Умывание ног христом — богослов

Что значит омовение ног в Библии? Как Иисус омывает наши ноги сегодня? Этим Иисус напоминает нам о совершенном деле. Каждая проповедь должна быть напоминанием о законченном деле Иисуса Христа.

Умывание ног Христом - Богослов

Каждый, кто напоминает вам о том, что дело Христа свершилось — омывает вам ноги.

Чаще всего, находясь в Церкви, мы не понимаем, что такое омытие Кровию и что значит омытие водой. И отсюда возникает вопрос: когда мы согрешаем, происходит ли повторное омытие Кровию? 

(Ин 13:3-11) Иисус знал, что Ему дано Отцом. Иисус знал откуда пришел, и куда идет. Встал и сделался слугой.

Те люди, которые служат в Церкви, действительно знают, что Господь дал им. Кто они такие, откуда пришли и куда идут. Уверенные люди могут позволить себе быть смиренными.

Только не уверенные люди могут быть гордыми. Если Бог дал вам все, и вы знаете, кто вы во Христе, то вы можете служить.

Можете позволить себе немного проиграть, то есть проиграть в пользу людей, а им позволить им немного выиграть.

Притчи о потерянных

Умывание ног Христом - Богослов

Притчи Иисуса не о сильных, не о тех, кто всегда первый. Если посмотреть внимательно, все притчи о потерянных. Последний получает все. Последний становится первым. И наименьший передвигает горы. В Своих притчах Иисус прославляет образ антигероя. Если мы проигрываем и позволяем кому-то победить нас и при этом не даем ему сдачи, то на нас сходит больше благодати, чем на того человека.

Именно блудному сыну достался откормленный теленок. Бог проявляет благоволение к потерянным последним и наименьшим.

Какие бы трудности не преследовали вас в этой жизни, необходимо понять, что Бог любит вас такими, какие вы есть. И как только вы это поймёте, сразу приходят удивительные перемены во всех сферах жизни.

Значение омовения ног ученикам

(Ин 13:3-6) Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?

 Физическое действие Петр понял. В этом физическом действии присутствует духовное составляющее.

(Ин 13:7-8) Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебе, не имеешь части со Мною.

Здесь не говорится о спасении. Иисус говорит о совместном служении, о совместной работе и о том, чтобы быть соработниками с Ним.

(Ин 13:9) Симон Петр говорит Ему: Господи! Не только ноги мои, но и руки, и голову.

Почему Петр чувствовал себя таким грязным? Петр понимал, что в его голове полно нечистых мыслей и руки его постоянно делают что-то не то.

Иисус делает человека чистым

(Ин 13:10) Иисус говорит ему: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все».

Иисус знал предателя Своего (Иуду). Это обращено не к нам. Тот, кто омыт, полностью чист. Это омовение нельзя повторять.

(Откр 1:5) И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мёртвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею.

Кровь Иисуса, которая пролита, это наша баня. Он омыл нас раз и навсегда Своей Кровью. Теперь мы полностью чисты.

В Ветхом Завете описано пять видов приношения Богу (Лев 1:1)

  1. Жертва всесожжения.
  2. Жертва о хлебном приношении.
  3. Жертва мирная.
  4. Жертва за грех.
  5. Жертва повинности.

Но в Книге Чисел Бог даёт людям еще одно жертвоприношение.

Повеление о пепле рыжей телицы

Умывание ног Христом - Богослов

(Чис 19:1) И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: вот устав закона, который заповедал Господь, говоря: скажи сынам Израилевым, пусть приведут тебе рыжую телицу без порока, у которой нет недостатка, и на которой не было ярма.

Почему Бог не поместил их в одну книгу, как шестую жертву? Пять приношений описывают то, что сделал Христос за каждого из нас. Особенно жертва за грех и жертва повинности, раз и навсегда.

Сегодня мы приносим мирную жертву и жертву всесожжения. Потому что они являются приятным благоуханием для Господа. Это наши дары — хвала и поклонение. Они направленны вверх. И также мы делаем добро друг другу — это жертва для других людей.

(Евр 13:16Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Омовение ног относится к жертве рыжей телицы

Почему пепел телицы описан в числах? Это не является частью дела Иисуса.

Числа — пустыня (на иврите), это для Божьего народа, которые блуждают по этой земле в ожидании небес. В ожидании того, чтобы попасть домой.

Телица должна была быть без порока и не знать ярма — это прообраз Христа. Сжигали ее на Елеонской горе. И это уникальный случай, потому что это единственная жертва, которую сжигали там. Ее сжигали до пепла, дотла.

(Чис 19:6) И пусть возьмет священник кедрового дерева и иссопа и нить из червлёной шерсти и бросит на сжигаемую телицу.

  1. Кедровая древесина.
  2. Иссоп.
  3. Красная шерстяная нить.

Все это бросали на сжигаемую телицу. Бросали всё, что представляет собой человечество. И затем это всё сгорало и превращалось в пепел.

А что такое пепел?

Это конечный продукт горения. Это законченная работа. Пепел бросали в воду, и такая вода называлась очистительной. Именно такой водой Иисус сделал обряд омовения ног ученикам.

Почему многие люди болеют в теле Христовом?

Когда Бог исцеляет проказу, часто используется вода. Если есть нечистота и истечение у женщины, то используется вода. Очень часто используется вода в книге Левит. Часто в своей жизни мы прикасаемся к смерти, услышав информацию от окружающих. А если оно не смыто, может повлиять на нас даже физически. Эта информация вызывает стресс.

В те дни пепел рыжей телицы должен был омывать каждого прикоснувшегося к смерти.

Омовение ног сегодня

Что было в воде, в которой Иисус омывал ноги ученикам? Это была не простая вода. Но если сравнить это с рыжей телицей, как Иисус омывает нам ноги сегодня? Вода — это всего лишь символ.

Иисус напоминает нам сегодня о совершенном деле. Каждая проповедь — очищение водною баней через Слово. И должно быть напоминанием о пепле (завершённое дело).

Каждый, кто напоминает вам о том, что совершил Иисус, омывает вам ноги (Еф 5:25-30)

Когда Иисус омывал ноги ученикам, там не было пепла рыжей телицы, но значение было таким же. Иисус использовал воду совершенного дела.

 Почему Иисус омыл ноги ученикам

(Ин 13:4) Встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.

Иисус взял полотенце — (лентион) кусок льняной ткани. В Библии означает праведность верующих. Иисус вновь вам напоминает, что вы праведны. И поскольку вы умыты, дьявол не может укусить вас за ногу, чтобы вы упали, заболели или впали в депрессию.

Дьявол кусает вас за ногу, потому что на ногах его пища. Он любит земной прах. Ему было назначено есть прах. Бог сказал змею в саду: будешь есть прах во все дни жизни твоей.

Поэтому, когда ваши ноги не умыты и на них пыль, вы думаете: почему я все время спотыкаюсь? Сначала я счастлив, потом в депрессии. Здоров, затем болен, ликующий, потом угрюмый, люблю, раздражаюсь. Нет стабильности.

Это всё потому, что дьявол кусает ваши ноги, он ест свою пищу. Но когда вы смываете этот прах, вы лишаете его пищи.

Что бы вы ни проповедовали, лидеры и пастыри, помните о льняном полотенце. Не забудьте отереть людям ноги. Это значит, что всегда заканчивайте Слово Божие праведностью. Напоминайте людям, что они праведны в Иисусе Христе. Когда они будут знать, кто они в Божьих глазах, тогда они будут праведно жить. Аминь!

(Еф 5:25-30) Мужья любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее себе славною Церковью, не имеющую пятна и порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Церковь уже славная и не имеет пятен благодаря Крови Христа.

Главное — это не чудеса, которые Бог делает для вас. Есть люди, для которых делаются чудеса, но они не приближаются к Богу.

Как происходит омовение ног в наше время

Умывание ног Христом - Богослов

Господь заботится о Церкви и греет вас, потому что это тело Его, от плоти Его и от кости Его. Вы члены тела Христа. И сейчас, где бы вы не находились провозглашайте, что вы тело Его. Один дух и одна душа с Ним. Друзья, вы одна плоть с Иисусом!

Как плоть Иисуса может быть совершенно здоровой, совершенно молодой и юной, когда ваша плоть больна?

В Библии написано, что мы члены тела Иисуса, (это не о духе, не надо здесь мыслить духовно) если вы верите, что Бог исцелит вас, скажите: Отец! Я благодарю Тебя. Я член тела Иисуса, Его плоти и Его костей. Как Иисус здоров, силен, молод, так и я. В этом мире, я с Ним одно тело. Кость от кости Его. Всё моё тело наполнено жизнью Воскресения Иисуса Христа.

(Евр 9:28) Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Это спасение не только от ада, а полное спасение, спасение нашего тела. У нас будет тело, которое никогда уже не состарится и не будет болеть.

Заключение

Как происходит омовение ног в наше время? Иисус омывает нам ноги сегодня, напоминая, что мы праведны. И мы, когда говорим людям, что они праведны, благодаря жертве Христа, таким образом омываем им ноги.

Читайте также:  Рождественский сочельник - богослов

У некоторых христиан всё ещё остается представление, что Он придёт, чтобы наказать верующих за грехи. Нет, верующие, ваших грехов уже никто не будет касаться. Это было сделано в первое пришествие. Этой баней вы полностью очищены навсегда.

Когда Он придёт вновь, это будет не для того, чтобы разбираться с вашими грехами. Это будет для того, чтобы дать спасение вашему телу.

А вы ожидаете Его? Вы рады, что ваше тело никогда, никогда не будет болеть? Никогда не умрёт и всегда будет молодым? Слава Богу!

Помните, что есть учения, которые направлены на самоправедность, а не на праведность Христа. Это ересь. Таким образом опускается жертва Иисуса Христа до уровня жертвы тельцов и козлов. (Евр 10:10)

Когда Отец смотрит на вас, Он видит вас без пятна и порока. Бог смотрит на вас через совершенство Своего Сына. Аминь!

Омовение ног, Страсти Христовы. Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа

(Ин. 13:1–15)

«Знаете ли, что Я сделал вам?» – вот вопрос, с которым обратился к Своим ученикам Спаситель после того, как омыл им ноги.

Тяжело Спасителю было слушать разговор учеников о первенстве, но Он все покрыл Своей любовью! Об этом свидетельствует нам ученик, возлежавший на перси Его и глубже других людей проникший в Его сердце. Имя этому ученику Иоанн Богослов. Он говорит выразительно: «Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их».

Об этом же свидетельствуют все те разговоры, которые вел Христос в этот вечер, и те блаженные откровения, которые Он дал при прощании с учениками. Об этом свидетельствует и дело, которое Он совершил среди них, то дело любви, которое Он проявил по отношению к ним.

Иоанн рассказывает нам об этом так прямо и просто, но вместе с тем так медленно и торжественно, что для нас становится ясным, какими внимательными очами следил он за Господом и Наставником Своим, как неизгладимо запечатлелось в его памяти и сердце все это событие.

Иоанн пишет: «И Иисус встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в омывальницу и начал омывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На Востоке был обычай омывать ноги гостям, которых любили и желали почтить.

Вот почему и Авраам сказал трем странникам, пришедшим к нему в рощу Мамврийскую: «Принесут немного воды, и омоют ноги ваши» (Быт. 18, 4).

И Господь Иисус, упрекая Симона фарисея, принимавшего Его в доме своем и проявившего мало любви к Нему, сказал: «Ты воды Мне на ноги не дал» (Лк. 7, 44). На Пасхальной вечери, которую праздновал Господь с учениками Своими, вероятно, не было слуги, который мог бы сделать это дело.

Конечно, кому-нибудь из учеников следовало бы оказать это дело любви к Наставнику и товарищам. Но этого нельзя было ожидать от тех, которые еще незадолго пред сим спорили, «кто из них должен почитаться большим» (Лк. 22, 24). Тогда встает Иисус Христос и совершает это служение любви.

Тот, кому Отец предал все в руки, умывает этими Своими руками их ноги.

Он, Сын Божий, сияние Его славы и образ Его ипостаси, делается слугою Своих учеников и, тем самым, делом доказывает истину сказанного Им некогда: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 45).

С благоговейным удивлением взираем мы на это смиренное служение любви, которое проявил Святейший в Израиле, Единственный Сын Божий к бедным рыбакам и мытарям галилейским. Но это умовение ног имеет для нас и другое высокое значение. Оно служит примером Его спасительной любви.

Как здесь встал Он со Своего стула, снял с Себя верхнюю одежду, опоясал Себя поясом и омыл Своим ученикам ноги: так же точно при исполнении времен Он встал с престола Своего Божества, снял с Себя одежды Своего божественного величия и опоясал Себя поясом бедности и уничижения, и принял образ раба.

Бедно и незнатно жил Он на этой земле: «Он не имел угла, где преклонить Свою голову, Он был распят, Он умер, чтобы Своею святою и драгоценною Кровью омыть нас от наших грехов. И подобно тому, как Он тогда, омыв ноги у учеников, взял Свои одежды и воссел; точно так же воссел Он одесную (престола) величия на высоте (Евр.

 1, 3) после того, как совершил дело нашего спасения. Вот то, что засвидетельствовал нам св.

Павел в словах: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 5–7).

Вот то, о чем повествует нам проповедуемое среди нас, особенно в страстные дни, Евангелие Иисуса Христа. На вопрос Господа Спасителя нашего, который Он обращает и к нам теперь, как тогда к ученикам: «Знаете ли, что Я сделал вам?» мы, взирая на Его тяжкие страдания и смерть, не можем дать иного ответа, как: да, Господи, мы знаем это и благодарим Тебя и теперь и неустанно будем благодарить за то, что Ты сделал нам!

Но омовение Христом Иисусом ног у учеников не есть только пример Его спасительной любви, оно есть и доказательство Его освящающей благодати. Ибо то, что совершил Он однажды в Своих страданиях и смерти для нас, бедных грешников, производит Он ежедневно и изобильно в каждом из нас в отдельности.

Мы должны согласиться, что мы много согрешаем ежедневно и повинны тяжкому наказанию. Потому и нуждаемся мы в ежедневном и изобильном прощении наших грехов и омовении наших преступлений. Все это совершает в нас Спаситель по Своей беспредельной и неизреченной спасающей милости.

Столь же часто, как мы в святой молитве «Отче наш», просим: прости нам долги наши! или взываем с мытарем: Боже, будь милостив ко мне, грешному! и Он дает то, о чем мы просим в покаянной вере.

И когда мы на исповеди с искренним сердцем исповедуем пред Ним свои согрешения и просим у Него прощения их, «Он, будучи верен и праведен, прощает нам грехи наши и очищает нас от всякой неправды» (1Ин. 1, 9).

Чем чаще мы с верующим сердцем приступаем к трапезе святого причащения, тем чаще дает Он нам снова прощение грехов, жизнь и блаженство, чтобы мы могли с радостным сердцем и устами прославлять Его: «Благослови, душа моя, Господи, и вся внутренность моя – святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами» (Пс. 102, 3–4).

Со своей стороны мы должны только не препятствовать Спасителю, но в смирении держаться Его исцеляющей и освящающей милости. К тому приглашает нас и Евангелие разговором Иисуса с Симоном Петром. Господь проявил уже дело любви Своей к нескольким, быть может, ко всем прочим ученикам, теперь Он приближается к Симону Петру.

Все прочие, глубоко пристыженные, дозволили совершить то, что хотел Иисус. Но Петр решительно отказывается и говорит Ему: «Господи, Тебе ли умывать мои ноги?» Ты мне? Ты, Господь, мне, непотребному рабу? Никогда.

Боже сохрани, чтобы я допустил Тебе сделать это»! С первого взгляда все это кажется очень благочестивым, смиренным, но на самом деле это было неповиновение и своеволие. Иисус, жалея Петра, кротко, но вместе с тем и уверенно отвечает ему: «Что Я делаю теперь, ты не знаешь, а уразумеешь после».

Он требует от Своего ученика, чтобы тот смиренно предал себя воле и намерению своего Господа и Наставника и обещает ему за это то, что в свое время он все узнает и испытует. Но Петр остается своевольным и не повинуется. Он еще раз восклицает: «Не умоешь ног моих вовек».

Тогда Господь строже и с угрозой говорит: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Петр приходит в ужас: этого не желает он ни теперь, ни в вечности! И в порыве любви к Спасителю он взывает: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову!»

Вот он хочет совершить уже больше, чем от него требует Господь. Как пред сим недавно он слишком далеко удалялся налево, так теперь простирается он слишком далеко направо.

Спаситель еще раз направляет его на истинный и узкий путь, говоря ему: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь».

Петр теперь понимает, что хочет сделать ему Господь и Наставник Его, и дает совершиться всему в смиренной и благодарной любви.

«Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь». Вот слова Спасителя, на которые мы должны обратить свое внимание и которые мы должны удержать в своем сердце. Однажды в своей жизни мы были омыты от всех наших согрешений, это – в святом крещении.

Вот основание, на котором мы утверждаемся, вот завет благодати, которым мы можем утешаться в радостной вере. Но никто из нас не живет так свято и чисто, чтобы пыль и грязь мира и грех не коснулись его ног.

А посему мы и нуждаемся в том, чтобы ежедневно оплакивать свои грехи слезами покаяния и сокрушенной молитвой просить Господа – не оставлять нас, но подкреплять своей всесильной благодатью! Иисус Христос взывает к каждому из нас в отдельности, как тогда к Петру: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною».

Но ведь все мы и желаем только того, чтобы быть причастными Его спасения и Его славы и теперь, и в вечности. А посему будем взывать к Нему каждый день вместе с Давидом: «Омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня!» (Пс. 50, 4).

Господь окончил Свое дело. Теперь Он берет Свои одежды, одевает их и садится снова. И тогда говорит Он Своим ученикам: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо Я точно то.

Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу: ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».

Господь Иисус требует этими словами, чтобы мы оказывали такую же смиренную, кроткую, терпеливую и милосердую любовь к своим ближним, как Он к Своим ученикам.

Всмотритесь внимательно, как унижал Себя Господь и Спаситель наш, когда Он нагибался пред каждым Своим учеником и умывал их ноги, хотя и знал, что Он Господь и Наставник и что «Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит» (Ин. 13, 3).

Как, напротив, горды мы, когда наблюдаем за тем, чтобы с нами обращались сообразно нашему положению и состоянию, чтобы все без исключения чтили и хвалили наши дела и силу, нашу мудрость и добродетели так и настолько, как и насколько мы заслуживаем этого в своих собственных глазах.

Поистине, при взгляде на Спасителя у нас должна была бы пропасть эта гордость, и мы должны были бы дать себе истинный труд научиться и знать, что предписывает всем нам апостол: «В почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12, 10).

Взгляните, какую кроткую и терпеливую любовь проявил Спаситель к Симону Петру, чтобы привести Его от своенравия и своеволия к послушанию веры! И в каком блестящем сиянии светит эта Его кроткая и терпеливая, эта дружеская и милосердая любовь даже к самому Иуде Искариотскому! Он знал хорошо, с какими лукавыми планами носится предатель.

И, несмотря на это, Он умывает ноги и у этого ученика. Как нетерпеливы, напротив, бываем мы, когда нам приходится иметь дело со своенравием или своеволием, с прихотями и странностями наших ближних! Как непощадны мы, когда нас оскорбляют или обижают; мы никогда не хотим прощать и забывать обид.

Как немилосердны мы, когда стараемся открывать всякую малейшую слабость у наших ближних, разносим их ошибку из дома в дом и судим их! Спаситель учит нас оказывать кроткую и терпеливую любовь к ближним, носить слабости наших ближних, от всего сердца прощать им то, в чем они согрешили против нас.

«Братья, – увещевает нас апостол Павел, – если и впадет человек в какое-нибудь согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6, 1), а апостол Иаков добавляет: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 19–20).

Господь требует от нас, как своих последователей, только того, чтобы мы делали то же, что Он Сам сделал, чтобы мы смиренною и кроткою, терпеливою, дружескою и милосердою любовью проповедовали добродетели Того, Кто вызвал их из тьмы невежества и направил их к чудному свету. Да поможет же нам Господь, наш Бог, в том, чтобы мы оказывали членам наших семей и домов, а равно и всем людям и даже врагам ту милосердую, дружескую, смиренную и терпеливую любовь, каковую Христос проявил в отношении к нам! Аминь.

Омовение ног — это… Что такое Омовение ног?

Омовение ног ученикам
(Псковская икона, XVI век)

Омове́ние ног — описанное в Евангелии омовение ног апостолов, которое совершил Иисус Христос перед Тайной Вечерей, в Сионской горнице в Иерусалиме. Данный обряд вошёл в богослужебную практику ряда христианских церквей.

Происхождение

На Востоке в древности данный обряд был обычаем гостеприимства (см. Быт.18:4, Быт.19:2, Быт.43:24, Суд.19:21).

Омовение Христом ног ученикам

Омовение ног ученикам описано только в Евангелии от Иоанна. Согласно его рассказу, в начале тайной вечери:

Христос умывает ноги Петру
(Джотто, фреска в капелле Скровеньи)

Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете

Символическое значение

Богослужебная практика

Омовение ног
(мастер амстердамского кабинета, конец XV века)

Обряд омовения ног присутствует в богослужебных традициях многих христианских церквей.

Католицизм

В католической церкви обряд омовения ног совершается в Великий четверг на вечерней мессе воспоминания Тайной Вечери. Священник, предстоятельствующий на мессе, омывает ноги 12 прихожанам. Обряд проводится после проповеди, перед началом Евхаристической литургии.

Православие

В православной церкви обряд (чин умовения ног) совершается в Великий четверг архиереем, который омывает ноги 12 священникам (или монахам) в воспоминание омовения, исполненного Спасителем над апостолами пред Тайной вечерей.

Чин возник в Иерусалиме в VI—VII веках; впервые встречается в грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария. Около VIII века чин был воспринят в Константинополе, где, в отличие от Иерусалима, первоначально совершался не после, а до литургии Великого четверга, что отражено в Типиконе Великой церкви, в первоначальной редакции Студийского устава, в Евергетидском Типиконе[1].

В Иерусалиме чин обычно совершается Патриархом на площади Храма Воскресения.[2]

В практике РПЦ в XX веке обряд вышел из обязательного использования (совершался лишь в отдельных епархиях). В 2009 году патриарх Кирилл 16 апреля, в Великий четверг, по окончании литургии в Богоявленском соборе впервые в новейшей истории русской церкви совершил чин умовения ног.[3]

Протестантизм

Омовение ног рядовыми верующими во время причастия практикуется в следующих деноминациях:

Обычно братья (лица мужского пола) омывают ноги другим братьям, а сёстры — сёстрам.

В истории известны случаи, когда в учении некоторых церквей была убеждённость, что без омовения ног перед евхаристией, человек теряет спасение. Однако большинство протестантских богословов соглашаются, что омовение ног — пример для нелицеприятного служения другим в духе любви, а не обязательное условие спасения (см. Благодать).

Византийская мозаика из Осиос Лукас

См. также

  • Помазание Иисуса миром (Омовение ног Иисусу грешницей)
  • Падодака

Примечания

  • Статья в словаре Брокгауза и Ефрона

Толкование на От Иоанна 13:14 — толкование отцов церкви

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на От Иоанна 13:14 / Ин 13:14

Евангелие от Иоанна 13 стих 14 — синодальный текст:

Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.

Ст. 14−15 Аще убо Аз, Господь и Учитель, умых ваши нозе, и вы должни есте друг другу умывати: образ бо сей дах вам, да, якоже Аз сотворих, тако и вы творите

Но ведь это не одно и то же, потому что Он — Учитель и Господь, а вы между собою — сорабы. Что же значит: тако? С таким же усердием. Для того Он и берет примеры от большего, чтобы мы делали хоть меньшее. Так и учителя пишут для детей весьма красивые буквы, чтобы они, хотя несовершенно, подражали им.

Что же теперь — презирающие своих собратий? Что теперь — требующие почестей? Христос умыл ноги предателю, святотатцу и хищнику и в самое время предательства, несмотря на нераскаянность, сделал его общником трапезы; а ты гордишься и надмеваешься? Так значит, скажешь, мы должны умывать ноги друг другу, следовательно и рабам? А что же особенного, если и рабам? Здесь раб и свободный различаются только по имени, а там — по существу дела. Христос по естеству Господь, а мы рабы; однако ж Он не отказался и это сделать. Но теперь приходится довольствоваться, если и со свободными мы не поступаем, как с рабами и купленными невольниками. И что мы тогда скажем, мы, и имеющие образцы такого долготерпения, нисколько не подражающие им, а поступающие совершенно напротив — без меры превозносящиеся и не воздающие должного? Ведь Бог, Сам сначала совершив это (умыв ноги), сделал нас должниками друг другу, хотя мы обязаны воздавать друг другу и меньше (того, что Он сделал), так как Он — Господь, а мы, если будем делать это, будем делать для подобных нам рабов. На это самое и Он указал словами: аще убо Аз, Господь и Учитель, и еще: тако и вы. Следовало бы сказать: тем более вы — рабы; но Он предоставил это совести слушателей. Но почему же Он сделал это теперь? Потому, что (ученики) скоро уже должны были и сподобиться чести, одни — большей, другие — меньшей.

Поэтому, чтобы они не возносились друг над другом и не говорили, как прежде: кто есть болий, и не негодовали друг на друга, Он у всех их отнимает высокомерие, говоря: хотя бы ты был и очень велик, ты не должен нисколько возноситься над братом.

И не сказал того, что важнее, именно: если Я умыл ноги предателю, то что великого в том, если вы (будете умывать ноги) друг другу? — но, показав это на самом деле, предоставил судить о том зрителям. Поэтому Он говорил: иже аще сотворит и научит, сей велий наречется (Мф. 5, 19), потому что учить по-настоящему — это значит исполнять самим делом.

Такое учение какой не истребит надменности? Какой не уничтожит гордости и высокомерия? Седящий на херувимах умыл ноги предателю; а ты, человек, — земля и пепел, персть и прах, — превозносишься и высокомудрствуешь? И какой же будешь достоин ты геенны? Если ты действительно желаешь иметь чувства высокие, — приди, Я покажу тебе путь, потому что ты даже не знаешь, что это значит.

Кто прилепляется к настоящему, как к чему-то великому, у того душа низкая. Поэтому и смиренномудрие может быть только при величии души, и надменность — только от низости души.

Как малые дети пристрастны бывают к ничтожным вещам, к мячикам, обручам и костям, а о великом не могут иметь и понятия, так точно и здесь: кто любомудрствует, тот будет считать за ничто блага настоящие (и потому ни сам не захочет иметь их, ни у другого не возьмет их), а кто не любомудрствует, тот будет думать иначе, будет пристрастен к паутине, к тени, к сонным мечтам и к тому, что еще ничтожнее этого.

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу

Так, мы должны любить друг друга и служить друг другу во взаимных нуждах. И чем кто выше, тем больше должен служить пользам других.

Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.

Евфимий Зигабен (~1050−~1122)

Аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должни есте друг другу умывати нозе

Иисус Христос не сказал: если Я, по природе Своей Бог, умыл ноги вам, рабам по своей природе, то тем более вы должны умывать ноги друг другу, так как все вы одинаковые рабы; не сказал и так: если Я умыл ноги предателя, то тем более вы должны умывать ноги врагов, — но исполнив все это на деле, Иисус Христос предоставил суждение это совести слушателей.

1) Омовение ног (13:1—17)

1) Омовение ног (13:1—17)

Это действие происходит во время вечери с учениками. Об истинной природе пищи и ее роли как в пасхальной семейной трапезе, так и в процессе Тайной вечери, описанной у трех других евангелистов, спорят давно (ср.: Мк.

14:12–26; Лк. 22:1–38). Многие сходства данной трапезы с той, что описана в других Евангелиях, заставляют нас предположить, что это, скорее всего, одно и то же событие. Позже мы попытаемся обосновать такую точку зрения.

Рассказ о трапезе начинается с описания потрясающей сцены. По восточному этикету полагалось, чтобы раб омыл ноги гостей, которые испачкали их, путешествуя по пыльным улицам. Это занятие считалось очень унизительным и поэтому входило в разряд тех, которые еврейские рабы не были обязаны делать[173].

Иисус, видя, что ученики принялись за трапезу с невымытыми ногами, так как ни один из них не был готов к такой унизительной работе (никто не станет мыть ноги равному), встает, снимает с Себя верхнюю одежду[174], опоясывается полотенцем и начинает мыть, а затем отирать ноги учеников. Петр, как обычно, не сдержавшись, начинает резко противиться Иисусу.

Иисус преодолевает его сопротивление, уверяя, что только омытые принадлежат Ему (7–9). Петр должен ввериться Иисусу, ибо в Его действии заключается глубокий смысл, который станет понятен Петру позже. Реакция Петра абсолютно искренняя: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову (9). Но Иисус отвечает: …омытому нужно только ноги умыть (10).

Символический смысл Его действий откроется ученикам позже (…что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после, 1).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

II. Омовение ног
В христианском мире никогда не придавали большого значения служению омовения ног. Большинство современных христиан просто обходят этот обряд. Однако при правильном понимании служение ногоомовения — это идеальная подготовка к празднованию Вечери

10. Не следует откладывать омовение ног

10. Не следует откладывать омовение ног «Священнодействие омовения ног не должно откладываться из–за того, что некоторые верующие по исповеданию не очистились от своих грехов. Христос знал сердце Иуды и, тем не менее, омыл его ноги»
(там

1) Омовение ног (13:1—17)
Это действие происходит во время вечери с учениками. Об истинной природе пищи и ее роли как в пасхальной семейной трапезе, так и в процессе Тайной вечери, описанной у трех других евангелистов, спорят давно (ср.: Мк. 14:12–26; Лк. 22:1–38). Многие сходства

Омовение рук

Омовение рук
После освящения дня следует омовение рук (ивр. нетилат ядаим). Каждый участник субботней трапезы должен трижды ополоснуть попеременно правую и левую руку (кисть). Затем следует вытереть руки, произнося при этом: «Благословен ты, Господь, Бог наш, Владыка

Омовение рук

Омовение рук
После этого предстоятель приклоняется и смиренно молит Господа принять эту жертву.Кроме того, на торжественных Мессах он может совершить каждение даров и алтаря, после чего совершается каждение перед ним самим и перед всем собранием — Церковью, Телом

Не внешнее омовение

Не внешнее омовение
Однажды Возвышенный пребывал в Весали, в большой роще, в доме с остроконечной кровлей.Тогда Нандака, знатный человек из Ликчави, пришел к Возвышенному, приветствовал его и сел подле него. Когда он сидел таким образом, Возвышенный сказал этому Нандаке,

Не внешнее омовение

Не внешнее омовение
Однажды Возвышенный пребывал в Весали, в большой роще, в доме с остроконечной кровлей.Тогда Нандака, знатный человек из Ликчави, пришел к Возвышенному, приветствовал его и сел подле него. Когда он сидел таким образом, Возвышенный сказал этому Нандаке,

Омовение ног (Иоанн 13:2-20)

Омовение ног (Иоанн 13:2-20).
Был обычай перед вечерею умывать ноги, что делал обыкновенно слуга. Но обычай этот не всегда соблюдался (ср. Лук. 7:44); видно, не был соблюден и в малом обществе Господа, очевидно, потому, что Господь Сам имел в виду показать ученикам пример смирения и

Омовение ног Ин. 13, 1–20

Омовение ног
Ин. 13, 1–20
Вечеря продолжалась. Господь Иисус Христос был окружен двенадцатью учениками, между которыми находился также предатель Иуда симонов искариотский, уже таивший в себе ужасный замысел. Богочеловек ясно зрел будущее, видел своего предателя, знал, что

Омовение ног

Омовение ног
Наступила Пасха. В этот день в Иудее вспоминали, как Моисей вывел израильский народ из египетского плена. Поздним вечером люди ели печеного ягненка с пресным хлебом и горькими травами.– Где мы будем праздновать Пасху? – спросили ученики у Господа.– Идите

9. Омовение ног

9. Омовение ног
В повествовании о последних часах, проведенных Иисусом с Его учениками, содержится необычный эпизод, всегда производивший глубокое впечатление на верующих. Вот что там сказано: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час его перейти от мира сего к

Глава 4 Омовение

Глава 4
Омовение
29.Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Если бы я не боялся обременить мою моих последователей, то велел бы использовать зубочистку при каждом

Глава 2 Омовение рук

Глава 2
Омовение рук
1. Каждое утро человек оказывается как бы сотворенным заново для служения Всевышнему. Поэтому прежде всего он обязан освятить себя, совершив нетилат ядаим (омовение кистей рук), — подобно тому, как когены, приступая к своей работе в Храме, каждый день

Омовение ног (Иоанн 13:2-20)

Омовение ног (Иоанн 13:2-20).
Был обычай перед вечерею умывать ноги, что делал обыкновенно слуга. Но обычай этот не всегда соблюдался (ср. Лук. 7:44); видно, не был соблюден и в малом обществе Господа, очевидно, потому, что Господь Сам имел в виду показать ученикам пример смирения и

Омовение ног. Евангелие от Иоанна 13:1-11

Омовение ног. Евангелие от Иоанна 13:1-11 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришёл час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать

Глава 369: Омовение мальчиков

Глава 369:
Омовение мальчиков.
461 (857). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прошёл мимо могилы, находившейся отдельно от других могил, и встал во главе их (для совершения заупокойной

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *