Святитель василий великий, архиепископ кесарии каппадокийской (†379) — богослов

  • Василий Великий — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов.
  • Святитель Василий один из 3 каппадокийских отцов церкви, стоящим на одном уровне с Григорием Богословым и Григорием Нисским.
  • Великие каппадокийцы — собирательное название отцов Церкви второй половины 4 века, завершивших формально-диалектическую обработку церковного догмата Святой Троицы.
  • К их числу обычно относят земляков и сподвижников, происходивших из Каппадокии.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (†379) - БогословДень памяти Василия Великого — 1 января

Святой Василий изобрел иконостас, а также составил известную всем литургию святого Василия Великого.

В житие василия великого мы узнаем, что он родился в очень известной семье, где уже изначально положена православная вера

В житие святого, указано не так много. Родился Василий Великий примерно в 330 году в Кессарии. Родился он в довольно известной семье, в которой всегда имелось не только богатство, но и дарование христианской веры.

Его бабушка и дедушка погибли во время христианский гонений в 303 году. Родной дядя служил епископом. Епископы и его два брата — Григорий Нисский и Петр Севастийский.

Сестру его звали Макрина. Мать преподобная Эмилия Кесарийская. Отец — оратор и законоведец.

Василий Кесарийский получил хорошее образование в Кесарии и Константинополе, а затем в Афинах. Здесь он сдружился с Григорием Богословым.

Когда Василий вернулся домой, он решил посвятить себя более светским делам. Но видимо не это ждало его в будущей жизни. Его сестра заставила его повести совсем иную жизнь. Вместе с товарищами он покидает родной город и селится на семейных землях в Понте.

  1. Здесь вместе с товарищами они создали что-то вроде монашеской общины.
  2. В 357 году Василий отправляется в довольно долгое путешествие по коптским монастырям.
  3. В 360 году сопровождает на синод в Константинополь каппадокийских епископов.

Вскоре большим ударом для Василия и его товарищей стало решение собора в Румынии о поддержке учения Арии. Это учение также разделял епископ Дианий.

Но помирившись с епископом, Василий был рукоположен в пресвитеры. Также после смены Дания, он сделался советником Евсевия.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (†379) - БогословЕвсевий — римский историк, создатель церковной истории. Святой Василий Великий был приглашен и рукоположен им в пресвитера, сделался его советником

Вскоре вдвоем у них не получается сжиться, из-за тяжелых нравов и принципов Василия. Он уезжает, чтобы жить монашеской жизнью, которую совсем не хотелось вести.

Но возвращается, после того, как к власти приходит Валент, и Евсевий просит о его помощи.

Василий все берет в свои руки. В это время он пишет книги про ариан, стараясь при этом, их всех искоренить.

Василий Великий не одобрял учения, что шло от ариан.

В 370 году после смерти Евсевия, Василий становится на место митрополита Каппадокийского. Хоть очень много кто был против этого и многие негодовали о таком решении.

Вскоре ему приходится столкнуться с Валентом, из-за его вражды с арианами. Тогда Валент разделил Каппадокию на 2 провинции. Это привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви.

Но ему удалось продвинуть Григория Богослова и Григория Нисского на места епископов в главных для него городах.

Валент погиб при битве с Андианополем. Но Василий не успел сделать задуманное, потому что сам умер в 379 году. В скором времени был причислен к лику святых. День его памяти 1 января.

У василия великого была написана книга — избранные творения

Василием Великим написана довольно известная книга — сборник «Избранные творения». В данный сборник вошли такие сочинения, как нравственные правила, беседы, о подвижничестве, письма, проповеди.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (†379) - БогословКнигу для прочтения можно купить в храме или заказать по интернету

Также написано много других книг, такие как: «Богодухновенная Псалтирь. Ключь к разумению».

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (†379) - БогословВ книге впервые даются указания на пророчества Псалмопевца Давида о Спасителе и Божией Матери, а также содержатся толкования псалмов и чин чтения Псалтири над усопшими

Книга — «Беседы на псалме». «Беседы на псалмы» — классический экзегетический труд великого отца и учителя Церкви святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Это собрание проповедей на самую читаемую в богослужебной традиции христианской Церкви книгу Ветхого Завета — Псалтирь святого пророка и царя Давида.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (†379) - БогословВ данном издании «Бесед на псалмы» впервые собраны все сохранившиеся 18 бесед

Также написал книгу о Божестве Святого Духа и его единении с Сыном и Отцом в Святой Троице.

Смотрите также статью Адвентисты седьмого дня

Василий Великий  помогает избавиться от различных заболеваний

К иконе архиепископа Кесарии очень часто обращаются музыканты, учителя, люди, работающие в научной и просветительской деятельности.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (†379) - БогословНа Руси Василий Великий был один из почитаемых святых

К иконе обращаются родители, в помощи в учебе своих детей. В чем помогает еще святитель Василий? Зачем еще молятся его иконе?

Иконе молятся:

  • для понимания человеком веры православной;
  • от избавления от всякой неуверенности;
  • для получения у человека душевного спокойствия;
  • для защиты от недобрых врагов на работе;
  • при помощи в различных болезнях;
  • для поддержки в строительстве, обучении.

Каждый может молиться святому, только обязательно, чтобы была икона. Ее можно приобрести в любом православном храме. Если же купите икону не в храме, а например, в любом ювелирном магазине, икону после нужно освятить.

3 молитвы Василию Великому, которые нужно читать каждый день

Василием Великим написано много молитв. Но самые главные, нужно читать каждый день.

3 молитвы для прочтения

«О великий и пресвятый святителю, отче Василие!

  • Призри от высот небесных на нас, раб Божиих (имена), и умоли Господа,
  • Егоже верный на земли служитель был еси,
  • да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение,
  • Церкви Святей послушание, жития нашего исправление и во всех нуждах,
  • скорбех и искушениях скорое поможение, терпение же и укрепление.
  • Подаждь нам твое святое благословение,
  • да оным осеняемии во вся дни богоугодно в мире и покаянии поживем и во Царствии
  • Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальную Троицу,

Отца и Сына и Святаго Духа, воспевати и славити во веки веков. Аминь».

Василием Великим была составлена 5 и 6 молитвы для утреннего правила, которые очень важны для каждого православного человека.

Молитва пятая, святого Василия Великого

Го́споди Вседержи́телю,

  1. Бо́же сил и вся́кия пло́ти, в вы́шних живы́й и на смире́нныя призира́яй,
  2. се́рдца же и утро́бы испыту́яй и сокрове́нная челове́ков я́ве предве́дый,
  3. Безнача́льный и Присносу́щный Све́те, у Него́ же несть премене́ние,
  4. или́ преложе́ния осене́ние; Сам, Безсме́ртный Царю́,
  5. приими́ моле́ния на́ша, я́же в настоя́щее вре́мя,
  6. на мно́жество Твои́х щедро́т дерза́юще, от скве́рных к Тебе́ усте́н твори́м,
  7. и оста́ви нам прегреше́ния на́ша, я́же де́лом, и сло́вом, и мы́слию,
  8. ве́дением, или́ неве́дением согреше́нная на́ми;
  9. и очи́сти ны от вся́кия скве́рны пло́ти и ду́ха.
  10. И да́руй нам бо́дренным се́рдцем и тре́звенною мы́слию всю настоя́щаго жития́ нощь прейти́,
  11. ожида́ющим прише́ствия све́тлаго и явле́ннаго дне Единоро́днаго Твое́го Сы́на, Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́,
  12. в о́ньже со сла́вою Судия́ всех прии́дет, кому́ждо отда́ти по де́лом его́;
  13. да не па́дше и облени́вшеся,
  14. но бо́дрствующе и воздви́жени в де́лание обря́щемся гото́ви, в ра́дость и Боже́ственный черто́г сла́вы Его́ совни́дем, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный,
  15. и неизрече́нная сла́дость зря́щих Твое́го лица́ добро́ту неизрече́нную.
  16. Ты бо еси́ и́стинный Свет, просвеща́яй и освяща́яй вся́ческая,

и Тя пое́т вся тварь во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва шестая, того же святого

Тя благослови́м, вы́шний Бо́же и Го́споди ми́лости,

  • творя́щаго при́сно с на́ми вели́кая же и неизсле́дованная,
  • сла́вная же и ужа́сная, и́хже несть числа́,
  • пода́вшаго нам сон во упокое́ние не́мощи на́шея,
  • и ослабле́ние трудо́в многотру́дныя пло́ти. Благодари́м Тя,
  • якo не погуби́л еси́ нас со беззако́ньми на́шими, но человеколю́бствовал еси́ обы́чно,
  • и в неча́янии лежа́щия ны воздви́гл еси́, во е́же славосло́вити держа́ву Твою́.
  • Те́мже мо́лим безме́рную Твою́ бла́гость, просвети́ на́ша мы́сли, очеса́,
  • и ум наш от тя́жкаго сна ле́ности возста́ви: отве́рзи на́ша уста́,
  • и испо́лни я Твое́го хвале́ния, я́ко да возмо́жем непоколе́блемо пе́ти же и испове́датися Тебе́, во всех, и от всех сла́вимому Бо́гу, Безнача́льному Отцу́,
  • со Единоро́дным Твои́м Сы́ном, и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом,

ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Видео: Жития Святых. Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской. Вселенский учитель

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской

Местом рождения святителя Василия Великого является Кесария Каппадокийская, где он появился на свет около 330 года в царствование императора Константина Великого. Святой Василий родился от благородных и благочестивых родителей, Василия и Емелии, которые, как и сестра Макрина, впоследствии тоже были причислены к лику святых. Бабушка Василия в юности была ученицей святого Григория Чудотворца, составившего Символ веры. Так что семена благочестия были посеяны в душе Василия с рождения.

Будущий святой получил блестящее образование под руководством отца — адвоката и преподавателя ораторского искусства: сначала он учился у лучших наставников города, потом в Константинополе и в Афинах.

Читайте также:  Рождественский сочельник - богослов

Он хорошо изучил философию, филологию, ораторское искусство, естественные науки, медицину. Василию в это время было уже 25 лет, и он заслужил всеобщее уважение и одобрение своими знаниями и чистотой жизни.

В Афинах Василий подружился с Григорием Богословом и познакомился с будущим императором Юлианом, гонителем и разорителем Церкви.

Около 358 года Василий вернулся в родной город, был крещен и поставлен во чтецы. Вскоре, стремясь к аскетизму, Василий отправился в странствие по землям Сирии, Палестины, Египта, где приобщался к жизни подвижников.

Вернувшись домой, он раздал все имущество бедным, оставив себе только необходимую одежду, и отправился для отшельнической жизни в Понт. С ним подвизался и его друг Григорий в числе прочих иноков. Святые проводили дни и ночи в воздержании, усиленном труде и изучении святых отцов Церкви.

Суровые подвиги и высоконравственная жизнь христианских отшельников привлекали к ним множество подражателей и сторонников, которые, приходя, селились поблизости.

Василий составил необходимый для них свод нравственных правил, он был сторонником общежительных монастырей, считая, что такая форма монашества способствует укреплению братской христианской любви.

В 363 году епископ Кесарийский рукоположил Василия во священника и сделал своим помощником как в административных делах, так и в борьбе за чистоту веры и нравов среди христиан и самого священства.

В 368 году, во время голода, вызванного засухой, Василий силой пламенных проповедей, а также собственного примера и авторитета убедил зажиточных граждан отворить закрома и поделиться с нуждающимися. На помощь голодным ушло и имение умершей к этому времени матери Василия, доставшееся ему по праву наследства.

В 370 году Василий стал архиепископом Кесарийским, сражался за чистоту веры на территории всей Каппадокии, ставил достойных епископов, защищая православных людей от притеснений и гонений со стороны ариан.

Много внимания святитель уделял Таинствам Церкви — Крещению и Евхаристии, вопросу священнослужения. Среди его многочисленных богословских трудов выделяются Беседы на Шестоднев, на псалмы и Толкование на книгу пророка Исаии.

Одной из важнейших заслуг архипастыря является составление чина Божественной литургии.

Святитель Василий по собственной воле стал одним из беднейших людей, но занимался организацией помощи бедным, создавал богадельни, больницы и странноприимные дома.

Умер архиепископ Василий 1 января 379 года, ему было 49 лет. Оплакивало его почти все население Кесарии. За заслуги и высочайшую святость жизни он причтен Церковью к лику святых и почитается именем «Великий».

Дни памяти: 14 января (1 января по ст. ст.) и в Соборе вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Читать

Святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской

Творения: В 2 т. Том первый: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. Прил.: Архиеп. Василий (Кривошеин). Проблема познаваемости Бога

К Творениям святителя Василия Великого

Имя святого Василия Великого стоит первым среди трех имен вселенских великих учителей и святителей, к которым наряду с ним относятся Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Он же возглавляет и трехименный список великих отцов Каппадокийцев: первые два имени в этом списке совпадают с предыдущим, а третье место занимает святитель Григорий Нисский.

Сочинения святителя представлены в данной серии в двух томах.

Сами тексты произведений предваряются пространной вступительной статьей нашего современника – известнейшего православного патролога и церковного историка, профессора Московской Духовной Академии, доктора церковной истории Алексея Ивановича Сидорова. Эта статья, безусловно, поможет читателю создать целостное, систематическое представление о Василии Великом и сориентироваться в самих произведениях святителя.

Исходя из традиционного жанрового разграничения церковной письменности, в первом томе Творений великого учителя Церкви помещены прежде всего догматико-полемические произведения.

Этот раздел включает в себя богословско-догматический трактат «О Святом Духе» и полемическое сочинение в пяти книгах «Против Евномия» (авторство двух последних из них является спорным).

Тематика этих сложных по содержанию богословских сочинений, составляющих, если так можно выразиться, «высшую математику» святоотеческого догматического богословия, навеяна спорами православных с «арианствующими» еретиками того времени – евномианами (аномеями) и пневматомахами-духоборцами. И поскольку те и другие отрицали божество Святого Духа, а первые еще и божество Сына, оба сочинения написаны в полемическом духе и включают в себя по преимуществу тематику троического богословия.

Продолжают издание сочинения экзегетические. Это, в частности, знаменитые «Беседы на Шестоднев», с которыми святитель прочно ассоциируется как православный автор, написавший одно из первых христианских толкований на сотворение мира.

К ним примыкают две беседы святого Василия «О сотворении человека». Это произведение (считающееся сомнительным в смысле авторства святителя) продолжает тему, которую сам Кесарийский архипастырь обозначил в конце своих «Бесед на Шестоднев». Изложив церковное учение о сотворении мира, святой оставил для другого случая еще более важный вопрос – о сотворении человека.

«В чем же человек имеет образ Божий и как участвует в подобии, о сем, если даст Бог, будет сказано в следующих беседах» (Беседа 9, 6). Неизвестно точно, восполнил ли недостающее Григорий Нисский, брат святого Василия, написавший свое знаменитое экзегетическое произведение «Об устроении человека», или сам святитель Василий исполнил свой заявленный в «Шестодневе» замысел.

В последнем случае таким завершением являются именно беседы «О сотворении человека». Впервые на русском языке они были изданы в «Журнале Московской Патриархии» № 1 и 3 за 1972 год и, к сожалению, оказались малодоступны широкой аудитории.

Беседы помещены в нашем издании и снабжены ми, опирающимися на французское издание серии «Христианские источники» (Sources Chretiennes) № 160 за 1970 год.

Знаменитые «Беседы на псалмы» святителя Василия Великого дополнены специально переведенными для нашего издания четырьмя беседами на псалмы 14, 37, 115, 132 по греческому тексту из «Патрологии» Миня (Patrologia graeca. T. 29).

Заключает экзегетические творения большой библейский комментарий – «Толкование на пророка Исаию», авторство которого, однако, также ставится современными патрологами под сомнение.

Впрочем, даже если допустить традиционную для подобных случаев фразу «произведение приписывается святому Василию», то необходимо отметить, что «приписывание» этого крупного и целостного труда было сделано еще в далекой древности [1].

Завершают первый том Творений знаменитые 26 бесед святителя Василия, написанные по различным поводам и открывающие нам проповеднический дар этого великого отца и учителя Церкви.

В Приложении приведена статья известного ученого-богослова, патролога, церковного деятеля русского зарубежья архиепископа Василия (Кривошеина) «Проблема познаваемости Бога: сущность и энергии у св. Василия Великого» [2].

Она поможет читателю разобраться с весьма сложной богословской проблематикой трактата святителя Василия «Против Евномия» и в целом с проблемами полемики против ереси аномеев.

Данный том снабжен также указателем цитат из Священного Писания.

Второй том Творений святого Василия Великого включает в себя нравственные, аскетические и эпистолярные сочинения: «Нравственные правила», цикл аскетических произведений, объединенных общим названием «О подвижничестве», «Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах» и «Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах», «Подвижнические уставы» и, наконец, значительный по объему корпус писем Каппадокийского святителя.

Кроме того, том содержит наследие другого известного святого отца – Амфилохия, епископа Иконийского, адресата некоторых трудов святого Василия. Перевод дошедших до нас творений святителя Амфилохия, вступительная статья и комментарии к ним выполнены и любезно предоставлены для нашего издания преподавателем МДА игуменом Вассианом (Змеевым).

В Приложении ко второму тому Творений публикуются работы Т. Налимова «Причины разделений в Церкви по воззрению св. Василия Великого», П. Смирнова «Сущность зла по учению свт. Василия Великого» и архиепископа Василия (Кривошеина) «Экклезиология св. Василия Великого». Помимо указателя цитат из Священного Писания, в нем помещены именной и предметный указатели по содержанию обоих томов.

Перевод полного собрания творений свт. Василия Великого Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския, был сделан в XIX веке и издавался до революции в 1845–1849 годах [3]. В 1900–1902 годах Московской Духовной Академией был выполнен новый, исправленный перевод [4].

Творения святителя Василия Великого приводятся по второму изданию (1900–1902). Особенностью нынешнего издания является редакторская работа, проведенная над переводом сочинений святого отца.

Текст разделен в соответствии с общепринятой в зарубежной научно-богословской науке нумерацией глав по изданиям «Патрологии» Миня и «Христианские источники», перевод сверен с греческим текстом оригинала, внесен ряд исправлений и уточнений.

Текст сочинений снабжен ми на основе критического научного аппарата вышеуказанных зарубежных изданий, облегчающими и обогащающими прочтение святоотеческих творений святых Василия Великого и Амфилохия Иконийского.

Там, где примечания заимствованы из иностранных изданий в полном объеме, приводится ссылка на это издание с указанием нумерации страниц в соответствии с сокращениями, принятыми в данном издании. Где же текст примечания серьезно изменен и дополнен, ссылка опущена. Также не указываются страницы научных изданий, используемых при работе над текстом, в случае заимствования из них ссылок на сочинения древних авторов.

Читайте также:  Труды святителя николая сербского - богослов

В постраничных сносках иногда приводятся ссылки на древние списки (кодексы), дающие различные варианты чтения тех или иных мест текста. Редакция приводит их сокращенно либо по «Патрологии» Миня, либо в виде буквенных обозначений по изданию «Христианские источники».

Кроме того, издатели позволили себе незначительную литературную обработку перевода МДА. В частности, упрощены наиболее архаичные обороты речи, заменены устаревшие слова, по возможности без какого бы то ни было ущерба для смысла и «колорита» святоотеческого текста.

Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Справка

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре вступил на путь аскетической жизни. Приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, святой Василий был поставлен чтецом.

Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки.

Сюда же Василий привлек своего друга Григория Богослова, с которым сдружился еще в Афинах. Они подвизались в строгом воздержании; при тяжелых физических трудах изучали творения древнейших толкователей Священного Писания.

Ими был составлен сборник Добротолюбие.

В царствование Констанция (337–362) распространилось лжеучение Ария. Церковь призвала к служению Василия и Григория. Василий вернулся в Кесарию, где в 362 году был рукоположен в сан диакона, в 364 году – в сан пресвитера.

При императоре Валенте (334–378), стороннике ариан, в тяжелые для православия времена к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан. В 370 году Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру.

Исполняя свое служение, он заботился о строгом соблюдении канонов Церкви, о клире, о церковной дисциплине, помогал бедным и недужным.

Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства.

Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению.

Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря – мужской и женский. Ариане всюду преследовали его. Святителю угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью.

Святой Василий вел жизнь строгую и воздержанную и тем стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем. Велика была сила его молитвы: он мог испрашивать прощения даже отрекшимся от Господа или отчаявшимся в своем спасении грешникам. Его почитали не только христиане, но и язычники и иудеи.

Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины.

Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.

Святитель Василий, разрушивший свое здоровье аскетическими подвигами и уже с сорокалетнего возраста называвший себя в письмах стариком, скончался в 378 году 49 лет от роду.

Несмотря на такую сравнительно краткую жизнь, наполненную столь разнообразными и трудными делами, Василий оставил после себя богатейший вклад в свято-отческую литературу, где его сочинения занимают одно из первых мест.

В частности, в популярном в средние века «Шестодневе» он изложил принципы христианской космологии.

Также до нас дошли 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книга о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености».

Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли – святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием.

Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов.

Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его – в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Память святителя Василия отмечается 1 (14) января и 30 января (12 февраля).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Святитель Василий Великий (379)

Святитель Василий Великий (379)

14 января (1 января ст. ст.)

Собор вселенских учителей и святителей – 12 февраля (30 января ст. ст.)

Василий Великий родился около 330 г. в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры.

Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклетиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать Емилия была дочерью мученика и причислена к лику святых (память 1 января по нов. ст.).

Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

В семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, сестра Макрина (19 июля/1 августа) – образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, брат Григорий, впоследствии святитель епископ Нисский (10/23 января), Петр, святитель епископ Севастии Армянской (9/22 января), и праведная блаженная Феозва – диакониса (10/23 января).

Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии – Григории Чудотворце, Неокесарийском (17/30 ноября).

Под руководством отца Василий получил первоначальное образование, затем обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом (25 января/7 февраля), а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения святой Василий отправился в Афины – центр классического образования.

В Афинах Василий Великий приобрел все доступные знания.

О нем говорили, что «он так изучил все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому.

Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в медицине, – это был как корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы».

В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь.

Позднее в похвальном слове Василию Великому святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: «Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном – в учении… Нам известны были две дороги: одна – к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая – к наставникам наук внешних».

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию. После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девами из прислуги удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вела подвижническую жизнь.

Василий же, приняв крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь священных книг он сначала читал их народу. Затем, «желая снискать руководителя к познанию истины», святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им.

Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. Вокруг них собрались иноки. Святые подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной.

Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук. Из одежды Василий Великий имел только сорочку (нижнюю одежду) и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно.

В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник – Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни.

Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

Читайте также:  Рождественский пост, календарь питания на каждый день недели - богослов

В царствование Констанция (337–361 гг.) распространилось лжеучение Ария – арианство.

Ариане не принимали основной догмат официальной Христианской церкви согласно которому Бог Сын предвечен, как и Бог Отец (ярыми защитниками этого догмата выступали архиепископ Александр Александрийский и его преемник Афанасий Великий).

По учению Ария, Сын Божий Иисус Христос был первым творением Бога, следовательно, не предвечен, то есть находится в подчинении Бога Отца. Согласно Арию, Сын – первое творение Отца, посредник между Богом и тварью.

https://www.youtube.com/watch?v=5i7u6SZ9ozc

В 320 году Арий был осуждён Александрийским собором, но приобрёл последователей. В 325 году в Никее был собран Первый Вселенский собор.

Учение ариан, провозглашавшее земную, а не божественную природу Иисуса Христа, было осуждено, а сам Арий изгнан.

При этом, вопреки протестам ряда присутствующих, Собор включил в Никейский символ веры отсутствовавшую в Священном Писании формулу о «единосущности» (абсолютной тождественности) Бога Отца и Бога Сына. Было принято учение о Единосущной Троице.

Впоследствии умеренное арианство имело сильные позиции среди епископата на Востоке. Антиохийский собор (341 год), позже потерявший свой статус, закрепил арианство как официальное учение.

Миланский собор (355 год), не признаваемый современными церквями, закончился почти полной победой ариан, а их противники – Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (2/15 мая), Люцифер Калаританский и другие были изгнаны из Константинополя. Тем не менее ортодоксальные христиане уже через несколько лет полностью восстановили свои позиции.

В 381 году император Феодосий, по религиозным убеждениям противник арианства, потребовал созыва нового Вселенского собора в 381 году, где арианство было осуждено.

В это сложное для православной веры время Церковь призвала к служению обоих святителей – Василия Великого и Григория Богослова. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием, епископом Антиохийским, в диакона, а затем епископом Евсевием Кесарийским в 364 году посвящен в сан пресвитера.

«Но видя, – как повествует Святитель Григорий Богослов, – что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему». Монахи встали на защиту Василия.

Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валента (364–378 гг.), решительного сторонника ариан, для православия наступают тяжелые времена. Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия.

По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был «добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних». С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место.

Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды – утром и вечером. В это время святой Василий составил чин Литургии, им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил.

Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.

Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на «пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв Литургии благоукрашения алтарей и иное». По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций.

Святитель Афанасий Великий с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства.

В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе. В книгах против Евномия Василий Великий учил о божестве Святого Духа и единстве его природы с Отцом и Сыном.

Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святителя Амфилохия, епископа Иконийского, Василий Великий написал книгу о Святом Духе.

Общее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков «оружием уст и стрелами письмен», святой Василий как неутомимый защитник православия всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Император Валент, отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазий-ских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью.

«Всё это, – ответил Василий, – для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое.

Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь». Правитель был изумлен таким ответом.

«Может быть, – продолжал святитель, – ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом.

Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат».

Доложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: «Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви». Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия.

Святой Василий почти ежедневно совершал богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные.

Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи.

По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей.

Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии – гостиницу и странноприимный дом.

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память.

В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей и Константинопольских архиепископов следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия Великого (ок. 330–379 гг., память 14 января по нов. ст.

), другая стояла за святителя Григория Богослова (ок. 330 – ок. 390 гг., память 7 февраля по нов. ст.), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (347–407 гг., память 26 ноября по нов. ст.).

От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами.

По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. Теперь этот день празднуется как Собор Вселенских Учителей и Святителей 12 февраля (30 января по ст. ст.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *