяти тысяч человек помимо женщин и детей.

Понятно, что людей было кратно больше, потому что женщин в храме всегда больше: их стремление к духовному во многом превышает, к сожалению, стремление у мужчин.

С одной стороны, это связано с некой особой одаренностью женщины, потому что когда Господь взял ребро от Адама, Он взял ребро от сердца и наделил женщину особой чуткостью, эмпатией, эмоциональностью, поэтому сердечная деятельность жены гораздо более активна, чем мужа.

Бога ведь чувствуют сердцем, а не рассудком, поэтому в храмах женщин всегда было больше. Но и объяснять, в чем смысл жизни и как все устроено, им нужно на женском языке, можно попытаться и по-мужски, но когда жена объясняет жене, всё складывается гораздо лучше.

Очевидно, Марию Магдалину вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, и Он утешал их.

Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и Иоанном Богословом.

Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову.

Это говорит о том, насколько она выделялась из среды всех женщин, окружавших Спасителя.

Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и момент Его крайнего уничижения и поругания. Как повествует евангелист Матфей, она присутствовала и при погребении Господа: на ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело и завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце Жизни.

Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником Пасхи.

Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.

Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, разойдясь в пятницу вечером по своим домам, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома.

Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа.

Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа — Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, весьма изумились.

Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему — и здесь сильный свет внезапно осиял ее.

Она увидела двух ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: «Женщина, что ты плачешь?» — она ответила теми же словами, которые только что сказала апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его».

Сказав это, повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его. Он спросил Марию: «Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?» Она же, думая, что видит садовника, отвечала: «Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его».

Господь называет ее по имени: «Мария!» Она узнает голос Спасителя и говорит: «Раввуни!», что значит Учитель. Уважение, любовь, нежность и глубокое почтение, чувство признательности и превосходства великого Учителя — всё слилось в одном этом возгласе.

Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости.

Но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».

Она пришла в себя и снова побежала к апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее на проповедь. Снова вбежала в дом, где еще пребывали в смятении апостолы, и возвестила им радостную весть: «Видела Господа!» Это была первая в мире проповедь о Воскресении. Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим апостолам.

Священное Писание не повествует о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно не сомневаться, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Пречистою Матерью и Иоанном, то несомненно, что она пребывала с ними и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа. Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.

Священное Предание повествует, что когда апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина.

Отважная женщина, сердце которой было полно воспоминаний о Воскресшем, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим.

Везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения: «Я видела Господа». С этой проповедью она обошла всю Италию.

  1. Именно Марии Магдалине мы обязаны прекрасным пасхальным обычаем дарить красные яйца в день Светлого Христова Воскресения.
  2. Когда Мария пришла к императору Тиверию с благовестием о воскресшем Христе, не имея, что преподнести, она взяла с собой куриное яйцо и, приветствуя императора, сказала:
  3. — Я видела воскресшего Иисуса Христа.
  4. — Как может быть, чтобы человек воскрес, — сказал император, — не поверю, это невозможно так же, как это яйцо не может стать красным.

Он еще не успел закончить свои слова, как яйцо в руках Марии окрасилось в красный цвет, и она протянула его императору со словами: «Христос воскресе!». С этого момента постепенно в традицию поздравлений на Пасху вошел этот замечательный обычай.

Мария рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат.

Погрязшая когда-то в грехе Мария, получив исцеление, искренне и бесповоротно начала новую чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути.

Мария возлюбила Господа, призвавшего ее к новой жизни, она была верна Ему не только, когда Он, изгнав из нее семь бесов и окруженный восторженным народом проходил по городам и селениям Палестины, снискав себе славу чудотворца, но и тогда, когда все ученики из страха покинули Его, и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от гроба и именно ее сподобил быть первой проповедницей Своего воскресения.

В этот день мы можем вновь обратится к этой удивительной женщине, которая оказалась мужественнее многих самых мужественных мужчин, особых людей, выбранных Самим Господом по особым качествам и характеристикам, которых Он призывал на проповедь после Своей молитвы к Отцу Небесному. Тем не менее мужчины разбежались страха ради иудейского, а женщины, и в том числе Мария Магдалина были верны Христу до смерти, и это оказалось возможно исключительно благодаря той любви, на которое способно женское сердце.

Дай Бог, чтобы эта любовь к Богу вновь и вновь раскрывала человеческие сердца и выражалась в конкретных действиях, например в молитве. Часто люди сетуют, что не хватает времени, опять сократили молитву, пропустили ее.

Всегда горько слышать это, потому что дело не во времени: на все, что человек любит, оно нашлось, а в том, что человек просто не любит Бога. Потому что исключительно по нелюбви не находит человек времени на общение с Господом.

Возьми лист бумаги, запиши на нем все свои вечерние дела, посмотри трезво и содрогнись: что из этих дел может оказаться важнее общения с Богом? Ничто не стоит этого, но тем не менее на многое времени хватает, а на Бога нет. Почему? Нет любви.

Именно Мария Магдалина, всем сердцем возлюбив Господа, может научить и нас, если мы будем искренне и горячо просить ее об этом: «Святая равноапостольная Мария Магдалина, моли Бога о нас!»

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

Мария Магдалина 2020 – что нельзя делать в праздник 4 августа

Немногие женщины удостоились быть прославленными в лике святых. Ещё меньше называются в православии равноапостольными. Последнее означает, что Церковь признала их жизнь такой же важной и угодной Богу, как дело апостолов, принёсших христианство многим и многим людям и народам. Вконтакте

Среди равноапостольных святых были шесть следующих женщин:

  • Первая мироносица Мария Магдалина.
  • Святая первомученица Фёкла Иконийская.
  • Раннехристианская мученица Апфия Колосская.
  • Царица Елена Константинопольская.
  • Святая Нина, прозванная просветительницей Грузии.
  • Древнерусская княгиня Ольга.

Мария – распространённое имя, и многих святых женщин, которым молятся, так звали. Главная святая Мария – Богородица, Матерь Божья. Чтобы отличать святых женщин с одинаковым именем друг от друга, им давали прозвание по имени рода или по месту, в котором они прославились.

Магдалина получила своё название из-за города, в котором родилась. Он назывался Магдала. Этот город до сих пор существует в государстве Израиль, но теперь он называется немного иначе – Мигдаль.

В католичестве Магдалине приписывают черты образов сразу нескольких других евангельских персонажей: сестры Лазаря и Марфы, безымянной женщины в эпизоде с Симоном Прокажённым и омывшей, и вытеревшей волосами ноги Иисуса блудницы.

Также с ней часто путают блудную Марию Египетскую, обращённую в веру по воле Господа. В православии и протестантизме такого заимствования черт не наблюдается.

Житие Марии Магдалины

Житие Марии Магдалины стало известно с момента, описанного в Евангелии от Луки. Это был эпизод исцеления самим Иисусом Христом. За грехи ли родителей, за распущенную жизнь или по Божьему замыслу, но Мария страдала от семи бесов.

Бог явил людям свою силу и милость через излечение несчастной женщины от такого недуга. Тем он обратил к Себе множество людей и саму Марию в их числе. Впоследствии женщина испытала горячую любовь и благодарность к Спасителю, определившую всю её дальнейшую жизнь.

И те самые слова, которыми православные поздравляют друг друга с Пасхой: «Христос Воскрес!» и ответ на них: «Воистину Воскрес!» первый раз были произнесены её устами. Мария следовала за Христом повсюду после своего исцеления. Была в ужасный момент Распятия.

И когда на небе разыгралась трёхчасовая буря, и все в страхе разбежались, первыми, кого увидели вернувшиеся люди, были две Марии – мать и будущая мироносица.

Читайте также:  Архиерейская служба в репьевке - богослов

Не оставила она Его и после страшной и мучительной смерти на кресте. Сопроводив Тело Христа до места погребения, Магдалина не могла оставить Его без погребального обряда. Она купила самое дорогое и благоуханное масло, чтобы помазать Его и оказать этим хоть какую-то почесть.

По давнему обычаю Христа похоронили в пещере и завалили вход в неё большим и тяжёлым камнем. После такого запечатывания зайти в пещеру было нельзя по обычаям. Но Мария на свой страх и риск отправилась к пещере, ни на что не надеясь, а только уповая на Бога и ведомая своей любовью к Нему.

И как бы ни верила она в своего Спасителя, но удивилась, когда увидела, что камень отставлен от входа, и внутри никого нет.

  Архимандрит Кирилл (Павлов). О хранении уст

Первой мыслью женщины было, что кто-то унёс Его. В страхе она побежала к апостолам, чтобы показать им увиденное, но только Пётр и Иоанн пошли с ней. Иоанн объяснил для себя исчезновение Господа его Воскресением, но вслух не сказал ни слова, Пётр же сомневался в случившемся.

Не зная что делать, апостолы ушли, но Мария осталась у входа, заливаясь слезами. Так она оплакивала потерянного Христа, пока вдруг не увидела в пещере двух Ангелов. Те спросили, о чём она горюет.

Магдалина ответила, что жалеет о своей надежде в последний раз увидеть Тело Господа и оказать ему почести, но не нашла Его и не знает, кто забрал Тело.

Пока она говорила это, позади появился Тот, о ком она так горько плакала, и задал ей тот же вопрос, что и Ангелы. Мария была так расстроена, что не узнала Спасителя. Решив, что это тот, кто знает, где тело Господне, она просила отдать Его. При этом она даже не называла имени Иисуса, убеждённая, что каждый поймёт, о ком она говорит.

Тогда Господь открылся ей, назвав по имени, и она, ослабевшая от взыгравших в ней чувств, упала к Его ногам. Он просил её не касаться Себя после того, что с ним произошло. Теперь он уже не был человеком. Христос просил её передать весть о Воскрешении всем ученикам. Затем Он стал невидим, а счастливая Мария отправилась исполнить просьбу.

Возвестив апостолам о том, что Христос вознёсся к Своему Отцу, она и сама сыграла роль апостола. Именно поэтому еёпо сей день называют равноапостольной святой. В этом событии можно увидеть чудесную аллюзию. Женщина Ева лишила человека Вечности, преподнеся Адаму искусительный плод в Ветхом Завете.

А уже в Новом Завете женщина стала вестником Жизни.

Далее, Мария Магдалина равноапостольная посвятила всю жизнь служению Господу, помогая Богородице и апостолам. Её заслугой являются не только радостные слова на Пасху, но и обычай дарить друг другу крашеные яйца, как образ зарождающейся жизни.

Эта традиция пошла от случая, когда она рассказала Римскому императору Тиберию о чудесном Воскресении.

В своём рассказе Мария коснулась всех событий земной жизни Христа: несправедливого суда, ужасного наказания в виде Распятия и невероятного чуда Воскресения и Вознесения на небеса к Отцу.

В словах простой девушки было столько прочувствованности, веры и убедительности, что жестокий император смягчился, но не поверил Марии до конца. Тогда она взяла яйцо, которое принесла в подарок по древнему обычаю, и произнесла слова «Христос Воскрес!». Тут же на глазах у изумлённого Тиберия оно окрасилось в красный цвет.

Под впечатлением он хотел было причислить Иисуса Христа к числу богов, почитаемых в Риме.

Конечно, Сенат убедил императора не делать этого, тогда Тиберий сделал все возможное, чтобы поддержать христиан – издал указ о запрете оскорбления христианской веры.

Это было угодно Богу, ведь христианство стало распространяться по миру всё шире. А источником этого важного для всех верующих события послужила вера и любовь Магдалины к Сыну Божьему.

Выполнив свою миссию в Риме, Мария отправилась в Эфес. Там она помогала Иоанну Богослову в его трудах. В частности, с её помощью была написана 20 глава Евангелия от Иоанна. В Эфесе же и была похоронена равноапостольная святая.

Её могила символически и сейчас находится там же.

Но она пуста, так как в IX веке мощи святой перенесли в Константинопольский храм святого Лазаря, чему поспособствовал император Лев VI, называемый Философом.

Впоследствии мощи снова были взяты и разделены на несколько частиц. Эти частицы можно найти во многих восточных и западных храмах. Например, они есть сразу в нескольких монастырях Афона:

  • в монастыре Симона Петра находится рука;
  • в Эсфигмене – стопа;
  • частица в Дохиаре;
  • частица в Кутлумуше.

Также в гроте католической церкви Прованса хранится голова святой.

Ученица Иисуса Христа

Имя женщины Магдалена произошло от места рождение в городе Магдалы Сирия. О семье отсутствуют данные, но до встречи с Христом она вела грешную жизнь блудницы. Все знают факт из Библии, когда Иисус предложил бросить камень в женщину тем, кто безгрешен. Согласно преданию Христос очистил женщину от злых демонов, и она пошла за Христом в качестве жены мироносицы.

Мария выделялась среди женщин учения Христа. Она относилась к нему с трепетной любовью и нежностью. Была единственным человеком, который находился рядом с Иисусом, когда он был под охраной. Любовь к сыну Божьему была сильнее страха за свою жизнь.

Вместе с Богородицей, матерью Иисуса, стояла у распятого Христа на кресте. Когда ему прокололи сердце копьем, Марию посетила страшная сердечная и душевная боль. Распятое тело Христа обвили плащаницей с благовониями по еврейскому обычаю и поместили в пещеру, а вход завили большим камнем.

Лучшая статья для Вас, переходите: Святой преподобный Илия Муромец Печерский

Иконы

Как изображают Марию Магдалину на иконах

Мария Магдалина в православии имеет несколько распространённых образов.

  • На одном она изображается с пасхальным яйцом и чашей или сосудом, наполненным миром. Миро – это благовонное масло, обладающее особым ароматом. Известно оно благодаря восточным традициям возлияния на умершего человека. В этом заключался иудейский обряд погребения.
  • На другом отражена страшная сцена распятия, где Мария в слезах обнимает ногу Иисуса Христа.
  • Также Марию изображают плачущей во время положения Христа во гроб.
  • Есть изображение, где Магдалина написана среди других женщин-мироносиц, пришедших к гробу Господню и увидевших, что Тело его исчезло.
  • Редкие иконы изображают момент, когда Иисус явился святой после своего Воскресения.

В католичестве святую изображают как девушку с длинными распущенными волосами, которая держит в руках сосуд и человеческий череп. Среди икон католиков есть те же сцены, что и в православных образах. Помимо них, есть изображения Марии в богатых одеждах до обращения к Господу и в виде кающейся блудницы.

Значение иконы

Изображённая на иконе Мария напоминает о силе любви и веры. О том, что не нужно отчаиваться ни в каких ситуациях и о том, как важно соблюдать заповедь о любви к Господу.

Мария возлюбила его всем сердцем, а её икона напоминает о необходимости подражания этому образцу любви всеми христианами. Женщина не отреклась от Бога, когда все другие засомневались. И все страхи были побеждены любовью.

Вот о чём нужно вспоминать в молитвах.

Храмы, где есть икона Марии Магдалины

В России есть несколько церквей, где особо почитают святую. Среди них известны следующие:

  • Церковь её имени в посёлке Улиткино Московской области.
  • Церковь при детской больнице в Санкт-Петербурге.
  • Измайловский Собор Санкт-Петербурга.
  • Павловская церковь.
  • Троицкий монастырь Дивеево.
  • Марие-Магдалиновская пустынь Краснодарского края.
  • Собор села Никольского Орловской области.
  • Церковь села Андреево-Мелентьева Ростовской области.
  • Храм-памятник и часовня Симферополя.

Перед иконой произносят молитвы о следующем:

  • об обращении душ в веру;
  • об исцелении душевнобольных и одержимых бесами;
  • об избавлении от дурных привычек;
  • от воздействий колдовства, порчи, злых людей;
  • о прощении грехов, в частности, аборта.

Также Магдалине произносят молитвы как покровительнице аптекарей и парикмахеров. У католиков Марию почитают как защитницу семьи, монахов и невест.

Молитва Марии Магдалине

Марии Магдалине посвящено множество молитв. Среди них тропари, кондаки и акафисты. Их можно найти практически в любом молитвослове.

Если икона есть дома и защищает его, нужно уделять время на молитву этой святой и хотя бы иногда обращаться к ней не только с просьбами, но и c выражением благодарности.

Самые небольшие по объёму воспоминания жизненного подвига Марии Магдалины заключаются в посвящённом ей тропаре и кондаке. Хотя бы иногда каждый из нас может уделить время на то, чтобы почтить память Марии следующими словами.

Тропарь. Христу, нас ради от Девы рождшемуся, честная Магдалини Марие, последовала еси, Того оправдания и законы хранящи. Темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак. Предстоящи, преславная, у Креста Спасова со иными многими и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи, сие в похвалу приношаше, глаголющи: что сие есть странное чудо? Содержай всю тварь пострадати изволи. Слава державе Твоей.

Интересные факты

С именем святой связаны следующие факты:

  • В Новом Завете Мария Магдалина упомянута тринадцать раз.
  • Поклоняемыми святынями, связанными с Марией, являются не только мощи, но и волосы, кровь и даже щепки от гроба.
  • Некоторые источники считают, что Мария была женой Иисуса. Согласно этой легенде, у них даже были непорочно зачатые дети. По одной версии – это был родоначальник Меровингов, Иосиф. По другой – помимо Иосифа ещё была дочь София или Сара.
  • Существует теория, что на иконе, называемой «Тайной Вечерей», рядом с Христом изображён не Иоанн Богослов, а Магдалина.
  • Мария считается лучшим учеником Христа.
  • В честь Магдалины сотворено множество художественных картин, песен, стихотворений и литературных произведений. Святой написано несколько молитв.
  • Яйцо Фаберже было создано по вдохновению от Пасхальных традиций.
  • В память о равноапостольной святой остался прекрасный монастырь Марии Магдалины в Иерусалиме. Церковь в этой обители построена при императоре Александре III по инициативе Иоанна Капустина.

Мощи святой

Когда святая достигла преклонных лет, она поселилась в городе Эфесе, который стал поприщем захоронения последовательницы учения Христа. В Эфесе она оказывала помощь апостолу Иоанну Богослову в проповедях. Мощи были доставлены в Константинополь, потом в Рим.

В настоящее время склониться у святых останков можно в Париже, в четырех монастырях на Афоне и в Иерусалиме. Однако православная церковь не может дать точный ответ, где мощи Марии Магдалины.

Католики убеждены, что они хранятся во Франции. В городе Везле расположена базилика святой. Впоследствии останки были перемещены в город Сен-Максимен-ла-Сент-Бом.

Согласно утверждениям католиков святая последние годы жизни проживала в Марселе.

Лучшая статья для Вас, переходите: Святой благоверный князь Вячеслав Чешский

Праздник Марии Магдалины католики отмечают 22 июля, по-новому стилю 4 августа, а православные люди во второе воскресение после Христового воскресения.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *