Царские часы перед рождеством состоят из 1, 3, 6 и 9 часа — богослов

Царские часы перед Рождеством состоят из 1, 3, 6 и 9 часа - Богослов  Последование часов навечерия с присоединением к ним чина изобразительных совершается отдельно от утрени. Название «царские» эти часы получили на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Также это последование, согласно древним уставам, называлось «Великими часами».

Великие часы совершаются при открытых царских вратах.

  Священник в епитрахили, фелони и поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш…».

Чтец читает обычное начало и псалмы 1-го часа. К обычному 5-му псалму прибавляются два особых — 22-й и 26-й, в них Господь, принявший Крещение, изображается Пастырем, Который, по предречению Давида, «пасет мя и ничтоже мя лишит». Господь – «просвещение мое и Спаситель мой…».

  • С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение всего храма — кадит окрест Евангелия, затем алтарь, иконостас, народ и весь храм.
  • По окончании 26-го псалма читается или поется тропарь предпразднства.
  • После Богородична часа Что Тя наречем, о Благодатная хор поет особые тропари праздника со стихами.

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотию пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь.

По исполнении тропарей поется прокимен, глас 4: И возгреме с Небесе Господь, и Вышний даде глас. Стих: Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое.

Читаются паремия, Апостол и Евангелие.

В паремии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25). Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11).

Царские часы перед Рождеством состоят из 1, 3, 6 и 9 часа - Богослов

  1. По окончании Евангелия чтец читает тропари Стопы моя направи и Да исполнятся уста моя, и далее как обычно.
  2. После Трисвятого читается или поется кондак предпразднства.
  3.   На 3-м часе в особых псалмах — 28-м и 41-м — пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира:
  4. «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…»

К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя — трепет и страх при Крещении Господа — и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества.

  • Во время чтения псалмов 3-го часа иерей с диаконом (по Уставу — диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас, предстоятеля и молящихся.
  • Читается или поется тропарь предпразднства.
  • После Богородична часа Богородице, Ты еси лоза истинная хор поет особые тропари праздника со стихами.

По исполнении тропарей поется прокимен, глас 6: Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася. Стих: Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми..

Читаются паремия, Апостол и Евангелие.

В паремии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20). Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие — о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3).

По окончании Евангелия чтец читает тропарь Господь Бог благословен и далее как обычно.

На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба:

«Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения.

Во время чтения псалмов 6-го часа иерей с диаконом совершают малое каждение храма, как на 3-м часе.

По окончании 90-го псалма читается или поется тропарь предпразднства.

После Богородична часа Яко не и́мамы дерзновения .хор поет особые тропари праздника со стихами.

По исполнении тропарей поется прокимен, глас 4: В мори путие Твои, и стези Твоя в водах многих. Стих: Глас грома Твоего в колеси.

Читаются паремия, Апостол и Евангелие.

В паремии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник спасения» (Ис. 12).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12).

Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15).

По окончании Евангелия чтец читает тропарь Скоро да предварят и далее как обычно.

После Трисвятого – кондак предпразднства.

  На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа – обычный, 85-й.

  1. Во время чтения псалмов 9-го часа иерей с диаконом  совершают каждение всего храма, как на 1-м часе.
  2. По окончании 85-го псалма читается или поется тропарь предпразднства.
  3. После Богородична часа Иже нас ради рождейся хор поет особые тропари праздника со стихами.

Канонарх  читает возгласно стихиру «Руку Твою прикоснувшуюся…». На Слава и ныне эту же стихиру поет хор.

Поется прокимен, глас 3: Господь просвещение мое, и Спаситель мой, кого убоюся? Стих: Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?

Читаются паремия, Апостол и Евангелие.

Словами паремии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

По прочтении Евангелия иерей в предшествии диакона вносит Евангелие в алтарь, осенив им, согласно обычаю, народ крестообразно с амвона. Диакон затворяет царские врата, завеса же остается открытой до отпуста изобразительных (в некоторых храмах завеса закрывается и вновь отверзается с началом изобразительных).

Царские часы перед Рождеством состоят из 1, 3, 6 и 9 часа - Богослов

Чтец читает тропарь Не предаждь нас до конца и далее как обычно.

После Трисвятого – кондак предпразднства.

  По заключительной молитве 9-го часа читаются изобразительны — богослужение, совершаемое вместо Литургии, когда по какой-либо причине ее не бывает. Оно является как бы изображением, отражением Литургии, т.к. содержит изобразительные псалмы (Антифоны), гимн «Единородный Сыне», Во Царствии, Символ веры и т.д. В просторечии изобразительны называют обедницей.

Источник: https://lampada.in.ua/2019/01/navecherie-bogoyavleniya/

Что такое царские часы перед рождеством христовым?

Царские часы перед Рождеством состоят из 1, 3, 6 и 9 часа - Богослов

Что такое царские часы перед рождеством христовым?

Ча­сы — служ­бы, спе­ци­аль­но ус­та­но­в­лен­ные для ос­вя­ще­ния оп­ре­де­лён­ных ча­сов, чем-ли­бо зна­ме­на­тель­ных в ис­то­рии на­ше­го спа­се­ния, в бла­го­дар­ность за про­ис­шед­шие в них со­бы­тия.

Но так как спа­се­ние на­ше со­вер­ше­но стра­да­ни­я­ми Хри­сто­вы­ми, то и от­дель­ные мо­мен­ты это­го ве­ли­ко­го де­ла бы­ли тяг­чай­ши­ми в жиз­ни Спа­си­те­ля.

Поэтому чув­ст­во бла­го­дар­но­сти за спа­се­ние не мо­жет не рас­тво­рять­ся сле­за­ми со­стра­да­ния Хри­сту и пе­ча­ли о наших гре­хах, при­вед­ших Его на Крест.

Потому служ­ба ка­ж­до­го из ча­сов, ко­то­рых Пра­во­слав­ная Цер­ковь че­ст­ву­ет че­ты­ре: 1, 3, 6 и 9, но­сит скорб­но-по­ка­ян­ный ха­ра­к­тер. Эта служ­ба для всех ча­сов име­ет один и тот же чин (схе­му), со­вер­шен­но не по­хо­жий на чин дру­гих служб а имен­но, ус­ту­па­ю­щий им в тор­же­ст­вен­но­сти.

В по­с­лед­ний день пе­ред празд­ни­ком со­вер­ша­ет­ся на­ве­че­рие Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (Ро­ж­де­ст­вен­ский со­чель­ник), сви­де­тель­ст­ву­ю­щее об осо­бен­ной ва­ж­но­сти на­сту­па­ю­ще­го тор­же­ст­ва, ибо на­вече­рия бы­ва­ют толь­ко пе­ред ва­ж­ней­ши­ми празд­ни­ка­ми.

В Пра­во­слав­ной Цер­к­ви в на­ве­че­рие со­вер­ша­ют­ся ча­сы, на­зы­ва­е­мые Цар­ски­ми, по­то­му что из­дав­на на этом Бо­го­слу­же­нии при­сут­ст­во­ва­ли ца­ри, по­кло­ня­ясь но­во­ро­ж­дён­но­му Ца­рю ца­рей.

Цар­ские ча­сы на­чи­на­ют­ся и со­вер­ша­ют­ся при от­кры­тых цар­ских вра­тах, сре­ди хра­ма, пред Еван­ге­ли­ем, по­ло­жен­ным на ана­лое, как бы в зна­ме­ние то­го, что ны­не Спа­си­тель уже не та­ит­ся, как не­ко­г­да во мра­ке вер­те­па, но си­я­ет всем на­ро­дам. Пред Еван­ге­ли­ем вос­ку­ря­ет­ся ка­диль­ный фи­ми­ам, в вос­по­ми­на­ние ла­да­на и смир­ны, при­не­сён­ных вол­хва­ми но­во­ро­ж­дён­но­му Хри­сту.

На­зва­ние «цар­ские» эти ча­сы по­лу­чи­ли толь­ко на Ру­си.

Это бы­ло свя­за­но с их осо­бой тор­же­ст­вен­но­стью, а так­же с ви­зан­тий­ским обы­ча­ем при­сут­ст­вия им­пе­ра­то­ра во вре­мя их со­вер­ше­ния; ви­зан­тий­скую тра­ди­цию про­дол­жа­ли мо­с­ков­ские ца­ри.

Ме­ж­ду тем в ста­рых Ти­пи­ко­нах та­ко­го на­зва­ния не бы­ло. По­э­то­му бо­лее вер­ным и со­г­ла­с­ным с древ­ни­ми Ус­та­ва­ми бы­ло бы на­зва­ние ча­сов «ве­ли­ки­ми».

Со­вер­ша­ют­ся Царские Часы на­ка­ну­не празд­ни­ков Ро­ж­де­ст­ва и Кре­ще­ния, в так на­зы­ва­е­мые со­чель­ни­ки (6 ян­ва­ря и 18 ян­ва­ря), и по­свя­ща­ют­ся этим свя­щен­ным со­бы­ти­ям, а так­же в Ве­ли­кую Пят­ни­цу — ра­ди Стра­стей Гос­под­них.

Псал­мы для Цар­ских ча­сов не яв­ля­ют­ся псал­ма­ми, чи­та­ю­щи­ми­ся за все­днев­ны­ми ча­са­ми; они осо­бен­ные для ка­ж­до­го из трёх дней, ко­г­да чи­та­ют­ся эти ча­сы.

По­ми­мо псал­мов, на ка­ж­дом ча­се (а со­вер­ша­ют­ся они под­ряд, с пер­во­го по де­вя­тый) чи­та­ет­ся па­ри­мия — от­ры­вок из Вет­хо­го За­ве­та, со­дер­жа­щий про­ро­че­ст­во о вспо­ми­на­е­мом дне, текст из Апо­сто­ла и Еван­ге­лия. Кро­ме то­го, по­ют­ся осо­бые тро­па­ри.

Царские часы. Справка

Царскими они называются потому, что в константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором, а в России на них всегда присутствовали и русские цари. Во время этих часов возглашались многолетия царям.

От обыкновенных часов Царские отличаются чтением некоторых особых псалмов взамен обычных. Основное содержание Царских часов – это пение псалмов, тропарей, кондаков, которые рассказывают или пророчествуют о евангельских событиях.

Читайте также:  Третье обретение главы иоанна предтечи празднование 7 июня 2021 - богослов

В навечерия Рождества Христова и Богоявления часы совершаются все вместе и отдельно от прочих служб.

Чин Царских часов составлен св. Кириллом Александрийским (IV в., Египет); Софроний, патриарх Иерусалимский, написал для них некоторые песнопения. В Великую пятницу Царские часы совершаются по чину св. Кирилла Александрийского.

Царские часы, составленные Кириллом Александрийским, состоят из иных псалмов, нежели обычные часы: в первый час читаются 5, 2, 21 псалмы; в третий час – 34, 108, 50; в шестой час – 53, 139, 90; в девятый час – 68, 69, 85.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия   отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

  • На первом часе читается вся первая глава Евангелия от Матфея (Мф 1:18–25), включающая родословие Христа и рассказ о его Рождестве в Вифлееме.
  • На третьем часе читается Евангелие от Луки (Лк 2:1–20) о рождении Иисуса Христа в яслях, о пещере, пастухах и ангелах.
  • На шестом часе – Евангелие от Матфея  (Мф 2:1–12); на утрене читается рассказ евангелиста Матфея о рождении Спасителя, и на литургии – его же рассказ о поклонении волхвов.
  • На девятом часе читается Евангелие от Матфея  (Мф 2:13–23) – рассказ об Иосифе Обручнике, об убиении невинных младенцев, о бегстве а Египет.

Царские часы совершаются при открытых Царских вратах. Посреди храма на аналое лежит раскрытое Евангелие. Священник начинает каждение храма и прихожан, и этим вспоминаются ливан (ладан) и смирна, принесенные восточными волхвами новорожденному Христу.

Затем следует Вечерня в соединении с Литургией. Во время Вечерни читается множество паремий, подобранных применительно к Великому празднику.

В чтении паремий приоткрывается тайна Превечного Совета Божиего о спасении людей, торжественное исполнение тропарей, возвещающих об истинном этого Совета.

Часы заключаются чтением блаженн, как и перед преждеосвященной литургией, и многолетием.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В предверии рождества христова… царские часы

«Не говори никто ныне я грешен и потому не могу ликовать со всеми и воссылать Хвалу Богу. Грешных ради Бог Сый во плоти явися. Потому тебе еще более должно ликовать и веселится. Оставь ныне, затейники шумных пиршеств, телесное веселие! Приходите, да духовно торжествуем вкупе со Ангелами, хвалу Богови воссылающие.

Оставляйте то, что омрачает светлость праздника. Оставьте всякий грех — исчадие ада. Оставьте гнусные поступки. Оставьте гнев, оставьте зло, оставьте зависть и ссоры. Оставим все нечистое и земное…» Отрывок из проведи  на Рождество Христово почившего  Митрополита Самарского и Сызранского Иоанна (Снычева).

Несколько слов о подготовке к празднику от автора проекта:

С утра 6  января богослужения совершаются в белых облачениях. Белый цвет облачений используется для служения Господских праздников.

Для того, чтобы ощутить Божественную радость и подготовиться к празднику Рождества Христова в  эти дни верующий человек не должен заниматься суетными делами, его место эти дни быть в Храме на Богослужении, в ожидании Рождества самого спасителя.

И встретить Рождество со всей полнотой радости. Нужно всего лишь собраться с мыслями и придти на молитву 5 вечером, 6 утром и в ночь с 6 на 7 января — для того, чтобы ощутить Божественную Благодать от этого Великого Праздника.

Разделить этот Господский праздник с Самим Господом!

5 января вечером — в Храмах совершается обычное вечернее Богослужение, но в песнопениях мы уже слышим упоминание о предшествующем рождестве. 6 января утро…. 8 часов утра в Храмах вместо привычной исповеди, Богослужение начинается с «Царских Часов» Поясняю: Согласно уставу Церкви 6 января перед великим праздником в Храмах совершается Навечерие Рождества Христова ( Рождественский Сочельник). В навечерие совершаются так называемые «царские часы», такое название это богослужение получило еще в древности, потому, что в кафедральном соборе на навечерие Рождества Христова всегда присутствовал действующий царь. Что подчеркивает важность этого богослужения, которое очень многие когда видят не понимают что происходит, потому что все как-то по-другому не привычно. И это действительно так, «царские часы» читаются только 3 раза в году на Рождество, Крещение и в период великого поста.

Кратко поясню, если Вы решили встретить Рождество Христово и ощутить всю полноту радости родившегося Господа, то Вам рекомендую:

1. Сходить на вечернее богослужение 5 января, после чего дома подготовиться к исповеди и причастию (для этого есть особые требования, ознакомьтесь прежде со статьями как подготовиться к исповеди, как подготовиться ко причастию). 2. Сходить утром 6 января, 8-00 сходить на чтение Царских Часов, по окончании которых начнется исповедь в одном из пределов Храма, и параллейно с этим Богослужение плавно перейдет в привычную Литургию, правда в этот день будет совершаться Литургия Василия Великого. После окончании Литургии, причастившись можно и нужно пойти домой отдохнуть, не заниматься суетой, отдохнуть, если будет желание и возможность можно поспать.

Вечером в Храмах (в ночь с 6 января на 7 января, начало в 23-30 будет совершаться Ночное Праздничное Богослужение в воспоминании Рождества Господа Нашего Иисуса Христа).

Для того, чтобы встретить  праздник во всеоружии. Одеться в приличные одежды, предварительно прочитать канон ко святому причащению, вновь подготовиться к исповеди (если Вы причащались утром) и вновь причаститься святых Христовых Таин и соединиться с самих Христом в этот Великий Праздник. Не рекомендую готовиться ко причастию в праздничную Ночь, если Вы на исповеди в первый раз, Вам священник не сможет выделить времени и чем-то помочь, а на Вас время нужно много, если Вы в первый раз. Спасибо Вам за внимание! С любовью во Христе иерей Николай Осипов г.о. Самара 05.01.2017г.

Царские часы — это… Что такое Царские часы?

  • Царские часы — – называется часть службы в кануны праздников Рождества Хр., Богоявления и великую пятницу. В константинопольской церкви и в древней Руси в эти часы на богослужении присутствовали цари. В навечерия Рождества Хр. и Богоявления часы (1, 3, 6 и …   Полный православный богословский энциклопедический словарь
  • царские часы — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}   перед Рождеством и Крещением, в Великую пятницу: службы 1 го …   Словарь церковнославянского языка
  • Часы (церковная служба) — У этого термина существуют и другие значения, см. Часы (значения). Часы (греч. ὧραι)  христианские общественные богослужения, молитвословия, освящающие определённое время суток; состоят из трёх псалмов, нескольких стихов и молитв,… …   Википедия
  • ЧАСЫ (в богослужении) — ЧАСЫ (греч. horai): 1) любое богослужение суточного круга ([литургический или канонический] час; отсюда названия книг, содержащих соответствующие чинопоследования: «Часослов (см. ЧАСОСЛОВ)», «Литургия Часов (см. ЛИТУРГИЯ ЧАСОВ) »). В этой связи… …   Энциклопедический словарь
  • Часы — В православии общественные богослужения, совершаемые четыре раза в сутки: первый час вечером, третий и шестой часы утром, девятый час днем. Первый и третий часы посвящены воспоминанию суда над Иисусом Христом у Каиафы и Пилата, шестой час… …   Религиозные термины
  • Часы —    общественные богослужения, совершаемые четыре раза в сутки: первый час – вечером, третий и шестой часы – утром, девятый час – днем. Первый и третий часы посвящены воспоминанию суда над Иисусом Христом у Каиафы и Пилата, шестой час –… …   Православие. Словарь-справочник
  • Часы — – богослужение 1, 3, 6, и 9 ч. дня, обозначаемое так в Часослове. Ч. бывают: трипсалмные (т. е. заключающие по 3 псалма), из которых состоят Ч. обычные, вседневные, великопостные, царские; затем бывают Ч. без псалмов, а только из воскресных… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь
  • Часы церковные службы — этим словом обозначается в Часослове (см.) богослужение 1, 3, 6 и 9 Ч. дня. Службы Ч. (1, 3, 6 и 9) одного и того же дня бывают сходны между собою по своему составу, но в разные дни в году бывают не одинаковы. Так: 1) бывают Ч. трипсалмные,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  • Часы, церк. — этим словом обозначается в Часослове (см.) богослужение 1, 3, 6 и 9 Ч. дня. Службы Ч. (1, 3, 6 и 9) одного и того же дня бывают сходны между собою по своему составу, но в разные дни в году бывают не одинаковы. Так: 1) бывают Ч. трипсалмные,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  • Великая пятница — Распятие Христово (фреска Феофана Критянина в Крестоникитском монастыре …   Википедия

Время Церкви: Часы / Православие.Ru

Службы часов совершаются в большинстве дней года (когда не совершаются иные Часы) и потому называются вседневными. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы.

  • На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом – Его крестная смерть.
  • В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи», а день, в соответствии с солнечным кругом, – на четыре «часа», которые позднее, применительно к общепринятой римской традиции, получили название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого».
  • Обычно Часы совершаются в следующем порядке: 1-й – по завершении всенощного бдения (после утрени); 3-й и 6-й – непосредственно перед Литургией; 9-й по Уставу должен совершаться в начале всенощного бдения, перед вечерней (во многих приходских храмах он не совершается).

Молитвенную основу Часов составляют псалмы (на каждом – по три: 1-й час: Пс.5, 89, 100; 3-й час: Пс.16, 24, 50; 6-й час: Пс.53, 54, 90; 9-й час: Пс.83, 84, 85.), а также песнопения текущего дня – тропари и кондаки.

  • Последования Вседневных Часов содержатся в Часослове. Изменяемые их части: тропари и кондаки — в Октоихе, Минее и Триоди.

***

Когда появились утренние и вечерние правила?

На вопрос когда и почему появились привычные нам Утренние молитвы и Молитвы на сон грядущим точного ответа нет. Если тезисно, то можно сказать, что:

  • Утренние и Вечерние правила являются отдаленным «эхом» от Полунощницы и Повечерия — и там, и там встречаеются одни и те же молитвы.
  • Первые попытки добавлять в часослов молитвы для мирян начались на Руси еще в рукописях — примерно в XVI веке.
  • Со временем, — при распространении книгопечатания, — такие попытки становились более или менее привычным делом.
  • В конце XIX и самом начале XX веков они уже стали практически устоявшимися. И, наверное, тогда же был окончательно сформирован нынешний состав молитв.
  • А совсем окончательно Утренние и Вечерние правила, как единственная практика для мирян, стали в советское время — благодаря однотипным молитвословам Московской Патриархии — они были единственными молитвенниками в СССР.
Читайте также:  Радоница – день особого поминовения усопших - богослов

Великопостные Часы

Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности.

а) На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду). Номера кафизм см. здесь.

б) На каждом часе троекратно поется постoвой тропарь часа, с земными поклонами.

в) На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии.

г) В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», с великими (земными) поклонами.

д) Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).

  • Полный текст Великопостных Часов. Триодь Постная.
  • Последование великопостных Часов в Настольной книге священнослужителя.
  • Великопостные Часы Богослужебные указания

***

Какие молитвы входят в молитвослов?

Никаких канонических предписаний в отношении состава молитвослова в Церкви нет. Но, как минимум, в нем присутствуют четыре части:

  1. Молитвы утренние.
  2. Молитвы на сон грядущим.
  3. Последование ко Святому Причащению.
  4. Молитвы по Святом Причащении.

Иногда добавляется Псалтирь. Еще чаще — молитвы на тот или иной случай жизни.

Ассортимент молитвословов сейчас широкий — каждый может выбрать тот вариант, что подходит именно ему.

Также нет никакой разницы — написан молитвослов русским шрифтом или церковно-славянским. Нужно читать тот, которые лично вам удобнее.

В некоторых дореволюционных изданиях в тексты часословов сразу пропечатывали имена тогда живущих императоров. В этом, например, издании XVIII века — императрица Екатерина Великая и члены ее семьи.

Великие (царские) Часы

Трижды в год установлены особенные чинопоследования Часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими. Они составлены Кириллом Александрийским (IV в., Египет) и состоят из иных псалмов, нежели обычные часы:

Царские часы совершаются в сочельники (т.е. накануне) праздников Рождества Христова и Крещения Господня (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу (подвижная дата Страстной седмицы) – ради Страстей Господних.

Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.

Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое.

На каждом Часе читаются псалмы (по три на каждом): 1-й час: Пс.5, 2, 21; 3-й час: Пс.34, 108, 50; 6-й час: Пс.53, 139, 90; 9-й час: Пс.68, 69, 85.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паримия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии.

Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный.

Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха в Великую Пятницу.

  • Последование Царских Часов Рождественского сочельника. Минея (декабрь)
  • Последование Царских Часов Крещенского сочельника. Минея (январь)
  • Последование Царских Часов Великой Пятницы. (Триодь Постная)
  • Царские Часы Навечерия Рождества Христова с толкованием

***

Самый старый молитвослов

Формально самым первым составленным молитвословом можно считать ветхозаветную Псалтирь. Каждый псалом — это и есть молитва. Некоторые псалмы (например 50-й «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…») до сих пор входят в нынешние молитвословы.

Псалтирь — по сути, самый ранний молитвослов — составленный еще до Рождества Христова.

Но если говорить конкретно о молитвенных книжках, предназначенных специально для мирян, чтобы те молились дома — то их распространение связано с развитием книгопечатания. А до этого рукописные молитвословы имелись либо только в монастырях (для келейного чтения у монахов), либо у самых зажиточных жителей. И, разумеется, царей.

  О языке богослужения в православии — переводы и понимание

Пока книги были рукописными, молитвословы оставались большой редкостью. Держать у себя их имели возможность только монастыри, храмы, богатые миряне и, конечно же, царь.

См. также

Великолепный часослов герцога Беррийского, Франция, XV век

  • Апостол
  • Бревиарий
  • Добротолюбие
  • Златая цепь
  • Измарагд
  • Кондакарь
  • Маргарит
  • Паремейник
  • Псалтырь
  • Служебник

Ссылки

В Викисловаре есть статья «часослов» В Викитеке есть полный текст Часослова

  • Часослов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Православный часослов с параллельным переводом на сайте «Азбука веры»
  • Ὡρολόγιο Μονῆς Ἀκοιμήτων Χρονολόγηση: δεύτερο μισὸ 12ου αἰ. Рукопись XII в. Часовник из обители Неусыпающих (Акимитов)
  • ῾Ωρολόγιον — Часовник, рукопись 14 века на древнегреческом
  • ῾Ωρολόγιον — Часовник 1563 года на древнегреческом
  • ῾Ωρολόγιον — Часовник 1604 года на древнегреческом
  • Часовник Ивана Феодорова 1565 год. Москва
  • Часословець 1423 года, рукопись
  • Часословець нач. XV века, рукопись
  • Часовник нач. XV века, рукопись

История

Часослов учебный, издание 1951 года

Первоначальное составление Часослова приписывается преподобному Савве Освященному, включившего в него чинопоследования ежедневных церковных служб. Дополнения к Часослову сделаны, как полагают, святым Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом.

Что такое великие (царские) часы в канун Рождества Христова?

Часы – это специальные довольно короткие богослужения, посвященные определенному часу дня, в который произошло важное событие из земной жизни Спасителя. В богослужебной практике Православной Церкви это четыре часа: девятый, первый, третий и шестой.

Главная тема девятого часа – Крестная смерть Господа и Бога нашего Иисуса Христа; первого – изгнание Адама и Евы из рая, а также суд над Богочеловеком у Каиафы, Его предсмертные страдания; третьего – сошествие Святого Духа на апостолов; шестого – распятие Господа на Кресте. Названия часов, их цифирная разбивка взяты из еврейской традиции.

Древние иудеи разделяли день на четыре стражи. Отсюда и названия часов. Становиться в это время суток на молитву – традиция еще ветхозаветная, которая в христианстве приобрела уже новый смысл. Сегодня девятому часу соответствует 15.00, первому – 7.00, третьему – 9.00, шестому – 12.00.

Сейчас для удобства богослужения часов присоединяются к более длинным суточным службам. Девятый – к началу вечерни, первый – к окончанию утрени, третий и шестой служатся перед началом Литургии.

Но есть в богослужебной практике Церкви и великие, или царские часы. Их содержание приурочено к наиважнейшим православным праздникам. Они служатся три раза в год: в Страстную Пятницу, Рождественский и Крещенский сочельники.

Великими они названы потому, что служатся очень торжественно. Священник в фелони при открытых Царских вратах. В каждый час совершается каждение. В первый и последний – каждение всего храма, с горящей свечой, как на полиелее.

В каждый час читаются паремии (от греческого – притча) – специальные ветхозаветные чтения, после них Апостол и Евангелие. Чтения из Священного Писания приурочены к празднуемому событию.

Кроме того, псалмы, прокимны, тропари, кондаки – почти все молитвословия великих часов – посвящаются празднику (Рождеству Христову, Крещению Господню либо Страстям Христовым).

Царскими же эти часы названы потому, что на них, как на особо торжественных службах, присутствовали византийские императоры, что подчеркивало не только литургическую духовную важность этих служб, но и общественное их значение.

В эортологическом смысле (от греческого «эортос» – праздник; богословская наука о праздниках) Рождественский и Крещенский сочельники похожи друг на друга, как братья-близнецы. Их службы по форме также похожи.

Это связано с тем, что в древней Церкви Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день единым праздником, который назывался Святое Богоявление.

В отдельную дату празднование Рождества Христова выделилось в IV веке.

В современной церковной традиции великие (царские) часы служатся сразу один за другим в следующем порядке – 1, 3, 6, 9. Обычно при начале каждого часа соответствующее число раз ударяется в колокол.

В нынешнем году в пятницу (т. к. Рождество Христово припадает на воскресенье) совершаются великие часы. В этот день не положено служить Литургии. По Уставу богослужение царских часов начинается в 8.00.

Они словно бы вводят христианина чтениями из Священного Писания и своими молитвословиями в празднование Рождества Христова, дают сердцу и душе верный настрой.

Ведь мы часто являемся будто бы героями стихотворения И. Бродского:

В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
производит осаду прилавка
грудой свёртков навьюченный люд:

каждый сам себе царь и верблюд.

Сетки, сумки, авоськи, кульки,
шапки, галстуки, сбитые набок.
Запах водки, хвои́ и трески,
мандаринов, корицы и яблок.
Хаос лиц, и не видно тропы

в Вифлеем из-за снежной крупы.

Читайте также:  Неделя о блудном сыне начинается с 28 февраля 2021 года - богослов

Из-за всех этих хаотично нервных покупок, ломящихся столов, приезда родственников мы часто не видим тропы в Вифлеем. Забываем о главном смысле Рождества – Рождестве Спасителя мра Христа. И что мы изначально идем к Нему, а не к родственникам за бутербродами. Это все потом. Сначала – ОН.

И великие часы – это первый шаг к Нему. Переступая порог храма, мы будто бы входим в пещеру, где нас ждет Бог. И нам нужно соединиться с Ним по мере возможностей. Следует почтить Его в первую очередь.

Важно наполниться не общественными традициями Рождества (это потом), но Духом Рождества, с Которого все начинается.

А Он стяживается на богослужениях этих прекрасных, радостных величественных дней, в которые воспоминаются события спасения Богом человека.

  • Как писал в том же стихотворении поэт:
  • Но, когда на дверном сквозняке
    из тумана ночного густого
    возникает фигура в платке,
    и Младенца, и Духа Святого
    ощущаешь в себе без стыда;
  • смотришь в небо и видишь – звезда.
  • В светлый праздник Рождества Христова хочется, дорогие братья и сестры, всем нам в хаосе мирском разглядеть эту нежную сияющую звезду, ведущую нас к Богомладенцу.
  • Иерей Андрей Чиженко
    Православная Жизнь
  • Просмотрено (1001) раз

Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать?

Перед нача­лом чтения бого­слу­же­ния Часов начи­на­ю­щему чтецу необ­хо­димо забла­го­вре­менно под­го­то­виться.

I.

Необ­хо­димо иметь Часо­слов. Если у вас нет часо­слова, часы можно взять из данной пуб­ли­ка­ции (после­до­ва­ние часов смот­рите ниже) и рас­пе­ча­тать.

Часо­слов — книга, слу­жа­щая руко­вод­ством для чтецов и певчих. Часо­слов содер­жит в себе поря­док всех повсе­днев­ных служб, кроме Литур­гии. Обычно часы совер­ша­ются в сле­ду­ю­щем порядке.

Первый – по завер­ше­нии все­нощ­ного бдения, после утрени (то есть в конце вечер­него бого­слу­же­ния); третий и шестой – непо­сред­ственно перед литур­гией (один за другим); девя­тый по Уставу совер­ша­ется в начале все­нощ­ного бдения, перед вечер­ней, но в боль­шин­стве при­ход­ских храмах он опус­ка­ется.

II.

Про­чи­тайте час, кото­рый вы будете читать на бого­слу­же­нии, забла­го­вре­менно несколько раз. Про­верьте, пра­вильно ли вы ста­вите уда­ре­ния – для этого вклю­чите аудио-запись с чте­нием часов и ведите гла­зами по тексту; если обна­ру­жили, что вы сде­лали непра­виль­ное уда­ре­ние, выде­ляйте его в тексте.

III.

Кроме часо­слова вам пона­до­бятся другие бого­слу­жеб­ные книги, напри­мер, минея и октоих.

А в дни Вели­кого поста и в пас­халь­ные дни пона­до­бится Триодь (в данной пуб­ли­ка­ции не рас­смат­ри­ва­ется служба часов, совер­ша­е­мая в вели­ко­пост­ный период, так как она имеет в срав­не­нии с все­днев­ными часами свои осо­бен­но­сти). В этих бого­слу­жеб­ных книгах нахо­дятся тро­пари и кондаки, кото­рые нам будут нужны для чтения того или иного часа.

Минея (Месяч­ная) содер­жит в себе молитвы в честь святых на каждый день года и тор­же­ствен­ные службы на празд­ники Гос­подни и Бого­ро­дич­ные, при­хо­дя­щи­еся на опре­де­лен­ный день месяца. По числу 12 меся­цев она раз­де­ля­ется на 12 отдель­ных книг.

Октоих содер­жит пес­но­пе­ния (тро­пари, кондаки, каноны и проч.), раз­де­лен­ные на восемь напе­вов (так назы­ва­е­мых «гласов»). Каждый глас, в свою оче­редь, содер­жит в себе пес­но­пе­ния на все семь дней недели (то есть на сед­мицу), так что службы Окто­иха повто­ря­ются раз в восемь недель.

IV.

Кроме бого­слу­жеб­ных тек­стов необ­хо­димо иметь бого­слу­жеб­ные ука­за­ния в печат­ном (тол­стая книга с синей облож­кой) или элек­трон­ном виде.

В этой книге содер­жатся подроб­ные ука­за­ния отно­си­тельно совер­ше­ния бого­слу­же­ний на каждый день года. В обыч­ных неболь­ших цер­ков­ных лавках эта книга не про­да­ется, ее можно при­об­ре­сти в круп­ных пра­во­слав­ных мага­зи­нах.

Найти бого­слу­жеб­ные ука­за­ния можно на сайте «Азбука веры», в кален­даре ( – нажмите ссылку «Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния»).

Обра­тите вни­ма­ние, что бого­слу­жеб­ные сутки начи­на­ются с вечера преды­ду­щего дня, т.е. после­до­ва­ние Все­нощ­ного бдения в суб­боту вече­ром ищут уже в дне вос­крес­ном, а не суб­бот­нем.

Время Церкви: Часы

После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед Литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени?

Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником.

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет:

«Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада).

Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии).

Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.

Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб..

Тексты третьего часа (примерно 9 утра) тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории – суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности».

Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня, и сошествие Св.

Духа на

апостолов, последовавшее точно в этот час». (М. Скаблланович «Толковый типикон»).

Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей и молитв.

Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию о распятии Христа.

Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он». (Мф. 27, 45-47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике Русской Православной Церкви Третий и Шестой час обычно читают перед литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию).

Довольно часто к ним примыкает и Девятый час (примерно 15 часов), который посвящен воспоминанию о смерти Спасителя на кресте.

И эта привязка основывается на свидетельстве Евангелистов, например Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись»(Мф. 27, 47-51) . Три псалма (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.

По уставу Церкви Девятый час совершается перед Вечерней, но во многих приходских храмах его опускают, или читают перед литургией, когда священнику не хватает времени для совершения проскомидии.

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами.

Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм ( Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением.

Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе.

Такие расширенные часы называются «великопостными».

Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император.

Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм.

В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы».

Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы, которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило.

Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения.

Только радостные песнопения в честь Спасителя.

На анонсе миниатюра из средневекового Часослова.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *