Труды святителя николая сербского — богослов

Святитель Николай Сербский

Труды святителя Николая Сербского - Богослов

Владыка Николай (Велимирович) — это имя значится на литературных творениях святого Николая Сербского, епископа Охридского и Жичского, богослова, философа, организатора народного так называемого «богомольческого» движения, почетного доктора нескольких мировых университетов, близкого нам, русским, уже тем, что он положил начало прославлению царя-мученика Николая II и его семьи.

Доселе неизвестный русскому читателю, Владыка Николай — самая крупная фигура в сербской духовной литературе XX столетия. Да и не только двадцатого. Со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора.

Стоит вспомнить, что русская литература с самых первых шагов своих связана с литературой сербской: оттуда черпала она свои первые литературные приемы, каноны, метафоры.

Оттуда, из пределов, где вживе слышалась проповедь Кирилла и Мефодия и где оставили они свою книжную школу, приходили к нам первые списки богослужебных и богословских текстов, и до сих пор, разбираясь в древних рукописях наших библиотек, мы то и дело встречаем пометку: «сербскаго письма».

В сербской редакции к нам доходили не только собственно сербские, но и многие византийские литературные памятники. Позднее, в период павшего на Сербию турецкого ига, совершался обратный процесс: сербы ехали за книгами в Россию, просили прислать к ним наших учителей.

На то, что это факты немалозначительные, указывает старательность и кропотливость, с которой всякое упоминание о них вымарывалось из нашей истории в недавнее, безбожное время. Действительно ни одного слова о сербском литературном влиянии на юную русскую литературу ни в одном учебнике советского периода вы не найдете…

С битвы на Косовом поле в 1389 году, где под натиском турецкого войска, втрое превышавшего сербское, пали, не дрогнув, почти все сербские ратники, начинается закабаление Сербии. Турки не только вырезают и порабощают сербов, они также истребляют христианские книги, выскабливают глаза Богородице на фресках, «отуречивают» сербские православные храмы, превращая их в мечети.

Книжная культура в стране замирает, некогда высокоразвитая литературная традиция обрывается, уступая место устному народному творчеству, эпическим песням, исполняемым под гусли.

О том, сколь ненавидели «безбожные агаряне» запечатленное на страницах книг слово Божие, о том, сколь яростно пытались они искоренить его, говорит тот факт, что сербы в начале XVIII века вынуждены были обратиться уже к России за самими богослужебными текстами: и до сих пор Литургия в большинстве сербских храмов совершается на церковнославянском языке в русской редакции…

Николай Велимирович, родившийся в 1881 году, через пять столетий после Косовской битвы, словно был призван показать миру, что христианская литературная традиция в Сербии чудесным образом жива, воскресла, причем воскресла полнокровно и плодотворно: литературное наследие Владыки Николая, богослова с мировым именем, насчитывает 15 объемистых томов, содерожащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых — жемчужины мировой православной книжности. Появление затем на сербском небосклоне иной богословской звезды — архимандрита Иус-тина Поповича — лишь подтвердило столь знаменательное обновление традиции.Никола Велимирович был одним из девяти детей в семье сербского крестьянина из маленького горного села Лелич. Его отец, Драгомир, славился среди односельчан грамотностью; он привил любовь к письму и сыну. Мать Николы, Катерина (впоследствии монахиня Екатерина), с малолетства водила сына в ближний монастырь Челие (Келий) на службы, к Причастию. Когда мальчик подрос, родители отдали его в школу при этом монастыре, после окончания которой отцу посоветовали направить Николу на дальнейшее обучение, и он послал сына в гимназию в город Валево в Центральной Сербии. После гимназии юноша поступил в белградскую Богословию (то есть семинарию), где на него сразу же обратили внимание, как на одаренного ученика. Вскоре Никола уже хорошо знал произведения великого сербского духовного писателя Владыки Петра Негоша, был знаком с творчеством Достоевского, Пушкина, Шекспира, Данте и других европейских классиков, а также с философией Дальнего Востока.По окончании семинарии Никола был назначен сельским учителем. Одновременно он помогал местному священнику, обходя с ним окрестные села. К этому периоду относятся и первые публикации юного автора в «Христианском вестнике» и других церковных и светских изданиях. Вскоре он получил от министра Просвещения стипендию на продолжение учебы в Швейцарии, на Бернском старокатолическом факультете.Там Никола хорошо изучил немецкий язык и усердно занимался, слушая лекции по богословию и философии, помимо своего еще на нескольких факультетах в Швейцарии и Германии. Тема его доктората — «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви».Окончив Бернский факультет, он едет в Англию, быстро овладевает английским языком и заканчивает философский факультет в Оксфорде. Свой второй докторат — «Философия Беркли» — он защищает уже во Франции на французском языке.Вернувшись в Белград и начав преподавать иностранные языки в Белградской семинарии, Никола внезапно тяжело заболевает. В больнице он дает обет целиком посвятить себя служению Богу, Сербской Церкви и своему народу, если выздоровеет. Вскоре чудесным образом исцелившись, Никола немедленно отправляется в монастырь Раковица близ Белграда, где и принимает монашеский постриг с именем Николай.В 1910 году иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. При приеме в Академию он даже не упомянул законченные им западноевропейские факультеты, а поступил просто как вчерашний семинарист. Скромный студент регулярно посещал лекции и оставался незаметным для товарищей до одного академического духовно-литературного вечера, когда буквально поразил своими знаниями и проповедническим даром и студентов, и преподавателей, и в особенности Петербургского митрополита Антония (Вадковского), который выхлопотал для него у Российского Правительства бесплатное путешествие по всей России. Это паломничество по русским святыням глубоко вдохновило отца Николая и многое открыло ему. С тех пор ни одна страна мира не воспоминалась им с такой теплотой и сердечной любовью, как Россия.Возвратившись из России, отец Николай публикует свои литературные труды, первыми в ряду которых были: «Беседы под горой», «Над грехом и смертью», «Религия Негоша»… Начинается первая мировая война, и Сербское Правительство посылает отца Николая, к тому времени уже известного духовного автора и проповедника, в Англию и Америку разъяснять общественности этих стран, за что воюет православная Сербия. Целых четыре года, с 1915 по 1919, отец Николай выступал в церквах, университетах, колледжах, в самых различных залах и собраниях, рассказывая, почему расчлененный врагами на несколько частей сербский народ столь решительно бьется за единство своей некогда великой родины. Командующий английскими войсками впоследствии заявил, что «отец Николай был третьей армией», воевавшей за сербскую и юго-славянскую идею.Примечательно, что, прекрасно зная современную ему европейскую философию и науку, Владыка Николай уже в начале 1920 годов пророчески предсказал вторую мировую войну и в деталях описал оружие и методы, которые будут в ней применяться «цивилизованной Европой». Причиной войны он полагал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» окрестил Владыка современную ему безбожную культуру… В 1920 году иеромонах Николай был рукоположен во епископа Охридского. В Охриде, древнем граде Македонии, расположенном близ Охридского озера, одного из красивейших в мире, им был создан целый цикл литературных произведений: «Молитвы на озере», «Слова о Всечеловеке», «Охридский пролог», «Омилии» и другие.Владыка ежедневно разъезжал по епархии, проповедовал и поучал народ, восстанавливал разрушенные войной церкви и монастыри, основывал дома для сирот. Предзрев опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, Владыка организовал Православное народное движение (также называемое «богомольчес-ким»), которое составили люди, откликнувшиеся на зов своего Владыки и готовые ежедневно и твердо исповедовать своей благочестивой жизнью Христа Господа.Далеко не в каждом сербском и македонском селении была в то время церковь, что являлось последствием многовекового турецкого владычества. Из некоторых высокогорных сел крестьяне редко выкраивали время, чтобы добрести до ближайшего храма, зачастую находившегося за много верст от них. В таких селах Владыка Николай ставил крепких в вере народных старейшин, постоянно объединявших крестьян для совместных походов в церковь, а в пр межутках между такими походами собирав ших их в хатах на своеобразные христианские вечера, где читалось Священное Писание, пелись божественные песни. Множество таких песен, положенных на род- никово чистые народные мелодии, сочинив сам Владыка Николай. В бесхитростных текстах их — чуть ли не вся православная догматика.Православное народное движение, распространившееся усердием Владыки Николая по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением, обусловившим возрождение монашества, обновившим веру в простом, зачастую неграмотном народе, укрепившим Сербскую Православную Церковь.В 1934 году епископ Николай был переведен в Жичскую епархию. Древний монастырь Жича требовал реставрации и всестороннего обновления, как и многие другие монастыри в том крае, находящемся в самом сердце Сербии. На это и положил свои силы Владыка Николай, и вскоре жичские святыни заблистали своим прежним светом, тем, которым светились они, быть может, еще до турецкого нашествия.Началась вторая мировая война, когда Сербия — уже в который раз! — разделила одну судьбу с Россией, как страна славянская и православная. Гитлер, найдя себе надежных союзников в хорватах, небеспричинно полагал в сербах своих ярых противников. Он лично приказал своему командующему Южным фронтом обессилить сербский народ: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первую очередь — Патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича…»Так Владыка Николай вместе с Сербским Патриархом Гавриилом оказались в печально известном концлагере Дахау в Германии — единственные из всех европейских церковных лиц такого сана взятые под стражу!Их освободила 8 мая 1945 года союзническая 36 американская дивизия. Из лагеря Владыка Николай вышел с готовой книгой — «Сквозь тюремную решетку», в которой призывал православных людей к покаянию и размышлению о том, за что Господь попустил на них столь страшное бедствие.Узнав, что в Югославии насильственным путем пришел к власти атеистический, антиправославный режим Иосифа Броза (Тито), Владыка остался в эмиграции: немало поскитавшись по Европе, он жил сначала в Англии, затем в Америке. Там он продолжил свою миссионерскую и литературную деятельность и создал такие жемчужины, как «Жатвы Господни», «Страна Недоходимая», «Единственный Человеколюбец», оттуда направлял он в сербские церкви и монастыри щедрую материальную помощь.Последние дни Владыки Николая протекли в русском монастыре святителя Тихона в штате Пенсильвания. 18 марта 1956 года Владыка мирно отошел ко Господу. Смерть застала его за молитвой.Из русского монастыря тело Владыки было перенесено в сербский монастырь святителя Саввы в Либертвилле и похоронено с большими почестями на монастырском кладбище. О переносе мощей Владыки Николая на родину в то время не могло быть и речи: режим Тито объявил его предателем и врагом народа. Узника Дахау, Владыку Николая коммунисты публично называли «сотрудником оккупантов», всячески принижали и поносили его литературные труды, полностью запретив их печатание.

Читайте также:  Крещение в храме святителя николая чудотворца тюльган - богослов

Лишь в 1991 году освободившаяся от диктатуры коммунизма Сербия вернула себе свою святыню — мощи святителя Николая Сербского. Перенос мощей Владыки вылился во всенародный праздник. Они покоятся теперь в его родном селе Лелич. Церковь, где хранятся они, с каждым годом становится местом все более и более многолюдного паломничества.

Святитeль HикoлaЙ  Сеpбский — вeликий святoй, мир и благодать, которые излучало его сердце, коснулись многих и многих сердец. Дыхание его святости согрело тысячи ищущих Бога душ. Рядом с ним выросла другая святость и богоугодная личность. Это преподобный Иустин Попович, почти наш современник, скончавшийся в 1979 году.

Прийма И.Ф (c)

Дни памяти:  Март 5,  Апрель 20

Текст жизнеописания по изданию: “Журнал Московской Патриархии”. 1999. №7.

ВИДЕО

КНИГИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

Библейские темы Верую. Вера образованных людей Десять Божиих заповедей
Труды святителя Николая Сербского - Богослов Скачать: .rtf .pdf Труды святителя Николая Сербского - Богослов Скачать: .rtf .pdf Труды святителя Николая Сербского - Богослов Скачать: .rtf .pdf
Индийские письма Миссионерские письма Молитвы на озере
Труды святителя Николая Сербского - Богослов Скачать: .rtf .pdf Труды святителя Николая Сербского - Богослов Скачать: .rtf .pdf Труды святителя Николая Сербского - Богослов Скачать: .rtf .pdf
Мысли о добре и зле О воровстве и неправедном Богатстве Объяснение молитвы Отче наш
Труды святителя Николая Сербского - Богослов Скачать: .rtf .pdf Труды святителя Николая Сербского - Богослов Скачать: .doc Труды святителя Николая Сербского - Богослов Скачать: .doc
Феодул, или Раб Божий Беседы под горой и новые беседы под горой
Скачать: .rtf .pdf Скачать: .doc

Николай сербский — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Труды святителя Николая Сербского - Богослов
Епископ Николай (Велимирович)

Николай (Велимирович) (1880-1956), епископ Охридский и Жичский, святитель, организатор православного народного движения в межвоенной Сербии, видный богослов и религиозный философ, сербский духовный писатель

Память 5 марта в день кончины и 20 апреля в день перенесения мощей из США в Сербию

В миру Никола Велимирович, родился 23 декабря 1880 года в горном селе Лелич в западной Сербии, во крестьянской семье, в которой было девять детей. Он был отдан набожными родителями в школу при монастыре Челие («Келии»).

По окончании гимназии в городе Валево и Белградской духовной семинарии, Никола Велимирович получил стипендию для обучения на Старокатолическом факультете в Берне, где в 28 лет ему была присвоена степень доктора богословия.

Тема его доктората была: «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви».

Вслед за этим Никола Велимирович блестяще заканчил философский факультет в Оксфорде и защищает свой второй, на этот раз философский, докторат.

Вернувшись в Сербию, молодой доктор начинает преподавать в Белградской семинарии, и одновременно печатает свои статьи в сербских церковных журналах, сотрудничать с которыми начал еще в юношеском возрасте.

Как это часто бывает с людьми, избранными Господом, Никола Велимирович неожиданно тяжело заболевает. В больнице он дает себе слово в случае исцеления всего себя посвятить Богу и родной Церкви.

Сразу же вслед за этим болезнь оставляет его, и, не медля ни одного лишнего дня, Никола Велимирович принимает монашеский постриг в монастыре Раковиц) близ Белграда, с наречением имени Николай.

В 1910 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Долго в Академии даже не знали о том, что он к тому времени уже окончил два известных европейских университета, при приеме в Академию он даже не упомянул законченные им западно-европейские факультеты, а поступал просто как вчерашний семинарист.

Проповеднический и литературный талант сербского студента открылся на одном из академических духовных вечеров, где речью своей о. Николай поразил всю аудиторию, а особенно — митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского).

После этого вечера митрополит Антоний выхлопотал для него у правительства стипендию на путешествие по России.

Труды святителя Николая Сербского - Богослов
Иеромонах Николай (Велимирович).

Таким образом о. Николай посетил все наиболее известные святые места, ближе узнал русский народ и никогда уже духовно не расставался с Россией. Она сделалась постоянным предметом его размышлений. С тех пор ни одна страна мира не воспринималась им с такой теплотой и родственной любовью, как Россия. В 1920-е годы, уже будучи епископом, он первым в мире заговорил о необходимости почитания памяти царской семьи. За «нерешительностью» и «безволием» последнего русского императора, о которых немало тогда говорилось среди русских эмигрантов в Сербии, он разглядел иные черты характера императора Николая II и иной смысл предреволюционных лет русской истории.

«Долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни веки, ни поколения, — писал владыка Николай в 1932 году. — Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая ближнего своего….

Русский Царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти.

Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что русский Царь с детьми своими и с миллионами собратьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли умолчать пред небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам? Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости..»

По возвращении из России о. Николай начал публиковать свои серьезные литературные труды: «Беседы под горой», «Над грехом и смертью», «Религия Негоша»…

Во время Первой мировой войны о. Николай исповедовал и причащал сербских солдат на боевых позициях и укреплял их дух проповедью. Все свое жалование он до конца войны перечислял на нужды раненых.

По поручению сербского правительства о. Николай побывал также в Англии и Америке, где в публичных выступлениях разъяснял общественности этих стран, за что воюет православная Сербия. Командующий английскими войсками заявил впоследствии, что «отец Николай был третьей армией», сражавшейся за сербскую и югославянскую идею.

Примечательно, что сразу по окончании Первой мировой войны о. Николай предсказал неизбежность нового глобального столкновения.

Знаток западной философии и культуры, он до подробностей точно описал методы, которыми будет пользоваться в следующей мировой войне «цивилизованная Европа».

Главной причиной войны он считал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» назвал владыка современную ему атеистическую культуру.

Труды святителя Николая Сербского - Богослов
Епископ Жичский Николай (Велимирович).

В 1920 году он был хиротонисан во епископа Охридским, в Македонию. Здесь, в колыбели славянской письменности, им были созданы истинные жемчужины его творчества: «Молитвы у озера», «Омилие», «Охридский пролог» и другие.

Вообще же, собрание сочинений владыки Николая насчитывает пятнадцать томов — факт удивительный, если учесть, что ни на день не прерывался его подвижнический труд по епархии. Владыка выезжал в самые отдаленные концы ее, встречался с верующими, основывал сиротские дома, помогал восстановлению разрушенных войной храмов и монастырей.

В 1924-1926 годах он был также временно управляющим зарождавшейся Американской епархии Сербского Патриархата.

Понимая опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, владыка Николай возглавил так называемое «богомольческое движение» в сербском народе, призванное привлечь к церкви простых, зачастую неграмотных крестьян, живущих в отдаленных горных селах. «Богомольцы» не составляли какой-то особой организации.

Это были люди, готовые не только регулярно посещать храм, но и повседневно жить по канонам своей православной веры, по христианским укладам родной страны, увлекая своим примером и других. «Богомольческое» движение, распространившееся стараниями владыки по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением.

В 1934 году был назначен епископом Жичским. Духовный центр ее, древний монастырь Жича, требовал всестороннего обновления, как и многие другие монастыри в этой части центральной Сербии.

И здесь, как и в Охриде, владыке Николаю пришлось упорядочивать монастырскую и церковную жизнь, нарушенную Мировой войной, а если смотреть глубже, — пятивековым турецким владычеством на Балканах.

Вскоре трудами и молитвами владыки было восстановлено множество древних церквей.

Началась Вторая мировая война, когда Сербия, уже в который раз в истории, разделила судьбу с Россией. Гитлер, нашедший себе преданных союзников в хорватах, закономерно предполагал в сербах своих противников.

Разрабатывая план вторжения в Югославию, он приказывал своему командующему Южным фронтом, в частности, следующее: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первом ряду — патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича..».

Вскоре владыка вместе с патриархом Сербским Гавриилом оказались в печально известном концлагере Дахау — единственные в Европе церковные лица такого сана, взятые под стражу!

Их освободила 8 мая 1945 года 36-я американская дивизия. К сожалению, это освобождение не означало для владыки Николая возвращения на Родину. В Югославии в конце войны насильственным способом пришел к власти атеистический режим Иосифа Амброза (Тито).

Находясь в эмиграции в Америке, владыка продолжал служить и работал над новыми книгами — «Жатвы Господни», «Страна Недоходимия», «Единственный Человеколюбец».

Его заботой была и отправка помощи в разрушенную войной Сербию.

В это время все его литературные труды на Родине были запрещены и оклеветаны, а сам он, узник фашистского концлагеря, превращен коммунистической пропагандой в «сотрудника оккупантов».

Епископ Николай мирно скончался 18 марта 1956 года в русском монастыре святого Тихона в Южном Ханаане (штат Пенсильвания). Смерть застала его за молитвой.

Труды святителя Николая Сербского - Богослов
Свт. Николай Жичский, икона

Почитание

Из русского монастыря тело владыки Николая было перенесено в сербский монастырь святого Саввы в Либертвилле (штат Иллинойс, близ Чикаго) и похоронено с почестями на местном кладбище. Последняя воля владыки — быть похороненным на Родине — в то время, по понятным причинам, не могла быть выполнена.

Прославление святителя Николая Сербского, Жичского как местночтимого святого Шабацко-Вальевской епархии совершилось в монастыре Лелич 18 марта 1987 года в день памяти владыки Николая.

После заупокойной литургии, которую служили местный епископ Шабацко-Вальевский Иоанн (Велимирович) и епископ Вршацко-Банатский Амфилохий (Радович) был пропет тропарь святителю Николаю.

К этому дню сестры монастыря Челие написали его икону.

3 мая 1991 года освободившаяся от ярма безбожия Сербия вернула себе как святыню мощи святого Николая Сербского. Перенос мощей владыки вылился во всенародное торжество, и этот день был также внесен в церковный календарь. Мощи святителя покоятся в храме его родного села Лелич.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года имя святителя Николая было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с празднованием его памяти 20 апреля (день перенесения мощей), как это установлено в Сербской Православной Церкви.

Читайте также:  Святитель василий великий, архиепископ кесарии каппадокийской (†379) - богослов

Молитвы

  • Тропарь, глас 8
  • Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.
  • Кондак, глас 3

Сербскаго Лелича рождение, архипастырем во Охриде святаго Наума был еси, от престола святителя Саввы в Жичу предстал еси, научая и просвещая люди Божия Святым Евангелием. Многия к покаянию и любве ко Христу привел еси, Христа ради страсти в Дахау претерпел еси, и сего ради, святе, от Онего же прославлен еси, Николае, Божий новоявленный угодниче.

Видео

Документальный фильм «Свт. Николай Сербский» 2005 г.

Сочинения

Собрание сочинений святителя насчитывает пятнадцать томов.

Литература

Использованные материалы

Святитель Николай Велимирович Сербский — биография, деятельность и интересные факты

Подробности о жизни и деятельности сербского святого Николая Сербского можно узнать, посетив музей в монастыре, освященном его именем в Шабацкой епархии.

Происхождение и детские годы

Святитель родился в Западной Сербии, в крестьянской семье 5 января 1881 года. Село Лелич, где жили Велимировичи, находится рядом с монастырской обителью Челие.

Драгомир, отец Николая, привел сына в церковно-приходскую школу при монастыре. Он рассчитывал, что мальчик, усвоив азы грамоты, станет посредником между селянами и властями.

Неграмотным крестьянам был необходим человек, умеющий читать и писать.

Николай показал такое усердие в учебе, что учитель посоветовал ему продолжить образование в гимназии в близлежащем Валево. Для оплаты учебы Николе (серб.) пришлось подрабатывать уроками на дому в семьях зажиточных горожан. После завершения гимназического курса Николай сделал попытку подать документы на военную специальность, но не прошел медкомиссию из-за худобы и малорослости.

Житие и служение Богу

Вместо военной карьеры юноша определил свое будущее назначение, поступив в столичную семинарию. В духовном заведении Николай стал лучшим из учеников. Тяга к знаниям у него не ограничивалась богословскими предметами. За 3 года семинарист перечитал произведения великих русских, немецких, английских писателей.

Любимым писателем был Петр Негоша, выдающийся черногорский епископ и поэт середины XIX века. Николай впитал его взгляды и мысли, которые стали его идеологией, и впоследствии озвучивал в своих проповедях.

  Епископ Савватий: «Спасский собор – это памятник трудолюбию»

Чтение развило в нем ясность мысли, умение донести суть вопроса до слушателей.

По окончании семинарии Николай работал некоторое время сельским учителем. Просветительское поприще на этом уровне его не удовлетворило.

Выхлопотав стипендию, Никола отправился для продолжения богословского образования в Бернский университет (Швейцария), где поступил на Старокатолический факультет.

В 28 лет он защитил докторскую диссертацию по богословию на тему основного догмата Апостольской Церкви. После Берна Николай год проучился в Оксфордском университете, где углубленно изучал философию. Докторскую диссертацию по философии он защитил в Женеве.

В 29 лет молодой человек возвращается в Сербию и получает должность в Белградской семинарии. В это время он начинает свою писательскую деятельность, печатая статьи по вопросам веры в газетах и журналах, издаваемых сербским патриархатом. У Николая ставят диагноз туберкулез, что заставляет его прервать работу.

Святитель дал зарок Господу, что если излечится, то примет монашество. Молитвы Николая были услышаны Спасителем, патологический процесс в легких остановился. Выполняя обещание, данное Богу, Николай постригся в монахи в Раковицкой обители в пригороде Белграда под именем Николай.

В чине иеромонаха на следующий год Николай отправляется в Петербургскую духовную академию для обучения, не поставив руководство академии в известность об имеющихся докторских степенях. Митрополит С-Петербургский и Ладожский, пораженный эрудицией сербского священнослужителя, выхлопотал ему стипендию и разрешение посетить православные русские центры.

Возвращение святого в Сербию совпало с началом Первого мирового «пожара». Святитель считал своим долгом быть на передовой, благословляя и причащая военнослужащих. По окончании войны Николай становится настоятелем Орхидской обители.

Древний монастырь был передан во владение Сербской поместной церкви в 1914 году. На протяжении 14 лет владыко Николай прилагал усилия для восстановления зданий, привлечения насельников, распространения православного учения. Владыко активно занимался делами епархии: посещал отдаленные приходы, проповедовал, писал богословские сочинения, открывал сиротские приюты.

В 1934 году Николая переводят на службу в Жичский монастырь, самую прославленную духовную обитель Сербии. Энергичный и разумный владыко превратил обитель в центр сербского православия, достигшего в этот период времени наивысшего расцвета. Желая отвлечь сербов от ереси, епископ организовал религиозное движение, названное «Богомольцы».

  • Один из его стихов стал гимном этого движения:
  • «Помоги нам, Всевышний,
  • Без Тебя ничего не сумеем,
  • Ни пахать, ни петь,
  • Ни правду отстоять».

Начало Второй мировой войны изменило судьбу епископа Николая. Главарь фашисткой Германии после оккупации Сербии издал формуляр, предписывающий истребить сербскую образованную элиту, включая духовную.

Лица, подлежащие уничтожению, были перечислены поименно. Религиозные деятели, попавшие под репрессии – глава Сербской Православной церкви Дожич, митрополит Зимонич и епископ Жичский Никола Велиморович.

С 1942 по 1944 год они содержались под строгим надзором в обители рядом с городом Панчево. В сентябре 1944 патриарха Дожича и епископа Николая перевели в «трудовой лагерь по перевоспитанию инакомыслящих» Дахау, где они пробыли до окончания войны. В мае 1945 заключенных Дахау освободила американская армия.

В Сербии к власти пришли коммунисты, обвинившие епископа Жичского в национализме и антисемитизме. Дорога на родину ему была закрыта. Святитель сначала приехал в Англию, а затем, через год, эмигрировал в Соединенные Штаты Америки.

В Америке святой Николай посвятил последние годы жизни написанию богословских произведений и книги о концентрационном лагере. Иногда его приглашали выступить с лекциями в Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке, в семинариях Джорданвилла в Пенсильвании.

Кончина

Скончался святитель Николай 18 марта в возрасте 75 лет во время утреннего обращения к Господу во время пребывания в Пенсильвании. Сюда Никола Сербский приехал, чтобы отслужить литургию в русской православной обители. Похоронен спустя 9 дней в храме сербского монастыря в штате Иллинойс.

Кто такой святитель Николай Сербский?

Так как Николай Сербский (в миру — Никола Велимирович) жил относительно недавно, сохранилось довольно много материалов о его жизни и служении.

Известно, что будущий святитель родился в Сербии, в селе Лелич, в простой крестьянской семье. Он был старшим среди всех детей в его семье, а также единственным, кто дожил до совершеннолетия.

Отец хотел обучить Николу грамоте и отдал его в начальную монастырскую школу. Там Никола быстро выучил всё, что ему преподавали, после чего родители отправили умного мальчика в гимназию. И хотя обучение тогда было платным и довольно дорогим, Никола успешно закончил школу и решил продолжить своё образование.

Поначалу молодой человек хотел стать офицером, но об этом пришлось забыть по состоянию здоровья. Тогда Никола подаёт документы в Белградскую семинарию.

Никола Велимирович в студенческие годы ru.wikipedia.org

Руководство этого учебного заведения вначале опасается принимать его на обучение — всё из-за того же здоровья. Но Никола всё-таки попадает в семинарию и заканчивает её первым учеником из всего курса.

Однако после получения диплома семинарии молодой человек не спешит становиться священником, как это обычно происходило с выпускниками подобных заведений. Он возвращается в родную деревню, работает там сельским учителем и помогает местному священнику в его служении. Понемногу Никола сотрудничает с православными изданиями в это время.

После получения стипендии от Министерства просвещения Никола Велимирович продолжает образование в Западной Европе. Помимо богословия, он изучает литературу, историю, историю церкви, а также европейские языки.

Настоящее церковное служение Николы началось лишь в 1910 году. Годом ранее Никола сильно заболел (уже вернувшись в Сербию) и дал обещание Господу, что в случае выздоровления он примет монашеский постриг.

Святитель Николай Сербский (Велимирович) Источник

Сказано — сделано. В 1910 году Никола Велимирович (теперь — иеромонах Николай) едет в Россию для продолжения духовного образования.

Вернувшись в Сербию, иеромонах Николай начинает публиковать свои интересные богословские работы в соответствующих изданиях и очень скоро приобретает славу блестящего проповедника и подвижника.

С началом Первой мировой войны Николай уходит в действующую армию в качестве полкового священника. Известно, что в это время иеромонах принимал участие в боевых походах и даже непродолжительное время командовал небольшим отрядом на передовой!

В 1915 году руководство церкви и государства, хорошо понимая, в чём настоящий талант Николая, отправляет того за границу с дипломатической миссией. В этой поездке святитель много общается с людьми, привлекая их внимание к бедственному положению в Сербии.

После окончания Первой мировой Николай становится епископом Жичским в Сербии. Высокая духовная жизнь святителя привлекает к нему огромное количество людей, и авторитет епископа растёт.

В период между двумя мировыми войнами святитель активно выступает с лекциями и проповедями, публикует множество статей, помогает различным храмам и монастырям, основывает народное Богомольческое движение, способствует созданию приютов для монастырей.

А ещё активно борется против того, чтобы католическая церковь в Сербии приобрела особое положение. В результате усилий святителя (и общественности, конечно же) потуги Ватикана по окатоличиванию Сербии провалились.

Узники Дахау во время освобождения войсками США ru.wikipedia.org

Во время Второй мировой войны гитлеровцы, зная об огромном авторитете святителя, держали его под домашним арестом. А в 1944 году он был перемещён в концлагерь Дахау. И хотя тут (по сравнению с другими узниками) у святителя было всё относительно приемлемо, он с большой болью отзывался о своём пребывании в ужасном лагере.

Так как святитель Николай придерживался монархических и антикоммунистических взглядов, после окончания Второй мировой войны возвращаться в Сербию ему было опасно. Некоторое время святитель перемещается по Европе, а затем по приглашению сербской общины переезжает в США.

Здесь жизнь святителя Николая налаживается. Он возвращается к преподавательской и миссионерской деятельности. В 1951 году поселяется в русском Свято-Тихоновском монастыре в Пенсильвании. Здесь же он становится преподавателем одноимённой семинарии.

Епископ Жичский ru.wikipedia.org

В 1955 году святитель становится ректором вышеуказанной семинарии. Но руководить этим заведением ему довелось совсем недолго: 18 марта 1956 года великий сербский подвижник отходит с миром к Господу. Из русского монастыря тело святителя перевозят в сербский монастырь святого Саввы в США.

Спустя 32 года, в 1987 году, святитель Николай был прославлен у себя на родине как местночтимый святой. В 1991 году его мощи возвращаются на родину — в Сербию. И только в 2003 году святитель был канонизирован в соборе Святого Саввы в Белграде.

Вот такой вот долгий, но очень светлый путь на Родину…

Читайте также:  Божественная литургия в благодарном 10 августа 2021 года - богослов

У книжной полки. святитель николай сербский. жизнеописание господа нашего иисуса христа. единый человеколюбец

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский — выдающийся сербский архипастырь и богослов 20 столетия. Прожив долгую жизнь, полную испытаний и скорбей, но вместе с тем и радостей по Бозе, святитель оставил после себя богатейшее духовное и литературное наследие.

Оно насчитывает 15 объемистых томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых — беседы «Над грехом и смертью», «Омилии», «Охридский пролог», «Нагорные проповеди», «Слово о Всечеловеке» и многие другие духовные жемчужины. А среди них – «Жизнеописание Господа нашего Иисуса Христа. Единый Человеколюбец».

Этот небольшой по объему, но очень важный по содержанию труд святителя вышел в свет в издательстве «Новое Небо» и занял свое место на нашей книжной полке.

***

В своем незавершенном труде «Жизнеописание Господа нашего Иисуса Христа: Единый Человеколюбец» святитель Николай Сербский касается важных и трудных мест Евангельской истории и объясняет их своей пастве, используя богатый арсенал образования, интеллекта и духовного опыта. Необычный взгляд владыки — один из самых интересных опытов толкования Священного Писания в XX веке.

Являясь воссозданием истории земной жизни Господа Иисуса Христа, произведение «Единый Человеколюбец», по словам главного редактора трудов святителя, Ильи Михайловича Числова, отличается глубочайшим проникновением, своего рода «вживанием» в события земной жизни Спасителя, позволяет по-новому взглянуть на знакомые и ставшие привычными евангельские сюжеты, открывая в них все новые смыслы.

В этом произведении поднимается давний вопрос соотношения и взаимоотношения «земной и небесной логики». Предваряя весь свой рассказ, автор пишет: «В начале было Слово. И Бог был Словом. И в Боге Слове была вся истинная небесная логика (Ин. 1:1–10). Вечная и неизменная, преисполненная силы истины, теплоты любви и сияния жизни.

Этой Своей небесной и живой логикой Бог Слово сотворил всё созданное на небе и на земле. И без Него ничто не начало быть, что начало быть, равно как без Него ничто из небытия не получило бытие».

Но, как отмечает святитель, «далеко отступив от Бога, грешные люди отстранились и от небесной логики, так что их помыслы настолько же удалились от Божиих мыслей, насколько небо отстоит от земли (Ис. 55:8–9).

Забвением сокрыв от себя небесную логику, которой Адам прежде грехопадения обладал в полной мере, теснимые страхом перед бунтующей вокруг них природой, люди выдумали свою – земную – логику, которую взяли на вооружение и которой и по сей день многие только [и] пользуются – к уничижению своего Творца и к собственной погибели. Отвергли они Слово Божие и сделались бессловесными. Бессловесной и бессмысленной стала и вся их жизнь, с чем они вполне мирятся. Поэтому, когда Бог Слово явился как человек во плоти, мир – тот мир, который Он создал, – не познал Его. Пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1:11). Не приняли Его и не поверили Ему».

По словам Ильи Михайловича, вопрос соотношения и взаимоотношения «земной и небесной логики» является на протяжении десятилетий одной из главных проблем современного христианского мира. И он стал особенно актуальным в наши дни, отмеченные печатью чисто плотского смятения и страха, равно как и чужеродного мудрования.

«Безгрешный Адам, — пишет святитель Николай, — в раю даже не спросил бы Бога: Кто Ты? Узнал бы он Его как начало и свое собственное, и всего прочего». Столь же логичным было поведение и ветхозаветного праведника Авраама, «хотя и рожденного под грехом, вне рая», однако в любой ситуации «принявшего бы ответ Спасителя как истинный».

«Но дальние потомки Авраама, – как отмечает Святитель, – не познали Христа и не признали.

Глубоко погрязнув в земной, ложной логике, не могли они постичь логику истинную, небесную – логику Бога Слова – Божественного Логоса. Его логика была им противна и ненавистна. И, будучи не в состоянии ни постигнуть ее, ни совладать с нею, они в гневе схватили камни, чтобы умертвить Его.

Неоднократно покушались они на убийство, но не удалось им это до назначенного времени. Наученные человеконенавистником-сатаной пытались они убить Единого Человеколюбца, полного благодати и истины (Ин.

 1, 14), снисшедшего на землю, чтобы возвратить людей к логике небесной и тем самым сделать их сынами Божиими».

Итак, как пишет святитель, — здесь столкновение двух логик, небесной и земной, словесной и бессловесной. В конечном же счете – противостояние Христа и сатаны. Оно простирается с Христова рождения, когда Ирод хотел убить Его, и вплоть до Его смерти на кресте.

Лишь памятуя о противоборстве двух названных логик, — отмечает автор, — можно понять Новый Завет, а равно и всю историю Церкви до сего дня и до скончания века».

Далее святитель Николай рассматривает такие моменты Священной истории, как Благовестие Пресвятой Богородице, рождение Спасителя в пещере, Его необычное прославление в день рождения, знакомство Иисуса Христа и Иоанна Предтече, которое состоялось еще когда оба младенца были во чреве своих матерей. «Для земной логики – пишет святитель, — это невозможно, но для небесной – бесспорно».

Говоря о рождении Богомладенца Христа в пещере, автор отмечает: «Не подобает ни Богу, ни человеку вести брань с сатаной тем же самым оружием. С сатанинской антилогикой борьбу следует вести небесной логикой.

Против его лжи выставляют истину, против его ненависти к Богу и человеку ополчаются любовью к Богу и человеку, против надменного превозношения и горделивости ратуют смирением и кротостью. Предположим, что сатане дано было бы право выбора места, где предпочел бы он родиться.

Вне всякого сомнения, указал бы он на самый роскошный царский дворец, стоящий на какой-нибудь выспренней земной высоте. И это соответствовало бы его антилогичной кичливости.

[Но] не так [поступил] Иисус, Сын Всевышнего и Бог Слово, не так. Тот, Кто в дальнейшем будет восхвалять нищих духом и кротких, обещая первым Царство Небесное, а вторым – наследие земли (Мф.

 5:3, 5), Сам показал Себя последним из нищих, родившись не в палатах и не на какой-либо многозначительной высоте земли, и даже не на земле, а в подземелье, и, как кроткий Агнец Божий, избрал для сего овечий загон». Почему именно здесь? На этот и другие вопросы отвечает святитель Николай в книге «Единый Человеколюбец». К сожалению, она осталась без обычного завершения.

Господь призвал к Себе Владыку из сего мира и жизни, так что этот труд его остался незаконченным. Написал он девятнадцать глав, а в книге их должно было быть свыше пятидесяти.

***

На протяжении 50 лет, вплоть до блаженной кончины, святитель Николай Сербский неустанно трудился на ниве духовного и нравственного возрождения. Этой (до сих пор) насущной проблеме была посвящена вся жизнь и деятельность святителя: его живое проповедничество, его непрерывное творчество.

Слово Сербского святителя проистекало не только из соприкосновения с правдой сего мира, но и с глубокой основой всего сущего. Личность Христа основала стержень его делания, его мышления, а слова Христа: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» — были для Владыки Николая всем и вся. Евангельской проповедью наполнены и все духовные произведения святителя.

И доказательством тому является также книга «Единый Человеколюбец».

Отношение св. Николая Сербского к своим книгам

?

священник Георгий Максимов (yurij_maximov) wrote, 2012-10-19 19:56:00 священник Георгий Максимов yurij_maximov 2012-10-19 19:56:00 Categories: У нас изданы большинство трудов святителя Николая (Велимировича), и действительно, он мыслитель первой величины для православной Сербии, да и в целом для Вселенской Православной Церкви. Между тем при оценке его наследия нужно учитывать, что в его творчестве было два периода. В первый (ранний) период он предстает интеллектуалом, получившим образование на Западе (и в России тоже), во второй (поздний) период он — богослов и тайнозритель, крепко держащийся святоотеческой традиции. Что именно его изменило — мне лично не известно. Но о том, насколько серьезно этот рубеж осмыслялся им самим, видно из следующего письма, в котором святой Николай говорит: «Ты утверждаешь, что я много написал… Действительно, я много писал, и это прежде всего потому, что не имею дара коротко излагать многое… Могу тебе искренно сказать, что все, изданное мною до 1924 года, я не хотел бы, чтобы когда-либо переиздавалось. Да и в последующих книгах есть кое-где ошибки» (Жељко З. Jелић. Непозната писма светог Николаjа Серпског. Београд, 2009. С. 54).В частности,до 1924 г. написаны «Молитвы на озере» (1922), «Мысли о добре и зле» (1923), «Религиозный дух славян» (1916), «Духовное возрождение Европы» (1917), «Религия Негоша» (1911), «Место Сербии в мировой истории» (1915);

после 1924 г. — проповеди (1925), «Охридский пролог» (1926), «Вера образованных людей» (1928), «Символы и сигналы» (1932), «Феодул» (1942), катехизис «Вера святых» (1949), «Кассиана» (1952), «Первый Закон Божий» (1959)

  • ВВЕДЕНИЕ. ИНДЕЙСКИЕ ЗВУКИ. Хау, кхола! Вопрос, вынесенный в заглавие статьи, как ты понимаешь, с подковыркой. В настоящее время осталось…
  • Чжу Фу-дзе, отрицавший чудеса, умер; всю ночь при покойном бодрствовал его зять. На рассвете гроб с телом поднялся в воздух и остался висеть в двух…
  • Жила-была девушка, которая работала на фарфоровой фабрике, и поэтому ее звали Фаянс. Фаянс постоянно хотелось веселых и увлекательных переживаний.…
  • ВВЕДЕНИЕ. ИНДЕЙСКИЕ ЗВУКИ. Хау, кхола! Вопрос, вынесенный в заглавие статьи, как ты понимаешь, с подковыркой. В настоящее время осталось…
  • Чжу Фу-дзе, отрицавший чудеса, умер; всю ночь при покойном бодрствовал его зять. На рассвете гроб с телом поднялся в воздух и остался висеть в двух…
  • Жила-была девушка, которая работала на фарфоровой фабрике, и поэтому ее звали Фаянс. Фаянс постоянно хотелось веселых и увлекательных переживаний.…

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *